Галина Солодовникова и Полина Бахтина: «Театру нужны не просто декорации»

Кураторы нового курса «Британки» – о современном театральном дизайне, который почти архитектура.

mainImg
1 октября в Британской высшей школе дизайна начнет свою работу новый курс «Театральный дизайн»; прием будущих студентов открыт уже сейчас. Кураторы курса Галина Солодовникова и Полина Бахтина рассказали Архи.ру о специфике современных постановок и подготовке театральных художников – архитекторов сценического пространства.

Архи.ру:
– Вы сейчас хорошо известны в театральных кругах, но начинали вы с несколько иных областей творчества. Как вы увлеклись сценографией?  

Галина Солодовникова:
– Вначале я поступила в МГТУ имени А.Н. Косыгина на факультет «Художественное проектирование костюма», но уже тогда стала понимать, что данная специализация несколько сужает мои творческие порывы. Мне хотелось заниматься комплексным видом искусства, но осознание того, что я смогу найти себя в театре, пришло не сразу. Только за годы работы над всевозможными фэшн-шоу, я поняла, что продажи коллекций интересуют меня мало и решила посвятить себя театру. В 2005 году закончила магистратуру Центрального колледжа искусства и дизайна Св. Мартина (Лондон) по специальности «Сценография». Вначале работала в Великобритании, а потом вернулась в Россию и стала сотрудничать с театрами. Например, в Театральном центре «На Страстном» оформляла спектакль Shlem.com по Пелевину (режиссер Жиивиле Монтвилайте), в «Школе современной пьесы» – «Поле» Павла Пряжко (режиссер Филипп Григорьян), в Большом Театре – «Золотой Петушок» (режиссер Кирилл Серебренников). 

Полина Бахтина:
– К сценографии я тоже пришла окольными путями, через иллюстрации, кино и рекламу. Но законы композиции, ритма и восприятия во всех искусствах едины, так что мой богатый профессиональный опыт помогает справляться и находить верные решения. Для меня сценография – это создание целого особого мира, в котором развернется картина жизни. И я очень довольна, что проектировала мир глубоких и интересных пьес. Так, в Театральном Центре на «Страстном» были представлены пьесы «Хрустальный мир» Виктора Пелевина (постановка le Сirque de Сharles la Tannes) и «Копы в огне» Александра Легчакова (режиссер Юрий Квятковский), в театре Практика «Парикмахерша» Сергея Медведева (режиссер Руслан Маликов) и «Продукт» Марка Равенхилла (режиссер Александр Вартанов) и многие другие. 
zooming
Галина Солодовникова и Полина Бахтина. Фотография Полины Тюпиной
zooming
«Копы в огне» А. Легчакова, премьера Театральный Центр на Страстном, PAMT, 2010. Режиссер Юрий Квятковский, художник по декорациям Полина Бахтина

– В чем специфика вашего курса «Театральный дизайн» в Британке? И чем он отличается от существующего в Москве театрального образования?  

Галина Солодовникова:
– В основных вузах – МХАТ и ГИТИС – студентам дают хорошую базу, классическую, советскую, но практически ничего не говорят о современном театре, российском и европейском. Получается, что выпускники не знают о текущем процессе и им сложно работать в мировом контексте. Многие молодые художники не понимают, что нынешний  театр – это особый вид искусства, который говорит со своим зрителем здесь и сейчас. Например, автор, желая высказать свою точку зрения, может нарисовать картину, сделать инсталляцию, затем он ее выставит на всеобщее обозрение, пройдет время, и его выставка останется в прошлом. А у постановки нет прошлого или  будущего, она существует только в настоящем времени, ведь это прямой диалог со зрителем. Кроме того, театр – это невероятно осмысленный вид искусства, самый сложный и комплексный, открывающий нам новые горизонты и способы общения с людьми, провоцирующие их на внутреннюю работу. Художник должен это учитывать и ощущать колоссальные возможности для самореализации. Поэтому-то мы и разработали курс «Театральный дизайн», чтобы восполнять  пробелы, говоря о специфике нового. 

Полина Бахтина:
– Современные формы театра дают максимальную свободу, и художник вправе решать, как зрители будут себя ощущать в  пространстве спектакля. Но, к сожалению, немногие умеют выходить за рамки привычного и обыденного. Из-за этого у режиссеров большая потребность в творческих людях, которые будут чувствовать нынешние потребности театра. И я надеюсь, что мы сможем рекомендовать им выпускников нашего курса. 
zooming
«Свалка», фестиваль «Территория» Москва 2012. Театр Наций. Live art performancе, режиссер Филипп Григорьян, художник Галина Солодовникова. Фотографии представлены Г. Солодовниковой и П. Бахтиной

– На ваш курс может прийти каждый желающий? Или все же есть какие-то ограничения?

Галина Солодовникова:
– В большей степени лекции о «Театральном дизайне» направлены на слушателей, обладающих профильным образованием в схожей сфере. Возможно, они работают не в нашей области, но в близких – архитекторы, иллюстраторы. Ведь наших студентов ждёт практическая часть, а пройти её могут только подготовленные люди. Кроме того,  мы хотим убедиться, что абитуриент горячо заинтересован в новых знаниях и имеет перспективы в области театрального дизайна, поэтому нужно будет предоставить портфолио и пройти собеседование. Особых требований к портфолио нет – мы ждем примеры работ в любой сфере: дизайна, живописи, графики, архитектуры, сценографии, иллюстрации. 

– Долго ли будет длиться обучение?
 
Галина Солодовникова:
– Мы начнем занятия 1 октября, завершится курс в августе следующего года – то есть, курс будет длиться 2 семестра, учебный год. Однако абитуриентам нужно еще летом пройти собеседование и сдать документы. 
     
– Какие направления будут изучать студенты?

Галина Солодовникова:
– Традиционный, экспериментальный и визуальный театр, а также современный танец, инсталляцию-перформанс. Кроме того теоретическая часть курса будет включать лекции по истории театра до XX века. Разумеется, мы отдельно поговорим о современном театре, о визуальных культуре и искусстве, основах сценографии. Курс будет включать в себя и принципы совместной работы художника и режиссера, дизайн костюма для перформанса, технологии художественного оформления спектакля, а также изучение театрального закулисья, мастерских, тонкостей PR. Дизайнер должен как свои пять пальцев знать работу всей команды театра, только тогда он сможет блестяще выполнить свою работу. 
zooming
«Парикмахерша» (Сергей Медведев), театр Практика, 2008. Режиссер Руслан Маликов, художник Полина Бахтина. Фотографии представлены Г. Солодовниковой и П. Бахтиной

Полина Бахтина:
– Мы пригласим  видных специалистов, режиссеров, критиков и теоретиков театра для проведения лекций и мастер-классов. Наши студенты встретятся с самыми знаменитыми сценографами Европы. Стоит сказать, что это вовсе не курс-факультатив по вечерам. Придется многое изучать и трудиться.

– Будет ли у слушателей курса возможность применить свои знания на практике и услышать авторитетное мнение?

Галина Солодовникова:
– Безусловно! Для каждого направления студенты создадут тщательно проработанные проекты: десять промежуточных и один финальный. Это полноценная работа: эскиз, макет, прирезка, планы, габаритные чертежи. Художники театра должны уметь воплотить свои замыслы в жизнь, и мы им в этом помогаем: рассказываем  об особенностях сценического освещения, пространстве и звуке, интерактивных технологиях. Слушатели курса учатся работать в разных типах театральных пространств, подготавливать чертежи и техническую документацию. Практическая часть предполагает также изучение сценических механизмов и систем быстрой смены декораций. Для нас очень важно, что в процессе обучения у студентов будет возможность участвовать в создании театральных постановок. 
zooming
Спектакль «Волны» по рассказу Владимира Сорокина, Политеатр, Москва, март 2012. Режиссер Эдуард Бояков, Художник-постановщик и художник по костюмам Галина Солодовникова

– То есть они смогут пойти в театр и попробовать себя в реальном рабочем процессе?  

Галина Солодовникова:
– Конечно! Люди, служащие искусству, прекрасно понимают, как важно учить начинающих дизайнеров и помогают им развивать свое творчество. У нас будут совместные работы с курсом Ингеборги Дапкунайте, запланирован проект со Школой-студией МХАТ. Помимо этого фестиваль «Территория» готов принять наших студентов, познакомить с пространством и провести на ключевые спектакли. Нам также покажут монтаж декораций для постановки «Шекспир. Лабиринт». Самое главное – студенты увидят и поймут, как живет и работает реальный театр. 

– Что на ваш взгляд должен учитывать современный художник театра, чтобы быть востребованным среди концептуальных режиссеров?  

Галин Солодовникова:
– Два основных аспекта: первый – театр не стоит на месте, а стремительно развивается, и второй – сейчас возник повышенный интерес к новым направлениям и формам: перформанс, променад и т.д. Художник, работая с этими стилями, должен иначе использовать пространство сцены, нежели в классическом, традиционном театре. У  променадного театра, например, сцены как таковой нет вообще. Зритель не сидит на месте, он ходит по разным этажам и комнатам, наблюдая за игрой актёров и погружаясь в показываемую ему жизнь. Подобные пьесы уже прошли в Театре Наций (спектакль «Шекспир. Лабиринт») и Центре имени Вс. Мейерхольда (спектакль «Норманск»), готовятся и другие. Создать для них пространство не так-то просто, но именно такие постановки, выдвигая к художнику театра новые требования, дают ему возможность в полной мере раскрыть свой талант и не ограничивать воображение.  
zooming
«Хрустальный мир» (Виктор Пелевин), Cirque de Charles la Tannes, Театральный Центр на Страстном 2011. Постановка Le Cirque de Charles la Tannes, режиссер Полина Бахтина

Полина Бахтина:
– Сейчас театрам нужны не просто декорации, а буквально архитектурные работы, синтезирующие разные виды искусства. Художник должен с легкостью использовать в едином замысле и комикс, и кино, и звук, и свет, и модные музыкальные направления, например, хип-хоп. Самое важное, что на спектакли все чаще стали приходить молодые люди и подростки. Они тянутся к современному и концептуальному, хотят видеть динамичное, стремительное и живое действо, а не что-то устаревшее и покрытое пылью десятилетий. Поэтому художник может не бояться авантюрных  экспериментов – публика поймет его творческие высказывания.  

– Чем воплощение нынешних идей отличается от архитектурности прошлого? К примеру, от театра Олимпико?  

Полина Бахтина:
– Театральное пространство претерпело множество трансформаций, начиная с древнегреческих и древнеримских театров. От амфитеатров, когда угол зрения на сценическую площадку с первых и последних рядов отличался незначительно, театр пришел к типу «сцены-коробки» – например, театр Олимпико в Виченце, построенном по проекту Палладио. Сейчас такая «коробка» – это наиболее распространенная форма для театра, хотя появляется множество новых площадок по принципу зала-трансформера. Например, в Мариинском театре есть три сцены, которые можно объединять в одну или использовать по отдельности в зависимости от характера постановки и технических требований. Во французском Авиньоне, где проходит крупнейший театральный фестиваль, ставится большое количество спектаклей в уникальных пространствах. Так в  спектакле Оливье Пи зрители сидят напротив друг друга, а актёры играют между ними. 

– С одной стороны возможности и фантазии художника безграничны, но с другой – у каждого театра своё пространство и приходится работать в заданных им рамках. Легко ли найти золотую середину и творить?

Галина Солодовникова:
– Не скрою, что именно от театра часто зависит, как будет идти работа художника. Важно создать пространство с учетом зрительного зала, чтобы декорации не перекрывали актёров.  Кроме того нет типовых зданий для театра, у каждого свои возможности, например, по смене декораций: где-то приходится идти на ухищрения, чтобы вынужденные трансформации были созвучны со смыслом постановки. Нередко произведение буквально требует одного, а  возможности – диктуют иное. Задача художника – найти оптимальное решение и не потерять себя. Самое интересное, что ограничения рождают новые идеи.
 

07 Августа 2014

Похожие статьи
Вопрос «Каскада»
Правительство Армении одобрило инвестиционную программу, подразумевающую завершение «Каскада», ключевой постройки Еревана 1980-х, согласно новому проекту Wilmotte & Associés. О судьбе, значении и возможном будущем «Каскада» рассказали Архи.ру историки архитектуры Карен Бальян и Анна Броновицкая.
«На грани»: интервью с куратором «Зодчества 2025» Тиграном...
С 4 по 6 ноября в московском Гостином дворе состоится XXXIII Международный архитектурный фестиваль «Зодчество». В этом году его приглашенным куратором стал вице-президент Союза московских архитекторов, основатель бюро STUDIO-ТА Тигран Бадалян.
Форма без случайностей
Креативный директор «Генпро» Елена Пучкова – о том, что такое честная современная архитектура: почему важно свести пилоны, как работать с ограниченной палитрой материалов и что делать с любимым медным цветом, который появляется в каждом проекте.
Валерий Каняшин: «Нам дали свободу»
Жилой комплекс Headliner, строительство основной части которого не так давно завершилось напротив Сити – это такой сосед ММДЦ, который не «подыгрывает» ему. Он, наоборот, решен на контрасте: как город из разноформатных строений, сложившийся естественным путем за последние 20 лет. Популярнейшая тема! Однако именно здесь – даже кажется, что только здесь – ее удалось воплотить по-настоящему убедительно. Да, преобладают высотки, но сколько стройных, хрупких в профиль, ракурсов. А главное – как все это замиксовано, скомпоновано... Беседуем с руководителем проекта Валерием Каняшиным.
Григорий Ревзин: «Что нам делать с архитектурой семидесятых»
Советский модернизм был хороший, авторский и плохой, типовой. Хороший «на периферии», плохой в центре – географическом, внимания, объема и прочего. Можно ли его сносить? «Это разрушение общественного консенсуса на ровном месте». Что же тогда делать? Сохранять, но творчески: «Привнести архитектуру туда, где ее еще нет». Относиться не как к памятникам, а как к городскому ландшафту. Читайте наше интервью с Григорием Ревзиным на актуальную тему спасения модернизма – там предложен «перпендикулярный», но интересный вариант сохранения зданий 1970-х.
Лама из тетраметилбутана
Петр Виноградов рассказал об экспериментальной серии скульптур «Тетрапэд», которая исследует принципы молекулярной архитектуры, адаптивных структур и интерактивного взаимодействия с городской средой. Конструкции реагируют на движение, собеседуют с пространством, допускают множественные сценарии использования и интерпретации. Скульптуры уже побывали на «Зодчестве» и фестивале «Дикая мята», а дальше отправятся на Forum 100+.
В преддверии Архстояния: интервью с Валерием Лизуновым,...
25 июля в Никола-Ленивце стартует очередной, юбилейный, фестиваль «Архстояние». Ему исполняется 20 лет. Тема этого года: «Мое главное». Накануне открытия поговорили с архитектором Archpoint Валерием Лизуновым, который стал автором одного из объектов фестиваля «Исправительное учреждение».
Сергей Кузнецов: «Мы не стремимся к единому стилю...
Некоторое время назад мы попросили у главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова комментарий по Архитектурной премии мэра Москвы: от схемы принятия решений до того, каким образом выбор премии отражает архитектурную политику. Публикуем полученные ответы, читайте.
Дина Боровик: хрущёвки попадают в Рай
Молодая художница из Челябинска Дина Боровик показывает в ЦСИ Винзавод выставку, где сопоставляет пятиэтажки, «паутинки» и прочие приметы немудрящей постсоветской жизни с динозаврами. И хотя кое-где ее хрущевки напоминают инсталляцию Бродского на венецианской биеннале, страшно сказать, 2006 года, лиричность подкупает.
Дюрер и бабочки
Рассматриваем одну из работ выставки «Границы видимости», которая еще открыта на Винзаводе, поближе. Объект называется актуальным для современности образом: «Сакральная геометрия», сделан из лотков для коммуникаций, которые нередко встречаются в открытом виде под потолком, с вкраплениями фрагментов гравюры Дюрера, «чтобы сбить зрителя с толку».
«Коллизии модернизма и ориентализма»
К выходу в издательской программе Музея «Гараж» книги о Ташкенте, уже 4-м справочнике-путеводителе из серии о советском модернизме, мы поговорили с его авторами, Борисом Чуховичем, Ольгой Казаковой и Ольгой Алексеенко, о проделанной ими работе, впечатлениях и размышлениях.
Александр Пузрин: как получить «Золотого Льва» венецианской...
В 2025 году главная награда XIX Венецианской архитектурной биеннале – «Золотой Лев» досталась национальному павильону Бахрейна за экспозицию Heatwave. Среди тех, кто работал над проектом, был Александр Пузрин – выпускник Московского инженерно-строительного института, докторант израильского Техниона, а ныне – профессор Швейцарской высшей технической школы Цюриха (ETH Zurich). Мы попросили его рассказать о технических аспектах Heatwave, далеко неочевидных для простых зрителей. Но разговор получился не только об инженерии.
Комментарии экспертов. Цирк
Объявлены результаты голосования: москвичи (29%) и дети (42%) проголосовали за первоначально победившее в конкурсе здание цирка в виде разноцветного шатра. Мы же собрали по разным изданиям комментарии экспертов архитектурно-строительной среды, включая авторов конкурсных проектов. Получилась внушительная подборка. Эксперты, в основном, приветствуют идею переноса в Мневники, далее – приветствуют обращение к общественному голосованию, и, наконец, кто-то отмечает уместность эксцентричной архитектуры победившего проекта для типологии цирка. Читайте мнения лучших людей отрасли.
Женская доля: что говорят архитекторы
Задали несколько вопросов женщинам-архитекторам. У нас – 27 ответов. О том, мешает ли гендер работе или, наоборот, помогает; о том, как побеждать, не сражаясь. Сила – у кого в упорстве, у кого в многозадачности, у кого в сдержанности... А в рядах идеалов бесспорно лидирует Заха Хадид. Хотя кто-то назвал и соотечественниц.
Григорий Ревзин: «Сильный жест из-под полы. Нечто победило»
Обсуждаем дискуссии вокруг конкурса на цирк и сноса СЭВ с самым известным архитектурным критиком нашего времени. В процессе проявляется парадокс: вроде бы сейчас принято ностальгировать по брежневскому времени, а знаковое здание, «ось» Варшавского договора, приговорили к сносу. Не странно ли? Еще мы выясняем, что wow-архитектура вернулась – это новый после-ковидный тренд. Однако, чтобы жест получился действительно сильным, без профессионалов все же не обойтись.
Сергей Скуратов: «Если обобщать, проект реализован...
Говорим с автором «Садовых кварталов»: вспоминаем историю и сюжеты, связанные с проектом, который развивался 18 лет и вот теперь, наконец, завершен. Самое интересное с нашей точки зрения – трансформации проекта и еще то, каким образом образовалась «необходимая пустота» городского общественного пространства, которая делает комплекс фрагментом совершенно иного типа городской ткани, не только в плоскости улиц, но и «по вертикали».
2024: что говорят архитекторы
Больше всего нам нравится рассказывать об архитектуре, то есть о_проектах, но как минимум раз в год мы даем слово архитекторам ;-) и собираем мнение многих профессионалов о том, как прошел их профессиональный год. И вот, в этом году – 53 участника, а может быть, еще и побольше... На удивление, среди замеченных лидируют книги и выставки: браво музею архитектуры, издательству Tatlin и другим площадкам и издательствам! Читаем и смотрим. Грустное событие – сносят модернизм, событие с амбивалентной оценкой – ипотечная ставка. Читаем архитекторов.
Наталья Шашкова: «Наша задача – показать и доказать,...
В Анфиладе Музея архитектуры открылась новая выставка, и у нее две миссии: выставка отмечает 90-летний юбилей и в то же время служит прообразом постоянной экспозиции, о которой музей мечтает больше 30 лет, после своего переезда и «уплотнения». Мы поговорили с директором музея: о нынешней выставке и будущей, о работе с современными архитекторами и планах хранения современной архитектуры, о несостоявшемся пока открытом хранении, но главное – о том, что музею катастрофически не хватает площадей. Не только для экспозиции, но и для реставрации крупных предметов.
Юрий Виссарионов: «Модульный дом не принадлежит земле»
Он принадлежит Космосу, воздуху... Оказывается, 3D-печать эффективнее в сочетании с модульным подходом: дом делают в цеху, а затем адаптируют к местности, в том числе и с перепадом высот. Юрий Виссарионов делится свежим опытом проектирования туристических комплексов как в средней полосе, так и на юге. Среди них хаусботы, дома для печати из легкого бетона на принтере и, конечно же, каркасные дома.
Дерево за 15 лет
Поемия АРХИWOOD опрашивает членов своего экспертного совета главной премии: что именно произошло с деревянным строительством за эти годы, какие заметные изменения происходят с этим направлением сейчас и что ждет деревянное домостроение в будущем.
Марина Егорова: «Мы привыкли мыслить не квадратными...
Карьерная траектория архитектора Марины Егоровой внушает уважение: МАРХИ, SPEECH, Москомархитектура и Институт Генплана Москвы, а затем и собственное бюро. Название Empate, которое апеллирует к словам «чертить» и «сопереживать», не должно вводить в заблуждение своей мягкостью, поскольку бюро свободно работает в разных масштабах, включая КРТ. Поговорили с Мариной о разном: градостроительном опыте, женском стиле руководства и даже любви архитекторов к яхтингу.
Андрей Чуйков: «Баланс достигается через экономику»
Екатеринбургское бюро CNTR находится в стадии зрелости: кристаллизация принципов, системность и стандартизация помогли сделать качественный скачок, нарастить компетенции и получать крупные заказы, не принося в жертву эстетику. Руководитель бюро Андрей Чуйков рассказал нам о выстраивании бизнес-модели и бонусах, которые дает архитектору дополнительное образование в сфере управления финансами.
Василий Бычков: «У меня два правила – установка на...
Арх Москва начнется 22 мая, и многие понимают ее как главное событие общественно-архитектурной жизни, готовятся месяцами. Мы поговорили с организатором и основателем выставки, Василием Бычковым, руководителем компании «Экспо-парк Выставочные проекты»: о том, как устроена выставка и почему так успешна.
Влад Савинкин: «Выставка как «маленькая жизнь»
АРХ МОСКВА все ближе. Мы поговорили с многолетним куратором выставки, архитектором, руководителем профиля «Дизайн среды» Института бизнеса и дизайна Владиславом Савинкиным о том, как участвовать в выставках, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно потраченные время и деньги.
Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать...
За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.
2023: что говорят архитекторы
Набрали мы комментариев по итогам года столько, что самим страшно. Общее суждение – в архитектурной отрасли в 2023 году было настолько все хорошо, прежде всего в смысле заказов, что, опять же, слегка страшновато: надолго ли? Особенность нашего опроса по итогам 2023 года – в нем участвуют не только, по традиции, москвичи и петербуржцы, но и архитекторы других городов: Нижний, Екатеринбург, Новосибирск, Барнаул, Красноярск.
Александра Кузьмина: «Легко работать, когда правила...
Сюжетом стенда и выступлений архитектурного ведомства Московской области на Зодчестве стало комплексное развитие территорий, или КРТ. И не зря: задача непростая и очень «живая», а МО по части работы с ней – в передовиках. Говорим с главным архитектором области: о мастер-планах и кто их делает, о том, где взять ресурсы для комфортной среды, о любимых проектах и даже о том, почему теперь мало хороших архитекторов и что делать с плохими.
Согласование намерений
Поговорили с главным архитектором Института Генплана Москвы Григорием Мустафиным и главным архитектором Южно-Сахалинска Максимом Ефановым – о том, как формируется рабочий генплан города. Залог успеха: сбор данных и моделирование, работа с горожанами, инфраструктура и презентация.
Технологии и материалы
Конструктор фасадов
Показываем, как устроены фасады ЖК «Европейский берег» в Новосибирске – масштабном проекте комплексного развития территории на берегу Оби, реализуемом по мастер-плану голландского бюро KCAP. Универсальным приемом для создания индивидуальной архитектуры корпусов в микрорайоне стала система НВФ с АКВАПАНЕЛЬ.
Тихий офис – продуктивный офис
Тихий офис – ключ к продуктивности. Миллионы компаний тратят средства на эргономику и оборудование, игнорируя главного врага эффективности: шум. В офисах open space сотрудники теряют до 66% потенциала лишь из-за разговоров коллег, что напрямую влияет на прибыль и успех бизнеса.
​Крыша в цветах
ПВХ-мембраны – один из ключевых материалов для современной кровли, сочетающий высокую гидроизоляцию, долговечность и эстетическую гибкость. В отличие от традиционных рулонных покрытий, они легче, прочнее, а благодаря разнообразной палитре – позволяют реализовать полноценный «пятый фасад».
Четыре сценария игры
Летом 2025 года АБ «МЕСТО» совместно с префектурой района Строгино завершила комплексное благоустройство на Таллиннской улице. Были реализованы четыре уникальные игровые площадки общей площадью 1500 кв. м. – многослойная среда для развития и приключений, которая учит и вдохновляет.
Цифровая печать – для архитектурных задач
Цифровая печать на алюминиевых и стальных композитных панелях выводит концепцию современных фасадов на новый уровень, предлагая архитекторам инструмент для создания сложных визуальных эффектов – от точной аналогии с натуральными материалами до перфорации и создания 3D объема на плоской металлокомпозитной кассете.
Кирпич с душой
Российская керамика «Донские зори» обновила коллекции облицовочного кирпича, объединяющие традиционные технологии с современными производственными возможностями. Их особенность – в неоднородной фактуре с нюансами оттенков, характерными для ручной формовки.
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
Сейчас на главной
Самокат-кузнечик
Красивое решение для самокатов предложил воркшоп под руководством Института Генплана Москвы: легкий, не очень скоростной и рассчитанный прежде всего на то, чтобы добраться до метро и от метро.
Мост мосту рознь
В портфолио архитекторов ATRIUM – не один футуристичный мост; так что неудивительно, что для воркшопа по теме транспорта они выбрали эту важную для связности города тему. Получилось типологическое исследование и три проекта мостов. Нам особенно нравится сквозной скаймост через Сити. Показываем проекты воркшопа. Все мосты, в той или иной мере, «обитаемые».
Летали, летаем и будем летать
Разнообразные версии переосмысления идей авангарда и модернизма предложили участники воркшопа «Легче Воздуха» под руководством архитекторов DO buro. Все – фантастика, все про аэростаты. Не зря он отмечен специальным упоминанием жюри. В общем-то, нормально: одни награжденные приземляются, другие летают.
Приземляемся везде
Landing Everywhere – воркшоп под руководством бюро Archinform и sintez.space – получил высшую оценку жюри Открытого города 2025. Он посвящен изменению взгляда на мобильность и меняет его достаточно радикально, обращаясь к роботам-доставщикам и цифровым технологиям самых новых поколений. Показываем проекты с комментариями кураторов.
Защитный «паркипелаг»
Бюро BIG создает на набережной Ист-Ривер в Нью-Йорке систему парков и спортивных площадок, которые одновременно защищают манхэттенский район Нижний Ист-Сайд от наводнений.
Нейронка архитектора
Кто только не говорит об искусственном интеллекте. Наконец-то он вошел в нашу жизнь, и уже год, или два как архбюро используют возможности ИИ. Иначе отстанешь. И обсуждают его, обсуждают. Публикуем небольшой отчет от круглом столе, посвященном ИИ. Он был организован на фестивале Зодчество архитекторами KPLN.
Исцеление красотой
«Рецепты для разбитых сердец» – так называется первая Международная биеннале современного искусства в Бухаре, которая проходит прямо сейчас. Она длилась 10 недель и завершится 23 ноября. Если у вас есть возможность сесть в самолет и провести пару дней в красивейшем городе, атмосфера которого дополнена художественными интервенциями – успевайте. Совершенно целительная история. Из Москвы и Санкт-Петербурга – прямые рейсы.
Игра реальности и воображения
Фестиваль «Открытый город» устоялся в своих форматах и приобрел черты повторяемости. Но изучить там есть что, да и для образования он, надо думать, полезен. Не фестиваль ли стал «драйвером» для многочисленных студенческих летних практикумов, все более распространенных? Показываем, как оформлены результаты воркшопов.
На тему клуба
В МАРХИ состоялась защита проектов студентов лаборатории Kleinewelt – на тему небольшого общественного здания клуба. Задача была максимально погрузиться в деталь, чтобы через нее осмыслить городское пространство. Так появились клуб-скалодром, клуб-труба, граффити-лабиринт и другие свежие идеи для Басманного района.
Архитектурный рисунок в эпоху ИИ
Объявлены победители The Architecture Drawing Prize 2025. Это 15 авторов, чьи работы отражают главные векторы развития архитектурной мысли сегодня: память места, экологическую ответственность и критику цифровой культуры.
Бетонный мяч
MVRDV выиграли конкурс на проект спортивной арены с жильем и гостиницей для Тираны в форме сферы с диаметром более 100 м.
Шорт-лист WAF Interiors: Retail
Продолжаем серию обзоров интерьеров, вышедших в финал конкурса WAF Interiors, и представляем пять объектов из номинации Retail, в которой развернулась битва между огромным моллом и небольшими магазинами, высокотехнологичными и уютными пространствами, где сам процесс покупки должен быть в радость.
Летний мираж
В этом году петербургский музыкальный фестиваль и поп-ап проект К-30 устраивал вечеринки на бывшей ткацкой фабрике на Синопской набережной. Временный павильон спроектировало бюро ХВОЯ: четыре грузовых контейнера вместили необходимые функции и излишества вроде сада камней, а за атмосферу отвечала невесомая консольная крыша, которая меняла настроение пространства за счет подсветки.
Белые ступени
Бюро .dpt спроектировало для Юрьевца лестницу с функцией смотровой площадки. Она соединяет верхнюю и нижнюю части города, открывает вид на Волгу и Богоявленскую церковь, не разрушая сложившийся контекст: марши следуют рельефу и огибают деревья, а сквозь металлическую решетку прорастает трава.
Пики Осетии
В Северной Осетии с нуля строится новый всесезонный туристско-рекреационный кластер «Мамисон» – уже запущен первый отрезок канатной дороги и горнолыжных трасс. Проект комплексного развития этой территории подготовил Институт Генплана Москвы: в будущем здесь появятся две туристические деревни, разнообразные по сложности трассы, санаторные комплексы, а также маршруты, которые позволят лучше узнать историко-культурное наследие региона.
Шорт-лист WAF Interiors: Education
Продолжаем серию обзоров интерьеров, вышедших в финал конкурса WAF Interiors, и представляем пять объектов из номинации Education, каждый из которых демонстрирует различные подходы к образовательным пространствам для детей и взрослых.
Шорт-лист WAF Interiors: Public Buildings
В преддверии фестиваля WAF начинаем публикацию серии обзоров интерьеров, вышедших в финал конкурса WAF Interiors, и предлагаем читателям ARCHI.RU попробовать свои силы в оценке мировых интерьерных тенденций и выбрать своего победителя в каждой номинации, чтобы потом сравнить результаты с оценкой жюри.
Глубокие корни архитектурного авангарда
Выставка «...Веснины. Начало» в Музее архитектуры дает совершенно нетривиальный взгляд на историю трех братьев-авангардистов. Стартуя от города Юрьевца, где они родились, выставка показывает, преимущественно, первую, раннюю часть их работ. О которой многие не знают, а кто-то не думает. Поэтому интересно.
Кода для кода
В Стэнфордском университете в Калифорнии открылся СоDa – новый корпус вычислительных технологий и обработки данных. Проект разработан бюро LMN Architects.
​Фехтовальный жест
Белая кираса и защитная маска из перфорированного металла – в проекте Центра фехтования в Уфе эти метафоры воплотились в особенностях фасадной оболочки. Но, чтобы сосем развеять сомнения, что внутри, авторы поставили главный козырек на две перекрещенные шпаги.
Хай-Лайн деревянщика
Проект бюро Totan и Saga предполагает превращение московского монорельса – а один километр из пяти, ближе к улице Эйзенштейна, там уже разбирают – в парк на высоте 6 метров с панорамными видами и разнообразными павильонами, которые используют и сохраняют конструкции станций.
Серебряный пёс Петербург
Павильон, представлявший на Зодчестве 2025 город Санкт-Петербург, вчера отметили золотым знаком фестиваля, и совершенно справедливо. Его авторы – Сергей Падалко и архитекторы бюро «Витрувий и сыновья».
Поговорим об истине и красоте
В этом материале – калейдоскоп впечатлений одного дня, проведенного на деловой программе Архитектона. Тезисно зафиксировали содержание дискуссий о возможностях архитектурной фотографии и графики, феномене инсталляций и будущем, которое придет на смену постмодернизму. А еще – на прогулке с Сергеем Мишиным тренировали «метафизическое зрение», которое позволяет увидеть параллельный Петербург.
Между землей и водой
На берегу озера Тосканка в Нижегородской области появился Центр экологического туризма – место, где современная архитектура и природа заключили прочный союз, обойдясь без дорогих спецэффектов.
Вопрос «Каскада»
Правительство Армении одобрило инвестиционную программу, подразумевающую завершение «Каскада», ключевой постройки Еревана 1980-х, согласно новому проекту Wilmotte & Associés. О судьбе, значении и возможном будущем «Каскада» рассказали Архи.ру историки архитектуры Карен Бальян и Анна Броновицкая.
Коридор между мирами
Зодчество 2025 ярко и разнообразно. До того, что создается впечатление пребывания разных аудиторий в разных «слоях»: они соседствуют, не особенно пересекаясь. И слава Богу. Кстати, о божественном: если смотреть на экспозицию в целом, кажется, впервые за историю фестиваля религиозная архитектура занимает на нем какое-то исключительное, фантастически объемное место. Смотрите и читайте наш фоторепортаж с фестиваля.
Приручение фламинго
Стенд МКА на Зодчестве 2025 посвящен муралам и объектам паблик-арта, сделанным за 8 лет в рамках программы ведомства «НетСТЕН». Где кого приручили, зачем и почему – читайте в нашей заметке.