14.03.2013

Другая Остоженка

Отреагировав на все темы, заданные контекстом, новое банковское здание в Бутиковском переулке не получилось похожим на знаменитых соседей. Напротив: приглядевшись, в нем даже можно увидеть прорыв старой Остоженки в компанию гламурной «золотой мили».

информация:

  • архитектор:
  • мастерская:
    АБ Остоженка
  • где:
    Россия. Москва
  • проекты:
    Офисное здание в Бутиковском переулке, 9 / Александр Скокан, Валерий Каняшин АБ Остоженка
    где:
    Россия. Москва, Бутиковский переулок, вл. 9
    авторский коллектив:
    Директор и руководитель авторского коллектива: Александр Скокан,
    Главный архитектор проекта: Валерий Каняшин
    Ведущий архитектор: Мария Дехтяр
    Архитекторы-участники проекта: Мария Елизарова, Борис Елагин, Александра Скачкова
    Главный инженер: проекта Алексей Конарев
    Инженер-конструктор: Александр Квенцель
    заказчики, смежники:
    Заказчик: UniCredit Bank

    Инженеры: ООО «Стройстиль ХХI век»
    Генеральный подрядчик: ЗАО «Сетьстрой»
    Технический заказчик: ЗАО «Сетьстрой»
    Подрядчик по фасадам: НПО «Стеклострой»
    Фасадные работы: НПО «Стеклострой»
    Алюминиевая фасадная система: REYNAERS aluminium CW50SC
    Терракотовые багеты: Terreal Terracotta
    Внутренняя отделка: ООО «Гинт-М»

Офисное здание в Бутиковском переулке © АБ Остоженка
Офисное здание в Бутиковском переулке © АБ Остоженкаоткрыть большое изображение
Новый корпус UniCredit банка построен на пересечении Коробейникова и Бутиковского переулка. Для тех, кто хоть сколько-нибудь интересуется современной московской архитектурой, одно только обозначение места значит очень много: к середине 2000-х все профессиональные издания увлеченно обсуждали именно эту часть района Остоженки, и что уж греха таить – именно об этом месте мы прежде всего вспоминаем, слыша пресловутое определение «золотая миля». Слева, справа и по диагонали напротив здесь – постройки бюро «проект Меганом», чуть поодаль два дома Сергея Скуратова. Рядом, в глубине участка, на набережной Москвы-реки – первое здание UniCredit банка (в то время он назывался Международный московский банк), построенное бюро «Остоженка» в 1995 году и тоже изрядно прославленное журналами и профессиональными наградами. Собственно, новый корпус стал продолжением здания 1995 года: в нем разместились офисы администрации банка. Старое и новое здание соединены переходом на уровне второго этажа и парковка у них общая, с одним въездом – здания функционируют как единый организм.
Офисное здание в Бутиковском переулке. Генплан © АБ Остоженка
Офисное здание в Бутиковском переулке. Генплан © АБ Остоженкаоткрыть большое изображение
Офисное здание в Бутиковском переулке. План 2 этажа © АБ Остоженка
Офисное здание в Бутиковском переулке. План 2 этажа © АБ Остоженкаоткрыть большое изображение
Офисное здание в Бутиковском переулке. Эскиз © АБ Остоженка
Офисное здание в Бутиковском переулке. Эскиз © АБ Остоженкаоткрыть большое изображение
Офисное здание в Бутиковском переулке. Слева новый корпус, справа здание 1995 года © АБ Остоженка
Офисное здание в Бутиковском переулке. Слева новый корпус, справа здание 1995 года © АБ Остоженкаоткрыть большое изображение
Офисное здание в Бутиковском переулке © АБ Остоженка
Офисное здание в Бутиковском переулке © АБ Остоженкаоткрыть большое изображение

«Unicredit банк, бывший Международный московский – это первый частный банк в России, с лицензией номер один. Команда его управленцев интернациональная, принципы работы скорее западные, чем наши. К тому же российские и иностранные руководители контролируют и уравновешивают друг друга, – рассказывает главный архитектор проекта Валерий Каняшин. – С ними было легко и приятно работать, так как вкусы какого-то одного начальника в данном случае не превалировали. Стилистика здания была сразу определена как современная, остальное (в рамках разумного, конечно) заказчики отдали на наше усмотрение. Поэтому удалось сделать нетипичные для стандартного офиса фасады. Если бы заказчик не был международным, здание получилось бы другим.»

Здание, действительно, выглядит непривычно. С первого взгляда даже сложно понять, каким образом архитекторам удалось растворить такую громадину в воздухе и пространстве. Оно подернуто рябью, похоже на призрак или на трехмерное изображение самого себя. Оно не то чтобы совсем, но почти – лишено телесности. К тому же, если мы пройдем мимо, спускаясь к реке по Коробейникову переулку, то будет сложно избавиться от ощущения, что дом слегка, но движется, уклоняется от нас и пропускает вперед.
Офисное здание в Бутиковском переулке © АБ Остоженка
Офисное здание в Бутиковском переулке © АБ Остоженкаоткрыть большое изображение

Впрочем, «лишено телесности» не значит совсем бестелесно: материя, из которой соткан этот банк, хотя и тонка, но вполне ощутима, именно она отвечает за эффект легкой  подвижности и одновременно – лоска, современной дороговизны постройки. Эффект сродни китайской ширме: ничего не видно, но в то же время как будто бы и не закрыто. Не навязчиво. Не давит. Да, и еще одна деталь: по ночам оно светится все целиком, как фонарик.
Офисное здание в Бутиковском переулке © АБ Остоженка
Офисное здание в Бутиковском переулке © АБ Остоженкаоткрыть большое изображение

Прозрачная непрозрачность получилась благодаря тому, что стеклянные, покрытые мелкой точкой шелкографии фасады здания со стороны улицы закрыты решетками горизонтальных керамических ламелей: тонких полосок терракотового цвета. Полосатое полотно местами разорвано крупными прямоугольниками псевдо-«окон», которые больше обычных окон, возможных в таком здании, раза в два-три. Декоративные проемы асимметрично разбросаны по фасадам, они оживляют и усложняют их ритм, к тому же добавляют сходства с «обычным зданием», с архетипами города, согласно которым домам полагается иметь окна.
Офисное здание в Бутиковском переулке. 3D модель © АБ Остоженка
Офисное здание в Бутиковском переулке. 3D модель © АБ Остоженкаоткрыть большое изображение

Кирпичный цвет ламелей попадает в тон старого (1995 года) банковского здания на набережной и отвечает одновременно за цельность ансамбля двух корпусов и за контекстуальную респектабельность: все же мы в центре, а терракотовый цвет – один из самых «исторических». Полосатость тоже попадает в контекст: рядом по Бутиковскому переулку дом, построенный бюро «Проект Меганом», полностью закрытый вертикальными ламелями (еще более призрачный и прозрачный; горизонтальная штриховка здания «Остоженки» по сравнению с ним более ощутима, что логично, так как ей, помимо прочего, следует «держать» угол улицы, а это дело ответственное).
Офисное здание в Бутиковском переулке. Вид из Бутиковского переулка. Слева здание бюро Меганом в Бутиковском переулке, впереди (в перспективе) жилой дом в Коробейниковом и его стеклянная «вилла» © АБ Остоженка
Офисное здание в Бутиковском переулке. Вид из Бутиковского переулка. Слева здание бюро Меганом в Бутиковском переулке, впереди (в перспективе) жилой дом в Коробейниковом и его стеклянная «вилла» © АБ Остоженкаоткрыть большое изображение
Офисное здание в Бутиковском переулке © АБ Остоженка
Офисное здание в Бутиковском переулке © АБ Остоженкаоткрыть большое изображение

Упомянутый угол – пересечение Коробейникова и Бутиковского переулков, – в здании, безусловно, главный. Он, в сущности, играет роль его главного фасада, визитной карточки – прохожий, спускаясь по Коробейникову переулку от Остоженки, увидит этот угол первым. Всю правую сторону переулка здесь занимает здание, построенное (как и упомянутый выше дом с ламелями) Юрием Григоряном – его длинный, покрытый плотным известняком массив «держит» линию переулка. А непосредственно перед перекрестком, на уровне третьего этажа, из плоскости стены выступает стеклянный объем встроенной в дом «городской виллы». Ее стеклянный «айсберг» появился тогда, когда угол Бутиковского и Коробейникова был пустым. Теперь для того, чтобы эта часть переулка не стала затесненной и мрачной, архитекторам «Остоженки» пришлось отступить перед энергичной стеклянной массой.
Офисное здание в Бутиковском переулке. Вид из Коробейникова переулка, со стороны Остоженки © АБ Остоженка
Офисное здание в Бутиковском переулке. Вид из Коробейникова переулка, со стороны Остоженки © АБ Остоженкаоткрыть большое изображение

Они сделали это, обманув перспективу с помощью объемов и линий. Коротко говоря, линии верхней и нижней границ полосатых терракотовых экранов перед фасадами не параллельны земле. Они диагонально поднимаются от перекрестка, захватывая целый этаж, и получается, что выходящий к перекрестку угол здания ниже, а дальние углы «взлетают», похожие на  крылья бумажной бабочки или же на стилизованную треугольной галочкой меланхолическую улыбку.
Офисное здание в Бутиковском переулке © АБ Остоженка
Офисное здание в Бутиковском переулке © АБ Остоженкаоткрыть большое изображение
Офисное здание в Бутиковском переулке © АБ Остоженка
Офисное здание в Бутиковском переулке © АБ Остоженкаоткрыть большое изображение

Причем если по линии Бутиковского прием реализован линейно-декоративно: нижний контур полосатого экрана срезан по косой и до некоторой степени продолжает линейную игру, заложенную в объеме стеклянной «виллы», – то со стороны Коробейникова терракотовая стена отклоняется от красной линии, поворачивая градусов на двадцать влево. При этом цоколь остается на месте, два объема расходятся, как ступеньки винтовой лестницы или как полки подвижной этажерки на одном осевом стержне. Кроме того, двигаясь в глубину переулка, цоколь вырастает с одного до двух этажей, задирая свой острый «нос» вверх.
Офисное здание в Бутиковском переулке © АБ Остоженка
Офисное здание в Бутиковском переулке © АБ Остоженкаоткрыть большое изображение
Офисное здание в Бутиковском переулке © АБ Остоженка
Офисное здание в Бутиковском переулке © АБ Остоженкаоткрыть большое изображение

Если же мы посмотрим на здание со стороны реки, то отсюда оно покажется составленным из двух объемов, поставленных один поверх другого с диагональным сдвигом – терракотовый угол нависает над цоколем, игра линий превращается в полноценную стереометрическую композицию. Но характерно, что плоскость терракотовой решетки с этой точки зрения выглядит практически как непосредственное продолжение кирпичной стены старого корпуса банка, именно здесь сходство двух зданий особенно ощутимо. Впрочем, его не стоит преувеличивать: «штриховка» нового корпуса сложнее и прозрачнее, а линия его карниза продолжает перспективную игру, на этот раз – усиливая сокращение и делая переулок чуточку короче (визуально, разумеется).
Офисное здание в Бутиковском переулке © АБ Остоженка
Офисное здание в Бутиковском переулке © АБ Остоженкаоткрыть большое изображение

В результате пространство Коробейникова переулка, скажем так, расслоилось: внизу продолжается диктат красной линии, а в верхней части оно пошло несколько левее. Между объемом стеклянной «виллы» и банка разыгрывается молчаливый диалог, один наступает, другой отступает, но делает это с не только с достоинством, но и с толком – попутно задавая новое для переулка направление развития пространства: чуть левее, чуть выше, – чем не лестница в небо? Во всяком случае, если идти по переулку не отрывая взгляда от этого здания, – проверено, крутой спуск мостовой покажется несколько неожиданным и как будто бы даже необоснованным. Захочется подпрыгнуть.

Есть у здания банка и еще одна особенность: оно не только внимательнейшим образом рефлексирует среду. Оно еще и отличается от окружающей застройки, причем довольно существенно. Во-первых, Бутиковский стало принято упрекать в том, что он стал «мертвым» переулком; там мало кто живет и по улице ходит преимущественно охрана. Архитекторы, прямо скажем, виноваты в этом меньше всего, но все же – среда получилась специфическая. Здание банка – напротив, по-настоящему живое, занятое работой и востребованное. Как рабочая лошадка среди праздной роскоши.

Во-вторых, и это уже пластическое отличие – здание противопоставляет себя соседним домам с их плотным респектабельным камнем и традиционным кирпичом; с их серьезной репрезентативной «сделанностью». В нем, в противовес соседям, присутствует качество незавершенности: вместо того, чтобы старательно и важно презентовать себя, оно смущенно уклоняется, закрывается, притворяется штриховым эскизом. Асимметричные прорехи разноразмерных «псевдо-окон» в редком  полотне ламелей похожи, с одной стороны, на рваный плащ, а с другой – на старомосковский штакетник. Отчего новый банк может – вполне неожиданно – показаться отзвуком той, старой, деревянной и «непостроенной», непафосной Остоженки, которой уже нет и по которой все так сильно скучают.

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Лукаш Качмарчик
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Алексей Гинзбург
  • Роман Леонидов
  • Евгений Герасимов
  • Зураб Басария
  • Илья Уткин
  • Тотан Кузембаев
  • Сергей Скуратов
  • Алексей Иванов
  • Даниил Лоренц
  • Екатерина Кузнецова
  • Никита Явейн
  • Никита Бирюков
  • Карен Сапричян
  • Сергей Чобан
  • Илья Машков
  • Олег Мединский
  • Олег Карлсон
  • Сергей Переслегин
  • Александр Асадов
  • Юлия Тряскина
  • Наталья Сидорова
  • Игорь Шварцман
  • Дмитрий Ликин
  • Юлий Борисов
  • Александр Попов
  • Дмитрий Васильев
  • Владимир Плоткин
  • Владимир Ковалёв
  • Сергей Труханов
  • Всеволод Медведев
  • Андрей Романов
  • Антон Надточий
  • Полина Воеводина
  • Константин Ходнев
  • Екатерина Грень
  • Сергей  Орешкин
  • Валерия Преображенская
  • Никита Токарев
  • Станислав Белых
  • Анатолий Столярчук
  • Николай Миловидов
  • Шимон Матковски
  • Петр Фонфара
  • Сергей Кузнецов
  • Владимир Биндеман
  • Георгий Трофимов
  • Вера Бутко
  • Александр Бровкин
  • Андрей Асадов
  • Валерий Лукомский
  • Павел Андреев
  • Левон Айрапетов
  • Олег Шапиро
  • Николай Переслегин
  • Александра Кузьмина
  • Магда Чихонь
  • Наталия Шилова
  • Арсений Леонович
  • Андрей Гнездилов
  • Магда Кмита
  • Александр Скокан
  • Антон Лукомский
  • Михаил Канунников

Постройки и проекты (новые записи):

  • Проект многофункционального жилого квартала Homelands
  • Дом в Мельникове
  • Дом в Привалове
  • Проект дома из клееного бруса СП-250
  • Проект дома из клееного бруса СП-265
  • Музейно-выставочный комплекс «Оборона и блокада Ленинграда»
  • Дом в Завидове
  • Дом в Лайкове
  • Культурно-деловой комплекс «Большевик»

Технологии:

19.10.2017

Практика использования ARCHICAD при проектировании научно-образовательного комплекса в Австралии

Знаковым зданием для программы ARCHICAD 21 стал новый Центр Чарлза Перкинса при Университете Сиднея.
GRAPHISOFT
18.10.2017

Пещера в объеме

Рассказываем о том, как производство стеклофибробетона «Фиброль» вместе с проектировщиками переехало на стройку «Зарядья» и в экстремально короткие сроки удалось реализовать уникальные нелинейные фасады и интерьеры «Ледяной пещеры».
13.10.2017

Как сэкономить квадратные метры с помощью вентканалов CVENT?

Вентиляционная система Schiedel CVENT разработана специально для монолитно-каркасного многоквартирного жилья: это надежная гарантия естественного климата в квартире на долгие годы. А индивидуальные решения помогут архитектору при проектировании.
Schiedel
04.10.2017

Компания «Красные крыши» представляет кровлю из полиизобутилена: на российском рынке скатных и радиусных кровель это абсолютно новый продукт

Безогневой метод монтажа, полная имитация медного и стального фальца, неограниченные архитектурные возможности при проектировании кровель – это находка для любого проекта.
Компания «Красные крыши»
04.10.2017

Черепичная кровля: из Испании в Россию с любовью

Компания «Красные крыши» на эксклюзивных правах представляет в России коллекцию клинкерной черепицы от испанского производителя La Escandella.
Компания «Красные крыши»
другие статьи