Уже не избушки

Сформирован шорт-лист премии АРХИWOOD-2018. Сегодня стартует «народное» голосование премии. О номинантах рассказывает куратор премии Николай Малинин.

mainImg
Результаты народного голосования АРХИWOOD-2018 станут известны 18 мая: в этот день в здании ЦДХ (Новая Третьяковка) состоится торжественная церемония вручения премии – уже девятая по счету.

В этом году премия снова собрала рекордное количество заявок – 180. Причем ровно треть (60 объектов) дали в совокупности номинации «Загородный дом» и «Малый объект» – то есть, именно те, где речь идет о деревянном доме. В первой из них в шорт-лист вышло сразу 10 объектов (такого никогда еще не было, так что это тоже рекорд) – что говорит о серьезном качественном росте проектов. Главная битва грозит развернуться между домами прошлогодних победителей премии – питерского бюро ХВОЯ и команды из Владивостока «Конкрит Джангл». Построенные на разных концах страны, два этих дома похожи: невысокие коробочки, снаружи – темные, внутри – светлые.
zooming
Евгений Силин, Феликс Машков («КонкритДжангл»). Дом Австриевского. Владивосток. Фотогарфия © Алексей Филимонов
zooming
Бюро ХВОЯ. Дом для двух художников. Ленинградская область. Фотография © Дмитрий Цыренщиков

Дом Евгения Силина и Феликса Машкова сделан с высоким качеством, как говорят в таких случаях – «мебельным», его даже можно принять за шкафчик. При этом фасад этого «шкафчика» решен в монументальном стиле советских дворцов: внутренние поверхности плавно скругляются, переходя к бокам и крыше, а перед зданием возникает целая «площадь» – громадная открытая терраса. Дом ХВОИ более уютен и рационален: под эффектным скатом крыши – антресоли со спальнями, а сквозной проход делит дом на жилую часть и мастерскую (которую освещает правильный верхний свет с севера).

Тему сквозного прохода и контрастного цветового решения продолжает дом ILL в Латвии (бюро INT2Architecture): только здесь все эти современные приемы оттенены привычной кровлей на два ската, а торцы отделаны старой амбарной доской (причем задние – заподлицо, а передние – с отступом). В комплекс входит здание гаража, повторяющее в миниатюре все основные решения, поставленное будто бы случайно и живописно, но создающее с главным домом своеобразное патио.
zooming
Александр Малинин, Анастасия Шевелева (INT2 architecture). ДомILL. Латвия, Царникава. Фотография © INT2 architecture

«Сарайную» эстетику развивает и ее главный идеолог Александр Ермолаев: ТАФ-кондоминиум в Балашихе построен как мастерская для учеников и соратников, сочетающая общественные зоны и уголки для творческого уединения. Внешний облик как бы безыскусен, но на самом деле точно определен планировкой и весьма оригинален. Примыкают к этому флангу Алексей Розенберг и Петр Костелов, построившие группу эко-домов в Конаково: снова фирменный серый цвет, симфония узких окон (как вертикальных, так и горизонтальных), непривычные скосы крыш (в модерне такие называли «вальмовыми»), что в совокупности придает домам совершенно нерусский образ. Внутри же все, как всегда, не просто тщательно продумано, но и увлекательно. А Конаково остается главным полигоном современной деревянной архитектуры.

Но у него появился и конкурент по этой части – эко-парк «Ясно-Поле». Там тоже любят современную архитектуру, а также – лошадей и крупный рогатый скот. А в прошлом году две эти любви соединились: Владимир Кузьмин вывел на тульские просторы целое «стадо». Дом-бык и две коровы – гостевые дома, крепко стоящие на многочисленных ногах, имеющие также остекленные «морды», пятнистые «шкуры», окна-иллюминаторы и массу других веселых примет.
zooming
Владимир Кузьмин, Иван Зверев, Николай Мордашев, Мария Гулиева, Дмитрий Краснобаев (ПОЛЕ-ДИЗАЙН). Гостевой Дом-корова. Эко-парк «Ясно-Поле». Фотография © Владимир Кузьмин

Гораздо более суровы дома-«дрозды» новичков премии – московского Buro511. Их четверо, все они черного цвета, но тоже стоят на ножках и крутят «мордами» в разные стороны. И хотя в них нет той удали, как в кузьминских зверюгах, они более сдержаны и элегантны, но все вместе эти объекты обозначают отдельное направление внутри номинации – условно назовем его «экспрессионистским». Самый скромный в этом ряду – летний домик под Новосибирском (Галина Будникова, Григорий Кужелев, Алексей Моржаков). Однако, и он не лишен экспрессии: необычный образ достигнут не только благодаря многоуровневости внутреннего пространства, но и за счет обшивки, доски которой идут параллельно не земле, а основному объему. Этот простой трюк создает яркий образ: как будто бы дом несет на себе ракету, которая вот-вот стартует в небо.

В номинации «Малый объект» (как и в номинации «Дизайн городской среды») главным объектом внимания архитекторов стала вода. Это и суперкачественная реконструкция Красногвардейских прудов (бюро Wowhaus), и обустройство набережной Енисея в Дивногорске (Алексей Мякота): эффектные объекты, напоминающие то ли птиц, то ли цветы на фоне эпических гор (и это еще одно новое место на карте премии и новое имя в списке наших героев).
Алексей Мякота, Лидия Грибакина (АДМ). Видовая площадка с навесом и амфитеатром на набережной Енисея. Дивногорск

Тут же – два объекта на набережной Волги в Самаре: «Волжский аист» (lim_architects) – подвязанные к перекладинам гамаки из простыней, и смотровые качели Антона Кочуркина: эдакий модернистский детский конструктор, который, к тому же, передвигается. На воде живут и павильоны «Реж» Егора Соловьева: обманчиво привычные, они гораздо хитрее, чем кажутся. Домики сложены в реж, то есть, с большими просветами между бревнами (так в старину рубили звонницы и прочие хозсооружения, не предполагающие постоянного пребывания человека), а просветы заполнены тонированным стеклом (поводом к чему стали сильные ветра, дующие на «Острове Дракино», как будет называться весь этот грандиозный комплекс). Менее прагматичен, но не менее эффектен «Плот-парадокс» в Выксе Анастасии Измаковой и Беллы Филатовой: он не только отсылал к оптическим играм Маурица Эшера, но и добавлял к ним странности, отправляя и без того причудливую конструкцию в плавание. Наконец, самая мощная по замыслу «водная» вещь – «Дом с люстрой» от питерской ХВОИ, дом-плот, бороздивший прошлым летом просторы «АрхСтояния». Деревянная коробочка с двумя кроватями не имеет окон, но в крышу врезан световой фонарик, в котором укреплена люстра. Днем интерьер освещается через фонарик, ночью – люстрой, при этом еще и сам домик светит всем вокруг. Удивительно волшебное, теплое и остроумное сооружение, которому трудно не пророчить победу.
zooming
Бюро ХВОЯ. «Дом с люстрой». Никола-Ленивец, «АрхСтояние-2017»

Еще одна вещь на воде – «Липовый чай» в Суханово: два причала с двух противоположных берегов озера; символизируют диалог Раневской и Лопахина; при этом оба они плавно уходят под воду: России не понадобились ни та, ни другой.
Команда «ВЛЕВО». «Липовый чай». Усадьба «Суханово». Фото: Николай Малинин

Это уже номинация «Арт-объект», в лонг-листе которой было как никогда много зверья: заяц, медведь, лось, конь (красный)… Основным поставщиком этой фауны стала впервые участвующая в премии Тюмень (и скульптор Олег Епифанов). Правда, в шорт-лист звери не пробились: помешала избыточная иллюстративность. Хотя сказать, что залогом попадания в финал стала концептуальность, тоже было бы нечестно. Все вышедшие в шорт-лист объекты хороши не только замыслом, но и исполнением – как, например, обелиск в Суханово. Это тонкая деконструкция привычного каменного архетипа: он стал легким, прозрачным, призрачным.И это неслучайно: потому что возник он здесь в память о былом величии усадьбы. Как неслучайна и точка – единственная, откуда виден и главный дом, и пруд (соединявшая их аллея давно заросла). Гораздо более злой объект на ту же тему (все они сделаны в рамках фестиваля «Древолюция») – туалет-качалка «Про[srali]Суханово». Здесь уже не элегическая печаль, как в обелиске, а злая сатира на инфантилизм взрослых дядь и теть, который, собственно, и привел усадьбу к нынешнему состоянию. И снова переосмысливается архетип, точнее – сразу два: детской качалки и дачного туалета. Но при этом они ловко объединены в один парадоксальный объект, который, к тому же, крепко и ладно сделан (как, впрочем, и обелиск).

Не менее саркастична «Зернь» Влада Киселя: скособочившаяся главка православного храма, да еще и урезанная, где вместо шпиля – шанырак (круглое отверстие для света в потолке юрты). За юрту принимали гости выставки ЭКСПО и объект мастерской Тотана Кузембаева в Астане. Но это была «Шошала» – традиционный чулан кочевников, решенный, правда, в гигантском масштабе, но собранный при этом из европоддонов. Идеология Reduce Reuse Recycle (сокращай, используй повторно, перерабатывай), которую символизировал павильон, особенно остро выглядела на эспланаде казахской столицы, застроенной стеклянными небоскребами и дворцами с национальными рюшечками. На той же эспланаде, такой же незаконной деревянной кометой, сверкнул «Передвижной коворкинг» от «Мегабудки»: деревянный домик на деревянных колесах, чьи стены изрешечены треугольными бойницами (отсылая уже к машрабии – это узорная деревянная решетка, закрывающая окна и балконы в архитектуре древнего Востока).
Кирилл Губернаторов («Мегабудка»). Передвижной коворкинг. Астана. Фотография © Макс Лишанков

Не то чтобы очень практичное, но совершенно оригинальное по своему облику сооружение, сравниться с которым может разве что туалет в виде шара от артели «Данила, Макар и братья». Артель, впервые участвующая в премии, хмуро посмотрела на архив премии и трезво заявила: «Ну, с нашими домиками нам тут, пожалуй, ничего не светит, но кое-что для вас у нас найдется». И не ошиблась.
zooming
Дмитрий Беляев, Юрий Иванов (артель «Данила, Макар и братья»). Туалет «Еж»

Не менее парадоксальна (правда, исключительно за счет перемены привычного масштаба) «Библиотека растений» от MANIPULAZIONE INTERNAZIONALE: на глазах становящийся архаизмом библиотечный каталог разверстан высотой под 3 метра и вместо карточек наполнен живыми растениями: чтобы намекать нам на то, что и они могут стать архаизмом. Точно также – масштабом ­– берет Песочница у Ельцин-центра в Екатеринбурге: не пора ли ей в «Книгу рекордов»?

«Древолюция» вернула себе передовые позиции, чуть сданные в прошлом году, выйдя в финал с 4 объектами, к которым можно добавить и сделанный под ее же брэндом (но не в Суханово) объект «Знак»: указатель к выставке недвижимости, небоскреб в виде поставленных один на другой каркасов одноэтажных домиков, предпоследний из которых работал еще и светильником. Вполне уместная отсылка к знаменитому Vitra Haus Херцога и де Мерона. Среди общественных сооружений стоит отметить фермерский рынок под Тулой Антона Кочуркина и мотель «Бумеранг» Николая Лызлова; в номинации «Интерьер» – остроумную круглую спальню Тотана Кузембаева и, как всегда, жесткую, но прекрасную смесь дерева с бетоном в квартире Алексея Розенберга.
zooming
Тотан Кузембаев, Мария Салина, Марина Коробова. Интерьер квартиры на Кутузовском. Фотография © Илья Иванов

Наконец, в номинации «Реставрация» фигурируют три очень разных объекта, три разных сюжета. Покровская (Сретенская) церковь в Заостровье (Рикасово) – это драматическая история, тянущаяся с советских времен, про то, как абсолютно уникальный памятник, чье покрытие имитирует закомары каменного храма, пытались спасать, но неудачно: главки падали, разбивались, старый лемех, который еще можно было сохранить, спасти не смогли и так далее. Георгиевская часовня в Сюме – наоборот, практически сказка, да еще со счастливым концом. Молодой реставратор Ольга Зинина обнаружила в Шенкурском районе почти руину, собрала волонтеров из фонда «Вереница», открыла сбор средств на платформе «Начинание», и за три года полностью перебрала памятник с редким клинчатым завершением. Который, впрочем, и памятником-то официально не числился – что и позволило поднять его силами добровольцев.
Ольга Зинина (автор проекта реставрации, руководитель работ). Реставрация Георгиевской часовни в Сюме (Архангельская область, Шенкурский район)

Наконец, Успенская часовня на Кижах – первый прецедент того, как объект, с которого в советское время была снята дощатая обшивка (в рамках курса Александра Ополовникова на возвращение храмам их первозданного вида), пришлось снова зашить: памятник не выдержал испытаний осадками и стал стремительно гнить. Теперь, конечно, выглядит он совсем не так аппетитно, но зато его не пришлось перебирать, теряя исторический сруб: он будет жить под новым футляром. Решение спорное, но методологически крайне важное.

Общественное голосование в интернете стартует сегодня, а закончится 16 мая. Тогда же своих победителей выберет профессиональное жюри. В него в этом году вошли Никита Токарев (директор школы МАРШ), Анна Мартовицкая (главный редактор журнала SPEECH), Алексей Бавыкин (руководитель мастерской «Алексей Бавыкин и партнеры»), Станислав Горшунов (руководитель бюро Горшунова/GORA, Нижний Новгород), многократные победители премии АРХИWOOD Дарья Бутахина и Александр Кудимов (бюро RueTemple), Виталий Горелов (руководитель проекта московского представительства компании HONKA).

Торжественная церемония награждения победителей состоится в здании на Крымском валу, 10 (ЦДХ / Новая Третьяковка) 18 мая в 19.00.

Генеральный спонсор и организатор премии – компания «Росса Ракенне СПб» (HONKA).

27 Апреля 2018

Похожие статьи
Казус Нового
Для крупного жилого района DNS City был разработан мастер-план, но с началом реализации его произвольно переформатировали, заменили на внешне похожий, однако другой. Так бывает, но всякий раз обидно. С разрешения автора перепубликовываем пост Марии Элькиной.
«Рынок неистово хочет общаться»
Арх Москва уже много лет – не только выставка, но и форум, а в этом году количество разговоров рекордное – 200. Человек, который уже пять лет успешно управляет потоком суждений и амбиций – программный директор деловой программы выставки Оксана Надыкто – проанализировала свой опыт для наших читателей. Строго рекомендовано всем, кто хочет быть «спикером Арх Москвы». А таких все больше... Так что и конкуренция растет.
Опровержение и сравнение: конкурс красноярского театра
Начали писать опровержение – ошиблись, при рассказе о проекте Wowhaus, который занял 1 место, с оценкой объема сохраняемых конструкций, из-за недостатка презентационных материалов – а к опровержению добавилось сравнение с другими призерами, и другие проекты большинства финалистов. Так что получился обзор всего конкурса. Тут, помимо разбора сохраняемых разными авторами частей, можно рассмотреть проекты бюро ASADOV, ПИ «Арена» и «Четвертого измерения». Два последних старое здание не сохраняют.
ЛДМ: быть или не быть?
В преддверии петербургского Совета по сохранению наследия в редакцию Архи.ру пришла статья-апология, написанная в защиту Ленинградского дворца молодежи, которому вместо включения в Перечень выявленных памятников грозит снос. Благодарим автора Алину Заляеву и публикуем материал полностью.
Пользы не сулит, но выглядит безвредно
Мы попросили Марию Элькину, одного из авторов обнародованного в августе 2020 года письма с критикой законопроекта об архитектурной деятельности, прокомментировать новую критику текста закона, вынесенного на обсуждение 19 января. Вывод – законопроект безвреден, но архитектуру надо выводить из 44 и 223 ФЗ.
Буян и суд
Новость об отмене парка Тучков буян уже неделю занимает умы петербуржцев. В отсутствие каких-либо серьезных подробностей, мы поговорили о ситуации с архитекторами парка и судебного квартала: Никитой Явейном и Евгением Герасимовым.
Григорий Ревзин об ЭКСПО 2020: Европа и отказ от формы
Рассматривая тематические павильоны и павильоны европейских стран, Григорий Ревзин приходит к выводу, что «передовые страны показывают, что архитектура это вчерашний день», главная тенденция состоит в отсутствии формы: «произведение это процесс, лучшая вещь – тусовка вокруг ничего».
Григорий Ревзин об ЭКСПО 2020: «страны с проблематичной...
Продолжаем публиковать тексты Григория Ревзина об ЭКСПО 2020. В следующий сюжет попали очень разные павильоны от Белоруссии до Израиля, и даже Сингапур с Бразилией тоже здесь. Особняком стоит Польша: ее автор считает «играющей в первой лиге».
Григорий Ревзин об ЭКСПО 2020: арабские страны
Серия постов Григория Ревзина об ЭКСПО 2020 на fb превратилась в пространный, остроумный и увлекательный рассказ об архитектуре многих павильонов. С разрешения автора публикуем эти тексты, в первом обзоре – выставка как ярмарка для чиновников и павильоны стран арабского мира.
Помпиду наизнанку
Ренцо Пьяно и ГЭС-2 уже сравнивали с Аристотелем Фиораванти и Успенским собором. И правда, она тоже поражает высотой и светлостию, но в конечном счете оказывается самой богатой коллекцией узнаваемых мотивов стартового шедевра Ренцо Пьяно и Ричарда Роджерса, Центра Жоржа Помпиду в Париже. Мотивы вплавлены в сетку шуховских конструкций, покрашенных в белый цвет, и выстраивают диалог между 1910, 1971 и 2021 годом, построенный на не лишенных плакатности отсылок к главному шедевру. Базиликальное пространство бывшей электростанции десакрализуется практически как сам музей согласно концепции Терезы Мавики.
Спасение Саут-стрит глазами Дениз Скотт Браун
Любое радикальное вмешательство в городскую ткань всегда вызывает споры. Джереми Эрик Тененбаум – директор по маркетингу компании VSBA Architects & Planners, писатель, художник, преподаватель, а также куратор выставки Дениз Скотт Браун «Wayward Eye» на Венецианской биеннале – об истории масштабного проекта реконструкции Филадельфии, социальной ответственности архитектора, балансе интересов и праве жителей на свое место в городе.
Победа прагматиков? Хроники уничтожения НИИТИАГа
НИИ теории и истории архитектуры и градостроительства сопротивляется реорганизации уже почти полгода. Сейчас, в августе, институт, похоже, почти погиб. В недавнем письме президенту РФ ученые просят перенести Институт из безразличного к фундаментальной науке Минстроя в ведение Минобрнауки, а дирекция говорит о решимости защищать коллектив до конца. Причем в «обстановке, приближенной к боевой» в институте продолжает идти научная работа: проводят конференции, готовят сборники, пишут статьи и монографии.
Есть ли места на Олимпе? Сексизм и «звездность» в архитектуре
«Есть ли места на Олимпе? Сексизм и «звездность» в архитектуре» Дениз Скотт Браун – это результат личного исследования вопросов авторства, иерархической и гендерной структуры профессии архитектора. Написанная в 1975 году, статья увидела свет лишь в 1989, когда был издан сборник "Architecture: a place for women". С разрешения автора мы публикуем статью, впервые переведенную на русский язык.
ВХУТЕМАС versus БАУХАУС
Дмитрий Хмельницкий о причудах историографии советской архитектуры, о роли ВХУТЕМАСа и БАУХАУСа в формировании советского послевоенного модернизма.
Еще одна история
Рассказ Феликса Новикова о проектировании и строительстве ДК Тракторостроителей в Чебоксарах, не вполне завершенном в девяностые годы. Теперь, когда рядом, в парке построено новое здание кадетского училища, автор предлагает вернуться в идее размещения монументальной композиции на фасадах ДК.
Арки, ворота, окна, проемы, пустоты, дырки
В архитектуре АБ «Остоженка», особенно в крупных комплексах, значительную роль играют арки, организующие пространство и массу: часто большие, многоэтажные. В публикуемой статье Александр Скокан размышляет о роли и смысле масштабных цезур, проемов и арок.
Вавилонская башня культуры?
Реконструкция ГЭС-2 для Фонда V-A-C по замыслу Ренцо Пьяно в центре Москвы – яркий пример глобальной архитектуры, льстящей заказчику, но избежать воздействия сложного контекста этот проект все же не может.
WAF 2019: в ожидании финала
Говорим c авторами проектов, вышедших в финал премии WAF: об их взгляде на фестиваль, о проектах и вероятных способах презентации.
Неподнятая Целина
Премия АрхиWOOD не сдается, а наоборот, выходит на новый виток: стилистику современных индивидуальных домов из дерева в стране наконец освоили, артистические туалеты не переводятся, а фестивалей несколько, благоустройство в почете.
Технологии и материалы
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Сейчас на главной
Фиалки каждый день
Архитекторы HEMAA расширили комплекс начальной школы Les Violettes в парижском предместье Марей-Марли, соединив в своем проекте состаренную древесину, зеркальные алюминиевые панели и прозрачное стекло.
Силы магнетизма
«Крылатская 33» – первый крупный жилой комплекс среди микрорайонов 1980-х, счастливо соседствующих с лесами, рекой, склонами, спортивной инфраструктурой... Архитекторам АБ «Остоженка» удалось превратить его, при всей масштабности проекта, в «деликатную доминанту». Во-первых, «вырастить», ориентируясь на стилистику и высотность соседних микрорайонов; во-вторых, снабдив паузой в самой высотной части, сформировать композиционное напряжение – прямо на градостроительной оси района.
Пояс Ориона
Офисный комплекс Stone Ходынка 2, спроектированный Kleinewelt Architekten для компании Stone, внутри устроен эргономично, по правилам healthy building: свет, проветривание, все возможности для эффективной офисной планировки. И снаружи похож, как сейчас принято, на айфон: блеск, свечение, стекло, металл, скругления. Тем не менее он чутко реагирует на контекст Ходынки, главный сюжет – контраст вертикалей и горизонтали, а главной интригой становится устройства «стилобата» как навесного перехода, раскрывающего пространство под ним для свободного передвижения.
Доказательное проектирование
Психиатрическая клиника при Университетской больнице в Тампере по проекту C. F. Møller задумана как комфортная, снижающая напряжение и тревожность у пациентов среда.
Далеко гляжу
В жилом комплексе New Питер в Ленинградской области по проекту «БалтИнвест-Проект» построен детский сад. Его отличает довольно строгий кирпичный фасад, уютная ниша входа, а также групповые ячейки с панорамными эркерами, из которых дети могут наблюдать друг за другом и жизнью на улице.
Время как театр
Проект Зои Рюриковой и ее бюро «ДА» выиграл конкурс на благоустройство Театральной площади по Владимире. Он основан на идее регенерации исторической застройки, а по форме представляет собой вариант «театрального романтического неомодернизма». Арки служат «видоискателями», в том числе для городского театра Драмы 1971 года.
Шедовый фасад
Жилой дом в районе Бёйкслотерхам напоминает об индустриальном прошлом этой части Амстердама решением фасада. Авторы проекта – Studioninedots.
Прощание с СЭВ
Александр Змеул рассказывает историю проектирования, строительства и перепроектирования здания СЭВ – безусловной градостроительной доминанты западного направления и символа послевоенной Москвы, размноженного в советском «мерче», всем хорошо знакомого. В ходе рассказа мы выясняем, что, когда в 1980-е комплексу потребовалось расширение, градсовет предложил очень деликатные варианты; и еще, что в 2003 году здесь проектировали башню, но тоже без сноса «книжки». Статья иллюстрирована архивными материалами, часть публикуется впервые; благодарим Музей архитектуры за предоставленные изображения.
Ретро-пиццерия
По проекту cтудии дизайна MODGI Group на территории апарт-отеля VALO в Санкт-Петербурге открылась компактная пиццерия в ретро-стиле. Теплую и сочную цветовую гамму дополняет винтажная мебель и свет, а одним из главных предметов декора стали конверты для виниловых пластинок.
Берег Мелеуза
По проекту Института развития городов и сел Башкортостана и бюро Affinum в Мелеузе благоустроена набережная одноименной реки, которая играет роль центрального объекта города. Событийную площадь и торговые павильоны дополнил тихий променад, выходы к реке и детские площадки среди деревьев.
Страсть к текстурам
Арт-пространство в Ханчжоу, спроектированное бюро AD Architecture, посвящено строительным материалам и их фактурам, оно обращается сразу ко всем органам чувств.
Тюремный квартал
По проекту Института развития городов и сел Башкортостана и бюро Orchestra Design благоустроен исторический центр Белебея. Архитекторы объединили территорию пересыльной тюрьмы XVIII века и Торговых рядов в единое пространство, «зашив» в него разные сценарии досуга, а также отсылки к истории города.
И вот, нам дали выбор
Сергей Собянин призвал москвичей голосовать за судьбу цирка на проспекте Вернадского на «Активном гражданине». Это новый поворот. Отметим, что в голосовании, во-первых, не фигурирует удививший многих проект неизвестного иностранца, а, во-вторых, проголосовать не так уж просто: сначала нас заваливают подобием агитации, а потом еще предлагают поупражняться в арифметике. Но мы же попробуем?
На полном обеспечении
Новый жилой комплекс по проекту UNStudio в Чунцине включает развитую инфраструктуру, поддерживающую физическое и психологическое здоровье жильцов.
Келейные мастерские
В Хлебном доме музея-заповедника «Царицыно» открылось образовательное пространство, созданное по проекту архитектора и сооснователя бюро UTRO Ольги Рокаль. Небольшое помещение удалось сделать функциональными благодаря авторской мебели: «рыцарскому» круглому столу и столярным шкафам, вдохновленным секретерами XIX века.
Задел на устойчивость
Форум «Казаныш» в этом году прошел с особенным размахом: эксперты из 25 стран, «премьера» театра Камала от Wowhaus и Кэнго Кумы, полные людей лектории, анонс международных конкурсов и новых мега-проектов. Мы пробыли на фестивале два дня, а пищи для размышления получили на год. Делимся впечатлениями, услышанными практическими советами и продолжаем наблюдать – будет ли меняться архитектурный процесс после профессиональных интеграций со странами БРИКС+.
Бутоны ЗИЛ-Юга
Проект с авторским названием «Каменный цветок» предназначен для центральной части территории ЗИЛ-Юг, или ЖК Shagal – башни выстроятся вдоль поперечного бульвара. Впрочем, какие башни – самая высокая 14 этажей. Задуманы они так, чтобы в закатном и рассветном свете давать силуэт, похожий на цветочный бутон, а состоят из сетки и крупных пиксельных выемок, поддержанных консольными выступами «кнопок»-эркеров.
Григорий Ревзин: «Сильный жест из-под полы. Нечто победило»
Обсуждаем дискуссии вокруг конкурса на цирк и сноса СЭВ с самым известным архитектурным критиком нашего времени. В процессе проявляется парадокс: вроде бы сейчас принято ностальгировать по брежневскому времени, а знаковое здание, «ось» Варшавского договора, приговорили к сносу. Не странно ли? Еще мы выясняем, что wow-архитектура вернулась – это новый после-ковидный тренд. Однако, чтобы жест получился действительно сильным, без профессионалов все же не обойтись.
Точные объятия
Бюро Akira Koyama + Key Operation Inc. / Architects построило в японском городе Тояма офис для фармацевтической компании Juzen Chemical Corporation.
Обнажение бетона
Один из этапов благоустройства небольшого сквера в Лермонтове – строительство скейт-парка. Доверив эту часть команде XSA, город получил 250-метровую дорожку для трюков, фигуры которой напоминают объекты лэнд-арта – аналогов в России как по габаритам, так и по наполнению нет. Рассказываем, как устроен экспериментальный снейк-ран в Предкавказье.
Шаг к мечте
Сложности согласований, недостаточный бюджет и проблемы на строительной площадке при реализации проекта школы в Троицке не помешали бюро ASADOV добиться главного – сделать еще один шаг от старых представлений об учебных пространствах к созданию образовательной среды принципиально нового качества.
Отражение завода
Консорциум бюро Хвоя, Хора, НИиПИ Спецреставрация и Урбанконтекст победил в конкурсе на концепцию ревитализации главного корпуса Ижевского оружейного завода. Самое любопытное в проекте – система городских площадей на кровле новых объемов. Она не только открывает непривычные горожанам панорамы и создает дополнительные маршруты, но и способствует восстановлению исторического силуэта.
Пресса: «Киевская площадь» рассказала о новом кластере на...
Вновь созданный кластер обещают сделать не только новой достопримечательностью Москвы, но и центром социальной и деловой активности, а также связующим звеном между Большим Сити и районами Арбат и Хамовники
Пресса: Владимир Ефимов: ремонтировать в Москве здания, чья...
Приводить в порядок полуаварийные здания советского времени, которые не являются архитектурными памятниками и уже отслужили свое с точки зрения конструктивных элементов, не имеет смысла, считает заммэра Москвы по градостроительной политике и строительству Владимир Ефимов. В интервью РИА Новости он рассказал, когда начнется строительство нового цирка на проспекте Вернадского, что будет со зданием СЭВ на Новом Арбате и по какому принципу будут включать в программу реновации, ставшую бессрочной, новые дома. Беседовали Дмитрий Киселев и Ольга Набатникова.
Золото Африки
Интерьеры казино MOYO в Найроби от бюро Archpoint сочетают европейскую роскошь с этническими мотивами и особыми требованиями к помещениям такого типа. За атмосферу праздника отвечают огромные люстры, натуральные материалы отделки, а также предметы искусства.
Миро во дворе
Архитектурное бюро «Вещь!» рассматривает двор ЖК WOW как полотно и использует экспрессивную композицию из цветовых пятен и линий, характерную для испанского художника Жоана Миро. На двух уровнях располагаются все необходимые для рекреации объекты, а золотистые детали вторят отделке фасадов.