Летняя архитектура в замерзающей стране

Куратор премии АРХИWOOD подводит «деревянные» итоги года.

mainImg
Обычно мы считаем цыплят по весне – выбирая лучшие «деревянности» на выставке «АрхМосква». Но этот год принес невиданное доселе количество деревянных сооружений общественного назначения. И мы поняли, что грех не подвести его итоги сейчас. Ибо это не просто набор объектов, а явление, за которым маячат важные смыслы. В то время, как большая архитектура нас ничем не радует, а все главные «события» года – какие-то фейки (Большая Москва, парк в Зарядье), миражи (Сколково) или печали («Детский мир», «Динамо»), архитектура малая – парковая, павильонная, временная, деревянная – оказывается единственным производителем позитивных новостей. Спорить тут тоже есть о чем, но важно, что у нас появилась архитектура (помимо исторической), которую мы готовы признать «своей». И которую можно считать полноценным высказыванием – пусть быстрым, коротким, легким. Но это такой же важный жанр, как в литературе экспромт, афоризм или эпиграмма.

Это еще не конкурс, не голосование – всё это будет, как и заведено, в мае. Это просто обзор. Но чтобы подкрепить его, мы решили выложить на сайт АРХИWOOD 70 объектов – это первые претенденты на победу в номинациях «арт-объект», «дизайн городской среды», «общественное сооружение». Что логично, поскольку зимою эти номинации обычно и не прирастают. Впрочем, грядущий сезон будет переломным и в этом смысле: деревянные «Микродома» количеством 20 штук оккупируют парк «Музеон». Это будет уже 15-й фестиваль «Города», но впервые он пройдет в Москве – и в этом смысле это знаменательное событие: смычка города и деревни.

Ибо, конечно, началось все там – на природе. Загородные фестивали были и остаются главными поставщиками самых ярких и необычных деревянных объектов. В этом году фестивалей стало еще больше, а только арт-объектов уже с полсотни. Но в этом жанре дерево всегда и было основным материалом, а вот его прорыв в город – это действительно маленькая революция. Радует, что процесс пошел не только в Москве, а весомее всех выступила Вологда – где деревянные объекты появились не только в парках. А точнее, совсем не в парках, а на площадях, проспектах и набережных.

В Вологде сработала идеальная схема. В 2011 году туда приехал фестиваль «Дни архитектуры» (с лекциями и выставками), чрезвычайно всех вдохновил – и уже на следующий год основным сюжетом «Дней» было не созерцание, а действие: в городе построили пять отличных деревянных объектов. Создатели «Дней архитектуры в Вологде», москвичи Александр Дуднев и Константин Гудков, помогали с организацией, все остальное студенты местного университета сделали сами: объединились в группу «АВО!» («Активация Вологды»), выбрали места, придумали идеи и своими руками все построили.
«Красный пляж», Вологда, фестиваль «Активация». Архитекторы: Надежда Снигирева, Маргарита Иванова, Татьяна Белова («АВО!»)
«Треугольный сад», Вологда, фестиваль «Активация». Архитекторы: Вера Смирнова, Елизавета Апциаури, Анастасия Колтакова, Ксения Михайлова («АВО!»)

Самым оригинальным (но при этом естественно выросшим из скрещения тропинок) оказался «Треугольный сад» – парк-аудитория под открытым небом. Деревянные тротуары (привычные на русском Севере) перетекли в скамьи, те – в лежаки и парты, в результате студенты Политеха могут предаваться тут чему угодно. Лекции, пресс-конференции и концерты уже состоялись. Самым романтичным объектом стал «Красный пляж»: крутой берег реки превратился в деревянный амфитеатр и любимое место для фотосессий. А самым действенным – «Новый пейджер» (бетонные руины зашили досками), где регулярно проходит городской фримаркет. Зажили своей жизнью и другие объекты: на «Подмостках» у Драмтеатра смотрят кино, на «Бульваре раскладушек» учат оригами. Удивительно, насколько точно все эти объекты вписались в город – необычайно милый и уютный, в котором старая деревянная архитектура убывает так же тихо и безархнадзорно. Но еще больше удивляет реакция местных жителей, брюзжащих, что на «Пейджере» пыль и птичий помет, что зелень в «Раскладушках»  увяла, а на «Пляже» – комары и «гопота с пивом».

Виноваты, конечно, архитекторы, кто ж еще провоцирует распитие. Поэтому надеяться, что «новое дерево» поможет осознать ценность дерева «старого» – утопия, пока оно лишь стремительно уходит. Что в Вологде, что в Нижнем Новгороде, где состоялся очередной фестиваль «О!Город». Постоянно меняющий дислокацию, на этот раз он проходил в Почаинском овраге. Это был точный выбор: в самом центре города живет волшебная, но запущенная яма, преобразовать которую и попытались молодые архитекторы, а самой полезной среди десятка арт-объектов оказалась Сцена. Полной антитезой ее простоте и функциональности стала инсталляция «Архитектура движения» на Волжской набережной Ярославля. Построенная в рамках одноименного фестиваля (проходил в 5-й раз), она не только радикально трансформировала привычный ландшафт – чересчур парадный и монументальный, но и продемонстрировала способность дерева быть легким, воздушным, гибким.
Инсталляция на Волжской набережной, Ярославль, фестиваль «Архитектура движения». Авторы: Татьяна Горбачевская,Кириакос Чатципараскевас

Проект «Про.Движение» отметил конец света, проведя под Одессой фестиваль «Катастрофа». Правда, самые смачные объекты (типа гигантского каркаса бутылки «Столичной») были не деревянными, но это и логично: ну какая катастрофа из дерева? Но был там и эффектный «Куб света» (еще одна вариация на тему самого цитируемого шедевра современной русской архитектуры – «меганомовского» Сарая), и остроумный оммаж нью-йоркским «близнецам», сделанный из поддонов (вечером в них, естественно, загорались свечи). А на новосибирском фестивале «Елки-Палки» Андрей Чернов представил композицию «Манхэттен» – тут уже Нью-Йорк был из сосновых чурочек. Сам же фест, проходивший впервые, чуть было не стал «катастрофой»: за пару дней до открытия добрые люди сожгли все тщательно заготовленные топляки. Но архитекторы не сдались, и даже из них сумели сочинить арт-объекты: Слава Мизин, например, настрогал из них карандашей.
Объект «9_11», фестиваль «Катастрофа». Авторы: Юлия Степушина, Олеся Криволапова, Илья Хван

«Поезд Байкал – Байкал через «Ах, какая красота – Места», Иркутск, фестиваль «Бух-Арт». Авторы: команды «БезБЕды» и «ХП» (Красноярск, ИАиД СФУ)

Иркутский «Бух-АРТ» проходил уже в шестой раз, как всегда, на лютом морозе, а его главным хитом стала карусель, изображающая купе поезда. Обзавелся архитектурой кайт-лагерь на берегу Горьковского моря: фестиваль «Деревянный ветер» принес в нашу копилку один купольный домик и несколько скатных, феерически расписанных. Но круче всех неожиданно оказался Воронеж, где аспирант местного университета Марина Молодых организовала фестиваль «Архидром». Хотя базировался он на турбазе «Кировец», к участию отбирались только те проекты, которые потом могли быть использованы в благоустройстве города. Поэтому среди самых актуальных был «Велопорт» – велопарковка, дополненная скамейкой и навесом. Или душевая кабинка для города, где жалюзи играют роль условных стен (вопрос о подаче воды решен, увы, пока тоже условно). Особенно же возбудила молодежь тема беседки: одна из них, оборудованная гамаком, предназначена для буккроссинга (книгоообмена), другая имеет стены из паутины, третья (детская) предстает в виде гигантского стула, а четвертая (беседка-чемодан) так и грозит захлопнуться, проглотив замедитировавшегося путника.
«Велопорт», Воронеж, фестиваль «Архидром». Архитекторы: Игорь Ефимов, Павел Мусамба, Евгения Корнеева

Продолжается заочная конкуренция двух наших главных фестивалей: калужские против тульских. «АрхСтояние» стало серьезной структурой – это уже не какая-то там «деревня», а «природно-творческий кластер», где строятся арт-резиденции и проходят воркшопы. Издержки роста закономерны (цена палатко-места изумила в этом году всех), но при всем том фестиваль не теряет архитектурной остроты. Хотя тяга к монументальности и тут очевидна. Построив в Сколково Гиперкуб, в Ленивце Борис Бернаскони сотворил Гиперарку. Но если с первым не все задалось (замах-то на рубль), то Арка стала великим символом нашей современности. Это триумф рациональности (все из стандартной 6-метровой доски), ироничности (арка высится над тропинкой), пористости (которая символизирует невозможность подлинной  прозрачности), неопределимости (это и лестница, и смотровая площадка, и бар, и колодец, и погреб). Мощной антитезой Арке выглядит «Вселенский разум» Николая Полисского: он совсем нефункционален, загадочен и аттрактивен. В ту же сторону устремлен и «Штурм неба»: бюро Manipulazione Internationale достойно продолжает дело Юрия Аввакумова по наращиванию объемов и смыслов вокруг простой лестницы.
Арка, Никола-Ленивец, фестиваль «АрхСтояние». Архитекторы: Борис Бернаскони, Ксения Трофимова, Стас Субботин (BERNASKONI). Фото: Антон Кочуркин

«АрхФерма» в этом году была цитатна (радовала публику Храмом из сена или маятником Фуко в силосной башне) и самоцитатна: «Плавгород» – очередная фантазия на тему обитаемого плота, «Маяк варваров» – увлекательное конструкторское упражнение на тему доски, клееной крест-накрест. Полезность здесь всегда оттеняется иронией – поэтому «Кибитка» похожа на деревянный бензовоз, Акведук нужен, чтобы кончиться прозаическим душем, а трехэтажный отель «Скворечник» великолепно глумится над риэлторской присказкой про «каждую квартиру с отдельным входом».
Мини-отель «Скворечник», «АрхФерма», фестиваль «Города». Архитекторы: Татьяна Пряхина, Игорь Пряхин Фото: Иван Овчинников

Интервенцию же «Городов» в город Иван Овчинников собирался свершить через Парк культуры, но потом стало очевидно, что он и так перенасыщен: как объектами, так и посетителями. Что, впрочем, совсем не мешает ему второй год держать марку главного места Москвы. Оставаясь им даже зимою – что не так-то просто для парка. Но у ЦПКиО есть надежный хит – каток, демонстрирующий важное качество сезонной архитектуры: способность быть не только разборной, но и сборной. Отрадовав город в прошлом сезоне, он был демонтирован и собран заново – увеличившись в размере и изменив набор павильонов, к нему прилагавшихся. Летом из них тоже собирали новые объекты (по новым проектам и в других местах), а сейчас часть их обрела еще одну – уже третью жизнь, став павильонами «Булка», «Спорт» и «Меркато». (Оргкомитет премии АРХИWOOD в некотором замешательстве: считать ли эти объекты новыми или дать им спецпремию «Птица F» – за демонстрацию выживаемости в тяжелом российском климате?) Бережно воссоздан реставраторами и стоеросовый наш Хай-Лайн – пешеходный мост для безконькового меньшинства.
zooming
Туалет, Москва, Парк культуры. Архитекторы: Олег Шапиро, Дмитрий Ликин, Анастасия Измакова (WOWHAUS). Фото: Илья Иванов

Кроме того, бюро WOWHAUS, основной застройщик парка и первопроходец летней архитектуры вообще, украсило главную площадь Парка перголой, дарившей фотографов волшебными тенями (летом и она вернется на свое место). Набережную – конструктивистской террасой с набором аутентичных развлечений: стреляем, загораем, чай пьем. Наконец, Анастасия Измакова построила в Парке самый красивый в городе туалет. Фирменную стилистику WOWHAUS разнообразили вкрапления иных манер. Александр Бродский аккуратно приземлил на травку обманчиво-простенькую (как всегда, впрочем) беседку, бюро FAS(t) – теннисный клуб в пока еще не существующем стиле «неопостконструктивизм». Александр же Цимайло с Николаем Ляшенко соорудили совершенно волшебное кафе на берегу Пионерского пруда. Собрав в 25-метровую балку все технические подробности, они довели тему «парковости» до предела: изъяв из павильона всяческую материальность, оставили лишь раму, кадрирующую вид. В сумерках – не отличить от кафе со знаменитой картины Эдварда Хоппера.
Лодочная станция + кафе, Москва, Парк культуры. Архитекторы: Александр Цимайло, Николай Ляшенко, Иван Шильников, Ольга Конюкова, Никита Сергиенко, Наталия Степанова («Цимайло Ляшенко&Партнеры») Фото: Алексей Народицкий

Но самым оригинальным сооружением Парка стал все же первый павильон «Гаража» – замотанный в строительную сетку набор параллелепипедов, тонко салютующий как Жолтовскому, так и Фрэнку Гери. «В пасмурную погоду павильон растворяется и тонет в окружении, и это растворение так же не декларативно и естественно, как и сумеречная подсветка», – объект даже заставил стать критиком лучшего архитектурного фотографа страны Юрия Пальмина.
Выставочный зал ЦСК «Гараж», Москва, Парк культуры. Архитекторы: Артем Китаев,Николай Мартынов,Леонид Слонимский, Максим Спиваков,Артем Стаборовский. Фото: Николай Малинин

Второй павильон «Гаража», обретший непонятное профанам имя «шигерубанка», к нашей теме практически не относится, хотя он сыграл важную роль в текущем процессе, показав, что Парк не только строит деревянную архитектуру, но и размышляет о ней. Выставка «Временная архитектура от Мельникова до Бана», которой павильон открылся, анализировала прошлое (ВСХВ-1923) и рефлексировала по поводу настоящего: специальный ее раздел «Современное временное» на 9/10 состоял из «деревяшек». Дизайнер же выставки Ольга Трейвас выступила еще и как архитектор книжного киоска «Гаража» – где металлическая сетка остроумно использована в качестве ограждающей конструкции, а другую стену покрывает гонт, в городской архитектуре не использовавшийся лет сто.

Но главным ньюсмейкером сезона стал все-таки соседний парк – «Музеон». Начал он, как и полагается, с генерального плана. Правда, не объявлял, как Парк культуры, на него конкурс, зато поручил его самому тонкому московскому архитектору – Евгению Ассу. Который умудрился ничем не испортить наш город, ничего в нем не построив за ужасные последние 20 лет. И парковые его проекты также максимально минималистичны: они стелются по земле, обходят деревья, не бросаются в глаза – таковы терраса у ЦДХ и променад, деревянной змейкой вьющийся через весь парк. А недавно здесь началось строительство кафе по его же проекту. Что же касается запаздывания этой явственно «летней» архитектуры, то это не абсурд, а вызов – долгой зиме, глубокому снегу, ранним сумеркам, в конце концов, самим себе.
zooming
Променад, Москва, парк «Музеон». Архитекторы: Евгений Асс, ГригорАйказян («архитекторы асс»)

Не меньшим «вызовом» станут «Микродома», строительство которых уже началось в «Музеоне». Что получится – говорить рано, но важно, что предшествовал строительству большой и качественно проведенный конкурс. И это еще одна важная особенность сюжетов этого лета: большинство общественно значимых деревянных объектов идет через конкурс. Самым интересным из которых стал конкурс на здание «Школы», который выиграли Игорь Чиркин с Алексеем Подкидышевым и сумели реализовать проект аккурат к «АрхМоскве». Круглое здание, чьи фасады поровну поделены на дерево и поликарбонат, стало удачным контрастом к махине ЦДХ, а также настоящим центром культурно-архитектурной жизни.
zooming
Павильон «Школа», Москва, парк «Музеон». Архитекторы: Игорь Чиркин, Алексей Подкидышев. Фото: Нина Фролова

Одновременно со «Школой» у входа в ЦДХ открылся павильон «Периптер» – построенный также по итогам конкурса, давшего любопытные результаты. Павильон был предназначен для демонстрации шорт-листа премии АРХИWOOD, то есть, для пропаганды лучших образцов деревянной архитектуры, но так, чтобы и сам был не лыком шит. И Александру Купцову с Сергеем Гикало и Антоном Федуловым это прекрасно удалось. Предполагалось, что павильон будет разобран и собран на новом месте, но этого по разным причинам не произошло, зато в ноябре «Периптер» неожиданно стал новой городской выставочной площадкой на открытом воздухе: в нем открылась выставка «Книгострой», приуроченная к ярмарке nonfiction и посвященная взаимоотношениям архитектуры и книг. Сложится ли у павильона полноценная выставочная жизнь – покажет время, пока же решено, что АРХИWOOD-2013 пройдет здесь же (а генеральным его партнером по-прежнему будет компания «Росса Ракенне СПб» (HONKA).

Организатором же выставки «Книгострой» выступил городской проект «Книги в парках» – и в историю про новые типы книжных пространств вполне логично вписал собственные «Гоголь-модули» – павильоны-трансформеры для книжной торговли. Этой истории также предшествовал конкурс, ознаменовавшийся причудливым финалом: жюри выбрало один проект, заказчик явно хотел другой, а в результате были построены обе версии – как «лесенки», так и «барабаны». Полной же случайностью (но весьма знаменательной) было то, что у обоих вариантов оказался один и тот же автор – молодое бюро RueTemple.
«Гоголь-модуль», Москва, парк «Музеон». Архитекторы: Дарья Бутахина, Александр Кудимов (RueTemple). Фото: Александр Кудимов

«Гоголь-модули» встали сразу в трех московских парках, включая Сад Баумана, который явственно устремился в гонку за лидерами. Построив еще детскую мегагорку и перголу для выставок – силами вездесущего бюро WOWHAUS (а в следующем сезоне нас ждет «Обитаемый забор» по их же проекту). Самая стильная эстрада года появилась в парке «Перово» – ее, как и детский клуб, сделало бюро «Практика». В Сокольниках открыли сразу несколько симпатичных кафе и буквально только что – каток весьма затейливой архитектуры. Самый же эффектный городской деревянный объект за пределами столицы вырос в Уфе: Игорь Паличев смастерил здесь оригинальное кафе «Ямайка».
Сцена, Москва, Перовский парк. Архитекторы: Денис Чистов, Григорий Гурьянов, Анастасия Глухова, Станислав Каптур («Практика»)

Нам, конечно, особенно приятно, что это уфимское бюро DarkDesign – лауреат премии АРХИWOOD-2012. Работы же претендентов на премию будущего года уже сегодня можно видеть на сайте премии. Этот преждевременный старт спровоцирован именно тем прорывом, который случился в этом году и который нам кажется очень важной тенденцией, знаменующей поворот архитектуры к человеку. С той же целью мы решили максимально упростить (и в то же время авторизовать) подачу объекта на сайт АРХИWOOD. Теперь авторы могут абсолютно самостоятельно загружать на сайт свои объекты. Правда, активирует заявку все равно администратор сайта, но иначе мы рискуем превратить нашу «доску почета» в рекламную мусорку. Пока – в тестовом порядке – мы сами загрузили на сайт «деревяшки» общественного назначения, номинированные членами Экспертного совета Премии. Теперь слово как за авторами (объекты на Премию принимаются до 31 марта 2013 года), так и за всеми интересующимися: нам очень важны ваши комментарии!
Кафе «Ямайка», Уфа. Архитектор: Игорь Паличев (DarkDesign). Фото: Игорь Паличев

28 Декабря 2012

Похожие статьи
Нейронка архитектора
Кто только не говорит об искусственном интеллекте. Наконец-то он вошел в нашу жизнь, и уже год, или два как архбюро используют возможности ИИ. Иначе отстанешь. И обсуждают его, обсуждают. Публикуем небольшой отчет от круглом столе, посвященном ИИ. Он был организован на фестивале Зодчество архитекторами KPLN.
Игра реальности и воображения
Фестиваль «Открытый город» устоялся в своих форматах и приобрел черты повторяемости. Но изучить там есть что, да и для образования он, надо думать, полезен. Не фестиваль ли стал «драйвером» для многочисленных студенческих летних практикумов, все более распространенных? Показываем, как оформлены результаты воркшопов.
Глубокие корни архитектурного авангарда
Выставка «...Веснины. Начало» в Музее архитектуры дает совершенно нетривиальный взгляд на историю трех братьев-авангардистов. Стартуя от города Юрьевца, где они родились, выставка показывает, преимущественно, первую, раннюю часть их работ. О которой многие не знают, а кто-то не думает. Поэтому интересно.
Коридор между мирами
Зодчество 2025 ярко и разнообразно. До того, что создается впечатление пребывания разных аудиторий в разных «слоях»: они соседствуют, не особенно пересекаясь. И слава Богу. Кстати, о божественном: если смотреть на экспозицию в целом, кажется, впервые за историю фестиваля религиозная архитектура занимает на нем какое-то исключительное, фантастически объемное место. Смотрите и читайте наш фоторепортаж с фестиваля.
Такая архитектурная игра
Вчера в Петербурге открылся – второй по счету и обновленный – фестиваль Архитектон. Он рассчитан на целых 10 дней, что для архитектурного фестиваля прямо удивительно. Проходит в Манеже; его тема – Взаимодействие архитектурного цеха с простыми горожанами. Что делается довольно задорно, но в то же время по-питерски сдержанно и элегантно. Экспозиция состоит из 5 выставок, каждая их которых могла бы «потянуть» на отдельный проект. Рассказываем и показываем, что и как смотреть на Архитектоне.
Песнь совриска и пламени
В минувшие выходные в Выксе торжественно открыли пересобранную на новом месте водонапорную башню 1930-х шуховской решетчатой конструкции, две выставки и «детский технопарк». Развиваясь с 2011 в формате фестиваля современного искусства, город в последние годы заметным образом берет «новую планку»: не забывая о совриске, строит детский образовательный центр и университет, планирует вдвое большие вложения в инфраструктуру. Попробовали суммировать все разноплановые наблюдения, от выставок до завода, в формате репортажа. Что прекрасно и чего не хватает?
Модель многоуровневой жизни
Показываем отчет о круглом столе Арх Москвы 2025, посвященном высотному строительству. Он вполне актуален: опытные градо- и башне-строители сошлись на том, что высокие дома стали нормой, и пора переходить от «гвоздиков в панораме» к целым разновысотным и разноуровневым мегаструктурам. Ну, а как иначе?
Краеугольный храм
В московском Музее архитектуры на днях открылась выставка, посвященная всего одному памятнику средневековой русской архитектуры. Зато какому: Георгиевский собор Юрьева-Польского это последний по времени храм, сохранившийся от домонгольского периода. Впрочем, как сказать сохранившийся... Это один из самых загадочных и в то же время привлекательных памятников нашего средневековья. Которому требуется внимание и грамотная реставрация. Разбираемся, почему.
У лесного пруда
Еще один санаторный комплекс, который рассмотрел Градостроительный совет Петербурга, находится недалеко от усадьбы «Пенаты». Исходя из ограничений, связанных с площадью застройки на данной территории, бюро «А.Лен» рассредоточило санаторно-курортные функции и гостиничные номера по 18 корпусам. Проект почти не обсуждался экспертами, однако коэффициент плотности все же вызвал сомнения.
Санаторий в стилях
Градсовет Петербурга рассмотрел проект реконструкции базы отдыха «Маяк», которая располагается на территории Гладышевского заповедника в окружении корабельных сосен. Для многочисленных объектов будущего оздоровительного комплекса бюро Slavyaninov Architects предложило использовать разные стили и единый материал. Мнение экспертов – в нашем репортаже.
По два, по три на ветку. Древолюция 2025
Практикум деревянной архитектуры, упорно и успешно организуемый в окрестностях Галича Николаем Белоусовым, растет и развивается. В этом году участников больше, чем в предыдущем, а тогда был рекорд; и поле тоже просторнее. Изучаем, в какую сторону движется Древолюция, публикуем все 10 объектов.
Звёздный путь
Большие архитектурные фестивали отмеряют, так или иначе, историю постсоветской действительности. Архстояние, определенно, среди них, а юбилейное – особенно. Оно получилось крупным, системным высказыванием, во многом благодаря силе воли куратора этого года Василия Бычкова. Можно его даже понять, в целом, как большой объект, сооруженный, при участии многих коллег, в том числе архитекторов-звезд, в лесу арт-парка Никола-Ленивец – авторства инициатора и бессменного организатора Арх Москвы. Изучаем слои смыслов, виды высказываний – в этот раз они лучше, чем раньше, раскладываются «по полочкам».
Со-общение
В Ruarts Foundation – выставка «Сообщение» с подзаголовском «Другая история фотографии». Она тут изложена честно, «от дагеротипов» до нейронок, – как развитие, так и разрывы исторической ленты подчеркнуты дизайном экспозиции от Константина Ларина и Арсения Бекешко. А вот акценты, как водится, расставлены так, чтобы хронологию «остранить» и превратить в выставку, которая сама по себе произведение.
МАРШоу: разложено по полочкам
Новая выставка МАРШоу превзошла все предыдущие. Она поэтична, материальна, насыщенна, разнообразна – но еще и структурирована, в буквальном смысле многослойна и красива. Сами авторы признают, что вряд ли еще лучше получится когда-нибудь. Мы же с оптимизмом смотрим в будущее и изучаем выставку.
Бродский в кубе
Посмотрели на инсталляцию Александра Бродского IDEA FISSA в выставочном зале музея Иосифа Бродского. Она развивает тему предшествующего объекта, недавно показанного в Милане: там был форум, тут канал; и апеллирует к стихотворению Иосифа Бродского о Флоренции. Хотя на вид – как есть Венеция. Если его правильно, последовательно смотреть, объект вызывает закономерную ах-кульминацию. Но еще интересны хищные птички, шагающие по промышленному городу, в коридорчике справа. Если идете туда, надо коридорчик не пропустить.
ЭКСПО-2025: архитектурный Диснейленд на рукотворном...
В середине апреля в Осаке открылась ЭКСПО-2025. Одно из самых грандиозных международных событий, конкурирующее за внимание десятков миллионов посетителей со всего мира, уже успело собрать немало полярных мнений о качестве архитектуры павильонов, экологическом следе и организации действа. Вашему вниманию – авторский обзор Анастасии Маркитан, она побывала на ЭКСПО лично, выбрала 6 павильонов-фаворитов, и, не ограничиваясь обзором выставки, предлагает лайфхаки для ее посещения.
Приморская волна
Градсовет Петербурга рассмотрел проект санаторного комплекса в Солнечном, представленный руководителем бюро «А.Лен» Сергеем Орешкиным. Экспертам понравилась архитектура, но большие сомнения вызвала среда, которая намекает на вероятность апартаментов: дисперсная застройка, небольшое количество парковочных мест и отсутствие крытого бассейна плохо сочетаются с типологией комплекса.
Вторая итерация
Градсовет Петербурга повторно рассмотрел проект дома, который повлияет на панорамы Большой Невки. Бюро «А2» прислушлось к рекомендациям и поработало с ритмом, торцами и верхним террасированным уровнем. Эксперты поддержали улучшения и признали проект удачным.
Задел на устойчивость
Форум «Казаныш» в этом году прошел с особенным размахом: эксперты из 25 стран, «премьера» театра Камала от Wowhaus и Кэнго Кумы, полные людей лектории, анонс международных конкурсов и новых мега-проектов. Мы пробыли на фестивале два дня, а пищи для размышления получили на год. Делимся впечатлениями, услышанными практическими советами и продолжаем наблюдать – будет ли меняться архитектурный процесс после профессиональных интеграций со странами БРИКС+.
Больше стиля
Градостроительный совет во второй раз рассмотрел проект застройки бывшего Мытного двора – теперь им занимается мастерская «Евгений Герасимов и партнеры», которая для новых корпусов предложила пять трактовок исторических стилей от английской классики до а-ля рюс. Эклектика не всем пришлась по душе, однако превалировало настроение привести наконец в порядок территорию за забором.
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Музей архитекторов: локация – невесомость
Выставка Museum loci, открывшаяся в Музее архитектуры – огромная, хотя и занимает всего два этажа Флигеля-Руины. В основном специально для нее 59 архитекторов сделали объект или рисунок с размышлением о музее архитектуры, иногда очень определенным, но чаще – креативно-обобщенным. Таких больших выставок объектов от архитекторов не то что давно не было, но, кажется, не было вообще. Если тема и подходы интересны, то «залипнуть» в залах Руины можно надолго. Рассказываем подробно, в том числе о том, как правильно произносить название (спойлер: без разрешения сюда прокрался даже бог Локи).
Стеклянный потолок
Еще один проект, рассмотренный на Градостроительном совете Петербурга, – IT-кластер по проекту бюро Intercolumnium в районе Стеклянного городка. Его планируют строить на месте снесенных зданий сталинской эпохи, которые не были признаны ценными. Проект получил свою долю критики, но в целом был оценен положительно.
Такие разные исследования
Конкурс «Исследуй город», организованный в этом году Институтом Генплана Москвы, – не типичный для архитектурной среды. Зато он хорошо отвечает специфике работы градостроительной институции. Лучшим оказалось исследование современных жилых комплексов, где авторы совместили градостроительный подход с риелторским, выработав третий вариант. Также исследовали: общественные центры, мотивацию владения автомобилем и вакантность жилого фонда. Пятый участник сошел с дистанции. Рассказываем обо всех четырех работах.
За плечами Нобеля
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома от бюро «А2»: он займет участок рядом с памятниками промышленной архитектуры и повлияет на панораму Выборгской набережной. Эксперты высоко оценили рисовку фасадов, но предложили поработать с силуэтом и композицией.
Технологии и материалы
Город в цвете
Серый асфальт давно перестал быть единственным решением для городских пространств. На смену ему приходит цветной асфальтобетон – технологичный материал, который архитекторы и дизайнеры все чаще используют как полноценный инструмент в работе со средой. Он позволяет создавать цветное покрытие в массе, обеспечивая долговечность даже к высоким нагрузкам.
Формула изгиба: кирпичная радиальная кладка
Специалисты компании Славдом делятся опытом реализации радиальной кирпичной кладки на фасадах ЖК «Беринг» в Новосибирске, где для воплощения нестандартного фасада применялась НФС Baut.
Напряженный камень
Лондонский Музей дизайна представил конструкцию из преднапряженных каменных блоков.
LVL брус – для реконструкций
Реконструкция объектов культурного наследия и старого фонда упирается в ряд ограничений: от весовых нагрузок на ветхие стены до запрета на изменение фасадов. LVL брус (клееный брус из шпона) предлагает архитекторам и конструкторам эффективное решение. Его высокая прочность при малом весе позволяет заменять перекрытия и стропильные системы, не усиливая фундамент, а монтаж возможен без применения кранов.
Гид архитектора по нормам пожаростойкого остекления
Проектировщики регулярно сталкиваются с замечаниями при согласовании светопрозрачных противопожарных конструкций и затянутыми в связи с этим сроками. RGC предлагает решение этой проблемы – закаленное противопожарное стекло PyroSafe с пределом огнестойкости E60, прошедшее полный цикл испытаний.
Конструктор фасадов
Показываем, как устроены фасады ЖК «Европейский берег» в Новосибирске – масштабном проекте комплексного развития территории на берегу Оби, реализуемом по мастер-плану голландского бюро KCAP. Универсальным приемом для создания индивидуальной архитектуры корпусов в микрорайоне стала система НВФ с АКВАПАНЕЛЬ.
Тихий офис – продуктивный офис
Тихий офис – ключ к продуктивности. Миллионы компаний тратят средства на эргономику и оборудование, игнорируя главного врага эффективности: шум. В офисах open space сотрудники теряют до 66% потенциала лишь из-за разговоров коллег, что напрямую влияет на прибыль и успех бизнеса.
​Крыша в цветах
ПВХ-мембраны – один из ключевых материалов для современной кровли, сочетающий высокую гидроизоляцию, долговечность и эстетическую гибкость. В отличие от традиционных рулонных покрытий, они легче, прочнее, а благодаря разнообразной палитре – позволяют реализовать полноценный «пятый фасад».
Четыре сценария игры
Летом 2025 года АБ «МЕСТО» совместно с префектурой района Строгино завершила комплексное благоустройство на Таллиннской улице. Были реализованы четыре уникальные игровые площадки общей площадью 1500 кв. м. – многослойная среда для развития и приключений, которая учит и вдохновляет.
Цифровая печать – для архитектурных задач
Цифровая печать на алюминиевых и стальных композитных панелях выводит концепцию современных фасадов на новый уровень, предлагая архитекторам инструмент для создания сложных визуальных эффектов – от точной аналогии с натуральными материалами до перфорации и создания 3D объема на плоской металлокомпозитной кассете.
Кирпич с душой
Российская керамика «Донские зори» обновила коллекции облицовочного кирпича, объединяющие традиционные технологии с современными производственными возможностями. Их особенность – в неоднородной фактуре с нюансами оттенков, характерными для ручной формовки.
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Клинкер для ЖК «Дом у озера»: индивидуальный подход
Для облицовки второй очереди ЖК «Дом у озера» в Тюмени Богандинский завод разработал специализированную линейку клинкерной продукции с гарантией стабильности цвета на весь объем в 14 000 м² и полным набором доборных элементов для сложной геометрии фасадов.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
Сейчас на главной
Непостижимый Татлин
Центр «Зотов» отметил свое трехлетие открытием масштабной выставки «Татлин. Конструкция мира», приуроченной к 140-летию со дня рождения художника Владимира Татлина и демонстрирующей не столько большую часть его уцелевшего наследия, сколько величину и непостижимость его таланта.
В ритме шахматной доски
Бюро SAME построило в технопарке iXcampus в парижском пригороде корпус для Школы дизайна Университета Сержи-Париж. Его фасады отделаны светлым известняком из местных карьеров.
Вход в сад Чехова
В музее-заповеднике А.П. Чехова «Мелихово» по проекту мастерской «Рождественка» идет масштабная комплексная реконструкция. В основе подхода – идея восстановления максимальной подлинности ландшафта и создание нового «слоя», который превратит усадьбу в современный театрально-выставочный и научный центр. В проекте много интересных объектов, публикуем один из них – визит-центр.
Зодчество 2025: победители
Не прошло и месяца, а мы публикуем полный список победителей Зодчества. Сильно выступил, как всегда, Петербург – и даже московскому музею Коллекция дали серебро. Среди школьных зданий лидирует ATRIUM и гимназия имени Примакова от Студии 44. Кстати! В этом году наконец вручили «Татлин», награду за проект; что не может не радовать.
Оперный жанр в wow-архитектуре
Два известных оперных театра, в Гамбурге и Дюссельдорфе, получат новые здания по проектам BIG и Snøhetta, соответственно; существующий дюссельдорфский театр, возведенный в 1950-х, пойдет под снос, а его «коллега» и ровесник в Гамбурге будет продан.
«Тканый» экзоскелет
Проект многоквартирного дома The Symphony Tower от Zaha Hadid Architects для Дубая вдохновлен традиционными для Аравийского полуострова народными искусствами.
Зыбкая граница
Бюро VEA Kollektiv спроектировало бутик для молодого российского бренда женской одежды LCKN как антитезу его девизу «Не для серой мышки» (Not for a grey mouse), продемонстрировав, насколько харизматичным и энергичным может быть серый цвет, особенно если его дополнить блеском стали.
Крылья сложили палатки
По проекту ТМ/bureau в Самарской области завершилась первая очередь благоустройства Мастрюковской горы – место известно тем, что рядом проходит Грушинский фестиваль и ряд других мероприятий. Архитектурные решения направлены на сохранение особой атмосферы места, снижение антропогенной нагрузки на ландшафт, а также раскрытие потенциала места как одного из брендов области.
Многоликие транзиты
Воркшоп Открытого города «Городские транзиты» под руководством бюро ASADOV – кажется, поставил целью раскрыть тему с максимального количества сторон. Шутка ли: 5 задач, 5 решений, 10 проектов. Показываем все.
Премьера театра
ПИ «Гипрокоммундортранс» подготовил проект реконструкции Театра оперы и балета в Воронеже. Исторический облик здания и интерьеры сохранят, дополнив современными театральными технологиями, которые позволят увеличить сцену, количество мест в зрительном зале и общий комфорт для посетителей и сотрудников.
Шорт-лист WAF Interiors: Hotels
Новая подборка интерьеров из шорт-листа конкурса WAF Interiors представляет разнообразные гостиничные форматы, среди которых преобладают разные этнические и экзотические образцы, что не столько говорит о тенденциях в дизайне, сколько о зонах активного развития туристического рынка.
За звуковую осознанность
Вторым спецупоминанием жюри Открытого города был отмечен воркшоп «Звуковой ландшафт города», который курировало бюро Ильи Мочалова. На выставке авторы показывали записи шумов Садового кольца, но в из манифесте другое – звук как искусство, звук как ресурс будущего, новая экология слуха. Публикуем манифест.
WAF 2025: умом и сердцем
Всемирный фестиваль архитектуры, впервые приехавший в США, подвел итоги. Главный приз получила церковь на Тенерифе, которая воздействует на посетителя с помощью массы, света и акустики. Проектом года стал аэропорт Гелепху, поражающий воображение сочетанием инженерных достижений с ремесленными техниками. Лучший ландшафтный – в Китае, где архитекторы превращают разрушительные паводки в объект созерцания.
Самокат-кузнечик
Красивое решение для самокатов предложил воркшоп под руководством Института Генплана Москвы: легкий, не очень скоростной и рассчитанный прежде всего на то, чтобы добраться до метро и от метро.
Мост мосту рознь
В портфолио архитекторов ATRIUM – не один футуристичный мост; так что неудивительно, что для воркшопа по теме транспорта они выбрали эту важную для связности города тему. Получилось типологическое исследование и три проекта мостов. Нам особенно нравится сквозной скаймост через Сити. Показываем проекты воркшопа. Все мосты, в той или иной мере, «обитаемые».
Летали, летаем и будем летать
Разнообразные версии переосмысления идей авангарда и модернизма предложили участники воркшопа «Легче Воздуха» под руководством архитекторов DO buro. Все – фантастика, все про аэростаты. Не зря он отмечен специальным упоминанием жюри. В общем-то, нормально: одни награжденные приземляются, другие летают.
Приземляемся везде
Landing Everywhere – воркшоп под руководством бюро Archinform и sintez.space – получил высшую оценку жюри Открытого города 2025. Он посвящен изменению взгляда на мобильность и меняет его достаточно радикально, обращаясь к роботам-доставщикам и цифровым технологиям самых новых поколений. Показываем проекты с комментариями кураторов.
Защитный «паркипелаг»
Бюро BIG создает на набережной Ист-Ривер в Нью-Йорке систему парков и спортивных площадок, которые одновременно защищают манхэттенский район Нижний Ист-Сайд от наводнений.
Нейронка архитектора
Кто только не говорит об искусственном интеллекте. Наконец-то он вошел в нашу жизнь, и уже год, или два как архбюро используют возможности ИИ. Иначе отстанешь. И обсуждают его, обсуждают. Публикуем небольшой отчет от круглом столе, посвященном ИИ. Он был организован на фестивале Зодчество архитекторами KPLN.
Исцеление красотой
«Рецепты для разбитых сердец» – так называется первая Международная биеннале современного искусства в Бухаре, которая проходит прямо сейчас. Она длилась 10 недель и завершится 23 ноября. Если у вас есть возможность сесть в самолет и провести пару дней в красивейшем городе, атмосфера которого дополнена художественными интервенциями – успевайте. Совершенно целительная история. Из Москвы и Санкт-Петербурга – прямые рейсы.
Игра реальности и воображения
Фестиваль «Открытый город» устоялся в своих форматах и приобрел черты повторяемости. Но изучить там есть что, да и для образования он, надо думать, полезен. Не фестиваль ли стал «драйвером» для многочисленных студенческих летних практикумов, все более распространенных? Показываем, как оформлены результаты воркшопов.
На тему клуба
В МАРХИ состоялась защита проектов студентов лаборатории Kleinewelt – на тему небольшого общественного здания клуба. Задача была максимально погрузиться в деталь, чтобы через нее осмыслить городское пространство. Так появились клуб-скалодром, клуб-труба, граффити-лабиринт и другие свежие идеи для Басманного района.
Архитектурный рисунок в эпоху ИИ
Объявлены победители The Architecture Drawing Prize 2025. Это 15 авторов, чьи работы отражают главные векторы развития архитектурной мысли сегодня: память места, экологическую ответственность и критику цифровой культуры.
Бетонный мяч
MVRDV выиграли конкурс на проект спортивной арены с жильем и гостиницей для Тираны в форме сферы с диаметром более 100 м.
Шорт-лист WAF Interiors: Retail
Продолжаем серию обзоров интерьеров, вышедших в финал конкурса WAF Interiors, и представляем пять объектов из номинации Retail, в которой развернулась битва между огромным моллом и небольшими магазинами, высокотехнологичными и уютными пространствами, где сам процесс покупки должен быть в радость.
Летний мираж
В этом году петербургский музыкальный фестиваль и поп-ап проект К-30 устраивал вечеринки на бывшей ткацкой фабрике на Синопской набережной. Временный павильон спроектировало бюро ХВОЯ: четыре грузовых контейнера вместили необходимые функции и излишества вроде сада камней, а за атмосферу отвечала невесомая консольная крыша, которая меняла настроение пространства за счет подсветки.
Белые ступени
Бюро .dpt спроектировало для Юрьевца лестницу с функцией смотровой площадки. Она соединяет верхнюю и нижнюю части города, открывает вид на Волгу и Богоявленскую церковь, не разрушая сложившийся контекст: марши следуют рельефу и огибают деревья, а сквозь металлическую решетку прорастает трава.