Входная арка 1950-х годов – главный «фасад» парка имени Маяковского и первое, что видят его гости. Авторами в исторической записке указаны архитекторы Владимир Емельянов и Анатолий Романов. Время не пощадило этот объект: штукатурка осыпается, изящные детали требуют срочного вмешательства реставраторов.
Чтобы вернуть арке былое величие, Алексей Гуров совместно с руководством парка начал масштабное исследование: инженеры Уральского федерального университета оценили состояние конструкций, специалисты анализировали слои штукатурки, чтобы выяснить подлинный цвет, а сам архитектор погрузился в архивные чертежи.
Выяснилось, что когда-то арка выглядела иначе. В монументальных афишных стенах располагались чугунные торшеры, а в проекте осталась колоннада –центральная точка входа, на которую была «нацелена» улица Мичурина. Позднейшие изменения развязки смазали этот эффектный градостроительный замысел. Собрав воедино пазл из исторических свидетельств, инженерных заключений и данных по колористике, команда проекта воссоздала архитектурный облик, близкий к оригиналу.
Завершает преображение подсветка. При анализе слоев покрытия арки были выявлены разные оттенки – от оранжевого до охристо‑коричневого; скорее всего именно охристо‑коричневый был первоначальным цветом. На данный момент цвет выбран по рекомендациям Уральского центра реставрации и проектирования: серо‑бежевый для стен и красно‑коричневая кровля. Оригинальный оттенок отражен в подсветке арки в ее новом варианте – подобран закатный цвет, близкий к оригиналу, что позволяет историческому виду вновь появляться с наступлением темноты, да и теплые оттенки в условиях Урала играют немаловажную роль.
В настоящий момент проект находится в стадии разработки рабочей документации, реализация запланирована на 2026 год. Мастер-план развития всего парка подготовило архитектурное бюро SVESMI.
Алексей Гуров
Я опирался на идеи мастер‑плана SVESMI, но многие их решения носили преимущественно концептуальный характер и местами уже не соответствовали реальным условиям. Парк провел собственный тщательный анализ и внес тонкие, но важные корректировки – те, что незаметны с первого взгляда, но определяют функциональность и комфорт пространства.
Некоторые предложения SVESMI вызывали обоснованные сомнения. К примеру, идея убрать центральный цветник – традиционный партер советской парковой архитектуры – и перераспределить его по боковой части привела бы к расширению проезда, превратив парк в магистраль и лишив людей газонов, где они проводят время. Такие решения требуют переосмысления.
В процессе доработки я стремился сохранить дух мастер‑плана, но привести его к реализации: соблюсти нормы безопасности; обеспечить проезды спецтехники; учесть суровый уральский климат и необходимость мест складирования снега; при этом сохранить общественные пространства и их комфорт для посетителей.
После длительной работы с территорией я начинаю читать ее как книгу: улавливаю слои истории, понимаю структуру и учусь «разговаривать» с людьми через парковую архитектуру. Нельзя проектировать вслепую – важно изучить исторический контекст и выслушать окружение.