Тимур Шабаев: «В Нидерландах у представителей муниципалитетов горят глаза: они действительно хотят сделать свой город лучше»

Роттердамский архитектор, со-основатель бюро DROM Тимур Шабаев – о трех своих победах в Europan, включая проект 2017 года, и об истории и особенностях этого конкурса, уже почти 30 лет дающего победителям со всего мира возможность реализовать свой проект в Европе.

mainImg


– Чем так важен конкурс Europan для вас – и вашей команды, если вы участвовали в нем целых четыре раза?

– В этот раз мы впервые принимали участие в этом конкурсе как DROM. В команду, помимо трех партнеров – Тимура Каримуллина, Софьи Куценко и меня, входили также художник Маша Краснова-Шабаева и урбанист Кристина Кнауф. Участие в Europan для нас – своего рода проверка: где мы находимся в актуальной системе координат, способны ли дать ответы на вопросы, стоящие на повестке дня. Можно сказать, что пока это получается.
Этот конкурс уже на протяжении многих лет сохраняет свою высокую репутацию, и победить в нем престижно. Ну и, конечно, привлекает возможность осуществить свой проект.

– В чем, как вы полагаете, причина вашего большого успеха на этом конкурсе – три победы из четырех попыток?

– Все три моих победы были именно в Нидерландах, и, думаю, причина в том, что мне очень близок нидерландский проектный подход и образ мышления в целом. В предыдущей сессии Europan мы с Тимуром Каримуллиным сделали проект для участка в бельгийском городе Шарлеруа, но, наверное, наш проект получился по местным меркам слишком радикальным, поэтому мы тогда и не победили.

– Что дали вам участие и победы в Europan?

– Самое главное, что удалось довести проект Europan 10 в Эммене – с которым я победил в первый раз – до реализации [подробно об этом проекте и его воплощении можно прочесть здесь – прим. Архи.ру]. Все-таки это большая удача, когда у молодого архитектора из России, на тот момент – вчерашнего студента, появляется возможность построить проект в Нидерландах. И результат, на мой взгляд, получился достойным. С помощью Europan я также расширил круг своих контактов, а с некоторыми из призеров мы продолжаем дружить до сих пор.

Тимур Шабаев
Победа на конкурсе Europan 10: социальный жилой комплекс в Эммене. Авторы проекта – Тимур Шабаев и Марко Галассо
Победа на конкурсе Europan 10: социальный жилой комплекс в Эммене. Авторы проекта – Тимур Шабаев и Марко Галассо



– Расскажите о сути нового проекта, который принес вам третью победу: почему выбрали именно этот участок, чем обусловлено предложенное решение?

– Меня давно интересовал Байлмер – амстердамский район с интересной историей, и когда я увидел, что один из участков Europan 14 расположен именно там, то захотел поработать именно над ним. Рад, что мои партнеры со мной согласились.

Построенный в конце 1960-х по принципам Международных конгрессов современной архитектуры (CIAM) для амстердамского среднего класса, Байлмер быстро превратился в криминальное гетто: в первую очередь, из-за волны миграции из Суринама – после обретения этой бывшей латиноамериканской колонией Нидерландов независимости. В 1980-е стало очевидно, что эти проблемы необходимо срочно решать, и в профессиональной среде начались дискуссии о том, как оздоровить район. С одной стороны, звучали идеи по сносу многоэтажек и замене их на новые дома. ОМА придерживались противоположной позиции, и в своем проекте 1986 года предложили сохранить существующую застройку, уплотнить ее и насытить уровень земли новыми разнообразными программами. Но, в итоге, после печально известной катастрофы 1992 года, когда самолет «Турецких авиалиний» врезался в одну из одиннадцатиэтажек, снос района все-таки начался.

H-Buurt, конкурсный участок Europan 14, расположен на южном краю Байлмера. В отличие от территорий на севере и востоке района, его почти не коснулась реновация: дома были отремонтированы, но открытые пространства сохранились в соответствии с изначальной концепцией. Автомобильные дороги приподняты над уровнем земли и разрезают район на слабо соединенные между собой квадраты, а пространство вокруг домов лишено иерархии и представляет собой один сплошной парк. Этот парк – хороший, но одного взгляда на него достаточно, чтобы понять, сколько ресурсов уходит на его содержание. Но самая главная проблема H-Buurt, с нашей точки зрения – это отсутствие разнообразия.
Победа на конкурсе Europan 14: проект “Foam of Production” для участка H-Buurt в Амстердаме. Авторский коллектив Тимура Шабаева, Тимура Каримуллина, Софьи Куценко (DROM), Марии Красновой-Шабаевой и Кристины Кнауф

Конкурсный участок сейчас занят двумя пришедшими в негодность многоэтажными гаражами. В своем проекте мы отталкивались от темы Europan 14 «Продуктивный город» и амстердамской программы перехода к экономике замкнутого цикла. Мы предложили заменить гаражи на новую пористую градостроительную структуру. Она одновременно похожа и на город, и на деревню, и пытается решить проблемы различных масштабов – от всего города до ближайшего окружения. Наш проект предлагает максимальное разнообразие – размеров участков под застройку, функций (в том числе производственных), типологий домов и открытых пространств, возможностей переиспользования, перестройки и достройки, вовлечения местного сообщества и различных заинтересованных лиц. Разнообразие в данном случае призвано вдохнуть в экономику района новую жизнь и сделать ее устойчивой и легко адаптирующейся к возможным изменениям в будущем.
Победа на конкурсе Europan 14: проект “Foam of Production” для участка H-Buurt в Амстердаме. Авторский коллектив Тимура Шабаева, Тимура Каримуллина, Софьи Куценко (DROM), Марии Красновой-Шабаевой и Кристины Кнауф

Одним из основных вопросов, который мы перед собой ставили, было то, как, с одной стороны, связать нашу новую структуру с окружающим районом, а с другой – как она сама может повысить его связанность. Мы предложили превратить существуюшую игровую площадку в площадь с культурным центром – место встречи и общения между старыми и новыми жителями.
zooming
Победа на конкурсе Europan 14: проект “Foam of Production” для участка H-Buurt в Амстердаме. Авторский коллектив Тимура Шабаева, Тимура Каримуллина, Софьи Куценко (DROM), Марии Красновой-Шабаевой и Кристины Кнауф

Своего рода микро-центрами новой городской ткани становятся «производственные дворы», которые можно арендовать для работы на открытом воздухе, а также чтобы выставлять образцы своей продукции. Площадь парка между существующими жилыми домами мы предлагаем уменьшить за счет огородов, которые тоже сдаются в аренду. На них будут выращивать продукты, которые можно будет попробовать в культурном центре во время вечеров национальной кухни.
Победа на конкурсе Europan 14: проект “Foam of Production” для участка H-Buurt в Амстердаме. Авторский коллектив Тимура Шабаева, Тимура Каримуллина, Софьи Куценко (DROM), Марии Красновой-Шабаевой и Кристины Кнауф

Приподнятые над уровнем земли автодороги мы предлагаем превратить в городские улицы. Мы считаем, что для этого не обязательно их уплощать, как это было сделано на других участках Байлмера, подвергшихся реновации в нулевые. Можно разместить вдоль этих дорог участки, где крупные девелоперы могли бы построить большие многоквартирные дома. Их обязанностью станет также возведение лестниц для связи верхнего и нижнего уровней. В интерьере зданий эти уровни будут соединять мастерские и шоу-румы – активируя тем самым оба «уровня земли».
zooming
Победа на конкурсе Europan 14: проект “Foam of Production” для участка H-Buurt в Амстердаме. Авторский коллектив Тимура Шабаева, Тимура Каримуллина, Софьи Куценко (DROM), Марии Красновой-Шабаевой и Кристины Кнауф
zooming
Победа на конкурсе Europan 14: проект “Foam of Production” для участка H-Buurt в Амстердаме. Авторский коллектив Тимура Шабаева, Тимура Каримуллина, Софьи Куценко (DROM), Марии Красновой-Шабаевой и Кристины Кнауф

Среди других предлагаемых типологий и вариантов девелопмента – частные дома с мастерскими, которые семьи могли бы строить за свой счет и своими руками, и дома, возводимые кооперативами и маленькими девелоперами, где есть как отдельные мастерские для среднего бизнеса, так и большие пространства, которые могут коллективно арендовать начинающие предприниматели, таким образом снижая издержки за счет совместного использования станков и другого оборудования.

– Когда и с каким проектом вы одержали свою вторую победу на Europan? Будет ли этот проект реализован?

– Это была 11-я сессия Europan. Я сделал предложение для Алмере – города неподалеку от Амстердама, в самой молодой провинции Нидерландов – Флеволанд, на месте которой еще каких-то пятьдесят лет назад была вода. Конкурсный участок был расположен в районе Алмере-Поорт, который активно застраивается начиная с 2000-х. Он находился рядом с пляжем и хорошо обозревался со стороны шоссе и железной дороги – от въезда во Флевопольдер. Задачей было предложить небольшой объект со сменой программы и местоположения: сначала он должен был служить павильоном с культурной функцией и информационным центром на дамбе, ограждающей польдер от воды искусственного озера Аймеер, а затем его планировалось продать как виллу и переместить за дамбу, в лесистую часть польдера.
Победа на конкурсе Europan 11: трансформер павильон/вилла Frame в Алмере. Автор проекта – Тимур Шабаев

Моим предложением стал дом-трансформер. Верхняя его часть – «коробка» с большим проемом – «пустотой» – посередине. Она установлена вертикально на стальных опорах и становится своего рода рекламным щитом-экраном для проезжающих невдалеке машин и поездов. «Пустота» может стать террасой, чтобы любоваться окрестностями, или сценой для представлений. После перехода в частные руки «коробка» можно поставить горизонтально: здание станет менее заметным, но более просторным. Бывшие стены превратятся в пол и потолок, полы – в стены, а «пустота» посередине – в приватное патио.
Победа на конкурсе Europan 11: трансформер павильон/вилла Frame в Алмере. Автор проекта – Тимур Шабаев

После победы я начал доработку своего предложения, но, к сожалению, проект остановился. Музей De Paviljoens, с которым девелоперы проекта, компания Amvest, планировали сотрудничать для создания культурного наполнения проекта, потерял финансирование и был закрыт.

– Насколько, на ваш взгляд, Europan полезен для европейской архитектуры и архитекторов?

– Множество европейских мастерских начали свою карьеру именно с победы в Europan. Так, например, среди нидерландских бюро выигрывали этот конкурс MVRDV, Atelier Kempe Thill, Casanova+Hernandez architects, Monolab, Urbanoffice и многие другие. Кажется, что почти каждый молодой архитектор здесь хоть раз попробовал поучаствовать в этом конкурсе – в надежде дать старт своей независимой карьере.

Благодаря тому, что у конкурса всегда много участников, у Europan есть возможность, поставить перед молодым поколением архитекторов важные вопросы, о которых они, может быть, раньше и не задумывались, и подтолкнуть их к тому, чтобы дать на них неординарные ответы.
Победа на конкурсе Europan 10: социальный жилой комплекс в Эммене. Авторы проекта – Тимур Шабаев и Марко Галассо
Победа на конкурсе Europan 10: социальный жилой комплекс в Эммене. Авторы проекта – Тимур Шабаев и Марко Галассо

– Есть ли эволюция у Europan, по вашим наблюдениям?

– Формат конкурса на протяжении его без малого тридцатилетней истории почти не менялся: муниципалитеты предоставляют участки, а архитекторам, которым еще не исполнилось 40 лет, предлагается разработать для них решение в соответствии с заявленной организаторами темой. А вот темы постоянно меняются, и по ним можно проследить, какая повестка дня была актуальна в европейском архитектурном дискурсе в тот или иной период. Так, например, темы первых сессий, в начале 1990-х, были посвящены меняющемуся образу жизни и отражающей эти изменения внутренней структуре жилых зданий. Экономика в это время шла в гору, и жилые стандарты быстро менялись. Во второй половине 1990-х фокус внимания сместился на «расползание» города, его периферию. В нулевых появляется тема устойчивого развития, взаимосвязи городского и природного ландшафтов, переиспользования существующей городской ткани. В двух предпоследних сессиях участникам предлагалось поразмыслить на тему «адаптивного города». А тема последней сессии – «продуктивный город» – призывает ответить на вопрос: как производственную функцию, после многих лет ее свертывания, можно вернуть обратно в города – чтобы она стала их неотъемлемой частью, устанавливала бы связи между жителями, помогала бы городу стать по-настоящему разнообразным и устойчивым.
Победа на конкурсе Europan 10: социальный жилой комплекс в Эммене. Авторы проекта – Тимур Шабаев и Марко Галассо
Победа на конкурсе Europan 10: социальный жилой комплекс в Эммене. Авторы проекта – Тимур Шабаев и Марко Галассо

– Почему к участию стремятся не только архитекторы, но и муниципалитеты с участками земли? В чем источник их интереса? Возможность «провести» архитектурный конкурс за чужой счет?

– Муниципалитеты играют основную роль в предоставлении участков, но также в команду включаются и другие заинтересованные стороны. Так, например, в Алмере и Эммене участками владели девелоперы, и впоследствии основная работа велась именно с ними.
Подготовительные сессии с представителями участков обычно поводятся за закрытыми дверями, и поэтому я могу лишь догадываться о причинах, по которым они решают принимать участие. Думаю, их привлекает главное стремление Europan: найти новаторские архитектурные и градостроительные решения для трансформации городов (помимо своей главной задачи – помочь молодым архитекторам реализовать свои идеи). И этому я был свидетелем в Эммене и Алмере: там у представителей муниципалитетов действительно горят глаза, они хотят сделать свой город лучше. Но, конечно, чиновники стараются не только из альтруистических побуждений. Зарплата муниципальных чиновников, и выделяемые городу квоты на строительство напрямую зависят от количества и роста его населеления, так что между муниципалитетами идет конкурентная борьба за жителей, и они непосредственно заинтересованы в развитии и популяризации своего города.

А вот для жилищных корпораций (wooncorporaties) и девелоперов участие в Europan связано с дополнительными сложностями. Гораздо проще и эффективнее иметь дело с проверенными местными проектировщиками, а тут приходится работать с архитекторами, пусть с интересными идеями, но зачастую без особого опыта и знания местного контекста. Здорово, что они решаются пойти на этот риск.
Победа на конкурсе Europan 10: социальный жилой комплекс в Эммене. Авторы проекта – Тимур Шабаев и Марко Галассо
Победа на конкурсе Europan 10: социальный жилой комплекс в Эммене. Авторы проекта – Тимур Шабаев и Марко Галассо

– Стоит ли архитекторам, работающим в России, активней участвовать в этом конкурсе, или Europan, скорее, полезен тем, кто уже работает в Европе или стремится к этому?

– Призовое место в Europan дает возможность «засветиться». Но все-таки главная цель конкурса – это реализация проекта. Многие команды, если их проект в итоге шел к реализации, открывали мастерскую в той стране, где располагался участок. Думаю, что участникам из России сделать это труднее, чем жителям ЕС.

Но, в любом случае, Europan – это очень интересный опыт, с которым стоит попробовать соприкоснуться. Ведь это конкурс идей, и раскрыть их нужно всего лишь на трех планшетах А1. Для этого не нужно быть экспертом в местных нормах и технологиях. Нужно лишь предложить интересную, захватывающую стратегию. А дальше – как повезет…

12 Февраля 2018

Похожие статьи
Комментарии экспертов. Цирк
Объявлены результаты голосования: москвичи (29%) и дети (42%) проголосовали за первоначально победившее в конкурсе здание цирка в виде разноцветного шатра. Мы же собрали по разным изданиям комментарии экспертов архитектурно-строительной среды, включая авторов конкурсных проектов. Получилась внушительная подборка. Эксперты, в основном, приветствуют идею переноса в Мневники, далее – приветствуют обращение к общественному голосованию, и, наконец, кто-то отмечает уместность эксцентричной архитектуры победившего проекта для типологии цирка. Читайте мнения лучших людей отрасли.
Женская доля: что говорят архитекторы
Задали несколько вопросов женщинам-архитекторам. У нас – 27 ответов. О том, мешает ли гендер работе или, наоборот, помогает; о том, как побеждать, не сражаясь. Сила – у кого в упорстве, у кого в многозадачности, у кого в сдержанности... А в рядах идеалов бесспорно лидирует Заха Хадид. Хотя кто-то назвал и соотечественниц.
Григорий Ревзин: «Сильный жест из-под полы. Нечто победило»
Обсуждаем дискуссии вокруг конкурса на цирк и сноса СЭВ с самым известным архитектурным критиком нашего времени. В процессе проявляется парадокс: вроде бы сейчас принято ностальгировать по брежневскому времени, а знаковое здание, «ось» Варшавского договора, приговорили к сносу. Не странно ли? Еще мы выясняем, что wow-архитектура вернулась – это новый после-ковидный тренд. Однако, чтобы жест получился действительно сильным, без профессионалов все же не обойтись.
Сергей Скуратов: «Если обобщать, проект реализован...
Говорим с автором «Садовых кварталов»: вспоминаем историю и сюжеты, связанные с проектом, который развивался 18 лет и вот теперь, наконец, завершен. Самое интересное с нашей точки зрения – трансформации проекта и еще то, каким образом образовалась «необходимая пустота» городского общественного пространства, которая делает комплекс фрагментом совершенно иного типа городской ткани, не только в плоскости улиц, но и «по вертикали».
2024: что говорят архитекторы
Больше всего нам нравится рассказывать об архитектуре, то есть о_проектах, но как минимум раз в год мы даем слово архитекторам ;-) и собираем мнение многих профессионалов о том, как прошел их профессиональный год. И вот, в этом году – 53 участника, а может быть, еще и побольше... На удивление, среди замеченных лидируют книги и выставки: браво музею архитектуры, издательству Tatlin и другим площадкам и издательствам! Читаем и смотрим. Грустное событие – сносят модернизм, событие с амбивалентной оценкой – ипотечная ставка. Читаем архитекторов.
Наталья Шашкова: «Наша задача – показать и доказать,...
В Анфиладе Музея архитектуры открылась новая выставка, и у нее две миссии: выставка отмечает 90-летний юбилей и в то же время служит прообразом постоянной экспозиции, о которой музей мечтает больше 30 лет, после своего переезда и «уплотнения». Мы поговорили с директором музея: о нынешней выставке и будущей, о работе с современными архитекторами и планах хранения современной архитектуры, о несостоявшемся пока открытом хранении, но главное – о том, что музею катастрофически не хватает площадей. Не только для экспозиции, но и для реставрации крупных предметов.
Юрий Виссарионов: «Модульный дом не принадлежит земле»
Он принадлежит Космосу, воздуху... Оказывается, 3D-печать эффективнее в сочетании с модульным подходом: дом делают в цеху, а затем адаптируют к местности, в том числе и с перепадом высот. Юрий Виссарионов делится свежим опытом проектирования туристических комплексов как в средней полосе, так и на юге. Среди них хаусботы, дома для печати из легкого бетона на принтере и, конечно же, каркасные дома.
Дерево за 15 лет
Поемия АРХИWOOD опрашивает членов своего экспертного совета главной премии: что именно произошло с деревянным строительством за эти годы, какие заметные изменения происходят с этим направлением сейчас и что ждет деревянное домостроение в будущем.
Марина Егорова: «Мы привыкли мыслить не квадратными...
Карьерная траектория архитектора Марины Егоровой внушает уважение: МАРХИ, SPEECH, Москомархитектура и Институт Генплана Москвы, а затем и собственное бюро. Название Empate, которое апеллирует к словам «чертить» и «сопереживать», не должно вводить в заблуждение своей мягкостью, поскольку бюро свободно работает в разных масштабах, включая КРТ. Поговорили с Мариной о разном: градостроительном опыте, женском стиле руководства и даже любви архитекторов к яхтингу.
Андрей Чуйков: «Баланс достигается через экономику»
Екатеринбургское бюро CNTR находится в стадии зрелости: кристаллизация принципов, системность и стандартизация помогли сделать качественный скачок, нарастить компетенции и получать крупные заказы, не принося в жертву эстетику. Руководитель бюро Андрей Чуйков рассказал нам о выстраивании бизнес-модели и бонусах, которые дает архитектору дополнительное образование в сфере управления финансами.
Василий Бычков: «У меня два правила – установка на...
Арх Москва начнется 22 мая, и многие понимают ее как главное событие общественно-архитектурной жизни, готовятся месяцами. Мы поговорили с организатором и основателем выставки, Василием Бычковым, руководителем компании «Экспо-парк Выставочные проекты»: о том, как устроена выставка и почему так успешна.
Влад Савинкин: «Выставка как «маленькая жизнь»
АРХ МОСКВА все ближе. Мы поговорили с многолетним куратором выставки, архитектором, руководителем профиля «Дизайн среды» Института бизнеса и дизайна Владиславом Савинкиным о том, как участвовать в выставках, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно потраченные время и деньги.
Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать...
За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.
2023: что говорят архитекторы
Набрали мы комментариев по итогам года столько, что самим страшно. Общее суждение – в архитектурной отрасли в 2023 году было настолько все хорошо, прежде всего в смысле заказов, что, опять же, слегка страшновато: надолго ли? Особенность нашего опроса по итогам 2023 года – в нем участвуют не только, по традиции, москвичи и петербуржцы, но и архитекторы других городов: Нижний, Екатеринбург, Новосибирск, Барнаул, Красноярск.
Александра Кузьмина: «Легко работать, когда правила...
Сюжетом стенда и выступлений архитектурного ведомства Московской области на Зодчестве стало комплексное развитие территорий, или КРТ. И не зря: задача непростая и очень «живая», а МО по части работы с ней – в передовиках. Говорим с главным архитектором области: о мастер-планах и кто их делает, о том, где взять ресурсы для комфортной среды, о любимых проектах и даже о том, почему теперь мало хороших архитекторов и что делать с плохими.
Согласование намерений
Поговорили с главным архитектором Института Генплана Москвы Григорием Мустафиным и главным архитектором Южно-Сахалинска Максимом Ефановым – о том, как формируется рабочий генплан города. Залог успеха: сбор данных и моделирование, работа с горожанами, инфраструктура и презентация.
Изменчивая декорация
Члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023 продолжают рассуждать о том, какими будут общественные интерьеры будущего: важен предлагаемый пользователю опыт, гибкость, а в некоторых случаях – тотальный дизайн.
Определяющая среда
Человекоцентричные, технологичные или экологичные – какими будут общественные интерьеры будущего, рассказывают члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023.
Иван Греков: «Заказчик, который может и хочет сделать...
Говорим с Иваном Грековым, главой архитектурного бюро KAMEN, автором многих знаковых объектов Москвы последних лет, об истории бюро и о принципах подхода к форме, о разном значении объема и фасада, о «слоях» в работе со средой – на примере двух объектов ГК «Основа». Это квартал МИРАПОЛИС на проспекте Мира в Ростокино, строительство которого началось в конце прошлого года, и многофункциональный комплекс во 2-м Силикатном проезде на Звенигородском шоссе, на днях он прошел экспертизу.
Резюмируя социальное
В преддверии фестиваля «Открытый город» – с очень важной темой, посвященной разным апесктам социального, опросили организаторов и будущих кураторов. Первый комментарий – главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, инициатора и вдохновителя фестиваля архитектурного образования, проводимого Москомархитектурой.
Прямая кривая
В последний день мая в Москве откроется биеннале уличного искусства Артмоссфера. Один из участников Филипп Киценко рассказывает, почему архитектору интересно участвовать в городских фестивалях, а также показывает свой арт-объект на Таможенном мосту.
Бетонные опоры
Архитектурный фотограф Ольга Алексеенко рассказывает о спецпроекте «Москва на стройке», запланированном в рамках Арх Москвы.
Юлий Борисов: «ЖК «Остров» – уникальный проект, мы...
Один из самых больших проектов жилой застройки Москвы – «Остров» компании Донстрой – сейчас активно строится в Мневниковской пойме. Планируется построить порядка 1.5 млн м2 на почти 40 га. Начинаем изучать проект – прежде всего, говорим с Юлием Борисовым, руководителем архитектурной компании UNK, которая работает с большей частью жилых кварталов, ландшафтом и даже предложила общий дизайн-код для освещения всей территории.
Валид Каркаби: «В Хайфе есть коллекция арабского Баухауса»
В 2022 году в порт города Хайфы, самый глубоководный в восточном Средиземноморье, заходило рекордное количество круизных лайнеров, а общее число туристов, которые корабли привезли, превысило 350 тысяч. При этом сама Хайфа – неприбранный город с тяжелой судьбой – меньше всего напоминает туристический центр. О том, что и когда пошло не так и возможно ли это исправить, мы поговорили с архитектором Валидом Каркаби, получившим образование в СССР и несколько десятилетий отвечавшим в Хайфе за охрану памятников архитектуры.
О сохранении владимирского вокзала: мнения экспертов
Продолжаем разговор о сохранении здания вокзала: там и проект еще не поздно изменить, и даже вопрос постановки на охрану еще не решен, насколько нам известно, окончательно. Задали вопрос экспертам, преимущественно историкам архитектуры модернизма.
Фандоринский Петербург
VFX продюсер компании CGF Роман Сердюк рассказал Архи.ру, как в сериале «Фандорин. Азазель» создавался альтернативный Петербург с блуждающими «чикагскими» небоскребами и капсульной башней Кисе Курокавы.
2022: что говорят архитекторы
Мы долго сомневались, но решили все же провести традиционный опрос архитекторов по итогам 2022 года. Год трагический, для него так и напрашивается определение «слов нет», да и ограничений много, поэтому в опросе мы тоже ввели два ограничения. Во-первых, мы попросили не докладывать об успехах бюро. Во-вторых, не говорить об общественно-политической обстановке. То и другое, как мы и предполагали, очень сложно. Так и получилось. Главный вопрос один: что из архитектурных, чисто профессиональных, событий, тенденций и впечатлений вы можете вспомнить за год.
Технологии и материалы
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Сейчас на главной
ЭКСПО-2025: архитектурный Диснейленд на рукотворном...
В середине апреля в Осаке открылась ЭКСПО-2025. Одно из самых грандиозных международных событий, конкурирующее за внимание десятков миллионов посетителей со всего мира, уже успело собрать немало полярных мнений о качестве архитектуры павильонов, экологическом следе и организации действа. Вашему вниманию – авторский обзор Анастасии Маркитан, она побывала на ЭКСПО лично, выбрала 6 павильонов-фаворитов, и, не ограничиваясь обзором выставки, предлагает лайфхаки для ее посещения.
Кит идентичности будущего
Или покров? Или снежная равнина? Вере Бутко, Антону Надточему и архитекторам бюро ATRIUM досталась сложная и ответственная задача – предложить образ Национального центра «Россия». Современный, но замешанный на культурных кодах. Ни на что не похожий, и в то же время напоминающий, неуловимо, очень многое. Признаем, задача нашла своих авторов. Изучаем предложенный образ.
Мосты и мостки
Этой зимой DK-COMMUNITY и творческое сообщество МИРА провели воркшоп в Суздале «Мосты и мостки». В нем участвовали архитекторы и студенты профильных вузов. Участникам предложили изучить технологии мостостроения, рассмотреть мировые примеры и представить свой вариант проектировки постоянного моста для одного из трех предложенных мест. Рассказываем об итогах этой работы.
Дело Гауди живет и побеждает
Построенная в Шэньчжэне по проекту новозеландского бюро Van Brandenburg штаб-квартира китайского модного бренда Marisfrolg – образец биогенной архитектуры и зашкаливающего вау-эффекта.
Колонны и карнизы
Две жилые башни по проекту Макса Дудлера к югу от Базеля соединяют четкость фасадной схемы с «переходным» пространством лоджий по периметру.
Большой Алтай: план системного развития
Мастер-план туристического развития Большого Алтая включает в себя три региона: Кузбасс, Республику Алтай и Алтайский край. Он – один из двенадцати проектов, разработанных в рамках большой госпрограммы «Развитие туризма». Слоган проекта: «Большой Алтай – место силы, здоровья и духа в самом сердце Сибири». Какие точки роста предлагает проект и как с его помощью планируется увеличивать поток российских и иностранных туристов – читайте в нашем материале.
Место ожидания
Архитектурная студия GRAD совместно с НПО «Новая конструкция» разработала концепцию автостанции, которую можно использовать для развития внутреннего туризма. За счет модульных алюминиевых фасадов и стального несущего каркаса здание строится быстро, вмещает необходимый набор функциональных помещений, а также предлагает запоминающийся образ, который при этом может вписаться почти в любой контекст.
Лемех, лес и небеса
Посещение комплекса «Кижи» теперь можно совместить с осмотром современного деревянного зодчества: по проекту бюро Rhizome в карельской деревне Кажма построен бутик-отель «Заонежье». Архитекторы демонстрируют разнообразие и красоту дерева как строительного материала, используя традиционные и современные способы его обработки. Также примечательна интеграция гостиницы в ландшафт: с помощью зеленых кровель, геопластики и пышных многолетников.
Операция «Адаптация»: пунктирные заметки о XIX Архитектурной...
Людмила Лунина побывала на превью венецианской биеннале архитектуры и оценила выставку как сложную и научную. Поэтому так полезен ее авторский обзор, в котором всё или почти всё, пусть пунктирно, но обстоятельно, разложено «по полочкам». Полезно как для тех, кто планирует поехать на биеннале, так и для тех, кто сидит здесь, но не хотел бы отрываться от международной повестки. А повестка, судя по всему, получила на выставке новое воплощение: искать примеры архитектурной формы там, пожалуй, будет еще более бесполезно, чем обычно, зато столько всего разного... И грибы, и бактерии, и павильон из слоновьего навоза, и новые виды high-tech...
XIX Архитектурная биеннале в Венеции: награды
В Венеции раздали золотых и серебряных львов. Отмеченные жюри работы демонстрируют концептуальный размах выставки – здесь и исследования в области киберфеминизма, и борьба с империями, и размышления о границах реставрации. Но на первом плане все же проблемы, обозначенные куратором Карло Ратти: изменения климата, перепотребление, отходы. Главный приз забрал Бахрейн, который показал способы выживания в экстремальной жаре. Среди других лауреатов – кирпичи из слоновьего навоза, эспрессо с водой из лагуны и стихийные рынки, где чужой мусор превращается в ресурс.
Космические фасады
В Шэньчжэне открылся Музей науки и технологии по проекту Zaha Hadid Architects. Переливающиеся стальные панели его фасадов своим цветом должны напоминать о небесных телах.
По ком звонит колокол
В петербургском Манеже работает выставка, посвященная подвигу тыла в годы Великой Отечественной войны. За архитектуру отвечало бюро DD|A:D, которое не оставило посетителям шансов «проскользить» по экспозиции: приемы из сакральной и мемориальной архитектуры включают чувства, а фактуры, цвет и свет задают тон, подготавливая к встрече с тяжелыми и важными событиями.
Медицинская сталь
Петербургский бренд Hircost специализируется на одежде для врачей, в том числе неформальной. Для флагманского магазина NDA design studio воспроизвели эстетику медицинского кабинета: с помощью металлических поверхностей, «хирургического» освещения, стеклоблоков и амальгамных штор примерочных.
Бронза, соль, стеклоблоки
Отель «Сижан» по проекту Vector Architects на востоке Китая спланирован вокруг девяти внутренних дворов, каждый из которых получил свою трактовку.
Разноцветный город
Работая для Кунцево над масштабным проектом, у которого пока еще нет названия, Kleinewelt Architekten не только предложили целый веер силуэтов башен «ампирных» оттенков, и не только продумали разновысотность, создав внизу шестиэтажный «неоурбанистический» город квартальной планировки – но еще и нашли для своего решения исторические и средовые обоснования. Они восстанавливают несколько «сталинских» домов, оставшихся от послевоенного города Кунцева, а также ж/д станцию 1953 года, снесенную в 2017.
Дух степи, очаг и оберег
Подведены итоги конкурса на переосмысление кочевой архитектуры Архтамга. Конкурс проводил Евразийский музей кочевых цивилизаций и уфимское проектное бюро «Архтамга» – участник проекта NEXT на АРХ Москве в этом году. Призовой фонд в 350 тысяч рублей обещают разделить между тремя победителями, определенными профессиональным жюри, и победителем голосования за приз зрительских симпатий. Рассказываем о победителях, выбранных профессиональным жюри.
На орбите Москва-Сити
Бизнес-центр Orbital прост и сложен одновременно. Прост лаконичной формой и оптимальным офисным решением планировок: центральное ядро, световой фронт, стекло; из необычного техэтаж, хитроумно размещенный на торцах. Сложен – ну, хотя бы потому, что похож на космическое тело, парящее на металлических ногах при Магистральной улице. Почему такая форма, из чего состоит и как сделано это «бутиковое» офисное здание, выкупленное сразу же после реализации – в нашем рассказе.
Арарат в арке
Проект PLAN BURO победил в закрытом конкурсе на коттеджный поселок в пригороде Еревана. Архитекторы соединили наследие Александра Таманяна с современными тенденциями, предложили дополнить застройку таунхаусами, а также предусмотрели коммерческий блок, который легко адаптируется под запросы сообщества.
Все в школу
Проектируя школу на 1500 учеников в районе Новоселье, архитектурная мастерская Юсупова подошла к зданию как к общественной и пространственной доминанте. Ее объемы отражают функцию и реагируют на градостроительные оси, а центр прикладных искусств и спорткомплекс доступны не только детям, но и взрослым жителям квартала.
Создавая миры: финалисты
Определены финалисты конкурса «Создавая миры». Жюри выбрало десять лучших работ, по пять в каждой из двух номинаций конкурса: «Фотография. Архитектура» и «Digital Art. Архитектура». Представляем выбранные работы.
Золото юго-запада
Клубный дом Full House, реализация которого недавно завершилась на проспекте Вернадского рядом с метро «Юго-Западная» – это «клубный дом бизнес-класса». Здесь много роскоши: в отделке интерьеров преобладает золотистая латунь и диковинные мраморные рисунки, на фасадах – укрупненные элементы декора. А вот объемное построение дом заимствовал в поисках модернистов – может быть, даже у архитекторов, застраивавших юго-запад в 1970-е.
Узор Алтая
Бюро Empate разработало концепцию экопоселения для отдаленной территории Алтая. Генеральный план, который напоминает традиционный орнамент или город-утопию, формирует четкую систему общественных и приватных пространства. Также архитекторы разработали для поселения шесть типов домов, отсылающих к культуре региона и вернакулярным строительным практикам.
Найди свою школу
Бюро Gradolí & Sanz Arquitectes спроектировало и построило для работающей по системе Монтессори школы Imagine под Валенсией здание, которое служит для учащихся наглядным пособием.