Северный олень

Чуть больше года назад в городе Белоярский архитектурное бюро «Сити Арх» закончило строительство трехзвездочной гостиницы «Карибу». Названный в честь животного, символизирующего фауну Ханты-Мансийского края, отель и внешне напоминает статного оленя.

Автор текста:
Татьяна Пашинцева

14 Марта 2013
mainImg

Архитектор:

Валерий Лукомский

Мастерская:

Сити-Арх

Проект:

Гостиница в городе Белоярский
Россия, Москва

Авторский коллектив:
Авторы проекта: Валерий Лукомский, Ирина Лукомская. Архитекторы: Свирская Татьяна Александровна, Осененко Александр Васильевич, Лукомский Антон Валерьевич, Лукомская Наталия Владимировна. Конструкторы: Азаренко Игорь Николаевич, Томилов Николай Александрович.

2005 – 2006

Заказчик: Администрация Белоярского района. Генподрядчик: Nordbel ООО Строительный холдинг «Север-Строй Инвест»
С Белоярском бюро «Сити Арх» связывают давние отношения. По словам Валерия Лукомского, это тот удачный случай, когда архитектор нашел своего заказчика, полностью доверяющего профессиональному вкусу и квалификации автора, а заказчик – архитектора, воплощающего его самые смелые мечты. Началось сотрудничество бюро и администрации города еще в конце 90-х годов, и за это время архитекторы реализовали в Белоярском целую плеяду объектов. Это жилой район «Спортивный» и микрорайоны 4 и 7, детско-юношеский центр, плавательный бассейн, ледовый дворец, здание городского отдела народного образования, административное здание, храм в честь преподобного Серафима Саровского… А вот гостиницы в растущем городе долгое время не было, и когда в 2005 году Валерий Лукомский предложил мэру Белоярского спроектировать отель, тот его идею с энтузиазмом поддержал.

Место для будущей гостиницы также выбрал Валерий Лукомский – стремясь разместить единственный отель города максимально удобно для его постояльцев, архитектор предложил построить его на площади, замыкающей перспективу Центральной улицы. Кстати, именно здесь «Сити Арх» построили Центр особо охраняемых природных территорий «Нуви ат» – высотный объем гостиницы с двумя раскинувшимися в разные стороны крыльями примыкает к музею почти вплотную и тем самым завершает объемно-пространственную композицию площади.

И если в основу композиции «Нуви ат» архитекторы положили два самых ярких символа быта коренных народов Севера – лодку и чум, – то архитектурный образ отеля отсылает к едва ли не самому известному животному этого сурового края – северному отелю, в переводе на хантыйскый – карибу. Выгнутый упругой дугой задний фасад, обращенный к реке Казым, на которой стоит город, напоминает горделиво изогнутую шею оленя, а декоративная конструкция, венчающая высотную часть комплекса, символически изображает его рога.

Высотная часть, представляющая в плане треугольник со скругленными углами,  контрастирует с распластанными, вытянутыми по горизонтали крыльями здания, с двух сторон обнимающими площадь – они защищают это пространство от дующих из тундры северных ветров, что актуально не только с градостроительной, но и практической точки зрения – в дальнейшем на площади планируется организация различных городских мероприятий. Во фланкирующих гостиницу объемах размещается первый и пока единственный спа-салон, ресторан и бар. Название последнего – «ЧумБАР» – всецело обусловлено его архитектурным решением, по форме напоминающим традиционное жилище северных народов. К Центральной улице, то есть на юг, здание обращено полностью остекленным главным фасадом с цилиндрическим объемом панорамного лифта. Гостиница является самым высоким зданием в Белоярском (ее высота 44.5 м), и возвышается над его застройкой, так что из лифта открывается вид на весь город и окружающую его тундру.

Проект гостиницы был разработан еще в 2006 году, но строительство на стадии возведенного монолита было заморожено на неопределенное время из-за кризиса 2008-го. Тогда, кстати, в проект были заложены различные энергосберегающие технологии и материалы, но впоследствии, когда строительство возобновилось, от них пришлось отказаться в целях экономии.  И все же строительство было закончено, причем в довольно сжатые сроки, хотя работа в условиях тундры  сопряжена с большими объективными трудностями. Наземная часть здания опирается на трехметровые забивные сваи, пронзающие насыпанную песочную подушку и упирающиеся в вечную мерзлоту.  

Благодаря своему положению и доминирующему объему здание гостиницы формирует градостроительную среду не только этой отдельно взятой площади, но и всего города – создает новые видовые точки, задает перспективу и служит выразительным акцентом всей этой равнинной местности. Запоминающийся облик зданию придают не только его форма, но и отделка. В качестве последней используются самые разные материалы: например, металл с ржавым налетом, цвет и фактура которого напоминают оленью шерсть, или красные стволы сосен и болотные травы, которыми облицованы фрагменты фасада. По замыслу архитекторов, «Карибу» символизирует природное, естественное начало, контрастирующее с индустриальным вызовом цивилизации, воплощенном в алюминии и титан-цинковом покрытии кровли от Rheinzink.

Сейчас, когда в эксплуатацию сданы и центр «Нуви ат», и новый отель, идет работа над проектом благоустройства все прилегающей к этим зданиям территории – по проекту «Сити Арх» здесь ведется организация этно-парка и прогулочной зоны. Этот проект позволил связать город и набережную реки Кызым, тем самым восполнив острую нехватку рекреационных зон в Белоярском.
zooming
zooming


Архитектор:

Валерий Лукомский

Мастерская:

Сити-Арх

Проект:

Гостиница в городе Белоярский
Россия, Москва

Авторский коллектив:
Авторы проекта: Валерий Лукомский, Ирина Лукомская. Архитекторы: Свирская Татьяна Александровна, Осененко Александр Васильевич, Лукомский Антон Валерьевич, Лукомская Наталия Владимировна. Конструкторы: Азаренко Игорь Николаевич, Томилов Николай Александрович.

2005 – 2006

Заказчик: Администрация Белоярского района. Генподрядчик: Nordbel ООО Строительный холдинг «Север-Строй Инвест»

14 Марта 2013

Автор текста:

Татьяна Пашинцева

Поставщики, технологии

comments powered by HyperComments

Технологии и материалы

Английский кирпич в московских Кадашах
Кирпич IBSTOCK Bristol Brown A0628A, привезенный компанией «Кирилл» прямо из Великобритании для фасадов ЖК «Монополист» в Кадашах, стал для комплекса, нового, но вписанного в контекст и расположенного рядом с известнейшим шедевром конца XVII века, основой для сдержанно-историчной и в то же время современной образности.
Измеряй и фиксируй
Лазерный сканер Leica BLK360 – самый компактный из существующих, но в то же время достаточно мощный: за короткое время с его помощью можно провести высокоточные обмеры и создать 3D-модель объекта. Как прибор, который легко помещается в рюкзак или сумку, ускоряет процесс проектирования, снижает риски и помогает экономить – в нашем материале.
Выйти в цвет
Рассказываем, как с помощью краски из новой линейки DULUX «Легко обновить» самостоятельно и за один день покрасить двери или окна.
Проектируя устойчивое будущее
Глава «Сен-Гобен» в России, Украине и странах СНГ, Антуан Пейрюд выступил на Дне инноваций в архитектуре и строительстве с докладом о подходах компании к устойчивому развитию. В интервью Archi.ru Антуан Пейрюд рассказал о роли инновационных материалов в иконических зданиях Фрэнка Гери, Жана Нувеля, Кенго Кумы и других известных архитекторов. Также состоялась презентация звукоизоляционных систем «Сен-Гобен» и общение специалистов BIM с архитекторами по поводу трансфера данных по строительным материалам и решениям.
«Сен-Гобен» приглашает студентов спроектировать...
Компания «Сен-Гобен» объявила о старте шестнадцатого по счету архитектурного конкурса «Мультикомфорт». Студентам архвузов предлагается разработать концепцию «устойчивого» развития территории бывшего завода в пригороде Парижа, Сен-Дени.
Теплоизоляция ПЕНОПЛЭКС® для подземного строительства
Освоение подземного пространства – общемировой тренд, в мегаполисах под землей растут целые города. По версии книги рекордов Гиннесса, крупнейший подземный торговый комплекс в мире – Path в Торонто. Для его создания проложено более 30 км тоннелей.
Камин как аттрактор, или чем привлечь покупателя элитной...
Вода и огонь – две удивительные природные субстанции – влекущие, завораживающие, приковывающие взгляд. В человеческом жилище они давно завоевали свое место, и, если вода выполняет сугубо техническую функцию, огонь в камине вместе с теплом дарит визуальное наслаждение.

Сейчас на главной

Пресса: Почему индустриальное домостроение оставит будущее...
О будущем жилья невозможно говорить, пытаясь обойти стену, в которую оно упирается,— массовое индустриальное домостроение. Если модель массового индустриального домостроения сохранится, то это довольно простое будущее, которое более или менее сводится к настоящему.
СКК: сохранять, крушить, копировать?
Мы поговорили с петербургскими архитекторами о ситуации вокруг обрушенного СКК – здания, купол которого по чистоте формы и инженерного замысла сравнивают с римским Пантеоном, только выполненным в металле. Что, однако, не помогло ему получить статус памятника и защиту от сноса.
Лучи знаний
Школа в Подмосковье, архитектуру которой определяет учебная программа, природное окружение, а также желание использовать только честные материалы.
Кружево из углепластика
Три портала по проекту Асифа Хана для Экспо-2020 в Дубае при высоте в 21 метр сооружены из нитей сверхлегкого углепластика и не требуют дополнительной несущей конструкции.
Арктический вуз
Новое крыло Арктического колледжа на острове Баффинова Земля на севере Канады. Авторы проекта – Teeple Architects из Торонто.
Критическая масса прогресса
20-й по счету летний павильон лондонской галереи «Серпентайн» спроектируют молодые женщины-архитекторы из ЮАР – бюро Counterspace; их постройка будет посвящена социальным и экологическим темам.
Парки Татарстана, часть I: лучшие городские
Цветущий бульвар вместо парковки, авторские МАФы, экологические решения, равно как и ностальгические фонтаны и площадки для фотосессий новобрачных – в первой части путеводителя по паркам Татарстана, посвященной новым городским пространствам.
Сокольники: ковер из кирпича
Архитекторы бюро Megabudka опубликовали свой проект Сокольнической площади в деталях и с объяснениями всех мотивов. Рассматриваем проект и призываем голосовать за него в «Активном гражданине». Очень хочется, чтобы победила архитектурная версия.
Три январские неудачи Бьярке Ингельса
Основатель BIG подвергся критике из-за деловой встречи с бразильским президентом, известным своими крайне правыми взглядами и отрицанием экологических проблем Амазонии, лишился поста главного архитектора в WeWork и был отстранен от участия в проектировании небоскреба для нью-йоркского ВТЦ.
Кирпичные шестигранники
Башни Hoxton Press по проекту Karakusevic Carson и Дэвида Чипперфильда на границе лондонского Сити – коммерческое жилье, «субсидирующее» реновацию социального жилого массива рядом.
Одновременное развитие экономики и кино
В бывшем здании центрального рынка Монтевидео уругвайское бюро LAPS Arquitectos разместило штаб-квартиру Латиноамериканского банка развития CAF, национальную синематеку, легендарный бар и общественное пространство.
Москва 2050: деревянные высотки и летающий транспорт
Более 40 студентов представили видение Москвы будущего в недавно открывшейся галерее Шухов Лаб и на Биеннале архитектуры и урбанизма в Шэньчжэне. Рассказываем об итогах воркшопа «Москва 2050» и показываем работы участников.
Рестораны вместо лучших реставраторов страны?
Минкульт выдал ЦНРПМ предписание переехать до 1 марта. Не исключено, что после разорительного переезда научной реставрации в стране не останется. Говорим со специалистами, публикуем письмо сотрудников министру культуры.
Глэм-карьер
Благоустройство подмосковного озера от бюро Ai-architects: эко-школа, глэмпинг и всесезонные развлечения.
Красный зиккурат
Многоквартирный дом Cascade Villa в Алмере по проекту бюро CROSS Architecture снаружи – кирпичный, а во внутреннем дворе – обшит деревом.
Арт-депо
Офисное здание на набережной Обводного канала в Санкт-Петербурге по проекту архитектора Артема Никифорова – это тонкая вариация на тему кирпичной промышленной архитектуры XIX и ХХ века с рядом художественных изобретений, хорошим строительным и ремесленным качеством.
Будущее не дремлет
Выставка Европейского культурного центра в ГНИМА это коллекция современных пространств разной степени общественности. Подборка довольно случайная, но интересная, а в последнем зале пугают потопом, античным форумом, зиккуратами и вигвамами.
«Единорог в лесу»
Почему, в отличие от произведений известных художников и автографов писателей, дом, спроектированный Ф.Л. Райтом или Тадао Андо, выгодно продать очень сложно? В нем неудобно жить или недвижимость от знаменитых архитекторов переоценена?
Арки, ворота, окна, проемы, пустоты, дырки
В архитектуре АБ «Остоженка», особенно в крупных комплексах, значительную роль играют арки, организующие пространство и массу: часто большие, многоэтажные. В публикуемой статье Александр Скокан размышляет о роли и смысле масштабных цезур, проемов и арок.
Розовый слон
В Лос-Анджелесе построен флагманский магазин одежды The Webster по проекту Дэвида Аджайе. Для внешней и внутренней отделки британский архитектор использовал окрашенный бетон.
Архи-события: 3–9 февраля
«Кто хочет стать миллионером» для архитекторов и дизайнеров, новый интенсив в МАРШ и экскурсия с плаванием от «Москвы глазами инженера».
Пресса: Великое переселение
В последнюю неделю января 2020-го в стране активно обсуждают реновацию устаревшего жилья — вернее, возможность запуска подобных программ в российских регионах. В одном из первых своих интервью на посту вице-премьера Марат Хуснуллин отметил, что реновацию можно запустить в городах-миллионниках.
Умер Андрей Меерсон
Признанный мастер советского модернизма, автор «Лебедя» и самого красивого московского дома «на ножках» на Беговой, но и автор неоднозначного стилизаторского Ритц Карлтон на Тверской – тоже.
Неиссякаемый источник
VIP-зоны аэропорта – настоящее раздолье для цвета, пластики, образности и творческой фантазии архитекторов. Рассматриваем четыре бизнес-зала и один VIP-терминал ростовского аэропорта «Платов»: все они так или иначе осмысляют контекст: южное солнце, волны речной воды, восход над степным горизонтом и золото сарматов.
Кольцо на озере Сайсары
Здание филармонии и театра якутского эпоса на священном озере вписано в эпический круг и включает три объема, уподобленных традиционному жилищу. Кровля уподоблена аласу – якутской деревне вокруг озера. При столь интенсивной смысловой насыщенности проект сохраняет стереометрическую абстрактность и легкость формы, оперируя прозрачностью, многослойностью и отражениями.
Вертикальные татами
Фасады офисного здания Torre Patria-Hipódromo по проекту Карлоса Ферратера и его бюро OAB в Гвадалахаре на западе Мексики подчинены модульной конструктивной сетке, которая упорядочивает и окружающее пространство нового района.
Умер Александр Ларин
Автор академического хореографического училища на 2-й Фрунзенской и знаменитой аптеки в Орехово-Борисово, нескольких нетиповых детских садов типового времени, учитель и коллега многих известных сегодняшних архитекторов.
Идентичность в типовом
Архитекторы из бюро VISOTA ищут алгоритм приспособления типовых домов культуры, чтобы превратить их в общественные центры шаговой доступности: с устойчивой финансовой программой, актуальным наполнением и сохраненной самобытностью.
Век бетона
23 января исполнилось 100 лет Готфриду Бёму, первому немецкому лауреату Притцкеровской премии и создателю церквей и ратуш, напоминающих скульптуры из бетона. Он каждый день бывает в бюро и наставляет сыновей-архитекторов.
Архитектура эфемерности
На проспекте Вернадского поблизости от станции метро появилась высотная доминанта, давшая новое звучание округе: бизнес-центр «Академик» по проекту UNK project раскрыл в форме архитектуры смыслы местных топонимов.
Центр мега-выставок
Новый международный выставочный центр по проекту Valode & Pistre в «близнеце» Гонконга мегаполисе Шэньчжэнь может считаться крупнейшим в мире.
Театрально-музыкальный круг
Масштабный и амбициозный проект главного театрально-концертного комплекса Подмосковья, победитель конкурса, объединяет три зала, двор – общественную площадь, консерваторское училище, гостиницы. Он обещает стать заметным центром фестивалей классической музыки для всей страны.
Передышка на Манхэттене
Перестройка вестибюля небоскреба-«шкафа» Сони-билдинг Филипа Джонсона на Манхэттене: бюро Snøhetta запретили трогать фасад, который теперь получил статус памятника, зато им удалось устроить внутри большой зимний сад.