Иными словами, в бюро есть человек, который обладает одновременно знаниями в области архитектуры, понимает нужды как ребенка, так и педагога.
Впервые применить весь их комплекс удалось в работе с детским садом в Белоярском – государственном, но экспериментальном. Подробно о нем мы писали на стадии проекта в 2014 году и после недавней реализации. Нетиповой подход потребовал времени для согласований, но результат удивил многих, в том числе – губернатора Ямало-Ненецкого округа, которая приехала на открытие, а затем дала поручение строить подобные сады и школы в своем регионе.
В результате «Сити-Арх» получил заказ на 10 образовательных учреждений для ЯНАО, но взялся проектировать шесть в четырех городах: Салехарде, Муравленко, Тарко-Сале и Губкинском. Мы планируем последовательно рассказать обо всех.
В Губкинском планируют построить школу и детский сад. Обстоятельства схожи с Белоярским: государственный заказ, близкие к экстремальным климатические условия, относительно большая творческая свобода. Город, живущий добычей нефти и газа, располагается в 200 километрах от Полярного круга. В 2006 году температура здесь опускалась до -62. Значительную часть учебного года дети проводят в помещении, в условиях полярной ночи, а родители стараются подвезти их на машине к самому входу в десткий сад – все это имеет значение для концепции.
Повысить всхожесть семян
Главная задача, которую видит перед собой «Сити-Арх», – создать такую среду, в которой будут чувствовать себя комфортно и безопасно все дети, независимо от их темперамента, особенностей характера или академических предпочтений. Чувство безопасности – основа для развития, обучения и прогресса, но достигается оно, конечно же, более сложным набором, чем крепкие стены и крыша над головой. Архитекторы фокусируются на том, как ребенку лучше усваивать знания и в соответствии с этим строят среду, предопределяя количество коммуникаций, пересечение детей разного возраста, подогревая интерес. Еще одна задача – уменьшить неиспользуемые площади, которыми, как правило, грешат типовые школы с избыточным количеством классов.Школу и сад будут строить в новом микрорайоне на восточной оконечности города, недалеко от главной магистрали города – проспекта Мира, а также реки Пякупур. В первоначальной идее «Сити-Арх» визуализирована идея наставничества и преемственности поколений: планы корпусов школы и детского сада схожи, но автономны, существуют в границах единой окружности и связаны общим центром – игровой площадкой, где все встречаются и учатся друг у друга.
Участки школы и детского сада, расположенные радом, не удалось объединить из-за нормативов, поэтому и форму планов немного скорректировали: если согласно первоначальной идее школа «обнимала» детский сад как старший младшего, то в итоговом варианте один из выступов – «рогов луны» спрямили. Общее уличное пространство сохранилось, но и его разделит забор – сейчас авторы работают над вариантами, которые позволят сделать его максимально прозрачным.
Зимний сад
Смысловым и пространственным центром детского сада становится двусветное игровое пространство. Оно выходит на внутреннюю дугу «рогалика», соединяясь с внешним миром и школой «мембраной» большого витража. Высота подоконников здесь – удобные детям 40 см. Пространство намеренно чуть перенасыщено функциями и возможностями: если удастся реализовать все идеи, у детей будет выбор и разнообразие в течение всего года.Прежде всего предполагается поместить сюда самое желанное и недоступное в период полярной ночи – зелень и свет. Фоном для игр становится зимний сад: архитекторы планируют сделать рельеф, высадить крупномерные деревья, кустарники и травы. Расти им позволят специальные лампы, заимствованные из космических технологий. Живые растения дополнит искусственный газон и деревянно-клееные колонны в виде стилизованных деревьев.
Сад заполняется объектами, которые подходят для уединенного отдыха и группового взаимодействия и напоминает хорошую игровую площадку в парке: здесь есть горка, мостик, игровой домик-чум, обсуждается возможность устроить внутри песочницу. В павильоне планетария планируют показывать не только звездное небо, а, к примеру, зимой – проекции летнего леса с пением птиц и солнечными бликами. Для тех детей, которые восстанавливают силы в одиночестве и тишине, есть уютные домики в нишах – они заложены в архитектурные решения, следовательно, есть основания надеяться, что их будет невозможно сократить в процессе реализации.
На островки верхнего уровня игровой площадки можно попасть со второго этажа: здесь располагаются спуски с горок, домики на деревьях, гамаки и плетеные лабиринты. Сюда же вплетаются зоны кружковых со свободной планировкой. Такая организация пространства скрадывает двухэтажную структуру здания и создает ощущение улицы.
С помощью перегородок игровую можно зонировать под те или иные задачи. Например, амфитеатр ориентирован на музыкальный зал, который в обычное время закрыт, а в праздничные дни превращается в сцену, где малыши дают концерты и показывают родителям спектакли. Над музыкальным залом располагается спортивный. В «рогах» полумесяца здания детского сада расположены столовая и бассейн, по центру – условно «парадный» вход и буферная зона для родителей, куда они приходят в дни мероприятий.
Ячейка общества
Вокруг игрового пространства собираются групповые ячейки – младшие на первом этаже, старшие – на втором. Из них всегда видно, что происходит в центре. Комнаты ориентированы на юг, у каждой есть собственный выход на улицу: родители и дети, приходя с улицы, не пресекают общее игровое пространство, оставляя его чистым.Мобильные перегородки позволяют использовать площадь спальной зоны и раздевалок во время игр и занятий в течение дня. Двухъярусные кровати исчезают в нишах, освобождая пространство. Легкая и мобильная мебель помогает приспосабливать помещение под занятия, а также раз в 3–5 недель делать небольшие перестановки, которые вызывают у ребенка интерес к изучению пространства. Эти решения, а также уход от коридорной системы в пользу большой «площадки» позволяет уменьшить площадь здания, увеличив коэффициент игрового пространства на ребенка.
Сияние или Скандинавия?
Для фасадов архитекторы разработали несколько решений, соотносимых с контекстом: в одном, к примеру, используются панели со светлым покрытием «хамелеон», которое при движении вокруг здания создает ощущение переливчатого холодного свечения, в другом – больше фактуры дерева и яркого цвета.Как уже говорилось, по одному проекту «Сити-Арх» в Губкинском будет построено три детских сада, и все три директора не сговариваясь выбрали решение «Скандинавия». Объем здания стягивают «обручи» перекрытий с облицовкой под дерево, а по вертикали этажи объединяют светлые пилястры разной ширины. Четкий ритм задают ламели, с боков окрашенные в сочные цвета. Входные группы акцентируют ярко-оранжевые витражи и приглашающе отогнутые ламели.
Поскольку значительную часть времени фасад будет восприниматься в темное время суток, архитекторов попросили представить ни много ни мало 20 вариантов подсветки. Для нее выбрали линейные адресные RGBW светильники, которыми в рамках проектной деятельности смогут управлять ученики средней и старшей школы, задавая разные сценарии и сюжеты.
Площадки
За каждой группой закреплена своя площадка с теневым навесом, также есть общие песочницы и игровое оборудование. Все эти зоны объединяются в единый комплекс за счет природных оттенков и материалов малых архитектурных форм. Искусственный рельеф и цветные покрытия помогают привнести разнообразие. В озеленении используются местные растения, которые дети могут изучать в рамках занятий на свежем воздухе.Начало строительство первого детского сада в Губкинском запланировано на лето 2023 года.
***
Наталия Лукомская рассказывает, что Министерство образования готовит программы достаточно высокого уровня, но подавляющее большинство школ не использует их и продолжает жить по старинке, изменения идут медленно. Соответственно, хорошее здание – не гарант хорошего образования или качественного скачка: если педагогический состав не знает, как использовать возможности среды, то в скором времени общие пространства разделят на классы, а шестиугольные парты расставят ровными рядами. Поэтому проектирование школ и садов, в особенности государственных, необходимо сопровождать диалогом с педагогами: поэтому архитекторы проводят семинары для педагогов, а вскоре планируют подготовить методическое пособие как по использованию детских садов нового типа, так и по их проектированию.