Поддержка архитектуры в Дании: коллаборации большие и маленькие

Публикуем главу из недавно опубликованного исследования Москомархитектуры, посвященного анализу практик поддержки архитектурной деятельности в странах Европы, США и России. Глава посвящена Дании, автор – Татьяна Ломакина.

Исследование было презентовано в декабре 2021 на конференции МКА «Комфортный город». Полный текст 170-страничного документа можно скачать на сайте Архсовета Москвы. Мы же публикуем одну из глав, посвященную Дании. 

Международный союз архитекторов International Union of Architects совместно с ЮНЕСКО выбрали Копенгаген столицей мировой архитектуры на 2023 год. И произошло это неслучайно. Уже много лет Копенгаген – пионер среди создания самых инновационных архитектурных проектов, на которые съезжаются посмотреть именитые архитекторы со всего мира. Жилые объекты, переделанные из элеваторов и электростанций, офисные центры из цементных силосов, лыжная трасса на крыше мусоросжигательного завода и жилой дом, где до самого верхнего уровня проложена велосипедная дорожка – это лишь верхушка архитектурного айсберга, которая впечатляет и обывателей, и профессионалов. Такой архитектурный прорыв стал возможен в том числе благодаря масштабной поддержке отрасли – как на уровне государства, так и на уровне частных коммерческих фондов. Какое же содействие оказывают архитектуре в датской столице? И какой опыт государственно-частных партнерств можно было бы экспортировать в другие страны?
 
Развитие архитектуры в Дании идет через междисциплинарный подход, который задействует на проектах урбанистов, социологов, строителей, инженеров, психологов, проектировщиков, консультантов-футуролов и т.д. Важная цель – не просто построить здание, но создать проект «в контексте», что означает связать его с историей и текущими потребностям горожан, с окружающей застройкой и социальными прогнозами на будущее. Такой междисциплинарный подход во многом определяет и формат поддержки архитектуры: финансовую и профессиональную помощь отрасли оказывают самые разные фонды и объединения, профессиональные союзы и артели.
 
Глобально за разработку способов поддержки архитектуры в Дании отвечает Министерство культуры, которое – через ряд профессиональных организаций – решает конкретные задачи отрасли. Посмотрим, какие фонды и коллаборации протягивают архитектуре руку помощи.
 
Государственная поддержка
Государственный фонд искусств Дании (Statens Kunstfond)
 
Под эгидой Министерства культуры работает Государственный фонд искусств Дании – масштабная организация, задача которой – распространять искусство (в том числе архитектуру) среди широкой аудитории, продвигать его на международном уровне и содействовать молодым талантам на творческом пути.
 
Это не просто многообещающие слова на стартовой веб-странице фонда. За ними – реальные гранты и профессиональная поддержка более 6000 проектов ежегодно. С помощью более чем 60 различных программ финансирования фонд продвигает и помогает реализовывать самые разные художественные проекты. В архитектурной сфере это:
 
– финансирование проектов, стремящихся «расширить границы» архитектуры. Предпочтение отдается работам/проектам/коллаборациям, демонстрирующим инновационное и этическое понимание роли архитектуры в обществе;
– распределение грантов на исследования архитектурного опыта и налаживание партнерских отношений за рубежом (поездки, стажировка, коллаборации);
– финансирование работ, касающихся поиска новых методов и подходов в архитектуре, экспериментальных проектов и идей, потенциально интересных для последующего тиражирования;
– финансирование поездок в архитектурную мастерскую Йорна Утзона на Майорке. Программа позволяет архитекторам и междисциплинарным группам развивать свой проект или работать над исследованием во вдохновляющей атмосфере единомышленников.
 
Примечательно, что максимального размера суммы, на которую соискатель может подавать заявление, нет. Комитет оценивает каждую отдельную заявку и принимает решение индивидуально  по каждому проекту.
 
Однако общее представление о финансовой структуре программы можно составить из следующих цифр:
• 59% грантов, предоставленных в 2019 году, составляли менее 25 000 датских крон (примерно 3300 евро).
• 82% были менее 45 000 датских крон (около 6 000 евро)
• 96% были менее 75 000 датских крон (приблизительно 10 000 евро):
В 2019 году комитет получил почти 1500 заявок на участие в программе, из которых 50% получили гранты. В общей сложности из программы было распределено около 3,1 миллиона евро – около половины ежегодных средств комитета.
 
Среди профинансированных архитектурных проектов были – проведение архитектурной выставки, медиа-арт проект, фото-экспозиция, ряд строительных экспериментов, публикация книг, архитектурные поездки, в том числе в архитектурную мастерскую на Майорке, работа международных архитектурных коллабораций и т.д.
 
Частные фонды, поддерживающие архитектуру
 
Помимо государственной поддержки, в Дании работает несколько частых фондов, которые направляют свободные средства на поддержку архитектуры и искусства. Самые крупные из них – это Danmarks Nationalbanks Jubilæumsfond,  Realdania, Louis-Hansen Fonden, Nordea, Dreyers Fonden и др. Ежегодно каждый из них выделяют на поддержку архитектуры от 500 до 800 млн датских крон (до 100 млн. евро) При том что фонды дотируют серьезные суммы в архитектурную отрасль, они естественным образом сосредоточены на своих коммерческих целях и поэтому имеют ряд требований к тем проектам, которые поддерживают.
 
Один из последних проектов, которые, например, поддержал фонд Realdania – создание более здорового климата в помещениях в экспериментальном ЖК в городе Хольстебро. Проект включает в себя реализацию трех домов, построенных по подобию лаборатории, где исследователи тестируют различные строительные стратегии и материалы для более здорового климата в помещении. В проекте участвует и ряд других инвесторов и застройщиков. В случае успешной реализации проекта, не исключено, что фонд Realdania начнет реализацию проекта в более масштабном формате – уже как инвестор.
 
 «Проекты, которые мы поддерживаем, могут быть очень разные – как по формату, так и по размеру, но их объединяет то, что они служат на благо обществу и делают страну комфортнее», – говорит Niels Olsen, руководитель направления «Природа и культура» фонда Nordea.
 
Этот фонд часто поддерживает проекты междисциплинарные. Например, сегодня под предводительством фонда в самом старом городе Дании – Рибе -  реализуется «Центр викингов», который является и музеем, и образовательным центром, и красивым архитектурным проектом. Финансирование проекта составляет 3 миллиона датских крон.
 
Еще один интересный проект, который поддерживается фондом Nordea – адаптация помещений бывшего солодового завода в датском Эбельтофте в молодежный центр. Здесь появятся полностью оборудованные репетиционные залы, танцевальные студии, концертная площадка, открытая рампа для катания на роликах и т.д. Молодежное сообщество существует вокруг этого места уже несколько лет, здесь даже проходил небольшой музыкальный фестиваль. При поддержке фонда Nordea в размере 5,2 миллиона датских крон, молодежь получить актуальное пространство для творчества.
 
«Солодовый завод – это такой своеобразный дом культуры, где будут сформированы различные виды активностей, образовательных проектов, творческих мастерских и т.д., – говорит Хенрик Леманн Андерсен, директор фонда Nordea. – Так, в food-студии будет возможность работать с продуктами питания, узнавать секреты приготовления еды, а в мастерских Maltfabrikken можно будет с головой погрузиться в проекты, в которых вторичное использование материалов, их переработка и переосмысление играли важную роль».
 
Многие фонды, помимо поддержки проектов, ежегодно распределяет до 10 млн датских крон в виде стипендий для студентов магистратуры и бакалавриата, которые учатся за границей.
 
Государственно-частное партнерство
Архитектура в Дании поддерживается в том числе через формат государственно-частного партнерства. Самым мощным коммерческим игроком в этой связке выступает фонд RealDania. В настоящий момент при непосредственной поддержке фонда работает два крупных архитектурных проекта
 
Кейс №1: «Новая лаборатория жилищного строительства»
Государственный фонд искусств Дании и частный фонд Realdania в 2019 году придумали «Новую лабораторию жилищного строительства» – особенный проект,  который создает пространство для экспериментов и позволяет по-новому взглянуть на датскую жилищную архитектуру.  Климатические проблемы, нехватка ресурсов, новые форматы социальной жизни, в которой все больший процент занимают одинокие люди – все это ставит новые вызовы перед архитекторами и девелоперами, которые должны переосмысливать пространство в соответствии с новыми социальными устоями и строить по-новому. Созданная лаборатория как раз намерена искать новые формы архитектуры. По сути, это – масштабный эксперимент, в результате которого будет разработано и протестировано несколько принципиально новых проектов, которые, в случае успеха, выйдут «в тираж».
 
  • zooming
    1 / 5
    Новые формы жилья / жилищная ассоциация Domea
    kunst.dk / Новая лаборатория жилищного строительства
  • zooming
    2 / 5
    Строительное партнерство KAB / поколения
    kunst.dk / Новая лаборатория жилищного строительства
  • zooming
    3 / 5
    Вертикальный двор / ONV Arkitekter ApS
    kunst.dk / Новая лаборатория жилищного строительства
  • zooming
    4 / 5
    Здание муниципального самоуправления, район Музикон в Роскилле
    kunst.dk / Новая лаборатория жилищного строительства
  • zooming
    5 / 5
    Симбиоз / Вильборг Хусене
    kunst.dk / Новая лаборатория жилищного строительства

До мая 2020 года организаторы собирали заявки проектов со все страны, который так или иначе должны были демонстрировать инновационность проектов и успешное решение проблем, с которыми сталкивается общество сегодня. Поступило 66 заявок. В конце августа 2020 года из них было выбрано семь проектов, которые были включены в список пилотных проектов «Лаборатории». 
 
«Проекты представлены как молодыми, так и статусными архитекторами и дизайн-студиями. Общее в этих проектах то, что это ни много ни мало дома будущего. Проекты создают отправную точку для совместного масштабного переосмысления датского жилищного строительства, чтобы оно лучше отвечало задачам, с которыми мы сталкиваемся, например, изменение климата и потребность в новых форматах жилья», – говорит Эллен Браэ, председатель Комитета по наследию и поддержке проектов в области архитектуры Государственного фонда искусств.
 
«Семь выбранных жилищных проектов содержат в себе невероятное количество идей – из самых разных дисциплин: от социологии до инженерии, от высотного строительства до коммуникации. Не случайно в «Лабораторию» входят архитекторы, инженеры, девелоперы, коммунальные компании, социологи и т. Д. Это важно, потому что создает реальное пространство для нового мышления и показывает новые возможности, которым мы можем следовать», – говорит Нина Ковстед Хелк, директор по вопросам благотворительности фонда Realdania.
 
Финансирование
Все семь выбранных проектов получат профессиональную (помощь сообщества) и финансовую поддержку для выполнения «экспериментальных элементов», которые были в их заявке, но которые никогда еще не были реализованы. Однако фондом покрывается только часть затрат и выбранные проекты должны быть реализованы на рыночных условиях, чтобы продемонстрировать в том числе и их финансовую жизнеспособность, востребованность. Оценка стоимости полученного результата и возможная оптимизация строительных решений рассматривается как важная часть реализации эксперимента.  В процессе работы представители проектов будут регулярно встречаться с профессиональным сообществом для решения тех или иных профессиональных задач, получения консультаций, поиска решений.
 
Проекты, получившие финансирование
«Вертикальные дворы»
Консалтинговая компания Gehl, занимающаяся исследованиями и проектированием, объединилась с компанией ONV, ведущим экспертом в области деревянного модульного жилья, и MT Højgaard, одной из крупнейших компаний в области строительства и обслуживания зданий в Дании. Совместными усилиями они создали проект «Вертикальные дворы», который будет реализован в городе Ниво, Дания, в течение следующих двух лет.
 
«Идея нашего проекта состоит в том, чтобы придать лестничным пролетам в многоэтажном жилье больше ценности. Сегодня это общее пространство несет только одну функцию. Если же с этим пространством грамотно поработать, оно может стать привлекательным местом для неформального общения и взаимодействия жильцов дома», – рассказывает о проекте Луиза Фогель Кильгаст, партнер Gehl.
 
«Общий двор на всех этажах! – так звучит слоган нашего проекта, – говорит Биргитте Бундесен Сварре, директор Gehl. – Наш эксперимент в том числе посвящен разработке решений, развивающих добрососедство. В рамках проекта будет изучено, как можно сделать коммуникацию и неформальное взаимодействие еще более эффективными, а концепцию жилья с вертикальными помещениями -  масштабируемой.
 
Примечательно, что среди заявителей этого проекта значится и пенсионный фонд Дании Pension Danmark, который берет на себя частичное финансирование проекта.
 
 «Дом поколений»
'Wooden House – это новый тип многоэтажных таунхаусов, построенных из дерева. Это так называемый «социально устойчивый» дом, в котором центральным элементом является сообщество, добрососедство, неформальные коммуникации.
 
Девелоперская компания KAB совместно с партнерством Byggepartnerskabet & os, включающим в себя целый ряд игроков строительной отрасли, разработали новую методологию деревянного строительства для реализации многоэтажных зданий. Амбициозная цель проекта – строить устойчиво во всех отношениях – используя дерево, а не материалы, при производстве которых в атмосферу уходят ударные дозы CO2. В свою очередь, социальная устойчивость подразумевает возможность проживания под одной крышей людей самых разных поколений, культур и бэкграундов. Первый деревянный «Дом поколений» будет построен в Эрестаде, строительство которого начнется в 2021 году.
 
«Дома-симбиозы (SYMBIOSEHUSENE
Деловые районы вокруг больших городов, таких как Копенгаген, обычно пустуют рано утром и по вечерам в выходные и праздничные дни. Хотя плотность населения в соседних районах остается высокой в любое время. Экспериментальный жилищный проект, поддерживаемый Realdania и Государственным фондом искусств, демонстрирует возможность использования таких территорий максимально эффективно. На кровле бизнес-центра возведены жилые дома на 1-2 этажа (общий метраж жилого пространства составляет около 3000 кв.м), и кроме того создана сельскохозяйственная ферма. Общие пространства в проекте используются не только жителями, но и людьми, работающими в коммерческом здании внизу. В свою очередь, новым жильцам доступны общие функции и, рабочие места в бизнес-центре. Комплексная ферма на крыше обеспечивает офисы и жилье свежими овощами.
 
 «Деревня» на крыше и офисное здание, расположенное ниже, образуют прочный симбиоз и получают друг от друга выгоду. Еда, вода, тепло, энергия, парковочные места для встреч и т. д. – все это используются разными целевыми группами и в итоге позволяет гораздо эффективнее использовать пространство и ресурсы проекта. активно – в разное время разными пользователями, создавая по-настоящему устойчивое сообщество. Проект разработан URBAN POWER (в соавторстве с Wihlborgs, NCC, Østergro, Flux и Stokbro).
 
 «Творческий самострой», Роскилле
В районе Musicon в Роскилле жителям будет предоставлено пространство для строительства собственного городского жилья – индивидуального и коллективного. Самостоятельное строительство создает альтернативу устоявшемуся рынку жилья и может способствовать развитию экспериментальной архитектуры, поиску интересных решений, активное участие пользователей в создании актуальной городской среды. Таким образом, Musicon может стать первым местом в Дании, где дома строятся самостоятельно, без участия централизованного коммерческого застройщика в качестве посредника.
 
Впрочем, это не значит, что жители получат на откуп участок с возможностью строить что угодно и как угодно. Муниципалитет Роскиле выступает в проекте продавцом земли и органом планирования. Кроме того, к проекту будет подключена междисциплинарная команда для участия в этапах разработки проекта и его реализации. Таким образом, жители будут опираться на архитектурный, юридический, финансовый, строительный опыт, который будет предоставлен им для слаженной и комплексной реализации проекта.  Цель проекта – вовлечь городское сообщества в реализацию проектов, дать им возможность стать непосредственным участником проекта реализации дома, подумать над планировочными решениями, декором, формой собственного дома, «активировать мечты», которые, возможно, в будущем станут интересным строительным решением для всей отрасли.
 
С помощью «Творческого самостроя» муниципалитет Роскилле надеется заложить фундамент примерно для 40 самодельных домов на участке площадью 4000 кв. м. В проекте будет три разных типа жилья: таунхаусы, многоэтажные дома, индивидуальные дома.
 
Интересно, что к проекту присоединилась компании Gemeinschaft – консультант по социологии и антропологии, специализирующийся на градостроительстве. Благодаря особому вниманию к людям, они будут работать созданием удобного и интересного пространства, учитывающего самые разные активности и потребности людей.
 
«Сообщество SØPARKEN»
Идея проекта Søparken состоит в формировании новой формы коммунального жилья, в которой люди с ограниченными возможностями не просто являются полноценной частью сообщества, но и вносят активный вклад в его развитие. «Если мы хотим строить устойчивое общество, нужно думать не только про создание климатически нейтральных, экологических проектов, но и проектов, в которых люди чувствуют солидарность, общность и могут вести полноценный образ жизни», – рассказывают в Миккель Хольмбек, генеральный директор фонда Glad Fonden, который является одним из заявителей проекта. – Для нас этот проект – долгожданная возможность покончить с растущей степенью изоляции, одиночества, социальной сегментацией людей с физическими недостатками».
 
В частности, структура жилья подразумевает объединение самых разных людей в проекте, а физическое пространство создает возможности для самых разных видов активностей: от совместного приема пищи до работы в саду.
 
Некоторые из домов в проекте будут ориентированы на людей с ограниченными возможностями, при этом некоторые из них будут задействованы в обслуживающей команде всего объекта – например, они могут быть задействованы в работе на кухне, в уборке, мытье окон и т.д.
 
Glad Fonden, заявитель проекта, имеет 20-летний опыт трудоустройства людей с ограниченными возможностями.
 
«Ферма как коливинг»
В рамках этого проекта старое фермерское хозяйство будет перестроено в новое инновационное пространство. Несмотря на то, что сегодня в Дании подобных примеров переделки зданий уже немало, все же нужна комплексная система, методология, которая вдохновит владельцев старых фермерских зданий по всей стране активнее преобразовывать их в эффективную современную недвижимость. «Сосредоточившись на создании такой работающей модели, которая может быть воспроизведена, мы будем исследовать тему и сообщать о результатах: как можно преодолевать сложности, какие ошибки можно считать типичными, как работать с архитектурой пространства и технической начинкой, что делать с правами собственности, как получать государственные разрешения, кредитные оценки и т.д.», – говорят в Stengården Land og Liv I/S (один из заявителей проекта)
 
В то же время это будет не просто система сводок и рекомендаций, но и реализованный проект – старая ферма в местечке Эгедал трансформируется в архитектурно привлекательное и эффективно функционирующее пространство для коливинга. А прилегающие к ферме 7 гектаров земли станут хорошей возможностью для реализации самых разных видов активностей: семинаров, фестивалей и других мероприятий.
 
«Жилье для родителей-одиночек»
Жилищная компания DFB вместе с Domea.dk реализуют масштабный проект по строительству 184 новых единиц государственного жилья в самом центре привлекательного городского района Carlsberg Byen в Копенгагене. Часть проекта разработана специально для родителей-одиночек, чьи дети живут поочередно то с одним, то с другим родителем (распространенная форма общения с детьми среди разведенных пар в Дании), и именно ее поддерживает «Новая лаборатория жилищного строительства» – как финансово, так и профессионально.
 
«Как же сделать оптимальным жилье, где в течение одной недели в нем размещаются отец и трое детей, а на следующей неделе – только один отец? И как создать хорошую основу для коммуникации с другими родителями-одиночками и их детьми? Наша цель – создать такую ​​форму жилья, которая ответит на все эти вопросы», – говорит Метте Могенсен, менеджер по городскому и жилищному строительству Domea.dk. 
 
Кейс №2. Датский архитектурный центр
Еще одним масштабным проектом Государственного фонда искусств и фонда Realdania является Датский архитектурный центр (DAC) – одна из ключевых в стране организаций, популяризирующих датскую архитектуру. Центр проводит архитектурные выставки на широкую аудиторию, лекции и конференции. Но помимо образовательной функции, DAC также занимается созданием масштабной базы с успешными реализованными проектами, которые были созданы молодыми, пока нигде не прозвучавшими бюро. Чтобы эти молодые таланты быстрее и проще выходили на архитектурный рынок, созданный каталог решений и проектов распространяется среди государственных и частных заказчиков (девелоперов, иинвесторов, строителей, урбанистов и т.д.) Таким образом, Датский архитектурный центр фактически занимается маркетингом и продвижением молодых архитектурных специалистов, чтобы дать им дорогу в жизнь.
 
Идеологическая поддержка
Поддержка архитектурной отрасли идет не только на финансовом, но и на методологическом, карьерном, образовательном уровне.
 
Ключевую роль здесь играет «Союз архитекторов и дизайнеров» – профессиональная ассоциация в Дании, специализирующаяся на вопросах карьеры и трудовой жизни архитекторов и дизайнеров. Чем занимается союз? Консультирует по вопросам оплаты труда, трудоустройства, увольнения и контрактов. Обеспечивает бесплатное развитие карьеры и карьерный коучинг для участников. Фактически организация является профсоюзом, который, среди прочего, единственный в своей отрасли имеет право на ведение коллективных переговоров с работодателями и чиновниками от лица всей архитектурной профессии.
 
Поддержкой архитекторов на идеологическом уровне занимается также Датская архитектурная ассоциация (Arkitektforeningen). Она предлагает своим членам профессиональные курсы и постоянные образовательные программы, внушительную сеть коллег со всей страны, а также специфические конференции, презентации и обучение, связанное с тем, как грамотно участвовать в архитектурных тендерах и конкурсах. Последние, кстати, вывешиваются на сайте ассоциации – в отдельном разделе.
 
«Датские архитектурные компании» (Danske Arkitektvirksomheder) еще одна организация, помогающая не финансами, но словом и делом. Компания дает своим членам юридические консультации по вопросам реализации проектов, работы с историческим наследием и т.д., дает большие скидки на страхование, чтобы архитектора могли сосредоточиться на своей основной работе.
 
Две последние организации помогают архитекторам верно трактовать нормативно-правовую базу, касающаяся архитектуры и строительных стандартов, в том числе для реализации нишевых проектов, например, государственного социального жилья.
 
Поддержка молодых архитекторов
Профессиональное архитектурное образование в Дании можно получить в одной из трех школ:
– Архитектурной школе Орхуса (aarch.dk),
– Королевской Академии Копенгагена (kglakademi.dk)
– Университете Ольборга (www.aau.dk/uddannelser/kandidat/architecture-civil)
 
Таким, образом, основная «сертификация» архитекторов проходит через бакалавриат или магистратуру. Но впоследствии можно пройти дополнительные программы обучения, курсы повышения квалификации, обучение по реализации нишевых проектов, в том числе через профессиональные организации и объединения и т.д. Для всех участников образовательного процесса в архитектуре ежегодно организуется международная конференция Architecture and Urban Space.
 
Для молодых специалистов, как уже было отмечено ранее, в стране действуют самые разные программы поддержки: от системы грантов фонда RealDania до участия в проектах  Государственного фонда искусств и Датского архитектурного центра.
 
Кстати, архитектурные школы тоже не стоят от этого процесса в стороне. В конце прошлого года Королевская Академия в Копенгагене, Архитектурная школа в Орхусе совместно с «Датской лабораторией городского планирования» инициировали проект «Планы на будущее». Проект подразумевает участие выпускников архитектурных школ в работе муниципалилетов – по таким вопросам, как эффективное городское планирование, проектирование зданий с учетом проблем климата и экологической устойчивости. Программа, по задумке создателей, дает муниципалитетам «свежую кровь» в лице молодых экспертов, которые горят профессией, могут мыслить нестандартно, междисциплинарно, out of the box, и тем самым успешно решать  профессиональные задачи.
 
«В муниципалитетах у вчерашних студентов будет возможность проявить свой профессионализм и помочь повлиять на основные повестки дня. Но мы хотим, чтобы еще больше студентов-архитекторов и молодых архитекторов участвовали в городском и ландшафтном развитии муниципалитетов, где окружающая среда и социальная устойчивость ничуть не менее важны, чем собственно архитектура зданий», – говорит Кристин Лет Юул, проректор архитектурной школы в Орхусе.
 
Продвижение локальных архитекторов за пределами Дании
В Дании архитекторов поддерживают не только в процессе реализации локальных проектов, но и когда они стремятся экспортировать свое творчество за рубеж! Для этих целей создана даже отдельная организация – Creative Denmark, некоммерческое государственно-частное партнерство, которое рассказывает о датской архитектуре и других датских творческих индустриях, продвигает их на международном уровне. О серьезности организации свидетельствует статус ее партнеров, а это – Министерство промышленности, бизнеса и финансов, Министерство иностранных дел, Министерство культуры, Конфедерация датской промышленности, Датская торговая палата и уже известный нам фонд Realdania.
 
Цель организации – поддерживать глобальный рост и экспорт датских решений и компетенций, включая архитектуру, дизайн интерьеров, коммуникационный дизайн, промышленный и стратегический дизайн и т.д.
 
Судя по всему свою работу организация делает добросовестно – за последние 10 лет творческие индустрии Дании увеличили свой экспорт вдвое, а объем творческого экспорта превысил 100 млн. крон в год. И потенциал по-прежнему огромен, поскольку глобальный спрос на креативные и долговечные решения выше, чем когда-либо!
 
Как организация помогает продвигать датские творческие индустрии? Через международные конференции и обучающие программы, проперти-туры и административную помощь локальным архитекторам для участия в международных архитектурных конкурсах, посредством тесного сотрудничества с международными партнерами и т.д.
 
Датские архитекторы постоянно выигрывают крупные престижные конкурсы по всему миру. Хеннинг Ларсен спроектировал штаб-квартиру Siemens в Германии, компании Gehl разрабатотала городское пространство для велосипедного движения в Нью-Йорке, 3XN спроектировало штаб-квартиру Олимпийского комитета в Швейцарии, а CEBRA сделала себе имя на проектах на Ближнем Востоке.
 
По словам Томаса Буструпа, одного из партнеров Creative Denmark, это лишь небольшая часть недавних историй успеха датских архитекторов, и самая крупная из них – это конечно, Bjarke Ingels Group, которая фактически  выходит сегодня на межгалактический уровень – по заказу NASA она будет проектировать космическую конструктивную систему Olympus, которая потребуется для исследования и последующей колонизации Луны.
 
«Во многих других странах работа архитекторов останавливается на этапе проектирования, но у нас есть традиция участвовать в процессе до завершения реализации проекта и даже участвовать в его работе после, чтобы оптимизировать работу здания на основе поведения пользователей. Для этого требуются особые навыки, а это очень важно для клиента», – объясняет Лене Эсперсен, генеральный директор Danske Arkitektvirksomheder, и добавляет, что прогрессивное экологическое законодательство в Дании означает, что датские архитекторы пользуются большим спросом в том числе в этом направлении. «Вообще, в международной архитектуре существует жесткая конкуренция, но датские принципы дизайна в сочетании с социальной, экономической и экологической устойчивостью выводят местную архитектуру на качественно иной уровень», – говорит Лене Эсперсен.
 
Архитектурные призы и премии
Награды за архитектуру также используются многими муниципалитетами и частными фондами как возможность поддержать эту отрасль. Более 10 различных архитектурных премий призваны обозначить значимость этой отрасли для всей Дании. Среди самых известных:
 
 Nykredit Architecture Prize – премия вручается с 1987 года за достижения в области архитектуры и градостроительства. Это крупнейший архитектурный приз в Скандинавии в размере 500 000 датских крон (около 65 тыс евро). Премия вручается ежегодно одному или нескольким людям, которые в той или иной степени сделали что-то особенное для строительства  и архитектуры. Кроме того, фонд Nykredit в 1991 году учредил премию для молодых архитекторов, а в 2005-м – премию за внимание к экологическим и климатическим аспектам в архитектуре.
 
Årets Arne – премия, которая ежегодно присуждается Датской архитектурой ассоциацией и носит имя известного датского дизайнера Арне Якобсена. Призом является статуэтка, символизирующая фигуру известного датского архитектора и дизайнера. Цель премии – чествование архитекторов и других деятелей, которые поддерживают архитектурные инновации в Копенгагене.
 
Hack Kampmann Architecture Award – награда вручается одному или нескольким молодым датским архитекторам за новое завершенное здание или проект городского пространства. Премии была учреждена в 2018 году Danske Bank и Realkredit Danmark при поддержке семьи известного датского архитектора Хака Кампманна.
 
Вместо заключения
Получается, что поддержка архитектуры в Дании состоит из 5 ключевых аспектов, которые помогают отрасли идти вперед семимильными шагами:
1) популяризация архитектуры как внутри страны, так и за рубежом,
2) развитие профессиональной среды, нетворкинга, коллабораций, стажировок
3)  актуализация образовательных программ, поддержка молодых архитекторов;
4)  финансирование экспериментальных решений, нестандартных идей и подходов
5) активное сотрудничество отрасли с организациями, поддерживающими архитектуру как на финансовом, так и на идеологическом уровне.
 
Какие способы поддержки можно было бы импортировать из Дании? Если привлечение частного фондирования к отрасли во многих странах с отсутствием длинных денег может быть настоящим квестом, то создание каталога лучших архитектурных проектов с последующим его распространением на заинтересованное сообщество, развитие образовательных программ и международных стажировок, а также создание архитектурного фонда, работающего по принципам государственно-частного партнерства – задачи вполне посильные. И главное – на практике доказавшие свою эффективность.

27 Декабря 2021

Похожие статьи
Мечта в движении: между утопией и реальностью
Исследование истории проектирования и строительства монорельсов в разных странах, но с фокусом мечты о новой мобильности в СССР, сделанное Александром Змеулом для ГЭС-2, переросло в довольно увлекательный ретро-футуристический рассказ о Москве шестидесятых, выстроенный на противопоставлениях. Публикуем целиком.
Модернизация – 3
Третья книга НИИТИАГ о модернизации городской среды: что там можно, что нельзя, и как оно исторически происходит. В этом году: готика, Тамбов, Петербург, Енисейск, Казанская губерния, Нижний, Кавминводы, равно как и проблематика реновации и устойчивости.
Три башни профессора Юрия Волчка
Все знают Юрия Павловича Волчка как увлеченного исследователя архитектуры XX века и теоретика, но из нашей памяти как-то выпадает тот факт, что он еще и проектировал как архитектор – сам и совместно с коллегами, в 1990-е и 2010-е годы. Статья Алексея Воробьева, которую мы публикуем с разрешения редакции сборника «Современная архитектура мира», – о Волчке как архитекторе и его проектах.
Школа ФЗУ Ленэнерго – забытый памятник ленинградского...
В преддверии вторичного решения судьбы Школы ФЗУ Ленэнерго, на месте которой может появиться жилой комплекс, – о том, что история архитектуры – это не история имени собственного, о самоценности архитектурных решений и забытой странице фабрично-заводского образования Ленинграда.
Нейросказки
Участники воркшопа, прошедшего в рамках мероприятия SINTEZ.SPACE, создавали комикс про будущее Нижнего Новгорода. С картинками и текстами им помогали нейросети: от ChatGpt до Яндекс Балабоба. Предлагаем вашему вниманию три работы, наиболее приглянувшиеся редакции.
Линия Елизаветы
Александр Змеул – автор, который давно и профессионально занимается историей и проблематикой архитектуры метро и транспорта в целом, – рассказывает о новой лондонской Линии Елизаветы. Она открылась ровно год назад, в нее входит ряд станцией, реализованных ранее, а новые проектировали, в том числе, Гримшо, Вилкинсон и Мак Аслан. В каких-то подходах она схожа, а в чем-то противоположна мега-проектам развития московского транспорта. Внимание – на сравнение.
Лучшее, худшее, новое, старое: архитектурные заметки...
«Что такое традиции архитектуры московского метро? Есть мнения, что это, с одной стороны, индивидуальность облика, с другой – репрезентативность или дворцовость, и, наконец, материалы. Наверное всё это так». Вашему вниманию – вторая серия архитектурных заметок Александра Змеула о БКЛ, посвященная его художественному оформлению, но не только.
Иван Фомин и Иосиф Лангбард: на пути к классике 1930-х
Новая статья Андрея Бархина об упрощенном ордере тридцатых – на основе сравнения архитектуры Фомина и Лангбарда. Текст был представлен 17 мая 2022 года в рамках Круглого стола, посвященного 150-летию Ивана Фомина.
Архитектурные заметки о БКЛ.
Часть 1
Александр Змеул много знает о метро, в том числе московском, и сейчас, с открытием БКЛ, мы попросили его написать нам обзор этого гигантского кольца – говорят, что самого большого в мире, – с точки зрения архитектуры. В первой части: имена, проектные компании, относительно «старые» станции и многое другое. Получился, в сущности, путеводитель по новой части метро.
Архитектурная модернизация среды. Книга 2
Вслед за первой, выпущенной в прошлом году, публикуем вторую коллективную монографию НИИТИАГ, посвященную «Архитектурной модернизации среды»: история развития городской среды от Тамбова до Минусинска, от Пицунды 1950-х годов до Ричарда Роджерса.
Архитектурная модернизация среды жизнедеятельности:...
Публикуем полный текст первой книги коллективной монографии сотрудников НИИТИАГ. Книга посвящена разным аспектам обновления рукотворной среды, как городской, так и сельской, как древности, так и современной архитектуре, в частности, в ней есть глава, посвященная Николасу Гримшо. В монографии больше 450 страниц.
Сколько стоил дом на Моховой?
Дмитрий Хмельницкий рассматривает дом Жолтовского на Моховой, сравнительно оценивая его запредельную для советских нормативов 1930-х годов стоимость, и делая одновременно предположения относительно внутренней структуры и ведомственной принадлежности дома.
Конкурсный проект комбината газеты «Известия» Моисея...
Первая часть исследования «Иван Леонидов и архитектура позднего конструктивизма (1933–1945)» продолжает тему позднего творчества Леонидова в работах Петра Завадовского. В статье вводятся новые термины для архитектуры, ранее обобщенно зачислявшейся в «постконструктивизм», и начинается разговор о влиянии Леонидова на формально-стилистический язык поздних работ Моисея Гинзбурга и архитекторов его группы.
От музы до главной героини. Путь к признанию творческой...
Публикуем перевод статьи Энн Тинг. Она известна как подруга Луиса Кана, но в то же время Тинг – первая женщина с лицензией архитектора в Пенсильвании и преподаватель архитектурной морфологии Пенсильванского университета. В статье на примере девяти историй рассмотрена эволюция личностной позиции творческих женщин от интровертной «музы» до экстравертной креативной «героини».
Бетонный Мадрид
Новая серия фотографа Роберто Конте посвящена не самой известной исторической странице испанской архитектуры: мадридским зданиям в русле брутализма.
Реновация городской среды: исторические прецеденты
Публикуем полный текст коллективной монографии, написанной в прошедшем 2020 году сотрудниками НИИТИАГ и посвященной теме, по-прежнему актуальной как для столицы, так и для всей страны – реновации городов. Тема рассмотрена в широкой исторической и географической перспективе: от градостроительной практики Екатерины II до творчества Ричарда Роджерса в его отношении к мегаполисам. Москва, НИИТИАГ, 2021. 333 страницы.
Технологии и материалы
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
A BOOK – уникальная палитра потолочных решений
Рассказываем о потолочных решениях Knauf Ceiling Solutions из проектного каталога A BOOK, которые были реализованы преимущественно в России и могут послужить отправной точкой для новых дизайнерских идей в работе с потолком как гибким конструктором.
Городские швы и архитектурный фастфуд
Вышел очередной эпизод GMKTalks in the Show – ютуб-проекта о российском девелопменте. В «Архитительном выпуске» разбираются, кто главный: архитектор или застройщик, говорят о работе с историческим контекстом, формировании идентичности города или, наоборот, нарушении этой идентичности.
​Гибкий подход к стенам
Компания Orac, известная дизайнерским декором для стен и богатой коллекцией лепных элементов, представила новинки на выставке Mosbuild 2024.
BIM-модели конвекторов Techno для ArchiCAD
Специалисты Techno разработали линейки моделей конвекторов в версии ArchiCAD 2020, которые подойдут для работы архитекторам, дизайнерам и проектировщикам.
Art Vinyl Click: модульные ПВХ-покрытия от Tarkett
Art Vinyl Click – популярный продукт компании Tarkett, являющейся мировым лидером в производстве финишных напольных покрытий. Его отличают быстрота укладки, надежность в эксплуатации и множество вариантов текстур под натуральные материалы. Подробнее о возможностях Art Vinyl Click – в нашем материале.
Кирпичное ателье Faber Jar: российское производство с...
Уход европейских брендов поставил многие строительные объекты в затруднительное положение – задержка поставок и значительное удорожание. Заменить эксклюзивные клинкерные материалы и кирпич ручной формовки без потери в качестве получилось у кирпичного ателье Faber Jar. ГК «Керма» выпускает не только стандартные позиции лицевого кирпича, но и участвует в разработке сложных авторских проектов.
Systeme Electric: «Технологическое партнерство – объединяем...
В Москве прошел Инновационный Саммит 2024, организованный российской компанией «Систэм Электрик», производителем комплексных решений в области распределения электроэнергии и автоматизации. О компании и новейших продуктах, представленных в рамках форума – в нашем материале.
Новая версия ар-деко
Клубный дом «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Сейчас на главной
Мост без свойств
В Бордо открылся автомобильный и пешеходный мост по проекту OMA: половина его полотна – многофункциональное общественное пространство.
Три шоу
МАРШ опять показывает, как надо душевно и атмосферно обходиться с макетами и с материями: физическими от картона до металла – и смысловыми, от вопроса уместности в контексте до разнообразных ракурсов архитектурных философий.
Квеври наизнанку
Ресторан «Мараули» в Красноярске – еще одна попытка воссоздать атмосферу Грузии без использования стереотипных деталей. Архитекторы Archpoint прибегают к приему ракурса «изнутри», открывают кухню, используют тактильные материалы и иронию.
Городской лес
Парк «Прибрежный» в Набережных Челнах признан лучшим общественным местом Татарстана в 2023 году. Для огромного лесного массива бюро «Архитектурный десант» актуализировало старые и предложило новые функции – например, площадку для выгула собак и терренкуры, разработанные при участии кардиолога. Также у парка появился фирменный стиль.
Воспоминания о фотопленке
Филиал знаменитой шведской галереи Fotografiska открылся теперь и в Шанхае. Под выставочные пространства бюро AIM Architecture реконструировало старый склад, максимально сохранив жесткую, подлинную стилистику.
Рассвет и сумерки утопии
Осталось всего 3 дня, чтобы посмотреть выставку «Работать и жить» в центре «Зотов», и она этого достойна. В ней много материала из разных источников, куча разделов, показывающих мечты и реалии советской предвоенной утопии с разных сторон, а дизайн заставляет совершенно иначе взглянуть на «цвета конструктивизма».
Крыши как горы и воды
Общественно-административный комплекс по проекту LYCS Architecture в Цюйчжоу вдохновлен древними архитектурными трактатами и природными красотами.
Оркестровка в зеленых тонах
Технопарк имени Густава Листа – вишенка на торте крупного ЖК компании ПИК, реализуется по городской программе развития полицентризма. Проект представляет собой изысканную аранжировку целой суммы откликов на окружающий контекст и историю места – а именно, компрессорного завода «Борец» – в современном ключе. Рассказываем, зачем там усиленные этажи, что за зеленый цвет и откуда.
Терруарное строительство
Хранилище винодельни Шато Кантенак-Браун под Бордо получило землебитные стены, обеспечивающие необходимые температурные и влажностные условия для выдержки вина в чанах и бочках. Авторы проекта – Philippe Madec (apm) & associés.
Над античной бухтой
Архитектура культурно-развлекательного центра Геленждик Арена учитывает особенности склона, раскрывает панорамы, апеллирует к истории города и соседству современного аэропорта, словом, включает в себя столько смыслов, что сразу и не разберешься, хотя внешне многосоставность видна. Исследуем.
Архитектура в дизайне
Британка была, кажется, первой, кто в Москве вместо скучных планшетов стал превращать показ студенческих работ с настоящей выставкой, с дизайном и объектами. Одновременно выставка – и день открытых дверей, растянутый во времени. Рассказываем, показываем.
Пресса: Город без плана
Новосибирск — город, который способен вызвать у урбаниста чувство профессиональной неполноценности. Это столица Сибири, это третий по величине русский город, полтора миллиона жителей, город сильный, процветающий даже в смысле экономики, город образованный — словом, верхний уровень современной русской цивилизации. Но это все как-то не прилагается к тому, что он представляет собой в физическом плане. Огромный, тянется на десятки километров, а потом на другой стороне Оби еще столько же, и все эти километры — ускользающая от определений бесконечная невнятность.
Сила трех стихий
Исследовательский центр компании Daiwa House Group по проекту Tetsuo Kobori Architects предлагает современное прочтение традиционного для средневековой Японии места встреч и творческого общения — кайсё.
Место заземления
Для базы отдыха недалеко от Выборга студия Евгения Ростовского предложила конкурентную концепцию: общественную ферму, на которой гости смогут поработать на грядке, отнести повару найденное в птичнике яйцо, поесть фруктов с дерева. И все это – в «декорациях» скандинавской архитектуры, кортена и обожженного дерева.
Книга в будущем
Выставка, посвященная архитектуре вокзалов и городов БАМа, – первое историко-архитектурное исследование темы. Значительное: все же 47 поселков, и пока, хотя и впечатляющее, не вполне завершенное. Хочется, чтобы авторы его продолжили.
Двенадцать
Вчера были объявлены и награждены лауреаты Архитектурной премии мэра Москвы. Рассматриваем, что там и как, и по некоторым параметрам нахально критикуем уважаемую премию. Она ведь может стать лучше, а?
Нео в кубе
Поиски «нового русского стиля» – такой версии локализма, которая была бы местной, но современной, все активнее в разных областях. Выставка «Природа предмета» в ГТГ резюмирует поиски 43 дизайнеров, в основном за 2022–2024 годы, но включает и три объекта студии ТАФ Александра Ермолаева. Шаг вперед – цифровые растения «с характером».
Под покровом небес
Архитекторы C. F. Møller выиграли конкурс на проект новой застройки квартала в центре Сёдертелье, дальнего пригорода Стокгольма.
Скрэмбл, пашот и мешочек
В Петербурге на первом этаже респектабельного неоклассического Art View House открылось кафе Eggsellent с его фирменной желто-розовой гаммой. Обыграть столь резкий контраст взялось бюро KIDZ.
Над Золотым рогом
Жилой комплекс Философия, спроектированный T+T architects во Владивостоке, – один из новых проектов для района «Голубиная падь», и они меняет философию его развития с одиночных домов на комплексный подход. Дома организованы вдоль общественных улиц, они разновысотные, разноформатные, а один – даже галерейной типологии, да еще и с консолью, опирающейся на арт-объект.
Новый уровень дженги
Спроектированный Кэнго Кумой общественный центр Kibi Kogen N Square демонстрирует возможности поперечно-клееной древесины – «фирменной» продукции для префектуры Окаяма, где он расположен.
Деревянная модульность
Ясли-сад для малышей из семей преподавателей и учащихся Пармского университета совмещен с центром развития для детей из группы риска. Авторы проекта здания в окружении парка – Enrico Molteni Architecture.
Книжный стержень
Интерьер коворкинга в составе бизнес-центра «Территория 3000», предложенный архитекторами КБ-11, был призван стать «сердцем» всего проекта. А в его собственный центр авторы поместили библиотеку из книг, «изменивших взгляд на жизнь». То-то интерьер напоминает о библиотеке Аалто, и на наш взгляд довольно отчетливо.
Конференция с видом
Культурный и общественный центр в городке Порт-Анджелес в штате Вашингтон по замыслу LMN Architects открыт панорамам океана и горного хребта Олимпик.
Цвет и музыка; и белый камень
В палатах Василия Нарышкина на Маросейке открылось выставочное пространство музея AZ, специализирующегося в равной мере на искусстве «второго авангарда» и совриске. Тут несколько тем: первые этажи клубного дома в памятнике XVII века стали общественными, теперь можно попасть во двор, плюс дизайн галереи от [MISH]studio, плюс выставка, совмещенная с концертами авангардной музыки 1960-х. Разбираемся.
Белый знак
Бюро Lin Architecture превратило насосную станцию в полях южнокитайской провинции Юньнань в достопримечательность для местных жителей и туристов.
Арахноид совриска
Ткачество, вязание, вышивание – древнейшие профессии, за которыми прочно закреплена репутация мирных, домашних, женских, уютных, в общем, безопасных. Выставка в Ruarts Foundation показывает, что это вовсе не так, умело оперируя парадоксальным напряжением, которое возникает между традиционной техникой и тематикой совриска.
Нюансированная альтернатива
Как срифмовать квадрат и пространство? А легко, но только для этого надо срифмовать всё вообще: сплести, как в самонапряженной фигуре, найти свою оптику... Пожалуй, новая выставка в ГЭС-2 все это делает, предлагая новый ракурс взгляда на историю искусства за 150 лет, снабженный надеждой на бесконечную множественность миров / и историй искусства. Как это получается и как этому помогает выставочный дизайн Евгения Асса – читайте в нашем материале.
Атака цвета
На выставке «Конструкторы науки» проекты зданий институтов и научных городков РАН – в основном модернистские, но есть и до-, и пост- – погружены в атмосферу романтизированной науки очень глубоко: во многом это заслуга яркого экспозиционного дизайна NZ Group, – выставка стала цветным аттракционном, где атмосфера не менее значима, чем история архитектуры.