Генеральный план развития Липецка предусматривал застройку юго-западной окраины города еще двадцать лет назад. Именно тогда эта территория была поделена на почти равные сегменты, каждому будущему кварталу присвоили собственный номер (с 26 по 34). «Липецкгражданпроект» как раз приступил к разработке проектов застройки, когда грянули 1990-е и проектирование остановилось. Не исключено, что это и к лучшему: с участками земли за два десятка лет не произошло ничего плохого, а вот проекты жилья теперь разрабатываются куда более интересные и качественные, чем в позднесоветские годы. Кроме того, если в начале 1990-х проблема микрорайонов-«клонов» мало кого волновала, то теперь Липецку очевидно: силами одного проектного института создать по-настоящему разнообразную среду обитания вряд ли возможно. Поэтому в индустриальном центре Черноземья сначала появились проектировщики из соседнего Воронежа, а потом и из Москвы.
Бюро ABD architects пригласили проектировать два соседних микрорайона, номер 32 и 33. Они будут объединены в один район и застроены комплексно; это первая в регионе попытка застройки сразу двух крупных участков и девелопер справедливо рассчитывает, что такой подход заметно оживит новостройки Липецка в целом. О серьезности (и, пожалуй, гуманности) планов НЛМК свидетельствует также и программа будущего района: 385 тысяч кв. м жилья, поликлиника, две школы и целых четыре детсада, а также многочисленные открытые спортивные площадки, три спортивно-досуговых центра, службы быта и магазины.
Участок застройки ограничен улицами Свиридова, Кривенкова и Минская, причем последняя является одной из крупнейших в этой части города и представляет собой многополосную магистраль с озелененным пешеходным бульваром посередине. Минская играет важную градостроительную роль: фактически по ней проходит граница между новыми микрорайонами юго-западного жилого массива Липецка и частной жилой застройкой, огромным полотном разномастных коттеджей, на протяжении которого город незаметно превращается в загород. Перед архитекторами, таким образом, стояла задача отразить в облике нового района его расположение на условной границе и визуально смягчить существующий резкий переход от малоэтажных строений к многоэтажным жилым башням. А озелененность Минской улицы задала вторую важную тему проекта – генеральный план нового района пестрит зелеными «заплатками» самой разной формы.
Архитекторы ABD решили добавить к суровому портрету индустриального города «теплых красок»: человечности, комфорта и разнообразия. Потому что брутальности и техницизма, всего этого «как закалялась сталь», металлургам за глаза хватает на работе. Они, пожалуй, как никто другой, заслужили уютной и камерной среды обитания.
Генплан нового района основан на ярко выраженной иерархии пространств: частного (внутренние дворы), с ограниченным доступом (внешние придомовые территории) и общественного. В центре района архитекторы предлагают создать пешеходный бульвар. Он условно параллелен бульвару Минской улицы, но на самом деле имеет сложный план и состоит из множества переплетающихся дорожек, что позволяет создать целую сеть пешеходных маршрутов и придает их перспективам интересную пространственную интригу. Изломанной линии бульвара вторят силуэты размещенных на нем школ, которые представляют собой составленные под острым углом Г-образные объемы.
Изучая генплан района, его авторов очень сложно не заподозрить в особой любви к трапециям. Такое впечатление, что архитекторы поставили перед собой задачу на площади в 43 га исследовать все планировочные возможности этой геометрической фигуры. В частности, внутренние дворы и внешние придомовые территории своим появлением в районе обязаны именно такой конфигурации жилых кварталов. Повернутые друг к другу под разными углами трапеции жилых комплексов образуют своеобразные зеленые «клинья», направленные к бульвару. Чтобы организовать заезд во внутренний двор, в каждой из трапеций одна из сторон несколько укорочена.
Важно, что все жилые комплексы проектируются индивидуально и состоят из разновысотных блоков – это позволяет в рамках каждого квартала создать разнообразную и сложно организованную среду, а в контексте всего района выделить несколько доминант, которые впоследствии станут ориентирами для его жителей. Во всех внутриквартальных проездах запроектированы открытые двухуровневые парковки – у каждого дома своя, что, по замыслу архитекторов, поможет избежать стихийного скопления машин во внутренних дворах. Проезд туда будет разрешен только спецтранспорту, а так дворы полностью отдаются под детские площадки и скамейки-фонтаны для более взрослых обитателей домов.
Архитекторам ABD удалось найти в этом проекте необходимую меру равновесия между типизацией и разнообразием, предложив достойную альтернативу советским микрорайонам, которыми, по большей части, застроены наши города, в том числе и Липецк. Получился большой (43 гектара) жилой район, насыщенный не только инфраструктурой (что необходимо), но также ракурсами и впечатлениями. Остается дождаться реализации и присвоения новому району имени собственного, ибо качественная архитектура и скучные порядковые номера не слишком совместимы.