Антонио Барлуцци: Гауди Святой земли

Традиционная, но от этого не менее фантастическая архитектура храмов Святой земли, построенных Антонио Барлуцци между двумя войнами.

mainImg
Рассказом преподавателя ВШЭ Льва Масиеля Санчеса об архитекторе Антонио Барлуцци, который в первой половине XX века строил храмы на местах евангельских событий, мы продолжаем совместный проект Архи.ру и направления «Истории искусства» факультета Истории Высшей школы экономики».
***

Творчество Антони Гауди обычно считается уникальным на фоне современной ему архитектуры. И почти никто не помнит близкого ему и по духу, и по творческим подходам мастера, его тёзку Антонио Барлуцци.
zooming
Антонио Барлуцци
Фотография: Bonio, Wikimedia commons

Он был на поколение младше Гауди и испытал влияние его творчества, также был ревностным католиком (даже собирался принять священнический сан со францисканском ордене) и объединял в своих постройках религиозный символизм, историческую память и рукотворность материалов. Будучи итальянцем, все свои знаменитые произведения он создал на Святой земле. Его работа пришлась на первую половину ХХ века, период перемен, когда в 1917 году Палестина перешла от Османской империи к англичанам, а в 1948 году было образовано государство Израиль. Эпоха британского управления – время расцвета местного модернизма, самым ярким памятником которому остается Тель-Авив. Барлуцци же был не строителем нового, но продолжателем – и обновителем – традиции. До Первой мировой Иерусалим был своего рода полем архитектурной битвы великих держав, в первую очередь, Германии, Франции и России, каждая из которых активно стремилась доказать свое превосходство масштабными церковными проектами. После гибели империй в мировой войне церковная архитектура перестала быть политическим инструментом, и вот тут пришлось как нельзя кстати творчество Антонио Барлуции, для которого христианское чувство храма актуальнее исторических реминисценций и политической репрезентации. Конечно, для этой цели лучше земли на свете, чем Святая, не сыскать. Барлуцци писал, что поскольку каждый храм стоит здесь на месте конкретного события жизни Христа, то и архитектурный образ должен воплощать религиозное переживание, вызываемое эти событием. Он стал одним из немногих в истории архитектуры, кто ставил перед собой такую задачу и умел ее решать.

Антонио Барлуцци (1884–1960) родился Риме, его мать происходила из известной династии архитекторов Бузири-Вичи. В 1912 году он впервые оказался в Иерусалиме, где помогал своему брату Джулио в работе над комплексом итальянского госпиталя в Иерусалиме. В 1914 году ему пришлось уехать в Рим, но уже в 1917-м он вернулся, войдя в Иерусалим вместе с войсками союзников. Вскоре глава местных францисканцев Фердинандо Диоталлеви поручил ему работы сразу над двумя проектами – храмами в Гефсиманском саду в Иерусалиме и на горе Фавор, – которые стали важнейшими в его творчестве.

Храм Страданий Христовых в Гефсимании (1919–1924) стал самой знаменитой постройкой Барлуцци. Он более известен как церковь Всех Наций, ибо был построен на средства католиков из целого ряда стран Европы и Америки. В память о молении Христа в Гефсиманском саду в ночь ареста он затемнен с помощью витражей и украшен изображениями оливковых деревьев. На фронтоне же помещена большая мозаика «Христос как посредник между Богом и человеком» (Джулио Барджеллини), объясняющая смысл жертвы Христа. Световым акцентом выделен главный алтарь с камнем, на котором по преданию молился Христос в ту ночь.
Фасад церкви всех наций. Фотография Л.К. Масиеля Санчеса

Церковь построена на фундаментах базилики эпохи раннего христианства и следует ее плану; в пол включены фрагменты древних мозаик, а своды украшены мозаиками новыми, но выполненными в раннехристианском духе. Пространство храма выглядит обширным и цельным благодаря многочисленным купольным сводам – древние базилики так никогда не перекрывались – и тонким колоннам из красноватого полированного до блеска камня. Снаружи храм кажется мне менее удачным. Он снабжен глубоким портиком, приземист, растянут в длину и лишен каких-либо вертикальных акцентов. Декор выразительно-укрупненный: группы коринфских колонн в портике и статуи евангелистов с открытыми евангелиями, щипцы по боковым фасадам, акротерии. Храм облицован светлым натуральным камнем, эффектно выделяющим его на фоне темной зелени склона Масличной горы.
Портик церкви Всех наций. Фотография Л.К. Масиеля Санчеса
Портик церкви Всех наций. Фотография Л.К. Масиеля Санчеса
Церковь Всех наций. Вид сбоку. Фотография Л.К. Масиеля Санчеса

Самой удачной постройкой Барлуцци представляется церковь Преображения на горе Фавор (1921–1924). Как и большинство построек архитектора, он возведен на развалинах древней постройки, в данном случае – церкви эпохи крестоносцев; ее престол и основания апсиды сохранены в крипте церкви. Собственно, престол этот находится ровно на том месте, где стоял Христос  в момент Преображения, когда он явил ученикам свою божественную сущность. Выше, в главной апсиде помещена мозаика «Преображения», на которую 6 августа падают лучи солнца, отраженные от специально размещенного на полу зеркала. Стоявшим по сторонам от него пророкам  Илье и Моисею посвящены специальные приделы в башнях церкви.
Фасад базилики на Фаворе. Фотография Л.К. Масиеля Санчеса

В данном случае для своего храма Барлуцци придумал конкретный и весьма оригинальный исторический образ – сирийской базилики конца V века в Турманине, облик которой был широко известен благодаря реконструкции французского археолога виконта де Вогюэ. Она имела крайне редкий для раннехристианской архитектуры двухбашенный фасад с глубокой арочной лоджией между башнями. Довольно точно повторив форму башен, Барлуцци вписал арку в декоративный щипец. Как и у Вогюэ, у Барлуцци подлинные формы сирийской архитектуры – сплошной массив каменной кладки стен, из которого как бы вырезаются все формы, очень широкие арки интерьера, обтекающий с трех сторон все окна непрерывный фриз – сочетаются с некоторыми скорее выдуманными деталями, например, завершениями башен в духе европейского стиля неогрек. Эффектно решен и интерьер, где место Преображения выделено большой открытой криптой, изредка встречающейся лишь в романской архитектуре.
Базилика на Фаворе, деталь. Фотография Л.К. Масиеля Санчеса
Базилика на Фаворе, деталь. Фотография Л.К. Масиеля Санчеса
Базилика на Фаворе, деталь. Фотография Л.К. Масиеля Санчеса
Базилика на Фаворе, интерьер. Фотография Л.К. Масиеля Санчеса
Базилика на Фаворе, интерьер. Фотография Л.К. Масиеля Санчеса
Базилика на Фаворе, открытая крипта. Фотография Л.К. Масиеля Санчеса
Базилика на Фаворе, интерьер. Фотография Л.К. Масиеля Санчеса

Последней крупной постройкой Барлуцци стал храм в пригороде Иерусалима Айн-Кареме, заказчиком которого снова выступили францисканцы. Работы велись в 1938–1955  с перерывом на вынужденный отъезд Барлуции во время Второй мировой.  Храм на живописном лесистом склоне горы посвящен Встрече Марии и Елизаветы – евангельскому событию, когда Мария отправилась к своей также забеременевшей двоюродной сестре Елизавете. «Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве её; и Елисавета исполнилась Святаго Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?». В ответ Мария произнесла славословие «Величит душа моя Господа…», известное в западнохристианской традиции по первому латинскому слову как Magnificat. Керамические таблички с этой молитвой на более чем 40 языках помещены в храме. В гроте нижнего храма, уже выстроенного к моменту, когда Барлуцци взялся за работу, находится колодец с источником, по преданию забившим в момент встречи.
Церковь в Айн-Кареме. Фотография Л.К. Масиеля Санчеса
Церковь в Айн-Кареме. Фотография Л.К. Масиеля Санчеса

Архитектурный облик храма скромен. Он имеет отдаленное сходство со средневековыми базиликами Рима и, может быть, огромными храмами кирпичной готики, но в целом лишен ярких реминисценций. Как многие церковные постройки Иерусалима, он облицован светлым камнем и снабжен высокой островерхой колокольней. В его светлом зальном интерьере подчеркнуто настроение радостной легкости и даже детской наивности, в убранстве много раннехристианских ассоциаций.
Церковь в Айн-Кареме. Таблички с молитвой. Фотография Л.К. Масиеля Санчеса
Интерьер нижней церкви в Айн-Кареме (не связан с А. Барлуцци). Фотография Л.К. Масиеля Санчеса
Интерьер верхней церкви в Айн-Кареме. Фотография Л.К. Масиеля Санчеса
Интерьер верхней церкви в Айн-Кареме. Фотография Л.К. Масиеля Санчеса
Интерьер верхней церкви в Айн-Кареме. Фотография Л.К. Масиеля Санчеса
Церковь в Айн-Кареме. Фотография Л.К. Масиеля Санчеса

В последние годы работы над церковью в Айн-Кареме Барлуцци создал еще две небольших постройки.

Первой стал храм ангелов на так называемом поле Пастушков в Бейт-Сахуре близ Вифлеема (1953–1954). По евангельскому рассказу, первыми о Рождестве Христа ангелы сообщили пасшим неподалеку стада пастухам, и те пришли поклониться Младенцу. Небольшой храмик снаружи уподоблен бедуинскому шатру, его купол прозрачен и поддержан тонкими как канаты столбиками. Изображения в нишах посвящены основным сюжетам события: явлению ангелов, поклонению Младенцу и возвращению пастухов к своим овцам.
Храм ангелов на поле Пастушков в Бейт-Сахуре. Фотография Л.К. Масиеля Санчеса
Храм ангелов на поле Пастушков в Бейт-Сахуре. Интерьер. Фотография Л.К. Масиеля Санчеса

Вторая – известная церковь Dominus Flevit (то есть «Господь заплакал») в Иерусалиме (1954–1955) – стала последним заметным католическим сооружением города. Она поставлена на месте, где по преданию остановился Иисус, входя в Иерусалим. Окинув город взором, он заплакал и предсказал ему скорое разорение. Барлуцци уподобил слезе весь храм, перекрыв его высоким обтекаемым куполом. По углам кровли он поставил сосуды, напоминающие те, в которые античные плакальщицы собирали слезы. Алтарь храма обращен не на восток, а на запад, поскольку оттуда открывается прекрасный вид на Иерусалим – прием соединения внутреннего пространства с внешним, примененный Барлуцци также в крипте церкви на горе Фавор.
zooming
Церковь Dominus flevit. Wikimedia commons

Еще со времен отъезда в Италию во время войны Барлуцци работал над мегапроектами. Он предлагал перестроить главную святыню христианского мира, храм Гроба Господня, снеся часть зданий старого города и снабдив огромный храм спиралевидными куполами и колокольнями, напоминающими то ли минареты, то ли башни Саграда-Фамилии Гауди. Почти 15 лет он потратил на проекты новой церкви Благовещения в Назарете, которая должна была напоминать парижский Сакре-Кёр. Но в результате в 1958 году предпочтение было отдано другому, принципиально более современному проекту, который и был построен (1960–1969, Джованни Муцьо). Воздух уже был пронизан духом обновления (до Второго ватиканского собора оставалось 4 года), и эклектичная, нагруженная историческими аллюзиями архитектура была уже никому не нужна. Это стало потрясением для Барлуцци, он уехал в Рим, где вскоре и умер.  

Антонии Барлуцци, наверное, не великий, но глубокий и талантливый мастер. Его трогательная религиозность и внимание к деталям позволили ему удачнее других перевести на современный язык идеалы францисканского монашества. Его оригинальное творчество стало последним ярким явлением в христианской архитектуре Святой земли.  
 

20 Мая 2014

Похожие статьи
Мосты и мостки
Этой зимой DK-COMMUNITY и творческое сообщество МИРА провели воркшоп в Суздале «Мосты и мостки». В нем участвовали архитекторы и студенты профильных вузов. Участникам предложили изучить технологии мостостроения, рассмотреть мировые примеры и представить свой вариант проектировки постоянного моста для одного из трех предложенных мест. Рассказываем об итогах этой работы.
Прощание с СЭВ
Александр Змеул рассказывает историю проектирования, строительства и перепроектирования здания СЭВ – безусловной градостроительной доминанты западного направления и символа послевоенной Москвы, размноженного в советском «мерче», всем хорошо знакомого. В ходе рассказа мы выясняем, что, когда в 1980-е комплексу потребовалось расширение, градсовет предложил очень деликатные варианты; и еще, что в 2003 году здесь проектировали башню, но тоже без сноса «книжки». Статья иллюстрирована архивными материалами, часть публикуется впервые; благодарим Музей архитектуры за предоставленные изображения.
Археология модернизма: первая работа Нины Алешиной
Историю модернизма редко изучают так, как XVIII или XIX век – с вниманием к деталям, поиском и атрибуциями. А вот Александр Змеул, исследуя творчество архитектора Московского метро Нины Алешиной, сделал относительно небольшое, но настоящее открытие: нашел ее первую авторскую реализацию. Это вестибюль станции «Проспект Мира» радиальной линии. Интересно и то, что его фасад 1959 года просуществовал менее 20 лет. Почему так? Читайте статью.
Годы метро. Памяти Нины Алешиной
Сегодня, 17 июля, исполняется сто лет со дня рождения Нины Александровны Алешиной – пожалуй, ключевого архитектора московского метро второй половины XX века. За сорок лет она построила двадцать станций. Публикуем текст Александра Змеула, основанный на архивных материалах, в том числе рукописи самой Алешиной, с фотографиями Алексея Народицкого.
Мечта в движении: между утопией и реальностью
Исследование истории проектирования и строительства монорельсов в разных странах, но с фокусом мечты о новой мобильности в СССР, сделанное Александром Змеулом для ГЭС-2, переросло в довольно увлекательный ретро-футуристический рассказ о Москве шестидесятых, выстроенный на противопоставлениях. Публикуем целиком.
Модернизация – 3
Третья книга НИИТИАГ о модернизации городской среды: что там можно, что нельзя, и как оно исторически происходит. В этом году: готика, Тамбов, Петербург, Енисейск, Казанская губерния, Нижний, Кавминводы, равно как и проблематика реновации и устойчивости.
Три башни профессора Юрия Волчка
Все знают Юрия Павловича Волчка как увлеченного исследователя архитектуры XX века и теоретика, но из нашей памяти как-то выпадает тот факт, что он еще и проектировал как архитектор – сам и совместно с коллегами, в 1990-е и 2010-е годы. Статья Алексея Воробьева, которую мы публикуем с разрешения редакции сборника «Современная архитектура мира», – о Волчке как архитекторе и его проектах.
Школа ФЗУ Ленэнерго – забытый памятник ленинградского...
В преддверии вторичного решения судьбы Школы ФЗУ Ленэнерго, на месте которой может появиться жилой комплекс, – о том, что история архитектуры – это не история имени собственного, о самоценности архитектурных решений и забытой странице фабрично-заводского образования Ленинграда.
Нейросказки
Участники воркшопа, прошедшего в рамках мероприятия SINTEZ.SPACE, создавали комикс про будущее Нижнего Новгорода. С картинками и текстами им помогали нейросети: от ChatGpt до Яндекс Балабоба. Предлагаем вашему вниманию три работы, наиболее приглянувшиеся редакции.
Линия Елизаветы
Александр Змеул – автор, который давно и профессионально занимается историей и проблематикой архитектуры метро и транспорта в целом, – рассказывает о новой лондонской линии Елизаветы. Она открылась ровно год назад, в нее входит ряд станцией, реализованных ранее, а новые проектировали, в том числе, Гримшо, Уилкинсон и Макаслан. В каких-то подходах она схожа, а в чем-то противоположна мега-проектам развития московского транспорта. Внимание – на сравнение.
Лучшее, худшее, новое, старое: архитектурные заметки...
«Что такое традиции архитектуры московского метро? Есть мнения, что это, с одной стороны, индивидуальность облика, с другой – репрезентативность или дворцовость, и, наконец, материалы. Наверное всё это так». Вашему вниманию – вторая серия архитектурных заметок Александра Змеула о БКЛ, посвященная его художественному оформлению, но не только.
Иван Фомин и Иосиф Лангбард: на пути к классике 1930-х
Новая статья Андрея Бархина об упрощенном ордере тридцатых – на основе сравнения архитектуры Фомина и Лангбарда. Текст был представлен 17 мая 2022 года в рамках Круглого стола, посвященного 150-летию Ивана Фомина.
Архитектурные заметки о БКЛ.
Часть 1
Александр Змеул много знает о метро, в том числе московском, и сейчас, с открытием БКЛ, мы попросили его написать нам обзор этого гигантского кольца – говорят, что самого большого в мире, – с точки зрения архитектуры. В первой части: имена, проектные компании, относительно «старые» станции и многое другое. Получился, в сущности, путеводитель по новой части метро.
Архитектурная модернизация среды. Книга 2
Вслед за первой, выпущенной в прошлом году, публикуем вторую коллективную монографию НИИТИАГ, посвященную «Архитектурной модернизации среды»: история развития городской среды от Тамбова до Минусинска, от Пицунды 1950-х годов до Ричарда Роджерса.
Архитектурная модернизация среды жизнедеятельности:...
Публикуем полный текст первой книги коллективной монографии сотрудников НИИТИАГ. Книга посвящена разным аспектам обновления рукотворной среды, как городской, так и сельской, как древности, так и современной архитектуре, в частности, в ней есть глава, посвященная Николасу Гримшо. В монографии больше 450 страниц.
Поддержка архитектуры в Дании: коллаборации большие...
Публикуем главу из недавно опубликованного исследования Москомархитектуры, посвященного анализу практик поддержки архитектурной деятельности в странах Европы, США и России. Глава посвящена Дании, автор – Татьяна Ломакина.
Сколько стоил дом на Моховой?
Дмитрий Хмельницкий рассматривает дом Жолтовского на Моховой, сравнительно оценивая его запредельную для советских нормативов 1930-х годов стоимость, и делая одновременно предположения относительно внутренней структуры и ведомственной принадлежности дома.
Конкурсный проект комбината газеты «Известия» Моисея...
Первая часть исследования «Иван Леонидов и архитектура позднего конструктивизма (1933–1945)» продолжает тему позднего творчества Леонидова в работах Петра Завадовского. В статье вводятся новые термины для архитектуры, ранее обобщенно зачислявшейся в «постконструктивизм», и начинается разговор о влиянии Леонидова на формально-стилистический язык поздних работ Моисея Гинзбурга и архитекторов его группы.
От музы до главной героини. Путь к признанию творческой...
Публикуем перевод статьи Энн Тинг. Она известна как подруга Луиса Кана, но в то же время Тинг – первая женщина с лицензией архитектора в Пенсильвании и преподаватель архитектурной морфологии Пенсильванского университета. В статье на примере девяти историй рассмотрена эволюция личностной позиции творческих женщин от интровертной «музы» до экстравертной креативной «героини».
Бетонный Мадрид
Новая серия фотографа Роберто Конте посвящена не самой известной исторической странице испанской архитектуры: мадридским зданиям в русле брутализма.
Реновация городской среды: исторические прецеденты
Публикуем полный текст коллективной монографии, написанной в прошедшем 2020 году сотрудниками НИИТИАГ и посвященной теме, по-прежнему актуальной как для столицы, так и для всей страны – реновации городов. Тема рассмотрена в широкой исторической и географической перспективе: от градостроительной практики Екатерины II до творчества Ричарда Роджерса в его отношении к мегаполисам. Москва, НИИТИАГ, 2021. 333 страницы.
Технологии и материалы
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Сейчас на главной
Уважаемая бананка
Вилла «Бананка» в словацком селе Банка, спроектированная студией Paulíny Hovorka, своей необычной формой образует вокруг уютные зоны взаимодействия с природой.
Гаражный футуратор
Первым куратором нового спецпроекта Арх Москвы «Футуратор» стало бюро Katarsis. Свободные в выборе инструментов и формата Петр Советников и Вера Степанская обратились к теме «параллельного ландшафта» – малозначительной и невоспроизводимой архитектуры, которая не зависит от конъюнктуры, но исподволь влияет на реальную жизнь человека. Искать параллельный ландшафт отправились восемь участников: на дачу, в лес, за город, на шашлыки. Оказалось, его сложно заметить, но потом невозможно забыть.
Камчатский ансамбль
По проекту мастерской «Гикало Купцов Архитекторы» на живописном участке Камчатки построен загородный комплекс: он состоит из двух вилл и нескольких хозяйственных и вспомогательных построек. Вашему вниманию – рассказ об одной из вилл, а также бонус – павильон над тандыром, который архитекторы представили как небольшой храм еды: с жертвенником и генуфлекторием.
Нитяной фасад
Посвященный ткачеству музей открылся в маленькой деревне в горах Уишань. Авторы его проекта – шанхайское бюро TEAM_BLDG.
Теплый черно-белый
Вторую очередь «31 квартала», построенную в подмосковном Пушкино по проекту бюро KPLN, отличает многогранный характер. На первый план выходят геометрия и монохромная гамма, но при более внимательном взгляде обнаруживается ряд «нерегулярных» деталей: градиент остекления и «раструбы» окон, иерархия фасадов, объемная кирпичная кладка и даже подражание явлениям природы. Рассказываем обо всех правилах и исключениях, которые удалось обнаружить.
Арх Москва: исследования
Лозунг «Если чего-то не понимаешь – исследуй!» звучит все громче, все актуальнее. Не отстает и Арх Москва – выставка, где разнообразные исследовательские работы показывают достаточно давно, а с некоторых пор специально для очередной выставки кураторы делают одно исследование за другим. Как говорится, однако тренд. Мы планируем опубликовать несколько исследований, обнаруженных на выставке, полностью и по отдельности, а пока – обзор разных видов исследований, представленных на Арх Москве 2025.
Строение с мотором
Летний павильон лондонской галереи «Серпентайн» в этом году впервые может «шевелиться»: его кровлю можно сдвигать на 1,4 м. Автор проекта – архитектор Марина Табассум из Бангладеш.
XIX Архитектурная биеннале Венеции: сады Джардини
Наш редактор Алена Кузнецова побывала на Венецианской биеннале и Миланской триеннале – теперь есть, с чем сравнивать Арх Москву и петербургский Архитектон. В этом материале – 10 субъективно любимых национальных павильонов в садах Джардини, несколько советов по посещению и неформальные впечатления. Используйте как референс, срез настроений, а лучше всего – как основу для составления собственного маршрута.
Фонари и лестница
Мартовская съемка почти-построенной штаб-квартиры ГК ФСК на улице Шеногина. Снаружи спокойно-лаконично, внутри увлекательно, многоярусно. Особенно хороши, и больше всего – в бетоне, конусные зенитные фонари представительского офиса. И ведущая в него большая винтовая лестница. Впрочем, спиральная лестница здесь не одна, да и в первые этажи, фактически, встроен небольшой торговый центр.
Первобытные мотивы
В кофейне сети Nana Coffee Roasters по проекту IDIN Architects в пригороде Бангкока создана неожиданная «пещерная» атмосфера: она вдохновлена воспоминаниями основателя сети.
Александр Пузрин: как получить «Золотого Льва» венецианской...
В 2025 году главная награда XIX Венецианской архитектурной биеннале – «Золотой Лев» досталась национальному павильону Бахрейна за экспозицию Heatwave. Среди тех, кто работал над проектом, был Александр Пузрин – выпускник Московского инженерно-строительного института, докторант израильского Техниона, а ныне – профессор Швейцарской высшей технической школы Цюриха (ETH Zurich). Мы попросили его рассказать о технических аспектах Heatwave, далеко неочевидных для простых зрителей. Но разговор получился не только об инженерии.
Модная сценография
Интерьер бутика женской одежды Sashaskvo представляет нестандартный взгляд на эстетику ретейла. Взяв за основу концепцию бренда, его айдентику и фирменный стиль, архитекторы бюро RMMSH создали яркое, эмоционально насыщенное пространство с аллюзиями на театральный антураж, в котором экстравагантные детали и свет сочетаются с лаконизмом крупных форм.
Искусство в доступе
В Лондоне сооружено фондохранилище для Музея Виктории и Альберта по проекту Diller Scofidio + Renfro: экспонаты здесь выставлены без привычного стекла.
Арх Москва 2025: будущее, цвет и суть
Читаем списки наград Арх Москвы и заодно собираем вместе наши впечатления от выставки. Кажется, у нее, юбилейной-тридцатилетней, было три главные темы: «Суть», предложенная Полисским как куратором, будущее или футурология, которая сквозила изо всех щелей как твое милосердие, и цвет. Причем не просто цвет, а два полюса: монохром основной выставки, где дизайн-кодом Арх Москвы было белое, но у Домов А-Класса черное – и разноцветье отдельных экспозиций.
NEXT 2025: сияние чистого разума
Спецпроект Арх Москвы NEXT в этом году прошел под кураторством школы МАРШ в лице Никиты Токарева, который задал тему «Места и события». На этот раз все объекты были интерактивные, а зрителя вовлекали с помощью тактильных материалов, видеомэппинга, цветовых фильтров и даже небольшого театрализованного действа. Рассказываем обо всех инсталляциях девяти бюро и одного журнала.
Девять жизней
Центр культуры и искусства острова Хэнцинь, построенный в китайском Чжухае по проекту бюро Atelier Apeiron, собрал в одном гигантском объеме сразу 9 функций.
Золотая сторона медали
Спортивный центр имени Николы Карабатича под Парижем по проекту бюро Atelier Aconcept получил фасад, вдохновленный многочисленными золотыми медалями этого спортсмена.
ЭКСПО-2025: архитектурный Диснейленд на рукотворном...
В середине апреля в Осаке открылась ЭКСПО-2025. Одно из самых грандиозных международных событий, конкурирующее за внимание десятков миллионов посетителей со всего мира, уже успело собрать немало полярных мнений о качестве архитектуры павильонов, экологическом следе и организации действа. Вашему вниманию – авторский обзор Анастасии Маркитан, она побывала на ЭКСПО лично, выбрала 6 павильонов-фаворитов, и, не ограничиваясь обзором выставки, предлагает лайфхаки для ее посещения.
Кит идентичности будущего
Или покров? Или снежная равнина? Вере Бутко, Антону Надточему и архитекторам бюро ATRIUM досталась сложная и ответственная задача – предложить образ Национального центра «Россия». Современный, но замешанный на культурных кодах. Ни на что не похожий, и в то же время напоминающий, неуловимо, очень многое. Признаем, задача нашла своих авторов. Изучаем предложенный образ.
Мосты и мостки
Этой зимой DK-COMMUNITY и творческое сообщество МИРА провели воркшоп в Суздале «Мосты и мостки». В нем участвовали архитекторы и студенты профильных вузов. Участникам предложили изучить технологии мостостроения, рассмотреть мировые примеры и представить свой вариант проектировки постоянного моста для одного из трех предложенных мест. Рассказываем об итогах этой работы.
Дело Гауди живет и побеждает
Построенная в Шэньчжэне по проекту новозеландского бюро Van Brandenburg штаб-квартира китайского модного бренда Marisfrolg – образец биогенной архитектуры и зашкаливающего вау-эффекта.
Колонны и карнизы
Две жилые башни по проекту Макса Дудлера к югу от Базеля соединяют четкость фасадной схемы с «переходным» пространством лоджий по периметру.
Большой Алтай: план системного развития
Мастер-план туристического развития Большого Алтая включает в себя три региона: Кузбасс, Республику Алтай и Алтайский край. Он – один из двенадцати проектов, разработанных в рамках большой госпрограммы «Развитие туризма». Слоган проекта: «Большой Алтай – место силы, здоровья и духа в самом сердце Сибири». Какие точки роста предлагает проект и как с его помощью планируется увеличивать поток российских и иностранных туристов – читайте в нашем материале.
Место ожидания
Архитектурная студия GRAD совместно с НПО «Новая конструкция» разработала концепцию автостанции, которую можно использовать для развития внутреннего туризма. За счет модульных алюминиевых фасадов и стального несущего каркаса здание строится быстро, вмещает необходимый набор функциональных помещений, а также предлагает запоминающийся образ, который при этом может вписаться почти в любой контекст.