Арх Москва 2025: будущее, цвет и суть

Читаем списки наград Арх Москвы и заодно собираем вместе наши впечатления от выставки. Кажется, у нее, юбилейной-тридцатилетней, было три главные темы: «Суть», предложенная Полисским как куратором, будущее или футурология, которая сквозила изо всех щелей как твое милосердие, и цвет. Причем не просто цвет, а два полюса: монохром основной выставки, где дизайн-кодом Арх Москвы было белое, но у Домов А-Класса черное – и разноцветье отдельных экспозиций.

mainImg
Жюри и присуждение дипломов на Арх Москве возникли, кажется, как-то не сразу. но достаточно рано. В начале 2000-х все это точно было хорошим поводом провести итоговую церемонию и затем немного выпить за успех мероприятия. Ну и порадовать участников экспозиции, которые, как ни посмотри, а выкладываются по полной. Все это время дипломы вручали во многих номинациях и, в основном, в трех степенях. Хотя в последние годы наметилось сползание к большей степени вольности – и вот, пожалуйста, в этом году степеней нет вообще. Да они и не нужны, скажете вы. Действительно, намного больше свободы в таком судействе; на наш неискушенный взгляд: можно собрать всех героев, отмеченных жюри, и всех наградить. Вот и славно. В конце концов, награды Арх Москвы – это, прежде всего, еще один повод вспомнить о выставке. 

Резюмируем: выставка была тридцатой по счету, приглашенным куратором был Николай Полисский, мастер лэнд-арта из Никола-Ленивца и основатель «артели Никола-Ленивецкие промыслы». Он сплел из лозы красивый разноцветный Бозон Хиггса, с крупной луковицей посередине; но среди награжденных не замечен, вероятно, как ключевая фигура выставки.
  
  

На выставке все время что-то отвлекает, а сейчас, глядя на картинки, видим: «Бозон» не только состоит из матово крашенных разноцветных палок, и блестящих, похожих на пластиковые трубки, лоз – он еще и менял основной оттенок пестрого плетения: от зеленого справа к фиолетовому справа (или наоборот).

Полисский также, как куратор, предложил тему выставки – «Суть», и это слово, как водится муссировали так и этак. Одновременно многие экспозиции были посвящены будущему, но все попытки выяснить, как этот футурологический пафос с главной темой, ни к чему не привели. Хотя осадок в виде предположения, что первоначально тема была другой, но ее заменили, к примеру, из-за сходства с темой ЭКСПО 2025, которая проходит сейчас в Осаке ("проектируем общество будущего <...>") остался. Но, впрочем, это домыслы. 

Следующим приглашенным куратором Арх Москвы, на 2026 год, стал Тимур Башкаев. 

Итак, публикуем список награжденных проектов Арх Москвы 2025, попутно комментируя некоторые из них. В комментариях используются фрагменты репортажа, который мы вели на протяжении трех основных дней выставки. 

Лучший проект – исследование

Новый московский стиль
Совместный исследовательский проект Арх Москвы – с ее стороны куратором был Илья Мукосей, он же предложил название – и школы МАРШ, ее бакалавры 1 и 2 курса, под руководством преподавателей курса истории архитектуры и градостроительства Марата Невлютова и Елены Борисовой собрали материал по московским проектам последних 10–15 лет и составили подборку из 14 характерных признаков, или, как их точно определил на презентации исследования Андрей Иванов, паттернов. От арок, «короны» и кремлевского зубца до плетения на фасадах. Признаки почти никогда не присутствуют в здании в единственном числе, а соседствуют, образуя «гибриды»; самые многосоставные, по 6–7 паттернов, тоже были приведены на стендах. 
  • zooming
    Новый московский стиль. Совместный исследовательский проект школы МАРШ и Арх Москвы. Арх Москва 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Новый московский стиль. Совместный исследовательский проект школы МАРШ и Арх Москвы. Арх Москва 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Гордость куратора Ильи Мукосея – схема города, на которой красные нити ведут от признаков к объектам, демонстрируя, насколько, на самом деле, сложная это история – изучение паттернов и их пересечений. Согласимся; на наш взгляд, однако, было бы лучше, если бы нити были разных цветов – это как раз тот случай, в отличие от очень-загадочного Бозона Хиггса, где цвет мог бы быть информативен. 
  • zooming
    Новый московский стиль. Совместный исследовательский проект школы МАРШ и Арх Москвы. Арх Москва 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Новый московский стиль. Совместный исследовательский проект школы МАРШ и Арх Москвы. Арх Москва 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Тем не менее надо, наверное, сказать, что ответа: что такое новый московский стиль и инструмента для атрибуции исследование не дает и дать не может. Но сам подход – интересен и вполне может быть драйвером для изучения особенностей современной московской архитектуры. 

Планируем и надеемся вскоре опубликовать исследование целиком. 
Панорама. Архитектура будущего
Панорама. Архитектура будущего. Куратор Юлия Шишалова. Арх Москва 2025
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Обзорное исследование из разряда тех, что главный редактор «Проекта Россия» Юлия Шишалова делает для Арх Москвы не первый год. В позапрошлом году были тенденции, в прошлом – архитектура стран БРИКС, о которой мы потом с удовольствием читали весь год в тг-канале @prorusmag. Теперь – про будущее, что перекликается с трендами, но под другим углом. Тем не менее проект поддерживает нашу интуицию, что у Арх Москвы как будто две темы: не только суть, но и, так сказать... Футурология! Откуда возникла эта вторая тема, нам то ли плохо объяснили, то ли мы плохо слушали. И тем не менее, вот она. 

Думаем, что и в этом году почитаем, а потому не будем и спойлерить. Кто вовремя не прочел на выставке – добро пожаловать на канал коллег. 
Метро Москвы в годы ВОВ
Исследование Метро Москвы в годы ВОВ, Арх Москва 2025
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Честно говоря, это была одна из самых незаметных экспозиций выставки, тем более она была развернута спиной к лестнице, поэтому нам не очень удалось в ней разобраться. Вроде бы о метро в годы войны многое известно, это притча по языцех, и судя по тому, что глаз выхватил на бегу, то же и на стенде рассказывали. Был он похож на стенды стройкомплекса и прочих департаментов на бульварах. Какое-то оно тут было немного не отсюда. Вероятно, поэтому мы и не успели изучить, были очень заняты.

Впрочем, sapienti sat – может быть, кто-то нас поправит и расскажет, что было в этом исследовании уникального...  

Лучшая кураторская экспозиция

Футуратор
Новое явление на Арх Москве – добавка к программе NEXT: там участвуют молодые, но уже состоявшиеся бюро, а тут молодые архитекторы еще без бюро. Неудивительно, что опять про будущее. Футуратор – архмосковский неологизм, «куратор будущего». Его роль в 2025 году исполняло бюро KATARSIS. Проект поместился в настоящем старом гараже, который кураторы нашли на Авито, а купил Василий Бычков, которому он теперь, после выставки, принадлежит, и будет стоять у него на даче. 
  • zooming
    Гараж-Футуратор. Кураторы KATARSIS. Арх Москва 2025
    Фотография © Алёна Кузнецова, Архи.ру
  • zooming
    Гараж-Футуратор. Кураторы KATARSIS. Арх Москва 2025
    Фотография © Алёна Кузнецова, Архи.ру

Петр Советников и Вера Степанская выбрали 8 близких по духу бюро и архитекторов и предложили им поразмышлять о «параллельном ландшафте» – незначительной архитектуре, которую можно назвать вернакулярной, маргинальной или альтернативной. Она часто ускользает от нашего внимания, но при этом оказывает сильное влияние на повседневность. Взять, например, павильон для мусорных контейнеров – слегка табуированное и некрасивое место, где, однако, кипит жизнь, а поведение людей заявляет о множестве не закрытых потребностей.   

Участники смогли найти параллельный ландшафт в дачной жизни, письменах короедов на старых срубах, заброшках, шашлычной культуре, старых эскизах, а еще проверяли ИИ на способность к вернакуляру. Атмосфера пространства – одновременно «батин гараж», где хранится куча инструментов, лаборатория стартапа и место для репетиции с рок-группой. Для проекта было издано целых три книги, в одной из которых есть огромный свиток с отпечатком деревянной бани. 
   
 
NEXT
На этот раз программу для молодых бюро курировал Никита Токарев и она собрала множество комплиментов. 

Но о ней мы уже подробно рассказывали, обо всех проектах, и о победителях. 
NEXT 2025
Фотография © Владимир Лаврищев
Дома А-Класса
Пространство Дома А-класса, фрагмент. Арх Москва 2025
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Лекторий и практикум, тоже присутствующий на Арх Москве не первый год, сейчас разросся до гигантских размеров, перегородил знакомый путь в буфет и туалет, и выкрасился в черный цвет по контрасту с белым дизайн-кодом самой выставки. Выглядел как BIF На Зодчестве – самостоятельным явлением. Впрочем, программа была насыщенной, экспозиции внушительными. Кое-кто сделал два павильона, там и здесь, и в домах А-Класса выступил круче, нежели в основном пространстве. Вот чудеса. Не иначе, а наша "непостроенная [по формулировке Андрея Бокова] страна" начинает заселяться ИЖС-ом? 
Огни Москвы
На фотографиях павильон смотрится не очень хорошо – какой-то пятнистый жираф; holland wall ведь уже не моден... А в реальности был неплох. 

Куратор Ольга Алексеенко и четыре фотографа: Анастасия Прядкова, Артур Сахаров, Ксения Русс, Татьяна Мерзлякова – при поддержке Центрсвета изучили ночную подсветку Москвы. Разделили на несколько категорий. Расположили на уровне взгляда на столбах, имитирующих башни с асимметрично светящимися окнами. Окружили панорамой города, снятой со Swiss Hotel-я. Плюс два зеркала сверху и снизу, намекающие на бесконечность вертикалей башен. Любопытный был эффект. 
   
  
  • zooming
    1 / 4
    Огни Москвы. Куратор Ольга Алексеенко. Арх Москва 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    2 / 4
    Отражение в полу. Огни Москвы. Куратор Ольга Алексеенко. Арх Москва 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    3 / 4
    Огни Москвы. Куратор Ольга Алексеенко. Арх Москва 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    4 / 4
    Огни Москвы. Куратор Ольга Алексеенко. Арх Москва 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Лучшая экспозиция в разделе «Архитектура»

Напоминаем, степеней в этот раз не присуждали, список дали в неясно-произвольном порядке, и победителей в разделе «Архитектура» – ох, целых десять. Попробуем рассказать хотя бы о них, на дальнейшем пути, скорее всего, устанем и ограничимся перечислением. Однако столь большое число говорит об интенсивном развитии раздела. Архитекторы снова начали активно выставляться на Арх Москве. Не то, чтобы никогда не было, было и не раз, но в последние годы тенденция казалась иной. И вот опять. 
Резерв
Как уже было сказано, экспозиция ТПО «Резерв» на этот раз удалась. Светлая, открытая в противовес большинству павильонов, и очень яркая, ярче, чем Бозон Хиггса Полисского, хотя казалось бы, куда еще. Прозрачный пластик с наложением цвета прямо притягивал взгляд, ловил и солнце, и свет от экрана.
  • zooming
    Павильон ТПО «Резерв», Арх Москва 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Павильон ТПО «Резерв», Арх Москва 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Насколько нам известно, авторы и в экспозицию «Мастеров» принесли сначала цветной макет, а потом цветной планшет. Но нет, пришлось переделывать на монохром. 

У павильона еще несколько особенностей. Во-первых, многие павильоны на Арх Москве теперь уже делаются на заказ на серьезном производстве. Здесь же архитектор, она же автор стенда, Елена Кузнецова сделала цветной объект буквально своими руками. Как и больше половины ролика, который замечательно рифмуется с объектом. Временами создается ощущение, что реальная конструкция «уходит в экран», или наоборот, студийная работа воплощается, визуализируется. 

В сущности, так и есть, суть павильона в том, чтобы показать идею мегаструктуры для масштабного строительства. Идея отталкивается от модульной мебели бюро SKNYPL и превращается в модульную архитектуру Владимира Плоткина – дом, в котором больше пространства дворов, равномерно распределенных по высоте, нежели массива квартир, как это бывает обычно. Размеры двора примерно 14 х 14 м в высоту и ширину, перемычки с квартирами по два этажа, то есть вдвое меньше.
  • zooming
    Павильон ТПО «Резерв», Арх Москва 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Павильон ТПО «Резерв», Арх Москва 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Пористый дом. 

Это не проект, не реализация, и не абстракция. Скорее гипотетическое, но, надо думать, реализуемое высказывание на тему мегаструктуры большого города как таковой. 

Вот как надо, простите за категоричность, строить Москву будущего.
Да, будущее. Опять оно. 
GA
Бюро Алексея Гинзбурга теперь называется GA. В честь своего 30-летия они соорудили загадочный тюлевый павильон из эластичной ткани, со строго кубической формой внешнего контура и причудливым контуром внутреннего коридора. Который, в то же время, держался на деревянной конструкции, видимой снаружи, так что можно было оценить сложный каркас объекта. В манифесте так и написано, снаружи простота, внутри сложность. 
  • zooming
    Павильон к 30-летию бюро AG, Арх Москва 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Павильон к 30-летию бюро AG, Арх Москва 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Внутри, поднявшись по лестнице, можно было найти сундук, алоэ-столетник и пюпитр с манифестом: по словам авторов, все это знаки, относящиеся к «сути» работы архитектора – хранилище проектов, место выступления и столетник – вечность. 

Кроме того, павильон, первоначально белый, затем оказался с настраиваемой подсветкой и светился разными цветами. 
  • zooming
    Павильон к 30-летию бюро AG, Арх Москва 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Павильон к 30-летию бюро AG, Арх Москва 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Записали: и тут цвет. 
СПИЧ
Павильон АБ СПИЧ, Арх Москва 2025
Фотография © Василий Буланов

«...камерный уединенный павильон, полный отражений и света. Сакральное по композиции и технологичное по исполнению, самодостаточное по планировке, но наполняющееся новым смыслом при встрече с каждым новым посетителем – таким получилось пространство, которое, на наш взгляд, лучше и красноречивее всего воплощает понятие «Суть», ставшее главной темой нынешней выставки», – так описывают павильон его авторы в тг-канале @speecharchitects
  • zooming
    Павильон АБ СПИЧ, Арх Москва 2025
    Фотография © Василий Буланов
  • zooming
    Павильон АБ СПИЧ, Арх Москва 2025
    Фотография © Василий Буланов

На самом деле архитектура павильона поначалу поразила нас тем, что он, будучи расположен почти на входе, в очень заметном месте – лучше всех спрятался. Так спрятаться на виду это надо было постараться. Матово-полированная сталь в сочетании с крупной ребристой пластикой разорванного купола, не блестящая, но отражающая все вокруг, привела к тому, что кое-кто из редакции три раза прошел мимо, прежде чем нашел этот павильон... Исключительный, парадоксальный пример мимикрии, вероятно, уместный для очень известного, едва ли не самого известного бюро в Москве. 
  • zooming
    Павильон АБ СПИЧ, Арх Москва 2025
    Фотография © Василий Буланов
  • zooming
    Павильон АБ СПИЧ, Арх Москва 2025
    Фотография © Василий Буланов

Тем не менее, когда входишь внутрь, видишь спирально формирующиеся полосы, сложный контур оккулюса – можно понять, почему авторы характеризуют его как «бомбический». В этом лабиринте отражений скрыто высказывание, вероятно, приближающее нас к сути. Или позволяющее немного помедитировать в целью ее, эту суть, постичь. 
Sergey Skuratov Architects
Павильон бюро Sergey Skuratov architects, Арх Москва 2025
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Сергей Скуратов посвятил свой стенд «Несбывшемуся», нереализованным проектам. Такое не впервые случается на Арх Москве, но все же, достаточно редко – чаще показывают актуальные или реализованные проекты. 

Тут надо заметить, что нереализованные проекты есть у всех, и много, наверное есть даже какое-то статистическое соотношение между процентом реализации и работы «в стол». Однако SSA – пожалуй, бюро, которое в этой печальной номинации лидирует по двум параметрам: 1. масштабу и звучности отмененных проектов и 2. их проработанности. Идею подтверждают показанные здесь «Северный порт» – огромный район с детально разработанным мастер-планом и начатым проектированием, «рассыпавшийся» буквально у всех у нас на глазах. И «лезвие» One – самая высокая башня Сити. 
  • zooming
    Павильон бюро Sergey Skuratov architects, Арх Москва 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Павильон бюро Sergey Skuratov architects, Арх Москва 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Здесь же видим школу номер 1 Хамовников. Эх, жаль. 

Стенд, в противовес упомянутым выше, лаконичен и монохромен, на одной стене черно-белые рендеры, другая в общих чертах уподоблена руине крепости – вероятно, тут можно увидеть намек на разрушенные, подточенные обстоятельствами замыслы. Грустно. Тем не менее будем надеяться, что за показанным оплаканным «концом» известных проектов – последует новое начало. 
IND
Павильон-домик из алюминиевой решетки, заполненной землей. Пахнет землей и какими-то еще ароматами, позволяющими заподозрить, что честный запах земли, сильный и свежий, авторов в какой-то момент не устроил и его решили дополнить. Внутри прозрачные скульптурные макеты реальных проектов IND. 
  • zooming
    Павильон IND. Арх Москва 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Павильон IND. Арх Москва 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

По словам авторов, заполненные землей стены – это метафора котлована, «настоящее», а преломляющаяся зеркалами кровля – будущее. 

Опять будущее. 

«Создание павильона – большой труд: мы вручную отрезали, покрасили, наполнили землей и привезли на стенд 200 кассет, подогнав их на месте исходя из геометрии. Сложен был поиск способа стабилизации земли: важно, чтобы земля не осыпалась, а оставалась натуральной и пахла. Через множество прототипов мы пришли к отработанной технологии и перенесли ее на стенд», – поделился руководитель отдела прототипирования IND Александр Князев.
  • zooming
    Павильон IND, проект. Арх Москва 2025
    Предоставлено IND
  • zooming
    Павильон IND, проект. Арх Москва 2025
    Предоставлено IND
Якутия
Не совсем архбюро, но и не представительство региона. Получилось. Легкий и простой амифтеатр, монохромное слайд-шоу, светящиеся трубы напоминают нам, вероятно, о множестве коммуникаций в жестком климате региона. 
  • zooming
    Павильон Якутии, Арх Москва 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Павильон Якутии, Арх Москва 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Ну и девиз: «Обернись к корням, чтобы не быть в плену у яркого света...». В плену. У света. Быть ли не быть? 
Chado
  • zooming
    1 / 4
    Павильон CHADO, Арх Москва 2025
    Фотография © studiolandon
  • zooming
    2 / 4
    Павильон CHADO, Арх Москва 2025
    Фотография © studiolandon
  • zooming
    3 / 4
    Павильон CHADO, Арх Москва 2025
    Фотография © studiolandon
  • zooming
    4 / 4
    Павильон CHADO, Арх Москва 2025
    Фотография © studiolandon

Chado выбрали не менее выразительный материал – снаружи павильон полностью покрыт обожженным деревом Suntan Wood, фактура которого у посетителей вызывает большой тактильный отклик. Внутри воссоздана атмосфера спа-комплекса, который планируют строить на берегу горной реки. 
  • zooming
    Павильон CHADO, Арх Москва 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Павильон CHADO, Арх Москва 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Above
Павильон Above. Арх Москва 2025
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Что коллеги нашли в павильоне Above, сложно сказать, вроде бы обычный стенд из семейства бледнолицых. Надо будет изучить получше. Да, с крепким оттенком метафизики, лаконичные белые макеты, цвет светлый беж.

Главное – не вспоминать про «бежевых мам». Бывают бежевые архитекторы? Еще как бывают! Но почему тогда не СИВИЛ, где все то же самое, но метафизичности больше, хотя бы в посвящении суете? 
Wowhaus
Театр имени Галиаскара Камала – главная звездная реализация, завершенная, поговаривают, что в спешном темпе, в текущем году. Спроектирован Кенго Кумой в консорциуме с архитекторами Wowhaus, которые затем с полным напряжением сил, днюя и ночуя на площадке, довели проект до реализации, сохранив очень значительную часть смелого до провокативности исходного замысла. 
  • zooming
    Павильон Wowhaus
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Павильон Wowhaus
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Павильон Wowhaus
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Павильон Wowhaus
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Неудивительно, что Wowhaus показывает театр Камала. Но не буквально, могли бы поставить, скажем, макет или экран. Нет-нет. Их павильон мимикрирует не хуже, чем павильон СПИЧа. Два цилиндрических пространства ограждены шторами, внутри одного все желтое и зеркала, внутри другого все серое, и там экраны, а на них уже показывают все про театр и его здание. На каком моменте войдешь – то и увидишь. Решение, надо думать, правильное, проект известный и немного «засекретить» его методом абстрактной образности не лишне. 
Front architecture
Их мы отметили с самого начала, вот тут – хорошая метафизика, и труба, и купол, и центричное пространство, приятное само по себе как художественное высказывание. И долго не пробудешь, надо включать медитацию, но и запоминается сразу, хотя и стоял в стороне. А главное труба, труба! Тут понимаешь, что значит печь проекты как пирожки... Хотя к Front это, пожалуй, не относится и метафора тут могла быть другой. 
  • zooming
    Павильон Front architecture. Арх Москва, 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Павильон Front architecture. Арх Москва, 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

***
Вот тут-то и заканчивается рассказ, и начинается список, который мы может быть, еще дополним, а может быть, и нет...

Лучшая экспозиция, отвечающая теме выставки – «Суть»

GAFA Капсула Суть
МКА
МУАР

Лучший объект

Archelp
Nomado
Bildex+ Кузьмин

Лучшее общественное пространство / площадка для дискуссий

Арт Лаборатория
Спектрум

Проект послезавтра. Лучшее архитектурное высказывание

Институт B&D

Лучшая экспозиция как результат сотрудничества архитектора и компании-производителя

Laminam + Parsec
A 4 + Шелби
Кузьмин + UMC
Алютех + UNK
Barka + IND
Майтони

Лучшая экспозиция в разделе «Материя архитектуры» *включая свет

D-Studio
Центр Свет
Eclat
Макрофабрика
RoofSystems

Лучшая экспозиция в разделе девелопмент / строительство

ГАЛС-Девелопмент
Бланк + Ортига
Крост
Самолет

Книжная премия АрхМосква 2024 – победители

Лучший журнал по архитектуре
Издательство «Прохрам», Москва
Журнал «Слово и камень» №2, 2024
Главный редактор Дмитрий Остроумов
Лучший журнал по дизайну
Издательство WoL
Журнал WoL
Главный редактор Софья Рауф
Лучшее переводное издание по архитектуре и дизайну
Издательство Ad Marginem Press
Книга «Публичное и приватное. Архитектура как масс-медиа»
Автор Беатрис Коломина
Переводчики Антон Вознесенский, Иван Третьяков
Лучшее издание по современной архитектуре и дизайну
Издательство TATLIN
Книга «Дом архитектора»
Редактор-составитель Татьяна Кубенская
Лучшее издание по истории архитектуры и дизайна
Издательство «Кучково поле музеон»
Книга «Дело Щусева. 1937 год в истории советской архитектуры»
Автор Петр Дружинин
Редактор Татьяна Ширма
Лучшее исследовательское издание по архитектуре и дизайну
Издательство TATLIN
Книга «Эволюция градостроительства»
Автор Алексей Гутнов
Редактор Александра Гутнова
Лучший путеводитель по архитектуре
Издательство «АРТ ВОЛХОНКА»
Книга «Видеть Рим: семь неспешных дорог»
Автор Татьяна Ян
Лучшее детское издание по архитектуре и дизайну
Издательство «Издательская программа Музея современного искусства «Гараж»
Книга «Дом-эксперимент. Как я жил в Доме Наркомфина»
Авторы Полина Покладок, Маша Пряничникова
Лучшее учебное издание по архитектуре и дизайну
Издательство «Альпина» Книга «Больше, чем коробка. О безграничном потенциале ограниченного пространства»
Автор Екатерина Рейзбих
Лучшее репринтное издание по архитектуре и дизайну
Совместный издательский проект издательства Ad Marginem, студии ABCdesign и книжного магазина «Что делать?»
Книга «Конструктивизм»
Автор Алексей Ган
Редактор Михаил Архиреев
Вступительная статья Ольга Сафонова

27 Мая 2025

Похожие статьи
А! – 2024
Сейчас немного хвастовства: вчера нам вручили премию «Буква А» за архитектурную журналистку, причем не одну, а сразу две. Первую получила наш ведущий обозреватель и редактор Алёна Кузнецова, вторую – или наоборот – вручили Архи.ру как отраслевому архитектурному изданию. Благодарим, гордимся и радуемся. И публикуем список награжденных журналистов и изданий.
Под руководством архитекторов
100-километровая лондонская линия Елизаветы, охватывающая 41 подземную и надземную станцию и обслуживающая более 200 млн пассажиров в год, получила Премию Стерлинга как лучшее сооружение Великобритании-2024.
АрхиWOOD-15: душевный
Юбилейный АрхиWOOD, с обновленным составом экспертов, подвел итоги. Помимо основных номинаций появилось два специальных приза, а гран-при снова не объявлялся. В списках победителей, особенно выбранных жюри, а не народом, есть неожиданные решения: например, реконструкция кирпичной ГЭС или экспериментальный дом-обелиск, обогнавший виллы и резиденции.
«Изобретательность и разнообразие»
В коротком списке Премии Стерлинга-2024, отмечающей лучшее здание Великобритании, как и всегда соседствуют огромные и камерные проекты разных типов, например, реставрация музейного здания XIX века и линия городской железной дороги.
Двенадцать
Вчера были объявлены и награждены лауреаты Архитектурной премии мэра Москвы. Рассматриваем, что там и как, и по некоторым параметрам нахально критикуем уважаемую премию. Она ведь может стать лучше, а?
Польза+. Награды Арх Москвы
Вот и прошла Арх Москва, в пятницу наградили участников, в субботу догуляли. Выставку мы любим давно – за размах, разнообразие и упорство в освещении разных сторон архитектурной жизни. Она настоящий форум и феерия. Пробуем ответить на вопрос, как именно участники раскрыли тему Польза; спойлер – никак, но в этом и соль. И публикуем список награжденных.
Молодежное соревнование
Объявлены лауреаты главной архитектурной награды Евросоюза – Премии Мис ван дер Роэ. Обладатели «взрослой» гран-при за учебный корпус в Брауншвейге оказались заметно моложе коллег, отмеченных специальной премией «для начинающих архитекторов» за библиотеку в Барселоне.
Человеческое измерение пространства
Притцкеровскую премию за 2024 год получил японский архитектор Рикэн Ямамото. Главная тема его работ любого масштаба – демократическая организация пространства, которая формирует связи между людьми.
Действенная архитектура
Финалисты премии Мис ван дер Роэ-2024 – общественные сооружения, нацеленные на развитие периферийных районов крупных городов, а также деревень и городков.
Лучшее из дерева
В конце прошлой недели были подведены итоги Prowood Awards – премии в области деревянного строительства. Представляем список награжденных.
Расслоение идентичности: итоги Зодчества 2023
Мир полон парадоксов, и вот Зодчество, которое в культурной программе 2023 года предлагало прописать миру ижицу, впервые за историю своего существования даёт главный приз иностранному архитектору. Публикуем полный список победителей и удивляемся некоторым вещам: к примеру, проектов в 2 раза больше, чем построек, но премия Татлин пропала с радаров, а из списка награжденных исчезли авторские коллективы.
Терапевтическая архитектура
Объявлен лауреат Премии Стерлинга: «зданием года» по версии Королевского института британских архитекторов (RIBA) стал центр дневного пребывания для пожилых людей в Лондоне по проекту Mae Architects.
Шестиглавый
В Новосибирске объявлены результаты архитектурного рейтинга «Золотая капитель», одной из старейших постсоветских премий. Ее особенность, чтобы не сказать уникальность для российского контекста – в том, что на последнем этапе судейства проекты презентуют и обсуждают. Что довольно увлекательно. Делимся впечатлениями и показываем, кто победил.
Архивуд-14: строить мосты
В этом сезоне жюри не стало присуждать гран-при: судя по тому, что в шорт-лист попало несколько работ, не успевших добраться до премии в предыдущие годы, а лучшим домом признали бесспорно прекрасную, но серийную модель, – «урожай» построек из дерева в 2023 был не слишком обильным. Зато среди финалистов много необычных типологий и свою долю признания получили проекты реставрации и ревитализации. Знакомим со всеми финалистами.
Торжество хорошего вкуса
Объявлены финалисты Премии Стерлинга-2023, главной архитектурной награды Великобритании. Несмотря на социальную нагрузку и различие в функции, все здания объединяет эстетическая выверенность.
Новый «новый стадион»
Проект реконструкции «Камп Ноу», домашней арены ФК «Барселона», разработанный бюро IDOM, b720 и Nikken Sekkei, отмечен Международной архитектурной премией Чикагского Атенеума.
«Босоногая архитектура»
Золотая медаль Королевского института британских архитекторов в этом году присуждена пакистанке Ясмин Лари за ее гуманитарные проекты, которыми она активно занялась «на пенсии».
Постройка на четыре века
Новая библиотека кембриджского Магдален-колледжа получила Премию Стерлинга как лучшее здание Великобритании-2022. Ее авторы Níall McLaughlin Architects уверены, что выполнили задание заказчика: здание прослужит 400 лет.
Сигналы в будущее
Представлены финалисты премии высотных зданий International Highrise Award 2022: в их числе всего одно европейское сооружение.
Зодчество: лауреаты 2022
В пятницу в Гостином дворе вручили награды фестиваля Зодчество 2022. Хрустальный Дедал достался ЖК Veren Village архитекторов АБ «Остоженка». Татлин, премию за проект, решили не присуждать. Рассказываем, кого наградили, публикуем полный список.
Обещания и надежды
Объявлены шесть лауреатов Премии Ага Хана 2022. Они обещают лучшее будущее людям, демонстрируют новаторство и заботу о природе.
Технологии и материалы
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Сейчас на главной
За каменной стеной
Концепция фондохранилища Староладожского историко-архитектурного и археологического музея-заповедника сочетает элементы архитектуры домонгольской Руси с современными приемами и материалами. Проект бюро Архиоптерикс стал победителем ежегодного конкурса «Концепций пространственного развития муниципальных образований Ленинградской области».
Рисовать как Баженов
В Московском архитектурном институте прошел IV Творческий конкурс академического рисунка. В эпоху тотальной компьютеризации умение рисовать считается редким и ценным навыком, и МАРХИ по праву гордится тем, что учит своих студентов этому важному ремеслу.
Больше солнца и воздуха
Бюро KIDZ удается создавать кафе с уникальной атмосферой и настроением, благодаря которым они становятся популярными. И благодаря классному дизайну запускаются целые сети, как это произошло в Нальчике, где к уже двум существующим кофейням Balance Coffee добавилась третья.
Мачта связи
Компания «Норвекс Арт» спроектировала и построила в городе Сокол вышку сотовой связи из клееной древесины. Она легче по весу, а также дешевле и экологичнее в производстве, чем металлическая.
На римских развалинах
Бюро Ofis реконструировало виллу 1920-х годов в центре Любляны, наглядно продемонстрировав многослойный и противоречивый характер застройки словенской столицы.
Парящий дом
Сложный план и форма дома, построенного по проекту студии VFORM в Подмосковье, – ответ на ограничения компактного участка: архитекторы тщательно подбирали не только видовые характеристики, но и световые сценарии. «Левитацию» пластичного второго этажа обеспечивают тонкие колонны из нержавеющей стали, а также глянцевые и полупрозрачные материалы облицовки первого уровня дома.
Замковый камень
Еще недавно премиальные жилые и офисные комплексы в Москве воспринимались как привилегия центра. Сегодня ситуация меняется: качественная архитектура выходит за пределы Третьего транспортного кольца и появляется на окраинах. Бизнес-центр «STONE Калужская» – один из таких примеров. Подобные проекты децентрализуют мегаполис и делают престижными жизнь и работу в любой части города.
Перпетум мобиле
Интерьер штаб-квартиры компании «Нацпроектстрой», созданный командой студии IND, максимально наглядно и столь же эффектно воплощает сферу деятельности заказчика – одного из крупнейших российских инфраструктурных холдингов: логистику и транспортные коммуникации всех возможных форматов.
Вода и свет
В церковном искусстве много символики, и одна ее часть, действительно, каноничная, другая сформирована традицией и кем-то воспринимается как обязательная. Из-за такого рода ложного консерватизма современная церковная архитектура медленно развивается и не выглядит как современная. Тем не менее подвижники у этой темы есть: кладбищенский храм Архангела Михаила в Апатитах, спроектированный Дмитрием Остроумовым и бюро Прохрам, совмещает традиции и эксперимент. Но не эксперимент ради самого себя – а продуманную работу современного архитектора с символикой пространства, объема и, главное, света.
Модульная ротонда
Круглое в плане офисное здание с деревянно-бетонным каркасом по проекту HENN строится в Юлихе на западе Германии: оно должно стать центром инновационного бизнес-парка.
Торжество во дворце
Проект дворца бракосочетания во Всеволожске, подготовленный мастерской «Головин & Шретер», стал победителем ежегодного конкурса «Концепций пространственного развития муниципальных образований Ленинградской области». Архитекторы предложили комплекс в духе дворцово-парковых ансамблей пригородов Санкт-Петербурга: с симметричной композицией и регулярным садом. А также позаботились о том, чтобы на памятные фотографии не попадали припаркованные автомобили.
Пространство для диалога эпох
Бюро Urbanus ревитализировало бывшее место нахождения важнейшего даосского храма Юнлэ-гун, откуда он был перенесен в 1960-х из-за угрозы затопления при строительстве плотины на реке Хуанхэ.
Город древний, но пока еще несколько запущенный
Город Касимов Рязанской области – русско-татарский, тут до 1681 года (!) существовало ханство, впрочем, под общим руководством московских князей... Сейчас это туристический город с памятниками XVI–XVIII и далее веков, но небольшой. Задачей летнего практикума Института Генплана было предложить Касимову изменения, способные увеличить туристический поток и быть полезными жителям. Получилось много разных идей: от пешеходных маршрутов до переноса автовокзала.
Осторожно отмыто
В издательстве «Подписные издания» выходит книга Ксюши Сидориной – со-основательницы сообщества волонтеров-реставраторов Гэнгъ, которое с 2019 года отмывает и скоблит парадные Петербурга, открывая жильцам исторических домов сокровища: печи, мозаики, витражи. А еще – плитку. Именно плитка стала «цементом» книги, соединившим все – исторический экскурс, способы поиска ценных экземпляров, «каталог» парадных, а также опыт «партизанской» реставрации. О книге рассказывает редактор издательства Артем Макоян.
Кубок чемпионов
Небоскреб Bell на 1-й улице Ямского поля, 12 на первый взгляд строг и лаконичен, хотя скромным его назвать никак не возможно. Экономная стереометрия построена на работе с формой, близкой к овалу – а это одна из излюбленных тем архитекторов UNK. Обтекаемая поверхность основной формы с металлическими ламелями дважды посечена стеклянными срезами, графически демонстрируя суть исходной формы: ее простоту и одновременно сложность. К тому же здесь решены десятки сложнейших инженерных головоломок.
Полуцифровая среда
В Иннополисе под Казанью открылся первый 4-звездочный отель, спроектированный бюро MAD Architects. Интерьеры отеля сочетают элегантность и иронию, технологичность и комфорт, напоминая декорации компьютерной игры или фантастического фильма о недалеком будущем.
Y-школа
По проекту «БалтИнвест-Проект» в Гатчине построена школа на 800 учеников. Лучевая планировка позволила разделить младшую и старшую школы, а также спортивный блок, обеспечив помещения большим количество естественного света. На многослойны фасадах оштукатуренные поверхности сочетаются с навесными элементами разных цветов и фактур.
Тропа к центру Земли
Посетительский центр в Национальном парке ледника Снайфедльсйёкюдль в Исландии, спроектированный бюро Arkis, служит также смотровой платформой и пропускает через себя пешеходную тропу.
Краеугольный храм
В московском Музее архитектуры на днях открылась выставка, посвященная всего одному памятнику средневековой русской архитектуры. Зато какому: Георгиевский собор Юрьева-Польского это последний по времени храм, сохранившийся от домонгольского периода. Впрочем, как сказать сохранившийся... Это один из самых загадочных и в то же время привлекательных памятников нашего средневековья. Которому требуется внимание и грамотная реставрация. Разбираемся, почему.
Блеск глубокий и хрустальный
Новый клубный дом про проекту ADM architects спроектирован для района Патриарших, недалеко от Новопушкинского сквера. Он заменит три здания, построенных в начале 1990-х. Авторы нового проекта, Андрей Романов и Екатерина Кузнецова, сделали ставку на разнообразие трех частей объема, современность решений и внимание к деталям: в одном из корпусов планируются плавно изогнутые балконы с керамическим блеском нижней поверхности, в другом стеклянные колонны-скульптуры.
Фасад под стальной вуалью
Гостиница Vela be Siam по проекту местного бюро ASWA в центре Бангкока напоминает о таиландских традициях, оставаясь в русле современной архитектуры.
Спокойствие, только спокойствие
В издательстве «Кучково поле Музеон» вышла книга Александра Змеула «Большая кольцевая линия. Новейшая история московского метро». Ее автор – историк архитектуры и знаток подземки – разобрал грандиозный проект БКЛ в подробностях, но главное – сохранил спокойную и взвешенную позицию. С равным сочувствием он рассказал о работе всех вовлеченных в строительство архитекторов, сосредоточившись на их профессиональном вкладе и вне зависимости от их творческих разногласий.
Вся мудрость океана
В Калининграде открылся новый корпус Музея мирового океана «Планета океан». Примечательно не только здание в виде 42-метрового шара, но и экспозиция, которая включает научные коллекции – их собирали около 10 лет, аквариумы с 3000 гидробионтов, а также специально разработанные инсталляции. Дизайн разработало петербургское бюро музейной сценографии «Метаформа», которое соединило все нити в увлекательное повествование.
Перепады «высотного напряжения»
Третья очередь ÁLIA с успехом доказывает, что внутри одного квартала могут существовать объемы совершенно разной высотности и масштаба: сто метров – и тридцать, и даже таунхаусы. Их объединяет теплая «кофейная» тональность и внимание к пешеходным зонам – как по внешнему контуру, так и внутри.
Хрупкая материя
В интерьере небольшого ресторана M.Rest от студии дизайна интерьеров BE-Interno, расположенного на берегу Балтийского моря в Калининградской области, воплощены самые характерные черты меланхоличной природы этого края, и сам он идеально подходит для неторопливого времяпрепровождения с видом на закат.
Григорий Ревзин: «Что нам делать с архитектурой семидесятых»
Советский модернизм был хороший, авторский и плохой, типовой. Хороший «на периферии», плохой в центре – географическом, внимания, объема и прочего. Можно ли его сносить? «Это разрушение общественного консенсуса на ровном месте». Что же тогда делать? Сохранять, но творчески: «Привнести архитектуру туда, где ее еще нет». Относиться не как к памятникам, а как к городскому ландшафту. Читайте наше интервью с Григорием Ревзиным на актуальную тему спасения модернизма – там предложен «перпендикулярный», но интересный вариант сохранения зданий 1970-х.
Уступы, арки и кирпич
По проекту PRSPKT.Architects в Уфе достроен жилой комплекс «Зорге Премьер», честно демонстрирующий роскошь, присущую заявленному стилю ар-деко: фасады полностью облицованы кирпичом, просторные лобби украшает барельефы и многоярусные люстры, вместо остекленных лоджий – гедонистические балкончики. В стройной башне-доминанте располагается по одной квартире на этаже.
Карельская кухня
Концепция ресторана на берегу Онежского озера, разработанная бюро Skaträ, предлагает совмещать гастрономический опыт с созерцанием живописного ландшафта, а также посещением пивоваренного цеха. Обеденный блок с панорамными окнами и деревянной облицовкой соединяется с бетонным цехом аркой, открывающей вид на гладь воды.