Поворотный ритм

Сложный участок – небольшой и стеснённый коммуникациями – создаёт архитекторам проблемы, но может послужить и во благо, что вновь доказал Валерий Лукомский, вырастив пластику дома на улице Орджоникидзе из анализа множества данностей.

Автор текста:
Наталья Леонова

15 Февраля 2017
mainImg
Мастерская:
Сити-Арх http://city-arch.com
Проект:
Жилой комплекс Байконур
Россия, Москва, ул. Орджоникидзе, вл. 13, стр. 1 Б/Н

2015 — 2016
0 Жилой комплекс «Байконур» строится рядом с площадью Гагарина, на улице Орджоникидзе. Почти вплотную к нему стоит общежитие МАРХИ, за ним ЖК «Нескучный сад», построенный Николаем Лызловым в 2008 году. Ещё один ЖК – «Вавилова, 4» вскоре появится рядом, южнее. Впрочем, высокая плотность окружающей застройки – не единственная сложность, с которой бюро «Сити-Арх» столкнулось на данном участке.

Архитекторы знали: в непосредственной близости проходит туннель метрополитена. Согласно документам он должен был находиться в трёх метрах от объекта, и такое соседство не вызывало особенных опасений. На деле же метро оказалось почти вдвое ближе. Кроме того под участком проложены теплотрасса и высоковольтная линия электропередач. Словом, всё выглядело так, как будто обстоятельства не оставили проектировщикам ни малейшего пространства для маневра.

«Проект вырос из ограничений. Как говорил один мой коллега, когда существует масса ограничений и у тебя нет определённой степени свободы, работать очень легко», – шутит глава «Сити-Арх» Валерий Лукомский.
Многоквартирный жилой дом на ул. Орджоникидзе. Проект, 2016 © Сити-Арх
Многоквартирный жилой дом на ул. Орджоникидзе. Анализ территории участка. Проект, 2016 © Сити-Арх
Многоквартирный жилой дом на ул. Орджоникидзе. Анализ территории участка. Проект, 2016 © Сити-Арх
Многоквартирный жилой дом на ул. Орджоникидзе. Ситуационный план. Проект, 2015 © Сити-Арх

Впрочем, «Сити-Арх» расправились со сложностями участка достаточно изящно. Теплотрассу убрали в коллектор, который встроили в минус-первый этаж дома. Подземных этажа три, и работы идут на глубине пятнадцати метров, почти вровень с метротуннелем. Поэтому допустить смещение грунта в сторону метро более, чем на один сантиметр, было нельзя, и для ограждающих конструкций котлована архитекторы использовали технологию струйного цементирования – jet-сваи. Здание обеспечили виброзащитой, оно целиком стоит на виброэлементах. При этом был предусмотрен отложенный монтаж: после того, как основная несущая система закончена, её поднимают домкратом и ставят на виброопоры, чтобы точно отрегулировать нужную высоту. Тип виброопор решились поменять на более надёжный уже на стадии рабочей документации. Однако новые элементы не помещались в первоначальный план, поэтому нижний этаж пришлось переделывать, что заняло почти три месяца. В ходе работы перекраивали и площади будущих квартир, подгоняя их, по просьбе заказчика, под новые рыночные тренды. Квартиры получились от 45 до 123 м2.

Первоначально планировалось построить два 18-этажных корпуса. Архитекторы «Сити-Арх», изучив геометрию участка и особенности расположения соседних домов, пришли к выводу, что решить задачу стандартными средствами невозможно. Во-первых, подобная высота нарушила бы нормы инсоляции общежития МАРХИ. Во-вторых, два одинаковых объема, поставленных в прямую линию, с трудом вписывались в территорию, выделенную под застройку. Все эти сложности вылились в интересное объёмно-пространственное решение.

ЖК «Байконур» сделали разноэтажным: одну часть опустили до уровня 15 этажей, а вторую вырастили до 19. План дома представляет собой два врастающих друг в друга прямоугольника, один из которых, усеченный, развернут под углом около 45º. Дом, если смотреть на него сверху, получил неожиданно-контекстуальное сходство с общежитием МАРХИ, которое состоит из двух пластин, соединенных общим углом, хотя и строже, без разворота.

Поворот же в данном случае помог не только обеспечить необходимую инсоляцию и приватность как самому дому, так и его нынешним и будущим соседям, но и позволил удачно вписать его в городское окружение. Девятнадцатиэтажная башня стала тем вертикальным акцентом, который на советах любят называть доминантой: подчеркнула угол между улицей Орджоникидзе и проездом, ведущим к улице Вавилова. Поворот заострил силуэт дома и ориентировал его на ось пешеходного маршрута от ближайшей автобусной остановки на Ленинском проспекте. В то же время если высокая башня салютует дому Николая Лызлова, но башня поменьше образует ступеньку, необходимую для разнообразного силуэта: рассчитывая панораму с учетом будущего ЖК «Вавилова, 4», архитекторы смогли создать пусть неизбежно плотный, но все же не лишённый пауз городской силуэт.
Многоквартирный жилой дом на ул. Орджоникидзе. Проект, 2016 © Сити-Арх
Многоквартирный жилой дом на ул. Орджоникидзе. Проект, 2016 © Сити-Арх

Стыковку двух объёмов следовало не только использовать, но и проявить пластически. Так в верхней части появился воображаемый шарнир – треугольный балкон с изящной золотистого цвета опорой, издали похожий на стыковочную «лапу» дома-механизма.
Многоквартирный жилой дом на ул. Орджоникидзе. Проект, 2016 © Сити-Арх

Но свободного пространства, «воздуха» всё равно не хватало. «Я не люблю, когда объект решён так, что нет пустоты, нет пространства. Если есть перетекание внешнего во внутреннее – это выглядит гораздо интереснее. Поэтому появилась такая сдвижка, когда один объем органично пересекается с другим. Имея узел первых пяти этажей и вот такую сдвижку, можно делать любой фасад и использовать любой материал», – объясняет Валерий Лукомский.

Добавить необходимую для гармонии пустоту вокруг нижнего яруса не позволял размер участка, но архитекторы «Сити-Арх» нашли выход. Объёмы трёх занятых офисами нижних этажей 19-этажной башни ступенчато сдвинули на юг, в сторону улицы Вавилова. На их кровлях предусмотрели террасы для офисных сотрудников; здесь отчасти (деревьями в кадках) планируется компенсировать недостаток озеленения. Дом получил, таким образом, своеобразную «подошву» – визуальную опору. Две стройные белые башни, развёрнутые друг относительно друга на воображаемом шарнире, оттенены тёмным титан-цинком горизонтальных офисных террас.
Схема построения объёмной композиции. Многоквартирный жилой дом на ул. Орджоникидзе. Схема формообразования. Проект, 2016 © Сити-Арх
Вид с юго-запада. Многоквартирный жилой дом на ул. Орджоникидзе. Проект, 2016 © Сити-Арх
Террасы офисной части. Многоквартирный жилой дом на ул. Орджоникидзе. Проект, 2016 © Сити-Арх
Многоквартирный жилой дом на ул. Орджоникидзе. Разрез. Проект, 2016 © Сити-Арх

А внутри сдвиг освободил двусветное пространство для небольшого, но высокого лобби. Тёмная консоль, обведённая широкой рамкой-телевизором, выступает в строну улицы Орджоникидзе, акцентируя вход массивным «козырьком». Её поддерживают четыре пластины гранитных пилонов, установленных продольно, открывая вход и отчасти даже приглашая, «затягивая» внутрь, как и полагается порталу таких размеров.
Многоквартирный жилой дом на ул. Орджоникидзе. Проект, 2016 © Сити-Арх

На продольных сторонах пилонов с помощью спайдерных систем будет крепиться стекло с иллюстрациями и текстами, посвященными освоению космоса – отдавая дань соседству площади Гагарина и очевидно вдохновлённому им названию ЖК «Байконур». На нижней плоскости козырька-консоли также появится светящийся по ночам рисунок звёздного неба. Планируется, что интерьеры общественных зон тоже будут так или иначе обыгрывать космическую тематику.
Многоквартирный жилой дом на ул. Орджоникидзе. Проект, 2016 © Сити-Арх
***

Здание – а в современной архитектуре это распространённый приём – делает свою вынужденно-лепную форму частью образа, давая ощутить сложность сопряжений и даже некоторую напряженность контраста черного и белого, горизонталей и вертикалей, прорастающих друг в друга.

Помимо башен и террас ещё один пример такого прорастания-под-углом – тёмный цинковый козырёк на северо-восточном углу малой башни. Он призван привлечь внимание к кафе и магазинам первых этажей, а кроме того – скрасить проходящего здесь пути от автобусной остановки к общежитию МАРХИ.
Многоквартирный жилой дом на ул. Орджоникидзе. Проект, 2016 © Сити-Арх

Не менее актуально равновесие горизонталей и вертикалей. Протяжённость ступеней офисных этажей подчёркнута сеткой рельефных полос, усиливающих их образное сходство с тектоническими пластами. Однако тут же вступает в силу и противоположный голос – тонкие вертикали деревянных ламелей дробят крупные плоскости стекла витрин. Белые фасады башен, чей рисунок подчинён стройным парам окон с редкими, но регулярными акцентами золотистой охры – уравновешены горизонтальной сеткой стыков крупных керамогранитных плит, напоминающей тонкий руст. 
***

Отдельным сюжетом стало благоустройство. Миниатюрная территория, оставшаяся от пятна застройки, не будет ограждена – напротив, архитекторы продумали ряд мелочей, направленных на то, чтобы активнее включить её в городское пространство. В частности, запланировано благоустройство зелёной зоны вдоль улицы Орджоникидзе – сейчас здесь довольно много деревьев, хотя большинство из них американские клёны. Мини-сквер остаётся городским и в то же время он становится частью пространства ЖК, добавляя «воздуха» в прямом и переносном смысле. Здесь появится ещё одна пешеходная дорожка, и трава, будем надеяться, приобретёт цивильный вид.

Здесь же, перед пилонами входа, к которым, как мы помним, ведёт ближайшая «народная тропа» от Ленинского проспекта, появилась небольшая площадь. Её не испортила даже вентшахта трёхъярусной подземной парковки, которую больше некуда было вывести: архитекторы оформили шахту в виде блестящего стеклянного шара – получился почти что памятник спутнику – что созвучно космической тематике дома. На поверхности шара установят монитор с полезной для жильцов информацией. Шар стоит на аккуратно-выпуклом, круглом холме газона, который смело, в духе современной урбанистики, прорезан студенческой тропой. Вымостку же авторы решили сделать равномерной, из одного материала, чтобы не усложнять без того небольшой фрагмент городского пространства.
Вид с северо-запада. Многоквартирный жилой дом на ул. Орджоникидзе. Проект, 2016 © Сити-Арх

Словом, проект ЖК «Байконур» проработан до мелочей. «Если нет деталей, то и объекта практически не будет», – поясняет глава «Сити-Арх» Валерий Лукомский. На фестивале «Зодчество»-2016 года проект вошёл в пятёрку лучших.
Многоквартирный жилой дом на ул. Орджоникидзе. Генеральный план. Проект, 2016 © Сити-Арх
Многоквартирный жилой дом на ул. Орджоникидзе. План -1 этажа. Проект, 2016 © Сити-Арх
Многоквартирный жилой дом на ул. Орджоникидзе. План 1 этажа. Проект, 2016 © Сити-Арх
Многоквартирный жилой дом на ул. Орджоникидзе. План 2 этажа. Проект, 2016 © Сити-Арх
zooming
Многоквартирный жилой дом на ул. Орджоникидзе. План 8 этажа. Проект, 2016 © Сити-Арх
Мастерская:
Сити-Арх http://city-arch.com
Проект:
Жилой комплекс Байконур
Россия, Москва, ул. Орджоникидзе, вл. 13, стр. 1 Б/Н

2015 — 2016

15 Февраля 2017

Автор текста:

Наталья Леонова
Сити-Арх: другие проекты
Басманный Манхэттен
Квартал на Малой Почтовой, спроектированный мастерской Сити-Арх, с кирпичными высотками, террасами и пентхаусами чем-то похож на Трайбеку и другие места Манхэттена. Архитектура проявляет высокий потенциал университетского района и приносит дополнительные блага местным жителям.
Холмы «Нового Иерусалима»
В 2013 году, задолго до строительства парка Зарядье, команда архитектурного бюро «Сити-арх» спроектировала музей-холм, с крупнейшим музейным фондом Подмосковья.
WAF как зеркало тенденций
Десятый WAF в середине ноября выпустил манифест с десятью принципами. Анализируем тенденции, заявленные фестивалем, сопоставляем их с комментариями архитекторов, посетивших в этом году фестиваль.
Снился мне сад...
Проект детского сада в городе Белоярском не только энергоэффективен, приспособлен для сурового климата, но и рассчитан на обновление устаревших нормативов вслед за современными взглядами на дошкольное образование. Это проект-реформа.
Чаша сокровищ
В Истринском районе Московской области по проекту мастерской «Сити-Арх» заканчивается строительство комплекса, предназначенного для историко-архитектурного и художественного музея «Новый Иерусалим».
Северный олень
Чуть больше года назад в городе Белоярский архитектурное бюро «Сити Арх» закончило строительство трехзвездочной гостиницы «Карибу». Названный в честь животного, символизирующего фауну Ханты-Мансийского края, отель и внешне напоминает статного оленя.
Золотая середина
В центре Витебска мастерская «Сити-Арх» проектирует административно-деловой центр. В его облике нашли отражение и приемы современной архитектуры, и черты окружающей исторической застройки.
Валерий Лукомский: Главное для меня – сохранить авторский...
Реализация архитектурного проекта невозможна без досконально проработанных чертежей и скрупулезных расчетов, однако этот этап работы мастерских обычно не становится поводом для публикаций. Оценивая архитектурно-планировочные решения, критики, как правило, даже не упоминают тех, кто доводит их «до ума». Между тем так называемая стадия РД нередко поручается специальному бюро, и именно об этом наш сегодняшний разговор с руководителем архитектурной мастерской «Сити-Арх» Валерием Лукомским.
Лофт производственных цехов
Одним из участников амбициозного проекта по созданию в Москве бизнес-квартала «Даниловская мануфактура 1867» является архитектурная мастерская «Сити-Арх». По проекту этого бюро на территории бывшей текстильной фабрики реконструируется четыре здания производственных цехов.
Под крылом самолета
Одним из участников амбициозного градостроительного проекта «Большое Домодедово» была архитектурная мастерская «Сити-Арх». В основу концепции микрорайона «Южный» архитекторы положили ясную и логичную структуру пешеходных связей и высотных акцентов.
Оберег экологии Севера
Золотой диплом фестиваля «Зодчество» в разделе «Постройки» в этом году был присужден Центру особо охраняемых природных территорий «Нуви ат» в городе Белоярский. Архитектор Валерий Лукомский в основу композиции этого здания положил два самых ярких символа быта коренных народов Севера – лодку и чум.
Похожие статьи
Один большой плюс
Для новой фабрики норвежской мебельной компании Vestre бюро BIG выбрало простую, но функционально оправданную и многозначную форму в виде огромного знака плюс посреди лесного массива.
Атриум для жизни
Историческая штаб-квартира Голландской железнодорожной компании теперь вместила амстердамский филиал международной юридической фирмы. Авторы трансформации – архитекторы KCAP и дизайнеры интерьера Fokkema & Partners.
Неоновая трансформация
Устаревший сингапурский молл 1990-х превращен бюро SPARK в яркий молодежный аттракцион. Кроме перепланировки, архитекторы занимались «содержательной» стороной и большую роль отвели инфографике и указателям, в том числе неоновым.
Три слагаемых культуры
В Шэньчжэне завершилось строительство культурного центра района Баоань по проекту Rocco Design Architects. Третьим и самым важным его элементом стало здание театра.
Доступное жилье в деловом центре
Комплекс Émergence Lafayette в одном из крупнейших деловых районов Европы, лионском Пар-Дьё, призван принести туда жизнь за пределами рабочего дня и обеспечить доступными квартирами нуждающихся, в том числе – работающую молодежь.
Естественное развитие
Два проекта образовательных пространств компании Брусника – школу от архитекторов SVESMI и детский сад от LEVS architecten – объединяет общий подход не только к педагогике, но и к архитектуре. Их пространства гибки, многофункциональны, разнообразны и связаны между собой, пронизаны естественным светом и решены в натуральных тонах; объемы компактны, а фасады бруталистски облицованы кирпичом. Все это представляет европейские тенденции проектирования школ последних десяти, примерно, лет. Изучаем детали на двух примерах.
Геологический колорит
Новое крыло художественного Музея Арнема облицовано глазурованной плиткой в оттенках ледника, когда-то сформировавшего склон, над которым стоит здание. Архитекторы – Benthem Crouwel.
За крышами – будущее
Две яркие инсталляции MVRDV позволяют посмотреть на Роттердам с неожиданной точки зрения и задуматься о кровлях как ресурсе для развития города.
Уединение на водах
Кэнго Кума представил современную версию традиционной японской гостиницы на водах в Кусацу, одном из известных термальных курортов-онсэне.
Изнанка кирпича
В новом здании Королевского колледжа искусств в Лондоне Herzog & de Meuron использовали для фасадов «скрытую» сторону кирпича – с возникшими при обжиге пятнами и неровностями.
Искусство в стекле
Многофункциональный центр «Боржиславка» пражское бюро Aulík Fišer architekti точно вписало в сложный рельеф участка. Многочисленные объекты современного паблик-арта стали неотъемлемой частью архитектурного решения.
Народный театр XXI века
На Тайване завершено строительство Тайбэйского центра исполнительских искусств по проекту OMA. Здание рассчитано на смелые эксперименты и иную, чем обычно, социальную позицию театра.
Энергия искусства вместо электричества
В Ташкенте представлен проект реновации здания электростанции, где располагается Центр современного искусства, а также проекты арт-резиденций в Старом городе. Автором выступило французское бюро Studio KO.
Войти в матрицу
Девять отсутствующих колонн, форму которых создает лишь обвивший их плющ из кортеновской стали, дизайнер и художник Ху Цюаньчунь собрал в плотный кластер, противостоящий индустриализации окружающих территорий.
Кирпичный супрематизм
Арт-центр TIC создавался как символ и важный общественный центр гигантского, динамично развивающегося промышленного района на окраине городского округа Фошань.
Интерьер для смелых
Историческая ТЭЦ в центре Братиславы усилиями студии Perspektiv, DF Creative Group и PAMARCH превратилась в современный коворкинг Base4Work.
Совместная работа
За 22 года интерьеры башни World Port Centre Нормана Фостера в Роттердаме потеряли свою актуальность. Бюро Mecanoo предложило новое решение, основанное на концепции активного рабочего пространства.
Игра на повышение
Концепция жилого комплекса в Самаре от T+T Architects: новая доминанта в городском ландшафте, вид на Жигулевские горы и VR-технологии.
Сосновый принт
Штаб-квартира энергетической компании ST International и её арт-пространство SONGEUN в Сеуле по проекту Herzog & de Meuron.
Технологии и материалы
Тульский кирпич
Завод BRAER под Тулой производит 140 миллионов условного кирпича в год, каждый из которых прослужит не меньше 200 лет. Рассказываем, как устроено передовое российское предприятие.
Стильная сантехника для новой жизни шедевра русского...
Реставрация памятника авангарда – ответственная и трудоемкая задача. Однако не меньший вызов представляет необходимость приспособить экспериментальный жилой дом конца 1920-х годов к современному использованию, сочетая актуальные требования к качеству жизни с лаконичной эстетикой раннего модернизма. В этом авторам проекта реставрации помогла сантехника немецкого бренда Duravit.
Своя игра
«Новые Горизонты» предлагают альтернативу импортным детским площадкам: авторские, надежные и функциональные игровые объекты, которые компания проектирует и строит уже больше 20 лет.
Клуб SURF BROTHERS. Масштаб света и цвета
При создании концепции освещения в первую очередь нужно задаться некой идеей, которая будет проходить через весь проект. Для Surf Brothers смело можно сформулировать девиз «Море света и цвета».
Преодолевая стены
Дом Skarnu apartamentai строился в самом сердце Старой Риги. Реализовать ключевые для архитектурного образа решения – наклонную и рельефную кладку – удалось с помощью системы BAUT.
Решения Hilti для светопрозрачных конструкций
Чтобы остекление было не только красивым, но надёжным и безопасным, изначально необходимо выбрать витражную систему, подходящую для конкретного объекта. В зависимости от задач, стоящих перед архитекторами и конструкторами, Hilti предлагает ряд решений и технологий, упрощающих работу по монтажу светопрозрачных конструкций и обеспечивающих надежность, долговечность и безопасность узлов их крепления и примыкания к железобетонному каркасу здания.
Квартира «в стиле Дружко»
Дизайнер Александр Мершиев о ремонте для телеведущего Сергея Дружко и возможностях преобразования пространства при помощи красок Sikkens.
Потолки для мультизадачных решений
Многообразие функциональных потолочных решений Knauf Ceiling Solutions позволяет комплексно решать максимально широкий спектр задач при создании комфортных, эстетически и стилистически гармоничных интерьеров.
Внутри и снаружи:
архитектурные решения КНАУФ АКВАПАНЕЛЬ®...
Системы КНАУФ АКВАПАНЕЛЬ®, включающие цементную плиту, обладают достоинствами, которые проявляют себя как в процессе монтажа, так и при отделке, и в эксплуатации. Они хорошо подходят для нетиповых решений. Вашему вниманию – подборка жилых комплексов с разнообразными примерами использования данной технологии.
Во всем мире: опыт использования систем КНАУФ АКВАПАНЕЛЬ®...
Разработанная компанией КНАУФ технология АКВАПАНЕЛЬ® отвечает высоким требованиям к надежности отделочных решений, причем как в интерьере, так и на фасадах. В обзоре – о том, как данная технология применяется за рубежом на примере известных – общественных и жилых – зданий.
Шесть общественных комплексов, реализованных с применением...
Технологии КНАУФ АКВАПАНЕЛЬ® давно завоевали признание в отечественной строительной отрасли. Особенно в области общественных зданий, к которым предъявляются особые требования по безопасности, огнестойкости, вандалоустойчивости. При этом, технологии «сухого строительства» значительно сокращают монтажные работы.
Лахта Центр: вызовы и ответы самого северного небоскреба...
Не так давно, в 2021 году, в Петербурге были озвучены планы строительства, в дополнение к Лахта Центру, двух новых небоскребов. В тот момент мы подумали, что это неплохой повод вспомнить историю первой башни и хотя бы отчасти разобраться в технических тонкостях и подходах, связанных с ее проектированием и реализацией. Результатом стал разговор с Филиппом Никандровым, главным архитектором компании «Горпроект», который рассказал об архитектурной концепции и о приоритетах, которых придерживались проектировщики реализованного комплекса.
На заводе «Грани Таганая» открылась вторая производственная...
В конце 2021 года была открыта вторая производственная линия завода «Грани Таганая». Современное европейское оборудование позволяет дополнить коллекции FEERIA и «GRESSE» плиткой крупных форматов и производить 7 млн. квадратных метров керамогранита в год.
Сейчас на главной
Вторая, лучшая жизнь
Бюро Powerhouse Company, Atelier Oslo и Lundhagem выиграли конкурс на проект реконструкции Центральной библиотеки в Роттердаме. Они планируют не только приспособить ее к современным требованиям, но и ликвидировать последствия экономии бюджета во время изначального строительства.
Белый пароход
Лицей Ла-Провиданс в бретонском Сен-Мало по проекту бюро ALTA соединил местные традиции и ресурсоэффективность.
Множество террас
Музей Циньтай по проекту бюро Atelier Deshaus вписался в прибрежный ландшафт, имитируя плавную неровность рельефа.
Кузнецовская Москва
В Музее архитектуры открылась выставка «Москва. Реальное». Она объединяет 33 объекта, реализованных полностью или частично и спроектированных в период последних 10 лет, на протяжении которых Сергей Кузнецов был главным архитектором города. Несмотря на дисклеймеры кураторов, выставка представляется еще одним, достаточно стерильным, срезом новейшей истории архитектуры Москвы, периода, еще не завершенного. Авторы каталога говорят о третьей волне модернизма в российской архитектуре.
Внутри смартфона
Офис компании VLP в Санкт-Петербурге напоминает современный гаджет – компактный, минималистичный и контрастный. Из других особенностей: зонирование с помощью растений и кабинет руководителей рядом с общей кухней.
Просьба не беспокоить
Secret Boutique Hotel, открывшийся в деловом квартале «Московский шелк», предлагает своим гостям камерность и приватность. Бюро Archpoint сделало каждый номер в чем-то особеным, а также продумало пространства для деловых или очень неформальных встреч.
Лесная шкатулка
Храм Вознесения Господня, построенный под Выборгом на фундаменте финской усадьбы, встраивается в пейзаж, достойный кисти Ивана Шишкина или Исаака Левитана. Внутреннее убранство храма одновременно минималистично и наполнено отсылками к истории места.
Взлет многофункционального подхода
Бюро ASADOV представило концепцию развития территории старого аэропорта Ростова-на-Дону. Четырехкилометровый бульвар на месте взлетно-посадочной полосы и квартальная застройка, помноженные на широкий диапазон общественно-деловых функций, включая, может быть, даже правительственную, позволят району претендовать на роль новой точки притяжения с высоким уровнем самодостаточности.
Черные ступени
Храм Баладжи по проекту Sameep Padora & Associates на юго-востоке Индии служит также для восстановления экологического равновесия в окружающей местности.
Мост-завиток
Проект пешеходного моста, предложенного архитекторами бюро ATRIUM Веры Бутко и Антона Надточего для Алматы, стал победителем премии A+A Awards портала Architizer в номинации «Непостроенная транспортная инфраструктура». Он и правда хорош: «висячий сад» в бетонных колоннах-кадках над городской трассой сопровожден завитками деревянных пандусов, которые в ключевой точке складываются в элемент национальной орнаментики.
Один большой плюс
Для новой фабрики норвежской мебельной компании Vestre бюро BIG выбрало простую, но функционально оправданную и многозначную форму в виде огромного знака плюс посреди лесного массива.
Душой и телом
Частный спа-комплекс, напоминающий галерею искусств: барельефы из переработанного пластика в зоне бассейна, NFT-искусство в баре и антикварная мебель в комнатах отдыха.
Новая устойчивость
Экспозиция молодых архитекторов NEXT стала одним из самых ярких и эмоционально насыщенных событий прошедшей Арх Москвы. Предлагаем виртуально познакомиться со всеми 13 объектами.
Атриум для жизни
Историческая штаб-квартира Голландской железнодорожной компании теперь вместила амстердамский филиал международной юридической фирмы. Авторы трансформации – архитекторы KCAP и дизайнеры интерьера Fokkema & Partners.
Неоновая трансформация
Устаревший сингапурский молл 1990-х превращен бюро SPARK в яркий молодежный аттракцион. Кроме перепланировки, архитекторы занимались «содержательной» стороной и большую роль отвели инфографике и указателям, в том числе неоновым.
Не серый, а цветной
Итогом последней проектно-исследовательской лаборатории, которую с 2018 года проводит петербургский офис международного архитектурного бюро MLA+, стала книга, посвященная серому поясу Петербурга. Ранее студенты и профессионалы раскрывали потенциал водных и зеленых территорий города.
Горская гавань
Конкурс на концепцию развития территории «Горская» завершился победой консорциума под лидерством Wowhaus, однако проект, вероятно, реализован не будет. Рассказываем о причинах и публикуем предложения победителей.
История вопроса
Эрик Валеев и бюро IQ разработали экспозиционный дизайн для выставки «Россия. Дорогами цивилизаций» в Историческом музее.
Под лаской пледа
Для семейной кондитерской в спальном районе Минска ZROBIM Architects создавали уютный интерьер без налета старомодности с помощью разнообразных фактур, штучной мебели и продуманного освещения.
Правильное хранение
Обновляя интерьер винного бутика на территории алтайского курорта, архитекторы студии Balcon сделали ассортимент частью дизайна и позаботились об условиях хранения.
Три слагаемых культуры
В Шэньчжэне завершилось строительство культурного центра района Баоань по проекту Rocco Design Architects. Третьим и самым важным его элементом стало здание театра.
Пресса: Сергей Скуратов: «Садовые кварталы» — это зеркало...
В начале 2022 года была завершена застройка жилых корпусов «Садовых кварталов» — знакового для Москвы комплекса, строившегося более десяти лет. О том, что в проекте удалось, что не удалось, о радостях и трудностях совместной работы звезд архитектуры рассказал знаменитый архитектор Сергей Скуратов.
Доступное жилье в деловом центре
Комплекс Émergence Lafayette в одном из крупнейших деловых районов Европы, лионском Пар-Дьё, призван принести туда жизнь за пределами рабочего дня и обеспечить доступными квартирами нуждающихся, в том числе – работающую молодежь.