Две станции – десять вариантов

Все десять финальных проектов конкурса на дизайн станций метро «Проспект Маршала Жукова» и «Кленовый бульвар 2», включая победителей – Zaha Hadid Architects и бюро Асадова.

author pht

Автор текста:
Полина Садова

mainImg
«Мосинжпроект» проводит конкурс на дизайн новых станций московского метро уже в пятый раз с 2014 года. И с каждым разом состязание привлекает внимание все большего числа российских и зарубежных архитекторов. В этом году организаторы получили заявки от 113 команд, из которых по результатам рассмотрения портфолио и эссе по каждой станции было выбрано 10 финалистов. Точнее, фактически финалистов было меньше, поскольку некоторые из бюро прошли отборочный этап сразу по двум станциям.

Победителями в итоге стали консорциумы под лидерством Zaha Hadid Architects и Архитектурного бюро ASADOV. Им будет предложено заключить контракты на дальнейшую разработку проектов и авторское сопровождение.

Ниже – оба проекта-победителя и еще восемь финалистов, призовые места которых обозначены в соответствии с итоговым рейтингом жюри.
 

Станция «Кленовый бульвар 2»

Первое место
Zaha Hadid Architects, A-project, Krost, Arup Lighting, Systematica s.l.r
Конкурсный проект станции московского метро «Кленовый бульвар 2»
Zaha Hadid Architects, A-project, Krost, Arup Lighting, Systematica s.l.r

В стремлении создать станцию нового поколения архитекторы руководствовались соображениями безопасности, комфорта и эстетики. Один из акцентов сделан на технологичность – современное программное обеспечение и методы проектирования призваны обеспечить удобство навигации, ясность подачи информации (о прибывающем поезде, например, подсказывает меняющееся освещение). Причем все сигналы воспринимаются на уровне интуиции.
Конкурсный проект станции московского метро «Кленовый бульвар 2»
Zaha Hadid Architects, A-project, Krost, Arup Lighting, Systematica s.l.r
Конкурсный проект станции московского метро «Кленовый бульвар 2»
Zaha Hadid Architects, A-project, Krost, Arup Lighting, Systematica s.l.r

Что касается стилистики оформления – архитекторы, по их словам, предпочли легкий современный дизайн без излишеств и считают, что именно такая станция может стать актуальным дополнением сети Московского метрополитена. Хотя получилось исключительно пластично и летяще, почерк бюро вполне угадывается: в Москве еще не было таких козырьков над входами в метро, похожих в равной мере на грибы и летающие тарелки.
  • zooming
    1 / 4
    Конкурсный проект станции московского метро «Кленовый бульвар 2»
    Zaha Hadid Architects, A-project, Krost, Arup Lighting, Systematica s.l.r
  • zooming
    2 / 4
    Конкурсный проект станции московского метро «Кленовый бульвар 2»
    Zaha Hadid Architects, A-project, Krost, Arup Lighting, Systematica s.l.r
  • zooming
    3 / 4
    Платформы: аксонометрия. Конкурсный проект станции московского метро «Кленовый бульвар 2»
    Zaha Hadid Architects, A-project, Krost, Arup Lighting, Systematica s.l.r
  • zooming
    4 / 4
    Конкурсный проект станции московского метро «Кленовый бульвар 2»
    Zaha Hadid Architects, A-project, Krost, Arup Lighting, Systematica s.l.r

Впрочем, и станции метро авторства бюро Захи Хадид тоже не было. Проекты этого бюро регулярно выигрывают российские конкурсы, но с реализациями им пока не то чтобы везло. Посмотрим, что будет на сей раз, сравнение конкурсных проектов прошлых лет и их реализаций можно найти в недавней статье Юлии Шишаловой для журнала «Проект Россия». 



Второе место
Крупный план
Конкурсный проект станции московского метро «Кленовый бульвар 2»
Крупный план

Героями проекта становятся конусы, конкретной ассоциации с которыми архитекторы не предлагают – это может быть вафельный рожок с мороженым, детская пирамидка, праздничный колпачок, а может быть сопло космической ракеты. Самый большой из конусов, положенный на бок, – наземный павильон, похож на костяной пиршественный рог. А может быть и нет. На платформе же пассажиров ждут источающие свет колонны-конусы, поставленные на вершины. У интерьера три основных цвета и фактуры – белая штукатурка, темно-серая краска и светло-серый гранит.
  • zooming
    1 / 4
    Конкурсный проект станции московского метро «Кленовый бульвар 2»
    Крупный план
  • zooming
    2 / 4
    Конкурсный проект станции московского метро «Кленовый бульвар 2»
    Крупный план
  • zooming
    3 / 4
    Конкурсный проект станции московского метро «Кленовый бульвар 2»
    Крупный план
  • zooming
    4 / 4
    Конкурсный проект станции московского метро «Кленовый бульвар 2»
    Крупный план



Третье место
Blank Architects
Конкурсный проект станции московского метро «Кленовый бульвар 2»
Blank Architects

В основе дизайна станции три составляющих: окружающий контекст (обширные зеленые зоны, музей-заповедник Коломенское), традиции московского метро и тенденции современной архитектуры. Платформа представлена в виде пешеходного бульвара с колоннами-деревьями. Потолок – это стилизованное небо, а пол – соответственно, земля. Соединяет настоящий уличный бульвар с «выдуманным» павильон, напоминающий парковую зеленую арку. Минималистичный дизайн реализуется практичными материалами – черный и белый металл, нержавеющая сталь, гранит.
  • zooming
    1 / 3
    Конкурсный проект станции московского метро «Кленовый бульвар 2»
    Blank Architects
  • zooming
    2 / 3
    Конкурсный проект станции московского метро «Кленовый бульвар 2»
    Blank Architects
  • zooming
    3 / 3
    Конкурсный проект станции московского метро «Кленовый бульвар 2»
    Blank Architects
 


Четвертое место
Buro Vozduh, WP I ARC Plan GmbH
Конкурсный проект станции московского метро «Кленовый бульвар 2»
Buro Vozduh, WP I ARC Plan GmbH

Архитекторы предлагают избавиться от суеты, с которой обычно ассоциируется метро. Станция становится местом, где можно замедлиться, поразмышлять или помечтать под звездным небом, которое обычно недоступно москвичам, как и жителям других мегаполисов, из-за светового загрязнения. Контрастные цветовые сочетания позволяют погрузиться в пространство. Декор при этом весьма сдержанный, чтобы не отвлекать от главного. В целом же цветовая гамма подбиралась в сочетании со станцией «Кленовый бульвар 1».
  • zooming
    1 / 3
    Конкурсный проект станции московского метро «Кленовый бульвар 2»
    Buro Vozduh, WP I ARC Plan GmbH
  • zooming
    2 / 3
    Конкурсный проект станции московского метро «Кленовый бульвар 2»
    Buro Vozduh, WP I ARC Plan GmbH
  • zooming
    3 / 3
    Конкурсный проект станции московского метро «Кленовый бульвар 2»
    Buro Vozduh, WP I ARC Plan GmbH



Пятое место
Архитектурное бюро Тимура Башкаева
Конкурсный проект станции московского метро «Кленовый бульвар 2»
Архитектурное бюро Тимура Башкаева

Вектор формирования художественного образа проекта задан расположением станции в зеленом районе неподалеку от Коломенского. Именно природные мотивы легли в основу дизайна – метафоричные деревья, просвечивающие сквозь их кроны фрагменты неба. И все это в монохромной гамме с минимумом деталей. Так удалось получить цельное, стилистически выдержанное современное пространство. Спускаясь в метро, пассажиры словно остаются на открытом воздухе и в ожидании поезда могут прогуляться по бульвару.
  • zooming
    1 / 4
    Конкурсный проект станции московского метро «Кленовый бульвар 2»
    Архитектурное бюро Тимура Башкаева
  • zooming
    2 / 4
    Конкурсный проект станции московского метро «Кленовый бульвар 2»
    Архитектурное бюро Тимура Башкаева
  • zooming
    3 / 4
    Конкурсный проект станции московского метро «Кленовый бульвар 2»
    Архитектурное бюро Тимура Башкаева
  • zooming
    4 / 4
    Конкурсный проект станции московского метро «Кленовый бульвар 2»
    Архитектурное бюро Тимура Башкаева



Станция «Проспект Маршала Жукова»

Первое место
Архитектурное бюро ASADOV
Конкурсный проект станции московского метро «Проспект Маршала Жукова»
Архитектурное бюро ASADOV

Воинская слава Георгия Жукова, одного из маршалов Победы, побудила архитекторов выбрать в качестве основного образа проекта орден ВОВ и отразить в облике станции героизм и патриотизм советских людей. Среди использованных здесь метафор – звезды, обелиски, стрелки военных карт (красные клинья павильонов). Торжественное оформление платформы сочетается с трагизмом темных боковых стен.

Одну из главных ролей в проекте играет освещение. Оно создается отраженным светом, «спрятанным» за капителями колонн и боковыми карнизами. Золотыми лучами формируется ритмичный орнамент на потолке. Наконец, колонны-звезды тоже сияют, только торжественным, рубиновым светом.
  • zooming
    1 / 3
    Конкурсный проект станции московского метро «Проспект Маршала Жукова»
    Архитектурное бюро ASADOV
  • zooming
    2 / 3
    Конкурсный проект станции московского метро «Проспект Маршала Жукова»
    Архитектурное бюро ASADOV
  • zooming
    3 / 3
    Конкурсный проект станции московского метро «Проспект Маршала Жукова»
    Архитектурное бюро ASADOV



Второе место
MAParchitects
Конкурсный проект станции московского метро «Проспект Маршала Жукова»
MAParchitects

В разработке идеи оформления архитекторы решили оттолкнуться от истории района Хорошево-Мневники, где запланировано строительство станции. Ненавязчивая связь с военной тематикой проявляется в виде паттерна на стенах и в уличном мощении, который символизирует орденские планки.

Продолжая традиции одного из самых зеленых районов Москвы, авторы встраивают павильоны станции в парковую зону, создав пешеходный бульвар между Октябрьским радиополем и набережной.
  • zooming
    1 / 5
    Конкурсный проект станции московского метро «Проспект Маршала Жукова»
    MAParchitects
  • zooming
    2 / 5
    Конкурсный проект станции московского метро «Проспект Маршала Жукова»
    MAParchitects
  • zooming
    3 / 5
    Конкурсный проект станции московского метро «Проспект Маршала Жукова»
    MAParchitects
  • zooming
    4 / 5
    Конкурсный проект станции московского метро «Проспект Маршала Жукова»
    MAParchitects
  • zooming
    5 / 5
    Конкурсный проект станции московского метро «Проспект Маршала Жукова»
    MAParchitects



Третье место
Nowadays, Architects of Invention
Конкурсный проект станции московского метро «Проспект Маршала Жукова»
Nowadays, Architects of Invention

Здесь никакой отсылки к военной эпохе нет, как и к личности Георгия Жукова, зато есть козырек на ножке, почти как у проекта бюро Захи Хадид. Все построено на «бесконечном» повторении фигуры вращения. Отделка вестибюля тонкими алюминиевыми трубками продолжается колоннами платформы и перекликается по форме с собственно трубой подземной станции. Цветовое решение строится на сочетании синего, красного и серебряного, причем не только в отделке, но и в освещении.
  • zooming
    1 / 4
    Конкурсный проект станции московского метро «Проспект Маршала Жукова»
    Nowadays, Architects of Invention
  • zooming
    2 / 4
    Конкурсный проект станции московского метро «Проспект Маршала Жукова»
    Nowadays, Architects of Invention
  • zooming
    3 / 4
    Конкурсный проект станции московского метро «Проспект Маршала Жукова»
    Nowadays, Architects of Invention
  • zooming
    4 / 4
    Конкурсный проект станции московского метро «Проспект Маршала Жукова»
    Nowadays, Architects of Invention
 

Четвертое место
Архитектурное бюро Тимура Башкаева
Конкурсный проект станции московского метро «Проспект Маршала Жукова»
Архитектурное бюро Тимура Башкаева

Дизайн станции основан на специфике контекста: высотные жилые комплексы, динамичное дорожное движение, многочисленные огни домов, фонарей и машин – все это создает настроение праздника, ощущение нарядного города и в сочетании с урбанистической романтикой становится отправной точкой проекта. Прообразом красных наземных павильонов служит один из знаковых местных объектов – Живописный мост через Москву-реку.

Подземная же часть станции решена в черно-белых тонах и главный стилистический прием здесь – игра света. Архитекторы стремились создать торжественный и при этом современный, динамичный интерьер. Военная тематика нашла отражение в подсвеченных барельефах колонн.
  • zooming
    1 / 4
    Конкурсный проект станции московского метро «Проспект Маршала Жукова»
    Архитектурное бюро Тимура Башкаева
  • zooming
    2 / 4
    Конкурсный проект станции московского метро «Проспект Маршала Жукова»
    Архитектурное бюро Тимура Башкаева
  • zooming
    3 / 4
    Конкурсный проект станции московского метро «Проспект Маршала Жукова»
    Архитектурное бюро Тимура Башкаева
  • zooming
    4 / 4
    Конкурсный проект станции московского метро «Проспект Маршала Жукова»
    Архитектурное бюро Тимура Башкаева


Пятое место
Blank Architects
Конкурсный проект станции московского метро «Проспект Маршала Жукова»
Blank Architects

Вдохновившись окрестными муралами, архитекторы постарались превратить станцию в гигантский арт-объект. Путь до платформы лежит через «облако», которое и во время ожидания поездов остается над пассажирами. Интерьер оформлен в контрастных монохромных тонах. Потолочная световая навигация – ненавязчивая и интуитивно понятная. Целью было сформировать идентичность места и при этом создать приятную атмосферу.
  • zooming
    1 / 5
    Конкурсный проект станции московского метро «Проспект Маршала Жукова»
    Blank Architects
  • zooming
    2 / 5
    Конкурсный проект станции московского метро «Проспект Маршала Жукова»
    Blank Architects
  • zooming
    3 / 5
    Конкурсный проект станции московского метро «Проспект Маршала Жукова»
    Blank Architects
  • zooming
    4 / 5
    Конкурсный проект станции московского метро «Проспект Маршала Жукова»
    Blank Architects
  • zooming
    5 / 5
    Конкурсный проект станции московского метро «Проспект Маршала Жукова»
    Blank Architects
***

Среди членов жюри конкурса – главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов, генеральный директор «Мосинжпроект» Марс Газизуллин, начальник Московского метрополитена Виктор Козловский, а также архитекторы Юлия Бурдова, Татьяна Осецкая, Федор Ращевский. Оператором выступило Агентство стратегического развития «ЦЕНТР».

Узнать о конкурсе подробнее можно на его сайте.

01 Сентября 2020

author pht

Автор текста:

Полина Садова
comments powered by HyperComments
Технологии и материалы
Все дело в центре притяжения
На развитие рынка недвижимости, в особенности загородной, все больше стали влиять инфраструктурные факторы. Все чаще центром притяжения загородных кластеров становятся самостоятельные объекты, жизнедеятельность которых не зависит от спроса на загородную недвижимость: натуральные хозяйства, фермы и лесопарковые зоны. Так постепенно пригород миллионников обрастает комплексной инфраструктурой и современными архитектурными решениями.
Модернизируя традиции
Специалисты корпорации HILTI придумали, как совместить несовместимое: кирпичную кладку и навесной вентилируемый фасад. Для этой цели Hilti разработала четыре альтернативных метода создания НВФ с кирпичной кладкой или её имитацией.
FunderMax Compact Academy – новый стандарт обучения
Обучение и образование играют важную роль в жизни любого человека. Постоянное совершенствование личных и профессиональных навыков открывает перед человеком новые возможности и делает его востребованным в современном мире.
Максим Павлов: у нашей несущей системы большие перспективы...
Как «упаковать» вентоборудование, архитектурную подсветку, электрические кабели и многое другое в межфасадное эксплуатируемое пространство, не нарушив архитектуры фасада и уменьшив при этом стоимость здания. Рассказывает Максим Павлов, главный инженер компании «ОртОст-Фасад», ГИП по устройству конструкции внешней облицовки храма Вооруженных сил России.
Игра в шарик
Нестандартные оконные узлы Velux помогли воплотить необычный проект сферического детского сада в Подмосковье.
Тонкие и белые
Стальные ламели арены Match Point выполнены на высокотехнологичном производстве компании GRADAS.
Превращение мансарды
Для «Петровского квартала» бюро «Евгений Герасимов и партнеры» воспользовались окнами VELUX Cabrio, которые позволяют одним движением руки превратить мансарду в небольшую террасу.
Юбилей VitraHaus: 2010 – 2020
VitraHaus, который задумывался как шоу-рум для домашней коллекции Vitra, служит примером архитектурного разнообразия, отличающего кампус бренда в Вайле-на-Рейне.
Хрустальные колонны
Разбираемся в технических и технологических аспектах изготовления и монтажа стеклянных колонн дома «Кутузовский XII» – архитектурного решения, удивительного для прохожих, но во многом также и для профессионалов. Колонны можно мыть и менять лампочки.
Сейчас на главной
Разделительная полоса
Центр выставок и конгрессов MEETT в Тулузе по проекту OMA отделяет урбанизированную окраину от сельской местности, предохраняя ее от стихийного «расползания» города.
Львы на стекле
Архитекторы бюро СПИЧ применили прием, известный по петербургским опытам Сергея Чобана – кассеты с рисунком элементов классической архитектуры, напечатанных на стекле, – к реконструкции фасадов типового здания 4 корпуса московской больницы №23. Проект разработан бесплатно, как помощь больнице.
Климатические зоны для искусства
В Роттердаме закончено строительство фондохранилища Музея Бойманса – ван Бёнингена по проекту MVRDV. Впервые в мире в таком здании все экспонаты из музейного собрания будут доступны посетителям для осмотра, а на крыше высажена березовая роща.
Жилой каньон
Комплекс Amani на юге Мексики – это две поставленные параллельно тонкие пластины, где в каждой квартире достаточно солнца и возможно сквозное проветривание. Авторы проекта – Archetonic.
Тучков буян: последняя пятерка
Вместе с финалистами конкурса на концепцию парка «Тучков буян», не вошедшими в призовую тройку, продолжаем мечтать о том, что могло бы появиться в центре Петербурга: дикий лес, новые острова, искусственный канал и много амфитеатров.
Стеклянный бутон
Башня по проекту Zaha Hadid Architects, строящаяся в Гонконге, напоминает бутон цветка с его флага и герба, учитывает реалии пандемии и претендует на лидерство по «устойчивости».
Парк чувств
Проект «Романтического парка Тучков буян» консорциума «Студии 44» и WEST 8, победивший в международном конкурсе, соединяет скульптурную геопластику и деревянные конструкции, разнообразие пространственных характеристик и насыщенную программу, рассчитанную на разнообразную аудиторию, с красивой и сложной пассеистической идеей усадебно-дворцового парка, настроенного на активизацию мыслей и чувств.
Деревянный «флибустьер»
Дом Freebooter на две квартиры-дуплекса в Амстердаме с деревянными солнцезащитными ламелями и деревянно-стальной гибридной конструкцией. Авторы проекта – бюро GG-loop.
Ландшафт как мемориал
Бюро Snøhetta выиграло конкурс на проект президентской библиотеки Теодора Рузвельта рядом с национальным парком его имени в Северной Дакоте.
Третья гора
Выставочный центр традиционной китайской медицины по проекту Wutopia Lab на горе Лофушань недалеко от Гуанчжоу напоминает о принципах даосизма и древнем ландшафтном искусстве.
Радость познания
Проект «Зеленый сад» – первый этап на пути масштабных планировочных и архитектурных изменений, которые происходят в одном из ведущих частных учебных заведений России – Павловской гимназии под влиянием эволюции образовательной системы и благодаря активному участию сообщества педагогов и учеников гимназии.
Звезды для полковника
Сквер имени командира стрелковой дивизии Михаила Краснопивцева на микрорайонной окраине Калуги объединяет бронзовый памятник с современным благоустройством, нацеленным на развитие общественной жизни окрестностей.
Кристаллический ландшафт
На Тайване открылся концертный зал Тайбэйского центра музыки по проекту RUR Architecture: этот посвященный поп-музыке комплекс 11 лет назад был предметом крупного международного архитектурного конкурса.
На все времена
Сохранение наслоений разных периодов – одна из прогрессивных тенденций современной реставрации. Именно так, если говорить в целом, произошло обновление вокзала 1933 года в Иваново: на тридцатые, пятидесятые и восьмидесятые. Но довольно много добавилось и современного, так что реализованный проект правильнее называть реконструкцией.
Архитектура как инструмент обучения
Концепция благотворительной школы «Точка будущего» в Иркутске основана на новейших образовательных программах и предназначена, в числе прочего, для адаптации детей-сирот к самостоятельной жизни. Одной из составляющих обучения должна стать архитектура здания: его структура и разные типы связанных друг с другом пространств.
Радужный небосвод
В церкви блаженной Марии Реституты в Брно архитекторы Atelier Štěpán создали клеристорий из многоцветных окон, напоминающий о радуге как о символе завета человека с Богом.
Новое в Никола-Ленивце
В конце прошлой недели состоялся 15-й, юбилейный фестиваль «Архстояние», и территория арт-парка Никола-Ленивец пополнилась тремя новыми объектами. Рассказываем о них.
Внезапный вызов к доске
Королевский институт британских архитекторов (RIBA) представил программу развития «Путь вперед», предполагающий переаттестацию его членов каждые пять лет и изменения в программе сертифицированных им вузов в пользу технических дисциплин. Причины – итоги расследования катастрофического пожара в лондонской жилой башне Grenfell и «климатическая ЧС».
Журавлик
В нашем детстве все знали историю про девочку из Японии, которая болела неизлечимой лейкемией из-за ядерных бомбардировок, и загадала сложить много журавликов прежде чем умереть. Проектируя реконструкцию здания для детского хосписа – первого в Москве – IND architects положили в основу именно эту историю. А называется проект – Дом с маяком.
На красных холмах
Павильон центра молодежной культуры для самого большого экстрим-парка в России с интерактивным фасадом и переосмыслением эстетики стрит-арта.
Метро как по учебнику
В столице Катара Дохе строится с нуля метрополитен: готовы 37 станций, спроектированных по «дизайн-руководству», разработанному бюро UNStudio.
Первый выпуск Ре-школы: наследие Ельца
Дипломники школы Наринэ Тютчевой подготовили мастер-план развития Ельца, а также концепцию сохранения трех объектов культурного наследия, предлагая решения для сохранения слободской застройки, расселения ветхого жилья и восстановления городских связей.
Керамика в ракурсе
Изогнутые керамические пластинки на фасадах исследовательского института при барселонской больнице Сан-Пау – «двойного назначения»: снаружи это натуральная терракота, а в ракурсе видна разноцветная глазурь.
Пресса: Как изменится Небесный град. Григорий Ревзин о городе...
Рядом с реальным городом у нас на глазах вырос город виртуальный, и можно с большой уверенностью утверждать, что эта пара теперь просуществует неопределенно долго. Даже более определенно — эта пара и есть город будущего при любом варианте его развития.
Машина для эмоций
Новый небоскреб в деловом районе Дефанс – башня компании Saint-Gobain, по замыслу архитекторов Valode & Pistre, должна вызывать эмоции – своей сложной формой, висячими садами, переменчивым обликом фасада.
Звучание фасада
Инсталляция «Классная игра» художника Марины Звягинцевой превратила фасад школы на севере Москвы в клавиатуру рояля и переосмыслила место школьного здания в городской среде. Публикуем интервью Марины о ее методе работы с архитектурой.
«Подтянуть уровень города до уровня памятников»
Такова задача нового мастер-плана Суздаля, разработанного ДОМ.РФ совместно с КБ Стрелка в преддвериии тысячелетия города. Рассказываем, каким образом авторы предлагают трансформировать пространство «городского поселения», куда больше миллиона человек в год приезжает посмотреть на старый русский город.
Наедине с морем
Плавучий сборный отель Punta de Mar у испанского побережья Средиземного моря – образец туризма будущего. При реализации проекта важную роль сыграло стекло Guardian Glass.
Галерейный подход
Рассказываем о концепции Центральной районной больницы вместимостью 240 мест «Гинзбург архитектс», которая заняла 1 место на конкурсе Союза архитекторов и Минздрава.
Конструктор здоровья
Публикуем концепцию типовой больницы бюро UNK project, занявшую 2 место в конкурсе, проведенном Союзом архитекторов России при участии Минздрава.
Пресса: Найдите 9 отличий: ревизия конкурсов на метро
В Москве объявили результаты очередного — пятого — конкурса на архитектурный облик станций метро. Мы решили разобраться, что происходит с 9-ю концепциями-победителями уже прошедших конкурсов и почему реализации могут оказаться совсем на них не похожими.
«Скальпель» в сердце Сити
Новая офисная башня по проекту KPF в центре Лондона благодаря своему острому силуэту получила прозвище «Скальпель». Она стоит рядом с «Корнишоном» и «Теркой для сыра».
Пресса: Вини Маас: Петербургу нужно два мэра — для центра...
Знаменитый архитектор, один из самых смелых визионеров от урбанистики в мире, руководящий партнёр бюро MVRDV Вини Маас рассказал dp.ru о том, почему окраины в Петербурге важнее центра, как вернуть город в мировой контекст, есть ли смысл развивать в городе сельское хозяйство, а также о своём проекте для Охтинского мыса.
От гор к водам
В Шэньчжэне реализован проект OMA: офисная башня Prince Plaza c торговым центром в большом стилобате.