Их везут на другом корабле

Конкурс на архитектурную идею здания конгресс-центра в Стрельне проводился параллельно среди западных и российских архитекторов. Член жюри обоих конкурсов Евгений Асс считает это грубым нарушением правил проведения архитектурных конкурсов и нарушением прав российских архитекторов

mainImg
Конкурс, проведенный этой осенью, был инициирован Управлением делами президента, а объявление результатов было приурочено к дню рождения Владимира Путина – высокий официальный уровень мероприятия совершенно очевиден и организаторы приложили усилия к тому, чтобы скандальная репутация прошлых питерских конкурсов не коснулась данного мероприятия. Однако то, что произошло с конкурсом в результате этих усилий, не менее странно и удивительно.

Прежде всего, вместо одного конкурса было проведено два, параллельно. Один закрытый среди западных архитекторов, второй – одновременно, отрытый, среди российских. Попросту это значит, иностранным «звездам» должны заплатить за конкурсный проект, а участие российских архитекторов в параллельном мероприятии на ту же тему – дело добровольное и денежную премию получат только победители. «Я считаю такую организацию нарушением всех принятых правил проведения конкурсов и грубым нарушением прав российских архитекторов» – сообщил один из членов жюри обоих конкурсов (открытого и закрытого), известный российский архитектор, профессор МАрхИ Евгений Асс в интервью корреспонденту Агентства архитектурных новостей. «Кроме того, иностранные участники закрытого конкурса имели возможность начать работу на 3 месяца раньше своих российских коллег». Похожую позицию, хотя и в более обтекаемых выражениях озвучил также и президент Московского союза архитекторов Виктор Логвинов на пресс-конференции, проведенной союзом 1 октября.

Действительно со стороны все выглядит более чем странно – архитекторов как будто бы поделили на «местных» и «не местных», причем последним оказали явное предпочтение, пригласив их на «серьезный конкурс», а для своих устроили еще один, то ли дополнительно, то ли – чтобы не обижались. Здесь сложно удержаться от замечания, что только у нас своих так низко ценят, еще со времен Левши да и с более ранних тоже.

У неискушенного в деталях стороннего наблюдателя может возникнуть множество вопросов – обычно люди привыкли думать, что архитектурные конкурсы проводят для того, чтобы выбрать победителя и поручить ему затем проектирование объекта. А зачем тогда второй конкурс?

И почему открытый российский конкурс был открыт для прессы и всех любопытствующих – на сайте организатора, комитета по архитектуре и градостроительству С.-Петербурга были опубликованы все условия и работы, принятые на конкурс – а иностранный проводился не то чтобы в тайне, но увидеть проекты, которые в нем участвовали, сложно даже сейчас. По информации, сообщенной в газете «КоммерсантЪ», в Кремле прошла совершенно закрытая выставка, на которую не пускали прессу.

И последний вопрос – почему же все-таки выбрали проект Риккардо Бофилла? Неискушенным любителям современной архитектуры известно, что именно увлечение бофилловским постмодернизмом стало основой для изрядно всем поднадоевшего «московского стиля», расцветшего в столице в 1990-е гг. Казалось бы, теперь у архитекторов могла возникнуть стойкая аллергия на работы этого мастера. Кроме того, выбор был достаточно велик – помимо Бофилла, в конкурсе участвовали Жан Нувель, Максимилиан Фуксас, Эрик ван Эгераат, Марио Ботта и Вольф Прикс.

Вероятно, выбор проекта Риккардо Бофилла это решение заказчиков, которые также участвовали в работе жюри – считает Евгений Асс: «…во время открытого обсуждения жюри среди профессиональных архитекторов никто не высказывал особенной симпатии проекту Бофилла, но он вполне мог приглянуться заказчикам по причине своей «дворцовой» помпезности, которой не наблюдалось у других проектов».

Голосование было закрытым, поэтому никто не может знать, кто и как голосовал, однако итоговой выбор может показаться несколько странным не только «изнутри», но и со стороны. Проект Риккардо Бофилла похож на гигантский стеклянный парник, украшенный редкостоящими подобиями столь же крупных дорических колонн. Колонны расставлены широко, между ними большие стеклянные плоскости, наверху – стеклянный же фронтон, приземистый и распластанный, как впрочем и все сооружение. Как будто бы внутри небольшого дорического храма произошел катаклизм и он начал расти и расползаться вширь, заполняя промежутки по-современному – стеклом. Это, вероятно, есть пример изысканной архитектурной иронии, предоставленной непосредственно одним из гуру постмодернизма – тут сложно судить. Но кажется очевидным, что, хотя этот проект, скорее всего, был единственным примером «историзма» на конкурсе, его сложно принять за контекстуальный, то есть щадящий историческое окружение, объект.

Второй, российский конкурс, как уже говорилось, оказался в большей степени открыт для публики и его оценить легче. С первого взгляда (если смотреть на то, что доступно для обозрения) кажется, что в буквальном смысле двойственный открыто-закрытый российско-иностранный конкурс на конгресс-центр в Стрельне представляет нам интересный пример того, как наши и иностранцы поменялись ролями. Среди «западных звезд» победил Бофилл, источник и составная часть российского постмодернизма. Он же, за неимением открытой выставки оказывается в глазах изумленных зрителей основным представителем этой (как ни крути, самой солидной) части конкурса.

А вот российские архитекторы – хотя им ничего не обещали, даже последующего участия в проектировании – принесли на конкурс очень современные проекты. Так и хочется сказать, что «наши ребята за ту же зарплату уже пятикратно выходят вперед».

Победителем открытого конкурса стала очень молодая, совсем недавно созданная мастерская Александра Купцова и Сергея Гикало. Конгресс-центр деликатно спрятан под травяным покровом искусственного холма высотой около 25 метров с небольшим водоемом в центре. В панораме стрельнинского ансамбля его почти что не видно – современная постройка сделана по принципам парковых павильонов XVIII века и в этом смысле очень логична в дворцовом парке.
zooming
Конкурсный проект конгресс-центра в Стрельне. Александр Купцов, Сергей Гикало, Михаил Тюленев, Ольга Шапурова (Москва) – 1 премия © архитекторы Александр Купцов, Сергей Гикало, Михаил Тюленев, Ольга Шапурова
Конкурсный проект конгресс-центра в Стрельне. Александр Купцов, Сергей Гикало, Михаил Тюленев, Ольга Шапурова (Москва) – 1 премия © архитекторы Александр Купцов, Сергей Гикало, Михаил Тюленев, Ольга Шапурова
Конкурсный проект конгресс-центра в Стрельне. Александр Купцов, Сергей Гикало, Михаил Тюленев, Ольга Шапурова (Москва) – 1 премия © архитекторы Александр Купцов, Сергей Гикало, Михаил Тюленев, Ольга Шапурова
Конкурсный проект конгресс-центра в Стрельне. Александр Купцов, Сергей Гикало, Михаил Тюленев, Ольга Шапурова (Москва) – 1 премия © архитекторы Александр Купцов, Сергей Гикало, Михаил Тюленев, Ольга Шапурова

Это было бы исключительно тонкое и красивое решение, если бы правительственный конгресс-центр оказался именно таким. Во-первых, он практически не портит исторического ансамбля, а во-вторых – и экологическая и культурная идеология этого проекта не просто соответствует современным европейским веяниям, а даже как будто немного обгоняет их, во всяком случае, строительство официального здания по подобному замыслу, вероятно, могло бы очень позитивно повлиять на имидж страны. Это полная противоположность небоскребу-кукурузе, обруганному в российской и зарубежной прессе.
И уж без сомнения этот проект и тоньше и современнее, чем обошедший его по параллельной трассе проект Бофилла.

Два вторых места достались: московской мастерской Дмитрия Александрова, чей проект тоже очень природный – все кровли покрыты травой, поверхность участка активно осмыслена и используется для различных сооружений и ландшафтных форм, и питерскому коллективу (Николай Бодров, Максим Бойко, Владимир Меркушов) чей проект тоже очень зеленый и природный и состоит из ломаных прямых линий, уложенных в приближающиеся к кривым траектории.
Конкурсный проект конгресс-центра в Стрельне. Дмитрий Александров, Андрей Иванов, Кристина Каубрите, Петр Холковский, Евгений Раков (Москва) – 2 премия © архитекторы Дмитрий Александров, Андрей Иванов, Кристина Каубрите, Петр Холковский, Евгений Раков
Конкурсный проект конгресс-центра в Стрельне. Дмитрий Александров, Андрей Иванов, Кристина Каубрите, Петр Холковский, Евгений Раков (Москва) – 2 премия © архитекторы Дмитрий Александров, Андрей Иванов, Кристина Каубрите, Петр Холковский, Евгений Раков
Конкурсный проект конгресс-центра в Стрельне. Николай Бодров, Максим Бойко,Владимир Меркушов (С.-Петербург) – 2 премия © архитекторы Николай Бодров, Максим Бойко,Владимир Меркушов
Конкурсный проект конгресс-центра в Стрельне. Николай Бодров, Максим Бойко,Владимир Меркушов (С.-Петербург) – 2 премия © архитекторы Николай Бодров, Максим Бойко,Владимир Меркушов

Среди пяти поощрительных премий – проект мастерской Михаила Хазанова, опять же парковый и зеленый, с эксплуатируемыми кровлями, но с более определенным – спирально-круглым объемом собственно конгресс-центра.
Конкурсный проект конгресс-центра в Стрельне. Михаил Хазанов, Антон Нагавицын, Ольга Рачковская, Александр Маркин, Виктория Классен (Москва) © архитекторы Михаил Хазанов, Антон Нагавицын, Ольга Рачковская, Александр Маркин, Виктория Классен
zooming
Конкурсный проект конгресс-центра в Стрельне. Михаил Хазанов, Антон Нагавицын, Ольга Рачковская, Александр Маркин, Виктория Классен (Москва) © архитекторы Михаил Хазанов, Антон Нагавицын, Ольга Рачковская, Александр Маркин, Виктория Классен

Приоритеты открытого российского конкурса, таким образом, достаточно очевидны – среди победителей оказались проекты, так или иначе касающиеся природной парковой темы. Их как будто бы подбирали по принципу нарастания природной парковости – чем ландшафтнее, тем выше награда. Итак, тема российских проектов – парк, и они подчинены историческому дворцовому ансамблю.

Не то – проект Риккардо Бофилла, он скорее наводит на мысли о том, что здесь хотят построить второй стрельнинский дворец, хотя на неискушенный взгляд любителя архитектуры все же ему будет сложно конкурировать с Микетти. Таким образом два конкурса отличаются не только разными правилами проведения, разной степенью открытости для прессы, но и результатами – диаметрально.

Интересно, что где-то во время объявления результатов устроители заявили о своем желании теперь объединить усилия победителей иностранного и российского конкурсов. Каким образом это произойдет – объявят отдельно, но уже сейчас очевидно, что сделать это будет очень и очень непросто.

09 Октября 2007

Северное сияние
Новый музей архитекторов Гикало и Купцова ненавязчиво, но уверенно освежает городской пейзаж Петропавловска-Камчатского. Ночью переливается волнообразным цветом, что символизирует воду. Точки на фасадах абстрагируют тему рыб и кораблей, которые рыб ловят. Современный медийный музей, причем авторы сделали все, он фасадов до мерча; что тоже очень современно. А на самом деле музей – результат реконструкции модернистского ресторана-стекляшки, который 50 назад здесь тоже оживлял контекст. Хочется сказать, что наши современники подхватили эстафету, от модернизма к неомодернизму.
Расслоение идентичности: итоги Зодчества 2023
Мир полон парадоксов, и вот Зодчество, которое в культурной программе 2023 года предлагало прописать миру ижицу, впервые за историю своего существования даёт главный приз иностранному архитектору. Публикуем полный список победителей и удивляемся некоторым вещам: к примеру, проектов в 2 раза больше, чем построек, но премия Татлин пропала с радаров, а из списка награжденных исчезли авторские коллективы.
Истинное Зодчество: лауреаты 2021
Хрустальный Дедал достался Николаю Шумакову, президенту САР и СМА и главному архитектору Метрогипространса, за станции БКЛ Авиамоторная, Лефортово, Электрозаводская. Премию Татлин решили не присуждать.
Слабые токи: итоги «Золотого сечения»
Вчера в ЦДА наградили лауреатов старейшего столичного архитектурного конкурса, хорошо известного среди профессионалов. Гран-при получили: самая скромная постройка Москвы и самый звучный проект Подмосковья. Рассказываем о победителях и публикуем полный список наград.
Дворцовый сценарий
Этот проект – не новый, ему уже больше двух лет, но он мало известен. А ведь если бы ему удалось реализоваться, то в Москве появился бы целый квартал, похожий на дом в Лёвшинском переулке, который теперь так любят показывать туристам…
Лютики-цветочки. Заседание Общественного совета при...
Прошедший вчера под председательством Владимира Ресина общественный совет показал себя необыкновенно лояльным – из восьми пунктов повестки не приняли всего лишь один – воссоздание усадьбы Салтыковой-Поливановой на Бронной. На изменении проекта настояли защитники наследия. Среди остальных особого внимания заслуживают два новых музейных здания: одно проектирует «Моспроект-4» на Рогожском валу для собрания ретро-автомобилей, другое – Дмитрий Александров для коллекции музыкальных инструментов на Солянке.
Детский сад: архитектурное решение
Весной этого года нескольких известных московских архитекторов пригласили поучаствовать в проектировании новых детских садов в центре столицы. Мастерская Дмитрия Александрова представляет три проекта, сделанных по этому заказу – на Новокузнецкой улице, в Котельниках и на Большой Грузинской. Планировочные находки в этих проектах похожи, а здания – разные
Трансформация жанра
Весной в Строгино было закончено строительство двух башен «Янтарного города» Дмитрия Александрова, возведение двух других идет полным ходом. Как выяснилось после завершения первой части строительства, дома обладают не только оригинальной внутренней структурой многоярусных атриумов, но и необычной по нашим временам очень материальной фактурой
По земле, воде и воздуху
Конкурсная концепция многофункционального комплекса на набережной Москвы-реки, что напротив Сити, в варианте, предложенном Дмитрием Александровым выглядит размышлением на тему «основных элементов»: он акцентирует воду в реке, приподнимает землю на кровлю зданий и манипулирует с пространством, увеличивая его вдвое
Образ Кремля
Многофункциональный комплекс на Ленинградском шоссе – это архитектурная концепция, сделанная мастерской Дмитрия Александрова в 2005 году, но оставшаяся, как это нередко бывает, в «подвешенном» состоянии – работу то ли продолжат, то не продолжат. Поэтому проект не публиковался, хотя, если вдуматься, в нем обнаруживается достаточно любопытное сочетание масштаба и лаконизма, отсылающее зрителя то ли к произведениям одного из лучших архитекторов модернизма брежневского времени Леонида Павлова, то ли к проектам знаменитого авангардиста Ивана Леонидова, то ли вообще к Леду
Бизнес-парк «Балтия»
Бюро «Александров и партнеры» разработало проект элитного бизнес-парка с офисами класса А и А+, который должен расположиться на 11 километре трассы «Балтия», совсем недалеко от Рублевского шоссе. Проект, учитывая высокий уровень комфорта, предполагает неплотную застройку с обширной зеленой зоной и каскадом прудов. Необходимый объем квадратных метров будет получен за счет введения в малоэтажную композицию двух высотных доминант – башен в 21 и 25 этажей
Бастион XXI века
Проект под названием «Зеленый бастион» получил вторую премию открытого конкурса на архитектурную идею конгресс-центра «Константиновский» в Стрельне. Его особенность – в том, что, стремясь деликатнее вписаться в окружение, архитекторы предложили сумму двух подходов – исторического и экологического
Конструктивная пара
Комплекс из двух домов в Тружениковом переулке обещает стать ярким и хорошо заметным акцентом в ряду пестрой и разновременной застройки на склоне перед Москва-рекой. Он по-своему, в формах несколько резковатых, но эффектных разыгрывает тему пары, инь и янь, мужского и женского начала – а некоторых своих жителей обещает обеспечить почти экстремальными видами на московские окрестности
Новый вариант музыкального музея
Проект музея музыкальных инструментов, о котором мы писали некоторое время назад, существенно изменился – он вырос на один этаж и стал более цельным, обогатившись букетом новых ассоциаций
Дом в Спасоналивковском
Закончена реконструкция дома в Спасоналивковском переулке, 18, стр.1, проект которой получил бронзовый диплом на "Зодчестве" в 2003 году
«Марфино»
Микрорайон, проектирование которого находится в стадии разработки идеи, расположится на северо-востоке Москвы за Ботаническим садом. Он состоит из блоков-кварталов с большими внутренними дворами, силуэт и фасады которых варьируются, делая застройку гигантского пространства в 25 га «более человечной». Корреспондент Агентства архитектурных новостей задал несколько вопросов архитекторам
В честь шестидесятых
Небольшой дом сочетает простоту архитектурного решения, навеянного модернизмом 60-х, и технологии, свойственные жилым небоскребам. Это позволит, вписав здание в миниатюрный участок, сохранить почти нетронутым существующий сквер, хорошо осветить квартиры и предоставить жильцам особенные возможности по части свободной планировки. Корреспондент ААН задал несколько вопросов авторам
Эксперимент и традиция
10 ноября Дмитрий Александров получил из рук Винки Дубблдам, главы американского бюро Archi-Tectonics и эксперта премии ARX awards награду за лучший экспериментальный проект. Мы решили разобраться в чем же состоит эксперимент, и задали несколько вопросов автору – в ответ возник образ очень примечательного проекта и очень приятного места
Московский дворик по-многоэтажному
На берегу Москва-реки в Строгино идет строительство элитного микрорайона «Янтарный город»: две из пяти башен выстроены больше чем наполовину – 18 этажей из тридцати. Монолитные каркасы возводимых зданий раскрывают взгляду свою «начинку», позволяя оценить архитектурные хитрости, заложенные в проекте
Тайны московского двора
Даже сейчас, когда здание на Большой Дмитровке 18\10 строение 2 еще закрыто строительной пленкой, можно заметить, что рядом со своими соседями оно выглядит изящной дамой миниатюрного сложения, одетой в розово-фиолетовое одеяние в псевдобарочном стиле
Музыка у Яузских ворот
Напротив высотного здания на Котельнической набережной, на месте окруженной стихийной растительностью стекляшки-пельменной  в начале Солянки будет построен новый музей. Частный музей музыкальных инструментов, в котором помимо выставок будут проходить концерты
Перфоратор
Дмитрий Александров построил административное здание на улице Большая Дмитровка, 16, стр. 2-2Б.
Пресса: Вещь недели: Городу повезло
Конгресс-центр, похожий на перевернутый стеклянный ящик, появится через четыре года в Стрельне неподалеку от Константиновского дворца
Пресса: Константиновский творец. Президентский конгресс-центр...
В Санкт-Петербурге вчера был дан старт очередному масштабному кремлевскому проекту "Звездный путь", в рамках которого управление делами президента при участии крупных российских инвесторов намерено возвести рядом с морской резиденцией президента "Дворец конгрессов" в Стрельне конгресс-центр "Константиновский" стоимостью ?350 млн. Он будет построен по проекту испанского постмодерниста Рикардо Бофилла, победившего в закрытом международном конкурсе. Архитектурный подарок был заочно преподнесен Владимиру Путину к его 55-летию. Вместе с политическим и культурным бомондом его отметила в Константиновском дворце АННА Ъ-ПУШКАРСКАЯ
Пресса: Константиновский дворец оттеснят на периферию конгресс-центра
В понедельник в Санкт-Петербурге будет объявлен открытый конкурс на архитектурную идею конгресс-центра "Константиновский", который управление делами президента РФ намерено возвести рядом с морской резиденцией президента "Дворец конгрессов" в Стрельне. Не имеющий международного статуса конкурс, вероятнее всего, окажется подготовкой к процедуре выбора проектировщика для очередного масштабного кремлевского проекта, финансировать который будут крупнейшие российские инвесторы. Рассказывает АННА Ъ-ПУШКАРСКАЯ
Звезды для президента. Рикардо Бофилл и другие
В редакцию Архи.ру попали материалы, способные осветить недавно завершившийся закрытый конкурс на конгресс-центр в Стрельне несколько более подробно, чем это уже было сделано с прессе. Предлагаем вашему вниманию проекты иностранных архитекторов, участвовавших в конкурсе
Технологии и материалы
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
A BOOK – уникальная палитра потолочных решений
Рассказываем о потолочных решениях Knauf Ceiling Solutions из проектного каталога A BOOK, которые были реализованы преимущественно в России и могут послужить отправной точкой для новых дизайнерских идей в работе с потолком как гибким конструктором.
Городские швы и архитектурный фастфуд
Вышел очередной эпизод GMKTalks in the Show – ютуб-проекта о российском девелопменте. В «Архитительном выпуске» разбираются, кто главный: архитектор или застройщик, говорят о работе с историческим контекстом, формировании идентичности города или, наоборот, нарушении этой идентичности.
​Гибкий подход к стенам
Компания Orac, известная дизайнерским декором для стен и богатой коллекцией лепных элементов, представила новинки на выставке Mosbuild 2024.
BIM-модели конвекторов Techno для ArchiCAD
Специалисты Techno разработали линейки моделей конвекторов в версии ArchiCAD 2020, которые подойдут для работы архитекторам, дизайнерам и проектировщикам.
Art Vinyl Click: модульные ПВХ-покрытия от Tarkett
Art Vinyl Click – популярный продукт компании Tarkett, являющейся мировым лидером в производстве финишных напольных покрытий. Его отличают быстрота укладки, надежность в эксплуатации и множество вариантов текстур под натуральные материалы. Подробнее о возможностях Art Vinyl Click – в нашем материале.
Кирпичное ателье Faber Jar: российское производство с...
Уход европейских брендов поставил многие строительные объекты в затруднительное положение – задержка поставок и значительное удорожание. Заменить эксклюзивные клинкерные материалы и кирпич ручной формовки без потери в качестве получилось у кирпичного ателье Faber Jar. ГК «Керма» выпускает не только стандартные позиции лицевого кирпича, но и участвует в разработке сложных авторских проектов.
Systeme Electric: «Технологическое партнерство – объединяем...
В Москве прошел Инновационный Саммит 2024, организованный российской компанией «Систэм Электрик», производителем комплексных решений в области распределения электроэнергии и автоматизации. О компании и новейших продуктах, представленных в рамках форума – в нашем материале.
Новая версия ар-деко
Клубный дом «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Сейчас на главной
Городской лес
Парк «Прибрежный» в Набережных Челнах признан лучшим общественным местом Татарстана в 2023 году. Для огромного лесного массива бюро «Архитектурный десант» актуализировало старые и предложило новые функции – например, площадку для выгула собак и терренкуры, разработанные при участии кардиолога. Также у парка появился фирменный стиль.
Воспоминания о фотопленке
Филиал знаменитой шведской галереи Fotografiska открылся теперь и в Шанхае. Под выставочные пространства бюро AIM Architecture реконструировало старый склад, максимально сохранив жесткую, подлинную стилистику.
Рассвет и сумерки утопии
Осталось всего 3 дня, чтобы посмотреть выставку «Работать и жить» в центре «Зотов», и она этого достойна. В ней много материала из разных источников, куча разделов, показывающих мечты и реалии советской предвоенной утопии с разных сторон, а дизайн заставляет совершенно иначе взглянуть на «цвета конструктивизма».
Крыши как горы и воды
Общественно-административный комплекс по проекту LYCS Architecture в Цюйчжоу вдохновлен древними архитектурными трактатами и природными красотами.
Оркестровка в зеленых тонах
Технопарк имени Густава Листа – вишенка на торте крупного ЖК компании ПИК, реализуется по городской программе развития полицентризма. Проект представляет собой изысканную аранжировку целой суммы откликов на окружающий контекст и историю места – а именно, компрессорного завода «Борец» – в современном ключе. Рассказываем, зачем там усиленные этажи, что за зеленый цвет и откуда.
Терруарное строительство
Хранилище винодельни Шато Кантенак-Браун под Бордо получило землебитные стены, обеспечивающие необходимые температурные и влажностные условия для выдержки вина в чанах и бочках. Авторы проекта – Philippe Madec (apm) & associés.
Над античной бухтой
Архитектура культурно-развлекательного центра Геленждик Арена учитывает особенности склона, раскрывает панорамы, апеллирует к истории города и соседству современного аэропорта, словом, включает в себя столько смыслов, что сразу и не разберешься, хотя внешне многосоставность видна. Исследуем.
Архитектура в дизайне
Британка была, кажется, первой, кто в Москве вместо скучных планшетов стал превращать показ студенческих работ с настоящей выставкой, с дизайном и объектами. Одновременно выставка – и день открытых дверей, растянутый во времени. Рассказываем, показываем.
Пресса: Город без плана
Новосибирск — город, который способен вызвать у урбаниста чувство профессиональной неполноценности. Это столица Сибири, это третий по величине русский город, полтора миллиона жителей, город сильный, процветающий даже в смысле экономики, город образованный — словом, верхний уровень современной русской цивилизации. Но это все как-то не прилагается к тому, что он представляет собой в физическом плане. Огромный, тянется на десятки километров, а потом на другой стороне Оби еще столько же, и все эти километры — ускользающая от определений бесконечная невнятность.
Сила трех стихий
Исследовательский центр компании Daiwa House Group по проекту Tetsuo Kobori Architects предлагает современное прочтение традиционного для средневековой Японии места встреч и творческого общения — кайсё.
Место заземления
Для базы отдыха недалеко от Выборга студия Евгения Ростовского предложила конкурентную концепцию: общественную ферму, на которой гости смогут поработать на грядке, отнести повару найденное в птичнике яйцо, поесть фруктов с дерева. И все это – в «декорациях» скандинавской архитектуры, кортена и обожженного дерева.
Книга в будущем
Выставка, посвященная архитектуре вокзалов и городов БАМа, – первое историко-архитектурное исследование темы. Значительное: все же 47 поселков, и пока, хотя и впечатляющее, не вполне завершенное. Хочется, чтобы авторы его продолжили.
Двенадцать
Вчера были объявлены и награждены лауреаты Архитектурной премии мэра Москвы. Рассматриваем, что там и как, и по некоторым параметрам нахально критикуем уважаемую премию. Она ведь может стать лучше, а?
Нео в кубе
Поиски «нового русского стиля» – такой версии локализма, которая была бы местной, но современной, все активнее в разных областях. Выставка «Природа предмета» в ГТГ резюмирует поиски 43 дизайнеров, в основном за 2022–2024 годы, но включает и три объекта студии ТАФ Александра Ермолаева. Шаг вперед – цифровые растения «с характером».
Под покровом небес
Архитекторы C. F. Møller выиграли конкурс на проект новой застройки квартала в центре Сёдертелье, дальнего пригорода Стокгольма.
Скрэмбл, пашот и мешочек
В Петербурге на первом этаже респектабельного неоклассического Art View House открылось кафе Eggsellent с его фирменной желто-розовой гаммой. Обыграть столь резкий контраст взялось бюро KIDZ.
Над Золотым рогом
Жилой комплекс Философия, спроектированный T+T architects во Владивостоке, – один из новых проектов для района «Голубиная падь», и они меняет философию его развития с одиночных домов на комплексный подход. Дома организованы вдоль общественных улиц, они разновысотные, разноформатные, а один – даже галерейной типологии, да еще и с консолью, опирающейся на арт-объект.
Новый уровень дженги
Спроектированный Кэнго Кумой общественный центр Kibi Kogen N Square демонстрирует возможности поперечно-клееной древесины – «фирменной» продукции для префектуры Окаяма, где он расположен.
Деревянная модульность
Ясли-сад для малышей из семей преподавателей и учащихся Пармского университета совмещен с центром развития для детей из группы риска. Авторы проекта здания в окружении парка – Enrico Molteni Architecture.
Книжный стержень
Интерьер коворкинга в составе бизнес-центра «Территория 3000», предложенный архитекторами КБ-11, был призван стать «сердцем» всего проекта. А в его собственный центр авторы поместили библиотеку из книг, «изменивших взгляд на жизнь». То-то интерьер напоминает о библиотеке Аалто, и на наш взгляд довольно отчетливо.
Конференция с видом
Культурный и общественный центр в городке Порт-Анджелес в штате Вашингтон по замыслу LMN Architects открыт панорамам океана и горного хребта Олимпик.
Цвет и музыка; и белый камень
В палатах Василия Нарышкина на Маросейке открылось выставочное пространство музея AZ, специализирующегося в равной мере на искусстве «второго авангарда» и совриске. Тут несколько тем: первые этажи клубного дома в памятнике XVII века стали общественными, теперь можно попасть во двор, плюс дизайн галереи от [MISH]studio, плюс выставка, совмещенная с концертами авангардной музыки 1960-х. Разбираемся.
Белый знак
Бюро Lin Architecture превратило насосную станцию в полях южнокитайской провинции Юньнань в достопримечательность для местных жителей и туристов.
Арахноид совриска
Ткачество, вязание, вышивание – древнейшие профессии, за которыми прочно закреплена репутация мирных, домашних, женских, уютных, в общем, безопасных. Выставка в Ruarts Foundation показывает, что это вовсе не так, умело оперируя парадоксальным напряжением, которое возникает между традиционной техникой и тематикой совриска.
Нюансированная альтернатива
Как срифмовать квадрат и пространство? А легко, но только для этого надо срифмовать всё вообще: сплести, как в самонапряженной фигуре, найти свою оптику... Пожалуй, новая выставка в ГЭС-2 все это делает, предлагая новый ракурс взгляда на историю искусства за 150 лет, снабженный надеждой на бесконечную множественность миров / и историй искусства. Как это получается и как этому помогает выставочный дизайн Евгения Асса – читайте в нашем материале.
Атака цвета
На выставке «Конструкторы науки» проекты зданий институтов и научных городков РАН – в основном модернистские, но есть и до-, и пост- – погружены в атмосферу романтизированной науки очень глубоко: во многом это заслуга яркого экспозиционного дизайна NZ Group, – выставка стала цветным аттракционном, где атмосфера не менее значима, чем история архитектуры.
Пресса: Город с двух сторон от одного тракта
Бийск — это место, некогда пережившее столкновение двух линий российской колонизации, христианской и предпринимательской. Конфликт возник вокруг местного вероучения и, хотя одни хотели его сгубить, а другие — защитить, показал, что обе линии слабо понимают свойства осваиваемого ими пространства. Обе вскоре были уничтожены революцией, на время приостановившей и саму колонизацию, которая, впрочем, впоследствии возродилась, пусть формы ее и менялись. Пространство тоже не утратило своих особенностей, пусть они и выглядят несколько иначе. Более того — сейчас в некоторых отношениях они прекрасно понимают друг друга.
Трилистник инноваций
В Пекине готов Международный центр инноваций «Чжунгуаньцунь» (ZGC), спроектированный MAD Architects. В апреле здесь уже провели престижный технологический форум.