English version

Ржевские ворота

В конкурсе на дизайн новых станций Третьего пересадочного контура бюро Blank Architects участвовало с тремя предложениями. Два из них вошли в шорт-листы, одно, на концепцию станции «Ржевская», заняло первое место. Представляем проект-победитель.

mainImg
Мастерская:
Blank Architects http://blankarchitects.ru/
Проект:
Станция метро «Рижская» («Ржевская»)
Россия, Москва, проспект Мира

Авторский коллектив:
Руководитель Отдела Уникальной Архитектуры и Градостроительства: Владимир Тихонов

Магда Кмита, Магда Чихонь, Лукаш Качмарчик, Шимон Матковски, Татьяна Леонтьева, Александра Разина, Алена Панфилова, Сергей Мешалкин, Полина Балыш, Надежда Ярмолюк

2017 — 2020 / 2020 — 2.2023

3D-визуализации и рендеры: компании Element и ArchiRost
Проект освещения: компанию AF Lighting
Генеральный проектировщик и генеральный подрядчик по строительству: Мосинжпроект

Заказчик: Мосинжпроект
Станция «Ржевская», получившая свое название от одноименной железнодорожной станции, откроется на Рижской площади, между вокзалом и метро «Рижская», с которой она будет связана подземным переходом. Место это историческое и в каком-то смысле знаковое: когда-то здесь, на Крестовской заставе, располагался один из въездов в Москву. Теперь вместо Камер-Коллежского вала площадь пересекает Третье кольцо, но разница между внутренней и внешней его стороной все еще хорошо видна: с одной стороны – старая Москва: Марьина Роща, Сущевский Вал, улица Гиляровского, с другой – железнодорожные пути, промышленные здания, вылетная магистраль проспекта Мира, переходящая в Ярославское шоссе. Давно снесены стоявшие здесь до 1930-х годов краснокирпичные водонапорные башни архитектора Максима Геппенера с ажурным мостиком между ними, но и сейчас въезд на внутреннюю часть проспекта Мира обрамляют башни сталинских зданий, стоящих по обе стороны улицы. Так что концепция, выбранная бюро Blank Architects как основа для проекта, – «Ворота в город» – и в исторический, и в географический контекст вписывается абсолютно логично.
Станция метро «Рижская» («Ржевская»), конкурсный проект
© Blank Architects
zooming
Станция метро «Рижская» («Ржевская»), конкурсный проект
© Blank Architects

Материальное воплощение эта концепция получила в виде одного из древнейших архитектурных архетипов, совершенного и универсального в своей простоте, – арки. Даже Арки: применительно к проекту Blank Architects это слово действительно хочется писать с большой буквы. Символ входа, приглашения, приветствия, этот элемент многократно повторяется в интерьерах платформ и вестибюлей, ритмизирует пространство и замыкает на себе львиную долю внутреннего дизайна. Форма для арки, если рассматривать ее в боковом разрезе, выбрана достаточно сложная, криволинейная. «С одной стороны, мы хотели сделать ее высокой, выразительной, – объясняет один из авторов проекта Татьяна Леонтьева, – с другой, нам нужно было подстроиться под существующий конструктив: высота прохода между платформами не может превышать 2,5 метров». Поэтому к платформам арки обращены монументальными порталами – повыше к центральной, пониже к боковым, – а между ними помещается плавный изгиб, яркую выразительность которого зритель сможет оценить только на улице, где та же форма заключена в стеклянную коробку наземного павильона, словно музейный экспонат, городская скульптура, каковой, в сущности, и является.
Станция метро «Рижская» («Ржевская»), конкурсный проект
© Blank Architects

С проектированием на глубине шестидесяти метров под землей, как и вообще с жанром транспортной архитектуры, бюро Blank Architects сталкивается впервые. И это стало для них серьезным вызовом и интересным опытом. «За это мы и любим конкурсы, – говорит партнер бюро и один из авторов проекта Магда Кмита. – Они позволяют попробовать себя в совершенно новых для нас форматах архитектуры – отели, школы, музеи или вот метро». К делу подошли серьезно – прочитали уйму специальной литературы, проехались чуть ли не по всем станциям московского метро, основательно изучили мировой опыт. С точки зрения технологий какие-то вещи удалось успешно освоить, какие-то – например, вышеупомянутое ограничение по высоте прохода между платформами – подтолкнули к неожиданным решениям, какие-то так и остались досадными ограничениями. Авторы проекта до сих пор сожалеют, например, что из-за сложности эксплуатации невозможно оказалось как-то оформить стены и потолки эскалаторных групп, хотя с точки зрения времени нахождения там пассажиров эта зона представляется одной из наиболее привлекательных. Что же касается дизайна интерьеров, то было сразу же решено сделать его минималистичным, практически без декора. Если в данном случае можно говорить о каких-то источниках вдохновения, то для Магды Кмиты любимая станция московского метро – «Кропоткинская» с ее монументальной «древнеегипетской» колоннадой, а Татьяна Леонтьева добавляет к списку «образцовых» «Сокол» и «Аэропорт». «Их все объединяет очень простой дизайн без излишней декоративности, но с повторением и усилением какого-то одного архитектурного элемента, красиво подсвеченного и создающего ритм, – объясняет она. – Этого же эффекта стремились добиться и мы в своем проекте».
zooming
Станция метро «Рижская» («Ржевская»), конкурсный проект
© Blank Architects

Главной теме проекта вторит, перекликаясь и переплетаясь с ней, мотив путешествия, навеянный стоящим на площади железнодорожным вокзалом. Стены вдоль рельсовых путей архитекторы предлагают расписать изображениями пейзажей, но нечеткими, размытыми – такими, какими они видятся из окон быстро идущего поезда. Тему пути поддерживают линии на полу в вестибюлях, напоминающие о железнодорожных рельсах и одновременно служащие инструментом навигации. Удобная навигация – то, чего все еще не хватает московскому метро, считают авторы «Ржевской». Этому вопросу в своем проекте они уделили особое внимание, причем наряду с очевидными вещами – табло, надписями, инфопойнтами – большая роль отводится интуитивной навигации. Поэтому, скажем, выходы с основной платформы оформлены по-разному. Западный, через который осуществляется выход в город, то есть к вокзалу, отмечен большим, во всю стену, интерактивным мультимедиа-экраном, напоминающим о расписании движения поездов. Противоположный же торец светится теплым желтым светом – это переход на станцию метро «Рижская» с ее «янтарными» пилонами, расположенной к тому же на оранжевой ветке.
zooming
Станция метро «Рижская» («Ржевская»), конкурсный проект
© Blank Architects

При программной лаконичности декора особая роль, в том числе и в функциональном плане, отводится световому дизайну. И здесь тоже ставка на интуитивные реакции: например, авторы проекта предлагают менять интенсивность освещенности арок на платформах по мере того, как поезд метро въезжает на станцию. Благодаря этому еще на эскалаторе пассажир поймет, что ему следует поспешить, – так, как сейчас мы ориентируемся на нарастающий звук, только более надежно, потому что ясно, с какой стороны приближается поезд. А приехавшие на станцию пассажиры, поднимаясь по эскалатору, будут постепенно попадать во все более светлое пространство: этот прием подчеркивает, что мы движемся по направлению к улице, к дневному свету. В подземных вестибюлях направление движения подскажет разворот арок, через которые пассажиры выходят, относительно направления движения входящих: благодаря этому потоки будут четко разделены.
Станция метро «Рижская» («Ржевская»), конкурсный проект
© Blank Architects

Обладая большим опытом строительства торговых центров, архитекторы бюро Blank Architects знают, как привлечь людей в свои объекты и заинтересовать их, чтобы задержать как можно дольше. У станции метро, конечно, задачи другие, чтобы не сказать противоположные, – здесь нужно, наоборот, максимально оптимизировать трафик. Тем не менее авторы проекта сделали все для того, чтобы те несколько минут, которые человек проведет на станции «Ржевская», были не только комфортными, но и эмоционально насыщенными. Разглядывая размытые пейзажи за окнами-арками, следуя за развязками «железнодорожных путей» на полу, следя за сменой цифр на медиаэкране, даже вечно спешащий утренний пассажир сможет ненадолго отрешиться от забот. По словам Магды Кмиты, это было для них важно – сделать так, чтобы даже человек, который пользуется этой станцией ежедневно, мог каждый раз открывать для себя что-то новое, чтобы каждая поездка становилась для него маленьким путешествием.
zooming
Станция метро «Рижская» («Ржевская»), конкурсный проект
© Blank Architects
Станция метро «Рижская» («Ржевская»), конкурсный проект
© Blank Architects

Основу цветовой гаммы станции составило изысканное сочетание серого мрамора стен и нержавейки, которой отделаны арки, с теплым оттенком «пепел розы» в гранитном покрытии пола. По условиям конкурса материалы для отделки должны были быть российского производства. Изначально это представляло некоторую трудность, но в конце концов и ее авторы проекта сумели обратить на пользу делу – они познакомились с новыми компаниями, изучили новые для себя возможности камня, чтобы выбрать в итоге максимально долговечные, устойчивые и антивандальные материалы, что в условиях оживленного трафика станции метро является абсолютной необходимостью.
zooming
Станция метро «Рижская» («Ржевская»), конкурсный проект
© Blank Architects

Наземный павильон станции, который расположен на территории сквера, зажатого между двумя автомобильными дорогами, вписан в небольшой прямоугольник размером три на шесть метров. «Мы решили сделать стены абсолютно прозрачными, – объясняет Магда Кмита. – У нас так много разного типа архитектуры вокруг – и Рижский вокзал, и ротонда станции «Рижская», и сталинские здания на проспекте Мира, – что мы не хотели добавлять еще один сильный акцент. Поэтому мы как бы «растворили» павильон в пространстве, подчеркнув только нашу арку». Авторы проекта хотели бы и сам сквер, который сегодня почти не используется, сделать более оживленным, – в своем проекте они предлагают схему благоустройства с установкой скамеек, фонарей и посадкой дополнительной зелени по периметру. Правда, ни ТЗ, ни бюджет будущей станции благоустройства прилегающей территории не предусматривают, но Blank Architects всегда стараются смотреть на проект в целом, не ограничиваясь техническим заданием.
***

Недавно стало известно, что проект станции метро «Ржевская» от Blank Architects – как, кстати, и предложение по «Шереметьевской» – вошел в шорт-лист Всемирного фестиваля архитектуры WAF-2017. Ждем результатов, но важнее – что реализация проекта не за горами: если все пойдет по плану, первые поезда пройдут через станцию «Ржевская» уже в начале 2020 года.
 
Мастерская:
Blank Architects http://blankarchitects.ru/
Проект:
Станция метро «Рижская» («Ржевская»)
Россия, Москва, проспект Мира

Авторский коллектив:
Руководитель Отдела Уникальной Архитектуры и Градостроительства: Владимир Тихонов

Магда Кмита, Магда Чихонь, Лукаш Качмарчик, Шимон Матковски, Татьяна Леонтьева, Александра Разина, Алена Панфилова, Сергей Мешалкин, Полина Балыш, Надежда Ярмолюк

2017 — 2020 / 2020 — 2.2023

3D-визуализации и рендеры: компании Element и ArchiRost
Проект освещения: компанию AF Lighting
Генеральный проектировщик и генеральный подрядчик по строительству: Мосинжпроект

Заказчик: Мосинжпроект

07 Августа 2017

Blank Architects: другие проекты
Медь и глянец
Универмаг Hi-light в торговом центре Екатеринбурга объединяет несколько универсальных корнеров для брендов-арендаторов, а посетителей привлекает глянцевыми материалами отделки и акцентными объектами.
Тихое обаяние роскоши
В Москве интенсивно развивается не только высотное строительство, но и типология клубных домов: в каждом новые сюжеты и решения. Вот и «Обыденский № 1», спроектированный Blank Architects в продолжение традиций остоженской «Золотой мили» – как сумма исторической и современной контекстуально-клубной архитектуры, предлагает сплав разных видов жилья, способов общения с городом и типов декора. Между тем его главная ценность – пастораль тишины и камерность в контексте новой версии «московского дворика».
Лучшее, худшее, новое, старое: архитектурные заметки...
«Что такое традиции архитектуры московского метро? Есть мнения, что это, с одной стороны, индивидуальность облика, с другой – репрезентативность или дворцовость, и, наконец, материалы. Наверное всё это так». Вашему вниманию – вторая серия архитектурных заметок Александра Змеула о БКЛ, посвященная его художественному оформлению, но не только.
Магда Чихонь: «Мы жили этим полтора года»
Работа кураторов венецианской биеннале чаще всего остается за кадром – многочисленные журналисты об этом не пишут. Об изнанке нынешней биеннале рассказывает Магда Чихонь, управляющий партнер и главный архитектор бюро BlankArchitects, которая знает, как это было, из первых рук.
Связующее звено
Мастерская Blank Architects переосмыслила внешний облик и внутреннее содержание торгового центра в Отрадном, превратив его в центр социальной жизни микрорайона.
Контур рыночной площади
Модернизация ТЦ «Пятая Авеню» по проекту Blank Architects включает ребрендинг, расширение набора функций и сервисов, также как и новый фасад, на котором, в верхнем этаже, отразится наличие рынка внутри.
WAF как зеркало тенденций
Десятый WAF в середине ноября выпустил манифест с десятью принципами. Анализируем тенденции, заявленные фестивалем, сопоставляем их с комментариями архитекторов, посетивших в этом году фестиваль.
Шесть измерений
Перевод эссе Шимона Матковски, партнера бюро «Blank Architects», посвященного «теории шести измерений», отвечающих за хорошую архитектуру. Полезно молодым архитекторам; главный совет – думать головой.
Blank Architects: «Нет оправданий, кроме архитектуры»
Бюро, созданное иностранными архитекторами в России, в мире воспринимают как «московское». Blank Architects принимает решения демократически, стремится создавать ответственные проекты, даже если это вступает в противоречие с российскими нормативами. А также ценит креативность, не признает оправданий и интересуется всем, что может повлиять на проекты.
Похожие статьи
Терруарное строительство
Хранилище винодельни Шато Кантенак-Браун под Бордо получило землебитные стены, обеспечивающие необходимые температурные и влажностные условия для выдержки вина в чанах и бочках. Авторы проекта – Philippe Madec (apm) & associés.
Сила трех стихий
Исследовательский центр компании Daiwa House Group по проекту Tetsuo Kobori Architects предлагает современное прочтение традиционного для средневековой Японии места встреч и творческого общения — кайсё.
Под покровом небес
Архитекторы C. F. Møller выиграли конкурс на проект новой застройки квартала в центре Сёдертелье, дальнего пригорода Стокгольма.
Над Золотым рогом
Жилой комплекс Философия, спроектированный T+T architects во Владивостоке, – один из новых проектов для района «Голубиная падь», и они меняет философию его развития с одиночных домов на комплексный подход. Дома организованы вдоль общественных улиц, они разновысотные, разноформатные, а один – даже галерейной типологии, да еще и с консолью, опирающейся на арт-объект.
Новый уровень дженги
Спроектированный Кэнго Кумой общественный центр Kibi Kogen N Square демонстрирует возможности поперечно-клееной древесины – «фирменной» продукции для префектуры Окаяма, где он расположен.
Деревянная модульность
Ясли-сад для малышей из семей преподавателей и учащихся Пармского университета совмещен с центром развития для детей из группы риска. Авторы проекта здания в окружении парка – Enrico Molteni Architecture.
Конференция с видом
Культурный и общественный центр в городке Порт-Анджелес в штате Вашингтон по замыслу LMN Architects открыт панорамам океана и горного хребта Олимпик.
Белый знак
Бюро Lin Architecture превратило насосную станцию в полях южнокитайской провинции Юньнань в достопримечательность для местных жителей и туристов.
Трилистник инноваций
В Пекине готов Международный центр инноваций «Чжунгуаньцунь» (ZGC), спроектированный MAD Architects. В апреле здесь уже провели престижный технологический форум.
Жалюзи для льда
В Домодедово по проекту мастерской Юрия Виссарионова построена ледовая арена. Чтобы протяженный фасад, обусловленный техническими характеристиками сооружения для зимних видов спорта, не выглядел однообразным, архитекторы предложили использовать навесные конструкции с разнонаправленными ламелями. Таким образом лед защищается от солнечных лучей, а стена приобретает фактурность и детализацию.
Деревья и арки
В условиях дефицита площади спорткомплекс Шаосинского университета вместил на разных уровнях серию игровых полей и площадок, общественные пространства и даже деревья.
Стержни и лепестки
Для московского района Преображенское бюро GAFA спроектировало камерный комплекс Artel, который состоит всего из двух корпусов по 12 этажей. Отсылки к ар-деко и его ответвлению – стримлайну – мы нашли не только в архитектуре, но и в благоустройстве, напоминающем поглощенную природой железнодорожную эстакаду.
Тетрис в порту
Смотровая башня, спроектированная для Старого порта Монреаля бюро Provencher_Roy, и общественная зеленая зона вокруг нее от ландшафтного бюро NIPPAYSAGE вобрали в себя множество элементов местной идентичности.
Баланс желтого
Архитекторы АБ ATRIUM, используя свои навыки и знания в области проектирования школ нового поколения, в которых само пространство и пластика – так задумано – работают на развитие ребенка, оживили крупный, хотя и среднеэтажный, жилой комплекс New Питер проектом, где сквозь темный кирпич прорываются лучи желтого цвета, актового зала нет, зато есть четыре амфитеатра, две открытые террасы, парк и возможность использовать возможности школы не только ученикам, но и, по вечерам, горожанам.
Очередной оазис
Stefano Boeri Architetti выиграли конкурс на проект жилого комплекса в Братиславе. Здесь не обошлось без их «фирменных» висячих садов.
Трое и башня
Офисный центр Neuer Kanzlerplatz, построенный в Бонне по проекту бюро JSWD, улучшает связанность городской ткани и интригует объемными фасадами из архитектурного бетона.
Вертикальный «парк»
Бывшая фабрика электроники в Шэньчжэне превращена по проекту JC DESIGN в многоярусное общественное пространство и офисы для «креативных индустрий».
В центре – пустота
В Лондоне открывается очередной летний павильон галереи «Серпентайн». В этом году южнокорейский архитектор Минсок Чо и его бюро Mass Studies сместили фокус внимания с сооружения на свободное пространство вокруг и внутри него.
«Почвенная» архитектура
Медицинский центр в Провансе – землебитное сооружение без дополнительного каркаса: материал для него «добыли» непосредственно на стройплощадке. Авторы проекта – бюро Combas.
Серийный подход
Бюро AIM Architecture превратило четыре нефтехранилища бывшей промзоны на востоке Китая в общественные пространства.
На девятом облаке
В китайском мегаполисе Шицзячжуан началось строительство спортивного центра Cloud 9 по проекту MAD Architects. Чтобы максимально усилить сходство здания с облаком, его планируют обернуть полупрозрачной мембраной.
Новые ворота на 432 «гейта»
Архитекторы Coop Himmelb(l)au представили масштабный проект расширения дубайского аэропорта Аль-Мактум. Строительство планируется начать уже в этом году.
Купол-библиотека
Концептуальная библиотека в уезде Лунъю на востоке Китая задумана авторами, HCCH Studio, как эксперимент по соединению традиционных методов строительства и современных форм.
Технологии и материалы
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
A BOOK – уникальная палитра потолочных решений
Рассказываем о потолочных решениях Knauf Ceiling Solutions из проектного каталога A BOOK, которые были реализованы преимущественно в России и могут послужить отправной точкой для новых дизайнерских идей в работе с потолком как гибким конструктором.
Городские швы и архитектурный фастфуд
Вышел очередной эпизод GMKTalks in the Show – ютуб-проекта о российском девелопменте. В «Архитительном выпуске» разбираются, кто главный: архитектор или застройщик, говорят о работе с историческим контекстом, формировании идентичности города или, наоборот, нарушении этой идентичности.
​Гибкий подход к стенам
Компания Orac, известная дизайнерским декором для стен и богатой коллекцией лепных элементов, представила новинки на выставке Mosbuild 2024.
BIM-модели конвекторов Techno для ArchiCAD
Специалисты Techno разработали линейки моделей конвекторов в версии ArchiCAD 2020, которые подойдут для работы архитекторам, дизайнерам и проектировщикам.
Art Vinyl Click: модульные ПВХ-покрытия от Tarkett
Art Vinyl Click – популярный продукт компании Tarkett, являющейся мировым лидером в производстве финишных напольных покрытий. Его отличают быстрота укладки, надежность в эксплуатации и множество вариантов текстур под натуральные материалы. Подробнее о возможностях Art Vinyl Click – в нашем материале.
Кирпичное ателье Faber Jar: российское производство с...
Уход европейских брендов поставил многие строительные объекты в затруднительное положение – задержка поставок и значительное удорожание. Заменить эксклюзивные клинкерные материалы и кирпич ручной формовки без потери в качестве получилось у кирпичного ателье Faber Jar. ГК «Керма» выпускает не только стандартные позиции лицевого кирпича, но и участвует в разработке сложных авторских проектов.
Systeme Electric: «Технологическое партнерство – объединяем...
В Москве прошел Инновационный Саммит 2024, организованный российской компанией «Систэм Электрик», производителем комплексных решений в области распределения электроэнергии и автоматизации. О компании и новейших продуктах, представленных в рамках форума – в нашем материале.
Новая версия ар-деко
Клубный дом «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Сейчас на главной
Городской лес
Парк «Прибрежный» в Набережных Челнах признан лучшим общественным местом Татарстана в 2023 году. Для огромного лесного массива бюро «Архитектурный десант» актуализировало старые и предложило новые функции – например, площадку для выгула собак и терренкуры, разработанные при участии кардиолога. Также у парка появился фирменный стиль.
Воспоминания о фотопленке
Филиал знаменитой шведской галереи Fotografiska открылся теперь и в Шанхае. Под выставочные пространства бюро AIM Architecture реконструировало старый склад, максимально сохранив жесткую, подлинную стилистику.
Рассвет и сумерки утопии
Осталось всего 3 дня, чтобы посмотреть выставку «Работать и жить» в центре «Зотов», и она этого достойна. В ней много материала из разных источников, куча разделов, показывающих мечты и реалии советской предвоенной утопии с разных сторон, а дизайн заставляет совершенно иначе взглянуть на «цвета конструктивизма».
Крыши как горы и воды
Общественно-административный комплекс по проекту LYCS Architecture в Цюйчжоу вдохновлен древними архитектурными трактатами и природными красотами.
Оркестровка в зеленых тонах
Технопарк имени Густава Листа – вишенка на торте крупного ЖК компании ПИК, реализуется по городской программе развития полицентризма. Проект представляет собой изысканную аранжировку целой суммы откликов на окружающий контекст и историю места – а именно, компрессорного завода «Борец» – в современном ключе. Рассказываем, зачем там усиленные этажи, что за зеленый цвет и откуда.
Терруарное строительство
Хранилище винодельни Шато Кантенак-Браун под Бордо получило землебитные стены, обеспечивающие необходимые температурные и влажностные условия для выдержки вина в чанах и бочках. Авторы проекта – Philippe Madec (apm) & associés.
Над античной бухтой
Архитектура культурно-развлекательного центра Геленждик Арена учитывает особенности склона, раскрывает панорамы, апеллирует к истории города и соседству современного аэропорта, словом, включает в себя столько смыслов, что сразу и не разберешься, хотя внешне многосоставность видна. Исследуем.
Архитектура в дизайне
Британка была, кажется, первой, кто в Москве вместо скучных планшетов стал превращать показ студенческих работ с настоящей выставкой, с дизайном и объектами. Одновременно выставка – и день открытых дверей, растянутый во времени. Рассказываем, показываем.
Пресса: Город без плана
Новосибирск — город, который способен вызвать у урбаниста чувство профессиональной неполноценности. Это столица Сибири, это третий по величине русский город, полтора миллиона жителей, город сильный, процветающий даже в смысле экономики, город образованный — словом, верхний уровень современной русской цивилизации. Но это все как-то не прилагается к тому, что он представляет собой в физическом плане. Огромный, тянется на десятки километров, а потом на другой стороне Оби еще столько же, и все эти километры — ускользающая от определений бесконечная невнятность.
Сила трех стихий
Исследовательский центр компании Daiwa House Group по проекту Tetsuo Kobori Architects предлагает современное прочтение традиционного для средневековой Японии места встреч и творческого общения — кайсё.
Место заземления
Для базы отдыха недалеко от Выборга студия Евгения Ростовского предложила конкурентную концепцию: общественную ферму, на которой гости смогут поработать на грядке, отнести повару найденное в птичнике яйцо, поесть фруктов с дерева. И все это – в «декорациях» скандинавской архитектуры, кортена и обожженного дерева.
Книга в будущем
Выставка, посвященная архитектуре вокзалов и городов БАМа, – первое историко-архитектурное исследование темы. Значительное: все же 47 поселков, и пока, хотя и впечатляющее, не вполне завершенное. Хочется, чтобы авторы его продолжили.
Двенадцать
Вчера были объявлены и награждены лауреаты Архитектурной премии мэра Москвы. Рассматриваем, что там и как, и по некоторым параметрам нахально критикуем уважаемую премию. Она ведь может стать лучше, а?
Нео в кубе
Поиски «нового русского стиля» – такой версии локализма, которая была бы местной, но современной, все активнее в разных областях. Выставка «Природа предмета» в ГТГ резюмирует поиски 43 дизайнеров, в основном за 2022–2024 годы, но включает и три объекта студии ТАФ Александра Ермолаева. Шаг вперед – цифровые растения «с характером».
Под покровом небес
Архитекторы C. F. Møller выиграли конкурс на проект новой застройки квартала в центре Сёдертелье, дальнего пригорода Стокгольма.
Скрэмбл, пашот и мешочек
В Петербурге на первом этаже респектабельного неоклассического Art View House открылось кафе Eggsellent с его фирменной желто-розовой гаммой. Обыграть столь резкий контраст взялось бюро KIDZ.
Над Золотым рогом
Жилой комплекс Философия, спроектированный T+T architects во Владивостоке, – один из новых проектов для района «Голубиная падь», и они меняет философию его развития с одиночных домов на комплексный подход. Дома организованы вдоль общественных улиц, они разновысотные, разноформатные, а один – даже галерейной типологии, да еще и с консолью, опирающейся на арт-объект.
Новый уровень дженги
Спроектированный Кэнго Кумой общественный центр Kibi Kogen N Square демонстрирует возможности поперечно-клееной древесины – «фирменной» продукции для префектуры Окаяма, где он расположен.
Деревянная модульность
Ясли-сад для малышей из семей преподавателей и учащихся Пармского университета совмещен с центром развития для детей из группы риска. Авторы проекта здания в окружении парка – Enrico Molteni Architecture.
Книжный стержень
Интерьер коворкинга в составе бизнес-центра «Территория 3000», предложенный архитекторами КБ-11, был призван стать «сердцем» всего проекта. А в его собственный центр авторы поместили библиотеку из книг, «изменивших взгляд на жизнь». То-то интерьер напоминает о библиотеке Аалто, и на наш взгляд довольно отчетливо.
Конференция с видом
Культурный и общественный центр в городке Порт-Анджелес в штате Вашингтон по замыслу LMN Architects открыт панорамам океана и горного хребта Олимпик.
Цвет и музыка; и белый камень
В палатах Василия Нарышкина на Маросейке открылось выставочное пространство музея AZ, специализирующегося в равной мере на искусстве «второго авангарда» и совриске. Тут несколько тем: первые этажи клубного дома в памятнике XVII века стали общественными, теперь можно попасть во двор, плюс дизайн галереи от [MISH]studio, плюс выставка, совмещенная с концертами авангардной музыки 1960-х. Разбираемся.
Белый знак
Бюро Lin Architecture превратило насосную станцию в полях южнокитайской провинции Юньнань в достопримечательность для местных жителей и туристов.
Арахноид совриска
Ткачество, вязание, вышивание – древнейшие профессии, за которыми прочно закреплена репутация мирных, домашних, женских, уютных, в общем, безопасных. Выставка в Ruarts Foundation показывает, что это вовсе не так, умело оперируя парадоксальным напряжением, которое возникает между традиционной техникой и тематикой совриска.
Нюансированная альтернатива
Как срифмовать квадрат и пространство? А легко, но только для этого надо срифмовать всё вообще: сплести, как в самонапряженной фигуре, найти свою оптику... Пожалуй, новая выставка в ГЭС-2 все это делает, предлагая новый ракурс взгляда на историю искусства за 150 лет, снабженный надеждой на бесконечную множественность миров / и историй искусства. Как это получается и как этому помогает выставочный дизайн Евгения Асса – читайте в нашем материале.
Атака цвета
На выставке «Конструкторы науки» проекты зданий институтов и научных городков РАН – в основном модернистские, но есть и до-, и пост- – погружены в атмосферу романтизированной науки очень глубоко: во многом это заслуга яркого экспозиционного дизайна NZ Group, – выставка стала цветным аттракционном, где атмосфера не менее значима, чем история архитектуры.
Пресса: Город с двух сторон от одного тракта
Бийск — это место, некогда пережившее столкновение двух линий российской колонизации, христианской и предпринимательской. Конфликт возник вокруг местного вероучения и, хотя одни хотели его сгубить, а другие — защитить, показал, что обе линии слабо понимают свойства осваиваемого ими пространства. Обе вскоре были уничтожены революцией, на время приостановившей и саму колонизацию, которая, впрочем, впоследствии возродилась, пусть формы ее и менялись. Пространство тоже не утратило своих особенностей, пусть они и выглядят несколько иначе. Более того — сейчас в некоторых отношениях они прекрасно понимают друг друга.
Трилистник инноваций
В Пекине готов Международный центр инноваций «Чжунгуаньцунь» (ZGC), спроектированный MAD Architects. В апреле здесь уже провели престижный технологический форум.