Черное и белое

Многофункциональный комплекс на улице Хошимина – один из новых и, что важно, «живых» проектов компании «Сергей Киселев и Партнеры» – был недавно принят градсоветом Петербурга. Он совмещает две особенности: с одной стороны, вырастает из окружающей панельной застройки и организует внутри нее новый градостроительный «узел». С другой – противостоит окружению радикальной монохромностью своих фасадов, активно используя контраст черного и белого для создания оптической иллюзии.

author pht

Автор текста:
Юлия Тарабарина

mainImg

Проект:

Многофункциональный комплекс на площади Хошимина в Санкт-Петербурге
Россия, Санкт-Петербург, площадь Хошимина, д. 14А

Авторский коллектив:
архитекторы: Сергей Киселёв, Андрей Никифоров, Елена Клюева, Андрей Бреславцев, Антон Бусалов, Глеб Холопов
инженеры: Игорь Шварцман

2009

заказчик: ООО «Центр ипотечных кредитов»

Проект многофункционального комплекса будет построен на месте существующего рынка  в одном из спальных районов Петербурга. Он достаточно велик – 190 000 кв. метров, чуть меньше половины из которых будет отдано жилью, четверть – офисам. Остальное занято парковками и магазинами; посреди комплекса задуман детский сад. Одним словом, инфраструктура, как и полагается в таких случаях, достаточно развита для того, чтобы внутри можно было жить, возможно – даже не слишком удаляясь. А может быть, даже устроиться на работу в офисной части. Хотя надо признать – о схеме «работа рядом с домом» у нас говорят много, а случается это редко, либо с очень бедными, либо с очень богатыми людьми.

Микрорайон, в котором будет построен этот, преимущественно жилой, комплекс, типично панельный и расположен на северной окраине Петербурга, достаточно далеко от исторического центра. От Стрелки Васильевского острова до улицы Хошимина – чуть больше 12 километров. Возможно, поэтому у проекта не возникло проблем с формальностью высотных ограничений, которые он превышает (высота главной башни – 150 м). Градсовет Петербурга решительно признал, что комплекс Сергея Киселева способен скорее украсить панельный район, чем что-то там нарушить.

Окраины Петербурга – это, в сущности, другой город.
И признаться, насколько хорош классический Петербург, настолько же неприятны его отдаленные панельные районы. В данном случае – окрестные здания представляют собой большие неряшливые «пластины», уныло сочетающие грязно-розовый цвет с серовато-зеленым. Крупными блоками они вышагивают вдоль улиц, образуя гигантские каре, слишком просторные для того, чтобы узнать в них Питер. Выглядит все это довольно-таки муторно; особенно в нынешнем, ободранном состоянии.

Можно подумать, что новый комплекс «СКиП» поставил перед собой задачу как-то организовать и возглавить окружающее. Комплекс состоит из трех жилых домов-«пластин» и двух башен (в малой апартаменты, в той, что повыше – офисы). Пластины контекстуально перекликаются с застройкой микрорайона и в некотором роде даже «вырастают» из нее, продолжая линии окрестной застройки и «собирая» ее к точке схода – острому углу на пересечении двух магистралей, улицы Хошимина и проспекта Просвещения.

В этой точке находится кульминация всей композиции и, судя по всему, будущий главный акцент этого района. Две башни на высоком стилобате, замыкают перспективу проспекта. Они задуманы так, что малая башня кажется «дочкой» большой – отпрыском, устроившимся на гигантской полосато-клетчатой ладони. Между башнями образуется
высокое «ущелье» и завязывается едва заметный диалог. Дело в том, что внутренняя (обращенная к соседу) стена 150-метрового офисного здания наклонена и его объем расширяется книзу, превращаясь, таким образом, из привычного в этом жанре параллелепипеда в трапецию. Внутренняя стена второго здания (с апартаментами) тоже скошена, но уже не книзу, а в сторону – в этом случае план дома становится трапецией, и ее расширение вторит треугольной форме участка.

Графика черно-белых фасадов противопоставлена грязноватой розово-зеленой цветности микрорайона. Жилые дома выглядят слепленными из двух пластин: с южной стороны они черные, как будто бы стремятся впитать все редкое питерское солнце и использовать его для обогрева помещений (это не так, хотя стены, конечно, будут нагреваться сильнее). Северные стены домов – белые как финский лед.
Башня с апартаментами целиком черная, впрочем, ее глухой северный фасад обращен в сторону офисного соседа и образует упомянутое выше «ущелье». Стены которого, кстати сказать, демонстрируют ту же черно-белую двойственность, только наоборот. Возможно, этот контраст поможет подчеркнуть глубину разрыва между зданиями.

Расцветка офисной башни наиболее сложна. Для того, чтобы избежать типичной для деловой архитектуры полосатости фасады покрыли крупной шахматной клеткой. Клетки одинаковой ширины, но внизу они покороче, над стилобатом становятся почти вертикальными, а выше середины башни – вытягиваются больше трех этажей, играя, таким образом, с вертикалью здания по оптическим законам. Которые говорят нам, что если смотреть на такой дом снизу, но не издалека, а подойдя поближе, то гигантский орнамент имеет шансы визуально «съесть» часть его высоты – потому что верхние клетки уменьшатся в перспективе и будут похожи на нижние. Заметим, что контраст черного и белого – это самое яркое и эффективное сочетание для оптической иллюзии, его активно использовали художники 1960-х. По словам главного архитектора проекта, Андрея Никифорова, эти крупные клетки призваны сделать объем башни более цельным, скульптурным.

Итак, в пустынном и ветреном панельном районе, на месте «дыры» рынка возникает «гора» жилого комплекса. Архитектурная композиция которого зримо раскрывает тему перехода от «пластины» к башне – отчего комплекс выглядит буквально вырастающим из окружения, что вполне контекстуально. При этом он обладает всеми особенностями современных зданий: занимает своими парковками весь участок, выглядит более высоким, «уплотненным», но индивидуально продуманным. Не шикарным (что в этом районе было бы неуместной роскошью), но строгим и цельным. А черно-белые фасады позволяют ему надежно выделиться среди окружения.

Многофункциональный комплекс на площади Хошимина в Санкт-Петербурге
© АМ Сергей Киселев и Партнеры
Многофункциональный комплекс на площади Хошимина в Санкт-Петербурге
© АМ Сергей Киселев и Партнеры
Многофункциональный комплекс на площади Хошимина в Санкт-Петербурге
© АМ Сергей Киселев и Партнеры
Многофункциональный комплекс на площади Хошимина в Санкт-Петербурге
© АМ Сергей Киселев и Партнеры
Многофункциональный комплекс на площади Хошимина в Санкт-Петербурге
© АМ Сергей Киселев и Партнеры
Многофункциональный комплекс на площади Хошимина в Санкт-Петербурге
© АМ Сергей Киселев и Партнеры
Многофункциональный комплекс на площади Хошимина в Санкт-Петербурге
© АМ Сергей Киселев и Партнеры
Многофункциональный комплекс на площади Хошимина в Санкт-Петербурге
© АМ Сергей Киселев и Партнеры
Многофункциональный комплекс на площади Хошимина в Санкт-Петербурге
© АМ Сергей Киселев и Партнеры
Многофункциональный комплекс на площади Хошимина в Санкт-Петербурге
© АМ Сергей Киселев и Партнеры
Многофункциональный комплекс на площади Хошимина в Санкт-Петербурге
© АМ Сергей Киселев и Партнеры


0

Проект:

Многофункциональный комплекс на площади Хошимина в Санкт-Петербурге
Россия, Санкт-Петербург, площадь Хошимина, д. 14А

Авторский коллектив:
архитекторы: Сергей Киселёв, Андрей Никифоров, Елена Клюева, Андрей Бреславцев, Антон Бусалов, Глеб Холопов
инженеры: Игорь Шварцман

2009

заказчик: ООО «Центр ипотечных кредитов»

05 Мая 2009

author pht

Автор текста:

Юлия Тарабарина

Технологии и материалы

Паттерн золотой волны
Потолочные детали и настенные панно, выполненные из алюминия Sevalcon, превращаются в орнамент и оттеняют вереницу национальных узоров в интерьерах Центра художественной гимнастики, формируя переклички с основной иконической формой фасада здания.
Condair – партнёр архитекторов
Награждать архитекторов деловыми профессиональными поездками мы решили на постоянной основе. Это даст возможность архитекторам совершенствоваться, получать новые знания и посмотреть на мир с позиции людей, создающих качественный воздух в архитектурных пространствах.
Life Challenge 2020: проекты российских архитекторов борются...
Стартовал международный конкурс Baumit на лучшие европейские фасады Life Challenge 2020, в котором принимают участие более 300 работ из 25 стран. Раз в два года профессиональное жюри выбирает самый яркий и неповторимый проект. В этом году за престижную премию будут бороться российские архитекторы. С февраля по апрель также проходит открытое голосование за лучшее оформление здания.
ArchYouth-2020: объявлены победители III сезона
Каждый из победителей детально разобрался в тонкостях остекления своего проекта, правильно рассчитал формулы стеклопакетов, подобрал стёкла и профильные системы.
Английский кирпич в московских Кадашах
Кирпич IBSTOCK Bristol Brown A0628A, привезенный компанией «Кирилл» прямо из Великобритании для фасадов ЖК «Монополист» в Кадашах, стал для комплекса, нового, но вписанного в контекст и расположенного рядом с известнейшим шедевром конца XVII века, основой для сдержанно-историчной и в то же время современной образности.
Измеряй и фиксируй
Лазерный сканер Leica BLK360 – самый компактный из существующих, но в то же время достаточно мощный: за короткое время с его помощью можно провести высокоточные обмеры и создать 3D-модель объекта. Как прибор, который легко помещается в рюкзак или сумку, ускоряет процесс проектирования, снижает риски и помогает экономить – в нашем материале.

Сейчас на главной

Город у большой воды
Концепция масштабной застройки на краю Воронежа, над водой водохранилища-«моря», использует прибрежный перепад высот для организации сложносоставного общественного пространства и уделяет много внимания силуэту и распределению масс, определяющих вид на будущий комплекс с другого берега реки.
Пол Флауэрс: «Инвестиции в архитекторов – это инвестиции...
Поговорили с вице-президентом по дизайну корпорации LIXIL, в состав которой с 2014 года входит GROHE, о новой премии WAF Water Research Prize, о микро- и макротрендах и о том, почему архитекторы и производители вместе смогут сделать для этого мира больше, чем по отдельности.
Паломничество в страну ар-деко
В ЖК «Маленькая Франция» на 20-й линии Васильевского острова Степан Липгарт собеседует с автором Нового Эрмитажа, мастерами Серебряного века и советского ар-деко на интересные профессиональные темы: дом с курдонером в историческом Петербурге, баланс стены и витража в архитектонике фасада. Перед вами результаты этой виртуальной беседы.
Дом в порту
Жилой комплекс на Двинской улице – первый случай современной архитектуры на Гутуевском острове. Бюро «А.Лен» подробно исследует контекст и создает ориентир для дальнейших преобразований района.
Дюжина видео-каналов в спину карантинному времени
Все вокруг советуют, как провести период изоляции с пользой. Мы собрали для вас YouTube-каналы, которые помогут не только скоротать время, но и узнать что-то новое, полезное – 12 об архитектуре, и еще несколько просто интересных. И БГ, если кто не видел.
Вместо плаца – парк
Архитекторы ChartierDalix приспособили исторические казармы Лурсин для юридического факультета университета Париж I: главную роль там играет созданный на месте плаца парк.
Взлетная полоса
Проект-победитель конкурса Малых городов для Гатчины: линейный парк в большом микрорайоне и возвращение памяти о первом военном аэродроме России.
Градсовет удалённо / 25.03.2020
Градсовет впервые за историю своего существования работал дистанционно: обсуждали «готичный» бизнес-центр и эскиз жилого комплекса на севере города. Мы попытались подготовить удаленный же репортаж и заодно расспросить петербургских архитекторов о работе он-лайн.
Жилье с поддержкой
Комплекс MLK1101 в Лос-Анджелесе по проекту Lorcan O’Herlihy Architects – это жилье для бездомных ветеранов вооруженных сил, «хронических» бездомных и семей без места жительства.
Баланс уплотнения
Мастерская Анатолия Столярчука проектирует дом, который вынужденно доминирует над окружающей застройкой, но стремится привести сложившуюся среду к гармонии и развитию.
Сечение «Армады»
Клубный дом в историческом центре Екатеринбурга превращает разновысотность в основу образа: скос его силуэта созвучен скатным кровлям старых зданий, но он же становится ярким и современным пластическим акцентом.
Умер Майкл Соркин
Скончался американский архитектор, урбанист и публицист Майкл Соркин – второй, после Витторио Греготти, крупный архитектурный деятель, ставший жертвой коронавируса.
Александра Черткова: «Для нас принципиально важно...
В преддверии выставки «Город: детали», которая должна была открыться сегодня на ВДНХ, а теперь перенеслась на неопределенный срок, архитектор и партнер бюро «Дружба» Александра Черткова рассказала об основных принципах создания комфортного пространства для детей, ключевых трендах в проектировании детских площадок, а также о том, как москвичи принимают участие в городском развитии.
Очевидные неочевидности на улицах Нью-Йорка
Публикуем 7 главок из новой книги Strelka Press «Код города. 100 наблюдений, которые помогут понять город» Анне Миколайт и Морица Пюркхауэра – собрания замеченных авторами закономерностей, которые пригодятся при проектировании городской среды.
Каменная мозаика
Универмаг Galleria по проекту бюро OMA в южнокорейском Квангё получил «мозаичный» фасад из 12 000 гранитных и 2500 стеклянных треугольников.
Салют Кикоину!
Проект-победитель конкурса Малых городов для Новоуральска прославляет знаменитого физика, а также превращает бульвар на окраине в одно из главных общественных пространств.
WAF: «Оскар», но архитектурный
Говорим с авторами трех проектов, собравших награды WAF: редевелопента Бадаевского завода – Herzog & de Meuron, ЖК «Комфорт Таун» – Архиматика, и Парка будущих поколений в Якутске – ATRIUM.
Лестница без конца
Берлинское бюро Barkow Leibinger создало декорации для постановки оперы «Фиделио» Людвига ван Бетховена в венском Театре ан дер Вин. Режиссер – Кристоф Вальц, дважды лауреат «Оскара» за роли в фильмах Квентина Тарантино.
Пресса: Выживет ли урбанистика в России
Урбанистика сегодня в России — синоним воровства. Если человек посадил дерево или построил дом, то понятно зачем. Чтобы стибрить, вот зачем. Отсюда вопрос об урбанизме в России будущего — по крайней мере, если мы исходим из надежды, что дальше должно быть как-то лучше,— решается однозначно: его не будет <...>
Мрамор среди домн
Библиотека Люксембургского университета на территории бывшего сталелитейного завода – это перестроенное мастерской Valentiny Hvp Architects хранилище для руды.
Ключевое слово: «телеработа»
Архитекторы, профильные СМИ и вузы по всему миру реагируют на ситуацию пандемии, пытаясь обезопасить сотрудников и студентов, сохранив учебный и рабочий процесс. Говорим с руководителями нескольких московских бюро об их планах удаленной работы, а также рассказываем, как реагируют на эпидемию архитекторы мира.
Дискуссия о Дворце пионеров
Публикуем концепцию комплексного обновления московского Дворца Пионеров Феликса Новикова и Ильи Заливухина, и рассказываем о его обсуждении в Большом зале Москомархитектуры 4 марта.
«Дом бездомных»
Католический приют для социально незащищенных людей в деревне на юго-востоке Польши построен по проекту бюро xystudio с бережным отношением к окружающей среде.
Драгоценное пространство
Evotion design и T+T architects сообщили о завершении интерьера штаб-квартиры Сбербанка на Кутузовском проспекте. В центре атриума здесь парит переговорная-«Диамант», и все похоже на шкатулку с драгоценностями, в том числе высокотехнологичными.
Берег Дона
Проект из числа победителей конкурса Малых городов посвящен благоустройству берега реки Дон в промышленой части городка Данков, небольшого, но экономически успешного.
Реконструкция с чувством
Перед стартом курса МАРШ Re(New), слушатели которого будут работать со зданиями Хлопкопрядильной фабрики, куратор Дарья Минеева рассуждает о смысле и путях реконструкции.
Живописное жилье
В новом нью-йоркском комплексе Denizen Bushwick – 900 квартир, из которых 20% доступных, а высокую плотность смягчает монументальное искусство, озеленение и разнообразная инфраструктура. Авторы проекта – бюро ODA.
Верста на соляных берегах
Пешеходный маршрут с уклоном в туризм и исторические реконструкции, но не без спорта: проект-победитель конкурса Малых городов для Соликамска.
Большая маленькая победа
В небольшой по масштабу школе в Домодедове бюро ASADOV_ мастерски справилось с ограничениями в виде скромного бюджета и жестких лимитов площади, спроектировав светлые классы, гуманные рекреации и даже многосветный атриум с амфитеатром, ставший центром школьной жизни.
Чандигарх: фрагменты модернистской утопии
Публикуем фотографии и эссе Роберто Конте об архитектуре Чандигарха – от прославленного Капитолия Ле Корбюзье до менее известных жилых домов, кинотеатров, вузовских корпусов авторства его соратников и последователей.
Здание как Интернет
В культурно-общественном центре Forum Groningen по проекту NL Architects на севере Нидерландов можно бродить и находить информацию по всем областям знаний так же свободно, как во Всемирной сети.
Высокая горка
Начинаем публикацию проектов, победивших в конкурсе «Исторические поселения и малые города». Первый присланный – проект для Новохопёрска. Он соединяет две части города, вписан в пешеходные маршруты и эффектно использует ландшафтные красоты.
АБ Крупный план: «Важно, чтобы форма не была случайной,...
Беседа с Сергеем Никешкиным и Андреем Михайловым, партнерами-сооснователями архитектурно-инжиниринговой компании «Крупный план» – о ее структуре и истории развития, принципах, поиске формы и понятии современности.
Коворкинг под вуалью
Бюро Cano Lasso Arquitectos дало фасаду лондонского коворкинга полимерную «вуаль», а интерьер превратило в фантастический ландшафт – в соответствии с идеями заказчика, борющейся со скукой арендаторов компании Second Home.
Искушение традицией
В вилле по проекту Simone Subissati Architects в итальянской области Марке соединены геометрия традиционных сельских домов и идеи радикальной архитектуры 1970-х.