English version

Дворец как пространство для диалога

Архитектурная мастерская «Студия 44» под руководством Никиты Явейна разработала проект реконструкции Александровского дворца в Царском Селе. Как и реконструкция Восточного крыла здания Главного штаба, новая работа архитекторов является примером корректного сочетания современных творческих и технических решений с исторической архитектурой.

mainImg
Архитектор:
Никита Явейн
Мастерская:
Студия 44 http://www.studio44.ru
Проект:
Проект реконструкции Александровского дворца
Россия, Санкт-Петербург, Царское село

Авторский коллектив:
Архитекторы: Н.И. Явейн, П.С. Соколов, В.И. Парфёнов, Ж.В. Разумова,
Е.С. Фёдорова, А.С. Скорик, Л.И. Кутузова, И.С. Доника, Я.В. Реут, А.А. Шевчук Реставраторы: О.А. Кузеванов, С.В. Морозова, А.С. Тимина, А.А. Смирнова,
О.Г. Рогачёва, Ю.Н. Комарова, Е.Г. Сорокина, И.Р. Серебряницкая, В.В. Белоногова, А.И. Руденко, Ю.И. Раюшкина, Г.Ф. Цыганкова
Конструкторы: И.Н. Ляшко, Н.В. Просветова, И.А. Грачёва, В.И. Иоффе, М.В. Тараканова, И.И. Берина, Т.И. Павлова

2010 — 2011 / 2015

Заказчик: ГМЗ «Царское Село»
Александровский дворец, построенный Джакомо Кваренги в 1792 - 1796 годах для цесаревича Александра Павловича (будущего Александра I), относится к несомненным шедеврам русского классицизма. Однако настоящим «золотым веком» стали для него годы царствования Николая II, родившегося в этих стенах в 1868 году и избравшего Царское Село местом своего постоянного пребывания после 1905 года. Придворный быт последнего монарха отличался камерностью: императорские покои занимали небольшую часть дворца – Восточный флигель, интерьеры которого были заново отделаны в начале ХХ века по проектам Романа Мельцера и Сильвио Данини. Здесь отрекшийся император и члены его семьи находились под арестом с марта по август 1917 года, после чего были высланы в Сибирь и расстреляны большевистским правительством.

Здание Александровского дворца, ощутимо пострадавшее в период оккупации, после войны было передано Академии наук СССР для размещения Литературного музея. Целью послевоенной реставрации дворца стало «воссоздание на период Кваренги и Пушкина», а интерьеры начала ХХ века были восстановлены только в 1997 году – в упрощенном виде для съемок фильма Глеба Панфилова «Романовы. Венценосная семья». Впоследствии в этих «декорациях» была открыта постоянная экспозиция, посвященная жизни царской фамилии. Реконструкция, предложенная мастерской Никиты Явейна, призвана дать полноценное звучание этой теме, вызывающей острый интерес как в России, так и за ее пределами.

Сегодня Александровский дворец имеет статус объекта культурного наследия федерального значения, поэтому степень возможного вмешательства в его архитектуру строго регламентирована. Концепция «Студии 44» превращает классицистический комплекс в современное музейное пространство, заключающее в себе, наряду с постоянной экспозицией (на 1-м этаже, в центральных залах Парадной анфилады и Восточном флигеле), выставочные площади, вместительный лекторий, фонды открытого доступа, классы и компьютерные залы Детского образовательного центра (на 2-м этаже). Внушительная инфраструктура обслуживания (гардеробы, кассы, кафе, санузлы, системы технического обеспечения) будет локализована в заглубленном цокольном этаже, а в чердачных пространствах флигелей разместится современное вентиляционное оборудование.

Немаловажным аспектом реконструкции станет адаптация здания для комфортного перемещения посетителей с ограниченной мобильностью. Принимая во внимание вместительность будущего музея (700 - 800 человек одновременно), предусмотрено разделение потока посетителей за счет устройства отдельных входов для групп V.I.P.-персон и индивидуальных экскурсантов, которые будут входить во дворец через собственный подъезд Николая II.              

Наряду с инженерной модернизацией здания, предполагается восстановить исторические фасады дворца и убранство помещений Восточного флигеля. Кровлям вернут первоначальный зеленый цвет, восстановят над ними дымовые трубы (правда, их будут использовать не по прямому назначению, а в качестве вентиляционных воздуховодов). Будут воссозданы столярные оконные и дверные заполнения «под дуб», а также мраморное мощение террасы-перистиля. Проект реставрации интерьеров разработан «Студией 44» совместно с институтом «Спецпроектреставрация», специалисты которого займутся наиболее ценными в историческом отношении комнатами и залами (это Приемная и Большой Парадный кабинет в анфиладе комнат Николая II; Кленовая, Палисандровая, Сиреневая гостиные и Спальня в анфиладе Александры Федоровны). Кардинальное отличие нынешней реставрации состоит в ее комплексном характере. Восстановят не только элементы убранства (зеркала, порталы, камины), но и целые помещения, утраченные в результате перепланировок советского времени. Проектировщики опирались на обширный изобразительный материал – акварельные рисунки, чертежи, кино- и фотодокументы, а также сохранившиеся фрагменты отделки.

Как подчеркивают авторы проекта, результатом работы должно стать «наиболее достоверное воспроизведение предметного окружения и самой атмосферы жизни и быта семьи последнего российского императора». При этом реставраторы отказались от воссоздания полностью утраченных интерьеров. Такая позиция, получившая наиболее радикальное воплощение в недавней реконструкции Нового музея в Берлине по проекту Дэвида Чипперфильда, манифестирует современное отношение к архитектурному памятнику, что особенно важно для музейного здания. В проекте мастерской Никиты Явейна современная архитектура внедряется в историческую среду, обеспечивая все необходимые новации и комфорт, но, оставляя емкие паузы, дает возможность вслушаться в подлинные, не искаженные фальшью сомнительных интерпретаций голоса ушедших эпох. Способность и готовность услышать собеседника – главное условие для диалога, в том числе для диалога с прошлым. И есть все основания ожидать, что такой диалог зазвучит и в отреставрированных стенах Александровского дворца. 
Проект реконструкции Александровского дворца. Общий вид
© Студия 44
Проект реконструкции Александровского дворца. Терраса с колоннадой
© Студия 44
Проект реконструкции Александровского дворца. Главный фасад
© Студия 44
Проект реконструкции Александровского дворца. Реконструкция габаритов вестибюля
© Студия 44
Проект реконструкции Александровского дворца. Большой парадный кабинет Николая II
© Студия 44
zooming
Проект реконструкции Александровского дворца. Главный фасад (проект реставрации)
© Студия 44
zooming
Проект реконструкции Александровского дворца. Садовый фасад (фрагмент)
© Студия 44
zooming
Проект реконструкции Александровского дворца. Садовый фасад (проект реставрации)
© Студия 44
Проект реконструкции Александровского дворца. Цокольный этаж (современное состояние)
© Студия 44
Проект реконструкции Александровского дворца. План 0 этажа
© Студия 44
Проект реконструкции Александровского дворца. План 1 этажа
© Студия 44
Проект реконструкции Александровского дворца. План 2 этажа
© Студия 44
zooming
Проект реконструкции Александровского дворца. Поперечный разрез
© Студия 44
zooming
Проект реконструкции Александровского дворца. Продольный разрез
© Студия 44
Проект реконструкции Александровского дворца. Реконструкция мощения террасы
© Студия 44
Архитектор:
Никита Явейн
Мастерская:
Студия 44 http://www.studio44.ru
Проект:
Проект реконструкции Александровского дворца
Россия, Санкт-Петербург, Царское село

Авторский коллектив:
Архитекторы: Н.И. Явейн, П.С. Соколов, В.И. Парфёнов, Ж.В. Разумова,
Е.С. Фёдорова, А.С. Скорик, Л.И. Кутузова, И.С. Доника, Я.В. Реут, А.А. Шевчук Реставраторы: О.А. Кузеванов, С.В. Морозова, А.С. Тимина, А.А. Смирнова,
О.Г. Рогачёва, Ю.Н. Комарова, Е.Г. Сорокина, И.Р. Серебряницкая, В.В. Белоногова, А.И. Руденко, Ю.И. Раюшкина, Г.Ф. Цыганкова
Конструкторы: И.Н. Ляшко, Н.В. Просветова, И.А. Грачёва, В.И. Иоффе, М.В. Тараканова, И.И. Берина, Т.И. Павлова

2010 — 2011 / 2015

Заказчик: ГМЗ «Царское Село»

12 Апреля 2011

Студия 44: другие проекты
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Квартальная изолиния
Еще один конкурсный проект жилого комплекса на берегу Волги в Нижнем Новгороде подготовила «Студия 44». Группа архитекторов под руководством Ивана Кожина пришла к выводу, что неправильно в таком месте использовать регулярно-квартальную планировку и выработала индивидуальный подход: цепочку из парцеллированных многосекционных домов, которая тянется вдоль всей набережной. Рассказываем об особенностях и преимуществах приёма.
Зодчество 2024: шесть причин зайти на фестиваль
Сегодня в 32 раз стартует фестиваль Союза архитекторов «Зодчество». Он продлится 3 дня: Гостиный двор будет заполнен экспозициями, программа же заполнена мероприятиями. Мы посмотрели на анонсы и сделали свою выборку, чтобы помочь вам сориентироваться. Дедала – вручают в четверг вечером.
Сити у СКА
Петербургский градсовет рассмотрел проект делового центра рядом со СКА Ареной. «Студия 44» обратилась к одному из узнаваемых приемов: восемь башен скомпонованы в «регулярную» композицию, перемежаясь с квадратами скверов и площадей. Мнения экспертов довольно ожидаемо разделились.
Похожие статьи
Поле жизни
Новый проект от бюро ПНКБ Сергея Гнедовского и Антона Любимкина для Музея-заповедника «Куликово поле» посвящен Полю как таковому, самому по себе. Его исследование давно, тщательно и успешно ведет музей. Соответственно, снаружи форма нового музейного здания мягче, чем у предыдущего, тоже от ПНКБ, посвящённого исторической битве. Но внутри оно уверенно ведет посетителя от светового колодца по спирали – к полю, которое в данном случае трактовано не как поле битвы, а как поле жизни.
Дерево и базальт
Бюро Malik Architecture соединило в своем проекте гостиницы Radisson в горах индийского штата Махараштра местные традиции и требования ресурсоэффективности.
Для борьбы со стихией
В японском городе Курасики по проекту Кэнго Кумы создан парк, инфраструктура которого поможет жителям в случае природной катастрофы.
Слоистая кладка
Шанхайская студия X+Living в своем проекте книжного магазина в Тяньцзине отвечает историческому «итальянскому» окружению и экспериментирует с кирпичом, металлом и визуальным восприятием.
Технологии и материалы
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Сейчас на главной
2024: что говорят архитекторы
Больше всего нам нравится рассказывать об архитектуре, то есть о_проектах, но как минимум раз в год мы даем слово архитекторам ;-) и собираем мнение многих профессионалов о том, как прошел их профессиональный год. И вот, в этом году – 53 участника, а может быть, еще и побольше... На удивление, среди замеченных лидируют книги и выставки: браво музею архитектуры, издательству Tatlin и другим площадкам и издательствам! Читаем и смотрим. Грустное событие – сносят модернизм, событие с амбивалентной оценкой – ипотечная ставка. Читаем архитекторов.
Поле жизни
Новый проект от бюро ПНКБ Сергея Гнедовского и Антона Любимкина для Музея-заповедника «Куликово поле» посвящен Полю как таковому, самому по себе. Его исследование давно, тщательно и успешно ведет музей. Соответственно, снаружи форма нового музейного здания мягче, чем у предыдущего, тоже от ПНКБ, посвящённого исторической битве. Но внутри оно уверенно ведет посетителя от светового колодца по спирали – к полю, которое в данном случае трактовано не как поле битвы, а как поле жизни.
Космо-катамино
Бюро MORS ARCHITECTS придумало для компании, которая специализируется на кибербезопасности, офис-головоломку, стимулирующий креативность и азарт: с помощью насыщенных цветов и отсылок к ретрофутуризму.
Дерево и базальт
Бюро Malik Architecture соединило в своем проекте гостиницы Radisson в горах индийского штата Махараштра местные традиции и требования ресурсоэффективности.