Проект многофункционального комплекса будет построен на месте существующего рынка в одном из спальных районов Петербурга. Он достаточно велик – 190 000 кв. метров, чуть меньше половины из которых будет отдано жилью, четверть – офисам. Остальное занято парковками и магазинами; посреди комплекса задуман детский сад. Одним словом, инфраструктура, как и полагается в таких случаях, достаточно развита для того, чтобы внутри можно было жить, возможно – даже не слишком удаляясь. А может быть, даже устроиться на работу в офисной части. Хотя надо признать – о схеме «работа рядом с домом» у нас говорят много, а случается это редко, либо с очень бедными, либо с очень богатыми людьми.
Микрорайон, в котором будет построен этот, преимущественно жилой, комплекс, типично панельный и расположен на северной окраине Петербурга, достаточно далеко от исторического центра. От Стрелки Васильевского острова до улицы Хошимина – чуть больше 12 километров. Возможно, поэтому у проекта не возникло проблем с формальностью высотных ограничений, которые он превышает (высота главной башни – 150 м). Градсовет Петербурга решительно признал, что комплекс Сергея Киселева способен скорее украсить панельный район, чем что-то там нарушить.
Окраины Петербурга – это, в сущности, другой город.
И признаться, насколько хорош классический Петербург, настолько же неприятны его отдаленные панельные районы. В данном случае – окрестные здания представляют собой большие неряшливые «пластины», уныло сочетающие грязно-розовый цвет с серовато-зеленым. Крупными блоками они вышагивают вдоль улиц, образуя гигантские каре, слишком просторные для того, чтобы узнать в них Питер. Выглядит все это довольно-таки муторно; особенно в нынешнем, ободранном состоянии.
Можно подумать, что новый комплекс «СКиП» поставил перед собой задачу как-то организовать и возглавить окружающее. Комплекс состоит из трех жилых домов-«пластин» и двух башен (в малой апартаменты, в той, что повыше – офисы). Пластины контекстуально перекликаются с застройкой микрорайона и в некотором роде даже «вырастают» из нее, продолжая линии окрестной застройки и «собирая» ее к точке схода – острому углу на пересечении двух магистралей, улицы Хошимина и проспекта Просвещения.
В этой точке находится кульминация всей композиции и, судя по всему, будущий главный акцент этого района. Две башни на высоком стилобате, замыкают перспективу проспекта. Они задуманы так, что малая башня кажется «дочкой» большой – отпрыском, устроившимся на гигантской полосато-клетчатой ладони. Между башнями образуется
высокое «ущелье» и завязывается едва заметный диалог. Дело в том, что внутренняя (обращенная к соседу) стена 150-метрового офисного здания наклонена и его объем расширяется книзу, превращаясь, таким образом, из привычного в этом жанре параллелепипеда в трапецию. Внутренняя стена второго здания (с апартаментами) тоже скошена, но уже не книзу, а в сторону – в этом случае план дома становится трапецией, и ее расширение вторит треугольной форме участка.
Графика черно-белых фасадов противопоставлена грязноватой розово-зеленой цветности микрорайона. Жилые дома выглядят слепленными из двух пластин: с южной стороны они черные, как будто бы стремятся впитать все редкое питерское солнце и использовать его для обогрева помещений (это не так, хотя стены, конечно, будут нагреваться сильнее). Северные стены домов – белые как финский лед.
Башня с апартаментами целиком черная, впрочем, ее глухой северный фасад обращен в сторону офисного соседа и образует упомянутое выше «ущелье». Стены которого, кстати сказать, демонстрируют ту же черно-белую двойственность, только наоборот. Возможно, этот контраст поможет подчеркнуть глубину разрыва между зданиями.
Расцветка офисной башни наиболее сложна. Для того, чтобы избежать типичной для деловой архитектуры полосатости фасады покрыли крупной шахматной клеткой. Клетки одинаковой ширины, но внизу они покороче, над стилобатом становятся почти вертикальными, а выше середины башни – вытягиваются больше трех этажей, играя, таким образом, с вертикалью здания по оптическим законам. Которые говорят нам, что если смотреть на такой дом снизу, но не издалека, а подойдя поближе, то гигантский орнамент имеет шансы визуально «съесть» часть его высоты – потому что верхние клетки уменьшатся в перспективе и будут похожи на нижние. Заметим, что контраст черного и белого – это самое яркое и эффективное сочетание для оптической иллюзии, его активно использовали художники 1960-х. По словам главного архитектора проекта, Андрея Никифорова, эти крупные клетки призваны сделать объем башни более цельным, скульптурным.
Итак, в пустынном и ветреном панельном районе, на месте «дыры» рынка возникает «гора» жилого комплекса. Архитектурная композиция которого зримо раскрывает тему перехода от «пластины» к башне – отчего комплекс выглядит буквально вырастающим из окружения, что вполне контекстуально. При этом он обладает всеми особенностями современных зданий: занимает своими парковками весь участок, выглядит более высоким, «уплотненным», но индивидуально продуманным. Не шикарным (что в этом районе было бы неуместной роскошью), но строгим и цельным. А черно-белые фасады позволяют ему надежно выделиться среди окружения.