Летняя архитектура в замерзающей стране

Куратор премии АРХИWOOD подводит «деревянные» итоги года.

author pht

Автор текста:
Николай Малинин

28 Декабря 2012
mainImg
Обычно мы считаем цыплят по весне – выбирая лучшие «деревянности» на выставке «АрхМосква». Но этот год принес невиданное доселе количество деревянных сооружений общественного назначения. И мы поняли, что грех не подвести его итоги сейчас. Ибо это не просто набор объектов, а явление, за которым маячат важные смыслы. В то время, как большая архитектура нас ничем не радует, а все главные «события» года – какие-то фейки (Большая Москва, парк в Зарядье), миражи (Сколково) или печали («Детский мир», «Динамо»), архитектура малая – парковая, павильонная, временная, деревянная – оказывается единственным производителем позитивных новостей. Спорить тут тоже есть о чем, но важно, что у нас появилась архитектура (помимо исторической), которую мы готовы признать «своей». И которую можно считать полноценным высказыванием – пусть быстрым, коротким, легким. Но это такой же важный жанр, как в литературе экспромт, афоризм или эпиграмма.

Это еще не конкурс, не голосование – всё это будет, как и заведено, в мае. Это просто обзор. Но чтобы подкрепить его, мы решили выложить на сайт АРХИWOOD 70 объектов – это первые претенденты на победу в номинациях «арт-объект», «дизайн городской среды», «общественное сооружение». Что логично, поскольку зимою эти номинации обычно и не прирастают. Впрочем, грядущий сезон будет переломным и в этом смысле: деревянные «Микродома» количеством 20 штук оккупируют парк «Музеон». Это будет уже 15-й фестиваль «Города», но впервые он пройдет в Москве – и в этом смысле это знаменательное событие: смычка города и деревни.

Ибо, конечно, началось все там – на природе. Загородные фестивали были и остаются главными поставщиками самых ярких и необычных деревянных объектов. В этом году фестивалей стало еще больше, а только арт-объектов уже с полсотни. Но в этом жанре дерево всегда и было основным материалом, а вот его прорыв в город – это действительно маленькая революция. Радует, что процесс пошел не только в Москве, а весомее всех выступила Вологда – где деревянные объекты появились не только в парках. А точнее, совсем не в парках, а на площадях, проспектах и набережных.

В Вологде сработала идеальная схема. В 2011 году туда приехал фестиваль «Дни архитектуры» (с лекциями и выставками), чрезвычайно всех вдохновил – и уже на следующий год основным сюжетом «Дней» было не созерцание, а действие: в городе построили пять отличных деревянных объектов. Создатели «Дней архитектуры в Вологде», москвичи Александр Дуднев и Константин Гудков, помогали с организацией, все остальное студенты местного университета сделали сами: объединились в группу «АВО!» («Активация Вологды»), выбрали места, придумали идеи и своими руками все построили.
«Красный пляж», Вологда, фестиваль «Активация». Архитекторы: Надежда Снигирева, Маргарита Иванова, Татьяна Белова («АВО!»)
«Треугольный сад», Вологда, фестиваль «Активация». Архитекторы: Вера Смирнова, Елизавета Апциаури, Анастасия Колтакова, Ксения Михайлова («АВО!»)

Самым оригинальным (но при этом естественно выросшим из скрещения тропинок) оказался «Треугольный сад» – парк-аудитория под открытым небом. Деревянные тротуары (привычные на русском Севере) перетекли в скамьи, те – в лежаки и парты, в результате студенты Политеха могут предаваться тут чему угодно. Лекции, пресс-конференции и концерты уже состоялись. Самым романтичным объектом стал «Красный пляж»: крутой берег реки превратился в деревянный амфитеатр и любимое место для фотосессий. А самым действенным – «Новый пейджер» (бетонные руины зашили досками), где регулярно проходит городской фримаркет. Зажили своей жизнью и другие объекты: на «Подмостках» у Драмтеатра смотрят кино, на «Бульваре раскладушек» учат оригами. Удивительно, насколько точно все эти объекты вписались в город – необычайно милый и уютный, в котором старая деревянная архитектура убывает так же тихо и безархнадзорно. Но еще больше удивляет реакция местных жителей, брюзжащих, что на «Пейджере» пыль и птичий помет, что зелень в «Раскладушках»  увяла, а на «Пляже» – комары и «гопота с пивом».

Виноваты, конечно, архитекторы, кто ж еще провоцирует распитие. Поэтому надеяться, что «новое дерево» поможет осознать ценность дерева «старого» – утопия, пока оно лишь стремительно уходит. Что в Вологде, что в Нижнем Новгороде, где состоялся очередной фестиваль «О!Город». Постоянно меняющий дислокацию, на этот раз он проходил в Почаинском овраге. Это был точный выбор: в самом центре города живет волшебная, но запущенная яма, преобразовать которую и попытались молодые архитекторы, а самой полезной среди десятка арт-объектов оказалась Сцена. Полной антитезой ее простоте и функциональности стала инсталляция «Архитектура движения» на Волжской набережной Ярославля. Построенная в рамках одноименного фестиваля (проходил в 5-й раз), она не только радикально трансформировала привычный ландшафт – чересчур парадный и монументальный, но и продемонстрировала способность дерева быть легким, воздушным, гибким.
Инсталляция на Волжской набережной, Ярославль, фестиваль «Архитектура движения». Авторы: Татьяна Горбачевская,Кириакос Чатципараскевас

Проект «Про.Движение» отметил конец света, проведя под Одессой фестиваль «Катастрофа». Правда, самые смачные объекты (типа гигантского каркаса бутылки «Столичной») были не деревянными, но это и логично: ну какая катастрофа из дерева? Но был там и эффектный «Куб света» (еще одна вариация на тему самого цитируемого шедевра современной русской архитектуры – «меганомовского» Сарая), и остроумный оммаж нью-йоркским «близнецам», сделанный из поддонов (вечером в них, естественно, загорались свечи). А на новосибирском фестивале «Елки-Палки» Андрей Чернов представил композицию «Манхэттен» – тут уже Нью-Йорк был из сосновых чурочек. Сам же фест, проходивший впервые, чуть было не стал «катастрофой»: за пару дней до открытия добрые люди сожгли все тщательно заготовленные топляки. Но архитекторы не сдались, и даже из них сумели сочинить арт-объекты: Слава Мизин, например, настрогал из них карандашей.
Объект «9_11», фестиваль «Катастрофа». Авторы: Юлия Степушина, Олеся Криволапова, Илья Хван

«Поезд Байкал – Байкал через «Ах, какая красота – Места», Иркутск, фестиваль «Бух-Арт». Авторы: команды «БезБЕды» и «ХП» (Красноярск, ИАиД СФУ)

Иркутский «Бух-АРТ» проходил уже в шестой раз, как всегда, на лютом морозе, а его главным хитом стала карусель, изображающая купе поезда. Обзавелся архитектурой кайт-лагерь на берегу Горьковского моря: фестиваль «Деревянный ветер» принес в нашу копилку один купольный домик и несколько скатных, феерически расписанных. Но круче всех неожиданно оказался Воронеж, где аспирант местного университета Марина Молодых организовала фестиваль «Архидром». Хотя базировался он на турбазе «Кировец», к участию отбирались только те проекты, которые потом могли быть использованы в благоустройстве города. Поэтому среди самых актуальных был «Велопорт» – велопарковка, дополненная скамейкой и навесом. Или душевая кабинка для города, где жалюзи играют роль условных стен (вопрос о подаче воды решен, увы, пока тоже условно). Особенно же возбудила молодежь тема беседки: одна из них, оборудованная гамаком, предназначена для буккроссинга (книгоообмена), другая имеет стены из паутины, третья (детская) предстает в виде гигантского стула, а четвертая (беседка-чемодан) так и грозит захлопнуться, проглотив замедитировавшегося путника.
«Велопорт», Воронеж, фестиваль «Архидром». Архитекторы: Игорь Ефимов, Павел Мусамба, Евгения Корнеева

Продолжается заочная конкуренция двух наших главных фестивалей: калужские против тульских. «АрхСтояние» стало серьезной структурой – это уже не какая-то там «деревня», а «природно-творческий кластер», где строятся арт-резиденции и проходят воркшопы. Издержки роста закономерны (цена палатко-места изумила в этом году всех), но при всем том фестиваль не теряет архитектурной остроты. Хотя тяга к монументальности и тут очевидна. Построив в Сколково Гиперкуб, в Ленивце Борис Бернаскони сотворил Гиперарку. Но если с первым не все задалось (замах-то на рубль), то Арка стала великим символом нашей современности. Это триумф рациональности (все из стандартной 6-метровой доски), ироничности (арка высится над тропинкой), пористости (которая символизирует невозможность подлинной  прозрачности), неопределимости (это и лестница, и смотровая площадка, и бар, и колодец, и погреб). Мощной антитезой Арке выглядит «Вселенский разум» Николая Полисского: он совсем нефункционален, загадочен и аттрактивен. В ту же сторону устремлен и «Штурм неба»: бюро Manipulazione Internationale достойно продолжает дело Юрия Аввакумова по наращиванию объемов и смыслов вокруг простой лестницы.
Арка, Никола-Ленивец, фестиваль «АрхСтояние». Архитекторы: Борис Бернаскони, Ксения Трофимова, Стас Субботин (BERNASKONI). Фото: Антон Кочуркин

«АрхФерма» в этом году была цитатна (радовала публику Храмом из сена или маятником Фуко в силосной башне) и самоцитатна: «Плавгород» – очередная фантазия на тему обитаемого плота, «Маяк варваров» – увлекательное конструкторское упражнение на тему доски, клееной крест-накрест. Полезность здесь всегда оттеняется иронией – поэтому «Кибитка» похожа на деревянный бензовоз, Акведук нужен, чтобы кончиться прозаическим душем, а трехэтажный отель «Скворечник» великолепно глумится над риэлторской присказкой про «каждую квартиру с отдельным входом».
Мини-отель «Скворечник», «АрхФерма», фестиваль «Города». Архитекторы: Татьяна Пряхина, Игорь Пряхин Фото: Иван Овчинников

Интервенцию же «Городов» в город Иван Овчинников собирался свершить через Парк культуры, но потом стало очевидно, что он и так перенасыщен: как объектами, так и посетителями. Что, впрочем, совсем не мешает ему второй год держать марку главного места Москвы. Оставаясь им даже зимою – что не так-то просто для парка. Но у ЦПКиО есть надежный хит – каток, демонстрирующий важное качество сезонной архитектуры: способность быть не только разборной, но и сборной. Отрадовав город в прошлом сезоне, он был демонтирован и собран заново – увеличившись в размере и изменив набор павильонов, к нему прилагавшихся. Летом из них тоже собирали новые объекты (по новым проектам и в других местах), а сейчас часть их обрела еще одну – уже третью жизнь, став павильонами «Булка», «Спорт» и «Меркато». (Оргкомитет премии АРХИWOOD в некотором замешательстве: считать ли эти объекты новыми или дать им спецпремию «Птица F» – за демонстрацию выживаемости в тяжелом российском климате?) Бережно воссоздан реставраторами и стоеросовый наш Хай-Лайн – пешеходный мост для безконькового меньшинства.
zooming
Туалет, Москва, Парк культуры. Архитекторы: Олег Шапиро, Дмитрий Ликин, Анастасия Измакова (WOWHAUS). Фото: Илья Иванов

Кроме того, бюро WOWHAUS, основной застройщик парка и первопроходец летней архитектуры вообще, украсило главную площадь Парка перголой, дарившей фотографов волшебными тенями (летом и она вернется на свое место). Набережную – конструктивистской террасой с набором аутентичных развлечений: стреляем, загораем, чай пьем. Наконец, Анастасия Измакова построила в Парке самый красивый в городе туалет. Фирменную стилистику WOWHAUS разнообразили вкрапления иных манер. Александр Бродский аккуратно приземлил на травку обманчиво-простенькую (как всегда, впрочем) беседку, бюро FAS(t) – теннисный клуб в пока еще не существующем стиле «неопостконструктивизм». Александр же Цимайло с Николаем Ляшенко соорудили совершенно волшебное кафе на берегу Пионерского пруда. Собрав в 25-метровую балку все технические подробности, они довели тему «парковости» до предела: изъяв из павильона всяческую материальность, оставили лишь раму, кадрирующую вид. В сумерках – не отличить от кафе со знаменитой картины Эдварда Хоппера.
Лодочная станция + кафе, Москва, Парк культуры. Архитекторы: Александр Цимайло, Николай Ляшенко, Иван Шильников, Ольга Конюкова, Никита Сергиенко, Наталия Степанова («Цимайло Ляшенко&Партнеры») Фото: Алексей Народицкий

Но самым оригинальным сооружением Парка стал все же первый павильон «Гаража» – замотанный в строительную сетку набор параллелепипедов, тонко салютующий как Жолтовскому, так и Фрэнку Гери. «В пасмурную погоду павильон растворяется и тонет в окружении, и это растворение так же не декларативно и естественно, как и сумеречная подсветка», – объект даже заставил стать критиком лучшего архитектурного фотографа страны Юрия Пальмина.
Выставочный зал ЦСК «Гараж», Москва, Парк культуры. Архитекторы: Артем Китаев,Николай Мартынов,Леонид Слонимский, Максим Спиваков,Артем Стаборовский. Фото: Николай Малинин

Второй павильон «Гаража», обретший непонятное профанам имя «шигерубанка», к нашей теме практически не относится, хотя он сыграл важную роль в текущем процессе, показав, что Парк не только строит деревянную архитектуру, но и размышляет о ней. Выставка «Временная архитектура от Мельникова до Бана», которой павильон открылся, анализировала прошлое (ВСХВ-1923) и рефлексировала по поводу настоящего: специальный ее раздел «Современное временное» на 9/10 состоял из «деревяшек». Дизайнер же выставки Ольга Трейвас выступила еще и как архитектор книжного киоска «Гаража» – где металлическая сетка остроумно использована в качестве ограждающей конструкции, а другую стену покрывает гонт, в городской архитектуре не использовавшийся лет сто.

Но главным ньюсмейкером сезона стал все-таки соседний парк – «Музеон». Начал он, как и полагается, с генерального плана. Правда, не объявлял, как Парк культуры, на него конкурс, зато поручил его самому тонкому московскому архитектору – Евгению Ассу. Который умудрился ничем не испортить наш город, ничего в нем не построив за ужасные последние 20 лет. И парковые его проекты также максимально минималистичны: они стелются по земле, обходят деревья, не бросаются в глаза – таковы терраса у ЦДХ и променад, деревянной змейкой вьющийся через весь парк. А недавно здесь началось строительство кафе по его же проекту. Что же касается запаздывания этой явственно «летней» архитектуры, то это не абсурд, а вызов – долгой зиме, глубокому снегу, ранним сумеркам, в конце концов, самим себе.
zooming
Променад, Москва, парк «Музеон». Архитекторы: Евгений Асс, ГригорАйказян («архитекторы асс»)

Не меньшим «вызовом» станут «Микродома», строительство которых уже началось в «Музеоне». Что получится – говорить рано, но важно, что предшествовал строительству большой и качественно проведенный конкурс. И это еще одна важная особенность сюжетов этого лета: большинство общественно значимых деревянных объектов идет через конкурс. Самым интересным из которых стал конкурс на здание «Школы», который выиграли Игорь Чиркин с Алексеем Подкидышевым и сумели реализовать проект аккурат к «АрхМоскве». Круглое здание, чьи фасады поровну поделены на дерево и поликарбонат, стало удачным контрастом к махине ЦДХ, а также настоящим центром культурно-архитектурной жизни.
zooming
Павильон «Школа», Москва, парк «Музеон». Архитекторы: Игорь Чиркин, Алексей Подкидышев. Фото: Нина Фролова

Одновременно со «Школой» у входа в ЦДХ открылся павильон «Периптер» – построенный также по итогам конкурса, давшего любопытные результаты. Павильон был предназначен для демонстрации шорт-листа премии АРХИWOOD, то есть, для пропаганды лучших образцов деревянной архитектуры, но так, чтобы и сам был не лыком шит. И Александру Купцову с Сергеем Гикало и Антоном Федуловым это прекрасно удалось. Предполагалось, что павильон будет разобран и собран на новом месте, но этого по разным причинам не произошло, зато в ноябре «Периптер» неожиданно стал новой городской выставочной площадкой на открытом воздухе: в нем открылась выставка «Книгострой», приуроченная к ярмарке nonfiction и посвященная взаимоотношениям архитектуры и книг. Сложится ли у павильона полноценная выставочная жизнь – покажет время, пока же решено, что АРХИWOOD-2013 пройдет здесь же (а генеральным его партнером по-прежнему будет компания «Росса Ракенне СПб» (HONKA).

Организатором же выставки «Книгострой» выступил городской проект «Книги в парках» – и в историю про новые типы книжных пространств вполне логично вписал собственные «Гоголь-модули» – павильоны-трансформеры для книжной торговли. Этой истории также предшествовал конкурс, ознаменовавшийся причудливым финалом: жюри выбрало один проект, заказчик явно хотел другой, а в результате были построены обе версии – как «лесенки», так и «барабаны». Полной же случайностью (но весьма знаменательной) было то, что у обоих вариантов оказался один и тот же автор – молодое бюро RueTemple.
«Гоголь-модуль», Москва, парк «Музеон». Архитекторы: Дарья Бутахина, Александр Кудимов (RueTemple). Фото: Александр Кудимов

«Гоголь-модули» встали сразу в трех московских парках, включая Сад Баумана, который явственно устремился в гонку за лидерами. Построив еще детскую мегагорку и перголу для выставок – силами вездесущего бюро WOWHAUS (а в следующем сезоне нас ждет «Обитаемый забор» по их же проекту). Самая стильная эстрада года появилась в парке «Перово» – ее, как и детский клуб, сделало бюро «Практика». В Сокольниках открыли сразу несколько симпатичных кафе и буквально только что – каток весьма затейливой архитектуры. Самый же эффектный городской деревянный объект за пределами столицы вырос в Уфе: Игорь Паличев смастерил здесь оригинальное кафе «Ямайка».
Сцена, Москва, Перовский парк. Архитекторы: Денис Чистов, Григорий Гурьянов, Анастасия Глухова, Станислав Каптур («Практика»)

Нам, конечно, особенно приятно, что это уфимское бюро DarkDesign – лауреат премии АРХИWOOD-2012. Работы же претендентов на премию будущего года уже сегодня можно видеть на сайте премии. Этот преждевременный старт спровоцирован именно тем прорывом, который случился в этом году и который нам кажется очень важной тенденцией, знаменующей поворот архитектуры к человеку. С той же целью мы решили максимально упростить (и в то же время авторизовать) подачу объекта на сайт АРХИWOOD. Теперь авторы могут абсолютно самостоятельно загружать на сайт свои объекты. Правда, активирует заявку все равно администратор сайта, но иначе мы рискуем превратить нашу «доску почета» в рекламную мусорку. Пока – в тестовом порядке – мы сами загрузили на сайт «деревяшки» общественного назначения, номинированные членами Экспертного совета Премии. Теперь слово как за авторами (объекты на Премию принимаются до 31 марта 2013 года), так и за всеми интересующимися: нам очень важны ваши комментарии!
Кафе «Ямайка», Уфа. Архитектор: Игорь Паличев (DarkDesign). Фото: Игорь Паличев


28 Декабря 2012

author pht

Автор текста:

Николай Малинин
comments powered by HyperComments

Технологии и материалы

Condair – партнёр архитекторов
Награждать архитекторов деловыми профессиональными поездками мы решили на постоянной основе. Это даст возможность архитекторам совершенствоваться, получать новые знания и посмотреть на мир с позиции людей, создающих качественный воздух в архитектурных пространствах.
Life Challenge 2020: проекты российских архитекторов борются...
Стартовал международный конкурс Baumit на лучшие европейские фасады Life Challenge 2020, в котором принимают участие более 300 работ из 25 стран. Раз в два года профессиональное жюри выбирает самый яркий и неповторимый проект. В этом году за престижную премию будут бороться российские архитекторы. С февраля по апрель также проходит открытое голосование за лучшее оформление здания.
ArchYouth-2020: объявлены победители III сезона
Каждый из победителей детально разобрался в тонкостях остекления своего проекта, правильно рассчитал формулы стеклопакетов, подобрал стёкла и профильные системы.
Английский кирпич в московских Кадашах
Кирпич IBSTOCK Bristol Brown A0628A, привезенный компанией «Кирилл» прямо из Великобритании для фасадов ЖК «Монополист» в Кадашах, стал для комплекса, нового, но вписанного в контекст и расположенного рядом с известнейшим шедевром конца XVII века, основой для сдержанно-историчной и в то же время современной образности.
Измеряй и фиксируй
Лазерный сканер Leica BLK360 – самый компактный из существующих, но в то же время достаточно мощный: за короткое время с его помощью можно провести высокоточные обмеры и создать 3D-модель объекта. Как прибор, который легко помещается в рюкзак или сумку, ускоряет процесс проектирования, снижает риски и помогает экономить – в нашем материале.
Выйти в цвет
Рассказываем, как с помощью краски из новой линейки DULUX «Легко обновить» самостоятельно и за один день покрасить двери или окна.
Проектируя устойчивое будущее
Глава «Сен-Гобен» в России, Украине и странах СНГ, Антуан Пейрюд выступил на Дне инноваций в архитектуре и строительстве с докладом о подходах компании к устойчивому развитию. В интервью Archi.ru Антуан Пейрюд рассказал о роли инновационных материалов в иконических зданиях Фрэнка Гери, Жана Нувеля, Кенго Кумы и других известных архитекторов. Также состоялась презентация звукоизоляционных систем «Сен-Гобен» и общение специалистов BIM с архитекторами по поводу трансфера данных по строительным материалам и решениям.

Сейчас на главной

Сечение «Армады»
Клубный дом в историческом центре Екатеринбурга превращает разновысотность в основу образа: скос его силуэта созвучен скатным кровлям старых зданий, но он же становится ярким и современным пластическим акцентом.
Умер Майкл Соркин
Скончался американский архитектор, урбанист и публицист Майкл Соркин – второй, после Витторио Греготти, крупный архитектурный деятель, ставший жертвой коронавируса.
Александра Черткова: «Для нас принципиально важно...
В преддверии выставки «Город: детали», которая должна была открыться сегодня на ВДНХ, а теперь перенеслась на неопределенный срок, архитектор и партнер бюро «Дружба» Александра Черткова рассказала об основных принципах создания комфортного пространства для детей, ключевых трендах в проектировании детских площадок, а также о том, как москвичи принимают участие в городском развитии.
Очевидные неочевидности на улицах Нью-Йорка
Публикуем 7 главок из новой книги Strelka Press «Код города. 100 наблюдений, которые помогут понять город» Анне Миколайт и Морица Пюркхауэра – собрания замеченных авторами закономерностей, которые пригодятся при проектировании городской среды.
Каменная мозаика
Универмаг Galleria по проекту бюро OMA в южнокорейском Квангё получил «мозаичный» фасад из 12 000 гранитных и 2500 стеклянных треугольников.
Салют Кикоину!
Проект-победитель конкурса Малых городов для Новоуральска прославляет знаменитого физика, а также превращает бульвар на окраине в одно из главных общественных пространств.
WAF: «Оскар», но архитектурный
Говорим с авторами трех проектов, собравших награды WAF: редевелопента Бадаевского завода – Herzog & de Meuron, ЖК «Комфорт Таун» – Архиматика, и Парка будущих поколений в Якутске – ATRIUM.
Лестница без конца
Берлинское бюро Barkow Leibinger создало декорации для постановки оперы «Фиделио» Людвига ван Бетховена в венском Театре ан дер Вин. Режиссер – Кристоф Вальц, дважды лауреат «Оскара» за роли в фильмах Квентина Тарантино.
Пресса: Выживет ли урбанистика в России
Урбанистика сегодня в России — синоним воровства. Если человек посадил дерево или построил дом, то понятно зачем. Чтобы стибрить, вот зачем. Отсюда вопрос об урбанизме в России будущего — по крайней мере, если мы исходим из надежды, что дальше должно быть как-то лучше,— решается однозначно: его не будет <...>
Мрамор среди домн
Библиотека Люксембургского университета на территории бывшего сталелитейного завода – это перестроенное мастерской Valentiny Hvp Architects хранилище для руды.
Ключевое слово: «телеработа»
Архитекторы, профильные СМИ и вузы по всему миру реагируют на ситуацию пандемии, пытаясь обезопасить сотрудников и студентов, сохранив учебный и рабочий процесс. Говорим с руководителями нескольких московских бюро об их планах удаленной работы, а также рассказываем, как реагируют на эпидемию архитекторы мира.
Дискуссия о Дворце пионеров
Публикуем концепцию комплексного обновления московского Дворца Пионеров Феликса Новикова и Ильи Заливухина, и рассказываем о его обсуждении в Большом зале Москомархитектуры 4 марта.
«Дом бездомных»
Католический приют для социально незащищенных людей в деревне на юго-востоке Польши построен по проекту бюро xystudio с бережным отношением к окружающей среде.
Драгоценное пространство
Evotion design и T+T architects сообщили о завершении интерьера штаб-квартиры Сбербанка на Кутузовском проспекте. В центре атриума здесь парит переговорная-«Диамант», и все похоже на шкатулку с драгоценностями, в том числе высокотехнологичными.
Берег Дона
Проект из числа победителей конкурса Малых городов посвящен благоустройству берега реки Дон в промышленой части городка Данков, небольшого, но экономически успешного.
Реконструкция с чувством
Перед стартом курса МАРШ Re(New), слушатели которого будут работать со зданиями Хлопкопрядильной фабрики, куратор Дарья Минеева рассуждает о смысле и путях реконструкции.
Живописное жилье
В новом нью-йоркском комплексе Denizen Bushwick – 900 квартир, из которых 20% доступных, а высокую плотность смягчает монументальное искусство, озеленение и разнообразная инфраструктура. Авторы проекта – бюро ODA.
Верста на соляных берегах
Пешеходный маршрут с уклоном в туризм и исторические реконструкции, но не без спорта: проект-победитель конкурса Малых городов для Соликамска.
Большая маленькая победа
В небольшой по масштабу школе в Домодедове бюро ASADOV_ мастерски справилось с ограничениями в виде скромного бюджета и жестких лимитов площади, спроектировав светлые классы, гуманные рекреации и даже многосветный атриум с амфитеатром, ставший центром школьной жизни.
Чандигарх: фрагменты модернистской утопии
Публикуем фотографии и эссе Роберто Конте об архитектуре Чандигарха – от прославленного Капитолия Ле Корбюзье до менее известных жилых домов, кинотеатров, вузовских корпусов авторства его соратников и последователей.
Здание как Интернет
В культурно-общественном центре Forum Groningen по проекту NL Architects на севере Нидерландов можно бродить и находить информацию по всем областям знаний так же свободно, как во Всемирной сети.
Высокая горка
Начинаем публикацию проектов, победивших в конкурсе «Исторические поселения и малые города». Первый присланный – проект для Новохопёрска. Он соединяет две части города, вписан в пешеходные маршруты и эффектно использует ландшафтные красоты.
АБ Крупный план: «Важно, чтобы форма не была случайной,...
Беседа с Сергеем Никешкиным и Андреем Михайловым, партнерами-сооснователями архитектурно-инжиниринговой компании «Крупный план» – о ее структуре и истории развития, принципах, поиске формы и понятии современности.
Коворкинг под вуалью
Бюро Cano Lasso Arquitectos дало фасаду лондонского коворкинга полимерную «вуаль», а интерьер превратило в фантастический ландшафт – в соответствии с идеями заказчика, борющейся со скукой арендаторов компании Second Home.
Искушение традицией
В вилле по проекту Simone Subissati Architects в итальянской области Марке соединены геометрия традиционных сельских домов и идеи радикальной архитектуры 1970-х.
Градсовет 4.03.2020
Как паркинг привел к разговору об энергоэффективности, а памятник Федору Ушакову поднял проблему восстановления собора.
Социо-биология ландшафта
Список новых типологий общественных пространств и объектов вновь пополнился благодаря бюро Wowhaus. На этот раз команда предложила кардинально новый для России подход к созданию места общения людей и животных
Старое и новое на техасском солнце
Промышленный комплекс начала XX века в пригороде столицы Техаса Остина, сохранив свой облик, вместил после реконструкции по проекту бюро Cushing Terrell рестораны, магазины, учреждения сервиса и общественные пространства.
Малые города: 2020/2021
В конце февраля Минстрой объявил 80 победителей конкурса «Малых городов», призовой фонд которого теперь, на третий год проведения, увеличен вдвое, с 5 до 11 млрд рублей. Перечисляем победителей, рассматриваем несколько проектов.
Под взглядом ангелов с небес
Юбилейная выставка «Студии 44» в эрмитажном Генштабе амбициозна, масштабна и разнообразна. Ее задача – показать архитектуру со всех сторон: через кино, макет, чертеж, инсталляцию, и наконец через произведение, саму Анфиладу, которую выставка раскрывает, интенсифицирует и заставляет работать так, как было с самого начала задумано.
Имена многократного использования
Дублинское бюро Grafton стало лауреатом Притцкеровской премии-2020: это лишь последняя из града наград и других знаков признания, который сыпется на основательниц этой мастерской в последние годы.
Проект «в рубчик»
Бюро FTA Group превратило фабрику по производству вельвета в Шанхае в комплекс офисных и сервисных пространств, сохранив историю места – в общем и в деталях.
Новая версия старого города
Дом на Малой Ордынке, 19 идеально вписался в строй улицы и даже как будто выправил ее, задал новый тон – фактуры, блеска, «солнечного» тепла и одновременно сдержанной гармонии всех этих необходимых составляющих архитектуры дорогого современного дома.
Горки Дружбы
Детская площадка дома на Малой Ордынке, 19, подается и авторами, и девелопером как произведение с отдельной ценностью. Она, действительно, насыщена: как функциями, так и пространством, и пластикой.
Гай Имз: «У Альметьевска есть возможность стать аналогом...
Международный куратор конкурса на мастер-план Альметьевска, глава совета по экостроительству, на примерах рассказывает о перспективах конкурса и города, а также о состоянии и возможностях движения по охране среды в России.
Проектируя себя
В марте в МАРШ стартуют два интенсива, которые помогут архитекторам выстроить бизнес-стратегию, а также найти и сформулировать миссию. Подробности от куратора курса.
Огород на крыше
В центре Оберхаузена на западе Германии бюро Kuehn Malvezzi построило здание центра занятости с теплицей на крыше: там муниципалитет выращивает салат, зелень и клубнику, а институт Фраунгофера – исследует «закольцованные» производственные системы.