Оберег экологии Севера

Золотой диплом фестиваля «Зодчество» в разделе «Постройки» в этом году был присужден Центру особо охраняемых природных территорий «Нуви ат» в городе Белоярский. Архитектор Валерий Лукомский в основу композиции этого здания положил два самых ярких символа быта коренных народов Севера – лодку и чум.

author pht

Автор текста:
Анна Мартовицкая

23 Ноября 2010
mainImg

Архитектор:

Валерий Лукомский

Мастерская:

Сити-Арх

Проект:

Экоцентр «Нуви ат» (Центр особо охраняемых природных территорий)
Россия, Белоярский

Авторский коллектив:
Архитекторы: Лукомский Валерий Васильевич, Лукомская Ирина Васильевна, при участии Лукомского Антона Валерьевича, Морозова Юрия Александровича; конструкторы: Азаренко Игорь Николаевич, Томилов Николай Александрович, Капацевич Наталья Николаевна

2007 – 2010

Строительная организация: ООО «СеверСтройИнвест» (Нордбел) Заказчик: Администрация г. Белоярский
Белоярский – небольшой город в Ханты-Мансийском округе. Расположенный на левом берегу реки Казым и бывший когда-то землей оленеводов, сегодня он активно развивается, в основном, за счет транспортировки газа. В нем строятся как современные жилые, так и технологичные общественные объекты – Ледовый дворец, гостиница, детско-юношеский центр. Однако давление капитала на архитектуру в Белоярском несравнимо слабее, чем, скажем, в том же Сургуте или Ханты-Мансийске, и, наверно, именно поэтому его новостройки получаются столь самобытными и яркими произведениями современного зодчества.

Экоцентр «Нуви ат» изначально задумывался как комплекс помещений для администрации уникального природного парка «Нумто», однако позже административную функцию было решено дополнить музейной и создать в новом здании экспозицию, посвященную природе края, его традиционным промыслам, культуре и быту коренного населения. Для решения этой задачи архитекторы мастерской «Сити-Арх» использовали принцип объединения современных технологий и традиционных для данного края конструктивных и художественных приемов. 

«Нуви Ат» (в переводе с языка хантов – «белая ночь») расположен в северо-западной части Белоярского, на новой площади, замыкающей перспективу Центральной улицы. Здесь же находится гостиничный комплекс «Калтен» (также спроектированный «Сити-Арх»), и два объекта фланкируют пространство площади, которую в дальнейшем планируется использовать для проведения городских мероприятий и праздников. На генплане видно, что «Нуви Ат» имеет настолько протяженный объем, что фактически служит мостом между площадью и соседней улицей. Архитекторы учли эту градостроительную особенность, устроив в одном из фасадов комплекса крытую пешеходную галерею.

Здание экоцентра формируется двумя составляющими: горизонтальным призматическим объемом треугольного сечения и разделенным этой призмой надвое усеченным конусом. «Эти объемы несут важнейший образный посыл, – поясняет Валерий Лукомский. – Конический объем – это метафора традиционного жилища народностей края – чума. Настоящий чум всегда разделен на две зоны – мужскую и женскую. Прообразом горизонтально лежащей призмы стала длинная и узкая лодка – облас, используемая коренным населением для рыболовства и передвижения по многочисленным рекам и озерам». В качестве буквального напоминания и усиления общего образа у главного входа в здание архитекторы разместили один из первых экспонатов – настоящий облас.

Части конуса решены по-разному. Одна из них, выходящая на задний фасад, представляет собой глухой объем, облицованный снаружи, как и вся плоскость фасада, металлом. Вторая, организующая южный фасад, состоит из двух объемов: закрытого, с лестницей внутри, и открытого, со светопрозрачной каркасной конструкцией, основу которой составляют гигантские шесты. Прообразом последней стал традиционный чум, который всегда возводится с помощью длинных и крепких деревянных шестов. И именно через эту половинку конуса проходит уже упомянутая пешеходная галерея. Конструктивная часть корпуса, укрытая баннерами с этническими рисунками народов Севера, служит для размещения наружной экспозиции.

Оленьи шкуры – незаменимый материал в жизни коренных народов. С их помощью оформлены фасады входной группы, декорированы балки, графическими линиями рассекающие гладкие металлические плоскости. Другим декоративным элементом  становятся узкие прорези окон, символизирующие, по замыслу архитекторов, многочисленные большие и малые реки, формирующих рельеф Белоярского района. Символична и вставка над входной группой – призматический элемент из прутьев, вторящий по форме основному объему. Как поясняет Валерий Лукомский, она призвана будить множество природных ассоциаций: это и сплав леса по реке, когда стволы, ветви и сучья  плывут в хаотичном беспорядке; это и хвоя непролазных местных лесов.

Очень интересно решены и треугольные торцы основного объема, представляющие собой деревянные полотна с выпиленным на них объемным рисунком. Символическое изображение луны в виде круглого проема на торце входной группы и солнца на противоположном торце напрямую связаны с представлениями коренных народностей о мироустройстве, движении добрых и злых сил. Пластика этих узоров и удивительно точно подобранный ржавый оттенок напоминают многочисленные болота, расположенные на территории края, – правда, стороннему наблюдателю, не бывавшему на Севере, эта  ассоциация становится очевидна, лишь когда архитектор показывает аэросъемку. Зато о назначении оплетенной канатом булавы, подвешенной над главным входом, догадаться очень просто, – конечно, это оберег, столь характерный для коренных народностей.

Экспозиция музея еще формируется, поэтому говорить о том, насколько новый культурный объект востребован в Белоярском, пока рано. Однако уже понятно, что само здание экоцентра стало его новой достопримечательностью. А главное, убедительно доказано: традиционные материалы и формы, отражающие особенности природы, культуры и мировоззрения края, могут быть успешно интегрированы в современную архитектурную среду.
Экоцентр «Нуви ат», Центр особо охраняемых природных территорий, реализация, 2009-2010 © Валерий Лукомский, Сити-Арх
Экоцентр «Нуви ат», Центр особо охраняемых природных территорий, реализация, 2009-2010 © Валерий Лукомский, Сити-Арх
Экоцентр «Нуви ат», Центр особо охраняемых природных территорий, реализация, 2009-2010 © Валерий Лукомский, Сити-Арх
Экоцентр «Нуви ат», Центр особо охраняемых природных территорий, реализация, 2009-2010 © Валерий Лукомский, Сити-Арх
Экоцентр «Нуви ат», Центр особо охраняемых природных территорий, реализация, 2009-2010 © Валерий Лукомский, Сити-Арх
Экоцентр «Нуви ат», Центр особо охраняемых природных территорий, реализация, 2009-2010 © Валерий Лукомский, Сити-Арх
Экоцентр «Нуви ат», Центр особо охраняемых природных территорий, реализация, 2009-2010 © Валерий Лукомский, Сити-Арх
Экоцентр «Нуви ат», Центр особо охраняемых природных территорий, реализация, 2009-2010 © Валерий Лукомский, Сити-Арх
Экоцентр «Нуви ат», Центр особо охраняемых природных территорий, реализация, 2009-2010 © Валерий Лукомский, Сити-Арх
Экоцентр «Нуви ат», Центр особо охраняемых природных территорий, реализация, 2009-2010 © Валерий Лукомский, Сити-Арх
Экоцентр «Нуви ат», Центр особо охраняемых природных территорий, реализация, 2009-2010 © Валерий Лукомский, Сити-Арх


Архитектор:

Валерий Лукомский

Мастерская:

Сити-Арх

Проект:

Экоцентр «Нуви ат» (Центр особо охраняемых природных территорий)
Россия, Белоярский

Авторский коллектив:
Архитекторы: Лукомский Валерий Васильевич, Лукомская Ирина Васильевна, при участии Лукомского Антона Валерьевича, Морозова Юрия Александровича; конструкторы: Азаренко Игорь Николаевич, Томилов Николай Александрович, Капацевич Наталья Николаевна

2007 – 2010

Строительная организация: ООО «СеверСтройИнвест» (Нордбел) Заказчик: Администрация г. Белоярский

23 Ноября 2010

author pht

Автор текста:

Анна Мартовицкая

Поставщики, технологии

Технологии и материалы

Теплоизоляция ПЕНОПЛЭКС® для подземного строительства
Освоение подземного пространства – общемировой тренд, в мегаполисах под землей растут целые города. По версии книги рекордов Гиннесса, крупнейший подземный торговый комплекс в мире – Path в Торонто. Для его создания проложено более 30 км тоннелей.
Камин как аттрактор, или чем привлечь покупателя элитной...
Вода и огонь – две удивительные природные субстанции – влекущие, завораживающие, приковывающие взгляд. В человеческом жилище они давно завоевали свое место, и, если вода выполняет сугубо техническую функцию, огонь в камине вместе с теплом дарит визуальное наслаждение.
Размером с 30 футбольных полей
«Зеленый квартал» – энергоэффективный, инновационный и самый дорогой градостроительный проект Казахстана, разработкой которого занималась международная команда: британское архитектурное бюро Aedas, американская инженерная компания AECOM и строительный холдинг из Казахстана BI Group.
Японские технологии на родине дымковской игрушки
В Кирове появился новый 15-этажный жилой дом, спроектированный московским архитектором Алексеем Ивановым. Для отделки фасада использовались японские панели KMEW, предназначенные специально для высотного строительства.
Переплетение и контраст
Два московских проекта, в которых архитекторы сочетают панели с разными фактурами из фиброцемента EQUITONE, добиваясь выразительности фасадов.
Вентиляционная створка Venta – современное решение...
Venta обеспечивает безопасное и быстрое проветривание помещений, не создавая сквозняков. Она идеально комбинируется с остекленными и глухими элементами большой площади, а гибкая интеграция системы в любой фасад объекта является отличным решением для архитекторов и проектировщиков.
«Тихий рассвет» – цвет года по версии AkzoNobel
Созданный по итогам масштабных исследований цветовых трендов, проводящихся экспертами со всего мира, этот цвет призван запечатлеть суть того, что делает нас более человечными на заре нового десятилетия.

Сейчас на главной

Волны в степи
«Платов» – один из первых новых аэропортов России. Он до предела функционален, поскольку учитывает развитие технологий и возможное расширение, но в то же время наделен универсальным образом и наполнен уютными деталями.
Культурная встреча на высоте
В Берлине заложен первый камень 150-метрового небоскреба Alexander Tower на Александерплац: архитекторы – Ortner & Ortner Baukunst, заказчик – российский девелопер «МонАрх».
Сжигая мосты
В конце зимы на Масленице в Никола-Ленивце сожгут мост по проекту архитектурного бюро KATARSIS. Рассказываем об итогах конкурса на лучший арт-объект.
Нагатино: четыре истории
Проект застройки западной части Нагатинского полуострова бюро «Гинзбург Архитектс» начинало разрабатывать четыре раза, послойно накладывая на территорию одну концепцию за другой и формируя уникальный городской кейс. Рассматриваем все четыре, начиная с сотрудничества с Уильямом Олсопом.
За художественную ценность
В Петербурге наградили победителей архитектурно-дизайнерской премии «Золотой Трезини», девиз которой – «Недвижимость как искусство». Представляем 18 лучших проектов.
Яркое предложение
Концепция развития микрорайонов 7 и 8 в Южно-Сахалинске продолжает работу, начатую концепцией для всего города, также разработанной архитекторами «Остоженки». Можно только удивляться, насколько логично и последовательно идет работа – и насколько ярок результат.
Взять под козырек
Архитектор Роман Леонидов, спроектировавший «усадьбу Завидное» в Подмосковье, перенес в область частного дома мотивы общественных сооружений и придал ему футуристический хайтековый акцент.
Отель-древо
В Бретани строится гостиница в форме дерева: на его ветках размещены номера-капсулы из алюминиевых профилей компании BEMO.
Под сенью Папы Римского
Архбюро Мезонпроект построило мастерскую для Зураба Церетели во дворе дома на Пятницкой, напротив церкви Климента Папы Римского. Мягкий экомодернизм соединился с чертами ар деко.
Долг городу
Гостиничный комплекс в Монпелье на юге Франции по проекту бюро Мануэль Готран возвращает городу часть использованного им участка как общественную террасу.
Изящество простоты
Микс из восточной архитектуры и принципов ленинградского градостроительства: как мастерская «Евгений Герасимов и партнеры» поднимает планку для массового жилья.
Третья жизнь модернизма
Zaha Hadid Architects представили проект реконструкции вестибюля модернистской башни в центре Лондона: это офисное здание 1970-х с 2015 года превращено в дорогое жилье.
Образцовый офис
Штаб-квартира девелопера Amvest в Амстердаме по проекту Firm architects: показательное рабочее пространство, которое должно, помимо прочего, снизить число прогулов.
Кому в Москве жить комфортно
Конференция «Комфортный город»-2019, организованная Москомархитектурой в дизайн-кластере Artplay, сконцентрировалась на психологии. Аудитория даже поучаствовала в социо-психологическом опросе, и результат – неожиданный.
От Сочи до Владивостока
Представляем победителей ежегодного сочинского смотра-конкурса «АрхРазрез». Среди лучших – проекты из Москвы, Иркутска, Владивостока, Смоленска и других городов.
Архитектор в администрации
Говорим с несколькими выпускниками программы Архитекторы.рф, запущенной Институтом «Стрелка» и ДОМом.рф, – а именно с теми из них, кто после обучения устроился на работу в городские органы власти.
BIF: лауреаты 2019
Представляем полный список награжденных и отмеченных проектов национальной премии «Лучший интерьер», которая прошла в рамках Best Interior Festival.
Петербургский коллаж
Выставка «Российская архитектура. Новейшая эра» расширена петербургским контентом. Предлагаем впечатления о ней и архитектурном процессе последних тридцати лет из первых рук – от участников.
Градсовет 20.11.2019
Неожиданные иностранцы проектируют офис для JetBrains, а отечественные архитекторы закрывают вид на краснокирпичный модерн: очередной градсовет Петербурга.
Архсовет Москвы-64
20 ноября Архсовет отверг проект ТРЦ около Преображенской площади от компании «Подземпроект» и утвердил проект дома в Большом Николоворобинском переулке Сергея Скуратова, по соседству с его же Арт-Хаусом.
Путь эмоций
Два молодых архитектора из ОСА о первом самостоятельном проекте для бюро и выработанном творческом подходе.
Стереомир инженера Шухова
До 19 января в Музее архитектуры проходит выставка-ретроспектива наследия выдающегося инженера Владимира Шухова – симбиоз огромной исследовательской работы и красивой художественной метафоры, придуманной «Архитекторами Асс».
Пресса: Григорий Ревзин: «В Москве не осталось исторической...
Партнер КБ Стрелка, архитектурный критик, урбанист Григорий Ревзин рассказал Илье Иванову о хрущевках как эманации социалистического образа города будущего, антисемитизме в позднем СССР и о Москве как глобальном общероссийском айсберге, на который все пытаются взобраться.
Предложение знака
Карен Сапричян предложил для штаб-квартиры РЖД, о планах строительства которой на территории Рижского грузового терминала стало известно весной текущего года, три небоскреба с буквами аббревиатуры компании.
Тучков буян: эксперты о главном парке Петербурга
Стартовал конкурс на концепцию парка «Тучков буян», а вместе с ним – страхи, сомнения и большие надежды. В рамках культурного форума архитекторы и чиновники разбирались, как подступиться к первому за долгие годы зеленому пространству, а мы приводим не самые очевидные мнения.
Пресса: «Зачем вам эти руины?»: что происходит со старыми советскими...
39 советским кинотеатрам Москвы приходится нелегко: один за другим их закрывают, перепродают, демонтируют. Все они вошли в программу реконструкции, которую осуществляет ADG Group, и скоро будут переделаны в «районные центры». Местные жители и историки архитектуры против. «Афиша Daily» разобралась в ситуации.
Третий масштаб
На сложном участке в Одинцовском округе Подмосковья «Студия 44» спроектировала вторую очередь гимназии им. Е.М. Примакова – школу с мощным демократическим пафосом и архитектурой в духе итальянского рационализма.
Музей на семи ветрах
В Шанхае на берегу реки Хуанпу построен музей Уэст-Банд. Авторы проекта – David Chipperfield Architects. Первые пять лет там будет показывать свои выставки Центр Помпиду.
Изгибы дюн
Комплекс апартаментов в Сестрорецке с криволинейными формами и выдающейся инфраструктурой, позволяющей охарактеризовать место как парк здоровья или дачу нового типа.