09.10.2007

Их везут на другом корабле

Конкурс на архитектурную идею здания конгресс-центра в Стрельне проводился параллельно среди западных и российских архитекторов. Член жюри обоих конкурсов Евгений Асс считает это грубым нарушением правил проведения архитектурных конкурсов и нарушением прав российских архитекторов

информация:

открыть большое изображение

Конкурс, проведенный этой осенью, был инициирован Управлением делами президента, а объявление результатов было приурочено к дню рождения Владимира Путина – высокий официальный уровень мероприятия совершенно очевиден и организаторы приложили усилия к тому, чтобы скандальная репутация прошлых питерских конкурсов не коснулась данного мероприятия. Однако то, что произошло с конкурсом в результате этих усилий, не менее странно и удивительно.

Прежде всего, вместо одного конкурса было проведено два, параллельно. Один закрытый среди западных архитекторов, второй – одновременно, отрытый, среди российских. Попросту это значит, иностранным «звездам» должны заплатить за конкурсный проект, а участие российских архитекторов в параллельном мероприятии на ту же тему – дело добровольное и денежную премию получат только победители. «Я считаю такую организацию нарушением всех принятых правил проведения конкурсов и грубым нарушением прав российских архитекторов» - сообщил один из членов жюри обоих конкурсов (открытого и закрытого), известный российский архитектор, профессор МАрхИ Евгений Асс в интервью корреспонденту Агентства архитектурных новостей. «Кроме того, иностранные участники закрытого конкурса имели возможность начать работу на 3 месяца раньше своих российских коллег». Похожую позицию, хотя и в более обтекаемых выражениях озвучил также и президент Московского союза архитекторов Виктор Логвинов на пресс-конференции, проведенной союзом 1 октября.

Действительно со стороны все выглядит более чем странно – архитекторов как будто бы поделили на «местных» и «не местных», причем последним оказали явное предпочтение, пригласив их на «серьезный конкурс», а для своих устроили еще один, то ли дополнительно, то ли – чтобы не обижались. Здесь сложно удержаться от замечания, что только у нас своих так низко ценят, еще со времен Левши да и с более ранних тоже.
У неискушенного в деталях стороннего наблюдателя может возникнуть множество вопросов – обычно люди привыкли думать, что архитектурные конкурсы проводят для того, чтобы выбрать победителя и поручить ему затем проектирование объекта. А зачем тогда второй конкурс?

И почему открытый российский конкурс был открыт для прессы и всех любопытствующих – на сайте организатора, комитета по архитектуре и градостроительству С.-Петербурга были  опубликованы все условия и работы, принятые на конкурс – а иностранный проводился не то чтобы в тайне, но увидеть проекты, которые в нем участвовали, сложно даже сейчас. По информации, сообщенной в газете «КоммерсантЪ», в Кремле прошла совершенно закрытая выставка, на которую не пускали прессу.

И последний вопрос – почему же все-таки выбрали проект Риккардо Бофилла? Неискушенным любителям современной архитектуры известно, что именно увлечение бофилловским постмодернизмом стало основой для изрядно всем поднадоевшего «московского стиля», расцветшего в столице в 1990-е гг. Казалось бы, теперь у архитекторов могла возникнуть стойкая аллергия на работы этого мастера. Кроме того, выбор был достаточно велик – помимо Бофилла, в конкурсе участвовали Жан Нувель, Максимилиан Фуксас, Эрик ван Эгераат, Марио Ботта и Вольф Прикс.

Вероятно, выбор проекта Риккардо Бофилла это решение заказчиков, которые также участвовали в работе жюри – считает Евгений Асс: «…во время открытого обсуждения жюри среди профессиональных архитекторов никто не высказывал особенной симпатии проекту Бофилла, но он вполне мог приглянуться заказчикам по причине своей «дворцовой» помпезности, которой не наблюдалось у других проектов».

Голосование было закрытым, поэтому никто не может знать, кто и как голосовал, однако итоговой выбор может показаться несколько странным не только «изнутри», но и со стороны. Проект Риккардо Бофилла похож на гигантский стеклянный парник, украшенный редкостоящими подобиями столь же крупных дорических колонн. Колонны расставлены широко, между ними большие стеклянные плоскости, наверху – стеклянный же фронтон, приземистый и распластанный, как впрочем и все сооружение. Как будто бы внутри небольшого дорического храма произошел катаклизм и он начал расти и расползаться вширь, заполняя промежутки по-современному – стеклом. Это, вероятно, есть пример изысканной архитектурной иронии, предоставленной непосредственно одним из гуру постмодернизма – тут сложно судить. Но кажется очевидным, что, хотя этот проект, скорее всего, был единственным примером «историзма» на конкурсе, его сложно принять за контекстуальный, то есть щадящий историческое окружение, объект.

Второй, российский конкурс, как уже говорилось, оказался в большей степени открыт для публики и его оценить легче. С первого взгляда (если смотреть на то, что доступно для обозрения) кажется, что в буквальном смысле двойственный открыто-закрытый российско-иностранный конкурс на конгресс-центр в Стрельне представляет нам интересный пример того, как наши и иностранцы поменялись ролями. Среди «западных звезд» победил Бофилл, источник и составная часть российского постмодернизма. Он же, за неимением открытой выставки оказывается в глазах изумленных зрителей основным представителем этой (как ни крути, самой солидной) части конкурса.

А вот российские архитекторы – хотя им ничего не обещали, даже последующего участия в проектировании – принесли на конкурс очень современные проекты. Так и хочется сказать, что «наши ребята за ту же зарплату уже пятикратно выходят вперед».

Победителем открытого конкурса стала очень молодая, совсем недавно созданная мастерская Александра Купцова и Сергея Гикало. Конгресс-центр деликатно спрятан под травяным покровом искусственного холма высотой около 25 метров с небольшим водоемом в центре. В панораме стрельнинского ансамбля его почти что не видно – современная постройка сделана по принципам парковых павильонов XVIII века и в этом смысле очень логична в дворцовом парке.
Это было бы исключительно тонкое и красивое решение, если бы правительственный конгресс-центр оказался именно таким. Во-первых, он практически не портит исторического ансамбля, а во-вторых – и экологическая и культурная идеология этого проекта не просто соответствует современным европейским веяниям, а даже как будто немного обгоняет их, во всяком случае, строительство официального здания по  подобному замыслу, вероятно, могло бы очень позитивно повлиять на имидж страны. Это полная противоположность небоскребу-кукурузе, обруганному в российской и зарубежной прессе.
И уж без сомнения этот проект и тоньше и современнее, чем обошедший его по параллельной трассе проект Бофилла.

Два вторых места достались: московской мастерской Дмитрия Александрова, чей проект тоже очень природный – все кровли покрыты травой, поверхность участка активно осмыслена и используется для различных сооружений и ландшафтных форм, и питерскому коллективу (Николай Бодров, Максим Бойко, Владимир Меркушов) чей проект тоже очень зеленый и природный и состоит из ломаных прямых линий, уложенных в приближающиеся к кривым траектории.
Среди пяти поощрительных премий – проект мастерской Михаила Хазанова, опять же парковый и зеленый, с эксплуатируемыми кровлями, но с более определенным – спирально-круглым объемом собственно конгресс-центра.

Приоритеты открытого российского конкурса, таким образом, достаточно очевидны – среди победителей оказались проекты, так или иначе касающиеся природной парковой темы. Их как будто бы подбирали по принципу нарастания природной парковости – чем ландшафтнее, тем выше награда. Итак, тема российских проектов – парк, и они подчинены историческому дворцовому ансамблю.

Не то – проект Риккардо Бофилла, он скорее наводит на мысли о том, что здесь хотят построить второй стрельнинский дворец, хотя на неискушенный взгляд любителя архитектуры все же ему будет сложно конкурировать с Микетти. Таким образом два конкурса отличаются не только разными правилами проведения, разной степенью открытости для прессы, но и результатами – диаметрально.

Интересно, что где-то во время объявления результатов устроители заявили о своем желании теперь объединить усилия победителей иностранного и российского конкурсов. Каким образом это произойдет – объявят отдельно, но уже сейчас очевидно, что сделать это будет очень и очень непросто.

Александр Купцов, Сергей Гикало, Михаил Тюленев, Ольга Шапурова (Москва) - 1 премия
Александр Купцов, Сергей Гикало, Михаил Тюленев, Ольга Шапурова (Москва) - 1 премияоткрыть большое изображение
Александр Купцов, Сергей Гикало, Михаил Тюленев, Ольга Шапурова (Москва) - 1 премия
Александр Купцов, Сергей Гикало, Михаил Тюленев, Ольга Шапурова (Москва) - 1 премияоткрыть большое изображение
Александр Купцов, Сергей Гикало, Михаил Тюленев, Ольга Шапурова (Москва) - 1 премия
Александр Купцов, Сергей Гикало, Михаил Тюленев, Ольга Шапурова (Москва) - 1 премияоткрыть большое изображение
Александр Купцов, Сергей Гикало, Михаил Тюленев, Ольга Шапурова (Москва) - 1 премия
Александр Купцов, Сергей Гикало, Михаил Тюленев, Ольга Шапурова (Москва) - 1 премия открыть большое изображение
Проект Риккардо Бофилла, победивший на закрытом конкурсе на идею конгресс-центра в Стрельне
Проект Риккардо Бофилла, победивший на закрытом конкурсе на идею конгресс-центра в Стрельнеоткрыть большое изображение
Дмитрий Александров, Андрей Иванов, Кристина Каубрите, Петр Холковский, Евгений Раков (Москва) - 2 премия
Дмитрий Александров, Андрей Иванов, Кристина Каубрите, Петр Холковский, Евгений Раков (Москва) - 2 премияоткрыть большое изображение
Дмитрий Александров, Андрей Иванов, Кристина Каубрите, Петр Холковский, Евгений Раков (Москва) - 2 премия
Дмитрий Александров, Андрей Иванов, Кристина Каубрите, Петр Холковский, Евгений Раков (Москва) - 2 премияоткрыть большое изображение
Николай Бодров, Максим Бойко,Владимир Меркушов (С.-Петербург) - 2 премия
Николай Бодров, Максим Бойко,Владимир Меркушов (С.-Петербург) - 2 премия открыть большое изображение
Николай Бодров, Максим Бойко,Владимир Меркушов (С.-Петербург) - 2 премия
Николай Бодров, Максим Бойко,Владимир Меркушов (С.-Петербург) - 2 премия открыть большое изображение
Михаил Хазанов, Антон Нагавицын, Ольга Рачковская, Александр Маркин, 
Виктория Классен (Москва)
Михаил Хазанов, Антон Нагавицын, Ольга Рачковская, Александр Маркин, Виктория Классен (Москва) открыть большое изображение
Михаил Хазанов, Антон Нагавицын, Ольга Рачковская, Александр Маркин, 
Виктория Классен (Москва)
Михаил Хазанов, Антон Нагавицын, Ольга Рачковская, Александр Маркин, Виктория Классен (Москва)открыть большое изображение

другие тексты:

последние новости ленты:

статьи на эту тему:

все тексты темы

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Арсений Леонович
  • Сергей Кузнецов
  • Антон Лукомский
  • Олег Шапиро
  • Зураб Басария
  • Левон Айрапетов
  • Екатерина Кузнецова
  • Александра Кузьмина
  • Петр Фонфара
  • Павел Андреев
  • Вера Бутко
  • Екатерина Грень
  • Даниил Лоренц
  • Дмитрий Васильев
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Николай Миловидов
  • Юлия Тряскина
  • Александр Скокан
  • Полина Воеводина
  • Никита Токарев
  • Антон Надточий
  • Иван Кожин
  • Шимон Матковски
  • Сергей Переслегин
  • Алексей Гинзбург
  • Наталья Сидорова
  • Илья Машков
  • Наталия Шилова
  • Андрей Романов
  • Владимир Биндеман
  • Всеволод Медведев
  • Михаил Канунников
  • Карен Сапричян
  • Сергей Чобан
  • Евгений Герасимов
  • Сергей  Орешкин
  • Владимир Ковалёв
  • Дмитрий Ликин
  • Олег Карлсон
  • Андрей Гнездилов
  • Тотан Кузембаев
  • Никита Явейн
  • Георгий Трофимов
  • Илья Уткин
  • Валерия Преображенская
  • Сергей Труханов
  • Никита Бирюков
  • Станислав Белых
  • Роман Леонидов
  • Юлий Борисов
  • Игорь Шварцман
  • Владимир Плоткин
  • Александр Бровкин
  • Александр Асадов
  • Олег Мединский
  • Алексей Иванов
  • Андрей Асадов
  • Николай Переслегин
  • Анатолий Столярчук
  • Валерий Лукомский
  • Антон Яр-Скрябин
  • Константин Ходнев
  • Лукаш Качмарчик
  • Александр Попов
  • Сергей Скуратов
  • Магда Чихонь
  • Магда Кмита

Постройки и проекты (новые записи):

  • Реконструкция кинотеатра «Восход»
  • ФОК в поселке «Величъ» под Москвой («Величъ Country Club»)
  • 550 Мэдисон-авеню – реконструкция
  • Реконструкция кинотеатра «Волга»
  • Реконструкция кинотеатра «Экран»
  • Жилой дом на улице Красного курсанта
  • Реставрация дома Сытина
  • Реставрация усадьбы Долгоруковых-Бобринских на ул. Малая Дмитровка
  • Результаты исследования в рамках проекта «Идеальный город»

Технологии:

05.12.2017

Дымчато-розовый, или «Древесная аллюзия», объявлен главным цветом 2018 года

В дополнение к «Древесной аллюзии» компания AkzoNobel разработала еще четыре цветовые коллекции для интерьеров: «Гостеприимный дом», «Открытый дом», «Уютный дом» и «Счастливый дом».
AkzoNobel , Dulux
04.12.2017

Откройте для себя стиль «ВКТ». Новые тенденции в дизайне дверей коллекции «ВКТ HOME»

Если вы находитесь в поиске дверей независимо от того, занимаетесь ли вы строительством дома или хотите сделать в вашей квартире ремонт, будет полезно узнать о новых тенденциях в дизайне дверей «ВКТ HOME».
ИП «ВКТ Констракшн» ООО
01.12.2017

Для самых красивых домов! Компания «Кирилл» представила свой новый сайт

Лицевой крипич – крупным планом, 1000 самых интересных построек и проектов, новый сервис «Готовые решения – оптимальная цена» в режиме он-лайн и многое другое.
ЗАО «Фирма «КИРИЛЛ»
другие статьи