С 2010 года у российских архитекторов, девелоперов и всех, кто так или иначе связан со строительством, начнется новая жизнь, заявил Александр Кузьмин. Предстоит принять закон об актуализированном генплане, а также правила землепользования и застройки, которые обеспечат, по словам главного архитектора города, «открытые правила игры». Правила позволят ответить на вопрос, что именно можно сделать на данной территории, не ходя за согласованиями к чиновникам. Как объяснил Александр Кузьмин, Москва теперь город богатый, и вместо заманивания инвесторов, «мы должны все наши ресурсы отдать на муниципальные средства», т.е. на социальные программы.
Между тем слушания по правилам землепользования и застройки начнутся уже в начале будущего года – похоже, Москве предстоит пережить эпопею «встреч с народом» наподобие той, которая недавно завершилась в Санкт-Петербурге. Специальная городская комиссия будет выслушивать пожелания жителей и инвесторов и вкладывать их в «правила» (ПЗЗ). Решение, однако, будет приниматься не общим собранием жителей, а комиссией, т.к. если спрашивать всех, то есть опасность не договориться никогда – пояснил Александр Кузьмин.
В связи с надвигающимся изменением законодательства из зала прозвучал вопрос – как быть с передачей земли под жилым домом в собственность жильцов? Где пройдет граница земельного участка? По словам Александра Кузьмина, это зависит от так называемой «градостроительной целесообразности». Проще говоря, не должен «разрезать микрорайон на кусочки», иначе не удастся разместить, к примеру, даже спортплощадку. В новом градкодексе также появится понятие «официальная граница стабилизации», как пояснил главный архитектор города, «мы не будем строить там, где и без нас хорошо».
Как отметил один из журналистов, программа московских преобразований совпала с мировым финансовым кризисом и задал вопрос – как город отреагирует на кризис? В ответ Александр Кузьмин заверил, что пока никто из инвесторов не бросил ни один свой проект. Задача минимум – «завершить то, что начали строить». Перспектива недостроев, «черных каркасов, которые нам достались в наследство от советского времени», представляется главному архитектору откровенно пугающей.
Другая группа вопросов касалась главным образом скандально известных московских объектов, таких как гостиница «Россия» или ЦДХ. Здание гостиницы снесено, но не полностью и чего-то ожидает. Как рассказал Александр Кузьмин, дело не в архитекторах – проектная документация прошла общественный совет и теперь застряла «на уровне имущества». Сам же проект, «который помимо главного архитектора ведет Михаил Посохин и мастерская Норманна Фостера», по словам Александра Кузмина, «очень социален». Первоначально, правда, он больше отвечал интересам инвестора, но потом, оберегая Кремль, его понизили до 4-6 этажей. Теперь в нем чуть больше 50 % площадей занимает гостиница, зрелищная часть представлена концертным залом и вторым двухзальным объемом. Часть помещений зарезервировано под президентскую библиотеку и музей.
Суету вокруг фостеровского «Апельсина» на Крымской набережной Александр Кузьмин считает преждевременной, поскольку, по его словам, «никакого утвержденного проекта на сегодня нет». Однако необходимость сноса здания ЦДХ не вызывает сомнений у главного архитектора. «Этот объем используется не по назначению», – считает Александр Кузьмин, поскольку сейчас 2/3 площади в нем занимает музей, а строился он как выставочное пространство. Поэтому вместо фондохранилищ и других музейных помещений в здании много холлов и лестниц – полезная «музейная» площадь, по словам Александра Кузьмина, занимает в здании на Крымском валу менее 50 %, что препятствует развитию галереи. «Я не сомневаюсь, что это место может воспринять новый объем. Это доказала история с проектом «Русский авангард» Эрика Ван Эгерата. Здесь такой замкнутый «бассейн», который никак не перекрывает виды на Кремль». В конце ноября проект планировки всей территории между Садовым кольцом, набережной и Мароновским переулком, по словам Кузьмина, будет вынесен на общественные слушания. В случае одобрения он будет выставлен на конкурс инвесторов. Александр Кузьмин заверил, что в новом комплексе останется Третьяковка и Дом художника. Жилья и офисов точно не будет, но коммерческая составляющая появится, судя по всему, это будет гостиница. (подробнее о проекте «Апельсин» см. интервью с Григорием Ревзиным – слова Александра Кузьмина могут до некоторой степени служить подтверждением версии об уходе «Интеко» из проекта).
Ситуация вокруг другого скандально известного места – Заиконоспасского монастыря, «более или менее прояснилась». Монастырь, из которого уже успели вывезти исторический слой, провалить асфальт и устроить внутри развлекательный центр, ожидает реставрация с реконструкцией. Проект восстановления обители, а также соседнего с ней Николо-греческого монастыря, разрушенного в 1930-е гг., уже прошел общественный совет 20 июня этого года. Как заявил Александр Кузьмин, там будет чисто церковное строительство, а помещения, переданные РГГУ, возвратят патриархии.
И наконец, еще одна тема, затронутая на пресс-конференции, касалась развития столичного транспорта, в частности вокруг «Москва-Сити». Комплекс еще не достроен, а подъехать к нему уже невозможно. Александр Кузьмин считает, что проблема тут не в количестве парковочных мест – для сравнения в здании лондонской мэрии их всего 6, и те для инвалидов – а в приоритете метрополитена. «Если бы там было две станции метро, то и стоянок понадобилось бы меньше», – считает Кузьмин. Другое дело в том, что людей непросто пересадить с личных авто в переполненные вагоны метро. Поэтому в ближайших планах – строительство нового радиуса, соединяющего «Сити» с западом столицы, а также развитие железных дорог в качестве городского транспорта. Дорожные развязки в районе «Москва-Сити» также усовершенствуют – будет сделан съезд с Краснопресненского проспекта, эстакада по 1-му Красногвардейскому проезду, Краснопресненскую набережную планируют вывести через мост на северный дублер Можайского шоссе.
С развитием столичного метро связаны также планы строительства около 30 пересадочных узлов. По мнению Александра Кузьмина, привлечение инвесторов возможно не везде, иначе пересадочные узлы рискуют превратиться в торговые точки. Если, к примеру, ТЦ «Калужский» удачно разрешил эту проблему, то вот на метро «Выхино», считает главный архитектор, не должно быть ни одного торгового метра.
К этому добавим, что на пресс-конференции была затронута также модернизация крупного транспортного узла – Щелковского автовокзала, где сносится старое здание и строится новое. Как заявил Александр Кузьмин, вывод автовокзала повлечет за собой давно ожидаемую реконструкцию 4-х близлежащих микрорайонов и новое жилое строительство.