А вот лидер интернет-голосования в номинации «Загородный дом» долго не мог определиться: борьба развернулась между «Домом на склоне» архитектора из Нижнего Новгорода Кирилла Пернаткина (ЗАО «Автокомплект») и домом в деревне Захарово Олега Карлсона. Оба проекта довольно агрессивно поддерживали «фанаты»: противники дома в Захарово упирали на то, что проектировать в неоклассике сегодня уже как-то неловко, сторонники не менее активно защищали «чеховский колорит». Олег Карлсон в результате получил за этот проект специальный приз от журнала «Деревянные дома». Ну а нижегородский проект нашел-таки свою победу, правда, не безоговорочную. Понравился он, вероятно, оригинальной компоновкой из двух объемов – нижней каменной части и верхней деревянной, а также крышей до земли, изолирующей его от соседей.
В этом году «АРХИWOOD» вновь не избежал путаницы с номинациями – поступившие на премию объекты были столь разными, что список самих номинаций пришлось корректировать. В частности, среди них появился «Малый объект». Лучшим в этом жанре жюри признало Архприют – энергоэффективный экодомик, сооруженный в ходе последнего зимнего фестиваля «ГОРОДА» всего за 24 часа командой под руководством Ивана Овчинникова. А вот фаворитом народного голосования стал объект с прошлогоднего «Архстояния» – «Офис удаленного доступа», сделанный художником Александром Константиновым. В смысле архитектуры это предельно простой объем – дощатый сарай, затянутый молочным поликарбонатом, в первую очередь импонирует своей поэтикой: работать в уединении, посреди дикой природы хочется многим.
Как ни старались устроители премии распределить объекты по номинациям, а курьезы все-таки вышли: так, в «Малых объектах» с беседками и баньками соревновалась Церковь Ризоположения из деревни Борадава Вологодской области, вполне достойная отдельной номинации. Схожим образом в «Дизайне городской среды» лавочки и беседки задавила своим масштабом «Стрелка». Вручавший в этой номинации приз жюри Григорий Ревзин даже заметил, что все это довольно пошло и слишком предсказуемо, «ведь целый год об одной только «Стрелке» и говорили». Впрочем, заслуги ее авторов из бюро Wowhaus отрицать бессмысленно – камерное пространство с деревянной волной амфитеатра и великолепной террасой бара очень уж полюбилось архитекторам. А народ, тем временем, проголосовал за решетчатые беседки в Марфино студии «ПланАР». Впрочем, авторы признались, что голосовали за них жители района – а это довольно солидный кворум.
Кстати, «Стрелку» некоторые голосовавшие предлагали передвинуть в более соответствующую ее масштабу номинацию «Дерево в отделке». Впрочем, тут и без нее собралось немало достойнейших работ. Жюри присудило победу «Дому Яхтсмена» в курорте «Пирогово» архитектора Светланы Головиной. Очень скромный снаружи и небольшой по площади, домик проявил все свое изящество в отделке – фасадах из навесных деревянных реек в чередовании с оргстеклом и интерьеров из благородного серого дуба. Большинство голосующих на сайте, в свою очередь, отдало предпочтение Александру Бродскому и его «Дому у пятой лунки» в том же «Пирогово». Это, кстати, самый крупный объект в портфолио мастерской Бродского – общая площадь составляет 1898 кв.м. Дом получился удивительный: он выглядит традиционным, но не подражает классике, в нем есть колонны и вроде бы даже классическая сетка прямоугольных окон на фасаде, но они современны. Дом скромен и величественен одновременно, а определить его истинные масштаб абсолютно невозможно. Боролся за победу в этой номинации и один из проектов, участвующих в выставке NEXT – т.н. «Хозблок» архитекторов Александра Эрмана и Дмитрия Михейкина. Это сооружение – часть загородной усадьбы, такой модернизированный КПП, в котором есть котельная и мастерская и оригинальный смотровой обход по периметру, чья «сакральность», как пишут авторы, восходит к древним пирамидам.
Пожалуй, самой однородной по составу проектов оказалась номинация «Арт-объект» – за награду тут состязались множество симпатичных вещиц из Кенозерского парка, фестиваля ГОРОДА и проч. Жюри выбрало победителем «Букву «Покой» мастерской «Сергей Киселев и Партнеры» для «Города Азъ», который создавался на городище Старая Рязань. Буква похожа на кабину для созерцания: вручавший приз архитектор Андрей Иванов признался, что лежать в ней здорово – «видишь прорезь над головой в виде себя самого, ощущаешь покой и свет…». Лидером народного голосования в этой номинации стал «Танк «Цветы павшим», который бюро «Дети Иофана» придумали для выставки на Винзаводе. Абрис танка смонтирован из деревянных реек, а его гусеницы затянуты черной драпировкой: война давит этим страшным орудием человеческие судьбы, которые символизируют живые гвоздики. Голосующим на сайте сдержанный пафос этой композиции очень понравился.
И только один раз глас народа совпал с профессиональным: в номинации «Интерьер» сообща наградили проект перестройки мансарды под названием «Деревянная курватура», который для передачи «Дачный ответ» разработали Дмитрий Александров и Вера Гапон. Оригинальный свод из деревянных реек создал уютное и камерное пространство с лавкой-подиумом по периметру.
Организаторы Премии АРХИWOOD – компания HONKA и PR-агентство «Правила общения», официальный партнер Премии – курорт «Пирогово». Партнером номинации арт-объект выступила в этом году компания «Вектор Инвестментс». Куратор – Николай Малинин.