Самое новое деревянное: начинается голосование по премии «АРХИWOOD 2011»

Премия АРХИWOOD – за лучшее архитектурное сооружение с использованием дерева – будет вручаться в этом году второй раз. Генеральный партнер и организатор проекта – компания «Росса Ракенне СПб» (эксклюзивный дистрибьютор HONKA), соорганизатор – PR-Агентство «Правила общения», официальный партнер Премии в этом году – курорт «Пирогово». На прошлой неделе Экспертный совет Премии определил шорт-лист, сегодня начинается интернет-голосование – на сайте www.archiwood.ru. О том, как изменяющийся набор номинаций отражает актуальные тенденции в современной деревянной архитектуре, рассказывает куратор Премии Николай Малинин.

mainImg
У музыкантов считается, что второй альбом – самое страшное испытание. Первый – как новость – все приняли, третий (если будет) – само по себе прекрасно, а вот второй – главная засада. Заходя на второй круг, мы тоже, конечно, волнуемся. Работ на конкурс пришло меньше, чем в прошлом году. Немного обидно, но понятно: Экспертный совет принял решение отменить номинацию «проект», а она в прошлом году составила долю почти львиную. Отменили же потому, что по итогам первого конкурса лишний раз убедились: в дереве проектное решение имеет меньшую ценность, чем реализация. Хотя архитектор Юрий Горохов из Рязани тут же нам написал, что «мы лишаем аудиторию (и потенциальных заказчиков) возможности увидеть массу интересных идей», и что вообще «мыслить в дереве – тоже очень важно».

Конечно, важно, но проведенная нами весной в Музее архитектуры выставка «Уилл Прайс. Параллели» продемонстрировала такое богатство мысли, воплощенной в дереве по всему миру за последние 10 лет, что стало неловко. Проектируют из дерева вещи фантастические – и строят! Кроме того, сократилась география Премии – возможно, из-за того, что прошлогодними победителями стали сплошь москвичи. Но это – логичное следствие строгого судейства. Да, организаторы считают делом чести «открывать новые таланты» (как записано в Положении о Премии), и прошлогодний урожай интересных объектов со всей страны был впечатляющим, но в честной борьбе пока все равно побеждают лидеры профессии: Александр Бродский, Дмитрий Долгой, Николай Лютомский. Впрочем, молодых победителей тоже хватало: Петр Костелов, Сергей Гикало и Александр Купцов, Федор Арзаманов и Татьяна Бродач, бюро INN GROUP.

Споры же о номинациях на заседании Экспертного совета разгорелись нешуточные – и это радует как свидетельство осмысленности процесса. Учреждая премию, мы решили, что номинации каждый год Совет будет определять, исходя из поданного на конкурс материала – чтобы не упустить ничего интересного и, наоборот, не подбирать победителя ради номинации. Решение, может, и спорное, но зато теперь мы видим, что эта – почти бюрократическая! – процедура сама становится отражением реальной ситуации. Например, в этом году собрался большой урожай всевозможных надстроек, пристроек и всего того, что в западной архитектуре давно получило официальное имя parasite – это некий объект, прилипающий к телу существующего здания. Но номинацию «Паразит», предложенную Алексеем Муратовым, решили все же не учреждать. Хотя здесь могла бы развернуться увлекательная борьба между объектом Дмитрия Кондрашова (деревянная мини-спа площадью 11 кв.м на крыше дома в центре Москвы) и деревянной надстройкой, радикально преобразившей бетонный гараж (бюро METATECTURE).

Зато появилась номинация «Дизайн городской среды» – и это отдельный повод для радости. В прошлый раз деревянных объектов в городе не было вообще – а теперь их с десяток. Конечно, все они связаны с разного рода фестивалями, то есть невелики, временны и локальны, но это все равно шаг вперед. Тем более что мы продолжаем мечтать о выставке «Дерево в городе», на которой хотим показать, как современная деревянная архитектура нежно, но властно покоряет европейские города – один «Зонтик» Юргена Майера в Севилье чего стоит! Главным же российским прорывом в этой сфере является «Стрелка» – теперь ставшая и законным фаворитом в этой номинации.

Тут, конечно, снова возникает методологическая проблема: как можно равнять большую «Стрелку» с маленькими (но от того не менее важными) беседками в Марфино бюро «ПланАР»? Равнять, действительно, сложно, но и бесконечно множить список номинаций – значит, размывать суть. Тем более что список их и так радикально обновился: номинация «Конструктив» (за отсутствием внятного количества объектов) была упразднена, зато появились еще две новые: «Интерьер» и «Малый объект». В первой сошлись очень разные сюжеты: «дерево как объем» (красная труба магазина игрушек Алексея Невзорова), «дерево как отделка» (22 вида шпона в киевском зале Филиппа Пищика), «дерево как конструкция» («Деревянная курватура» Дмитрия Александрова и Веры Гапон), «дерево как объединяющий элемент» (екатеринбургский «Яндекс» Арсения Борисенко и Петра Зайцева) – что из этого чудесного набора выбрать (и как), я лично не знаю.

«Малый объект» – по количеству вышедших в шорт-лист объектов – в этом году сравнялся с номинацией «Загородный дом», а главная заслуга здесь принадлежит передаче канала НТВ «Дачный ответ». Именно по ее инициативе архитекторы сооружают на дачных участках безропотных подопытных удивительные объекты, и определить фаворита здесь крайне сложно: сравните беседки Анны Щетининой, Ивана Качалова, Анны Лепехи… Мощную конкуренцию им составляют «Архприют» Ивана Овчинникова, возведенный на горнолыжном курорте Шуколово за одни сутки, и «Удаленный офис» Александра Константинова, даривший гостям прошлогоднего фестиваля «Арх-Стояние» в Никола-Ленивце не только интернет, но и чудесное пространство.

Номинация же «Загородный дом» появилась лишь в этом году – в прошлый раз дома и беседки были объединены номинацией «Функция». Это решение было результатом дискуссии между двумя ведущими архитектурными критиками – Григорием Ревзиным и Дмитрием Фесенко. В том году Совет взял сторону первого, в этом – согласился с доводами последнего. В прошлом году рекордсменом в этом жанре оказался Николай Белоусов, самый последовательный энтузиаст деревянной архитектуры: из поданных им на Премию 9 построек и 11 проектов 9 работ прошли в шорт-лист. В этом году на это звание претендует уже Олег Карлсон – другой видный специалист по дереву. Конечно, его дом в Захарове выпадает из общей модернистской линии Премии, но именно то, что Карлсон демонстрирует умение сделать современный деревянный дом в классическом ключе, эксперты сочли не менее важным. Поспорят с ним за Премию как подмосковные объекты мэтров (Тотана Кузембаева и Николая Белоусова), так и дома, построенные под Петербургом, Нижним Новгородом, Новокузнецком, Новосибирском, в Тверской области.

Перечисляя участников этих историй (телеканал, горнолыжный курорт, фестивали, крупные компании), мы рады констатировать, что деревянная архитектура завоевывает самые разные сферы жизни. Хотя и ясно, что главным полигоном для самых острых экспериментов с деревом остается жанр арт-объекта. Отрадно, что в этом году в лонг-листе присутствуют работы не только от их традиционного «поставщика» – фестиваля «Города», но и от его кенозерского соратника – фестиваля «КенАрт». А у самой номинации появился спонсор – компания «Вектор Инвестментс», которая грозит превратить территорию Истринской долины в такой же рай для арт-объектов.

Ну, а самый мощный набор имен сошелся в номинации «Дерево в отделке»: Тотан Кузембаев, Александр Бродский, Дмитрий Долгой, Светлана Головина, бюро ДНК, прошлогодние победители Сергей Гикало и Александр Купцов. В футбольных жеребьевках такое называется «группой смерти», так что жюри предстоит очень сложная работа. В него в этом году вошли архитекторы Владимир Плоткин, Николай Лютомский, Александр Ермолаев, Федор Арзаманов (еще один прошлогодний победитель), специалист по деревянным городам Андрей Иванов, архитектурные критики Елена Гонсалес, Александр Ложкин и Николай Малинин.

Всего же в шорт-лист вышло 44 работы. Все они представлены на сайте Премии, а, кроме того, войдут в ее каталог и будут экспонированы на выставке АРХИWOOD 2011, которая состоится в ЦДХ в рамках выставки «Арх-Москва». Развернута она будет на том же месте, что и в прошлом году – прямо у входа в здание, а над ее дизайном работает Антон Кочуркин – автор экспозиции выставки «Уилл Прайс. Параллели», которая сейчас, кстати, демонстрируется в Вологде, возбуждая у вологжан закономерное желание не только хранить деревянное наследие, но и преумножать его. Что, собственно, и является главной задачей Премии: доказать, что дерево это традиционно, но современно, просто, но красиво, модно, но вечно.

А поспособствовать этому мы приглашаем всех вас: для этого надо просто зайти на сайт www.archiwood.ru и отдать – в каждой номинации – свой голос за понравившийся вам объект!
zooming
Члены Экспертного совета Премии
Заседание Экспертного совета Премии
«Уроборос». Команда ReHouse. Фестиваль «Города», Греция
Офис удаленного доступа. Александр Константинов. Никола-Ленивец, Калужская обл., Фестиваль «Архстояние-2010»
zooming
Дом-мост. Архитектурная мастерская Белоусова Н.В.
zooming
«Дом у пятой лунки» курорт «Пирогово». Архитектор Александр Бродский
zooming
«Стрелка». Архитектурное бюро Wowhaus
zooming
Беседки в Марфино. Студия «ПланАР»
zooming
Буква «Покой». Архитектурная мастерская «Сергей Киселев и Партнеры»
zooming
Буква «Азъ». Доната Богородская
zooming
Беседка для передачи «Дачный ответ». АДБ «Терра»
zooming
Беседка для передачи «Дачный ответ». Алексей Николашин
zooming
Магазин игрушек «Играем вместе». «АрхПроект-3»
zooming
Офис Yandex в Екатеринбурге. Za Bor Architects
zooming
Фитнес-центр. Антон Кочуркин, Дарья Бутахина
zooming
Детская площадка «Еж». ООО «Архитектурная мастерская Тотана Кузембаева»

14 Мая 2011

Похожие статьи
Задел на устойчивость
Форум «Казаныш» в этом году прошел с особенным размахом: эксперты из 25 стран, «премьера» театра Камала от Wowhaus и Кэнго Кумы, полные людей лектории, анонс международных конкурсов и новых мега-проектов. Мы пробыли на фестивале два дня, а пищи для размышления получили на год. Делимся впечатлениями, услышанными практическими советами и продолжаем наблюдать – будет ли меняться архитектурный процесс после профессиональных интеграций со странами БРИКС+.
Больше стиля
Градостроительный совет во второй раз рассмотрел проект застройки бывшего Мытного двора – теперь им занимается мастерская «Евгений Герасимов и партнеры», которая для новых корпусов предложила пять трактовок исторических стилей от английской классики до а-ля рюс. Эклектика не всем пришлась по душе, однако превалировало настроение привести наконец в порядок территорию за забором.
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Музей архитекторов: локация – невесомость
Выставка Museum loci, открывшаяся в Музее архитектуры – огромная, хотя и занимает всего два этажа Флигеля-Руины. В основном специально для нее 59 архитекторов сделали объект или рисунок с размышлением о музее архитектуры, иногда очень определенным, но чаще – креативно-обобщенным. Таких больших выставок объектов от архитекторов не то что давно не было, но, кажется, не было вообще. Если тема и подходы интересны, то «залипнуть» в залах Руины можно надолго. Рассказываем подробно, в том числе о том, как правильно произносить название (спойлер: без разрешения сюда прокрался даже бог Локи).
Стеклянный потолок
Еще один проект, рассмотренный на Градостроительном совете Петербурга, – IT-кластер по проекту бюро Intercolumnium в районе Стеклянного городка. Его планируют строить на месте снесенных зданий сталинской эпохи, которые не были признаны ценными. Проект получил свою долю критики, но в целом был оценен положительно.
Такие разные исследования
Конкурс «Исследуй город», организованный в этом году Институтом Генплана Москвы, – не типичный для архитектурной среды. Зато он хорошо отвечает специфике работы градостроительной институции. Лучшим оказалось исследование современных жилых комплексов, где авторы совместили градостроительный подход с риелторским, выработав третий вариант. Также исследовали: общественные центры, мотивацию владения автомобилем и вакантность жилого фонда. Пятый участник сошел с дистанции. Рассказываем обо всех четырех работах.
За плечами Нобеля
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома от бюро «А2»: он займет участок рядом с памятниками промышленной архитектуры и повлияет на панораму Выборгской набережной. Эксперты высоко оценили рисовку фасадов, но предложили поработать с силуэтом и композицией.
Что такое китч
Новая выставка в Ruarts Foundation – про исследование китча. Сначала на него откликаются современные художники, тут собраны работы с начала 1990-х до нашего времени из порядка 15 коллекций, представительная выборка, есть известные. Затем – куратор, со своим множеством цитат, тоже китчует в некотором роде. Как-то в исследование вплелась и архитектура, и тоска по классике, и новостройки. Так что такое китч? Да проще рассказать, чем он не является.
Эволюция по плану
Бюро ASADOV презентовало павильон микрокультурного общественного Эвицентра: места для всестороннего развития, мастерклассов и гимнастики. Но еще, он же – прообраз загородного дома, наследник «Лоскутка», масштабируемый в несколько раз и изготавливаемый на заводе из CLT-панелей. Но и это еще не все. Это старт девелоперского проекта от архитектурного бюро (sic!). Архитекторы ищут партнеров для развития как маленьких эви-поселков, так и новых эви-городов, рассчитанных, по словам Андрея Асадова, на «эволюционное» развитие личностей, которые будут их населять.
Зодчество 2024: семеро
Как уже говорилось, в этом году главные награды «Зодчества» не присуждены. Рассуждаем, почему так, фантазируем на тему возможных форматов судейства – как бы было хорошо, как бы было здорово… Вместо двух наград получилось семь: их состав тоже интересен. Публикуем полный список лауреатов XXXIII фестиваля.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
В поисках клада
Бюро GAFA совместно с Tegola и Архитайл в рамках воркшопа фестиваля Москомархитектуры «Открытый город» организовало экспедицию на карельский остров Кильпола. Там, среди мхов и скал, студенты искали ответ на вопросы – что такое сакральное, где оно живет, чем питается? В этом участникам помогали ландшафтный инженер Евгений Левин и художник Николай Рерих, а также лось и отсутствие сотовой связи. Рассказываем, как всё было.
Ледокол Баумана
На прошедшей неделе Сергей Кузнецов показал журналистам кампус МГТУ имени Н.Э. Баумана. Мы хотели сделать по итогам показа репортаж – а получился репортажище, пространный в унисон с масштабом новой Технологической долины на Яузе. Рассказываем об экскурсии, структуре «долины» и особенностях ее архитектурного образа. Нам показалось, что авторы тут стремились к архетипическим формам современности. Их тут немало, и в общем, и в частностях. К примеру, все фасады стеклянные – подчиненные особенной форме, или нет... Но не только.
Земля в иллюминаторе
Здание аэропорта на Камчатке спроектировано итальянским архитектором. Одного этого факта достаточно, чтобы им заинтересоваться. Форма уподоблена кальдере вулкана, но напоминает космический корабль из старого кино. А середину аэропорта занимает 5-звездочный отель, и возможно, смотреть и на Камчатку, и на здание нового терминала надо начинать именно оттуда. Рассматриваем новый аэропорт Камчатки с разных сторон: функциональной, типологической, конструктивной, – и в контексте творчества его автора Клаудио Сильвестрина.
Время молодых
Чтобы найти нестандартный ответ на непростой вопрос нужно использовать нестандартные инструменты. Например, провести архитектурный хакатон и дать молодым архитекторам возможность предложить в рамках «Дней архитектуры» Новосибирска свои варианты решения задачи, над которой не один год бьются маститые профессионалы.
Утка, арка и трилистник
Второй проект, который обсуждался на петербургском градсовете – концепция развития территории на берегу реки Утка. Бюро Евгения Подгорнова предожило цепочку из трех разнохарактерных объемов, чем разделило мнение экспертов.
Дни и дела
Новосибирские «Дни архитектуры» были приурочены к 90-летию регионального отделения САР, но ретроспективное посвящение не помешало реализации живой, открытой и актуальной программы, переосмысливающей миссию Союза как площадки и медиатора диалога всех участников архитектурных процессов в городе. Размышляем, почему удалось устроить такой примечательно живой фестиваль, рассказываем истории главных архитекторов города, показываем преображенный кинотеатр «Победа», где всё и проходило. Завидуем, по-хорошему, Сибири.
Сити у СКА
Петербургский градсовет рассмотрел проект делового центра рядом со СКА Ареной. «Студия 44» обратилась к одному из узнаваемых приемов: восемь башен скомпонованы в «регулярную» композицию, перемежаясь с квадратами скверов и площадей. Мнения экспертов довольно ожидаемо разделились.
Наука + искусство = фестиваль
Начал работу шестой фестиваль паблик-арта «Здесь и сейчас». В этом году его объекты расположились в Инновационном центре «Сколково», чтобы продемонстрировать связь между наукой и искусством. Организаторы фестиваля из Парка «Зарядье» составили арт-маршрут, следуя которому, можно сделать собственный вывод о необходимости такого взаимодействия.
Словоформы
Архитекторы ATRIUM любят амбициозные задачи, вот и тридцатилетие бюро отмечают выставкой, смело играя со словарем в слова. Они погружают свои проекты и – важнее – многочисленные объекты, в некий собственный глоссарий, как в поток. Течешь тут, как по венам чистого искусства, то и дело касаясь, то вертикального города, то образовательных пространств, на которых архитекторы собаку съели, то идентичности места. Но больше всего подкупает то, что Вера Бутко и Антон Надточий утверждают, в том числе своей выставкой: архитектура – это прежде всего искусство, искусство работы с формой и пространством.
Прибытие на склад
Градсовет Петербурга рассмотрел терминал высокоскоростной железнодорожной магистрали, который начнут строить уже в этом году на подступах к Московскому вокзалу. Несмотря на то, что проект одобрен большинством голосов, эксперты были далеки от восторга: архитектура показалась им компромиссной, а транспортные решения – недальновидными.
Офис vs галерея
Градсовет Петербурга рассмотрел проект многоэтажной галереи на Выборгской набережной и нашел, что она скорее будет использоваться как офисное здание, которому не хватит парковочных мест. Критику также вызвала арка главного входа и отсутствие реакции на соседнее здание мануфактуры, построенное по проекту Василия Косякова.
Монастырь вместо вокзала?
В Твери много лет разрушается Речной вокзал, произведение специфического ответвления архитектуры 1930-х – легкое, градостроительно значимое здание-акцент на берегу реки. В 2017 году его центральная часть обрушилась, затем появились планы переноса вокзала для восстановления Отроча монастыря – а сейчас его собираются снять с госохраны, лишить статуса регионального ОКН. Остался один день, чтобы написать возражение. Поучаствуете?
Как-то вечером патриции
Репортаж с Архстояния 2024. Сегодня знаменитый никола-ленивецкий архитектурный фестиваль начал свою работу. Мы поискали на нем архитектуру, немного наскребли. Но музыки, тусковки и общения со зрителями заметно больше. Самая интересная новость из вчерашних: следующее Архстояние будет курировать Василий Бычков, основатель и директор Экспо-Парка, проводящего Арх Москву. Кажется, мы стали свидетелями большой коллаборации.
Пресса: Цивилизация Третьей Волны. Премия АРХИWOOD
26 мая прошла церемония награждения премии АРХИWOOD. Есть ощущение, что это лучшее событие Арх Москвы. Куратор Николай Малинин проявил интуицию, придумав в 2010 году премию по деревянной архитектуре. У деревянного дома на земле есть выигрышное качество – его бесспорность и нужность людям и ландшафту.
Посчитали прищепки
26 мая в рамках «Арх Москвы» состоялась церемония награждения лауреатов премии за лучшее архитектурное сооружение из дерева «АРХИWOOD 2011». В каждой номинации было по два победителя – одного выбрало профессиональное жюри, второй определился по итогам народного голосования.
Пресса: Премия АРХИWOOD 2011: народное голосование началось
Экспертный совет премии АРХИWOOD определил шорт-лист конкурса текущего года. К выбору лучших деревянных объектов приглашаются все желающие. «Народное» голосование проходит на сайте www.archiwood.ru в разделе Голосование / Номинанты/ Шорт-лист в период с 16 по 26 мая 2011 года.
Самое новое деревянное: начинается голосование по...
Премия АРХИWOOD – за лучшее архитектурное сооружение с использованием дерева – будет вручаться в этом году второй раз. Генеральный партнер и организатор проекта – компания «Росса Ракенне СПб» (эксклюзивный дистрибьютор HONKA), соорганизатор – PR-Агентство «Правила общения», официальный партнер Премии в этом году – курорт «Пирогово». На прошлой неделе Экспертный совет Премии определил шорт-лист, сегодня начинается интернет-голосование – на сайте www.archiwood.ru. О том, как изменяющийся набор номинаций отражает актуальные тенденции в современной деревянной архитектуре, рассказывает куратор Премии Николай Малинин.
Технологии и материалы
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Сейчас на главной
Фиалки каждый день
Архитекторы HEMAA расширили комплекс начальной школы Les Violettes в парижском предместье Марей-Марли, соединив в своем проекте состаренную древесину, зеркальные алюминиевые панели и прозрачное стекло.
Силы магнетизма
«Крылатская 33» – первый крупный жилой комплекс среди микрорайонов 1980-х, счастливо соседствующих с лесами, рекой, склонами, спортивной инфраструктурой... Архитекторам АБ «Остоженка» удалось превратить его, при всей масштабности проекта, в «деликатную доминанту». Во-первых, «вырастить», ориентируясь на стилистику и высотность соседних микрорайонов; во-вторых, снабдив паузой в самой высотной части, сформировать композиционное напряжение – прямо на градостроительной оси района.
Пояс Ориона
Офисный комплекс Stone Ходынка 2, спроектированный Kleinewelt Architekten для компании Stone, внутри устроен эргономично, по правилам healthy building: свет, проветривание, все возможности для эффективной офисной планировки. И снаружи похож, как сейчас принято, на айфон: блеск, свечение, стекло, металл, скругления. Тем не менее он чутко реагирует на контекст Ходынки, главный сюжет – контраст вертикалей и горизонтали, а главной интригой становится устройства «стилобата» как навесного перехода, раскрывающего пространство под ним для свободного передвижения.
Доказательное проектирование
Психиатрическая клиника при Университетской больнице в Тампере по проекту C. F. Møller задумана как комфортная, снижающая напряжение и тревожность у пациентов среда.
Далеко гляжу
В жилом комплексе New Питер в Ленинградской области по проекту «БалтИнвест-Проект» построен детский сад. Его отличает довольно строгий кирпичный фасад, уютная ниша входа, а также групповые ячейки с панорамными эркерами, из которых дети могут наблюдать друг за другом и жизнью на улице.
Время как театр
Проект Зои Рюриковой и ее бюро «ДА» выиграл конкурс на благоустройство Театральной площади по Владимире. Он основан на идее регенерации исторической застройки, а по форме представляет собой вариант «театрального романтического неомодернизма». Арки служат «видоискателями», в том числе для городского театра Драмы 1971 года.
Шедовый фасад
Жилой дом в районе Бёйкслотерхам напоминает об индустриальном прошлом этой части Амстердама решением фасада. Авторы проекта – Studioninedots.
Прощание с СЭВ
Александр Змеул рассказывает историю проектирования, строительства и перепроектирования здания СЭВ – безусловной градостроительной доминанты западного направления и символа послевоенной Москвы, размноженного в советском «мерче», всем хорошо знакомого. В ходе рассказа мы выясняем, что, когда в 1980-е комплексу потребовалось расширение, градсовет предложил очень деликатные варианты; и еще, что в 2003 году здесь проектировали башню, но тоже без сноса «книжки». Статья иллюстрирована архивными материалами, часть публикуется впервые; благодарим Музей архитектуры за предоставленные изображения.
Ретро-пиццерия
По проекту cтудии дизайна MODGI Group на территории апарт-отеля VALO в Санкт-Петербурге открылась компактная пиццерия в ретро-стиле. Теплую и сочную цветовую гамму дополняет винтажная мебель и свет, а одним из главных предметов декора стали конверты для виниловых пластинок.
Берег Мелеуза
По проекту Института развития городов и сел Башкортостана и бюро Affinum в Мелеузе благоустроена набережная одноименной реки, которая играет роль центрального объекта города. Событийную площадь и торговые павильоны дополнил тихий променад, выходы к реке и детские площадки среди деревьев.
Страсть к текстурам
Арт-пространство в Ханчжоу, спроектированное бюро AD Architecture, посвящено строительным материалам и их фактурам, оно обращается сразу ко всем органам чувств.
Тюремный квартал
По проекту Института развития городов и сел Башкортостана и бюро Orchestra Design благоустроен исторический центр Белебея. Архитекторы объединили территорию пересыльной тюрьмы XVIII века и Торговых рядов в единое пространство, «зашив» в него разные сценарии досуга, а также отсылки к истории города.
И вот, нам дали выбор
Сергей Собянин призвал москвичей голосовать за судьбу цирка на проспекте Вернадского на «Активном гражданине». Это новый поворот. Отметим, что в голосовании, во-первых, не фигурирует удививший многих проект неизвестного иностранца, а, во-вторых, проголосовать не так уж просто: сначала нас заваливают подобием агитации, а потом еще предлагают поупражняться в арифметике. Но мы же попробуем?
На полном обеспечении
Новый жилой комплекс по проекту UNStudio в Чунцине включает развитую инфраструктуру, поддерживающую физическое и психологическое здоровье жильцов.
Келейные мастерские
В Хлебном доме музея-заповедника «Царицыно» открылось образовательное пространство, созданное по проекту архитектора и сооснователя бюро UTRO Ольги Рокаль. Небольшое помещение удалось сделать функциональными благодаря авторской мебели: «рыцарскому» круглому столу и столярным шкафам, вдохновленным секретерами XIX века.
Задел на устойчивость
Форум «Казаныш» в этом году прошел с особенным размахом: эксперты из 25 стран, «премьера» театра Камала от Wowhaus и Кэнго Кумы, полные людей лектории, анонс международных конкурсов и новых мега-проектов. Мы пробыли на фестивале два дня, а пищи для размышления получили на год. Делимся впечатлениями, услышанными практическими советами и продолжаем наблюдать – будет ли меняться архитектурный процесс после профессиональных интеграций со странами БРИКС+.
Бутоны ЗИЛ-Юга
Проект с авторским названием «Каменный цветок» предназначен для центральной части территории ЗИЛ-Юг, или ЖК Shagal – башни выстроятся вдоль поперечного бульвара. Впрочем, какие башни – самая высокая 14 этажей. Задуманы они так, чтобы в закатном и рассветном свете давать силуэт, похожий на цветочный бутон, а состоят из сетки и крупных пиксельных выемок, поддержанных консольными выступами «кнопок»-эркеров.
Григорий Ревзин: «Сильный жест из-под полы. Нечто победило»
Обсуждаем дискуссии вокруг конкурса на цирк и сноса СЭВ с самым известным архитектурным критиком нашего времени. В процессе проявляется парадокс: вроде бы сейчас принято ностальгировать по брежневскому времени, а знаковое здание, «ось» Варшавского договора, приговорили к сносу. Не странно ли? Еще мы выясняем, что wow-архитектура вернулась – это новый после-ковидный тренд. Однако, чтобы жест получился действительно сильным, без профессионалов все же не обойтись.
Точные объятия
Бюро Akira Koyama + Key Operation Inc. / Architects построило в японском городе Тояма офис для фармацевтической компании Juzen Chemical Corporation.
Обнажение бетона
Один из этапов благоустройства небольшого сквера в Лермонтове – строительство скейт-парка. Доверив эту часть команде XSA, город получил 250-метровую дорожку для трюков, фигуры которой напоминают объекты лэнд-арта – аналогов в России как по габаритам, так и по наполнению нет. Рассказываем, как устроен экспериментальный снейк-ран в Предкавказье.
Шаг к мечте
Сложности согласований, недостаточный бюджет и проблемы на строительной площадке при реализации проекта школы в Троицке не помешали бюро ASADOV добиться главного – сделать еще один шаг от старых представлений об учебных пространствах к созданию образовательной среды принципиально нового качества.
Отражение завода
Консорциум бюро Хвоя, Хора, НИиПИ Спецреставрация и Урбанконтекст победил в конкурсе на концепцию ревитализации главного корпуса Ижевского оружейного завода. Самое любопытное в проекте – система городских площадей на кровле новых объемов. Она не только открывает непривычные горожанам панорамы и создает дополнительные маршруты, но и способствует восстановлению исторического силуэта.
Пресса: «Киевская площадь» рассказала о новом кластере на...
Вновь созданный кластер обещают сделать не только новой достопримечательностью Москвы, но и центром социальной и деловой активности, а также связующим звеном между Большим Сити и районами Арбат и Хамовники
Пресса: Владимир Ефимов: ремонтировать в Москве здания, чья...
Приводить в порядок полуаварийные здания советского времени, которые не являются архитектурными памятниками и уже отслужили свое с точки зрения конструктивных элементов, не имеет смысла, считает заммэра Москвы по градостроительной политике и строительству Владимир Ефимов. В интервью РИА Новости он рассказал, когда начнется строительство нового цирка на проспекте Вернадского, что будет со зданием СЭВ на Новом Арбате и по какому принципу будут включать в программу реновации, ставшую бессрочной, новые дома. Беседовали Дмитрий Киселев и Ольга Набатникова.
Золото Африки
Интерьеры казино MOYO в Найроби от бюро Archpoint сочетают европейскую роскошь с этническими мотивами и особыми требованиями к помещениям такого типа. За атмосферу праздника отвечают огромные люстры, натуральные материалы отделки, а также предметы искусства.
Миро во дворе
Архитектурное бюро «Вещь!» рассматривает двор ЖК WOW как полотно и использует экспрессивную композицию из цветовых пятен и линий, характерную для испанского художника Жоана Миро. На двух уровнях располагаются все необходимые для рекреации объекты, а золотистые детали вторят отделке фасадов.