История одной айдентики

Компания Архиматика делится опытом разработки своего нового образа – преемственного, но свежего и отражающего главные ценности бюро: гуманистичность, разнообразие, системный подход.

Беседовала:
Алёна Кузнецова

mainImg
Через два года Архиматике исполнится 15 лет. На ее счету квадратные километры реализованных проектов, отличная репутация и офисы в Киеве, Москве и Нью-Йорке. Для чего узнаваемому архитектурному бюро нужно менять айдентику, и как вообще создается фирменный стиль в этой области, рассказали сооснователь компании Александр Попов и графический дизайнер Сергей Мишакин. 

Познать себя
Самый первый логотип архитекторы нарисовали для Архиматики сами. Тогда и появилась прописная лямбда (Λ) вместо всех букв «а», которая на самом деле никакая не лямбда, а крыша дома – «архетип», один из базовых архитектурных элементов. К слову, Архиматика нередко использует в своих проектах именно скатную кровлю.
Офис компании Архиматика © Архиматика
Жилой квартал «Комфорт-таун». Постройка, 2015 © Архиматика
Жилой комплекс на улице Стрыйской в г. Львов. Парк. Проект, 2016 © Архиматика
Офис компании Архиматика
© Архиматика / svoya studio
zooming
Офис компании Архиматика в Киеве
© Архиматика / svoya studio
zooming
Офис компании Архиматика
© Архиматика
Офис компании Архиматика © Архиматика
За годы работы у компании выработался свой стиль, определенный творческий подход, который пару лет назад архитекторы решили теоретизировать – для себя, новых сотрудников, заказчиков и потребителей. Александр Попов считает, что найти ответы на вопросы «кто ты», «чего хочешь» и «как этого добиваешься» просто необходимо. Иначе архитектор превращается в «неразумный инструмент в чьих-то руках, который создает случайную агломерацию идей, или даже опасный инструмент, если скрывает свой внутренний подход, который может оказаться неуместным для решения определенных задач».

И все же сначала были реализованные проекты, которые исходили из задачи, контекста, вдохновения и настроения. Оказавшись перед лицом многочисленных работ, архитекторы на несколько месяцев «застряли», преобразуя все эти данные в самоопределение, философию и несколько слов кредо.
Торгово-развлекательный комплекс «Республика». Генеральный план © Архиматика
Уместить всю Архиматику в одну категорию не получилось, хотя попытка была – human oriented architecture, то есть архитектура гуманная. Характеристика сначала понравилась, а потом показалась слишком узкой и широкой одновременно. Бренд-менеджер Евгений Тимченко предложил расширить формулу: Archimatika = Human+Urban+Business. Архиматика работает прежде всего с человеком, а не абстракциями, но также уделяет внимание выгоде города и бизнеса.
Общественный центр в ЖК «Республика» © Архиматика
После произошло революционное изменение сайта: самопрезентация теперь начинается не с конкретных проектов, а именно с этой ключевой формулы и ее подробного разъяснения, что не отменяет классического меню с каталогом. Так заказчик неизбежно знакомится с подходом компании.
zooming
Страница сайта компании Archimatika


Смелость не быть великими / сильные минускулы
После этапов самоопределения и преобразования сайта последовал следующий шаг – графика. Поначалу планировали оставить прежний логотип: ΛRCHIMΛTIKΛ, набранная заглавными буквами. Большие буквы с чуть измененным шрифтом, по словам Александра Попова, транслируют: «мы большие, стильные, смелые, не похожи на кого-то другого».

Понятно, что за годы существования компании архитекторы сжились с этим написанием. Поэтому попросили 3Z Studio Сергея Мишакина, Тани Борзуновой и Дмитрия Веревкина разработать только фирменный стиль на основе существующего логотипа. Что дизайнеры и сделали, но все-таки предложили еще и новый логотип, и смогли убедить, что он передает ценности Архиматики намного лучше.
zooming
Страница сайта компании Archimatika
По убеждению 3Z Studio, старое написание «ΛRCHIMΛTIKΛ» – геометричное, жесткое, бескомпромиссное и авторитарное. Заставляет быть «постоянно навытяжку, в смокинге, с серьезным выражением лица». Все эти характеристики противоречат ценностям компании, которая думает о человеке и его всевозможных потребностях. Дизайнеры поставили перед собой задачу перейти к гуманистичному написанию, не заигрывая при этом с публикой и сохранив преемственность со старым логотипом.
Предшествующий логотип компании Архиматика © Архиматика
Новый логотип. Archimatika design guide 2018 © 3Z Studio
Archimatika design guide 2018 © 3Z Studio
Самая важная часть – «Λ» – осталась. Как очень гуманный знак: «крыша над головой», убежище, укрытие, которое архитекторы дают людям. «Троекратное повторение знака в предыдущем написании размывает его ценность, – отмечает Сергей Мишакин. – Поэтому в новом варианте «Λ» стоит только вначале. При этом, будучи заглавной по духу, сохраняет высоту минускула и остается строчной по форме, таким образом подчеркивая гуманистичность логотипа».

Написание должно было сохранить четкость, ясность и «архитектурность». Шрифт из семейства Futura Bold подошел для этой истории идеально: его создал немецкий дизайнер Пауль Реннер под влиянием De Stijl и Bauhaus. Stolzl – минималистичный шрифт, созданный на основе «чистых» геометрических фигур, легко читаемый и функциональный. При этом, несмотря на идеи конструктивизма, прописные «футуры» напоминают гуманистические гротески. Этот шрифт уже стал проверенной классикой, в разное время его использовали такие гиганты как IKEA, Volkswagen и другие.
Archimatika design guide 2018
© 3Z Studio
Для фирменных паттернов дизайнеры используют ту же заглавную букву логотипа «Λ», но в трех вариантах: ширина знаков и расстояния между ними подчиняются системе, основанной на последовательности Фибоначчи. Паттерн может быть сплошным или с пробелами в зависимости от контекста. Эта числовая игра также откликается на «архитектурного» заказчика.
Archimatika design guide 2018 © 3Z Studio
Archimatika design guide 2018 © 3Z Studio
Archimatika design guide 2018 © 3Z Studio
Александр Попов рассказывает, что поначалу новый логотип произвел «эффект опрокинутых стульев», но постепенно архитекторы согласились: «это работает и действительно выражает нашу философию, внутреннее состояние, устройство, особенности». 


Приятие – дело времени
Однако не все были готовы перейти на «рельсы гуманизма». Например, мало кому нравится, чтобы его имя и фамилия в визитке были написаны с маленькой буквы. Эта идея тоже из Bauhaus: там решили, что отказ от прописных букв экономит час времени при составлении документов. Правда, это справедливо только для немецкого, в котором все существительные пишутся с заглавной буквы.
Archimatika design guide 2018 © 3Z Studio
Archimatika design guide 2018 © 3Z Studio
Московские и американские партнеры Архиматики поначалу не приняли новую айдентику с разной степенью категоричности. Наш партнер Мик Верет убежден, что компания с таким логотипом не похожа на корпорацию, которая на что-то рассчитывает: «Есть модные тенденции, а есть бизнес, суть которого – развиваться, захватывать, бороться, побеждать. Чем больше зубы, тем больше буквы, и нечего стесняться».

У Александра Попова мнение другое: «Архиматика – это не только бизнес, но прежде всего архитектура. Цель компании в США – нести «европейское ощущение», а правила задаются гуманистическими ценностями и логикой города. Поэтому у Архиматики нет нужды подражать американским корпорациям, с которыми она конкурирует».
Archimatika design guide 2018 © 3Z Studio
Archimatika design guide 2018 © 3Z Studio
Archimatika design guide 2018 © 3Z Studio
Archimatika design guide 2018 © 3Z Studio
Сейчас команда из архитекторов и дизайнеров работает над определением границ предложенного стиля, чтобы каждый из сотрудников мог найти резонирующее значение: вместо одного канонического написания будет определенная система координат, внутри которой допустимы «девиации». Как говорит Александр Попов, «мы противоречивы настолько, что нас нельзя свести к одному значению без графических нелогичностей». И в этом признании тоже есть гуманизм.
Archimatika design guide 2018 © 3Z Studio
Archimatika design guide 2018 © 3Z Studio
Archimatika design guide 2018 © 3Z Studio


13 Декабря 2018

Беседовала:

Алёна Кузнецова
comments powered by HyperComments

Технологии и материалы

«Сен-Гобен» приглашает студентов спроектировать...
Компания «Сен-Гобен» объявила о старте шестнадцатого по счету архитектурного конкурса «Мультикомфорт». Студентам архвузов предлагается разработать концепцию «устойчивого» развития территории бывшего завода в пригороде Парижа, Сен-Дени.
Теплоизоляция ПЕНОПЛЭКС® для подземного строительства
Освоение подземного пространства – общемировой тренд, в мегаполисах под землей растут целые города. По версии книги рекордов Гиннесса, крупнейший подземный торговый комплекс в мире – Path в Торонто. Для его создания проложено более 30 км тоннелей.
Камин как аттрактор, или чем привлечь покупателя элитной...
Вода и огонь – две удивительные природные субстанции – влекущие, завораживающие, приковывающие взгляд. В человеческом жилище они давно завоевали свое место, и, если вода выполняет сугубо техническую функцию, огонь в камине вместе с теплом дарит визуальное наслаждение.
Размером с 30 футбольных полей
«Зеленый квартал» – энергоэффективный, инновационный и самый дорогой градостроительный проект Казахстана, разработкой которого занималась международная команда: британское архитектурное бюро Aedas, американская инженерная компания AECOM и строительный холдинг из Казахстана BI Group.
Японские технологии на родине дымковской игрушки
В Кирове появился новый 15-этажный жилой дом, спроектированный московским архитектором Алексеем Ивановым. Для отделки фасада использовались японские панели KMEW, предназначенные специально для высотного строительства.
Переплетение и контраст
Два московских проекта, в которых архитекторы сочетают панели с разными фактурами из фиброцемента EQUITONE, добиваясь выразительности фасадов.
Вентиляционная створка Venta – современное решение...
Venta обеспечивает безопасное и быстрое проветривание помещений, не создавая сквозняков. Она идеально комбинируется с остекленными и глухими элементами большой площади, а гибкая интеграция системы в любой фасад объекта является отличным решением для архитекторов и проектировщиков.

Сейчас на главной

Волны в степи
«Платов» – один из первых новых аэропортов России. Он до предела функционален, поскольку учитывает развитие технологий и возможное расширение, но в то же время наделен универсальным образом и наполнен уютными деталями.
Культурная встреча на высоте
В Берлине заложен первый камень 150-метрового небоскреба Alexander Tower на Александерплац: архитекторы – Ortner & Ortner Baukunst, заказчик – российский девелопер «МонАрх».
Сжигая мосты
В конце зимы на Масленице в Никола-Ленивце сожгут мост по проекту архитектурного бюро KATARSIS. Рассказываем об итогах конкурса на лучший арт-объект.
Нагатино: четыре истории
Проект застройки западной части Нагатинского полуострова бюро «Гинзбург Архитектс» начинало разрабатывать четыре раза, послойно накладывая на территорию одну концепцию за другой и формируя уникальный городской кейс. Рассматриваем все четыре, начиная с сотрудничества с Уильямом Олсопом.
За художественную ценность
В Петербурге наградили победителей архитектурно-дизайнерской премии «Золотой Трезини», девиз которой – «Недвижимость как искусство». Представляем 18 лучших проектов.
Яркое предложение
Концепция развития микрорайонов 7 и 8 в Южно-Сахалинске продолжает работу, начатую концепцией для всего города, также разработанной архитекторами «Остоженки». Можно только удивляться, насколько логично и последовательно идет работа – и насколько ярок результат.
Взять под козырек
Архитектор Роман Леонидов, спроектировавший «усадьбу Завидное» в Подмосковье, перенес в область частного дома мотивы общественных сооружений и придал ему футуристический хайтековый акцент.
Отель-древо
В Бретани строится гостиница в форме дерева: на его ветках размещены номера-капсулы из алюминиевых профилей компании BEMO.
Под сенью Папы Римского
Архбюро Мезонпроект построило мастерскую для Зураба Церетели во дворе дома на Пятницкой, напротив церкви Климента Папы Римского. Мягкий экомодернизм соединился с чертами ар деко.
Долг городу
Гостиничный комплекс в Монпелье на юге Франции по проекту бюро Мануэль Готран возвращает городу часть использованного им участка как общественную террасу.
Изящество простоты
Микс из восточной архитектуры и принципов ленинградского градостроительства: как мастерская «Евгений Герасимов и партнеры» поднимает планку для массового жилья.
Третья жизнь модернизма
Zaha Hadid Architects представили проект реконструкции вестибюля модернистской башни в центре Лондона: это офисное здание 1970-х с 2015 года превращено в дорогое жилье.
Образцовый офис
Штаб-квартира девелопера Amvest в Амстердаме по проекту Firm architects: показательное рабочее пространство, которое должно, помимо прочего, снизить число прогулов.
Кому в Москве жить комфортно
Конференция «Комфортный город»-2019, организованная Москомархитектурой в дизайн-кластере Artplay, сконцентрировалась на психологии. Аудитория даже поучаствовала в социо-психологическом опросе, и результат – неожиданный.
От Сочи до Владивостока
Представляем победителей ежегодного сочинского смотра-конкурса «АрхРазрез». Среди лучших – проекты из Москвы, Иркутска, Владивостока, Смоленска и других городов.
Архитектор в администрации
Говорим с несколькими выпускниками программы Архитекторы.рф, запущенной Институтом «Стрелка» и ДОМом.рф, – а именно с теми из них, кто после обучения устроился на работу в городские органы власти.
BIF: лауреаты 2019
Представляем полный список награжденных и отмеченных проектов национальной премии «Лучший интерьер», которая прошла в рамках Best Interior Festival.
Петербургский коллаж
Выставка «Российская архитектура. Новейшая эра» расширена петербургским контентом. Предлагаем впечатления о ней и архитектурном процессе последних тридцати лет из первых рук – от участников.
Градсовет 20.11.2019
Неожиданные иностранцы проектируют офис для JetBrains, а отечественные архитекторы закрывают вид на краснокирпичный модерн: очередной градсовет Петербурга.
Архсовет Москвы-64
20 ноября Архсовет отверг проект ТРЦ около Преображенской площади от компании «Подземпроект» и утвердил проект дома в Большом Николоворобинском переулке Сергея Скуратова, по соседству с его же Арт-Хаусом.
Путь эмоций
Два молодых архитектора из ОСА о первом самостоятельном проекте для бюро и выработанном творческом подходе.
Стереомир инженера Шухова
До 19 января в Музее архитектуры проходит выставка-ретроспектива наследия выдающегося инженера Владимира Шухова – симбиоз огромной исследовательской работы и красивой художественной метафоры, придуманной «Архитекторами Асс».
Пресса: Григорий Ревзин: «В Москве не осталось исторической...
Партнер КБ Стрелка, архитектурный критик, урбанист Григорий Ревзин рассказал Илье Иванову о хрущевках как эманации социалистического образа города будущего, антисемитизме в позднем СССР и о Москве как глобальном общероссийском айсберге, на который все пытаются взобраться.
Предложение знака
Карен Сапричян предложил для штаб-квартиры РЖД, о планах строительства которой на территории Рижского грузового терминала стало известно весной текущего года, три небоскреба с буквами аббревиатуры компании.
Тучков буян: эксперты о главном парке Петербурга
Стартовал конкурс на концепцию парка «Тучков буян», а вместе с ним – страхи, сомнения и большие надежды. В рамках культурного форума архитекторы и чиновники разбирались, как подступиться к первому за долгие годы зеленому пространству, а мы приводим не самые очевидные мнения.
Пресса: «Зачем вам эти руины?»: что происходит со старыми советскими...
39 советским кинотеатрам Москвы приходится нелегко: один за другим их закрывают, перепродают, демонтируют. Все они вошли в программу реконструкции, которую осуществляет ADG Group, и скоро будут переделаны в «районные центры». Местные жители и историки архитектуры против. «Афиша Daily» разобралась в ситуации.
Третий масштаб
На сложном участке в Одинцовском округе Подмосковья «Студия 44» спроектировала вторую очередь гимназии им. Е.М. Примакова – школу с мощным демократическим пафосом и архитектурой в духе итальянского рационализма.
Музей на семи ветрах
В Шанхае на берегу реки Хуанпу построен музей Уэст-Банд. Авторы проекта – David Chipperfield Architects. Первые пять лет там будет показывать свои выставки Центр Помпиду.
Изгибы дюн
Комплекс апартаментов в Сестрорецке с криволинейными формами и выдающейся инфраструктурой, позволяющей охарактеризовать место как парк здоровья или дачу нового типа.