English version

Холмы «Нового Иерусалима»

В 2013 году, задолго до строительства парка Зарядье, команда архитектурного бюро «Сити-арх» спроектировала музей-холм, с крупнейшим музейным фондом Подмосковья.

mainImg
Мастерская:
Сити-Арх http://city-arch.com
Проект:
Здание музея в «Новом Иерусалиме»
Россия, Москва, Истринский район, с/п Лучинск ое, д. Никулино

Авторский коллектив:
Архитекторы: Лукомский Валерий Васильевич, Лукомская Ирина Васильевна, Лукомский Антон Валерьевич, Кошпаев Михаил Анатольевич, Зайцев Виктор Константинович, Селивончик Людмила Евгеньевна

2012 — 2013 / 2013 — 2013

Заказчик: Министерство культуры Московской области

>> см. текст о проекте музея 2013 года 

На самом деле задача у «Сити-арх» была еще более нетривиальная: выделенный для строительства музея участок мало того, что одной границей всего на 300 метров удален от памятника архитектуры федерального значения – комплекса зданий Ново-Иерусалимского монастыря, так еще и другая его граница пересекает холмистые берега Истры. Пришлось учесть угрозу подтопления – и построить внутри обваловки дамбу высотой 4 метра. Так же как и подчиниться множеству других ограничений, прежде всего жестким ограничениям высоты, основанным на результатах визуально-ландшафтного анализа. На четырех гектарах требовалось разместить 28 000 ммузейных площадей, поэтому часть выставочных площадей решено было поместить ниже уровня грунта.
Здание музея в «Новом Иерусалиме». Визуализация. 2013 © АО «Сити-Арх»
zooming
Здание музея в «Новом Иерусалиме» © АО «Сити-Арх»

Так и вышло, что, с одной стороны, здание находится выше грунтовых вод и возможного уровня речной волны, а с другой – вписано в ландшафт, превращено в искусственный холм высотой 12 метров. Корпуса музея, которые и составляют значительную часть холма, в буквальном смысле распластаны по его периметру. А внутрь незамкнутой трапеции вписан смысловой центр композиции – чаша с выставочными галереями вдоль стен и большой круглой площадью посередине. Чаша двора кажется образно-смысловой парой гигантского шатра над кувуклией, главного символа подмосковного Нового Иерусалима патриарха Никона – конус музейной площади повторяет ее «наоборот»: пустота вместо объема, уступ вместо выступа, но тот же круг-кольцо обхода вокруг и тот же тип композиции, вытянутой с востока на запад.

Открываясь наиболее полно с Бужаровского шоссе, своим цветом выдержанного красного вина, на контрасте с серо-зеленой гаммой основных строений, чаша двора напоминает еще и о Святом Граале.
Здание музея в «Новом Иерусалиме». Реализация, 2013 © АО «Сити-Арх»
Здание музея в «Новом Иерусалиме». Реализация, 2013 © АО «Сити-Арх»
Здание музея в «Новом Иерусалиме». Реализация, 2013 © АО «Сити-Арх»
Здание музея в «Новом Иерусалиме». Реализация, 2013 © АО «Сити-Арх»
Здание музея в «Новом Иерусалиме». Реализация, 2013 © АО «Сити-Арх»

Музейные фонды и впрямь полны драгоценных реликвий. Коллекция Новоиерусалимского художественно-исторического музея, которая начала формироваться без малого сто лет назад, в 1920 году, сегодня насчитывает порядка 180 тысяч единиц и считается крупнейшей во всей Московской области. В стенах Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря она могла рассчитывать максимум на 9 000 м2 выставочных площадей. При этом экспонатам было непросто сосуществовать с масштабными работами по восстановлению монастырских построек. В 2008 году решением российских властей музей и монастырь разделили, запустив одновременно процессы реставрации и строительства нового музейного здания общей площадью 28 000 м2.

Градостроительно музей подчинен монастырскому ансамблю: южное крыло музея внутри холма расположено параллельно монастырской стене. Физически же территории комплексов соединены пешеходным мостом: путь по мосту от монастыря перемежается посадками деревьев, здание музея постоянно появляется и исчезает из виду.

Другой способ прийти в музей – с парковки перед шоссе, сюда подъезжают туристические автобусы, сюда обращен главный вход с широкой аркой, прорезанной в бордовом боку чаши круглого двора – внутренней площади, где музей проводит праздники, концерты и выставки арт-объектов, а летом разворачивает кафе. На галереи спирального обхода, напоминающие о главном прообразе музеев XX века – Нью-Йоркском Гуггенхайме Райта, можно подняться из двора и слушать, к примеру, концерты с нетипичный «приподнятой» точки зрения.
Здание музея в «Новом Иерусалиме». Визуализация, 2013 © АО «Сити-Арх»
Кафе в вестибюле музея. Спиралевидно расширяющаяся воронка двора обеспечивает очень эффектную ленту второго света – внутри светло даже в пасмурную погоду. Здание музея в «Новом Иерусалиме». Реализация, 2013 © АО «Сити-Арх». Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Красная стена чаши «просачивается» и во внутренние помещения музея, обеспечивая взаимопроникновение внешнего и внутреннего, и подчеркивая, что здание, наподобие масштабной головоломки, состоит из состыкованных между собой элементов разной природы. Это довольно увлекательно: находясь внутри, обнаруживать части того, что уже видел снаружи.
Впрочем, внутри красный цвет дан не панелями, а крашеной штукатуркой. Но цвет тот же, он вполне узнаваем. Здание музея в «Новом Иерусалиме». Реализация, 2013 © АО «Сити-Арх». Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Здание музея в «Новом Иерусалиме». Реализация, 2013 © АО «Сити-Арх»
Вестибюль с фрагментом красной стены. Здание музея в «Новом Иерусалиме». Проект, 2013 © АО «Сити-Арх»

Кроме того, во внутренних выставочных помещениях встречаются панорамные окна с видом на комплекс монастыря. Особенно хороша перспектива, которая открывается от восточного атриума в экспозиционном северном крыле здания: здесь, глядя через стеклянную стену, можно увидеть скит патриарха Никона в «рамке», образованной мини-двором, прорезанным – определенно, именно ради этой панорамы – в южном фондовом корпусе музея. Дворик, которого в первоначальном проекте не было, стал, по-видимому, результатом наблюдения архитекторов за натурой – скит же в этой рамке, подсвеченной сверху, кажется сияющим – почти как круглые храмы на ведутах мастеров ренессанса.
Вид на скит патриарха Никона в «простреле» южного крыла музея. Здание музея в «Новом Иерусалиме». Реализация, 2013 © АО «Сити-Арх». Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Дворик – прорезанный в качестве видовой «рамы» в южном крыле музея. Справа – выступ овальной аудитории детского центра. Здание музея в «Новом Иерусалиме». Реализация, 2013 © АО «Сити-Арх». Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Пространственная картина включается в состав экспозиции музея, становится ее постоянной частью, «входит» снаружи внутрь – определенно удачная архитектурно-градостроительная идея, она напоминает и подчеркивает: вот он, монастырь, рядом.
Вид на монастырь из северного крыла музея. Здание музея в «Новом Иерусалиме». Реализация, 2013 © АО «Сити-Арх». Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Расчет лучей зрения и видовых перспектив от монастыря на музей и от музея на монастырь. Здание музея в «Новом Иерусалиме» © АО «Сити-Арх»

Внутри музей устроен так, что в нем можно гулять довольно долго и с интересом, даже не заходя на экспозицию. В экспозиционном крыле, помимо вестибюля и галерей, освещенных естественным светом панорамных окон по периметру двора, имеются два атриума: западный, отведенный для кафе, и восточный – с широкой трехмаршевой лестницей и просторным многофункциональным залом. Все эти общественные пространства наполнены экспонатами и отличаются от выставочных залов только их насыщенностью: ощущение пребывания в музейном пространстве полнейшее – как, к примеру, в римских термах Диоклетиана: куда ни пойдешь, что-нибудь да увидишь.
Восточный атриум северного крыла. Здание музея в «Новом Иерусалиме». Проект, 2013 © АО «Сити-Арх»
Восточный атриум северного крыла. Здание музея в «Новом Иерусалиме». Реализация, 2013 © АО «Сити-Арх». Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Восточный атриум северного крыла. . Здание музея в «Новом Иерусалиме». Реализация, 2013 © АО «Сити-Арх». Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Западный атриум северного крыла – пространство музейного кафе, вид с балкона. Здание музея в «Новом Иерусалиме». Реализация, 2013 © АО «Сити-Арх». Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

«Археологическую» ноту восприятия формирует и поддерживает «стена-раскоп», превращенная в срез материалов и артефактов, связанных с монастырем, – от белого камня, позаимствованного с реставрационных площадок на территории монастыря, до специально разработанных архитекторами – а вовсе, подчеркнем, не заимствованных из фондов музея (!), хотя так и может показаться – пятицветных изразцов. Очень удачно, что этот орнаментально-археологический набор присутствует и снаружи, и внутри: именно он поддерживает ощущение холма-раскопа, музея в археологическом пространстве. Честно говоря, он его, конечно, имитирует: это не настоящий раскоп; но довольно умело – вместе с панорамой настоящего монастыря образ получается довольно убедительным.
Здание музея в «Новом Иерусалиме». Реализация, 2013 © АО «Сити-Арх»
Здание музея в «Новом Иерусалиме». Реализация, 2013 © АО «Сити-Арх»
Здание музея в «Новом Иерусалиме». Реализация, 2013 © АО «Сити-Арх»
Фрагмент «археологической стены» в главном дворе музея. Здание музея в «Новом Иерусалиме». Реализация, 2013 © АО «Сити-Арх». Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Не менее ответственно авторы проекта подошли к функциональной программе музея: в первичном техническом задании по факту фигурировала только общая площадь, и из 28 тысяч квадратных метров под экспозицию отдали 20. Это в 2 с лишним раза больше, чем было у музея раньше, поэтому в новом здании есть не только выставочно-экспозиционная зона (ею занималась преимущественно команда «Раритет» из Санкт-Петербурга), но и культурно-просветительская: помимо двусветного пространства кафе на двух уровнях располагаются детский клуб и оборудованный по последнему слову техники конференц-зал (оба – с большими световыми фонарями), научная библиотека. А по соседству с кафе – реставрационные мастерские с функцией гостиницы, куда художники могут приезжать работать и жить.
Конференц-зал. Здание музея в «Новом Иерусалиме». Проект, 2013 © АО «Сити-Арх»
Здание музея в «Новом Иерусалиме». План на отметке +4.500 © АО «Сити-Арх»
Здание музея в «Новом Иерусалиме». План на нулевой отметке © АО «Сити-Арх»
Здание музея в «Новом Иерусалиме». План на отметке -5.100 © АО «Сити-Арх»

Проект предусматривал в реставрационных мастерских окна, обращенные в залы – через них посетители могли бы наблюдать за работой специалистов. Однако в ходе реализации от этой идеи пришлось отказаться.

И, к сожалению, это не единственное, что не было реализовано про проекту архитекторов. Вместо композитных листов бордового цвета чаша музея была затянута красной банерной тканью. Смотровая площадка с видом на монастырь на галерее, восходящей по спирали внутри чаши, также осталась на бумаге, также как и эксплуатируемые кровли холма, по которым, как планировали архитекторы, можно было бы гулять, осматривая окрестности. Путь от монастыря на музейный холм, затем вниз-вверх по спиральным пандусам, был пространственным лейтмотивом, целостной связующей нитью со своими повышениями и понижениями тона – и надо признать, что лишившись этого выразительного средства, музей многое потерял.

Инженерные системы и технологические решения, за использование которых в проекте команда «Сити-Арх» получила немало наград – так и остались нереализованными. Между тем, в проекте большое внимание уделялось энергосбережению и технологии «пассивного дома» (если бы утепление было выполнено так, как задумано, отапливать музей практически бы не пришлось – а для здания, расположенного вдали от центральных коммуникаций, это крайне важно). Из-за халатности подрядчика построенная дамба и предусмотренная гидроизоляция были возведены со значительными нарушениями, из-за чего фондохранилища регулярно затапливает.

Сложный и интересный проект, который мог бы стать во многом образцовым, продолжает находиться в «недоделанном» состоянии.

Ни для кого не секрет, что невысокое качество строительства – бич российской архитектуры в целом. Впрочем сейчас здание живет довольно насыщенной жизнью и развивается, не исключено, что когда-нибудь часть исполнительских огрехов можно будет исправить. Так или иначе, а музей вписывается в новейший тренд российской архитектуры, в типологию музея-холма, которая начинается, наверное, от проекта-идеи музея Стрельны, победившей в альтернативном конкурсе 2007 года; она же развита в музее «Куликово поле», реализованном почти в те же годы, что и «Новый Иерусалим», – и в недавно открывшихся павильонах «Зарядья», конечно же, тоже. Суть этих проектов близка: музей углубляют в землю, превращая в искусственный холм и в то же время – в смотровую площадку; восприятие пространства зрителем становится многоаспектным, здесь в равной степени присутствует и широта обзора, и возможность оказаться глубоко внутри, под землей, в «пещере». Спектр ощущений очень широк, музей существует на грани между нынешней реальностью видовых панорам, пространства и света – и исторической реальностью выставленных и хранимых в нем памятников. А это, надо думать, и есть самое правильное место для музея. 

Поставщики, технологии

Мастерская:
Сити-Арх http://city-arch.com
Проект:
Здание музея в «Новом Иерусалиме»
Россия, Москва, Истринский район, с/п Лучинск ое, д. Никулино

Авторский коллектив:
Архитекторы: Лукомский Валерий Васильевич, Лукомская Ирина Васильевна, Лукомский Антон Валерьевич, Кошпаев Михаил Анатольевич, Зайцев Виктор Константинович, Селивончик Людмила Евгеньевна

2012 — 2013 / 2013 — 2013

Заказчик: Министерство культуры Московской области

18 Января 2018

Сити-Арх: другие проекты
Образовательный эксперимент для Севера
Бюро «Сити-Арх» продолжает работу над проектами экспериментальных государственных ДОУ: по многим параметрам им могут позавидовать частные сады и школы. На этот раз – в городе Губкинском Ямало-Ненецкого автономного округа. Будущих воспитанников ждет разнообразная образовательная и игровая среда, которая включает зимний сад, педагогов – возможности для внедрения новых практик.
Первый среди равных
Здание детского сада в Белоярском – не просто еще один пример современного образовательного пространства. Его проектирование началось давно, расположен он на Крайнем Севере, и еще он государственный, подчиняется нормативам, и на стройке пришлось экономить (ну да это как всегда). Но форма получилась актуальной, планировки современными, по ощущениям – он очень свеж. Проект планируют тиражировать.
Басманный Манхэттен
Квартал на Малой Почтовой, спроектированный мастерской Сити-Арх, с кирпичными высотками, террасами и пентхаусами чем-то похож на Трайбеку и другие места Манхэттена. Архитектура проявляет высокий потенциал университетского района и приносит дополнительные блага местным жителям.
WAF как зеркало тенденций
Десятый WAF в середине ноября выпустил манифест с десятью принципами. Анализируем тенденции, заявленные фестивалем, сопоставляем их с комментариями архитекторов, посетивших в этом году фестиваль.
Поворотный ритм
Сложный участок – небольшой и стеснённый коммуникациями – создаёт архитекторам проблемы, но может послужить и во благо, что вновь доказал Валерий Лукомский, вырастив пластику дома на улице Орджоникидзе из анализа множества данностей.
Снился мне сад...
Проект детского сада в городе Белоярском не только энергоэффективен, приспособлен для сурового климата, но и рассчитан на обновление устаревших нормативов вслед за современными взглядами на дошкольное образование. Это проект-реформа.
Чаша сокровищ
В Истринском районе Московской области по проекту мастерской «Сити-Арх» заканчивается строительство комплекса, предназначенного для историко-архитектурного и художественного музея «Новый Иерусалим».
Северный олень
Чуть больше года назад в городе Белоярский архитектурное бюро «Сити Арх» закончило строительство трехзвездочной гостиницы «Карибу». Названный в честь животного, символизирующего фауну Ханты-Мансийского края, отель и внешне напоминает статного оленя.
Золотая середина
В центре Витебска мастерская «Сити-Арх» проектирует административно-деловой центр. В его облике нашли отражение и приемы современной архитектуры, и черты окружающей исторической застройки.
Валерий Лукомский: Главное для меня – сохранить авторский...
Реализация архитектурного проекта невозможна без досконально проработанных чертежей и скрупулезных расчетов, однако этот этап работы мастерских обычно не становится поводом для публикаций. Оценивая архитектурно-планировочные решения, критики, как правило, даже не упоминают тех, кто доводит их «до ума». Между тем так называемая стадия РД нередко поручается специальному бюро, и именно об этом наш сегодняшний разговор с руководителем архитектурной мастерской «Сити-Арх» Валерием Лукомским.
Лофт производственных цехов
Одним из участников амбициозного проекта по созданию в Москве бизнес-квартала «Даниловская мануфактура 1867» является архитектурная мастерская «Сити-Арх». По проекту этого бюро на территории бывшей текстильной фабрики реконструируется четыре здания производственных цехов.
Под крылом самолета
Одним из участников амбициозного градостроительного проекта «Большое Домодедово» была архитектурная мастерская «Сити-Арх». В основу концепции микрорайона «Южный» архитекторы положили ясную и логичную структуру пешеходных связей и высотных акцентов.
Оберег экологии Севера
Золотой диплом фестиваля «Зодчество» в разделе «Постройки» в этом году был присужден Центру особо охраняемых природных территорий «Нуви ат» в городе Белоярский. Архитектор Валерий Лукомский в основу композиции этого здания положил два самых ярких символа быта коренных народов Севера – лодку и чум.
Похожие статьи
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.
Образцовая ностальгия
Пятнадцать лет компания Wuyuan Village Culture Media Company занимается возрождением горной деревни Хуанлин в китайской провинции Цзянси. За эти годы когда-то умирающее поселение превратилось в главную туристическую достопримечательность региона.
Три измерения города
Начали рассматривать проект Сергея Скуратова, ЖК Depo в Минске на площади Победы, и увлеклись. В нем, как минимум, несколько измерений: историческое – в какой-то момент девелопер отказался от дальнейшего участия SSA, но концепция утверждена и реализация продолжается, в основном, согласно предложенным идеям. Пространственно-градостроительное – архитекторы и спорят с городом, и подыгрывают ему, вычитывают нюансы, находят оси. И тактильное – у построенных домов тоже есть свои любопытные особенности. Так что и у текста две части: о том, что сделано, и о том, что придумано.
В центре – полукруг
Бюро Atelier Delalande Tabourin реконструировало здание правительства региона Центр–Долина Луары в Орлеане. Главным мотивом проекта стали заданные планировкой зала заседаний полукруг и круг.
Новый «Полёт»
Архитекторы бюро «Мезонпроект» разработали проект перестройки областного молодежного центра «Полёт» в Орле. Летний клуб, построенный еще в конце 1970-х годов, станет всесезонным и приобретет много дополнительных функций.
Яуза towers
В столице не так много зданий и проектов Никиты Явейна и «Студии 44». Представляем вашему вниманию концепцию большого многофункционального комплекса на Яузе, между двумя парками, с набережной, перекрестьем пешеходных улиц, развитым общественным пространством и оригинальным пластическим решением. Оно совмещает сложную, асимметричную, как пятнашки, сетку фасадов и смелые заострения верхних частей, полностью скрывающее техэтажи и вылепливающее силуэт.
И опять о птицах
Завершается строительство первого аэропорта в китайском городе Лишуй. Архитекторы пекинского бюро MAD выбрали для своего проекта самый очевидный визуальный прототип – серебристо-белую птицу.
Офисы с «ленточкой»
В Берлине началось строительство офисного (и немного жилого) «кампуса» LXK по проекту MVRDV. Проект связан с развитием района Восточного вокзала.
Венец из пентхаусов
Первое многоэтажное здание Монако, жилая башня Le Schuylkill, получит после реконструкции по проекту Zaha Hadid Architects завершение из шести пентхаусов.
Вплотную к демократии
Конкурс на проект реконструкции зданий датского парламента выиграли бюро Cobe, Arcgency и Drachmann совместно с конструкторами Sweco. Цель трансформации – позволить любому гражданину приблизиться вплотную к оплоту демократии.
Парк архитектуры и отдыха
Для подмосковного гостиничного комплекса, предполагающего разные форматы отдыха, бюро T+T Architects предложило несколько типов жилья: от классического «стандарта» в общем корпусе до «пещеры в холме» и «домика на дереве». Дополнительной задачей стала интеграция в «архитектурно-лесной» парк существующих на территории резиденций, построенных в классическом стиле.
Лирически-энергетическая архитектура
Здание поста управления солнечной электростанцией Kalyon Karapınar SPP по проекту Bilgin Architects в Центральной Анатолии служит «пользовательским интерфейсом» для бесконечного поля солнечных батарей.
Энергетически нейтральный квадрат
На территории кампуса Университета Тилбуга открылся новый учебный корпус имени государственной деятельницы, первой женщины-министра Нидерландов Марги Кломпе. Авторы проекта – Powerhouse Company.
Творческий ужин
Элитный ресторан AIR по проекту архитекторов OMA в Сингапуре включает в себя лабораторию для исследования ингредиентов, сад и огород, кулинарную школу.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Пройдя до половины
В издательстве Tatlin вышла книга «Архитектор Сергей Орешкин. Избранные проекты» – не традиционная книга достижений бюро, а скорее монография более личного плана. В нее вошло 43 здания, а также блок с архитектурной графикой. Размышляем о книге как способе подводить промежуточные итоги.
Четыре угла
Мастерская Юрия Ширяева предложила концепцию реновации псковского квартала, расположенного недалеко от центра города, но в стороне от туристических потоков. Комплекс кирпичных зданий восстановит фронт улиц и насытит функциями квартал, внутри которого спрячется сад с искусственным водоемом.
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».