Северное сияние

Новый музей архитекторов Гикало и Купцова ненавязчиво, но уверенно освежает городской пейзаж Петропавловска-Камчатского. Ночью переливается волнообразным цветом, что символизирует воду. Точки на фасадах абстрагируют тему рыб и кораблей, которые рыб ловят. Современный медийный музей, причем авторы сделали все, он фасадов до мерча; что тоже очень современно. А на самом деле музей – результат реконструкции модернистского ресторана-стекляшки, который 50 назад здесь тоже оживлял контекст. Хочется сказать, что наши современники подхватили эстафету, от модернизма к неомодернизму.

mainImg
Архитектор:
Сергей Гикало
Александр Купцов
Мастерская:
Архитекторы Гикало Купцов
Проект:
Океанрыбфлот музей
Россия, Петропавловск-Камчатский, ул. Ключевская, 32

Авторский коллектив:
Руководители авторского коллектива: Сергей Гикало, Александр Купцов 
ГАП: Александр Купцов 
Ведущий архитектор: Олег Корпачев 
Архитекторы: Евгений Устюгов, Анна Герасимова, Николай Югай, Арина Червякова, Лина Самигуллина 
Художник: Василий Кармазин 
Графические дизайнеры: Полина Жидкова, Василий Кутвинов 
Модельер: Анна Налич 
Макет: Владимир Изаксон 

2020 — 2022 / 2020 — 2022

Мультимедиа: ТВ ДИЗАЙН 
Разработка мультимедийного контента и программного обеспечения: NEXT.SPACE 

Заказчик: АО «Океанрыбфлот»
Музей компании Океанрыбфлот, посвященный рыбакам и кораблям Камчатки, разместился рядом с офисом компании – башней на севером берегу озера Култучное. Здание музея – не новое, это реконструкция ресторана «Вулкан», который был построен поблизости от офиса компании даже немного раньше его. 

Ресторан был характерной модернистской «стекляшкой», довольно стильной. 
zooming
Ресторан «Вулкан» в 1970-е годы

К тому же по воспоминаниям старожилов чуть ли не половина Петропавловска-Камчатского была зачата именно там. 

Позднее ресторан приходил в упадок, его оштукатурили, затем обшили, кажется, сайдингом, и вид его стал довольно неказистым. Вот так он выглядел в процессе разборки обшивки. 

Факт, что теперь ресторан – не ресторан, а музей, примерно половину которого занимают, судя по плану, административные помещения. 
Взрыв-схема. Океанрыбфлот музей. Аксонометрия
© Гикало Купцов архитекторы
Океанрыбфлот музей. План экспозиции
© Гикало Купцов архитекторы

Главное отличие обновленного здания – фасад. Стекло в нем исчезло, так как музейной экспозиции редко бывают нужны витражи. Вместо стекла – стены из черного керамогранита и отстоящий от них на некоторое расстояние внешний слой белого алюминия с просечным рисунком. Внутрь встроена динамичная подсветка, вечером она проходит по рисунку волной, и нарисованные точками рыбы и кальмары светятся, как этакие глубоководные медиа-медузы. Далеко лететь, но даже интересно взглянуть, как он плавно переливается. Как драгоценности в старом кино. 
  • zooming
    Океанрыбфлот музей
    Фотография © Гикало Купцов архитекторы
  • zooming
    Океанрыбфлот музей
    Фотография © Гикало Купцов архитекторы

И еще он похож, особенно зимой, на кусок льда, выпиленный из моря и положенный на склоне вместе с вмерзшими в него вкусными рыбами и крабами. С одной стороны, символ океанского богатства, с другой – как будто и некое камлание на предмет хорошей добычи. 

Рисунок из точек разного размера сделан очень тщательно – авторы даже посчитали количество отверстий: 102 675 штук. 
Океанрыбфлот музей
Фотография © Гикало Купцов архитекторы
Океанрыбфлот музей
Фотография © Гикало Купцов архитекторы
Океанрыбфлот музей
Фотография © Гикало Купцов архитекторы

Внутри ему вторит такой же, с графикой из точек, дизайн экспозиции, посвященный рыбам, рыбакам – сотрудникам компании, и кораблям. Особенное внимание уделено большому  супертраулеру «Георгий Мещеряков», история создания дополнена виртуальной экскурсией по нему.
 

Но вернемся наружу. Авторы не только обновили фасады, но и благоустроили площадь перед входом; установленные там лампочки они романтически сравнивают с Млечным путем и звездами, которые служили ориентирами для моряков, пока те не обзавелись электронным приборами. 

Вход, который у «стекляшки» был поглубже, но тоже с круглыми колоннами, Купцов и Гикало решают с виде полуарки, причем в проекте было два варианта: с белой и зеркальной поверхностью изгиба. Выиграл второй и, пожалуй, это правильно. 
  • zooming
    Океанрыбфлот музей
    Фотография © Гикало Купцов архитекторы
  • zooming
    Океанрыбфлот музей
    © Гикало Купцов архитекторы

Важно, что архитекторы Сергей Гикало и Александр Купцов продумали музей целиком: и фасады, и экспозицию, и мерч вплоть до значков, – последнее особенно любит подчеркивать Александр Купцов, представляя проект. Ну что же, мы живем в период тотального дизайна, когда он удается – это радует. А уж сколько раз авторы летали в Петропавловск-Камчатский надзирать за стройкой – это хорошо знают социальные сети. 
  

В Петропавловске, как и много где, тонкими слоями смешана застройка частного сектора, деревянные многоквартирные двухэтажки и панельные дома. Надо думать, что в семидесятые ресторан «Вулкан» был в этой среде жемчужиной. Тогда и ресторанов было немного, но и архитектуру он демонстрировал свежую: лаконичную, прозрачную. 

Обновленное здание тоже можно назвать прививкой новой архитектуры Петропавловску-Камчатскому, только через 50 лет: просечной металл с узором, подсветка, простая форма, белый цвет, – все это модно в столицах, но нельзя сказать, что уже усвоено на Дальнем Востоке. Так или иначе, в бывший «Вулкан» опять кажется намного более живым, чем башня офиса Океанрыбфлота.
Океанрыбфлот музей
Фотография © Гикало Купцов архитекторы

А еще ужасно хочется сравнить его с недавней реконструкцией кафе «Чайка» в Нижнем Новгороде. Неисповедимы трактовки исходного модернизма, и вот вам, пожалуйста, минимум два варианта на предмет того, что с ним можно делать. 

Но получилось-то – вполне привлекательно: и медиа, и абстрагированная ловля рыб, и, прости Господи, мерч. 
  


Дальше слово авторам проекта: 

«Корпоративный Музей АО «Океанрыбфлот» размещается в реконструированном строении бывшего ресторана «Вулкан» в непосредственной близости от главного здания компании. От него к Музею поднимается лестница, связывающая улицы Ленинградскую и Ключевскую. Главный вход организован с угла здания. Перед входом устроена аванплощадь с мощением гранитной брусчаткой и встроенной подсветкой, символизирующей Млечный путь, издавна служивший верным ориентиром морякам. По обеим сторонам от входа размещены гранитные скамьи, напоминающие своей формой морскую гальку. Наследуя геометрии главного здания, полукруглый козырёк волной укрывает входную нишу, не выступая за пределы площади застройки.

В ходе реконструкции здание Музея обрело новые фасады, имеющие многослойную структуру. Внутренний слой – облицовка из черного керамогранита. Наружный слой формируют перфорированные алюминиевые панели (102 675 отверстий), окрашенные в белый цвет. Между внутренним и внешним слоями фасадов устроена декоративная динамическая подсветка, меняющая цветность от белого до тёмно-синего и создающая эффект накатывающей волны. Перфорация панелей образует декоративное панно, украшающее три из четырёх фасадов здания. Тематика панно отражает содержание экспозиции Музея, рассказывающей о труде и быте рыбаков Камчатки.
  

Вход в Музей организован через двустворчатые стеклянные двери с логотипом АО «Океанрыбфлот» на полукруглой фрамужной части. Минуя стеклянный тамбур, фланкируемый двумя якорями Холла, посетители оказываются в первом зале. Прямо напротив входа расположена круглая информационная стойка, за которой вошедших встречают сотрудник музея и экскурсовод. Позади размещен куб, заключающий в себе гардероб свободного доступа с локерами. В стену куба, обращенную ко входу, встроены витрины с сувенирами. Объёмы информационной стойки и гардероба разделяют пространство первого зала на две зоны: входную место сбора и ожидания экскурсантов, с экспозицией, знакомящей с тематикой промышленного рыболовства, и зону, посвященную Камчатке – родному дому компании. Об истории региона, его настоящем и будущем рассказывает видеоролик, воспроизводимый на ЖК-экране, и информация на стендах, размещенных по периметру. Мультимедийная консоль, встроенная в пьедестал по центру этой зоны, позволяет увидеть рыб и других морских обитателей Камчатки в их естественной среде и поучаствовать в викторине.
  • zooming
    1 / 9
    Океанрыбфлот музей
    © Гикало Купцов архитекторы
  • zooming
    2 / 9
    Макет. Океанрыбфлот музей
    © Гикало Купцов архитекторы
  • zooming
    3 / 9
    Океанрыбфлот музей
    © Гикало Купцов архитекторы
  • zooming
    4 / 9
    Океанрыбфлот музей
    © Гикало Купцов архитекторы
  • zooming
    5 / 9
    Океанрыбфлот музей
    © Гикало Купцов архитекторы
  • zooming
    6 / 9
    Океанрыбфлот музей
    © Гикало Купцов архитекторы
  • zooming
    7 / 9
    Океанрыбфлот музей
    © Гикало Купцов архитекторы
  • zooming
    8 / 9
    Океанрыбфлот музей
    © Гикало Купцов архитекторы
  • zooming
    9 / 9
    Океанрыбфлот музей
    © Гикало Купцов архитекторы

Второй зал Музея посвящен рыбацкому промыслу, истории и развитию технологий компании. Предметную часть экспозиции составляют настоящие артефакты: подлинные образцы орудий труда и быта рыбаков и мореходов. В стеклянной витрине выставлены предметы связанные с историей создания супертраулера «Георгий Мещеряков». На разновысоких цилиндрических подиумах представлены судовые хронометр и лампы, иллюминатор, кухтыли и секстант, бухта канатов и спасательный круг, лопасть гребного винта и компас. Интерактивная инсталляция с картой морей и океанов, где исторически вели и в настоящий момент ведут лов суда флота ОРФ, дает возможность узнать о каждом из них. Медиа экран «Производственная цепочка» наглядно показывает промысловый путь рыбы – от попадания в трал до конечного потребителя. Кульминацией экспозиции Музея служит виртуальная экскурсия на новейший супертраулер «Георгий Мещеряков», в ходе которой каждый сможет осмотреть все отсеки новейшего рыболовного судна и почувствовать себя капитаном, ведущим свой мощный корабль 
сквозь бурю и непогоду.
  

Третий зал Музея посвящен главному богатству АО «Океанрыбфлот» – его сотрудникам. Интерактивные экспозиции, размещенные по длинным сторонам зала, рассказывают о прошлом и настоящем компании, о ее роли в развитии рыбной отрасли Камчатки, о ветеранах, руководстве и вкладе каждого сотрудника в общие достижения. Центр зала занимает спасательная шлюпка, в торце зала установлен голографический экран, демонстрирующий 3D-модель современного рыболовного судна. Социальная ответственность АО «Океанрыбфлот», помощь подшефным организациям – этим темам посвящены ролики, проецируемые на панорамный экран в торце зала и завершающие экспозицию Музея. 

Стены реконструируемого здания окрашены в черный. В тот же цвет окрашены потолки и открытый усиливающий каркас из стальных стоек и балок. Для полов использован черный керамогранит с фактурой сланца. По периметру залов на стойки каркаса навешиваются белоснежные панели, на которых размещена визуально-текстовая часть экспозиции и которые также служат медиаэкраном для проекции ее интерактивной части. Зазор между поверхностью стен и стойками каркаса заполнен морской галькой, формируя естественную границу строгой геометрии плит пола. В белом цвете выполнены шинопроводы систем освещения, объемы инфостойки и гардероба. Фирменный цвет Музея, использованный для внутренней отделки объемов, дополняет черно-белый контраст. 

Цвета, выбранные для музея АО «Океанрыбфлот», отсылают к уникальной природной среде Камчатки:
Белый – цвет снега и морской пены; 
Чёрный – вулканическая лава и песок океанических пляжей; 
Синий – цвет безграничного неба и океана.

Алюминиевые фасадные панели: алюминиевый лист REYNOLUX с покрытием антиграффити производство ARCONIC (Франция) / перфорация алюминиевого листа, 
сборка кассет и производство работ по монтажу фасада – БАУМЕТАЛЛ ГРУПП (Россия) 
Керамогранит: FLORIM (Италия) / поставщик LUCIDO – бутик Итальянской плитки (Россия) 
Окна и двери: SCHUCO (Германия) / СПК (Россия) 
Освещение: фасадное освещение INTILED (Россия), освещение благоустройства LAM32 (Италия), интерьерное освещение ALEDO (Россия) / поставщик ГАРМОНИЯ СВЕТА  (Россия) 
Вентрешетки: INVISILINE (Россия) 
Сантехника: BELBAGNO (Италия), KEUCO (Германия), HANSGROHE (Германия) / поставщик САНСТОР (Россия) 
Мебель: B&B (Италия), LA PALMA (Италия) / поставщик BESTES-HAUS Interieur (Россия) 
Индивидуальная мебель: Группа компаний АВЕРС (Россия)»
Архитектор:
Сергей Гикало
Александр Купцов
Мастерская:
Архитекторы Гикало Купцов
Проект:
Океанрыбфлот музей
Россия, Петропавловск-Камчатский, ул. Ключевская, 32

Авторский коллектив:
Руководители авторского коллектива: Сергей Гикало, Александр Купцов 
ГАП: Александр Купцов 
Ведущий архитектор: Олег Корпачев 
Архитекторы: Евгений Устюгов, Анна Герасимова, Николай Югай, Арина Червякова, Лина Самигуллина 
Художник: Василий Кармазин 
Графические дизайнеры: Полина Жидкова, Василий Кутвинов 
Модельер: Анна Налич 
Макет: Владимир Изаксон 

2020 — 2022 / 2020 — 2022

Мультимедиа: ТВ ДИЗАЙН 
Разработка мультимедийного контента и программного обеспечения: NEXT.SPACE 

Заказчик: АО «Океанрыбфлот»

11 Декабря 2023

Похожие статьи
Гламур без излишеств
Форма идеального минимального жилища волнует архитекторов не одно десятилетие, начиная от крошечного «Кабанона» Ле Корбюзье, построенного на Лазурном берегу в 1952 году, до «Жилища первой необходимости» Нормана Фостера, показанного на 18-й Венецианской биеннале, и современных модульных кабин Nokken. Каждая эпоха по-своему отвечает на вопрос, как мало пространства человеку действительно нужно для жизни. «Хижина», спроектированная бюро Arhbro, продолжает эту традицию.
Свет и камень
DA bureau разработало для обувной сети Ekonika новую концепцию оформления магазинов, первым из которых стал флагманский шоу-рум в «Афимолле». На смену респектабельности пришла актуальная женственность, воздушность и легкая ирония.
Современная изба
Современная изба – это оксюморон, потому что сама суть избы заключена в ее архаичности, простоте и резистентности к изменениям. Она была утилитарным жилищем, построенным по веками выверенным канонам, где каждая деталь имела функцию и символику. Попытка придать ей современность часто приводит к стилизации под народный стиль с декоративными излишествами. Создание современной избы в рамках архитектурных приличий – редкость. Но иногда, как в случае с проектом AI-architects, это удается.
Следующий уровень
Руководители Центрального университета поставили во главу угла новаторство как в методике обучения по системе STEM, так и в уникальности интерьеров, разработанных командой ABD Architects.
Огонь в скале
В конкурс на проект здания Национального музея архитектуры и дизайна в Хельсинки было подано 624 заявки. Принять участие удалось и российскому бюро Rhizome: команда предложила «оболочку» в виде скального массива, общественное пространство на кровле и конструктивную схему, которая сочетает железобетон и клееную древесину.
Деревянный пролет
Компания «Норвекс НЛК» и проектная группа «Поле дизайн» построили пешеходный мост через судоходный канал в коттеджном поселке Ленинградской области. Мост выполнен из гнутой древесины и не имеет опор в воде, благодаря чему органично вписывается в ландшафт береговой линии.
True-ля-ля в квадрате
Сетевые рестораны обычно – не самая креативная типология. Но ESENINS design studio опровергает эту точку зрения интерьером уже четвертого кафе сети True Cost, в котором архитекторы вновь находят оригинальное прочтение ее дизайн-кода.
Шепот песка
Бюро HAAST спроектировало многофункциональный спа-комплекс в Алматы, чтобы воплотить мечту заказчицы о пространстве, оказывающем терапевтический и расслабляющий эффект благодаря дизайну интерьера.
За каменной стеной
Концепция фондохранилища Староладожского историко-архитектурного и археологического музея-заповедника сочетает элементы архитектуры домонгольской Руси с современными приемами и материалами. Проект бюро Архиоптерикс стал победителем ежегодного конкурса «Концепций пространственного развития муниципальных образований Ленинградской области».
Мачта связи
Компания «Норвекс Арт» спроектировала и построила в городе Сокол вышку сотовой связи из клееной древесины. Она легче по весу, а также дешевле и экологичнее в производстве, чем металлическая.
Больше солнца и воздуха
Бюро KIDZ удается создавать кафе с уникальной атмосферой и настроением, благодаря которым они становятся популярными. И благодаря классному дизайну запускаются целые сети, как это произошло в Нальчике, где к уже двум существующим кофейням Balance Coffee добавилась третья.
Парящий дом
Сложный план и форма дома, построенного по проекту студии VFORM в Подмосковье, – ответ на ограничения компактного участка: архитекторы тщательно подбирали не только видовые характеристики, но и световые сценарии. «Левитацию» пластичного второго этажа обеспечивают тонкие колонны из нержавеющей стали, а также глянцевые и полупрозрачные материалы облицовки первого уровня дома.
Перпетум мобиле
Интерьер штаб-квартиры компании «Нацпроектстрой», созданный командой студии IND, максимально наглядно и столь же эффектно воплощает сферу деятельности заказчика – одного из крупнейших российских инфраструктурных холдингов: логистику и транспортные коммуникации всех возможных форматов.
Торжество во дворце
Проект дворца бракосочетания во Всеволожске, подготовленный мастерской «Головин & Шретер», стал победителем ежегодного конкурса «Концепций пространственного развития муниципальных образований Ленинградской области». Архитекторы предложили комплекс в духе дворцово-парковых ансамблей пригородов Санкт-Петербурга: с симметричной композицией и регулярным садом. А также позаботились о том, чтобы на памятные фотографии не попадали припаркованные автомобили.
Полуцифровая среда
В Иннополисе под Казанью открылся первый 4-звездочный отель, спроектированный бюро MAD Architects. Интерьеры отеля сочетают элегантность и иронию, технологичность и комфорт, напоминая декорации компьютерной игры или фантастического фильма о недалеком будущем.
Y-школа
По проекту «БалтИнвест-Проект» в Гатчине построена школа на 800 учеников. Лучевая планировка позволила разделить младшую и старшую школы, а также спортивный блок, обеспечив помещения большим количество естественного света. На многослойны фасадах оштукатуренные поверхности сочетаются с навесными элементами разных цветов и фактур.
Хрупкая материя
В интерьере небольшого ресторана M.Rest от студии дизайна интерьеров BE-Interno, расположенного на берегу Балтийского моря в Калининградской области, воплощены самые характерные черты меланхоличной природы этого края, и сам он идеально подходит для неторопливого времяпрепровождения с видом на закат.
Уступы, арки и кирпич
По проекту PRSPKT.Architects в Уфе достроен жилой комплекс «Зорге Премьер», честно демонстрирующий роскошь, присущую заявленному стилю ар-деко: фасады полностью облицованы кирпичом, просторные лобби украшает барельефы и многоярусные люстры, вместо остекленных лоджий – гедонистические балкончики. В стройной башне-доминанте располагается по одной квартире на этаже.
Карельская кухня
Концепция ресторана на берегу Онежского озера, разработанная бюро Skaträ, предлагает совмещать гастрономический опыт с созерцанием живописного ландшафта, а также посещением пивоваренного цеха. Обеденный блок с панорамными окнами и деревянной облицовкой соединяется с бетонным цехом аркой, открывающей вид на гладь воды.
Вечный август
Каким должен быть офис, если он находится в месте, однозначно ассоциирующемся не с работой, а с отдыхом? Наверное, очень красивым и удобным – таким, чтобы сотрудникам захотелось приходить туда каждый день. Именно такой офис спроектировало бюро AQ для IT-компании на Кипре.
Ласточкин хвост
Бюро Artel architects спроектировало для московского жилого комплекса «Сидней Сити» квартал, который сочетает застройку башенного и секционного типа. Любопытны фасады: клинкерный кирпич сочетается с полимербетоном и латунью, пилоны в виде хвоста ласточки формируют ритм и глубокие оконные откосы, аттик выделен белым цветом.
Налетай, не скупись…
В Москве открылся магазин «Локалы». Он необычен не только тем, что его интерьером занималось DA bureau, что само по себе привлекает внимание и гарантирует высокий уровень дизайна, но и потому, что в нем продаются дизайнерские предметы и объекты модных российских брендов.
Ступени в горах
Бюро Axis Project представило проект санаторно-курортного комплекса в Кисловодске, который может появиться на месте недостроенного санатория «Каскад». Архитекторы сохранили и развили прием предшественников: террасированные и ступенчатые корпуса следуют рельефу, образуя эффектную композицию и открывая виды на живописный ландшафт из окон и приватных террас.
Сопряжение масс
Загородный дом, построенный в Пензенской области по проекту бюро Design-Center, отличают брутальный характер и разноплановые ракурсы. Со стороны дороги дом представляет одноэтажную линейную композицию, с торца напоминает бастион с мощными стенами, а в саду набирает высоту и раскрывается панорамными окнами.
Работа на любой вкус
Новый офис компании Smart Group стал результатом большой исследовательской и проектной работы бюро АРХИСТРА по анализу современных рабочих экосистем, учитывающих разные сценарии использования и форматы деятельности.
Смех за портьерой
В Москве открылся театр современной клоунады и стендапа, интерьеры для которого разработало бюро AQ. Сочетание необычного здания и необычной функции трансформировалось в оригинальное дизайнерское решение, главную роль в котором играют фиолетовые драпировки, создающие особую театральную атмосферу.
Сжатие для развития
Мастер-план Воркуты, разработанный под руководством архитектурного бюро RTDA, стал ответом на резкое сокращение населения и упадок городской среды. Проект опирается на «регулируемое сжатие» – уплотнение структуры города с акцентом на благоустройство, экологию и вовлечение местных жителей.
Ностальгия – наше все
Совсем недавно московский бомонд обрел новую точку притяжения – возрожденный Дом творчества Переделкино. И вот уже популярная культурная институция начала обрастать необходимой инфраструктурой, в том числе коворкингом, чей интерьер cпроектирован бюро Blockstudio с большим уважением к памяти места.
Мерцающий дизайн
Как добиться максимального впечатления, используя минимум выразительных средств? Над этой задачей трудятся многие поколения архитекторов и дизайнеров-минималистов. Но студия SERDYUK пошла своим путем, создав компактную кофейню, облик которой собирается из самого простого набора элементов, но воспринимается как волшебная шкатулка.
Тайга во дворе
В тюменском жилом комплексе «Сердце Сибири» по проекту АБ «Вещь!» благоустроены дворы «Южная тайга» и «Северная тайга», а также бульвар «Тропа Сибири». Малые архитектурные формы отсылают к Тунгусскому метеориту и медвежьей берлоге, активная геопластика помогает усложнить пространство и маршруты.
Технологии и материалы
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
Сейчас на главной
Больше арок
В Сент-Луисе после реконструкции по проекту Snøhetta открылся концертный зал городского симфонического оркестра.
Море фантазии
Студия EgoDesign разработала для сети частных детских садов KIDO в Ижевске дизайн-концепцию, которая должна способствовать творческому развитию детей за счет тематических игровых компонентов и оформления, индивидуального для каждой группы.
Бумеранг на скалах
Архитекторы Snøhetta вписали здание рыболовецкой и рыбоводческой компании Magne Arvesen & sønner в скалистый берег острова Андёрья на севере Норвегии.
Гнезда, мосты, штиль и балтийская колючка в Филинской...
Ключевым событием завершившегося на днях фестиваля «ЭкоБерег» стало объявление победителей конкурса на разработку проекта туристической инфраструктуры на побережье Балтики в Филинской бухте. Победителем стал проект эко-парка «Гнезда» компании «Пауэр Технолоджис». Показываем все награжденные проекты.
Падел на взморье
Бюро 3 BY THREE разработало для Калининградской области концепцию падел-центра с фасадами из поликарбоната, которые за счет своей полупрозрачности делают спорт частью городской жизни. Объем с пятью кортами и балконом для зрителей дополняет блок лобби с эксплуатируемой кровлей.
Эндорфиновый всплеск
По проекту дизайн-студии TONKO на набережной Волги в Самаре появилась яркая площадка для тренировок на открытом воздухе. Уличная спортивная мебель произведена по чертежам архитекторов, а для зонирования активно используется цвет. Можно заниматься йогой, боксом, паркуром, настольным теннисом или же просто отдыхать в шезлонге.
Дыхание банковского дела
Новая штаб-квартира банка Lombard Odier на берегу Женевского озера задумана авторами проекта, Herzog & de Meuron, «дышащей», открытой природному окружению.
МАРШ: Уместность II
Магистранты студии «Уместность II», которую в 2024-2025 учебном году курировали Евгения Репина и Сергей Малахов, работали над мастер-планами исторических центров трех малых городов: Бирска, Зарайска и Камышина. Индивидуальная часть включила средовые проекты реконструкции и опиралась на авторский метод под названием «спонтанный ордер».
Пещеры и каньоны
В Алматы открылся частный музей современного искусства, построенный по проекту Chapman Taylor и CT Architects. Архитектурное решение обыгрывает контраст между статикой горного массива и динамикой современного города. Центральный атриум отсылает к линиям Чарынского каньона.
Свет и камень
DA bureau разработало для обувной сети Ekonika новую концепцию оформления магазинов, первым из которых стал флагманский шоу-рум в «Афимолле». На смену респектабельности пришла актуальная женственность, воздушность и легкая ирония.
Выбирая лучшее
Очередная книга Александра Змеула о московском метро посвящена конкурсам на проекты станций со середины 1950-х до 1991 года. Издание выпущено Музеем современного искусства «Гараж».
Гламур без излишеств
Форма идеального минимального жилища волнует архитекторов не одно десятилетие, начиная от крошечного «Кабанона» Ле Корбюзье, построенного на Лазурном берегу в 1952 году, до «Жилища первой необходимости» Нормана Фостера, показанного на 18-й Венецианской биеннале, и современных модульных кабин Nokken. Каждая эпоха по-своему отвечает на вопрос, как мало пространства человеку действительно нужно для жизни. «Хижина», спроектированная бюро Arhbro, продолжает эту традицию.
Современная изба
Современная изба – это оксюморон, потому что сама суть избы заключена в ее архаичности, простоте и резистентности к изменениям. Она была утилитарным жилищем, построенным по веками выверенным канонам, где каждая деталь имела функцию и символику. Попытка придать ей современность часто приводит к стилизации под народный стиль с декоративными излишествами. Создание современной избы в рамках архитектурных приличий – редкость. Но иногда, как в случае с проектом AI-architects, это удается.
Концептуальные музеи
Показываем проекты бакалавров 4 курса кафедры «Дизайн архитектурной среды» МАРХИ, выполненные под руководством Оскара Мамлеева и Ивана Колманка. Все посвящены музеям, а для публикации преподаватели выбрали работы самых увлеченных авторов. Все музеи, правда, более чем не обычны.
Взращенный на молоке
Жилой дом FRESH по проекту бюро KAAN как будто приобнял консольным выносом исторический корпус бывшего молокозавода в Эйндховене.
В лесах и на горах
В удивительных по красоте природных локациях по проектам «Генпро» строятся сразу два масштабных туристических кластера: один в Заполярье, в окрестностях Салехарда, другой – на Камчатке, у подножия вулкана Вилючинская Сопка.
Следующий уровень
Руководители Центрального университета поставили во главу угла новаторство как в методике обучения по системе STEM, так и в уникальности интерьеров, разработанных командой ABD Architects.
Точки роста
Дипломные проекты выпускников кафедры советской и современной зарубежной архитектуры МАРХИ традиционно охватывают широкий спектр тем. В этом году среди них – исследование ансамблей набережных в Москве, творчество авангардиста Виктора Калмыкова, анализ послевоенного социального жилья в Лондоне и феномен цифровых плоскостей в городе.
Угол натяжения струн
Дом Музыки, спроектированный Владимиром Плоткиным и архитекторами ТПО «Резерв», напоминает арфу, а при взгляде сверху еще и басовый ключ. Но если бы все было так просто. В архитектуре зданий комплекса соседствуют два вида образности: решетчатый, прозрачный и проницаемый язык «классического» модернизма и объемно-скульптурные ленты, любимые неомодернизмом нашего времени. Как все устроено, где катарсис, а где оси построения, где проект похож на ЦКЗ Зарядье, а где не очень – читайте в нашем тексте.
Огонь в скале
В конкурс на проект здания Национального музея архитектуры и дизайна в Хельсинки было подано 624 заявки. Принять участие удалось и российскому бюро Rhizome: команда предложила «оболочку» в виде скального массива, общественное пространство на кровле и конструктивную схему, которая сочетает железобетон и клееную древесину.
Лечебный трилистник
Модульная стальная конструкция больницы в Ханчжоу по проекту Архитектурного института Чжэцзянского университета (UAD) позволила сократить время и бюджет строительства. «Футуристический» замысел авторов при этом не пострадал.
Деревянный пролет
Компания «Норвекс НЛК» и проектная группа «Поле дизайн» построили пешеходный мост через судоходный канал в коттеджном поселке Ленинградской области. Мост выполнен из гнутой древесины и не имеет опор в воде, благодаря чему органично вписывается в ландшафт береговой линии.
АрхиWOOD-16: со вкусом к жизни
В этом году премия получила рекордное количество заявок: одних только загородных домов в длинном списке было 44. Однако вновь обошлось без яркого гран-при, было учреждено лишь два специальных приза в небольших номинациях. Отмеченные наградами проекты – все до одного, от усадьбы до вышки сотовой связи – говорят о желании отдыха, эскапизма и радости: уехать от большого города, смотреть на воду и деревья, сделать что-то руками и никуда не торопиться.
True-ля-ля в квадрате
Сетевые рестораны обычно – не самая креативная типология. Но ESENINS design studio опровергает эту точку зрения интерьером уже четвертого кафе сети True Cost, в котором архитекторы вновь находят оригинальное прочтение ее дизайн-кода.
По волнам памяти
Говорят, в советское время выпускники архитектурных вузов могли спроектировать завод или целый микрорайон, но почти ничего не знали о планировке частного дома. Сегодня все иначе: не потому, что студенты стали лучше разбираться в индивидуальном жилье, а потому что промышленные объекты их мало интересуют. Их основная миссия – работа с наследием: переосмысление руин, реновация заброшенных фабрик, фестивали в опустевших деревнях, проекты, связанные с памятью места. В этой подборке – самые интересные дипломы выпускников Школы дизайна НИУ ВШЭ.
Свет в пустоте
Культурный центр «Чжанбэйский мираж», расположенный среди полей северо-востока Китая, превращен бюро Puri Lighting Design в гигантскую световую инсталляцию.
Как старинный Тобольск становится порталом в будущее
За последнее десятилетие архитектурное бюро Wowhaus подготовило концепции развития для ряда российских городов – Выксы, Тулы, Нижнекамска. На этом фоне мастер-план Тобольска выделяется своим масштабом – охваченная преобразованиями территория превышает 220 км² – и сложностью.
Шепот песка
Бюро HAAST спроектировало многофункциональный спа-комплекс в Алматы, чтобы воплотить мечту заказчицы о пространстве, оказывающем терапевтический и расслабляющий эффект благодаря дизайну интерьера.