English version

На династической тропе

Дома и таунхаусы комплекса «Царская тропа» строятся в поселке Гаспра – с запада и востока от дворцов бывшей великокняжеской резиденции «Ай-Тодор». Так что одной из главных задач разработавших проект архитекторов бюро KPLN было соответствовать значимому соседству. Как это отразилось на объемном построении, как на фасадах и каким образом авторы используют рельеф – читайте в нашей статье.

mainImg
Архитектор:
Сергей Никешкин
Проект:
ЖК Царская тропа
Россия, Ялта, пгт Гаспра

Авторский коллектив:
Сергей Никешкин, Евгений Железко, Константин Кузнецов, Александра Смирнова, Юлия Плеханова, Полина Горохова

8.2024

Заказчик: ВЛАТРУАН

Место, выбранное застройщиком для возведения элитного жилого комплекса, накладывает на архитекторов особенную ответственность: до того, как стать детским санаторием имени Розы Люксембург, оно принадлежало императорской фамилии. Вместе с имением императрицы Марии Александровны «Ливадия» и имением «Ореанда» императора Николая I усадебный комплекс «Ай-Тодор» сформировал так называемый Царский берег на Южном берегу Крыма. 

  • zooming
    ЖК Царская тропа. Достопримечательности
    © KPLN
  • zooming
    ЖК Царская тропа. Транспортная доступность
    © KPLN

Землю в Ай-Тодоре приобрел в 1869 году великий князь Михаил Романов для своей супруги Ольги Федоровны, которая затем передала имение сыну Александру. Рассматривая архивные фотографии – с буйной зеленью на фоне горных массивов, плетеными креслами, маркизами на окнах и многочисленными детьми в белых нарядах, – особенно остро чувствуешь перемены XX века. 

За время «романовского» периода строительство в имении велось по проектам ялтинских архитекторов. Михаил Котенков – автор сохранившегося дворца с резными деревянными элементами на фасаде. По проекту Николая Краснова в 1912 году был построен «флигель» для семи детей Александра: двухэтажное здание отражало увлечение Великого князя археологией – фасад и интерьеры украшали античные барельефы, предположительно найденные при раскопках римской крепости Харакс на мысе Ай-Тодор. Эти два здания, а также построенную в 1912 году школу, впоследствии превратили в корпуса санатория. Церковь сохранилась до наших дней в виде жилого дома, уцелел и ряд хозяйственных построек. Еще оно свидетельство времени – начало созданной по инициативе Александра «Горизонтальной дорожки», той самой Царской тропы, по которой можно дойти до «Ливадии». Она-то и дала название новому жилому комплексу. 

Санаторий продолжал функционировать в зданиях имения до 2017 года, когда он был выставлен на продажу. Статус объекта культурного наследия регионального значения имеют только два здания – Малый и Детский дворцы. В соответствии с установленными предметами охраны введены высотные ограничения. Серьезных реставраций комплекса за все время не проводилось. 
  • zooming
    ЖК Царская тропа. Границы территории и зоны охраны ОКН
    © KPLN
  • zooming
    ЖК Царская тропа. Аксонометрия
    © KPLN

Территория имения «Ай-Тодор» в императорское время насчитывала больше 200 га; сейчас охранная зона, как видно на показанной выше схеме, очерчивает исторические дворцы, а на прилегающих участках разрешено строить здания высотой от 2 до 8 этажей. Помимо дворцов будет сохранен и отреставрирован Столовый корпус 1860 года постройки. Впрочем, ни сроки, ни исполнитель этих работ не известны, как и будущая функция зданий. 

Очевидно, что одной из главных задач Сергея Никешкина и архитекторов KPLN («Крупный план») было – с одной стороны, дистанцироваться от памятников, а с другой – как-то отреагировать на историческое соседство. 

Так что авторы проекта, насколько позволяет рельеф, отодвигают застройку к контурам участка, расширяя таким образом «остров» в центре. Получаются два обрамляющих усадебные постройки «клина». Малый, расположенный в западной части, состоит из трехэтажных таунхаусов. Большой «клин» в восточной части – преимущественно из восьмиэтажных многоквартирных домов, а также четырех урбан-вилл, чьи габариты соответствуют историческим постройкам. Еще один блок таунхаусов расположится на месте школы 1912 года, отделенной отрезком дороги, – с основным участком этот «анклав» предполагается соединить пешеходным мостиком в направлении бульвара и исторической лестницы, ведущей к Детскому дворцу.
ЖК Царская тропа. Генплан
© KPLN

На юге участка, со стороны Маратовской улицы, формируется упорядоченное городское пространство, очерченное с помощью стилобата, который объединяет пять корпусов. Стилобат встроен в рельеф с перепадом 5 метров, в заглубленной части расположены парковочные места и кладовые, а на сторону улицы ориентированы вестибюли и коммерческие помещения. Такой же полуподземный этаж есть и у отдельностоящих корпусов с северной стороны «клина». Стилобат архитекторы предлагают замаскировать зеленью – как будто холм «прорастает» сквозь дома и светящиеся витрины ведут в магазины, устроенные прямо в теле горы; так бывает, особенно в южных городах. «Эффект холма» авторы создают с помощью вертикального озеленения, перетекающего в зеленую кровлю.
  • zooming
    1 / 5
    ЖК Царская тропа
    © KPLN
  • zooming
    2 / 5
    ЖК Царская тропа. Этап 2. Корпус 4,5,6,7,8,9. План 1 этажа
    © KPLN
  • zooming
    3 / 5
    ЖК Царская тропа
    © KPLN
  • zooming
    4 / 5
    ЖК Царская тропа
    © KPLN
  • zooming
    5 / 5
    ЖК Царская тропа. Планировка типовых этажей
    © KPLN

Схожее, даже более масштабное решение с KPLN использовало и в проекте аэропорта Карачаево-Черкессии, только там они фактически превратили в искусственный холм кровлю аэропорта – а здесь, скорее, вторят окружению. С верхней стороны, со склона можно будет пешком зайти прямо на кровлю стилобата, а все кровли домов нового комплекса – эксплуатируемые, доступные для жителей, и с озеленением. 

В рядах таунхаусов местность приобретает уже отчетливо загородный характер – без магазинов и кафе, но все же с благоустроенным тротуаром, освещением и палисадниками.     
  • zooming
    1 / 6
    ЖК Царская тропа. Таунхаусы. Планировки типовых этажей
    © KPLN
  • zooming
    2 / 6
    ЖК Царская тропа. Таунхаус тип 4. Разрез
    © KPLN
  • zooming
    3 / 6
    ЖК Царская тропа. Таунхаус тип 1. Разрез
    © KPLN
  • zooming
    4 / 6
    ЖК Царская тропа. Таунхаус тип 2. Разрез
    © KPLN
  • zooming
    5 / 6
    ЖК Царская тропа
    © KPLN
  • zooming
    6 / 6
    ЖК Царская тропа. Таунхаус тип 1. План типового этажа
    © KPLN

Все восьмиэтажные корпуса имеют в плане стремящийся к квадрату прямоугольник и единое пластическое решение – отступ двух верхних этажей, который формирует открытые в сторону моря террасы: ориентация не просто понятная, а даже почти неизбежная для курортного жилья. Если мы посмотрим на городской ландшафт всего поселка Гаспра в целом или хотя бы на ближайшее окружение Ай-Тодора, то там, как и в почти всех наших причерноморских поселениях и санаториях, соседствуют два-три формата жилья – к примеру, панельные двенадцатиэтажки и ИЖС / или же масштабные отельные корпуса и коттеджи.

Вот и здесь: таунхаусы тяготеют к индивидуальным домам поселка, составляя с ними ткань застройки приблизительно одинаковой небольшой высоты, а 8-этажки – переглядываются с советскими домами. К тому же здесь достаточно большой перепад высот, таунхаусы и соседние с ними дома поселка стоят на высоте порядка 190 м над уровнем моря, а многоэтажки, как и советские дома, на 10 метров выше; так что и объемные переклички оказываются разными: первые «перетекают» друг в друга, не особенно возвышаясь над деревьями – вторые затевают диалог на расстоянии 300 метров.  
  • zooming
    ЖК Царская тропа
    © KPLN
  • zooming
    ЖК Царская тропа
    © KPLN

Собственно памятники в центральной части территории Ай-Тодора участвуют в игре, скорее, как наблюдатели: отступая от дворцов, жилые дома формируют своего рода полосу вежливого отстранения, паузу, которая потенциально, предположу, способна стать территорией будущего историко-культурного развития. 

Если объемно-пространственная композиция «Царской тропы» скорее откликается на морфологию окружающей застройки Гаспры – то фасадные решения, напротив, вводят в нее целый ряд новых, актуальных для наших дней, подходов.  

Фасадная сетка 8-этажных домов формирует модули, объединенные на высоту двух этажей – актуальнейший прием, чья основная задача состоит в визуальном уменьшении масштаба, а дополнительная – в возможности сделать пропорции более стройными, вертикализированными. Еще один современный мотив – арки без импостов и архивольтов. Их несколько видов: повсеместно, в домах любой высоты, встречаются арки из камня и из золотистой перфорированной сетки; но в таунхаусах декора минимум, поверхность камня плоскостная, а в домах покрупнее авторы прочертили каменную поверхность углубленными желобками, акцентировав форму ради лучшей читаемости при взгляде издалека. 
  • zooming
    ЖК Царская тропа
    © KPLN
  • zooming
    ЖК Царская тропа
    © KPLN

Металл чередуется с камнем, так же как и арки – с ортогональной сеткой, причем в таунхаусах смена решений происходит чаще, посекционно, чему немало способствует расстановка блокированных объемов «пилой», с небольшим сдвигом друг относительно друга. В восьмиэтажных домах чередуются фасады, причем два соседних на одном объеме как правило разные. Все вместе, особенно арки из светлого юрского известняка, напоминает как храмовые прясла, так и восточные решетки-машрабии – а следовательно, реагирует на характер и историю места.

В чередовании арок и сеток можно увидеть и отсылки к архитектуре усадебных построек «Ай-Тодора», хотя ни фоновой, ни зависящей от императорского историзма, архитектуру не назовешь: это самостоятельное высказывание как в пропорциональном построении, так и в материалах.
  • zooming
    ЖК Царская тропа
    © KPLN
  • zooming
    ЖК Царская тропа
    © KPLN

Высота этажа в квартирах – 3,6 метра, что комфортно и, конечно же, заметно больше, чем в советских 12-этажкках на том же склоне. Чуть больше половины квартир восьмиэтажных корпусов – студии, что объясняется курортным типом местности; в то же время лучшие видовые характеристики – на море, дворцовый комплекс и горы, получили многокомнатные квартиры. У части квартир на первом этаже есть палисадники. Кое-где, в том числе и в студиях, запланирована полуторная высота с антресольным уровнем для спальни. Площади варьируются от 23 до 204 м2

Если собственно дома авторы отодвинули к краям, то благоустройство, напротив, захватывает значительную часть территории: окружение дворцовых зданий и начальный участок Царской тропы, идущей от Маратовской улицы парадная лестница. Планируется сохранить старые ценные деревья – кипарисы, секвойи, кедры, дубы и другие породы. Со стороны таунхаусов рядом с новой церковью появится искусственный пруд. Архитекторы активно используют рельеф, стремясь придать ландшафту качество разнообразия с помощью амфитеатров, каскадов, лабиринтов и ступенчатых ландшафтных композиций. Аттракторы, а также детские и спортивные площадки, соединит пешеходный бульвар. 

Строительство комплекса уже началось, завершить его планируют к 2030 году.
Архитектор:
Сергей Никешкин
Проект:
ЖК Царская тропа
Россия, Ялта, пгт Гаспра

Авторский коллектив:
Сергей Никешкин, Евгений Железко, Константин Кузнецов, Александра Смирнова, Юлия Плеханова, Полина Горохова

8.2024

Заказчик: ВЛАТРУАН

21 Октября 2025

Похожие статьи
Шорт-лист WAF Interiors: Hotels
Новая подборка интерьеров из шорт-листа конкурса WAF Interiors представляет разнообразные гостиничные форматы, среди которых преобладают разные этнические и экзотические образцы, что не столько говорит о тенденциях в дизайне, сколько о зонах активного развития туристического рынка.
Архитектурный рисунок в эпоху ИИ
Объявлены победители The Architecture Drawing Prize 2025. Это 15 авторов, чьи работы отражают главные векторы развития архитектурной мысли сегодня: память места, экологическую ответственность и критику цифровой культуры.
Шорт-лист WAF Interiors: Retail
Продолжаем серию обзоров интерьеров, вышедших в финал конкурса WAF Interiors, и представляем пять объектов из номинации Retail, в которой развернулась битва между огромным моллом и небольшими магазинами, высокотехнологичными и уютными пространствами, где сам процесс покупки должен быть в радость.
Шорт-лист WAF Interiors: Education
Продолжаем серию обзоров интерьеров, вышедших в финал конкурса WAF Interiors, и представляем пять объектов из номинации Education, каждый из которых демонстрирует различные подходы к образовательным пространствам для детей и взрослых.
Шорт-лист WAF Interiors: Public Buildings
В преддверии фестиваля WAF начинаем публикацию серии обзоров интерьеров, вышедших в финал конкурса WAF Interiors, и предлагаем читателям ARCHI.RU попробовать свои силы в оценке мировых интерьерных тенденций и выбрать своего победителя в каждой номинации, чтобы потом сравнить результаты с оценкой жюри.
Поговорим об истине и красоте
В этом материале – калейдоскоп впечатлений одного дня, проведенного на деловой программе Архитектона. Тезисно зафиксировали содержание дискуссий о возможностях архитектурной фотографии и графики, феномене инсталляций и будущем, которое придет на смену постмодернизму. А еще – на прогулке с Сергеем Мишиным тренировали «метафизическое зрение», которое позволяет увидеть параллельный Петербург.
Несколько причин прийти на «Зодчество»
В Гостином дворе открылся 33 фестиваль «Зодчество». Одновременно с ним на одной площадке пройдут еще два фестиваля: «Наша школа» и «Лучший интерьер». У каждого фестиваля есть своя деловая, выставочная и конкурсная программы. Мы посмотрели анонсы и сделали небольшую подборку событий из всех трех фестивальных программ.
Speed-dating с героями 90-х и другие причины пойти на Архитектон-2025
На этой неделе в петербургском Манеже открывается Архитектон – 10-дневный фестиваль с выставкой, премией и деловой программой, которая обещает северной столице встряску: придет ОАМ, будут новые форматы, обсудят намыв, конкурсы, философское и социальное измерение архитектуры. Советуем запастись абонементом и начать составлять график. В этом материале – хайлайты, на которые мы обратили внимание.
В лесах и на горах
В удивительных по красоте природных локациях по проектам «Генпро» строятся сразу два масштабных туристических кластера: один в Заполярье, в окрестностях Салехарда, другой – на Камчатке, у подножия вулкана Вилючинская Сопка.
Дом, в котором
Музей искусств Санкт-Петербурга XX-XXI веков открыл выставку «Фрагменты эпох» в парадных залах своего нового здания – особняка купца Ивана Алафузова на набережной канала Грибоедова. Рассказываем, почему сюда стоит заглянуть тем, кто хочет проникнуться духом Петербурга.
Вся мудрость океана
В Калининграде открылся новый корпус Музея мирового океана «Планета океан». Примечательно не только здание в виде 42-метрового шара, но и экспозиция, которая включает научные коллекции – их собирали около 10 лет, аквариумы с 3000 гидробионтов, а также специально разработанные инсталляции. Дизайн разработало петербургское бюро музейной сценографии «Метаформа», которое соединило все нити в увлекательное повествование.
Пикник теоретиков-градостроителей на обочине
Руководитель бюро Empate Марина Егорова собрала теоретиков-градостроителей – преемников Алексея Гутнова и Вячеслава Глазычева – чтобы возродить содержательность и фундаментальность профессиональной дискуссии. На первой встрече успели обсудить многое: вспомнили базу, сверили ценности, рассмотрели передовой пример Казанской агломерации и закончили непостижимостью российского межевания. Предлагаем тезисы всех выступлений.
WAF 2025: кто в коротком списке
Всемирный фестиваль архитектуры объявил шорт-листы всех номинаций. В списки попали постройки и проекты бюро ATRIUM, TCHOBAN VOSS Architekten и Kerimov Architects – предлагаем их краткий обзор.
Петербург Георгия Траугота
С 29 мая по 17 августа 2025 года в московском пространстве Ile Theleme проходит персональная выставка ленинградского художника Георгия Траугота. Более ста работ мастера представляют все грани творчества этого самобытного автора. Петербург Траугота – в эссе Екатерины Алиповой.
На Марс летит Франциск Ассизский
Кураторская экспозиция XIX Венецианской архитектурной биеннале дает ощущение, что мир вот-вот шагнет в новую эпоху, и даже есть надежда, что это будут не темные века. Предлагаем обзор идей и концепций, которые могут изменить нашу реальность до неузнаваемости: декарбонизирующие города, построенные для человека и других видов, орбитальные теплицы, биопатина и бикерамика, растительные архивы – все это очень близко.
XIX Архитектурная биеннале Венеции: павильоны в Арсенале
Экспозиции национальных павильонов на территории Арсенала продолжают удивлять, восхищать и озадачивать посетителя. Рассказываем про города из лавы, сваренный на воде из лагуны эспрессо, подземные источники прохлады и множество других концепций из разных стран.
Гаражный футуратор
Первым куратором нового спецпроекта Арх Москвы «Футуратор» стало бюро Katarsis. Свободные в выборе инструментов и формата Петр Советников и Вера Степанская обратились к теме «параллельного ландшафта» – малозначительной и невоспроизводимой архитектуры, которая не зависит от конъюнктуры, но исподволь влияет на реальную жизнь человека. Искать параллельный ландшафт отправились восемь участников: на дачу, в лес, за город, на шашлыки. Оказалось, его сложно заметить, но потом невозможно забыть.
Арх Москва: исследования
Лозунг «Если чего-то не понимаешь – исследуй!» звучит все громче, все актуальнее. Не отстает и Арх Москва – выставка, где разнообразные исследовательские работы показывают достаточно давно, а с некоторых пор специально для очередной выставки кураторы делают одно исследование за другим. Как говорится, однако тренд. Мы планируем опубликовать несколько исследований, обнаруженных на выставке, полностью и по отдельности, а пока – обзор разных видов исследований, представленных на Арх Москве 2025.
XIX Архитектурная биеннале Венеции: сады Джардини
Наш редактор Алена Кузнецова побывала на Венецианской биеннале и Миланской триеннале – теперь есть, с чем сравнивать Арх Москву и петербургский Архитектон. В этом материале – 10 субъективно любимых национальных павильонов в садах Джардини, несколько советов по посещению и неформальные впечатления. Используйте как референс, срез настроений, а лучше всего – как основу для составления собственного маршрута.
NEXT 2025: сияние чистого разума
Спецпроект Арх Москвы NEXT в этом году прошел под кураторством школы МАРШ в лице Никиты Токарева, который задал тему «Места и события». На этот раз все объекты были интерактивные, а зрителя вовлекали с помощью тактильных материалов, видеомэппинга, цветовых фильтров и даже небольшого театрализованного действа. Рассказываем обо всех инсталляциях девяти бюро и одного журнала.
Место ожидания
Архитектурная студия GRAD совместно с НПО «Новая конструкция» разработала концепцию автостанции, которую можно использовать для развития внутреннего туризма. За счет модульных алюминиевых фасадов и стального несущего каркаса здание строится быстро, вмещает необходимый набор функциональных помещений, а также предлагает запоминающийся образ, который при этом может вписаться почти в любой контекст.
XIX Архитектурная биеннале в Венеции: награды
В Венеции раздали золотых и серебряных львов. Отмеченные жюри работы демонстрируют концептуальный размах выставки – здесь и исследования в области киберфеминизма, и борьба с империями, и размышления о границах реставрации. Но на первом плане все же проблемы, обозначенные куратором Карло Ратти: изменения климата, перепотребление, отходы. Главный приз забрал Бахрейн, который показал способы выживания в экстремальной жаре. Среди других лауреатов – кирпичи из слоновьего навоза, эспрессо с водой из лагуны и стихийные рынки, где чужой мусор превращается в ресурс.
По ком звонит колокол
В петербургском Манеже работает выставка, посвященная подвигу тыла в годы Великой Отечественной войны. За архитектуру отвечало бюро DD|A:D, которое не оставило посетителям шансов «проскользить» по экспозиции: приемы из сакральной и мемориальной архитектуры включают чувства, а фактуры, цвет и свет задают тон, подготавливая к встрече с тяжелыми и важными событиями.
Песнь песней
В Европейском университете в Санкт-Петербурге открылась персональная выставка Сергея Мишина «Проект проекта». По его собственному определению, на ней представлена руда, из которой добывается вещество архитектуры: графика, блокноты, заметки и осколки, предшествующие рабочим чертежам. Кроме графики есть и тексты Сергея Мишина и о нем – выдающиеся примеры того, как можно говорить об архитектуре.
Любовь не горит
Последняя выставка петербургской Анненкирхе перед закрытием на реставрацию вспоминает все, что происходило в здании на протяжении трех столетий: от венчания Карла Брюллова до киносеансов Иосифа Бродского, рок-концерты и выставки экспериментального искусства, наконец – пожар, после которого приход расцвел с новой силой. Успейте запечатлеть образ одного из самых необычных мест Петербурга.
2024: что читали архитекторы
В нашем традиционном новогоднем опросе архитекторы вспомнили много хороших книг – и мы решили объединить их в отдельный список. Некоторые издания упоминались даже несколько раз, что дало нам повод составить топ-4 с короткими комментариями. Берем на вооружение и читаем.
Блеск и пепел
В Русском музее до середины мая работает выставка «Великий Карл», приуроченная к 225-летию художника и окончанию работ по реставрации «Последнего дня Помпеи». Архитектуру доверили Андрею Воронову («Архатака»): он утопил в «пепле» Академические залы и запустил в них лазурный цвет, визуализировал линию жизни и приблизил картины к зрителю, обеспечив свежесть восприятия. Нам понравилось.
От Перово до Новогиреево
В декабре заработала новая выставка проекта «Москва без окраин», рассказывающая, в том числе, об архитектуре районов Перово и Новогиреево. Музей Москвы подготовил гид по объектам, представленным в новой экспозиции. Выставка работает до 9 марта.
Звери в пещере
В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков открылась выставка «Анималистика. И в шутку, и всерьез». Архитектурной частью занималась мастерская «Витрувий и сыновья», которая превратила один из залов в пещеру Альтамира. А во дворе музея появилась ёлка, претендующая на звание самой оригинальной и фотогеничной в городе.
Технологии и материалы
Безуглеродный концепт
MVRDV NEXT – исследовательское подразделение бюро – запустило бесплатный онлайн-сервис CarbonSpace для оценки углеродного следа архитектурных проектов.
Универсальная совместимость
Клинкерная плитка азербайджанского производителя Sultan Ceramic для навесных вентфасадов получила техническое свидетельство Минстроя РФ. Материал совместим с распространенными подсистемами НФС и имеет полный пакет документации для прохождения экспертизы. Разбираем характеристики и возможности применения.
Как локализовать производство в России за два года?
Еще два года назад Рокфон (бизнес-подразделение компании РОКВУЛ) – производитель акустических подвесных потолков и стеновых панелей – две трети ассортимента и треть исходных материалов импортировал из Европы. О том, как в рекордный срок удалось локализовать производство, рассказывает Марина Потокер, генеральный директор РОКВУЛ.
Город в цвете
Серый асфальт давно перестал быть единственным решением для городских пространств. На смену ему приходит цветной асфальтобетон – технологичный материал, который архитекторы и дизайнеры все чаще используют как полноценный инструмент в работе со средой. Он позволяет создавать цветное покрытие в массе, обеспечивая долговечность даже к высоким нагрузкам.
Формула изгиба: кирпичная радиальная кладка
Специалисты компании Славдом делятся опытом реализации радиальной кирпичной кладки на фасадах ЖК «Беринг» в Новосибирске, где для воплощения нестандартного фасада применялась НФС Baut.
Напряженный камень
Лондонский Музей дизайна представил конструкцию из преднапряженных каменных блоков.
LVL брус – для реконструкций
Реконструкция объектов культурного наследия и старого фонда упирается в ряд ограничений: от весовых нагрузок на ветхие стены до запрета на изменение фасадов. LVL брус (клееный брус из шпона) предлагает архитекторам и конструкторам эффективное решение. Его высокая прочность при малом весе позволяет заменять перекрытия и стропильные системы, не усиливая фундамент, а монтаж возможен без применения кранов.
Гид архитектора по нормам пожаростойкого остекления
Проектировщики регулярно сталкиваются с замечаниями при согласовании светопрозрачных противопожарных конструкций и затянутыми в связи с этим сроками. RGC предлагает решение этой проблемы – закаленное противопожарное стекло PyroSafe с пределом огнестойкости E60, прошедшее полный цикл испытаний.
Конструктор фасадов
Показываем, как устроены фасады ЖК «Европейский берег» в Новосибирске – масштабном проекте комплексного развития территории на берегу Оби, реализуемом по мастер-плану голландского бюро KCAP. Универсальным приемом для создания индивидуальной архитектуры корпусов в микрорайоне стала система НВФ с АКВАПАНЕЛЬ.
Тихий офис – продуктивный офис
Тихий офис – ключ к продуктивности. Миллионы компаний тратят средства на эргономику и оборудование, игнорируя главного врага эффективности: шум. В офисах open space сотрудники теряют до 66% потенциала лишь из-за разговоров коллег, что напрямую влияет на прибыль и успех бизнеса.
​Крыша в цветах
ПВХ-мембраны – один из ключевых материалов для современной кровли, сочетающий высокую гидроизоляцию, долговечность и эстетическую гибкость. В отличие от традиционных рулонных покрытий, они легче, прочнее, а благодаря разнообразной палитре – позволяют реализовать полноценный «пятый фасад».
Четыре сценария игры
Летом 2025 года АБ «МЕСТО» совместно с префектурой района Строгино завершила комплексное благоустройство на Таллиннской улице. Были реализованы четыре уникальные игровые площадки общей площадью 1500 кв. м. – многослойная среда для развития и приключений, которая учит и вдохновляет.
Цифровая печать – для архитектурных задач
Цифровая печать на алюминиевых и стальных композитных панелях выводит концепцию современных фасадов на новый уровень, предлагая архитекторам инструмент для создания сложных визуальных эффектов – от точной аналогии с натуральными материалами до перфорации и создания 3D объема на плоской металлокомпозитной кассете.
Кирпич с душой
Российская керамика «Донские зори» обновила коллекции облицовочного кирпича, объединяющие традиционные технологии с современными производственными возможностями. Их особенность – в неоднородной фактуре с нюансами оттенков, характерными для ручной формовки.
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Клинкер для ЖК «Дом у озера»: индивидуальный подход
Для облицовки второй очереди ЖК «Дом у озера» в Тюмени Богандинский завод разработал специализированную линейку клинкерной продукции с гарантией стабильности цвета на весь объем в 14 000 м² и полным набором доборных элементов для сложной геометрии фасадов.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Сейчас на главной
Функция переключения
Мастерская LATIFUNDIA спроектировала виллу в духе конструктивизма, предназначенную для краткосрочной аренды в парк-отеле Московской области. Сменить обстановку гостям предлагается с помощью новых пространственных ощущений и необычных планировок.
Пресса: Главный архитектор Москвы — Forbes: «Москва моей старости...
Замена жилого фонда — это один из самых больших вызовов для всех городов нашего времени, считает главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов. В интервью Forbes Talk он рассказал, зачем вообще обновлять облик города, какие здания, по его мнению, станут объектами наследия, будут ли сохранять «Лужковский стиль» и пойдут ли дома серии II-18/12 вслед за «хрущевками» в программу реновации.
Всмотреться в тишину
Проектируя смотровую площадку над рекой Леной архитекторы якутского бюро grd:studio размышляли, как обеспечить комфорт людям, не меняя при этом характер территории, одновременно подчеркивая энергию и тишину места. Решением стала заимствованная у природы форма и кортен – материал, который способен выдержать холод, отразить монументальность пейзажа и запечатлеть ход времени в своей фактуре.
Круги учености
В Ханчжоу завершена последняя очередь строительства нового Университета Уэстлейк. Бюро HENN организовало его кампус вокруг круглого в плане ядра.
Сибириада нового быта
Публикуем рецензию на книгу Ивана Атапина «Утопия в снегах. Социально-архитектурные эксперименты в Сибири, 1910–1930-е», выпущенную издательством Музея современного искусства «Гараж».
Диалог с памятью места
Показываем избранные дипломные проекты выпускников профиля «Дизайн среды и интерьера» Школы дизайна НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург. Сквозная тема – бережный диалог с историческим и природным контекстом. Итак, четыре проекта: глэмпинг в Карелии, музей в древнем Аркаиме, ревитализация конюшен в Петербурге и новая жизнь советского ДК.
Возврат к реальности
Кураторами Венецианской архитектурной биеннале-2027 назначены китайские архитекторы Ван Шу и Лу Вэньюй, которые обещают показать «простые и истинные методы и идеи» – в отличие от оторванной от действительности погони за новизной, которую они считают причиной кризиса в архитектуре.
Шорт-лист WAF Interiors: Bars and Restaurants
Самый длинный шорт-лист конкурса WAF Interiors – список из 12 интерьеров номинации Bars and Restaurants, включает самые разнообразные места для отдыха, веселья, общения с друзьями и дегустации вкусной еды и напитков. И все это в классной дизайнерской упаковке.
Метро человекоцентричное
Еще один воркшоп Открытого города «Метро 2.0: новая среда транзитных пространств» от бюро DDD Architects приглашал студентов к совместному размышлению и проектированию нового визуального, пространственного и функционального языка метро через призму человекоцентричного подхода. Смотрим, что из этого вышло.
Грезы Трезини
В Эрмитаже подвели итоги VIII Международной архитектурно-дизайнерской премии «Золотой Трезини». В этом году премию вручали в год 355-летия первого архитектора Санкт-Петербурга Доменико Трезини. Среди победителей много знаковых проектов: от театра Камала до церкви Преображения Господня Кижского погоста. Показываем победителей всех номинаций, а их у «Трезини» аж целых 33.
Замковый камень
Клубный дом «Саввинская 17», рассчитанный всего на 22 квартиры, построен по проекту AI Studio в Хамовниках, на небольшом участке с рельефом. Крупные членения и панорамные окна подчеркнуты светлым полимербетоном с эффектом терраццо, латунными элементами, а также «ножкой» первого этажа, которая приподнимает основную массу над землей.
«Корейская волна» Доминика Перро
В Сеуле реализуется крупнейший для Южной Кореи подземный объект – 6-уровневый транспортный узел с парком на крыше Lightwalk авторства Доминика Перро. Рассказываем о разнообразном контексте и сложностях воплощения этого замысла.
Посыпать пеплом
Еще один сюжет с прошедшего петербургского Градостроительного совета – перестройка крематория. Авторы предложили два варианта, учитывающих сложную технологию и новые цифры. Эксперты сошлись во мнении, что дилемма выбора ложная, а зданию необходим статус памятника и реставрация.
Арка для вентиляции
В округе Наньша в Гуанчжоу открывается спорткомплекс (стадион, крытая арена и центр водных видов спорта) по проекту Zaha Hadid Architects.
Стекло и книги
В Рязани на территории обновленной ВДНХ в павильоне «Животноводство» планируется открыть городскую гостиную – новое общественное пространство и филиал библиотеки им. Горького. Проект реконструкции и современной пристройки разработало архитектурное бюро «Апрель», которое курирует комплексное преобразование этой знаковой территории с 2021 года.
Ной Троцкий и залетный биотек
На прошлой неделе Градостроительный совет Петербурга рассмотрел очередной крупный проект, инициированный структурами «Газпрома». Команда «Спектрум-Холдинг» планирует в три этапа преобразить участок серого пояса на Синопской набережной: сначала приспособят объекты культурного наследия под спортивный и концертный залы, затем построят гостинично-офисный центр и административное здание, а после снизят влияние дымовых труб на панораму. Эксперты отнеслись к новой архитектуре критично.
Сосуд тепла
Ротонда «Теплица», созданная сооснователем бюро UTRO Ольгой Рокаль в поселке Рефтинский, стала первым открытым арт-объектом Уральской индустриальной биеннале 2025. Павильон, в котором можно послушать и записать личные истории, проектировался с помощью партисипаторных практик: местные жители определили главной темой тепло и энергию, поскольку в поселке работает крупнейшая в регионе ГРЭС.
Луч солнца золотого
Компактное кирпично-металлическое здание на территории растущего в Выксе «Шухов-парка», кажется, впитывает в себя солнечный свет, преобразует в желтые акценты внутри и вечером «отдает» теплотой золотистого света из окон. Серьезно, очень симпатичное получилось здание: и материальное, и легкое, причем легкость внутри, материальность снаружи. Форма в нем выстроена от функции – лаконично, но не просто. Изучаем.
WAF 2025: малые награды
Рассматривать специальные номинации Всемирного фестиваля архитектуры едва ли не интереснее, чем основные списки, поскольку финалистов для них подбирают не по типологии, а по иным критериям. В этом году отмечен офис Google из дерева, реджио-школа, корпоративный сад в Китае, социальное жилье в Лос-Анджелесе, а лучшим малым объектом стала церковь, взявшая главную награду фестиваля. Рассказываем обо всех победителях и финалистах.
Шайбу!
Утверждена архитектурная концепция станции метро ЗИЛ Бирюлевской линии. Ее авторы: Сергей Кузнецов, KAMEN, Максим Козлов. По словам авторов, они «стремились передать атмосферу большого завода, энергии производства, промышленной мощи». Конкурса не было.
Непостижимый Татлин
Центр «Зотов» отметил свое трехлетие открытием масштабной выставки «Татлин. Конструкция мира», приуроченной к 140-летию со дня рождения художника Владимира Татлина и демонстрирующей не столько большую часть его уцелевшего наследия, сколько величину и непостижимость его таланта.
В ритме шахматной доски
Бюро SAME построило в технопарке iXcampus в парижском пригороде корпус для Школы дизайна Университета Сержи-Париж. Его фасады отделаны светлым известняком из местных карьеров.
Вход в сад Чехова
В музее-заповеднике А.П. Чехова «Мелихово» по проекту мастерской «Рождественка» идет масштабная комплексная реконструкция. В основе подхода – идея восстановления максимальной подлинности ландшафта и создание нового «слоя», который превратит усадьбу в современный театрально-выставочный и научный центр. В проекте много интересных объектов, публикуем один из них – визит-центр.
Зодчество 2025: победители
Не прошло и месяца, а мы публикуем полный список победителей Зодчества. Сильно выступил, как всегда, Петербург – и даже московскому музею Коллекция дали серебро. Среди школьных зданий лидирует ATRIUM и гимназия имени Примакова от Студии 44. Кстати! В этом году наконец вручили «Татлин», награду за проект; что не может не радовать.
Оперный жанр в wow-архитектуре
Два известных оперных театра, в Гамбурге и Дюссельдорфе, получат новые здания по проектам BIG и Snøhetta, соответственно; существующий дюссельдорфский театр, возведенный в 1950-х, пойдет под снос, а его «коллега» и ровесник в Гамбурге будет продан.
«Тканый» экзоскелет
Проект многоквартирного дома The Symphony Tower от Zaha Hadid Architects для Дубая вдохновлен традиционными для Аравийского полуострова народными искусствами.
Зыбкая граница
Бюро VEA Kollektiv спроектировало бутик для молодого российского бренда женской одежды LCKN как антитезу его девизу «Не для серой мышки» (Not for a grey mouse), продемонстрировав, насколько харизматичным и энергичным может быть серый цвет, особенно если его дополнить блеском стали.
Крылья сложили палатки
По проекту ТМ/bureau в Самарской области завершилась первая очередь благоустройства Мастрюковской горы – место известно тем, что рядом проходит Грушинский фестиваль и ряд других мероприятий. Архитектурные решения направлены на сохранение особой атмосферы места, снижение антропогенной нагрузки на ландшафт, а также раскрытие потенциала места как одного из брендов области.