Группа АВО!, Вологда: «Наполнить пространство новым смыслом»

Молодые архитекторы из группы АВО! рассказали Архи.ру о жизни объектов «Активации», о новой жизни старой вологодской библиотеки и о своих планах.

mainImg
Объединение АВО! – это команда молодых профессионалов в области средовой архитектуры, дизайна и программирования социальных коммуникаций, основанная в сентябре 2011 года. Первый состав АВО! сложился во время работы над проектом «Активация», который прошел в рамках «Дней архитектуры 2012» в Вологде, но неофициально многие участники дружили и работали друг с другом уже много лет. (Два из пяти объектов, построенных для «Активации»: «Красный пляж» и «Треугольный сад», стали победителями премии АрхиWood 2013 года в номинации «Дизайн городской среды».) Сейчас состав команды трансформируется, приходят новые люди: студенты-архитекторы, строители, дизайнеры. Но всех их объединяет одна вещь: желание не только обсуждать и проектировать, но и доводить проекты до финального завершения, участвовать в строительстве, видеть практический результат. Команда отдельного проекта на сегодняшний день составляет 5-10 человек; куратором команды выступает Михаил Приемышев.

Программа фестиваля «Дни Архитектуры» этого года, проходившего в Вологде с 29 мая по 2 июня 2013 года, кроме основных мероприятий включала в себя и параллельную программу АВО! – «Активный Уикенд», направленную на развитие и популяризацию объектов, построенных в рамках проекта «Активация». Мы поговорили с молодыми архитекторами о том, как сегодня горожане взаимодействуют с объектами и о трудностях в общении с административными структурами, возникающих на пути к развитию современных городских пространств.
Объект «Красный пляж», построенный в рамках проекта «Активация» в 2012 году. Авторы: Надежда Снигирева, Маргарита Иванова, Татьяна Белова. Фото: Егор Клочков.
zooming
Объект «Красный пляж», построенный в рамках проекта «Активация» в 2012 году. Авторы: Надежда Снигирева, Маргарита Иванова, Татьяна Белова. Фото: www.facebook.com/pages/AVO-group/
Архи.ру:
– Спустя год после «Активации» стали ли горожане смелее проявлять активность в использовании этих общественных пространств? 


Михаил Приемышев:
Думаю да. Но не на всех объектах. Очень популярным у горожан стал объект «Красный пляж» (авторы проекта: Надежда Снигирева, Маргарита Иванова, Татьяна Белова): он находится у воды, с него открывается прекрасный вид. Его используют как причал, на нем ловят рыбу и еще это стало очень популярным местом для фотосессий.

Площадка «Треугольный сад» (куратор: Вера Смирнова, она же курировала в прошлом году весь проект «Активация»), расположенная недалеко от нашего Политеха – ВГТУ, изначально проектировалась как открытый университет: место, предназначенное для студенческой жизни, для открытых дискуссий, лекций. Мы мечтаем, что когда-нибудь здесь будут проходить архитектурные защиты. Сейчас же студенты сидят здесь между парами, на переменах, устраивают мини-пикники. Это очень удобное пространство. Ты непросто сидишь на рядах, как в аудитории. Ты можешь выбрать любую удобную для себя позу: можешь лечь, облокотиться на парапеты.
zooming
Объект «Треугольный сад», построенный в рамках проекта «Активация» в 2012 году. Авторы: Вера Смирнова + студенты. Фото: www.facebook.com/pages/AVO-group/
Вера Смирнова: Когда я приехала в Вологду через год (уже год Вера учится в Университете Штата Канзас, США – прим. Архи.ру), сразу же в глаза бросились бабушки, сидящие на лавках на Каменном мосту на «Бульваре раскладушек» (архитектор Лев Анисимов + студенты). На таком длинном и пустом транзите очень удобно сесть и передохнуть если ты устал или взять еды в соседнем кафе и перекусить по пути на работу. В этом и была идея всего проекта.
Объект «Бульвар раскладушек». Авторы: Лев Анисимов + студенты. Фото: Алексей Курбатов
Светлана Попова-Знаменская: Еще очень интересный объект рядом с Драматическим театром – «Городские подмостки».  В том месте проходит транзит с улицы через Драматический театр к реке. Зимой пандус этого объекта использовали вместо лестницы, это, конечно, гораздо удобнее.  Мы обратили внимание, что дворник даже лестницу больше не чистит, он чистит пандус.
zooming
Объект «Городские подмостки». Фото: www.facebook.com/pages/AVO-group/
– Продолжаете ли курировать объекты, построенные в рамках Дней архитектуры в Вологде 2012 года, следить за ними, развивать?

Михаил: Да. У нас есть один проект – «Новый пейджер» – с ним есть реальная проблема: у него оказался один закрытый угол и он начинает превращаться в публичный туалет. Мы хотим этот угол трансформировать, раскрыть его. В наших интересах, чтобы эти объекты не создавали проблем и не ухудшали те места, в которых они расположены.

Татьяна Белова:  В этом году решили модернизировать площадку «Треугольный сад» – буквально недавно здесь появился навес. Во время мероприятий под этим навесом сзади натягивается экран, на фоне которого выступают спикеры.

Михаил: В остальных объектах есть тоже многое, что нужно доделывать. Сейчас  мы боремся с администрацией: хотим, чтобы они подписали нам проекты электрики, выделили средства и поставили объекты на баланс. На данный момент объекты не убирают – это серьезная проблема. В основном, мы делаем это собственными силами: устраиваем субботники, зовем неравнодушных ребят.
zooming
Объект «Новый пейджер», построенный в рамках проекта «Активация» в 2012 году. Авторы: Михаил Приёмышев + студенты. Фото: www.facebook.com/pages/AVO-group/
Объект «Треугольный сад», построенный в рамках проекта «Активация» в 2012 году. Авторы: Вера Смирнова + студенты. Фото: Егор Клочков.
– То есть взаимодействие, взаимопонимание, которое было налажено между вами и администрацией в прошлом году, во время строительства объектов, теперь потеряно?

Михаил: Оно было краткосрочным.

Светлана: Нам просто позволяли этим заниматься. Мы ходили согласовывали, показывали, они соглашались. Это была наша инициатива, а администрация не противилась. Поэтому когда объекты поставили, администрация не знала что с ними делать. Они просто не задумывались, что могут возникнуть проблемы с той же уборкой.

Михаил: Эти пять объектов содержать на собственные средства мы постоянно не можем. Бесконечно искать спонсоров для каких-либо обновлений тоже весьма затруднительно. А диалога с администрацией пока не выходит.

Принимали ли горожане участие в развитии объектов и происходит ли сейчас взаимодействие вас – архитекторов и жителей города?

Михаил: На Днях архитектуры в Вологде 2012 у нас не было  прямого контакта с жителями. Мы и не ставили такой задачи. Проводились исследования, анкетирование, опросники. Мы много наблюдали за жителями: куда и как они ходят, где сворачивают, по каким ступенькам любят спускаться. 

Светлана: Мне кажется, что поначалу люди даже не понимали, для чего это делается. Мы выставляли макеты объектов в администрации города и в библиотеке. Наши макеты были сделаны на высоком уровне, но, тем не менее, горожане спрашивали: «А что это? Это скамейки? Вы делаете скамейки?»

Надежда Снигирева: Да, журналисты называют наши объекты «креативные скамейки».

Михаил: Понятие «общественное пространство» кажется людям непонятным и диким. Сейчас конечно между нами, нашими объектами и горожанами есть пропасть. Несмотря на то, что негатива нет, особенного понимания, что на этих объектах делать – нет тоже. Может быть у людей не сложилась пока традиция проводить время на улице активно и творчески.

Надежда: Когда мы строили эти объекты, жители подходили и спрашивали нас: «А это будет бесплатно?». В сознании людей нет понимания того, что можно прийти на любую площадку провести какое-то мероприятие и тебе за это ничего не будет. Люди пассивны, они не хотят иметь ничего общего с активным преобразованием среды. Видимо «коллективное» слишком навязывалось раньше и горожане просто устали от этого.

Вера: Но в других городах России молодые ребята также работают над вовлечением жителей в городские процессы, активности. Сейчас происходит такая мощная волна городских соучастий и социальных проектов, люди начинают потихоньку привыкать и адаптироваться под другой, сначала не привычный для них, образ жизни. Так что культура потихоньку меняется. Но все же, эти подвижки – это уже большой успех для России, для нашей культуры.
zooming
Объект «Треугольный сад», построенный в рамках проекта «Активация» в 2012 году. Авторы: Вера Смирнова + студенты. Фото: www.facebook.com/pages/AVO-group/
Михаил: Идеальной площадкой для взаимодействия с населением мы видим социальный институт ТОС – Территориальное Общественное Самоуправление. Жители сплочаются на одной территории, это фиксируется на законодательном уровне и люди за эту территорию ответственны: предлагают администрации варианты решения сложившихся проблем или проекты по улучшению территории. Мы бы хотели взаимодействовать с этим институтом и работать не просто с населением, а уже с сформированным сообществом. Но напрямую нам этого сделать не удалось. Мы решили попробовать сделать это через администрацию: предлагали, делали презентации, разработали концепцию развития трех ТОСов в Вологде, но пока не пошло. Может быть это был отчасти такой политических момент.

Надежда: ТОС – это очень административная структура. Нам не удалось возбудить интерес руководителей ТОС к нашим объектам. Это удивительно, ведь мы не предлагали им платить нам деньги, мы бы сами нашли спонсоров. Цель была в том, чтобы вместе сделать хорошее дело.

Михаил: Вологду еще не накрыло волной современных подходов в работе с населением и проектировании общественных пространств. Средовое проектирование в Вологде сейчас доверяют одной коммерческой проектной организации, которой конечно не выгодно вмешательство ребят, которые делают все практически бесплатно.

Надежда: Мы хотим отработать методы взаимодействия с администрацией через людей, через общество. Обычно соучастие возникает, когда сообщество начинает что-либо требовать от города, от архитекторов, тогда политика проектирования меняется. У нас по-другому: нет активных сообществ, по крайней мере пока, и мы думаем, может быть попытаться самим их сгенерировать. Мы боимся, что если провести точно такую же «Активацию», без работы над ошибками, без взаимодействия с жителями, то через год-два эти объекты могут быть снесены как морально устаревшие. Поэтому стратегию нужно менять.
zooming
Объект «Треугольный сад», построенный в рамках проекта «Активация» в 2012 году. Авторы: Вера Смирнова + студенты. Фото: www.facebook.com/pages/AVO-group/
– Собираетесь ли вы организовывать в Вологде какие-либо новые общественные пространства?

Михаил: Да. Как раз сейчас мы работаем с интересным местом – это детская библиотека и пространство, которое ее окружает. Библиотека находится в деревянном доме, памятнике архитектуры. В сентябре ему будет 100 лет. Само слово «библиотека» ассоциируется с чем-то неинтересным, с атавизмом. Мы хотим наполнить пространство двора новым смыслом. Также хотим интегрировать в это пространство несколько помещений библиотеки на первом этаже. Мы видим в этом месте потенциал для общения вологодской креативной молодежи.

Надежда: У нас очень много людей, которые своими руками делают действительно классные вещи, но они не знают куда с этим идти, где показать. А там будет место, где можно бесплатно продемонстрировать плоды своего творчества.

Библиотека действительно старая, а ее территория – лакомый кусок для застройщиков. Градозащитники конечно много говорят и пишут о ценности этого здания. Но кроме этого мы хотели сделать его действительно нужным, поднять общественность на его защиту.
Детская библиотека № 9 в Вологде. Улица Чернышевского, дом 15. Фото: vk.com/club41765084
zooming
Детская библиотека № 9 в Вологде. Улица Чернышевского, дом 15. Фото: vk.com/club41765084
Михаил: Этот проект у нас идет под девизом «Меньше слов – больше дела». Пока мы работаем над ним в формате DIY (Do It Yourself), не привлекали еще никаких спонсоров. Сейчас мы очистили территорию, корчуем пни, делаем свайный фундамент . Нам помогают студенты-архитекторы и все, кто хочет сделать что-то своими руками. Когда люди видят, что мы не просто готовы поделиться теоретическими знаниями о том, как сделать общественное пространство, но и сами готовы строить его своими руками, люди зажигаются, приходят нам помогать. От этого появляется большая ответственность за объект: ты не просто пришел на все готовое, а сам участвовав в появлении этого пространства.

– Вам интересно работать только с общественными пространствами?

Михаил: Конечно АВО! интересны не только общественные пространства. Но пока мы не планируем строить что-то масштабное, глобальное. Маленькими проектами мы хотим «набрать массу», чтобы и жители и администрация испытывали к нам больше доверия. С момента «Активации» в прошлом году мы пока больше ничего не строили и нас начали подзабывать.

Например, с 5 по 9 июля в Вологде проходил международный фестиваль молодого европейского кино VOICES и мы работали с ними в партнерстве. В рамках фестиваля в воскресенье, 7 июля, прошёл пикник, для которого мы разрабатывали средовой брендинг, строили малые формы, интересные объекты.
Пикник VOICES. Фото: Евгения Бубякина
Пикник VOICES. Фото: Евгения Бубякина
Надежда:  Свои следующие проекты мы бы хотели сделать с учетом ошибок, которые мы допустили на предыдущих. Например, взаимодействие с жителями, активное их включение с самых первых этапов проектирования. Тогда администрации сложнее будет отрекаться от проекта – будет контроль со стороны горожан-участников.

Михаил: У нас нет задачи всю Вологду заполонить общественными пространствами. Эти пространства появились как реакция, ответ на то, что в нашем городе негде собраться на улице, кроме как на лавочке или в кафе. Здесь были некрасивые негативные пространства, а теперь – чистота, зелень, дерево, галька, птички поют.
zooming
Объект «Красный пляж», построенный в рамках проекта «Активация» в 2012 году. Авторы: Надежда Снигирева, Маргарита Иванова, Татьяна Белова. Фото: www.facebook.com/pages/AVO-group/
– Новые проекты, над которыми вы сейчас работаете тоже выполнены из дерева?

Михаил: В основном – да. Мы стараемся работать с деревом.

Светлана: Мы его, в каком-то роде, даже пропагандируем.

Михаил: Вологда утратила пару лет назад статус деревянного города и мы его стараемся вернуть, показать, что из дерева можно строить современную архитектуру, стараемся разрушить миф, что дерево – это не долговечный материал.

Светлана: Горожане считают, что если деревянная архитектура – то непременно старый гниющий барак. Люди стараются снести эти постройки и построить на их месте здания из кирпича или монолита. У нас есть градозащитники, которые ведут активную деятельность, стараясь сохранить старую деревянную архитектуру. Мы же стараемся продемонстрировать, что кроме этого можно и развивать новую архитектуру из дерева.

Вера: Самое главное, что мы видим, что дерево – это мощный образ нашего города, и при разумном развитии мы можем поддержать дух Вологды, как деревянной столицы России. Но самое интересное и уникальное, что сохраняя историческое деревянное наследие и создавая новые современные деревянные постройки, мы создадим необыкновенный стиль который привлечет туристов со всех стран и изменит отношение к городу горожан. Но такая серьезная идея нового и старого в дереве возможна только при разумном городском развитии, сплоченной работе властей, частного бизнеса, жителей и креативных молодых специалистов. Что конечно очень сложно, но, все таки, возможно.
zooming
Объект «Треугольный сад», построенный в рамках проекта «Активация» в 2012 году. Авторы: Вера Смирнова + студенты. Фото: www.facebook.com/pages/AVO-group/
– Ваша победа в премии АрхиWood, как вы считаете, поможет ли сделать вашу деятельность более эффективной при взаимодействии с администрацией и популярной среди горожан?

Светлана: Простым людям, я думаю, все равно. А в разговоре с администрацией – да, надеемся, что поможет. Только вот, кажется, администрация была не в курсе, что мы стали лауреатами премии.

Михаил: Премия АрхиWood – это признание в широких архитектурных кругах, российских и может быть даже зарубежных. Это инструмент для внутреннего взаимодействия, для поиска партнеров и спонсоров.

Надежда: Когда мы съездили на АрхиWood, мы увидели, что существует своя тусовка деревянных архитекторов: это очень сплоченное сообщество, они общаются, соревнуются друг с другом на специальных премиях. И это стимул для развития деревянной архитектуры. В Вологде такого сообщества, сплоченного одним интересом, нет.

Вера: Я думаю, что отношение администрации и людей к победе на АрхиWood будет особо не заметным, но самое главное здесь – это помощь с другой стороны. Например, со стороны «известных деревянных архитекторов» может прийти уважение и помощь, если мы попросим, и тогда уже и администрация заинтересуется, так как для них важны такие контакты.

08 Августа 2013

Похожие статьи
Наталья Шашкова: «Наша задача – показать и доказать,...
В Анфиладе Музея архитектуры открылась новая выставка, и у нее две миссии: выставка отмечает 90-летний юбилей и в то же время служит прообразом постоянной экспозиции, о которой музей мечтает больше 30 лет, после своего переезда и «уплотнения». Мы поговорили с директором музея: о нынешней выставке и будущей, о работе с современными архитекторами и планах хранения современной архитектуры, о несостоявшемся пока открытом хранении, но главное – о том, что музею катастрофически не хватает площадей. Не только для экспозиции, но и для реставрации крупных предметов.
Юрий Виссарионов: «Модульный дом не принадлежит земле»
Он принадлежит Космосу, воздуху... Оказывается, 3D-печать эффективнее в сочетании с модульным подходом: дом делают в цеху, а затем адаптируют к местности, в том числе и с перепадом высот. Юрий Виссарионов делится свежим опытом проектирования туристических комплексов как в средней полосе, так и на юге. Среди них хаусботы, дома для печати из легкого бетона на принтере и, конечно же, каркасные дома.
Дерево за 15 лет
Поемия АРХИWOOD опрашивает членов своего экспертного совета главной премии: что именно произошло с деревянным строительством за эти годы, какие заметные изменения происходят с этим направлением сейчас и что ждет деревянное домостроение в будущем.
Марина Егорова: «Мы привыкли мыслить не квадратными...
Карьерная траектория архитектора Марины Егоровой внушает уважение: МАРХИ, SPEECH, Москомархитектура и Институт Генплана Москвы, а затем и собственное бюро. Название Empate, которое апеллирует к словам «чертить» и «сопереживать», не должно вводить в заблуждение своей мягкостью, поскольку бюро свободно работает в разных масштабах, включая КРТ. Поговорили с Мариной о разном: градостроительном опыте, женском стиле руководства и даже любви архитекторов к яхтингу.
Андрей Чуйков: «Баланс достигается через экономику»
Екатеринбургское бюро CNTR находится в стадии зрелости: кристаллизация принципов, системность и стандартизация помогли сделать качественный скачок, нарастить компетенции и получать крупные заказы, не принося в жертву эстетику. Руководитель бюро Андрей Чуйков рассказал нам о выстраивании бизнес-модели и бонусах, которые дает архитектору дополнительное образование в сфере управления финансами.
Василий Бычков: «У меня два правила – установка на...
Арх Москва начнется 22 мая, и многие понимают ее как главное событие общественно-архитектурной жизни, готовятся месяцами. Мы поговорили с организатором и основателем выставки, Василием Бычковым, руководителем компании «Экспо-парк Выставочные проекты»: о том, как устроена выставка и почему так успешна.
Влад Савинкин: «Выставка как «маленькая жизнь»
АРХ МОСКВА все ближе. Мы поговорили с многолетним куратором выставки, архитектором, руководителем профиля «Дизайн среды» Института бизнеса и дизайна Владиславом Савинкиным о том, как участвовать в выставках, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно потраченные время и деньги.
Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать...
За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.
2023: что говорят архитекторы
Набрали мы комментариев по итогам года столько, что самим страшно. Общее суждение – в архитектурной отрасли в 2023 году было настолько все хорошо, прежде всего в смысле заказов, что, опять же, слегка страшновато: надолго ли? Особенность нашего опроса по итогам 2023 года – в нем участвуют не только, по традиции, москвичи и петербуржцы, но и архитекторы других городов: Нижний, Екатеринбург, Новосибирск, Барнаул, Красноярск.
Александра Кузьмина: «Легко работать, когда правила...
Сюжетом стенда и выступлений архитектурного ведомства Московской области на Зодчестве стало комплексное развитие территорий, или КРТ. И не зря: задача непростая и очень «живая», а МО по части работы с ней – в передовиках. Говорим с главным архитектором области: о мастер-планах и кто их делает, о том, где взять ресурсы для комфортной среды, о любимых проектах и даже о том, почему теперь мало хороших архитекторов и что делать с плохими.
Согласование намерений
Поговорили с главным архитектором Института Генплана Москвы Григорием Мустафиным и главным архитектором Южно-Сахалинска Максимом Ефановым – о том, как формируется рабочий генплан города. Залог успеха: сбор данных и моделирование, работа с горожанами, инфраструктура и презентация.
Изменчивая декорация
Члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023 продолжают рассуждать о том, какими будут общественные интерьеры будущего: важен предлагаемый пользователю опыт, гибкость, а в некоторых случаях – тотальный дизайн.
Определяющая среда
Человекоцентричные, технологичные или экологичные – какими будут общественные интерьеры будущего, рассказывают члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023.
Иван Греков: «Заказчик, который может и хочет сделать...
Говорим с Иваном Грековым, главой архитектурного бюро KAMEN, автором многих знаковых объектов Москвы последних лет, об истории бюро и о принципах подхода к форме, о разном значении объема и фасада, о «слоях» в работе со средой – на примере двух объектов ГК «Основа». Это квартал МИРАПОЛИС на проспекте Мира в Ростокино, строительство которого началось в конце прошлого года, и многофункциональный комплекс во 2-м Силикатном проезде на Звенигородском шоссе, на днях он прошел экспертизу.
Резюмируя социальное
В преддверии фестиваля «Открытый город» – с очень важной темой, посвященной разным апесктам социального, опросили организаторов и будущих кураторов. Первый комментарий – главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, инициатора и вдохновителя фестиваля архитектурного образования, проводимого Москомархитектурой.
Прямая кривая
В последний день мая в Москве откроется биеннале уличного искусства Артмоссфера. Один из участников Филипп Киценко рассказывает, почему архитектору интересно участвовать в городских фестивалях, а также показывает свой арт-объект на Таможенном мосту.
Бетонные опоры
Архитектурный фотограф Ольга Алексеенко рассказывает о спецпроекте «Москва на стройке», запланированном в рамках Арх Москвы.
Юлий Борисов: «ЖК «Остров» – уникальный проект, мы...
Один из самых больших проектов жилой застройки Москвы – «Остров» компании Донстрой – сейчас активно строится в Мневниковской пойме. Планируется построить порядка 1.5 млн м2 на почти 40 га. Начинаем изучать проект – прежде всего, говорим с Юлием Борисовым, руководителем архитектурной компании UNK, которая работает с большей частью жилых кварталов, ландшафтом и даже предложила общий дизайн-код для освещения всей территории.
Валид Каркаби: «В Хайфе есть коллекция арабского Баухауса»
В 2022 году в порт города Хайфы, самый глубоководный в восточном Средиземноморье, заходило рекордное количество круизных лайнеров, а общее число туристов, которые корабли привезли, превысило 350 тысяч. При этом сама Хайфа – неприбранный город с тяжелой судьбой – меньше всего напоминает туристический центр. О том, что и когда пошло не так и возможно ли это исправить, мы поговорили с архитектором Валидом Каркаби, получившим образование в СССР и несколько десятилетий отвечавшим в Хайфе за охрану памятников архитектуры.
О сохранении владимирского вокзала: мнения экспертов
Продолжаем разговор о сохранении здания вокзала: там и проект еще не поздно изменить, и даже вопрос постановки на охрану еще не решен, насколько нам известно, окончательно. Задали вопрос экспертам, преимущественно историкам архитектуры модернизма.
Фандоринский Петербург
VFX продюсер компании CGF Роман Сердюк рассказал Архи.ру, как в сериале «Фандорин. Азазель» создавался альтернативный Петербург с блуждающими «чикагскими» небоскребами и капсульной башней Кисе Курокавы.
2022: что говорят архитекторы
Мы долго сомневались, но решили все же провести традиционный опрос архитекторов по итогам 2022 года. Год трагический, для него так и напрашивается определение «слов нет», да и ограничений много, поэтому в опросе мы тоже ввели два ограничения. Во-первых, мы попросили не докладывать об успехах бюро. Во-вторых, не говорить об общественно-политической обстановке. То и другое, как мы и предполагали, очень сложно. Так и получилось. Главный вопрос один: что из архитектурных, чисто профессиональных, событий, тенденций и впечатлений вы можете вспомнить за год.
KOSMOS: «Весь наш путь был и есть – поиск и формирование...
Говорим с сооснователями российско-швейцарско-австрийского бюро KOSMOS Леонидом Слонимским и Артемом Китаевым: об учебе у Евгения Асса, ценности конкурсов, экологической и прочей ответственности и «сообщающимися сосудами» теории и практики – по убеждению архитекторов KOSMOS, одно невозможно без другого.
КОД: «В удаленных городах, не секрет, дефицит кадров»
О пользе синего, визуальном хаосе и общих и специальных проблемах среды российских городов: говорим с авторами Дизайн-кода арктических поселений Ксенией Деевой, Анастасией Конаревой и Ириной Красноперовой, участниками вебинара Яндекс Кью, который пройдет 17 сентября.
Никита Токарев: «Искусство – ориентир в джунглях...
Следующий разговор в рамках конференции Яндекс Кью – с директором Архитектурной школы МАРШ Никитой Токаревым. Дискуссия, которая состоится 10 сентября в 16:00 оффлайн и онлайн, посвящена междисциплинарности. Говорим о том, насколько она нужна архитектурному образованию, где начинается и заканчивается.
Архитектурное образование: тренды нового сезона
МАРШ, МАРХИ, школа Сколково и руководители проектов дополнительного обучения рассказали нам о том, что меняется в образовании архитекторов. На что повлиял уход иностранных вузов, что будет с российской архитектурной школой, к каким дополнительным знаниям стремиться.
Пресса: В Вологде возрождают интерес к деревянной архитектуре
В течение 5 дней в Вологде проходил фестиваль Дни архитектуры. В этом году ведущей темой стало развитие современной деревянной архитектуры в Вологодской области, а девизом – "Деревянная архитектура здесь и сейчас".
Пресса: Новые герои: Организаторы «Дней архитектуры в Вологде»...
В рамках второго ежегодного фестиваля «Дни архитектуры в Вологде», проходившего с 16 по 22 мая этого года, стартовал проект «Активация», организатором которого выступило объединение молодых архитекторов Вологды АВО. Ребята направили свою деятельность на преображение внешнего облика города и попытку привлечь внимание горожан к проблемам средовой архитектуры.
Активация Вологды
Юлия Зинкевич, руководитель проекта АРХИWOOD, беседует о «Днях Архитектуры в Вологде» с их создателями – Александром Дудневым и Константином Гудковым.
Технологии и материалы
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Архитектурная подсветка фасадов ЖК и освещение придомовой...
Уютно должно быть не только внутри жилого комплекса, но и рядом с ним. В этой статье мы рассмотрим популярные осветительные решения, которые придают ЖК респектабельности и обеспечивают безопасную среду вокруг дома.
Облицовочный кирпич: какой выбрать?
Классический керамический, клинкерный или кирпич ручной формовки? Каждый из видов облицовочного кирпича обладает уникальным набором технических и эстетических характеристик. На примере продукции ГК «Керма» разбираемся в тонкостях и возможностях материала для современных проектов.
Sydney Prime: «Ласточкин хвост» из кирпича
Жилой комплекс Sydney Prime является новой достопримечательностью речного фронта Большого Сити и подчеркивает свою роль эффектным решением фасадов. Авторский подход к использованию уникальной палитры кирпича в навесных фасадных системах раскрывает его богатый потенциал для современной архитектуры.
Возрождение лесной обители. Как восстанавливали старинный...
Во Владимирской области возрожден из руин памятник церковного зодчества начала XIX века – Смоленская церковь на Веретьевском погосте. Реставрационные работы на каменном храме проводились с использованием материалов компании Baumit.
Урбанистика здоровья: спорт в проектах благоустройства
Уличные спортивные зоны являются неотъемлемой частью современной урбанистической среды и призваны, как и благоустройство в целом, стимулировать жителей больше времени проводить на улице и вести здоровый образ жизни. Компания «Новалур» предлагает комплексные решения в области уличного спорта и также является производителем линейки уличных тренажеров с регулируемой нагрузкой, подходящих максимально широкому кругу пользователей.
​Архитектура света: решения для медиафасадов в...
Медиафасады – это инновационное направление, объединяющее традиционные архитектурные формы с цифровыми технологиями. Они позволяют создавать интерактивные здания, реагирующие на окружающую среду, движение пешеходов или даже социальные медиа. Российская компания RGC представляет технологию, интегрирующую медиа непосредственно в стеклопакеты.
Как уменьшить запотолочное пространство для коммуникаций?
Повысить уровень потолка за счет сокращения запотолочного пространства – вполне законное желание девелопера, архитектора и дизайнера. Но этому активно сопротивляются инженеры. Сегодня мы расскажем о красивом и нестандартном решении этой проблемы.
Холст из стекла
Открытие нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной в мае 2024 года ознаменовало не только расширение знаменитого музея, но и знаковое событие в области использования архитектурного стекла с применением технологии печати. О том, как инновационное остекление расширило границы музейной архитектуры – в нашем материале.
Сейчас на главной
Музей архитекторов: локация – невесомость
Выставка Museum loci, открывшаяся в Музее архитектуры – огромная, хотя и занимает всего два этажа Флигеля-Руины. В основном специально для нее 59 архитекторов сделали объект или рисунок с размышлением о музее архитектуры, иногда очень определенным, но чаще – креативно-обобщенным. Таких больших выставок объектов от архитекторов не то что давно не было, но, кажется, не было вообще. Если тема и подходы интересны, то «залипнуть» в залах Руины можно надолго. Рассказываем подробно, в том числе о том, как правильно произносить название (спойлер: без разрешения сюда прокрался даже бог Локи).
Бумажный офис
Для собственного офиса бюро Maxim Kashin Architects не побоялось с головой уйти в концептуализм. В основе проекта – восхищение авангардом и наследием бумажных архитекторов. Итог – сложно скроенное и несколько дезориентирующее, ни на что не похожее пространство, в котором хочется оказаться, чтобы его понять и почувствовать.
Полезная зацикленность
Тайваньское бюро Bio-architecture Formosana спроектировало для города Тайнань экспериментальный жилой комплекс, соответствующий всем принципам экономики замкнутого цикла.
Планы на жизнь
Мастер-план для жилого района «Притяжение» в Набережных Челнах бюро «А.Лен» создавало с оглядкой на специфическую градостроительную ситуацию и частично реализованные решения первой очереди. Однако на первый план выдвинуло собственные ценности: зеленый каркас, систему акцентов, иерархию пространств, приоритет пешехода. Вопроса, чем будут жильцы заниматься в своем микрорайоне, после этого не возникает.
А! – 2024
Сейчас немного хвастовства: вчера нам вручили премию «Буква А» за архитектурную журналистку, причем не одну, а сразу две. Первую получила наш ведущий обозреватель и редактор Алёна Кузнецова, вторую – или наоборот – вручили Архи.ру как отраслевому архитектурному изданию. Благодарим, гордимся и радуемся. И публикуем список награжденных журналистов и изданий.
Преодоление мрамора
В Петербурге начала работу IX Биеннале архитектуры – одна из крупнейших профессиональных выставок города, организатором которой выступает Объединение архитектурных мастерских. Этот обзор не охватывает обширную деловую программу, сосредотачиваясь лишь на ощущениях от визуальной части экспозиции – ее объем и содержание говорит о возможности будущих трансформаций.
Вилла-мост
Дом по проекту бюро Tetro на южнобразильском острове Санта-Катарина максимально использует живописный ландшафт – горы и океанский залив.
«Европейский престиж»
Бюро KCAP выиграло конкурс на проект двух жилых небоскребов в Братиславе; один из них претендует на звание второго по высоте здания ЕС.
Новый путь
Обошли со всех сторон D_Станию – депо 1906 года, реконструированное с сохранением промышленного здания столетней давности по проекту Сергея Труханова и T+T Architects. Работа над интерьерами, а внутри планируются рестораны и общественные пространства, пока еще только идет, но и снаружи есть на что посмотреть. Тут можно изучить сочетание старого и нового кирпича, авторский взгляд на романтику руины, и оценить вновь выстроенный пешеходный путь: через арки БЦ Ситидел на улицу Казакова.
Стеклянный потолок
Еще один проект, рассмотренный на Градостроительном совете Петербурга, – IT-кластер по проекту бюро Intercolumnium в районе Стеклянного городка. Его планируют строить на месте снесенных зданий сталинской эпохи, которые не были признаны ценными. Проект получил свою долю критики, но в целом был оценен положительно.
Дом китобоя в кубе
Этой осенью калининградский музей «Дом китобоя» проводил конкурс на лучшую концепцию арт-объекта из панелей снесенного Дома Советов. Победителем стал московский проект – коллаборация историка архитектуры Константина Антипина и компании «Даль» в виде куба-игрового автомата. Рассказываем о победителях.
Такие разные исследования
Конкурс «Исследуй город», организованный в этом году Институтом Генплана Москвы, – не типичный для архитектурной среды. Зато он хорошо отвечает специфике работы градостроительной институции. Лучшим оказалось исследование современных жилых комплексов, где авторы совместили градостроительный подход с риелторским, выработав третий вариант. Также исследовали: общественные центры, мотивацию владения автомобилем и вакантность жилого фонда. Пятый участник сошел с дистанции. Рассказываем обо всех четырех работах.
За плечами Нобеля
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома от бюро «А2»: он займет участок рядом с памятниками промышленной архитектуры и повлияет на панораму Выборгской набережной. Эксперты высоко оценили рисовку фасадов, но предложили поработать с силуэтом и композицией.
Что такое китч
Новая выставка в Ruarts Foundation – про исследование китча. Сначала на него откликаются современные художники, тут собраны работы с начала 1990-х до нашего времени из порядка 15 коллекций, представительная выборка, есть известные. Затем – куратор, со своим множеством цитат, тоже китчует в некотором роде. Как-то в исследование вплелась и архитектура, и тоска по классике, и новостройки. Так что такое китч? Да проще рассказать, чем он не является.
Эволюция по плану
Бюро ASADOV презентовало павильон микрокультурного общественного Эвицентра: места для всестороннего развития, мастерклассов и гимнастики. Но еще, он же – прообраз загородного дома, наследник «Лоскутка», масштабируемый в несколько раз и изготавливаемый на заводе из CLT-панелей. Но и это еще не все. Это старт девелоперского проекта от архитектурного бюро (sic!). Архитекторы ищут партнеров для развития как маленьких эви-поселков, так и новых эви-городов, рассчитанных, по словам Андрея Асадова, на «эволюционное» развитие личностей, которые будут их населять.
Память о работе
Крупную нефтебазу 1960-х, расположенную в Ханчжоу прямо на берегу Великого канала, Кэнго Кума превратил в современный индустриальный парк Сяохэ.
Жить в золоте
Многоквартирный дом Cœur Atlantis в южном пригороде Парижа по проекту роттердамского бюро KCAP.
Плач, затмение и городище
Якорный объект экопарка «Каялов бор» в городе Россошь – маршрут длиной в 3,5 километров, который знакомит посетителей с событиями, описанными в «Слове о полку Игореве». Архитекторы воронежского бюро TOU ARCHITECTS дополняют тематические объекты, которые обеспечивают разнообразный досуг, спортивными трассами и событийной площадью.
Зодчество 2024: семеро
Как уже говорилось, в этом году главные награды «Зодчества» не присуждены. Рассуждаем, почему так, фантазируем на тему возможных форматов судейства – как бы было хорошо, как бы было здорово… Вместо двух наград получилось семь: их состав тоже интересен. Публикуем полный список лауреатов XXIII фестиваля.
Балкон над долиной
Вилла на севере Ливана по проекту местного бюро BLANKPAGE Architects раскрывается над зеленой приморской долиной как панорамная терраса.
Золотая коронка
Концепцию стоматологической клиники в Екатеринбурге бюро CNTR обозначило как mouth full of gold: белоснежные стены из керамогранита оттеняют матовые латунные детали. Чтобы отсылка не стала слишком прямолинейной, архитекторы сосредоточились на пропорциях здания, лавируя между инсоляционными и пожарными ограничениями.
Собор для туристов
Трехнефный вокзал для линии скоростной железной дороги по проекту gmp в Наньчане облегчит путь на работу жителям, а туристам – доступ к ключевым достопримечательностям региона.
Спелый апельсин
Учебный центр Edu Expo построен в центральной части Ташкента по проекту местного бюро Parallel architects. Относительно простая планировочная структура – аудитории и конференц-залы, сосредоточенные вокруг центрального холла – проявлена на фасаде панелями с паттерном штрих-кода. Однако вставки ярко-оранжевых балконов и ниш полностью меняют восприятие.
Гибкость и интеграция
Не так давно мы рассказывали о проекте 4 очереди ЖК ÁLIA, спроектированной компанией APEX. Теперь нам показали варианты разработанных ими же ограждений пространств приватных дворов, с интегрированными в них разнообразными общественными функциями. Участие архитекторов комплекса в работе над такой деталью, как ограды, – считаем показательным.
Сады и узоры
С проектом креативного кластера в Саудовской Аравии бюро IND взяло премию WAF в номинации «Проекты», в категории «Культура». Архитекторы предложили жесткую ортогональную структуру, но интегрировали в нее систему камерных пространств с тенью, садами и водоемами. Отсылки к традиционной культуре, такие как трамбованная земля или имитация узоров на ткани, соединяются с вертикальным озеленением и структурным остеклением.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Древнеримский порядок
Учебный корпус CuBo Римского биомедицинского университета по проекту бюро Labics соединяет в себе открытость и ориентированность на коммуникацию с жесткой матрицей древнеримского градостроительства.
Лес у моря
В рамках архитектурной экспедиции «Русский Север», организованной СПбГАСУ, студентам удалось посетить труднодоступное село Ворзогоры. Сложную дорогу окупает увиденное: песчаный берег Белого моря, старинные деревянные церкви, нетронутый пейзаж. В своих работах команды искали способы привлечения туристов, которые не нарушат уклад места, но помогут его сохранить.