Блеск и нищета городов

Знаменитый американский урбанист Ричард Флорида, автор концепции креативного класса, даст интервью и представит свою книгу «Новый кризис городов» на МУФ-2018. Публикуем рецензию и отрывок из книги.

mainImg
Ричард Флорида – один из самых ярких гостей Московского урбанистического форума. В 2002 году он написал эпохальный бестселлер «Креативный класс: люди, которые меняют мир» (переведен на русский в 2007), где пришел к вдохновляющим выводам: экономическое развитие зависит не от ресурсов или технологий, а от талантливых людей. Флорида заметил, что крупные компании переезжали туда, где есть концентрация креативных людей, а не наоборот. А креативные люди, как выяснилось, живут в городах, но не любых. «Креативные люди всегда тяготели к определенным типам сообществ, таким как левый берег Сены в Париже или Гринвич-Вилладж в Нью-Йорке. Подобные сообщества дают творческие стимулы, разнообразие и богатый опыт, составляющие источник креативности. В настоящее время нам все больше требуется именно такая среда». Ее слагаемые – три «Т»: технологии, таланты, толерантность. Между прочим, Флорида заметил, что список популярных в высокотехнологичной индустрии городов соответствует гей-индексу и индексу богемы. Очевидно, что качество жизни связано с наличием питательной среды, большим количеством возможностей и терпимостью к различиям. То, что казалось бичом нашего времени – изменчивость и неопределенность жизни, – у Флориды стало скорее нормой, если не преимуществом.

В первой книжке Флориды нарисован образ высокооплачиваемого «профессионала без галстука», в пирсинге и с дредами (художника, писателя, музыканта, журналиста, айтишника, стартапера) – бальзам на душу русского интеллигента. Такому человеку, чтобы быть продуктивным, нужен свободный график, он «играет на работе и работает дома», потому что ему необходимо время для концентрации, чтобы быть продуктивным. Представитель креативного класса может достаточно часто менять место работы. В предисловии к русскому изданию Флорида оценил количество креативного класса в России в 13 млн. человек (второе абсолютное число после США). Таким людям нужны хорошие города, и во всем мире случился бум урбанизма, который к 2011 году докатился до Москвы, а теперь распространяется по России.
Флорида Р. Новый кризис городов: Джентрификация, дорогая недвижимость, растущее неравенство и что нам с этим делать. М., Издательская группа «Точка», 2018.
Ричард Флорида / предоставлено МУФ

Удивительно, что роль географии вдруг выросла вопреки прогнозам. Например, архитектор, теоретик и философ Питер Айзенман настаивал на том, что в современном цифровом мире правит а-топия, места больше не важны, классических городов больше нет, – и приводил в пример растянутый в пространстве Лос-Анжелес (P.Giorra. Peter Eisenman. Bauten und Projekte. Stuttgart,1995). Флорида же доказал обратное: нам нужны города как среда общения, разнообразия и терпимости к различиям. К тому же горожане оказались одним из главных источников пополнения казны как налогоплательщики. Все это двигало экономику вперед. Но не тут-то было.
Флорида Р. Новый кризис городов: Джентрификация, дорогая недвижимость, растущее неравенство и что нам с этим делать. М., Издательская группа «Точка», 2018.

В книге 2018 года «Новый кризис городов», которую Флорида представит на МУФ, исследователь говорит о разочаровании. Прекрасные урбанистические оазисы с пешеходными общественными пространствами, велосипедными дорожками, парками, наполненные людьми, занимающимися спортом, танцующими и посещающими галереи, оказались источником нового социального и географического неравенства. Социальное неравенство возникает, потому что цены на жилье в таких городах растут, и жилье становится недоступным. В норме жилье должно стоить 2,6 годового дохода. В Нью-Йорке, Лондоне, Париже и в Москве это минимум 8 годовых доходов, а с ипотекой 16 и больше. Аренда жилья также высока и составляет до 65 % месячной зарплаты. В такой ситуации художники и музыканты, а также учителя, медсестры и пожарники, работники ресторанов – люди, без которых город не может функционировать, – вынуждены уезжать в пригороды. А в благоустроенных центрах городов может позволить себе жить, по мнению Флориды, только богатая интеллигенция (!), что для русского уха звучит экзотично – интеллигенция здесь никогда не была особенно богатой.
Флорида Р. Новый кризис городов: Джентрификация, дорогая недвижимость, растущее неравенство и что нам с этим делать. М., Издательская группа «Точка», 2018.
Флорида Р. Новый кризис городов: Джентрификация, дорогая недвижимость, растущее неравенство и что нам с этим делать. М., Издательская группа «Точка», 2018.

К тому же возникает неравенство между городами: столицы или центры технологических индустрий процветают, а бывшие промышленные города не развиваются и погибают (Флорида называет это «урбанизм по принципу «победитель получает все»). Внутри урбанистических «победителей» районы также развиты неравномерно: исторические центры обладают привлекательной средой и инфраструктурой, а пригороды страдают от недостатка хороших школ и клиник, преступности и плохой экологии (в России ситуация лучше, унаследованное от советских времен смешанное население спальных районов не позволяет им превратиться в гетто, замечает исследователь). Упадок урбанизма Флорида связывает с политическими событиями: приходом к власти Трампа и брекзитом Великобритании. Расцвела идеология консерваторов, видящих в городах рассадники разврата и пороков. Тем не менее экономист считает, что преодолеть новый кризис городов можно с помощью того же урбанизма. Ричард Флорида противопоставляет урбанизму по принципу «победитель получает всё» урбанизм для всех. В конце 10-й главы даны семь принципов «лечения» городов. Это:

1. Заставить кластеризацию работать на нас, а не против нас.
Тут рецепт Флориды очень интересен. Городской земли не хватает там, где она больше всего нужна. Но можно использовать ее эффективнее. Снятие запретов на высотное строительство не решает проблему. «Самыми инновационными в мире являются не кварталы небоскребов, как в Гонконге и Сингапуре, а бывшие промышленные районы Лондона, Амстердама, Берлина и Нью-Йорка, застроенные средневысотными зданиями, улицы которых способствуют смешанному использованию» (у нас это, надо думать, Стрелка, «Красный Октябрь», «Большевик» и прочий редевелопмент промзон). Флорида предлагает налог на землю делать максимальным, если на ней ничего не строится или строится узкая башня, и уменьшать его, если пятно застройки увеличивается. Так можно стимулировать владельцев строить средневысотные кварталы с большой плотностью, подобные историческим.

2. Инвестируйте в инфраструктуру, повышая плотность и численность населения.

3. Стройте больше доступного жилья для аренды.
Здесь любопытно, что в Великобритании собираются строить по 200 000 домов в год, чтобы снизить рост цен на жилье и выйти из кризиса. Россия с ее планами строить 100 млн м2 в год, заявленными президентом, не одинока.

4. Превратите низко оплачиваемую работу в сфере услуг в работу на уровне среднего класса.

5. Инвестируя в людей и городские районы, можно покончить с бедностью.

6. Стройте процветающие города во всем мире.

7. Дайте больше власти городам и сообществам.


Не буду комментировать каждый принцип. Книга «Новый кризис городов» написана легким и ярким языком. Иногда даже кажется, что это речь будущего мэра перед избирателями, но подкрепленная многочисленными исследованиями, таблицами, подсчетами индексов и диаграммами, сосредоточенными в обширном приложении.

Книгу можно купить и подписать у автора на презентации 18 июля в 17:00 в зале «Щусев».
Регистрация здесь.

 
Отрывок из книги Ричарда Флориды
«Новый кризис городов»

Глава 10: Урбанизация для всех

«Задайте себе вопрос: когда в последний раз вам доводилось слышать о том, чтобы государственный лидер – не мэр, а премьер-министр или президент – действительно понимал, о чем говорит, если
речь идет о городах и урбанизации? Или больше того: когда он занимался ими? Краткий ответ – никогда. В первую очередь это касается Америки, где Дональд Трамп рассматривает города только как
рассадники преступлений и патологий. Но не менее остро этот вопрос стоит в Великобритании и по всей Европе.

Противоречие между жизненно важной экономической ролью городов и полным пренебрежением к ним со стороны государственной власти болезненно и крайне тревожно. Как показала эта книга, наша способность к инновациям и экономическому росту зависит от кластеризации талантов, компаний и других экономических активов в городах. Города и городские агломерации – это наши основные платформы для технологических инноваций, обеспечения богатства и социального прогресса, для поддержки новых, прогрессивных ценностей и политических свобод. Именно здесь разрабатываются и проверяются новые стратегии поощрения инноваций, создания высокооплачиваемых рабочих мест и повышения уровня жизни.

Но эта книга показала также, что наши города и агломерации сталкиваются с весьма серьезными проблемами, ставящими под угрозу весь наш образ жизни. Та самая кластеризация, которая порождает
экономический и социальный прогресс, все больше разделяет нас в демографическом, культурном и политическом планах. Урбанизация по принципу «победитель получает все» означает, что немногочислен-
ные города-победители захватывают непропорциональную высокую долю прибыли от инноваций и экономического роста, в то время как остальные по-прежнему переживают застой или вовсе отстают в развитии. По мере того как из таких агломераций исчезает все больше и больше районов проживания представителей среднего класса, они, их пригороды и даже целые страны превращаются в пеструю смесь
концентрированных преимуществ и недостатков.

Новый кризис городов – это не существующий сам по себе кризис супергородов и технологических центров, а централизованный кризис современного урбанистического когнитивного капитализма.
Последствия этого кризиса ощущаются во всем мире: от Лондона, Парижа и Нью-Йорка и ведущих центров знаний, таких как Сан-Франциско и Тель-Авив, до регионов, пребывающих в процессе деиндустриализации и областей развивающихся стран, находящихся в стадии быстрого подъема <…>

С одной стороны, кризис наиболее остро ощущается именно там, где мы ожидали, – в крупнейших городах и ведущих технологических центрах Америки: Лос-Анджелес лидирует среди крупных агло-
мераций, Нью-Йорк занимает второе место, Сан-Франциско – третье. Технологические центры Сан-Диего, Бостона и Остина также входят в первую десятку наиболее серьезно затронутых кризисом круп-
ных агломераций. (Мой более широкий статистический анализ подтверждает эту основную схему.) Индекс нового городского кризиса, несомненно, в значительной степени соотносится с размером город-
ских агломераций и плотностью размещения в них, с концентрацией высокотехнологичных промышленных объектов, долями творческих работников и выпускников колледжей, объемами производства, уровнями доходов и оплаты труда. Он также тесно связан с политическим разделением Америки – находится в прямой зависимости от доли голосов, отданных за Клинтон в 2016 г., и в обратной – от от данных за Трампа. И снова мы видим, что новый городской кризис является фундаментальной чертой более крупных, плотных, богатых, либеральных, образованных, высокотехнологичных и в большей степени ориентированных на представителей креативного класса городских агломераций.

С другой стороны, кризис ощущается и во многих других местах по всей Америке: в Чикаго, Майами и Мемфисе, входящих в первую десятку индекса нового городского кризиса, в агломерациях «Солнечного пояса» – Далласе, Хьюстоне, Шарлотте, Атланте, Фениксе, Орландо и Нэшвилле, рейтинг которых чуть ниже; в агломерациях «Ржавого пояса», таких как Кливленд, Милуоки и Детройт, также имеющих высокий рейтинг, и во множестве небольших университетских городков. Агломерация Бриджпорт–Стэмфорд–Норволк, расположенная недалеко от Нью-Йорка, занимает верхнюю позицию по значению индекса нового городского кризиса среди всех агломераций Соединенных Штатов.

Масштабность нового кризиса городов позволяет понять, почему так растет озабоченность современным состоянием экономики. В Великобритании, Европе и Соединенных Штатах средний класс выпотрошен крахом модели развития пригородной инфраструктуры, которую когда-то считали дорогой к лучшей жизни. Уровень жизни бедных и обездоленных падает все ниже и ниже на фоне всего остального общества. Но даже благополучная в экономическом плане часть общества уже не ощущает себя столь же процветающей, как раньше, – теперь ее представители живут в отнюдь не дешевых городах вроде Лондона или Нью-Йорка, где обеспечивать благополучное будущее детей становится все дороже и сложнее.

Новый кризис городов – одна из главных причин того, что экономика развитых стран не может полностью восстановиться после экономического провала и погружается в так называемый «секулярный
застой». Это понятие первоначально использовалось для описания трудностей Великой депрессии, когда экономика не позволяла генерировать инновации, экономический рост и рабочие места, столь необходимые для повышения уровня жизни. Бывший министр финансов США Ларри Саммерс (Larry Summers) полагает, что мы застряли в новой эре стагнации, восстановление экономики происходит медленнее, чем могло бы, и не способно создать количество хорошо оплачиваемых рабочих мест, достаточное для восстановления среднего класса. Саммерс вместе с лауреатом Нобелевской премии экономистом Полом Кругманом (Paul Krugman) и многими другими полагают, что лучший выход из этих трудностей – масштабные затраты на инфраструктуру со стороны правительства. Его идея, очевидно, основана на исторических прецедентах – в XIX в. каналы и железные дороги соединили промышленно развитые страны и расширили сферы их деятельности, способствуя экономическому росту и инновациям.
В конце XIX и начале XX вв. новый импульс развития городам и росту их населения дали трамваи и подземный транспорт. В середине XX в. массовые инвестиции в строительство дорог и щедрые субсидии для домовладельцев привели к стремительному увеличению пригородного населения и продолжительной эпохе развития экономики. Но сегодня большие затраты на строительство дорог и мостов вызовут лишь краткосрочный подъем экономики и не обеспечат ее устойчивого роста. Нам нужен не ворох проектов, готовых к реализации, а стратегические инвестиции в инфраструктуру, которая станет основой целенаправленного развития городских кластеров. Чтобы снова поднять экономику, инфраструктура должна стать частью более широкой стратегии развития городских кластеров.

Но это дорогой вариант – разумеется, по сравнению с предыдущими периодами более простого и дешевого расширения городов. Повышение плотности жилья, необходимое для городской класте-
ризации, создание общественного транспорта и других элементов инфраструктуры развития, перестройка жилых комплексов для увеличения притока населения и обеспечение необходимых объемов доступного жилья обойдутся гораздо дороже, чем просто строительство более широких дорог и возведение домов, рассчитанных на одну семью, в пригороде. По оценкам правительства Великобритании, в течение последующих пяти лет необходимо ежегодно строить порядка 200 тыс. новых домов, чтобы снизить темпы роста цен на жилье с 2,7% до более приемлемых 1,8%, но даже эта цель для нас сегодня недо-
стижима – в правительстве признали, что в течение последних 30 лет «строительство по заказу местных властей фактически прекратилось и не возобновлялось жилищными ассоциациями».

Помимо того что такая реструктуризация городов очень дорого стоит, она противоречит глубоко укоренившимся антиурбанистическим настроениям, распространенным как в Великобритании, так
и в Соединенных Штатах – некая ностальгия по жизни в сельской местности и предвзятость в отношении городского уклада свойственны не только нашему менталитету, но и многим правительственным
структурам. Эти настроения усугубляются прочной убежденностью консерваторов в том, что города по своей природе элитарны, являются рассадниками расточительства, разврата, пороков, распущенности
и преступлений, т.е. неотъемлемой частью нашего социального и экономического распада, – и они нашли отклик у Трампа и его окружения. Мобилизовать политические силы в условиях нового городского кризиса будет непросто, тем более что в эпоху трампизма и Брекзита популизм наращивает мощь в большинстве передовых европейских стран.

Итак, что мы можем сделать, чтобы преодолеть новый кризис городов и вернуть экономику и общество в нужное русло развития? Я далеко не первый, кто пытается найти решение проблем, стоящих перед нашими городами. Но у нас нет полного понимания нового кризиса, поэтому предлагаемые время от времени стратегии и решения носят слишком ограниченный и временный характер, чтобы справиться с глубиной и масштабом проблемы. Многие считают, что необходимо преодолеть косную политику NIMBY или, как я предпочитаю их называть, новых городских луддитов, сдерживающих повышение плотности городов и их кластеризацию, которые нужны для инноваций и экономического прогресса. Разумеется, настало время реформировать слишком строгие нормы строительства и градостроительного зонирования, ограничивающие плотность городов. Мэрам городов, безусловно, требуется больше властных полномочий. Но, сколько бы ни было полномочий, их будет недостаточно. Полное решение всех
проблем нового городского кризиса потребует большего.

Чтобы выйти из глубокого системного кризиса и добиться расцвета экономики, мы должны поставить города и урбанизацию в самый центр нашей повестки. Как я отмечал в начале этой книги, раз уж новый кризис носит городской характер, то таким же должно быть и его разрешение. Если мы хотим вернуться ко всеобщему устойчивому процветанию, мы должны стать полноценно урбанизированным обществом. Масштабы требуемых инвестиций пугают, но такое уже случалось в нашей истории. Радует то, что мы можем добиться значительных успехов, используя ресурсы, которые у нас уже есть. При этом новая стратегия обеспечения более продуктивной и всеобщей урбанизации должна формироваться на базе семи основополагающих принципов. Ниже я расскажу о каждом из них».

Флорида Р. Новый кризис городов: Джентрификация, дорогая недвижимость, растущее неравенство и что нам с этим делать / Ричард Флорида: Пер. с англ. – М.: Издательская группа «Точка», 2018. – 368 с.
Флорида Р. Новый кризис городов: Джентрификация, дорогая недвижимость, растущее неравенство и что нам с этим делать. М., Издательская группа «Точка», 2018.

09 Июля 2018

Похожие статьи
Времени действительно нет?
С 22 июля по 5 октября 2025 года в Аптекарском приказе в Музее архитектуры работает выставка «Времени нет» – совместный проект МУАР и сообщества ЦЕХ, куда входят архитектурные бюро Saga, ХОРА и NOWADAYS office. ЦЕХ собрал двадцать одного участника, предложил им изучить цифровой каталог Музея архитектуры, выбрать оттуда документы или произведения искусства и на основе или в диалоге с ними создать оригинальные работы.
Метро как искусство. Деконструкция
В Музее Москвы до 24 августа 2025 года работает выставка «Высоко под землей», посвященная 90-летию московского метро. Столичная подземка – больше, чем транспорт, это гигантский арт-объект, который мы ежедневно не замечаем. Главный трюк экспозиции – заставить увидеть в утилитарном самостоятельное искусство. Метро предстает как результат одержимости деталями, как коллективный труд тысяч людей, как место, где технологии скрываются за красотой.
Лина Бо Барди и «ГЭС-2»: реконструкция
В Доме культуры «ГЭС-2» с 11 июля по 19 октября работает первая в России масштабная выставка, посвященная Лине Бо Барди (1914-1992) – бразильскому архитектору итальянского происхождения. «Если бы стены стали водой» – не столько ретроспектива, сколько попытка оживить дух Бо Барди на московской сцене, где ее идеи об общем для всех горожан пространстве и гибкости архитектурных решений звучат особенно актуально.
Феномен «чистой» архитектуры: читая книгу Карена...
Ученик Юрия Волчка Алексей Воробьев рассматривает книгу, написанную о знаменитом архитекторе-модернисте Джиме Торосяне учеником Торосяна Кареном Бальяном; и вышедшую недавно в издательстве TATLIN. Рецензия получилась прочувствованной, подробной – превратилась в эссе, где подзаголовок книги – Maestro di bellezza – становится отправной точкой для размышлений о красоте и ее преобразующей роли, со ссылками на Умберто Эко и Владимира Соловьева. Такая рецензия – сама по себе размышление о судьбе профессии архитектора.
Операция «Адаптация»: пунктирные заметки о XIX Архитектурной...
Людмила Лунина побывала на превью венецианской биеннале архитектуры и оценила выставку как сложную и научную. Поэтому так полезен ее авторский обзор, в котором всё или почти всё, пусть пунктирно, но обстоятельно, разложено «по полочкам». Полезно как для тех, кто планирует поехать на биеннале, так и для тех, кто сидит здесь, но не хотел бы отрываться от международной повестки. А повестка, судя по всему, получила на выставке новое воплощение: искать примеры архитектурной формы там, пожалуй, будет еще более бесполезно, чем обычно, зато столько всего разного... И грибы, и бактерии, и павильон из слоновьего навоза, и новые виды high-tech...
Групповой портрет архитекторов Серебряного века
Новая книга Марии Нащокиной «Архитектура Москвы эпохи модерна в творческих биографиях зодчих» сочетает научную глубину и энциклопедический охват с увлекательным изложением. В ней представлены жизнь и творчество 126 мастеров модерна, неоклассицизма и поздней эклектики. Публикуем рецензию и отрывок из книги, посвященный одному из самых ярких архитекторов ХХ века Александру Таманову.
Река и форм, и смыслов
Бюро ATRIUM славится вниманием к пластичной форме, современному дизайну и даже к новым видам интеллекта. В книге-портфолио Вера Бутко и Антон Надточий представили работу компании как бурный поток: текстов, графики, образов... Это делает ее яркой феерией, хотя не в ущерб системности. Но система – другая, обновленная. Как будто фрагмент метавселенной воплотился в бумажном издании.
Жизнестроительство на своей шкуре
Какая шкура у архитектора? Правильно, чаще всего черная... Неудивительно, что такого же цвета обложка новой книги издательства TATLIN, в которой – впервые для России – собраны 52 собственных дома современных архитекторов. Есть известные, даже знаменитые, есть и совершенно малоизвестные, и большие, и маленькие, и стильные, и диковинные. В какой-то мере отражает историю нашей архитектуры за 30 лет.
Учебник рисования?
Вообще так редко бывает. Ученики Андрея Ивановича Томского, архитектора, но главное – преподавателя академического рисунка, собрались и издали его уроки и его рисунки, сопроводив целой серией воспоминаний. Получилась книга теплая и полезная для тех, кто осваивает рисунок, тоже. Заметно, что вокруг Томского, действительно, образовалось сообщество друзей.
Преодоление мрамора
В Петербурге начала работу IX Биеннале архитектуры – одна из крупнейших профессиональных выставок города, организатором которой выступает Объединение архитектурных мастерских. Этот обзор не охватывает обширную деловую программу, сосредотачиваясь лишь на ощущениях от визуальной части экспозиции – ее объем и содержание говорит о возможности будущих трансформаций.
Мир бинарных оппозиций
Относительно новой книги Андрея Бокова не хочется и не следует повторять общепринятую формулу нашего времени: «прочитали за вас». Прочитали, но «за вас» в данном случае не работает. Книга не содержит принципиально новых сведений, на то она и теория самого стратосферного пошиба. Однако ее хочется разобрать на цитаты и выучить наизусть. Настолько некоторые места, по-эпичному, точны и емки. Но ее главное достоинство в другом – текст с элегантной непринужденностью даже не заставляет, а – провоцирует – читателя _думать_. Динамизирует мышление. А вот это уже важно.
В ожидании гезамкунстверка
Новый альманах «Слово и камень», издаваемый мастерской церковного искусства ПроХрам – попытка по-новому посмотреть на вопросы и возможности свободного творчества в религиозном искусстве. Диапазон тем и даже форматов изложения широк, текстов – непривычно много для издания по современному искусству. Есть даже один переводной. Рассматриваем первый номер, говорят, уже вышел второй.
Пройдя до половины
В издательстве Tatlin вышла книга «Архитектор Сергей Орешкин. Избранные проекты» – не традиционная книга достижений бюро, а скорее монография более личного плана. В нее вошло 43 здания, а также блок с архитектурной графикой. Размышляем о книге как способе подводить промежуточные итоги.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
Счастье независимого творчества
Немало уже было сказано с трибуны и в кулуарах – как это хорошо, что в период застоя и типовухи развивались другие виды архитектурного творчества: НЭР, бумажная архитектура... Но не то чтобы мы хорошо знаем этот слой. Теперь, благодаря книге Андрея Бокова, который сам принимал участие во многих моментах этой деятельности, надеемся, станет намного яснее. Книга бесценная, написана хорошо. Но есть сомнения. В пророческом пафосе.
Подпольный город
Новая книга Андрея Иванова посвящена вернакулярным районам городов мира и заставляет подумать о вещах сверх того: например, степени субъектности человека, живущего в окружении застройки, «спущенной сверху» государством или архитектором. Прочитали книгу целиком и делимся своими впечатлениями.
Наше всё
Кто такой Щусев? В последние пару недель, с тех пор, как архитектору исполнилось 150 лет, на этот вопрос отвечают с разных сторон по-разному. Самый пространный, подробно иллюстрированный и элегантно оформленный ответ – выставка в двух корпусах Музея архитектуры на Воздвиженке. Четыре куратора, полтора года работы всего музея и экспозиционный дизайн Сергея Чобана и Александры Шейнер. Рассматриваем и показываем, что там к чему.
Искусствовед между молотом и наковальней
Советская эпоха, несомненно, воспитала своего человека. Образ его, как правило, соотносят с колоннами физкультурников и другими проявлениями тоталитарной телесности, но это по крайней мере лишь половина дела. Режиму было важно не только то, как маршируют, но и как думают. А также – как проектируют и строят. Илья Печёнкин – о книге Николая Молока «Давид Аркин: «идеолог космополитизма» в архитектуре».
Все наоборот
Мало премий вместо многих, вручение в первый день а не в последний, проекции вместо планшетов, деревья внутри, а объекты на улице – обновление фестиваля Архитектон пошло, как будто бы, по надежному пути переворачивания всех традиций профессионального цеха – ну или хотя бы тех, что подвернулись под руку. Придраться, конечно же, есть к чему, но ощущение свежее и импровизационное. Так, чего доброго, и Москву начнут учить. Мы рассказывали об элементах фестиваля частями в телеграме, теперь рассматриваем все целиком.
Фальконье
Во Флигеле Руине Музея архитектуры открыта выставка «стеклянных кирпичей» Густава Фальконье. Они – прародители стеклоблоков, но более сложные и красивые. Выставка показывает подлинные «кирпичи», архитектуру с ними, историю уничтожения окон Фальконье в здании Госархива, а еще она стала одной из причин возродить технологию производства.
Ручеек вернакулярности
Книга Андрея Иванова «ГюмрИ», продолжающая его «Иереван» – одновременно урбанистическое исследование вернакулярного города на конкретном примере, краеведческий очерк и поэма. Она очень обаятельна и в ней, как и в «вернакулярном» городе, место находится практически для всего. Для четкого определения границ вернакулярности вот только не нашлось места, ну да это не страшно, образ города книга создает живейший.
Радикальная ирония
Издательство АСТ выпустило первый тираж путеводителя от авторов термина «капиталистический романтизм» и телеграм-канала «Клизма романтизма». Книга выходит за рамки жанра и предлагает широкому кругу читателей понять и простить здания, которые часто называют «градостроительными ошибками». Мы почитали и составили впечатление, делимся.
Улица рисунков зодчего Росси
В берлинском Музее архитектурного рисунка Фонда Сергея Чобана открыта новая выставка, на которой представлены более 100 работ итальянского архитектора Альдо Росси, многие из них экспонируются впервые.
«Новая Эллада»
Публикуем рецензию на вышедшую в этом январе книгу Андрея Карагодина «Новая Эллада. Два века архитектурной утопии на южном берегу Крыма».
Планета Шехтель
Под занавес ушедшего года в издательстве «Русский импульс» увидела свет книга «Мироздание Фёдора Шехтеля», составленная Людмилой Владимировной Сайгиной – научным сотрудником Музея архитектуры, на протяжении многих лет изучающим биографию и творчество корифея московского модерна. Иначе говоря, под обложкой 640-страничного издания представлен материал, собранный в ходе исследования, ставшего делом всей жизни. Это дорогого стоит, хотя издание подкупает демократичностью исполнения и ценой.
Судьба Иофана
В издательстве «Кучково поле. Музеон» вышла книга Владимира Седова «Архитектор Борис Иофан». Она основана на материалах архива семьи архитектора из коллекции Музея архитектурного рисунка Сергея Чобана и дает возможность познакомиться с большим объемом малоизвестных ранее материалов. Но текст книги выходит далеко за рамки комментария к архиву – по словам автора, это творческая биография. Написана она живо, местами пронзительно и оттого звучит очень актуально.
Маршрут построен
При поддержке фонда DICTUM FACTUM вышел в свет путеводитель по новейшей архитектуре Санкт-Петербурга, составленный Анной Мартовицкой. Делимся впечатлениями о книге.
Ода к ОАМ
В Петербурге начала работу VIII архитектурная биеннале. На дискуссии, где обсуждалось архитектурное просвещение, зал и председатель ОАМ попросили у редакции Архи.ру больше критики. Мы решили попробовать, и начать с самой выставки.
«Животворна и органична здесь»
Рецензия петербургского архитектора Сергея Мишина на третью книгу «Гаража» об архитектуре модернизма – на сей раз ленинградского, – в большей степени стала рассуждением о специфике города-проекта, склонного к смелым жестам и чтению стихов. Который, в отличие от «города-мицелия», опровергает миф о разрушительности модернистской архитектуры для традиционной городской ткани.
К почти забытому юбилею
В Государственном музее архитектуры имени А.В. Щусева открылась выставка офортов архитектора-неоклассика Ивана Александровича Фомина, приуроченная к 150-летию со дня рождения мастера.
Пресса: Невероятная трансформация: Москва поразила иностранных...
22 ИЮЛЯ 2018 Г. ВЛАДИМИР СТАРИКОВ 5397 Все внимание на этой неделе приковано к парку Зарядье. Там открылся Московский урбанистический форум. Лучшие эксперты в области архитектуры и строительства со всего света обсуждали масштабные городские изменения последних лет и будущее мегаполисов. Чем обновленная Москва поразила гостей?
Пресса: Мышление по диагонали: каким должен быть идеальный...
Города постоянно меняются, и эти изменения с каждым годом происходят всё быстрее. Меняются и навыки, необходимые архитектору, сити-менеджеру или эксперту-урбанисту. В результате споры о подходах к образованию городских управленцев возникают не реже, чем дискуссии о судьбе самих городов.
Пресса: Американский урбанист Брюс Кац высоко оценил преобразование...
Преобразование московской городской среды заслуживает высокой оценки, заявил урбанист Брюс Кац, выступая в ходе пленарного заседания "Современный мегаполис. Новое пространство для жизни", открывающего Московский урбанистический форум.
Блеск и нищета городов
Знаменитый американский урбанист Ричард Флорида, автор концепции креативного класса, даст интервью и представит свою книгу «Новый кризис городов» на МУФ-2018. Публикуем рецензию и отрывок из книги.
Технологии и материалы
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Сейчас на главной
Змея на берегу
Деревянная тропа вдоль берега реки Тежу, спроектированная бюро Topiaris, связывает пешеходным и велосипедным маршрутом входящие в агломерацию Большой Лиссабон муниципалитеты Лориш и Вила-Франка-ди-Шира.
Храм тенниса
Павильон теннисного клуба в Праге по проекту Pavel Hnilička Architects+Planners напоминает маленький античный храм с деревянной конструкцией.
Пикник теоретиков-градостроителей на обочине
Руководитель бюро Empate Марина Егорова собрала теоретиков-градостроителей – преемников Алексея Гутнова и Вячеслава Глазычева – чтобы возродить содержательность и фундаментальность профессиональной дискуссии. На первой встрече успели обсудить многое: вспомнили базу, сверили ценности, рассмотрели передовой пример Казанской агломерации и закончили непостижимостью российского межевания. Предлагаем тезисы всех выступлений.
Вопрос сорока процентов: изучаем рейтинг от «Движение.ру»
Рейтингование архитектурных бюро – явление достаточно частое, когда-то Григорий Ревзин писал, что у архитекторов премий едва ли не больше, чем у любой другой творческой специальности. И вот, вышел рейтинг, который рассматривает деловые качества генпроектных компаний. Топ-50 генпроектировщиков многоквартирного жилья по РФ. С оценкой финансов и стабильности. Полезный рыночный инструмент, крепкая работа. Но есть одна загвоздка: не следует ему использовать слово «архитектура» в своем описании. Мы поговорили с автором методики, проанализировали положение о рейтинге и даже советы кое-какие даем... А как же, интересно.
Перспективный вид
Бюро CNTR спроектировало для нового района Екатеринбурга деловой центр, который способен снизить маятниковую миграцию и сделать среду жилых массивов более разнообразной. Архитектурные решения в равной степени направлены на гибкость пространства, комфортные рабочие условия и запоминающийся образ, который позволит претендовать зданию на звание пространственной доминанты района.
МГАХИ им. В.И. Сурикова 2025: часть II
Еще шесть бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, отмеченных государственной экзаменационной комиссией: объекты транcпортной инфраструктуры, спортивные и рекреационные комплексы, а также ревитализация архитектурного наследия.
По два, по три на ветку. Древолюция 2025
Практикум деревянной архитектуры, упорно и успешно организуемый в окрестностях Галича Николаем Белоусовым, растет и развивается. В этом году участников больше, чем в предыдущем, а тогда был рекорд; и поле тоже просторнее. Изучаем, в какую сторону движется Древолюция, публикуем все 10 объектов.
Малевич и бани, природа и хайтек
Комплекс «Бани Малевича» планируется открыть осенью 2025 года на Рублёво-Успенском шоссе. Проект, разработанный DBA-GROUP под руководством Владислава Андреева – пример нетипичного подхода к образу СПА вообще и бань в частности. Намеренно уклонившись от всех видов аллюзий авторы отдали предпочтение характерным для стримлайна угловым скруглениям, сочетанию дерева с моллированным стеклом – сдержанным современным формам. Как внутри, так и снаружи. Изучаем проект.
Скорее скатерть и бокал!
Спустя много лет заброшенное Конюшенное ведомство в Петербурге наконец дождалось своего часа: по проекту «Студии 44» в этом году должны начаться первые мероприятия по восстановлению и приспособлению здания. И функция, и общий план работ предполагают минимальное изменение комплекса, который сохранил следы трехвековой истории. Все решения обратимы и направлены прежде всего на то, чтобы открыть памятник городу и погрузить его в кипучую светскую жизнь – для этого выбран сценарий культурного центра с выраженной гастрономической составляющей.
Материализация воздушных потоков
Международный аэропорт имени Николая Камова в Томске открылся в конце августа прошлого года. О проекте мы уже рассказывали – теперь рассматриваем реализованное здание. Функциональность усилена в нем символическим подтекстом: архитекторы бюро ASADOV стремились по максимуму отразить в архитектуре местную идентичность.
Смех за портьерой
В Москве открылся театр современной клоунады и стендапа, интерьеры для которого разработало бюро AQ. Сочетание необычного здания и необычной функции трансформировалось в оригинальное дизайнерское решение, главную роль в котором играют фиолетовые драпировки, создающие особую театральную атмосферу.
МГАХИ им. В.И. Сурикова 2025: часть I
Представляем шесть бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, посвященных крупным культурным центрам и научным комплексам. Все работы основаны на предпроектных исследованиях, которые проводились в рамках преддипломной практики. Два объекта спроектированы для Болгарии и Албании, еще четыре – для Палеха, Махачкалы, Москвы и Краснодара.
Внутренние ценности
Что думают о развитии интерьерного дизайна в России самые успешные и именитые архитекторы и дизайнеры? Чем они гордятся, чем восхищаются, к чему стремятся? Как выстраивают работу и как оценивают путь, проделанный отраслью за прошедшие годы? Представляем ответы 14 архитекторов из 13 бюро, и пусть вас не смущает «несчастливое» число :)
Интерьер как архитектурная задача
Запускаем новый специализированный раздел – Интерьер. Он будет служить площадкой для публикаций общественных интерьеров, включая офисы – преимущественно реализованных. А также местом для обмена мнениями, экспертизой и информацией о новых технологических решениях. Читайте анонс раздела, ищите кнопку Интерьер – она скоро появится в меню сайта.
Всё по плану
Международная премия THE PLAN Award объявила короткие списки финалистов. В пяти различных номинациях присутствуют реализованные проекты российских бюро – сейчас за них можно проголосовать, чтобы увеличить шансы на получение приза зрительских симпатий. Некоторые, как музей «Коллекция» бюро СПИЧ уже успели отметиться в других серьезных премиях, другие менее известны – предлагаем познакомиться.
Развитие и благоустройство глазами участников Летней...
В июле завершилась Летняя архитектурная школа 2.0 Санкт-Петербурга и Ленинградской области. В этом году она проводилась уже во второй раз и включала четыре проекта по развитию и благоустройству территорий деревни Низино. Знакомим с работами победителей.
Сжатие для развития
Мастер-план Воркуты, разработанный под руководством архитектурного бюро RTDA, стал ответом на резкое сокращение населения и упадок городской среды. Проект опирается на «регулируемое сжатие» – уплотнение структуры города с акцентом на благоустройство, экологию и вовлечение местных жителей.
Ностальгия – наше все
Совсем недавно московский бомонд обрел новую точку притяжения – возрожденный Дом творчества Переделкино. И вот уже популярная культурная институция начала обрастать необходимой инфраструктурой, в том числе коворкингом, чей интерьер cпроектирован бюро Blockstudio с большим уважением к памяти места.
Константин Трофимов: «Нас отсеяли по формальному...
В финал конкурса на концепцию вестибюля станции метро «Лиговский проспект-2» вышло 10 проектов, 2 самостоятельно снялись с дистанции, а еще 11 не прошли конкурс портфолио, который отсекал участие молодых или иногородних бюро. Один из таких участников – «Архитектурная мастерская Трофимовых», главный архитектор которой четыре года работал над проектом Высокоскоростной железнодорожной магистрали, но не получил шанса побороться за вестибюль станции метро. О своем опыте и концепции рассказал руководитель мастерской Константин Трофимов.
Мерцающий дизайн
Как добиться максимального впечатления, используя минимум выразительных средств? Над этой задачей трудятся многие поколения архитекторов и дизайнеров-минималистов. Но студия SERDYUK пошла своим путем, создав компактную кофейню, облик которой собирается из самого простого набора элементов, но воспринимается как волшебная шкатулка.
Чикагские лауреаты 2025
Премия International Architecture Award подвела итоги: в этом году отмечено рекордное количество проектов от российских архитекторов. Коротко рассказываем о победителях номинаций и работах, удостоенных почетного упоминания.
Полотно на веревке
Вилла Casa de Linho, построенная по проекту бюро Tetro на окраине Белу-Оризонти, романтизированно изображает профессиональную деятельность заказчицы-модельера.
Изначальная материя
В интерьерах лобби жилого комплекса FØRST бюро WALL смогло развернуть общую концепцию в неожиданном направлении: через соединение брутальных ортогональных форм с природными материалами, создав ассоциации с северной природой, скалами и сосновым лесом.
Тайга во дворе
В тюменском жилом комплексе «Сердце Сибири» по проекту АБ «Вещь!» благоустроены дворы «Южная тайга» и «Северная тайга», а также бульвар «Тропа Сибири». Малые архитектурные формы отсылают к Тунгусскому метеориту и медвежьей берлоге, активная геопластика помогает усложнить пространство и маршруты.