Северное сияние

Новый музей архитекторов Гикало и Купцова ненавязчиво, но уверенно освежает городской пейзаж Петропавловска-Камчатского. Ночью переливается волнообразным цветом, что символизирует воду. Точки на фасадах абстрагируют тему рыб и кораблей, которые рыб ловят. Современный медийный музей, причем авторы сделали все, он фасадов до мерча; что тоже очень современно. А на самом деле музей – результат реконструкции модернистского ресторана-стекляшки, который 50 назад здесь тоже оживлял контекст. Хочется сказать, что наши современники подхватили эстафету, от модернизма к неомодернизму.

mainImg
Архитектор:
Сергей Гикало
Александр Купцов
Мастерская:
Архитекторы Гикало Купцов
Проект:
Океанрыбфлот музей
Россия, Петропавловск-Камчатский, ул. Ключевская, 32

Авторский коллектив:
Руководители авторского коллектива: Сергей Гикало, Александр Купцов 
ГАП: Александр Купцов 
Ведущий архитектор: Олег Корпачев 
Архитекторы: Евгений Устюгов, Анна Герасимова, Николай Югай, Арина Червякова, Лина Самигуллина 
Художник: Василий Кармазин 
Графические дизайнеры: Полина Жидкова, Василий Кутвинов 
Модельер: Анна Налич 
Макет: Владимир Изаксон 

2020 — 2022 / 2020 — 2022

Мультимедиа: ТВ ДИЗАЙН 
Разработка мультимедийного контента и программного обеспечения: NEXT.SPACE 

Заказчик: АО «Океанрыбфлот»
Музей компании Океанрыбфлот, посвященный рыбакам и кораблям Камчатки, разместился рядом с офисом компании – башней на севером берегу озера Култучное. Здание музея – не новое, это реконструкция ресторана «Вулкан», который был построен поблизости от офиса компании даже немного раньше его. 

Ресторан был характерной модернистской «стекляшкой», довольно стильной. 
zooming
Ресторан «Вулкан» в 1970-е годы

К тому же по воспоминаниям старожилов чуть ли не половина Петропавловска-Камчатского была зачата именно там. 

Позднее ресторан приходил в упадок, его оштукатурили, затем обшили, кажется, сайдингом, и вид его стал довольно неказистым. Вот так он выглядел в процессе разборки обшивки. 

Факт, что теперь ресторан – не ресторан, а музей, примерно половину которого занимают, судя по плану, административные помещения. 
Взрыв-схема. Океанрыбфлот музей. Аксонометрия
© Гикало Купцов архитекторы
Океанрыбфлот музей. План экспозиции
© Гикало Купцов архитекторы

Главное отличие обновленного здания – фасад. Стекло в нем исчезло, так как музейной экспозиции редко бывают нужны витражи. Вместо стекла – стены из черного керамогранита и отстоящий от них на некоторое расстояние внешний слой белого алюминия с просечным рисунком. Внутрь встроена динамичная подсветка, вечером она проходит по рисунку волной, и нарисованные точками рыбы и кальмары светятся, как этакие глубоководные медиа-медузы. Далеко лететь, но даже интересно взглянуть, как он плавно переливается. Как драгоценности в старом кино. 
  • zooming
    Океанрыбфлот музей
    Фотография © Гикало Купцов архитекторы
  • zooming
    Океанрыбфлот музей
    Фотография © Гикало Купцов архитекторы

И еще он похож, особенно зимой, на кусок льда, выпиленный из моря и положенный на склоне вместе с вмерзшими в него вкусными рыбами и крабами. С одной стороны, символ океанского богатства, с другой – как будто и некое камлание на предмет хорошей добычи. 

Рисунок из точек разного размера сделан очень тщательно – авторы даже посчитали количество отверстий: 102 675 штук. 
Океанрыбфлот музей
Фотография © Гикало Купцов архитекторы
Океанрыбфлот музей
Фотография © Гикало Купцов архитекторы
Океанрыбфлот музей
Фотография © Гикало Купцов архитекторы

Внутри ему вторит такой же, с графикой из точек, дизайн экспозиции, посвященный рыбам, рыбакам – сотрудникам компании, и кораблям. Особенное внимание уделено большому  супертраулеру «Георгий Мещеряков», история создания дополнена виртуальной экскурсией по нему.
 

Но вернемся наружу. Авторы не только обновили фасады, но и благоустроили площадь перед входом; установленные там лампочки они романтически сравнивают с Млечным путем и звездами, которые служили ориентирами для моряков, пока те не обзавелись электронным приборами. 

Вход, который у «стекляшки» был поглубже, но тоже с круглыми колоннами, Купцов и Гикало решают с виде полуарки, причем в проекте было два варианта: с белой и зеркальной поверхностью изгиба. Выиграл второй и, пожалуй, это правильно. 
  • zooming
    Океанрыбфлот музей
    Фотография © Гикало Купцов архитекторы
  • zooming
    Океанрыбфлот музей
    © Гикало Купцов архитекторы

Важно, что архитекторы Сергей Гикало и Александр Купцов продумали музей целиком: и фасады, и экспозицию, и мерч вплоть до значков, – последнее особенно любит подчеркивать Александр Купцов, представляя проект. Ну что же, мы живем в период тотального дизайна, когда он удается – это радует. А уж сколько раз авторы летали в Петропавловск-Камчатский надзирать за стройкой – это хорошо знают социальные сети. 
  

В Петропавловске, как и много где, тонкими слоями смешана застройка частного сектора, деревянные многоквартирные двухэтажки и панельные дома. Надо думать, что в семидесятые ресторан «Вулкан» был в этой среде жемчужиной. Тогда и ресторанов было немного, но и архитектуру он демонстрировал свежую: лаконичную, прозрачную. 

Обновленное здание тоже можно назвать прививкой новой архитектуры Петропавловску-Камчатскому, только через 50 лет: просечной металл с узором, подсветка, простая форма, белый цвет, – все это модно в столицах, но нельзя сказать, что уже усвоено на Дальнем Востоке. Так или иначе, в бывший «Вулкан» опять кажется намного более живым, чем башня офиса Океанрыбфлота.
Океанрыбфлот музей
Фотография © Гикало Купцов архитекторы

А еще ужасно хочется сравнить его с недавней реконструкцией кафе «Чайка» в Нижнем Новгороде. Неисповедимы трактовки исходного модернизма, и вот вам, пожалуйста, минимум два варианта на предмет того, что с ним можно делать. 

Но получилось-то – вполне привлекательно: и медиа, и абстрагированная ловля рыб, и, прости Господи, мерч. 
  


Дальше слово авторам проекта: 

«Корпоративный Музей АО «Океанрыбфлот» размещается в реконструированном строении бывшего ресторана «Вулкан» в непосредственной близости от главного здания компании. От него к Музею поднимается лестница, связывающая улицы Ленинградскую и Ключевскую. Главный вход организован с угла здания. Перед входом устроена аванплощадь с мощением гранитной брусчаткой и встроенной подсветкой, символизирующей Млечный путь, издавна служивший верным ориентиром морякам. По обеим сторонам от входа размещены гранитные скамьи, напоминающие своей формой морскую гальку. Наследуя геометрии главного здания, полукруглый козырёк волной укрывает входную нишу, не выступая за пределы площади застройки.

В ходе реконструкции здание Музея обрело новые фасады, имеющие многослойную структуру. Внутренний слой – облицовка из черного керамогранита. Наружный слой формируют перфорированные алюминиевые панели (102 675 отверстий), окрашенные в белый цвет. Между внутренним и внешним слоями фасадов устроена декоративная динамическая подсветка, меняющая цветность от белого до тёмно-синего и создающая эффект накатывающей волны. Перфорация панелей образует декоративное панно, украшающее три из четырёх фасадов здания. Тематика панно отражает содержание экспозиции Музея, рассказывающей о труде и быте рыбаков Камчатки.
  

Вход в Музей организован через двустворчатые стеклянные двери с логотипом АО «Океанрыбфлот» на полукруглой фрамужной части. Минуя стеклянный тамбур, фланкируемый двумя якорями Холла, посетители оказываются в первом зале. Прямо напротив входа расположена круглая информационная стойка, за которой вошедших встречают сотрудник музея и экскурсовод. Позади размещен куб, заключающий в себе гардероб свободного доступа с локерами. В стену куба, обращенную ко входу, встроены витрины с сувенирами. Объёмы информационной стойки и гардероба разделяют пространство первого зала на две зоны: входную место сбора и ожидания экскурсантов, с экспозицией, знакомящей с тематикой промышленного рыболовства, и зону, посвященную Камчатке – родному дому компании. Об истории региона, его настоящем и будущем рассказывает видеоролик, воспроизводимый на ЖК-экране, и информация на стендах, размещенных по периметру. Мультимедийная консоль, встроенная в пьедестал по центру этой зоны, позволяет увидеть рыб и других морских обитателей Камчатки в их естественной среде и поучаствовать в викторине.
  • zooming
    1 / 9
    Океанрыбфлот музей
    © Гикало Купцов архитекторы
  • zooming
    2 / 9
    Макет. Океанрыбфлот музей
    © Гикало Купцов архитекторы
  • zooming
    3 / 9
    Океанрыбфлот музей
    © Гикало Купцов архитекторы
  • zooming
    4 / 9
    Океанрыбфлот музей
    © Гикало Купцов архитекторы
  • zooming
    5 / 9
    Океанрыбфлот музей
    © Гикало Купцов архитекторы
  • zooming
    6 / 9
    Океанрыбфлот музей
    © Гикало Купцов архитекторы
  • zooming
    7 / 9
    Океанрыбфлот музей
    © Гикало Купцов архитекторы
  • zooming
    8 / 9
    Океанрыбфлот музей
    © Гикало Купцов архитекторы
  • zooming
    9 / 9
    Океанрыбфлот музей
    © Гикало Купцов архитекторы

Второй зал Музея посвящен рыбацкому промыслу, истории и развитию технологий компании. Предметную часть экспозиции составляют настоящие артефакты: подлинные образцы орудий труда и быта рыбаков и мореходов. В стеклянной витрине выставлены предметы связанные с историей создания супертраулера «Георгий Мещеряков». На разновысоких цилиндрических подиумах представлены судовые хронометр и лампы, иллюминатор, кухтыли и секстант, бухта канатов и спасательный круг, лопасть гребного винта и компас. Интерактивная инсталляция с картой морей и океанов, где исторически вели и в настоящий момент ведут лов суда флота ОРФ, дает возможность узнать о каждом из них. Медиа экран «Производственная цепочка» наглядно показывает промысловый путь рыбы – от попадания в трал до конечного потребителя. Кульминацией экспозиции Музея служит виртуальная экскурсия на новейший супертраулер «Георгий Мещеряков», в ходе которой каждый сможет осмотреть все отсеки новейшего рыболовного судна и почувствовать себя капитаном, ведущим свой мощный корабль 
сквозь бурю и непогоду.
  

Третий зал Музея посвящен главному богатству АО «Океанрыбфлот» – его сотрудникам. Интерактивные экспозиции, размещенные по длинным сторонам зала, рассказывают о прошлом и настоящем компании, о ее роли в развитии рыбной отрасли Камчатки, о ветеранах, руководстве и вкладе каждого сотрудника в общие достижения. Центр зала занимает спасательная шлюпка, в торце зала установлен голографический экран, демонстрирующий 3D-модель современного рыболовного судна. Социальная ответственность АО «Океанрыбфлот», помощь подшефным организациям – этим темам посвящены ролики, проецируемые на панорамный экран в торце зала и завершающие экспозицию Музея. 

Стены реконструируемого здания окрашены в черный. В тот же цвет окрашены потолки и открытый усиливающий каркас из стальных стоек и балок. Для полов использован черный керамогранит с фактурой сланца. По периметру залов на стойки каркаса навешиваются белоснежные панели, на которых размещена визуально-текстовая часть экспозиции и которые также служат медиаэкраном для проекции ее интерактивной части. Зазор между поверхностью стен и стойками каркаса заполнен морской галькой, формируя естественную границу строгой геометрии плит пола. В белом цвете выполнены шинопроводы систем освещения, объемы инфостойки и гардероба. Фирменный цвет Музея, использованный для внутренней отделки объемов, дополняет черно-белый контраст. 

Цвета, выбранные для музея АО «Океанрыбфлот», отсылают к уникальной природной среде Камчатки:
Белый – цвет снега и морской пены; 
Чёрный – вулканическая лава и песок океанических пляжей; 
Синий – цвет безграничного неба и океана.

Алюминиевые фасадные панели: алюминиевый лист REYNOLUX с покрытием антиграффити производство ARCONIC (Франция) / перфорация алюминиевого листа, 
сборка кассет и производство работ по монтажу фасада – БАУМЕТАЛЛ ГРУПП (Россия) 
Керамогранит: FLORIM (Италия) / поставщик LUCIDO – бутик Итальянской плитки (Россия) 
Окна и двери: SCHUCO (Германия) / СПК (Россия) 
Освещение: фасадное освещение INTILED (Россия), освещение благоустройства LAM32 (Италия), интерьерное освещение ALEDO (Россия) / поставщик ГАРМОНИЯ СВЕТА  (Россия) 
Вентрешетки: INVISILINE (Россия) 
Сантехника: BELBAGNO (Италия), KEUCO (Германия), HANSGROHE (Германия) / поставщик САНСТОР (Россия) 
Мебель: B&B (Италия), LA PALMA (Италия) / поставщик BESTES-HAUS Interieur (Россия) 
Индивидуальная мебель: Группа компаний АВЕРС (Россия)»
Архитектор:
Сергей Гикало
Александр Купцов
Мастерская:
Архитекторы Гикало Купцов
Проект:
Океанрыбфлот музей
Россия, Петропавловск-Камчатский, ул. Ключевская, 32

Авторский коллектив:
Руководители авторского коллектива: Сергей Гикало, Александр Купцов 
ГАП: Александр Купцов 
Ведущий архитектор: Олег Корпачев 
Архитекторы: Евгений Устюгов, Анна Герасимова, Николай Югай, Арина Червякова, Лина Самигуллина 
Художник: Василий Кармазин 
Графические дизайнеры: Полина Жидкова, Василий Кутвинов 
Модельер: Анна Налич 
Макет: Владимир Изаксон 

2020 — 2022 / 2020 — 2022

Мультимедиа: ТВ ДИЗАЙН 
Разработка мультимедийного контента и программного обеспечения: NEXT.SPACE 

Заказчик: АО «Океанрыбфлот»

11 Декабря 2023

Похожие статьи
Записки охотника
По проекту архитектурно-художественных мастерских Величкина и Голованова во Владимирской области построен комплекс клуба любителей охоты и рыбалки. Основным материалом для объектов послужил клееный брус, а сужающиеся книзу крестообразные пилоны и металлические клепаные ставни создали необходимую брутальность.
Инки и сакура
В интерьере красноярского ресторана N’kei бюро LEFTdesign следует гастрономической концепции, соединяя культуру Японии и Перу. Элементы дизайна отсылают к Радужным горам, золоту инков и цветению сакуры, одновременно сохраняя суровость сибирского края.
Алхимия семян
Для кофейни Slovno в Мае во Владимире Raimer Bureau сочинило фантазийную лабораторию, которую не ожидаешь встретить в обычном торговом центре: с травами и картотекой специй, колбами и склянками, фактурными поверхностями и винтажной мебелью.
Космо-катамино
Бюро MORS ARCHITECTS придумало для компании, которая специализируется на кибербезопасности, офис-головоломку, стимулирующий креативность и азарт: с помощью насыщенных цветов и отсылок к ретрофутуризму.
Рамка кирпича
По проекту бюро Axis Project на Кубанской набережной в Краснодаре построен офис, который уже взяло в аренду другое бюро – Archivista. Перебрав несколько вариантов, авторы и заказчики остановились на лаконичной форме, сделав ставку на ясность пропорций и выразительность материала – красного кирпича ручной формовки.
Конгресс и кампус
В Кирове подвели итоги конкурса на концепцию конгресс-холла и общественного пространства на территории бывшего Кировского военно авиационно-технического училища, которую планируется развивать в качестве кампуса. Победила заявка Максима Гарипова: архитектор подошел к территории через метафору потока, а здание-доминанту превратил в композиционный мост.
Дом прощания
Бюро DIALECT Architects спроектировало для кладбища недалеко от Екатеринбурга комплекс построек, который помогает провести ритуал прощания. Авторы стремились найти подходящий функции тон, для чего обратились к образу неугасающего пламени, использовали светлые материалы, а также силу воздействия ландшафта и зеркала воды.
Торговый городок
Консорциум APRELarchitects, «ДАЛЬ» и Деловой клуб «Наследие и экономика» разработал для рязанской ВДНХ мастер-план развития, который учитывает как сохранение 21 павильона, так и программирование территории, способное вернуть жизнь и устойчивость этому знаковому месту. Многие решения мастер-плана уже реализованы.
Город без города
DK architects Григория Дайнова спроектировали, в рамках ППТ благоустройства побережья Каспия, Итальянскую улицу среди парков. На ней будут действовать европейские правила и культурные традиции, улица будет фрагментом привычной общественной среды для туристов – такое принято на Ближнем Востоке. В домах, ее составляющих, – кафе, магазины, офисы и бутик-отели. Фрагмент города – без города, имплантированная на Восток сумма представлений об Италии.
Лунка и сопка
Гольф-поле, построенное на окраине Красноярска по проекту местного бюро Проектдевелопмент, включает Академию – крытую часть для отработки ударов. Здание построено из клееных балок, а его форма соответствует ландшафту и очертаниям сопок.
Воспитание преемственностью
Объект культурного наследия на территории нового жилого комплекса часто воспринимается застройщиком как обременение. Хотя вполне может стать «продающей» и привлекающей внимание особенностью. Один из таких примеров реализован в петербургском ЖК «Кантемировский 11», где по проекту НИиПИ Спецреставрация фабрику начала XX века приспособили под школу и детский сад.
Левитация памяти
CITIZENSTUDIO спроектировали и реализовали памятник жертвам Холокоста в Екатеринбуге. В него включены камни из десяти мест массовой гибели евреев во время Великой Отечественной. На каждом табличка. И еще, хотя и щемяще-мемориальный, хрупкий и открытый. К такому памятнику легко подойти.
Радушный мицелий
Проект гостинично-оздоровительного комплекса для эко-парка «Ясно-поле» отталкивается от технологии – по условиям конкурса, его будут печатать на 3D-принтере. В поисках подходящей «слоистой» фактуры арт-группа Nonfrozenarch обратилась к царству грибов.
Канон севера
Проект храмового комплекса рядом со студенческим городком СПбГУ в Петергофе включает отсылки к северному модерну и конструктивизму. Мастерская «Прохрам» не боится сочетать «плинфу» и кортен, а также использовать не самые традиционные формы. Однако первый вариант, признанный архитектурным сообществом, пришлось всё же скорректировать в соответствии с пожеланиями заказчика. Помимо культовых сооружений комплекс предложит пригороду Петербурга социальные, образовательные и общественные площадки.
Девица в светёлке
В интерьере шоу-рума компании «Крестецкая строчка» в петербургском пассаже бюро 5:00 am соединило театральность, неорусский стиль и современные детали: сундуки с «приданым», наличники и занавес сочетаются с нержавеющей сталью и стеклом.
Бумажный офис
Для собственного офиса бюро Maxim Kashin Architects не побоялось с головой уйти в концептуализм. В основе проекта – восхищение авангардом и наследием бумажных архитекторов. Итог – сложно скроенное и несколько дезориентирующее, ни на что не похожее пространство, в котором хочется оказаться, чтобы его понять и почувствовать.
Плач, затмение и городище
Якорный объект экопарка «Каялов бор» в городе Россошь – маршрут длиной в 3,5 километров, который знакомит посетителей с событиями, описанными в «Слове о полку Игореве». Архитекторы воронежского бюро TOU ARCHITECTS дополняют тематические объекты, которые обеспечивают разнообразный досуг, спортивными трассами и событийной площадью.
Спелый апельсин
Учебный центр Edu Expo построен в центральной части Ташкента по проекту местного бюро Parallel architects. Относительно простая планировочная структура – аудитории и конференц-залы, сосредоточенные вокруг центрального холла – проявлена на фасаде панелями с паттерном штрих-кода. Однако вставки ярко-оранжевых балконов и ниш полностью меняют восприятие.
Сады и узоры
С проектом креативного кластера в Саудовской Аравии бюро IND взяло премию WAF в номинации «Проекты», в категории «Культура». Архитекторы предложили жесткую ортогональную структуру, но интегрировали в нее систему камерных пространств с тенью, садами и водоемами. Отсылки к традиционной культуре, такие как трамбованная земля или имитация узоров на ткани, соединяются с вертикальным озеленением и структурным остеклением.
Черное кимоно
Бюро IDEOLOGIST подготовило проект реконструкции позднесоветской базы отдыха, расположенной на скале у Черного моря, недалеко от Геленджика. Концепция выдержана в японском духе, что с одной стороны соответствует вектору развития курорта, с другой – логично соотносится с созерцательными пейзажами субтропического пояса.
Культурный треугольник
Еще один проект мастерской «Арканика» для Альметьевска – трехэтажная художественная галерея, которая расположится у Каскада прудов в пешей доступности от штаб-квартиры «Татнефти». Главными аттракторами послужат подсвеченные фасады и кровля-амфитеатр, ориентированная на мечеть, а также функциональная программа, продуманная компанией «Новая земля».
Вторая ступень
Парк покорителей космоса имени Юрия Гагарина, расположенный недалеко от Саратова в месте приземления космонавта, власти города планируют развивать как тематический развлекательно-познавательный кластер. Согласно концепции, подготовленной архитектурной мастерской Алексея Ильина и медиагруппой «Красный квадрат», на его территории появится серия объектов, главным из которых станет павильон «Восток-1».
Культурный метаморфоз
В рамках реконструкции дома культуры в селе Алтайского края, которая фактически обернулось новым строительством, новосибирское бюро «Формат Проект» решило сохранить функциональную схему предшественника, но критически переработало фасады, добавив современные материалы, большой витраж и, по настоянию заказчика, скатную кровлю.
Арт-лабаз
К своему 800-летию Юрьевец планирует обзавестись арт-резиденцией, которая займет здание лабаза – исторической деревянной постройки, сохранившейся недалеко от дома-музея Весниных. В проекте приспособления бюро APRELarchitetcs руководствуется идеями знаменитых братьев-архитекторов и на первый план выводит подлинные конструкции.
Блинчик с арабеской
В Дубае открылся ресторан сети «БлинБери», интерьер которого разработала волгоградская студия Rogojnikov&Sorokin. С помощью резных панелей из фанеры архитекторы решили сразу несколько задач: придали помещению с высокими потолками уюта, закрыли инженерные коммуникации и объединили символы двух культур.
Вера и каштаны
Интерьеру кафе в Воронеже, названному в честь Веры Комиссаржевской, бюро Tou Architects придало театральности за счет акцентной стены с мозаикой, в которой зашифрован важный городской символ. «Мозаику-приму» оттеняют винтажная мебель, темное дерево и фактурная штукатурка.
Завтрак у воды
На набережной в Волгограде открылась кофейня, над интерьерами которой работало бюро Rogojnikov&Sorokin. Архитекторы подчеркнули преимущества советского неоклассического павильона, в котором когда-то продавали мороженое, добавив современных деталей и непринужденного шика
Залететь в тренды
Бюро Izi Design спроектировало для Ульяновска гибридное двухуровневое пространство, которое объединяет ресторан, студию флористики, лекторий и салон красоты. Интерьеры предлагают посетителям череду популярных в последнее время приемов: от оливкового дерева в кадке до шлакоблоков в качестве элемента дизайна.
Планета людей
Пятиэтажный коворкинг-хаб в Бишкеке привлекает резидентов комфортными рабочими местами, а также ярким дизайном: интерьерами занималось сразу несколько бюро, развивая темы воды, леса, земли и неба. За архитектурную концепцию и первый этаж отвечали Tsarik Architecture.
Сейфы и дюны
Один из минских офисов Alfa Bank располагается в здании бизнес-центра на берегу водохранилища Дрозды. Работая с интерьером, бюро ZROBIM architects откликнулось на пейзаж за окном и соединило айдентику банковского учреждения с природными мотивами.
Технологии и материалы
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
Сейчас на главной
Белая гряда
Для первого этапа реконцепции территории советского пансионата в Анапе бюро ZTA предложило типовой корпус, ритм и пластика которого навеяна рисунками, оставленными ветром на песке. Небольшое смещение ячеек номеров обеспечивает приватность и хороший обзор.
Сергей Скуратов: «Если обобщать, проект реализован...
Говорим с автором «Садовых кварталов»: вспоминаем историю и сюжеты, связанные с проектом, который развивался 18 лет и вот теперь, наконец, завершен. Самое интересное с нашей точки зрения – трансформации проекта и еще то, каким образом образовалась «необходимая пустота» городского общественного пространства, которая делает комплекс фрагментом совершенно иного типа городской ткани, не только в плоскости улиц, но и «по вертикали».
Карельская обитель
Храм в честь всех карельских святых планируют строить в небольшом поселке Куркиёки, который находится недалеко от границы Карелии и Ленинградской области, на территории национального парка «Ладожские шхеры». Мастерская «Прохрам» предложила традиционный образ и современные каркасные технологии, а также включение скального массива в интерьер здания.
Нетипичный представитель
Недавно завершившийся 2024 год можно считать годом завершения реализации проекта «Садовые кварталы» в Хамовниках. Он хорошо известен и во многом – знаковый. Далеко не везде удается сохранить такое количество исходных идей, получив в итоге своего рода градостроительный гезамкунстверк. Здесь – субъективный взгляд архитектурного журналиста, а завтра будет интервью с Сергеем Скуратовым.
Выкрасить и выбросить
В Парке Горького сносят бывшее здание дирекции у моста, оно же бывший штаб музея GARAGE. В 2018 году его часть обновили в духе современных тенденций по проекту Ольги Трейвас и бюро FORM, а теперь снесли и утверждают, что сохраняют архитектуру конструктивизма.
Параметрия и жизнь
Жилой дом Gulmohar в индийском Ахмадабаде архитекторы бюро Wallmakers выстроили буквально вокруг растущего на участке дерева.
2024: что читали архитекторы
В нашем традиционном новогоднем опросе архитекторы вспомнили много хороших книг – и мы решили объединить их в отдельный список. Некоторые издания упоминались даже несколько раз, что дало нам повод составить топ-4 с короткими комментариями. Берем на вооружение и читаем.
Пресса: Как Игорь Пасечник («НИиПИ Спецреставрация») вместе...
Игорь Пасечник — супергерой петербургской реставрации. Он сумел превратить «ненужный» государственный научно-исследовательский институт в успешную коммерческую организацию «НИиПИ Спецреставрация». Специально для Собака.ru архитектурный критик Мария Элькина узнала, что Теодор Курентзис поставил обязательным условием в реставрации Дома Радио, стоит ли восстанавливать давно разрушенное и что за каллиграффити царапали корнеты на стенах Николаевского кавалерийского училища.
Блеск и пепел
В Русском музее до середины мая работает выставка «Великий Карл», приуроченная к 225-летию художника и окончанию работ по реставрации «Последнего дня Помпеи». Архитектуру доверили Андрею Воронову («Архатака»): он утопил в «пепле» Академические залы и запустил в них лазурный цвет, визуализировал линию жизни и приблизил картины к зрителю, обеспечив свежесть восприятия. Нам понравилось.
Корочка и мякоть
Кафе Aaark на Чистых прудах вдохновлено Италией середины XX века. Студия KIDZ выбрала в качестве концептуальной основы фокаччу, однако уловить это в элегантном ретро-интерьере можно только после пояснения: фактурные штукатурки, темный шпон и алый стол отвечают соответственно за мякоть, корочку и томаты.
От Перово до Новогиреево
В декабре заработала новая выставка проекта «Москва без окраин», рассказывающая об архитектуре районов Перово и Новогиреево. Музей Москвы подготовил гид по объектам, представленным в новой экспозиции. Выставка работает до 9 марта.
Продолжение холма
Для подмосковного гольф-курорта «Шишкино» бюро Futura Architects спроектировало два различных по стилю «острова» с инфраструктурой: бионическое медицинское крыло со зданием-кометой, а также гостевой комплекс, интерпретирующий тему традиционного шале.
Геометрия отдыха
Новый жилой район вьетнамского города Виня получил необычный парк и центр отдыха. Архитекторы бюро MIA Design Studio скрыли все объемы под склонами прямоугольных газонов.
Записки охотника
По проекту архитектурно-художественных мастерских Величкина и Голованова во Владимирской области построен комплекс клуба любителей охоты и рыбалки. Основным материалом для объектов послужил клееный брус, а сужающиеся книзу крестообразные пилоны и металлические клепаные ставни создали необходимую брутальность.
Нейро – мета-
Российский AI-художник Степан Ковалев удостоился упоминания от основателя «гранжа в графическом дизайне» и попал в новый журнал The AI Art Magazine, который теперь издается в Гамбурге, с работой абстрактно-метафизического плана. Что спровоцировало нас немного изучить контекст: и журнал, и другие AI-конкурсы.
Кирпич на вес золота
В конце декабря в Санкт-Петербурге подвели итоги четвертого Кирпичного конкурса, проводимого издательским домом «Балтикум» совместно с компанией «АРХИТАЙЛ Северо-Запад». Принять участие в конкурсе могли молодые архитекторы и дизайнеры до 35 лет. Гран-при 100 тысяч рублей получил проект «Серая кольцевая», разработанный Анастасией Сергеевой и Владиславом Лобко из Санкт-Петербурга. Победителям номинаций досталось по 25 тысяч рублей. Рассказываем подробнее о проектах-победителях.
Нефритовые драгоценности
Бюро Zaha Hadid Architects получило заказ на разработку проекта Центра культуры и искусства реки Цаоэ в китайском Шаосине. В качестве отделочного материала планируется использовать особые керамические панели необычного серо-зеленого оттенка.
Инки и сакура
В интерьере красноярского ресторана N’kei бюро LEFTdesign следует гастрономической концепции, соединяя культуру Японии и Перу. Элементы дизайна отсылают к Радужным горам, золоту инков и цветению сакуры, одновременно сохраняя суровость сибирского края.
Алхимия семян
Для кофейни Slovno в Мае во Владимире Raimer Bureau сочинило фантазийную лабораторию, которую не ожидаешь встретить в обычном торговом центре: с травами и картотекой специй, колбами и склянками, фактурными поверхностями и винтажной мебелью.
Архитектура в кино
Кто не любит рассматривать архитектуру в кино, распознавать «места» или оценивать виртуальные города? Но кто знает, что декорации для Эйзенштейна делал Буров, и им восхищался Корбюзье? И все ли знают виллу Малапарте? А вот Александр Скокан рассматривает архитектуру в кино «олд-скульно», через шедевры модернизма. И еще как героя фильма: где-то здание играет свою кинороль, а где-то, кажется, и человек не нужен.
2024: что говорят архитекторы
Больше всего нам нравится рассказывать об архитектуре, то есть о_проектах, но как минимум раз в год мы даем слово архитекторам ;-) и собираем мнение многих профессионалов о том, как прошел их профессиональный год. И вот, в этом году – 53 участника, а может быть, еще и побольше... На удивление, среди замеченных лидируют книги и выставки: браво музею архитектуры, издательству Tatlin и другим площадкам и издательствам! Читаем и смотрим. Грустное событие – сносят модернизм, событие с амбивалентной оценкой – ипотечная ставка. Читаем архитекторов.
Поле жизни
Новый проект от бюро ПНКБ Сергея Гнедовского и Антона Любимкина для Музея-заповедника «Куликово поле» посвящен Полю как таковому, самому по себе. Его исследование давно, тщательно и успешно ведет музей. Соответственно, снаружи форма нового музейного здания мягче, чем у предыдущего, тоже от ПНКБ, посвящённого исторической битве. Но внутри оно уверенно ведет посетителя от светового колодца по спирали – к полю, которое в данном случае трактовано не как поле битвы, а как поле жизни.
Космо-катамино
Бюро MORS ARCHITECTS придумало для компании, которая специализируется на кибербезопасности, офис-головоломку, стимулирующий креативность и азарт: с помощью насыщенных цветов и отсылок к ретрофутуризму.
Дерево и базальт
Бюро Malik Architecture соединило в своем проекте гостиницы Radisson в горах индийского штата Махараштра местные традиции и требования ресурсоэффективности.
Пресса: «Строить в центре в историческом стиле — всегда было...
В Петербурге в 2024 году похоронили проект парка «Тучков буян», на торги выставили тюрьму «Кресты». Конюшенное ведомство, наконец, дождалось начало разработки проекта реставрации, и началось строительство кампуса СПбГУ. «Фонтанка» поговорила с автором ряда ключевых для Петербурга проектов и, наверное, одним из самых известных петербургских архитекторов, главой «Студии 44» Никитой Явейном об итогах года.
Рамка кирпича
По проекту бюро Axis Project на Кубанской набережной в Краснодаре построен офис, который уже взяло в аренду другое бюро – Archivista. Перебрав несколько вариантов, авторы и заказчики остановились на лаконичной форме, сделав ставку на ясность пропорций и выразительность материала – красного кирпича ручной формовки.
Пресса: Лучшие здания, станции и мосты, построенные (или снесенные)...
Новые постройки МГТУ им. Баумана — самая масштабная и противоречивая реализация года. Немецкая слобода, в которой находится Бауманка, представляет собой наслоение самых разных эпох, при этом многие десятилетия пребывала в каком-то подвешенном состоянии, словно ожидая мощного толчка.
Для борьбы со стихией
В японском городе Курасики по проекту Кэнго Кумы создан парк, инфраструктура которого поможет жителям в случае природной катастрофы.
Конгресс и кампус
В Кирове подвели итоги конкурса на концепцию конгресс-холла и общественного пространства на территории бывшего Кировского военно авиационно-технического училища, которую планируется развивать в качестве кампуса. Победила заявка Максима Гарипова: архитектор подошел к территории через метафору потока, а здание-доминанту превратил в композиционный мост.