Тихое обаяние роскоши

В Москве интенсивно развивается не только высотное строительство, но и типология клубных домов: в каждом новые сюжеты и решения. Вот и «Обыденский № 1», спроектированный Blank Architects в продолжение традиций остоженской «Золотой мили» – как сумма исторической и современной контекстуально-клубной архитектуры, предлагает сплав разных видов жилья, способов общения с городом и типов декора. Между тем его главная ценность – пастораль тишины и камерность в контексте новой версии «московского дворика».

mainImg
Мастерская:
Blank https://blank.su/
KPLN http://www.kpln.ru/
Архитектурно-дизайнерское бюро Олега Клодта http://olegklodt.com/
Бюро ландшафтной архитектуры
ALD Landscapes
https://ald.com.ru/
Проект:
Клубный дом «Обыденский № 1»
Россия, Москва, 3-й Обыденский переулок, вл. 1, стр. 1, 2, 3, 5

Авторский коллектив:
ГАП: Л. Качмаричик
Архитекторы: Е. Басай, А. Култаева, Е. Козак, А. Пучкова

2022

Девелопер: Sminex
Интерьеры: АБ Олега Клодта
Ландшафтный дизайн: ALD Landscapes
За последние годы клубный дом превратился в феномен столичной жизни. У него есть свои герои и направления. Одно из самых устойчивых – дом с фасадами из натурального камня, чей декор балансирует на грани между двумя основными стремлениями: сделать пластику внешних поверхностей насыщенной, соответствовать историческому окружению, – и в то же время не утратить современности предложенной архитектуры, равно как и суммы технических и прочих удобств элитного дома.
 
Относительно недавно поработать с такого рода задачей довелось международному, но прочно укорененному в Москве бюро Blank Architects.
cic =

Екатерина Козак, Blank Architects

«Дом «Обыденский № 1» – прекрасный, очень интересный для Blank Architects опыт работы с исторической, или скажем так, «классической», стилистикой. Он расположен в тихом переулке, рядом с храмом, в окружении разновременных зданий: от классицизма и историзма до модерна. Кроме того, речь о «Золотой миле», районе Остоженки – одном из самых престижных в Москве. И речь о клубном доме – типологии дорогого элитного дома в центре города. Виды с террас пентхаусов – на храм Христа Спасителя. Пожеланием заказчика была архитектура классического направления; это же диктовало и окружение, и тот факт, что в рамках комплекса будет сохранено архитектурно-стилевое решение фасада начала XX века.
 
В результате мы создали дом в современной интерпретации исторической архитектуры с использованием дорогих природных материалов, украшенных множеством деталей. Благодаря этому «Обыденский № 1» находится в архитектурном диалоге с окружением, созвучен месту и производит впечатление, что находился здесь всегда. Каннелюры в простенках мы трактовали точно, как элемент классической архитектуры. Как и развитый раскрепованный карниз основного объема. Тут нам помог натуральный камень, а круглые элементы латунных ограждений и вставки зеленого индийского мрамора с уникальным меняющимся рисунком восходят к примеру соседних зданий эпохи модерна».

Итак, речь о самом центре города, участок прямо граничит с церковью Ильи Обыденного, построенной в камне в конце XVII века. Выходя из главного лобби, жители будут видеть ее и слышать колокольный звон, – говорят архитекторы. Это самое начало Остоженки, напротив, через 2-й Обыденский переулок – дом, реконструированный 20 лет назад по проекту бюро «Остоженка», в самом разгаре того процесса ревитализации района, который и превратил его в «Золотую милю». И новый дом, определенно, развивает здешние традиции. Тем более что место ему досталось не просто на Остоженке, а рядом с бульварным кольцом, в самом начале бывшего дворянского, а теперь престижного района Москвы. 

Новый клубный дом, спроектированный Blank Architects для девелопера Sminex-Интеко, находится на участке к югу от церкви; он был застроен, в основном, флигелями и гаражами, в том числе советского времени. Но северо-восточную границу замыкает доходный дом 1905 года. Он не имеет охранного статуса, но решение фасада начала XX века в проекте планируется сохранить. Это не первый случай в практике Sminex: на Чистых прудах, где проектом занимался Илья Уткин, «вывесили» целиком весь контур стен дома 1915 года.
Клубный дом «Обыденский № 1». Схема ситуационного плана
© Blank Architects

Разные виды практики сохранения фрагмента старого здания в составе нового за последние 30 лет получили широкое распространение. Архитекторы такую ситуацию осмысляют по-разному, но нередко фрагмент каким-то образом влияет на все здание. Так получилось и здесь. Дом стал заметно многосоставным, он реагирует на все: и на вкрапление внутри себя, и на историческое окружение. И, конечно, а это безусловно главное, на предпочтения целевой аудитории клубных домов.
Участок клубного дома «Обыденский № 1», вид сверху, с юго-востока. На первом плане дом, фасадную стену которого сохраняют, на втором плане слева – дом, реконструированный АБ «Остоженка» в 2003 году
© Blank Architects

А аудитория предпочитает респектабельность и натуральные, читай дорогие, материалы. В данном случае архитекторы выбрали надежный путь: вот уже лет пятнадцать как в «клубном» секторе устоялась стилистика, тяготеющая к ар-деко и одновременно, особенно в последние годы, – популярен пластинчатый рельеф фасада, ступенчатые слоистые контуры филенок, из которых он, в конечном счете, и состоит.

Этот подход, успешный в тридцатые годы XX века, помогает удержаться на грани между полной стилизацией исторических прообразов и современной архитектурой. К тому же он отлично сочетается с натуральным известняком и хорош в «косом свете» солнечного дня, когда особенно ощутима графичность и крупных, и мелких полос. 
Дом с восточной стороны, с сохраняемым фасадом 1905 года. Клубный дом «Обыденский № 1»
© Blank Architects, Проектное бюро «Крупный План» / предоставлено Sminex

Для большей части фасадов планируется использовать светлобежевый известняк. Но есть еще сатинированная и патинированная латунь: она используется в ограждениях всех балконов, чей рисунок похож на ряд музыкальных камертонов, чередующихся с кругами, заимствованными у орнаментики модерна. Латунные вставки арок в «триумфальной» композиции входной лоджии усиливают необходимый клубному дому эффект драгоценности. 

А довершает искомый эффект прием, деликатно обогащающий визуальные качества фасада – вставки из темно-зеленого мрамора в контурах оконных проемов. Они тоже профилированы подобием каннелюр, горизонтальных, но более тонких, выпуклых, и, главное – высоту их рельефа планируется плавно менять. Пожалуй, эта деталь, легко доступная для рассматривания, а может быть даже тактильного взаимодействия – самый надежный способ наглядно показать драгоценность дома. 
Входная группа. Клубный дом «Обыденский № 1»
© Blank Architects, Проектное бюро «Крупный План» / предоставлено Sminex

Здесь можно вспомнить и зеленый мрамор византийских церквей – рядом с русско-византийским храмом Христа Спасителя это, пожалуй, будет кстати. Но авторы говорят, что вдохновлялись майоликой и глазурованной плиткой модерна, и им можно верить. В конце концов, на углу соседнего квартала дом Перцовой, а там отличные майолики. Но что удивительно – кажется, что зеленый мрамор – материал подороже, чем сто лет назад майолика. Что вновь возвращает нас к драгоценности – качеству, для современного клубного дома на Остоженке неизбежному. 

Надо сказать, что материал кровли «исторической» части дома – а ее собираются покрыть патинированной медью – вторит зеленым вставкам; или они ей? По словам архитекторов, колорит стал откликом на цвет кровли церкви Ильи Обыденного. И вновь: цвет похож, но материал более дорогой. В то же время он не может не напомнить Copper House Сергея Скуратова, одну из тех знаковых построек, с которых начиналась «Золотая миля». 

А у других объемов вообще нет скатных кровель, они все отданы террасам для квартир верхних этажей. 

Но рассмотрим структуру дома. Здесь совмещено несколько типологий городской застройки. Дом состоит из трех частей. К линии 2-го Обыденского переулка выходят три двухэтажные городские виллы. Каждая имеет вход с улицы, они окружены деревянными настилами патио. Слоистость фасадов получает поддержку в объеме: каждая вилла делает «шаг» чуточку выше, и карнизы накладываются друг на друга. На кровле – террасы с видом на переулок, храм Христа Спасителя и Кремль. 

Городские виллы в историческом центре – вещь роскошная. Нельзя сказать, что они часто встречаются, но тут будет уместно еще раз вспомнить, что – мы находимся на Остоженке. И первая, как кажется, вилла рубежа XX–XXI веков в центре города появилась именно здесь: Юрий Григорян встроил ее во двор Дома в Молочном переулке еще в начале 2000-х годов. Так что «Обыденский № 1» прямо развивает традиции места.  

С противоположной северо-восточной стороны – корпус, в котором сохранено архитектурное решение доходного дома 1905 года. Два его нижних этажа – «ситихаусы», своего рода виллы, встроенные в объем дома. Выше есть другие квартиры, со своими достоинствами, в частности, дровяными каминами и террасами на кровле. Средняя часть дома – самая высокая, шесть этажей. Здесь пентхаусам на самых верхних этажах будут принадлежать террасы.
Клубный дом «Обыденский № 1»
© Blank Architects, Проектное бюро «Крупный План» / предоставлено Sminex

Самое интересное решение средней части – двусветное лобби с винтовой лестницей и балконом второго яруса.
Интерьер лобби. Клубный дом «Обыденский № 1»
Дизайн интерьера © АБ Олега Клодта / рендеры © Sminex

Вход в него предваряет камерный всесезонный двор-сад; он отчасти «затекает» под дом. Такое решение архитекторы называют крытым двориком. Аналогии решению можно найти как в доходных домах XIX века, так и в их прообразах, ренессансных дворцах, где входная арка иногда превращалась в гипостильный зал с колоннами, а иногда просто была достаточно широкой и протяженной, чтобы служить промежуточным пространством между «внутри и снаружи». Решение определенно дворцовое и вкупе с латунными арками еще раз недвусмысленно подчеркивает статус «Обыденского № 1».

Внутри – цветы и деревья в кадках, диваны, защищенные от дождя, треугольные светильники подчеркивают направление подсвеченных арок, похожих на своды Монье. 
Клубный дом «Обыденский № 1». Схема генплана
© Blank Architects
Пространство дворика перед входом. Вид в сторону внешнего двора. Клубный дом «Обыденский № 1»
Ландшафтный дизайн ALD Landscapes / рендеры © Sminex

Между тем авторы сделали все возможное для того, чтобы лобби было прозрачным, проницаемым для взгляда с одной и другой стороны – это уже не столько дворцовый, сколько модернистский прием. 

Хотя, как и винтовая лестница, он может иметь глубокие корни. 

Дизайном интерьеров занималось бюро Олега Клодта. 
Пространство дворика перед входом. Вид в сторону лобби. Клубный дом «Обыденский № 1»
Ландшафтный дизайн ALD Landscapes / рендеры © Sminex

***

Итак, перед нами клубный дом «Золотой мили», продолжающий традиции последних десятилетий и расположенный в очень выгодном месте: в 150 метрах от храма Христа Спасителя, поблизости от дома Перцовой, пешеходного моста в сторону ГЭС-2 и многих других достопримечательностей.

Он многосоставен как функционально – чего стоит хотя бы идея городских вилл с бассейнами в подвальном ярусе, – так и объемно, и декоративно. Здесь в разных ракурсах рассматривают запрос на дорогую архитектуру: через натуральный материал, каннелюры, латунные элементы, дровяные камины, наконец. Для по-настоящему камерного клубного дома – 16 квартир, 4 пентхауса, 3 ситихауса и 3 виллы – в нем размещена богатая и всесторонне развитая инфраструктура, предназначенная только для жителей дома: фитнес-зал, детские развивающие пространства, лобби для встреч и общения с соседями. 

Но мне больше всего нравится глубокая входная лоджия-дворик со стороны церкви: в любую погоду здесь можно будет слушать – в центре города! – тишину. Это ли не новая роскошь городского центра. 
  • zooming
    Лобби. Клубный дом «Обыденский № 1»
    Дизайн интерьера © АБ Олега Клодта / рендеры © Sminex
  • zooming
    Общественная гостиная. Клубный дом «Обыденский № 1»
    Дизайн интерьера © АБ Олега Клодта / рендеры © Sminex
  • zooming
    Разрез. Архитектурная концепция клубного дома «Обыденский № 1»
    © Blank Architects
  • zooming
    Разрез. Архитектурная концепция клубного дома «Обыденский № 1»
    © Blank Architects
Мастерская:
Blank https://blank.su/
KPLN http://www.kpln.ru/
Архитектурно-дизайнерское бюро Олега Клодта http://olegklodt.com/
Бюро ландшафтной архитектуры
ALD Landscapes
https://ald.com.ru/
Проект:
Клубный дом «Обыденский № 1»
Россия, Москва, 3-й Обыденский переулок, вл. 1, стр. 1, 2, 3, 5

Авторский коллектив:
ГАП: Л. Качмаричик
Архитекторы: Е. Басай, А. Култаева, Е. Козак, А. Пучкова

2022

Девелопер: Sminex
Интерьеры: АБ Олега Клодта
Ландшафтный дизайн: ALD Landscapes

07 Декабря 2023

Blank: другие проекты
Миражи наших дней
Если вы читали книгу Даши Парамоновой «Грибы, мутанты и другие: архитектура эры Лужкова», то проект торгового центра в Казани покажется знакомым. Бюро Blank называет свой подход «миражом»: кирпичные фасады снесенного артиллерийского училища возвели заново и интегрировали в объем нового здания.
Медь и глянец
Универмаг Hi-light в торговом центре Екатеринбурга объединяет несколько универсальных корнеров для брендов-арендаторов, а посетителей привлекает глянцевыми материалами отделки и акцентными объектами.
Лучшее, худшее, новое, старое: архитектурные заметки...
«Что такое традиции архитектуры московского метро? Есть мнения, что это, с одной стороны, индивидуальность облика, с другой – репрезентативность или дворцовость, и, наконец, материалы. Наверное всё это так». Вашему вниманию – вторая серия архитектурных заметок Александра Змеула о БКЛ, посвященная его художественному оформлению, но не только.
Магда Чихонь: «Мы жили этим полтора года»
Работа кураторов венецианской биеннале чаще всего остается за кадром – многочисленные журналисты об этом не пишут. Об изнанке нынешней биеннале рассказывает Магда Чихонь, управляющий партнер и главный архитектор бюро BlankArchitects, которая знает, как это было, из первых рук.
Связующее звено
Мастерская Blank Architects переосмыслила внешний облик и внутреннее содержание торгового центра в Отрадном, превратив его в центр социальной жизни микрорайона.
Контур рыночной площади
Модернизация ТЦ «Пятая Авеню» по проекту Blank Architects включает ребрендинг, расширение набора функций и сервисов, также как и новый фасад, на котором, в верхнем этаже, отразится наличие рынка внутри.
WAF как зеркало тенденций
Десятый WAF в середине ноября выпустил манифест с десятью принципами. Анализируем тенденции, заявленные фестивалем, сопоставляем их с комментариями архитекторов, посетивших в этом году фестиваль.
Шесть измерений
Перевод эссе Шимона Матковски, партнера бюро «Blank Architects», посвященного «теории шести измерений», отвечающих за хорошую архитектуру. Полезно молодым архитекторам; главный совет – думать головой.
Ржевские ворота
В конкурсе на дизайн новых станций Третьего пересадочного контура бюро Blank Architects участвовало с тремя предложениями. Два из них вошли в шорт-листы, одно, на концепцию станции «Ржевская», заняло первое место. Представляем проект-победитель.
Blank Architects: «Нет оправданий, кроме архитектуры»
Бюро, созданное иностранными архитекторами в России, в мире воспринимают как «московское». Blank Architects принимает решения демократически, стремится создавать ответственные проекты, даже если это вступает в противоречие с российскими нормативами. А также ценит креативность, не признает оправданий и интересуется всем, что может повлиять на проекты.
Похожие статьи
Полотно на веревке
Вилла Casa de Linho, построенная по проекту бюро Tetro на окраине Белу-Оризонти, романтизированно изображает профессиональную деятельность заказчицы-модельера.
Квадраты и ромбы
В проекте дома на 51 социальную квартиру в Барселоне от бюро Cierto Estudio учтены местные климатические и общественные условия.
Универсальный игрок
Офисный комплекс, выстроенный на 80% из древесины по проекту бюро ALTA на окраине Рена, стал «посредником» между сельским ландшафтом и насыщенной городской средой.
Город как сюжет
Подход Сергея Скуратова к крупным участкам хочется определить как «тотальный дизайн-код» – он в равной степени внимателен к общей композиции и деталям; а также настроен на то, чтобы абсолютно всё было продумано и подчинено авторской воле. Ренессансный, если подумать, подход, титанический труд, требующий завидной воли и упорства. Ну, и результат – заметные произведения. Рассматриваем возрожденный проект центральной части жилого района «Седьмое небо» в Казани, структуру, продуманную до «градиента акцентности» (sic!) фасадов. А также «литературную» идею и даже авторские сомнения в ней.
Восставший в пепле
Словенское бюро Ofis восстановило из руин историческое шале Адольфа Мура начала XX века на берегу Бохиньского озера. Его основной объем выполнен из дерева, карбонизированного по традиционной технологии.
Светлое подземелье
На Центральном вокзале в Амстердаме открылся новый терминал для пассажиров, отправляющихся в Лондон поездами Eurostar. Авторы проекта – ZJA Architects & Engineers и Superimpose Architecture.
Лаконичный образ времени
Жилой комплекс «Тайм Сквер», построенный на северном краю Петербурга, на вид лаконичнее и эффективнее, нежели его сосед и предшественник, ЖК New time. Тем не менее, рука архитектора очень даже чувствуется: темы «черного и белого», «внутри и снаружи», а, главное, «съедающей» массу пластинчатости фасадов – разыграны как по нотам. Тут вспоминаешь и классический модернизм, и так называемый «постконструктивизм».
Новая жизнь в карьере
Общественный центр по проекту Snøhetta – первое завершенное здание нового района в бывшем карьере недалеко от Гётеборга; продажи квартир здесь еще даже не начались.
Верхом на холме
Вилла «Сидоний» в предместье Праги, в популярном месте отдыха и хайкинга, задумана архитекторами Stempel & Tesar как конструктивный и технологический эксперимент.
Цветок озера
Прообраз здания «театра Камала» в Казани – ледяной цветок: редкое и хрупкое природное явление озера Кабан «застыло» в крупных летящих контурах стеклянных экранов, ограждающих основной объем, формируя его силуэт и защищая витражи от солнца. Проект консорциума под руководством Wowhaus, включавшего «звезду» мировой архитектуры Kengo Kuma, победил в конкурсе 2021/2022 года, был реализован близко к исходному замыслу в короткие, очень короткие сроки. Театр открыт в начале 2025. Кэнго Кума предложил образ ледяного цветка и контрапост холодного снаружи – теплого внутри. В течение 2022–2024 Wowhaus сделали все для его воплощения, буквально-таки ночуя на площадке. Рассматриваем знаковое здание и увлекательную историю.
Ремикс архитектурной «классики»
Бюро E Plus Design и URBANUS/LXD Studio радикально обновили торговый комплекс в Гуанчжоу в виде старого европейского города через новое колористическое решение, устройство водных сооружений и озеленение.
Керамический ажур
По проекту OMA завершено строительство штаб-квартиры компании JOMOO в Сямыне на юго-восточном побережье Китая.
Модули из глины и древесины
Модульное офисное здание HORTUS по проекту Herzog & de Meuron возведено под Базелем из возобновляемых и вторично используемых материалов, а также должно за 31 год «окупить» с помощью фотоэлектрических панелей всю затраченную при строительстве энергию.
Торнадо миграции
В Роттердаме открылся музей миграции Fenix по проекту звездного китайского бюро MAD. Его архитектура и экспозиция посвящены самым острым проблемам современности и воспевают саму идею перманентного движения.
МиRная интеграция
ЖК МИRA, расположенный над высоким склоном Яузы и Проспекта Мира, оправдывает свое название не только технически, но и визуально и по смыслу. Будучи современным и технологичным, высотным и стеклянным, он реагирует и на классику Жолтовского, и на модернизм «Дома на ножках». Вбирает в себя особенности соседей и «мирит» их внутри себя на общей основе современности фасада. Изучаем, каким именно образом.
Память города
Комплекс сооружений в промзоне Даляня на северо-востоке Китая превращен по проекту Neri&Hu в многофункциональный центр с культурной составляющей.
Интерьер для нового формата образования
Проект нового корпуса ТЮМГУ был сделан до пандемии, а затем переработан для новых требований: университет перешел на систему «2+2+2», без разделения на группы и потоки, а с индивидуальными программами. Изменения удалось ввести очень быстро, в начале строительства. Сейчас корпус готов, рассмотрим его.
Продолжение памятника
Библиотека в немецком Брюле примыкает к отреставрированной исторической ратуше. Бюро JSWD, занимавшееся обоими проектами, подобрало для внешней отделки новой части особым образом обработанный кирпич песочного цвета, выложив им даже крыши.
Пентхаусы и закомары
Проект жилого комплекса, подготовленный бюро ASADOV для делового квартала «Красная Роза», реагирует на соседство с памятниками XVII века: палатами Хамовного двора и Никольской церковью, а также на необходимость включить ценные фасады доходного дома в духе а-ля рюс. Архитекторы предложили разновысотные секции, фасады которых включают отсылки к элементам церковной архитектуры. Но мы различили и другие коннотации.
На два укуса
В деловом центре Ванкувера построена жилая башня 1550 Alberni по проекту Кэнго Кумы. Она тактично отклоняется от красной линии, сохраняя важные городские виды.
Технологии и материалы
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Сейчас на главной
Работа на любой вкус
Новый офис компании Smart Group стал результатом большой исследовательской и проектной работы бюро АРХИСТРА по анализу современных рабочих экосистем, учитывающих разные сценарии использования и форматы деятельности.
Змея на берегу
Деревянная тропа вдоль берега реки Тежу, спроектированная бюро Topiaris, связывает пешеходным и велосипедным маршрутом входящие в агломерацию Большой Лиссабон муниципалитеты Лориш и Вила-Франка-ди-Шира.
Храм тенниса
Павильон теннисного клуба в Праге по проекту Pavel Hnilička Architects+Planners напоминает маленький античный храм с деревянной конструкцией.
Пикник теоретиков-градостроителей на обочине
Руководитель бюро Empate Марина Егорова собрала теоретиков-градостроителей – преемников Алексея Гутнова и Вячеслава Глазычева – чтобы возродить содержательность и фундаментальность профессиональной дискуссии. На первой встрече успели обсудить многое: вспомнили базу, сверили ценности, рассмотрели передовой пример Казанской агломерации и закончили непостижимостью российского межевания. Предлагаем тезисы всех выступлений.
Вопрос сорока процентов: изучаем рейтинг от «Движение.ру»
Рейтингование архитектурных бюро – явление достаточно частое, когда-то Григорий Ревзин писал, что у архитекторов премий едва ли не больше, чем у любой другой творческой специальности. И вот, вышел рейтинг, который рассматривает деловые качества генпроектных компаний. Топ-50 генпроектировщиков многоквартирного жилья по РФ. С оценкой финансов и стабильности. Полезный рыночный инструмент, крепкая работа. Но есть одна загвоздка: не следует ему использовать слово «архитектура» в своем описании. Мы поговорили с автором методики, проанализировали положение о рейтинге и даже советы кое-какие даем... А как же, интересно.
Перспективный вид
Бюро CNTR спроектировало для нового района Екатеринбурга деловой центр, который способен снизить маятниковую миграцию и сделать среду жилых массивов более разнообразной. Архитектурные решения в равной степени направлены на гибкость пространства, комфортные рабочие условия и запоминающийся образ, который позволит претендовать зданию на звание пространственной доминанты района.
МГАХИ им. В.И. Сурикова 2025: часть II
Еще шесть бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, отмеченных государственной экзаменационной комиссией: объекты транcпортной инфраструктуры, спортивные и рекреационные комплексы, а также ревитализация архитектурного наследия.
По два, по три на ветку. Древолюция 2025
Практикум деревянной архитектуры, упорно и успешно организуемый в окрестностях Галича Николаем Белоусовым, растет и развивается. В этом году участников больше, чем в предыдущем, а тогда был рекорд; и поле тоже просторнее. Изучаем, в какую сторону движется Древолюция, публикуем все 10 объектов.
Малевич и бани, природа и хайтек
Комплекс «Бани Малевича» планируется открыть осенью 2025 года на Рублёво-Успенском шоссе. Проект, разработанный DBA-GROUP под руководством Владислава Андреева – пример нетипичного подхода к образу СПА вообще и бань в частности. Намеренно уклонившись от всех видов аллюзий авторы отдали предпочтение характерным для стримлайна угловым скруглениям, сочетанию дерева с моллированным стеклом – сдержанным современным формам. Как внутри, так и снаружи. Изучаем проект.
Скорее скатерть и бокал!
Спустя много лет заброшенное Конюшенное ведомство в Петербурге наконец дождалось своего часа: по проекту «Студии 44» в этом году должны начаться первые мероприятия по восстановлению и приспособлению здания. И функция, и общий план работ предполагают минимальное изменение комплекса, который сохранил следы трехвековой истории. Все решения обратимы и направлены прежде всего на то, чтобы открыть памятник городу и погрузить его в кипучую светскую жизнь – для этого выбран сценарий культурного центра с выраженной гастрономической составляющей.
Материализация воздушных потоков
Международный аэропорт имени Николая Камова в Томске открылся в конце августа прошлого года. О проекте мы уже рассказывали – теперь рассматриваем реализованное здание. Функциональность усилена в нем символическим подтекстом: архитекторы бюро ASADOV стремились по максимуму отразить в архитектуре местную идентичность.
Смех за портьерой
В Москве открылся театр современной клоунады и стендапа, интерьеры для которого разработало бюро AQ. Сочетание необычного здания и необычной функции трансформировалось в оригинальное дизайнерское решение, главную роль в котором играют фиолетовые драпировки, создающие особую театральную атмосферу.
МГАХИ им. В.И. Сурикова 2025: часть I
Представляем шесть бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, посвященных крупным культурным центрам и научным комплексам. Все работы основаны на предпроектных исследованиях, которые проводились в рамках преддипломной практики. Два объекта спроектированы для Болгарии и Албании, еще четыре – для Палеха, Махачкалы, Москвы и Краснодара.
Внутренние ценности
Что думают о развитии интерьерного дизайна в России самые успешные и именитые архитекторы и дизайнеры? Чем они гордятся, чем восхищаются, к чему стремятся? Как выстраивают работу и как оценивают путь, проделанный отраслью за прошедшие годы? Представляем ответы 14 архитекторов из 13 бюро, и пусть вас не смущает «несчастливое» число :)
Интерьер как архитектурная задача
Запускаем новый специализированный раздел – Интерьер. Он будет служить площадкой для публикаций общественных интерьеров, включая офисы – преимущественно реализованных. А также местом для обмена мнениями, экспертизой и информацией о новых технологических решениях. Читайте анонс раздела, ищите кнопку Интерьер – она скоро появится в меню сайта.
Всё по плану
Международная премия THE PLAN Award объявила короткие списки финалистов. В пяти различных номинациях присутствуют реализованные проекты российских бюро – сейчас за них можно проголосовать, чтобы увеличить шансы на получение приза зрительских симпатий. Некоторые, как музей «Коллекция» бюро СПИЧ уже успели отметиться в других серьезных премиях, другие менее известны – предлагаем познакомиться.
Развитие и благоустройство глазами участников Летней...
В июле завершилась Летняя архитектурная школа 2.0 Санкт-Петербурга и Ленинградской области. В этом году она проводилась уже во второй раз и включала четыре проекта по развитию и благоустройству территорий деревни Низино. Знакомим с работами победителей.
Сжатие для развития
Мастер-план Воркуты, разработанный под руководством архитектурного бюро RTDA, стал ответом на резкое сокращение населения и упадок городской среды. Проект опирается на «регулируемое сжатие» – уплотнение структуры города с акцентом на благоустройство, экологию и вовлечение местных жителей.
Ностальгия – наше все
Совсем недавно московский бомонд обрел новую точку притяжения – возрожденный Дом творчества Переделкино. И вот уже популярная культурная институция начала обрастать необходимой инфраструктурой, в том числе коворкингом, чей интерьер cпроектирован бюро Blockstudio с большим уважением к памяти места.
Константин Трофимов: «Нас отсеяли по формальному...
В финал конкурса на концепцию вестибюля станции метро «Лиговский проспект-2» вышло 10 проектов, 2 самостоятельно снялись с дистанции, а еще 11 не прошли конкурс портфолио, который отсекал участие молодых или иногородних бюро. Один из таких участников – «Архитектурная мастерская Трофимовых», главный архитектор которой четыре года работал над проектом Высокоскоростной железнодорожной магистрали, но не получил шанса побороться за вестибюль станции метро. О своем опыте и концепции рассказал руководитель мастерской Константин Трофимов.
Мерцающий дизайн
Как добиться максимального впечатления, используя минимум выразительных средств? Над этой задачей трудятся многие поколения архитекторов и дизайнеров-минималистов. Но студия SERDYUK пошла своим путем, создав компактную кофейню, облик которой собирается из самого простого набора элементов, но воспринимается как волшебная шкатулка.
Чикагские лауреаты 2025
Премия International Architecture Award подвела итоги: в этом году отмечено рекордное количество проектов от российских архитекторов. Коротко рассказываем о победителях номинаций и работах, удостоенных почетного упоминания.
Полотно на веревке
Вилла Casa de Linho, построенная по проекту бюро Tetro на окраине Белу-Оризонти, романтизированно изображает профессиональную деятельность заказчицы-модельера.
Изначальная материя
В интерьерах лобби жилого комплекса FØRST бюро WALL смогло развернуть общую концепцию в неожиданном направлении: через соединение брутальных ортогональных форм с природными материалами, создав ассоциации с северной природой, скалами и сосновым лесом.
Тайга во дворе
В тюменском жилом комплексе «Сердце Сибири» по проекту АБ «Вещь!» благоустроены дворы «Южная тайга» и «Северная тайга», а также бульвар «Тропа Сибири». Малые архитектурные формы отсылают к Тунгусскому метеориту и медвежьей берлоге, активная геопластика помогает усложнить пространство и маршруты.