12.04.2011

Дворец как пространство для диалога

Архитектурная мастерская «Студия 44» под руководством Никиты Явейна разработала проект реконструкции Александровского дворца в Царском Селе. Как и реконструкция Восточного крыла здания Главного штаба, новая работа архитекторов является примером корректного сочетания современных творческих и технических решений с исторической архитектурой.

информация:

Проект реконструкции Александровского дворца. Общий вид © Студия 44
Проект реконструкции Александровского дворца. Общий вид © Студия 44
Александровский дворец, построенный Джакомо Кваренги в 1792 - 1796 годах для цесаревича Александра Павловича (будущего Александра I), относится к несомненным шедеврам русского классицизма. Однако настоящим «золотым веком» стали для него годы царствования Николая II, родившегося в этих стенах в 1868 году и избравшего Царское Село местом своего постоянного пребывания после 1905 года. Придворный быт последнего монарха отличался камерностью: императорские покои занимали небольшую часть дворца – Восточный флигель, интерьеры которого были заново отделаны в начале ХХ века по проектам Романа Мельцера и Сильвио Данини. Здесь отрекшийся император и члены его семьи находились под арестом с марта по август 1917 года, после чего были высланы в Сибирь и расстреляны большевистским правительством.

Здание Александровского дворца, ощутимо пострадавшее в период оккупации, после войны было передано Академии наук СССР для размещения Литературного музея. Целью послевоенной реставрации дворца стало «воссоздание на период Кваренги и Пушкина», а интерьеры начала ХХ века были восстановлены только в 1997 году – в упрощенном виде для съемок фильма Глеба Панфилова «Романовы. Венценосная семья». Впоследствии в этих «декорациях» была открыта постоянная экспозиция, посвященная жизни царской фамилии. Реконструкция, предложенная мастерской Никиты Явейна, призвана дать полноценное звучание этой теме, вызывающей острый интерес как в России, так и за ее пределами.

Сегодня Александровский дворец имеет статус объекта культурного наследия федерального значения, поэтому степень возможного вмешательства в его архитектуру строго регламентирована. Концепция «Студии 44» превращает классицистический комплекс в современное музейное пространство, заключающее в себе, наряду с постоянной экспозицией (на 1-м этаже, в центральных залах Парадной анфилады и Восточном флигеле), выставочные площади, вместительный лекторий, фонды открытого доступа, классы и компьютерные залы Детского образовательного центра (на 2-м этаже). Внушительная инфраструктура обслуживания (гардеробы, кассы, кафе, санузлы, системы технического обеспечения) будет локализована в заглубленном цокольном этаже, а в чердачных пространствах флигелей разместится современное вентиляционное оборудование.

Немаловажным аспектом реконструкции станет адаптация здания для комфортного перемещения посетителей с ограниченной мобильностью. Принимая во внимание вместительность будущего музея (700 - 800 человек одновременно), предусмотрено разделение потока посетителей за счет устройства отдельных входов для групп V.I.P.-персон и индивидуальных экскурсантов, которые будут входить во дворец через собственный подъезд Николая II.              

Наряду с инженерной модернизацией здания, предполагается восстановить исторические фасады дворца и убранство помещений Восточного флигеля. Кровлям вернут первоначальный зеленый цвет, восстановят над ними дымовые трубы (правда, их будут использовать не по прямому назначению, а в качестве вентиляционных воздуховодов). Будут воссозданы столярные оконные и дверные заполнения «под дуб», а также мраморное мощение террасы-перистиля. Проект реставрации интерьеров разработан «Студией 44» совместно с институтом «Спецпроектреставрация», специалисты которого займутся наиболее ценными в историческом отношении комнатами и залами (это Приемная и Большой Парадный кабинет в анфиладе комнат Николая II; Кленовая, Палисандровая, Сиреневая гостиные и Спальня в анфиладе Александры Федоровны). Кардинальное отличие нынешней реставрации состоит в ее комплексном характере. Восстановят не только элементы убранства (зеркала, порталы, камины), но и целые помещения, утраченные в результате перепланировок советского времени. Проектировщики опирались на обширный изобразительный материал – акварельные рисунки, чертежи, кино- и фотодокументы, а также сохранившиеся фрагменты отделки.

Как подчеркивают авторы проекта, результатом работы должно стать «наиболее достоверное воспроизведение предметного окружения и самой атмосферы жизни и быта семьи последнего российского императора». При этом реставраторы отказались от воссоздания полностью утраченных интерьеров. Такая позиция, получившая наиболее радикальное воплощение в недавней реконструкции Нового музея в Берлине по проекту Дэвида Чипперфильда, манифестирует современное отношение к архитектурному памятнику, что особенно важно для музейного здания. В проекте мастерской Никиты Явейна современная архитектура внедряется в историческую среду, обеспечивая все необходимые новации и комфорт, но, оставляя емкие паузы, дает возможность вслушаться в подлинные, не искаженные фальшью сомнительных интерпретаций голоса ушедших эпох. Способность и готовность услышать собеседника – главное условие для диалога, в том числе для диалога с прошлым. И есть все основания ожидать, что такой диалог зазвучит и в отреставрированных стенах Александровского дворца. 
Проект реконструкции Александровского дворца. Терраса с колоннадой © Студия 44
Проект реконструкции Александровского дворца. Терраса с колоннадой © Студия 44
Проект реконструкции Александровского дворца. Главный фасад © Студия 44
Проект реконструкции Александровского дворца. Главный фасад © Студия 44
Проект реконструкции Александровского дворца. Реконструкция габаритов вестибюля © Студия 44
Проект реконструкции Александровского дворца. Реконструкция габаритов вестибюля © Студия 44
Проект реконструкции Александровского дворца. Большой парадный кабинет Николая II © Студия 44
Проект реконструкции Александровского дворца. Большой парадный кабинет Николая II © Студия 44
Проект реконструкции Александровского дворца. Главный фасад (проект реставрации) © Студия 44
Проект реконструкции Александровского дворца. Главный фасад (проект реставрации) © Студия 44
Проект реконструкции Александровского дворца. Садовый фасад (фрагмент) © Студия 44
Проект реконструкции Александровского дворца. Садовый фасад (фрагмент) © Студия 44
Проект реконструкции Александровского дворца. Садовый фасад (проект реставрации) © Студия 44
Проект реконструкции Александровского дворца. Садовый фасад (проект реставрации) © Студия 44
Проект реконструкции Александровского дворца. Цокольный этаж (современное состояние) © Студия 44
Проект реконструкции Александровского дворца. Цокольный этаж (современное состояние) © Студия 44
Проект реконструкции Александровского дворца. План 0 этажа © Студия 44
Проект реконструкции Александровского дворца. План 0 этажа © Студия 44
Проект реконструкции Александровского дворца. План 1 этажа © Студия 44
Проект реконструкции Александровского дворца. План 1 этажа © Студия 44
Проект реконструкции Александровского дворца. План 2 этажа © Студия 44
Проект реконструкции Александровского дворца. План 2 этажа © Студия 44
Проект реконструкции Александровского дворца. Поперечный разрез © Студия 44
Проект реконструкции Александровского дворца. Поперечный разрез © Студия 44
Проект реконструкции Александровского дворца. Продольный разрез © Студия 44
Проект реконструкции Александровского дворца. Продольный разрез © Студия 44
Проект реконструкции Александровского дворца. Реконструкция мощения террасы © Студия 44
Проект реконструкции Александровского дворца. Реконструкция мощения террасы © Студия 44

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Олег Шапиро
  • Александра Кузьмина
  • Евгений Герасимов
  • Дмитрий Реутт
  • Валерий Лукомский
  • Павел Андреев
  • Константин Ходнев
  • Александр Скокан
  • Даниил Лоренц
  • Антон Яр-Скрябин
  • Дмитрий Васильев
  • Зураб Басария
  • Илья Машков
  • Андрей Романов
  • Тотан Кузембаев
  • Вера Бутко
  • Сергей Труханов
  • Сергей Чобан
  • Александр Порошкин
  • Василий Крапивин
  • Никита Явейн
  • Андрей Гнездилов
  • Иван Рубежанский
  • Наталия Шилова
  • Александр Попов
  • Игорь Шварцман
  • Наталья Сидорова
  • Валерия Преображенская
  • Роман Леонидов
  • Антон Надточий
  • Александр Асадов
  • Катерина Грень
  • Юлия Тряскина
  • Иван Кожин
  • Вероника Дубовик
  • Николай Миловидов
  • Всеволод Медведев
  • Илья Уткин
  • Сергей Скуратов
  • Михаил Канунников
  • Олег Мединский
  • Екатерина Кузнецова
  • Сергей Кузнецов
  • Александр Бровкин
  • Антон Лукомский
  • Дмитрий Ликин
  • Левон Айрапетов
  • Полина Воеводина
  • Наталия Зайченко
  • Арсений Леонович
  • Юлий Борисов
  • Алексей Гинзбург
  • Андрей Асадов
  • Сергей Орешкин
  • Евгений Подгорнов
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Владимир Ковалёв
  • Анатолий Столярчук
  • Карен Сапричян
  • Никита Токарев
  • Наталия Порошкина
  • Станислав Белых
  • Кристина Павлова
  • Владимир Плоткин
  • Олег Карлсон

Постройки и проекты (новые записи):

  • Музейно-выставочный комплекс Обуховского завода
  • Творческий индустриальный кластер «Октава»
  • ЖК RiverSky
  • Особняк Данилова
  • Гимназия им. Е.М. Примакова, 2 очередь
  • Жилой комплекс «Счастье на Серпуховке»
  • Торговый центр Brosko Mall
  • Павильон в Днепропетровской области
  • Жилой комплекс на территории комбината «Петмол»

Технологии:

19.08.2019

Tejas Borja. Революция в керамической черепице

Уникальность производства керамики Tejas Borja – в применении технологии цифровой струйной печати на поверхности черепицы, которая позволяет получить полную имитацию природных материалов: сланца, камня, дерева, цемента, мрамора и других.
Компания «Красные крыши»
14.08.2019

Свет и тень

Панели из фиброцемента EQUITONE [linea] – современный материал, который способен вдохновить на творческий эксперимент. Он создан архитекторами, и его главные свойства: контрастная фактура, тактильность и долговечность.
EQUITONE
12.08.2019

Центр художественной гимнастики в Лужниках: кровельная конструкция как изящный взмах гимнастической ленты

Самой заметной особенностью проекта, как и сложностью, стала нелинейная форма гигантской металлической «скульптуры» – кровли. Детали проектирования и реализации.
Riverclack
08.08.2019

Ключевой элемент

Специально для ЖК «Садовые кварталы» компания «ОртОст-Фасад» разработала материал, сочетающий силу стеклофибробетона и эстетику кирпича. Рассказываем о его особенностях и достоинствах на примере трех новых реализованных корпусов.
ОртОст-Фасад
07.08.2019

GRAPHISOFT BIM PROJECT 2019: активные вузы, талантливые студенты и профессиональные BIM-проекты

Компания GRAPHISOFT завершила подведение итогов Второго конкурса «BIM PROJECT 2019». К участию принимались курсовые или дипломные студенческие проекты, выполненные в среде ARCHICAD в рамках обучения.
GRAPHISOFT
другие статьи