04.02.2011

Под крылом самолета

Одним из участников амбициозного градостроительного проекта «Большое Домодедово» была архитектурная мастерская «Сити-Арх». В основу концепции микрорайона «Южный» архитекторы положили ясную и логичную структуру пешеходных связей и высотных акцентов.

информация:

открыть большое изображение
Участок, доставшийся мастерской «Сити-Арх», имеет  в плане сложную конфигурацию. С одной стороны он примыкает к трассе Москва-Дон, с другой граничит  с  существующей частной коттеджной застройкой. В направлении от города Домодедово к одноименному аэропорту участок пересекает заданная проектом трасса. Близость взлетного поля оказала на облик будущего жилого района решающее значение: в основу генплана авторы положили образ рукотворных стальных крыльев, а центральной улицей микрорайона стал Бульвар Авиаторов: пешеходная аллея с тематическим монументом в центре, перспективу которой  замыкает W-образная офисная высотка, силуэтно напоминающая самолет. Местонахождение высотки выбрано не случайно: здесь трасса Москва-Дон делает поворот с образованием небольшой возвышенности. Таким образом, здание хорошо просматривается в любом направлении движения.

«Это здание служит своего рода въездными воротами на территорию района и одновременно его главным ориентиром, – поясняет архитектор Валерий Лукомский. – Важно, что здесь это единственный высотный объем – проектируя жилую застройку, мы намеренно ушли от многоэтажных домов, считая, что за городом уместнее малоэтажное и низкоплотное жилье». Высота жилых домов в «Южном» составляет от 3 до 12 этажей. В первом случае это таунхаусы – застроенные ими кварталы архитекторы размещают между основным жилым массивом и существующей вокруг частной жилой застройкой, во втором – многоподъездные жилые дома, фланкирующие широкую проезжую часть. Основной же массив застройки района оставляют пяти- и девятиэтажки, объединенные в кварталы. Архитекторы принципиально отказались от дробления территории на отдельные микрорайоны – этому классическому приему советского градостроительства они предпочли систему более камерных кварталов с озелененным внутренним двором, свободным от машин.

В плане каждый блок представляет собой квадрат, однако далеко не везде его периметр замкнут. В одних случаях у квадрата нет угла, в других незастроенной остается целая сторона. «Задав себе жесткие рамки в смысле формы и площади квартала, мы стремились к максимальному разнообразию внутри данного морфотипа и хотели показать, что планировка и архитектура этих практически одинаковых на генплане «ячеек» может быть очень разнообразной, – говорит Валерий Лукомский. – На наш взгляд, именно такая последовательная трансформация задает максимальное качество среды обитания, придает каждому из кварталов необходимое своеобразие». Внутри каждого квартала, как уже говорилось, расположен пешеходный двор с детскими площадками и местами отдыха для пожилых людей. Его диагональ составляет 100 метров – как утверждают социологи, это максимальное расстояние, на котором люди узнают друг друга с первого взгляда и, соответственно, идентифицируют пространство как безопасное, «свое». Принципиальной особенностью проекта является разделение пешеходных и транспортных коммуникаций, разделение этих функций по вертикали, а также вынесение автомобильных дорог за пределы жилых кварталов. Так,  бульвар Авиаторов с примыкающей к нему малой аллеей и образованная на их пересечении площадь представляют собой исключительно пешеходные зоны. Во внутренних дворах нет и быть не может парковок – въезды сюда предусмотрены только для спецтехники. Места же для автомобилей размещены с внешней стороны жилых кварталов, как  на уровне земли, так и на -1 этаже. Крытые трехуровневые парковки с пологой кровлей также расположены позади домов и благодаря своей форме служат визуальными перемычками между кварталами и прилегающими к ним территориями таунхаусов, школ и детских садов. Их пологие кровли, ниспадающие до земли, будут частично эксплуатироваться – как игровые площадки, горки и треки для детей.

Отметим, что «аэродинамические» формы приданы и большинству жилых домов. В некоторых случаях роль «крыла» выполняют дугообразные кровли отдельных корпусов, эффектно разлетающиеся друг от друга в разные стороны. Центральную пешеходную площадь «обнимают» полукруглые здания общественных учреждений и магазинов, тогда как выгнутые волной многоэтажки с определенных ракурсов вполне напоминают фюзеляж. А W-образную форму единственного в районе небоскреба на уровне плана воспроизводят детские сады и школы. С высоты птичьего полета эти здания-буквы кажутся специальными знаками, помогающими пилотам ориентироваться на местности.

Таким образом, проект, с одной стороны, обладает всеми преимуществами современной архитектуры (здесь присутствуют динамичные формы и образы,  используются новейшие материалы и технологии), а с другой, развивает традиционные принципы проектирования загородных поселений. В частности, авторы сохраняют привычную для этих мест невысокую этажность, большое количество пешеходных и озелененных зон. Все это делает новый район современным по своему стилю и при этом органичным и сомасштабным человеку.
открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение
Офисный центр - высотная доминанта района
Офисный центр - высотная доминанта районаоткрыть большое изображение

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Андрей Асадов
  • Левон Айрапетов
  • Сергей  Орешкин
  • Всеволод Медведев
  • Андрей Гнездилов
  • Илья Уткин
  • Михаил Канунников
  • Карен Сапричян
  • Анатолий Столярчук
  • Никита Бирюков
  • Наталья Сидорова
  • Петр Фонфара
  • Павел Андреев
  • Шимон Матковски
  • Юлий Борисов
  • Николай Миловидов
  • Олег Мединский
  • Антон Яр-Скрябин
  • Сергей Скуратов
  • Георгий Трофимов
  • Игорь Шварцман
  • Иван Кожин
  • Валерий Лукомский
  • Вера Бутко
  • Владимир Ковалёв
  • Антон Лукомский
  • Екатерина Кузнецова
  • Наталия Шилова
  • Александр Асадов
  • Олег Карлсон
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Илья Машков
  • Александр Попов
  • Сергей Кузнецов
  • Юлия Тряскина
  • Арсений Леонович
  • Николай Переслегин
  • Александра Кузьмина
  • Алексей Иванов
  • Магда Чихонь
  • Александр Скокан
  • Никита Явейн
  • Зураб Басария
  • Владимир Плоткин
  • Антон Надточий
  • Валерия Преображенская
  • Сергей Переслегин
  • Никита Токарев
  • Дмитрий Васильев
  • Константин Ходнев
  • Сергей Труханов
  • Владимир Биндеман
  • Евгений Герасимов
  • Лукаш Качмарчик
  • Тотан Кузембаев
  • Роман Леонидов
  • Даниил Лоренц
  • Сергей Чобан
  • Алексей Гинзбург
  • Екатерина Грень
  • Олег Шапиро
  • Магда Кмита
  • Андрей Романов
  • Александр Бровкин
  • Полина Воеводина
  • Дмитрий Ликин
  • Станислав Белых

Постройки и проекты (новые записи):

  • Wing House
  • Модернизация и ребрендинг ТЦ «Пятая Авеню»
  • Станция метро «Удельная»
  • Центральный дом предпринимателя на Покровке
  • Реконструкция кинотеатра «Витязь»
  • Конкурсный проект реновации типографии Сытина под комплекс квартир и апартаментов премиум-класса
  • Конкурсный проект реновации первой образцовой типографии
  • Конкурсный проект реновации Первой образцовой типографии
  • Реконструкция кинотеатра «Восход»

Технологии:

21.12.2017

Финт фасада

Благодаря фасадным кассетам Gradas исторический Центральный стадион в Екатеринбурге превратился в «Екатеринбург-Арену», где пройдут матчи Чемпионата мира по футболу-2018.
AkzoNobel , GRADAS , «Юкон Инжиниринг», Dulux
14.12.2017

«Рябь на воде»

Металлические панели от «ТехноДекорСтрой» имитируют водную поверхность, превращая любое здание в арт-объект, а интерьер – в живое и динамичное пространство.
ТехноДекорСтрой
другие статьи