Познать себя
Самый первый логотип архитекторы нарисовали для Архиматики сами. Тогда и появилась прописная лямбда (Λ) вместо всех букв «а», которая на самом деле никакая не лямбда, а крыша дома – «архетип», один из базовых архитектурных элементов. К слову, Архиматика нередко использует в своих проектах именно скатную кровлю.За годы работы у компании выработался свой стиль, определенный творческий подход, который пару лет назад архитекторы решили теоретизировать – для себя, новых сотрудников, заказчиков и потребителей. Александр Попов считает, что найти ответы на вопросы «кто ты», «чего хочешь» и «как этого добиваешься» просто необходимо. Иначе архитектор превращается в «неразумный инструмент в чьих-то руках, который создает случайную агломерацию идей, или даже опасный инструмент, если скрывает свой внутренний подход, который может оказаться неуместным для решения определенных задач».
И все же сначала были реализованные проекты, которые исходили из задачи, контекста, вдохновения и настроения. Оказавшись перед лицом многочисленных работ, архитекторы на несколько месяцев «застряли», преобразуя все эти данные в самоопределение, философию и несколько слов кредо.
Уместить всю Архиматику в одну категорию не получилось, хотя попытка была – human oriented architecture, то есть архитектура гуманная. Характеристика сначала понравилась, а потом показалась слишком узкой и широкой одновременно. Бренд-менеджер Евгений Тимченко предложил расширить формулу: Archimatika = Human+Urban+Business. Архиматика работает прежде всего с человеком, а не абстракциями, но также уделяет внимание выгоде города и бизнеса.
После произошло революционное изменение сайта: самопрезентация теперь начинается не с конкретных проектов, а именно с этой ключевой формулы и ее подробного разъяснения, что не отменяет классического меню с каталогом. Так заказчик неизбежно знакомится с подходом компании.
Смелость не быть великими / сильные минускулы
После этапов самоопределения и преобразования сайта последовал следующий шаг – графика. Поначалу планировали оставить прежний логотип: ΛRCHIMΛTIKΛ, набранная заглавными буквами. Большие буквы с чуть измененным шрифтом, по словам Александра Попова, транслируют: «мы большие, стильные, смелые, не похожи на кого-то другого».Понятно, что за годы существования компании архитекторы сжились с этим написанием. Поэтому попросили 3Z Studio Сергея Мишакина, Тани Борзуновой и Дмитрия Веревкина разработать только фирменный стиль на основе существующего логотипа. Что дизайнеры и сделали, но все-таки предложили еще и новый логотип, и смогли убедить, что он передает ценности Архиматики намного лучше.
По убеждению 3Z Studio, старое написание «ΛRCHIMΛTIKΛ» – геометричное, жесткое, бескомпромиссное и авторитарное. Заставляет быть «постоянно навытяжку, в смокинге, с серьезным выражением лица». Все эти характеристики противоречат ценностям компании, которая думает о человеке и его всевозможных потребностях. Дизайнеры поставили перед собой задачу перейти к гуманистичному написанию, не заигрывая при этом с публикой и сохранив преемственность со старым логотипом.
Самая важная часть – «Λ» – осталась. Как очень гуманный знак: «крыша над головой», убежище, укрытие, которое архитекторы дают людям. «Троекратное повторение знака в предыдущем написании размывает его ценность, – отмечает Сергей Мишакин. – Поэтому в новом варианте «Λ» стоит только вначале. При этом, будучи заглавной по духу, сохраняет высоту минускула и остается строчной по форме, таким образом подчеркивая гуманистичность логотипа».
Написание должно было сохранить четкость, ясность и «архитектурность». Шрифт из семейства Futura Bold подошел для этой истории идеально: его создал немецкий дизайнер Пауль Реннер под влиянием De Stijl и Bauhaus. Stolzl – минималистичный шрифт, созданный на основе «чистых» геометрических фигур, легко читаемый и функциональный. При этом, несмотря на идеи конструктивизма, прописные «футуры» напоминают гуманистические гротески. Этот шрифт уже стал проверенной классикой, в разное время его использовали такие гиганты как IKEA, Volkswagen и другие.
Для фирменных паттернов дизайнеры используют ту же заглавную букву логотипа «Λ», но в трех вариантах: ширина знаков и расстояния между ними подчиняются системе, основанной на последовательности Фибоначчи. Паттерн может быть сплошным или с пробелами в зависимости от контекста. Эта числовая игра также откликается на «архитектурного» заказчика.
Александр Попов рассказывает, что поначалу новый логотип произвел «эффект опрокинутых стульев», но постепенно архитекторы согласились: «это работает и действительно выражает нашу философию, внутреннее состояние, устройство, особенности».
Приятие – дело времени
Однако не все были готовы перейти на «рельсы гуманизма». Например, мало кому нравится, чтобы его имя и фамилия в визитке были написаны с маленькой буквы. Эта идея тоже из Bauhaus: там решили, что отказ от прописных букв экономит час времени при составлении документов. Правда, это справедливо только для немецкого, в котором все существительные пишутся с заглавной буквы.Московские и американские партнеры Архиматики поначалу не приняли новую айдентику с разной степенью категоричности. Наш партнер Мик Верет убежден, что компания с таким логотипом не похожа на корпорацию, которая на что-то рассчитывает: «Есть модные тенденции, а есть бизнес, суть которого – развиваться, захватывать, бороться, побеждать. Чем больше зубы, тем больше буквы, и нечего стесняться».
У Александра Попова мнение другое: «Архиматика – это не только бизнес, но прежде всего архитектура. Цель компании в США – нести «европейское ощущение», а правила задаются гуманистическими ценностями и логикой города. Поэтому у Архиматики нет нужды подражать американским корпорациям, с которыми она конкурирует».
Сейчас команда из архитекторов и дизайнеров работает над определением границ предложенного стиля, чтобы каждый из сотрудников мог найти резонирующее значение: вместо одного канонического написания будет определенная система координат, внутри которой допустимы «девиации». Как говорит Александр Попов, «мы противоречивы настолько, что нас нельзя свести к одному значению без графических нелогичностей». И в этом признании тоже есть гуманизм.