05.05.2009

Черное и белое

Многофункциональный комплекс на улице Хошимина – один из новых и, что важно, «живых» проектов компании «Сергей Киселев и Партнеры» – был недавно принят градсоветом Петербурга. Он совмещает две особенности: с одной стороны, вырастает из окружающей панельной застройки и организует внутри нее новый градостроительный «узел». С другой – противостоит окружению радикальной монохромностью своих фасадов, активно используя контраст черного и белого для создания оптической иллюзии.

информация:

открыть большое изображение

Проект многофункционального комплекса будет построен на месте существующего рынка  в одном из спальных районов Петербурга. Он достаточно велик – 190 000 кв. метров, чуть меньше половины из которых будет отдано жилью, четверть – офисам. Остальное занято парковками и магазинами; посреди комплекса задуман детский сад. Одним словом, инфраструктура, как и полагается в таких случаях, достаточно развита для того, чтобы внутри можно было жить, возможно – даже не слишком удаляясь. А может быть, даже устроиться на работу в офисной части. Хотя надо признать – о схеме «работа рядом с домом» у нас говорят много, а случается это редко, либо с очень бедными, либо с очень богатыми людьми.

Микрорайон, в котором будет построен этот, преимущественно жилой, комплекс, типично панельный и расположен на северной окраине Петербурга, достаточно далеко от исторического центра. От Стрелки Васильевского острова до улицы Хошимина – чуть больше 12 километров. Возможно, поэтому у проекта не возникло проблем с формальностью высотных ограничений, которые он превышает (высота главной башни – 150 м). Градсовет Петербурга решительно признал, что комплекс Сергея Киселева способен скорее украсить панельный район, чем что-то там нарушить.

Окраины Петербурга – это, в сущности, другой город.
И признаться, насколько хорош классический Петербург, настолько же неприятны его отдаленные панельные районы. В данном случае – окрестные здания представляют собой большие неряшливые «пластины», уныло сочетающие грязно-розовый цвет с серовато-зеленым. Крупными блоками они вышагивают вдоль улиц, образуя гигантские каре, слишком просторные для того, чтобы узнать в них Питер. Выглядит все это довольно-таки муторно; особенно в нынешнем, ободранном состоянии.

Можно подумать, что новый комплекс «СКиП» поставил перед собой задачу как-то организовать и возглавить окружающее. Комплекс состоит из трех жилых домов-«пластин» и двух башен (в малой апартаменты, в той, что повыше – офисы). Пластины контекстуально перекликаются с застройкой микрорайона и в некотором роде даже «вырастают» из нее, продолжая линии окрестной застройки и «собирая» ее к точке схода – острому углу на пересечении двух магистралей, улицы Хошимина и проспекта Просвещения.

В этой точке находится кульминация всей композиции и, судя по всему, будущий главный акцент этого района. Две башни на высоком стилобате, замыкают перспективу проспекта. Они задуманы так, что малая башня кажется «дочкой» большой – отпрыском, устроившимся на гигантской полосато-клетчатой ладони. Между башнями образуется
высокое «ущелье» и завязывается едва заметный диалог. Дело в том, что внутренняя (обращенная к соседу) стена 150-метрового офисного здания наклонена и его объем расширяется книзу, превращаясь, таким образом, из привычного в этом жанре параллелепипеда в трапецию. Внутренняя стена второго здания (с апартаментами) тоже скошена, но уже не книзу, а в сторону – в этом случае план дома становится трапецией, и ее расширение вторит треугольной форме участка.

Графика черно-белых фасадов противопоставлена грязноватой розово-зеленой цветности микрорайона. Жилые дома выглядят слепленными из двух пластин: с южной стороны они черные, как будто бы стремятся впитать все редкое питерское солнце и использовать его для обогрева помещений (это не так, хотя стены, конечно, будут нагреваться сильнее). Северные стены домов – белые как финский лед.
Башня с апартаментами целиком черная, впрочем, ее глухой северный фасад обращен в сторону офисного соседа и образует упомянутое выше «ущелье». Стены которого, кстати сказать, демонстрируют ту же черно-белую двойственность, только наоборот. Возможно, этот контраст поможет подчеркнуть глубину разрыва между зданиями.

Расцветка офисной башни наиболее сложна. Для того, чтобы избежать типичной для деловой архитектуры полосатости фасады покрыли крупной шахматной клеткой. Клетки одинаковой ширины, но внизу они покороче, над стилобатом становятся почти вертикальными, а выше середины башни – вытягиваются больше трех этажей, играя, таким образом, с вертикалью здания по оптическим законам. Которые говорят нам, что если смотреть на такой дом снизу, но не издалека, а подойдя поближе, то гигантский орнамент имеет шансы визуально «съесть» часть его высоты – потому что верхние клетки уменьшатся в перспективе и будут похожи на нижние. Заметим, что контраст черного и белого – это самое яркое и эффективное сочетание для оптической иллюзии, его активно использовали художники 1960-х. По словам главного архитектора проекта, Андрея Никифорова, эти крупные клетки призваны сделать объем башни более цельным, скульптурным.

Итак, в пустынном и ветреном панельном районе, на месте «дыры» рынка возникает «гора» жилого комплекса. Архитектурная композиция которого зримо раскрывает тему перехода от «пластины» к башне – отчего комплекс выглядит буквально вырастающим из окружения, что вполне контекстуально. При этом он обладает всеми особенностями современных зданий: занимает своими парковками весь участок, выглядит более высоким, «уплотненным», но индивидуально продуманным. Не шикарным (что в этом районе было бы неуместной роскошью), но строгим и цельным. А черно-белые фасады позволяют ему надежно выделиться среди окружения.

открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Юлия Тряскина
  • Александр Бровкин
  • Юрий Сафронов
  • Никита Явейн
  • Михаил Канунников
  • Павел Андреев
  • Илья Машков
  • Зураб Басария
  • Антон Яр-Скрябин
  • Дмитрий Васильев
  • Андрей Асадов
  • Марк Сафронов
  • Владимир Ковалёв
  • Олег Карлсон
  • Андрей Гнездилов
  • Сергей Чобан
  • Тотан Кузембаев
  • Всеволод Медведев
  • Екатерина Грень
  • Никита Токарев
  • Александр Попов
  • Юлий Борисов
  • Владимир Плоткин
  • Олег Шапиро
  • Николай Миловидов
  • Александр Скокан
  • Анатолий Столярчук
  • Антон Барклянский
  • Алексей Гинзбург
  • Константин Ходнев
  • Иван Кожин
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Дмитрий Селивохин
  • Валерия Преображенская
  • Антон Лукомский
  • Левон Айрапетов
  • Александр Асадов
  • Даниил Лоренц
  • Екатерина Кузнецова
  • Сергей Труханов
  • Наталья Сидорова
  • Вера Бутко
  • Валерий Лукомский
  • Игорь Шварцман
  • Антон Бондаренко
  • Сергей Скуратов
  • Антон Надточий
  • Сергей Кузнецов
  • Сергей Орешкин
  • Наталия Зайченко
  • Александра Кузьмина
  • Олег Мединский
  • Владимир Биндеман
  • Наталия Шилова
  • Алексей Курков
  • Полина Воеводина
  • Карен Сапричян
  • Роман Леонидов
  • Евгений Герасимов
  • Рустам Керимов
  • Илья Уткин
  • Дмитрий Ликин
  • Сергей Сенкевич
  • Василий Крапивин
  • Никита Бирюков
  • Станислав Белых
  • Арсений Леонович
  • Андрей Романов
  • Антон Ладыгин

Постройки и проекты (новые записи):

  • Проект остановки общественного транспорта
  • Гимназия А+
  • Реконструкция здания на Зубовской площади
  • Свердловская филармония
  • Международный терминал Ватерлоо
  • Здание офиса продаж ЖК «Селигер Сити»
  • Жилой комплекс WhiteLines
  • Редевелопмент территории мукомольного комбината
  • Гостиница на площади Советской Армии

Технологии:

12.10.2018

Европейские системы ограждений «ZABOR–MODERN.RU» для России

Новый взгляд нa привычные вещи. Забор, как визитная карточка дома.
Zabor Modern
10.10.2018

Русский авангард в интерьерах нового терминала аэропорта Шереметьево

Когда появляется желание сделать что-то абсолютно новое или индивидуальное или воссоздать что-то историческое и гениальное, даже большой палитры стандартных декоров FunderMax может не хватить для полета фантазии архитектора или дизайнера. И тут на помощь приходит FunderMax Individual.
ООО «Декотек Инжиниринг»
01.10.2018

Капремонт системы отопления без сварки

Инновационные решения от Viega Megapress: впервые в России ремонт системы отопления многоэтажного дома проведен полностью без применения сварки, методом холодной опрессовки.
Viega
01.10.2018

Пространства для создания инноваций и почему они важны для всех компаний

Креативность и новые идеи становятся новым ключевым параметром деятельности компаний, без которого не обходится ни один лидер рынка. Но чтобы процесс создания инноваций действительно работал, необходимо создать для сотрудников подходящие рабочие условия, в которых они будут максимально креативными. По материалам исследования Ideation Group, Haworth Inc.
HAWORTH
25.09.2018

Пространство без границ

Современные архитектурные решения предполагают размытие границы между внутренней и внешней средой. Новые защитные ограждения системы «Реалит» RPE 35 и RPI 23 расширяют пространство, превращая стекло в огромный световоздушный экран.
Архитектурные системы «Реалит»
другие статьи