12.04.2011

Дворец как пространство для диалога

Архитектурная мастерская «Студия 44» под руководством Никиты Явейна разработала проект реконструкции Александровского дворца в Царском Селе. Как и реконструкция Восточного крыла здания Главного штаба, новая работа архитекторов является примером корректного сочетания современных творческих и технических решений с исторической архитектурой.

информация:

Проект реконструкции Александровского дворца. Общий вид © Студия 44
Проект реконструкции Александровского дворца. Общий вид © Студия 44открыть большое изображение
Александровский дворец, построенный Джакомо Кваренги в 1792 - 1796 годах для цесаревича Александра Павловича (будущего Александра I), относится к несомненным шедеврам русского классицизма. Однако настоящим «золотым веком» стали для него годы царствования Николая II, родившегося в этих стенах в 1868 году и избравшего Царское Село местом своего постоянного пребывания после 1905 года. Придворный быт последнего монарха отличался камерностью: императорские покои занимали небольшую часть дворца – Восточный флигель, интерьеры которого были заново отделаны в начале ХХ века по проектам Романа Мельцера и Сильвио Данини. Здесь отрекшийся император и члены его семьи находились под арестом с марта по август 1917 года, после чего были высланы в Сибирь и расстреляны большевистским правительством.

Здание Александровского дворца, ощутимо пострадавшее в период оккупации, после войны было передано Академии наук СССР для размещения Литературного музея. Целью послевоенной реставрации дворца стало «воссоздание на период Кваренги и Пушкина», а интерьеры начала ХХ века были восстановлены только в 1997 году – в упрощенном виде для съемок фильма Глеба Панфилова «Романовы. Венценосная семья». Впоследствии в этих «декорациях» была открыта постоянная экспозиция, посвященная жизни царской фамилии. Реконструкция, предложенная мастерской Никиты Явейна, призвана дать полноценное звучание этой теме, вызывающей острый интерес как в России, так и за ее пределами.

Сегодня Александровский дворец имеет статус объекта культурного наследия федерального значения, поэтому степень возможного вмешательства в его архитектуру строго регламентирована. Концепция «Студии 44» превращает классицистический комплекс в современное музейное пространство, заключающее в себе, наряду с постоянной экспозицией (на 1-м этаже, в центральных залах Парадной анфилады и Восточном флигеле), выставочные площади, вместительный лекторий, фонды открытого доступа, классы и компьютерные залы Детского образовательного центра (на 2-м этаже). Внушительная инфраструктура обслуживания (гардеробы, кассы, кафе, санузлы, системы технического обеспечения) будет локализована в заглубленном цокольном этаже, а в чердачных пространствах флигелей разместится современное вентиляционное оборудование.

Немаловажным аспектом реконструкции станет адаптация здания для комфортного перемещения посетителей с ограниченной мобильностью. Принимая во внимание вместительность будущего музея (700 - 800 человек одновременно), предусмотрено разделение потока посетителей за счет устройства отдельных входов для групп V.I.P.-персон и индивидуальных экскурсантов, которые будут входить во дворец через собственный подъезд Николая II.              

Наряду с инженерной модернизацией здания, предполагается восстановить исторические фасады дворца и убранство помещений Восточного флигеля. Кровлям вернут первоначальный зеленый цвет, восстановят над ними дымовые трубы (правда, их будут использовать не по прямому назначению, а в качестве вентиляционных воздуховодов). Будут воссозданы столярные оконные и дверные заполнения «под дуб», а также мраморное мощение террасы-перистиля. Проект реставрации интерьеров разработан «Студией 44» совместно с институтом «Спецпроектреставрация», специалисты которого займутся наиболее ценными в историческом отношении комнатами и залами (это Приемная и Большой Парадный кабинет в анфиладе комнат Николая II; Кленовая, Палисандровая, Сиреневая гостиные и Спальня в анфиладе Александры Федоровны). Кардинальное отличие нынешней реставрации состоит в ее комплексном характере. Восстановят не только элементы убранства (зеркала, порталы, камины), но и целые помещения, утраченные в результате перепланировок советского времени. Проектировщики опирались на обширный изобразительный материал – акварельные рисунки, чертежи, кино- и фотодокументы, а также сохранившиеся фрагменты отделки.

Как подчеркивают авторы проекта, результатом работы должно стать «наиболее достоверное воспроизведение предметного окружения и самой атмосферы жизни и быта семьи последнего российского императора». При этом реставраторы отказались от воссоздания полностью утраченных интерьеров. Такая позиция, получившая наиболее радикальное воплощение в недавней реконструкции Нового музея в Берлине по проекту Дэвида Чипперфильда, манифестирует современное отношение к архитектурному памятнику, что особенно важно для музейного здания. В проекте мастерской Никиты Явейна современная архитектура внедряется в историческую среду, обеспечивая все необходимые новации и комфорт, но, оставляя емкие паузы, дает возможность вслушаться в подлинные, не искаженные фальшью сомнительных интерпретаций голоса ушедших эпох. Способность и готовность услышать собеседника – главное условие для диалога, в том числе для диалога с прошлым. И есть все основания ожидать, что такой диалог зазвучит и в отреставрированных стенах Александровского дворца. 
Проект реконструкции Александровского дворца. Терраса с колоннадой © Студия 44
Проект реконструкции Александровского дворца. Терраса с колоннадой © Студия 44открыть большое изображение
Проект реконструкции Александровского дворца. Главный фасад © Студия 44
Проект реконструкции Александровского дворца. Главный фасад © Студия 44открыть большое изображение
Проект реконструкции Александровского дворца. Реконструкция габаритов вестибюля © Студия 44
Проект реконструкции Александровского дворца. Реконструкция габаритов вестибюля © Студия 44открыть большое изображение
Проект реконструкции Александровского дворца. Большой парадный кабинет Николая II © Студия 44
Проект реконструкции Александровского дворца. Большой парадный кабинет Николая II © Студия 44открыть большое изображение
Проект реконструкции Александровского дворца. Главный фасад (проект реставрации) © Студия 44
Проект реконструкции Александровского дворца. Главный фасад (проект реставрации) © Студия 44
Проект реконструкции Александровского дворца. Садовый фасад (фрагмент) © Студия 44
Проект реконструкции Александровского дворца. Садовый фасад (фрагмент) © Студия 44
Проект реконструкции Александровского дворца. Садовый фасад (проект реставрации) © Студия 44
Проект реконструкции Александровского дворца. Садовый фасад (проект реставрации) © Студия 44
Проект реконструкции Александровского дворца. Цокольный этаж (современное состояние) © Студия 44
Проект реконструкции Александровского дворца. Цокольный этаж (современное состояние) © Студия 44открыть большое изображение
Проект реконструкции Александровского дворца. План 0 этажа © Студия 44
Проект реконструкции Александровского дворца. План 0 этажа © Студия 44открыть большое изображение
Проект реконструкции Александровского дворца. План 1 этажа © Студия 44
Проект реконструкции Александровского дворца. План 1 этажа © Студия 44открыть большое изображение
Проект реконструкции Александровского дворца. План 2 этажа © Студия 44
Проект реконструкции Александровского дворца. План 2 этажа © Студия 44открыть большое изображение
Проект реконструкции Александровского дворца. Поперечный разрез © Студия 44
Проект реконструкции Александровского дворца. Поперечный разрез © Студия 44
Проект реконструкции Александровского дворца. Продольный разрез © Студия 44
Проект реконструкции Александровского дворца. Продольный разрез © Студия 44
Проект реконструкции Александровского дворца. Реконструкция мощения террасы © Студия 44
Проект реконструкции Александровского дворца. Реконструкция мощения террасы © Студия 44открыть большое изображение

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Антон Бондаренко
  • Всеволод Медведев
  • Владимир Плоткин
  • Илья Машков
  • Вера Бутко
  • Анатолий Столярчук
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Сергей Труханов
  • Андрей Асадов
  • Дмитрий Селивохин
  • Игорь Шварцман
  • Полина Воеводина
  • Александра Кузьмина
  • Иван Кожин
  • Дмитрий Васильев
  • Сергей Кузнецов
  • Даниил Лоренц
  • Наталья Сидорова
  • Антон Надточий
  • Андрей Гнездилов
  • Зураб Басария
  • Антон Лукомский
  • Валерий Лукомский
  • Олег Мединский
  • Константин Ходнев
  • Василий Крапивин
  • Никита Бирюков
  • Андрей Романов
  • Илья Уткин
  • Сергей Сенкевич
  • Екатерина Кузнецова
  • Алексей Курков
  • Александр Асадов
  • Карен Сапричян
  • Александр Скокан
  • Сергей Чобан
  • Дмитрий Ликин
  • Юлий Борисов
  • Юлия Тряскина
  • Олег Карлсон
  • Левон Айрапетов
  • Антон Ладыгин
  • Станислав Белых
  • Владимир Биндеман
  • Николай Миловидов
  • Роман Леонидов
  • Наталия Шилова
  • Владимир Ковалёв
  • Олег Шапиро
  • Алексей Гинзбург
  • Павел Андреев
  • Антон Барклянский
  • Сергей Скуратов
  • Арсений Леонович
  • Никита Токарев
  • Тотан Кузембаев
  • Антон Яр-Скрябин
  • Михаил Канунников
  • Валерия Преображенская
  • Никита Явейн
  • Екатерина Грень
  • Александр Бровкин
  • Сергей  Орешкин
  • Александр Попов
  • Евгений Герасимов

Постройки и проекты (новые записи):

  • Редевелопмент территории мукомольного комбината
  • Жилой комплекс WhiteLines
  • Парк Domino
  • Wenlock Cross Hackney
  • ЖК Bauman House
  • Жилой комплекс Urban Ranch
  • Офисное здание M_Eins
  • Kölncubus Süd
  • Жилой комплекс «ТЫ И Я»

Технологии:

24.09.2018

Фасадная система ALUCORE® XXL

Компании 3A Composites и HILTI разработали новую систему для навесных вентилируемых фасадов, которая обеспечивает простой монтаж крупногабаритных сотовых панелей.
ALUCOBOND®
11.09.2018

Благородный серый

Многоквартирные дома в поселке «Западная долина» облицованы фиброцементными плитами EQUITONE, которые выгодно подчеркивают лаконичные фасады и позволяют зданиям вписаться в окружающий ландшафт.
EQUITONE
24.08.2018

Затеряться в горах

Фасадные панели из фиброцемента EQUITONE помогли апарт-отелю SkyPark в Красной Поляне слиться с природным окружением.
EQUITONE
22.08.2018

Брусчатка Bockhorn: оценка из прошлого

Иван Григорьевич Малюга – профессор Николаевской инженерной академии в Петербурге, химик-технолог в своей книге начала 20 века рассказывает о брусчатке Bockhorn.
ЗАО «Фирма «КИРИЛЛ»
22.08.2018

Как предотвратить потерю концентрации сотрудников в open space?

Рабочее пространство должно предоставлять четко разделенные зоны для коллективной, индивидуальной и сфокусированной работы. Эти зоны должны не конкурировать, а дополнять друг друга. Комментирует Денис Черничкин, Директор Haworth Business Interiors
HAWORTH
другие статьи