Тимур Шабаев: «В Нидерландах у представителей муниципалитетов горят глаза: они действительно хотят сделать свой город лучше»

Роттердамский архитектор, со-основатель бюро DROM Тимур Шабаев – о трех своих победах в Europan, включая проект 2017 года, и об истории и особенностях этого конкурса, уже почти 30 лет дающего победителям со всего мира возможность реализовать свой проект в Европе.

Нина Фролова

Беседовала:
Нина Фролова

mainImg
0

– Чем так важен конкурс Europan для вас – и вашей команды, если вы участвовали в нем целых четыре раза?

– В этот раз мы впервые принимали участие в этом конкурсе как DROM. В команду, помимо трех партнеров – Тимура Каримуллина, Софьи Куценко и меня, входили также художник Маша Краснова-Шабаева и урбанист Кристина Кнауф. Участие в Europan для нас – своего рода проверка: где мы находимся в актуальной системе координат, способны ли дать ответы на вопросы, стоящие на повестке дня. Можно сказать, что пока это получается.
Этот конкурс уже на протяжении многих лет сохраняет свою высокую репутацию, и победить в нем престижно. Ну и, конечно, привлекает возможность осуществить свой проект.

– В чем, как вы полагаете, причина вашего большого успеха на этом конкурсе – три победы из четырех попыток?

– Все три моих победы были именно в Нидерландах, и, думаю, причина в том, что мне очень близок нидерландский проектный подход и образ мышления в целом. В предыдущей сессии Europan мы с Тимуром Каримуллиным сделали проект для участка в бельгийском городе Шарлеруа, но, наверное, наш проект получился по местным меркам слишком радикальным, поэтому мы тогда и не победили.

– Что дали вам участие и победы в Europan?

– Самое главное, что удалось довести проект Europan 10 в Эммене – с которым я победил в первый раз – до реализации [подробно об этом проекте и его воплощении можно прочесть здесь – прим. Архи.ру]. Все-таки это большая удача, когда у молодого архитектора из России, на тот момент – вчерашнего студента, появляется возможность построить проект в Нидерландах. И результат, на мой взгляд, получился достойным. С помощью Europan я также расширил круг своих контактов, а с некоторыми из призеров мы продолжаем дружить до сих пор.

Тимур Шабаев
Победа на конкурсе Europan 10: социальный жилой комплекс в Эммене. Авторы проекта – Тимур Шабаев и Марко Галассо
Победа на конкурсе Europan 10: социальный жилой комплекс в Эммене. Авторы проекта – Тимур Шабаев и Марко Галассо



– Расскажите о сути нового проекта, который принес вам третью победу: почему выбрали именно этот участок, чем обусловлено предложенное решение?

– Меня давно интересовал Байлмер – амстердамский район с интересной историей, и когда я увидел, что один из участков Europan 14 расположен именно там, то захотел поработать именно над ним. Рад, что мои партнеры со мной согласились.

Построенный в конце 1960-х по принципам Международных конгрессов современной архитектуры (CIAM) для амстердамского среднего класса, Байлмер быстро превратился в криминальное гетто: в первую очередь, из-за волны миграции из Суринама – после обретения этой бывшей латиноамериканской колонией Нидерландов независимости. В 1980-е стало очевидно, что эти проблемы необходимо срочно решать, и в профессиональной среде начались дискуссии о том, как оздоровить район. С одной стороны, звучали идеи по сносу многоэтажек и замене их на новые дома. ОМА придерживались противоположной позиции, и в своем проекте 1986 года предложили сохранить существующую застройку, уплотнить ее и насытить уровень земли новыми разнообразными программами. Но, в итоге, после печально известной катастрофы 1992 года, когда самолет «Турецких авиалиний» врезался в одну из одиннадцатиэтажек, снос района все-таки начался.

H-Buurt, конкурсный участок Europan 14, расположен на южном краю Байлмера. В отличие от территорий на севере и востоке района, его почти не коснулась реновация: дома были отремонтированы, но открытые пространства сохранились в соответствии с изначальной концепцией. Автомобильные дороги приподняты над уровнем земли и разрезают район на слабо соединенные между собой квадраты, а пространство вокруг домов лишено иерархии и представляет собой один сплошной парк. Этот парк – хороший, но одного взгляда на него достаточно, чтобы понять, сколько ресурсов уходит на его содержание. Но самая главная проблема H-Buurt, с нашей точки зрения – это отсутствие разнообразия.
Победа на конкурсе Europan 14: проект “Foam of Production” для участка H-Buurt в Амстердаме. Авторский коллектив Тимура Шабаева, Тимура Каримуллина, Софьи Куценко (DROM), Марии Красновой-Шабаевой и Кристины Кнауф

Конкурсный участок сейчас занят двумя пришедшими в негодность многоэтажными гаражами. В своем проекте мы отталкивались от темы Europan 14 «Продуктивный город» и амстердамской программы перехода к экономике замкнутого цикла. Мы предложили заменить гаражи на новую пористую градостроительную структуру. Она одновременно похожа и на город, и на деревню, и пытается решить проблемы различных масштабов – от всего города до ближайшего окружения. Наш проект предлагает максимальное разнообразие – размеров участков под застройку, функций (в том числе производственных), типологий домов и открытых пространств, возможностей переиспользования, перестройки и достройки, вовлечения местного сообщества и различных заинтересованных лиц. Разнообразие в данном случае призвано вдохнуть в экономику района новую жизнь и сделать ее устойчивой и легко адаптирующейся к возможным изменениям в будущем.
Победа на конкурсе Europan 14: проект “Foam of Production” для участка H-Buurt в Амстердаме. Авторский коллектив Тимура Шабаева, Тимура Каримуллина, Софьи Куценко (DROM), Марии Красновой-Шабаевой и Кристины Кнауф

Одним из основных вопросов, который мы перед собой ставили, было то, как, с одной стороны, связать нашу новую структуру с окружающим районом, а с другой – как она сама может повысить его связанность. Мы предложили превратить существуюшую игровую площадку в площадь с культурным центром – место встречи и общения между старыми и новыми жителями.
zooming
Победа на конкурсе Europan 14: проект “Foam of Production” для участка H-Buurt в Амстердаме. Авторский коллектив Тимура Шабаева, Тимура Каримуллина, Софьи Куценко (DROM), Марии Красновой-Шабаевой и Кристины Кнауф

Своего рода микро-центрами новой городской ткани становятся «производственные дворы», которые можно арендовать для работы на открытом воздухе, а также чтобы выставлять образцы своей продукции. Площадь парка между существующими жилыми домами мы предлагаем уменьшить за счет огородов, которые тоже сдаются в аренду. На них будут выращивать продукты, которые можно будет попробовать в культурном центре во время вечеров национальной кухни.
Победа на конкурсе Europan 14: проект “Foam of Production” для участка H-Buurt в Амстердаме. Авторский коллектив Тимура Шабаева, Тимура Каримуллина, Софьи Куценко (DROM), Марии Красновой-Шабаевой и Кристины Кнауф

Приподнятые над уровнем земли автодороги мы предлагаем превратить в городские улицы. Мы считаем, что для этого не обязательно их уплощать, как это было сделано на других участках Байлмера, подвергшихся реновации в нулевые. Можно разместить вдоль этих дорог участки, где крупные девелоперы могли бы построить большие многоквартирные дома. Их обязанностью станет также возведение лестниц для связи верхнего и нижнего уровней. В интерьере зданий эти уровни будут соединять мастерские и шоу-румы – активируя тем самым оба «уровня земли».
zooming
Победа на конкурсе Europan 14: проект “Foam of Production” для участка H-Buurt в Амстердаме. Авторский коллектив Тимура Шабаева, Тимура Каримуллина, Софьи Куценко (DROM), Марии Красновой-Шабаевой и Кристины Кнауф
zooming
Победа на конкурсе Europan 14: проект “Foam of Production” для участка H-Buurt в Амстердаме. Авторский коллектив Тимура Шабаева, Тимура Каримуллина, Софьи Куценко (DROM), Марии Красновой-Шабаевой и Кристины Кнауф

Среди других предлагаемых типологий и вариантов девелопмента – частные дома с мастерскими, которые семьи могли бы строить за свой счет и своими руками, и дома, возводимые кооперативами и маленькими девелоперами, где есть как отдельные мастерские для среднего бизнеса, так и большие пространства, которые могут коллективно арендовать начинающие предприниматели, таким образом снижая издержки за счет совместного использования станков и другого оборудования.

– Когда и с каким проектом вы одержали свою вторую победу на Europan? Будет ли этот проект реализован?

– Это была 11-я сессия Europan. Я сделал предложение для Алмере – города неподалеку от Амстердама, в самой молодой провинции Нидерландов – Флеволанд, на месте которой еще каких-то пятьдесят лет назад была вода. Конкурсный участок был расположен в районе Алмере-Поорт, который активно застраивается начиная с 2000-х. Он находился рядом с пляжем и хорошо обозревался со стороны шоссе и железной дороги – от въезда во Флевопольдер. Задачей было предложить небольшой объект со сменой программы и местоположения: сначала он должен был служить павильоном с культурной функцией и информационным центром на дамбе, ограждающей польдер от воды искусственного озера Аймеер, а затем его планировалось продать как виллу и переместить за дамбу, в лесистую часть польдера.
Победа на конкурсе Europan 11: трансформер павильон/вилла Frame в Алмере. Автор проекта – Тимур Шабаев

Моим предложением стал дом-трансформер. Верхняя его часть – «коробка» с большим проемом – «пустотой» – посередине. Она установлена вертикально на стальных опорах и становится своего рода рекламным щитом-экраном для проезжающих невдалеке машин и поездов. «Пустота» может стать террасой, чтобы любоваться окрестностями, или сценой для представлений. После перехода в частные руки «коробка» можно поставить горизонтально: здание станет менее заметным, но более просторным. Бывшие стены превратятся в пол и потолок, полы – в стены, а «пустота» посередине – в приватное патио.
Победа на конкурсе Europan 11: трансформер павильон/вилла Frame в Алмере. Автор проекта – Тимур Шабаев

После победы я начал доработку своего предложения, но, к сожалению, проект остановился. Музей De Paviljoens, с которым девелоперы проекта, компания Amvest, планировали сотрудничать для создания культурного наполнения проекта, потерял финансирование и был закрыт.

– Насколько, на ваш взгляд, Europan полезен для европейской архитектуры и архитекторов?

– Множество европейских мастерских начали свою карьеру именно с победы в Europan. Так, например, среди нидерландских бюро выигрывали этот конкурс MVRDV, Atelier Kempe Thill, Casanova+Hernandez architects, Monolab, Urbanoffice и многие другие. Кажется, что почти каждый молодой архитектор здесь хоть раз попробовал поучаствовать в этом конкурсе – в надежде дать старт своей независимой карьере.

Благодаря тому, что у конкурса всегда много участников, у Europan есть возможность, поставить перед молодым поколением архитекторов важные вопросы, о которых они, может быть, раньше и не задумывались, и подтолкнуть их к тому, чтобы дать на них неординарные ответы.
Победа на конкурсе Europan 10: социальный жилой комплекс в Эммене. Авторы проекта – Тимур Шабаев и Марко Галассо
Победа на конкурсе Europan 10: социальный жилой комплекс в Эммене. Авторы проекта – Тимур Шабаев и Марко Галассо

– Есть ли эволюция у Europan, по вашим наблюдениям?

– Формат конкурса на протяжении его без малого тридцатилетней истории почти не менялся: муниципалитеты предоставляют участки, а архитекторам, которым еще не исполнилось 40 лет, предлагается разработать для них решение в соответствии с заявленной организаторами темой. А вот темы постоянно меняются, и по ним можно проследить, какая повестка дня была актуальна в европейском архитектурном дискурсе в тот или иной период. Так, например, темы первых сессий, в начале 1990-х, были посвящены меняющемуся образу жизни и отражающей эти изменения внутренней структуре жилых зданий. Экономика в это время шла в гору, и жилые стандарты быстро менялись. Во второй половине 1990-х фокус внимания сместился на «расползание» города, его периферию. В нулевых появляется тема устойчивого развития, взаимосвязи городского и природного ландшафтов, переиспользования существующей городской ткани. В двух предпоследних сессиях участникам предлагалось поразмыслить на тему «адаптивного города». А тема последней сессии – «продуктивный город» – призывает ответить на вопрос: как производственную функцию, после многих лет ее свертывания, можно вернуть обратно в города – чтобы она стала их неотъемлемой частью, устанавливала бы связи между жителями, помогала бы городу стать по-настоящему разнообразным и устойчивым.
Победа на конкурсе Europan 10: социальный жилой комплекс в Эммене. Авторы проекта – Тимур Шабаев и Марко Галассо
Победа на конкурсе Europan 10: социальный жилой комплекс в Эммене. Авторы проекта – Тимур Шабаев и Марко Галассо

– Почему к участию стремятся не только архитекторы, но и муниципалитеты с участками земли? В чем источник их интереса? Возможность «провести» архитектурный конкурс за чужой счет?

– Муниципалитеты играют основную роль в предоставлении участков, но также в команду включаются и другие заинтересованные стороны. Так, например, в Алмере и Эммене участками владели девелоперы, и впоследствии основная работа велась именно с ними.
Подготовительные сессии с представителями участков обычно поводятся за закрытыми дверями, и поэтому я могу лишь догадываться о причинах, по которым они решают принимать участие. Думаю, их привлекает главное стремление Europan: найти новаторские архитектурные и градостроительные решения для трансформации городов (помимо своей главной задачи – помочь молодым архитекторам реализовать свои идеи). И этому я был свидетелем в Эммене и Алмере: там у представителей муниципалитетов действительно горят глаза, они хотят сделать свой город лучше. Но, конечно, чиновники стараются не только из альтруистических побуждений. Зарплата муниципальных чиновников, и выделяемые городу квоты на строительство напрямую зависят от количества и роста его населеления, так что между муниципалитетами идет конкурентная борьба за жителей, и они непосредственно заинтересованы в развитии и популяризации своего города.

А вот для жилищных корпораций (wooncorporaties) и девелоперов участие в Europan связано с дополнительными сложностями. Гораздо проще и эффективнее иметь дело с проверенными местными проектировщиками, а тут приходится работать с архитекторами, пусть с интересными идеями, но зачастую без особого опыта и знания местного контекста. Здорово, что они решаются пойти на этот риск.
Победа на конкурсе Europan 10: социальный жилой комплекс в Эммене. Авторы проекта – Тимур Шабаев и Марко Галассо
Победа на конкурсе Europan 10: социальный жилой комплекс в Эммене. Авторы проекта – Тимур Шабаев и Марко Галассо

– Стоит ли архитекторам, работающим в России, активней участвовать в этом конкурсе, или Europan, скорее, полезен тем, кто уже работает в Европе или стремится к этому?

– Призовое место в Europan дает возможность «засветиться». Но все-таки главная цель конкурса – это реализация проекта. Многие команды, если их проект в итоге шел к реализации, открывали мастерскую в той стране, где располагался участок. Думаю, что участникам из России сделать это труднее, чем жителям ЕС.

Но, в любом случае, Europan – это очень интересный опыт, с которым стоит попробовать соприкоснуться. Ведь это конкурс идей, и раскрыть их нужно всего лишь на трех планшетах А1. Для этого не нужно быть экспертом в местных нормах и технологиях. Нужно лишь предложить интересную, захватывающую стратегию. А дальше – как повезет…

12 Февраля 2018

Нина Фролова

Беседовала:

Нина Фролова
Похожие статьи
Александра Кузьмина: «Легко работать, когда правила...
Сюжетом стенда и выступлений архитектурного ведомства Московской области на Зодчестве стало комплексное развитие территорий, или КРТ. И не зря: задача непростая и очень «живая», а МО по части работы с ней – в передовиках. Говорим с главным архитектором области: о мастер-планах и кто их делает, о том, где взять ресурсы для комфортной среды, о любимых проектах и даже о том, почему теперь мало хороших архитекторов и что делать с плохими.
Согласование намерений
Поговорили с главным архитектором Института Генплана Москвы Григорием Мустафиным и главным архитектором Южно-Сахалинска Максимом Ефановым – о том, как формируется рабочий генплан города. Залог успеха: сбор данных и моделирование, работа с горожанами, инфраструктура и презентация.
Изменчивая декорация
Члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023 продолжают рассуждать о том, какими будут общественные интерьеры будущего: важен предлагаемый пользователю опыт, гибкость, а в некоторых случаях – тотальный дизайн.
Определяющая среда
Человекоцентричные, технологичные или экологичные – какими будут общественные интерьеры будущего, рассказывают члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023.
Иван Греков: «Заказчик, который может и хочет сделать...
Говорим с Иваном Грековым, главой архитектурного бюро KAMEN, автором многих знаковых объектов Москвы последних лет, об истории бюро и о принципах подхода к форме, о разном значении объема и фасада, о «слоях» в работе со средой – на примере двух объектов ГК «Основа». Это квартал МИРАПОЛИС на проспекте Мира в Ростокино, строительство которого началось в конце прошлого года, и многофункциональный комплекс во 2-м Силикатном проезде на Звенигородском шоссе, на днях он прошел экспертизу.
Резюмируя социальное
В преддверии фестиваля «Открытый город» – с очень важной темой, посвященной разным апесктам социального, опросили организаторов и будущих кураторов. Первый комментарий – главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, инициатора и вдохновителя фестиваля архитектурного образования, проводимого Москомархитектурой.
Прямая кривая
В последний день мая в Москве откроется биеннале уличного искусства Артмоссфера. Один из участников Филипп Киценко рассказывает, почему архитектору интересно участвовать в городских фестивалях, а также показывает свой арт-объект на Таможенном мосту.
Бетонные опоры
Архитектурный фотограф Ольга Алексеенко рассказывает о спецпроекте «Москва на стройке», запланированном в рамках Арх Москвы.
Юлий Борисов: «ЖК «Остров» – уникальный проект, мы...
Один из самых больших проектов жилой застройки Москвы – «Остров» компании Донстрой – сейчас активно строится в Мневниковской пойме. Планируется построить порядка 1.5 млн м2 на почти 40 га. Начинаем изучать проект – прежде всего, говорим с Юлием Борисовым, руководителем архитектурной компании UNK, которая работает с большей частью жилых кварталов, ландшафтом и даже предложила общий дизайн-код для освещения всей территории.
Валид Каркаби: «В Хайфе есть коллекция арабского Баухауса»
В 2022 году в порт города Хайфы, самый глубоководный в восточном Средиземноморье, заходило рекордное количество круизных лайнеров, а общее число туристов, которые корабли привезли, превысило 350 тысяч. При этом сама Хайфа – неприбранный город с тяжелой судьбой – меньше всего напоминает туристический центр. О том, что и когда пошло не так и возможно ли это исправить, мы поговорили с архитектором Валидом Каркаби, получившим образование в СССР и несколько десятилетий отвечавшим в Хайфе за охрану памятников архитектуры.
О сохранении владимирского вокзала: мнения экспертов
Продолжаем разговор о сохранении здания вокзала: там и проект еще не поздно изменить, и даже вопрос постановки на охрану еще не решен, насколько нам известно, окончательно. Задали вопрос экспертам, преимущественно историкам архитектуры модернизма.
Фандоринский Петербург
VFX продюсер компании CGF Роман Сердюк рассказал Архи.ру, как в сериале «Фандорин. Азазель» создавался альтернативный Петербург с блуждающими «чикагскими» небоскребами и капсульной башней Кисе Курокавы.
2022: что говорят архитекторы
Мы долго сомневались, но решили все же провести традиционный опрос архитекторов по итогам 2022 года. Год трагический, для него так и напрашивается определение «слов нет», да и ограничений много, поэтому в опросе мы тоже ввели два ограничения. Во-первых, мы попросили не докладывать об успехах бюро. Во-вторых, не говорить об общественно-политической обстановке. То и другое, как мы и предполагали, очень сложно. Так и получилось. Главный вопрос один: что из архитектурных, чисто профессиональных, событий, тенденций и впечатлений вы можете вспомнить за год.
KOSMOS: «Весь наш путь был и есть – поиск и формирование...
Говорим с сооснователями российско-швейцарско-австрийского бюро KOSMOS Леонидом Слонимским и Артемом Китаевым: об учебе у Евгения Асса, ценности конкурсов, экологической и прочей ответственности и «сообщающимися сосудами» теории и практики – по убеждению архитекторов KOSMOS, одно невозможно без другого.
КОД: «В удаленных городах, не секрет, дефицит кадров»
О пользе синего, визуальном хаосе и общих и специальных проблемах среды российских городов: говорим с авторами Дизайн-кода арктических поселений Ксенией Деевой, Анастасией Конаревой и Ириной Красноперовой, участниками вебинара Яндекс Кью, который пройдет 17 сентября.
Никита Токарев: «Искусство – ориентир в джунглях...
Следующий разговор в рамках конференции Яндекс Кью – с директором Архитектурной школы МАРШ Никитой Токаревым. Дискуссия, которая состоится 10 сентября в 16:00 оффлайн и онлайн, посвящена междисциплинарности. Говорим о том, насколько она нужна архитектурному образованию, где начинается и заканчивается.
Архитектурное образование: тренды нового сезона
МАРШ, МАРХИ, школа Сколково и руководители проектов дополнительного обучения рассказали нам о том, что меняется в образовании архитекторов. На что повлиял уход иностранных вузов, что будет с российской архитектурной школой, к каким дополнительным знаниям стремиться.
Архитектор в метаверс
Поговорили с участниками фестиваля креативных индустрий G8 о том, почему метавселенные – наша завтрашняя повседневность, и каким образом архитекторы могут влиять на нее уже сейчас.
Арсений Афонин: «Полученные знания лучше сразу применять...
Яндекс Кью проводит бесплатную онлайн-конференцию «Архитектура, город, люди». Мы поговорили с авторами докладов, которые могут быть интересны архитекторам. Первое интервью – с руководителем Софт Культуры. Вебинар о лайфхаках по самообразованию, в котором он участвует – в среду.
Устойчивость метода
ТПО «Резерв» в честь 35-летия покажет на Арх Москве совершенно неизвестные проекты. Задали несколько вопросов Владимиру Плоткину и показываем несколько картинок. Пока – без названий.
Сергей Надточий: «В своем исследовании мы формулируем,...
Недавно АБ ATRIUM анонсировало почти завершенное исследование, посвященное форматам проектирования современных образовательных пространств. Говорим с руководителем проекта Сергеем Надточим о целях, задачах, специфике и структуре будущей книги, в которой порядка 300 страниц.
Олег Манов: «Середины нет, ее нужно постоянно доказывать...
Олег Манов рассказывает о превращении бюро FUTURA-ARCHITECTS из молодого в зрелое: через верность идее создавать новое и непохожее, околоархитектурную деятельность, внимание к рисунку, макетам и исследование взаимоотношений нового объекта с его окружением.
Юлия Тряскина: «В современном общественном интерьере...
Новая премия общественных интерьеров IPI Award рассматривает проекты с точки зрения передовых тенденций современного мира и шире – сверхзадачи, поставленной и реализованной заказчиком и архитектором. Говорим с инициатором премии: о специфике оценки, приоритетах, страхах и надеждах.
Технологии и материалы
Больше стекла: окна РЕХАУ в загородных домах
Оконная и дверная индустрия кажется консервативной в плане дизайна, но на самом деле изменения, которые произошли с ней в последние годы, значительны. Анализируем тренды на проектах выставки Open Village, индикатора всего самого популярного в мире частного домостроения.
Карусель для авиаторов
Для обновленного Парка Авиаторов в Петербурге компания «Новые горизонты» спроектировала и построила игровой комплекс «Карусель». Яркий объект с двумя ярусами маркирует главную событийную площадь парка, а детям предлагает разнообразные сценарии игры на разной высоте.
Устойчивое завтра
Названы победители Holcim Awards – премии за достижения в области устойчивой архитектуры. Показываем все проекты из «короткого списка».
Новые декоры в европейской коллекции Homapal 2022-23
Еще больше уникальных цветов и поверхностей металлизированных HPL пластиков появилось в обновленной коллекции бренда Homapal. Самые изысканные металлические текстуры сочетаются с преимуществами износостойкого и гибкого ламината.
Блестящая жизнь в деталях
В ряду металлов, которые выигрышно смотрятся как в классическом, так и в ультрасовременном интерьере, латунь занимает особое место. Неслучайно ее называют «новым золотом». На примере проектов компании HÖGER смотрим, как добиваться эффекта “латуни” и других металлов при помощи современных технологий.
Фасадная подсистема от «ОРТОСТ-ФАСАД»: надежность...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД» разработала и запустила собственное производство подсистемы для устройства облицовки навесных фасадов. Инновационная разработка позволяет решать проблемы, связанные со сложной геометрией фасадов и работами на высотных зданиях.
Декоративное панно из алюминиевых панелей ГК АСП...
На путевой стене станции метро «Яхромская» в Москве установили монументальное панно в честь празднования 800-летия столицы в 1947 году. Панно выполнялось из трехслойных алюминиевых панелей с сотовым заполнением от компании ГК АСП.
Зимний сценарий
Осень и зима – не повод грустить и сидеть дома.
Рассказываем, какие малые архитектурные формы делают общественные пространства теплее, уютнее и интереснее даже в самые промозглые, пасмурные или студеные дни.
Больше чем детская площадка
Компания «КБЭА» из Чебоксар переосмысливает функционал детских площадок: с их помощью наука выходит в городское пространство и становится частью социокультурного программирования территорий.
Будущее фасадной инженерии: как решить проблемы строительства...
Вместе с постоянно развивающимися технологиями строительства область фасадной инженерии также переживает значительные изменения, однако далеко не все оказались к ним готовы. Опытом делится компания Unistem, лидер на рынке фасадного консалтинга.
Ригель и двоичный код.
ИТ-парк им. Башира Рамеева
На фасадах ИТ-парка имени Башира Рамеева в Казани – облицовочные материалы преимущественно российских производителей, в том числе клинкер ригельного формата.
Философия проекта изначально подразумевала полный контакт здания с человеком – как визуальный, так и тактильный.
Краски и штукатурки Baumit: идеальное финишное покрытие
В процессе отделки дома или квартиры одним из главных вопросов является выбор финишного покрытия, ведь это решение влияет не только на внешний вид стен сегодня, но и на то, как они будут выглядеть со временем. Рассказываем о том, какие штукатурки и краски предлагает Baumit для создания идеального фасада и интерьера, которые будут радовать много лет.
Облицовочный кирпич от BRAER: размер имеет значение
Сегодня наиболее распространенными форматами кирпича являются 1НФ, 0,7 НФ и 1,4НФ. У каждого есть свои преимущества. В линейке облицовочных кирпичей BRAER есть все три, но как определиться с выбором нужного? Попробуем разобраться.
Отдых в большом городе
Простая скамейка, установленная в нужном месте, способна дарить минуты отдыха и объединять. Рассказываем, как с помощью городской мебели «Хоббика» даже в самом урбанизированном контексте можно устроить островки для полноценной релаксации.
Кто построит будущее
Детские площадки меняются вместе с городской средой и предлагают детям не только палитру сенсорных ощущений и физической активности, но и образы, заимствованные у мировой архитектуры. Один из примеров – футуристические игровые комплексы, спроектированные компанией «Новые горизонты».
Сейчас на главной
Подкожный свет
Торговый комплекс Star Spark 1926, спроектированный бюро gmp для центра Гуанчжоу, получил дробную шестичастную структуру и будто проницаемые фасады.
Нейтрально-выразительный
Авторы интерьера магазина Post Post Scriptum воспользовались исходной предчистовой отделкой помещения, чтобы отразить концепцию бренда и найти нетривиальный подход к «фоновым» стенам, которые оттеняют яркие и сложно сконструированные предметы одежды.
Тихое обаяние роскоши
В Москве интенсивно развивается не только высотное строительство, но и типология клубных домов: в каждом новые сюжеты и решения. Вот и «Обыденский № 1», спроектированный Blank Architects в продолжение традиций остоженской «Золотой мили» – как сумма исторической и современной контекстуально-клубной архитектуры, предлагает сплав разных видов жилья, способов общения с городом и типов декора. Между тем его главная ценность – пастораль тишины и камерность в контексте новой версии «московского дворика».
Классики и современники
Победителем конкурса на концепцию туристической территории «Новая Анапа» рядом со станицей Благовещенская стал консорциум под руководством компании «Творческие технологии». Интересно, что он сочетает современные решения в духе океанского лайнера – и классическую архитектуру, часть которой нарисована Михаилом Филипповым, часть Максимом Атаянцем.
Урбанистический катализатор
Модернистское офисное здание в 1960-е изменило характер амстердамской промзоны, а теперь превратилось в корпус студенческого жилья и вновь оживило свой район. Авторы реконструкции – Studioninedots.
Космос в матрешке
Школа креативных индустрий в Воронеже заняла необычное здание в форме матрешки. Авторы интерьерной концепции постарались сделать пространство функциональным, а также добавили связь с историей города: первый общественный этаж украшает мозаика и горельеф на космическую тему, которые в том или ином виде удалось спасти из снесенного ДК 50-летия Октября.
Портик нового времени
В начале года в новосибирском аэропорте Толмачево открылся терминал С. Масштабный и прозрачный входной зал со светящимися колоннами внутри умело сочетает лаконизм с яркой фотогеничностью WOW-эффекта. Он – и новый фасад всего комплекса, и точка отсчета планируемой реконструкции, по завершении которой Толмачево станет крупнейшим региональным аэропортом России. Рассматриваем здание в контексте модернистских прототипов как Новосибирска, так и Ленинграда: они собираются в отдельную, не лишенную любопытных нюансов, историю.
WAF Inside 2023: туфелька Золушки
Победитель интерьерной премии Всемирного фестиваля архитектуры – микродом в Сиднее, сочетающий энергоэффективный и художественный подход: фасад облицован битым кирпичом, дом сам обеспечивает себя электричеством и комфортным микроклиматом, а каждое помещение обладает яркой харизмой. Рассказываем подробнее и показываем других финалистов.
Пресса: Место под солнцем: как архитекторы «Студии 44» находят...
Архитекторы из «Студии 44» Антон Яр-Скрябин, Евгений Новосадюк, Иван Кожин и Илья Сабанцев рассказали о новом поколении архитекторов, о проектах, которые уже сейчас формируют облик современных российских (и не только) городов, а также о том, как молодому архитектору найти свое место под солнцем.
Опыт, чувства и баланс
Бюро GAFA подготовило проект благоустройства «Дом Дау» – нового полностью жилого небоскреба в Москва-Сити. Вызовом стала компактная площадь дворов и «портрет» будущего жильца: архитекторы предлагают ему практику созерцания и замедления, обращаясь как к традиционным ландшафтным средствам, так и новым, способным удивить. Например, кинетическим скульптурам.
14+ ТОП сессий деловой программы «Казаныша»
Завтра в Казани стартует архитектурно-строительный форум. Стали разбираться в его программе и выбрали, для начала, 10 сессий, достойных внимания, для первого дня, и еще по 4 для других. Может быть, еще допишем. А пока интересующимся еще не поздно купить билеты.
WAF 2023: исцеление
Главные премии Всемирного фестиваля архитектуры взяли проекты, направленные на оздоровление окружающей среды и исправление ошибок прошлого: школа-парк в Нинбо, башня-«пробиотик» в Каире и ливневый парк на месте табачной фабрики в Бангкоке. Еще одна тенденция – условно «незападные» страны как место приложения концепций архитекторов. Самое заметное представительство в этом плане у Ирана.
Карельский лабиринт
Лабиринт-квест на территории музея «Карельский дом в Чашково» привлекает внимание посетителей и работает как продолжение экспозиции: для его создания архитекторы использовали национальные орнаменты и элементы традиционного зодчества.
Чайка серебристая
Реконструкция здания ресторана на Верхневолжской набережной в Нижнем Новгороде, по сути, окончательно утвердила название этого объекта. Даже если ресторану присвоят иное официальное наименование, все равно это – «серебристая чайка» – достаточно посмотреть на него и вспомнить историю места.
Здание D
Проект Харбинского центр дизайна на севере Китая создан архитекторами Wuxing Youxing Space Design на основе «типографского» мотива – буквы D.
Точка нового отсчета
Давно хотелось изучить пространство RuArts Foundation, созданное архитекторами ATRIUM, и наконец удалось. Оно уместное и впечатляющее, в нем интересным образом сочетаются традиции – в данном случае, галереи, и новации. Рассматриваем. А заодно вглядываемся в предисторию.
Достижение равновесия
Градсовет Петербурга рассмотрел и положительно оценил проект второй очереди ЖК «Шкиперский, 19». Решение, которое представило бюро SLOI Achitects, эксперты нашли сдержанным и соответствующим контексту.
Лепка ракурсом
Степан Липгарт внедряет на окраине Казани «схематизированное ар-деко», да еще и зеленого цвета, со стеклянистой корочкой на фасадах. Главные достоинства проекта – он тщательно выстраивает ракурсы, стремясь сформировать в непростом окружении зародыш города не только в смысле пешеходности, но и пластически. Работает с силуэтами, предлагает любопытные треугольные «горки» террас. Да и выстроен он как кристалл, по двум сеткам, ортогональной и диагональной. Что получилось, что нет, в чем особенности – читайте в тексте.
«Плавательный оперный театр»
Крытый бассейн начала 1970-х годов в Гамбурге, памятник архитектуры модернизма и одна из крупнейших оболочечных конструкций в Европе, реконструирован архитекторами gmp и конструкторами schlaich bergermann partner.
Разнообразие фасадов
Комплекс из жилья и офисов по проекту бюро ALTA в ближнем пригороде Парижа учитывает соседство маловысотной частной застройки, будущей станции метро и послевоенных многоэтажек.
Образовательный эксперимент для Севера
Бюро «Сити-Арх» продолжает работу над проектами экспериментальных государственных ДОУ: по многим параметрам им могут позавидовать частные сады и школы. На этот раз – в городе Губкинском Ямало-Ненецкого автономного округа. Будущих воспитанников ждет разнообразная образовательная и игровая среда, которая включает зимний сад, педагогов – возможности для внедрения новых практик.
Параметры комплексного развития
Рассматриваем три проекта КРТ, показанных Мособлархитектурой на Зодчестве 2023. Все они демонстрируют разные ракурсы комплексного подхода к планированию и раскрытию территорий, особенно – заброшенных промышленных, расположенных как рядом с Москвой, так и на отдалении.
Островная застройка
Градсовет Петербурга вновь рассмотрел проект застройки бывшей территории «Ленэкспо». Концепцию с восстановлением двух исторических зданий, продолжением Среднего проспекта и разностилевыми жилыми группами представила мастерская «Евгений Герасимов и партнеры».
Шумят березы
В фонде RuArts открылась выставка новых приобретений за последние 3 года: New Now. По воле куратора их объединяет тема эмоциональной рефлексии внехудожественных событий через искусство, а нам кажется, что – березовые стволы, рубленое дерево, привлекательная керамика и еще немного спирали разных Инфанте. Так или иначе, а срифмовано неплохо.
Александра Кузьмина: «Легко работать, когда правила...
Сюжетом стенда и выступлений архитектурного ведомства Московской области на Зодчестве стало комплексное развитие территорий, или КРТ. И не зря: задача непростая и очень «живая», а МО по части работы с ней – в передовиках. Говорим с главным архитектором области: о мастер-планах и кто их делает, о том, где взять ресурсы для комфортной среды, о любимых проектах и даже о том, почему теперь мало хороших архитекторов и что делать с плохими.
Над Жемчужной рекой
Самый большой в мире пешеходный мост Хайсинь в Гуанчжоу стал важнейшим общественным пространством этого гигантского города.
Свято место
Смелую тему – поиск образа храма вне конфессий – кураторы Osetskaya.Salov предложили участникам спроецировать в пять разных сред, в которых может существовать человек, от метавселенных до космического корабля. Получилось 5 роликов, созданных с активным использованием нейросетей. Показываем все.