Самое новое деревянное: начинается голосование по премии «АРХИWOOD 2011»

Премия АРХИWOOD – за лучшее архитектурное сооружение с использованием дерева – будет вручаться в этом году второй раз. Генеральный партнер и организатор проекта – компания «Росса Ракенне СПб» (эксклюзивный дистрибьютор HONKA), соорганизатор – PR-Агентство «Правила общения», официальный партнер Премии в этом году – курорт «Пирогово». На прошлой неделе Экспертный совет Премии определил шорт-лист, сегодня начинается интернет-голосование – на сайте www.archiwood.ru. О том, как изменяющийся набор номинаций отражает актуальные тенденции в современной деревянной архитектуре, рассказывает куратор Премии Николай Малинин.

author pht

Автор текста:
Николай Малинин

14 Мая 2011
mainImg
У музыкантов считается, что второй альбом – самое страшное испытание. Первый – как новость – все приняли, третий (если будет) – само по себе прекрасно, а вот второй – главная засада. Заходя на второй круг, мы тоже, конечно, волнуемся. Работ на конкурс пришло меньше, чем в прошлом году. Немного обидно, но понятно: Экспертный совет принял решение отменить номинацию «проект», а она в прошлом году составила долю почти львиную. Отменили же потому, что по итогам первого конкурса лишний раз убедились: в дереве проектное решение имеет меньшую ценность, чем реализация. Хотя архитектор Юрий Горохов из Рязани тут же нам написал, что «мы лишаем аудиторию (и потенциальных заказчиков) возможности увидеть массу интересных идей», и что вообще «мыслить в дереве – тоже очень важно».

Конечно, важно, но проведенная нами весной в Музее архитектуры выставка «Уилл Прайс. Параллели» продемонстрировала такое богатство мысли, воплощенной в дереве по всему миру за последние 10 лет, что стало неловко. Проектируют из дерева вещи фантастические – и строят! Кроме того, сократилась география Премии – возможно, из-за того, что прошлогодними победителями стали сплошь москвичи. Но это – логичное следствие строгого судейства. Да, организаторы считают делом чести «открывать новые таланты» (как записано в Положении о Премии), и прошлогодний урожай интересных объектов со всей страны был впечатляющим, но в честной борьбе пока все равно побеждают лидеры профессии: Александр Бродский, Дмитрий Долгой, Николай Лютомский. Впрочем, молодых победителей тоже хватало: Петр Костелов, Сергей Гикало и Александр Купцов, Федор Арзаманов и Татьяна Бродач, бюро INN GROUP.

Споры же о номинациях на заседании Экспертного совета разгорелись нешуточные – и это радует как свидетельство осмысленности процесса. Учреждая премию, мы решили, что номинации каждый год Совет будет определять, исходя из поданного на конкурс материала – чтобы не упустить ничего интересного и, наоборот, не подбирать победителя ради номинации. Решение, может, и спорное, но зато теперь мы видим, что эта – почти бюрократическая! – процедура сама становится отражением реальной ситуации. Например, в этом году собрался большой урожай всевозможных надстроек, пристроек и всего того, что в западной архитектуре давно получило официальное имя parasite – это некий объект, прилипающий к телу существующего здания. Но номинацию «Паразит», предложенную Алексеем Муратовым, решили все же не учреждать. Хотя здесь могла бы развернуться увлекательная борьба между объектом Дмитрия Кондрашова (деревянная мини-спа площадью 11 кв.м на крыше дома в центре Москвы) и деревянной надстройкой, радикально преобразившей бетонный гараж (бюро METATECTURE).

Зато появилась номинация «Дизайн городской среды» – и это отдельный повод для радости. В прошлый раз деревянных объектов в городе не было вообще – а теперь их с десяток. Конечно, все они связаны с разного рода фестивалями, то есть невелики, временны и локальны, но это все равно шаг вперед. Тем более что мы продолжаем мечтать о выставке «Дерево в городе», на которой хотим показать, как современная деревянная архитектура нежно, но властно покоряет европейские города – один «Зонтик» Юргена Майера в Севилье чего стоит! Главным же российским прорывом в этой сфере является «Стрелка» – теперь ставшая и законным фаворитом в этой номинации.

Тут, конечно, снова возникает методологическая проблема: как можно равнять большую «Стрелку» с маленькими (но от того не менее важными) беседками в Марфино бюро «ПланАР»? Равнять, действительно, сложно, но и бесконечно множить список номинаций – значит, размывать суть. Тем более что список их и так радикально обновился: номинация «Конструктив» (за отсутствием внятного количества объектов) была упразднена, зато появились еще две новые: «Интерьер» и «Малый объект». В первой сошлись очень разные сюжеты: «дерево как объем» (красная труба магазина игрушек Алексея Невзорова), «дерево как отделка» (22 вида шпона в киевском зале Филиппа Пищика), «дерево как конструкция» («Деревянная курватура» Дмитрия Александрова и Веры Гапон), «дерево как объединяющий элемент» (екатеринбургский «Яндекс» Арсения Борисенко и Петра Зайцева) – что из этого чудесного набора выбрать (и как), я лично не знаю.

«Малый объект» – по количеству вышедших в шорт-лист объектов – в этом году сравнялся с номинацией «Загородный дом», а главная заслуга здесь принадлежит передаче канала НТВ «Дачный ответ». Именно по ее инициативе архитекторы сооружают на дачных участках безропотных подопытных удивительные объекты, и определить фаворита здесь крайне сложно: сравните беседки Анны Щетининой, Ивана Качалова, Анны Лепехи… Мощную конкуренцию им составляют «Архприют» Ивана Овчинникова, возведенный на горнолыжном курорте Шуколово за одни сутки, и «Удаленный офис» Александра Константинова, даривший гостям прошлогоднего фестиваля «Арх-Стояние» в Никола-Ленивце не только интернет, но и чудесное пространство.

Номинация же «Загородный дом» появилась лишь в этом году – в прошлый раз дома и беседки были объединены номинацией «Функция». Это решение было результатом дискуссии между двумя ведущими архитектурными критиками – Григорием Ревзиным и Дмитрием Фесенко. В том году Совет взял сторону первого, в этом – согласился с доводами последнего. В прошлом году рекордсменом в этом жанре оказался Николай Белоусов, самый последовательный энтузиаст деревянной архитектуры: из поданных им на Премию 9 построек и 11 проектов 9 работ прошли в шорт-лист. В этом году на это звание претендует уже Олег Карлсон – другой видный специалист по дереву. Конечно, его дом в Захарове выпадает из общей модернистской линии Премии, но именно то, что Карлсон демонстрирует умение сделать современный деревянный дом в классическом ключе, эксперты сочли не менее важным. Поспорят с ним за Премию как подмосковные объекты мэтров (Тотана Кузембаева и Николая Белоусова), так и дома, построенные под Петербургом, Нижним Новгородом, Новокузнецком, Новосибирском, в Тверской области.

Перечисляя участников этих историй (телеканал, горнолыжный курорт, фестивали, крупные компании), мы рады констатировать, что деревянная архитектура завоевывает самые разные сферы жизни. Хотя и ясно, что главным полигоном для самых острых экспериментов с деревом остается жанр арт-объекта. Отрадно, что в этом году в лонг-листе присутствуют работы не только от их традиционного «поставщика» – фестиваля «Города», но и от его кенозерского соратника – фестиваля «КенАрт». А у самой номинации появился спонсор – компания «Вектор Инвестментс», которая грозит превратить территорию Истринской долины в такой же рай для арт-объектов.

Ну, а самый мощный набор имен сошелся в номинации «Дерево в отделке»: Тотан Кузембаев, Александр Бродский, Дмитрий Долгой, Светлана Головина, бюро ДНК, прошлогодние победители Сергей Гикало и Александр Купцов. В футбольных жеребьевках такое называется «группой смерти», так что жюри предстоит очень сложная работа. В него в этом году вошли архитекторы Владимир Плоткин, Николай Лютомский, Александр Ермолаев, Федор Арзаманов (еще один прошлогодний победитель), специалист по деревянным городам Андрей Иванов, архитектурные критики Елена Гонсалес, Александр Ложкин и Николай Малинин.

Всего же в шорт-лист вышло 44 работы. Все они представлены на сайте Премии, а, кроме того, войдут в ее каталог и будут экспонированы на выставке АРХИWOOD 2011, которая состоится в ЦДХ в рамках выставки «Арх-Москва». Развернута она будет на том же месте, что и в прошлом году – прямо у входа в здание, а над ее дизайном работает Антон Кочуркин – автор экспозиции выставки «Уилл Прайс. Параллели», которая сейчас, кстати, демонстрируется в Вологде, возбуждая у вологжан закономерное желание не только хранить деревянное наследие, но и преумножать его. Что, собственно, и является главной задачей Премии: доказать, что дерево это традиционно, но современно, просто, но красиво, модно, но вечно.

А поспособствовать этому мы приглашаем всех вас: для этого надо просто зайти на сайт www.archiwood.ru и отдать – в каждой номинации – свой голос за понравившийся вам объект!
zooming
Члены Экспертного совета Премии
Заседание Экспертного совета Премии
«Уроборос». Команда ReHouse. Фестиваль «Города», Греция
Офис удаленного доступа. Александр Константинов. Никола-Ленивец, Калужская обл., Фестиваль «Архстояние-2010»
zooming
Дом-мост. Архитектурная мастерская Белоусова Н.В.
zooming
«Дом у пятой лунки» курорт «Пирогово». Архитектор Александр Бродский
zooming
«Стрелка». Архитектурное бюро Wowhaus
zooming
Беседки в Марфино. Студия «ПланАР»
zooming
Буква «Покой». Архитектурная мастерская «Сергей Киселев и Партнеры»
zooming
Буква «Азъ». Доната Богородская
zooming
Беседка для передачи «Дачный ответ». АДБ «Терра»
zooming
Беседка для передачи «Дачный ответ». Алексей Николашин
zooming
Магазин игрушек «Играем вместе». «АрхПроект-3»
zooming
Офис Yandex в Екатеринбурге. Za Bor Architects
zooming
Фитнес-центр. Антон Кочуркин, Дарья Бутахина
zooming
Детская площадка «Еж». ООО «Архитектурная мастерская Тотана Кузембаева»


14 Мая 2011

author pht

Автор текста:

Николай Малинин
comments powered by HyperComments
Пресса: Цивилизация Третьей Волны. Премия АРХИWOOD
26 мая прошла церемония награждения премии АРХИWOOD. Есть ощущение, что это лучшее событие Арх Москвы. Куратор Николай Малинин проявил интуицию, придумав в 2010 году премию по деревянной архитектуре. У деревянного дома на земле есть выигрышное качество – его бесспорность и нужность людям и ландшафту.
Посчитали прищепки
26 мая в рамках «Арх Москвы» состоялась церемония награждения лауреатов премии за лучшее архитектурное сооружение из дерева «АРХИWOOD 2011». В каждой номинации было по два победителя – одного выбрало профессиональное жюри, второй определился по итогам народного голосования.
Пресса: Премия АРХИWOOD 2011: народное голосование началось
Экспертный совет премии АРХИWOOD определил шорт-лист конкурса текущего года. К выбору лучших деревянных объектов приглашаются все желающие. «Народное» голосование проходит на сайте www.archiwood.ru в разделе Голосование / Номинанты/ Шорт-лист в период с 16 по 26 мая 2011 года.
Самое новое деревянное: начинается голосование по...
Премия АРХИWOOD – за лучшее архитектурное сооружение с использованием дерева – будет вручаться в этом году второй раз. Генеральный партнер и организатор проекта – компания «Росса Ракенне СПб» (эксклюзивный дистрибьютор HONKA), соорганизатор – PR-Агентство «Правила общения», официальный партнер Премии в этом году – курорт «Пирогово». На прошлой неделе Экспертный совет Премии определил шорт-лист, сегодня начинается интернет-голосование – на сайте www.archiwood.ru. О том, как изменяющийся набор номинаций отражает актуальные тенденции в современной деревянной архитектуре, рассказывает куратор Премии Николай Малинин.
Технологии и материалы
Парк чудес. Сквозной лейтмотив клинкера
В подмосковной частной школе Wunderpark, которую называют российским Хогвартсом, авангардная архитектура проявила магические свойства материалов. Благородный клинкерный кирпич Hagemeister оттенил футуристичность бетона и стекла.
«Том Сойер Фест» возрождает красоту старинных зданий
Вот уже 5 лет в разных регионах России проходит уникальный фестиваль по сохранению архитектурного наследия «Том Сойер Фест». Волонтеры и неравнодушные спонсоры помогают спасти здания, которые долгие годы стояли без реставрации и разрушались. И это не просто старые дома – это наше уходящее достояние. Более 40 городов принимают участие в фестивале. В Нижнем Новгороде партнером «Том Сойер Фест» стала австрийская компания Baumit.
Open Spaces
Проект Solo Houses, реализуемый в одном из живописных пригородных районов Испании – это двенадцать экспериментальных жилых домов, гармонично сосуществующих с природным окружением. Ярким дизайнерским акцентом некоторых из них становятся ванны Bette из глазурованной стали.
Пленение плетением
Самое известное применение перфорированной кирпичной стены, сквозь которую проникает солнечный свет, принадлежит швейцарскому архитектору Петеру Цумтору. Идею подхватили другие авторы. Новые тенденции в области кирпичной кладки и старые секреты красивых фасадов – в нашем обзоре.
Строительный материал от Адама
Представляем победителей премии в области кирпичной архитектуры Brick Award 20, учрежденной компанией Wienerberger. Ими стали шесть команд архитекторов из Польши, Руанды, Индии, Испании, Нидерландов и Мексики.
Креативный подход: Baumit CreativTop
Моделируемая штукатурка CreativTop – это насыщенные цвета, глубокие рельефные поверхности, интересные сочетания и комбинации текстур и огромные возможности дизайна.
Сейчас на главной
Уолт Дисней, Альдо Росси и другие
В издательстве Strelka Press вышла книга Деяна Суджича «Язык города», посвященная силам и обстоятельствам, делающим город городом. Публикуем фрагмент о градостроительной деятельности Уолта Диснея и его корпорации.
Амир Идиатулин: «Главное – объект должен быть тебе...
IND architects стали ньюсмейкерами завершающегося года: выиграли два иностранных конкурса, поучаствовали в трех международных консорциумах, завершили реконструкцию здания первого детского хосписа в Москве для фонда Нюты Федермессер. Основатель и руководитель бюро Амир Идиатулин – об основных принципах работы: самым важным архитекторы считают увлеченность темой, стремятся к универсальности, с жюри и заказчиками не заигрывают, стоимость работы рассчитывают по человеко-часам.
Красная ботаника
Жилой комплекс рядом с петербургским Ботаническим садом невысок и уютно-контекстуален. На основе современного средового и орнаментального модернизма он совмещает аллюзии на соседние исторические здания и тему флорального декора, также продиктованную гением места.
Занавес из фибробетона
Реконструкция театра начала XX века в Эврё включает напоминающие занавес фасады из фибробетона толщиной 8 см и весом 11,2 тонн. Авторы проекта – бюро Opus 5.
Градсовет Петербурга 25.11.2020
Градсовет обсудил жилой квартал по проекту «Студии-44», интегрированный в историческую среду Бумагопрядильной фабрики, а также предложение по символическому восстановлению фабричных труб. Единодушную и высокую оценку работы сопровождали многочисленные сомнения относительно качества будущей жилой среды.
Власть – советам
На дискуссии «Создавая будущее: инструменты влияния на облик города» вопросы согласования проектов были рассмотрены в разных аспектах, от формального до эмоционального. Андрей Гнездилов и Александра Кузьмина заявили о необходимости вернуть понятие эскизной концепции в законодательное поле.
Лес и башни
Перед авторами проекта ЖК «В самом сердце Пушкино» стояла непростая задача: сохранить существующий на участке лесопарк, уместив на нем жилой комплекс достаточно высокой плотности. Так появились три башни на краю леса с развитыми общественными пространствами в стилобатах и элегантными «защипами» в венчающей части 18-этажных объемов.
Жить у воды
Рассказываем об итогах конкурса на проект ЖК «Кристальный» на берегу водохранилища в Воронеже и концепцию благоустройства прилегающей территории – Спортивной набережной.
И овцы сыты
Дом четы архитекторов, Каспера и Лесли Морк-Ульнес, в горах Норвегии использует традиционные методы строительства из дерева и служит также убежищем для овец.
ТПО «Резерв» в ретроспективе и перспективе
В новой книге ТПО «Резерв» издательства Tatlin собраны проекты за последние 20 лет. Один из авторов книги, Мария Ильевская, рассказала нам об основных вехах рассмотренного периода: от дома в проезде Загорского до ВТБ Арена Парка, и о презентации книги, состоявшейся 13 ноября на Зодчестве.
Шоу-рум в ландшафте
Павильон девелопера OCT представляет красоты пейзажа покупателям квартир в очередном «новом городе» на востоке Китая. Авторы проекта шоу-рума – шанхайское бюро Lacime Architects.
Бинокулярный взгляд на культуру
Музей Западной Австралии «Була Бардип» в Перте по проекту бюро Hassell и OMA предлагает экспозицию, одновременно учитывающую аборигенный и западный взгляд на историю и культуру.
Юлий Борисов: «Мы должны быть гибкими, но не терять...
Особенность развития архитектурной компании UNK project – в постоянном поэтапном росте и спланированном изменении структуры. Это тяжело, но эффективно. Юлий Борисов рассказал нам о недавней трансформации компании, о ее сформулированных ценностях и миссии, а также – о пользе ТРИЗ для конкурсной практики, личностном росте и сложностях роста бюро, параллелизме рационального расчета и иррационального творчества, упорстве и осознанности.
Театральный бастион
Бюро Nieto Sobejano выиграло конкурс на проект большого театрального центра на окраине Парижа: основой для него станут декорационные мастерские Шарля Гарнье конца XIX века.
Пресса: Игра на понижение, или в чем проблема нового «Нового...
Обсуждение на Архсовете Москвы второй итерации проекта бюро «Восток» для школы «Новый взгляд» в ЖК «Садовые кварталы» вышло ожидаемо резонансным. Оно подтвердило догадки, возникшие этим летом после победы в конкурсе первой итерации, и поставило ребром вопрос о том, по назначению ли российские заказчики используют такой эффективный инструмент повышения качества архитектуры, как архитектурные конкурсы.
Умер Сергей Бархин
Сегодня в возрасте 82 лет скончался Сергей Бархин, известный прежде всего как театральный художник, но также выпускник МАРХИ, участник «бумажных» конкурсов 1980-х, художник, поэт.
«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69
Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.
Кирпич как связующее
Исторический комплекс почтамта – телеграфа – телефонной станции на юго-западе Берлина архитекторы GRAFT приспособили под офисы, магазины и рестораны, а также добавили два новых жилых корпуса.
Кирпич и фарфор
Музей Императорской печи в Цзиндэчжэне на юго-востоке Китая в прямом и переносном смысле построен вокруг тысячелетней традиции создания фарфора. Авторы проекта – пекинские архитекторы Studio Zhu-Pei.
Шкаф с культурой
Рассказываем о том, как районная библиотека в позднесоветском здании превратилась в актуальное общественное пространство и центр культурной жизни спального района.
Две школы: о лауреатах «Зодчества» 2020
Главную премию, Хрустальный Дедал, вручили школе Wunderpark Антона Нагавицына, премию Татлин за лучший проект получил кампус ИТМО «Студии 44» Никиты Явейна. Показываем и перечисляем все проекты и постройки, получившие золотые и серебряные знаки, а также дипломы фестиваля Зодчество.
Простор для творчества
Результат сотрудничества европейского заказчика и компании «Архиматика» – бизнес-центр со сложным фасадом, умными планировками и сертификатом BREEAM.
Градсовет удаленно 11.11.2020
На очередном дистанционном заседании Градсовет обсудил микрорайон рядом с Пулковской обсерваторией и жилой комплекс эконом-класса с видом на Неву.
Живее всех живых
В Гостином дворе открылся фестиваль «Зодчество» с темой «Вечность». Его куратор Эдуард Кубенский заполнил множеством смелых – и вообще разных – инсталляций пространство, освобожденное кризисным временем. Давая тем самым надежду на обновление и утверждая, надо думать, что фестиваль жив.
ATRIUM: «Один довольный заказчик должен приносить тебе...
Вера Бутко и Антон Надточий, известные 20 лет назад смелыми проектами интерьеров и частных домов, сейчас строят большие жилые районы в Москве, участвуют в конкурсах наравне с западными «звездами», активно работают со значительными проектами не только в России, но и на постсоветском пространстве. Мы поговорили с архитекторами об их творческом пути, его этапах и истории успеха.
Спит кирпич, и ему снится
Великая московская стена, ограждающая Москву по линии МКАДа, дом-звонница, башня-рудимент, имитация воды и вышивка кирпичом. Представляем проекты-победители первого всероссийского архитектурного Кирпичного конкурса, в которых традиционный материал приобретает новые выразительные качества и смелое концептуальное осмысление.
На три счета
Складной дом Brette складывается на шарнирах и укладывается на платформу грузовика. Он состоит их трех модулей, его разбирают за три часа, площадь при этом увеличивается в три раза. Дом изготовлен в Латвии и уже выдержал один переезд.
Парение свечей
Проект установки памятного знака журналистам, погибшим при исполнении профессионального долга – победившая в конкурсе работа скульптора Бориса Чёрствого, умершего в этом году, и архитекторов Алексея и Натальи Бавыкиных – не слишком типичный для современной Москвы, и поэтому актуальный и важный памятник.
Магнитные линии
Магазин на флагманском автозаправочном комплексе компании KLO строится сейчас в Киеве по проекту Dmytro Aranchii Architects.
Архсовет Москвы – 68
Архсовет, состоявшийся во вторник и отправивший на доработку проект ЖК «Слава» архитектурной компании DYER Филиппа Болла и MR Group, вызвал достаточно бурное обсуждение в сети. Рассказываем, кто и что сказал, подробнее.
Архитектурная среда и дизайн-2020
Дипломные работы выпускников кафедры «Архитектурная среда и дизайн» Института бизнеса и дизайна: двухдневный туристический маршрут, реновация биологической станции, восстановление реки и интерьер квартиры в Доме Наркомфина.
Изгибы среди деревьев
Корпус визуальных искусств в пенсильванском колледже по проекту Стивена Холла получил криволинейный план, чтобы сберечь 200-летние деревья вокруг.