Галина Солодовникова и Полина Бахтина: «Театру нужны не просто декорации»

Кураторы нового курса «Британки» – о современном театральном дизайне, который почти архитектура.

mainImg
1 октября в Британской высшей школе дизайна начнет свою работу новый курс «Театральный дизайн»; прием будущих студентов открыт уже сейчас. Кураторы курса Галина Солодовникова и Полина Бахтина рассказали Архи.ру о специфике современных постановок и подготовке театральных художников – архитекторов сценического пространства.

Архи.ру:
– Вы сейчас хорошо известны в театральных кругах, но начинали вы с несколько иных областей творчества. Как вы увлеклись сценографией?  

Галина Солодовникова:
– Вначале я поступила в МГТУ имени А.Н. Косыгина на факультет «Художественное проектирование костюма», но уже тогда стала понимать, что данная специализация несколько сужает мои творческие порывы. Мне хотелось заниматься комплексным видом искусства, но осознание того, что я смогу найти себя в театре, пришло не сразу. Только за годы работы над всевозможными фэшн-шоу, я поняла, что продажи коллекций интересуют меня мало и решила посвятить себя театру. В 2005 году закончила магистратуру Центрального колледжа искусства и дизайна Св. Мартина (Лондон) по специальности «Сценография». Вначале работала в Великобритании, а потом вернулась в Россию и стала сотрудничать с театрами. Например, в Театральном центре «На Страстном» оформляла спектакль Shlem.com по Пелевину (режиссер Жиивиле Монтвилайте), в «Школе современной пьесы» – «Поле» Павла Пряжко (режиссер Филипп Григорьян), в Большом Театре – «Золотой Петушок» (режиссер Кирилл Серебренников). 

Полина Бахтина:
– К сценографии я тоже пришла окольными путями, через иллюстрации, кино и рекламу. Но законы композиции, ритма и восприятия во всех искусствах едины, так что мой богатый профессиональный опыт помогает справляться и находить верные решения. Для меня сценография – это создание целого особого мира, в котором развернется картина жизни. И я очень довольна, что проектировала мир глубоких и интересных пьес. Так, в Театральном Центре на «Страстном» были представлены пьесы «Хрустальный мир» Виктора Пелевина (постановка le Сirque de Сharles la Tannes) и «Копы в огне» Александра Легчакова (режиссер Юрий Квятковский), в театре Практика «Парикмахерша» Сергея Медведева (режиссер Руслан Маликов) и «Продукт» Марка Равенхилла (режиссер Александр Вартанов) и многие другие. 
zooming
Галина Солодовникова и Полина Бахтина. Фотография Полины Тюпиной
zooming
«Копы в огне» А. Легчакова, премьера Театральный Центр на Страстном, PAMT, 2010. Режиссер Юрий Квятковский, художник по декорациям Полина Бахтина

– В чем специфика вашего курса «Театральный дизайн» в Британке? И чем он отличается от существующего в Москве театрального образования?  

Галина Солодовникова:
– В основных вузах – МХАТ и ГИТИС – студентам дают хорошую базу, классическую, советскую, но практически ничего не говорят о современном театре, российском и европейском. Получается, что выпускники не знают о текущем процессе и им сложно работать в мировом контексте. Многие молодые художники не понимают, что нынешний  театр – это особый вид искусства, который говорит со своим зрителем здесь и сейчас. Например, автор, желая высказать свою точку зрения, может нарисовать картину, сделать инсталляцию, затем он ее выставит на всеобщее обозрение, пройдет время, и его выставка останется в прошлом. А у постановки нет прошлого или  будущего, она существует только в настоящем времени, ведь это прямой диалог со зрителем. Кроме того, театр – это невероятно осмысленный вид искусства, самый сложный и комплексный, открывающий нам новые горизонты и способы общения с людьми, провоцирующие их на внутреннюю работу. Художник должен это учитывать и ощущать колоссальные возможности для самореализации. Поэтому-то мы и разработали курс «Театральный дизайн», чтобы восполнять  пробелы, говоря о специфике нового. 

Полина Бахтина:
– Современные формы театра дают максимальную свободу, и художник вправе решать, как зрители будут себя ощущать в  пространстве спектакля. Но, к сожалению, немногие умеют выходить за рамки привычного и обыденного. Из-за этого у режиссеров большая потребность в творческих людях, которые будут чувствовать нынешние потребности театра. И я надеюсь, что мы сможем рекомендовать им выпускников нашего курса. 
zooming
«Свалка», фестиваль «Территория» Москва 2012. Театр Наций. Live art performancе, режиссер Филипп Григорьян, художник Галина Солодовникова. Фотографии представлены Г. Солодовниковой и П. Бахтиной

– На ваш курс может прийти каждый желающий? Или все же есть какие-то ограничения?

Галина Солодовникова:
– В большей степени лекции о «Театральном дизайне» направлены на слушателей, обладающих профильным образованием в схожей сфере. Возможно, они работают не в нашей области, но в близких – архитекторы, иллюстраторы. Ведь наших студентов ждёт практическая часть, а пройти её могут только подготовленные люди. Кроме того,  мы хотим убедиться, что абитуриент горячо заинтересован в новых знаниях и имеет перспективы в области театрального дизайна, поэтому нужно будет предоставить портфолио и пройти собеседование. Особых требований к портфолио нет – мы ждем примеры работ в любой сфере: дизайна, живописи, графики, архитектуры, сценографии, иллюстрации. 

– Долго ли будет длиться обучение?
 
Галина Солодовникова:
– Мы начнем занятия 1 октября, завершится курс в августе следующего года – то есть, курс будет длиться 2 семестра, учебный год. Однако абитуриентам нужно еще летом пройти собеседование и сдать документы. 
     
– Какие направления будут изучать студенты?

Галина Солодовникова:
– Традиционный, экспериментальный и визуальный театр, а также современный танец, инсталляцию-перформанс. Кроме того теоретическая часть курса будет включать лекции по истории театра до XX века. Разумеется, мы отдельно поговорим о современном театре, о визуальных культуре и искусстве, основах сценографии. Курс будет включать в себя и принципы совместной работы художника и режиссера, дизайн костюма для перформанса, технологии художественного оформления спектакля, а также изучение театрального закулисья, мастерских, тонкостей PR. Дизайнер должен как свои пять пальцев знать работу всей команды театра, только тогда он сможет блестяще выполнить свою работу. 
zooming
«Парикмахерша» (Сергей Медведев), театр Практика, 2008. Режиссер Руслан Маликов, художник Полина Бахтина. Фотографии представлены Г. Солодовниковой и П. Бахтиной

Полина Бахтина:
– Мы пригласим  видных специалистов, режиссеров, критиков и теоретиков театра для проведения лекций и мастер-классов. Наши студенты встретятся с самыми знаменитыми сценографами Европы. Стоит сказать, что это вовсе не курс-факультатив по вечерам. Придется многое изучать и трудиться.

– Будет ли у слушателей курса возможность применить свои знания на практике и услышать авторитетное мнение?

Галина Солодовникова:
– Безусловно! Для каждого направления студенты создадут тщательно проработанные проекты: десять промежуточных и один финальный. Это полноценная работа: эскиз, макет, прирезка, планы, габаритные чертежи. Художники театра должны уметь воплотить свои замыслы в жизнь, и мы им в этом помогаем: рассказываем  об особенностях сценического освещения, пространстве и звуке, интерактивных технологиях. Слушатели курса учатся работать в разных типах театральных пространств, подготавливать чертежи и техническую документацию. Практическая часть предполагает также изучение сценических механизмов и систем быстрой смены декораций. Для нас очень важно, что в процессе обучения у студентов будет возможность участвовать в создании театральных постановок. 
zooming
Спектакль «Волны» по рассказу Владимира Сорокина, Политеатр, Москва, март 2012. Режиссер Эдуард Бояков, Художник-постановщик и художник по костюмам Галина Солодовникова

– То есть они смогут пойти в театр и попробовать себя в реальном рабочем процессе?  

Галина Солодовникова:
– Конечно! Люди, служащие искусству, прекрасно понимают, как важно учить начинающих дизайнеров и помогают им развивать свое творчество. У нас будут совместные работы с курсом Ингеборги Дапкунайте, запланирован проект со Школой-студией МХАТ. Помимо этого фестиваль «Территория» готов принять наших студентов, познакомить с пространством и провести на ключевые спектакли. Нам также покажут монтаж декораций для постановки «Шекспир. Лабиринт». Самое главное – студенты увидят и поймут, как живет и работает реальный театр. 

– Что на ваш взгляд должен учитывать современный художник театра, чтобы быть востребованным среди концептуальных режиссеров?  

Галин Солодовникова:
– Два основных аспекта: первый – театр не стоит на месте, а стремительно развивается, и второй – сейчас возник повышенный интерес к новым направлениям и формам: перформанс, променад и т.д. Художник, работая с этими стилями, должен иначе использовать пространство сцены, нежели в классическом, традиционном театре. У  променадного театра, например, сцены как таковой нет вообще. Зритель не сидит на месте, он ходит по разным этажам и комнатам, наблюдая за игрой актёров и погружаясь в показываемую ему жизнь. Подобные пьесы уже прошли в Театре Наций (спектакль «Шекспир. Лабиринт») и Центре имени Вс. Мейерхольда (спектакль «Норманск»), готовятся и другие. Создать для них пространство не так-то просто, но именно такие постановки, выдвигая к художнику театра новые требования, дают ему возможность в полной мере раскрыть свой талант и не ограничивать воображение.  
zooming
«Хрустальный мир» (Виктор Пелевин), Cirque de Charles la Tannes, Театральный Центр на Страстном 2011. Постановка Le Cirque de Charles la Tannes, режиссер Полина Бахтина

Полина Бахтина:
– Сейчас театрам нужны не просто декорации, а буквально архитектурные работы, синтезирующие разные виды искусства. Художник должен с легкостью использовать в едином замысле и комикс, и кино, и звук, и свет, и модные музыкальные направления, например, хип-хоп. Самое важное, что на спектакли все чаще стали приходить молодые люди и подростки. Они тянутся к современному и концептуальному, хотят видеть динамичное, стремительное и живое действо, а не что-то устаревшее и покрытое пылью десятилетий. Поэтому художник может не бояться авантюрных  экспериментов – публика поймет его творческие высказывания.  

– Чем воплощение нынешних идей отличается от архитектурности прошлого? К примеру, от театра Олимпико?  

Полина Бахтина:
– Театральное пространство претерпело множество трансформаций, начиная с древнегреческих и древнеримских театров. От амфитеатров, когда угол зрения на сценическую площадку с первых и последних рядов отличался незначительно, театр пришел к типу «сцены-коробки» – например, театр Олимпико в Виченце, построенном по проекту Палладио. Сейчас такая «коробка» – это наиболее распространенная форма для театра, хотя появляется множество новых площадок по принципу зала-трансформера. Например, в Мариинском театре есть три сцены, которые можно объединять в одну или использовать по отдельности в зависимости от характера постановки и технических требований. Во французском Авиньоне, где проходит крупнейший театральный фестиваль, ставится большое количество спектаклей в уникальных пространствах. Так в  спектакле Оливье Пи зрители сидят напротив друг друга, а актёры играют между ними. 

– С одной стороны возможности и фантазии художника безграничны, но с другой – у каждого театра своё пространство и приходится работать в заданных им рамках. Легко ли найти золотую середину и творить?

Галина Солодовникова:
– Не скрою, что именно от театра часто зависит, как будет идти работа художника. Важно создать пространство с учетом зрительного зала, чтобы декорации не перекрывали актёров.  Кроме того нет типовых зданий для театра, у каждого свои возможности, например, по смене декораций: где-то приходится идти на ухищрения, чтобы вынужденные трансформации были созвучны со смыслом постановки. Нередко произведение буквально требует одного, а  возможности – диктуют иное. Задача художника – найти оптимальное решение и не потерять себя. Самое интересное, что ограничения рождают новые идеи.
 

07 Августа 2014

Похожие статьи
Марина Егорова: «Мы привыкли мыслить не квадратными...
Карьерная траектория архитектора Марины Егоровой внушает уважение: МАРХИ, SPEECH, Москомархитектура и Институт Генплана Москвы, а затем и собственное бюро. Название Empate, которое апеллирует к словам «чертить» и «сопереживать», не должно вводить в заблуждение своей мягкостью, поскольку бюро свободно работает в разных масштабах, включая КРТ. Поговорили с Мариной о разном: градостроительном опыте, женском стиле руководства и даже любви архитекторов к яхтингу.
Андрей Чуйков: «Баланс достигается через экономику»
Екатеринбургское бюро CNTR находится в стадии зрелости: кристаллизация принципов, системность и стандартизация помогли сделать качественный скачок, нарастить компетенции и получать крупные заказы, не принося в жертву эстетику. Руководитель бюро Андрей Чуйков рассказал нам о выстраивании бизнес-модели и бонусах, которые дает архитектору дополнительное образование в сфере управления финансами.
Василий Бычков: «У меня два правила – установка на...
Арх Москва начнется 22 мая, и многие понимают ее как главное событие общественно-архитектурной жизни, готовятся месяцами. Мы поговорили с организатором и основателем выставки, Василием Бычковым, руководителем компании «Экспо-парк Выставочные проекты»: о том, как устроена выставка и почему так успешна.
Влад Савинкин: «Выставка как «маленькая жизнь»
АРХ МОСКВА все ближе. Мы поговорили с многолетним куратором выставки, архитектором, руководителем профиля «Дизайн среды» Института бизнеса и дизайна Владиславом Савинкиным о том, как участвовать в выставках, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно потраченные время и деньги.
Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать...
За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.
2023: что говорят архитекторы
Набрали мы комментариев по итогам года столько, что самим страшно. Общее суждение – в архитектурной отрасли в 2023 году было настолько все хорошо, прежде всего в смысле заказов, что, опять же, слегка страшновато: надолго ли? Особенность нашего опроса по итогам 2023 года – в нем участвуют не только, по традиции, москвичи и петербуржцы, но и архитекторы других городов: Нижний, Екатеринбург, Новосибирск, Барнаул, Красноярск.
Александра Кузьмина: «Легко работать, когда правила...
Сюжетом стенда и выступлений архитектурного ведомства Московской области на Зодчестве стало комплексное развитие территорий, или КРТ. И не зря: задача непростая и очень «живая», а МО по части работы с ней – в передовиках. Говорим с главным архитектором области: о мастер-планах и кто их делает, о том, где взять ресурсы для комфортной среды, о любимых проектах и даже о том, почему теперь мало хороших архитекторов и что делать с плохими.
Согласование намерений
Поговорили с главным архитектором Института Генплана Москвы Григорием Мустафиным и главным архитектором Южно-Сахалинска Максимом Ефановым – о том, как формируется рабочий генплан города. Залог успеха: сбор данных и моделирование, работа с горожанами, инфраструктура и презентация.
Изменчивая декорация
Члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023 продолжают рассуждать о том, какими будут общественные интерьеры будущего: важен предлагаемый пользователю опыт, гибкость, а в некоторых случаях – тотальный дизайн.
Определяющая среда
Человекоцентричные, технологичные или экологичные – какими будут общественные интерьеры будущего, рассказывают члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023.
Иван Греков: «Заказчик, который может и хочет сделать...
Говорим с Иваном Грековым, главой архитектурного бюро KAMEN, автором многих знаковых объектов Москвы последних лет, об истории бюро и о принципах подхода к форме, о разном значении объема и фасада, о «слоях» в работе со средой – на примере двух объектов ГК «Основа». Это квартал МИРАПОЛИС на проспекте Мира в Ростокино, строительство которого началось в конце прошлого года, и многофункциональный комплекс во 2-м Силикатном проезде на Звенигородском шоссе, на днях он прошел экспертизу.
Резюмируя социальное
В преддверии фестиваля «Открытый город» – с очень важной темой, посвященной разным апесктам социального, опросили организаторов и будущих кураторов. Первый комментарий – главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, инициатора и вдохновителя фестиваля архитектурного образования, проводимого Москомархитектурой.
Прямая кривая
В последний день мая в Москве откроется биеннале уличного искусства Артмоссфера. Один из участников Филипп Киценко рассказывает, почему архитектору интересно участвовать в городских фестивалях, а также показывает свой арт-объект на Таможенном мосту.
Бетонные опоры
Архитектурный фотограф Ольга Алексеенко рассказывает о спецпроекте «Москва на стройке», запланированном в рамках Арх Москвы.
Юлий Борисов: «ЖК «Остров» – уникальный проект, мы...
Один из самых больших проектов жилой застройки Москвы – «Остров» компании Донстрой – сейчас активно строится в Мневниковской пойме. Планируется построить порядка 1.5 млн м2 на почти 40 га. Начинаем изучать проект – прежде всего, говорим с Юлием Борисовым, руководителем архитектурной компании UNK, которая работает с большей частью жилых кварталов, ландшафтом и даже предложила общий дизайн-код для освещения всей территории.
Валид Каркаби: «В Хайфе есть коллекция арабского Баухауса»
В 2022 году в порт города Хайфы, самый глубоководный в восточном Средиземноморье, заходило рекордное количество круизных лайнеров, а общее число туристов, которые корабли привезли, превысило 350 тысяч. При этом сама Хайфа – неприбранный город с тяжелой судьбой – меньше всего напоминает туристический центр. О том, что и когда пошло не так и возможно ли это исправить, мы поговорили с архитектором Валидом Каркаби, получившим образование в СССР и несколько десятилетий отвечавшим в Хайфе за охрану памятников архитектуры.
О сохранении владимирского вокзала: мнения экспертов
Продолжаем разговор о сохранении здания вокзала: там и проект еще не поздно изменить, и даже вопрос постановки на охрану еще не решен, насколько нам известно, окончательно. Задали вопрос экспертам, преимущественно историкам архитектуры модернизма.
Фандоринский Петербург
VFX продюсер компании CGF Роман Сердюк рассказал Архи.ру, как в сериале «Фандорин. Азазель» создавался альтернативный Петербург с блуждающими «чикагскими» небоскребами и капсульной башней Кисе Курокавы.
2022: что говорят архитекторы
Мы долго сомневались, но решили все же провести традиционный опрос архитекторов по итогам 2022 года. Год трагический, для него так и напрашивается определение «слов нет», да и ограничений много, поэтому в опросе мы тоже ввели два ограничения. Во-первых, мы попросили не докладывать об успехах бюро. Во-вторых, не говорить об общественно-политической обстановке. То и другое, как мы и предполагали, очень сложно. Так и получилось. Главный вопрос один: что из архитектурных, чисто профессиональных, событий, тенденций и впечатлений вы можете вспомнить за год.
KOSMOS: «Весь наш путь был и есть – поиск и формирование...
Говорим с сооснователями российско-швейцарско-австрийского бюро KOSMOS Леонидом Слонимским и Артемом Китаевым: об учебе у Евгения Асса, ценности конкурсов, экологической и прочей ответственности и «сообщающимися сосудами» теории и практики – по убеждению архитекторов KOSMOS, одно невозможно без другого.
КОД: «В удаленных городах, не секрет, дефицит кадров»
О пользе синего, визуальном хаосе и общих и специальных проблемах среды российских городов: говорим с авторами Дизайн-кода арктических поселений Ксенией Деевой, Анастасией Конаревой и Ириной Красноперовой, участниками вебинара Яндекс Кью, который пройдет 17 сентября.
Никита Токарев: «Искусство – ориентир в джунглях...
Следующий разговор в рамках конференции Яндекс Кью – с директором Архитектурной школы МАРШ Никитой Токаревым. Дискуссия, которая состоится 10 сентября в 16:00 оффлайн и онлайн, посвящена междисциплинарности. Говорим о том, насколько она нужна архитектурному образованию, где начинается и заканчивается.
Архитектурное образование: тренды нового сезона
МАРШ, МАРХИ, школа Сколково и руководители проектов дополнительного обучения рассказали нам о том, что меняется в образовании архитекторов. На что повлиял уход иностранных вузов, что будет с российской архитектурной школой, к каким дополнительным знаниям стремиться.
Архитектор в метаверс
Поговорили с участниками фестиваля креативных индустрий G8 о том, почему метавселенные – наша завтрашняя повседневность, и каким образом архитекторы могут влиять на нее уже сейчас.
Арсений Афонин: «Полученные знания лучше сразу применять...
Яндекс Кью проводит бесплатную онлайн-конференцию «Архитектура, город, люди». Мы поговорили с авторами докладов, которые могут быть интересны архитекторам. Первое интервью – с руководителем Софт Культуры. Вебинар о лайфхаках по самообразованию, в котором он участвует – в среду.
Технологии и материалы
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
A BOOK – уникальная палитра потолочных решений
Рассказываем о потолочных решениях Knauf Ceiling Solutions из проектного каталога A BOOK, которые были реализованы преимущественно в России и могут послужить отправной точкой для новых дизайнерских идей в работе с потолком как гибким конструктором.
Городские швы и архитектурный фастфуд
Вышел очередной эпизод GMKTalks in the Show – ютуб-проекта о российском девелопменте. В «Архитительном выпуске» разбираются, кто главный: архитектор или застройщик, говорят о работе с историческим контекстом, формировании идентичности города или, наоборот, нарушении этой идентичности.
​Гибкий подход к стенам
Компания Orac, известная дизайнерским декором для стен и богатой коллекцией лепных элементов, представила новинки на выставке Mosbuild 2024.
BIM-модели конвекторов Techno для ArchiCAD
Специалисты Techno разработали линейки моделей конвекторов в версии ArchiCAD 2020, которые подойдут для работы архитекторам, дизайнерам и проектировщикам.
Art Vinyl Click: модульные ПВХ-покрытия от Tarkett
Art Vinyl Click – популярный продукт компании Tarkett, являющейся мировым лидером в производстве финишных напольных покрытий. Его отличают быстрота укладки, надежность в эксплуатации и множество вариантов текстур под натуральные материалы. Подробнее о возможностях Art Vinyl Click – в нашем материале.
Кирпичное ателье Faber Jar: российское производство с...
Уход европейских брендов поставил многие строительные объекты в затруднительное положение – задержка поставок и значительное удорожание. Заменить эксклюзивные клинкерные материалы и кирпич ручной формовки без потери в качестве получилось у кирпичного ателье Faber Jar. ГК «Керма» выпускает не только стандартные позиции лицевого кирпича, но и участвует в разработке сложных авторских проектов.
Systeme Electric: «Технологическое партнерство – объединяем...
В Москве прошел Инновационный Саммит 2024, организованный российской компанией «Систэм Электрик», производителем комплексных решений в области распределения электроэнергии и автоматизации. О компании и новейших продуктах, представленных в рамках форума – в нашем материале.
Новая версия ар-деко
Клубный дом «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Сейчас на главной
Городской лес
Парк «Прибрежный» в Набережных Челнах признан лучшим общественным местом Татарстана в 2023 году. Для огромного лесного массива бюро «Архитектурный десант» актуализировало старые и предложило новые функции – например, площадку для выгула собак и терренкуры, разработанные при участии кардиолога. Также у парка появился фирменный стиль.
Воспоминания о фотопленке
Филиал знаменитой шведской галереи Fotografiska открылся теперь и в Шанхае. Под выставочные пространства бюро AIM Architecture реконструировало старый склад, максимально сохранив жесткую, подлинную стилистику.
Рассвет и сумерки утопии
Осталось всего 3 дня, чтобы посмотреть выставку «Работать и жить» в центре «Зотов», и она этого достойна. В ней много материала из разных источников, куча разделов, показывающих мечты и реалии советской предвоенной утопии с разных сторон, а дизайн заставляет совершенно иначе взглянуть на «цвета конструктивизма».
Крыши как горы и воды
Общественно-административный комплекс по проекту LYCS Architecture в Цюйчжоу вдохновлен древними архитектурными трактатами и природными красотами.
Оркестровка в зеленых тонах
Технопарк имени Густава Листа – вишенка на торте крупного ЖК компании ПИК, реализуется по городской программе развития полицентризма. Проект представляет собой изысканную аранжировку целой суммы откликов на окружающий контекст и историю места – а именно, компрессорного завода «Борец» – в современном ключе. Рассказываем, зачем там усиленные этажи, что за зеленый цвет и откуда.
Терруарное строительство
Хранилище винодельни Шато Кантенак-Браун под Бордо получило землебитные стены, обеспечивающие необходимые температурные и влажностные условия для выдержки вина в чанах и бочках. Авторы проекта – Philippe Madec (apm) & associés.
Над античной бухтой
Архитектура культурно-развлекательного центра Геленждик Арена учитывает особенности склона, раскрывает панорамы, апеллирует к истории города и соседству современного аэропорта, словом, включает в себя столько смыслов, что сразу и не разберешься, хотя внешне многосоставность видна. Исследуем.
Архитектура в дизайне
Британка была, кажется, первой, кто в Москве вместо скучных планшетов стал превращать показ студенческих работ с настоящей выставкой, с дизайном и объектами. Одновременно выставка – и день открытых дверей, растянутый во времени. Рассказываем, показываем.
Пресса: Город без плана
Новосибирск — город, который способен вызвать у урбаниста чувство профессиональной неполноценности. Это столица Сибири, это третий по величине русский город, полтора миллиона жителей, город сильный, процветающий даже в смысле экономики, город образованный — словом, верхний уровень современной русской цивилизации. Но это все как-то не прилагается к тому, что он представляет собой в физическом плане. Огромный, тянется на десятки километров, а потом на другой стороне Оби еще столько же, и все эти километры — ускользающая от определений бесконечная невнятность.
Сила трех стихий
Исследовательский центр компании Daiwa House Group по проекту Tetsuo Kobori Architects предлагает современное прочтение традиционного для средневековой Японии места встреч и творческого общения — кайсё.
Место заземления
Для базы отдыха недалеко от Выборга студия Евгения Ростовского предложила конкурентную концепцию: общественную ферму, на которой гости смогут поработать на грядке, отнести повару найденное в птичнике яйцо, поесть фруктов с дерева. И все это – в «декорациях» скандинавской архитектуры, кортена и обожженного дерева.
Книга в будущем
Выставка, посвященная архитектуре вокзалов и городов БАМа, – первое историко-архитектурное исследование темы. Значительное: все же 47 поселков, и пока, хотя и впечатляющее, не вполне завершенное. Хочется, чтобы авторы его продолжили.
Двенадцать
Вчера были объявлены и награждены лауреаты Архитектурной премии мэра Москвы. Рассматриваем, что там и как, и по некоторым параметрам нахально критикуем уважаемую премию. Она ведь может стать лучше, а?
Нео в кубе
Поиски «нового русского стиля» – такой версии локализма, которая была бы местной, но современной, все активнее в разных областях. Выставка «Природа предмета» в ГТГ резюмирует поиски 43 дизайнеров, в основном за 2022–2024 годы, но включает и три объекта студии ТАФ Александра Ермолаева. Шаг вперед – цифровые растения «с характером».
Под покровом небес
Архитекторы C. F. Møller выиграли конкурс на проект новой застройки квартала в центре Сёдертелье, дальнего пригорода Стокгольма.
Скрэмбл, пашот и мешочек
В Петербурге на первом этаже респектабельного неоклассического Art View House открылось кафе Eggsellent с его фирменной желто-розовой гаммой. Обыграть столь резкий контраст взялось бюро KIDZ.
Над Золотым рогом
Жилой комплекс Философия, спроектированный T+T architects во Владивостоке, – один из новых проектов для района «Голубиная падь», и они меняет философию его развития с одиночных домов на комплексный подход. Дома организованы вдоль общественных улиц, они разновысотные, разноформатные, а один – даже галерейной типологии, да еще и с консолью, опирающейся на арт-объект.
Новый уровень дженги
Спроектированный Кэнго Кумой общественный центр Kibi Kogen N Square демонстрирует возможности поперечно-клееной древесины – «фирменной» продукции для префектуры Окаяма, где он расположен.
Деревянная модульность
Ясли-сад для малышей из семей преподавателей и учащихся Пармского университета совмещен с центром развития для детей из группы риска. Авторы проекта здания в окружении парка – Enrico Molteni Architecture.
Книжный стержень
Интерьер коворкинга в составе бизнес-центра «Территория 3000», предложенный архитекторами КБ-11, был призван стать «сердцем» всего проекта. А в его собственный центр авторы поместили библиотеку из книг, «изменивших взгляд на жизнь». То-то интерьер напоминает о библиотеке Аалто, и на наш взгляд довольно отчетливо.
Конференция с видом
Культурный и общественный центр в городке Порт-Анджелес в штате Вашингтон по замыслу LMN Architects открыт панорамам океана и горного хребта Олимпик.
Цвет и музыка; и белый камень
В палатах Василия Нарышкина на Маросейке открылось выставочное пространство музея AZ, специализирующегося в равной мере на искусстве «второго авангарда» и совриске. Тут несколько тем: первые этажи клубного дома в памятнике XVII века стали общественными, теперь можно попасть во двор, плюс дизайн галереи от [MISH]studio, плюс выставка, совмещенная с концертами авангардной музыки 1960-х. Разбираемся.
Белый знак
Бюро Lin Architecture превратило насосную станцию в полях южнокитайской провинции Юньнань в достопримечательность для местных жителей и туристов.
Арахноид совриска
Ткачество, вязание, вышивание – древнейшие профессии, за которыми прочно закреплена репутация мирных, домашних, женских, уютных, в общем, безопасных. Выставка в Ruarts Foundation показывает, что это вовсе не так, умело оперируя парадоксальным напряжением, которое возникает между традиционной техникой и тематикой совриска.
Нюансированная альтернатива
Как срифмовать квадрат и пространство? А легко, но только для этого надо срифмовать всё вообще: сплести, как в самонапряженной фигуре, найти свою оптику... Пожалуй, новая выставка в ГЭС-2 все это делает, предлагая новый ракурс взгляда на историю искусства за 150 лет, снабженный надеждой на бесконечную множественность миров / и историй искусства. Как это получается и как этому помогает выставочный дизайн Евгения Асса – читайте в нашем материале.
Атака цвета
На выставке «Конструкторы науки» проекты зданий институтов и научных городков РАН – в основном модернистские, но есть и до-, и пост- – погружены в атмосферу романтизированной науки очень глубоко: во многом это заслуга яркого экспозиционного дизайна NZ Group, – выставка стала цветным аттракционном, где атмосфера не менее значима, чем история архитектуры.
Пресса: Город с двух сторон от одного тракта
Бийск — это место, некогда пережившее столкновение двух линий российской колонизации, христианской и предпринимательской. Конфликт возник вокруг местного вероучения и, хотя одни хотели его сгубить, а другие — защитить, показал, что обе линии слабо понимают свойства осваиваемого ими пространства. Обе вскоре были уничтожены революцией, на время приостановившей и саму колонизацию, которая, впрочем, впоследствии возродилась, пусть формы ее и менялись. Пространство тоже не утратило своих особенностей, пусть они и выглядят несколько иначе. Более того — сейчас в некоторых отношениях они прекрасно понимают друг друга.
Трилистник инноваций
В Пекине готов Международный центр инноваций «Чжунгуаньцунь» (ZGC), спроектированный MAD Architects. В апреле здесь уже провели престижный технологический форум.