12.04.2011

Дворец как пространство для диалога

Архитектурная мастерская «Студия 44» под руководством Никиты Явейна разработала проект реконструкции Александровского дворца в Царском Селе. Как и реконструкция Восточного крыла здания Главного штаба, новая работа архитекторов является примером корректного сочетания современных творческих и технических решений с исторической архитектурой.

информация:

Проект реконструкции Александровского дворца. Общий вид © Студия 44
Проект реконструкции Александровского дворца. Общий вид © Студия 44открыть большое изображение
Александровский дворец, построенный Джакомо Кваренги в 1792 - 1796 годах для цесаревича Александра Павловича (будущего Александра I), относится к несомненным шедеврам русского классицизма. Однако настоящим «золотым веком» стали для него годы царствования Николая II, родившегося в этих стенах в 1868 году и избравшего Царское Село местом своего постоянного пребывания после 1905 года. Придворный быт последнего монарха отличался камерностью: императорские покои занимали небольшую часть дворца – Восточный флигель, интерьеры которого были заново отделаны в начале ХХ века по проектам Романа Мельцера и Сильвио Данини. Здесь отрекшийся император и члены его семьи находились под арестом с марта по август 1917 года, после чего были высланы в Сибирь и расстреляны большевистским правительством.

Здание Александровского дворца, ощутимо пострадавшее в период оккупации, после войны было передано Академии наук СССР для размещения Литературного музея. Целью послевоенной реставрации дворца стало «воссоздание на период Кваренги и Пушкина», а интерьеры начала ХХ века были восстановлены только в 1997 году – в упрощенном виде для съемок фильма Глеба Панфилова «Романовы. Венценосная семья». Впоследствии в этих «декорациях» была открыта постоянная экспозиция, посвященная жизни царской фамилии. Реконструкция, предложенная мастерской Никиты Явейна, призвана дать полноценное звучание этой теме, вызывающей острый интерес как в России, так и за ее пределами.

Сегодня Александровский дворец имеет статус объекта культурного наследия федерального значения, поэтому степень возможного вмешательства в его архитектуру строго регламентирована. Концепция «Студии 44» превращает классицистический комплекс в современное музейное пространство, заключающее в себе, наряду с постоянной экспозицией (на 1-м этаже, в центральных залах Парадной анфилады и Восточном флигеле), выставочные площади, вместительный лекторий, фонды открытого доступа, классы и компьютерные залы Детского образовательного центра (на 2-м этаже). Внушительная инфраструктура обслуживания (гардеробы, кассы, кафе, санузлы, системы технического обеспечения) будет локализована в заглубленном цокольном этаже, а в чердачных пространствах флигелей разместится современное вентиляционное оборудование.

Немаловажным аспектом реконструкции станет адаптация здания для комфортного перемещения посетителей с ограниченной мобильностью. Принимая во внимание вместительность будущего музея (700 - 800 человек одновременно), предусмотрено разделение потока посетителей за счет устройства отдельных входов для групп V.I.P.-персон и индивидуальных экскурсантов, которые будут входить во дворец через собственный подъезд Николая II.              

Наряду с инженерной модернизацией здания, предполагается восстановить исторические фасады дворца и убранство помещений Восточного флигеля. Кровлям вернут первоначальный зеленый цвет, восстановят над ними дымовые трубы (правда, их будут использовать не по прямому назначению, а в качестве вентиляционных воздуховодов). Будут воссозданы столярные оконные и дверные заполнения «под дуб», а также мраморное мощение террасы-перистиля. Проект реставрации интерьеров разработан «Студией 44» совместно с институтом «Спецпроектреставрация», специалисты которого займутся наиболее ценными в историческом отношении комнатами и залами (это Приемная и Большой Парадный кабинет в анфиладе комнат Николая II; Кленовая, Палисандровая, Сиреневая гостиные и Спальня в анфиладе Александры Федоровны). Кардинальное отличие нынешней реставрации состоит в ее комплексном характере. Восстановят не только элементы убранства (зеркала, порталы, камины), но и целые помещения, утраченные в результате перепланировок советского времени. Проектировщики опирались на обширный изобразительный материал – акварельные рисунки, чертежи, кино- и фотодокументы, а также сохранившиеся фрагменты отделки.

Как подчеркивают авторы проекта, результатом работы должно стать «наиболее достоверное воспроизведение предметного окружения и самой атмосферы жизни и быта семьи последнего российского императора». При этом реставраторы отказались от воссоздания полностью утраченных интерьеров. Такая позиция, получившая наиболее радикальное воплощение в недавней реконструкции Нового музея в Берлине по проекту Дэвида Чипперфильда, манифестирует современное отношение к архитектурному памятнику, что особенно важно для музейного здания. В проекте мастерской Никиты Явейна современная архитектура внедряется в историческую среду, обеспечивая все необходимые новации и комфорт, но, оставляя емкие паузы, дает возможность вслушаться в подлинные, не искаженные фальшью сомнительных интерпретаций голоса ушедших эпох. Способность и готовность услышать собеседника – главное условие для диалога, в том числе для диалога с прошлым. И есть все основания ожидать, что такой диалог зазвучит и в отреставрированных стенах Александровского дворца. 
Проект реконструкции Александровского дворца. Терраса с колоннадой © Студия 44
Проект реконструкции Александровского дворца. Терраса с колоннадой © Студия 44открыть большое изображение
Проект реконструкции Александровского дворца. Главный фасад © Студия 44
Проект реконструкции Александровского дворца. Главный фасад © Студия 44открыть большое изображение
Проект реконструкции Александровского дворца. Реконструкция габаритов вестибюля © Студия 44
Проект реконструкции Александровского дворца. Реконструкция габаритов вестибюля © Студия 44открыть большое изображение
Проект реконструкции Александровского дворца. Большой парадный кабинет Николая II © Студия 44
Проект реконструкции Александровского дворца. Большой парадный кабинет Николая II © Студия 44открыть большое изображение
Проект реконструкции Александровского дворца. Главный фасад (проект реставрации) © Студия 44
Проект реконструкции Александровского дворца. Главный фасад (проект реставрации) © Студия 44
Проект реконструкции Александровского дворца. Садовый фасад (фрагмент) © Студия 44
Проект реконструкции Александровского дворца. Садовый фасад (фрагмент) © Студия 44
Проект реконструкции Александровского дворца. Садовый фасад (проект реставрации) © Студия 44
Проект реконструкции Александровского дворца. Садовый фасад (проект реставрации) © Студия 44
Проект реконструкции Александровского дворца. Цокольный этаж (современное состояние) © Студия 44
Проект реконструкции Александровского дворца. Цокольный этаж (современное состояние) © Студия 44открыть большое изображение
Проект реконструкции Александровского дворца. План 0 этажа © Студия 44
Проект реконструкции Александровского дворца. План 0 этажа © Студия 44открыть большое изображение
Проект реконструкции Александровского дворца. План 1 этажа © Студия 44
Проект реконструкции Александровского дворца. План 1 этажа © Студия 44открыть большое изображение
Проект реконструкции Александровского дворца. План 2 этажа © Студия 44
Проект реконструкции Александровского дворца. План 2 этажа © Студия 44открыть большое изображение
Проект реконструкции Александровского дворца. Поперечный разрез © Студия 44
Проект реконструкции Александровского дворца. Поперечный разрез © Студия 44
Проект реконструкции Александровского дворца. Продольный разрез © Студия 44
Проект реконструкции Александровского дворца. Продольный разрез © Студия 44
Проект реконструкции Александровского дворца. Реконструкция мощения террасы © Студия 44
Проект реконструкции Александровского дворца. Реконструкция мощения террасы © Студия 44открыть большое изображение

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Илья Уткин
  • Роман Леонидов
  • Алексей Гинзбург
  • Олег Шапиро
  • Николай Миловидов
  • Сергей Труханов
  • Зураб Басария
  • Левон Айрапетов
  • Антон Яр-Скрябин
  • Антон Лукомский
  • Антон Барклянский
  • Карен Сапричян
  • Никита Явейн
  • Наталия Шилова
  • Всеволод Медведев
  • Валерия Преображенская
  • Александр Скокан
  • Екатерина Грень
  • Константин Ходнев
  • Иван Кожин
  • Наталия Зайченко
  • Александр Бровкин
  • Сергей Скуратов
  • Андрей Асадов
  • Александра Кузьмина
  • Александр Асадов
  • Василий Крапивин
  • Илья Машков
  • Антон Надточий
  • Андрей Романов
  • Юлий Борисов
  • Юрий Сафронов
  • Арсений Леонович
  • Даниил Лоренц
  • Андрей Гнездилов
  • Михаил Канунников
  • Вера Бутко
  • Екатерина Кузнецова
  • Олег Карлсон
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Сергей Орешкин
  • Владимир Биндеман
  • Евгений Герасимов
  • Тотан Кузембаев
  • Антон Бондаренко
  • Сергей Кузнецов
  • Никита Бирюков
  • Владимир Ковалёв
  • Никита Токарев
  • Марк Сафронов
  • Владимир Плоткин
  • Олег Мединский
  • Сергей Сенкевич
  • Рустам Керимов
  • Дмитрий Васильев
  • Наталья Сидорова
  • Сергей Чобан
  • Станислав Белых
  • Анатолий Столярчук
  • Валерий Лукомский
  • Полина Воеводина
  • Дмитрий Ликин
  • Юлия Тряскина
  • Игорь Шварцман
  • Александр Попов
  • Павел Андреев

Постройки и проекты (новые записи):

  • Штаб-квартира фармацевтической компании
  • Рекреационный комплекс «Геленджик-Марина»на Тонком мысе в городе-курорте Геленджик
  • Эскизный проект курортного комплекса в Геленджике
  • Гостиница на Ленинградском шоссе
  • Многофункциональный комплекс «Технопарк   «Холодильник»
  • «Квартал Квартет»
  • Офис креативного коммуникационного агентства DPG
  • Многофункциональный комплекс на Софийской
  • Проект остановки общественного транспорта

Технологии:

09.11.2018

Солнечные блики

Фиброцементные панели EQUITONE [pictura] – яркий акцент в комплексе апартаментов «Ландыши» в московском Тропарево.
EQUITONE
07.11.2018

Инновационные решения ООО «ПЕНОПЛЭКС СПб»: воплощение в BIM-моделях

За первый квартал 2018 года компания «ПЕНОПЛЭКС СПб» вошла в ТОП 10 наиболее популярных BIM библиотек производителей.
ПЕНОПЛЭКС
07.11.2018

Цинковая башня

Жилая башня, построенная по проекту бюро Zecc Architecten в Утрехте, благодаря своей форме и облицовке цинковыми панелями RHEINZINK одновременно отдает дань фабричному прошлому территории и являет собой пример остросовременной архитектуры.
RHEINZINK
25.10.2018

Сила света

Свет, который превращает пустыню в оазис, прогоняет полярную ночь, дарит утешение и помогает сберечь традицию – в проектах победителей первого этапа студенческого конкурса International VELUX Awards 2018. Два из них – из Казани. Рассматриваем все девять.
VELUX (Велюкс)
24.10.2018

Современный, комфортный, качественный дом по типовому проекту

В голове у всякого жителя нашей страны прочно укоренилось мнение, что типовое жилье значит – маленькое, неудобное, низкого качества. Разрушить стереотип взялись в компании GOOD WOOD, придумав линейки типовых домов для индивидуального строительства.
Good Wood
другие статьи