Дебаты о городе

В столице в середине декабря под девизом «Драйверы развития мегаполиса» прошел IV Московский Урбанистический Форум. Публикуем впечатления его участников – архитекторов, урбанистов, критиков.

mainImg

 

Александр Ложкин,
архитектор, урбанист, советник мэра Новосибирска
«Московский Урбанфорум продолжает оставаться главной в стране коммуникационной площадкой для специалистов в области урбанистики, чиновников и девелоперов (хотя участие последних, как мне кажется, должно быть более активным). Междисциплинарный характер форума и то, что обсуждения ведутся вокруг конкретных прикладных исследований, представляются мне важнейшей его особенностью. Две ценных новации МУФ-2014: третий (фестивальный) день и региональная конференция.
Фестивальный день кардинально отличался от прошлогоднего, когда немногочисленные посетители растерянно бродили среди разоренных стендов. В этом году все было живо, интересно и весело. Форум обратился к городу, и город пришел на форум. Этот формат надо развивать и в большей мере соотносить тематику секций и исследований форума с программой фестиваля. Очень правильно, что появилась открытая дискуссионная площадка «третьего дня», на которой в более свободном формате есть возможность обсудить то, что было услышано на форуме.
Обсуждение региональной повестки также важно. Но было бы правильно, чтобы выступления мэров не сводились к отчетам о проделанной работе и достигнутых успехах. Здесь, мне кажется, можно было бы сосредоточиться на интересных региональных кейсах, обсуждение которых было бы полезно как Москве, так и другим городам. Выявить такие кейсы можно путем опроса ключевых экспертов, а также во время региональных конференций МУФа – на форуме можно было бы каким-то образом подвести их итоги.
Не понравилось, что содержание некоторых секций и пленарных заседаний дублировало друг друга. Мне удалось трижды (!) увидеть одну из презентаций на разных секциях и пленарках (и была возможность увидеть ее еще раз на фестивальном круглом столе), не думаю, что это правильная трата ограниченного времени. Стоит более жестко подходить к программе, чтобы исключить такое дублирование.
Стоит более активно использовать формат «дофорумных» лекций-вебинаров, чтобы ознакомить участников с результатами исследований. В идеале хотелось бы, конечно, ознакомиться с публикациями исследований до начала форума, и на нем уже выходить на содержательную дискуссию, но я понимаю, что это малореально. Однако, более подробная, чем 20-минутный доклад, лекция-вебинар может хотя бы частично решить эту задачу. Возможно, имеет смысл и проведение «постфорумных» круглых столов с тем, чтобы наметить пути реализации результатов исследований.
Тем для форума следующего года множество, как и проблем, которые стоят перед Москвой. Среди таких тем – вопрос выбора модели развития города (компактной или дисперсной), модели градорегулирования (правовой или проектно-директивной), сохранения идентичности территорий и градостроительного наследия, взаимоотношений Москвы и Московской области и развития столичной агломерации, Есть серьезнейшая проблема формирования системы расселения Российской Федерации, роли малых и средних и крупных городов в удержании территории страны, но это уже скорее повестка не для московского, а для федерального урбанистического форума.»


zooming
Посетительница фестиваля Московского Урбанистического Форума © Moscow Urban Forum
zooming
Посетители Московского Урбанистического Форума © Moscow Urban Forum

 

Ирина Ирбитская,
архитектор, градостроитель, Директор Центра градостроительных компетенций РАНХиГС при Президенте РФ, Руководитель проектного бюро Платформа
«Во-первых, за четыре дня Форум представил базовый срез того, что сегодня происходит на уровне российских чиновников, международных экспертов и внутри российского общества. Без знания этого контекста, ни одна мысль, идея, проект в области городского развития, городского планирования и даже архитектуры и дизайна не могут быть состоятельными. Ведь мы создаем физическую и управленческую упаковки для происходящих сейчас и в будущем сложных городских процессов.
Во-вторых, практически все в восторге от безупречной организации и сценария, в котором появилась фестивальная программа. Как правило, подобного рода форумы носят сугубо официальный характер, и Московский урбанистический форум прошлых лет также соответствовал официальному международному формату. Фестиваль снизил градус официоза всего Форума, повлияв и на пленарную часть. Можно сказать, что признания московских чиновников, их, я бы сказала, гранжевая риторика – это лишь демонстрация открытости. Однако то, что происходит в игровом формате, рано или поздно переходит в формат реальной открытости отношений. Я бы сказала, начало диалога власти, бизнеса и экспертного сообщества подошло к стартовой точке. Диалог возможен, а значит, возможен город, который не бывает без диалога, не бывает без договора.
В следующем году я бы расширила линейку исследований к форуму, которые стали традиционными. Факт, Россия, в отличие от многих стран – terra incognita. Нам как воздух нужны факты, знание, а не просто мнения и слепые версии о том, с чем мы имеем дело. Нужны исследования, и если Форум станет их инициатором, центром распространения и обсуждения, мы приблизимся к международному стандарту развития наших городов. Ведь любая модель будущего, без знания прошлого и настоящего будет лишь случайной проекцией без гарантий на успех».


zooming
Сергей Собянин и участники Московского Урбанистического Форума © Moscow Urban Forum

 

Александр Антонов,
главный архитектор проекта Центра пространственной информации ГУП МО «НИиПИ градостроительства», член правления НП «Объединение», эксперт по территориальному планированию САР
«В этом году IV Московский Урбанистический Форум включил в свою программу проведение Национальной школы молодых планировщиков ISOCARP – образовательного проекта, направленного на распространение знаний в сфере городского планирования и внедрение практики решения различных проблем современных городов. Я выступил одним из организаторов и тьютором Школы, проходившей параллельно с Форумом 9– 12 декабря, поэтому практически все время работы Форума мне пришлось посвятить данному проекту. Мы представили работу школы молодых планировщиков ISOCARP по преобразованию территории ВДНХ в первый день работы Фестиваля в рамках Урбанистического Форума 13 декабря и, кажется, представили успешно.
Занятость в школе планировщиков в большой степени помешала участвовать в насыщенной программе мероприятий Форума; я посетил только сессии и круглые столы, в подготовке которых принимал непосредственное участие.
От сессии, посвященной перспективам Новой Москвы, многого ожидать не приходилось. Сессия получилась больше информационная, чем дискуссионная: представители Московского Правительства и Института Генплана, рассказали об основных положениях наконец-то разработанной схемы ТИНАО, Григорий Ревзин представил первый вариант исследования новых территорий, подготовленное КБ Стрелка. В результате будущее Новой Москвы осталось туманным, заявленные перспективы роста и ценность этого актива для Москвы по-прежнему вызывают много вопросов.
Круглый стол по комфортному жилью и среде в Московском регионе в рамках программы urban talks Фестивального дня получился интересным, но, как всегда, не хватило времени обо всем поговорить. За круглым столом собрались аналитики девелопмента, экономисты, журналисты, архитекторы, урбанисты, специалисты-транспортники и вот в этой междисциплинарности не то чтобы родились новые идеи, но более четко оформились идеи старые и конкретизировались новые вопросы.
Я второй раз оказался внутри кухни Форума и опять восхищаюсь фантастической трудоспособностью «женского» коллектива, который все это организует, балансируя между шоу, официозом и наукообразием и как-то все это удерживая в рамках единой концепции. Не все знают, но подготовка Форума в этом году по ряду причин стартовала непростительно поздно – в сентябре. В итоге никто и не заметил признаков цейтнота или каких-то сбоев.
Для Москвы это яркое и, безусловно, полезное событие, но для меня оно уже превысило пределы восприятия. Форума становится все больше, поэтому приходится позиционировать себя маленьким винтиком громадного механизма.»


Сергей Собянин и Марат Хуснуллин осматривают экспозицию Московского Урбанистического Форума © Moscow Urban Forum

 

Антон Кальгаев,
куратор специальных проектов Института «Стрелка»
«Я не очень искушенный посетитель: это первый форум, на котором я побывал. О предыдущих могу судить только по опубликованным материалам. Но даже для людей, не участвовавших в его подготовке и работе, за три года форум стал полезным и интересным событием. А это для в общем-то узкопрофессионального мероприятия – достижение. Особенно важно, что содержание форума складывается не только из живого обмена мнениями во время дискуссий, но и формируется специальными исследованиями. Очень надеюсь, что эта традиция сохранится.
Организаторы форума создали комфортную атмосферу, поэтому неудивительно разоблачительное откровение некоторых «вербальных интервенций» московских чиновников. Хотя эти же непринужденные признания в профессиональной непригодности свидетельствуют о легкомысленном отношении к обсуждаемым вопросам и статусу форума. Впрочем, во время знаменитого уже доклада Григория Ревзина я – так уж получилось – наблюдал за перепиской каких-то чиновников из неизвестного мне департамента: «привлек аудиторию на свою сторону… выставил достижения провалами» – все было очень серьезно, фронтовая сводка.
В общем, завсегдатаи форума нашли на что пожаловаться, а мне, в принципе, все понравилось. Особенно, конечно, настроение отчаянного, почти обреченного энтузиазма.»


zooming
Сергей Кузнецов и Павел Андреев на сессии «Качество среды: роль архитектуры и архитектора» Московского Урбанистического Форума © Moscow Urban Forum

 

Лара Копылова,
архитектурный критик, главный редактор интернет-журнала ЭКА.ru
«Понравилось
Энергичная атмосфера знаний, воли, принятия решений, компетентности. Интересные люди и дискуссии. Жаль, на все не успеть.
Понравилось, что главный архитектор Сергей Кузнецов лично мне пообещал, что на Москве-реке в результате конкурса появятся не только пляжи и катки, но и моя любимая классическая архитектура. «Мы будем учитывать московскую идентичность», – сказал главный архитектор. Ура.
Выступление Григория Ревзина на сессии по архитектуре. Это была блестящая речь, ироничная, стилизованная под речи 1930-х годов. Единственная ее цель – обратить внимание, что архитектура – тоже драйвер мегаполиса, но об этом как-то забыли. За четыре года ничего художественно ценного не построили.
Талантливые ведущие. Алексей Муратов оживлял шутливыми вопросами иные обтекаемые речи («Так вы считаете, что Москва на этой шкале – между Махачкалой и Пекином?»). Грэг Кларк работал с залом, как массовик-затейник («Поднимите руки, кто хочет ловить рыбу в Москве-реке», «Поднимите руки, кто готов платить за новую инфраструктуру на Москве-реке»).

Поразило
Исследование по городам России, представленное Александром Высоковским, с неожиданным результатом: такие «сильные» города, как Самара и Пермь – аутсайдеры, а лидеры – Махачкала и Белгород (не считая Москвы и Питера, конечно). Сравнивали по количеству студентов, людей с высшим образованием, смертности и уровню зарплаты. Установили, что в постиндустриальных городах люди более счастливы, чем в промышленных.
Удивило, что хотят организовать палату архитекторов в дополнение к СРО, СА и лицензиям. По типу немецкой. В палату архитектор войдет как творческая личность, а не как организация. Павел Андреев прочел на эту тему доклад. Дело вроде хорошее, роль архитекторов в обществе должна вырасти. Но не вырастет. Она низкая, на мой взгляд, не из-за отсутствия палаты. Она и на Западе, где есть палаты, низкая. Там пишут книжки типа «Архитектор, нужен ли он вообще?». Сам тип архитектурного знания стал настолько произвольным, что непонятно, зачем вообще архитектор, если есть конструкторы, инженеры, строители. Форма следует функции. Скоро здания будут проектировать, забив информацию в компьютерную программу, и распечатывать на принтере. Чтобы отличить простые аккорды минималиста Филиппа Гласса от самодеятельной группы, нужно знать академического Шостаковича. Чтобы отличить Дом Наркомфина от брежневской серии нужно знать Дом Пашкова. Между профессиональной простотой и дилетантской простотой пролегает профессиональная сложность. В музыкальном образовании она осталась, а в архитектурном – нет.

Вдохновило
Вдохновила команда мэра, три К: Капков, Кибовский, Кульбачевский и особенно Андрей Шаронов. Удивил редким сочетанием деловой активности, академической основательности и управленческих навыков. Он хотя и ушел из столичного правительства в ректоры школы управления «Сколково», но продолжил сотрудничать в качестве советника и урбаниста. Мне вообще нравится, что они сделали с Москвой. Что в ней есть теперь свой Альтштадт (от Камергерского до Кузнецкого) с рождественскими ярмарками, по которому можно гулять, не рискуя быть забрызганным грязной снежной кашей; что есть сияющие огнями бульвары и катки – символ зимнего счастья. Еще добавить классическую архитектуру по берегам реки, в промзонах и спальных районах – и будет совсем хорошо.
Обнадеживает, что Марат Хуснуллин считает исследования, проделанные МУФ, бесценной информацией, основой для принятия решений. Западные эксперты предлагали конкретные шаги, на мой взгляд, толковые.

Возмутило
Сто человек ждало объявления результатов конкурса по Москве-реке. Но результаты сообщили только мэру Собянину на ушко. Он столь же интимно, чтобы никто не услышал, ответил на вопросы НТВ. Остальные стоявшие вокруг журналисты видели только затылки телохранителей. Почему бы не дать мэру микрофон? Юрий Григорян, победитель конкурса, провел презентацию лично для Собянина. Потом состоялась пресс-конференция, но уже без мэра.»


zooming
Зрители сессии «Качество среды: роль архитектуры и архитектора» Московского Урбанистического Форума © Moscow Urban Forum


 

Сергей Куликов,
историк архитектуры, критик
«За четыре года Московский урбанистический форум проделал любопытную эволюцию. Организованный впервые Институтом региональной политики в 2011 году, когда еще мало кто понимал, что такое урбанистика и в чем заключается разница между градостроительством и городским планированием, форум имел формат своего рода ликбеза для чиновников. Был издан словарик основных терминов, а некоторые видные деятели московского правительства даже прочли книгу Джейн Джейкобс «Смерть и жизнь больших американских городов», написанную полвека назад.
В 2012 году, когда организацией форума занимался уже институт «Стрелка», урбанистика вошла в моду, а местный ее извод стал напоминать нечно среднее между карго-культом и эвфемизмом. Под патронажем московского правительства вышел перевод книги Яна Гейла «Город для людей», началось увлечение велодорожками и пешеходными зонами, народ повалил в обновленный Парк Горького, а видные чиновники выучили такие термины, как джентрификация и устойчивое развитие, хотя при их употреблении и подразумевали зачастую совсем другие вещи.
В прошлом году проблематика форума, как и проблематика урбанистики вообще за последние годы, сильно не изменилась: город в масштабе человека, экологическая и экономическая устойчивость, взаимодействие власти и горожан, повышение роли общественного транспорта и проч. В то же время, под кураторством Юрия Григоряна было проведено первое масштабное междисциплинарное урбанистическое исследование столичного мегаполиса «Москва. Археология переферии», а результаты его изданы и представлены на форуме. Это несколько сместило центр тяжести с калькирования западного опыта на приобретение собственного.
На последнем МУФе было представлено сразу два подобных исследования – проведенное Стрелкой «Пространственная стратегия Москвы: инструмент управления будущим» и плод взаимодействия Высшей школы урбанистики и компании «Новая земля» – «Борьба за горожанина: человеческий потенциал и городская среда» в региональных центрах РФ.
Если говорить о программе, то количество сессий и иностранных спикеров сильно сократилось, зато появился большой блок, посвященный регионам, что является естественным отражением более глобальных процессов. Зато осознание урбанистики как явления представителями видного московского и федерального чиновничества продемонстрировало удивительный прогресс. Первый вице-пермьер правительства РФ Игорь Шувалов всерьез говорил о Лазаре Кагановиче как о светоче урбанистики, а заммэра Марат Хуснулин на фоне реального положения дел в политике и экономике утверждал, что Москва по темпам развития вышла на второе место после Пекина среди крупнейших мегаполисов мира. При этом не пояснялось, что это прошлогодний рейтинг Emerging 7 – самых быстрорастущих городов, где с Москвой соревнуются, помимо Пекина, не Лондон или Париж, а Джакарта, Сан Паулу, Мумбаи и Мехико, и тут учитываются скорее количественные, а не качественные показатели. В общем, если раньше это был гибрид карго-культа и эвфемизма, то теперь можно говорить о предпосылках нового жанра в урбанистике под условным названием геополитическая психогеография, где-то на границе психоанализа и современного искусства.»


zooming
«Рождественская площадь» на Московском Урбанистическом Форуме © Moscow Urban Forum


 

Петер Эбнер,
руководитель архитектурного бюро Peter Ebner and friends (Мюнхен)
«Начну с того, что, в целом, Московский урбанистический форум мне понравился и, если он будет проводиться в следующем году, то я на него вновь приеду. Хотелось бы отметить очень приятную атмосферу, хороший дизайн главной сцены, экспозицию девелоперов, разнообразие тем, выбранных для обсуждения. Я понимаю, как непросто организовать событие такого масштаба, так как сам неоднократно был устроителем конференций. На подобных мероприятиях каждый старается разрекламировать себя и получить как можно больше информации о состоянии дел, политике, культуре той страны, где они проходят.
Несмотря на положительное впечатление, нужно отметить ряд вещей, которые, с моей точки зрения, можно было бы улучшить. К примеру, как я понимаю, в задачу форума входило получить как можно больше полезной информации и опыта для развития Москвы, Московской области и России в целом. Если это так, то выбор гостей не очень подходил для решения поставленной задачи. Я думаю, что, так как Москва отличается очень специфическими климатическими условиями, было бы гораздо логичнее пригласить больше специалистов из северных стран нежели, как это было на форуме, из Азии.
Формат дискуссий, пожалуй, чересчур превалировал над лекциями. Мне кажется, что иногда было бы лучше провести только лекции, без дополнительных дискуссий – это помогло бы гораздо больше углубиться в рассматриваемые темы, проблемы и задачи. А так – обсуждения часто были очень поверхностными.
Положительным моментом было то, что на форуме выступали представители администрации, управленческих структур, политики. Но мне показалось странным, что многие из них уезжали сразу после своего выступления. Я думаю, что было бы полезно, если бы они оставались послушать выступления других спикеров, участвовали в обсуждениях. Это бы помогло им лучше понять, в каком направлении лучше развивать город.
Масштаб мероприятия был, вероятно, слишком крупным. Я бы предпочел, чтобы оно было более камерным, и спикеры оставались на форуме до самого конца, чтобы можно было обсудить какие-то дополнительные детали.
Мне очень понравилось, что был синхронный перевод, но был и очень неудобный момент: у многих докладчиков слайды были только на русском языке. Вероятно, если форум предендует на статус международного события, логично было бы показывать слайды на английском, или же двуязычные – на русском и английском языках.
Очень понравилось выступление главы «Банка Москвы» Михаила Кузовлева: оно помогло мне лучше понять ситуацию в стране и дало определенное понимание русской психологии.
Вообще, программа форума была насыщенной и интересной: иногда хотелось оказаться на нескольких презентациях одновременно, что, безусловно, очень высокий показатель. Также, как мне кажется, аудитория форума была очень благодарной. Удивило то, что 60% посетителей были младше 27 лет. Это хорошо, так как такие мероприятия помогают молодым специалистам понять существующие проблемы.»>


zooming
Андрей Шаронов, Александр Высоковский и ландшафтный урбанист Эва Кастро на пленарном заседании «Выбор целей и моделей развития современного города» Московского Урбанистического Форума © Moscow Urban Forum

 
zooming
Доклад Марата Хуснуллина на сессии «Пространственная стратегия Москвы: принципы и возможности» Московского Урбанистического Форума © Moscow Urban Forum
zooming
Экспозиция Департамента топливно-энергетического хозяйства Москвы на Московском Урбанистическом Форуме © Moscow Urban Forum

23 Декабря 2014

Похожие статьи
Наталья Шашкова: «Наша задача – показать и доказать,...
В Анфиладе Музея архитектуры открылась новая выставка, и у нее две миссии: выставка отмечает 90-летний юбилей и в то же время служит прообразом постоянной экспозиции, о которой музей мечтает больше 30 лет, после своего переезда и «уплотнения». Мы поговорили с директором музея: о нынешней выставке и будущей, о работе с современными архитекторами и планах хранения современной архитектуры, о несостоявшемся пока открытом хранении, но главное – о том, что музею катастрофически не хватает площадей. Не только для экспозиции, но и для реставрации крупных предметов.
Юрий Виссарионов: «Модульный дом не принадлежит земле»
Он принадлежит Космосу, воздуху... Оказывается, 3D-печать эффективнее в сочетании с модульным подходом: дом делают в цеху, а затем адаптируют к местности, в том числе и с перепадом высот. Юрий Виссарионов делится свежим опытом проектирования туристических комплексов как в средней полосе, так и на юге. Среди них хаусботы, дома для печати из легкого бетона на принтере и, конечно же, каркасные дома.
Дерево за 15 лет
Поемия АРХИWOOD опрашивает членов своего экспертного совета главной премии: что именно произошло с деревянным строительством за эти годы, какие заметные изменения происходят с этим направлением сейчас и что ждет деревянное домостроение в будущем.
Марина Егорова: «Мы привыкли мыслить не квадратными...
Карьерная траектория архитектора Марины Егоровой внушает уважение: МАРХИ, SPEECH, Москомархитектура и Институт Генплана Москвы, а затем и собственное бюро. Название Empate, которое апеллирует к словам «чертить» и «сопереживать», не должно вводить в заблуждение своей мягкостью, поскольку бюро свободно работает в разных масштабах, включая КРТ. Поговорили с Мариной о разном: градостроительном опыте, женском стиле руководства и даже любви архитекторов к яхтингу.
Андрей Чуйков: «Баланс достигается через экономику»
Екатеринбургское бюро CNTR находится в стадии зрелости: кристаллизация принципов, системность и стандартизация помогли сделать качественный скачок, нарастить компетенции и получать крупные заказы, не принося в жертву эстетику. Руководитель бюро Андрей Чуйков рассказал нам о выстраивании бизнес-модели и бонусах, которые дает архитектору дополнительное образование в сфере управления финансами.
Василий Бычков: «У меня два правила – установка на...
Арх Москва начнется 22 мая, и многие понимают ее как главное событие общественно-архитектурной жизни, готовятся месяцами. Мы поговорили с организатором и основателем выставки, Василием Бычковым, руководителем компании «Экспо-парк Выставочные проекты»: о том, как устроена выставка и почему так успешна.
Влад Савинкин: «Выставка как «маленькая жизнь»
АРХ МОСКВА все ближе. Мы поговорили с многолетним куратором выставки, архитектором, руководителем профиля «Дизайн среды» Института бизнеса и дизайна Владиславом Савинкиным о том, как участвовать в выставках, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно потраченные время и деньги.
Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать...
За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.
2023: что говорят архитекторы
Набрали мы комментариев по итогам года столько, что самим страшно. Общее суждение – в архитектурной отрасли в 2023 году было настолько все хорошо, прежде всего в смысле заказов, что, опять же, слегка страшновато: надолго ли? Особенность нашего опроса по итогам 2023 года – в нем участвуют не только, по традиции, москвичи и петербуржцы, но и архитекторы других городов: Нижний, Екатеринбург, Новосибирск, Барнаул, Красноярск.
Александра Кузьмина: «Легко работать, когда правила...
Сюжетом стенда и выступлений архитектурного ведомства Московской области на Зодчестве стало комплексное развитие территорий, или КРТ. И не зря: задача непростая и очень «живая», а МО по части работы с ней – в передовиках. Говорим с главным архитектором области: о мастер-планах и кто их делает, о том, где взять ресурсы для комфортной среды, о любимых проектах и даже о том, почему теперь мало хороших архитекторов и что делать с плохими.
Согласование намерений
Поговорили с главным архитектором Института Генплана Москвы Григорием Мустафиным и главным архитектором Южно-Сахалинска Максимом Ефановым – о том, как формируется рабочий генплан города. Залог успеха: сбор данных и моделирование, работа с горожанами, инфраструктура и презентация.
Изменчивая декорация
Члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023 продолжают рассуждать о том, какими будут общественные интерьеры будущего: важен предлагаемый пользователю опыт, гибкость, а в некоторых случаях – тотальный дизайн.
Определяющая среда
Человекоцентричные, технологичные или экологичные – какими будут общественные интерьеры будущего, рассказывают члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023.
Иван Греков: «Заказчик, который может и хочет сделать...
Говорим с Иваном Грековым, главой архитектурного бюро KAMEN, автором многих знаковых объектов Москвы последних лет, об истории бюро и о принципах подхода к форме, о разном значении объема и фасада, о «слоях» в работе со средой – на примере двух объектов ГК «Основа». Это квартал МИРАПОЛИС на проспекте Мира в Ростокино, строительство которого началось в конце прошлого года, и многофункциональный комплекс во 2-м Силикатном проезде на Звенигородском шоссе, на днях он прошел экспертизу.
Резюмируя социальное
В преддверии фестиваля «Открытый город» – с очень важной темой, посвященной разным апесктам социального, опросили организаторов и будущих кураторов. Первый комментарий – главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, инициатора и вдохновителя фестиваля архитектурного образования, проводимого Москомархитектурой.
Прямая кривая
В последний день мая в Москве откроется биеннале уличного искусства Артмоссфера. Один из участников Филипп Киценко рассказывает, почему архитектору интересно участвовать в городских фестивалях, а также показывает свой арт-объект на Таможенном мосту.
Бетонные опоры
Архитектурный фотограф Ольга Алексеенко рассказывает о спецпроекте «Москва на стройке», запланированном в рамках Арх Москвы.
Юлий Борисов: «ЖК «Остров» – уникальный проект, мы...
Один из самых больших проектов жилой застройки Москвы – «Остров» компании Донстрой – сейчас активно строится в Мневниковской пойме. Планируется построить порядка 1.5 млн м2 на почти 40 га. Начинаем изучать проект – прежде всего, говорим с Юлием Борисовым, руководителем архитектурной компании UNK, которая работает с большей частью жилых кварталов, ландшафтом и даже предложила общий дизайн-код для освещения всей территории.
Валид Каркаби: «В Хайфе есть коллекция арабского Баухауса»
В 2022 году в порт города Хайфы, самый глубоководный в восточном Средиземноморье, заходило рекордное количество круизных лайнеров, а общее число туристов, которые корабли привезли, превысило 350 тысяч. При этом сама Хайфа – неприбранный город с тяжелой судьбой – меньше всего напоминает туристический центр. О том, что и когда пошло не так и возможно ли это исправить, мы поговорили с архитектором Валидом Каркаби, получившим образование в СССР и несколько десятилетий отвечавшим в Хайфе за охрану памятников архитектуры.
О сохранении владимирского вокзала: мнения экспертов
Продолжаем разговор о сохранении здания вокзала: там и проект еще не поздно изменить, и даже вопрос постановки на охрану еще не решен, насколько нам известно, окончательно. Задали вопрос экспертам, преимущественно историкам архитектуры модернизма.
Фандоринский Петербург
VFX продюсер компании CGF Роман Сердюк рассказал Архи.ру, как в сериале «Фандорин. Азазель» создавался альтернативный Петербург с блуждающими «чикагскими» небоскребами и капсульной башней Кисе Курокавы.
2022: что говорят архитекторы
Мы долго сомневались, но решили все же провести традиционный опрос архитекторов по итогам 2022 года. Год трагический, для него так и напрашивается определение «слов нет», да и ограничений много, поэтому в опросе мы тоже ввели два ограничения. Во-первых, мы попросили не докладывать об успехах бюро. Во-вторых, не говорить об общественно-политической обстановке. То и другое, как мы и предполагали, очень сложно. Так и получилось. Главный вопрос один: что из архитектурных, чисто профессиональных, событий, тенденций и впечатлений вы можете вспомнить за год.
KOSMOS: «Весь наш путь был и есть – поиск и формирование...
Говорим с сооснователями российско-швейцарско-австрийского бюро KOSMOS Леонидом Слонимским и Артемом Китаевым: об учебе у Евгения Асса, ценности конкурсов, экологической и прочей ответственности и «сообщающимися сосудами» теории и практики – по убеждению архитекторов KOSMOS, одно невозможно без другого.
КОД: «В удаленных городах, не секрет, дефицит кадров»
О пользе синего, визуальном хаосе и общих и специальных проблемах среды российских городов: говорим с авторами Дизайн-кода арктических поселений Ксенией Деевой, Анастасией Конаревой и Ириной Красноперовой, участниками вебинара Яндекс Кью, который пройдет 17 сентября.
Никита Токарев: «Искусство – ориентир в джунглях...
Следующий разговор в рамках конференции Яндекс Кью – с директором Архитектурной школы МАРШ Никитой Токаревым. Дискуссия, которая состоится 10 сентября в 16:00 оффлайн и онлайн, посвящена междисциплинарности. Говорим о том, насколько она нужна архитектурному образованию, где начинается и заканчивается.
Архитектурное образование: тренды нового сезона
МАРШ, МАРХИ, школа Сколково и руководители проектов дополнительного обучения рассказали нам о том, что меняется в образовании архитекторов. На что повлиял уход иностранных вузов, что будет с российской архитектурной школой, к каким дополнительным знаниям стремиться.
Пресса: Городские жители и их разновидности
Жителей российских городов можно разделить на четыре группы в зависимости от отношения к городу, ожиданий от него, ценностей и образа жизни. Исследование провела команда экспертов Высшей школы урбанистики НИУ ВШЭ совместно с компанией «Новая земля» для IV Московского урбанистического форума.
Пресса: Москва – глобальный город
Григорий Ревзин, профессор Высшей Школы урбанистики ВШЭ, архитектурный критик, эксперт Московского Урбанистического форума рассказал об архитектурной, медицинской, образовательной и транспортной реформах в Москве.
Пресса: Архитектор правит бал? Дискуссия о качестве среды...
В рамках прошедшей на Урбанфоруме-2014 сессии «Качество среды: роль архитектуры и архитектора» развернулась одна из самых острых дискуссий форума, спровоцированная докладом архитектурного критика Григория Ревзина с вопросом — а нужны ли столице архитектурные конкурсы.
Пресса: Концепция Москвы-реки как часть мастер-плана столицы
На сессии «Москва-река как источник регенерации городских территорий», прошедшей в рамках Московского урбанистического форума, члены Международного экспертного совета по вопросам планирования Москвы обсудили стратегию реализации масштабной 20-летней программы трансформации Москвы-реки и ее влияние на развитие города.
Пресса: Безальтернативно. По итогам МУФ-2014
Прежде всего, поделюсь соображениями относительно повестки Московского урбанистического форума-2014, состоявшегося в середине декабря. Как обычно, исключительно широкий диапазон – от проблематики городской среды и взаимоотношений городской экономики и культуры до электронного правительства. Только теперь еще раздвинуты и географические границы – от столицы в направлении регионов.
Пресса: «Важно, чтобы город находил компромисс между стройкой...
Пути решения основных проблем глобальных городов ведущие мировые эксперты-урбанисты, представители власти и бизнеса обсудили в ходе работы IV Московского урбанистического форума «Драйверы развития мегаполиса».
Пресса: Московская агломерация будет комфортной как для проживания,...
12 декабря в рамках Московского урбанистического форума состоялась сессия «Новая Москва: как создать полноценную городскую среду». Участники поделились своим виденьем того, как будет развиваться город в долгосрочной перспективе, отметив, что Новая и старая Москва будут развиваться по общим принципам.
Пресса: Финалисты конкурса по развитию Москвы-реки: плюсы...
13 декабря в рамках Фестиваля Урбанфорума-2014 прошла презентация концепций финалистов конкурса на развитие территорий, прилегающих к Москве-реке. О достоинствах и недостатках проектов рассказали главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов и главный архитектор НИиПИ Генплана Москвы Андрей Гнездилов.
Пресса: Сергей Кузнецов прокомментировал доклад Григория...
Выступая на пресс-брифинге в рамках фестиваля Урбанфорума-2014, главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов прокомментировал острый доклад архитектурного критика Григория Ревзина, прозвучавший на сессии «Качество среды: роль архитектуры и архитектора».
Пресса: Сергей Кузнецов: Мы серьезно продвинулись в облике...
«Архитектура города — это, прежде всего, архитектура массовых сооружений, а не только и, даже во вторую очередь, архитектура „икон“. А в этом направлении мы серьезно продвинулись», — отметил в ходе пресс-брифинга на фестивале Урбанфорума-2014 главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов.
Пресса: Как Москва могла бы колонизировать Подмосковье
Присоединение Новой Москвы как захват Крыма, русский космизм в жилищном строительстве и эмиграция креативного класса в Подмосковье — «Афиша-Город» обсуждает с архитектурным экспертом Григорием Ревзиным его доклад о Новой Москве на Урбанистическом форуме.
Пресса: «Архнадзор»: Около 20 исторических фабрик в пределах...
В пределах Третьего транспортного кольца осталось около 20 исторических промышленных комплексов, пригодных к конверсии. Об этом на IV Московском урбанистическом форуме сказала член координационного совета общественного движения «Архнадзор», соучредитель Центра капитализации наследия Марина Хрусталева.
Пресса: Анатолий Локоть открывает Новосибирск для госконтроля...
Мэр Новосибирска Анатолий Локоть выступил с инициативой в Москве на IV урбанистическом форуме 11 декабря. Глава города предложил сделать Новосибирск пилотной площадкой для отработки системы госконтроля за строительством социальных объектов.
Пресса: Григорий Ревзин: «Высокое искусство архитектуры требует...
На сессии «Качество среды: роль архитектуры и архитектора» во второй день Московского урбанистического форума архитектурный критик и партнер КБ «Стрелка» Григорий Ревзин зачитал доклад, вызвавший эффект разорвавшейся бомбы в профессиональном сообществе.
Технологии и материалы
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Архитектурная подсветка фасадов ЖК и освещение придомовой...
Уютно должно быть не только внутри жилого комплекса, но и рядом с ним. В этой статье мы рассмотрим популярные осветительные решения, которые придают ЖК респектабельности и обеспечивают безопасную среду вокруг дома.
Облицовочный кирпич: какой выбрать?
Классический керамический, клинкерный или кирпич ручной формовки? Каждый из видов облицовочного кирпича обладает уникальным набором технических и эстетических характеристик. На примере продукции ГК «Керма» разбираемся в тонкостях и возможностях материала для современных проектов.
Sydney Prime: «Ласточкин хвост» из кирпича
Жилой комплекс Sydney Prime является новой достопримечательностью речного фронта Большого Сити и подчеркивает свою роль эффектным решением фасадов. Авторский подход к использованию уникальной палитры кирпича в навесных фасадных системах раскрывает его богатый потенциал для современной архитектуры.
Возрождение лесной обители. Как восстанавливали старинный...
Во Владимирской области возрожден из руин памятник церковного зодчества начала XIX века – Смоленская церковь на Веретьевском погосте. Реставрационные работы на каменном храме проводились с использованием материалов компании Baumit.
Урбанистика здоровья: спорт в проектах благоустройства
Уличные спортивные зоны являются неотъемлемой частью современной урбанистической среды и призваны, как и благоустройство в целом, стимулировать жителей больше времени проводить на улице и вести здоровый образ жизни. Компания «Новалур» предлагает комплексные решения в области уличного спорта и также является производителем линейки уличных тренажеров с регулируемой нагрузкой, подходящих максимально широкому кругу пользователей.
​Архитектура света: решения для медиафасадов в...
Медиафасады – это инновационное направление, объединяющее традиционные архитектурные формы с цифровыми технологиями. Они позволяют создавать интерактивные здания, реагирующие на окружающую среду, движение пешеходов или даже социальные медиа. Российская компания RGC представляет технологию, интегрирующую медиа непосредственно в стеклопакеты.
Как уменьшить запотолочное пространство для коммуникаций?
Повысить уровень потолка за счет сокращения запотолочного пространства – вполне законное желание девелопера, архитектора и дизайнера. Но этому активно сопротивляются инженеры. Сегодня мы расскажем о красивом и нестандартном решении этой проблемы.
Холст из стекла
Открытие нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной в мае 2024 года ознаменовало не только расширение знаменитого музея, но и знаковое событие в области использования архитектурного стекла с применением технологии печати. О том, как инновационное остекление расширило границы музейной архитектуры – в нашем материале.
От эскиза до «Дракона»: творческая кухня «Новых Горизонтов»
Компания «Новые Горизонты», отметившая в 2024 году свое 25-летие, прошла путь от дистрибьютора известного финского производителя Lappset до разработчика собственных линеек детского игрового оборудования. За четверть века они эволюционировали от импортера до инновационного проектировщика и производителя, способного воплощать самые смелые идеи в реальность.
​Палитра вашего путешествия
Конкурс авторских палитр для интерьера «Время, место и цвет» в самом разгаре. Его проводит дизайнер, декоратор и преподаватель Виктория Малышева в партнерстве с брендом красок Dulux. Виктория рассказала об идее конкурса и собственных палитрах.
От плоскости к объему: революция в остеклении с помощью...
Моллирование стекла – технология, расширяющая границы архитектурного проектирования и позволяющая создавать сложные геометрические формы в остеклении зданий. Этот метод обработки стекла открывает новые возможности для реализации нестандартных архитектурных решений, сочетая эстетику и функциональность.
Девять правил работы с инженерами
Проектная компания «Траст инжиниринг», работающая с известными архитектурными бюро на знаковых объектах, составила топ-9 правил взаимодействия архитекторов и инженеров, чтобы снизить трудозатраты обеих команд.
Амфитеатры, уличное искусство и единение с природой
В сентябре 2023 года в Воронеже завершилось строительство крупнейшей в России школы вместимостью 2860 человек. Проект был возведен в знак дружбы между Россией и Республикой Беларусь и получил название «Содружество». Чем уникально новое учебное заведение, рассказали архитекторы проектного института «Гипрокоммундортранс» и специалист компании КНАУФ, поставлявшей на объект свои отделочные материалы.
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Сейчас на главной
Механическое «облако»
Инженерно-технический корпус Cloud Engine по проекту шанхайского бюро XING DESIGN переосмысляет тип инфраструктурного объекта в парковом окружении.
Арочные традиции
В интерьерах Центра исполнительских искусств в шанхайском комплексе New Bund 31 главную роль играет мотив арок, напоминающий об античных аренах. Авторы проекта – Neri&Hu Design and Research Office.
Культурный метаморфоз
В рамках реконструкции дома культуры в селе Алтайского края, которая фактически обернулось новым строительством, новосибирское бюро «Формат Проект» решило сохранить функциональную схему предшественника, но критически переработало фасады, добавив современные материалы, большой витраж и, по настоянию заказчика, скатную кровлю.
Бюро эпохи Возрождения
В проектировании новой штаб-квартиры компании BIG в Копенгагене были задействованы все ее подразделения: архитекторы, конструкторы, городские планировщики, ландшафтные архитекторы и промышленные дизайнеры.
МГАХИ 2024: часть II
Еще пять бакалаврских работ, защищенных на «отлично» на факультете Архитектуры МГАХИ: жилой комплекс в Казани, а также несколько туристических кластеров разной специфики – от устричных ферм и терм до горнолыжного курорта и городского общественного центра.
Очередная революция
Здание нового сеульского Музея робототехники и искусственного интеллекта по проекту турецкого бюро Melike Altınışık Architects по сути и по образу стало его самым крупным экспонатом.
Слои и уровни полета
Проект этот давний – ТПО «Резерв» выиграли конкурс в конце 2011 года, здание сдано в эксплуатацию в 2018 – то есть даже почти «архивный»... Но он малоизвестен, что несправедливо, поскольку ни разу не устарел. А остается актуальным, почти образцовым архитектурным высказыванием в жанре штаб-квартиры. Особенно, надо сказать, офиса авиационной компании. На офис Аэрофлота в Шереметьево он и похож, и не похож. Скорее родственен: развивает тему в узнаваемом авторском направлении Владимира Плоткина. Подробно разбираемся со зданием ОАК в Жуковском, рассматриваем свежие фотографии Алексея Народицкого – съемка стала возможна только теперь, поскольку сейчас территорию привели в порядок.
Арт-лабаз
К своему 800-летию Юрьевец планирует обзавестись арт-резиденцией, которая займет здание лабаза – исторической деревянной постройки, сохранившейся недалеко от дома-музея Весниных. В проекте приспособления бюро APRELarchitetcs руководствуется идеями знаменитых братьев-архитекторов и на первый план выводит подлинные конструкции.
МГАХИ 2024: часть I
Представляем восемь бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, которые были отмечены на защите и получили оценку «отлично». Все они посвящены образовательных комплексам и культурным центрам с разнообразной географией – от Сириуса до Павловского Посада.
Светопись
Разбираем архитектурное решение дома «Чайка» архитекторов DNK ag – не так давно, в 2023 году, он реализован в составе «коллекции» авторских решений ЗИЛАрта. Там, как известно, все дома подчинены дизайн-коду, но различны. Этот – отличается не только белизной и лаконизмом, но и тонкой работой на ограниченном числе приемов, которые вместе дают то, что можно смело назвать синергией.
Красота и нюансы материи
Книга «Архитектурный бетон. Практика применения в России» соединяет два подхода к рассказу о технологии: практическую, точную, – и творческую: тут собраны примеры современных российских реализаций, которые используют бетон, эстетизируя его открытую поверхность. С обзора книги, главным редактором которой стала Анна Мартовицкая, мы начинаем спецпроект, посвященный архбетону, и планируем в дальнейшем его развивать.
Настоящая «Большая глина №4»
В китайском Исине открылся Музей глины UCCA по проекту Кэнго Кумы. Покрытый глиняной черепицей гороподобный объем отсылает к форме традиционных печей для обжига керамики.
Блинчик с арабеской
В Дубае открылся ресторан сети «БлинБери», интерьер которого разработала волгоградская студия Rogojnikov&Sorokin. С помощью резных панелей из фанеры архитекторы решили сразу несколько задач: придали помещению с высокими потолками уюта, закрыли инженерные коммуникации и объединили символы двух культур.
Вера и каштаны
Интерьеру кафе в Воронеже, названному в честь Веры Комиссаржевской, бюро Tou Architects придало театральности за счет акцентной стены с мозаикой, в которой зашифрован важный городской символ. «Мозаику-приму» оттеняют винтажная мебель, темное дерево и фактурная штукатурка.
Казус Нового
Для крупного жилого района DNS City был разработан мастер-план, но с началом реализации его произвольно переформатировали, заменили на внешне похожий, однако другой. Так бывает, но всякий раз обидно. С разрешения автора перепубликовываем пост Марии Элькиной.
Жизнь в каньоне
Щелевые каньоны гор в штате Колорадо интерпретированы в проекте многоквартирного дома One River North пекинского бюро MAD в центре Денвера.
В поисках клада
Бюро GAFA совместно с Tegola и Архитайл в рамках воркшопа фестиваля Москомархитектуры «Открытый город» организовало экспедицию на карельский остров Кильпола. Там, среди мхов и скал, студенты искали ответ на вопросы – что такое сакральное, где оно живет, чем питается? В этом участникам помогали ландшафтный инженер Евгений Левин и художник Николай Рерих, а также лось и отсутствие сотовой связи. Рассказываем, как всё было.
Пресса: Архитектор Максим Атаянц — о выставке «Три времени...
Как не думать о Римской империи, когда в Пушкинском музее в Москве только что прошла эстетская выставка «Три времени Рима»? И теперь гравюры из коллекции, которую архитектор Максим Атаянц собирал долгие годы, обсуждают урбанисты со всей страны: вновь оказалось, что древнейший мегаполис — это база, и мы до сих пор не выучили его уроки.
Архитектурный гуманизм
Психиатрическая лечебница Compos Mentis по проекту бюро SPACEMAGUS в индийском городе Ранчи представляет собой альтернативу государственным больницам, редко учитывающим в своей архитектуре нужды пациентов.
От Канонерки до Териберки
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерских Феликса Буянова и Вячеслава Ухова в 2024 году: парк у Финского залива, крематорий на Канонерском острове, застройка территории ЛенЭКСПО и Музей китов в Териберке.
Архитектура комфорта
Учебный центр Гронингенского университета по проекту KAAN Architecten задуман как серия пространств для занятий, отдыха и общения студентов с вниманием к их физическому здоровью и психологическому комфорту.
Завтрак у воды
На набережной в Волгограде открылась кофейня, над интерьерами которой работало бюро Rogojnikov&Sorokin. Архитекторы подчеркнули преимущества советского неоклассического павильона, в котором когда-то продавали мороженое, добавив современных деталей и непринужденного шика
Пустыня в алмазах
Гостиница по проекту шанхайского бюро SHUISHI в пустыне Тэнгэр на севере Китая развивает тему бриллиантов и звезд.
Реставрируя, оживляй
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Николая Смелкова в 2024 году: ревитализация балкарского аула, реставрация монастыря в Новой Ладоге и приспособление под новую функцию Пеньковых амбаров на Тучкове буяне.
Ледокол Баумана
На прошедшей неделе Сергей Кузнецов показал журналистам кампус МГТУ имени Н.Э. Баумана. Мы хотели сделать по итогам показа репортаж – а получился репортажище, пространный в унисон с масштабом новой Технологической долины на Яузе. Рассказываем об экскурсии, структуре «долины» и особенностях ее архитектурного образа. Нам показалось, что авторы тут стремились к архетипическим формам современности. Их тут немало, и в общем, и в частностях. К примеру, все фасады стеклянные – подчиненные особенной форме, или нет... Но не только.
Залететь в тренды
Бюро Izi Design спроектировало для Ульяновска гибридное двухуровневое пространство, которое объединяет ресторан, студию флористики, лекторий и салон красоты. Интерьеры предлагают посетителям череду популярных в последнее время приемов: от оливкового дерева в кадке до шлакоблоков в качестве элемента дизайна.
Пресса: Рухнет ли центр Петербурга? Градозащитники правда...
Давно идут разговоры, что исторический центр Петербурга разрушается. Есть ли риск того, что он действительно однажды рухнет? Почему строгие законы об охране памятников не решают всех проблем? Чем вредно поклонение прошлому как самоценности? И, конечно, самый главный вопрос — что нужно делать, чтобы старый Петербург достался нашим потомкам в состоянии еще лучшем, чем он достался нам? Специально для «Собака.ru» архитектурный критик, автор телеграм-канала «Город, говори» Мария Элькина задала самые неудобные вопросы главному краеведу Петербурга Льву Лурье и девелоперу Игорю Водопьянову и собрала гид.
В золотой обертке
Новое здание библиотеки района Фар-Рокавей в Нью-Йорке стараниями архитекторов Snøhetta и художника Хосе Парла получило золотые стеклянные фасады, будто расчерченные перьевой ручкой.
Преемственность и развитие
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Никиты Явейна в 2024 году: авторы предлагают идеи для Музея блокады и намывных территорий в районе поселка Горская, а также новый туристический объект в Териберке.
Под руководством архитекторов
100-километровая лондонская линия Елизаветы, охватывающая 41 подземную и надземную станцию и обслуживающая более 200 млн пассажиров в год, получила Премию Стерлинга как лучшее сооружение Великобритании-2024.