Дворец как пространство для диалога

Архитектурная мастерская «Студия 44» под руководством Никиты Явейна разработала проект реконструкции Александровского дворца в Царском Селе. Как и реконструкция Восточного крыла здания Главного штаба, новая работа архитекторов является примером корректного сочетания современных творческих и технических решений с исторической архитектурой.

Автор текста:
Илья Печёнкин

12 Апреля 2011
mainImg

Архитектор:

Никита Явейн

Мастерская:

Студия 44

Проект:

Проект реконструкции Александровского дворца
Россия, Санкт-Петербург, Царское село

Авторский коллектив:
Архитекторы: Н.И. Явейн, П.С. Соколов, В.И. Парфёнов, Ж.В. Разумова,
Е.С. Фёдорова, А.С. Скорик, Л.И. Кутузова, И.С. Доника, Я.В. Реут, А.А. Шевчук Реставраторы: О.А. Кузеванов, С.В. Морозова, А.С. Тимина, А.А. Смирнова,
О.Г. Рогачёва, Ю.Н. Комарова, Е.Г. Сорокина, И.Р. Серебряницкая, В.В. Белоногова, А.И. Руденко, Ю.И. Раюшкина, Г.Ф. Цыганкова
Конструкторы: И.Н. Ляшко, Н.В. Просветова, И.А. Грачёва, В.И. Иоффе, М.В. Тараканова, И.И. Берина, Т.И. Павлова

2011 – 2015

Заказчик: ГМЗ «Царское Село»
Александровский дворец, построенный Джакомо Кваренги в 1792 - 1796 годах для цесаревича Александра Павловича (будущего Александра I), относится к несомненным шедеврам русского классицизма. Однако настоящим «золотым веком» стали для него годы царствования Николая II, родившегося в этих стенах в 1868 году и избравшего Царское Село местом своего постоянного пребывания после 1905 года. Придворный быт последнего монарха отличался камерностью: императорские покои занимали небольшую часть дворца – Восточный флигель, интерьеры которого были заново отделаны в начале ХХ века по проектам Романа Мельцера и Сильвио Данини. Здесь отрекшийся император и члены его семьи находились под арестом с марта по август 1917 года, после чего были высланы в Сибирь и расстреляны большевистским правительством.

Здание Александровского дворца, ощутимо пострадавшее в период оккупации, после войны было передано Академии наук СССР для размещения Литературного музея. Целью послевоенной реставрации дворца стало «воссоздание на период Кваренги и Пушкина», а интерьеры начала ХХ века были восстановлены только в 1997 году – в упрощенном виде для съемок фильма Глеба Панфилова «Романовы. Венценосная семья». Впоследствии в этих «декорациях» была открыта постоянная экспозиция, посвященная жизни царской фамилии. Реконструкция, предложенная мастерской Никиты Явейна, призвана дать полноценное звучание этой теме, вызывающей острый интерес как в России, так и за ее пределами.

Сегодня Александровский дворец имеет статус объекта культурного наследия федерального значения, поэтому степень возможного вмешательства в его архитектуру строго регламентирована. Концепция «Студии 44» превращает классицистический комплекс в современное музейное пространство, заключающее в себе, наряду с постоянной экспозицией (на 1-м этаже, в центральных залах Парадной анфилады и Восточном флигеле), выставочные площади, вместительный лекторий, фонды открытого доступа, классы и компьютерные залы Детского образовательного центра (на 2-м этаже). Внушительная инфраструктура обслуживания (гардеробы, кассы, кафе, санузлы, системы технического обеспечения) будет локализована в заглубленном цокольном этаже, а в чердачных пространствах флигелей разместится современное вентиляционное оборудование.

Немаловажным аспектом реконструкции станет адаптация здания для комфортного перемещения посетителей с ограниченной мобильностью. Принимая во внимание вместительность будущего музея (700 - 800 человек одновременно), предусмотрено разделение потока посетителей за счет устройства отдельных входов для групп V.I.P.-персон и индивидуальных экскурсантов, которые будут входить во дворец через собственный подъезд Николая II.              

Наряду с инженерной модернизацией здания, предполагается восстановить исторические фасады дворца и убранство помещений Восточного флигеля. Кровлям вернут первоначальный зеленый цвет, восстановят над ними дымовые трубы (правда, их будут использовать не по прямому назначению, а в качестве вентиляционных воздуховодов). Будут воссозданы столярные оконные и дверные заполнения «под дуб», а также мраморное мощение террасы-перистиля. Проект реставрации интерьеров разработан «Студией 44» совместно с институтом «Спецпроектреставрация», специалисты которого займутся наиболее ценными в историческом отношении комнатами и залами (это Приемная и Большой Парадный кабинет в анфиладе комнат Николая II; Кленовая, Палисандровая, Сиреневая гостиные и Спальня в анфиладе Александры Федоровны). Кардинальное отличие нынешней реставрации состоит в ее комплексном характере. Восстановят не только элементы убранства (зеркала, порталы, камины), но и целые помещения, утраченные в результате перепланировок советского времени. Проектировщики опирались на обширный изобразительный материал – акварельные рисунки, чертежи, кино- и фотодокументы, а также сохранившиеся фрагменты отделки.

Как подчеркивают авторы проекта, результатом работы должно стать «наиболее достоверное воспроизведение предметного окружения и самой атмосферы жизни и быта семьи последнего российского императора». При этом реставраторы отказались от воссоздания полностью утраченных интерьеров. Такая позиция, получившая наиболее радикальное воплощение в недавней реконструкции Нового музея в Берлине по проекту Дэвида Чипперфильда, манифестирует современное отношение к архитектурному памятнику, что особенно важно для музейного здания. В проекте мастерской Никиты Явейна современная архитектура внедряется в историческую среду, обеспечивая все необходимые новации и комфорт, но, оставляя емкие паузы, дает возможность вслушаться в подлинные, не искаженные фальшью сомнительных интерпретаций голоса ушедших эпох. Способность и готовность услышать собеседника – главное условие для диалога, в том числе для диалога с прошлым. И есть все основания ожидать, что такой диалог зазвучит и в отреставрированных стенах Александровского дворца. 
Проект реконструкции Александровского дворца. Общий вид
© Студия 44
Проект реконструкции Александровского дворца. Терраса с колоннадой
© Студия 44
Проект реконструкции Александровского дворца. Главный фасад
© Студия 44
Проект реконструкции Александровского дворца. Реконструкция габаритов вестибюля
© Студия 44
Проект реконструкции Александровского дворца. Большой парадный кабинет Николая II
© Студия 44
zooming
Проект реконструкции Александровского дворца. Главный фасад (проект реставрации)
© Студия 44
zooming
Проект реконструкции Александровского дворца. Садовый фасад (фрагмент)
© Студия 44
zooming
Проект реконструкции Александровского дворца. Садовый фасад (проект реставрации)
© Студия 44
Проект реконструкции Александровского дворца. Цокольный этаж (современное состояние)
© Студия 44
Проект реконструкции Александровского дворца. План 0 этажа
© Студия 44
Проект реконструкции Александровского дворца. План 1 этажа
© Студия 44
Проект реконструкции Александровского дворца. План 2 этажа
© Студия 44
zooming
Проект реконструкции Александровского дворца. Поперечный разрез
© Студия 44
zooming
Проект реконструкции Александровского дворца. Продольный разрез
© Студия 44
Проект реконструкции Александровского дворца. Реконструкция мощения террасы
© Студия 44


Архитектор:

Никита Явейн

Мастерская:

Студия 44

Проект:

Проект реконструкции Александровского дворца
Россия, Санкт-Петербург, Царское село

Авторский коллектив:
Архитекторы: Н.И. Явейн, П.С. Соколов, В.И. Парфёнов, Ж.В. Разумова,
Е.С. Фёдорова, А.С. Скорик, Л.И. Кутузова, И.С. Доника, Я.В. Реут, А.А. Шевчук Реставраторы: О.А. Кузеванов, С.В. Морозова, А.С. Тимина, А.А. Смирнова,
О.Г. Рогачёва, Ю.Н. Комарова, Е.Г. Сорокина, И.Р. Серебряницкая, В.В. Белоногова, А.И. Руденко, Ю.И. Раюшкина, Г.Ф. Цыганкова
Конструкторы: И.Н. Ляшко, Н.В. Просветова, И.А. Грачёва, В.И. Иоффе, М.В. Тараканова, И.И. Берина, Т.И. Павлова

2011 – 2015

Заказчик: ГМЗ «Царское Село»

12 Апреля 2011

Автор текста:

Илья Печёнкин

Технологии и материалы

Свет для самой яркой звезды
Свет учебным классам и лабораториям павильона «Школа» центра «Сириус» обеспечивают мансардные окна VELUX, одновременно защищая помещения от южного солнца и участвуя в формировании архитектурного облика.
Как ковалась победа: вклад Борского стекольного завода
В эту знаменательную дату, мы хотим вспомнить подвиги героев тыла и фронта, руками которых ковалась Великая Победа над фашистским режимом.
Одним из таких выдающихся предприятий был Горьковский механизированный стеклозавод имени М. Горького на Моховых горах, известный в наши дни как Борский стекольный завод, старейшее предприятие стекольной отрасли и один из производственных комплексов AGC Group.
Wienerberger Brick Award 2020: финал переносится на осень
Завершающий этап премии Brick Award от концерна Wienerberger из-за пандемии перенесли на осень. Но уже сформирован шорт-лист. Рассказываем подробнее о премии и показываем некоторые проекты-финалисты.
Ремесленные традиции
Для бизнес-центра «Депо №1» компания «Славдом» поставляла кирпич Wienerberger и системы крепления Baut. Замысел авторов, поддержанный качественным материалами и исполнением, воплотился в здание, достойное исторической среды Петербурга.
Броненосец из титан-цинка
Новая станция метро в Торонто по проекту британских архитекторов Grimshaw получила необычную кровлю, покрытую титан-цинком RHEINZINK.
Грани света
Параметрическое моделирование помогло апарт-отелю в комплексе Grani не затенять окружающие постройки, а окна Velux – обеспечить светом разнообразные внутренние пространства. Другая их заслуга: деликатное дополнение реконструированных исторических корпусов комплекса.
Тренды Delabie: бесконтактная ГИГИЕНА
Бесконтактные сантехнические приборы Delabie позволяют сократить риск заражения в разы даже в период эпидемии, а разработчики компании предлагают целый ряд инноваций, позволяющих предотвратить размножение бактерий как на поверхностях, так и внутри сантехнического оборудования.
ТЭЦ, спорт и зеленая крыша
Архитекторы BIG объединили в одном сооружении для Копенгагена экологичный мусоросжигательный завод, ТЭЦ, горнолыжный склон – и зеленую крышу системы ZinCo.
Стекло для городского калейдоскопа
Современные технологии и классические традиции, строгий и даже торжественный ритм: «Искра-Парк» словно бы переносит нас в 1930-е. С одной поправкой – на объемный, крупного рельефа и зеркального стекла фасад южного корпуса; он возвращает в наши дни.
Дмитрий Самылин: российский «авторский» кирпич и...
Глава фирмы «КИРИЛЛ» рассказал archi.ru о кирпичном производстве в России, новых российских заводах кирпича и клинкера ручной формовки, о новых коллекциях, разработанных с учетом пожеланий архитекторов, а также пригласил на семинар по клинкеру в «Руине» Музея архитектуры.
Сделано в ARCHICAD: концертный зал «Зарядье»
Владимир Плоткин и Александр Пономарев – о программном обеспечении, использованном на разных стадиях проектирования и моделирования знаменитого концертного зала.
Эволюция офиса
Задача дизайнера актуальных офисных интерьеров – создать функциональную среду, приятную эстетически и комфортную во всех смыслах.
Паттерн золотой волны
Потолочные детали и настенные панно, выполненные из алюминия Sevalcon, превращаются в орнамент и оттеняют вереницу национальных узоров в интерьерах Центра художественной гимнастики, формируя переклички с основной иконической формой фасада здания.

Сейчас на главной

Пресса: Ар-деко. К юбилею выставки 1925 года в Париже
28 апреля 1925-го в Париже состоялось открытие «Международной выставки декоративного искусства и художественной промышленности». Это событие сыграло ключевую роль в развитии стиля ар-деко, самого яркого художественного направления межвоенной эпохи. И хотя сам термин появился много позже, в 1960-е, именно выставка в Париже подарила стилю его имя.
Архи-события: 25–31 мая
Несколько онлайн-лекций, новый экспресс-курс в МАРШ, конференция о пригородах на «Стрелке» и мастерская с Никитой и Андреем Асадовыми от проекта «Живые города».
Крыша на вырост
Хозяева смогут расширить свои «1/3 дома» по проекту бюро Rever & Drage на западе Норвегии, если их семья увеличится, а пока используют кровлю-навес как парковку, банкетный зал, мастерскую.
Из «муравейника» в «город-сад»
МАРШ запускает он-лайн-интенсив, посвященный экологически устойчивому развитию территорий. Об актуальности темы для российских регионов рассказывает куратор курса и наблюдатель ООН Ангелина Давыдова.
Бетон и пальмы
Новый корпус фонда Nubuke в Аккре, столице Ганы, по проекту бюро nav_s baerbel mueller и Юргена Штромайера.
Градсовет удаленно 19.05.2020
Жилой комплекс пополам с гостиницей, еще два варианта станции метро «Парк победы» и поглощение «Политехнической» – на третьем дистанционном градсовете Петербурга.
Простота для Новой Риги
Проект автомойки с кафе и террасой с видом на дальний лес, и «ритейл-офис» мебельных компаний с длинной и причудливой красной скамейкой.
Зеленый лабиринт на фасаде
Стены и кровля офисно-торгового комплекса Kö-Bogen II по проекту Кристофа Ингенхофена в Дюссельдорфе покрыты 8 километрами живой изгороди: это самый большой зеленый фасад Европы.
Параллельный мир
В частном подмосковном доме Parallel House архитектор Роман Леонидов создал выразительную скульптурную композицию из абсолютно простых форм – параллелепипедов, чье столкновение превратилось в захватывающий спектакль.
Зеркало для неба
Офисное здание cube berlin по проекту бюро 3XN рядом с центральным берлинским вокзалом получило зеркальный фасад-аттракцион, позволивший одновременно устроить открытые террасы для отдыха сотрудников.
Волнорез
В Истринском городском округе Подмосковья тандем бюро «Четвертое измерение» и «АРС-СТ» спроектировал спортивный комплекс – монообъем в виде скошенного параллелепипеда с острым, как у корабля, «носом»
Пресса: Как помойка станет парком. Григорий Ревзин о городе...
Подтверждая закон Ломоносова «сколько чего у одного тела отнимется, столько присовокупится к другому», превращение города в парк, ставшее главным трендом сегодняшнего урбан-дизайна, дополняется обратным трендом — превращением парка в город.
Илья Уткин: Мы учились у Пиранези и Палладио
О трех кварталах вокруг Кремля – Кадашевской слободе, Царевом саде и ЖК на Софийской набережной; о понимании города и храма, о творческой оттепели и десятилетии бескультурья; о сокровищах дедушкиной библиотеки – рассказал победитель бумажных конкурсов, лауреат Венецианской биеннале, архитектор-неоклассик Илья Уткин.
Фасад по солнцу
UNStudio реконструировало здание Hanwha Group в Сеуле в соответствии с требованиями энергоэффективности и комфорта, причем работа сотрудников Hanwha не прервалась даже на день.
Дом отшельника
Тема нынешней «Древолюции» – актуальнее не придумаешь. Участники проектировали скромный и легко реализуемый дом для уединения и наслаждения природой. Показываем 19 вдохновляющих работ, отобранных жюри.
Лестница в небо
Проект гостиницы в поселке Янтарный – пример новой типологии рекреационного комплекса, новый формат, объединивший гостиничную, деловую и культурную функции. И все это под лозунгом максимального единения с природой.
Граждане против Цумтора
В Лос-Анджелесе активисты провели конкурс проектов реконструкции музея LACMA, среди участников – Coop Himmelb(l)au и Barkow Leibinger. Это альтернатива «официальному» плану Петера Цумтора, который предусматривает уменьшение общей площади и снос четырех существующих корпусов.
Мыс доброй надежды
Показываем все семь проектов, участвовавших в закрытом конкурсе на создание концепции штаб-квартиры компании «Газпром нефть», а также приводим мнения экспертов.
Картинки на карантине
Как российские архитектурные бюро реагируют на карантин? Размышления о будущем, графика, юмор, хорошие фотографии. Собираем пазл из контента Instagram.
Не только военные песни
Один из проектов нынешнего конкурса благоустройства малых городов созвучен празднику 9 мая: его главный элемент – реконструкция парка, в котором ежегодно проходит фестиваль в честь автора известных песен военной тематики.
Городская лагуна
Архитекторы MVRDV встроили в «руины» городского торгового центра на Тайване общественное пространство The Spring с водоемами, детскими площадками, эстрадой и зеленью.
Белоснежные цилиндры
Арт-центр и парк Tank Shanghai по проекту пекинского бюро OPEN Architecture в Шанхае – редкий пример приспособления под новую функцию резервуаров для авиационного топлива.
Голодный город
Реконструкция Торжковского рынка от бюро RHIZOME: прилавки с фермерскими продуктами, фуд-холл и музей в интерьерах модернистского здания.
Пустота как драма
В Дубае закончено строительство комплекса The Opus, задуманного Захой Хадид еще в 2007 году. Главное в здании – криволинейный проем высотой в 8 этажей.
Благотворительная архитектура
Бюро Martlet Architects, за которым стоит молодая российская пара, с помощью архитектуры участвует в решении проблем стран третьего мира. Показываем школу и две клиники, построенные на краю света за счет благотворительных фондов и силами волонтеров.
Эко-административный комплекс
Zaha Hadid Architects выиграли в Шанхае конкурс на проект штаб-квартиры государственной Группы энергосбережения и охраны окружающей среды Китая. Комплекс должен стать образцовым эко-проектом, учитывающим также и последствия пандемии.
Назад в космос
Парк покорителей космоса на месте приземления Юрия Гагарина по концепции West 8 Адриана Гёзе делает Центр урбанистики экономического факультета МГУ под руководством Сергея Капкова.
Полосатое решение
Об интерьерах ТЦ «Багратионовский» и немного об истории строительства одного из примеров смешанных общественно-торговых прострнаств нового типа, в последнее время популярных в Москве.
Что посмотреть на выходных
Для тех кто планирует на майских поотдыхать – вот, можно сделать и это с пользой. Только что завершившийся цикл лекций Анны Броновицкой, прогулки с гидами по гугл-панорамам, знакомство с любимыми книгами архитекторов и еще пара хороших вариантов.
Башня-знак
Самое высокое деревянное здание в мире, 18-этажная башня Mjøstårnet на юге Норвегии, одновременно привлекает внимание к своему городу – Брумунндалу – и служит знаком возможностей дерева как строительного материала.
Остоженка: первая виртуальная
Две виртуальные экскурсии, с десяток лекций, интервью и круглых столов – подводим итоги выставки, посвященной 30-летию бюро и знаковому проекту реконструкции московского центра – району Остоженки. Выставка прошла полностью в «карантинном» он-лайн формате. Постарались собрать всё вместе.
Высотные фантазии
Публикуем проекты победителей и финалистов очередного конкурса eVolo Skyscraper Competition: уже в 15-й раз участники поражают наше воображение невероятными проектами небоскребов.
Четыре интерьера
Сейчас, когда кафе, салоны и многие магазины, увы, закрыты, мы подобрали несколько свежих интерьеров из Перми, Минска и Челябинска. Все они завершены осенью 2019 года и почти не успели поработать до начала пандемии.
Пресса: Московская династия: Ассы
История семьи архитектора, художника, основателя Архитектурной школы МАРШ Евгения Асса похожа на захватывающий роман. Евгения Гершкович поговорила с Евгением Викторовичем и его сыном Кириллом о судьбе их дедов и прадедов и о том, как их династия выстроилась в уже три поколения архитекторов.
Гаражный заговор
Публикуем главу из книги «Гараж» художницы Оливии Эрлангер и архитектора Луиса Ортеги Говели о «гаражной мифологии» и происхождении этого типа постройки. Книга выпущена Strelka Press совместно с музеем современного искусства «Гараж».
Город за рекой
Концепция крупного ЖК на 20 гектарах у реки в Тюмени делает ставку на общественное пространство городского бульвара, который авторы выстраивают вдоль набережной, и на образность «разновременного» города, что позволяет им смело стилизовать в рамках намеренной эклектичности.