English version

Острова над морем

Недавно мастерская А.Асадова предложила для Сочи один из своих самых смелых и может быть даже фантастичных проектов – гостиницы-острова, приподнятые над водой на сваях. Эти комплексы способны поспорить с проектом «острова Федерация», а также решить целый ряд проблем курортного и предолимпийского города. Но вопрос в следующем: хватит ли смелости на их реализацию?

mainImg
Проект:
«Острова». Концептуальные предложения по освоению акватории г. Сочи
Россия, Сочи, акватория г.Сочи или любое другое прибрежное морское пространство

Авторский коллектив:
А.Асадов, К.Сапричян, А.А.Асадов, Е.Золотухин, Б.Насыров, И.Коренев, А.Мурашко

2009

Концептуальный проект

Человечество, сколько себя помнит, ведет ожесточенную борьбу с морской стихией, отвоевывая у моря землю сантиметр за сантиметром. Когда-то добытая земля превращалась в сельскохозяйственные угодья, теперь – она служит процветающим туристическим курортам. Самым ярким историческим примером подобной борьбы стало осушение берегов Голландии, о грандиозности которого гласит поговорка: «Бог создал море, а голландцы – берега». Примеру Голландии в наше время последовала еще одна «морская держава», Арабские Эмираты, предложившая альтернативу осушению – насыпные острова, осуществленные в рамках нашумевшего проекта The World. До России эта модная тенденция тоже добралась – для Олимпиады в Сочи Эрик Ван Эгераат, кстати, голландский архитектор, предложил построить насыпной остров (точнее архипелаг) «Федерация», по форме повторяющий очертания нашей страны. Ходят слухи, что его так и не построят, поскольку застройщики не учли одной важной особенности акватории Черного моря – его глубины – а преодоление этого препятствия, вероятно, «съест» весь бюджет нашумевшего проекта.

Осушение и намывные острова – на сегодняшний день основные способы отвоевания территории у моря. Есть еще один, достойный стать третьим в этом ряду – дома на свайных конструкциях. Его никак нельзя назвать новшеством: в таких домах, например, жили древние племена нашей средней полосы, те, которым достались болотистые земли. Кроме того, дома на сваях – единственная возможность жить на побережье океана, не опасаясь при этом приливов и штормов.

Об одном из таких «домов на сваях» мы уже рассказывали раньше – это проект «Аэротель» мастерской А.Асадова, станция для странствующих отелей-дирижаблей. Главная идея этого проекта – расположение зданий над водой на сваях, стала отправной точкой для новых работ архитекторов, проектов с более определенной целью – стать конкурентом уже вряд ли реализуемого острова «Федерация».

Мастерская А.Асадова разработала для Сочи четыре проекта с различным архитектурным решением, но общей концепцией. Так, в каждом из них здания (апартаменты, гостиницы, висячие сады, причалы для яхт на нижнем уровне) расположены над морем, приподняты на сваях и соединены с берегом посредством пирса. Конструкции свай, по словам одного из авторов проекта, Андрея Асадова, просчитана и надежна.

Первый проект представляет собой тонкий полукруглый пирс, на ось которого «нанизаны» дома-бабочки. Они состоят из двух слегка изогнутых, похожих на крылья корпусов, повышающих свою высоту каскадом в сторону моря. Здания-«крылья» соединены большими остекленными атриумами с висячими садами внутри и снаружи. Ярко-зеленая шершавая текстура корпусов и разбитый между ними парк создают впечатление оазиса в морской пустыне и одновременно вступают в диалог с заросшими зеленью горами побережья. Получается своего рода зеленый анти-остров – во-первых, острову полагается вырастать из воды, а этот висит над морем. Во-вторых, остров обыкновенно имеет гору в центре, а этот в центре имеет дыру, но повышается к внешнему периметру. Легкое, даже «летящее» решение вызывающе противоречит морской стихии.

Другой формой воплощения идеи «дома на воде» стали пять круглых «островов» с башнями в центре – при взгляде сверху (с самолета) они образуют эмблему олимпиады. Круги символизируют пять колец-континентов, каждое из которых имеет свой цвет. Синее кольцо – Европа – веет холодом скандинавской зимы, а башня в центре напоминает ледяные скульптуры. Ассоциации со скульптурой, только уже африканской, вызывает башня черного кольца, символизирующего Африку. От форм красной башни, объединяющей Южную и Северную Америку, веет и бразильскими карнавалами, и жертвоприношениями ацтеков, и покорением индейцев. Башня желтого кольца – символа Азиатского континента – напоминает китайские пагоды, а ее рисунок в крапинку отсылает уже к современному искусству этого региона. Последний континент на эмблеме, обозначенный зеленым цветом, – это Австралия. Культурная история Австралии не столь значительна. А вот природа этого континента, несомненно, оставляет яркое впечатление. Вероятно, этим и оперировали архитекторы при проектировании башни зеленого кольца – решение ее фасада схоже с рельефом Австралийских Альп, где на высоте 2000 метров сквозь скалистую почву пробиваются редкие пучки зелени.

Все разноцветные кольца-тарелки пяти континентов имеют одинаковую структуру. Приподнятое над водой на сваях круглое основание образует атриум с общественным пространством, от него в разные стороны отходят гостиничные корпуса, а венчает всю эту конструкцию башня – символ континента. Что характерно, символика отсылает нас к Олимпиаде в целом, что по смыслу более логично, чем верноподданническая «Федерация».

Такой архитектурный комплекс мог бы стать не только украшением и «фишкой» сочинской Олимпиады, но также и одним из символов города впоследствии, напоминая его гостям о том, что здесь проходило мероприятие общемирового значения.

Еще один проект из этой серии представляет собой длинное невысокое здание, стремительно уходящее с берега в открытое море. Это уже больше похоже не на остров на сваях, а на настоящий пирс, только очень большой и сложносочиненный. Его цельный объем при детальном рассмотрении оказывается многосоставным и слоистым, а закругление на конце и массивные причалы для яхт образуют искусственный залив, обособленную территорию с большим пляжем, которая могла бы пространственно обозначить частные владения.

Четвертый проект центрально-симметричен. Его рабочее название – «Звезда». Комплекс состоит из основания в виде пятиконечной звезды и 5 корпусов, врезанных между ее лучами. Корпуса выполняют гостиничные функции и имеют озелененные фасады, что придает им сходство больше с кувшинкой, чем со звездой; или даже с любимым южным цветком пассифлоры. А длинный пирс-стебель, связывающий комплекс с берегом, еще больше усиливает это сходство.

Еще один вариант прибрежного здания на сваях – проект «Южный форпост». Широкий пирс в нем приспосабливается под большой парк, который мог бы продолжить традицию сочинского Дендрария и накрывающий собой общественную галерею и парковки. На дальнем конце пирса-парка возвышается стеклянный сетчатый небоскреб с частично озелененными фасадами и двумя вертолетными площадками наверху. Как и остальные проекты домов в море, небоскреб должен выполнять функцию отеля. А учитывая его небывалую высоту, здесь наверняка можно было бы устроить обзорные площадки на разных уровнях с великолепными видами на город. Небоскреб символичен: со стороны суши его фасад покрыт живой зеленью, со стороны моря – холодной стеклянной рябью. Что призвано обозначать соединение двух стихий, суши и моря. Кроме того башня, очень высокая по меркам Сочи, возвышается в море как маяк, и опять же она могла бы стать символом города.

Все эти концептуальные проекты, как и задумывалось их авторами, смогли бы стать комплексным решением  для подготовки Сочи к Олимпиаде-2014. Площадкой для строительства здесь становится море, а не дорогостоящая земля на берегу. Они включают в себя много гостиниц и квартир, наделенных как минимум двумя положительными качествами: красивыми видами из номеров на море и город, а также чистое море, поскольку комплексы находятся в отдалении от берега. Есть еще один важный плюс – новаторство этих проектов. Будь они реализованы, быть может, о Сочи, как и о Дубаи, ходили бы легенды как о городе, где воплощаются фантастические проекты будущего.

«Дом-Катамаран» («Дом-Бабочка»)
«Острова». Концептуальные предложения по освоению акватории г. Сочи © Архитектурное бюро Асадова
Комплекс «Олимпийские кольца»
«Острова». Концептуальные предложения по освоению акватории г. Сочи © Архитектурное бюро Асадова
«Острова». Концептуальные предложения по освоению акватории г. Сочи © Архитектурное бюро Асадова
«Острова». Концептуальные предложения по освоению акватории г. Сочи © Архитектурное бюро Асадова
«Дом-пирс»
«Острова». Концептуальные предложения по освоению акватории г. Сочи © Архитектурное бюро Асадова
Комплекс «Морская звезда»
«Острова». Концептуальные предложения по освоению акватории г. Сочи © Архитектурное бюро Асадова
«Острова». Концептуальные предложения по освоению акватории г. Сочи © Архитектурное бюро Асадова
«Острова». Концептуальные предложения по освоению акватории г. Сочи © Архитектурное бюро Асадова
«Острова». Концептуальные предложения по освоению акватории г. Сочи © Архитектурное бюро Асадова
Проект:
«Острова». Концептуальные предложения по освоению акватории г. Сочи
Россия, Сочи, акватория г.Сочи или любое другое прибрежное морское пространство

Авторский коллектив:
А.Асадов, К.Сапричян, А.А.Асадов, Е.Золотухин, Б.Насыров, И.Коренев, А.Мурашко

2009

Концептуальный проект

04 Мая 2009

Архитектурное бюро ASADOV: другие проекты
Исток, гнездо и колос
В конце прошлого года бюро ASADOV подвело итоги конкурса на лучший семейный клуб, который проводило при поддержке Союза архитекторов России. Принять участие в нем могли молодые архитекторы и студенты профильных вузов. С запозданием, но знакомим с победителями конкурса.
Вода и ветер точат камень
По проекту бюро Asadov в районе Дубая, где сосредоточена инфраструктура для кино- и телепроизводства, будет построен жилой комплекс Arisha. Чтобы создать затененные пространства и интригующий силуэт, архитекторы выбрали воронкообразную композицию, а также заимствованные у природы пластические приемы – выветривания и осыпания. Пространства кровли, стилобата и подземного этажа расширяют возможности для досуга в контуре рукотворного «оазиса».
Шаг к мечте
Сложности согласований, недостаточный бюджет и проблемы на строительной площадке при реализации проекта школы в Троицке не помешали бюро ASADOV добиться главного – сделать еще один шаг от старых представлений об учебных пространствах к созданию образовательной среды принципиально нового качества.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Похожие статьи
На орбите Москва-Сити
Бизнес-центр Orbital прост и сложен одновременно. Прост лаконичной формой и оптимальным офисным решением планировок: центральное ядро, световой фронт, стекло; из необычного техэтаж, хитроумно размещенный на торцах. Сложен – ну, хотя бы потому, что похож на космическое тело, парящее на металлических ногах при Магистральной улице. Почему такая форма, из чего состоит и как сделано это «бутиковое» офисное здание, выкупленное сразу же после реализации – в нашем рассказе.
Узор Алтая
Бюро Empate разработало концепцию экопоселения для отдаленной территории Алтая. Генеральный план, который напоминает традиционный орнамент или город-утопию, формирует четкую систему общественных и приватных пространства. Также архитекторы разработали для поселения шесть типов домов, отсылающих к культуре региона и вернакулярным строительным практикам.
Найди свою школу
Бюро Gradolí & Sanz Arquitectes спроектировало и построило для работающей по системе Монтессори школы Imagine под Валенсией здание, которое служит для учащихся наглядным пособием.
Технологии и материалы
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
Сейчас на главной
XIX Архитектурная биеннале в Венеции: награды
В Венеции раздали золотых и серебряных львов. Отмеченные жюри работы демонстрируют концептуальный размах выставки – здесь и исследования в области киберфеминизма, и борьба с империями, и размышления о границах реставрации. Но на первом плане все же проблемы, обозначенные куратором Карло Ратти: изменения климата, перепотребление, отходы. Главный приз забрал Бахрейн, который показал способы выживания в экстремальной жаре. Среди других лауреатов – кирпичи из слоновьего навоза, эспрессо с водой из лагуны и стихийные рынки, где чужой мусор превращается в ресурс.
Космические фасады
В Шэньчжэне открылся Музей науки и технологии по проекту Zaha Hadid Architects. Переливающиеся стальные панели его фасадов своим цветом должны напоминать о небесных телах.
По ком звонит колокол
В петербургском Манеже работает выставка, посвященная подвигу тыла в годы Великой Отечественной войны. За архитектуру отвечало бюро DD|A:D, которое не оставило посетителям шансов «проскользить» по экспозиции: приемы из сакральной и мемориальной архитектуры включают чувства, а фактуры, цвет и свет задают тон, подготавливая к встрече с тяжелыми и важными событиями.
Медицинская сталь
Петербургский бренд Hircost специализируется на одежде для врачей, в том числе неформальной. Для флагманского магазина NDA design studio воспроизвели эстетику медицинского кабинета: с помощью металлических поверхностей, «хирургического» освещения, стеклоблоков и амальгамных штор примерочных.