Благоустроители. Заседание общественного совета 20 июня 2008 г.

Общественный совет утвердил: проект освобождения окрестностей Кремля от рекламы, проект оформления Ярославского шоссе, и реставрации зданий на Никольской от Заиконоспасского монастыря до Печатного двора включительно с передачей их патриархии. Мэр отверг: концепцию планировки «Золотого острова», башню на Беговой, а также обитаемый мост и овальное здание рядом в Сити

mainImg

Зал общественного совета был полон задолго до начала. Все что-то горячо обсуждали, спорили, обстановка выглядела почему-то более оживленной, чем обычно. Вероятно, это было связано с тем, что совета не было достаточно давно, а может быть – с насыщенной программой заседания. Программа действительно оказалась более чем любопытной.

Обсуждение начали с проекта «предложений по выводу рекламных конструкций» из охранной зоны Кремля. Исторически так сложилось, что Кремль – это центр города Москвы. Вокруг него много рекламы, что-то около 600 единиц различных реклам. Авторы проекта посчитали их все, разбив на типологические группы. Карта охранной зоны Кремля была разбита на квадраты и детально изучена в пятисотом масштабе. Территория, которая будет освобождена от рекламы, включает собственно Кремль, ХХС, все Зарядье в Варваркой и прилегающие министерские здания на Кулишках, среднюю часть острова (Средние Садовники), а также отрезки всех улиц и набережных, прилегающих к этим местам. Это туристический центр города – многие туристы кроме этих мест в Москве вообще больше ничего не видят.

Теперь эти территории будут освобождены от рекламы. Полностью будут изгнаны пять ее видов: перетяжки (сейчас их 61 штука), плакаты на брандмауэрах зданий (19), электронные экраны с видеороликами (4), а также предметов со странными названиями пилоны (стенды на ножке чуть выше роста человека, 161) и пиллары (тумбы с рекламой, 46). Вдвое сократят число билбордов и кронштейнов подвешенных на фонарях, а также «имиджевых крышных установок» – крупных надписей возвышающихся над карнизами зданий. 126 указателей направления с рекламой заменят на 64 указателя без рекламы. Вместо этого на этой территории будут сооружены «объекты городской системы ориентирования» и благоустройства, как-то: 77 скамеек (это очень приятно), порядка 300 ящиков с цветами (это называется контейнерное озеленение), заменят все обычные таксофоны на продвинутые web-таксофоны, сделают 12 новых интерактивных справочных стендов, а количество газетных киосков почему-то уменьшат в три раза.

Реклама не исчезнет полностью, ее остатки будут включены в предметы благоустройства – остановки, заборчики, и проч. – для которых авторами проекта разработано несколько любопытных «модельных рядов». Особенно примечателен проект автобусной остановки из серии «классика», угол которой поддерживает желтоватая колонна тосканского ордера, водруженная на основательную призматическую базу. Есть также ряд «современный», «модерн», «минимализм», оранжевый «лебедь» и даже «свободный стиль», почему-то темно-зеленого цвета. Проект благоустройства и обинтернечивания центра города был благосклонно принят мэром с условием «представить график завершения всей работы». Существующие контракты на рекламу будут проверены на законность, и те, которые окажутся законными, дождутся своего завершения и только после этого не будут продлены.

Затем был рассмотрен еще один проект по части городского благоустройства: концепция комплексного благоустройства и оформления Ярославского шоссе на протяжении 10 км от улицы Докукина на МКАДа. Проект был представлен множеством иллюстраций, демонстрировавших, в частности, способы раскраски панельных домов разными красками, а именно зеленой и оранжевой.  Несколько опытных образцов уже раскрашены и так понравились окрестным жителям, что жители соседних домов подходили к работникам благоустройства и спрашивали их – а когда же дойдет очередь до их собственного дома.

Теперь, когда проект принят советом, можно не сомневаться – через некоторое время и соседние дома тоже будут покрашены. В этой связи мэр Москвы Юрий Лужков проявил политическое чутье и в заключительном резюме подчеркнул, что «вещь-то хорошая сама по себе», но ведь «будет выведено СМИ как – вот нам делают потемкинские деревни», поэтому, подчеркнул градоначальник, покраску фасадов необходимо «жестко увязать с капитальным ремонтом зданий». Впрочем, добавил мэр, «даже колористика будет решаться не художниками, а службами которые умеют это делать».

Помимо раскраски панельных домов проект предусматривает приведение к порядку и единообразию лоджий, выходящих на шоссе, очищение фасадов от «перестроечного хаоса», а также – проекты въездных знаков с надписью «Москва», площадок для проведения различных общественных мероприятий, украшенных Дедом Морозом, Снегурочкой и другими подобными фигурами, архитектурным освещением зданий, а молодых художников попросят подумать о фонтанах. Вопрос Юрия Росляка об источниках финансирования 10 километров благоустройства остался без определенного ответа, однако по всей вероятности финансирование будет найдено.

Итак, два первых вопроса были посвящены важным для города проблемам благоустройства. Можно подумать, что размышления прошлогоднего фестиваля «Арх-Москва» о комфортной городской среде начинают воплощаться в жизнь: теперь место пустырей займут Деды Морозы и Снегурочки, и фасад Ярославского шоссе расцветится разными красками. Юрий Михайлович, по-видимому, напрасно волнуется – это вовсе не похоже на потемкинские деревни. Это как будто бы порыв к тому, чтобы сделать нечто подобное репрезентативным фасадам сталинской Москвы – пока что это делается экономно, но ведь это только начало.

Третьим вопросом повестки стал проект планировки «Золотого острова» (кварталы №357-361, территория фабрики «Красный Октябрь»). Проект рассматривается третий раз, трансформируясь в ответ на изменения законодательства и отвечая все новым требованиям. В последний раз было рекомендовано уменьшить объем жилья и офисов – что и было сделано – из 200 тыс. кв. метров жилья осталось 64, офисы были сокращены в два раза, а вместо всего этого – в полтора раза расширена «гостиничная функция» и, по словам Александра Кузьмина, соблюдены требования Москомнаследия. Председатель этой организации Валерий Шевчук, однако, сообщил собравшимся, что историко-культурное исследование районов проведено не полностью, а представленный проект не отвечает выводам того исследования, которое проведено. Так как на территории охранных зон реконструкция и новое строительство возможны только в рамках «регенерации», Москомнаследие отклонило проект и потребовало его доработки. На что Александр Кузьмин ответил, что проект полностью соответствует рекомендациям Москомнаследия, но не нынешнего, а прежнего, еще до Шевчука. Проект было решено не рассматривать и сроки его разработки – продлить.

Далее обсуждение перешло к «единой концепции реставрации и развития» части Никольской улицы с дома 7 по дом 15, сделанной под руководством архитектора Владимир Колосницына. Место это скандальное. Весной казаки там выгоняли студентов Историко-архивного института из аудиторий, а студенты в ответ устраивали демонстрации и флеш-мобы, но судя по всему, это не помогло. В двух словах: до 1917 года здания исторически принадлежали: Заиконоспасскому монастырю, в стенах которого в 1687 Симеон Полоцикй открыл Славяно-греко-латинскую академию, Николо-Греческому монастырю (подворье афонского Иверского монастыря с 1653 г.) и Государеву печатному двору (с 1721 года Синодальной типографии). Начиная в 1931 года многие здания здесь принадлежали Историко-архивному институту. Сейчас, уже восемь или даже девять лет длится спор о том, принадлежит ли эта недвижимость федеральным или муниципальным властям, РГГУ или РПЦ. Вчерашнее заседание совета, по-видимому, окончательно ослабило позиции РГГУ.

Рассмотренный архитектурный проект посвящен комплексному освоению всего комплекса построек двух монастырей и бывшего Печатного двора (пока это основное здание Историко-архивного института РГГУ). Здание РГГУ отдается под «музейные функции». Большое число разнообразных сегодняшних арендаторов ожидает сроков окончания договоров аренды и после этого освобождает помещения. Однако в новой схеме появляется как минимум два новых арендатора. Но эти здания определенно освободят от «перестроечного хаоса».

По проекту должны быть восстановлены надвратные колокольни двух монастырей (на какой период – еще обсуждается), а также построенный в 1720-е гг. и разрушенный в 1934 году собор Николая греческого монастыря. Также между монастырскими строениями и остатками Китайгородской стены будет создана пешеходная зона – сказал Александр Кузьмин. Все здания таким образом переходят к патриархии, что было всячески одобрено мэром Юрием Лужковым на вчерашнем совете.

Александр Кузьмин сказал – РГГУ имеет много площадей, и мэр его активно поддержал: «город подарил РГГУ огромный комплекс высшей партшколы … а то, что РГГУ воевало в патриархией – это было допущено такое неправильное позиционирование. Не божье дело» – сказал Юрий Лужков. Длинную и прочувственную речь произнес архиепископ Истринский Арсений, которого нередко называют правой рукой Святейшего Патриарха. Архиепископ Арсений поддержал высказанную защитником памятников Алексеем Клименко мысль о том, что монастыри плохо видно с Театральной площади, но в своем ключе – «что же, новый Николький храм можно сделать и повыше». Обсуждение сосредоточилось в основном на вопросе использования новыми владельцами чердаков существующих зданий, но главный архитектор города заверил собравшихся в том, что силуэт вальмовых кровель не будет изменен и проект был принят.

Затем быстро, как по маслу и без всякого обсуждения было принято предпроектное предложение строительства двух башен на Войковской – офисно-гостиничного комплекса «Метрополис-2», о котором мы уже писали. Башни станут второй частью строящегося по проекту Бориса Левянта комплекса «Метрополис». Несмотря на то, что на рассмотрение совета было представлено целых три варианта архитектуры башен, совету надо было ответить только на один вопрос – возможно или нет высотное строительство в этом месте. Ответ был дан положительный.

Следующим проектом стал административно-гостиничный комплекс, представленный мастерской АДМ. Это совместный проект российской архитектурной мастерской и известного западного бюро KPF. Комплекс должен расположиться в самом конце Беговой улицы, буквально у развязки с Ленинградским проспектом. На соседнем участке стоит знаменитый экспериментальный дом-«сороконожка» Андрея Меерсона. Также неподалеку, под номером 27 – «кружевной дом» Андрея Бурова 1940-41 гг. В ответ на соседство Бурова с Меерсоном авторы сделали дом простым – вытянутой призматической формы, но кружевным. Поверх стройного параллелепипеда наложены широкие диагональные полосы с орнаментальным рисунком. Пересекаясь, они образуют ромбическую сетку. Под башней задуман пешеходный тоннель с выходом в сторону Дворца юных пионеров.

По словам Александра Кузьмина, на этом месте по градплану были задуманы две башни – своего рода «ворота» при въезде в город. Одна башня уже построена, а эта, рассмотренная советом, должна занять место второй половинки предполагаемых ворот. Несколько странная градостроительная затея – организовывать въездные пропилеи, поручая это разным архитекторам в разных условиях, но она-то и помешала проекту быть принятым.

Первым выступил Юрий Павлович Платонов, который нашел «то, что предложено, очень интересным», однако счел проект «вторжением нового города в Хорошевку». Затем Юрий Пантелеймонович Григорьев, первый зам. главного архитектора Москвы, сказал так: «все больше стало появляться таких зданий, я их называю палками», и предостерег от предотвращения Москвы «в Нью-Йорк 1970-х». После чего президент Союза архитекторов России Юрий Петрович Гнедовский, оговорившись, что дом «нарисован» и вписывается в среду и что в принципе башни на этом месте могут быть, сказал, что его «все же смущает отсутствие связи с соседями и необходима, может быть, какая-то тяга…». Затем президент МАрхИ Александр Петрович Кудрявцев поддержал Юрия Петровича Гнедовского и сказал, что хотя перед нами здание «более совершенной архитектуры», чем соседние уже существующие башни, но он опасается, что может быть, это здание «оправдано в большей степени не архитектурно-градостроительными факторами, а экономическими». Хотя казалось бы – а какие факторы обыкновенно вызывают к жизни офисную башню, если не экономические?

Выслушав всех выступивших, Юрий Лужков резюмировал, что не принимает проект по трем позициям: «примитивизм, отсутствие согласованности зоны въезда, высотность». И добавил – «ну и вообще что-то не то». На чем архитекторам рекомендовали «посмотреть архитектурный ансамбль» - раз главный архитектор города говорит что это ворота, то «давайте не делать пьяные ворота». И проект оправили на доработку.

Последним пунктом программы были проекты компании Миракс-групп, представленные, скажем так, необычным образом – два разных проекта разных архитекторов, по разные стороны Москвы-реки были показаны вместе под общим названием «Миракс-сад» на стенде, и с запутанным общим названием – в повестке. Итак, вместе совету были представлены: проект многофункционального центра архитектора Г.В. Елина в виде стеклянного объема приплюснутой яйцеобразной формы и проект реконструкции набережной и обитаемого моста мастерской А. Асадова. Первый – стеклянный овал, предполагается поставить над реконструируемой электроподстаницей, которая питает сейчас часть Сити, а может обслуживать весь ММДЦ. Подстанция расположена на том же берегу, что и Сити, но по другую сторону Третьего кольца. Вокруг нее предполагается привести в порядок «сад лекарственных растений».

Михаил Посохин определил проект как «неплохой». Но выступивший вслед за ним Юрий Платонов был очень смущен тем, что «яйцо» представляет собой еще один образец «догоняния», как он выразился, Фостера и Нувеля. Развернувшись на проблеме повторения, архитектор предположил, что обитаемый мост скопирован с его собственного проекта «моста-амфитеатра» и завершил свою речь тем очевидным фактом, что уже пора перестать быть вторичными и побороть «отставание от московской архитектурной мысли от мировой». Возмущение Юрия Платонова не очень понятно, так как обычно художники гордятся тем, что их копируют, если это действительно так. С другой стороны, обвинение в плагиате дело обидное, и его обычно требуется доказать, особенно когда сходство двух мостов заключается только в их изогнутости. Так ведь с другой стороны можно ведь сказать, что второй мост завершает композицию первого. Очень, все-таки, сложно патентовать форму. Это как если бы архитектор Казаков обиделся на архитектора Львова за использование циркумференции или купола.

Проект набережной мастерской А. Асадова состоит из разноцветных лент – волнистых пандусов с разбитыми на их поверхности цветниками. Ленты переплетаются подобием косы и переходят в объем моста – сложную решетчатую конструкцию, надувающуюся живоподобной формой посередине и опадающую к краям. Мост наполнен зеленью зимних садов – он тоже разноцветный, как и набережная. Не очень-то это похоже на мост Юрия Платонова, честно говоря. На Фостера и Калатраву – да, может быть. Хотя получилось повеселее, но возможно, в чем-то и слишком размашисто, во всяком случае, по меньшей мере впечатляюще.

Впрочем, Юрий Лужков сосредоточил свое недовольство проектами на транспортной схеме и отверг оба предложения так, как их и показали, скопом и не вдаваясь в подробности. Зато мэр рассказал присутствующим, что лично ему лондонский «огурец» Фостера не понравился, особенно по той причине, что мэра Лондона, кабинет которого расположен в этом здании, переизбрали. И шутливо посоветовал инвесторам – если они хотят сделать подарок городу, пусть закопают подстанцию под землю и сделают на этом месте аптекарский огород.

Общественный совет 20 июня 2008 г. Фотографии Юлии Тарабариной
Предложения по выводу рекламных конструкций из охранной зоны Кремля. ГУП «Моспроект-2», маст. № 14
Предложения по выводу рекламных конструкций из охранной зоны Кремля. ГУП «Моспроект-2», маст. № 14
Концепция комплексного благоустройства и оформления Ярославского шоссе. Концепция выполнена коллективом из 6 организаций. Генпроектировщик – ГУП «Моспроект-3» (Центр цвета города)
Концепция комплексного благоустройства и оформления Ярославского шоссе. Концепция выполнена коллективом из 6 организаций. Генпроектировщик – ГУП «Моспроект-3» (Центр цвета города)
Концепция комплексного благоустройства и оформления Ярославского шоссе. Концепция выполнена коллективом из 6 организаций. Генпроектировщик – ГУП «Моспроект-3» (Центр цвета города)
Единая концепция реставрации, развития Заиконоспасского и Николо-Греческого монастырей и территории бывшего Печатного двора по адресу: Никольская ул., вл. 7-9, 11-13, 16 Китай-города. ГУП «Моспроект-2» (маст. №7). Арх. Колосницин В.В., Киржакова М.Д. Макет. Вид со стороны гостиницы «Националь»
Единая концепция реставрации, развития Заиконоспасского и Николо-Греческого монастырей и территории бывшего Печатного двора по адресу: Никольская ул., вл. 7-9, 11-13, 16 Китай-города. ГУП «Моспроект-2» (маст. №7). Арх. Колосницин В.В., Киржакова М.Д. Макет. Вид со стороны гостиницы «Москва»
Единая концепция реставрации, развития Заиконоспасского и Николо-Греческого монастырей и территории бывшего Печатного двора по адресу: Никольская ул., вл. 7-9, 11-13, 16 Китай-города. ГУП «Моспроект-2» (маст. №7). Арх. Колосницин В.В., Киржакова М.Д.
Единая концепция реставрации, развития Заиконоспасского и Николо-Греческого монастырей и территории бывшего Печатного двора по адресу: Никольская ул., вл. 7-9, 11-13, 16 Китай-города. ГУП «Моспроект-2» (маст. №7). Арх. Колосницин В.В., Киржакова М.Д. Схема арендаторов на сегодняшний день. Из существующих арендаторов после реконструкции остаются РВФГУ и ООО «Старград»
Единая концепция реставрации, развития Заиконоспасского и Николо-Греческого монастырей и территории бывшего Печатного двора по адресу: Никольская ул., вл. 7-9, 11-13, 16 Китай-города. ГУП «Моспроект-2» (маст. №7). Арх. Колосницин В.В., Киржакова М.Д. Схема проектного предложения с указанием арендаторов РПЦ. Здание РГГУ отдается под «общественно-культурные и музейные помещения».
Комплекс «Метрополис-2». Вариант 1. Вид из области. ОАО «ЭНПИ» Авторы: арх. Подрезкова Л. Н., Грицкевич И. С., Кондратьев В. О., Подрезков Н. В., Спицына А.А., Хавин А.В.
Проект административно-гостиничного комлекса по адресу: ул. Беговая, вл. 36. ООО «АDМ», А.С. Романов, Е.И. Кузнецова, А.А. Шишков
Проект административно-гостиничного комлекса по адресу: ул. Беговая, вл. 36. ООО «АDМ» совместно с KPF. С российской строны: А.С. Романов, Е.И. Кузнецова, А.А. Шишков
Проект административно-гостиничного комлекса по адресу: ул. Беговая, вл. 36. ООО «АDМ» совместно с KPF. С российской строны: А.С. Романов, Е.И. Кузнецова, А.А. Шишков
Реконструкция трансформаторной подстанции №805 «Пресня» со строительством многофункционального центра по адресу: Красногвардейский 4-й проезд, вл. 20. «Миракс-проект» соместно с ООО «АСК »Большие проекты". Автор: арх. Елин Г.В., констр. Назаров Ю. (ЦНИИСК им. В. Кучеренко)
Предпроектные архитектурно-градостроительные предложения по размещению многофункционального рекреационного комплекса на набережной Москвы-реки межу 3-м транспортным кольцом и железнодорожным мостом. АНО «ПРОЕКТ-КС», ООО «АРХ. МАСТЕРСКАЯ А. АСАДОВА». Авторы: арх. Асадов А.Р., Сапричан К.В. (рук.), Асадов А.А., Зражевский Д.А., Полищук А.В., Федоров Н.А. (ГИП), Тарнаруцкий В.А. (гл. констр. ЦНИИСК им. Мельникова). Макет. Вид со стороны Сити
Предпроектные архитектурно-градостроительные предложения по размещению многофункционального рекреационного комплекса на набережной Москвы-реки межу 3-м транспортным кольцом и железнодорожным мостом. АНО «ПРОЕКТ-КС», ООО «АРХ. МАСТЕРСКАЯ А. АСАДОВА». Авторы: арх. Асадов А.Р., Сапричан К.В. (рук.), Асадов А.А., Зражевский Д.А., Полищук А.В., Федоров Н.А. (ГИП), Тарнаруцкий В.А. (гл. констр. ЦНИИСК им. Мельникова). Макет. Вид со стороны Сити
Реконструкция трансформаторной подстанции №805 «Пресня» со строительством многофункционального центра по адресу: Красногвардейский 4-й проезд, вл. 20. Обсуждение в кулуарах
Предпроектные архитектурно-градостроительные предложения по размещению многофункционального рекреационного комплекса на набережной Москвы-реки межу 3-м транспортным кольцом и железнодорожным мостом. АНО «ПРОЕКТ-КС», ООО «АРХ. МАСТЕРСКАЯ А. АСАДОВА». Авторы: арх. Асадов А.Р., Сапричан К.В. (рук.), Асадов А.А., Зражевский Д.А., Полищук А.В., Федоров Н.А. (ГИП), Тарнаруцкий В.А. (гл. констр. ЦНИИСК им. Мельникова)

21 Июня 2008

Архсовет Москвы – 80
Сегодня совет рассмотрел и поддержал проект АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры» – ЖК на улице Орджоникизде-10. Он состоит из пяти 18-этажных башен: центральная с консолями, угловые только с лождиями, и строится рядом в коммуной Николаева.
Архсовет Москвы – 79
Архсовет Москвы поддержал проект ЖК «Обручев» от группы KAMEN Ивана Грекова. Две жилые башни высотой 159.3 и 199.3 м, общей площадью 127 978.5 м2 и расчетным числом жителей порядка 2000 человек, расположены на юго-западе Москвы между метро Беляево и Новаторской, по адресу Обручева, 30А. Заказчик – Группа ЛСР.
Архсовет Москвы – 78
Совет поддержал проект 400-метровой офисной башни, которая дополнит Сити и станет продолжением моста Багратион. Экспертам понравилась ярусная композиция, «интерактивный» фасад и функциональная насыщенность.
Архсовет Москвы – 77
Совет поддержал проект башни, завершающей ансамбль ВТБ Арена Парка с северной стороны. Авторы проекта – UNK – предложили увеличить ее высоту со 100 до 150 м для лучших пропорций. В ходе обсуждения возникли предложения увеличить высоту сильнее, сделать башню стройнее и сдвинуть с оси ТТК, что она не замыкала его перспективу от Беговой.
Архсовет Москвы–76
Архитектурный совет Москвы горячо поддержал новый проект Юрия Григоряна для ТПУ Парк Победы, в котором измененные высотные ограничения позволили предложить тонкую стройную башню 300-метровой высоты. После обсуждения некоторых нюансов как эксперты, так и МКА единодушно пожелали проекту качественной реализации, пообещали следить за ней и поддерживать.
Архсовет Москвы – 75. Между принятием и отвержением
Обсуждение высокоплотного жилого комплекса на Пресненском валу-27 вылилось в дискуссию о допустимых параметрах застройки промзон мегаполиса в целом и полномочиях Архсовета в частности. Проект отправили на доработку с ремаркой, что радикальная переработка все же не требуется. Рассказываем о проекте и об обсуждении.
Архсовет Москвы – 74
Проект ЖК на территории ПВСВ, построенной по проекту архитекторов мастерской Весниных, тесно соседствует с известным «Домом-Самолетом», но сохранных памятников конструктивизма на его территории немного. Авторы – АБ ЦЛП, – уделили много внимания памяти о конструктивистском прошлом места, так же как и парку. Но главной темой обсуждения совета стала проницаемость территории в будущем хотя бы для транзитного прохода.
Архсовет Москвы – 73
Архсовет поддержал проект здания ресторанного комплекса на Тверском бульваре рядом с бывшей Некрасовской библиотекой, высоко оценив архитектурное решение, но рекомендовав расширить тротуары и, если это будет возможно, добавить открытых галерей со стороны улиц. Отдельно обсудили рекламные конструкции, которые Сергей Чобан предложил резко ограничить.
Архсовет Москвы – 72
Концепцию развития территории бывшего завода «Красный богатырь», разработанную Buromoscow и включающую идеи сохранения пяти исторических зданий без статуса ОКН, Архсовет Москвы поддержал, выразив надежду на превращение будущего комплекса площадью 473 000 м2 в часть нового линейного центра, формирующегося на северо-востоке города вдоль Яузы; эксперты также предложили повысить высоту части башен не до 100 метров, в больше.
Архсовет Москвы–71
Высотный – 105 м в верхних отметках – многофункциональный комплекс «ТПУ «Парк Победы», расположенный на границе между «сталинской» и «парковой» Москвой, был доброжелательно принят архитектурным советом Москвы, но все же получил такое количество замечаний и комментариев, что проект было решено отложить и доработать, придерживаясь, однако, выбранного направления поисков.
Архсовет Москвы–70
Архсовет единодушно одобрил проект реконструкции гостиницы «Варшава» на Калужской площади, а обсуждение превратилось в деликатную дискуссию о подходах к градостроительным приоритетам: должно ли здание работать «на городской ансамбль», или решать локальные задачи в рамках заданного участка. Ответ – нельзя сказать, чтобы однозначный, прозвучали предложения создать на этом месте более заметный и высокий акцент, но были отклонены.
Прекрасный ЗИЛ: отчет о неформальном архсовете
В конце ноября предварительную концепцию мастер-плана ЗИЛ-Юг, разработанную голландской компанией KCAP для Группы «Эталон», обсудили на неформальном заседании архсовета. Проект, основанный на ППТ 2016 года и предложивший несколько новых идей для его развития, эксперты нашли прекрасным, хотя были высказаны сомнения относительно достаточно радикального отказа от автомобилей, и рекомендации закрепить все новшества в формальных документах. Рассказываем о проекте и обсуждении.
«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69
Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.
Архсовет Москвы-65
Архсовет поддержал проект размещения скульптур Виктора Корнеева на проектируемой станции метро «Лианозово», рекомендовав «усилить провокацию».
Архсовет Москвы-64
20 ноября Архсовет отверг проект ТРЦ около Преображенской площади от компании «Подземпроект» и утвердил проект дома в Большом Николоворобинском переулке Сергея Скуратова, по соседству с его же Арт-Хаусом.
Архсовет Москвы-63
Архсовет рассмотрел проект реконструкции Детского музыкального театра юного актера на улице Макаренко, представленный бюро Kleinewelt Architekten, выбрал из трех вариантов наиболее интересный и рекомендовал его доработать.
Архсовет Москвы-62
Собравшийся 3 июля архсовет Москвы не согласился с проектом многофункционального комплекса за Даниловским фортом, в котором, по мнению экспертов, не хватило общественной функции и сдержанности по отношению к соседним зданиям.
Архсовет Москвы-61
На архсовете рассмотрели масштабный жилой проект в границах Большого Сити: ЖК «Береговой» вырастет цепочкой разноэтажных высоток и максимально раскроется к реке, где возникнет продолжение Филевской набережной.
Технологии и материалы
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Сейчас на главной
Главное – внутри
Здание второй очереди гимназии имени Евгения Примакова было отмечено многими наградами еще на стадии проектирования. Сейчас оно завершено. И хотя не все нюансы были учтены: прежде всего конструкциям перекрытия не следовало оставаться открытыми, – но в силу приоритета объемного построения это не кажется существенным. Более важен «Ах!», вызываемый пространством.
Фиалки каждый день
Архитекторы HEMAA расширили комплекс начальной школы Les Violettes в парижском предместье Марей-Марли, соединив в своем проекте состаренную древесину, зеркальные алюминиевые панели и прозрачное стекло.
Силы магнетизма
«Крылатская 33» – первый крупный жилой комплекс среди микрорайонов 1980-х, счастливо соседствующих с лесами, рекой, склонами, спортивной инфраструктурой... Архитекторам АБ «Остоженка» удалось превратить его, при всей масштабности проекта, в «деликатную доминанту». Во-первых, «вырастить», ориентируясь на стилистику и высотность соседних микрорайонов; во-вторых, снабдив паузой в самой высотной части, сформировать композиционное напряжение – прямо на градостроительной оси района.
Пояс Ориона
Офисный комплекс Stone Ходынка 2, спроектированный Kleinewelt Architekten для компании Stone, внутри устроен эргономично, по правилам healthy building: свет, проветривание, все возможности для эффективной офисной планировки. И снаружи похож, как сейчас принято, на айфон: блеск, свечение, стекло, металл, скругления. Тем не менее он чутко реагирует на контекст Ходынки, главный сюжет – контраст вертикалей и горизонтали, а главной интригой становится устройства «стилобата» как навесного перехода, раскрывающего пространство под ним для свободного передвижения.
Доказательное проектирование
Психиатрическая клиника при Университетской больнице в Тампере по проекту C. F. Møller задумана как комфортная, снижающая напряжение и тревожность у пациентов среда.
Далеко гляжу
В жилом комплексе New Питер в Ленинградской области по проекту «БалтИнвест-Проект» построен детский сад. Его отличает довольно строгий кирпичный фасад, уютная ниша входа, а также групповые ячейки с панорамными эркерами, из которых дети могут наблюдать друг за другом и жизнью на улице.
Время как театр
Проект Зои Рюриковой и ее бюро «ДА» выиграл конкурс на благоустройство Театральной площади по Владимире. Он основан на идее регенерации исторической застройки, а по форме представляет собой вариант «театрального романтического неомодернизма». Арки служат «видоискателями», в том числе для городского театра Драмы 1971 года.
Шедовый фасад
Жилой дом в районе Бёйкслотерхам напоминает об индустриальном прошлом этой части Амстердама решением фасада. Авторы проекта – Studioninedots.
Прощание с СЭВ
Александр Змеул рассказывает историю проектирования, строительства и перепроектирования здания СЭВ – безусловной градостроительной доминанты западного направления и символа послевоенной Москвы, размноженного в советском «мерче», всем хорошо знакомого. В ходе рассказа мы выясняем, что, когда в 1980-е комплексу потребовалось расширение, градсовет предложил очень деликатные варианты; и еще, что в 2003 году здесь проектировали башню, но тоже без сноса «книжки». Статья иллюстрирована архивными материалами, часть публикуется впервые; благодарим Музей архитектуры за предоставленные изображения.
Ретро-пиццерия
По проекту cтудии дизайна MODGI Group на территории апарт-отеля VALO в Санкт-Петербурге открылась компактная пиццерия в ретро-стиле. Теплую и сочную цветовую гамму дополняет винтажная мебель и свет, а одним из главных предметов декора стали конверты для виниловых пластинок.
Берег Мелеуза
По проекту Института развития городов и сел Башкортостана и бюро Affinum в Мелеузе благоустроена набережная одноименной реки, которая играет роль центрального объекта города. Событийную площадь и торговые павильоны дополнил тихий променад, выходы к реке и детские площадки среди деревьев.
Страсть к текстурам
Арт-пространство в Ханчжоу, спроектированное бюро AD Architecture, посвящено строительным материалам и их фактурам, оно обращается сразу ко всем органам чувств.
Тюремный квартал
По проекту Института развития городов и сел Башкортостана и бюро Orchestra Design благоустроен исторический центр Белебея. Архитекторы объединили территорию пересыльной тюрьмы XVIII века и Торговых рядов в единое пространство, «зашив» в него разные сценарии досуга, а также отсылки к истории города.
И вот, нам дали выбор
Сергей Собянин призвал москвичей голосовать за судьбу цирка на проспекте Вернадского на «Активном гражданине». Это новый поворот. Отметим, что в голосовании, во-первых, не фигурирует удививший многих проект неизвестного иностранца, а, во-вторых, проголосовать не так уж просто: сначала нас заваливают подобием агитации, а потом еще предлагают поупражняться в арифметике. Но мы же попробуем?
На полном обеспечении
Новый жилой комплекс по проекту UNStudio в Чунцине включает развитую инфраструктуру, поддерживающую физическое и психологическое здоровье жильцов.
Келейные мастерские
В Хлебном доме музея-заповедника «Царицыно» открылось образовательное пространство, созданное по проекту архитектора и сооснователя бюро UTRO Ольги Рокаль. Небольшое помещение удалось сделать функциональными благодаря авторской мебели: «рыцарскому» круглому столу и столярным шкафам, вдохновленным секретерами XIX века.
Задел на устойчивость
Форум «Казаныш» в этом году прошел с особенным размахом: эксперты из 25 стран, «премьера» театра Камала от Wowhaus и Кэнго Кумы, полные людей лектории, анонс международных конкурсов и новых мега-проектов. Мы пробыли на фестивале два дня, а пищи для размышления получили на год. Делимся впечатлениями, услышанными практическими советами и продолжаем наблюдать – будет ли меняться архитектурный процесс после профессиональных интеграций со странами БРИКС+.
Бутоны ЗИЛ-Юга
Проект с авторским названием «Каменный цветок» предназначен для центральной части территории ЗИЛ-Юг, или ЖК Shagal – башни выстроятся вдоль поперечного бульвара. Впрочем, какие башни – самая высокая 14 этажей. Задуманы они так, чтобы в закатном и рассветном свете давать силуэт, похожий на цветочный бутон, а состоят из сетки и крупных пиксельных выемок, поддержанных консольными выступами «кнопок»-эркеров.
Григорий Ревзин: «Сильный жест из-под полы. Нечто победило»
Обсуждаем дискуссии вокруг конкурса на цирк и сноса СЭВ с самым известным архитектурным критиком нашего времени. В процессе проявляется парадокс: вроде бы сейчас принято ностальгировать по брежневскому времени, а знаковое здание, «ось» Варшавского договора, приговорили к сносу. Не странно ли? Еще мы выясняем, что wow-архитектура вернулась – это новый после-ковидный тренд. Однако, чтобы жест получился действительно сильным, без профессионалов все же не обойтись.
Точные объятия
Бюро Akira Koyama + Key Operation Inc. / Architects построило в японском городе Тояма офис для фармацевтической компании Juzen Chemical Corporation.
Обнажение бетона
Один из этапов благоустройства небольшого сквера в Лермонтове – строительство скейт-парка. Доверив эту часть команде XSA, город получил 250-метровую дорожку для трюков, фигуры которой напоминают объекты лэнд-арта – аналогов в России как по габаритам, так и по наполнению нет. Рассказываем, как устроен экспериментальный снейк-ран в Предкавказье.
Шаг к мечте
Сложности согласований, недостаточный бюджет и проблемы на строительной площадке при реализации проекта школы в Троицке не помешали бюро ASADOV добиться главного – сделать еще один шаг от старых представлений об учебных пространствах к созданию образовательной среды принципиально нового качества.
Отражение завода
Консорциум бюро Хвоя, Хора, НИиПИ Спецреставрация и Урбанконтекст победил в конкурсе на концепцию ревитализации главного корпуса Ижевского оружейного завода. Самое любопытное в проекте – система городских площадей на кровле новых объемов. Она не только открывает непривычные горожанам панорамы и создает дополнительные маршруты, но и способствует восстановлению исторического силуэта.
Пресса: «Киевская площадь» рассказала о новом кластере на...
Вновь созданный кластер обещают сделать не только новой достопримечательностью Москвы, но и центром социальной и деловой активности, а также связующим звеном между Большим Сити и районами Арбат и Хамовники
Пресса: Владимир Ефимов: ремонтировать в Москве здания, чья...
Приводить в порядок полуаварийные здания советского времени, которые не являются архитектурными памятниками и уже отслужили свое с точки зрения конструктивных элементов, не имеет смысла, считает заммэра Москвы по градостроительной политике и строительству Владимир Ефимов. В интервью РИА Новости он рассказал, когда начнется строительство нового цирка на проспекте Вернадского, что будет со зданием СЭВ на Новом Арбате и по какому принципу будут включать в программу реновации, ставшую бессрочной, новые дома. Беседовали Дмитрий Киселев и Ольга Набатникова.
Золото Африки
Интерьеры казино MOYO в Найроби от бюро Archpoint сочетают европейскую роскошь с этническими мотивами и особыми требованиями к помещениям такого типа. За атмосферу праздника отвечают огромные люстры, натуральные материалы отделки, а также предметы искусства.