Посчитали прищепки

26 мая в рамках «Арх Москвы» состоялась церемония награждения лауреатов премии за лучшее архитектурное сооружение из дерева «АРХИWOOD 2011». В каждой номинации было по два победителя – одного выбрало профессиональное жюри, второй определился по итогам народного голосования.

author pht

Автор текста:
Наталья Коряковская

27 Мая 2011
mainImg
Мастерская:
WOWHAUS
Выставку номинантов премии, разместившуюся под колоннадой у главного входа в ЦДХ, в этом году оформляли Антон Кочуркин и Алиса Курганова. Они выстроили лабиринт-змейку из фанерных конструкций, вмонтировав в них фотографии проектов, а внизу под каждым номинантом натянули веревки – проголосовать за понравившийся объект можно было не только на интернет-сайте премии, но и прямо на выставке, с помощью прищепок. VolgaDacha бюро Бориса Бернаскони набрала их рекордное количество, так что проекту прочили победу в «народном» голосовании, однако в итоге за модернизированный «сарай» площадью 90 кв.м. проголосовало профессиональное жюри. На первый взгляд, VolgaDacha маловата для семьи с двумя детьми, но, как верно отметил автор одного из комментариев на сайте премии, это явно не первый дом для людей, которые, «решили внести разнообразие в привычный уклад и попробовать спартанский образ жизни». При всем своем аскетизме дом имеет и элементы роскоши, как, например, палубу с душем на открытом воздухе, соединенную с ванной, а недостаток места восполняет широкими террасами-гульбищами.

А вот лидер интернет-голосования в номинации «Загородный дом» долго не мог определиться: борьба развернулась между «Домом на склоне» архитектора из Нижнего Новгорода Кирилла Пернаткина (ЗАО «Автокомплект») и домом в деревне Захарово Олега Карлсона. Оба проекта довольно агрессивно поддерживали «фанаты»: противники дома в Захарово упирали на то, что проектировать в неоклассике сегодня уже как-то неловко, сторонники не менее активно защищали «чеховский колорит». Олег Карлсон в результате получил за этот проект специальный приз от журнала «Деревянные дома». Ну а нижегородский проект нашел-таки свою победу, правда, не безоговорочную. Понравился он, вероятно, оригинальной компоновкой из двух объемов – нижней каменной части и верхней деревянной, а также крышей до земли, изолирующей его от соседей.

В этом году «АРХИWOOD» вновь не избежал путаницы с номинациями – поступившие на премию объекты были столь разными, что список самих номинаций пришлось корректировать. В частности, среди них появился «Малый объект». Лучшим в этом жанре жюри признало Архприют – энергоэффективный экодомик, сооруженный в ходе последнего зимнего фестиваля «ГОРОДА» всего за 24 часа командой под руководством Ивана Овчинникова. А вот фаворитом народного голосования стал объект с прошлогоднего «Архстояния» – «Офис удаленного доступа», сделанный художником Александром Константиновым. В смысле архитектуры это предельно простой объем – дощатый сарай, затянутый молочным поликарбонатом, в первую очередь импонирует своей поэтикой: работать в уединении, посреди дикой природы хочется многим.

Как ни старались устроители премии распределить объекты по номинациям, а курьезы все-таки вышли: так, в «Малых объектах» с беседками и баньками соревновалась Церковь Ризоположения из деревни Борадава Вологодской области, вполне достойная отдельной номинации. Схожим образом в «Дизайне городской среды» лавочки и беседки задавила своим масштабом «Стрелка». Вручавший в этой номинации приз жюри Григорий Ревзин даже заметил, что все это довольно пошло и слишком предсказуемо, «ведь целый год об одной только «Стрелке» и говорили». Впрочем, заслуги ее авторов из бюро Wowhaus отрицать бессмысленно – камерное пространство с деревянной волной амфитеатра и великолепной террасой бара очень уж полюбилось архитекторам. А народ, тем временем, проголосовал за решетчатые беседки в Марфино студии «ПланАР». Впрочем, авторы признались, что голосовали за них жители района – а это довольно солидный кворум.

Кстати, «Стрелку» некоторые голосовавшие предлагали передвинуть в более соответствующую ее масштабу номинацию «Дерево в отделке». Впрочем, тут и без нее собралось немало достойнейших работ. Жюри присудило победу «Дому Яхтсмена» в курорте «Пирогово» архитектора Светланы Головиной. Очень скромный снаружи и небольшой по площади, домик проявил все свое изящество в отделке – фасадах из навесных деревянных реек в чередовании с оргстеклом и интерьеров из благородного серого дуба. Большинство голосующих на сайте, в свою очередь, отдало предпочтение Александру Бродскому и его «Дому у пятой лунки» в том же «Пирогово». Это, кстати, самый крупный объект в портфолио мастерской Бродского – общая площадь составляет 1898 кв.м. Дом получился удивительный: он выглядит традиционным, но не подражает классике, в нем есть колонны и вроде бы даже классическая сетка прямоугольных окон на фасаде, но они современны. Дом скромен и величественен одновременно, а определить его истинные масштаб абсолютно невозможно. Боролся за победу в этой номинации и один из проектов, участвующих в выставке NEXT – т.н. «Хозблок» архитекторов Александра Эрмана и Дмитрия Михейкина. Это сооружение – часть загородной усадьбы, такой модернизированный КПП, в котором есть котельная и мастерская и оригинальный смотровой обход по периметру, чья «сакральность», как пишут авторы, восходит к древним пирамидам.

Пожалуй, самой однородной по составу проектов оказалась номинация «Арт-объект» – за награду тут состязались множество симпатичных вещиц из Кенозерского парка, фестиваля ГОРОДА и проч. Жюри выбрало победителем «Букву «Покой» мастерской «Сергей Киселев и Партнеры» для «Города Азъ», который создавался на городище Старая Рязань. Буква похожа на кабину для созерцания: вручавший приз архитектор Андрей Иванов признался, что лежать в ней здорово – «видишь прорезь над головой в виде себя самого, ощущаешь покой и свет…». Лидером народного голосования в этой номинации стал «Танк «Цветы павшим», который бюро «Дети Иофана» придумали для выставки на Винзаводе. Абрис танка смонтирован из деревянных реек, а его гусеницы затянуты черной драпировкой: война давит этим страшным орудием человеческие судьбы, которые символизируют живые гвоздики. Голосующим на сайте сдержанный пафос этой композиции очень понравился.

И только один раз глас народа совпал с профессиональным: в номинации «Интерьер» сообща наградили проект перестройки мансарды под названием «Деревянная курватура», который для передачи «Дачный ответ» разработали Дмитрий Александров и Вера Гапон. Оригинальный свод из деревянных реек создал уютное и камерное пространство с лавкой-подиумом по периметру.

Организаторы  Премии АРХИWOOD – компания HONKA и PR-агентство «Правила общения», официальный партнер Премии – курорт «Пирогово». Партнером номинации арт-объект выступила в этом году компания «Вектор Инвестментс». Куратор – Николай Малинин.
Церемония вручения премии. Фото Натальи Коряковской
Приз АРХИWOOD 2011. Фото Юлии Тарабариной
Награду вручают Александру Константинову
VolgaDacha. Бюро Bernaskoni. Борис Бернаскони, Олег Дьяченко, Павел Пришин.
«Дом на склоне». Кирилл Пернаткин. ЗАО «Автокомплект»
Дом в Захарово. АСБ «Карлсон и К». Олег Карлсон
Архприют. Иван Овчинников при участии Евгения Югая, Ольги Шаниной, Ольги Штыньковой, Олега Волкова, Антона Ценципера, Павла Терещенко, Андрея Ищенко, Артёма Терёхина, Елены Чикановой, Петра Климова, Никиты Ушакова, Александры Ушаковой, Марии Смольяниновой
zooming
Дом яхтсмена. Архитектурная мастерская «X.Y.Z.» Светлана Головина, при участии Юрия Назарова и Анны Метелкиной
«Стрелка». Архитектурное бюро Wowhaus. Дмитрий Ликин, Олег Шапиро, Ольга Рокаль, Анастасия Рычкова, Галина Серебрякова, ООО «Проект 3»
Офис удаленного доступа. Александр Константинов
Беседки в Марфино. Студия «ПланАР»
Буква «Покой». Архитектурная мастерская «Сергей Киселев и Партнеры». Ольга Пономаренко, Полина Илюшина, Андрей Бреславцев, Глеб Холопов
zooming
Дом у пятой лунки, курорт «Пирогово». Бюро «Александр Бродский». Александр Бродский, Ярослав Ковальчук, Надежда Корбут, Дарья Парамонова. Фото с сайта премии.


Мастерская:
WOWHAUS

27 Мая 2011

author pht

Автор текста:

Наталья Коряковская
comments powered by HyperComments
Пресса: Цивилизация Третьей Волны. Премия АРХИWOOD
26 мая прошла церемония награждения премии АРХИWOOD. Есть ощущение, что это лучшее событие Арх Москвы. Куратор Николай Малинин проявил интуицию, придумав в 2010 году премию по деревянной архитектуре. У деревянного дома на земле есть выигрышное качество – его бесспорность и нужность людям и ландшафту.
Посчитали прищепки
26 мая в рамках «Арх Москвы» состоялась церемония награждения лауреатов премии за лучшее архитектурное сооружение из дерева «АРХИWOOD 2011». В каждой номинации было по два победителя – одного выбрало профессиональное жюри, второй определился по итогам народного голосования.
Пресса: Премия АРХИWOOD 2011: народное голосование началось
Экспертный совет премии АРХИWOOD определил шорт-лист конкурса текущего года. К выбору лучших деревянных объектов приглашаются все желающие. «Народное» голосование проходит на сайте www.archiwood.ru в разделе Голосование / Номинанты/ Шорт-лист в период с 16 по 26 мая 2011 года.
Самое новое деревянное: начинается голосование по...
Премия АРХИWOOD – за лучшее архитектурное сооружение с использованием дерева – будет вручаться в этом году второй раз. Генеральный партнер и организатор проекта – компания «Росса Ракенне СПб» (эксклюзивный дистрибьютор HONKA), соорганизатор – PR-Агентство «Правила общения», официальный партнер Премии в этом году – курорт «Пирогово». На прошлой неделе Экспертный совет Премии определил шорт-лист, сегодня начинается интернет-голосование – на сайте www.archiwood.ru. О том, как изменяющийся набор номинаций отражает актуальные тенденции в современной деревянной архитектуре, рассказывает куратор Премии Николай Малинин.
Технологии и материалы
Парк чудес. Сквозной лейтмотив клинкера
В подмосковной частной школе Wunderpark, которую называют российским Хогвартсом, авангардная архитектура проявила магические свойства материалов. Благородный клинкерный кирпич Hagemeister оттенил футуристичность бетона и стекла.
«Том Сойер Фест» возрождает красоту старинных зданий
Вот уже 5 лет в разных регионах России проходит уникальный фестиваль по сохранению архитектурного наследия «Том Сойер Фест». Волонтеры и неравнодушные спонсоры помогают спасти здания, которые долгие годы стояли без реставрации и разрушались. И это не просто старые дома – это наше уходящее достояние. Более 40 городов принимают участие в фестивале. В Нижнем Новгороде партнером «Том Сойер Фест» стала австрийская компания Baumit.
Open Spaces
Проект Solo Houses, реализуемый в одном из живописных пригородных районов Испании – это двенадцать экспериментальных жилых домов, гармонично сосуществующих с природным окружением. Ярким дизайнерским акцентом некоторых из них становятся ванны Bette из глазурованной стали.
Пленение плетением
Самое известное применение перфорированной кирпичной стены, сквозь которую проникает солнечный свет, принадлежит швейцарскому архитектору Петеру Цумтору. Идею подхватили другие авторы. Новые тенденции в области кирпичной кладки и старые секреты красивых фасадов – в нашем обзоре.
Строительный материал от Адама
Представляем победителей премии в области кирпичной архитектуры Brick Award 20, учрежденной компанией Wienerberger. Ими стали шесть команд архитекторов из Польши, Руанды, Индии, Испании, Нидерландов и Мексики.
Креативный подход: Baumit CreativTop
Моделируемая штукатурка CreativTop – это насыщенные цвета, глубокие рельефные поверхности, интересные сочетания и комбинации текстур и огромные возможности дизайна.
Сейчас на главной
Уолт Дисней, Альдо Росси и другие
В издательстве Strelka Press вышла книга Деяна Суджича «Язык города», посвященная силам и обстоятельствам, делающим город городом. Публикуем фрагмент о градостроительной деятельности Уолта Диснея и его корпорации.
Амир Идиатулин: «Главное – объект должен быть тебе...
IND architects стали ньюсмейкерами завершающегося года: выиграли два иностранных конкурса, поучаствовали в трех международных консорциумах, завершили реконструкцию здания первого детского хосписа в Москве для фонда Нюты Федермессер. Основатель и руководитель бюро Амир Идиатулин – об основных принципах работы: самым важным архитекторы считают увлеченность темой, стремятся к универсальности, с жюри и заказчиками не заигрывают, стоимость работы рассчитывают по человеко-часам.
Красная ботаника
Жилой комплекс рядом с петербургским Ботаническим садом невысок и уютно-контекстуален. На основе современного средового и орнаментального модернизма он совмещает аллюзии на соседние исторические здания и тему флорального декора, также продиктованную гением места.
Занавес из фибробетона
Реконструкция театра начала XX века в Эврё включает напоминающие занавес фасады из фибробетона толщиной 8 см и весом 11,2 тонн. Авторы проекта – бюро Opus 5.
Градсовет Петербурга 25.11.2020
Градсовет обсудил жилой квартал по проекту «Студии-44», интегрированный в историческую среду Бумагопрядильной фабрики, а также предложение по символическому восстановлению фабричных труб. Единодушную и высокую оценку работы сопровождали многочисленные сомнения относительно качества будущей жилой среды.
Власть – советам
На дискуссии «Создавая будущее: инструменты влияния на облик города» вопросы согласования проектов были рассмотрены в разных аспектах, от формального до эмоционального. Андрей Гнездилов и Александра Кузьмина заявили о необходимости вернуть понятие эскизной концепции в законодательное поле.
Лес и башни
Перед авторами проекта ЖК «В самом сердце Пушкино» стояла непростая задача: сохранить существующий на участке лесопарк, уместив на нем жилой комплекс достаточно высокой плотности. Так появились три башни на краю леса с развитыми общественными пространствами в стилобатах и элегантными «защипами» в венчающей части 18-этажных объемов.
Жить у воды
Рассказываем об итогах конкурса на проект ЖК «Кристальный» на берегу водохранилища в Воронеже и концепцию благоустройства прилегающей территории – Спортивной набережной.
И овцы сыты
Дом четы архитекторов, Каспера и Лесли Морк-Ульнес, в горах Норвегии использует традиционные методы строительства из дерева и служит также убежищем для овец.
ТПО «Резерв» в ретроспективе и перспективе
В новой книге ТПО «Резерв» издательства Tatlin собраны проекты за последние 20 лет. Один из авторов книги, Мария Ильевская, рассказала нам об основных вехах рассмотренного периода: от дома в проезде Загорского до ВТБ Арена Парка, и о презентации книги, состоявшейся 13 ноября на Зодчестве.
Шоу-рум в ландшафте
Павильон девелопера OCT представляет красоты пейзажа покупателям квартир в очередном «новом городе» на востоке Китая. Авторы проекта шоу-рума – шанхайское бюро Lacime Architects.
Бинокулярный взгляд на культуру
Музей Западной Австралии «Була Бардип» в Перте по проекту бюро Hassell и OMA предлагает экспозицию, одновременно учитывающую аборигенный и западный взгляд на историю и культуру.
Юлий Борисов: «Мы должны быть гибкими, но не терять...
Особенность развития архитектурной компании UNK project – в постоянном поэтапном росте и спланированном изменении структуры. Это тяжело, но эффективно. Юлий Борисов рассказал нам о недавней трансформации компании, о ее сформулированных ценностях и миссии, а также – о пользе ТРИЗ для конкурсной практики, личностном росте и сложностях роста бюро, параллелизме рационального расчета и иррационального творчества, упорстве и осознанности.
Театральный бастион
Бюро Nieto Sobejano выиграло конкурс на проект большого театрального центра на окраине Парижа: основой для него станут декорационные мастерские Шарля Гарнье конца XIX века.
Пресса: Игра на понижение, или в чем проблема нового «Нового...
Обсуждение на Архсовете Москвы второй итерации проекта бюро «Восток» для школы «Новый взгляд» в ЖК «Садовые кварталы» вышло ожидаемо резонансным. Оно подтвердило догадки, возникшие этим летом после победы в конкурсе первой итерации, и поставило ребром вопрос о том, по назначению ли российские заказчики используют такой эффективный инструмент повышения качества архитектуры, как архитектурные конкурсы.
Умер Сергей Бархин
Сегодня в возрасте 82 лет скончался Сергей Бархин, известный прежде всего как театральный художник, но также выпускник МАРХИ, участник «бумажных» конкурсов 1980-х, художник, поэт.
«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69
Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.
Кирпич как связующее
Исторический комплекс почтамта – телеграфа – телефонной станции на юго-западе Берлина архитекторы GRAFT приспособили под офисы, магазины и рестораны, а также добавили два новых жилых корпуса.
Кирпич и фарфор
Музей Императорской печи в Цзиндэчжэне на юго-востоке Китая в прямом и переносном смысле построен вокруг тысячелетней традиции создания фарфора. Авторы проекта – пекинские архитекторы Studio Zhu-Pei.
Шкаф с культурой
Рассказываем о том, как районная библиотека в позднесоветском здании превратилась в актуальное общественное пространство и центр культурной жизни спального района.
Две школы: о лауреатах «Зодчества» 2020
Главную премию, Хрустальный Дедал, вручили школе Wunderpark Антона Нагавицына, премию Татлин за лучший проект получил кампус ИТМО «Студии 44» Никиты Явейна. Показываем и перечисляем все проекты и постройки, получившие золотые и серебряные знаки, а также дипломы фестиваля Зодчество.
Простор для творчества
Результат сотрудничества европейского заказчика и компании «Архиматика» – бизнес-центр со сложным фасадом, умными планировками и сертификатом BREEAM.
Градсовет удаленно 11.11.2020
На очередном дистанционном заседании Градсовет обсудил микрорайон рядом с Пулковской обсерваторией и жилой комплекс эконом-класса с видом на Неву.
Живее всех живых
В Гостином дворе открылся фестиваль «Зодчество» с темой «Вечность». Его куратор Эдуард Кубенский заполнил множеством смелых – и вообще разных – инсталляций пространство, освобожденное кризисным временем. Давая тем самым надежду на обновление и утверждая, надо думать, что фестиваль жив.
ATRIUM: «Один довольный заказчик должен приносить тебе...
Вера Бутко и Антон Надточий, известные 20 лет назад смелыми проектами интерьеров и частных домов, сейчас строят большие жилые районы в Москве, участвуют в конкурсах наравне с западными «звездами», активно работают со значительными проектами не только в России, но и на постсоветском пространстве. Мы поговорили с архитекторами об их творческом пути, его этапах и истории успеха.
Спит кирпич, и ему снится
Великая московская стена, ограждающая Москву по линии МКАДа, дом-звонница, башня-рудимент, имитация воды и вышивка кирпичом. Представляем проекты-победители первого всероссийского архитектурного Кирпичного конкурса, в которых традиционный материал приобретает новые выразительные качества и смелое концептуальное осмысление.
На три счета
Складной дом Brette складывается на шарнирах и укладывается на платформу грузовика. Он состоит их трех модулей, его разбирают за три часа, площадь при этом увеличивается в три раза. Дом изготовлен в Латвии и уже выдержал один переезд.
Парение свечей
Проект установки памятного знака журналистам, погибшим при исполнении профессионального долга – победившая в конкурсе работа скульптора Бориса Чёрствого, умершего в этом году, и архитекторов Алексея и Натальи Бавыкиных – не слишком типичный для современной Москвы, и поэтому актуальный и важный памятник.
Магнитные линии
Магазин на флагманском автозаправочном комплексе компании KLO строится сейчас в Киеве по проекту Dmytro Aranchii Architects.
Архсовет Москвы – 68
Архсовет, состоявшийся во вторник и отправивший на доработку проект ЖК «Слава» архитектурной компании DYER Филиппа Болла и MR Group, вызвал достаточно бурное обсуждение в сети. Рассказываем, кто и что сказал, подробнее.
Архитектурная среда и дизайн-2020
Дипломные работы выпускников кафедры «Архитектурная среда и дизайн» Института бизнеса и дизайна: двухдневный туристический маршрут, реновация биологической станции, восстановление реки и интерьер квартиры в Доме Наркомфина.
Изгибы среди деревьев
Корпус визуальных искусств в пенсильванском колледже по проекту Стивена Холла получил криволинейный план, чтобы сберечь 200-летние деревья вокруг.