Новый квартал прорастает поверх скучноватой прямоугольной сетки Лесных переулков и, вторя лучам главных улиц, перенастраивает ее вершину веером, сходящимся в сторону главной достопримечательности – старообрядческой Никольской церкви начала XX века.
Архитекторы сохраняют линии существующих переулков, Заставного и 3-го Лесного, делая их пешеходными и создают внутри прямоугольных участков новые пешеходные улицы. Одна из них проходит по диагонали насквозь между треугольными корпусами «В» и «С», а другая имитирует тот же прием, прерываясь посередине. С появлением новых улиц квартал становится проницаемым, открытым для горожан – в нижних ярусах возникает общественное пространство с магазинами, кафе и рестораном. Перед выходом из метро формируется новый центр городской жизни, причем не простой, а стильной и респектабельной, соответствующей деловой репутации района. Ее качество будет, по-видимому, созвучно маркетинговому названию комплекса «Белая площадь» со всеми проступающими за ним смыслами, прежде всего – «чистая», в противовес известной суетности «площади Белорусского вокзала».
«Белая площадь», которая должна возникнуть на месте кварталов 674 и 675, выглядит как миниатюрный город, прежде всего из-за разной высоты зданий. Корпус «А» выглядит как два сросшихся дома – в одном десять, в другом пятнадцать этажей. Поэтому комплекс кажется состоящим не из трех, а из четырех построек, сходящихся к общему центру, к площади перед метро, перед которой как-то неожиданно по-питерски выстраиваются не пять, конечно, но все же четыре угла.
Скругленные контуры зданий – фирменный прием комплекса, который делает силуэты гибкими и обтекаемыми. В первоначальном варианте все углы были острыми, окна – ячейстой сеткой, цвет корпусов – разный, высота – многим больше. Предполагались три взлетающие над площадью тонкие башни, соединенные на разной высоте четырьмя перемычками – вертикальный лабиринт для высокого города.
Итоговый проект значительно спокойнее, его стержень – не полет, а респектабельность комфортного пространства. Ближайшая ассоциация – Ар-Деко, но – с минимумом деталей. На фасадах камня почти столько же, сколько стекла, окна выстраиваются в ряды, перемежаемые подчеркнутыми горизонталями этажных членений, лишь вверху – ленты панорамного остекления с видами на город. Цвет – сдержанный, кремовый цвет песчаника. В нижних ярусах – галереи, колоннады из столбов, заставляющие вспомнить улицу Риволи и еще множество подобных западных улиц. Вообще, квартал запросто можно себе представить выстроенным в любом из исторических городов мира – в Берлине, в Париже или в Нью-Йорке, настолько он самоценен. Эти дома не подстраиваются под окружение и не делают попыток слишком уж повлиять на него; их отношения с пестрыми окрестностями ограничиваются предупредительной уверенностью в своих силах. Попросту внутри, как предполагается, будет комфортно – и горожанам, и клеркам, а выйдя за границу «зоны влияния» нового квартала – что ж, прохожий вновь попадет с «Белой» площади на «Белорусскую»…
Коммерческий деловой центр «Белая площадь». Проект. Вид на Заставный переулок (который предполагается сделать пешеходной улицей) со стороны Лесной улицы
© ABD architects
Коммерческий деловой центр «Белая площадь». Проект. Вид со стороны Ленинградского шоссе
© ABD architects
Коммерческий деловой центр «Белая площадь». Проект. Вид со стороны Белорусской площади
© ABD architects
ABD architects. Коммерческий деловой центр «Белая площадь». Первоначальный проект