Тимур Шабаев: «В Нидерландах у представителей муниципалитетов горят глаза: они действительно хотят сделать свой город лучше»

Роттердамский архитектор, со-основатель бюро DROM Тимур Шабаев – о трех своих победах в Europan, включая проект 2017 года, и об истории и особенностях этого конкурса, уже почти 30 лет дающего победителям со всего мира возможность реализовать свой проект в Европе.

Нина Фролова

Беседовала:
Нина Фролова

mainImg


– Чем так важен конкурс Europan для вас – и вашей команды, если вы участвовали в нем целых четыре раза?

– В этот раз мы впервые принимали участие в этом конкурсе как DROM. В команду, помимо трех партнеров – Тимура Каримуллина, Софьи Куценко и меня, входили также художник Маша Краснова-Шабаева и урбанист Кристина Кнауф. Участие в Europan для нас – своего рода проверка: где мы находимся в актуальной системе координат, способны ли дать ответы на вопросы, стоящие на повестке дня. Можно сказать, что пока это получается.
Этот конкурс уже на протяжении многих лет сохраняет свою высокую репутацию, и победить в нем престижно. Ну и, конечно, привлекает возможность осуществить свой проект.

– В чем, как вы полагаете, причина вашего большого успеха на этом конкурсе – три победы из четырех попыток?

– Все три моих победы были именно в Нидерландах, и, думаю, причина в том, что мне очень близок нидерландский проектный подход и образ мышления в целом. В предыдущей сессии Europan мы с Тимуром Каримуллиным сделали проект для участка в бельгийском городе Шарлеруа, но, наверное, наш проект получился по местным меркам слишком радикальным, поэтому мы тогда и не победили.

– Что дали вам участие и победы в Europan?

– Самое главное, что удалось довести проект Europan 10 в Эммене – с которым я победил в первый раз – до реализации [подробно об этом проекте и его воплощении можно прочесть здесь – прим. Архи.ру]. Все-таки это большая удача, когда у молодого архитектора из России, на тот момент – вчерашнего студента, появляется возможность построить проект в Нидерландах. И результат, на мой взгляд, получился достойным. С помощью Europan я также расширил круг своих контактов, а с некоторыми из призеров мы продолжаем дружить до сих пор.

Тимур Шабаев
Победа на конкурсе Europan 10: социальный жилой комплекс в Эммене. Авторы проекта – Тимур Шабаев и Марко Галассо
Победа на конкурсе Europan 10: социальный жилой комплекс в Эммене. Авторы проекта – Тимур Шабаев и Марко Галассо



– Расскажите о сути нового проекта, который принес вам третью победу: почему выбрали именно этот участок, чем обусловлено предложенное решение?

– Меня давно интересовал Байлмер – амстердамский район с интересной историей, и когда я увидел, что один из участков Europan 14 расположен именно там, то захотел поработать именно над ним. Рад, что мои партнеры со мной согласились.

Построенный в конце 1960-х по принципам Международных конгрессов современной архитектуры (CIAM) для амстердамского среднего класса, Байлмер быстро превратился в криминальное гетто: в первую очередь, из-за волны миграции из Суринама – после обретения этой бывшей латиноамериканской колонией Нидерландов независимости. В 1980-е стало очевидно, что эти проблемы необходимо срочно решать, и в профессиональной среде начались дискуссии о том, как оздоровить район. С одной стороны, звучали идеи по сносу многоэтажек и замене их на новые дома. ОМА придерживались противоположной позиции, и в своем проекте 1986 года предложили сохранить существующую застройку, уплотнить ее и насытить уровень земли новыми разнообразными программами. Но, в итоге, после печально известной катастрофы 1992 года, когда самолет «Турецких авиалиний» врезался в одну из одиннадцатиэтажек, снос района все-таки начался.

H-Buurt, конкурсный участок Europan 14, расположен на южном краю Байлмера. В отличие от территорий на севере и востоке района, его почти не коснулась реновация: дома были отремонтированы, но открытые пространства сохранились в соответствии с изначальной концепцией. Автомобильные дороги приподняты над уровнем земли и разрезают район на слабо соединенные между собой квадраты, а пространство вокруг домов лишено иерархии и представляет собой один сплошной парк. Этот парк – хороший, но одного взгляда на него достаточно, чтобы понять, сколько ресурсов уходит на его содержание. Но самая главная проблема H-Buurt, с нашей точки зрения – это отсутствие разнообразия.
Победа на конкурсе Europan 14: проект “Foam of Production” для участка H-Buurt в Амстердаме. Авторский коллектив Тимура Шабаева, Тимура Каримуллина, Софьи Куценко (DROM), Марии Красновой-Шабаевой и Кристины Кнауф

Конкурсный участок сейчас занят двумя пришедшими в негодность многоэтажными гаражами. В своем проекте мы отталкивались от темы Europan 14 «Продуктивный город» и амстердамской программы перехода к экономике замкнутого цикла. Мы предложили заменить гаражи на новую пористую градостроительную структуру. Она одновременно похожа и на город, и на деревню, и пытается решить проблемы различных масштабов – от всего города до ближайшего окружения. Наш проект предлагает максимальное разнообразие – размеров участков под застройку, функций (в том числе производственных), типологий домов и открытых пространств, возможностей переиспользования, перестройки и достройки, вовлечения местного сообщества и различных заинтересованных лиц. Разнообразие в данном случае призвано вдохнуть в экономику района новую жизнь и сделать ее устойчивой и легко адаптирующейся к возможным изменениям в будущем.
Победа на конкурсе Europan 14: проект “Foam of Production” для участка H-Buurt в Амстердаме. Авторский коллектив Тимура Шабаева, Тимура Каримуллина, Софьи Куценко (DROM), Марии Красновой-Шабаевой и Кристины Кнауф

Одним из основных вопросов, который мы перед собой ставили, было то, как, с одной стороны, связать нашу новую структуру с окружающим районом, а с другой – как она сама может повысить его связанность. Мы предложили превратить существуюшую игровую площадку в площадь с культурным центром – место встречи и общения между старыми и новыми жителями.
zooming
Победа на конкурсе Europan 14: проект “Foam of Production” для участка H-Buurt в Амстердаме. Авторский коллектив Тимура Шабаева, Тимура Каримуллина, Софьи Куценко (DROM), Марии Красновой-Шабаевой и Кристины Кнауф

Своего рода микро-центрами новой городской ткани становятся «производственные дворы», которые можно арендовать для работы на открытом воздухе, а также чтобы выставлять образцы своей продукции. Площадь парка между существующими жилыми домами мы предлагаем уменьшить за счет огородов, которые тоже сдаются в аренду. На них будут выращивать продукты, которые можно будет попробовать в культурном центре во время вечеров национальной кухни.
Победа на конкурсе Europan 14: проект “Foam of Production” для участка H-Buurt в Амстердаме. Авторский коллектив Тимура Шабаева, Тимура Каримуллина, Софьи Куценко (DROM), Марии Красновой-Шабаевой и Кристины Кнауф

Приподнятые над уровнем земли автодороги мы предлагаем превратить в городские улицы. Мы считаем, что для этого не обязательно их уплощать, как это было сделано на других участках Байлмера, подвергшихся реновации в нулевые. Можно разместить вдоль этих дорог участки, где крупные девелоперы могли бы построить большие многоквартирные дома. Их обязанностью станет также возведение лестниц для связи верхнего и нижнего уровней. В интерьере зданий эти уровни будут соединять мастерские и шоу-румы – активируя тем самым оба «уровня земли».
zooming
Победа на конкурсе Europan 14: проект “Foam of Production” для участка H-Buurt в Амстердаме. Авторский коллектив Тимура Шабаева, Тимура Каримуллина, Софьи Куценко (DROM), Марии Красновой-Шабаевой и Кристины Кнауф
zooming
Победа на конкурсе Europan 14: проект “Foam of Production” для участка H-Buurt в Амстердаме. Авторский коллектив Тимура Шабаева, Тимура Каримуллина, Софьи Куценко (DROM), Марии Красновой-Шабаевой и Кристины Кнауф

Среди других предлагаемых типологий и вариантов девелопмента – частные дома с мастерскими, которые семьи могли бы строить за свой счет и своими руками, и дома, возводимые кооперативами и маленькими девелоперами, где есть как отдельные мастерские для среднего бизнеса, так и большие пространства, которые могут коллективно арендовать начинающие предприниматели, таким образом снижая издержки за счет совместного использования станков и другого оборудования.

– Когда и с каким проектом вы одержали свою вторую победу на Europan? Будет ли этот проект реализован?

– Это была 11-я сессия Europan. Я сделал предложение для Алмере – города неподалеку от Амстердама, в самой молодой провинции Нидерландов – Флеволанд, на месте которой еще каких-то пятьдесят лет назад была вода. Конкурсный участок был расположен в районе Алмере-Поорт, который активно застраивается начиная с 2000-х. Он находился рядом с пляжем и хорошо обозревался со стороны шоссе и железной дороги – от въезда во Флевопольдер. Задачей было предложить небольшой объект со сменой программы и местоположения: сначала он должен был служить павильоном с культурной функцией и информационным центром на дамбе, ограждающей польдер от воды искусственного озера Аймеер, а затем его планировалось продать как виллу и переместить за дамбу, в лесистую часть польдера.
Победа на конкурсе Europan 11: трансформер павильон/вилла Frame в Алмере. Автор проекта – Тимур Шабаев

Моим предложением стал дом-трансформер. Верхняя его часть – «коробка» с большим проемом – «пустотой» – посередине. Она установлена вертикально на стальных опорах и становится своего рода рекламным щитом-экраном для проезжающих невдалеке машин и поездов. «Пустота» может стать террасой, чтобы любоваться окрестностями, или сценой для представлений. После перехода в частные руки «коробка» можно поставить горизонтально: здание станет менее заметным, но более просторным. Бывшие стены превратятся в пол и потолок, полы – в стены, а «пустота» посередине – в приватное патио.
Победа на конкурсе Europan 11: трансформер павильон/вилла Frame в Алмере. Автор проекта – Тимур Шабаев

После победы я начал доработку своего предложения, но, к сожалению, проект остановился. Музей De Paviljoens, с которым девелоперы проекта, компания Amvest, планировали сотрудничать для создания культурного наполнения проекта, потерял финансирование и был закрыт.

– Насколько, на ваш взгляд, Europan полезен для европейской архитектуры и архитекторов?

– Множество европейских мастерских начали свою карьеру именно с победы в Europan. Так, например, среди нидерландских бюро выигрывали этот конкурс MVRDV, Atelier Kempe Thill, Casanova+Hernandez architects, Monolab, Urbanoffice и многие другие. Кажется, что почти каждый молодой архитектор здесь хоть раз попробовал поучаствовать в этом конкурсе – в надежде дать старт своей независимой карьере.

Благодаря тому, что у конкурса всегда много участников, у Europan есть возможность, поставить перед молодым поколением архитекторов важные вопросы, о которых они, может быть, раньше и не задумывались, и подтолкнуть их к тому, чтобы дать на них неординарные ответы.
Победа на конкурсе Europan 10: социальный жилой комплекс в Эммене. Авторы проекта – Тимур Шабаев и Марко Галассо
Победа на конкурсе Europan 10: социальный жилой комплекс в Эммене. Авторы проекта – Тимур Шабаев и Марко Галассо

– Есть ли эволюция у Europan, по вашим наблюдениям?

– Формат конкурса на протяжении его без малого тридцатилетней истории почти не менялся: муниципалитеты предоставляют участки, а архитекторам, которым еще не исполнилось 40 лет, предлагается разработать для них решение в соответствии с заявленной организаторами темой. А вот темы постоянно меняются, и по ним можно проследить, какая повестка дня была актуальна в европейском архитектурном дискурсе в тот или иной период. Так, например, темы первых сессий, в начале 1990-х, были посвящены меняющемуся образу жизни и отражающей эти изменения внутренней структуре жилых зданий. Экономика в это время шла в гору, и жилые стандарты быстро менялись. Во второй половине 1990-х фокус внимания сместился на «расползание» города, его периферию. В нулевых появляется тема устойчивого развития, взаимосвязи городского и природного ландшафтов, переиспользования существующей городской ткани. В двух предпоследних сессиях участникам предлагалось поразмыслить на тему «адаптивного города». А тема последней сессии – «продуктивный город» – призывает ответить на вопрос: как производственную функцию, после многих лет ее свертывания, можно вернуть обратно в города – чтобы она стала их неотъемлемой частью, устанавливала бы связи между жителями, помогала бы городу стать по-настоящему разнообразным и устойчивым.
Победа на конкурсе Europan 10: социальный жилой комплекс в Эммене. Авторы проекта – Тимур Шабаев и Марко Галассо
Победа на конкурсе Europan 10: социальный жилой комплекс в Эммене. Авторы проекта – Тимур Шабаев и Марко Галассо

– Почему к участию стремятся не только архитекторы, но и муниципалитеты с участками земли? В чем источник их интереса? Возможность «провести» архитектурный конкурс за чужой счет?

– Муниципалитеты играют основную роль в предоставлении участков, но также в команду включаются и другие заинтересованные стороны. Так, например, в Алмере и Эммене участками владели девелоперы, и впоследствии основная работа велась именно с ними.
Подготовительные сессии с представителями участков обычно поводятся за закрытыми дверями, и поэтому я могу лишь догадываться о причинах, по которым они решают принимать участие. Думаю, их привлекает главное стремление Europan: найти новаторские архитектурные и градостроительные решения для трансформации городов (помимо своей главной задачи – помочь молодым архитекторам реализовать свои идеи). И этому я был свидетелем в Эммене и Алмере: там у представителей муниципалитетов действительно горят глаза, они хотят сделать свой город лучше. Но, конечно, чиновники стараются не только из альтруистических побуждений. Зарплата муниципальных чиновников, и выделяемые городу квоты на строительство напрямую зависят от количества и роста его населеления, так что между муниципалитетами идет конкурентная борьба за жителей, и они непосредственно заинтересованы в развитии и популяризации своего города.

А вот для жилищных корпораций (wooncorporaties) и девелоперов участие в Europan связано с дополнительными сложностями. Гораздо проще и эффективнее иметь дело с проверенными местными проектировщиками, а тут приходится работать с архитекторами, пусть с интересными идеями, но зачастую без особого опыта и знания местного контекста. Здорово, что они решаются пойти на этот риск.
Победа на конкурсе Europan 10: социальный жилой комплекс в Эммене. Авторы проекта – Тимур Шабаев и Марко Галассо
Победа на конкурсе Europan 10: социальный жилой комплекс в Эммене. Авторы проекта – Тимур Шабаев и Марко Галассо

– Стоит ли архитекторам, работающим в России, активней участвовать в этом конкурсе, или Europan, скорее, полезен тем, кто уже работает в Европе или стремится к этому?

– Призовое место в Europan дает возможность «засветиться». Но все-таки главная цель конкурса – это реализация проекта. Многие команды, если их проект в итоге шел к реализации, открывали мастерскую в той стране, где располагался участок. Думаю, что участникам из России сделать это труднее, чем жителям ЕС.

Но, в любом случае, Europan – это очень интересный опыт, с которым стоит попробовать соприкоснуться. Ведь это конкурс идей, и раскрыть их нужно всего лишь на трех планшетах А1. Для этого не нужно быть экспертом в местных нормах и технологиях. Нужно лишь предложить интересную, захватывающую стратегию. А дальше – как повезет…

12 Февраля 2018

Нина Фролова

Беседовала:

Нина Фролова
comments powered by HyperComments
Похожие статьи
Сергей Чобан: «Я считаю очень важным сохранение города...
Задуманный нами разговор с Сергеем Чобаном о высотном строительстве превратился, процентов на 70, в рассуждение о способах регенерации исторического города и о роли городской ткани как самой объективной летописи. А в отношении башен, визуально проявляющих социальные контрасты и создающих много мусора, если их сносить, – о регламентации. Разговор проходил за день до объявления о проекте «Лахта-2», так что данная новость здесь не комментируется.
Энди Сноу: «Моя цель – соединить в архитектуре рациональное...
Английский архитектор Энди Сноу стал главным архитектором проектной компании GENPRO. Постройки Энди Сноу в Великобритании, выполненные в составе известных бюро, отмечены международными наградами. В России архитектор принимал участие в проектировании БЦ «Фабрика Станиславского», ЖК iLove и БЦ AFI2B на 2-й Брестской. Энди Сноу сравнил строительную ситуацию в России и Великобритании и поделился своим видением архитектурных перспектив России.
Бюро Никола-Ленивец: «Мы не решаем проблемы, а раскрываем...
Иван Полисский и Юлия Бычкова, управляющие партнеры Бюро Никола-Ленивец – о том, какие проблемы решает социокультурное проектирование, как развивать территории с помощью искусства и почему нельзя в каждом регионе создать свой Никола-Ленивец.
Сергей Скуратов: «Небоскреб это баланс технологий,...
В марте две башни Capital towers достроили до 300-метровой отметки. Говорим с автором самых эффектных небоскребов Москвы: о высотах и пропорциях, технологиях и экономике, лаконизме и красоте супертонких домов, и о самом смелом предложении недавних лет – башне в честь Ле Корбюзье над Центросоюзом.
«Коралловый цветок»
Foster + Partners и девелопер TRSDC разрабатывают масштабный курортный проект на побережье Красного моря в Саудовской Аравии. Об одном из его составляющих, комплексе Coral Bloom, нам рассказали Джерард Эвенден из Foster + Partners и генеральный директор TRSDC Джон Пагано.
Архитектура без истории и без теории?
На днях стало известно о планах радикальной реогранизации НИИ теории и истории архитектуры и градостроительства (НИИТИАГ) – единственного исследовательского института страны с таким профилем. Сотрудников, по слухам, планируют сократить в 7-8 раз. Мы поговорили с Дмитрием Швидковским, Андреем Боковым, Елизаветой Лихачевой, Андреем Баталовым – о том, чем ценен Институт и почему его все же надо сохранить.
Двадцатый год, нелегкий: что говорят архитекторы
Тридцать архитекторов – о прошедшем 2020 годе, перипетиях, плюсах и минусах «удаленки», новых проектах, постройках и других профессиональных событиях, выставках и результатах конкурсов. Также говорим о перспективах закона об архитектурной деятельности.
Григориос Гавалидис: «Запрос на качественную архитектуру...
Бюро, которое очень быстро, за 5-6 лет, выросло от 3 до 50 архитекторов и теперь работает с крупными ЖК и значительными мастер-планами «городов-спутников» Подмосковья. Основано греком из города Салоники. Григориос Гавалидис считает скучной работу с частными домами на островах, говорит по-русски как москвич и мечтает сделать московскую городскую среду комфортной, разнообразной и безопасной – как в Греции.
Владимир Григорьев: «Панельная застройка везде одинакова,...
В Санкт-Петербурге стартовал открытый конкурс «Ресурс периферии», участникам которого предлагается разработать концепцию повышения качества среды жилых кварталов 1970-1990-х годов. Выясняем подробности у главного архитектора города.
Андрей Асадов: «На концептуальном этапе надо сразу...
Исследуем главный витраж саратовского аэропорта «Гагарин», составленный из стеклопакетов, наклоненных под углом и образующих «воронку» над входом. Обсуждаем особенности витражных конструкций, а также поиск технологии, которая позволит реализовать красивое архитектурное решение, не пожертвовав надежностью и стоимостью объекта.
Виталий Лутц: «Работа над ЗИЛом была очень интересна...
Недавно Архсовет в неформальном режиме обсудил мастер-план территории ЗИЛ-Юг, разработанный на основе ППТ Института Генплана, утвержденного в 2016 году. Об истории и особенностях проектов 2011-2017 рассказывает их непосредственный участник и руководитель.
Архитектор в девелопменте
Девелоперские компании берут в команду архитекторов, а порой создают целые архитектурные подразделения внутри своей структуры: о роли, значении, возможностях архитектора в сфере девелопмента Архи.ру и Институт «Стрелка», изучающий эту непростую тему в течение года, поговорили с архитекторами, которые работают в девелопменте, и другими специалистами.
Новый опыт: истории четырех бюро
Беседуем с архитекторами, которые долгое время были заняты в сфере дизайна интерьеров, индивидуального жилого строительства и инсталляций, но недавно реализовали свой первый крупный объект: Faber Group с вокзалом в Иваново, Павел Стефанов и Ольга Яковлева с крематорием в Воронеже, Архатака с ТЦ Галерея SM в Петербурге и Хора с реконструкцией Национальной библиотеки Татарстана.
Москомархитектура: итоги года. Часть I
Шесть коротких интервью: с Никитой Токаревым, Кириллом Теслером, Сергеем Георгиевским, Николаем Переслегиным, Филиппом Якубчуком и основателями бюро ARCHSLON Татьяной Осецкой и Александром Саловым.
Амир Идиатулин: «Главное – объект должен быть тебе...
IND architects стали ньюсмейкерами завершающегося года: выиграли два иностранных конкурса, поучаствовали в трех международных консорциумах, завершили реконструкцию здания первого детского хосписа в Москве для фонда Нюты Федермессер. Основатель и руководитель бюро Амир Идиатулин – об основных принципах работы: самым важным архитекторы считают увлеченность темой, стремятся к универсальности, с жюри и заказчиками не заигрывают, стоимость работы рассчитывают по человеко-часам.
Юлий Борисов: «Мы должны быть гибкими, но не терять...
Особенность развития архитектурной компании UNK project – в постоянном поэтапном росте и спланированном изменении структуры. Это тяжело, но эффективно. Юлий Борисов рассказал нам о недавней трансформации компании, о ее сформулированных ценностях и миссии, а также – о пользе ТРИЗ для конкурсной практики, личностном росте и сложностях роста бюро, параллелизме рационального расчета и иррационального творчества, упорстве и осознанности.
ATRIUM: «Один довольный заказчик должен приносить тебе...
Вера Бутко и Антон Надточий, известные 20 лет назад смелыми проектами интерьеров и частных домов, сейчас строят большие жилые районы в Москве, участвуют в конкурсах наравне с западными «звездами», активно работают со значительными проектами не только в России, но и на постсоветском пространстве. Мы поговорили с архитекторами об их творческом пути, его этапах и истории успеха.
Константин Акатов: «Обновленная территория – увлекательное...
Интервью с победителем международного конкурса на мастер-план долины реки Степной Зай в Альметьевске, руководителем проекта, заместителем генерального директора «Обермайер Консульт» Константином Акатовым.
Сергей Труханов: «Главное – найти решение, как реализовать...
Как изменятся наши рабочие пространства? Можно ли подготовить свои офисы к подобным ситуациям в будущем? Что для современных офисов актуально в целом? Как работать с международными компаниями и какую архитектурную типологию нам всем еще только предстоит для себя открыть?
Звучание фасада
Инсталляция «Классная игра» художника Марины Звягинцевой превратила фасад школы на севере Москвы в клавиатуру рояля и переосмыслила место школьного здания в городской среде. Публикуем интервью Марины о ее методе работы с архитектурой.
Технологии и материалы
Прочность без границ
Инновационный фибробетон Ductal®, превосходящий по прочности и долговечности большинство строительных материалов, позволяет создавать как тончайшие кружевные узоры перфорированных фасадов, так и бархатистые идеальные поверхности большеформатной облицовки.
Обновление коллекции декоров ALUCOBOND® Design
Коллекция декоров ALUCOBOND® Design от компании 3A Composites пополнилась несколькими новыми образцами – все они находятся в русле тренда на натуральность и отвечают самым актуальным тенденциям в дизайне.
Любовь к геометрии
Французское сантехническое оборудование DELABIE для крупных общественных сооружений выбирают выдающиеся архитекторы Жан Нувель, Норман Фостер, SANAA, Руди Ричотти и другие. Представляем новую модель бесконтактных смесителей TEMPOMATIC 4, сочетающих безопасность, мега-экологичность и стильный дизайн.
Урбан-домик на дереве
Современное игровое пространство Halo Cubic от финского производителя Lappset: множество сценариев игры и безупречный дизайн, способный украсить современный жилой комплекс любого класса.
Естественность и сила кирпича ручной работы
Датский ригельный кирпич ручной работы Petersen Kolumba на фасадах частного дома в Иркутске по проекту Станислава Гаврилова напоминает о мощи древнеримской архитектуры и прекрасно справляется с сибирскими морозами. Мы расспросили автора проекта об этом доме и работе с кирпичом Kolumba.
Handmade для кинотеатра «Москва»
Коммерческий директор компании Ледрус Максим Беляев рассказывает о том, в чем состоит специфика работы со светом по индивидуальному дизайн-проекту и как можно переквалифицироваться из поставщика в подрядчика с функциями ведущего консультанта, проектировщика оригинальных решений и производителя в одном лице.
Блестящие перспективы
Lucido – архитектурно ориентированная компания, ставящая во главу угла эстетику и технологичность. Предлагая все виды итальянской керамической плитки и мозаики, Lucido специализируется на керамограните больших форматов. Рассказываем о воссоздании мраморных слэбов, а также об экспериментах с большим форматом звезд мировой архитектуры Кенго Кумы и Даниэля Либескинда.
Материя с гибким характером
Алюминий – разнообразный материал, он работает в широком в диапазоне от гибкого дигитального футуризма – до имитации естественных поверхностей, подходящих для реконструкций и даже стилизаций. Рассказываем о 7 новых жилых комплексах, в которых использован фасадный алюминий компании SEVALCON.
Волшебная линия
Вентиляционные диффузоры Invisiline, созданные архитекторами Майклом и Элен Мирошкиными, завоевали престижную дизайнерскую премию Red Dot 2020. Невидимые решетки, придуманные для собственных проектов, выросли в бренд, ответивший на запросы коллег-архитекторов.
Эффектная сантехника для энергоэффективного дома
Экодом в Чезене, совмещающий функции жилья и рабочей студии архитекторов Маргариты Потенте и Стефано Пирачини, стал первым в Италии примером «пассивного дома», встроенного в плотный фронт городской застройки; кроме того он – результат реконструкции. Интерьеры дома удачно дополняет сантехника Duravit.
Такие стеклянные «бабочки»
Важным элементом фасадного решения одного из самых известных
новых домов московского центра стало стекло Guardian:
зеркальные окна сочетаются с моллированными элементами, с помощью которых удалось реализовать смелую и красивую форму,
задуманную архитекторами.
Рассказываем, как реализована стеклянная пластика
дома на Малой Ордынке, 19.
Сейчас на главной
Умер Готфрид Бём
Притцкеровский лауреат Готфрид Бём, автор экспрессивных бетонных церквей, скончался на 102-м году жизни.
Эстакада в акварели
К 100-летнему юбилею Владимира Васильковского мастерская Евгения Герасимова вспоминает Ушаковскую развязку, в работе над которой принимал участие художник-архитектор. Показываем акварели и эскизы, в том числе предварительные и не вошедшие в финальный проект, и говорим о важности рисунка.
Идейная составляющая
Попытка систематизации идей, представленных в Арх Каталоге недавно завершившейся выставки Арх Москва: критика, констатация, обоснование, отказ, – все в основном лиричное, традиции «бумажной архитектуры», пожалуй, живы.
Летать в облаках
Ресторан в Хибинах как новая достопримечательность: высота 820 над уровнем моря, панорамные виды, эффект левитации и остроумные инженерные решения.
Видео-разговор об архитектурной атмосфере
В первые дни января 2021 года Елизавета Эбнер запустила @archmosphere.press – проект об архитектуре в Instagram, где она и другие архитекторы рассказывают в видео не длинней 1 минуты об 1 здании в своем городе, в том числе о своих собственных проектах. Мы поговорили с Елизаветой о ее замысле и о достоинствах видео для рассказа об архитектуре.
21+1: гид по архитектурной биеннале в Венеции
В этом году архитектурная биеннале «переехала» в виртуальное пространство: так, 20 национальных экспозиций из 61 представлено в онлайн-формате. Цифровые двойники включают в себя видеоэкскурсии по павильонам, интервью с авторами и записи с церемонии открытия. Публикуем подборку национальных проектов, а также один авторский – от партнера OMA Рейнира де Графа.
Награды Арх Москвы: 2021
В субботу вечером Арх Москва вручила свои дипломы. В этом году – рекордное количество специальных номинаций, а значит, много дипломов досталось проектам с содержательной составляющей.
Вулкан Дефанса
В парижском деловом районе Дефанс достраивается башня HEKLA по проекту Жана Нувеля. От соседей ее отличает силуэт и фасадная сетка из солнцерезов.
Керамические тома
Ажурный фасад новой библиотеки по проекту Dietrich | Untertrifaller в австрийском Дорнбирне покрыт полками с книгами – но не бумажными, а из керамики.
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.
Трансформация с умножением
Дворец водных видов спорта в Лужниках – одна из звучных и нетривиальных реконструкций недавних лет, проект, победивший в одном из первых конкурсов, инициированных Сергеем Кузнецовым в роли главного архитектора Москвы. Дворец открылся 2 года назад; приурочиваем рассказ о нем к началу лета, времени купания.
Союз Церкви и государства
Новое здание библиотеки Ламбетского дворца, лондонской резиденции архиепископа Кентерберийского, построено на берегу Темзы напротив Парламента. Авторы проекта – Wright & Wright Architects.
Сергей Чобан: «Я считаю очень важным сохранение города...
Задуманный нами разговор с Сергеем Чобаном о высотном строительстве превратился, процентов на 70, в рассуждение о способах регенерации исторического города и о роли городской ткани как самой объективной летописи. А в отношении башен, визуально проявляющих социальные контрасты и создающих много мусора, если их сносить, – о регламентации. Разговор проходил за день до объявления о проекте «Лахта-2», так что данная новость здесь не комментируется.
Пресса: Что не так с новой башней Газпрома в Петербурге? Отвечают...
На этой неделе стало известно, что Газпром собирается построить в Петербург вслед за «Лахта-центром» новую башню — 700-метровое здание. Рассказываем, что думают по поводу новой высотки архитекторы, критики и краеведы.
Башня превращается
Совместно с нашими партнерами, компанией «АЛЮТЕХ», начинаем серию обзоров актуальных тенденций высотного строительства. В первой подборке – 11 реализованных высоток со всего мира, демонстрирующих завидную приспособляемость к характерной для нашего времени быстрой смене жизненных стандартов и ценностей.
Переговоры среди лепестков
На Венецианской биеннале представлен новый проект Zaha Hadid Architects: модуль-переговорная Alis, подходящий как для интерьеров, так и для использования на открытом воздухе.
Выше всех
«Газпром» обещает построить в Петербурге башню высотой 703 метра. Рядом с Лахта центром должен появиться небоскреб Лахта-2, а автор – тот же, Тони Кеттл, только он уже не работает в RJMJ.
Метаболизм и Бах
Проект гостиницы для периферии исторического Петербурга, воплощающий непривычные для города идеи: транспарентность, незавершенность и сознательный отказ от контекстуальности.
DMTRVK: год в онлайне
За год с момента всеобщего перехода на удаленный формат взаимодействия проект «Дмитровка» организовал более 20 онлайн-лекций и дискуссий с участием российских и зарубежных архитекторов. Публикуем некоторые из них.