Шесть измерений

Перевод эссе Шимона Матковски, партнера бюро «Blank Architects», посвященного «теории шести измерений», отвечающих за хорошую архитектуру. Полезно молодым архитекторам; главный совет – думать головой.

mainImg
zooming
zooming
Шимон Матковски
партнер, главный архитектор в Blank Architects
 
Это эссе заключает в себе мое видение того, как должен работать архитектор, достигая заданных целей.

Я называю это проектированием в шести измерениях. Каждое измерение является отдельным вызовом. Каждая часть должна рассматриваться наравне с другими, и только в сочетании друг с другом они позволят создать полноценный проект.

Три базовые измерения это X, Y и Z.

Следующие три измерения это:
Конструкция, Инженерия, Безопасность
Инвестиции, Законодательство, Жизнь объекта
Эмоции

X, Y, Z
На архитектора, как правило, смотрят как на мастера работы с пространством. Он лучше других людей понимает форму вещей, то, как и откуда они появляются.
zooming

Так что любому архитектору несложно работать с тремя основными измерениями и контролировать их. Архитектор владеет инструментами для компоновки и презентации пространства.

Ограничения, связанные с программами, бумагой, карандашом и даже 3D-принтером – влияют на воображение и дают неправильное понимание идеи.

К примеру, программы 2D и 3D CAD (Autodesk AutoCad и Revit) – очень помогают в процессе проектирования, но также позволяют специалистам быть невнимательными, доверяя результат компьютерной программе. Первая всего лишь компьютерный вариант бумаги и карандаша, вторая – 3D-программа, здесь вы можете смотреть сквозь модель и видеть пространство, которое создаете.

Нет никаких сомнений в том, что данные инструменты полезны. Но на новые технологии также необходимо смотреть критически, поскольку с ними приходят привычки и способы решения задач, которые затем становятся «правилом», мешают смотреть на процесс проектирования свежим взглядом. Возникает ощущение, что программное обеспечение способно все делать за архитектора. Но разве может компьютер мыслить? Он – всего лишь инструмент, как молоток или грабли, всего лишь более сложный.

Нередко графика превалирует сама по себе, превращаясь в кучу линий или объектов в пространстве без реального смысла. Трехмерное моделирование тем более рискованно потому, что оно сглаживает противоречия – на первый взгляд кажется, что все сделано хорошо.

Мы имеем хорошо нарисованные линии, прекрасную графику. Затем появляется третье измерение и оказывается, что стена стоит под балкой, а проход уже 2 метра. (Еще одна типичная ошибка в моделировании: отсутствие в модели восприятия эргономики пространства «для человека», дающей понимание верной шкалы).

Затем добавляются инженерные системы, дизайн интерьера – все это необходимо разместить в пространстве без коллизий в пересечениях, что опять ведет к очередной проверке человеком. Таким образом, все необходимо проверять.

Вышесказанное приводит к одному важному выводу. Каждая линия впоследствии проверяется реальностью. Каждая неточность – проблема, которая останавливает строительство и стоит дополнительных денег. Денег, которые заплатит тот, кто ошибся.

Цель этой части – привлечь ваше внимание к тому, что программное обеспечение – это не более, чем инструмент и умный архитектор никогда не будет использовать его для того, чтобы что-то придумать. Он будет использовать свою голову.

Конструкция, инженерия, безопасность
Предположим, вы нарисовали отличную форму, прекрасный дизайн. Форме нужны кости и нервная система.
zooming

Понимание того, как построено здание – необходимо для того, чтобы провести ваш проект от первой эскизной концепции до реализации. Если вы забыли о различных «силах», действующих на здание – идеи будут уничтожены математикой инженеров. Вам придется еще и еще раз пересматривать и полировать ваши замечательные идеи, в конечном итоге получая просто правильный проект, но главный замысел архитектора будет утерян. Конструкция определяет «кости» здания. Кости помогают ему выстоять против различных «сил» и погоды. Как архитектор вы также должны помнить, что невесомых материалов не существует, а люди не летают. Если вы забудете, какая именно функция располагается в той или иной части здания – то столкнетесь с дополнительными объемными элементами, которые нарушат функциональность объекта и визуальную гармонию.

Основные части конструкции просты: колонны, балки, перекрытия. Архитектору надо помнить о размерах базовых элементов. Я не говорю, что надо сразу определять все до сантиметра, но наличие общих представлений позволит избежать сюрпризов. Вы должны знать, что невозможно сделать 10-метровую консоль с серьезной нагрузкой без специальных опорных конструкций. Более продвинутое представление о конструкции включает понимание направления основных напряжений конструкции, также как и того, каким образом бетон, сталь и дерево работают вместе. Не забывайте, что здание состоит из материалов с физическими свойствами – в числе прочего архитектор должен особенно следить за температурным расширением элементов. Лучший выход – обсудить ваши идеи с инженером-конструктором – он может помочь их развить.

Нет «живого здания» без технических помещений. Необходимо предусмотреть место для них. 

К инженерным коммуникациям следует относиться с тем же уважением, что и к конструкции. Они конечно более гибки и мобильны, чем тяжелый бетон, но они намного сильнее влияют на жизнь людей внутри – на гостей вашего здания.

Инженерные системы влияют на то, как люди чувствуют себя внутри вашего здания. Люди видят, чувствуют запахи, дышат. Им иногда нужно ходить в туалет и принимать душ. Иногда им нужно пользоваться техникой, вызвать такси или отправить e-mail.

Вам надо представить себе базовые действия для каждой зоны и затем объяснить задачу инженеру, обеспечив, таким образом, требуемую функциональность. Инженерные коммуникации это нервная система здания – они обеспечивают связь между различными техническими средствами и конечным пользователем. Архитектор должен не только принимать во внимание потребности людей, но – также исследовать и знать базовые размеры технических помещений, без которых здание не может существовать. Вы обязаны найти для них место.

Мероприятия во время чрезвычайных ситуаций (наиболее вероятная из которых – пожар) также очень важны для проекта. Фактически большая часть максимальных параметров здания рассчитывается не для ежедневных нужд, а для чрезвычайных ситуаций. Это сильнейшим образом влияет на архитектуру, инженерию и конструкцию. Вы рисуете коридоры в расчете на максимальное количество людей, на случай эвакуации – в нормальных условиях это никогда не пригодится, но оказывает сильнейшее воздействие на ваш замысел. Начиная со стадии концепции важно продумать все основные пути эвакуации и отсеки здания, устойчивые к пожарам / землетрясениям. Существуют разные способы выполнить эти требования, но любой архитектор должен учитывать ограничения правил безопасности и те угрозы, которые они несут в себе для геометрии здания в целом.

Инвестиции, законодательство, жизнь объекта
Инвестиции клиента – это то, о чем большинство архитекторов не желает даже слышать. Они утверждают, что этот фактор ограничивает хорошие идеи. Для клиента же хороший дизайн – это то, что принесет ему престиж и доход. Эстетику проекта несложно контролировать: вы видите, плох проект или хорош. Понимание инвестиций заказчика не дается архитектору так же просто, а в этом следует разбираться. Вы должны понимать принцип инвестиций клиента, чтобы спроектировать здание, которое сможете потом построить. Каждый раз, когда вы рисуете линию – она стоит денег. Иногда 2 доллара, иногда 10 миллионов. Вам надо помнить о том, сколько стоят ваши нарисованные линии. Конечно, не цену каждого элемента по отдельности, но – порядок цен. Тогда в процессе проектирования не придется менять благородный рустованный фасад на дешевые сэндвич-панели.
zooming

Понимание бюджета строительства – всего лишь часть денежного вопроса. Вторая часть столь же важна – но нередко проектировщики о ней забывают – они-то приходят, делают свою работу, и уходят. Правильный подход – совместно с клиентом разработать стоимость последующего функционирования здания. Грамотный проект должен учитывать эксплуатационные расходы и расходные материалы. Чем ниже стоимость – тем лучше. Любой проект оптимизируют – это обычная практика, и чем хуже проект, тем больше приходится менять. И конечно же главная вина здесь – архитектора, так как он главный человек в проекте.

Помимо денег, серьезный вызов – необходимость изучить законодательные ограничения, наложенные местными и федеральными властями, также как и документацию, предоставленную заказчиком. Клиенту надо представить анализ всех ограничений, возможных действий и выгод для концепции. Часть ограничений, если вникнуть в них, можно обсудить с властями и скорректировать: вести процесс проектирования, минимизируя ущерб для концепции – тоже задача архитектора. На стадии проектирования и даже строительства можно оптимизировать воздействие законодательных ограничений, но это всегда должно происходить в присутствии архитектора, только он может оценить возможные изменения.

Архитектор должен также смотреть в будущее. Он должен уметь оценить ожидаемый срок службы здания и его срок. Когда нужно будет менять фасады, делать ремонт? Будет ли образ здания актуальным и современным через 5, 10, 25, 50 лет? Что потребуется от заказчика для того, чтобы сохранить главную идею, улучшая свою недвижимую инвестицию с помощью небольших вторжений, поддерживающих основную мысль архитектора? В противном случае ваш проект – даже если он выглядит хорошо – рискует быть искаженным до неузнаваемости, ваше решение исчезнет. Это касается не только фасадов, но и функции, и даже материалов, из которых построено здание.

Эмоции
Архитектор творит для людей. Именно о людях он должен думать в первую очередь. Люди никогда не должны проходить мимо вашего здания, не испытывая никаких чувств. Используйте воображение, формируйте те эмоции, которые вы хотите вызвать. Представьте себя внутри своего здания. Что вы видите, куда можете пойти, что делать; какое поведение вы предвидите?


Меняя пространство, меняйте людей.

Для того чтобы создать хорошее архитектурное произведение вы должны понимать, как ваше здание будет влиять на людей и на весь окружающий район (что особенно важно, когда вы проектируете рядом с историческими зданиями). Иными словами – каким образом ваше здание изменит людей. Вам надо руководствоваться не только очевидными измерениями: все перечисленное выше есть инструменты влияния на людей. Архитектор решает, какие пропорции использовать и как; но на мой взгляд, надо учитывать все названные факторы. Частая ошибка архитекторов – думать, что люди восхитятся лишь геометрической схемой и некими световыми эффектами, например.

Заключение
У вас есть множество инструментов для того, чтобы достичь искомого эффекта. Вы можете использовать их, исходя из своих представлений. Запомните, архитектору многое доверяют. Это большая ответственность, но она же дает вам власть изменять. Менять мир и людей. Думайте головой, не потеряйте это доверие.

Шимон Матковски
партнер, главный архитектор, и глава подразделения Качества Дизайна в Blank architects

 

23 Ноября 2017

Похожие статьи
Константин Трофимов: «Нас отсеяли по формальному...
В финал конкурса на концепцию вестибюля станции метро «Лиговский проспект-2» вышло 10 проектов, 2 самостоятельно снялись с дистанции, а еще 11 не прошли конкурс портфолио, который отсекал участие молодых или иногородних бюро. Один из таких участников – «Архитектурная мастерская Трофимовых», главный архитектор которой четыре года работал над проектом Высокоскоростной железнодорожной магистрали, но не получил шанса побороться за вестибюль станции метро. О своем опыте и концепции рассказал руководитель мастерской Константин Трофимов.
Угадай мелодию
Архитектурная премия мэра Москвы позиционирует себя как представляющая «главные проекты года». Это большая ответственность – так что и мы взяли на себя смелость разобраться в структуре побед и не-побед 2025 года на примере трех самых объемных номинаций: офисов, жилья, образования. Обнаружился ряд мелких нестыковок вроде не названных авторов – и один крупный парадокс в базисе эмотеха. Разбираемся с базисом и надстройкой, формулируем основной вопрос, строим гипотезы.
Казус Нового
Для крупного жилого района DNS City был разработан мастер-план, но с началом реализации его произвольно переформатировали, заменили на внешне похожий, однако другой. Так бывает, но всякий раз обидно. С разрешения автора перепубликовываем пост Марии Элькиной.
«Рынок неистово хочет общаться»
Арх Москва уже много лет – не только выставка, но и форум, а в этом году количество разговоров рекордное – 200. Человек, который уже пять лет успешно управляет потоком суждений и амбиций – программный директор деловой программы выставки Оксана Надыкто – проанализировала свой опыт для наших читателей. Строго рекомендовано всем, кто хочет быть «спикером Арх Москвы». А таких все больше... Так что и конкуренция растет.
Опровержение и сравнение: конкурс красноярского театра
Начали писать опровержение – ошиблись, при рассказе о проекте Wowhaus, который занял 1 место, с оценкой объема сохраняемых конструкций, из-за недостатка презентационных материалов – а к опровержению добавилось сравнение с другими призерами, и другие проекты большинства финалистов. Так что получился обзор всего конкурса. Тут, помимо разбора сохраняемых разными авторами частей, можно рассмотреть проекты бюро ASADOV, ПИ «Арена» и «Четвертого измерения». Два последних старое здание не сохраняют.
ЛДМ: быть или не быть?
В преддверии петербургского Совета по сохранению наследия в редакцию Архи.ру пришла статья-апология, написанная в защиту Ленинградского дворца молодежи, которому вместо включения в Перечень выявленных памятников грозит снос. Благодарим автора Алину Заляеву и публикуем материал полностью.
Пользы не сулит, но выглядит безвредно
Мы попросили Марию Элькину, одного из авторов обнародованного в августе 2020 года письма с критикой законопроекта об архитектурной деятельности, прокомментировать новую критику текста закона, вынесенного на обсуждение 19 января. Вывод – законопроект безвреден, но архитектуру надо выводить из 44 и 223 ФЗ.
Буян и суд
Новость об отмене парка Тучков буян уже неделю занимает умы петербуржцев. В отсутствие каких-либо серьезных подробностей, мы поговорили о ситуации с архитекторами парка и судебного квартала: Никитой Явейном и Евгением Герасимовым.
Григорий Ревзин об ЭКСПО 2020: Европа и отказ от формы
Рассматривая тематические павильоны и павильоны европейских стран, Григорий Ревзин приходит к выводу, что «передовые страны показывают, что архитектура это вчерашний день», главная тенденция состоит в отсутствии формы: «произведение это процесс, лучшая вещь – тусовка вокруг ничего».
Григорий Ревзин об ЭКСПО 2020: «страны с проблематичной...
Продолжаем публиковать тексты Григория Ревзина об ЭКСПО 2020. В следующий сюжет попали очень разные павильоны от Белоруссии до Израиля, и даже Сингапур с Бразилией тоже здесь. Особняком стоит Польша: ее автор считает «играющей в первой лиге».
Григорий Ревзин об ЭКСПО 2020: арабские страны
Серия постов Григория Ревзина об ЭКСПО 2020 на fb превратилась в пространный, остроумный и увлекательный рассказ об архитектуре многих павильонов. С разрешения автора публикуем эти тексты, в первом обзоре – выставка как ярмарка для чиновников и павильоны стран арабского мира.
Помпиду наизнанку
Ренцо Пьяно и ГЭС-2 уже сравнивали с Аристотелем Фиораванти и Успенским собором. И правда, она тоже поражает высотой и светлостию, но в конечном счете оказывается самой богатой коллекцией узнаваемых мотивов стартового шедевра Ренцо Пьяно и Ричарда Роджерса, Центра Жоржа Помпиду в Париже. Мотивы вплавлены в сетку шуховских конструкций, покрашенных в белый цвет, и выстраивают диалог между 1910, 1971 и 2021 годом, построенный на не лишенных плакатности отсылок к главному шедевру. Базиликальное пространство бывшей электростанции десакрализуется практически как сам музей согласно концепции Терезы Мавики.
Спасение Саут-стрит глазами Дениз Скотт Браун
Любое радикальное вмешательство в городскую ткань всегда вызывает споры. Джереми Эрик Тененбаум – директор по маркетингу компании VSBA Architects & Planners, писатель, художник, преподаватель, а также куратор выставки Дениз Скотт Браун «Wayward Eye» на Венецианской биеннале – об истории масштабного проекта реконструкции Филадельфии, социальной ответственности архитектора, балансе интересов и праве жителей на свое место в городе.
Победа прагматиков? Хроники уничтожения НИИТИАГа
НИИ теории и истории архитектуры и градостроительства сопротивляется реорганизации уже почти полгода. Сейчас, в августе, институт, похоже, почти погиб. В недавнем письме президенту РФ ученые просят перенести Институт из безразличного к фундаментальной науке Минстроя в ведение Минобрнауки, а дирекция говорит о решимости защищать коллектив до конца. Причем в «обстановке, приближенной к боевой» в институте продолжает идти научная работа: проводят конференции, готовят сборники, пишут статьи и монографии.
Есть ли места на Олимпе? Сексизм и «звездность» в архитектуре
«Есть ли места на Олимпе? Сексизм и «звездность» в архитектуре» Дениз Скотт Браун – это результат личного исследования вопросов авторства, иерархической и гендерной структуры профессии архитектора. Написанная в 1975 году, статья увидела свет лишь в 1989, когда был издан сборник "Architecture: a place for women". С разрешения автора мы публикуем статью, впервые переведенную на русский язык.
ВХУТЕМАС versus БАУХАУС
Дмитрий Хмельницкий о причудах историографии советской архитектуры, о роли ВХУТЕМАСа и БАУХАУСа в формировании советского послевоенного модернизма.
Еще одна история
Рассказ Феликса Новикова о проектировании и строительстве ДК Тракторостроителей в Чебоксарах, не вполне завершенном в девяностые годы. Теперь, когда рядом, в парке построено новое здание кадетского училища, автор предлагает вернуться в идее размещения монументальной композиции на фасадах ДК.
Арки, ворота, окна, проемы, пустоты, дырки
В архитектуре АБ «Остоженка», особенно в крупных комплексах, значительную роль играют арки, организующие пространство и массу: часто большие, многоэтажные. В публикуемой статье Александр Скокан размышляет о роли и смысле масштабных цезур, проемов и арок.
Вавилонская башня культуры?
Реконструкция ГЭС-2 для Фонда V-A-C по замыслу Ренцо Пьяно в центре Москвы – яркий пример глобальной архитектуры, льстящей заказчику, но избежать воздействия сложного контекста этот проект все же не может.
Технологии и материалы
Безуглеродный концепт
MVRDV NEXT – исследовательское подразделение бюро – запустило бесплатный онлайн-сервис CarbonSpace для оценки углеродного следа архитектурных проектов.
Универсальная совместимость
Клинкерная плитка азербайджанского производителя Sultan Ceramic для навесных вентфасадов получила техническое свидетельство Минстроя РФ. Материал совместим с распространенными подсистемами НФС и имеет полный пакет документации для прохождения экспертизы. Разбираем характеристики и возможности применения.
Как локализовать производство в России за два года?
Еще два года назад Рокфон (бизнес-подразделение компании РОКВУЛ) – производитель акустических подвесных потолков и стеновых панелей – две трети ассортимента и треть исходных материалов импортировал из Европы. О том, как в рекордный срок удалось локализовать производство, рассказывает Марина Потокер, генеральный директор РОКВУЛ.
Город в цвете
Серый асфальт давно перестал быть единственным решением для городских пространств. На смену ему приходит цветной асфальтобетон – технологичный материал, который архитекторы и дизайнеры все чаще используют как полноценный инструмент в работе со средой. Он позволяет создавать цветное покрытие в массе, обеспечивая долговечность даже к высоким нагрузкам.
Формула изгиба: кирпичная радиальная кладка
Специалисты компании Славдом делятся опытом реализации радиальной кирпичной кладки на фасадах ЖК «Беринг» в Новосибирске, где для воплощения нестандартного фасада применялась НФС Baut.
Напряженный камень
Лондонский Музей дизайна представил конструкцию из преднапряженных каменных блоков.
LVL брус – для реконструкций
Реконструкция объектов культурного наследия и старого фонда упирается в ряд ограничений: от весовых нагрузок на ветхие стены до запрета на изменение фасадов. LVL брус (клееный брус из шпона) предлагает архитекторам и конструкторам эффективное решение. Его высокая прочность при малом весе позволяет заменять перекрытия и стропильные системы, не усиливая фундамент, а монтаж возможен без применения кранов.
Гид архитектора по нормам пожаростойкого остекления
Проектировщики регулярно сталкиваются с замечаниями при согласовании светопрозрачных противопожарных конструкций и затянутыми в связи с этим сроками. RGC предлагает решение этой проблемы – закаленное противопожарное стекло PyroSafe с пределом огнестойкости E60, прошедшее полный цикл испытаний.
Конструктор фасадов
Показываем, как устроены фасады ЖК «Европейский берег» в Новосибирске – масштабном проекте комплексного развития территории на берегу Оби, реализуемом по мастер-плану голландского бюро KCAP. Универсальным приемом для создания индивидуальной архитектуры корпусов в микрорайоне стала система НВФ с АКВАПАНЕЛЬ.
Тихий офис – продуктивный офис
Тихий офис – ключ к продуктивности. Миллионы компаний тратят средства на эргономику и оборудование, игнорируя главного врага эффективности: шум. В офисах open space сотрудники теряют до 66% потенциала лишь из-за разговоров коллег, что напрямую влияет на прибыль и успех бизнеса.
​Крыша в цветах
ПВХ-мембраны – один из ключевых материалов для современной кровли, сочетающий высокую гидроизоляцию, долговечность и эстетическую гибкость. В отличие от традиционных рулонных покрытий, они легче, прочнее, а благодаря разнообразной палитре – позволяют реализовать полноценный «пятый фасад».
Четыре сценария игры
Летом 2025 года АБ «МЕСТО» совместно с префектурой района Строгино завершила комплексное благоустройство на Таллиннской улице. Были реализованы четыре уникальные игровые площадки общей площадью 1500 кв. м. – многослойная среда для развития и приключений, которая учит и вдохновляет.
Цифровая печать – для архитектурных задач
Цифровая печать на алюминиевых и стальных композитных панелях выводит концепцию современных фасадов на новый уровень, предлагая архитекторам инструмент для создания сложных визуальных эффектов – от точной аналогии с натуральными материалами до перфорации и создания 3D объема на плоской металлокомпозитной кассете.
Кирпич с душой
Российская керамика «Донские зори» обновила коллекции облицовочного кирпича, объединяющие традиционные технологии с современными производственными возможностями. Их особенность – в неоднородной фактуре с нюансами оттенков, характерными для ручной формовки.
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Клинкер для ЖК «Дом у озера»: индивидуальный подход
Для облицовки второй очереди ЖК «Дом у озера» в Тюмени Богандинский завод разработал специализированную линейку клинкерной продукции с гарантией стабильности цвета на весь объем в 14 000 м² и полным набором доборных элементов для сложной геометрии фасадов.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Сейчас на главной
Театральный треугольник
Архитектурное бюро «Четвертое измерение» разработало проект новой сцены Магнитогорского музыкального театра, переосмыслив не только театральную архитектуру, но и роль театра в современном городе.
Сосуд для актуального искусства
Архитекторы Snøhetta реконструировали арт-центр в Дартмутском колледже на северо-востоке США в соответствии с меняющимися формами и методами творчества и преподавания.
Шорох страниц
Одним из объектов, созданных в рамках Биеннале в Бухаре в этом году, была библиотека в древней мечети и превратившая ее в волшебное книжное царство, но не благодаря стилизации под старину, а при помощи простых и элегантных предметов обстановки в модернистском стиле.
Алексей Ильин: «На все задачи я смотрю с интересом»
Алексей Ильин работает с крупными проектами в городе больше 30 лет. Располагает всеми необходимыми навыками для высотного строительства в Москве – но считает важным поддерживать разнообразие типологии и масштаба объектов, составляющих его портфолио. Увлеченно рисует – но только с натуры. И еще в процессе работы над проектом. Говорим о структуре и оптимальном размере бюро, о старых и новых проектах, крупных и небольших задачах; и о творческих приоритетах.
Функция переключения
Мастерская LATIFUNDIA спроектировала виллу в духе конструктивизма, предназначенную для краткосрочной аренды в парк-отеле Московской области. Сменить обстановку гостям предлагается с помощью новых пространственных ощущений и необычных планировок.
Пресса: Главный архитектор Москвы — Forbes: «Москва моей старости...
Замена жилого фонда — это один из самых больших вызовов для всех городов нашего времени, считает главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов. В интервью Forbes Talk он рассказал, зачем вообще обновлять облик города, какие здания, по его мнению, станут объектами наследия, будут ли сохранять «Лужковский стиль» и пойдут ли дома серии II-18/12 вслед за «хрущевками» в программу реновации.
Всмотреться в тишину
Проектируя смотровую площадку над рекой Леной архитекторы якутского бюро grd:studio размышляли, как обеспечить комфорт людям, не меняя при этом характер территории, одновременно подчеркивая энергию и тишину места. Решением стала заимствованная у природы форма и кортен – материал, который способен выдержать холод, отразить монументальность пейзажа и запечатлеть ход времени в своей фактуре.
Круги учености
В Ханчжоу завершена последняя очередь строительства нового Университета Уэстлейк. Бюро HENN организовало его кампус вокруг круглого в плане ядра.
Сибириада нового быта
Публикуем рецензию на книгу Ивана Атапина «Утопия в снегах. Социально-архитектурные эксперименты в Сибири, 1910–1930-е», выпущенную издательством Музея современного искусства «Гараж».
Диалог с памятью места
Показываем избранные дипломные проекты выпускников профиля «Дизайн среды и интерьера» Школы дизайна НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург. Сквозная тема – бережный диалог с историческим и природным контекстом. Итак, четыре проекта: глэмпинг в Карелии, музей в древнем Аркаиме, ревитализация конюшен в Петербурге и новая жизнь советского ДК.
Возврат к реальности
Кураторами Венецианской архитектурной биеннале-2027 назначены китайские архитекторы Ван Шу и Лу Вэньюй, которые обещают показать «простые и истинные методы и идеи» – в отличие от оторванной от действительности погони за новизной, которую они считают причиной кризиса в архитектуре.
Шорт-лист WAF Interiors: Bars and Restaurants
Самый длинный шорт-лист конкурса WAF Interiors – список из 12 интерьеров номинации Bars and Restaurants, включает самые разнообразные места для отдыха, веселья, общения с друзьями и дегустации вкусной еды и напитков. И все это в классной дизайнерской упаковке.
Метро человекоцентричное
Еще один воркшоп Открытого города «Метро 2.0: новая среда транзитных пространств» от бюро DDD Architects приглашал студентов к совместному размышлению и проектированию нового визуального, пространственного и функционального языка метро через призму человекоцентричного подхода. Смотрим, что из этого вышло.
Грезы Трезини
В Эрмитаже подвели итоги VIII Международной архитектурно-дизайнерской премии «Золотой Трезини». В этом году премию вручали в год 355-летия первого архитектора Санкт-Петербурга Доменико Трезини. Среди победителей много знаковых проектов: от театра Камала до церкви Преображения Господня Кижского погоста. Показываем победителей всех номинаций, а их у «Трезини» аж целых 33.
Замковый камень
Клубный дом «Саввинская 17», рассчитанный всего на 22 квартиры, построен по проекту AI Studio в Хамовниках, на небольшом участке с рельефом. Крупные членения и панорамные окна подчеркнуты светлым полимербетоном с эффектом терраццо, латунными элементами, а также «ножкой» первого этажа, которая приподнимает основную массу над землей.
«Корейская волна» Доминика Перро
В Сеуле реализуется крупнейший для Южной Кореи подземный объект – 6-уровневый транспортный узел с парком на крыше Lightwalk авторства Доминика Перро. Рассказываем о разнообразном контексте и сложностях воплощения этого замысла.
Посыпать пеплом
Еще один сюжет с прошедшего петербургского Градостроительного совета – перестройка крематория. Авторы предложили два варианта, учитывающих сложную технологию и новые цифры. Эксперты сошлись во мнении, что дилемма выбора ложная, а зданию необходим статус памятника и реставрация.
Арка для вентиляции
В округе Наньша в Гуанчжоу открывается спорткомплекс (стадион, крытая арена и центр водных видов спорта) по проекту Zaha Hadid Architects.
Стекло и книги
В Рязани на территории обновленной ВДНХ в павильоне «Животноводство» планируется открыть городскую гостиную – новое общественное пространство и филиал библиотеки им. Горького. Проект реконструкции и современной пристройки разработало архитектурное бюро «Апрель», которое курирует комплексное преобразование этой знаковой территории с 2021 года.
Ной Троцкий и залетный биотек
На прошлой неделе Градостроительный совет Петербурга рассмотрел очередной крупный проект, инициированный структурами «Газпрома». Команда «Спектрум-Холдинг» планирует в три этапа преобразить участок серого пояса на Синопской набережной: сначала приспособят объекты культурного наследия под спортивный и концертный залы, затем построят гостинично-офисный центр и административное здание, а после снизят влияние дымовых труб на панораму. Эксперты отнеслись к новой архитектуре критично.
Сосуд тепла
Ротонда «Теплица», созданная сооснователем бюро UTRO Ольгой Рокаль в поселке Рефтинский, стала первым открытым арт-объектом Уральской индустриальной биеннале 2025. Павильон, в котором можно послушать и записать личные истории, проектировался с помощью партисипаторных практик: местные жители определили главной темой тепло и энергию, поскольку в поселке работает крупнейшая в регионе ГРЭС.
Луч солнца золотого
Компактное кирпично-металлическое здание на территории растущего в Выксе «Шухов-парка», кажется, впитывает в себя солнечный свет, преобразует в желтые акценты внутри и вечером «отдает» теплотой золотистого света из окон. Серьезно, очень симпатичное получилось здание: и материальное, и легкое, причем легкость внутри, материальность снаружи. Форма в нем выстроена от функции – лаконично, но не просто. Изучаем.
WAF 2025: малые награды
Рассматривать специальные номинации Всемирного фестиваля архитектуры едва ли не интереснее, чем основные списки, поскольку финалистов для них подбирают не по типологии, а по иным критериям. В этом году отмечен офис Google из дерева, реджио-школа, корпоративный сад в Китае, социальное жилье в Лос-Анджелесе, а лучшим малым объектом стала церковь, взявшая главную награду фестиваля. Рассказываем обо всех победителях и финалистах.
Шайбу!
Утверждена архитектурная концепция станции метро ЗИЛ Бирюлевской линии. Ее авторы: Сергей Кузнецов, KAMEN, Максим Козлов. По словам авторов, они «стремились передать атмосферу большого завода, энергии производства, промышленной мощи». Конкурса не было.
Непостижимый Татлин
Центр «Зотов» отметил свое трехлетие открытием масштабной выставки «Татлин. Конструкция мира», приуроченной к 140-летию со дня рождения художника Владимира Татлина и демонстрирующей не столько большую часть его уцелевшего наследия, сколько величину и непостижимость его таланта.
В ритме шахматной доски
Бюро SAME построило в технопарке iXcampus в парижском пригороде корпус для Школы дизайна Университета Сержи-Париж. Его фасады отделаны светлым известняком из местных карьеров.
Вход в сад Чехова
В музее-заповеднике А.П. Чехова «Мелихово» по проекту мастерской «Рождественка» идет масштабная комплексная реконструкция. В основе подхода – идея восстановления максимальной подлинности ландшафта и создание нового «слоя», который превратит усадьбу в современный театрально-выставочный и научный центр. В проекте много интересных объектов, публикуем один из них – визит-центр.
Зодчество 2025: победители
Не прошло и месяца, а мы публикуем полный список победителей Зодчества. Сильно выступил, как всегда, Петербург – и даже московскому музею Коллекция дали серебро. Среди школьных зданий лидирует ATRIUM и гимназия имени Примакова от Студии 44. Кстати! В этом году наконец вручили «Татлин», награду за проект; что не может не радовать.