Франсиско Мангадо: «Архитектор трансформирует реальность независимо от того, насколько она сложна и груба»

Наваррский архитектор Франсиско Мангадо – о здании как инструменте урбанизации, экспериментах с материалами ВПК и важности архитектурного просвещения для общества.

mainImg
Франсиско Мангадо – основатель бюро Mangado y Asociados в Памплоне и просветительского фонда «Архитектура и общество», знакомящего широкую аудиторию с проблемами современной архитектуры. Мангадо с начала 1980-х годов занимается преподавательской деятельностью, в том числе – в Гарварде, Йеле, Федеральной политехнической школе Лозанны и других ведущих архитектурных вузах мира.

Франсиско Мангадо © Juan Rodriguez



Архи.ру:
– Как, на ваш взгляд, соотносятся природа и архитектура?

Франсиско Мангадо:
– Архитектура – акт создания искусственного в естественной среде. Мне чужда архитектура, которая притворяется частью природы: именно тогда возникают ошибки. Греческие храмы возводились на вершине утеса на берегу Средиземного моря, заявляя о мире человека и помогая увидеть красоту пейзажа. Это пример честного, правильного сочетания естественного и искусственного.

Проект небоскреба в районе Пуэрто-Мадеро в Буэнос-Айресе © Mangado y Asociados



– Проектируемые вами здания задуманы как неотделимая часть среды. К примеру, вы называете свою башню в районе Буэнос-Айреса Пуэрто-Мадеро вертикальным продолжением бульвара, где она появится. Но почему так часто строятся здания, которые никак не связаны с контекстом?

– Одна из главных ошибок современной архитектуры – нацеленность на создание изолированного объекта, как будто проектирование здания подобно созданию скульптуры. Здание связано с тем, что происходит за его пределами, поэтому мы обязаны задумываться об отношениях объекта с внешней средой, о неразрывности личного и общественного пространства.

Я всегда говорю своим студентам – «Не забывайте об урбанизации» – причем не столько о ее физическом проявлении (то есть не об асфальте и многоэтажности), сколько об урбанизации как о качественной трансформации пространства. Здание должно быть инструментом урбанизации, оно должно придавать пространству вокруг него свойства городской среды. То есть когда мы создаем проект, у нас есть шанс повлиять на те процессы, которые происходят вне здания.

Даже самые иерархичные и сухие архитектурные направления сейчас обеспокоились происходящим в городе в целом. Рассуждения о том, что тот или иной объект может быть успешно перемещен в другую среду, вообще в любое пространство, кажутся мне глупыми. Между контекстом и моей целью – преобразованием среды – существует прочная связь. Если я пытаюсь преобразовать среду, мне необходимо использовать те разнообразные средства и регистры, которые существуют в окружении будущей постройки.

Павильон Испании на Всемирной выставке в Сарагосе в 2008 © Pedro Pegenaute
Павильон Испании на Всемирной выставке в Сарагосе в 2008 © Pedro Pegenaute



– Ваше бюро проектировало объекты самых разных типов музеи, выставочные павильоны, в том числе павильон Испании на Всемирной выставке в Сарагосе в 2008, бассейны, гостиницы, офисные здания. Каким принципам вы следуете в своей работе?

– Я стараюсь не следовать определенному «коду». В зависимости от материала, размера площадки и контекста архитектор подбирает необходимые ему архитектурные формы. Концептуальное единство в рамках каждого архитектурного проекта для меня значительно важнее, чем следование постоянному набору принципов.

В моем бюро любой проект начинается с анализа контекста. Контекст и реальность – ключевые ресурсы для проектирования пространства. Архитектор трансформирует реальность независимо от того, насколько она сложна и груба, насколько остро в ней стоят различные проблемы – будь то изменение климата, перенаселенность, дефицит природных или финансовых ресурсов. Проблемы – это удивительные возможности для создания архитектурных проектов.

Другой важный, обязательный этап – определение основополагающей идеи каждого проекта, его программы. Например, при проектировании бассейна я задаюсь вопросом: что такое бассейн? В моем представлении это часть моря, которая находится в здании. Что такое библиотека? В чем ее основное предназначение? В хранении книг или в предоставлении места для чтения? Проектируя музей, для меня первостепенно то, что должно быть в нем размещено. И так далее.

Бассейн в Ла-Корунье © César San Millán Agüera
Бассейн в Ла-Корунье © Roland Halbe
Бассейн кампуса Университета Виго в Оренсе © Roland Halbe
Бассейн кампуса Университета Виго в Оренсе © Pedro Pegenaute



– У вас большой опыт создания проектов в исторических центрах городов – взять, например, недавно завершенный проект музея изобразительных искусств Астурии в Овьедо. Насколько внимательными архитекторы должны быть к историческому слою городской ткани?

– История необычайно ценна. Изучение истории – источник вдохновения для архитектора. Внимание к неизменным, фундаментальным элементам истории позволяет найти пути решения «классических» проблем, с которыми архитекторы продолжают сталкиваться по сей день. Я крайне увлечен эволюцией и структурой истории. Меня интересуют изменения на уровне идей, а не на уровне стилистики. История важна не для повторения образов прошлого, а для обучения и развития на уровне идей.

Музей изобразительных искусств Астурии в Овьедо © Pedro Pegenaute
Музей изобразительных искусств Астурии в Овьедо © Pedro Pegenaute
Музей изобразительных искусств Астурии в Овьедо © Pedro Pegenaute
Музей изобразительных искусств Астурии в Овьедо © Pedro Pegenaute



Разрабатывая проект для Овьедо, я старался понять исторические слои этого города и проявить уважение к ним. От существовавшего на месте строительства исторического сооружения остался только фасад, и его разрушение стало бы разрушением памяти города. Поэтому при возведении нового здания я спроектировал его таким образом, чтобы оно находилось внутри прежнего фасада, не соприкасаясь, но взаимодействуя с ним – подобно разным историческим периодам.

– По вашим проектам была произведена перепланировка площадей Дали в Мадриде и Пе-Берлан в Бордо. И там, и там имелись яркие доминанты – скульптура Исаака Ньютона авторства Сальвадора Дали – в Испании и кафедральный собор – во Франции. Как вы работали с этими проектами?

– Мы, действительно, крайне бережно и внимательно отнеслись к существующим акцентам – собору и ратуше в Бордо и скульптурной композиции в Мадриде. Однако более важным сходством этих проектов была многовековая история существования этих общественных пространств, аккумулировавших в себе массу исторических событий и процессов, которые разворачивались в их границах. Цель перепланировки обеих площадей заключалась в возвращении этих общественных пространств горожанам, поскольку на момент начала нашей работы они использовались преимущественно автомобилистами. Например, территория, где ныне располагается площадь Дали, изначально была важной частью центра Мадрида, но после гражданской войны в Испании это пространство оказалось потерянным для горожан. Решение исправить эту ситуацию было принято совсем недавно, причем эта инициатива исходила не от архитекторов или жителей Мадрида, а от муниципального совета. То есть перепланировка этих двух площадей была способом повторного наделения смыслом общественного пространства, которое на протяжении столетий было ключевым в истории обоих городов. Проектируя, мы старались подчеркнуть символическую и функциональную значимость каждой площади.

Площадь Дали в Мадриде © Roland Halbe
Площадь Дали в Мадриде © Roland Halbe
Площадь Пе-Берлан в Бордо © Roland Halbe
Площадь Пе-Берлан в Бордо © Christian Desile




– С чем вам хочется поэкспериментировать?

– Наверно, среди испанских архитекторов я экспериментировал больше всех – особенно с материалами. Я близок миру производителей материалов и каждый день узнаю что-то новое. При этом мне кажется, что я даже не начинал экспериментировать. С точки зрения функционального типа нового проекта, мне хотелось бы спроектировать церковь.

Конгресс-центр и отель в Пальма-де-Майорка © Juan Rodriguez
Конгресс-центр и отель в Пальма-де-Майорка © Juan Rodriguez



– Какой материал был наиболее сложным для использования в вашей практике?

– Пеноалюминий, который я обнаружил в Канаде. Обычно он используется при изготовлении корпусов автомобилей, грузовиков и танков. Я решил применить его для Дворца конгрессов в Пальма-де-Майорка. Основная сложность заключалась в том, что мы не знали, как алюминий поведет себя вблизи моря. Пеноалюминий недавно использовал Рем Колхас в комплексе Фонда Prada в Милане, но открыл этот материал для архитектуры я. Мне нравится использовать те материалы, которые получили распространение в других сферах, но еще не применяются в архитектуре. С пеноалюминием у архитектора появляется много новых возможностей, этот материал экономичен, но почему-то никто его не использует. Строители очень консервативны.

Археологический музей провинции Алава © Roland Halbe
Археологический музей провинции Алава © Roland Halbe



– Ваше бюро разрабатывает проекты по всей Испании и за ее рубежом, при этом вы базируетесь в Памплоне, столице области Наварра, на самом северо-востоке страны. Сложно ли поддерживать уровень архитектурного бюро мирового класса, находясь далеко от крупных городов?

– Сегодня прекрасные архитектурные проекты можно делать независимо от местоположения офиса: больше нет необходимости жить в столицах. Наша мастерская находится в Памплоне, но я совсем не изолирован, у меня большое влияние в Испании. Большинство моих проектов находятся за пределами Наварры, я перестал строить в своем родном регионе около 15 лет назад.

Тем не менее, к сожалению, я провожу мало времени в Памплоне – в лучшем случае, пару дней в неделю. Часть недели я живу в Мадриде. Когда-то я думал о переезде в большой город, к примеру, в Бостон, где преподавал на тот момент. Но я люблю тишину. Памплона хороша для размышлений и отдыха. За пределами Наварры в жизни больше стресса.

Городской концертный зал Теулады © Roland Halbe
Городской концертный зал Теулады © Roland Halbe



– Вы много преподаете. Какую деятельность – проектирование или преподавание – вы считаете для себя основной?

– Они для меня равнозначны. Пачи Мангадо один – практик и профессор [Пачи – уменьшительное от Франсиско. Прим. Архи.ру]. Я не могу практиковать архитектуру без преподавания, я столькому учусь у своих студентов. Мне говорят: «Ты слишком щедр – столько времени тратишь на преподавание». Четыре года я преподавал в Гарварде, по два года в Йельском и Корнельском университетах, потом – в Федеральной политехнической школе Лозанны, сейчас – в Миланском политехническом институте. Но я преподаю только потому, что параллельно учусь у своих студентов. Должен признаться, что то, что я делаю в текущий момент, мне кажется не очень интересным. В каждом новом проекте мне хочется продвинуться дальше, во мне идет постоянная борьба с самим собой. Каждый проект дает возможность начать с начала – этот дух очень близок молодежи. Мои студенты провоцируют меня критически относиться к собственным работам.

Преподавание и проектирование для меня неотделимы. Если однажды я перестану заниматься проектированием, в тот же день я перестану преподавать, потому что невозможно объяснить, в чем заключается талантливая архитектура, если ты сам не можешь ее создавать.

Дворец конгрессов и концертный зал BALUARTE в Памплоне © Roland Halbe
Дворец конгрессов и концертный зал BALUARTE в Памплоне © Roland Halbe



– Как вы воспринимаете уровень качества архитектурного образования в Испании?

– Архитектурное образование в Испании раньше было довольно хорошим, но сейчас это катастрофа. После экономического кризиса вузы с архитектурной специализацией утратили способность готовить квалифицированные кадры.

– И в Наварре?

– На протяжении последних двух десятилетий лучшие центры архитектурного образования в Испании были в Мадриде и в Наварре – Памплоне. Несколько лет назад я начал реформировать наваррскую школу, но сейчас руководство вуза не проявляет интереса к моему проекту создания там центра подготовки архитекторов нового уровня, поэтому я оттуда ухожу.

– А что это за центр подготовки архитекторов?

– В какой-то момент я решил больше не ездить по разным вузам по всему миру и создать свой собственный. Эта архитектурная школа должна была состоять из трех разных постдипломных программ, в которых архитектура будет преподаваться в связке с другими предметами – экономикой и социологией. Там предполагался очень жесткий отбор – только 60 студентов, не больше. Самые видные испанские архитекторы согласились преподавать со мной в этой школе.

Поликлиника в районе Сан-Хуан в Памплоне © Roland Halbe



– С какой целью вы основали Фонд «Архитектура и общество» (Fundación Arquitectura y Sociedad)?

– Мне нравится думать о Фонде как о открытой для всех школе архитектуры. Фонд создавался для улучшения взаимопонимания между архитекторами и обществом. В частности – для распространения знаний о том, чем мы, архитекторы, занимаемся, о чем и как мы думаем. В последнее время архитекторы были озабочены созданием уникальных объектов для личного продвижения. Общество не знало, почему принимаются те или иные архитектурные решения. Последовала реакция: чьими интересами руководствуется архитектура – системы архитектурных «звезд» или общества в целом?

99% архитектуры делается для общества, поэтому общество вправе требовать от 99% архитекторов, чтобы их проекты интерпретировали реальности, были полезны и красивы. При этом многие архитекторы думают о том, как именно должны служить обществу. Мы живем в обществе удивительной сложности. Эта сложность и делает необходимым создание Фонда как платформы, где общество и архитекторы могли бы вступить в диалог друг с другом. Такой диалог служит напоминанием архитекторам о том, что все возможно делать с красотой, и о том, что они не боги, что задача архитектора – в служении обществу.

– Это весьма трудная миссия.

– Да, было трудно. Я вложил в Фонд все свои сбережения. Архитектура дала мне многое, в том числе в экономическом плане. В какой-то момент я решил, что настало время вернуть полученные мной средства в архитектуру. В 2008 году, когда я открывал этот Фонд, в Испании царил глубокий кризис. Многие друзья говорили, что я сумасшедший, предсказывая, что в кризис я не смогу найти других инвесторов. Сегодня, почти десять лет спустя, Фонд по-прежнему существует и активно участвует в трансформации архитектуры. В 2015 году Фонд получил золотую медаль Высшего совета ассоциаций архитекторов Испании (Consejo Superior de Colegios de Arquitectos de España), в 2016 году на открытии IV международного архитектурного конгресса нашего Фонда присутствовал король Испании – это важные знаки признания. Фонд стал одной из самых значимых испанских архитектурных организаций.

22 Ноября 2016

Похожие статьи
2024: что говорят архитекторы
Больше всего нам нравится рассказывать об архитектуре, то есть о_проектах, но как минимум раз в год мы даем слово архитекторам ;-) и собираем мнение многих профессионалов о том, как прошел их профессиональный год. И вот, в этом году – 53 участника, а может быть, еще и побольше... На удивление, среди замеченных лидируют книги и выставки: браво музею архитектуры, издательству Tatlin и другим площадкам и издательствам! Читаем и смотрим. Грустное событие – сносят модернизм, событие с амбивалентной оценкой – ипотечная ставка. Читаем архитекторов.
Наталья Шашкова: «Наша задача – показать и доказать,...
В Анфиладе Музея архитектуры открылась новая выставка, и у нее две миссии: выставка отмечает 90-летний юбилей и в то же время служит прообразом постоянной экспозиции, о которой музей мечтает больше 30 лет, после своего переезда и «уплотнения». Мы поговорили с директором музея: о нынешней выставке и будущей, о работе с современными архитекторами и планах хранения современной архитектуры, о несостоявшемся пока открытом хранении, но главное – о том, что музею катастрофически не хватает площадей. Не только для экспозиции, но и для реставрации крупных предметов.
Юрий Виссарионов: «Модульный дом не принадлежит земле»
Он принадлежит Космосу, воздуху... Оказывается, 3D-печать эффективнее в сочетании с модульным подходом: дом делают в цеху, а затем адаптируют к местности, в том числе и с перепадом высот. Юрий Виссарионов делится свежим опытом проектирования туристических комплексов как в средней полосе, так и на юге. Среди них хаусботы, дома для печати из легкого бетона на принтере и, конечно же, каркасные дома.
Дерево за 15 лет
Поемия АРХИWOOD опрашивает членов своего экспертного совета главной премии: что именно произошло с деревянным строительством за эти годы, какие заметные изменения происходят с этим направлением сейчас и что ждет деревянное домостроение в будущем.
Марина Егорова: «Мы привыкли мыслить не квадратными...
Карьерная траектория архитектора Марины Егоровой внушает уважение: МАРХИ, SPEECH, Москомархитектура и Институт Генплана Москвы, а затем и собственное бюро. Название Empate, которое апеллирует к словам «чертить» и «сопереживать», не должно вводить в заблуждение своей мягкостью, поскольку бюро свободно работает в разных масштабах, включая КРТ. Поговорили с Мариной о разном: градостроительном опыте, женском стиле руководства и даже любви архитекторов к яхтингу.
Андрей Чуйков: «Баланс достигается через экономику»
Екатеринбургское бюро CNTR находится в стадии зрелости: кристаллизация принципов, системность и стандартизация помогли сделать качественный скачок, нарастить компетенции и получать крупные заказы, не принося в жертву эстетику. Руководитель бюро Андрей Чуйков рассказал нам о выстраивании бизнес-модели и бонусах, которые дает архитектору дополнительное образование в сфере управления финансами.
Василий Бычков: «У меня два правила – установка на...
Арх Москва начнется 22 мая, и многие понимают ее как главное событие общественно-архитектурной жизни, готовятся месяцами. Мы поговорили с организатором и основателем выставки, Василием Бычковым, руководителем компании «Экспо-парк Выставочные проекты»: о том, как устроена выставка и почему так успешна.
Влад Савинкин: «Выставка как «маленькая жизнь»
АРХ МОСКВА все ближе. Мы поговорили с многолетним куратором выставки, архитектором, руководителем профиля «Дизайн среды» Института бизнеса и дизайна Владиславом Савинкиным о том, как участвовать в выставках, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно потраченные время и деньги.
Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать...
За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.
2023: что говорят архитекторы
Набрали мы комментариев по итогам года столько, что самим страшно. Общее суждение – в архитектурной отрасли в 2023 году было настолько все хорошо, прежде всего в смысле заказов, что, опять же, слегка страшновато: надолго ли? Особенность нашего опроса по итогам 2023 года – в нем участвуют не только, по традиции, москвичи и петербуржцы, но и архитекторы других городов: Нижний, Екатеринбург, Новосибирск, Барнаул, Красноярск.
Александра Кузьмина: «Легко работать, когда правила...
Сюжетом стенда и выступлений архитектурного ведомства Московской области на Зодчестве стало комплексное развитие территорий, или КРТ. И не зря: задача непростая и очень «живая», а МО по части работы с ней – в передовиках. Говорим с главным архитектором области: о мастер-планах и кто их делает, о том, где взять ресурсы для комфортной среды, о любимых проектах и даже о том, почему теперь мало хороших архитекторов и что делать с плохими.
Согласование намерений
Поговорили с главным архитектором Института Генплана Москвы Григорием Мустафиным и главным архитектором Южно-Сахалинска Максимом Ефановым – о том, как формируется рабочий генплан города. Залог успеха: сбор данных и моделирование, работа с горожанами, инфраструктура и презентация.
Изменчивая декорация
Члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023 продолжают рассуждать о том, какими будут общественные интерьеры будущего: важен предлагаемый пользователю опыт, гибкость, а в некоторых случаях – тотальный дизайн.
Определяющая среда
Человекоцентричные, технологичные или экологичные – какими будут общественные интерьеры будущего, рассказывают члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023.
Иван Греков: «Заказчик, который может и хочет сделать...
Говорим с Иваном Грековым, главой архитектурного бюро KAMEN, автором многих знаковых объектов Москвы последних лет, об истории бюро и о принципах подхода к форме, о разном значении объема и фасада, о «слоях» в работе со средой – на примере двух объектов ГК «Основа». Это квартал МИРАПОЛИС на проспекте Мира в Ростокино, строительство которого началось в конце прошлого года, и многофункциональный комплекс во 2-м Силикатном проезде на Звенигородском шоссе, на днях он прошел экспертизу.
Резюмируя социальное
В преддверии фестиваля «Открытый город» – с очень важной темой, посвященной разным апесктам социального, опросили организаторов и будущих кураторов. Первый комментарий – главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, инициатора и вдохновителя фестиваля архитектурного образования, проводимого Москомархитектурой.
Прямая кривая
В последний день мая в Москве откроется биеннале уличного искусства Артмоссфера. Один из участников Филипп Киценко рассказывает, почему архитектору интересно участвовать в городских фестивалях, а также показывает свой арт-объект на Таможенном мосту.
Бетонные опоры
Архитектурный фотограф Ольга Алексеенко рассказывает о спецпроекте «Москва на стройке», запланированном в рамках Арх Москвы.
Юлий Борисов: «ЖК «Остров» – уникальный проект, мы...
Один из самых больших проектов жилой застройки Москвы – «Остров» компании Донстрой – сейчас активно строится в Мневниковской пойме. Планируется построить порядка 1.5 млн м2 на почти 40 га. Начинаем изучать проект – прежде всего, говорим с Юлием Борисовым, руководителем архитектурной компании UNK, которая работает с большей частью жилых кварталов, ландшафтом и даже предложила общий дизайн-код для освещения всей территории.
Валид Каркаби: «В Хайфе есть коллекция арабского Баухауса»
В 2022 году в порт города Хайфы, самый глубоководный в восточном Средиземноморье, заходило рекордное количество круизных лайнеров, а общее число туристов, которые корабли привезли, превысило 350 тысяч. При этом сама Хайфа – неприбранный город с тяжелой судьбой – меньше всего напоминает туристический центр. О том, что и когда пошло не так и возможно ли это исправить, мы поговорили с архитектором Валидом Каркаби, получившим образование в СССР и несколько десятилетий отвечавшим в Хайфе за охрану памятников архитектуры.
О сохранении владимирского вокзала: мнения экспертов
Продолжаем разговор о сохранении здания вокзала: там и проект еще не поздно изменить, и даже вопрос постановки на охрану еще не решен, насколько нам известно, окончательно. Задали вопрос экспертам, преимущественно историкам архитектуры модернизма.
Фандоринский Петербург
VFX продюсер компании CGF Роман Сердюк рассказал Архи.ру, как в сериале «Фандорин. Азазель» создавался альтернативный Петербург с блуждающими «чикагскими» небоскребами и капсульной башней Кисе Курокавы.
2022: что говорят архитекторы
Мы долго сомневались, но решили все же провести традиционный опрос архитекторов по итогам 2022 года. Год трагический, для него так и напрашивается определение «слов нет», да и ограничений много, поэтому в опросе мы тоже ввели два ограничения. Во-первых, мы попросили не докладывать об успехах бюро. Во-вторых, не говорить об общественно-политической обстановке. То и другое, как мы и предполагали, очень сложно. Так и получилось. Главный вопрос один: что из архитектурных, чисто профессиональных, событий, тенденций и впечатлений вы можете вспомнить за год.
KOSMOS: «Весь наш путь был и есть – поиск и формирование...
Говорим с сооснователями российско-швейцарско-австрийского бюро KOSMOS Леонидом Слонимским и Артемом Китаевым: об учебе у Евгения Асса, ценности конкурсов, экологической и прочей ответственности и «сообщающимися сосудами» теории и практики – по убеждению архитекторов KOSMOS, одно невозможно без другого.
КОД: «В удаленных городах, не секрет, дефицит кадров»
О пользе синего, визуальном хаосе и общих и специальных проблемах среды российских городов: говорим с авторами Дизайн-кода арктических поселений Ксенией Деевой, Анастасией Конаревой и Ириной Красноперовой, участниками вебинара Яндекс Кью, который пройдет 17 сентября.
Никита Токарев: «Искусство – ориентир в джунглях...
Следующий разговор в рамках конференции Яндекс Кью – с директором Архитектурной школы МАРШ Никитой Токаревым. Дискуссия, которая состоится 10 сентября в 16:00 оффлайн и онлайн, посвящена междисциплинарности. Говорим о том, насколько она нужна архитектурному образованию, где начинается и заканчивается.
Технологии и материалы
Сияние праздника: как украсить загородный дом.
Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
Сейчас на главной
Белая гряда
Для первого этапа реконцепции территории советского пансионата в Анапе бюро ZTA предложило типовой корпус, ритм и пластика которого навеяна рисунками, оставленными ветром на песке. Небольшое смещение ячеек номеров обеспечивает приватность и хороший обзор.
Сергей Скуратов: «Если обобщать, проект реализован...
Говорим с автором «Садовых кварталов»: вспоминаем историю и сюжеты, связанные с проектом, который развивался 18 лет и вот теперь, наконец, завершен. Самое интересное с нашей точки зрения – трансформации проекта и еще то, каким образом образовалась «необходимая пустота» городского общественного пространства, которая делает комплекс фрагментом совершенно иного типа городской ткани, не только в плоскости улиц, но и «по вертикали».
Нетипичный представитель
Недавно завершившийся 2024 год можно считать годом завершения реализации проекта «Садовые кварталы» в Хамовниках. Он хорошо известен и во многом – знаковый. Далеко не везде удается сохранить такое количество исходных идей, получив в итоге своего рода градостроительный гезамкунстверк. Здесь – субъективный взгляд архитектурного журналиста, а завтра будет интервью с Сергеем Скуратовым.
Карельская обитель
Храм в честь всех карельских святых планируют строить в небольшом поселке Куркиёки, который находится недалеко от границы Карелии и Ленинградской области, на территории национального парка «Ладожские шхеры». Мастерская «Прохрам» предложила традиционный образ и современные каркасные технологии, а также включение скального массива в интерьер здания.
Выкрасить и выбросить
В Парке Горького сносят бывшее здание дирекции у моста, оно же бывший штаб музея GARAGE. В 2018 году его часть обновили в духе современных тенденций по проекту Ольги Трейвас и бюро FORM, а теперь снесли и утверждают, что сохраняют архитектуру конструктивизма.
Параметрия и жизнь
Жилой дом Gulmohar в индийском Ахмадабаде архитекторы бюро Wallmakers выстроили буквально вокруг растущего на участке дерева.
2024: что читали архитекторы
В нашем традиционном новогоднем опросе архитекторы вспомнили много хороших книг – и мы решили объединить их в отдельный список. Некоторые издания упоминались даже несколько раз, что дало нам повод составить топ-4 с короткими комментариями. Берем на вооружение и читаем.
Пресса: Как Игорь Пасечник («НИиПИ Спецреставрация») вместе...
Игорь Пасечник — супергерой петербургской реставрации. Он сумел превратить «ненужный» государственный научно-исследовательский институт в успешную коммерческую организацию «НИиПИ Спецреставрация». Специально для Собака.ru архитектурный критик Мария Элькина узнала, что Теодор Курентзис поставил обязательным условием в реставрации Дома Радио, стоит ли восстанавливать давно разрушенное и что за каллиграффити царапали корнеты на стенах Николаевского кавалерийского училища.
Блеск и пепел
В Русском музее до середины мая работает выставка «Великий Карл», приуроченная к 225-летию художника и окончанию работ по реставрации «Последнего дня Помпеи». Архитектуру доверили Андрею Воронову («Архатака»): он утопил в «пепле» Академические залы и запустил в них лазурный цвет, визуализировал линию жизни и приблизил картины к зрителю, обеспечив свежесть восприятия. Нам понравилось.
Корочка и мякоть
Кафе Aaark на Чистых прудах вдохновлено Италией середины XX века. Студия KIDZ выбрала в качестве концептуальной основы фокаччу, однако уловить это в элегантном ретро-интерьере можно только после пояснения: фактурные штукатурки, темный шпон и алый стол отвечают соответственно за мякоть, корочку и томаты.
От Перово до Новогиреево
В декабре заработала новая выставка проекта «Москва без окраин», рассказывающая об архитектуре районов Перово и Новогиреево. Музей Москвы подготовил гид по объектам, представленным в новой экспозиции. Выставка работает до 9 марта.
Продолжение холма
Для подмосковного гольф-курорта «Шишкино» бюро Futura Architects спроектировало два различных по стилю «острова» с инфраструктурой: бионическое медицинское крыло со зданием-кометой, а также гостевой комплекс, интерпретирующий тему традиционного шале.
Геометрия отдыха
Новый жилой район вьетнамского города Виня получил необычный парк и центр отдыха. Архитекторы бюро MIA Design Studio скрыли все объемы под склонами прямоугольных газонов.
Записки охотника
По проекту архитектурно-художественных мастерских Величкина и Голованова во Владимирской области построен комплекс клуба любителей охоты и рыбалки. Основным материалом для объектов послужил клееный брус, а сужающиеся книзу крестообразные пилоны и металлические клепаные ставни создали необходимую брутальность.
Нейро – мета-
Российский AI-художник Степан Ковалев удостоился упоминания от основателя «гранжа в графическом дизайне» и попал в новый журнал The AI Art Magazine, который теперь издается в Гамбурге, с работой абстрактно-метафизического плана. Что спровоцировало нас немного изучить контекст: и журнал, и другие AI-конкурсы.
Кирпич на вес золота
В конце декабря в Санкт-Петербурге подвели итоги четвертого Кирпичного конкурса, проводимого издательским домом «Балтикум» совместно с компанией «АРХИТАЙЛ Северо-Запад». Принять участие в конкурсе могли молодые архитекторы и дизайнеры до 35 лет. Гран-при 100 тысяч рублей получил проект «Серая кольцевая», разработанный Анастасией Сергеевой и Владиславом Лобко из Санкт-Петербурга. Победителям номинаций досталось по 25 тысяч рублей. Рассказываем подробнее о проектах-победителях.
Нефритовые драгоценности
Бюро Zaha Hadid Architects получило заказ на разработку проекта Центра культуры и искусства реки Цаоэ в китайском Шаосине. В качестве отделочного материала планируется использовать особые керамические панели необычного серо-зеленого оттенка.
Инки и сакура
В интерьере красноярского ресторана N’kei бюро LEFTdesign следует гастрономической концепции, соединяя культуру Японии и Перу. Элементы дизайна отсылают к Радужным горам, золоту инков и цветению сакуры, одновременно сохраняя суровость сибирского края.
Алхимия семян
Для кофейни Slovno в Мае во Владимире Raimer Bureau сочинило фантазийную лабораторию, которую не ожидаешь встретить в обычном торговом центре: с травами и картотекой специй, колбами и склянками, фактурными поверхностями и винтажной мебелью.
Архитектура в кино
Кто не любит рассматривать архитектуру в кино, распознавать «места» или оценивать виртуальные города? Но кто знает, что декорации для Эйзенштейна делал Буров, и им восхищался Корбюзье? И все ли знают виллу Малапарте? А вот Александр Скокан рассматривает архитектуру в кино «олд-скульно», через шедевры модернизма. И еще как героя фильма: где-то здание играет свою кинороль, а где-то, кажется, и человек не нужен.
2024: что говорят архитекторы
Больше всего нам нравится рассказывать об архитектуре, то есть о_проектах, но как минимум раз в год мы даем слово архитекторам ;-) и собираем мнение многих профессионалов о том, как прошел их профессиональный год. И вот, в этом году – 53 участника, а может быть, еще и побольше... На удивление, среди замеченных лидируют книги и выставки: браво музею архитектуры, издательству Tatlin и другим площадкам и издательствам! Читаем и смотрим. Грустное событие – сносят модернизм, событие с амбивалентной оценкой – ипотечная ставка. Читаем архитекторов.
Поле жизни
Новый проект от бюро ПНКБ Сергея Гнедовского и Антона Любимкина для Музея-заповедника «Куликово поле» посвящен Полю как таковому, самому по себе. Его исследование давно, тщательно и успешно ведет музей. Соответственно, снаружи форма нового музейного здания мягче, чем у предыдущего, тоже от ПНКБ, посвящённого исторической битве. Но внутри оно уверенно ведет посетителя от светового колодца по спирали – к полю, которое в данном случае трактовано не как поле битвы, а как поле жизни.
Космо-катамино
Бюро MORS ARCHITECTS придумало для компании, которая специализируется на кибербезопасности, офис-головоломку, стимулирующий креативность и азарт: с помощью насыщенных цветов и отсылок к ретрофутуризму.
Дерево и базальт
Бюро Malik Architecture соединило в своем проекте гостиницы Radisson в горах индийского штата Махараштра местные традиции и требования ресурсоэффективности.
Пресса: «Строить в центре в историческом стиле — всегда было...
В Петербурге в 2024 году похоронили проект парка «Тучков буян», на торги выставили тюрьму «Кресты». Конюшенное ведомство, наконец, дождалось начало разработки проекта реставрации, и началось строительство кампуса СПбГУ. «Фонтанка» поговорила с автором ряда ключевых для Петербурга проектов и, наверное, одним из самых известных петербургских архитекторов, главой «Студии 44» Никитой Явейном об итогах года.
Рамка кирпича
По проекту бюро Axis Project на Кубанской набережной в Краснодаре построен офис, который уже взяло в аренду другое бюро – Archivista. Перебрав несколько вариантов, авторы и заказчики остановились на лаконичной форме, сделав ставку на ясность пропорций и выразительность материала – красного кирпича ручной формовки.
Пресса: Лучшие здания, станции и мосты, построенные (или снесенные)...
Новые постройки МГТУ им. Баумана — самая масштабная и противоречивая реализация года. Немецкая слобода, в которой находится Бауманка, представляет собой наслоение самых разных эпох, при этом многие десятилетия пребывала в каком-то подвешенном состоянии, словно ожидая мощного толчка.
Для борьбы со стихией
В японском городе Курасики по проекту Кэнго Кумы создан парк, инфраструктура которого поможет жителям в случае природной катастрофы.
Конгресс и кампус
В Кирове подвели итоги конкурса на концепцию конгресс-холла и общественного пространства на территории бывшего Кировского военно авиационно-технического училища, которую планируется развивать в качестве кампуса. Победила заявка Максима Гарипова: архитектор подошел к территории через метафору потока, а здание-доминанту превратил в композиционный мост.