В столице в середине декабря под девизом «Драйверы развития мегаполиса» прошел IV Московский Урбанистический Форум. Публикуем впечатления его участников – архитекторов, урбанистов, критиков.
Александр Ложкин, архитектор, урбанист, советник мэра Новосибирска
«Московский Урбанфорум продолжает оставаться главной в стране коммуникационной площадкой для специалистов в области урбанистики, чиновников и девелоперов (хотя участие последних, как мне кажется, должно быть более активным). Междисциплинарный характер форума и то, что обсуждения ведутся вокруг конкретных прикладных исследований, представляются мне важнейшей его особенностью. Две ценных новации МУФ-2014: третий (фестивальный) день и региональная конференция. Фестивальный день кардинально отличался от прошлогоднего, когда немногочисленные посетители растерянно бродили среди разоренных стендов. В этом году все было живо, интересно и весело. Форум обратился к городу, и город пришел на форум. Этот формат надо развивать и в большей мере соотносить тематику секций и исследований форума с программой фестиваля. Очень правильно, что появилась открытая дискуссионная площадка «третьего дня», на которой в более свободном формате есть возможность обсудить то, что было услышано на форуме. Обсуждение региональной повестки также важно. Но было бы правильно, чтобы выступления мэров не сводились к отчетам о проделанной работе и достигнутых успехах. Здесь, мне кажется, можно было бы сосредоточиться на интересных региональных кейсах, обсуждение которых было бы полезно как Москве, так и другим городам. Выявить такие кейсы можно путем опроса ключевых экспертов, а также во время региональных конференций МУФа – на форуме можно было бы каким-то образом подвести их итоги. Не понравилось, что содержание некоторых секций и пленарных заседаний дублировало друг друга. Мне удалось трижды (!) увидеть одну из презентаций на разных секциях и пленарках (и была возможность увидеть ее еще раз на фестивальном круглом столе), не думаю, что это правильная трата ограниченного времени. Стоит более жестко подходить к программе, чтобы исключить такое дублирование. Стоит более активно использовать формат «дофорумных» лекций-вебинаров, чтобы ознакомить участников с результатами исследований. В идеале хотелось бы, конечно, ознакомиться с публикациями исследований до начала форума, и на нем уже выходить на содержательную дискуссию, но я понимаю, что это малореально. Однако, более подробная, чем 20-минутный доклад, лекция-вебинар может хотя бы частично решить эту задачу. Возможно, имеет смысл и проведение «постфорумных» круглых столов с тем, чтобы наметить пути реализации результатов исследований. Тем для форума следующего года множество, как и проблем, которые стоят перед Москвой. Среди таких тем – вопрос выбора модели развития города (компактной или дисперсной), модели градорегулирования (правовой или проектно-директивной), сохранения идентичности территорий и градостроительного наследия, взаимоотношений Москвы и Московской области и развития столичной агломерации, Есть серьезнейшая проблема формирования системы расселения Российской Федерации, роли малых и средних и крупных городов в удержании территории страны, но это уже скорее повестка не для московского, а для федерального урбанистического форума.»
Ирина Ирбитская, архитектор, градостроитель, Директор Центра градостроительных компетенций РАНХиГС при Президенте РФ, Руководитель проектного бюро Платформа
«Во-первых, за четыре дня Форум представил базовый срез того, что сегодня происходит на уровне российских чиновников, международных экспертов и внутри российского общества. Без знания этого контекста, ни одна мысль, идея, проект в области городского развития, городского планирования и даже архитектуры и дизайна не могут быть состоятельными. Ведь мы создаем физическую и управленческую упаковки для происходящих сейчас и в будущем сложных городских процессов. Во-вторых, практически все в восторге от безупречной организации и сценария, в котором появилась фестивальная программа. Как правило, подобного рода форумы носят сугубо официальный характер, и Московский урбанистический форум прошлых лет также соответствовал официальному международному формату. Фестиваль снизил градус официоза всего Форума, повлияв и на пленарную часть. Можно сказать, что признания московских чиновников, их, я бы сказала, гранжевая риторика – это лишь демонстрация открытости. Однако то, что происходит в игровом формате, рано или поздно переходит в формат реальной открытости отношений. Я бы сказала, начало диалога власти, бизнеса и экспертного сообщества подошло к стартовой точке. Диалог возможен, а значит, возможен город, который не бывает без диалога, не бывает без договора. В следующем году я бы расширила линейку исследований к форуму, которые стали традиционными. Факт, Россия, в отличие от многих стран – terra incognita. Нам как воздух нужны факты, знание, а не просто мнения и слепые версии о том, с чем мы имеем дело. Нужны исследования, и если Форум станет их инициатором, центром распространения и обсуждения, мы приблизимся к международному стандарту развития наших городов. Ведь любая модель будущего, без знания прошлого и настоящего будет лишь случайной проекцией без гарантий на успех».
Александр Антонов, главный архитектор проекта Центра пространственной информации ГУП МО «НИиПИ градостроительства», член правления НП «Объединение», эксперт по территориальному планированию САР
«В этом году IV Московский Урбанистический Форум включил в свою программу проведение Национальной школы молодых планировщиков ISOCARP – образовательного проекта, направленного на распространение знаний в сфере городского планирования и внедрение практики решения различных проблем современных городов. Я выступил одним из организаторов и тьютором Школы, проходившей параллельно с Форумом 9– 12 декабря, поэтому практически все время работы Форума мне пришлось посвятить данному проекту. Мы представили работу школы молодых планировщиков ISOCARP по преобразованию территории ВДНХ в первый день работы Фестиваля в рамках Урбанистического Форума 13 декабря и, кажется, представили успешно. Занятость в школе планировщиков в большой степени помешала участвовать в насыщенной программе мероприятий Форума; я посетил только сессии и круглые столы, в подготовке которых принимал непосредственное участие. От сессии, посвященной перспективам Новой Москвы, многого ожидать не приходилось. Сессия получилась больше информационная, чем дискуссионная: представители Московского Правительства и Института Генплана, рассказали об основных положениях наконец-то разработанной схемы ТИНАО, Григорий Ревзин представил первый вариант исследования новых территорий, подготовленное КБ Стрелка. В результате будущее Новой Москвы осталось туманным, заявленные перспективы роста и ценность этого актива для Москвы по-прежнему вызывают много вопросов. Круглый стол по комфортному жилью и среде в Московском регионе в рамках программы urban talks Фестивального дня получился интересным, но, как всегда, не хватило времени обо всем поговорить. За круглым столом собрались аналитики девелопмента, экономисты, журналисты, архитекторы, урбанисты, специалисты-транспортники и вот в этой междисциплинарности не то чтобы родились новые идеи, но более четко оформились идеи старые и конкретизировались новые вопросы. Я второй раз оказался внутри кухни Форума и опять восхищаюсь фантастической трудоспособностью «женского» коллектива, который все это организует, балансируя между шоу, официозом и наукообразием и как-то все это удерживая в рамках единой концепции. Не все знают, но подготовка Форума в этом году по ряду причин стартовала непростительно поздно – в сентябре. В итоге никто и не заметил признаков цейтнота или каких-то сбоев. Для Москвы это яркое и, безусловно, полезное событие, но для меня оно уже превысило пределы восприятия. Форума становится все больше, поэтому приходится позиционировать себя маленьким винтиком громадного механизма.»
Антон Кальгаев, куратор специальных проектов Института «Стрелка»
«Я не очень искушенный посетитель: это первый форум, на котором я побывал. О предыдущих могу судить только по опубликованным материалам. Но даже для людей, не участвовавших в его подготовке и работе, за три года форум стал полезным и интересным событием. А это для в общем-то узкопрофессионального мероприятия – достижение. Особенно важно, что содержание форума складывается не только из живого обмена мнениями во время дискуссий, но и формируется специальными исследованиями. Очень надеюсь, что эта традиция сохранится. Организаторы форума создали комфортную атмосферу, поэтому неудивительно разоблачительное откровение некоторых «вербальных интервенций» московских чиновников. Хотя эти же непринужденные признания в профессиональной непригодности свидетельствуют о легкомысленном отношении к обсуждаемым вопросам и статусу форума. Впрочем, во время знаменитого уже доклада Григория Ревзина я – так уж получилось – наблюдал за перепиской каких-то чиновников из неизвестного мне департамента: «привлек аудиторию на свою сторону… выставил достижения провалами» – все было очень серьезно, фронтовая сводка. В общем, завсегдатаи форума нашли на что пожаловаться, а мне, в принципе, все понравилось. Особенно, конечно, настроение отчаянного, почти обреченного энтузиазма.»
Лара Копылова, архитектурный критик, главный редактор интернет-журнала ЭКА.ru
«Понравилось Энергичная атмосфера знаний, воли, принятия решений, компетентности. Интересные люди и дискуссии. Жаль, на все не успеть. Понравилось, что главный архитектор Сергей Кузнецов лично мне пообещал, что на Москве-реке в результате конкурса появятся не только пляжи и катки, но и моя любимая классическая архитектура. «Мы будем учитывать московскую идентичность», – сказал главный архитектор. Ура. Выступление Григория Ревзина на сессии по архитектуре. Это была блестящая речь, ироничная, стилизованная под речи 1930-х годов. Единственная ее цель – обратить внимание, что архитектура – тоже драйвер мегаполиса, но об этом как-то забыли. За четыре года ничего художественно ценного не построили. Талантливые ведущие. Алексей Муратов оживлял шутливыми вопросами иные обтекаемые речи («Так вы считаете, что Москва на этой шкале – между Махачкалой и Пекином?»). Грэг Кларк работал с залом, как массовик-затейник («Поднимите руки, кто хочет ловить рыбу в Москве-реке», «Поднимите руки, кто готов платить за новую инфраструктуру на Москве-реке»).
Поразило Исследование по городам России, представленное Александром Высоковским, с неожиданным результатом: такие «сильные» города, как Самара и Пермь – аутсайдеры, а лидеры – Махачкала и Белгород (не считая Москвы и Питера, конечно). Сравнивали по количеству студентов, людей с высшим образованием, смертности и уровню зарплаты. Установили, что в постиндустриальных городах люди более счастливы, чем в промышленных. Удивило, что хотят организовать палату архитекторов в дополнение к СРО, СА и лицензиям. По типу немецкой. В палату архитектор войдет как творческая личность, а не как организация. Павел Андреев прочел на эту тему доклад. Дело вроде хорошее, роль архитекторов в обществе должна вырасти. Но не вырастет. Она низкая, на мой взгляд, не из-за отсутствия палаты. Она и на Западе, где есть палаты, низкая. Там пишут книжки типа «Архитектор, нужен ли он вообще?». Сам тип архитектурного знания стал настолько произвольным, что непонятно, зачем вообще архитектор, если есть конструкторы, инженеры, строители. Форма следует функции. Скоро здания будут проектировать, забив информацию в компьютерную программу, и распечатывать на принтере. Чтобы отличить простые аккорды минималиста Филиппа Гласса от самодеятельной группы, нужно знать академического Шостаковича. Чтобы отличить Дом Наркомфина от брежневской серии нужно знать Дом Пашкова. Между профессиональной простотой и дилетантской простотой пролегает профессиональная сложность. В музыкальном образовании она осталась, а в архитектурном – нет.
Вдохновило Вдохновила команда мэра, три К: Капков, Кибовский, Кульбачевский и особенно Андрей Шаронов. Удивил редким сочетанием деловой активности, академической основательности и управленческих навыков. Он хотя и ушел из столичного правительства в ректоры школы управления «Сколково», но продолжил сотрудничать в качестве советника и урбаниста. Мне вообще нравится, что они сделали с Москвой. Что в ней есть теперь свой Альтштадт (от Камергерского до Кузнецкого) с рождественскими ярмарками, по которому можно гулять, не рискуя быть забрызганным грязной снежной кашей; что есть сияющие огнями бульвары и катки – символ зимнего счастья. Еще добавить классическую архитектуру по берегам реки, в промзонах и спальных районах – и будет совсем хорошо. Обнадеживает, что Марат Хуснуллин считает исследования, проделанные МУФ, бесценной информацией, основой для принятия решений. Западные эксперты предлагали конкретные шаги, на мой взгляд, толковые.
Возмутило Сто человек ждало объявления результатов конкурса по Москве-реке. Но результаты сообщили только мэру Собянину на ушко. Он столь же интимно, чтобы никто не услышал, ответил на вопросы НТВ. Остальные стоявшие вокруг журналисты видели только затылки телохранителей. Почему бы не дать мэру микрофон? Юрий Григорян, победитель конкурса, провел презентацию лично для Собянина. Потом состоялась пресс-конференция, но уже без мэра.»
«За четыре года Московский урбанистический форум проделал любопытную эволюцию. Организованный впервые Институтом региональной политики в 2011 году, когда еще мало кто понимал, что такое урбанистика и в чем заключается разница между градостроительством и городским планированием, форум имел формат своего рода ликбеза для чиновников. Был издан словарик основных терминов, а некоторые видные деятели московского правительства даже прочли книгу Джейн Джейкобс «Смерть и жизнь больших американских городов», написанную полвека назад. В 2012 году, когда организацией форума занимался уже институт «Стрелка», урбанистика вошла в моду, а местный ее извод стал напоминать нечно среднее между карго-культом и эвфемизмом. Под патронажем московского правительства вышел перевод книги Яна Гейла «Город для людей», началось увлечение велодорожками и пешеходными зонами, народ повалил в обновленный Парк Горького, а видные чиновники выучили такие термины, как джентрификация и устойчивое развитие, хотя при их употреблении и подразумевали зачастую совсем другие вещи. В прошлом году проблематика форума, как и проблематика урбанистики вообще за последние годы, сильно не изменилась: город в масштабе человека, экологическая и экономическая устойчивость, взаимодействие власти и горожан, повышение роли общественного транспорта и проч. В то же время, под кураторством Юрия Григоряна было проведено первое масштабное междисциплинарное урбанистическое исследование столичного мегаполиса «Москва. Археология переферии», а результаты его изданы и представлены на форуме. Это несколько сместило центр тяжести с калькирования западного опыта на приобретение собственного. На последнем МУФе было представлено сразу два подобных исследования – проведенное Стрелкой «Пространственная стратегия Москвы: инструмент управления будущим» и плод взаимодействия Высшей школы урбанистики и компании «Новая земля» – «Борьба за горожанина: человеческий потенциал и городская среда» в региональных центрах РФ. Если говорить о программе, то количество сессий и иностранных спикеров сильно сократилось, зато появился большой блок, посвященный регионам, что является естественным отражением более глобальных процессов. Зато осознание урбанистики как явления представителями видного московского и федерального чиновничества продемонстрировало удивительный прогресс. Первый вице-пермьер правительства РФ Игорь Шувалов всерьез говорил о Лазаре Кагановиче как о светоче урбанистики, а заммэра Марат Хуснулин на фоне реального положения дел в политике и экономике утверждал, что Москва по темпам развития вышла на второе место после Пекина среди крупнейших мегаполисов мира. При этом не пояснялось, что это прошлогодний рейтинг Emerging 7 – самых быстрорастущих городов, где с Москвой соревнуются, помимо Пекина, не Лондон или Париж, а Джакарта, Сан Паулу, Мумбаи и Мехико, и тут учитываются скорее количественные, а не качественные показатели. В общем, если раньше это был гибрид карго-культа и эвфемизма, то теперь можно говорить о предпосылках нового жанра в урбанистике под условным названием геополитическая психогеография, где-то на границе психоанализа и современного искусства.»
Петер Эбнер, руководитель архитектурного бюро Peter Ebner and friends (Мюнхен)
«Начну с того, что, в целом, Московский урбанистический форум мне понравился и, если он будет проводиться в следующем году, то я на него вновь приеду. Хотелось бы отметить очень приятную атмосферу, хороший дизайн главной сцены, экспозицию девелоперов, разнообразие тем, выбранных для обсуждения. Я понимаю, как непросто организовать событие такого масштаба, так как сам неоднократно был устроителем конференций. На подобных мероприятиях каждый старается разрекламировать себя и получить как можно больше информации о состоянии дел, политике, культуре той страны, где они проходят. Несмотря на положительное впечатление, нужно отметить ряд вещей, которые, с моей точки зрения, можно было бы улучшить. К примеру, как я понимаю, в задачу форума входило получить как можно больше полезной информации и опыта для развития Москвы, Московской области и России в целом. Если это так, то выбор гостей не очень подходил для решения поставленной задачи. Я думаю, что, так как Москва отличается очень специфическими климатическими условиями, было бы гораздо логичнее пригласить больше специалистов из северных стран нежели, как это было на форуме, из Азии. Формат дискуссий, пожалуй, чересчур превалировал над лекциями. Мне кажется, что иногда было бы лучше провести только лекции, без дополнительных дискуссий – это помогло бы гораздо больше углубиться в рассматриваемые темы, проблемы и задачи. А так – обсуждения часто были очень поверхностными. Положительным моментом было то, что на форуме выступали представители администрации, управленческих структур, политики. Но мне показалось странным, что многие из них уезжали сразу после своего выступления. Я думаю, что было бы полезно, если бы они оставались послушать выступления других спикеров, участвовали в обсуждениях. Это бы помогло им лучше понять, в каком направлении лучше развивать город. Масштаб мероприятия был, вероятно, слишком крупным. Я бы предпочел, чтобы оно было более камерным, и спикеры оставались на форуме до самого конца, чтобы можно было обсудить какие-то дополнительные детали. Мне очень понравилось, что был синхронный перевод, но был и очень неудобный момент: у многих докладчиков слайды были только на русском языке. Вероятно, если форум предендует на статус международного события, логично было бы показывать слайды на английском, или же двуязычные – на русском и английском языках. Очень понравилось выступление главы «Банка Москвы» Михаила Кузовлева: оно помогло мне лучше понять ситуацию в стране и дало определенное понимание русской психологии. Вообще, программа форума была насыщенной и интересной: иногда хотелось оказаться на нескольких презентациях одновременно, что, безусловно, очень высокий показатель. Также, как мне кажется, аудитория форума была очень благодарной. Удивило то, что 60% посетителей были младше 27 лет. Это хорошо, так как такие мероприятия помогают молодым специалистам понять существующие проблемы.»>
Измерение Y
Тенденция проектирования жилых башен в Москве не тускнеет, а напротив, за последние 5 лет она как никогда, пожалуй, вошла в силу... Мы и раньше пробовали изучать высотное строительство Москвы, и теперь попробуем. Вашему вниманию – небольшой исторический обзор и опрос практикующих в городе архитекторов.
Алексей Ильин: «На все задачи я смотрю с интересом»
Алексей Ильин работает с крупными проектами в городе больше 30 лет. Располагает всеми необходимыми навыками для высотного строительства в Москве – но считает важным поддерживать разнообразие типологии и масштаба объектов, составляющих его портфолио. Увлеченно рисует – но только с натуры. И еще в процессе работы над проектом. Говорим о структуре и оптимальном размере бюро, о старых и новых проектах, крупных и небольших задачах; и о творческих приоритетах.
Вопрос «Каскада»
Правительство Армении одобрило инвестиционную программу, подразумевающую завершение «Каскада», ключевой постройки Еревана 1980-х, согласно новому проекту Wilmotte & Associés. О судьбе, значении и возможном будущем «Каскада» рассказали Архи.ру историки архитектуры Карен Бальян и Анна Броновицкая.
«На грани»: интервью с куратором «Зодчества 2025» Тиграном...
С 4 по 6 ноября в московском Гостином дворе состоится XXXIII Международный архитектурный фестиваль «Зодчество». В этом году его приглашенным куратором стал вице-президент Союза московских архитекторов, основатель бюро STUDIO-ТА Тигран Бадалян.
Форма без случайностей
Креативный директор «Генпро» Елена Пучкова – о том, что такое честная современная архитектура: почему важно свести пилоны, как работать с ограниченной палитрой материалов и что делать с любимым медным цветом, который появляется в каждом проекте.
Валерий Каняшин: «Нам дали свободу»
Жилой комплекс Headliner, строительство основной части которого не так давно завершилось напротив Сити – это такой сосед ММДЦ, который не «подыгрывает» ему. Он, наоборот, решен на контрасте: как город из разноформатных строений, сложившийся естественным путем за последние 20 лет. Популярнейшая тема! Однако именно здесь – даже кажется, что только здесь – ее удалось воплотить по-настоящему убедительно. Да, преобладают высотки, но сколько стройных, хрупких в профиль, ракурсов. А главное – как все это замиксовано, скомпоновано... Беседуем с руководителем проекта Валерием Каняшиным.
Григорий Ревзин: «Что нам делать с архитектурой семидесятых»
Советский модернизм был хороший, авторский и плохой, типовой. Хороший «на периферии», плохой в центре – географическом, внимания, объема и прочего. Можно ли его сносить? «Это разрушение общественного консенсуса на ровном месте». Что же тогда делать? Сохранять, но творчески: «Привнести архитектуру туда, где ее еще нет». Относиться не как к памятникам, а как к городскому ландшафту. Читайте наше интервью с Григорием Ревзиным на актуальную тему спасения модернизма – там предложен «перпендикулярный», но интересный вариант сохранения зданий 1970-х.
Лама из тетраметилбутана
Петр Виноградов рассказал об экспериментальной серии скульптур «Тетрапэд», которая исследует принципы молекулярной архитектуры, адаптивных структур и интерактивного взаимодействия с городской средой. Конструкции реагируют на движение, собеседуют с пространством, допускают множественные сценарии использования и интерпретации. Скульптуры уже побывали на «Зодчестве» и фестивале «Дикая мята», а дальше отправятся на Forum 100+.
Как японский брутализм стал модным Nu Bru
Живущий на Окинаве британский фотограф Пол Тулетт рассказал Анастасии Маркитан о своей книге про японский брутализм и о его современном продолжении – направлении Nu Bru.
В преддверии Архстояния: интервью с Валерием Лизуновым,...
25 июля в Никола-Ленивце стартует очередной, юбилейный, фестиваль «Архстояние». Ему исполняется 20 лет. Тема этого года: «Мое главное». Накануне открытия поговорили с архитектором Archpoint Валерием Лизуновым, который стал автором одного из объектов фестиваля «Исправительное учреждение».
Сергей Кузнецов: «Мы не стремимся к единому стилю...
Некоторое время назад мы попросили у главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова комментарий по Архитектурной премии мэра Москвы: от схемы принятия решений до того, каким образом выбор премии отражает архитектурную политику. Публикуем полученные ответы, читайте.
Дина Боровик: хрущёвки попадают в Рай
Молодая художница из Челябинска Дина Боровик показывает в ЦСИ Винзавод выставку, где сопоставляет пятиэтажки, «паутинки» и прочие приметы немудрящей постсоветской жизни с динозаврами. И хотя кое-где ее хрущевки напоминают инсталляцию Бродского на венецианской биеннале, страшно сказать, 2006 года, лиричность подкупает.
Дюрер и бабочки
Рассматриваем одну из работ выставки «Границы видимости», которая еще открыта на Винзаводе, поближе. Объект называется актуальным для современности образом: «Сакральная геометрия», сделан из лотков для коммуникаций, которые нередко встречаются в открытом виде под потолком, с вкраплениями фрагментов гравюры Дюрера, «чтобы сбить зрителя с толку».
«Коллизии модернизма и ориентализма»
К выходу в издательской программе Музея «Гараж» книги о Ташкенте, уже 4-м справочнике-путеводителе из серии о советском модернизме, мы поговорили с его авторами, Борисом Чуховичем, Ольгой Казаковой и Ольгой Алексеенко, о проделанной ими работе, впечатлениях и размышлениях.
Александр Пузрин: как получить «Золотого Льва» венецианской...
В 2025 году главная награда XIX Венецианской архитектурной биеннале – «Золотой Лев» досталась национальному павильону Бахрейна за экспозицию Heatwave. Среди тех, кто работал над проектом, был Александр Пузрин – выпускник Московского инженерно-строительного института, докторант израильского Техниона, а ныне – профессор Швейцарской высшей технической школы Цюриха (ETH Zurich). Мы попросили его рассказать о технических аспектах Heatwave, далеко неочевидных для простых зрителей. Но разговор получился не только об инженерии.
Никита Токарев: «Архитектура – не только форма, но...
В преддверии Арх Москвы поговорили с деканом архитектурной школы МАРШ и факультета архитектуры Universal University Никитой Токаревым о программе NEXT фестиваля Арх Москва 2025, будущем архитектуры и отборе участников.
Комментарии экспертов. Цирк
Объявлены результаты голосования: москвичи (29%) и дети (42%) проголосовали за первоначально победившее в конкурсе здание цирка в виде разноцветного шатра. Мы же собрали по разным изданиям комментарии экспертов архитектурно-строительной среды, включая авторов конкурсных проектов. Получилась внушительная подборка. Эксперты, в основном, приветствуют идею переноса в Мневники, далее – приветствуют обращение к общественному голосованию, и, наконец, кто-то отмечает уместность эксцентричной архитектуры победившего проекта для типологии цирка. Читайте мнения лучших людей отрасли.
Женская доля: что говорят архитекторы
Задали несколько вопросов женщинам-архитекторам. У нас – 27 ответов. О том, мешает ли гендер работе или, наоборот, помогает; о том, как побеждать, не сражаясь. Сила – у кого в упорстве, у кого в многозадачности, у кого в сдержанности... А в рядах идеалов бесспорно лидирует Заха Хадид. Хотя кто-то назвал и соотечественниц.
Григорий Ревзин: «Сильный жест из-под полы. Нечто победило»
Обсуждаем дискуссии вокруг конкурса на цирк и сноса СЭВ с самым известным архитектурным критиком нашего времени. В процессе проявляется парадокс: вроде бы сейчас принято ностальгировать по брежневскому времени, а знаковое здание, «ось» Варшавского договора, приговорили к сносу. Не странно ли? Еще мы выясняем, что wow-архитектура вернулась – это новый после-ковидный тренд. Однако, чтобы жест получился действительно сильным, без профессионалов все же не обойтись.
Сергей Скуратов: «Если обобщать, проект реализован...
Говорим с автором «Садовых кварталов»: вспоминаем историю и сюжеты, связанные с проектом, который развивался 18 лет и вот теперь, наконец, завершен. Самое интересное с нашей точки зрения – трансформации проекта и еще то, каким образом образовалась «необходимая пустота» городского общественного пространства, которая делает комплекс фрагментом совершенно иного типа городской ткани, не только в плоскости улиц, но и «по вертикали».
2024: что говорят архитекторы
Больше всего нам нравится рассказывать об архитектуре, то есть о_проектах, но как минимум раз в год мы даем слово архитекторам ;-) и собираем мнение многих профессионалов о том, как прошел их профессиональный год. И вот, в этом году – 53 участника, а может быть, еще и побольше... На удивление, среди замеченных лидируют книги и выставки: браво музею архитектуры, издательству Tatlin и другим площадкам и издательствам! Читаем и смотрим. Грустное событие – сносят модернизм, событие с амбивалентной оценкой – ипотечная ставка. Читаем архитекторов.
Наталья Шашкова: «Наша задача – показать и доказать,...
В Анфиладе Музея архитектуры открылась новая выставка, и у нее две миссии: выставка отмечает 90-летний юбилей и в то же время служит прообразом постоянной экспозиции, о которой музей мечтает больше 30 лет, после своего переезда и «уплотнения». Мы поговорили с директором музея: о нынешней выставке и будущей, о работе с современными архитекторами и планах хранения современной архитектуры, о несостоявшемся пока открытом хранении, но главное – о том, что музею катастрофически не хватает площадей. Не только для экспозиции, но и для реставрации крупных предметов.
Юрий Виссарионов: «Модульный дом не принадлежит земле»
Он принадлежит Космосу, воздуху... Оказывается, 3D-печать эффективнее в сочетании с модульным подходом: дом делают в цеху, а затем адаптируют к местности, в том числе и с перепадом высот. Юрий Виссарионов делится свежим опытом проектирования туристических комплексов как в средней полосе, так и на юге. Среди них хаусботы, дома для печати из легкого бетона на принтере и, конечно же, каркасные дома.
Дерево за 15 лет
Поемия АРХИWOOD опрашивает членов своего экспертного совета главной премии: что именно произошло с деревянным строительством за эти годы, какие заметные изменения происходят с этим направлением сейчас и что ждет деревянное домостроение в будущем.
Марина Егорова: «Мы привыкли мыслить не квадратными...
Карьерная траектория архитектора Марины Егоровой внушает уважение: МАРХИ, SPEECH, Москомархитектура и Институт Генплана Москвы, а затем и собственное бюро. Название Empate, которое апеллирует к словам «чертить» и «сопереживать», не должно вводить в заблуждение своей мягкостью, поскольку бюро свободно работает в разных масштабах, включая КРТ. Поговорили с Мариной о разном: градостроительном опыте, женском стиле руководства и даже любви архитекторов к яхтингу.
Андрей Чуйков: «Баланс достигается через экономику»
Екатеринбургское бюро CNTR находится в стадии зрелости: кристаллизация принципов, системность и стандартизация помогли сделать качественный скачок, нарастить компетенции и получать крупные заказы, не принося в жертву эстетику. Руководитель бюро Андрей Чуйков рассказал нам о выстраивании бизнес-модели и бонусах, которые дает архитектору дополнительное образование в сфере управления финансами.
Василий Бычков: «У меня два правила – установка на...
Арх Москва начнется 22 мая, и многие понимают ее как главное событие общественно-архитектурной жизни, готовятся месяцами. Мы поговорили с организатором и основателем выставки, Василием Бычковым, руководителем компании «Экспо-парк Выставочные проекты»: о том, как устроена выставка и почему так успешна.
Влад Савинкин: «Выставка как «маленькая жизнь»
АРХ МОСКВА все ближе. Мы поговорили с многолетним куратором выставки, архитектором, руководителем профиля «Дизайн среды» Института бизнеса и дизайна Владиславом Савинкиным о том, как участвовать в выставках, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно потраченные время и деньги.
Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать...
За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.
Жителей российских городов можно разделить на четыре группы в зависимости от отношения к городу, ожиданий от него, ценностей и образа жизни. Исследование провела команда экспертов Высшей школы урбанистики НИУ ВШЭ совместно с компанией «Новая земля» для IV Московского урбанистического форума.
Григорий Ревзин, профессор Высшей Школы урбанистики ВШЭ, архитектурный критик, эксперт Московского Урбанистического форума рассказал об архитектурной, медицинской, образовательной и транспортной реформах в Москве.
В рамках прошедшей на Урбанфоруме-2014 сессии «Качество среды: роль архитектуры и архитектора» развернулась одна из самых острых дискуссий форума, спровоцированная докладом архитектурного критика Григория Ревзина с вопросом — а нужны ли столице архитектурные конкурсы.
На сессии «Москва-река как источник регенерации городских территорий», прошедшей в рамках Московского урбанистического форума, члены Международного экспертного совета по вопросам планирования Москвы обсудили стратегию реализации масштабной 20-летней программы трансформации Москвы-реки и ее влияние на развитие города.
Прежде всего, поделюсь соображениями относительно повестки Московского урбанистического форума-2014, состоявшегося в середине декабря. Как обычно, исключительно широкий диапазон – от проблематики городской среды и взаимоотношений городской экономики и культуры до электронного правительства. Только теперь еще раздвинуты и географические границы – от столицы в направлении регионов.
Пути решения основных проблем глобальных городов ведущие мировые эксперты-урбанисты, представители власти и бизнеса обсудили в ходе работы IV Московского урбанистического форума «Драйверы развития мегаполиса».
12 декабря в рамках Московского урбанистического форума состоялась сессия «Новая Москва: как создать полноценную городскую среду». Участники поделились своим виденьем того, как будет развиваться город в долгосрочной перспективе, отметив, что Новая и старая Москва будут развиваться по общим принципам.
13 декабря в рамках Фестиваля Урбанфорума-2014 прошла презентация концепций финалистов конкурса на развитие территорий, прилегающих к Москве-реке. О достоинствах и недостатках проектов рассказали главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов и главный архитектор НИиПИ Генплана Москвы Андрей Гнездилов.
Выступая на пресс-брифинге в рамках фестиваля Урбанфорума-2014, главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов прокомментировал острый доклад архитектурного критика Григория Ревзина, прозвучавший на сессии «Качество среды: роль архитектуры и архитектора».
«Архитектура города — это, прежде всего, архитектура массовых сооружений, а не только и, даже во вторую очередь, архитектура „икон“. А в этом направлении мы серьезно продвинулись», — отметил в ходе пресс-брифинга на фестивале Урбанфорума-2014 главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов.
Присоединение Новой Москвы как захват Крыма, русский космизм в жилищном строительстве и эмиграция креативного класса в Подмосковье — «Афиша-Город» обсуждает с архитектурным экспертом Григорием Ревзиным его доклад о Новой Москве на Урбанистическом форуме.
В пределах Третьего транспортного кольца осталось около 20 исторических промышленных комплексов, пригодных к конверсии. Об этом на IV Московском урбанистическом форуме сказала член координационного совета общественного движения «Архнадзор», соучредитель Центра капитализации наследия Марина Хрусталева.
Мэр Новосибирска Анатолий Локоть выступил с инициативой в Москве на IV урбанистическом форуме 11 декабря. Глава города предложил сделать Новосибирск пилотной площадкой для отработки системы госконтроля за строительством социальных объектов.
На сессии «Качество среды: роль архитектуры и архитектора» во второй день Московского урбанистического форума архитектурный критик и партнер КБ «Стрелка» Григорий Ревзин зачитал доклад, вызвавший эффект разорвавшейся бомбы в профессиональном сообществе.
Юбилейный год РЕХАУ
В этом году компания РЕХАУ отметила две знаковые даты – 30 лет с момента открытия первого представительства в Москве и 20 лет со дня запуска завода в поселке Гжель Московской области. За эти годы компания превратилась в одного из ключевых игроков строительного рынка и лидера оконной отрасли России, предлагая продукцию по трем направлениям: оконные технологии и светопрозрачные конструкции, инженерные системы, а также мебельные решения.
Формула Real Brick
Минеральная плитка ручной формовки белорусского производителя Real Brick выходит на российский рынок как альтернатива европейской. Технология заводского пропила под системы НВФ позволяет экономить до 40% бюджета проекта на логистике и монтаже.
Вертикаль, линия, сфера: приемы игровых пространств
В современных ЖК и городских парках детская площадка – все чаще полноценный архитектурный объект. На примерах проектов компании «Новые Горизонты» рассматриваем, какие типологии и приемы позволяют проектировать игровые пространства как доминанты, организующие среду и создающие идентичность места.
«Марсианская колония» на ВДНХ
Компания «Шелби», используя концептуальные идеи освоения красной планеты от Айзека Азимова и Илона Маска, спроектировала для ВДНХ необычный плейхаб. «Марсианская колония» разместится рядом с легендарным «Бураном» и будет состоять из нескольких модулей, которые предложат детям игровые сценарии и образы будущего.
ЖК Voxhall: выбор материала и технические решения
Эксперты компании Славдом делятся опытом реализации фасадов жилого комплекса бизнес-класса Voxhall в центре Москвы: от подбора материала до его индивидуальной разработки.
Материал как метод
Компания ОРТОСТ-ФАСАД стоит у истоков фасадной индустрии. За 25 лет пройден путь от мокрых фасадов и первого в России НВФ со стеклофибробетоном до уникальных фасадов на подсистеме собственного производства, где выносы СФБ элементов превышают три метра. Разбираемся, какие технологические решения позволяют СФБ конкурировать с традиционными системами и почему выбор единого подрядчика – наилучший вариант для реализации фасадов со сложной архитектурой.
Десять новых кирпичей ModFormat
Удлиненные кирпичи с терракотовыми оттенками и новая коллекция самых узких в России кирпичей – теперь в арсенале архитекторов. О серийном производстве сложных фактур и разработке новых рассказывает исполнительный директор компании КИРИЛЛ Дмитрий Самылин.
Новинки керамогранита на Cersaie 2025
Бутик Итальянской Плитки LUCIDO представляет обзор самых ярких новинок, представленных на осенней выставке Cersaie в Болонье.
Архитектура тишины
Создание акустического комфорта в школе – комплексная задача, выходящая за рамки простого соблюдения норм. Это проектирование самой образовательной среды, где качество звука напрямую влияет на здоровье, концентрацию и успеваемость. Разбираем, как интегрировать эффективные звукоизоляционные и звукопоглощающие решения в конструкции здания, обеспечивая соответствие СП 51.13330.2011.
Моллирование 2.0
Технология моллирования вышла на новый уровень: больше не нужно выбирать между свободой формы и прочностью закалённого стекла. АО «РСК» разработало метод гравитационного моллирования с последующим химическим упрочнением, которое снимает ключевые технические ограничения.
PRO Тепло: утеплитель, который не стареет
Долговечная и пожаробезопасная альтернатива волокнистым и полимерным утеплителям – каменный утеплитель «PRO Тепло» (D200) торговой марки «ГРАС» – легкий газобетонный блок, который создает вокруг здания прочную и долговечную теплозащитную оболочку. Разбираемся в технологии.
Безуглеродный концепт
MVRDV NEXT – исследовательское подразделение бюро – запустило бесплатный онлайн-сервис CarbonSpace для оценки углеродного следа архитектурных проектов.
Универсальная совместимость
Клинкерная плитка азербайджанского производителя Sultan Ceramic для навесных вентфасадов получила техническое свидетельство Минстроя РФ. Материал совместим с распространенными подсистемами НФС и имеет полный пакет документации для прохождения экспертизы. Разбираем характеристики и возможности применения.
Как локализовать производство в России за два года?
Еще два года назад Рокфон (бизнес-подразделение компании РОКВУЛ) – производитель акустических подвесных потолков и стеновых панелей – две трети ассортимента и треть исходных материалов импортировал из Европы. О том, как в рекордный срок удалось локализовать производство, рассказывает Марина Потокер, генеральный директор РОКВУЛ.
Город в цвете
Серый асфальт давно перестал быть единственным решением для городских пространств. На смену ему приходит цветной асфальтобетон – технологичный материал, который архитекторы и дизайнеры все чаще используют как полноценный инструмент в работе со средой. Он позволяет создавать цветное покрытие в массе, обеспечивая долговечность даже к высоким нагрузкам.
Формула изгиба: кирпичная радиальная кладка
Специалисты компании Славдом делятся опытом реализации радиальной кирпичной кладки на фасадах ЖК «Беринг» в Новосибирске, где для воплощения нестандартного фасада применялась НФС Baut.
Напряженный камень
Лондонский Музей дизайна представил конструкцию из преднапряженных каменных блоков.
LVL брус – для реконструкций
Реконструкция объектов культурного наследия и старого фонда упирается в ряд ограничений: от весовых нагрузок на ветхие стены до запрета на изменение фасадов. LVL брус (клееный брус из шпона) предлагает архитекторам и конструкторам эффективное решение. Его высокая прочность при малом весе позволяет заменять перекрытия и стропильные системы, не усиливая фундамент, а монтаж возможен без применения кранов.
Гид архитектора по нормам пожаростойкого остекления
Проектировщики регулярно сталкиваются с замечаниями при согласовании светопрозрачных противопожарных конструкций и затянутыми в связи с этим сроками. RGC предлагает решение этой проблемы – закаленное противопожарное стекло PyroSafe с пределом огнестойкости E60, прошедшее полный цикл испытаний.
Конструктор фасадов
Показываем, как устроены фасады ЖК «Европейский берег» в Новосибирске – масштабном проекте комплексного развития территории на берегу Оби, реализуемом по мастер-плану голландского бюро KCAP. Универсальным приемом для создания индивидуальной архитектуры корпусов в микрорайоне стала система НВФ с АКВАПАНЕЛЬ.
Яркое, народное
Десятый год Wowhaus работают над новогодним украшением ГУМа, «главного», ну или во всяком случае, самого центрального, магазина страны. В этом году темой выбрали Дымковскую игрушку: и, вникнув в историю вопроса, предложили яркое, ярчайшее решение – тема, впрочем, тому прямо способствует.
Кинотрансформация
B.L.U.E. Architecture Studio трансформировало фрагмент исторической застройки города Янчжоу под гостиницу: ее вестибюль устроили в старом кинотеатре.
Вторая ось
Бюро Земля восстановило биологическую структуру лесного загородного участка и спроектировало для него пешеходный маршрут. Подняв «мост» на высоту пяти метров, архитекторы добились нового способа восприятия леса. А в центре расположили домик-кокон.
Все для человека, все во имя человека
Zaha Hadid Architects выиграли конкурс на проект больницы Мальпенса под Миланом: она будет обслуживать территорию с почти миллионным населением.
«Чужие» в городе
Мы попросили у Александра Скокана комментарий по итогам 2025 года – а он прислал целую статью, да еще и посвященную недавно начатому у нас обсуждению «уместности высоток» – а говоря шире, контрастных вкраплений в городскую застройку. Получился текст-вопрос: почему здесь? Почему так?
Подлесок нового капрома
Сообщение по письмам читателей: столовую Дома Пионеров превратили в этакий ресторанчик. Казалось бы, какая мелочь. Обратимая, скорее всего. Но она показывает: капром жив. Не остался в девяностых, а дает новую, модную, молодую поросль.
Правда без кавычек
Редакционный корпус комбината «Правда» отреставрируют, приспособив под дизайн-отель. К началу работ издательство «Кучково поле Музеон» выпустило книгу «Дом Правды. На первой полосе архитектуры» об истории знакового здания и его создателе Пантелеймоне Голосове.
Дмитрий Остроумов: «Говоря языком алхимии, мы участвуем...
Крайне необычный и нетипичный получился разговор с Дмитрием Остроумовым. Почему? Хотя бы потому, что он не только архитектор, специализирующийся на строительстве православных храмов. И не только – а это редкая редкость – сторонник развития современной стилистики в ее, пока все еще крайне консервативной, сфере. Дмитрий Остроумов магистр богословия. Так что, помимо истории и специфики бюро, мы говорим о понятии храма, о каноне и традиции, о живом и о вечном, и даже о Русском Логосе.
Фокус синергии
В Липецке прошел фестиваль «Архимет», продемонстрировавший новый формат сотрудничества архитекторов, производителей металлических конструкций и региональных властей для создания оригинальных фасадных панелей для программы реконструкции местных школ. Рассказываем о фестивале и показываем работы участников, среди которых ASADOV, IND и другие.
Коридор лиминальности
Роман Бердник спроектировал для Смоленского кладбища в Санкт-Петербурге входную группу, которая помогает посетителю настроиться на взаимодействие с пространством памяти и печали. Работа готовилась для кирпичного конкурса, но материал служит отсылкой и к жизнеописанию святой Ксении Петербургской, похороненной здесь же.
МВ-ПРОЕКТ: «Каждый новый проект – это вызов»
Говорим с Дмитрием и Олегом Шурыгиными, основателями компании МВ-ПРОЕКТ, которая обладает большим опытом проектирования театрально-зрелищных зданий и объектов культурного наследия.
Полки с квартирами
При разработке проекта многоквартирного дома на озере Лиси под Тбилиси Architects of Invention вдохновлялись теоретической работой студии SITE и офортом Александра Бродского и Ильи Уткина.
Б – Бенуа
В петербургском Манеже открылась выставка «Все Бенуа – всё Бенуа», которая рассказывает о феномене художественной династии и ее тесной связи с Петербургом. Два основных раздела – зал-лабиринт Александра Бенуа и анфиладу с энциклопедической «Азбукой» архитектор Сергей Падалко дополнил версальской лестницей, хрустальным кабинетом и «криптой». Кураторы же собрали невероятную коллекцию предметов – от египетского саркофага и «Острова мертвых» Бёклина до дипфейка Вацлава Нижинского и «звездного» сарая бюро Меганом.
Вопрос дефиниции
Приглашенным редактором журнала Domus в 2026 станет Ма Яньсун, основатель ведущего китайского бюро MAD. 10 номеров под его руководством будут посвящены поиску нового, релевантного для 2020-х определения для понятия «архитектура».
Образы Италии
Архитектурная мастерская Головин & Шретер подготовила проект реконструкции Инкерманского завода марочных вин. Композиция решена по подобию средневековой итальянской площади, где башня дегустационного зала – это кампанила, производственно-складской комплекс – базилика, а винодельческо-экскурсионный центр – палаццо.
Климатические капризы
В проекте отеля vertex для японской компании Not a Hotel бюро Zaha Hadid Architects учло все климатические условия острова Окинава вплоть до колебания качества воздуха в течение года.
У воды и над лесом
По проекту бюро М4 набережная в городе Заречный Свердловской области раскрыла свой потенциал рекреационного пространства. Каскадная лестница соединила различные зоны территории, а также помогла отрегулировать антропогенную нагрузку на ландшафт. Пикниковые зоны и парковая инфраструктура в свою очередь снизили количество мусора.
Глазурованная статуэтка
В поисках образа для дома у Новодевичьего монастыря архитекторы GAFA обратились к собственному переживанию места: оказалось, что оно ассоциируется со стариной, пленэрами и винтажными артефактами. Две башни будут полностью облицованы объемной глазурованной керамикой – на данный момент других таких зданий в России нет. Затеряться не дадут и метаболические эркеры-ячейки, а также обтекаемые поверхности, парадный «отельный» въезд и лобби с видом на пышный сад.
От МЫСа до Маяка: лучшие проекты Подмосковья
Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области подвел итоги ежегодного конкурса, который в этом году получил обновленный формат. Впервые появился раздел «Реализация», позволяющий оценить не только проектные решения, но и качество их воплощения.
Ход курдонером
Бюро Intercolumnium представило на Градостроительном совете проект жилого комплекса, который заменит БЦ «Акватория» на Выборгской набережной. Эксперты отметили высокое качество работы, но с сомнением отнеслись к трем курдонерам, а также предложили смягчить контраст фасадов, обращенных к набережной и Кантемировскому мосту.
Иван Леонидов в Крыму. 1936–1938. Часть 4
В четвертой статье цикла, посвященного проектам Ивана Леонидова для Южного берега Крыма, рассматриваются курортные отели и парковые павильоны на центральной набережной Ялты и делается попытка их реконструкции на основе сохранившихся материалов.
Стремление к истокам
В интерьере ресторана «Горные пороги» при гостиничном комплексе «Хвоя в горах» в долине реки Катунь архитекторы бюро New Design постарались передать удивительную красоту и мощь природы Алтая, художественно переосмыслив ее наиболее характерные образы.
Измерение Y
Тенденция проектирования жилых башен в Москве не тускнеет, а напротив, за последние 5 лет она как никогда, пожалуй, вошла в силу... Мы и раньше пробовали изучать высотное строительство Москвы, и теперь попробуем. Вашему вниманию – небольшой исторический обзор и опрос практикующих в городе архитекторов.
Горы, рощи и родовые башни
Всесезонный курорт «Армхи» в Республике Ингушетия позиционируется как место для спокойного семейного отдыха и имеет устоявшиеся традиции, связанные с его 100-летней историей и культурой региона. Программа развития, которую подготовил Институт Генплана Москвы, сохраняет индивидуальность курорта и одновременно расширяет его программу, предлагая новые направления туристического досуга. В ближайшем будущем здесь появятся: бальнеологический центр, термальный комплекс, интерактивный музей, экстремальный парк и новые горнолыжные трассы.
Тренды выставки «Мебель-2025»: комфорт по-русски
Выставка «Мебель-2025» прошла с 24 по 27 ноября 2025 на новой площадке в МВЦ «Крокус Экспо» и объединила 741 компанию из 8 стран. Экспозиции российских компаний продемонстрировали несколько важных тенденций в сфере общественных и жилых интерьеров.
История с тополями
Архитекторы Ofis перестроили частный дом в люблянском районе Мургл 1960-1980-х годов. Их подход позволил сохранить характерные планировочные решения, целостность и саму ДНК района.
Маленькая страна
Бюро «Мезонпроект» разрабатывает перспективный мастер-план кампуса МИФИ в Обнинске: в ближайшие десять лет анклавная территория площадью около 100 га, в лесу на северном краю города должна превратиться в современный центр развития атомной энергетики. Планируется привлечение иностранных студентов и специалистов, и также развитие территории: как путем реализации «замороженных» планов 1980-х годов на современном уровне, так и развитие новых тенденций – создание общественных пространств, аквапарк, фудкорт, школа и даже центря ядерной медицины. Общественные и спортивные функции планируется сделать доступными для жителей, а также связать кампус с городом.
Прямоугольность и экологичность
Бюро PLP выиграло конкурс на проект нового здания Министерства окружающей среды и энергетической безопасности в римском районе ЭУР.