04.02.2011

Под крылом самолета

Одним из участников амбициозного градостроительного проекта «Большое Домодедово» была архитектурная мастерская «Сити-Арх». В основу концепции микрорайона «Южный» архитекторы положили ясную и логичную структуру пешеходных связей и высотных акцентов.

информация:

открыть большое изображение
Участок, доставшийся мастерской «Сити-Арх», имеет  в плане сложную конфигурацию. С одной стороны он примыкает к трассе Москва-Дон, с другой граничит  с  существующей частной коттеджной застройкой. В направлении от города Домодедово к одноименному аэропорту участок пересекает заданная проектом трасса. Близость взлетного поля оказала на облик будущего жилого района решающее значение: в основу генплана авторы положили образ рукотворных стальных крыльев, а центральной улицей микрорайона стал Бульвар Авиаторов: пешеходная аллея с тематическим монументом в центре, перспективу которой  замыкает W-образная офисная высотка, силуэтно напоминающая самолет. Местонахождение высотки выбрано не случайно: здесь трасса Москва-Дон делает поворот с образованием небольшой возвышенности. Таким образом, здание хорошо просматривается в любом направлении движения.

«Это здание служит своего рода въездными воротами на территорию района и одновременно его главным ориентиром, – поясняет архитектор Валерий Лукомский. – Важно, что здесь это единственный высотный объем – проектируя жилую застройку, мы намеренно ушли от многоэтажных домов, считая, что за городом уместнее малоэтажное и низкоплотное жилье». Высота жилых домов в «Южном» составляет от 3 до 12 этажей. В первом случае это таунхаусы – застроенные ими кварталы архитекторы размещают между основным жилым массивом и существующей вокруг частной жилой застройкой, во втором – многоподъездные жилые дома, фланкирующие широкую проезжую часть. Основной же массив застройки района оставляют пяти- и девятиэтажки, объединенные в кварталы. Архитекторы принципиально отказались от дробления территории на отдельные микрорайоны – этому классическому приему советского градостроительства они предпочли систему более камерных кварталов с озелененным внутренним двором, свободным от машин.

В плане каждый блок представляет собой квадрат, однако далеко не везде его периметр замкнут. В одних случаях у квадрата нет угла, в других незастроенной остается целая сторона. «Задав себе жесткие рамки в смысле формы и площади квартала, мы стремились к максимальному разнообразию внутри данного морфотипа и хотели показать, что планировка и архитектура этих практически одинаковых на генплане «ячеек» может быть очень разнообразной, – говорит Валерий Лукомский. – На наш взгляд, именно такая последовательная трансформация задает максимальное качество среды обитания, придает каждому из кварталов необходимое своеобразие». Внутри каждого квартала, как уже говорилось, расположен пешеходный двор с детскими площадками и местами отдыха для пожилых людей. Его диагональ составляет 100 метров – как утверждают социологи, это максимальное расстояние, на котором люди узнают друг друга с первого взгляда и, соответственно, идентифицируют пространство как безопасное, «свое». Принципиальной особенностью проекта является разделение пешеходных и транспортных коммуникаций, разделение этих функций по вертикали, а также вынесение автомобильных дорог за пределы жилых кварталов. Так,  бульвар Авиаторов с примыкающей к нему малой аллеей и образованная на их пересечении площадь представляют собой исключительно пешеходные зоны. Во внутренних дворах нет и быть не может парковок – въезды сюда предусмотрены только для спецтехники. Места же для автомобилей размещены с внешней стороны жилых кварталов, как  на уровне земли, так и на -1 этаже. Крытые трехуровневые парковки с пологой кровлей также расположены позади домов и благодаря своей форме служат визуальными перемычками между кварталами и прилегающими к ним территориями таунхаусов, школ и детских садов. Их пологие кровли, ниспадающие до земли, будут частично эксплуатироваться – как игровые площадки, горки и треки для детей.

Отметим, что «аэродинамические» формы приданы и большинству жилых домов. В некоторых случаях роль «крыла» выполняют дугообразные кровли отдельных корпусов, эффектно разлетающиеся друг от друга в разные стороны. Центральную пешеходную площадь «обнимают» полукруглые здания общественных учреждений и магазинов, тогда как выгнутые волной многоэтажки с определенных ракурсов вполне напоминают фюзеляж. А W-образную форму единственного в районе небоскреба на уровне плана воспроизводят детские сады и школы. С высоты птичьего полета эти здания-буквы кажутся специальными знаками, помогающими пилотам ориентироваться на местности.

Таким образом, проект, с одной стороны, обладает всеми преимуществами современной архитектуры (здесь присутствуют динамичные формы и образы,  используются новейшие материалы и технологии), а с другой, развивает традиционные принципы проектирования загородных поселений. В частности, авторы сохраняют привычную для этих мест невысокую этажность, большое количество пешеходных и озелененных зон. Все это делает новый район современным по своему стилю и при этом органичным и сомасштабным человеку.
открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение
Офисный центр - высотная доминанта района
Офисный центр - высотная доминанта района

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Карен Сапричян
  • Александр Попов
  • Олег Карлсон
  • Павел Андреев
  • Наталья Сидорова
  • Антон Яр-Скрябин
  • Полина Воеводина
  • Рустам Керимов
  • Андрей Романов
  • Зураб Басария
  • Анатолий Столярчук
  • Никита Бирюков
  • Константин Ходнев
  • Всеволод Медведев
  • Дмитрий Селивохин
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Владимир Плоткин
  • Николай Миловидов
  • Арсений Леонович
  • Сергей Чобан
  • Антон Надточий
  • Даниил Лоренц
  • Алексей Гинзбург
  • Антон Лукомский
  • Александра Кузьмина
  • Наталия Шилова
  • Олег Шапиро
  • Дмитрий Ликин
  • Никита Явейн
  • Тотан Кузембаев
  • Владимир Ковалёв
  • Юлий Борисов
  • Владимир Биндеман
  • Андрей Асадов
  • Сергей Скуратов
  • Дмитрий Васильев
  • Александр Скокан
  • Антон Бондаренко
  • Антон Ладыгин
  • Никита Токарев
  • Михаил Канунников
  • Алексей Курков
  • Екатерина Грень
  • Станислав Белых
  • Антон Барклянский
  • Игорь Шварцман
  • Наталия Зайченко
  • Юрий Сафронов
  • Валерия Преображенская
  • Сергей Труханов
  • Александр Асадов
  • Василий Крапивин
  • Екатерина Кузнецова
  • Олег Мединский
  • Евгений Герасимов
  • Левон Айрапетов
  • Роман Леонидов
  • Илья Уткин
  • Александр Бровкин
  • Сергей Орешкин
  • Вера Бутко
  • Сергей Кузнецов
  • Иван Кожин
  • Юлия Тряскина
  • Илья Машков
  • Валерий Лукомский
  • Сергей Сенкевич
  • Марк Сафронов
  • Андрей Гнездилов

Постройки и проекты (новые записи):

  • Проект остановки общественного транспорта
  • Гимназия А+
  • Реконструкция здания на Зубовской площади
  • Свердловская филармония
  • Международный терминал Ватерлоо
  • Здание офиса продаж ЖК «Селигер Сити»
  • Жилой комплекс WhiteLines
  • Редевелопмент территории мукомольного комбината
  • Гостиница на площади Советской Армии

Технологии:

12.10.2018

Европейские системы ограждений «ZABOR–MODERN.RU» для России

Новый взгляд нa привычные вещи. Забор, как визитная карточка дома.
Zabor Modern
10.10.2018

Русский авангард в интерьерах нового терминала аэропорта Шереметьево

Когда появляется желание сделать что-то абсолютно новое или индивидуальное или воссоздать что-то историческое и гениальное, даже большой палитры стандартных декоров FunderMax может не хватить для полета фантазии архитектора или дизайнера. И тут на помощь приходит FunderMax Individual.
ООО «Декотек Инжиниринг»
01.10.2018

Капремонт системы отопления без сварки

Инновационные решения от Viega Megapress: впервые в России ремонт системы отопления многоэтажного дома проведен полностью без применения сварки, методом холодной опрессовки.
Viega
01.10.2018

Пространства для создания инноваций и почему они важны для всех компаний

Креативность и новые идеи становятся новым ключевым параметром деятельности компаний, без которого не обходится ни один лидер рынка. Но чтобы процесс создания инноваций действительно работал, необходимо создать для сотрудников подходящие рабочие условия, в которых они будут максимально креативными. По материалам исследования Ideation Group, Haworth Inc.
HAWORTH
25.09.2018

Пространство без границ

Современные архитектурные решения предполагают размытие границы между внутренней и внешней средой. Новые защитные ограждения системы «Реалит» RPE 35 и RPI 23 расширяют пространство, превращая стекло в огромный световоздушный экран.
Архитектурные системы «Реалит»
другие статьи