Реконструкция Старого порта Марселя: «другой модернизм»

Подобно многим городам Европы и Азии, пострадавшим в годы войны и подвергшимся реконструкции, восстановление Старого порта Марселя отразило господствующие доктрины в архитектуре и градостроительстве своей страны.

mainImg


Марсель, послевоенные годы – сочетание этих слов ассоциируется с «Жилой единицей», программным произведением Ле Корбюзье. Однако восстановление Старого порта, явившееся одним из крупнейших проектов конца 1940-х начала 1950-х годов во Франции, происходило без участия швейцарского модерниста, несмотря на его готовность и активные усилия.

Нельзя сказать, чтобы Марсель сильно пострадал во Вторую мировую войну – в отличие от Гавра, Варшавы, Сталинграда, Ковентри, Роттердама или Берлина здесь не было ни разрушительных бомбежек, ни серьезных уличных боев. Однако городу была нанесена весьма глубокая травма: в самом начале 1943 года по личному приказу Гитлера была уничтожена значительная часть Старого порта, который на протяжении многих веков был и по сей день остается фактическим и символическим центром Марселя.

История самого древнего города Франции насчитывает 2600 лет, это практически ровесник Рима. Марсель знал взлеты и падения, подвергался многократным разрушениям (часто до основания), однако никогда не прекращал своего существования, восстанавливая себя заново. Здесь не сохранилось античных театров, готических соборов или барочных дворцов, но есть остро ощутимый, неповторимый дух, который не выветрить никаким мистралем.
 
zooming
Панорама Старого порта © Василий Бабуров
zooming
Старый порт в античность © Василий Бабуров

Главным носителем исторической памяти Марселя всегда был его Старый порт в бухте Лакидон, обнаруженной греческими мореплавателями из малоазийской Фокеи в далеком VI веке до н.э. На горе, возвышающейся над гаванью (на месте нынешнего района Панье), греки основали свою колонию, которую назвали Массалия, и уже ко времени походов Александра Македонского город был крупным торговым, культурным и научным центром, отправлявшим экспедиции к берегам Гренландии, Сенегала и Балтии. Со временем застройка охватила бухту со всех сторон суши, и сегодня Старый порт является географическим, композиционным и символическим центром миллионного города, где сходятся все главные дороги.
zooming
Старый порт в средние века © Василий Бабуров

До войны подгорная часть Старого города представляла собой целостный, очень живописный ансамбль средневековой по духу застройки, в который были вкраплены отдельные «жемчужины» – ренессансные и барочные дома и мэрия, построенная при Людовике XIV. Эффектным дополнением служил ажурный мост с подвесной гондолой характерной «эйфелевской» архитектуры, перекинутый над «горловиной» бухты.
 
zooming
Старый порт и мост-паром до войны. Изображение: http://www.marseilleforum.com/forum/31485_120-question-sur-marseille-1942-1944-le-regard-de-l-occupant-d-temmem.htm
zooming
Старый порт и мост-паром до войны. Изображение: http://tourisme-marseille.com/pont-transbordeur-de-marseille.html
zooming
Средневековая планировка Старого города. Фото 1927 г.
zooming
Старый город. Фото 1920-1930-х гг. © Musée d'Histoire de Marseille - cote MHM1995_10_0612_C
zooming
Набережная Старого порта. Фото нач. ХХ в. Изображение: http://desinroc.free.fr/vieux_quartier/image/Seq35006.jpg

Впрочем, в середине ХХ века ценность Старого города осознавалась далеко не всеми. Государство воспринимало его застройку как трущобы, которые следовало снести по методу барона Османа, создав представительный «имперский» фасад наподобие набережных в Бордо. Исходя из этих представлений, в 1942 году архитектором Эженом Бодуэном [Eugène Beaudouin] (впоследствии он построит в Париже башню Монпарнас) был составлен план реконструкции центра Марселя, который предполагал пробивку проспектов через историческую ткань и был принят к действию правительством Виши. Таким образом, выселение 25 тысяч коренных жителей и снос 15 гектаров застройки Старого города, осуществленные оккупантами и коллаборационистами по приказу фюрера, в общем, соответствовали утвержденным ранее планам. Пощадили лишь здания, представлявшие неоспоримую ценность – мэрию XVII века и еще несколько домов.
zooming
Церковь Сен-Лоран в окружении средневековой застройки © Федеральный архив ФРГ
zooming
Проект реконструкции центра Марселя. 1942 г. Арх. Э.Бодуэн
zooming
Старый порт – Tabula Rasa. Мост-паром уже демонтирован. Фото 1946-47 гг. Изображение: http://visle-en-terrasse.blogspot.ru/2012/01/dessus-des-villes-marseille.html
zooming
Отель Кабр (XVI в.), один из немногих сохранённых от разрушения. В процессе реконструкции его передвинут. Фото 1943 г. Изображение: https://tempsdesirenes.wordpress.com/2013/03/24/memoires-des-bidonvilles/
zooming
Мэрия XVII в. © Василий Бабуров
zooming
Бриллиантовый дом XVI в. – один из немногих сохранённых старинных зданий © Василий Бабуров



Освобождение Франции и приход к власти левых сил, естественно, заставили серьезно пересмотреть подходы к реконструкции. Во главу угла была поставлена задача строительства жилья, причем максимально дешево и быстро. Речь о точном или имитационном восстановлении прежней застройки (как, например, в Сен-Мало) не шла – Старый порт должен был получить однозначно новый облик.

Впрочем, политическая нестабильность послевоенных лет привела к чехарде проектировщиков и помешала выработке единого проекта с самого начала. В 1946 году главным архитектором реконструкции Старого порта был назначен Роже-Анри Экспер [Roger-Henri Expert], один из наиболее ярких мастеров ар деко. Среди его работ можно упомянуть павильоны Колониальной выставки 1931 года, Всемирной выставки в Нью-Йорке, а также участие в оформлении интерьеров легендарного океанского лайнера «Нормандия». В Марселе Экспер предложил застроить территорию 14-этажными П-образными в плане башнями, соединенными секционными корпусами меньшей этажности. Эта концепция вызвала неприятие нового мэра, который счел ее слишком радикальной, взламывающей исторический силуэт Старого города. Экспера пришлось заменить на его партнера Гастона Кастеля [Gaston Castel], дав, впрочем, достроить две из башен, хотя и меньшей этажности.

Тогда же, осенью 1947 года, когда началось строительство «Марсельского блока», свои услуги попытался предложить и Ле Корбюзье. Однако успеха он не снискал, так что дело ограничилось парой-тройкой карандашных набросков. Судя по эскизам, Корбюзье предлагал для Марселя примерно то же, что и для Сен-Дье – свободную композицию из немногочисленных крупных объемов, включая небоскреб в районе Биржи. В то время постулаты Афинской Хартии разделяли во Франции очень немногие, и чтобы протолкнуть основанное на них решение, нужно было иметь достаточный вес в профессиональном цехе, которого у швейцарского зодчего в тот момент не было.
zooming
Старый город Марселя, каким его видел Ле Корбюзье. 1947 г.

Руководителем команды, в которую также вошли Фернан Пуйон [Fernand Pouillon], Андре Леконт [André Leconte] и Андре Девен [André Devin], пригласили Огюста Перре, который в те годы был, пожалуй, наиболее авторитетным зодчим Франции. Но Перре был всецело поглощен реконструкцией Гавра, пострадавшего не в пример серьезнее Марселя, и поэтому ограничился лишь определением основных принципов. Этим воспользовался самый молодой член команды – энергичный Пуйон, который, оттеснив Кастеля, взял бразды правления в свои руки.
zooming
Старый город в 1927, 1943 и в настоящее время © Google Earth
zooming
Фернан Пуйон и Огюст Перре. Фото 1952 г. © Pierre Dalloz, © Fonds Perret, Auguste et Perret frères. CNAM/SIAF/CAPa/Archives d'architecture du XXe siècle/Auguste Perret/UFSE/SAIF/2014. 535 AP 663

Сочетая в себе проектировщика и подрядчика (а в будущем и романиста), он успел построить несколько зданий в Марселе и окрестностях. Пуйон считал себя учеником Перре, который несомненно повлиял на его творческую манеру, а после смерти мэтра возглавил знаменитую мастерскую на улице Рейнуар в Париже. Именно он и стал главным героем восстановления Старого порта, реализовав сразу несколько проектов: карантинную станцию возле кафедрального собора Ла-Мажор (совместно с Андре Шампольоном [André Champollion] и Рене Эгжером [René Egger]), жилой комплекс Ла-Туретт (в соавторстве с Эгжером), ставший одной из доминант исторического центра, и, конечно, застройку набережной. Реализация этих объектов превратила молодого провинциала в одного из влиятельнейших зодчих Франции эпохи Славного Тридцатилетия.
zooming
Карантинная станция (в настоящее время Музей «Regards de Provence»). Строительство – 1947-1948 гг., реконструкция – 2013 г. Арх. Ф.Пуйон, Р.Эгжер, А.Шампольон. © Василий Бабуров
zooming
Карантинная станция (в настоящее время Музей «Regards de Provence»). Строительство – 1947-1948 гг., реконструкция – 2013 г. Арх. Ф.Пуйон, Р.Эгжер, А.Шампольон. © Василий Бабуров
zooming
Карантинная станция (в настоящее время Музей «Regards de Provence»). Строительство – 1947-1948 гг., реконструкция – 2013 г. Арх. Ф.Пуйон, Р.Эгжер, А.Шампольон. © Василий Бабуров
zooming
Жилой комплекс La Tourette «в компании» MUCEM Р. Риччотти и форта Сен-Жан © Василий Бабуров
zooming
Жилой комплекс La Tourette в панораме Старого города © Василий Бабуров
zooming
Жилой комплекс La Tourette в панораме Старого города © Василий Бабуров
zooming
Жилой комплекс La Tourette, церковь Сен-Лоран XII в. и карантинный лазарет XVIII в. © Василий Бабуров
zooming
Жилой комплекс La Tourette. 1948-1953 гг. Арх. Ф.Пуйон, Р.Эгжер © Василий Бабуров
zooming
Жилой комплекс La Tourette. 1948-1953 гг. Арх. Ф.Пуйон, Р.Эгжер © Василий Бабуров
zooming
Жилой комплекс La Tourette. 1948-1953 гг. Арх. Ф.Пуйон, Р.Эгжер © Василий Бабуров
zooming
Жилой комплекс La Tourette. 1948-1953 гг. Арх. Ф.Пуйон, Р.Эгжер © Василий Бабуров

Реконструкция Старого порта, осуществленная к 1956 году, была основана на гораздо более консервативных – по сравнению с Афинской Хартией – принципах, которые исповедовал Перре и его единомышленники. Довоенная сетка улиц не была полностью восстановлена – скорее можно говорить о ее творческом переосмыслении. Планировочный модуль был значительно (примерно в 3-4 раза) укрупнен – на место дробной средневековой застройки встали жилые секционные и одноподъездные дома. Ревизии подверглась и система связей: продольные улицы, идущие параллельно набережной, были дополнены более редкими (по сравнению с довоенной ситуацией) поперечными транспортными и пешеходными «просветами», а также небольшими частично или полностью открытыми общественными пространствами – гибридами дворов и площадей. Таким образом, новые здания формируют полупериметральные кварталы, в которых дифференциация уличного и дворового пространств размыта. Помещения в первых этажах, ориентированные на основные улицы, отданы под общественные функции – преимущественно торговлю и кафе. Подобная планировка позволяет современным исследователям говорить о т.н. «другом», «альтернативном», модернизме («autre modernité»), принципиально отличающемся от идей Ле Корбюзье. Участие Перре хорошо заметно в застройке набережной, составленной из однотипных секционных домов с аркадами в цокольном этаже и лоджией по всей длине аттика. Единственное отступление от принципов престарелого мастера, допущенное Пуйоном, – облицовка фасадов камнем взамен голого бетона, «певцом» которого был Перре.
zooming
Окончательный план реконструкции. Изображение: http://www.bdonline.co.uk/adam-khans-inspiration-la-tourette-and-vieux-port-marseille-by-fernand-pouillon/5039231.article
zooming
Территория Старого порта после реконструкции 1940-50-х гг. © Google Earth
zooming
Дома на набережной. Развёртка. Изображение: http://www.maison.com/architecture/portraits/fernand-pouillon-architecte-urbain-visionnaire-7045/
zooming
Реконструкция Старого порта в процессе. На переднем плане сохранённые здания, за ними – дома Р.-А.Экспера и Г.Кастеля, на заднем плане завершается строительство Ла-Турретт. Фото нач. 1950-х гг. © Musée d'Histoire de Marseille
zooming
Дома на набережной. Фото сер. 1950-х гг.
zooming
Дома на набережной. Современное состояние © ProvenceHerald
zooming
Вид на акваторию Старого порта – неизменный последние 60 лет © Василий Бабуров
zooming
К 2013 году, когда Марсель был «культурной столицей Европы», набережная Старого порта была реконструирована © Василий Бабуров
zooming
Высота домов на набережной была ограничена, чтобы не загораживать вид на исторические доминанты © Василий Бабуров
zooming
Высота домов на набережной соответствует высоте мэрии © Василий Бабуров
zooming
Интерьер квартиры в доме на набережной. Изображение: http://www.homemarseille.com/location-appartement-marseille/ap008-fernand-pouillon/
zooming
Площадь Villeneuve de Bargemont - незастроенное пространство между сохраненными зданиями XV-XVIII вв. и новыми домами. В подземном уровне площади расположены служебные помещения мэрии, оборудованные по проекту Франка Аммутена в 1999-2006 гг. © Василий Бабуров
zooming
Северные фасады домов на набережной, ориентированные на ее дублер. © Василий Бабуров
zooming
Галерея дома на набережной. Арх. А.Перре, Ф.Пуйон, А.Леконт, А.Девен. © Василий Бабуров
zooming
Дом Р.-А.Экспера и Г.Кастеля. Вид с набережной © Василий Бабуров
zooming
Дом Р.-А.Экспера и Г.Кастеля. Вид с набережной © Василий Бабуров
zooming
Арка дома Р.-А.Экспера и Г.Кастеля © Василий Бабуров
zooming
Вид на северный фасад домов на набережной © Василий Бабуров

Несмотря на большое число участников (уместно также упомянуть Андре Дюнуайе де Сегонзака [André Dunoyer de Segonzac], Жана Крозе [Jean Crozet], Жана Розана [Jean Rozan] и Эжена Ширье [Eugène Chirié], построившим отдельные здания), архитекторам удалось создать целостный ансамбль, сформировав известный нам образ Марселя и его Старого порта.
zooming
Старый порт © Василий Бабуров
zooming
Панорама центра Марселя и его Старого порта © Василий Бабуров

16 Июня 2015

Похожие статьи
Археология модернизма: первая работа Нины Алешиной
Историю модернизма редко изучают так, как XVIII или XIX век – с вниманием к деталям, поиском и атрибуциями. А вот Александр Змеул, исследуя творчество архитектора Московского метро Нины Алешиной, сделал относительно небольшое, но настоящее открытие: нашел ее первую авторскую реализацию. Это вестибюль станции «Проспект Мира» радиальной линии. Интересно и то, что его фасад 1959 года просуществовал менее 20 лет. Почему так? Читайте статью.
Годы метро. Памяти Нины Алешиной
Сегодня, 17 июля, исполняется сто лет со дня рождения Нины Александровны Алешиной – пожалуй, ключевого архитектора московского метро второй половины XX века. За сорок лет она построила двадцать станций. Публикуем текст Александра Змеула, основанный на архивных материалах, в том числе рукописи самой Алешиной, с фотографиями Алексея Народицкого.
Мечта в движении: между утопией и реальностью
Исследование истории проектирования и строительства монорельсов в разных странах, но с фокусом мечты о новой мобильности в СССР, сделанное Александром Змеулом для ГЭС-2, переросло в довольно увлекательный ретро-футуристический рассказ о Москве шестидесятых, выстроенный на противопоставлениях. Публикуем целиком.
Модернизация – 3
Третья книга НИИТИАГ о модернизации городской среды: что там можно, что нельзя, и как оно исторически происходит. В этом году: готика, Тамбов, Петербург, Енисейск, Казанская губерния, Нижний, Кавминводы, равно как и проблематика реновации и устойчивости.
Три башни профессора Юрия Волчка
Все знают Юрия Павловича Волчка как увлеченного исследователя архитектуры XX века и теоретика, но из нашей памяти как-то выпадает тот факт, что он еще и проектировал как архитектор – сам и совместно с коллегами, в 1990-е и 2010-е годы. Статья Алексея Воробьева, которую мы публикуем с разрешения редакции сборника «Современная архитектура мира», – о Волчке как архитекторе и его проектах.
Школа ФЗУ Ленэнерго – забытый памятник ленинградского...
В преддверии вторичного решения судьбы Школы ФЗУ Ленэнерго, на месте которой может появиться жилой комплекс, – о том, что история архитектуры – это не история имени собственного, о самоценности архитектурных решений и забытой странице фабрично-заводского образования Ленинграда.
Нейросказки
Участники воркшопа, прошедшего в рамках мероприятия SINTEZ.SPACE, создавали комикс про будущее Нижнего Новгорода. С картинками и текстами им помогали нейросети: от ChatGpt до Яндекс Балабоба. Предлагаем вашему вниманию три работы, наиболее приглянувшиеся редакции.
Линия Елизаветы
Александр Змеул – автор, который давно и профессионально занимается историей и проблематикой архитектуры метро и транспорта в целом, – рассказывает о новой лондонской линии Елизаветы. Она открылась ровно год назад, в нее входит ряд станцией, реализованных ранее, а новые проектировали, в том числе, Гримшо, Уилкинсон и Макаслан. В каких-то подходах она схожа, а в чем-то противоположна мега-проектам развития московского транспорта. Внимание – на сравнение.
Лучшее, худшее, новое, старое: архитектурные заметки...
«Что такое традиции архитектуры московского метро? Есть мнения, что это, с одной стороны, индивидуальность облика, с другой – репрезентативность или дворцовость, и, наконец, материалы. Наверное всё это так». Вашему вниманию – вторая серия архитектурных заметок Александра Змеула о БКЛ, посвященная его художественному оформлению, но не только.
Иван Фомин и Иосиф Лангбард: на пути к классике 1930-х
Новая статья Андрея Бархина об упрощенном ордере тридцатых – на основе сравнения архитектуры Фомина и Лангбарда. Текст был представлен 17 мая 2022 года в рамках Круглого стола, посвященного 150-летию Ивана Фомина.
Архитектурные заметки о БКЛ.
Часть 1
Александр Змеул много знает о метро, в том числе московском, и сейчас, с открытием БКЛ, мы попросили его написать нам обзор этого гигантского кольца – говорят, что самого большого в мире, – с точки зрения архитектуры. В первой части: имена, проектные компании, относительно «старые» станции и многое другое. Получился, в сущности, путеводитель по новой части метро.
Архитектурная модернизация среды. Книга 2
Вслед за первой, выпущенной в прошлом году, публикуем вторую коллективную монографию НИИТИАГ, посвященную «Архитектурной модернизации среды»: история развития городской среды от Тамбова до Минусинска, от Пицунды 1950-х годов до Ричарда Роджерса.
Архитектурная модернизация среды жизнедеятельности:...
Публикуем полный текст первой книги коллективной монографии сотрудников НИИТИАГ. Книга посвящена разным аспектам обновления рукотворной среды, как городской, так и сельской, как древности, так и современной архитектуре, в частности, в ней есть глава, посвященная Николасу Гримшо. В монографии больше 450 страниц.
Поддержка архитектуры в Дании: коллаборации большие...
Публикуем главу из недавно опубликованного исследования Москомархитектуры, посвященного анализу практик поддержки архитектурной деятельности в странах Европы, США и России. Глава посвящена Дании, автор – Татьяна Ломакина.
Сколько стоил дом на Моховой?
Дмитрий Хмельницкий рассматривает дом Жолтовского на Моховой, сравнительно оценивая его запредельную для советских нормативов 1930-х годов стоимость, и делая одновременно предположения относительно внутренней структуры и ведомственной принадлежности дома.
Конкурсный проект комбината газеты «Известия» Моисея...
Первая часть исследования «Иван Леонидов и архитектура позднего конструктивизма (1933–1945)» продолжает тему позднего творчества Леонидова в работах Петра Завадовского. В статье вводятся новые термины для архитектуры, ранее обобщенно зачислявшейся в «постконструктивизм», и начинается разговор о влиянии Леонидова на формально-стилистический язык поздних работ Моисея Гинзбурга и архитекторов его группы.
От музы до главной героини. Путь к признанию творческой...
Публикуем перевод статьи Энн Тинг. Она известна как подруга Луиса Кана, но в то же время Тинг – первая женщина с лицензией архитектора в Пенсильвании и преподаватель архитектурной морфологии Пенсильванского университета. В статье на примере девяти историй рассмотрена эволюция личностной позиции творческих женщин от интровертной «музы» до экстравертной креативной «героини».
Бетонный Мадрид
Новая серия фотографа Роберто Конте посвящена не самой известной исторической странице испанской архитектуры: мадридским зданиям в русле брутализма.
Реновация городской среды: исторические прецеденты
Публикуем полный текст коллективной монографии, написанной в прошедшем 2020 году сотрудниками НИИТИАГ и посвященной теме, по-прежнему актуальной как для столицы, так и для всей страны – реновации городов. Тема рассмотрена в широкой исторической и географической перспективе: от градостроительной практики Екатерины II до творчества Ричарда Роджерса в его отношении к мегаполисам. Москва, НИИТИАГ, 2021. 333 страницы.
Технологии и материалы
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Сейчас на главной
Келейные мастерские
В Хлебном доме музея-заповедника «Царицыно» открылось образовательное пространство, созданное по проекту архитектора и сооснователя бюро UTRO Ольги Рокаль. Небольшое помещение удалось сделать функциональными благодаря авторской мебели: «рыцарскому» круглому столу и столярным шкафам, вдохновленным секретерами XIX века.
Задел на устойчивость
Форум «Казаныш» в этом году прошел с особенным размахом: эксперты из 25 стран, «премьера» театра Камала от Wowhaus и Кэнго Кумы, полные людей лектории, анонс международных конкурсов и новых мега-проектов. Мы пробыли на фестивале два дня, а пищи для размышления получили на год. Делимся впечатлениями, услышанными практическими советами и продолжаем наблюдать – будет ли меняться архитектурный процесс после профессиональных интеграций со странами БРИКС+.
Бутоны ЗИЛ-Юга
Проект с авторским названием «Каменный цветок» предназначен для центральной части территории ЗИЛ-Юг, или ЖК Shagal – башни выстроятся вдоль поперечного бульвара. Впрочем, какие башни – самая высокая 14 этажей. Задуманы они так, чтобы в закатном и рассветном свете давать силуэт, похожий на цветочный бутон, а состоят из сетки и крупных пиксельных выемок, поддержанных консольными выступами «кнопок»-эркеров.
Григорий Ревзин: «Сильный жест из-под полы. Нечто победило»
Обсуждаем дискуссии вокруг конкурса на цирк и сноса СЭВ с самым известным архитектурным критиком нашего времени. В процессе проявляется парадокс: вроде бы сейчас принято ностальгировать по брежневскому времени, а знаковое здание, «ось» Варшавского договора, приговорили к сносу. Не странно ли? Еще мы выясняем, что wow-архитектура вернулась – это новый после-ковидный тренд. Однако, чтобы жест получился действительно сильным, без профессионалов все же не обойтись.
Точные объятия
Бюро Akira Koyama + Key Operation Inc. / Architects построило в японском городе Тояма офис для фармацевтической компании Juzen Chemical Corporation.
Обнажение бетона
Один из этапов благоустройства небольшого сквера в Лермонтове – строительство скейт-парка. Доверив эту часть команде XSA, город получил 250-метровую дорожку для трюков, фигуры которой напоминают объекты лэнд-арта – аналогов в России как по габаритам, так и по наполнению нет. Рассказываем, как устроен экспериментальный снейк-ран в Предкавказье.
Шаг к мечте
Сложности согласований, недостаточный бюджет и проблемы на строительной площадке при реализации проекта школы в Троицке не помешали бюро ASADOV добиться главного – сделать еще один шаг от старых представлений об учебных пространствах к созданию образовательной среды принципиально нового качества.
Отражение завода
Консорциум бюро Хвоя, Хора, НИиПИ Спецреставрация и Урбанконтекст победил в конкурсе на концепцию ревитализации главного корпуса Ижевского оружейного завода. Самое любопытное в проекте – система городских площадей на кровле новых объемов. Она не только открывает непривычные горожанам панорамы и создает дополнительные маршруты, но и способствует восстановлению исторического силуэта.
Пресса: «Киевская площадь» рассказала о новом кластере на...
Вновь созданный кластер обещают сделать не только новой достопримечательностью Москвы, но и центром социальной и деловой активности, а также связующим звеном между Большим Сити и районами Арбат и Хамовники
Пресса: Владимир Ефимов: ремонтировать в Москве здания, чья...
Приводить в порядок полуаварийные здания советского времени, которые не являются архитектурными памятниками и уже отслужили свое с точки зрения конструктивных элементов, не имеет смысла, считает заммэра Москвы по градостроительной политике и строительству Владимир Ефимов. В интервью РИА Новости он рассказал, когда начнется строительство нового цирка на проспекте Вернадского, что будет со зданием СЭВ на Новом Арбате и по какому принципу будут включать в программу реновации, ставшую бессрочной, новые дома. Беседовали Дмитрий Киселев и Ольга Набатникова.
Золото Африки
Интерьеры казино MOYO в Найроби от бюро Archpoint сочетают европейскую роскошь с этническими мотивами и особыми требованиями к помещениям такого типа. За атмосферу праздника отвечают огромные люстры, натуральные материалы отделки, а также предметы искусства.
Миро во дворе
Архитектурное бюро «Вещь!» рассматривает двор ЖК WOW как полотно и использует экспрессивную композицию из цветовых пятен и линий, характерную для испанского художника Жоана Миро. На двух уровнях располагаются все необходимые для рекреации объекты, а золотистые детали вторят отделке фасадов.
Нить Тесея
В проекте интерьера лобби небольшого клубного дома в Хамовниках бюро Ideologist использует разнообразные отсылки к текстилю, тем самым напоминая о фабричном прошлом района. При этом ткань кроме как в обивке мебели не используется: ассоциативный ряд запускают формы, фактуры и цвета.
Второй цирковой
Мэр Москвы Сергей Собянин показал проект, победивший в конкурсе на реконструкцию Большого цирка на проспекте Вернадского. Рассматриваем проект и разные отклики на него. Примерно половина из известных нам предпочла безмолвствовать. А нам кажется, ну как молчать, если про конкурс и проект почти ничего не известно? Рассуждаем.
Ткани и свет
Бюро OMA выполнило экспозиционный дизайн для 2-й Биеннале исламских искусств в саудовском городе Джидда. Архитекторы уже второй раз занимаются оформлением выставок этой биеннале.
Шале на скале
Отель сети Accor в Архызе по проекту бюро «А.Лен» расположится на подступах к главным туристическим центрам курорта. Архитекторы стилизовали традиционный и многими любимый вариант шале, а интриги добавил сохранившийся на участке блок недостроя, который команда проекта превратила в пространство впечатлений: с открытым бассейном и рестораном, откуда открываются виды на самые высокие хребты региона.
Раскрытые крыши
Бывшая табачная фабрика в Турине станет архивным и образовательным центром, окруженным общественными пространствами на берегу реки По.
Бежевое спокойствие
Бюро Rymar.Studio разработало интерьер студии пилатеса в Петербурге. Кофейно-молочные тона и фактурные поверхности настраивают на замедление, а продуманное освещение и кондиционирование делает комфортными тренировки.
Присутствие реки
Офис продаж московского жилого комплекса «Мангазея на Речном», построенный по проекту MORS ARCHITECTS, подчеркивает главные ценности объекта, который он репрезентует: городской комфорт и возможность контактировать с природой благодаря близости реки и нескольких парков.
Пресса: Девелопер Василий Селиванов (LEGENDA) и архитектор Евгений...
Невозможно строить и развивать Петербург будущего, если в Петербурге настоящего не договориться уже наконец о том, как правильно сохранять Петербург прошлого. Правда ли, что редевелопмент может сделать исторический центр и серый пояс лучше, бывают ли шестимиллионные мегаполисы музеями и при чем здесь биполярное расстройство и сюрреализм, на 3D-моделях и собственном опыте объясняют важные акторы урбанизма в Петербурге Василий Селиванов и Евгений Герасимов.
Соль и вода
В Старой Руссе на месте исторического солеваренного завода благодаря гранту конкурса Малых городов появился парк с признаками термального курорта. «Центр развития городской среды Новгородской области» открыл доступ к минеральным источникам, а элементы благоустройства использовал, чтобы рассказать историю солеваренного промысла.
Перевернутая лестница Нового Юга
Новый жилой комплекс Scheldehof, завершенный недавно по проекту архитектора Макса Дудлера в Антверпене, получил жесткую сетку фасадов из уникального дитфуртского известняка.
Цой и лёд
В петербургском Севкабель Порту параллельно идут две выставки-блокбастера, оформлением которых занималось бюро Planet9. Рассказываем, почему стоит посетить обе – и расширенный «байопик» про Цоя, и «документалку» про лед.
Минимум вибраций
KAAN Architecten и Celnikier & Grabli Architectes представили проект нового исследовательского корпуса для Федерального политехнического университета в Лозанне. Строительство начнется в будущем году.
Домики веером
Плотная жилая застройка по проекту бюро KCAP на искусственном острове в амстердамском порту сочетает разновысотные корпуса и «органическую» схему озеленения.