04.02.2011

Под крылом самолета

Одним из участников амбициозного градостроительного проекта «Большое Домодедово» была архитектурная мастерская «Сити-Арх». В основу концепции микрорайона «Южный» архитекторы положили ясную и логичную структуру пешеходных связей и высотных акцентов.

информация:

открыть большое изображение
Участок, доставшийся мастерской «Сити-Арх», имеет  в плане сложную конфигурацию. С одной стороны он примыкает к трассе Москва-Дон, с другой граничит  с  существующей частной коттеджной застройкой. В направлении от города Домодедово к одноименному аэропорту участок пересекает заданная проектом трасса. Близость взлетного поля оказала на облик будущего жилого района решающее значение: в основу генплана авторы положили образ рукотворных стальных крыльев, а центральной улицей микрорайона стал Бульвар Авиаторов: пешеходная аллея с тематическим монументом в центре, перспективу которой  замыкает W-образная офисная высотка, силуэтно напоминающая самолет. Местонахождение высотки выбрано не случайно: здесь трасса Москва-Дон делает поворот с образованием небольшой возвышенности. Таким образом, здание хорошо просматривается в любом направлении движения.

«Это здание служит своего рода въездными воротами на территорию района и одновременно его главным ориентиром, – поясняет архитектор Валерий Лукомский. – Важно, что здесь это единственный высотный объем – проектируя жилую застройку, мы намеренно ушли от многоэтажных домов, считая, что за городом уместнее малоэтажное и низкоплотное жилье». Высота жилых домов в «Южном» составляет от 3 до 12 этажей. В первом случае это таунхаусы – застроенные ими кварталы архитекторы размещают между основным жилым массивом и существующей вокруг частной жилой застройкой, во втором – многоподъездные жилые дома, фланкирующие широкую проезжую часть. Основной же массив застройки района оставляют пяти- и девятиэтажки, объединенные в кварталы. Архитекторы принципиально отказались от дробления территории на отдельные микрорайоны – этому классическому приему советского градостроительства они предпочли систему более камерных кварталов с озелененным внутренним двором, свободным от машин.

В плане каждый блок представляет собой квадрат, однако далеко не везде его периметр замкнут. В одних случаях у квадрата нет угла, в других незастроенной остается целая сторона. «Задав себе жесткие рамки в смысле формы и площади квартала, мы стремились к максимальному разнообразию внутри данного морфотипа и хотели показать, что планировка и архитектура этих практически одинаковых на генплане «ячеек» может быть очень разнообразной, – говорит Валерий Лукомский. – На наш взгляд, именно такая последовательная трансформация задает максимальное качество среды обитания, придает каждому из кварталов необходимое своеобразие». Внутри каждого квартала, как уже говорилось, расположен пешеходный двор с детскими площадками и местами отдыха для пожилых людей. Его диагональ составляет 100 метров – как утверждают социологи, это максимальное расстояние, на котором люди узнают друг друга с первого взгляда и, соответственно, идентифицируют пространство как безопасное, «свое». Принципиальной особенностью проекта является разделение пешеходных и транспортных коммуникаций, разделение этих функций по вертикали, а также вынесение автомобильных дорог за пределы жилых кварталов. Так,  бульвар Авиаторов с примыкающей к нему малой аллеей и образованная на их пересечении площадь представляют собой исключительно пешеходные зоны. Во внутренних дворах нет и быть не может парковок – въезды сюда предусмотрены только для спецтехники. Места же для автомобилей размещены с внешней стороны жилых кварталов, как  на уровне земли, так и на -1 этаже. Крытые трехуровневые парковки с пологой кровлей также расположены позади домов и благодаря своей форме служат визуальными перемычками между кварталами и прилегающими к ним территориями таунхаусов, школ и детских садов. Их пологие кровли, ниспадающие до земли, будут частично эксплуатироваться – как игровые площадки, горки и треки для детей.

Отметим, что «аэродинамические» формы приданы и большинству жилых домов. В некоторых случаях роль «крыла» выполняют дугообразные кровли отдельных корпусов, эффектно разлетающиеся друг от друга в разные стороны. Центральную пешеходную площадь «обнимают» полукруглые здания общественных учреждений и магазинов, тогда как выгнутые волной многоэтажки с определенных ракурсов вполне напоминают фюзеляж. А W-образную форму единственного в районе небоскреба на уровне плана воспроизводят детские сады и школы. С высоты птичьего полета эти здания-буквы кажутся специальными знаками, помогающими пилотам ориентироваться на местности.

Таким образом, проект, с одной стороны, обладает всеми преимуществами современной архитектуры (здесь присутствуют динамичные формы и образы,  используются новейшие материалы и технологии), а с другой, развивает традиционные принципы проектирования загородных поселений. В частности, авторы сохраняют привычную для этих мест невысокую этажность, большое количество пешеходных и озелененных зон. Все это делает новый район современным по своему стилю и при этом органичным и сомасштабным человеку.
открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение
Офисный центр - высотная доминанта района
Офисный центр - высотная доминанта районаоткрыть большое изображение

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Тотан Кузембаев
  • Андрей Гнездилов
  • Иван Кожин
  • Екатерина Грень
  • Олег Мединский
  • Вера Бутко
  • Наталия Шилова
  • Алексей Гинзбург
  • Илья Машков
  • Сергей Кузнецов
  • Станислав Белых
  • Сергей Чобан
  • Евгений Герасимов
  • Игорь Шварцман
  • Дмитрий Селивохин
  • Александр Скокан
  • Арсений Леонович
  • Владимир Плоткин
  • Дмитрий Васильев
  • Сергей Труханов
  • Даниил Лоренц
  • Константин Ходнев
  • Никита Явейн
  • Петр Фонфара
  • Левон Айрапетов
  • Магда Кмита
  • Сергей  Орешкин
  • Магда Чихонь
  • Лукаш Качмарчик
  • Никита Бирюков
  • Анатолий Столярчук
  • Дмитрий Ликин
  • Владимир Биндеман
  • Антон Ладыгин
  • Михаил Канунников
  • Сергей Переслегин
  • Владимир Ковалёв
  • Шимон Матковски
  • Наталья Сидорова
  • Антон Барклянский
  • Александр Бровкин
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Антон Лукомский
  • Карен Сапричян
  • Антон Бондаренко
  • Антон Надточий
  • Юлий Борисов
  • Николай Переслегин
  • Зураб Басария
  • Георгий Трофимов
  • Александр Асадов
  • Сергей Сенкевич
  • Сергей Скуратов
  • Валерий Лукомский
  • Полина Воеводина
  • Никита Токарев
  • Александра Кузьмина
  • Алексей Курков
  • Олег Карлсон
  • Александр Попов
  • Антон Яр-Скрябин
  • Андрей Романов
  • Андрей Асадов
  • Илья Уткин
  • Олег Шапиро
  • Юлия Тряскина
  • Валерия Преображенская
  • Роман Леонидов
  • Екатерина Кузнецова
  • Всеволод Медведев
  • Николай Миловидов
  • Павел Андреев

Постройки и проекты (новые записи):

  • Реставрация и приспособление под современные функции объекта культурного наследия регионального значения «Апраксин двор с Мариинским рынком (Б.Щукиным двором)»
  • Аэропорт в Перми
  • Интерьеры общественных зон терминала международного аэропорта «Большое Савино» в Перми
  • Апраксин двор (XVIII-XIX вв.), Санкт-Петербург
  • Дом для двух художников
  • Кибитка. Проект фестиваля «Архстояние 2017»
  • Административно-деловое здание в Мясницком проезде
  • AYB School в Ереване
  • Развитие территории курорта Paradise waters

Технологии:

18.06.2018

Архитектура из «гипюра»

Что нашли в деталях из Ductal® Жан Нувель, Фрэнк Гери, Ренцо Пьяно и Руди Ричотти? Какие возможности дает этот инновационный материал для архитекторов? Об этом – в интервью с Паскалем Пине, бизнес-инженером направления Ductal® компании LafargeHolcim.
18.06.2018

Организационная культура компании – основа для создания эффективного рабочего пространства

Директор Haworth Business Interiors Денис Черничкин рассказывает о ключевом параметре компании, понимание которого прямо влияет на успех перепланировки или переезда офиса
HAWORTH
14.06.2018

Михаил Мотяев: «Наша задача – надежное крепление оболочки»

Компания U-kon отметила в нынешнем апреле свое 20-летие. О том, как появилась, какие этапы в своем развитии прошла за эти годы компания, чем гордится и куда обирается двигаться дальше, рассказывает ее владелец и руководитель Михаил Мотяев.
«Юкон Инжиниринг»
09.06.2018

Олег Карлсон: «Для меня это миссия»

Архитектор, спроектировавший множество вилл, индивидуальных домов и усадеб – об опыте сотрудничества со строительной компанией.
Good Wood
08.06.2018

Компания Славдом приняла участие в реконструкции стадиона «Лужники» в Москве

Размер поля Лужников более 7000 м.кв., а компании Славдом поставила для реконструкции объекта 100000 м.кв. каменной ваты PAROC, которая использовалась для теплоизоляции, звукоизоляции и огнезащиты несущих конструкций здания.
Компания Славдом
другие статьи