Благоустроители. Заседание общественного совета 20 июня 2008 г.

Общественный совет утвердил: проект освобождения окрестностей Кремля от рекламы, проект оформления Ярославского шоссе, и реставрации зданий на Никольской от Заиконоспасского монастыря до Печатного двора включительно с передачей их патриархии. Мэр отверг: концепцию планировки «Золотого острова», башню на Беговой, а также обитаемый мост и овальное здание рядом в Сити

mainImg

Зал общественного совета был полон задолго до начала. Все что-то горячо обсуждали, спорили, обстановка выглядела почему-то более оживленной, чем обычно. Вероятно, это было связано с тем, что совета не было достаточно давно, а может быть – с насыщенной программой заседания. Программа действительно оказалась более чем любопытной.

Обсуждение начали с проекта «предложений по выводу рекламных конструкций» из охранной зоны Кремля. Исторически так сложилось, что Кремль – это центр города Москвы. Вокруг него много рекламы, что-то около 600 единиц различных реклам. Авторы проекта посчитали их все, разбив на типологические группы. Карта охранной зоны Кремля была разбита на квадраты и детально изучена в пятисотом масштабе. Территория, которая будет освобождена от рекламы, включает собственно Кремль, ХХС, все Зарядье в Варваркой и прилегающие министерские здания на Кулишках, среднюю часть острова (Средние Садовники), а также отрезки всех улиц и набережных, прилегающих к этим местам. Это туристический центр города – многие туристы кроме этих мест в Москве вообще больше ничего не видят.

Теперь эти территории будут освобождены от рекламы. Полностью будут изгнаны пять ее видов: перетяжки (сейчас их 61 штука), плакаты на брандмауэрах зданий (19), электронные экраны с видеороликами (4), а также предметов со странными названиями пилоны (стенды на ножке чуть выше роста человека, 161) и пиллары (тумбы с рекламой, 46). Вдвое сократят число билбордов и кронштейнов подвешенных на фонарях, а также «имиджевых крышных установок» – крупных надписей возвышающихся над карнизами зданий. 126 указателей направления с рекламой заменят на 64 указателя без рекламы. Вместо этого на этой территории будут сооружены «объекты городской системы ориентирования» и благоустройства, как-то: 77 скамеек (это очень приятно), порядка 300 ящиков с цветами (это называется контейнерное озеленение), заменят все обычные таксофоны на продвинутые web-таксофоны, сделают 12 новых интерактивных справочных стендов, а количество газетных киосков почему-то уменьшат в три раза.

Реклама не исчезнет полностью, ее остатки будут включены в предметы благоустройства – остановки, заборчики, и проч. – для которых авторами проекта разработано несколько любопытных «модельных рядов». Особенно примечателен проект автобусной остановки из серии «классика», угол которой поддерживает желтоватая колонна тосканского ордера, водруженная на основательную призматическую базу. Есть также ряд «современный», «модерн», «минимализм», оранжевый «лебедь» и даже «свободный стиль», почему-то темно-зеленого цвета. Проект благоустройства и обинтернечивания центра города был благосклонно принят мэром с условием «представить график завершения всей работы». Существующие контракты на рекламу будут проверены на законность, и те, которые окажутся законными, дождутся своего завершения и только после этого не будут продлены.

Затем был рассмотрен еще один проект по части городского благоустройства: концепция комплексного благоустройства и оформления Ярославского шоссе на протяжении 10 км от улицы Докукина на МКАДа. Проект был представлен множеством иллюстраций, демонстрировавших, в частности, способы раскраски панельных домов разными красками, а именно зеленой и оранжевой.  Несколько опытных образцов уже раскрашены и так понравились окрестным жителям, что жители соседних домов подходили к работникам благоустройства и спрашивали их – а когда же дойдет очередь до их собственного дома.

Теперь, когда проект принят советом, можно не сомневаться – через некоторое время и соседние дома тоже будут покрашены. В этой связи мэр Москвы Юрий Лужков проявил политическое чутье и в заключительном резюме подчеркнул, что «вещь-то хорошая сама по себе», но ведь «будет выведено СМИ как – вот нам делают потемкинские деревни», поэтому, подчеркнул градоначальник, покраску фасадов необходимо «жестко увязать с капитальным ремонтом зданий». Впрочем, добавил мэр, «даже колористика будет решаться не художниками, а службами которые умеют это делать».

Помимо раскраски панельных домов проект предусматривает приведение к порядку и единообразию лоджий, выходящих на шоссе, очищение фасадов от «перестроечного хаоса», а также – проекты въездных знаков с надписью «Москва», площадок для проведения различных общественных мероприятий, украшенных Дедом Морозом, Снегурочкой и другими подобными фигурами, архитектурным освещением зданий, а молодых художников попросят подумать о фонтанах. Вопрос Юрия Росляка об источниках финансирования 10 километров благоустройства остался без определенного ответа, однако по всей вероятности финансирование будет найдено.

Итак, два первых вопроса были посвящены важным для города проблемам благоустройства. Можно подумать, что размышления прошлогоднего фестиваля «Арх-Москва» о комфортной городской среде начинают воплощаться в жизнь: теперь место пустырей займут Деды Морозы и Снегурочки, и фасад Ярославского шоссе расцветится разными красками. Юрий Михайлович, по-видимому, напрасно волнуется – это вовсе не похоже на потемкинские деревни. Это как будто бы порыв к тому, чтобы сделать нечто подобное репрезентативным фасадам сталинской Москвы – пока что это делается экономно, но ведь это только начало.

Третьим вопросом повестки стал проект планировки «Золотого острова» (кварталы №357-361, территория фабрики «Красный Октябрь»). Проект рассматривается третий раз, трансформируясь в ответ на изменения законодательства и отвечая все новым требованиям. В последний раз было рекомендовано уменьшить объем жилья и офисов – что и было сделано – из 200 тыс. кв. метров жилья осталось 64, офисы были сокращены в два раза, а вместо всего этого – в полтора раза расширена «гостиничная функция» и, по словам Александра Кузьмина, соблюдены требования Москомнаследия. Председатель этой организации Валерий Шевчук, однако, сообщил собравшимся, что историко-культурное исследование районов проведено не полностью, а представленный проект не отвечает выводам того исследования, которое проведено. Так как на территории охранных зон реконструкция и новое строительство возможны только в рамках «регенерации», Москомнаследие отклонило проект и потребовало его доработки. На что Александр Кузьмин ответил, что проект полностью соответствует рекомендациям Москомнаследия, но не нынешнего, а прежнего, еще до Шевчука. Проект было решено не рассматривать и сроки его разработки – продлить.

Далее обсуждение перешло к «единой концепции реставрации и развития» части Никольской улицы с дома 7 по дом 15, сделанной под руководством архитектора Владимир Колосницына. Место это скандальное. Весной казаки там выгоняли студентов Историко-архивного института из аудиторий, а студенты в ответ устраивали демонстрации и флеш-мобы, но судя по всему, это не помогло. В двух словах: до 1917 года здания исторически принадлежали: Заиконоспасскому монастырю, в стенах которого в 1687 Симеон Полоцикй открыл Славяно-греко-латинскую академию, Николо-Греческому монастырю (подворье афонского Иверского монастыря с 1653 г.) и Государеву печатному двору (с 1721 года Синодальной типографии). Начиная в 1931 года многие здания здесь принадлежали Историко-архивному институту. Сейчас, уже восемь или даже девять лет длится спор о том, принадлежит ли эта недвижимость федеральным или муниципальным властям, РГГУ или РПЦ. Вчерашнее заседание совета, по-видимому, окончательно ослабило позиции РГГУ.

Рассмотренный архитектурный проект посвящен комплексному освоению всего комплекса построек двух монастырей и бывшего Печатного двора (пока это основное здание Историко-архивного института РГГУ). Здание РГГУ отдается под «музейные функции». Большое число разнообразных сегодняшних арендаторов ожидает сроков окончания договоров аренды и после этого освобождает помещения. Однако в новой схеме появляется как минимум два новых арендатора. Но эти здания определенно освободят от «перестроечного хаоса».

По проекту должны быть восстановлены надвратные колокольни двух монастырей (на какой период – еще обсуждается), а также построенный в 1720-е гг. и разрушенный в 1934 году собор Николая греческого монастыря. Также между монастырскими строениями и остатками Китайгородской стены будет создана пешеходная зона – сказал Александр Кузьмин. Все здания таким образом переходят к патриархии, что было всячески одобрено мэром Юрием Лужковым на вчерашнем совете.

Александр Кузьмин сказал – РГГУ имеет много площадей, и мэр его активно поддержал: «город подарил РГГУ огромный комплекс высшей партшколы … а то, что РГГУ воевало в патриархией – это было допущено такое неправильное позиционирование. Не божье дело» – сказал Юрий Лужков. Длинную и прочувственную речь произнес архиепископ Истринский Арсений, которого нередко называют правой рукой Святейшего Патриарха. Архиепископ Арсений поддержал высказанную защитником памятников Алексеем Клименко мысль о том, что монастыри плохо видно с Театральной площади, но в своем ключе – «что же, новый Николький храм можно сделать и повыше». Обсуждение сосредоточилось в основном на вопросе использования новыми владельцами чердаков существующих зданий, но главный архитектор города заверил собравшихся в том, что силуэт вальмовых кровель не будет изменен и проект был принят.

Затем быстро, как по маслу и без всякого обсуждения было принято предпроектное предложение строительства двух башен на Войковской – офисно-гостиничного комплекса «Метрополис-2», о котором мы уже писали. Башни станут второй частью строящегося по проекту Бориса Левянта комплекса «Метрополис». Несмотря на то, что на рассмотрение совета было представлено целых три варианта архитектуры башен, совету надо было ответить только на один вопрос – возможно или нет высотное строительство в этом месте. Ответ был дан положительный.

Следующим проектом стал административно-гостиничный комплекс, представленный мастерской АДМ. Это совместный проект российской архитектурной мастерской и известного западного бюро KPF. Комплекс должен расположиться в самом конце Беговой улицы, буквально у развязки с Ленинградским проспектом. На соседнем участке стоит знаменитый экспериментальный дом-«сороконожка» Андрея Меерсона. Также неподалеку, под номером 27 – «кружевной дом» Андрея Бурова 1940-41 гг. В ответ на соседство Бурова с Меерсоном авторы сделали дом простым – вытянутой призматической формы, но кружевным. Поверх стройного параллелепипеда наложены широкие диагональные полосы с орнаментальным рисунком. Пересекаясь, они образуют ромбическую сетку. Под башней задуман пешеходный тоннель с выходом в сторону Дворца юных пионеров.

По словам Александра Кузьмина, на этом месте по градплану были задуманы две башни – своего рода «ворота» при въезде в город. Одна башня уже построена, а эта, рассмотренная советом, должна занять место второй половинки предполагаемых ворот. Несколько странная градостроительная затея – организовывать въездные пропилеи, поручая это разным архитекторам в разных условиях, но она-то и помешала проекту быть принятым.

Первым выступил Юрий Павлович Платонов, который нашел «то, что предложено, очень интересным», однако счел проект «вторжением нового города в Хорошевку». Затем Юрий Пантелеймонович Григорьев, первый зам. главного архитектора Москвы, сказал так: «все больше стало появляться таких зданий, я их называю палками», и предостерег от предотвращения Москвы «в Нью-Йорк 1970-х». После чего президент Союза архитекторов России Юрий Петрович Гнедовский, оговорившись, что дом «нарисован» и вписывается в среду и что в принципе башни на этом месте могут быть, сказал, что его «все же смущает отсутствие связи с соседями и необходима, может быть, какая-то тяга…». Затем президент МАрхИ Александр Петрович Кудрявцев поддержал Юрия Петровича Гнедовского и сказал, что хотя перед нами здание «более совершенной архитектуры», чем соседние уже существующие башни, но он опасается, что может быть, это здание «оправдано в большей степени не архитектурно-градостроительными факторами, а экономическими». Хотя казалось бы – а какие факторы обыкновенно вызывают к жизни офисную башню, если не экономические?

Выслушав всех выступивших, Юрий Лужков резюмировал, что не принимает проект по трем позициям: «примитивизм, отсутствие согласованности зоны въезда, высотность». И добавил – «ну и вообще что-то не то». На чем архитекторам рекомендовали «посмотреть архитектурный ансамбль» - раз главный архитектор города говорит что это ворота, то «давайте не делать пьяные ворота». И проект оправили на доработку.

Последним пунктом программы были проекты компании Миракс-групп, представленные, скажем так, необычным образом – два разных проекта разных архитекторов, по разные стороны Москвы-реки были показаны вместе под общим названием «Миракс-сад» на стенде, и с запутанным общим названием – в повестке. Итак, вместе совету были представлены: проект многофункционального центра архитектора Г.В. Елина в виде стеклянного объема приплюснутой яйцеобразной формы и проект реконструкции набережной и обитаемого моста мастерской А. Асадова. Первый – стеклянный овал, предполагается поставить над реконструируемой электроподстаницей, которая питает сейчас часть Сити, а может обслуживать весь ММДЦ. Подстанция расположена на том же берегу, что и Сити, но по другую сторону Третьего кольца. Вокруг нее предполагается привести в порядок «сад лекарственных растений».

Михаил Посохин определил проект как «неплохой». Но выступивший вслед за ним Юрий Платонов был очень смущен тем, что «яйцо» представляет собой еще один образец «догоняния», как он выразился, Фостера и Нувеля. Развернувшись на проблеме повторения, архитектор предположил, что обитаемый мост скопирован с его собственного проекта «моста-амфитеатра» и завершил свою речь тем очевидным фактом, что уже пора перестать быть вторичными и побороть «отставание от московской архитектурной мысли от мировой». Возмущение Юрия Платонова не очень понятно, так как обычно художники гордятся тем, что их копируют, если это действительно так. С другой стороны, обвинение в плагиате дело обидное, и его обычно требуется доказать, особенно когда сходство двух мостов заключается только в их изогнутости. Так ведь с другой стороны можно ведь сказать, что второй мост завершает композицию первого. Очень, все-таки, сложно патентовать форму. Это как если бы архитектор Казаков обиделся на архитектора Львова за использование циркумференции или купола.

Проект набережной мастерской А. Асадова состоит из разноцветных лент – волнистых пандусов с разбитыми на их поверхности цветниками. Ленты переплетаются подобием косы и переходят в объем моста – сложную решетчатую конструкцию, надувающуюся живоподобной формой посередине и опадающую к краям. Мост наполнен зеленью зимних садов – он тоже разноцветный, как и набережная. Не очень-то это похоже на мост Юрия Платонова, честно говоря. На Фостера и Калатраву – да, может быть. Хотя получилось повеселее, но возможно, в чем-то и слишком размашисто, во всяком случае, по меньшей мере впечатляюще.

Впрочем, Юрий Лужков сосредоточил свое недовольство проектами на транспортной схеме и отверг оба предложения так, как их и показали, скопом и не вдаваясь в подробности. Зато мэр рассказал присутствующим, что лично ему лондонский «огурец» Фостера не понравился, особенно по той причине, что мэра Лондона, кабинет которого расположен в этом здании, переизбрали. И шутливо посоветовал инвесторам – если они хотят сделать подарок городу, пусть закопают подстанцию под землю и сделают на этом месте аптекарский огород.

Общественный совет 20 июня 2008 г. Фотографии Юлии Тарабариной
Предложения по выводу рекламных конструкций из охранной зоны Кремля. ГУП «Моспроект-2», маст. № 14
Предложения по выводу рекламных конструкций из охранной зоны Кремля. ГУП «Моспроект-2», маст. № 14
Концепция комплексного благоустройства и оформления Ярославского шоссе. Концепция выполнена коллективом из 6 организаций. Генпроектировщик – ГУП «Моспроект-3» (Центр цвета города)
Концепция комплексного благоустройства и оформления Ярославского шоссе. Концепция выполнена коллективом из 6 организаций. Генпроектировщик – ГУП «Моспроект-3» (Центр цвета города)
Концепция комплексного благоустройства и оформления Ярославского шоссе. Концепция выполнена коллективом из 6 организаций. Генпроектировщик – ГУП «Моспроект-3» (Центр цвета города)
Единая концепция реставрации, развития Заиконоспасского и Николо-Греческого монастырей и территории бывшего Печатного двора по адресу: Никольская ул., вл. 7-9, 11-13, 16 Китай-города. ГУП «Моспроект-2» (маст. №7). Арх. Колосницин В.В., Киржакова М.Д. Макет. Вид со стороны гостиницы «Националь»
Единая концепция реставрации, развития Заиконоспасского и Николо-Греческого монастырей и территории бывшего Печатного двора по адресу: Никольская ул., вл. 7-9, 11-13, 16 Китай-города. ГУП «Моспроект-2» (маст. №7). Арх. Колосницин В.В., Киржакова М.Д. Макет. Вид со стороны гостиницы «Москва»
Единая концепция реставрации, развития Заиконоспасского и Николо-Греческого монастырей и территории бывшего Печатного двора по адресу: Никольская ул., вл. 7-9, 11-13, 16 Китай-города. ГУП «Моспроект-2» (маст. №7). Арх. Колосницин В.В., Киржакова М.Д.
Единая концепция реставрации, развития Заиконоспасского и Николо-Греческого монастырей и территории бывшего Печатного двора по адресу: Никольская ул., вл. 7-9, 11-13, 16 Китай-города. ГУП «Моспроект-2» (маст. №7). Арх. Колосницин В.В., Киржакова М.Д. Схема арендаторов на сегодняшний день. Из существующих арендаторов после реконструкции остаются РВФГУ и ООО «Старград»
Единая концепция реставрации, развития Заиконоспасского и Николо-Греческого монастырей и территории бывшего Печатного двора по адресу: Никольская ул., вл. 7-9, 11-13, 16 Китай-города. ГУП «Моспроект-2» (маст. №7). Арх. Колосницин В.В., Киржакова М.Д. Схема проектного предложения с указанием арендаторов РПЦ. Здание РГГУ отдается под «общественно-культурные и музейные помещения».
Комплекс «Метрополис-2». Вариант 1. Вид из области. ОАО «ЭНПИ» Авторы: арх. Подрезкова Л. Н., Грицкевич И. С., Кондратьев В. О., Подрезков Н. В., Спицына А.А., Хавин А.В.
Проект административно-гостиничного комлекса по адресу: ул. Беговая, вл. 36. ООО «АDМ», А.С. Романов, Е.И. Кузнецова, А.А. Шишков
Проект административно-гостиничного комлекса по адресу: ул. Беговая, вл. 36. ООО «АDМ» совместно с KPF. С российской строны: А.С. Романов, Е.И. Кузнецова, А.А. Шишков
Проект административно-гостиничного комлекса по адресу: ул. Беговая, вл. 36. ООО «АDМ» совместно с KPF. С российской строны: А.С. Романов, Е.И. Кузнецова, А.А. Шишков
Реконструкция трансформаторной подстанции №805 «Пресня» со строительством многофункционального центра по адресу: Красногвардейский 4-й проезд, вл. 20. «Миракс-проект» соместно с ООО «АСК »Большие проекты". Автор: арх. Елин Г.В., констр. Назаров Ю. (ЦНИИСК им. В. Кучеренко)
Предпроектные архитектурно-градостроительные предложения по размещению многофункционального рекреационного комплекса на набережной Москвы-реки межу 3-м транспортным кольцом и железнодорожным мостом. АНО «ПРОЕКТ-КС», ООО «АРХ. МАСТЕРСКАЯ А. АСАДОВА». Авторы: арх. Асадов А.Р., Сапричан К.В. (рук.), Асадов А.А., Зражевский Д.А., Полищук А.В., Федоров Н.А. (ГИП), Тарнаруцкий В.А. (гл. констр. ЦНИИСК им. Мельникова). Макет. Вид со стороны Сити
Предпроектные архитектурно-градостроительные предложения по размещению многофункционального рекреационного комплекса на набережной Москвы-реки межу 3-м транспортным кольцом и железнодорожным мостом. АНО «ПРОЕКТ-КС», ООО «АРХ. МАСТЕРСКАЯ А. АСАДОВА». Авторы: арх. Асадов А.Р., Сапричан К.В. (рук.), Асадов А.А., Зражевский Д.А., Полищук А.В., Федоров Н.А. (ГИП), Тарнаруцкий В.А. (гл. констр. ЦНИИСК им. Мельникова). Макет. Вид со стороны Сити
Реконструкция трансформаторной подстанции №805 «Пресня» со строительством многофункционального центра по адресу: Красногвардейский 4-й проезд, вл. 20. Обсуждение в кулуарах
Предпроектные архитектурно-градостроительные предложения по размещению многофункционального рекреационного комплекса на набережной Москвы-реки межу 3-м транспортным кольцом и железнодорожным мостом. АНО «ПРОЕКТ-КС», ООО «АРХ. МАСТЕРСКАЯ А. АСАДОВА». Авторы: арх. Асадов А.Р., Сапричан К.В. (рук.), Асадов А.А., Зражевский Д.А., Полищук А.В., Федоров Н.А. (ГИП), Тарнаруцкий В.А. (гл. констр. ЦНИИСК им. Мельникова)

21 Июня 2008

Архсовет Москвы – 80
Сегодня совет рассмотрел и поддержал проект АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры» – ЖК на улице Орджоникизде-10. Он состоит из пяти 18-этажных башен: центральная с консолями, угловые только с лождиями, и строится рядом в коммуной Николаева.
Архсовет Москвы – 79
Архсовет Москвы поддержал проект ЖК «Обручев» от группы KAMEN Ивана Грекова. Две жилые башни высотой 159.3 и 199.3 м, общей площадью 127 978.5 м2 и расчетным числом жителей порядка 2000 человек, расположены на юго-западе Москвы между метро Беляево и Новаторской, по адресу Обручева, 30А. Заказчик – Группа ЛСР.
Архсовет Москвы – 78
Совет поддержал проект 400-метровой офисной башни, которая дополнит Сити и станет продолжением моста Багратион. Экспертам понравилась ярусная композиция, «интерактивный» фасад и функциональная насыщенность.
Архсовет Москвы – 77
Совет поддержал проект башни, завершающей ансамбль ВТБ Арена Парка с северной стороны. Авторы проекта – UNK – предложили увеличить ее высоту со 100 до 150 м для лучших пропорций. В ходе обсуждения возникли предложения увеличить высоту сильнее, сделать башню стройнее и сдвинуть с оси ТТК, что она не замыкала его перспективу от Беговой.
Архсовет Москвы–76
Архитектурный совет Москвы горячо поддержал новый проект Юрия Григоряна для ТПУ Парк Победы, в котором измененные высотные ограничения позволили предложить тонкую стройную башню 300-метровой высоты. После обсуждения некоторых нюансов как эксперты, так и МКА единодушно пожелали проекту качественной реализации, пообещали следить за ней и поддерживать.
Архсовет Москвы – 75. Между принятием и отвержением
Обсуждение высокоплотного жилого комплекса на Пресненском валу-27 вылилось в дискуссию о допустимых параметрах застройки промзон мегаполиса в целом и полномочиях Архсовета в частности. Проект отправили на доработку с ремаркой, что радикальная переработка все же не требуется. Рассказываем о проекте и об обсуждении.
Архсовет Москвы – 74
Проект ЖК на территории ПВСВ, построенной по проекту архитекторов мастерской Весниных, тесно соседствует с известным «Домом-Самолетом», но сохранных памятников конструктивизма на его территории немного. Авторы – АБ ЦЛП, – уделили много внимания памяти о конструктивистском прошлом места, так же как и парку. Но главной темой обсуждения совета стала проницаемость территории в будущем хотя бы для транзитного прохода.
Архсовет Москвы – 73
Архсовет поддержал проект здания ресторанного комплекса на Тверском бульваре рядом с бывшей Некрасовской библиотекой, высоко оценив архитектурное решение, но рекомендовав расширить тротуары и, если это будет возможно, добавить открытых галерей со стороны улиц. Отдельно обсудили рекламные конструкции, которые Сергей Чобан предложил резко ограничить.
Архсовет Москвы – 72
Концепцию развития территории бывшего завода «Красный богатырь», разработанную Buromoscow и включающую идеи сохранения пяти исторических зданий без статуса ОКН, Архсовет Москвы поддержал, выразив надежду на превращение будущего комплекса площадью 473 000 м2 в часть нового линейного центра, формирующегося на северо-востоке города вдоль Яузы; эксперты также предложили повысить высоту части башен не до 100 метров, в больше.
Архсовет Москвы–71
Высотный – 105 м в верхних отметках – многофункциональный комплекс «ТПУ «Парк Победы», расположенный на границе между «сталинской» и «парковой» Москвой, был доброжелательно принят архитектурным советом Москвы, но все же получил такое количество замечаний и комментариев, что проект было решено отложить и доработать, придерживаясь, однако, выбранного направления поисков.
Архсовет Москвы–70
Архсовет единодушно одобрил проект реконструкции гостиницы «Варшава» на Калужской площади, а обсуждение превратилось в деликатную дискуссию о подходах к градостроительным приоритетам: должно ли здание работать «на городской ансамбль», или решать локальные задачи в рамках заданного участка. Ответ – нельзя сказать, чтобы однозначный, прозвучали предложения создать на этом месте более заметный и высокий акцент, но были отклонены.
Прекрасный ЗИЛ: отчет о неформальном архсовете
В конце ноября предварительную концепцию мастер-плана ЗИЛ-Юг, разработанную голландской компанией KCAP для Группы «Эталон», обсудили на неформальном заседании архсовета. Проект, основанный на ППТ 2016 года и предложивший несколько новых идей для его развития, эксперты нашли прекрасным, хотя были высказаны сомнения относительно достаточно радикального отказа от автомобилей, и рекомендации закрепить все новшества в формальных документах. Рассказываем о проекте и обсуждении.
«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69
Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.
Архсовет Москвы-65
Архсовет поддержал проект размещения скульптур Виктора Корнеева на проектируемой станции метро «Лианозово», рекомендовав «усилить провокацию».
Архсовет Москвы-64
20 ноября Архсовет отверг проект ТРЦ около Преображенской площади от компании «Подземпроект» и утвердил проект дома в Большом Николоворобинском переулке Сергея Скуратова, по соседству с его же Арт-Хаусом.
Архсовет Москвы-63
Архсовет рассмотрел проект реконструкции Детского музыкального театра юного актера на улице Макаренко, представленный бюро Kleinewelt Architekten, выбрал из трех вариантов наиболее интересный и рекомендовал его доработать.
Архсовет Москвы-62
Собравшийся 3 июля архсовет Москвы не согласился с проектом многофункционального комплекса за Даниловским фортом, в котором, по мнению экспертов, не хватило общественной функции и сдержанности по отношению к соседним зданиям.
Архсовет Москвы-61
На архсовете рассмотрели масштабный жилой проект в границах Большого Сити: ЖК «Береговой» вырастет цепочкой разноэтажных высоток и максимально раскроется к реке, где возникнет продолжение Филевской набережной.
Технологии и материалы
​Формула Real Brick
Минеральная плитка ручной формовки белорусского производителя Real Brick выходит на российский рынок как альтернатива европейской. Технология заводского пропила под системы НВФ позволяет экономить до 40% бюджета проекта на логистике и монтаже.
​Вертикаль, линия, сфера: приемы игровых пространств
В современных ЖК и городских парках детская площадка – все чаще полноценный архитектурный объект. На примерах проектов компании «Новые Горизонты» рассматриваем, какие типологии и приемы позволяют проектировать игровые пространства как доминанты, организующие среду и создающие идентичность места.
«Марсианская колония» на ВДНХ
Компания «Шелби», используя концептуальные идеи освоения красной планеты от Айзека Азимова и Илона Маска, спроектировала для ВДНХ необычный плейхаб. «Марсианская колония» разместится рядом с легендарным «Бураном» и будет состоять из нескольких модулей, которые предложат детям игровые сценарии и образы будущего.
Материал как метод
Компания ОРТОСТ-ФАСАД стоит у истоков фасадной индустрии. За 25 лет пройден путь от мокрых фасадов и первого в России НВФ со стеклофибробетоном до уникальных фасадов на подсистеме собственного производства, где выносы СФБ элементов превышают три метра. Разбираемся, какие технологические решения позволяют СФБ конкурировать с традиционными системами и почему выбор единого подрядчика – наилучший вариант для реализации фасадов со сложной архитектурой.
Десять новых кирпичей ModFormat
Удлиненные кирпичи с терракотовыми оттенками и новая коллекция самых узких в России кирпичей – теперь в арсенале архитекторов. О серийном производстве сложных фактур и разработке новых рассказывает исполнительный директор компании КИРИЛЛ Дмитрий Самылин.
Архитектура тишины
Создание акустического комфорта в школе – комплексная задача, выходящая за рамки простого соблюдения норм. Это проектирование самой образовательной среды, где качество звука напрямую влияет на здоровье, концентрацию и успеваемость. Разбираем, как интегрировать эффективные звукоизоляционные и звукопоглощающие решения в конструкции здания, обеспечивая соответствие СП 51.13330.2011.
Моллирование 2.0
Технология моллирования вышла на новый уровень: больше не нужно выбирать между свободой формы и прочностью закалённого стекла. АО «РСК» разработало метод гравитационного моллирования с последующим химическим упрочнением, которое снимает ключевые технические ограничения.
PRO Тепло: утеплитель, который не стареет
Долговечная и пожаробезопасная альтернатива волокнистым и полимерным утеплителям – каменный утеплитель «PRO Тепло» (D200) торговой марки «ГРАС» – легкий газобетонный блок, который создает вокруг здания прочную и долговечную теплозащитную оболочку. Разбираемся в технологии.
Безуглеродный концепт
MVRDV NEXT – исследовательское подразделение бюро – запустило бесплатный онлайн-сервис CarbonSpace для оценки углеродного следа архитектурных проектов.
Универсальная совместимость
Клинкерная плитка азербайджанского производителя Sultan Ceramic для навесных вентфасадов получила техническое свидетельство Минстроя РФ. Материал совместим с распространенными подсистемами НФС и имеет полный пакет документации для прохождения экспертизы. Разбираем характеристики и возможности применения.
Как локализовать производство в России за два года?
Еще два года назад Рокфон (бизнес-подразделение компании РОКВУЛ) – производитель акустических подвесных потолков и стеновых панелей – две трети ассортимента и треть исходных материалов импортировал из Европы. О том, как в рекордный срок удалось локализовать производство, рассказывает Марина Потокер, генеральный директор РОКВУЛ.
Город в цвете
Серый асфальт давно перестал быть единственным решением для городских пространств. На смену ему приходит цветной асфальтобетон – технологичный материал, который архитекторы и дизайнеры все чаще используют как полноценный инструмент в работе со средой. Он позволяет создавать цветное покрытие в массе, обеспечивая долговечность даже к высоким нагрузкам.
Формула изгиба: кирпичная радиальная кладка
Специалисты компании Славдом делятся опытом реализации радиальной кирпичной кладки на фасадах ЖК «Беринг» в Новосибирске, где для воплощения нестандартного фасада применялась НФС Baut.
Напряженный камень
Лондонский Музей дизайна представил конструкцию из преднапряженных каменных блоков.
LVL брус – для реконструкций
Реконструкция объектов культурного наследия и старого фонда упирается в ряд ограничений: от весовых нагрузок на ветхие стены до запрета на изменение фасадов. LVL брус (клееный брус из шпона) предлагает архитекторам и конструкторам эффективное решение. Его высокая прочность при малом весе позволяет заменять перекрытия и стропильные системы, не усиливая фундамент, а монтаж возможен без применения кранов.
Гид архитектора по нормам пожаростойкого остекления
Проектировщики регулярно сталкиваются с замечаниями при согласовании светопрозрачных противопожарных конструкций и затянутыми в связи с этим сроками. RGC предлагает решение этой проблемы – закаленное противопожарное стекло PyroSafe с пределом огнестойкости E60, прошедшее полный цикл испытаний.
Конструктор фасадов
Показываем, как устроены фасады ЖК «Европейский берег» в Новосибирске – масштабном проекте комплексного развития территории на берегу Оби, реализуемом по мастер-плану голландского бюро KCAP. Универсальным приемом для создания индивидуальной архитектуры корпусов в микрорайоне стала система НВФ с АКВАПАНЕЛЬ.
Тихий офис – продуктивный офис
Тихий офис – ключ к продуктивности. Миллионы компаний тратят средства на эргономику и оборудование, игнорируя главного врага эффективности: шум. В офисах open space сотрудники теряют до 66% потенциала лишь из-за разговоров коллег, что напрямую влияет на прибыль и успех бизнеса.
Сейчас на главной
Тонкая настройка
Бюро SUSHKOVA DESIGN создало интерьер цветочной студии в Перми, с тактом и деликатностью подойдя к пространству, чья главная ценность заключалась в обилии света и эффектности старинной кладки. Эти достоинства были бережно сохранены и даже подчеркнуты при помощи точно найденных современных акцентов.
Яркое, народное
Десятый год Wowhaus работают над новогодним украшением ГУМа, «главного», ну или во всяком случае, самого центрального, магазина страны. В этом году темой выбрали Дымковскую игрушку: и, вникнув в историю вопроса, предложили яркое, ярчайшее решение – тема, впрочем, тому прямо способствует.
Кинотрансформация
B.L.U.E. Architecture Studio трансформировало фрагмент исторической застройки города Янчжоу под гостиницу: ее вестибюль устроили в старом кинотеатре.
Вторая ось
Бюро Земля восстановило биологическую структуру лесного загородного участка и спроектировало для него пешеходный маршрут. Подняв «мост» на высоту пяти метров, архитекторы добились нового способа восприятия леса. А в центре расположили домик-кокон.
«Чужие» в городе
Мы попросили у Александра Скокана комментарий по итогам 2025 года – а он прислал целую статью, да еще и посвященную недавно начатому у нас обсуждению «уместности высоток» – а говоря шире, контрастных вкраплений в городскую застройку. Получился текст-вопрос: почему здесь? Почему так?
Подлесок нового капрома
Сообщение по письмам читателей: столовую Дома Пионеров превратили в этакий ресторанчик. Казалось бы, какая мелочь. Обратимая, скорее всего. Но она показывает: капром жив. Не остался в девяностых, а дает новую, модную, молодую поросль.
Правда без кавычек
Редакционный корпус комбината «Правда» отреставрируют, приспособив под дизайн-отель. К началу работ издательство «Кучково поле Музеон» выпустило книгу «Дом Правды. На первой полосе архитектуры» об истории знакового здания и его создателе Пантелеймоне Голосове.
Дмитрий Остроумов: «Говоря языком алхимии, мы участвуем...
Крайне необычный и нетипичный получился разговор с Дмитрием Остроумовым. Почему? Хотя бы потому, что он не только архитектор, специализирующийся на строительстве православных храмов. И не только – а это редкая редкость – сторонник развития современной стилистики в ее, пока все еще крайне консервативной, сфере. Дмитрий Остроумов магистр богословия. Так что, помимо истории и специфики бюро, мы говорим о понятии храма, о каноне и традиции, о живом и о вечном, и даже о Русском Логосе.
Фокус синергии
В Липецке прошел фестиваль «Архимет», продемонстрировавший новый формат сотрудничества архитекторов, производителей металлических конструкций и региональных властей для создания оригинальных фасадных панелей для программы реконструкции местных школ. Рассказываем о фестивале и показываем работы участников, среди которых ASADOV, IND и другие.
Коридор лиминальности
Роман Бердник спроектировал для Смоленского кладбища в Санкт-Петербурге входную группу, которая помогает посетителю настроиться на взаимодействие с пространством памяти и печали. Работа готовилась для кирпичного конкурса, но материал служит отсылкой и к жизнеописанию святой Ксении Петербургской, похороненной здесь же.
Полки с квартирами
При разработке проекта многоквартирного дома на озере Лиси под Тбилиси Architects of Invention вдохновлялись теоретической работой студии SITE и офортом Александра Бродского и Ильи Уткина.
Б – Бенуа
В петербургском Манеже открылась выставка «Все Бенуа – всё Бенуа», которая рассказывает о феномене художественной династии и ее тесной связи с Петербургом. Два основных раздела – зал-лабиринт Александра Бенуа и анфиладу с энциклопедической «Азбукой» архитектор Сергей Падалко дополнил версальской лестницей, хрустальным кабинетом и «криптой». Кураторы же собрали невероятную коллекцию предметов – от египетского саркофага и «Острова мертвых» Бёклина до дипфейка Вацлава Нижинского и «звездного» сарая бюро Меганом.
Вопрос дефиниции
Приглашенным редактором журнала Domus в 2026 станет Ма Яньсун, основатель ведущего китайского бюро MAD. 10 номеров под его руководством будут посвящены поиску нового, релевантного для 2020-х определения для понятия «архитектура».
Образы Италии
Архитектурная мастерская Головин & Шретер подготовила проект реконструкции Инкерманского завода марочных вин. Композиция решена по подобию средневековой итальянской площади, где башня дегустационного зала – это кампанила, производственно-складской комплекс – базилика, а винодельческо-экскурсионный центр – палаццо.
Климатические капризы
В проекте отеля vertex для японской компании Not a Hotel бюро Zaha Hadid Architects учло все климатические условия острова Окинава вплоть до колебания качества воздуха в течение года.
У воды и над лесом
По проекту бюро М4 набережная в городе Заречный Свердловской области раскрыла свой потенциал рекреационного пространства. Каскадная лестница соединила различные зоны территории, а также помогла отрегулировать антропогенную нагрузку на ландшафт. Пикниковые зоны и парковая инфраструктура в свою очередь снизили количество мусора.
Глазурованная статуэтка
В поисках образа для дома у Новодевичьего монастыря архитекторы GAFA обратились к собственному переживанию места: оказалось, что оно ассоциируется со стариной, пленэрами и винтажными артефактами. Две башни будут полностью облицованы объемной глазурованной керамикой – на данный момент других таких зданий в России нет. Затеряться не дадут и метаболические эркеры-ячейки, а также обтекаемые поверхности, парадный «отельный» въезд и лобби с видом на пышный сад.
От МЫСа до Маяка: лучшие проекты Подмосковья
Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области подвел итоги ежегодного конкурса, который в этом году получил обновленный формат. Впервые появился раздел «Реализация», позволяющий оценить не только проектные решения, но и качество их воплощения.
Ход курдонером
Бюро Intercolumnium представило на Градостроительном совете проект жилого комплекса, который заменит БЦ «Акватория» на Выборгской набережной. Эксперты отметили высокое качество работы, но с сомнением отнеслись к трем курдонерам, а также предложили смягчить контраст фасадов, обращенных к набережной и Кантемировскому мосту.
Иван Леонидов в Крыму. 1936–1938. Часть 4
В четвертой статье цикла, посвященного проектам Ивана Леонидова для Южного берега Крыма, рассматриваются курортные отели и парковые павильоны на центральной набережной Ялты и делается попытка их реконструкции на основе сохранившихся материалов.
Стремление к истокам
В интерьере ресторана «Горные пороги» при гостиничном комплексе «Хвоя в горах» в долине реки Катунь архитекторы бюро New Design постарались передать удивительную красоту и мощь природы Алтая, художественно переосмыслив ее наиболее характерные образы.
Измерение Y
Тенденция проектирования жилых башен в Москве не тускнеет, а напротив, за последние 5 лет она как никогда, пожалуй, вошла в силу... Мы и раньше пробовали изучать высотное строительство Москвы, и теперь попробуем. Вашему вниманию – небольшой исторический обзор и опрос практикующих в городе архитекторов.
Горы, рощи и родовые башни
Всесезонный курорт «Армхи» в Республике Ингушетия позиционируется как место для спокойного семейного отдыха и имеет устоявшиеся традиции, связанные с его 100-летней историей и культурой региона. Программа развития, которую подготовил Институт Генплана Москвы, сохраняет индивидуальность курорта и одновременно расширяет его программу, предлагая новые направления туристического досуга. В ближайшем будущем здесь появятся: бальнеологический центр, термальный комплекс, интерактивный музей, экстремальный парк и новые горнолыжные трассы.
Умер Дени Валод
Дени Валод, сооснователь бюро Valode & Pistre, скончался 9 декабря 2025 в возрасте 79 лет после продолжительной болезни.
Тренды выставки «Мебель-2025»: комфорт по-русски
Выставка «Мебель-2025» прошла с 24 по 27 ноября 2025 на новой площадке в МВЦ «Крокус Экспо» и объединила 741 компанию из 8 стран. Экспозиции российских компаний продемонстрировали несколько важных тенденций в сфере общественных и жилых интерьеров.
История с тополями
Архитекторы Ofis перестроили частный дом в люблянском районе Мургл 1960-1980-х годов. Их подход позволил сохранить характерные планировочные решения, целостность и саму ДНК района.
Маленькая страна
Бюро «Мезонпроект» разрабатывает перспективный мастер-план кампуса МИФИ в Обнинске: в ближайшие десять лет анклавная территория площадью около 100 га, в лесу на северном краю города должна превратиться в современный центр развития атомной энергетики. Планируется привлечение иностранных студентов и специалистов, и также развитие территории: как путем реализации «замороженных» планов 1980-х годов на современном уровне, так и развитие новых тенденций – создание общественных пространств, аквапарк, фудкорт, школа и даже центря ядерной медицины. Общественные и спортивные функции планируется сделать доступными для жителей, а также связать кампус с городом.