English version

Граненая гризайль

Новое здание на улице Кульнева, рядом с «Миракс-плаза»: геометрия резких теней, блики света и оттенки приемов зрелого модернизма, напоминающих о том, что корпус занял место постройки семидесятых.

mainImg
Мастерская:
СПИЧ http://www.speech.su
Проект:
Многофункциональный комплекс President Plaza
Россия, Москва, Кутузовский проспект, д. 32, к. 2

Авторский коллектив:
Авторы проекта: Сергей Чобан, Сергей Кузнецов
Главные архитекторы проекта: Николай Гордюшин, Игорь Членов, Евгения Муринец 
Главный инженер проекта: Сергей Сердюков
Архитекторы проекта: Татьяна Варюхина, Сергей Глубокин, Марина Дигилева, Алексей Евсиков, Любовь Картавченко, Татьяна Логунова, Евгений Ляшков, Сергей Попов

2010 — 2013 / 2013 — 2014

Заказчик: ЗАО «Международный Центр девелопмент»
Генпроектировщик: ОАО «Стройпроект»
Новое здание многофункционального комплекса President Plaza класса «А» на улице Кульнева введено в эксплуатацию в декабре 2014 года, а проектировалось с 2010–2011. Его крупный параллелепипед сменил производственно-административное здание Управления делами президента РФ в средней части территории, окруженной корпусами большого офисного комплекса, ранее известного как «Миракс-плаза» и расположенного напротив московского Сити, между рекой и Кутузовским проспектом – впрочем, именно это здание в состав известного комплекса никогда не входило, хотя и окружено им с трёх сторон.

Строительство двух строгих северных башен «Миракса» успел начать Сергей Киселев – President Plaza расположен прямо за ними, и сейчас его хорошо видно с внешней стороны Третьего кольца. В какой-то момент даже может показаться, что новое здание стало завершающим штрихом «островка» между улицей Кульнева и ТТК, но это не так – когда будет построен протяженный корпус бывшего «Миракса», которым по решению архсовета занимается Владимир Плоткин, он закроет President Plaza своим объемом. В конечном счете на площадке появится комплекс, спроектированный тремя разными, но известными московскими мастерскими: СКиП, SPEECH и ТПО «Резерв».
Многофункциональный комплекс President Plaza
Фотография © Алексей Народицкий
Многофункциональный комплекс President Plaza
Фотография © Алексей Народицкий
Многофункциональный комплекс President Plaza. Ситуационный план
© SPEECH

Планы реконструкции здания управделами возникли в 2006 году. С тех пор участок площадью 1,3 гектара несколько раз менял хозяев. Стройку начинали и замораживали в зависимости от состоятельности владельца и соображений возросшей нагрузки на транспортную сеть. За это время проекты параллелепипеда на улице Кульнева успели сделать Николай Лызлов, Ваагн Вермишян, и, вероятно, ещё многие авторы.

Прямоугольную форму новое здание President Plaza наследует от своего советского предшественника – оно, таким образом, оптимально использует потенциал участка. В прямоугольный объем 135х75 м, в семнадцать надземных этажей общей высотой 68 м вписано максимум полезной площади, причем первоначально планировалось разместить в торцевых частях апартаменты, но позднее от этой идеи отказались, отдав все помещение офисам. Широкое пятно застройки требует большого внутреннего двора – он был у советского здания, которое представляло собой глухое каре вокруг пустой сердцевины. Архитекторы SPEECH оптимизировали планировку: в их здании два одинаковых двора, разделенных широкой перемычкой с полезными площадями, которых таким образом стало ощутимо больше. Дворы же, размером приблизительно 25х33 м, площадью чуть больше восьмисот метров – это немногим больше среднего петербургского «колодца», – предназначены прежде всего для освещения. Поэтому панорамное остекление их гладких внутренних стен прерывается лишь полосками межэтажных перекрытий, а для оживления этих поверхностей использовано стекло двух видов – прозрачное и цветное, окрашенное в массе теплых тонов: желтого, оранжевого и красного, яркость которых уравновешивает фиолетовый цвет.

Первый этаж отдан кафе и торговле, второй конференц-залам и фитнес-центрам, – в этой части здание принадлежит городу, кроме того, его восточный фасад будет вместе с длинным корпусом бывшего «Миракс-плаза» формировать пешеходную улицу внутри квартала – ждать её ещё довольно долго, но хочется надеяться, что она получится милой и оживленной. Этажи с третьего по шестнадцатый заняты офисами свободной планировки, сгруппированными вокруг коммуникационных ядер с лестницами и восемью лифтами.
Многофункциональный комплекс President Plaza. План 1 этажа
© SPEECH

Шаг колонн внутри – 8,4 м, этот размер, разделенный на шесть частей по 1,4 м, стал модулем для сетки фасада. Впрочем, это не единственное, чем внутреннее устройство здания проявляет себя вовне. Его единственный наружный фасад со стороны улицы Кульнева и примыкающую к нему торцевую южную стену архитекторы превратили в подвижный массив стеклянных эркеров-«телевизоров», обрамленных скошенными рамами из серебристого металлического композита. Часть эркеров выступает за плоскость стены на 0,63, часть – на 1,3 метра, а в итоге большие и меньшие выступы наслаиваются, пересекаются и вырастают друг из друга, складываясь в крупный объемный и несколько нерегулярный, асимметричный паттерн. Фасады кажутся подвижными, наподобие комода с выдвинутыми на разную глубину ящиками. Это сравнение не произвольно: помимо пластической выразительности эркеры, опять же, добавляют зданию квадратных метров и таким образом работают на благо заказчика. Ещё немного площадь увеличивается за счёт выноса поддержанного тонкими треугольниками металлических консолей первого этажа. Консоли использованы только на «парадном» фасаде со стороны улицы Кульнева, они привносят в его облик нотку гламура: полированный металл облицовки блестит и днем, и ночью, вторя матовому блеску окантовок эркеров.
Многофункциональный комплекс President Plaza
Фотография © Алексей Народицкий
Многофункциональный комплекс President Plaza
Фотография © Алексей Народицкий
Многофункциональный комплекс President Plaza
Фотография © Алексей Народицкий

Два других фасада: северный, обращенный к башням «Миракс-плаза», и восточный, который выходит к будущей внутренней пешеходной улице, продолжают, но редуцируют тему. Скошенные серебристые рамы «телевизоров» смыкаются, превращаясь в сильно выступающие ребра и складываясь в крупный рельефный орнамент, впрочем, здесь его шаг становится несколько мельче. Металлические плоскости ловят свет под разными углами, острые ребра усиливают контраст светлого и темного, своего рода резковатую геометричную гризайль, подсвеченную и оживлённую блеском стеклянного фона. В большинстве случаев угол наклона рамок к стене – 60 градусов, но местами он сменяется на более пологий – так возникают широкие, разбивающие строгую сетку вертикали; из-за них рисунок восточного фасада немного похож на песчаные барханчики, подчиненные ветру с реки. Можно подумать, что стеклянные цезуры восточного фасада образовались потому, что некоторые части строгой металлической сети «сдуло» с их мест. Хотя в целом сеть остается жёсткой и регулярной, уравновешивая шевеление стеклянно-металлической поверхности юго-западной части здания.
Многофункциональный комплекс President Plaza
Фотография © Алексей Народицкий
Многофункциональный комплекс President Plaza
Фотография © Алексей Народицкий
Многофункциональный комплекс President Plaza
Фотография © Алексей Народицкий

В пояснительной записке авторы скромно пишут, что «…речь шла о формировании не столько оригинального архитектурного образа, сколько о разработке соответствующей мировым критериям планировки комплекса, претендующего на класс «А», а также оригинального фасадного решения, гармонично сочетающегося с «Миракс-Плаза» и, в тоже время, подчеркивающее самостоятельность нового объекта». Подчеркнуть самостоятельность удалось. Хотя, как мы уже заметили, здесь архитектура чутко реагирует на окружение, причем главная тема – не Кутузовский проспект, а брутальные футуристические поиски зрелого модернизма, даже оттенки классики здесь прочитаны через архитектуру семидесятых. Серебристая геометрическая сеть металлических рамок, похожая на увеличенный фрагмент электронной схемы, по дорожкам которой разбегаются световые сигналы; эркеры-«телевизоры»; тонкие бетонные консоли выноса над нижними этажами – что-то в нём есть времени первого спутника и института НИИЧАВО, какой-нибудь шкатулки из «Отроков во вселенной». Что логично: President Plaza заменил постройку семидесятых, да и вся противоположная сторона на улицы Кульнева застроена хотя и обшарпанными, но характерными фасадами, на которых ленточные окна чередуются с тонкими вертикальными ребрами. С другой стороны, оттенок современной подвижности и разнофасадности помогают ему вписаться в пейзаж: рассматривая здание со всех сторон удивляешься, насколько удачно здесь, при всей прагматичности, поймана грань между разнообразием и цельностью. Издали оно вписывается в строй проспекта, вблизи ошарашивает игрой блестящих поверхностей, столь отличных от теплой сталинской терракоты. 
Многофункциональный комплекс President Plaza. План типового этажа
© SPEECH
Многофункциональный комплекс President Plaza. План 2 этажа
© SPEECH
Многофункциональный комплекс President Plaza. План типового этажа с парковкой
© SPEECH
Мастерская:
СПИЧ http://www.speech.su
Проект:
Многофункциональный комплекс President Plaza
Россия, Москва, Кутузовский проспект, д. 32, к. 2

Авторский коллектив:
Авторы проекта: Сергей Чобан, Сергей Кузнецов
Главные архитекторы проекта: Николай Гордюшин, Игорь Членов, Евгения Муринец 
Главный инженер проекта: Сергей Сердюков
Архитекторы проекта: Татьяна Варюхина, Сергей Глубокин, Марина Дигилева, Алексей Евсиков, Любовь Картавченко, Татьяна Логунова, Евгений Ляшков, Сергей Попов

2010 — 2013 / 2013 — 2014

Заказчик: ЗАО «Международный Центр девелопмент»
Генпроектировщик: ОАО «Стройпроект»

28 Апреля 2015

СПИЧ: другие проекты
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Чикагские лауреаты 2024
Премия The International Architecture Awards отметила сразу семь российских проектов – четыре из них стали победителями в различных номинациях, еще три удостоились почетного упоминания. Рассказываем о каждом.
Холст из стекла
Открытие нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной в мае 2024 года ознаменовало не только расширение знаменитого музея, но и знаковое событие в области использования архитектурного стекла с применением технологии печати. О том, как инновационное остекление расширило границы музейной архитектуры – в нашем материале.
Похожие статьи
Растворенный в джунглях
В проекте Canopy House Марсиу Коган и его Studio MK27 предложили человечный вариант модернистского по духу дома, сливающегося с буйной тропической природой на востоке Бразилии.
Парящая вершина
Центр продаж по проекту бюро Wutopia Lab в дельте Жемчужной реки напоминает о горных вершинах – как местных, тропической провинции Гуандун, так и тяньшаньских.
Путь в три шага
Бюро HENN и C.F. Møller выиграли конкурс на проект нового больничного комплекса Ганноверского медицинского института.
Блеск дерзновенный
Изучаем «Новый взгляд», первую школу, построенную за последние 25 лет в Хамовниках. У здания три основные особенности: оно рассчитано на универсалии современного образования, обучение через общение и прочее; второе – фасады сочетают структурное моллированное стекло и металлизированно-поливную керамику, они дороги и технологичны. Третье – это школа «Садовых кварталов», последнее по времени приобретение знаменитого квартала Хамовников. И дорогое, и, по-своему, дерзкое приобретение: есть некий молодой задор в этом высказывании. Разбираемся, как устроена школа и где здесь контраст.
Технологии и материалы
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Сейчас на главной
Песнь песней
В Европейском университете в Санкт-Петербурге открылась персональная выставка Сергея Мишина «Проект проекта». По его собственному определению, на ней представлена руда, из которой добывается вещество архитектуры: графика, блокноты, заметки и осколки, предшествующие рабочим чертежам. Кроме графики есть и тексты Сергея Мишина и о нем – выдающиеся примеры того, как можно говорить об архитектуре.
Войти в ущелье
Бюро Ofis полностью перестроило входной павильон живописного ущелья Винтгар в Словении, предложив вернуться к традиционной, не наносящей вреда природе деревянной архитектуре.
Изящество и совместность
Вилла «Грейс», построенная по проекту бюро Романа Леонидова в Подмосковье, балансирует между элегантным минимализмом и широкими порывами русской души. Главный дом решен как последовательность четырех самодостаточных объемов – каждый может существовать по отдельности, но предпочитает быть частью целого. Единение достигается с помощью цвета и системы общих пространств, а богатая пластика, которая менялась по ходу строительства, «окупает» почти полное отсутствие декора.