Так что особенно примечательно, что именно власти небольшого северного города Белоярский с населением около 20 тысяч жителей и средней температурой воздуха зимой около 43 градусов мороза инициировали строительство по-настоящему инновационного детского сада. В 2014 проект АБ «Сити-Арх» казался настолько далеким от традиционного видения, что перспектива его реализации выглядела туманной и требовала серьезного реформирования нормативной базы. Отчасти поэтому реализация растянулась более чем на семь лет.
Как рассказал главный архитектор и управляющий партнер бюро «Сити-Арх» Антон Лукомский, на начальном этапе авторы проекта тесно сотрудничали с создателями образовательной программы «Югорский Трамплин», разработанной специально для ХМАО, а также подробно изучали европейские и мировые стандарты современного образования, основанные на принципах комплексного подхода к развитию и воспитанию детей. В результате появилась нетипичная планировка ДОУ, которая позволяет детям разных возрастов общаться друг с другом.
Помимо создания современной образовательной среды, перед архитекторами стояли непростые задачи оптимизировать площадь и добиться энергоэффективности здания в условиях Крайнего Севера. Еще более сложным оказался процесс согласования проекта и прохождения с ним экспертизы с учетом жестких строительных и санитарных норм, которые в большинстве своем на тот момент давно устарели.
Борьба с ограничениями и бюрократический процесс существенно затянули процесс строительства.
«Для реализации данного проекта совместно с Минстроем, Министерством образования и Роспотребнадзором пришлось урегулировать нормативную базу. Меняли пожарные нормы, САНПИНы и многое другое. В итоге нам все-таки удалось пройти экспертизу и практически без изменений при ограниченном бюджете реализовать государственный проект, заказчиком которого выступал Департамент образования Ханты-Мансийского округа».
Если поставленную перед авторами задачу спроектировать детский сад, основанный на принципах современной педагогики, можно понять как смысловой вызов, – то местоположение стало вызовом природно-географическим. Здание построено в новом жилом микрорайоне 3А. Территорию участка с одной стороны ограничивает улица Мира, с другой – большое озеро Школьное, которое служит естественной восточной границей города и является частью масштабной системы рек, ручьев, проток, озер и болот – в Белоярском районе их около тысячи. Вечная мерзлота сочетается здесь с заболоченной влажной местностью, кроме того, город – небольшой, расположен далеко от крупных населенных пунктов, а период относительно комфортной доставки стройматериалов невелик: до ближайшей железнодорожной станции Приобье – 240 км зимой и 48 км летом при использовании паромной переправы.
И между тем, если проектирование и согласование заняло шесть лет, то стройку удалось провести быстро и уместить примерно в один год – работы начали в 2020 году, в начале мая 2021 состоялось торжественное открытие.
«Оказалось, что все европейские методики при строительстве детского сада в таком суровом климате не работают, – рассказал Антон Лукомский. – Поэтому, чтобы добиться хороших показателей по энергоэффективности, нам пришлось провести своего рода научную работу, предполагающую и серьезную аналитику, и энергомоделирование».
Авторы взяли за основу концепцию passive house, которая предполагает, в числе прочего, эффективное расположение относительно сторон света. Здание смещено в северную часть участка – спокойного и плоского, без перепадов. Тем самым освещенная южная сторона максимально освобождена для спортивных и игровых площадок.
По структуре можно вычленить два основных объема, формирующих здание: вытянутый двухэтажный с групповыми комнатами, ориентированный на юг, и примыкающий к нему с севера ромбовидный в плане блок со скатной кровлей. Кровля понижается с юга на север, защищая объем от холодных ветров. Под ее скосом разместились музыкальный и спортивный залы, бассейн, медицинский кабинет, пищеблок с кухней, оборудованной отдельным входом и загрузкой, а также технические, бытовые и административные помещения. То есть все то, что не требует большого количества света и в целом может обойтись минимальным количеством окон для сохранения тепла. При этом с юга окна – большие, квадратные, с трехкамерными стеклопакетами – ловят максимум солнечных лучей и по своей теплотехнике практически не уступают стенам, зашитым минераловатным утеплителем толщиной 400 мм. В период короткого, но солнечного лета в Белоярском те же окна защищают помещения от перегрева благодаря специальному мультифункциональному напылению. Также от теплопотерь здание защищает массивная герметичная оболочка с замкнутым тепловым периметром без «мостов холода» и хорошо утепленными фундаментом и кровлей. Тепловой контур фундамента, предохраняющий от таяния мерзлоты, позволил не приподнимать объем над землей на опорах.
Место соединения двух основных объемов здания – самая высокая точка. В ней архитекторы разместили большое двусветное игровое пространство. Оно и стало главной инновацией проекта, противопоставленной традиционной коридорной системе и принципу групповой изоляции. Последний до сих пор рассматривается как обязательное условие строительства любого российского детского сада. В Белоярском, по замыслу авторов, дети всех возрастов имеют возможность общаться и играть друг с другом. В общем игровом пространстве они находятся около двух часов ежедневно – перед завтраком, когда их только приводят в детский сад, и после ужина, когда малыши ждут прихода своих родителей. Кроме того, игровая зона – отличное место для проведения праздников и мероприятий, в которых могут принимать участие сразу все дети, а не отдельные группы, как это принято в большинстве детских садов. И это тоже прекрасная возможность для коммуникации.
Центральное коммуникативное ядро с выделенными мягкими зонами отдыха собирает вокруг себя все помещения детского сада. Сюда выходят групповые комнаты, учебные кабинеты и бассейн. Сюда смотрят обходные галереи второго этажа, связанного с первым с помощью лестницы и винтовой горки. Трансформируемые перегородки объединяют игровое пространство со спортивным и музыкальным залами.
Предложенная планировка, в которой отсутствуют не только коридоры, но и подвальный этаж, помимо всего прочего, позволила уменьшить общую площадь здания до 14,7 м² на ребенка, а значит сократить расходы на его отопление. При этом площадь игрового пространства для одного ребенка выросла более чем в четыре раза.
На первом этаже располагаются группы для детей младшего возраста, на втором – старшего, с возможностью их трансформации в классы начальной школы. Групповые комнаты в детском саду Белоярского решены как единое пространство, которое зонируется с помощью мягких раздвижных перегородок и трансформируемой мебели. С помощью перегородок во время тихого часа выделяется зона спальни, для сна используются раздвижные трехъярусные кровати. В остальное время вся площадь помещения, включая раздевалки, служит для игр и занятий.
Заказа на работу над проектами интерьеров групповых комнат не было, но архитекторы «Сити-Арх» – как это, опять же, нередко, бывает, включили и этот вопрос в зону своей ответственности: предложили рекомендации по организации пространства, цветовому коду и подобрали мебель – удобную, легкую, трансформируемую.
Впрочем специфика этих интерьеров во многом была предопределена самой архитектурой здания: с разноразмерными квадратными окнами, часть из которых оказалась практически под потолком, а часть – чуть выше уровня пола, благодаря чему дети могут наблюдать за тем, что происходит на улице.
Фасады первоначально предполагали облицевать керамогранитом с фактурой дерева, но из-за ограниченного бюджета предпочтение было отдано алюминиевым кассетам. А чтобы сохранить предложенный в проекте архитектурный образ, производитель специально для белоярского детского сада выполнил цветную печать под дерево на алюминиевой поверхности. Это был своего рода эксперимент. Первый этаж – тоже из металлокассет – получился более ярким. Отдельно акцентированы цветом три входные зоны с южной стороны, позволяющие малышам безошибочно найти свою группу.
Экспериментировали архитекторы и с территорией детского сада – она неизбежно, по требованиям норм, обнесена забором, и тем не менее двор ДОУ стал важным акцентом для всего жилого района. В мощении дорожек намечен образ петляющих рек Белоярского района, помимо отдельных игровых площадок предусмотрена общая «мини-площадь», которая выполняет роль коммуникационного ядра, подобного общему игровому пространству внутри здания.
Часть наклонной кровли здания планировалось превратить в катальную горку, но впоследствии от этой идеи отказались в пользу амфитеатра в западной части на уровне второго этажа; впрочем, зимой дети используют его как горку.
Детский сад в Белоярском – пример качественного образовательного пространства, рассчитанного на комфортную коммуникацию между детьми. Таких примеров сегодня становится все больше, о таких школах и детских садах много говорят. Но ДОУ в Белоярске интересен тем, что он, во-первых, достаточно ранний, во-вторых, государственный, и наконец, построен очень далеко и в очень сложных условиях; да еще и очень быстро. Он представляется примером вполне упорной борьбы архитекторов за ценности современного мира: открытость, общение, свет, красоту. Все это достижимо и реализуемо, если поставить задачу и вложить душу. Сейчас обсуждается идея повторения проекта в других местностях Ханты-Мансийского округа.