Алексей Комов: «Завтра уже наступило»

Куратор фестиваля «Перспектива», который пройдет в Калуге, рассказывает об участках и задачах двух объявленных конкурсов и важности участия молодых архитекторов.

mainImg
«Перспектива» проводит два архитектурных конкурса на проекты благоустройства: склона Яченского водохранилища у музея Космонавтики, вторая очередь которого открылась год назад, – для молодых архитекторов, и территории дома-музея А.Л. Чижевского – для студентов. Как бы вы охарактеризовали эти две территории, чем они отличаются, в чем главный вызов каждой из них?
 
Территории отличаются, прежде всего, локациями, ландшафтом и размером. Склон между Музеем космонавтики и Яченским водохранилищем – территория большая и, я бы сказал, знаковая: она расположена на въезде в город и обладает прекрасными видами.
zooming
Участок проектирования конкурса молодых архитекторов: склон Яченского водохранилища
Предоставлено: оргкомитетом фестиваля Перспектива 2022

Особенность задачи, которую мы ставим перед молодыми архитекторами состоит в том, что требуется не просто спроектировать благоустройство с перголами, скамейками и арт-объектами – для нас важно событийное благоустройство. Необходимо проанализировать геометрию и особенности ландшафта, так же как и смыслы территории – и предложить драматургию возможных сценариев ее использования. Более того, в ходе берегоукрепления на склоне уже сделаны террасы и проложены направления троп: участникам надо будет совместить общее решение территории в качестве природного городского амфитеатра для проведения крупных мероприятий, в том числе и на воде Яченского водохранилища – это оговорено в техническом задании – с задачей предусмотреть локальные активности, связанные с культурой, наукой, здоровым образом жизни. Суммируя сказанное, я бы назвал такие ключевые вещи, как значимость, сценарность, доступность территории и ее связь с «космическим Акрополем» Музея космонавтики.
zooming
Склон Яченского водохранилища
Фотография © Кирилл Сальников / предоставлено Алексеем Комовым

Второе задание – двор площадью 400 м2 возле музея известного ученого Чижевского, изучавшего солнечную активность, автора одноименной лампы и других приборов, – в этом году мы будем отмечать его юбилей, 125 лет, наряду с юбилеем Циолковского, которому исполняется 165 лет. Эта территория небольшая, локальная. Ее, с одной стороны, требуется осмыслить, учесть как существующие деревья, так и особенности примыкающих территорий, объектов культурного наследия, транспортных путей. С другой стороны, здесь также, хотя и в меньшем масштабе, необходимо продумать сценарии, активности, объекты, инфографику – все, что могло бы знакомить горожан с научным наследием Чижевского еще до того, как они войдут в музей.
Участок проектирования студенческого конкурса: двор музея А.Л. Чижевского
Предоставлено: оргкомитетом фестиваля Перспектива 2022
Музей А.Л. Чижевского
Предоставлено: Государственным музеем истории космонавтики

Хочу отдельно подчеркнуть, что девиз обоих конкурсов – город-музей. Взаимодействие города с музеем и музея с городом: просветительские, художественные, культурные аспекты здесь переплетаются – это и должно быть иллюстрировано языком архитектуры. Поэтому наша конкурсная программа уникальна, так что мы ждем интересные проекты и концепции.
 
Почему одна территория для студентов, другая для молодых архитекторов? Почему отличаются задания, к примеру, у молодых архитекторов упоминается экономическая целесообразность, у студентов – нет, но зато у молодых архитекторов нет новизны? Неужели новое могут предложить только студенты?
 
Территория студенческого конкурса – небольшая и «плоская», без рельефа. Она сравнительно несложная и может служить для своего рода учебного упражнения – но в то же время задача достаточно ответственная. В работе со склоном требуется больший набор навыков работы со сложным ландшафтом и, скажу еще раз, со смыслами.
 
Я уже сказал, что Перспектива проходит к год юбилеев великих ученых, но хочу еще раз подчеркнуть, что идеи Константина Эдуардовича Циолковского отразились не только на ракетостроение и космическую отрасль – они повлияли также и на культуру, на искусство авангарда, на архитекторов ВХУТЕМАСа и других течений. Работать на территории, связанной с таким мощным драйвером, я считаю, очень важно для молодых архитекторов. В этой работе есть, как мне кажется, и некий сакральный смысл.
Фирменный стиль Калуги к 165-летию К.Э. Циолковского
Предоставлено Алексеем Комовым

Относительно экономической целесообразности вопрос, как мне кажется, не очень корректный, она должна присутствовать всегда, в любом проекте. Лично я руководствуюсь триадой Витрувия: польза, прочность, красота. И склон, и двор – городские территории, безусловно важные. А экономическая целесообразность проектов указывает прежде всего то, будут ли они реализованы. Что касается новизны – новизна хороша там, где она к месту. Даже традиционность в наше время может выглядеть свежо и ново. Здесь нет никакой сегрегации студентов или молодых архитекторов: и там, и там каждое лыко должно быть в строку.
 
Как планируется использовать работы победителей? Есть ли в каждом случае шанс реализации проекта, который займет первое место? Не планируется ли известная схема – использовать лучшие идеи каждого проекта? Не бумажный ли конкурс?
 
Здесь нет никакой «бумажности», история абсолютно рабочая. Безусловно, идеи конкурса поступят в банк данных фестиваля, авторство лучших, реализованных, работ обязательно будет указано. Шанс на реализацию есть у каждого проекта, даже у того, который займет третье место. И второе, и первое. В любом случае каждый победитель получит премию; его проект будет в каталоге и войдет в историю архитектуры, не только калужской, но и российской. Следующий вопрос – внедрения проектов участников, связан еще и с экономикой. Одно дело придумать, другое – реализовать: здесь архитектор должен идти рука об руку с конструктором, смежником, и так далее.
 
И хочу отдельно сказать, что ждем не только интересных пластических решений и организации территории, но в каждом конкурсе есть и задание по дизайну, в том числе, например, на склоне мы просим предусмотреть арт-объект к 165-летию Циолковского, и здесь мы ориентируем участников на опыт 1920-х – 1930-х годов. Также должен появиться и объект в память 125-летия Чижевского во дворе музея.
 
Каждый из конкурсов – мультидисциплинарная история, так что мы приветствуем команды, которые бы состояли из участников с разной специализацией: дизайнеров, архитекторов, специалистов в ландшафтной отрасли.



Каков состав жюри двух конкурсов?
 
Состав жюри со всеми регалиями опубликован на сайте «Перспективы» в приложении к программе и условиям конкурса. 
zooming
Состав жюри обоих конкурсов «Перспективы» 2022
Предоставлено: оргкомитетом фестиваля Перспектива 2022
 
На какие еще новшества фестиваля «Перспектива» 2022 года имеет смысл обратить внимание? «Перспектива» второй раз проводится не в Москве, – есть ли что-то еще интересное?
 
Самое главное в фестивале «Перспектива» то, что его программу делают молодые. Молодые архитекторы из регионов: Красноярска, Екатеринбурга, Краснодара; из Москвы и Питера, безусловно, тоже. Деловая программа формируется как мозаика под общим манифестом, который я декларировал как куратор. Самая важная тема – участие молодых. В прошедшем фестивале «Зодчество», который прошел под моим кураторством, очень мощным было участие молодых архитекторов, и в будущем «Зодчестве», которое пройдет осенью и которое курирую тоже я, уверен, молодых участников будет еще больше. Потому что невозможное сегодня возможно завтра. А завтра уже практически наступило.

20 Января 2022

Похожие статьи
Комментарии экспертов. Цирк
Объявлены результаты голосования: москвичи (29%) и дети (42%) проголосовали за первоначально победившее в конкурсе здание цирка в виде разноцветного шатра. Мы же собрали по разным изданиям комментарии экспертов архитектурно-строительной среды, включая авторов конкурсных проектов. Получилась внушительная подборка. Эксперты, в основном, приветствуют идею переноса в Мневники, далее – приветствуют обращение к общественному голосованию, и, наконец, кто-то отмечает уместность эксцентричной архитектуры победившего проекта для типологии цирка. Читайте мнения лучших людей отрасли.
Женская доля: что говорят архитекторы
Задали несколько вопросов женщинам-архитекторам. У нас – 27 ответов. О том, мешает ли гендер работе или, наоборот, помогает; о том, как побеждать, не сражаясь. Сила – у кого в упорстве, у кого в многозадачности, у кого в сдержанности... А в рядах идеалов бесспорно лидирует Заха Хадид. Хотя кто-то назвал и соотечественниц.
Григорий Ревзин: «Сильный жест из-под полы. Нечто победило»
Обсуждаем дискуссии вокруг конкурса на цирк и сноса СЭВ с самым известным архитектурным критиком нашего времени. В процессе проявляется парадокс: вроде бы сейчас принято ностальгировать по брежневскому времени, а знаковое здание, «ось» Варшавского договора, приговорили к сносу. Не странно ли? Еще мы выясняем, что wow-архитектура вернулась – это новый после-ковидный тренд. Однако, чтобы жест получился действительно сильным, без профессионалов все же не обойтись.
Сергей Скуратов: «Если обобщать, проект реализован...
Говорим с автором «Садовых кварталов»: вспоминаем историю и сюжеты, связанные с проектом, который развивался 18 лет и вот теперь, наконец, завершен. Самое интересное с нашей точки зрения – трансформации проекта и еще то, каким образом образовалась «необходимая пустота» городского общественного пространства, которая делает комплекс фрагментом совершенно иного типа городской ткани, не только в плоскости улиц, но и «по вертикали».
Технологии и материалы
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
Сейчас на главной
Космические фасады
В Шэньчжэне открылся Музей науки и технологии по проекту Zaha Hadid Architects. Переливающиеся стальные панели его фасадов своим цветом должны напоминать о небесных телах.
По ком звонит колокол
В петербургском Манеже работает выставка, посвященная подвигу тыла в годы Великой Отечественной войны. За архитектуру отвечало бюро DD|A:D, которое не оставило посетителям шансов «проскользить» по экспозиции: приемы из сакральной и мемориальной архитектуры включают чувства, а фактуры, цвет и свет задают тон, подготавливая к встрече с тяжелыми и важными событиями.
Медицинская сталь
Петербургский бренд Hircost специализируется на одежде для врачей, в том числе неформальной. Для флагманского магазина NDA design studio воспроизвели эстетику медицинского кабинета: с помощью металлических поверхностей, «хирургического» освещения, стеклоблоков и амальгамных штор примерочных.
Бронза, соль, стеклоблоки
Отель «Сижан» по проекту Vector Architects на востоке Китая спланирован вокруг девяти внутренних дворов, каждый из которых получил свою трактовку.