English version

Басманный Манхэттен

Квартал на Малой Почтовой, спроектированный мастерской Сити-Арх, с кирпичными высотками, террасами и пентхаусами чем-то похож на Трайбеку и другие места Манхэттена. Архитектура проявляет высокий потенциал университетского района и приносит дополнительные блага местным жителям.

author pht

Автор текста:
Лара Копылова

11 Июня 2019
mainImg
Мастерская:
Сити-Арх
Проект:
Жилой комплекс с подземной парковкой на Малой Почтовой улице, 12
Россия, Москва, ул. Малая Почтовая вл.,12

Авторский коллектив:
ГАП: В.В. Лукомский
Архитекторы: И.В. Лукомская, А.В. Лукомский, А.А. Городнова, П.В. Медведев, А.В. Попов, П.И.
Бурдина, И.Ю. Жемайтис 

2017 — 2017
ЖК на Малой Почтовой строится рядом с МГТУ им. Баумана, престижным московским техническим университетом, который определяет атмосферу этой части Басманного района. Здесь много университетских зданий, а также компаний, которые открывают выпускники после окончания вуза. То есть портрет публики: молодые, умные, активные люди, юношей больше, чем девушек. Можно даже сказать, что здесь гнездится креативный класс по Ричарду Флориде, потому что социолог в своей нашумевшей книге «Креативный класс. Люди, которые меняют мир» имел в виду, в первую очередь, айтишников, крайне востребованных сегодня в корпорациях. Техническая интеллигенция в эпоху дополненного интеллекта чувствует себя уверенно и лучится благополучием.В то время как технический прогресс идет вперед семимильными шагами, градостроительный в данном квартале – отстает на десятки лет.

Импульсом для развития территории станет открытие нового вестибюля станции метро «Бауманская». Поток пешеходов будет перенаправлен через промзону бывшего завода автотракторного электрооборудования МЗАТЭ-2. Сейчас территория завода выпадает из жизни района. Архитектурная среда не соответствует потребностям горожан. Бесконечные стены и заборы образуют лабиринты и тупики рыхлой, хаотичной и безликой промзоны. Жители соседних домов вынуждены обходить место как зону отчуждения, а студенты – лицезреть рубероидные крыши гаражей из лекционных залов.
Многофункциональный жилой комплекс на Малой Почтовой улице, 12
© Сити-Арх
Градостроительная ситуация
© Сити-Арх
Анализ квартальной застройки
© Сити-Арх
Существующая среда завода МЗАТЭ-2
© Сити-Арх

Архитекторы мастерской «Сити-Арх» предлагают свой вариант решения градостроительных проблем данного района в виде многофункционального жилого комплекса. Преобладание жилой функции не только увеличит жилищный фонд в центре города, но и обеспечит безопасность и комфорт на территории квартала: местность будет под присмотром «оконных глаз» 24 часа в сутки. Сами же жильцы нового комплекса получат пятиминутную доступность до метро, семиминутную – до Лефортовского парка и функциональную насыщенность первых этажей. Дорога по ул. Госпитальной до нового вестибюля метро «Бауманская», планируемого к открытию в 2020 году, будет иметь вместо глухого заводского забора витрины уличной торговли, благоустроенный тротуар с арт-объектами и площадками для отдыха. Поскольку уровень земли понижается от метро к университету на высоту этажа, удалось сделать даже два уровня для пеших прогулок. Таким образом возникает первая нью-йоркская ассоциация – своего рода хай-лайн, на который нанизаны общественные функции первых многосветных этажей. Метро, университет, сам жилой комплекс и парк – точки притяжения, поток людей обеспечен, значит, стритритейл будет востребован.
Схема формообразования комплекса
© Сити-Арх

Площадка неправильной формы на перепаде рельефа дала возможность вписать полуподземный многоуровневый паркинг в стилобатную часть. Таким образом, освободились площади под благоустройство. Заказчик «МЗАТЭ-2» – владелец земли, как водится, запросил большую плотность – около 39 000 человек на га. В соответствии с этой плотностью и разрешенной высотностью архитекторы сначала расставили «кубики-площади» по периметру участка, затем развернули их, ориентируясь на инсоляцию и аэрацию квартир и дворового пространства. Поиграв с количеством этажей у разных секций (оно варьируется от 7 до 18), архитекторы смогли добиться разнообразного силуэта и обеспечить большинство квартир панорамными видами.
Технико-экономические показатели комплекса
© Сити-Арх

Комплекс состоит из десяти башен. Пять башен стоят вдоль улицы, три развернуты под углом, одна, семиэтажная, поместилась во дворе. одна дублирует уличный ряд, одновременно образуя арку во двор. Уличный ряд продолжен существующим офисным зданием, которое принадлежит заказчику. В этом здании запланирован музей современного искусства.
Создание образа комплекса
© Сити-Арх
Жилой комплекс с подземной парковкой на Малой Почтовой улице, 12
© Сити-Арх

Чтобы отреагировать на тему завода, фасады трех башен, стоящих вдоль улицы, выполнят из красного клинкерного кирпича – долговечного и теплого, тактильного материала. Светлые башни будут облицованы керамической плиткой, полой внутри. Рисунок узких окон, объединенных в два-три этажа – прием, позволяющий зрительно уменьшить количество этажей. Стройные окна упрощают чтение фасада, соотносятся с человеческим масштабом. Башни, стоящие вдоль улицы, в первых вариантах были ортогональными, но потом верх решили облегчить и сузить, и подчеркнуть черным цветом. Так образовались террасы с пентхаусами, которые резко повысили привлекательность и стоимость верхних квартир, компенсировав уменьшение площадей. Террасы на крыше придают сходство с атмосферными, любимыми киношниками, богемными пентхаусами Трайбеки, района Манхэттена. На мой вкус, можно было бы уступы сделать со всех четырех сторон, а не только с двух: террас много не бывает.
Жилой комплекс с подземной парковкой на Малой Почтовой улице, 12
© Сити-Арх
Жилой комплекс с подземной парковкой на Малой Почтовой улице, 12
© Сити-Арх
Жилой комплекс с подземной парковкой на Малой Почтовой улице, 12
© Сити-Арх

Объединяющие жилые секции общественные объемы на уровне галереи имитируют промышленную архитектуру XIX века: приземистые арки с треугольными фронтонами напоминают въезды в заводские корпуса или пакгаузы, хотя портал Ладовского на станции Красные Ворота тоже вспоминается. Над одной из арок находится световой фонарь, который напоминает о заводской трубе и дает доступ дневному свету в высокое внутреннее пространство. Эта часть стилобата соединена с офисным корпусом, и, если он станет музеем, здесь логично было бы размещать крупные инсталляции.
Арки выполнены из бетона, а переплеты стеклянных витражей – из черной стали. На горизонтальной стальной балке под фронтоном предусмотрено место для вывесок и рекламы. В том же стиле, из тех же черных двутавровых балок авторы проекта собираются сделать скамейки с деревянными сиденьями, фонари и прочую уличную мебель. А главный уличный акцент – металлическая аркада с качелями.
Жилой комплекс с подземной парковкой на Малой Почтовой улице, 12
© Сити-Арх
Жилой комплекс с подземной парковкой на Малой Почтовой улице, 12
© Сити-Арх

Первый уровень стилобата представляет собой пространство большой высоты – 6 метров, оно спланировано так, что может использоваться как целиком, так и быть поделенным между разными арендаторами, и иметь антресоль. Предположительно здесь разместятся продуктовый супермаркет, магазин товаров для детей, книжный и канцелярский магазины, а также один из этажей 3-х уровневого коворкинга, с гибким, трансформирующимся под мероприятия интерьером. Верхний уровень стилобата («хай-лайн») объединяет первые многосветные этажи с многообразными функциями, ориентированными как на местных жителей, так и на транзитный поток «метро-университет»: банк, кафе, ресторан, аптека, салон красоты, стоматология, фитнес-центр, выставочная галерея и арендные площади для предпринимателей и стартаперов, например, выпускников университета.
Функциональная схема комплекса со стороны ул. Госпитальной
© Сити-Арх
Разрез-схема по ул. Госпитальной
© Сити-Арх
Разрез-схема со стороны Чешихинского проезда
© Сити-Арх
Функциональная схема комплекса со стороны ул. Большая Почтовая
© Сити-Арх

Дворовое пространство условно разделено на два уровня террасированным рельефом. Акцентами во дворе являются игровые и спортивные площадки для разных возрастов, для пассивного и активного отдыха. Важно, что двор намеренно не замкнут от соседних «брежневских» домов: извилистый пандус удлиняет маршрут прогулок и плавно спускается к существующей застройке, а зимой служит горками для катания. Таким образом, соседи получат бонусы от появления нового жилого комплекса с продуманным и зрелищным рекреационным пространством.
Внутренний двор комплекса со стороны Чешихинского проезда
© Сити-Арх
Благоустройство дворового пространства
© Сити-Арх
Многофункциональный жилой комплекс на Малой Почтовой улице, 12. Схема планировочных решений на отм. 0.000
© Сити-Арх
Многофункциональный жилой комплекс на Малой Почтовой улице, 12. Схема планировочных решений на отм. -5.200
© Сити-Арх

Жилые планировки рассчитаны на колебания рынка – в частности, они позволяют, если потребуется, увеличить количество небольших квартир. В стандартной трехкомнатной квартире гостиная и кухня ориентированы в одну сторону, спальня и детская – в другую. Конвекторы расположены в полу перед окном, поэтому окна – от пола до потолка. О том, что французские окна красивы и повышают качество жизни, говорить излишне.
Общий вид многофункционального комплекса с высоты
© Сити-Арх

Комплекс призван улучшить качество среды и, возможно, задать новый градостроительный тренд – «манхэттенский», когда среди высотных зданий пешеходам удобно, безопасно и интересно. И для этого нужны всего лишь благоустроенное общественное пространство, проработанная инфраструктура нижних этажей и необычный силуэт верхушек домов.

Мастерская:
Сити-Арх
Проект:
Жилой комплекс с подземной парковкой на Малой Почтовой улице, 12
Россия, Москва, ул. Малая Почтовая вл.,12

Авторский коллектив:
ГАП: В.В. Лукомский
Архитекторы: И.В. Лукомская, А.В. Лукомский, А.А. Городнова, П.В. Медведев, А.В. Попов, П.И.
Бурдина, И.Ю. Жемайтис 

2017 — 2017

11 Июня 2019

author pht

Автор текста:

Лара Копылова
Технологии и материалы
Строительный материал от Адама
Представляем победителей премии в области кирпичной архитектуры Brick Award 20, учрежденной компанией Wienerberger. Ими стали шесть команд архитекторов из Польши, Руанды, Индии, Испании, Нидерландов и Мексики.
Креативный подход: Baumit CreativTop
Моделируемая штукатурка CreativTop – это насыщенные цвета, глубокие рельефные поверхности, интересные сочетания и комбинации текстур и огромные возможности дизайна.
Потолочные решения Knauf Armstrong для медицинских учреждений...
Линейка подвесных потолков серии Bioguard со специальным антибактериальным покрытием препятствует развитию всех видов возбудителей внутрибольничных инфекций и помогает поддерживать здоровый микроклимат для благополучия пациентов и персонала.
Все дело в центре притяжения
На развитие рынка недвижимости, в особенности загородной, все больше стали влиять инфраструктурные факторы. Все чаще центром притяжения загородных кластеров становятся самостоятельные объекты, жизнедеятельность которых не зависит от спроса на загородную недвижимость: натуральные хозяйства, фермы и лесопарковые зоны. Так постепенно пригород миллионников обрастает комплексной инфраструктурой и современными архитектурными решениями.
Модернизируя традиции
Специалисты корпорации HILTI придумали, как совместить несовместимое: кирпичную кладку и навесной вентилируемый фасад. Для этой цели Hilti разработала четыре альтернативных метода создания НВФ с кирпичной кладкой или её имитацией.
FunderMax Compact Academy – новый стандарт обучения
Обучение и образование играют важную роль в жизни любого человека. Постоянное совершенствование личных и профессиональных навыков открывает перед человеком новые возможности и делает его востребованным в современном мире.
Максим Павлов: у нашей несущей системы большие перспективы...
Как «упаковать» вентоборудование, архитектурную подсветку, электрические кабели и многое другое в межфасадное эксплуатируемое пространство, не нарушив архитектуры фасада и уменьшив при этом стоимость здания. Рассказывает Максим Павлов, главный инженер компании «ОртОст-Фасад», ГИП по устройству конструкции внешней облицовки храма Вооруженных сил России.
Игра в шарик
Нестандартные оконные узлы Velux помогли воплотить необычный проект сферического детского сада в Подмосковье.
Сейчас на главной
Реновация по-дальневосточному
Конкурсный проект реновации двух центральных кварталов Южно-Сахалинска, 7 и 8, разработанный UNK project, получил звание победителя в номинации «архитектурно-планировочные решения застройки».
Константин Акатов: «Обновленная территория – увлекательное...
Интервью с победителем международного конкурса на мастер-план долины реки Степной Зай в Альметьевске, руководителем проекта, заместителем генерального директора «Обермайер Консульт» Константином Акатовым.
Сергей Труханов: «Главное – найти решение, как реализовать...
Как изменятся наши рабочие пространства? Можно ли подготовить свои офисы к подобным ситуациям в будущем? Что для современных офисов актуально в целом? Как работать с международными компаниями и какую архитектурную типологию нам всем еще только предстоит для себя открыть?
Ближе к людям
Южнокорейский город Чхонджу планирует расчистить почти 3 га в историческом центре от существующих зданий XX века для строительства нового муниципалитета по проекту бюро Snøhetta, который победил в международном конкурсе. Сохраняется только один корпус 1965 года, который будет служить «входным порталом» нового комплекса.
Портфолио поколения Z
Студенты второго курса МАРШ оформили свои портфолио в виде web-страниц, на которых демонстрировали навыки и умения, а архитекторы как работодатели оценили удобство формата и рассказали о своих предпочтениях при выборе кандидатов.
Контакт
В Риме, в Центральном институте графики, открылась выставка Сергея Чобана «Оттиск будущего. Судьба города Пиранези». Она включает четыре гравюры, чьим источником послужили римские ведуты XVIII века, дополненные футуристическими вкраплениями, и много рисунков, исследующих ту же тему, подчас очень экспрессивно. Вопросы выставка ставит, а ответов, как кажется, не дает. Поскольку в Рим сейчас съездить проблематично, рассматриваем картинки.
Новый старый Серпухов: работы студентов Алексея Бавыкина
Бакалавры подошли к теме реконструкции комплексно: рассмотрев центр города в целом, создали проекты отдельных кластеров с разными функциями, призванными оживить историческую среду, на месте двух заброшенных заводов, тесной школы и больницы.
В поисках визуальной ясности
Рассказываем о дискуссии, посвященной непростому для российских просторов вопросу дизайна элементов городского пространства. Обсуждение организовал Институт Генплана Москвы на Арх Москве.
Владимир Плоткин: «Мы старались привить студентам...
Три проекта группы бакалавров МАРХИ Владимира Плоткина, Валерия Грубова и Светланы Трифоненковой: музей антропологии в Мневниках; школа нового типа, разработанная в согласии с принципами современного образования, и «легальный туннель» для мигрантов из Мексики в США.
От театра до музея: дипломы бакалавров группы Владимира...
Четыре проекта бакалавров МАРХИ группы Владимира Плоткина, Валерия Грубова и Светланы Трифоненковой: театральный комплекс, плавающий по Москве-реке, дом на Песчаной улице, музей-остров из кораллов на старой нефтяной платформе в Адриатическом море и кинофестивальный центр с фестивальной улицей и «мостом» к реке.
Пресса: Сергей Чобан — о том, почему петербуржцы не терпят...
15 октября Сергей Чобан открывает в Риме выставку, где покажет несколько «испорченных» им гравюр великого Джованни Баттиста Пиранези. По этому случаю он написал колонку о том, почему наше благоговение перед исторической архитектурой Петербурга пронизано двойной моралью.
Клином красным
Невзирая на неурядицы 2020 года в Гостином дворе открылась Арх Москва. Она состоит из тех же частей в иных пропорциях, и, как всегда, ставит абмициозные задачи: а) увидеть в архитектуре искусство, б) резюмировать последние тридцать лет. А «никакой архитектуры» – в этом, конечно, есть доля шутки.
Выход за пределы
Жилой комплекс для исторической части города от бюро ОСА: многоуровневое дворовое пространство и стремящаяся к абсолюту свобода фасадов.
Кирпичный дом в большом городе
Сознавая весь романтизм и харизматичность кирпичной архитектуры, Степан Липгарт поработал с темой кирпичного дома в Петербурге и решил две теоремы, предложив башни американского ар-деко для более высокого ЖК Alter на Магнитогорской улице и чувственную пластику ар-деко в коктейле с лофтовой эстетикой для дома на Малоохтинском проспекте.
Природа – и храм, и мастерская…
Если классический словарь разных эпох – революционную дорику и палладианский руст – скрестить со скандинавским деревянным домом и модернистским пространством, то получится лесная деревянная классика Артема Никифорова, построившего архитектурный коворкинг под Петербургом.
Лунный город
Бюро BIG, ICON и SEArch+ заняты разработкой проекта «Олимп» – строительных технологий и плана первого поселения на Луне. Работа идет под эгидой НАСА.
Город солнца
Комплекс ВТБ Арена Парк, спроектированный и реализованный совместно Сергеем Чобаном и Владимиром Плоткиным, претендует на роль эталонного эксперимента по снятию вековых противоречий между архитектурой традиционного направления и модернизмом. Рамки дизайн-кода и интеллигентный, творческий характер пластической дискуссии сформировали несколько идеализированный фрагмент городской ткани.
Журналисты как архитекторы
В Берлине открылось новое здание издательского дома Axel Springer, куда входят Die Welt, Bild и множество других газет и журналов. Авторы проекта, Рем Колхас и его бюро OMA, разработали его с учетом непредсказуемости цифрового будущего.
Пресса: Архитектура должна быть искусством
Владимир Плоткин – руководитель известного и признанного в России и Москве бюро ТПО «Резерв», которое в этом году отметило свое 33-летие. Последние да и многие предыдущие его проекты стали по-настоящему громкими – КЗ «Зарядье», административный центр и больница в Коммунарке. Разговор состоялся накануне открытия выставки «АРХ Москва», чьим лозунгом в этом сезоне станет «Архитектура – искусство»
Коронавирус не подточил деревянную архитектуру
Премия АРХИWOOD собрала рекордные 207 заявок, в шорт-лист прошло 54. Хотя организаторы премии до сих пор не решили, в каком формате пройдет церемония награждения победителей, Экспертный совет определил шорт-лист премии, а на ее сайте началось голосование. О вышедших в финал номинантах, а также о внутренних проблемах премии, которые, среди прочего, отражают новые тенденции в деревянной архитектуре, рассказывает куратор Николай Малинин.
Планирование и политика
Публикуем отрывок из книги Джона М. Леви «Современное городское планирование», выпущенной Strelka Pressв рамках образовательной программы Архитекторы.рф. Этот авторитетный труд, выдержавший 11 изданий на английском, впервые переведен на русский. Научный редактор этого перевода – Алексей Новиков.
Дай мне напиться железнодорожной воды*
В проекте третьей очереди микрорайона «Лиговский Сити» в «сером поясе» Петербурга консорциум KCAP & Orange Architects & «А.Лен» поставил перед собой задачу сохранить дух места через консервацию контуров железнодорожных путей и уподобление объемов жилой застройки контейнерам, сложенным на товарно-разгрузочной станции.
Стоянка у петроглифов
Проект туристического комплекса рядом с беломорскими петроглифами: нейтральная архитектура для будущего объекта из списка ЮНЕСКО
Корпоративная пещера
Пекинское бюро Atelier Alter устроило в штаб-квартире компании Yingliang на юго-востоке Китая музей окаменелостей, найденных при добыче ею камня.
Разделительная полоса
Центр выставок и конгрессов MEETT в Тулузе по проекту OMA отделяет урбанизированную окраину от сельской местности, предохраняя ее от стихийного «расползания» города.
Львы на стекле
Архитекторы бюро СПИЧ применили прием, известный по петербургским опытам Сергея Чобана – кассеты с рисунком элементов классической архитектуры, напечатанных на стекле, – к реконструкции фасадов типового здания 4 корпуса московской больницы №23. Проект разработан бесплатно, как помощь больнице.
Климатические зоны для искусства
В Роттердаме закончено строительство фондохранилища Музея Бойманса – ван Бёнингена по проекту MVRDV. Впервые в мире в таком здании все экспонаты из музейного собрания будут доступны посетителям для осмотра, а на крыше высажена березовая роща.
Жилой каньон
Комплекс Amani на юге Мексики – это две поставленные параллельно тонкие пластины, где в каждой квартире достаточно солнца и возможно сквозное проветривание. Авторы проекта – Archetonic.
Тучков буян: последняя пятерка
Вместе с финалистами конкурса на концепцию парка «Тучков буян», не вошедшими в призовую тройку, продолжаем мечтать о том, что могло бы появиться в центре Петербурга: дикий лес, новые острова, искусственный канал и много амфитеатров.
Стеклянный бутон
Башня по проекту Zaha Hadid Architects, строящаяся в Гонконге, напоминает бутон цветка с его флага и герба, учитывает реалии пандемии и претендует на лидерство по «устойчивости».
Парк чувств
Проект «Романтического парка Тучков буян» консорциума «Студии 44» и WEST 8, победивший в международном конкурсе, соединяет скульптурную геопластику и деревянные конструкции, разнообразие пространственных характеристик и насыщенную программу, рассчитанную на разнообразную аудиторию, с красивой и сложной пассеистической идеей усадебно-дворцового парка, настроенного на активизацию мыслей и чувств.
Деревянный «флибустьер»
Дом Freebooter на две квартиры-дуплекса в Амстердаме с деревянными солнцезащитными ламелями и деревянно-стальной гибридной конструкцией. Авторы проекта – бюро GG-loop.