Речь идет об участке при пересечении Ленинградского шоссе с малым кольцом окружной железной дороги. Участок выведен из состава промзоны «Коптево», которая в недалеком будущем должна быть уничтожена целиком. Сейчас здесь идет строительство торгового центра и бизнес-парка «Метрополис» по проекту ABD architects, о котором мы уже писали полтора года назад. Из трех стеклянных объемов бизнес-парка Бориса Левянта уже построены два, заканчивается возведение третьего. Севернее и ближе к железной дороге по проекту ABD architects будет построен торговый центр. Офисные башни – на углу перед мостом, в западной части территории проектирует ОАО «Экспериментальный научно-проектный институт» совместно с НИиПИ Генплана.
Авторы представили на архитектурный совет четыре варианта объемно-пространственной композиции высотного «Метрополиса-2». Он состоит из офисных башен, которые занимают 2/3 общей площади, некоторого количества магазинов и гостиницы. Башни в разных вариантах то срастаются, то распадаются на отдельные объемы; гостиница же везде выделена в отдельный корпус. Объем получаемых квадратных метров в четырех вариантах колеблется от 244 до 259 тысяч.
Первый вариант представляет собой группу из трех простых вертикальных призм со встроенными внутрь «зимними садами». Второй вариант состоит из двух скошенных в верхней части башен, поставленных зеркально в виде исполинской буквы М. По замыслу авторов, это должно символизировать название «Метрополис». В третьем варианте основные башни слиты в один объем, как пояснила член авторского коллектива Лариса Подрезкова – «в виде знамени». Сложная разновысотная форма опоясана широкой лентой золотистого «знамени» ломаных очертаний, наподобие второй «кожи», фрагментарно покрывающей основное тело здания. Четвертый вариант выглядел компактнее остальных за счет повышения башен – здесь их высота 214, тогда как в трех других версиях – не больше 180 метров. Тонкие и высокие башни срастаются углом к транспортной развязке и образуют общую вертикаль. При движении из центра она напоминает узкую пластину Гидропроекта на развилке Ленинградского и Волоколамского шоссе.
Второй (в виде буквы М) и третий (знамя-парус) варианты не вызвали энтузиазма членов совета. Зато первый и четвертый набрали почти равное количество симпатий. За вариант номер четыре, самый стройный и высокий из всех, выступили Алексей Воронцов (который выступал референтом проекта), Борис Левянт, Сергей Киселев и Святослав Миндрул. В пользу варианта номер один высказались Владимир Ходнев, Игорь Воскресенский, Юрий Григорьев и Александр Кудрявцев. К этому же первому варианту склоняются и заказчики – вероятно, в числе прочего потому, что его легче разделить на отдельные очереди строительства.
Основной проблемой участка вообще и данного проекта в частности присутствующие признали транспорт. Качество ее решения члены совета оценили по-разному. Большинство присутствующих признали, что движение автомобилей на показанной транспортной схеме было продумано хорошо. Правда, Сергей Киселев заметил, что 8-ярусная подземная стоянка с 3-метровыми потолками каждого яруса – вещь достаточно сомнительная. По словам Сергея Киселева, 8 ярусов – это предел для надземной парковки, а для подземной – 5. Значительно более уязвимым оказалось распределение пешеходного движения. По словам Алексея Воронцова, нарисованных на планшетах пунктирных тротуаров и зебры в данном случае явно недостаточно.
Резюмируя обсуждение, Александр Кузьмин заметил, что пешеходное движение здесь важнее автомобильного. Рядом станция метро Войковская, с противоположной стороны, к северу от комплекса проходит кольцевая железная дорога. По Генплану 1971 г. она считалась транспортной, но теперь ее собираются сделать пассажирской – и одна из станций окажется очень близко от башен. Следовательно, следует более внимательно планировать то, как люди будут ездить в эти офисы на метро, а не только на машинах – сказал главный архитектор Москвы.
И добавил, что в проекте «Метрополиса» Бориса Левянта эти пешеходные проблемы были решены очень тщательно – там предполагались многоярусные крытые переходы и даже травалаторы. Александр Кузьмин предложил авторам посмотреть на проект Бориса Левянта и увязать с ним свое решение движения пешеходов. Главный архитектор Москвы также поддержал высказанную Игорем Воскресенским идею делать первые этажи небоскребов открытыми городу и общественными – такими, чтобы те же пешеходы могли проходить их насквозь. «Метрополис-2» был одобрен в общих чертах – как предпроектное предложение. Архитекторам рекомендовали прислушаться к замечаниям, сделать хороший макет и представить его на Общественном совете.