Антонио Барлуцци: Гауди Святой земли

Традиционная, но от этого не менее фантастическая архитектура храмов Святой земли, построенных Антонио Барлуцци между двумя войнами.

mainImg
Рассказом преподавателя ВШЭ Льва Масиеля Санчеса об архитекторе Антонио Барлуцци, который в первой половине XX века строил храмы на местах евангельских событий, мы продолжаем совместный проект Архи.ру и направления «Истории искусства» факультета Истории Высшей школы экономики».
***

Творчество Антони Гауди обычно считается уникальным на фоне современной ему архитектуры. И почти никто не помнит близкого ему и по духу, и по творческим подходам мастера, его тёзку Антонио Барлуцци.
zooming
Антонио Барлуцци
Фотография: Bonio, Wikimedia commons

Он был на поколение младше Гауди и испытал влияние его творчества, также был ревностным католиком (даже собирался принять священнический сан со францисканском ордене) и объединял в своих постройках религиозный символизм, историческую память и рукотворность материалов. Будучи итальянцем, все свои знаменитые произведения он создал на Святой земле. Его работа пришлась на первую половину ХХ века, период перемен, когда в 1917 году Палестина перешла от Османской империи к англичанам, а в 1948 году было образовано государство Израиль. Эпоха британского управления – время расцвета местного модернизма, самым ярким памятником которому остается Тель-Авив. Барлуцци же был не строителем нового, но продолжателем – и обновителем – традиции. До Первой мировой Иерусалим был своего рода полем архитектурной битвы великих держав, в первую очередь, Германии, Франции и России, каждая из которых активно стремилась доказать свое превосходство масштабными церковными проектами. После гибели империй в мировой войне церковная архитектура перестала быть политическим инструментом, и вот тут пришлось как нельзя кстати творчество Антонио Барлуции, для которого христианское чувство храма актуальнее исторических реминисценций и политической репрезентации. Конечно, для этой цели лучше земли на свете, чем Святая, не сыскать. Барлуцци писал, что поскольку каждый храм стоит здесь на месте конкретного события жизни Христа, то и архитектурный образ должен воплощать религиозное переживание, вызываемое эти событием. Он стал одним из немногих в истории архитектуры, кто ставил перед собой такую задачу и умел ее решать.

Антонио Барлуцци (1884–1960) родился Риме, его мать происходила из известной династии архитекторов Бузири-Вичи. В 1912 году он впервые оказался в Иерусалиме, где помогал своему брату Джулио в работе над комплексом итальянского госпиталя в Иерусалиме. В 1914 году ему пришлось уехать в Рим, но уже в 1917-м он вернулся, войдя в Иерусалим вместе с войсками союзников. Вскоре глава местных францисканцев Фердинандо Диоталлеви поручил ему работы сразу над двумя проектами – храмами в Гефсиманском саду в Иерусалиме и на горе Фавор, – которые стали важнейшими в его творчестве.

Храм Страданий Христовых в Гефсимании (1919–1924) стал самой знаменитой постройкой Барлуцци. Он более известен как церковь Всех Наций, ибо был построен на средства католиков из целого ряда стран Европы и Америки. В память о молении Христа в Гефсиманском саду в ночь ареста он затемнен с помощью витражей и украшен изображениями оливковых деревьев. На фронтоне же помещена большая мозаика «Христос как посредник между Богом и человеком» (Джулио Барджеллини), объясняющая смысл жертвы Христа. Световым акцентом выделен главный алтарь с камнем, на котором по преданию молился Христос в ту ночь.
Фасад церкви всех наций. Фотография Л.К. Масиеля Санчеса

Церковь построена на фундаментах базилики эпохи раннего христианства и следует ее плану; в пол включены фрагменты древних мозаик, а своды украшены мозаиками новыми, но выполненными в раннехристианском духе. Пространство храма выглядит обширным и цельным благодаря многочисленным купольным сводам – древние базилики так никогда не перекрывались – и тонким колоннам из красноватого полированного до блеска камня. Снаружи храм кажется мне менее удачным. Он снабжен глубоким портиком, приземист, растянут в длину и лишен каких-либо вертикальных акцентов. Декор выразительно-укрупненный: группы коринфских колонн в портике и статуи евангелистов с открытыми евангелиями, щипцы по боковым фасадам, акротерии. Храм облицован светлым натуральным камнем, эффектно выделяющим его на фоне темной зелени склона Масличной горы.
Портик церкви Всех наций. Фотография Л.К. Масиеля Санчеса
Портик церкви Всех наций. Фотография Л.К. Масиеля Санчеса
Церковь Всех наций. Вид сбоку. Фотография Л.К. Масиеля Санчеса

Самой удачной постройкой Барлуцци представляется церковь Преображения на горе Фавор (1921–1924). Как и большинство построек архитектора, он возведен на развалинах древней постройки, в данном случае – церкви эпохи крестоносцев; ее престол и основания апсиды сохранены в крипте церкви. Собственно, престол этот находится ровно на том месте, где стоял Христос  в момент Преображения, когда он явил ученикам свою божественную сущность. Выше, в главной апсиде помещена мозаика «Преображения», на которую 6 августа падают лучи солнца, отраженные от специально размещенного на полу зеркала. Стоявшим по сторонам от него пророкам  Илье и Моисею посвящены специальные приделы в башнях церкви.
Фасад базилики на Фаворе. Фотография Л.К. Масиеля Санчеса

В данном случае для своего храма Барлуцци придумал конкретный и весьма оригинальный исторический образ – сирийской базилики конца V века в Турманине, облик которой был широко известен благодаря реконструкции французского археолога виконта де Вогюэ. Она имела крайне редкий для раннехристианской архитектуры двухбашенный фасад с глубокой арочной лоджией между башнями. Довольно точно повторив форму башен, Барлуцци вписал арку в декоративный щипец. Как и у Вогюэ, у Барлуцци подлинные формы сирийской архитектуры – сплошной массив каменной кладки стен, из которого как бы вырезаются все формы, очень широкие арки интерьера, обтекающий с трех сторон все окна непрерывный фриз – сочетаются с некоторыми скорее выдуманными деталями, например, завершениями башен в духе европейского стиля неогрек. Эффектно решен и интерьер, где место Преображения выделено большой открытой криптой, изредка встречающейся лишь в романской архитектуре.
Базилика на Фаворе, деталь. Фотография Л.К. Масиеля Санчеса
Базилика на Фаворе, деталь. Фотография Л.К. Масиеля Санчеса
Базилика на Фаворе, деталь. Фотография Л.К. Масиеля Санчеса
Базилика на Фаворе, интерьер. Фотография Л.К. Масиеля Санчеса
Базилика на Фаворе, интерьер. Фотография Л.К. Масиеля Санчеса
Базилика на Фаворе, открытая крипта. Фотография Л.К. Масиеля Санчеса
Базилика на Фаворе, интерьер. Фотография Л.К. Масиеля Санчеса

Последней крупной постройкой Барлуцци стал храм в пригороде Иерусалима Айн-Кареме, заказчиком которого снова выступили францисканцы. Работы велись в 1938–1955  с перерывом на вынужденный отъезд Барлуции во время Второй мировой.  Храм на живописном лесистом склоне горы посвящен Встрече Марии и Елизаветы – евангельскому событию, когда Мария отправилась к своей также забеременевшей двоюродной сестре Елизавете. «Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве её; и Елисавета исполнилась Святаго Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?». В ответ Мария произнесла славословие «Величит душа моя Господа…», известное в западнохристианской традиции по первому латинскому слову как Magnificat. Керамические таблички с этой молитвой на более чем 40 языках помещены в храме. В гроте нижнего храма, уже выстроенного к моменту, когда Барлуцци взялся за работу, находится колодец с источником, по преданию забившим в момент встречи.
Церковь в Айн-Кареме. Фотография Л.К. Масиеля Санчеса
Церковь в Айн-Кареме. Фотография Л.К. Масиеля Санчеса

Архитектурный облик храма скромен. Он имеет отдаленное сходство со средневековыми базиликами Рима и, может быть, огромными храмами кирпичной готики, но в целом лишен ярких реминисценций. Как многие церковные постройки Иерусалима, он облицован светлым камнем и снабжен высокой островерхой колокольней. В его светлом зальном интерьере подчеркнуто настроение радостной легкости и даже детской наивности, в убранстве много раннехристианских ассоциаций.
Церковь в Айн-Кареме. Таблички с молитвой. Фотография Л.К. Масиеля Санчеса
Интерьер нижней церкви в Айн-Кареме (не связан с А. Барлуцци). Фотография Л.К. Масиеля Санчеса
Интерьер верхней церкви в Айн-Кареме. Фотография Л.К. Масиеля Санчеса
Интерьер верхней церкви в Айн-Кареме. Фотография Л.К. Масиеля Санчеса
Интерьер верхней церкви в Айн-Кареме. Фотография Л.К. Масиеля Санчеса
Церковь в Айн-Кареме. Фотография Л.К. Масиеля Санчеса

В последние годы работы над церковью в Айн-Кареме Барлуцци создал еще две небольших постройки.

Первой стал храм ангелов на так называемом поле Пастушков в Бейт-Сахуре близ Вифлеема (1953–1954). По евангельскому рассказу, первыми о Рождестве Христа ангелы сообщили пасшим неподалеку стада пастухам, и те пришли поклониться Младенцу. Небольшой храмик снаружи уподоблен бедуинскому шатру, его купол прозрачен и поддержан тонкими как канаты столбиками. Изображения в нишах посвящены основным сюжетам события: явлению ангелов, поклонению Младенцу и возвращению пастухов к своим овцам.
Храм ангелов на поле Пастушков в Бейт-Сахуре. Фотография Л.К. Масиеля Санчеса
Храм ангелов на поле Пастушков в Бейт-Сахуре. Интерьер. Фотография Л.К. Масиеля Санчеса

Вторая – известная церковь Dominus Flevit (то есть «Господь заплакал») в Иерусалиме (1954–1955) – стала последним заметным католическим сооружением города. Она поставлена на месте, где по преданию остановился Иисус, входя в Иерусалим. Окинув город взором, он заплакал и предсказал ему скорое разорение. Барлуцци уподобил слезе весь храм, перекрыв его высоким обтекаемым куполом. По углам кровли он поставил сосуды, напоминающие те, в которые античные плакальщицы собирали слезы. Алтарь храма обращен не на восток, а на запад, поскольку оттуда открывается прекрасный вид на Иерусалим – прием соединения внутреннего пространства с внешним, примененный Барлуцци также в крипте церкви на горе Фавор.
zooming
Церковь Dominus flevit. Wikimedia commons

Еще со времен отъезда в Италию во время войны Барлуцци работал над мегапроектами. Он предлагал перестроить главную святыню христианского мира, храм Гроба Господня, снеся часть зданий старого города и снабдив огромный храм спиралевидными куполами и колокольнями, напоминающими то ли минареты, то ли башни Саграда-Фамилии Гауди. Почти 15 лет он потратил на проекты новой церкви Благовещения в Назарете, которая должна была напоминать парижский Сакре-Кёр. Но в результате в 1958 году предпочтение было отдано другому, принципиально более современному проекту, который и был построен (1960–1969, Джованни Муцьо). Воздух уже был пронизан духом обновления (до Второго ватиканского собора оставалось 4 года), и эклектичная, нагруженная историческими аллюзиями архитектура была уже никому не нужна. Это стало потрясением для Барлуцци, он уехал в Рим, где вскоре и умер.  

Антонии Барлуцци, наверное, не великий, но глубокий и талантливый мастер. Его трогательная религиозность и внимание к деталям позволили ему удачнее других перевести на современный язык идеалы францисканского монашества. Его оригинальное творчество стало последним ярким явлением в христианской архитектуре Святой земли.  
 

20 Мая 2014

Похожие статьи
Прощание с СЭВ
Александр Змеул рассказывает историю проектирования, строительства и перепроектирования здания СЭВ – безусловной градостроительной доминанты западного направления и символа послевоенной Москвы, размноженного в советском «мерче», всем хорошо знакомого. В ходе рассказа мы выясняем, что, когда в 1980-е комплексу потребовалось расширение, градсовет предложил очень деликатные варианты; и еще, что в 2003 году здесь проектировали башню, но тоже без сноса «книжки». Статья иллюстрирована архивными материалами, часть публикуется впервые; благодарим Музей архитектуры за предоставленные изображения.
Археология модернизма: первая работа Нины Алешиной
Историю модернизма редко изучают так, как XVIII или XIX век – с вниманием к деталям, поиском и атрибуциями. А вот Александр Змеул, исследуя творчество архитектора Московского метро Нины Алешиной, сделал относительно небольшое, но настоящее открытие: нашел ее первую авторскую реализацию. Это вестибюль станции «Проспект Мира» радиальной линии. Интересно и то, что его фасад 1959 года просуществовал менее 20 лет. Почему так? Читайте статью.
Годы метро. Памяти Нины Алешиной
Сегодня, 17 июля, исполняется сто лет со дня рождения Нины Александровны Алешиной – пожалуй, ключевого архитектора московского метро второй половины XX века. За сорок лет она построила двадцать станций. Публикуем текст Александра Змеула, основанный на архивных материалах, в том числе рукописи самой Алешиной, с фотографиями Алексея Народицкого.
Мечта в движении: между утопией и реальностью
Исследование истории проектирования и строительства монорельсов в разных странах, но с фокусом мечты о новой мобильности в СССР, сделанное Александром Змеулом для ГЭС-2, переросло в довольно увлекательный ретро-футуристический рассказ о Москве шестидесятых, выстроенный на противопоставлениях. Публикуем целиком.
Модернизация – 3
Третья книга НИИТИАГ о модернизации городской среды: что там можно, что нельзя, и как оно исторически происходит. В этом году: готика, Тамбов, Петербург, Енисейск, Казанская губерния, Нижний, Кавминводы, равно как и проблематика реновации и устойчивости.
Три башни профессора Юрия Волчка
Все знают Юрия Павловича Волчка как увлеченного исследователя архитектуры XX века и теоретика, но из нашей памяти как-то выпадает тот факт, что он еще и проектировал как архитектор – сам и совместно с коллегами, в 1990-е и 2010-е годы. Статья Алексея Воробьева, которую мы публикуем с разрешения редакции сборника «Современная архитектура мира», – о Волчке как архитекторе и его проектах.
Школа ФЗУ Ленэнерго – забытый памятник ленинградского...
В преддверии вторичного решения судьбы Школы ФЗУ Ленэнерго, на месте которой может появиться жилой комплекс, – о том, что история архитектуры – это не история имени собственного, о самоценности архитектурных решений и забытой странице фабрично-заводского образования Ленинграда.
Нейросказки
Участники воркшопа, прошедшего в рамках мероприятия SINTEZ.SPACE, создавали комикс про будущее Нижнего Новгорода. С картинками и текстами им помогали нейросети: от ChatGpt до Яндекс Балабоба. Предлагаем вашему вниманию три работы, наиболее приглянувшиеся редакции.
Линия Елизаветы
Александр Змеул – автор, который давно и профессионально занимается историей и проблематикой архитектуры метро и транспорта в целом, – рассказывает о новой лондонской линии Елизаветы. Она открылась ровно год назад, в нее входит ряд станцией, реализованных ранее, а новые проектировали, в том числе, Гримшо, Уилкинсон и Макаслан. В каких-то подходах она схожа, а в чем-то противоположна мега-проектам развития московского транспорта. Внимание – на сравнение.
Лучшее, худшее, новое, старое: архитектурные заметки...
«Что такое традиции архитектуры московского метро? Есть мнения, что это, с одной стороны, индивидуальность облика, с другой – репрезентативность или дворцовость, и, наконец, материалы. Наверное всё это так». Вашему вниманию – вторая серия архитектурных заметок Александра Змеула о БКЛ, посвященная его художественному оформлению, но не только.
Иван Фомин и Иосиф Лангбард: на пути к классике 1930-х
Новая статья Андрея Бархина об упрощенном ордере тридцатых – на основе сравнения архитектуры Фомина и Лангбарда. Текст был представлен 17 мая 2022 года в рамках Круглого стола, посвященного 150-летию Ивана Фомина.
Архитектурные заметки о БКЛ.
Часть 1
Александр Змеул много знает о метро, в том числе московском, и сейчас, с открытием БКЛ, мы попросили его написать нам обзор этого гигантского кольца – говорят, что самого большого в мире, – с точки зрения архитектуры. В первой части: имена, проектные компании, относительно «старые» станции и многое другое. Получился, в сущности, путеводитель по новой части метро.
Архитектурная модернизация среды. Книга 2
Вслед за первой, выпущенной в прошлом году, публикуем вторую коллективную монографию НИИТИАГ, посвященную «Архитектурной модернизации среды»: история развития городской среды от Тамбова до Минусинска, от Пицунды 1950-х годов до Ричарда Роджерса.
Архитектурная модернизация среды жизнедеятельности:...
Публикуем полный текст первой книги коллективной монографии сотрудников НИИТИАГ. Книга посвящена разным аспектам обновления рукотворной среды, как городской, так и сельской, как древности, так и современной архитектуре, в частности, в ней есть глава, посвященная Николасу Гримшо. В монографии больше 450 страниц.
Поддержка архитектуры в Дании: коллаборации большие...
Публикуем главу из недавно опубликованного исследования Москомархитектуры, посвященного анализу практик поддержки архитектурной деятельности в странах Европы, США и России. Глава посвящена Дании, автор – Татьяна Ломакина.
Сколько стоил дом на Моховой?
Дмитрий Хмельницкий рассматривает дом Жолтовского на Моховой, сравнительно оценивая его запредельную для советских нормативов 1930-х годов стоимость, и делая одновременно предположения относительно внутренней структуры и ведомственной принадлежности дома.
Конкурсный проект комбината газеты «Известия» Моисея...
Первая часть исследования «Иван Леонидов и архитектура позднего конструктивизма (1933–1945)» продолжает тему позднего творчества Леонидова в работах Петра Завадовского. В статье вводятся новые термины для архитектуры, ранее обобщенно зачислявшейся в «постконструктивизм», и начинается разговор о влиянии Леонидова на формально-стилистический язык поздних работ Моисея Гинзбурга и архитекторов его группы.
От музы до главной героини. Путь к признанию творческой...
Публикуем перевод статьи Энн Тинг. Она известна как подруга Луиса Кана, но в то же время Тинг – первая женщина с лицензией архитектора в Пенсильвании и преподаватель архитектурной морфологии Пенсильванского университета. В статье на примере девяти историй рассмотрена эволюция личностной позиции творческих женщин от интровертной «музы» до экстравертной креативной «героини».
Бетонный Мадрид
Новая серия фотографа Роберто Конте посвящена не самой известной исторической странице испанской архитектуры: мадридским зданиям в русле брутализма.
Реновация городской среды: исторические прецеденты
Публикуем полный текст коллективной монографии, написанной в прошедшем 2020 году сотрудниками НИИТИАГ и посвященной теме, по-прежнему актуальной как для столицы, так и для всей страны – реновации городов. Тема рассмотрена в широкой исторической и географической перспективе: от градостроительной практики Екатерины II до творчества Ричарда Роджерса в его отношении к мегаполисам. Москва, НИИТИАГ, 2021. 333 страницы.
Технологии и материалы
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Сейчас на главной
Стеклянная граница оптимума
Очень маленький дом с оптимальной планировкой – 21 м2 – тем не менее включает две роскошные вещи. Во-первых, сауну, хотя и в виде кабины; во-вторых, угол из структурного стекла, изнутри стекло – от пола до потолка. Вот это, правда, роскошь для «фанерного» дома, что признает и сам автор.
Высота 5642
Институт Генплана Москвы подготовил проект комплексного развития трех горнолыжных курортов Кавказа, получивших статус особых экономических зон туристско-рекреационного типа. Первая из них – Эльбрус. На горе построят новые трассы, канатные дороги и гостиницы, модернизируют станции и приведут в порядок туристическую поляну Азау. Для расширения аудитории и всесезоннной привлекательности развивается сеть экотроп. Рассказываем обо всех этапах подробнее.
Щепотка ностальгии
Кафе-кулинария по проекту студии архитектуры и дизайна OBJCT открылось в Волгограде в здании бывшего Тракторного завода, который сейчас играет роль бизнес-парка. Чтобы воссоздать дух советского времени, архитекторы использовали мозаику, стеклоблоки, растения в кадках, а также терраццо. Фанера и красные акценты сделали интерьер светлым и свежим.
ИТ-городок
На примере первой реализованной очереди квартала «Ю» разбираемся, как будет устроен новый микрорайон Иннополиса. Бюро Т+Т Architects и HADAA сформировали и сбалансировали остроумный мастер-план с разными типами жилья, зеленой артерией, системой площадей и парком в центральной части.
Пресса: Александр Скокан: «Ужас в том, что “Аушвиц” — идеальный...
В начале 1945 года советские войска освободили польский город Освенцим, а с ним и самый известный лагерь смерти, одно из главных свидетельств Холокоста — «Аушвиц». 40 лет спустя архитектор Александр Скокан и художник Иван Лубенников разработали проект реконструкции советского раздела музея-мемориала. Обновленная экспозиция открылась 8 мая 1985 года и просуществовала вплоть до 2013-го, когда ее в очередной раз осовременили. По просьбе «Сноба» публицист, соучредитель и бывший главред архитектурного журнала «Проект Россия» Анатолий Белов встретился с Александром Скоканом, чтобы узнать о правоверном модернизме проектировщиков «Аушвица», искусстве добывать стройматериалы в эпоху позднего застоя и о том, каково жилось в бывшей гостинице для офицеров СС.
Долгожданный герой
Открытия библиотеки в своем районе жители Северного Боулдера в штате Колорадо ждали больше 25 лет. Архитекторы WORKac создали для них удобный и гостеприимный общественный центр.
Тяга к ремеслу
По проекту бюро KIDZ в Тель-Авиве открылась нео-изакая. Учитывая равнодушие горожан к сложным дизайнерским решениям, архитекторы сосредоточились на материалах, освещении и мебели. Такой подход соотносится с японскими понятиями «шокунин» и «коадавари», означающими искусного мастера и внимание к деталям. Единственным предметом декора стала лаковая миниатюра, найденная на блошином рынке.
Компактное построение
В буколическом окружении рисовых полей престижного района Бали Pererenan, на возвышении с видом на океан, Антон Кочуркин и 8Lines, выиграв конкурс, спроектировали апарт-отель. Его уже начали строить. Особенность проекта – оптимальные компактные планировки, он рассчитан на средний достаток.
Черный бутик
Пекинское бюро Fon Studio спроектировало временный концепт-бутик для марки авангардной одежды TBHNP в Шанхае.
Археологический подход
Конкурс на проект реконструкции западного крыла Британского музея в Лондоне выиграла Лина Готме, архитектор Национального музея Эстонии в Тарту.
Большой брат
Жилой комплекс Architecton построен в Екатеринбурге по проекту бюро Archinform на месте техникума 1930-х годов. Снос конструктивистского здания стал потерей для города, которую архитекторы попытались восполнить, сохраняя память места через эксперимент с формой.
Ленты и складки
Выставочный центр по проекту Zaha Hadid Architects в Пекине реализован как модульное сооружение, что сократило затраты на строительство и его сроки.
Красный конь
Суперграфика на фасадах жилого комплекса, построенного в Екатеринбурге по проекту бюро «План Б», вдохновлена мезенской росписью. Красный пигмент для 23-этажной башни выбрали не только как акцентный, но и устойчивый в штукатурке. Не менее яркими получились вестибюли подъездов, оформленные приемом color block.
Памяти Александра Раппапорта
Человек, «глубоко мыслящий и всесторонне одаренный»; «ренессансный гений – уникальный эрудит, мудрый философ, тончайший поэт, виртуозный музыкант и проницательный художник»; «один из последних архитекторов, входивших в интеллектуальную элиту»... С нами больше нет Александра Раппапорта.
Производство знаний
Компания «Даль» заняла второе место в конкурсе на редевелопмент Главного корпуса Ижевского завода. Команда предложила будущим инвесторам на выбор два сценария развития территории – межвузовский кампус или бизнес-хаб, но в обоих случаях отвела историческому зданию Семёна Дудина роль центра популяризации наук. Внушительное предпроектное исследование определило архитектурные решения.
Главное – внутри
Здание второй очереди гимназии имени Евгения Примакова было отмечено многими наградами еще на стадии проектирования. Сейчас оно завершено. И хотя не все нюансы были учтены: прежде всего конструкциям перекрытия не следовало оставаться открытыми, – но в силу приоритета объемного построения это не кажется существенным. Более важен «Ах!», вызываемый пространством.
Фиалки каждый день
Архитекторы HEMAA расширили комплекс начальной школы Les Violettes в парижском предместье Марей-Марли, соединив в своем проекте состаренную древесину, зеркальные алюминиевые панели и прозрачное стекло.
Силы магнетизма
«Крылатская 33» – первый крупный жилой комплекс среди микрорайонов 1980-х, счастливо соседствующих с лесами, рекой, склонами, спортивной инфраструктурой... Архитекторам АБ «Остоженка» удалось превратить его, при всей масштабности проекта, в «деликатную доминанту». Во-первых, «вырастить», ориентируясь на стилистику и высотность соседних микрорайонов; во-вторых, снабдив паузой в самой высотной части, сформировать композиционное напряжение – прямо на градостроительной оси района.
Пояс Ориона
Офисный комплекс Stone Ходынка 2, спроектированный Kleinewelt Architekten для компании Stone, внутри устроен эргономично, по правилам healthy building: свет, проветривание, все возможности для эффективной офисной планировки. И снаружи похож, как сейчас принято, на айфон: блеск, свечение, стекло, металл, скругления. Тем не менее он чутко реагирует на контекст Ходынки, главный сюжет – контраст вертикалей и горизонтали, а главной интригой становится устройства «стилобата» как навесного перехода, раскрывающего пространство под ним для свободного передвижения.
Доказательное проектирование
Психиатрическая клиника при Университетской больнице в Тампере по проекту C. F. Møller задумана как комфортная, снижающая напряжение и тревожность у пациентов среда.
Далеко гляжу
В жилом комплексе New Питер в Ленинградской области по проекту «БалтИнвест-Проект» построен детский сад. Его отличает довольно строгий кирпичный фасад, уютная ниша входа, а также групповые ячейки с панорамными эркерами, из которых дети могут наблюдать друг за другом и жизнью на улице.
Время как театр
Проект Зои Рюриковой и ее бюро «ДА» выиграл конкурс на благоустройство Театральной площади по Владимире. Он основан на идее регенерации исторической застройки, а по форме представляет собой вариант «театрального романтического неомодернизма». Арки служат «видоискателями», в том числе для городского театра Драмы 1971 года.
Шедовый фасад
Жилой дом в районе Бёйкслотерхам напоминает об индустриальном прошлом этой части Амстердама решением фасада. Авторы проекта – Studioninedots.
Прощание с СЭВ
Александр Змеул рассказывает историю проектирования, строительства и перепроектирования здания СЭВ – безусловной градостроительной доминанты западного направления и символа послевоенной Москвы, размноженного в советском «мерче», всем хорошо знакомого. В ходе рассказа мы выясняем, что, когда в 1980-е комплексу потребовалось расширение, градсовет предложил очень деликатные варианты; и еще, что в 2003 году здесь проектировали башню, но тоже без сноса «книжки». Статья иллюстрирована архивными материалами, часть публикуется впервые; благодарим Музей архитектуры за предоставленные изображения.
Ретро-пиццерия
По проекту cтудии дизайна MODGI Group на территории апарт-отеля VALO в Санкт-Петербурге открылась компактная пиццерия в ретро-стиле. Теплую и сочную цветовую гамму дополняет винтажная мебель и свет, а одним из главных предметов декора стали конверты для виниловых пластинок.
Берег Мелеуза
По проекту Института развития городов и сел Башкортостана и бюро Affinum в Мелеузе благоустроена набережная одноименной реки, которая играет роль центрального объекта города. Событийную площадь и торговые павильоны дополнил тихий променад, выходы к реке и детские площадки среди деревьев.
Страсть к текстурам
Арт-пространство в Ханчжоу, спроектированное бюро AD Architecture, посвящено строительным материалам и их фактурам, оно обращается сразу ко всем органам чувств.
Тюремный квартал
По проекту Института развития городов и сел Башкортостана и бюро Orchestra Design благоустроен исторический центр Белебея. Архитекторы объединили территорию пересыльной тюрьмы XVIII века и Торговых рядов в единое пространство, «зашив» в него разные сценарии досуга, а также отсылки к истории города.
И вот, нам дали выбор
Сергей Собянин призвал москвичей голосовать за судьбу цирка на проспекте Вернадского на «Активном гражданине». Это новый поворот. Отметим, что в голосовании, во-первых, не фигурирует удививший многих проект неизвестного иностранца, а, во-вторых, проголосовать не так уж просто: сначала нас заваливают подобием агитации, а потом еще предлагают поупражняться в арифметике. Но мы же попробуем?