18.05.2015
беседовала: Юлия Тарабарина

Под нужды нарождающегося общества

Кураторы Андрей и Никита Асадовы – о некоммерческой программе фестиваля «Золотое сечение».

информация:

Андрей (справа) и Никита (слева) Асадовы. Предоставлено кураторами
Андрей (справа) и Никита (слева) Асадовы. Предоставлено кураторами

Проходящий сейчас в ЦДА фестиваль «Золотое сечение» длится по нашим временам непривычно долго, целых десять дней, и насыщен событиями-мероприятиями почти как «Зодчество» – во многом благодаря тем же кураторам: Никите и Андрею Асадовым. Мы задали братьям-кураторам несколько вопросов.

Архи.ру:
«Золотое сечение»– знаменитый фестиваль, его расцвет пришелся на девяностые, когда на фестивале показывали новую архитектуру самостоятельных московских бюро, «сечение» было прямо-таки гимном этой новой архитектуры девяностых. А вот потом, уже где-то с 2005 года, фестиваль бесконечно реформируется, как будто пытается найти свое место в новом мире. Внимание вопрос: чем на ваш взгляд «Золотое сечение» этого года отличается от предыдущих?

Никита и Андрей Асадовы:
Мы отвечали за блок спецпроектов (так же, как это было на «Зодчестве» прошлого года), и попытались задать некий общий дискурс, «тему года», которую могли бы раскрыть как выставочные проекты, так и дискуссии в рамках фестиваля. Тема была выбрана сообща экспертным советом и звучит как «Москва: ПЕРЕЗАГРУЗКА». Дальше, как и на Зодчестве, мы собрали замечательную команду кураторов, которая на этот раз состояла, в основном, из молодых московских архитекторов, горящих новыми идеями и готовых поделиться ими с окружающими. В итоге получилось порядка шести спецпроектов, а также ряд тематических круглых столов и дискуссий.

Среди них:
  • «Удаленные файлы / Жертвы перезагрузки» (кураторы Михаил Королев и Рустам Керимов), проект о защите исчезающего наследия, с одноименным круглым столом;
  • «Арх-Полка» (кураторы Рустам Керимов и Илья Мукосей), проект, позволяющий заглянуть на архитектурную кухню, и состоящий из двух частей: фотоколлекции арх-полок известных и начинающих московских бюро и серии реальных полок, своеобразного «кредо» молодых архитекторов. В рамках проекта состоятся презентации бюро-участников;
  • «Пешеход в центре Москвы» (куратор Алексей Невзоров) – «выжимка» из самых интересных и одновременно реалистичных идей молодежного смотра «Перспектива»-2014, с одноименной дискуссией;
  • «МыслиВслух_Москва» (куратор Екатерина и Анастасия Гераскины): мысли именитых и молодых московских архитекторов о том, как разбудить спальные районы Москвы и сделать их более человечными;
  • «Москва. Детали» (куратор Олег Распопов), фотоконкурс, посвященный исследованию самобытности московской архитектуры;
  • «Яхты-небоскребы» (куратор Александр Залавский), уникальные арх-объекты из дерева, сплав архитектуры и скульптуры.
«Архполка» от «Моспроекта-2».  «Золотое сечение» 2015. Предоставлено кураторами
«Архполка» от «Моспроекта-2». «Золотое сечение» 2015. Предоставлено кураторамиоткрыть большое изображение

А теперь давайте зайдем с другой стороны: Андрей и Никита, Вы были кураторами некоммерческой программы фестиваля «Зодчество», прошедшего в декабре 2014 года. Вы тогда уже знали, что будете курировать «Золотое сечение»?

Стать кураторами «Золотого сечения» нам предложил Николай Иванович Шумаков непосредственно на фестивале «Зодчество». Причем задача была сложнее: создать качественный в содержательном плане контент в условиях полного отсутствия бюджета. Но нас, имевших за плечами опыт «Городов», эта задача не смутила.

Чем с точки зрения кураторов отличаются «Зодчество» и «Золотое сечение»? Какие ощущения от обоих фестивалей?

Безусловно, «Золотое Сечение» более камерно и компактно, но от этого не менее содержательно. С точки зрения пространственной организации, здесь перед нами была цель – вдохнуть новую жизнь в Дом архитектора и задействовать все его пространство под выставочные проекты.
А глобальная разница между фестивалями состоит в том, что если «Золотое сечение» – про Москву, то «Зодчество» – про всю Россию.
Открытие «Золотого сечения» 2015. Выступает Марат Хуснуллин, заммэра по строительству. Предоставлено кураторами
Открытие «Золотого сечения» 2015. Выступает Марат Хуснуллин, заммэра по строительству. Предоставлено кураторамиоткрыть большое изображение

И наконец, в чем был ваш кураторский замысел и насколько удалось его реализовать? 

Кураторским замыслом была попытка задать смысловой дискурс мероприятию, уложить все спецпроекты в общую канву «перезагрузки» городских пространств под нужды нарождающегося общества. Частично это осуществлено в выставочных проектах, но большая часть будет реализована в виде дискуссий и круглых столов – именно в обсуждении происходящих сегодня трансформаций Москвы и корректировке вектора изменений со всеми участниками процесса и состоит, на наш взгляд, смысл фестиваля Золотое сечение.

Вы что, серьёзно думаете, что оно нарождается? По некоторым признакам умереть собралось… У вас там кстати одна фотография с открытия – все стоят под надписью «Союз советских архитекторов». Насколько оно советское, это общество?

То что довольно активные изменения происходят сегодня во всех сферах жизни, в том числе в архитектуре, сегодня чувствует практически каждый. Не все сходятся во мнении, какой знак поставить в этих переменах, – плюс или минус, запятую или точку. Вот и тема фестиваля существует в двух написаниях: «Москва: ПЕРЕЗАГРУЗКА» и «Москва: ПЕРЕЗАГРУЗКА?» Казалось бы, мелочь, но довольно четко отражает неуверенность в результате и даже самом факте тех перемен, которые происходят сегодня в городе, – что это, косметический ремонт, или результат гораздо более глубоких явлений, которые наконец проявились на поверхности? И вообще, что это было, – предсмертный крик нового общества, или первый крик рождающегося класса, или одновременно то и другое?
То что общество сейчас советское – даже нет сомнений, так же как оно и постсоветское, и неосоветское. Это тоже вопрос знака. Советское общество 20-х и 30-х, 60-х и 80-х – это же совершенно разные общества, с разным установками и целями, ощущением настоящего и восприятием будущего, разным архитектурно-пространственным воплощением своих идеалов. И, все равно, каждый раз эта архитектура новая, идентичная своему обществу и актуальная для своего времени, каждый раз по-новому критикующая свое прошлое, по-новому видящая будущее и всякий раз меняющая знак на противоположный.

Какие проекты некоммерческой программы – самые интересные?

Каждый спецпроект интересен и уникален в своем роде. Одним из самых эмоциональных получился проект «Удаленные файлы / Жертвы перезагрузки», где прекрасные девушки перевоплощаются в Арх-ангелов, охраняющих исчезающее наследие архитектуры. Проект «Пешеход в центре Москвы» – замечательное руководство по перезагрузке общественных пространств Москвы, составленное молодыми архитекторами. «Москва. Детали» – потрясающий фотопроект, который можно разглядывать бесконечно, потому что «Бог – в деталях».
«Золотое сечение» 2015. Предоставлено кураторами
«Золотое сечение» 2015. Предоставлено кураторамиоткрыть большое изображение

Проект «Арх-ангелы» показывали давеча на Арх Москве в окнах ЦДХ, это тот же или другой?

Это расширенная и дополненная авторская версия проекта, премьера которого состоялась на АРХ Москве несколько лет назад, – второе издание с новыми «жертвами перезагрузки».

Какие тенденции в жизни московской архитектуры показало «Золотое сечение»? Куда мы идем?

Судя по смотру-конкурсу, заметно поменялся функциональный состав проектов – объектом внимания все больше становятся социальные и общественные сооружения. Молодое поколение архитекторов активней овладевает аналитическими навыками и креативным, преобразовательным взглядом на мир.

И последний вопрос: вы теперь все фестивали будете курировать? Планируете ли продолжать сотрудничать с «Зодчеством», и с «Золотым сечением»?

За все фестивали пока не отвечаем, но если будут настоятельно предлагать... Для себя эту деятельность мы видим с одной стороны как продолжение архитектурных фестивалей «Города», только уже во «взрослом» формате, с другой стороны это своеобразное исследование по современному состоянию российской архитектуры, результатом которого должно стать некое видение, воплощенное в практические шаги – насколько это удастся, покажет время. Скажем, результатом фестиваля «Города» стало появление целой плеяды архитектурных фестивалей, в ходе которых архитекторы по всей стране своими силами преобразуют общественные пространства родных городов, хотя первый фестиваль задумывался исключительно как инициатива по реконструкции деревянного причала в усадьбе Суханово.

Кроме того, к нам все больше приходит осознание архитектуры как мощного инструмента преобразования городов, их «перезагрузки» под нужды нового общества. В таком ракурсе архитектор, обладая суммой уникальных знаний и навыков, так называемым «синтетическим мышлением», способен возглавить процесс пространственного развития городов, тем самым восстановив свои возможности и полномочия, утраченные за последние полвека.
беседовала: Юлия Тарабарина
«Арх-ангелы». «Золотое сечение» 2015. Предоставлено кураторами
«Арх-ангелы». «Золотое сечение» 2015. Предоставлено кураторамиоткрыть большое изображение

Комментарии
comments powered by HyperComments

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Сергей Сенкевич
  • Никита Токарев
  • Олег Мединский
  • Екатерина Грень
  • Александр Бровкин
  • Юлий Борисов
  • Александра Кузьмина
  • Роман Леонидов
  • Тотан Кузембаев
  • Антон Ладыгин
  • Олег Карлсон
  • Михаил Канунников
  • Сергей Кузнецов
  • Евгений Герасимов
  • Александр Попов
  • Наталья Сидорова
  • Сергей Чобан
  • Дмитрий Васильев
  • Валерия Преображенская
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Алексей Курков
  • Всеволод Медведев
  • Владимир Плоткин
  • Наталия Зайченко
  • Александр Скокан
  • Валерий Лукомский
  • Игорь Шварцман
  • Вера Бутко
  • Павел Андреев
  • Станислав Белых
  • Полина Воеводина
  • Андрей Гнездилов
  • Антон Барклянский
  • Владимир Ковалёв
  • Владимир Биндеман
  • Марк Сафронов
  • Алексей Гинзбург
  • Антон Надточий
  • Никита Бирюков
  • Юлия Тряскина
  • Даниил Лоренц
  • Константин Ходнев
  • Антон Яр-Скрябин
  • Никита Явейн
  • Антон Бондаренко
  • Екатерина Кузнецова
  • Дмитрий Селивохин
  • Илья Уткин
  • Иван Кожин
  • Александр Асадов
  • Василий Крапивин
  • Юрий Сафронов
  • Наталия Шилова
  • Андрей Асадов
  • Николай Миловидов
  • Андрей Романов
  • Сергей Труханов
  • Сергей Орешкин
  • Олег Шапиро
  • Антон Лукомский
  • Левон Айрапетов
  • Арсений Леонович
  • Сергей Скуратов
  • Зураб Басария
  • Дмитрий Ликин
  • Илья Машков
  • Карен Сапричян
  • Рустам Керимов
  • Анатолий Столярчук

Постройки и проекты (новые записи):

  • Штаб-квартира фармацевтической компании
  • Рекреационный комплекс «Геленджик-Марина»на Тонком мысе в городе-курорте Геленджик
  • Эскизный проект курортного комплекса в Геленджике
  • Гостиница на Ленинградском шоссе
  • Многофункциональный комплекс «Технопарк   «Холодильник»
  • «Квартал Квартет»
  • Офис креативного коммуникационного агентства DPG
  • Многофункциональный комплекс на Софийской
  • Проект остановки общественного транспорта

Технологии:

09.11.2018

Солнечные блики

Фиброцементные панели EQUITONE [pictura] – яркий акцент в комплексе апартаментов «Ландыши» в московском Тропарево.
EQUITONE
07.11.2018

Инновационные решения ООО «ПЕНОПЛЭКС СПб»: воплощение в BIM-моделях

За первый квартал 2018 года компания «ПЕНОПЛЭКС СПб» вошла в ТОП 10 наиболее популярных BIM библиотек производителей.
ПЕНОПЛЭКС
07.11.2018

Цинковая башня

Жилая башня, построенная по проекту бюро Zecc Architecten в Утрехте, благодаря своей форме и облицовке цинковыми панелями RHEINZINK одновременно отдает дань фабричному прошлому территории и являет собой пример остросовременной архитектуры.
RHEINZINK
25.10.2018

Сила света

Свет, который превращает пустыню в оазис, прогоняет полярную ночь, дарит утешение и помогает сберечь традицию – в проектах победителей первого этапа студенческого конкурса International VELUX Awards 2018. Два из них – из Казани. Рассматриваем все девять.
VELUX (Велюкс)
24.10.2018

Современный, комфортный, качественный дом по типовому проекту

В голове у всякого жителя нашей страны прочно укоренилось мнение, что типовое жилье значит – маленькое, неудобное, низкого качества. Разрушить стереотип взялись в компании GOOD WOOD, придумав линейки типовых домов для индивидуального строительства.
Good Wood
другие статьи