Галина Солодовникова и Полина Бахтина: «Театру нужны не просто декорации»

Кураторы нового курса «Британки» – о современном театральном дизайне, который почти архитектура.

mainImg
1 октября в Британской высшей школе дизайна начнет свою работу новый курс «Театральный дизайн»; прием будущих студентов открыт уже сейчас. Кураторы курса Галина Солодовникова и Полина Бахтина рассказали Архи.ру о специфике современных постановок и подготовке театральных художников – архитекторов сценического пространства.

Архи.ру:
– Вы сейчас хорошо известны в театральных кругах, но начинали вы с несколько иных областей творчества. Как вы увлеклись сценографией?  

Галина Солодовникова:
– Вначале я поступила в МГТУ имени А.Н. Косыгина на факультет «Художественное проектирование костюма», но уже тогда стала понимать, что данная специализация несколько сужает мои творческие порывы. Мне хотелось заниматься комплексным видом искусства, но осознание того, что я смогу найти себя в театре, пришло не сразу. Только за годы работы над всевозможными фэшн-шоу, я поняла, что продажи коллекций интересуют меня мало и решила посвятить себя театру. В 2005 году закончила магистратуру Центрального колледжа искусства и дизайна Св. Мартина (Лондон) по специальности «Сценография». Вначале работала в Великобритании, а потом вернулась в Россию и стала сотрудничать с театрами. Например, в Театральном центре «На Страстном» оформляла спектакль Shlem.com по Пелевину (режиссер Жиивиле Монтвилайте), в «Школе современной пьесы» – «Поле» Павла Пряжко (режиссер Филипп Григорьян), в Большом Театре – «Золотой Петушок» (режиссер Кирилл Серебренников). 

Полина Бахтина:
– К сценографии я тоже пришла окольными путями, через иллюстрации, кино и рекламу. Но законы композиции, ритма и восприятия во всех искусствах едины, так что мой богатый профессиональный опыт помогает справляться и находить верные решения. Для меня сценография – это создание целого особого мира, в котором развернется картина жизни. И я очень довольна, что проектировала мир глубоких и интересных пьес. Так, в Театральном Центре на «Страстном» были представлены пьесы «Хрустальный мир» Виктора Пелевина (постановка le Сirque de Сharles la Tannes) и «Копы в огне» Александра Легчакова (режиссер Юрий Квятковский), в театре Практика «Парикмахерша» Сергея Медведева (режиссер Руслан Маликов) и «Продукт» Марка Равенхилла (режиссер Александр Вартанов) и многие другие. 
zooming
Галина Солодовникова и Полина Бахтина. Фотография Полины Тюпиной
zooming
«Копы в огне» А. Легчакова, премьера Театральный Центр на Страстном, PAMT, 2010. Режиссер Юрий Квятковский, художник по декорациям Полина Бахтина

– В чем специфика вашего курса «Театральный дизайн» в Британке? И чем он отличается от существующего в Москве театрального образования?  

Галина Солодовникова:
– В основных вузах – МХАТ и ГИТИС – студентам дают хорошую базу, классическую, советскую, но практически ничего не говорят о современном театре, российском и европейском. Получается, что выпускники не знают о текущем процессе и им сложно работать в мировом контексте. Многие молодые художники не понимают, что нынешний  театр – это особый вид искусства, который говорит со своим зрителем здесь и сейчас. Например, автор, желая высказать свою точку зрения, может нарисовать картину, сделать инсталляцию, затем он ее выставит на всеобщее обозрение, пройдет время, и его выставка останется в прошлом. А у постановки нет прошлого или  будущего, она существует только в настоящем времени, ведь это прямой диалог со зрителем. Кроме того, театр – это невероятно осмысленный вид искусства, самый сложный и комплексный, открывающий нам новые горизонты и способы общения с людьми, провоцирующие их на внутреннюю работу. Художник должен это учитывать и ощущать колоссальные возможности для самореализации. Поэтому-то мы и разработали курс «Театральный дизайн», чтобы восполнять  пробелы, говоря о специфике нового. 

Полина Бахтина:
– Современные формы театра дают максимальную свободу, и художник вправе решать, как зрители будут себя ощущать в  пространстве спектакля. Но, к сожалению, немногие умеют выходить за рамки привычного и обыденного. Из-за этого у режиссеров большая потребность в творческих людях, которые будут чувствовать нынешние потребности театра. И я надеюсь, что мы сможем рекомендовать им выпускников нашего курса. 
zooming
«Свалка», фестиваль «Территория» Москва 2012. Театр Наций. Live art performancе, режиссер Филипп Григорьян, художник Галина Солодовникова. Фотографии представлены Г. Солодовниковой и П. Бахтиной

– На ваш курс может прийти каждый желающий? Или все же есть какие-то ограничения?

Галина Солодовникова:
– В большей степени лекции о «Театральном дизайне» направлены на слушателей, обладающих профильным образованием в схожей сфере. Возможно, они работают не в нашей области, но в близких – архитекторы, иллюстраторы. Ведь наших студентов ждёт практическая часть, а пройти её могут только подготовленные люди. Кроме того,  мы хотим убедиться, что абитуриент горячо заинтересован в новых знаниях и имеет перспективы в области театрального дизайна, поэтому нужно будет предоставить портфолио и пройти собеседование. Особых требований к портфолио нет – мы ждем примеры работ в любой сфере: дизайна, живописи, графики, архитектуры, сценографии, иллюстрации. 

– Долго ли будет длиться обучение?
 
Галина Солодовникова:
– Мы начнем занятия 1 октября, завершится курс в августе следующего года – то есть, курс будет длиться 2 семестра, учебный год. Однако абитуриентам нужно еще летом пройти собеседование и сдать документы. 
     
– Какие направления будут изучать студенты?

Галина Солодовникова:
– Традиционный, экспериментальный и визуальный театр, а также современный танец, инсталляцию-перформанс. Кроме того теоретическая часть курса будет включать лекции по истории театра до XX века. Разумеется, мы отдельно поговорим о современном театре, о визуальных культуре и искусстве, основах сценографии. Курс будет включать в себя и принципы совместной работы художника и режиссера, дизайн костюма для перформанса, технологии художественного оформления спектакля, а также изучение театрального закулисья, мастерских, тонкостей PR. Дизайнер должен как свои пять пальцев знать работу всей команды театра, только тогда он сможет блестяще выполнить свою работу. 
zooming
«Парикмахерша» (Сергей Медведев), театр Практика, 2008. Режиссер Руслан Маликов, художник Полина Бахтина. Фотографии представлены Г. Солодовниковой и П. Бахтиной

Полина Бахтина:
– Мы пригласим  видных специалистов, режиссеров, критиков и теоретиков театра для проведения лекций и мастер-классов. Наши студенты встретятся с самыми знаменитыми сценографами Европы. Стоит сказать, что это вовсе не курс-факультатив по вечерам. Придется многое изучать и трудиться.

– Будет ли у слушателей курса возможность применить свои знания на практике и услышать авторитетное мнение?

Галина Солодовникова:
– Безусловно! Для каждого направления студенты создадут тщательно проработанные проекты: десять промежуточных и один финальный. Это полноценная работа: эскиз, макет, прирезка, планы, габаритные чертежи. Художники театра должны уметь воплотить свои замыслы в жизнь, и мы им в этом помогаем: рассказываем  об особенностях сценического освещения, пространстве и звуке, интерактивных технологиях. Слушатели курса учатся работать в разных типах театральных пространств, подготавливать чертежи и техническую документацию. Практическая часть предполагает также изучение сценических механизмов и систем быстрой смены декораций. Для нас очень важно, что в процессе обучения у студентов будет возможность участвовать в создании театральных постановок. 
zooming
Спектакль «Волны» по рассказу Владимира Сорокина, Политеатр, Москва, март 2012. Режиссер Эдуард Бояков, Художник-постановщик и художник по костюмам Галина Солодовникова

– То есть они смогут пойти в театр и попробовать себя в реальном рабочем процессе?  

Галина Солодовникова:
– Конечно! Люди, служащие искусству, прекрасно понимают, как важно учить начинающих дизайнеров и помогают им развивать свое творчество. У нас будут совместные работы с курсом Ингеборги Дапкунайте, запланирован проект со Школой-студией МХАТ. Помимо этого фестиваль «Территория» готов принять наших студентов, познакомить с пространством и провести на ключевые спектакли. Нам также покажут монтаж декораций для постановки «Шекспир. Лабиринт». Самое главное – студенты увидят и поймут, как живет и работает реальный театр. 

– Что на ваш взгляд должен учитывать современный художник театра, чтобы быть востребованным среди концептуальных режиссеров?  

Галин Солодовникова:
– Два основных аспекта: первый – театр не стоит на месте, а стремительно развивается, и второй – сейчас возник повышенный интерес к новым направлениям и формам: перформанс, променад и т.д. Художник, работая с этими стилями, должен иначе использовать пространство сцены, нежели в классическом, традиционном театре. У  променадного театра, например, сцены как таковой нет вообще. Зритель не сидит на месте, он ходит по разным этажам и комнатам, наблюдая за игрой актёров и погружаясь в показываемую ему жизнь. Подобные пьесы уже прошли в Театре Наций (спектакль «Шекспир. Лабиринт») и Центре имени Вс. Мейерхольда (спектакль «Норманск»), готовятся и другие. Создать для них пространство не так-то просто, но именно такие постановки, выдвигая к художнику театра новые требования, дают ему возможность в полной мере раскрыть свой талант и не ограничивать воображение.  
zooming
«Хрустальный мир» (Виктор Пелевин), Cirque de Charles la Tannes, Театральный Центр на Страстном 2011. Постановка Le Cirque de Charles la Tannes, режиссер Полина Бахтина

Полина Бахтина:
– Сейчас театрам нужны не просто декорации, а буквально архитектурные работы, синтезирующие разные виды искусства. Художник должен с легкостью использовать в едином замысле и комикс, и кино, и звук, и свет, и модные музыкальные направления, например, хип-хоп. Самое важное, что на спектакли все чаще стали приходить молодые люди и подростки. Они тянутся к современному и концептуальному, хотят видеть динамичное, стремительное и живое действо, а не что-то устаревшее и покрытое пылью десятилетий. Поэтому художник может не бояться авантюрных  экспериментов – публика поймет его творческие высказывания.  

– Чем воплощение нынешних идей отличается от архитектурности прошлого? К примеру, от театра Олимпико?  

Полина Бахтина:
– Театральное пространство претерпело множество трансформаций, начиная с древнегреческих и древнеримских театров. От амфитеатров, когда угол зрения на сценическую площадку с первых и последних рядов отличался незначительно, театр пришел к типу «сцены-коробки» – например, театр Олимпико в Виченце, построенном по проекту Палладио. Сейчас такая «коробка» – это наиболее распространенная форма для театра, хотя появляется множество новых площадок по принципу зала-трансформера. Например, в Мариинском театре есть три сцены, которые можно объединять в одну или использовать по отдельности в зависимости от характера постановки и технических требований. Во французском Авиньоне, где проходит крупнейший театральный фестиваль, ставится большое количество спектаклей в уникальных пространствах. Так в  спектакле Оливье Пи зрители сидят напротив друг друга, а актёры играют между ними. 

– С одной стороны возможности и фантазии художника безграничны, но с другой – у каждого театра своё пространство и приходится работать в заданных им рамках. Легко ли найти золотую середину и творить?

Галина Солодовникова:
– Не скрою, что именно от театра часто зависит, как будет идти работа художника. Важно создать пространство с учетом зрительного зала, чтобы декорации не перекрывали актёров.  Кроме того нет типовых зданий для театра, у каждого свои возможности, например, по смене декораций: где-то приходится идти на ухищрения, чтобы вынужденные трансформации были созвучны со смыслом постановки. Нередко произведение буквально требует одного, а  возможности – диктуют иное. Задача художника – найти оптимальное решение и не потерять себя. Самое интересное, что ограничения рождают новые идеи.
 

07 Августа 2014

Похожие статьи
Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать...
За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.
2023: что говорят архитекторы
Набрали мы комментариев по итогам года столько, что самим страшно. Общее суждение – в архитектурной отрасли в 2023 году было настолько все хорошо, прежде всего в смысле заказов, что, опять же, слегка страшновато: надолго ли? Особенность нашего опроса по итогам 2023 года – в нем участвуют не только, по традиции, москвичи и петербуржцы, но и архитекторы других городов: Нижний, Екатеринбург, Новосибирск, Барнаул, Красноярск.
Александра Кузьмина: «Легко работать, когда правила...
Сюжетом стенда и выступлений архитектурного ведомства Московской области на Зодчестве стало комплексное развитие территорий, или КРТ. И не зря: задача непростая и очень «живая», а МО по части работы с ней – в передовиках. Говорим с главным архитектором области: о мастер-планах и кто их делает, о том, где взять ресурсы для комфортной среды, о любимых проектах и даже о том, почему теперь мало хороших архитекторов и что делать с плохими.
Согласование намерений
Поговорили с главным архитектором Института Генплана Москвы Григорием Мустафиным и главным архитектором Южно-Сахалинска Максимом Ефановым – о том, как формируется рабочий генплан города. Залог успеха: сбор данных и моделирование, работа с горожанами, инфраструктура и презентация.
Изменчивая декорация
Члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023 продолжают рассуждать о том, какими будут общественные интерьеры будущего: важен предлагаемый пользователю опыт, гибкость, а в некоторых случаях – тотальный дизайн.
Определяющая среда
Человекоцентричные, технологичные или экологичные – какими будут общественные интерьеры будущего, рассказывают члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023.
Иван Греков: «Заказчик, который может и хочет сделать...
Говорим с Иваном Грековым, главой архитектурного бюро KAMEN, автором многих знаковых объектов Москвы последних лет, об истории бюро и о принципах подхода к форме, о разном значении объема и фасада, о «слоях» в работе со средой – на примере двух объектов ГК «Основа». Это квартал МИРАПОЛИС на проспекте Мира в Ростокино, строительство которого началось в конце прошлого года, и многофункциональный комплекс во 2-м Силикатном проезде на Звенигородском шоссе, на днях он прошел экспертизу.
Резюмируя социальное
В преддверии фестиваля «Открытый город» – с очень важной темой, посвященной разным апесктам социального, опросили организаторов и будущих кураторов. Первый комментарий – главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, инициатора и вдохновителя фестиваля архитектурного образования, проводимого Москомархитектурой.
Прямая кривая
В последний день мая в Москве откроется биеннале уличного искусства Артмоссфера. Один из участников Филипп Киценко рассказывает, почему архитектору интересно участвовать в городских фестивалях, а также показывает свой арт-объект на Таможенном мосту.
Бетонные опоры
Архитектурный фотограф Ольга Алексеенко рассказывает о спецпроекте «Москва на стройке», запланированном в рамках Арх Москвы.
Юлий Борисов: «ЖК «Остров» – уникальный проект, мы...
Один из самых больших проектов жилой застройки Москвы – «Остров» компании Донстрой – сейчас активно строится в Мневниковской пойме. Планируется построить порядка 1.5 млн м2 на почти 40 га. Начинаем изучать проект – прежде всего, говорим с Юлием Борисовым, руководителем архитектурной компании UNK, которая работает с большей частью жилых кварталов, ландшафтом и даже предложила общий дизайн-код для освещения всей территории.
Валид Каркаби: «В Хайфе есть коллекция арабского Баухауса»
В 2022 году в порт города Хайфы, самый глубоководный в восточном Средиземноморье, заходило рекордное количество круизных лайнеров, а общее число туристов, которые корабли привезли, превысило 350 тысяч. При этом сама Хайфа – неприбранный город с тяжелой судьбой – меньше всего напоминает туристический центр. О том, что и когда пошло не так и возможно ли это исправить, мы поговорили с архитектором Валидом Каркаби, получившим образование в СССР и несколько десятилетий отвечавшим в Хайфе за охрану памятников архитектуры.
О сохранении владимирского вокзала: мнения экспертов
Продолжаем разговор о сохранении здания вокзала: там и проект еще не поздно изменить, и даже вопрос постановки на охрану еще не решен, насколько нам известно, окончательно. Задали вопрос экспертам, преимущественно историкам архитектуры модернизма.
Фандоринский Петербург
VFX продюсер компании CGF Роман Сердюк рассказал Архи.ру, как в сериале «Фандорин. Азазель» создавался альтернативный Петербург с блуждающими «чикагскими» небоскребами и капсульной башней Кисе Курокавы.
2022: что говорят архитекторы
Мы долго сомневались, но решили все же провести традиционный опрос архитекторов по итогам 2022 года. Год трагический, для него так и напрашивается определение «слов нет», да и ограничений много, поэтому в опросе мы тоже ввели два ограничения. Во-первых, мы попросили не докладывать об успехах бюро. Во-вторых, не говорить об общественно-политической обстановке. То и другое, как мы и предполагали, очень сложно. Так и получилось. Главный вопрос один: что из архитектурных, чисто профессиональных, событий, тенденций и впечатлений вы можете вспомнить за год.
KOSMOS: «Весь наш путь был и есть – поиск и формирование...
Говорим с сооснователями российско-швейцарско-австрийского бюро KOSMOS Леонидом Слонимским и Артемом Китаевым: об учебе у Евгения Асса, ценности конкурсов, экологической и прочей ответственности и «сообщающимися сосудами» теории и практики – по убеждению архитекторов KOSMOS, одно невозможно без другого.
КОД: «В удаленных городах, не секрет, дефицит кадров»
О пользе синего, визуальном хаосе и общих и специальных проблемах среды российских городов: говорим с авторами Дизайн-кода арктических поселений Ксенией Деевой, Анастасией Конаревой и Ириной Красноперовой, участниками вебинара Яндекс Кью, который пройдет 17 сентября.
Никита Токарев: «Искусство – ориентир в джунглях...
Следующий разговор в рамках конференции Яндекс Кью – с директором Архитектурной школы МАРШ Никитой Токаревым. Дискуссия, которая состоится 10 сентября в 16:00 оффлайн и онлайн, посвящена междисциплинарности. Говорим о том, насколько она нужна архитектурному образованию, где начинается и заканчивается.
Архитектурное образование: тренды нового сезона
МАРШ, МАРХИ, школа Сколково и руководители проектов дополнительного обучения рассказали нам о том, что меняется в образовании архитекторов. На что повлиял уход иностранных вузов, что будет с российской архитектурной школой, к каким дополнительным знаниям стремиться.
Архитектор в метаверс
Поговорили с участниками фестиваля креативных индустрий G8 о том, почему метавселенные – наша завтрашняя повседневность, и каким образом архитекторы могут влиять на нее уже сейчас.
Арсений Афонин: «Полученные знания лучше сразу применять...
Яндекс Кью проводит бесплатную онлайн-конференцию «Архитектура, город, люди». Мы поговорили с авторами докладов, которые могут быть интересны архитекторам. Первое интервью – с руководителем Софт Культуры. Вебинар о лайфхаках по самообразованию, в котором он участвует – в среду.
Устойчивость метода
ТПО «Резерв» в честь 35-летия покажет на Арх Москве совершенно неизвестные проекты. Задали несколько вопросов Владимиру Плоткину и показываем несколько картинок. Пока – без названий.
Сергей Надточий: «В своем исследовании мы формулируем,...
Недавно АБ ATRIUM анонсировало почти завершенное исследование, посвященное форматам проектирования современных образовательных пространств. Говорим с руководителем проекта Сергеем Надточим о целях, задачах, специфике и структуре будущей книги, в которой порядка 300 страниц.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Четыре угла
Мастерская Юрия Ширяева предложила концепцию реновации псковского квартала, расположенного недалеко от центра города, но в стороне от туристических потоков. Комплекс кирпичных зданий восстановит фронт улиц и насытит функциями квартал, внутри которого спрячется сад с искусственным водоемом.
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.