От ЗИМа до -изма

В Самаре 13 сентября торжественно, в сопровождении перформанса, спонсированного Сбербанком, была презентована общественности реставрация здания фабрики-кухни, нового филиала Третьяковской галереи. Вашему вниманию – репортаж о промежуточных, но уже вполне значительных, результатах реставрации памятника авангарда.

mainImg
Архитектор:
Ирина Калугина
Анна Калугина
Виталий Стадников
Константин Африкантов
Валентин Пастушенко
Виталий Самогоров
Мастерская:
Центральные научно-реставрационные проектные мастерские (ЦНРПМ)
Robot architects / АБ «Дом»
АБ Пастушенко и Самогорова / PSAB
Проект:
Фабрика-кухня в Самаре. Реставрация
Россия, Самара

Авторский коллектив:
Программа приспособления: Стадников В., Миндлин М., Исаков А., Савченко М.

Проект реставрации, ЦНРПМ. Научный руководитель, ГАП Калугина И.; ГАП: Калугина А., Рудик Т.; РПГ Ившина Д., архитектор Савин А.; главные конструкторы: Макаров С., Дундук М., Арутюнян Л.; ГИП Разуваев А., инженер Дворянов К.

Проект приспособления, «Robot Architects» (АБ Дом); PSAB. ГАП: Стадников В., Африкантов К. РПГ Самогоров В., Пастушенко В., архитекторы Исаков А., Рыбачева О., Сластенин П.; ГИП Африкантов К., Исаков С.

Проект благоустройства: «Robot Architects» (АБ Дом). ГАП Стадников В., ГАП ГИП Африкантов К., архитекторы Скороход М., Козлова О., Иваева А., Федоров О., Герасимова А., Филатов А. Ландшафт: «Сад-парад», Руссу Е.

Авторский надзор: Африкантов К., Стадников В., Иваева А. 

2015 / 2021

Заказчик: Минкульт РФ, Государственная Третьяковская галерея
Подрядичики: Вектор XXI век, ФАРБШТАЙН. ГАП Иваева А.
Здание фабрики-кухни завода имени Масленникова реставрируется для филиала ГТГ с 2019 года; на прошедшей неделе его торжественно презентовали общественности директор Третьяковки Зельфира Трегулова, автор проекта приспособления здания для выставочного комплекса ГТГ Виталий Стадников, руководитель команды реставраторов  ЦНРПМ Ирина Калугина, бывший министр культуры Владимир Мединский и депутат Госдумы РФ Александр Хинштейн.
Фабрика-кухня в Самаре, 1932. Презентация проекта реставрации, 09.2021
Фотография: Архи.ру

Презентация факта реставрации здания сопровождалась перформансом хореографа Анны Абалихиной, художника Ксении Перетрухиной и композитора Алексея Сысоева под названием «Утопия на ужин», организованного при спонсорской поддержке Сбербанка и самарской компании по производству сельскохозяйственной техники Пегас Агро.
Фабрика-кухня в Самаре, 1932. Презентация проекта реставрации, 09.2021
Фотография: Архи.ру
Фабрика-кухня в Самаре, 1932. Презентация проекта реставрации, 09.2021
Фотография: Архи.ру

Перформанс, который на данный момент стал главным событием в жизни нового филиала ГТГ – первого из филиалов, открытых вне Москвы, – был посвящен прежней функции здания. В первой части люди в белых халатах торжественно, с индустриальной регулярностью, раздавали зрителям тарелки с лозунгами авангарда, во второй части люди в черных халатах те же тарелки били об пол. Перформанс показывали зрителям всю неделю, до 17 сентября.  
  • zooming
    1 / 9
    Перформанс на открытии фабрики-кухни в Самаре, 09.2021
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    2 / 9
    Перформанс на открытии фабрики-кухни в Самаре, 09.2021
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    3 / 9
    Перформанс на открытии фабрики-кухни в Самаре, 09.2021
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    4 / 9
    Перформанс на открытии фабрики-кухни в Самаре, 09.2021
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    5 / 9
    Перформанс на открытии фабрики-кухни в Самаре, 09.2021
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    6 / 9
    Перформанс на открытии фабрики-кухни в Самаре, 09.2021
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    7 / 9
    Перформанс на открытии фабрики-кухни в Самаре, 09.2021
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    8 / 9
    Перформанс на открытии фабрики-кухни в Самаре, 09.2021
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    9 / 9
    Перформанс на открытии фабрики-кухни в Самаре, 09.2021
    Фотография: Архи.ру

Теперь реставрационные работы планируется продолжить, поскольку они еще не завершены – зрителям показывали интерьеры части здания, вестибюль, два выставочных зала, зал арт-резиденции и эксплуатируемую кровлю среднего сектора, с которой открывается вид на двор и навесные переходы на тонких бетонных опорах и откуда можно оценить объемную композицию фабрики-кухни.

Здание смотрит отреставрированными фасадами на перекресток Ново-Садовой улицы и проспекта Масленникова, на границе центральной части города и бывших промышленных территорий. Благоустройство завершено со стороны улицы, к юго-западу от памятника авангарда открыт Сад Баланса, тоже часть нового ландшафта, окружающего фабрику-кухню. Но южная и восточная части здания пока закрыты забором и достаточно очевидно, что работы еще продолжаются – впрочем, есть все основания полагать, что они успешно завершатся в обозримое время, так как сделано уже очень много. 
Фабрика-кухня в Самаре, 1932. Презентация проекта реставрации, 09.2021
Фотография: Архи.ру
Фабрика-кухня в Самаре, 1932. Презентация проекта реставрации, 09.2021
Фотография: Архи.ру

По словам директора ГТГ Зельфиры Трегуловой, «...невзирая на то, что реставрация не закончена еще на 100%, те из вас, кто бывал здесь и видел здание раньше, будут удивлены тем, как оно выглядит сейчас», и в целом эта реставрация «при всех недоделках – настоящее чудо».

Директор также отметила, что здание достаточно сложно приспособить к нуждам современной галереи, однако в ГТГ уже очень хорошо знают, как это сделать, и – что «ни в одном из региональных центров России в ближайший год не возникнет музея такого масштаба и настолько «заточенного» на современные [экспозиционные] функции».
Зельфира Трегулова, директор ГТГ, в парке «Сад баланса» рядом с фабрикой-кухней. Презентация проекта реставрации, 09.2021
Фотография: Архи.ру

С директором Третьяковки надо согласиться – прежде всего потому, что самарская фабрика-кухня – памятник трудной судьбы, за сохранение подлинного здания боролись больше 10 лет, об истории этой борьбы можно прочесть в интервью 2015 года архитектора Виталия Стадникова – главного энтузиаста всей истории сохранения, вдохновителя проекта приспособления и одного из его ведущих авторов. 
Виталий Стадников, архитектор, один из автор проекта приспособления и, в значительной степени, вдохновитель длительной борьбы за сохранение и реставрацию подлинного здания фабрики-кухни в Самаре (в центре) и краевед Илья Сульдин (справа). Презентация проекта реставрации, 09.2021
Фотография: Архи.ру

В 2014 здание передали для филиала ГЦСИ, и архитекторы совместно с Михаилом Миндлиным разработали программу его приспособления к выставочной функции. Памятником регионального значения оно стало в 2013 году, федерального – в 2016. Позднее ГЦСИ вошел в Росизо, а реставрация так и не началась, в 2017 году фабрика-кухня вновь грозила обрушиться – тогда, после народного голосования, проведенного в городе, Минкультуры в 2019 передал фабрику-кухню Третьяковской галерее для ее филиала. Реставрация началась в конце 2019 года и продвигается достаточно быстро. Первая выставка в здании фабрики-кухни, под названием «На вкус и цвет», посвященная теме еды в изобразительном искусстве, запланирована на октябрь 2022 года. Проект реставрации разработан лучшими, без преувеличения, специалистами страны – ЦНРПМ, группой под руководством Ирины Калугиной. Реализацией проекта реставрации занимается МНРХУ.
Ирина Калугина, ЦНПРМ, глава группы, работавшей над проектом реставрации фабрики-кухни. Презентация проекта реставрации, 09.2021
Фотография: Архи.ру

Один из любопытных результатов исследования и реставрации – железобетонный каркас здания, который экспертиза 2009 года оценивала как изношенный на 98%, удалось сохранить и укрепить методом обертывания / обклеивания углеродной тканью, – что можно рассматривать как хороший пример условности ряда экспертиз, опровергаемых практикой в тех случаях, когда желание сохранить здание-памятник действительно есть.

С каркаса сняли небольшой слой внешней поверхности бетона до первых прутьев арматуры, покрыли тканью, которую оштукатурили поверх – таким образом удалось минимизировать утолщение всех конструкций. Столбы каркаса, столбики балюстрад и ребра межэтажных потолков лестничных башен в здании обладали несложной, но достаточно выразительной профилировкой, в частности, углы имели небольшие скосы – все профили реставраторы планируют восстановить поверх укрепительной ткани, сейчас работа еще не закончена, многие формы, которые кажутся простыми, получат впоследствии более сложный профиль. Важнее, что укрепление каркаса завершено в значительной части.
  • zooming
    1 / 4
    Фабрика-кухня в Самаре, 1932. Презентация проекта реставрации, 09.2021
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    2 / 4
    Фабрика-кухня в Самаре, 1932. Презентация проекта реставрации, 09.2021
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    3 / 4
    Фабрика-кухня в Самаре, 1932. Презентация проекта реставрации, 09.2021
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    4 / 4
    Фабрика-кухня в Самаре, 1932. Презентация проекта реставрации, 09.2021
    Фотография: Архи.ру

Фабрика-кухня реставрирована, в основном, на период создания – 1931 год (фабрика-кухня открылась на 50% мощности в январе 1932). Серый цвет и сдержанная конструктивистская пластика в виде рамок, группирующих крупные окна в горизонтальные композиции (ленточных окон здесь нет, но есть окна протяженных пропорций), восстановлены по фотографиям и найденному фрагменту первоначальной штукатурной «шубы». Очищены, до фактуры терраццо, ступени лестниц, в том числе от керамогранита 1990-х. Деревянные окна заказаны российскому производителю по образцам «столярки», сохранившейся в нескольких окнах двора, и выкрашены в подтвержденный исследованиями серый цвет. 
  • zooming
    1 / 6
    Фабрика-кухня в Самаре, 1932. Презентация проекта реставрации, 09.2021
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    2 / 6
    Фабрика-кухня в Самаре, 1932. Презентация проекта реставрации, 09.2021
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    3 / 6
    Фабрика-кухня в Самаре, 1932. Презентация проекта реставрации, 09.2021
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    4 / 6
    Фабрика-кухня в Самаре, 1932. Презентация проекта реставрации, 09.2021
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    5 / 6
    Фабрика-кухня в Самаре, 1932. Презентация проекта реставрации, 09.2021
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    6 / 6
    Фабрика-кухня в Самаре, 1932. Презентация проекта реставрации, 09.2021
    Фотография: Архи.ру

В 1944 году, в конце войны, здание было реконструировано: с одной стороны, с целью утепления, так как основным действием стало сужение всех оконных проемов и закладка витражей лестничных башен. С другой стороны, после реконструкции оно приобрело сходство с ампирным дворцом, получив полосатую рустовку фасадов 1 этажа, карнизы, и «сталинский» лепной декор внутри – такую реконструкцию, строго говоря, сложно назвать нацеленной только на практические утепление, так как в ее результатах зримо прослеживаются стилевые предпочтения. Фабрика-кухня, дитя утопий авангарда, стала похожа на какой-то конный двор богатой усадьбы первой половины XIX века. 

Разрушения здания между 2013 и 2018 годами (его даже поджигали, не говоря уже о решетчатой протекавшей кровле) привели к утрате почти всех наружных элементов декора 1944 года, зато открыли для обозрения закладки оконных проемов. 
  • zooming
    1 / 5
    Фабрика-кухня в Самаре. Фотография 2013 года
    Предоставлено Виталием Стадниковым
  • zooming
    2 / 5
    Фабрика-кухня в Самаре. Фотография 2013 года
    Предоставлено Виталием Стадниковым
  • zooming
    3 / 5
    Фабрика-кухня в Самаре. Фотография 2013 года
    Предоставлено Виталием Стадниковым
  • zooming
    4 / 5
    Фабрика-кухня в Самаре. Фотография 2013 года
    Предоставлено Виталием Стадниковым
  • zooming
    5 / 5
    Фабрика-кухня в Самаре. Фотография сделана между 1944 и 1998 годами
    Предоставлено Виталием Стадниковым

Так что в целом неудивительно, что здание решили восстановить на его самый ценный период – 1931/1932 год, максимально проявив авангардные черты и сверяясь с ранними фотографиями.
Северный фасад. Цветовое решение. Фабрика-кухня им. Масленникова. Архитектор Е.Н. Максимова, 1932 г. Проект реставрации
© ЦНРПМ

Во-первых, именно первоначальный замысел делает его ценным, во-вторых, добавления «сталинского» стиля были вторичными наслоениями и не представляют того же веса с точки зрения истории архитектуры. Хотя парадокс легкого превращения авангардной «фабрики» в нечто дворцовое все равно кажется любопытным.

Ценным, однако, представляется решение реставраторов, сохранивших фрагмент арочного портала, со всем его декором, во втором этаже центральной части. Специального решения об уничтожении «сталинского» декора, к счастью, принимать не пришлось, поскольку многое было уничтожено, когда здание в 1990-е служило торговым и офисным центром, было обшито сайдингом и многократно перегорожено внутри; фасады же в значительной степени были уничтожены, когда здание стояло без кровли.

Между тем у сохраненного фрагмента есть не только важное значение с точки зрения современного подхода к реставрации, тяготеющего к сохранению наслоений, но и сильный историко-культурный эффект – внезапная арка с лепниной в лаконичных залах Максимовой приобретает почти метафизическое звучание, как своего рода эмиссар классической Италии – и располагает к размышлениям. Хотя очень хочется просить ГТГ поставить перед ней впоследствии табличку с пояснениями.
  • zooming
    1 / 4
    Фабрика-кухня в Самаре, 1932. Презентация проекта реставрации, 09.2021
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    2 / 4
    Фабрика-кухня в Самаре, 1932. Презентация проекта реставрации, 09.2021
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    3 / 4
    Фабрика-кухня в Самаре, 1932. Презентация проекта реставрации, 09.2021
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    4 / 4
    Лепнина в тимпане арки 1944 года. Фабрика-кухня в Самаре, 1932. Презентация проекта реставрации, 09.2021
    Фотография © Константин Африкантов

Но что ни говори об итальянизирующей лепнине, а раскрытие стеклянных экреров лестничных башен – несомненное благо. 
  • zooming
    1 / 3
    Фабрика-кухня в Самаре, 1932. Презентация проекта реставрации, 09.2021
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    2 / 3
    Фабрика-кухня в Самаре, 1932. Презентация проекта реставрации, 09.2021
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    3 / 3
    Фабрика-кухня в Самаре, 1932. Презентация проекта реставрации, 09.2021
    Фотография: Архи.ру

Как и возможность взглянуть с эксплуатируемой кровли – пока что центрального сектора – на веерную композицию переходов объемной композиции, которая, как известно, в плане представляет собой серп и молот. В роли первого выступает дугообразный объем раздаточных, теперь выставочных залов, в роли второго протяженный объем кухонь, в будущем мастерских, детских студий и лекториев ГТГ.
  • zooming
    1 / 3
    План 1 этажа. Фабрика-кухня в Самаре, проект реставрации
    © авторов проекта
  • zooming
    2 / 3
    План 2 этажа. Фабрика-кухня в Самаре, проект реставрации
    © авторов проекта
  • zooming
    3 / 3
    План антресольного яруса и эксплуатируемой кровли. Фабрика-кухня в Самаре, проект реставрации
    © авторов проекта

Заметим, что уподобление здания символу – один из любимых приемов авангарда, они появляются большей частью именно на рубеже 1920-х – 1930-х годов – нельзя исключать того, что «идейный» подход помогал авторам не только найти эффектную геометрию, но и взаимодействовать с партийным начальством, для которого здание-символ было, вероятно, предпочтительнее просто здания. Так что здания-символы спокойно переселились в эстетику постконструктивизма, как, к примеру, это произошло в московском театре Советской Армии. 

Кольцевидная структура, однако, не в меньшей степени обоснована эффективностью распределения еды из одной центральной точки в несколько залов столовых. Согласно предположению Виталия Стадникова, идея могла возникнуть под влиянием круглых хлебозаводов инженера Георгия Марсакова. Лучи навесных переходов очень хороши при взгляде сверху.
  • zooming
    1 / 7
    Фабрика-кухня в Самаре, 1932. Презентация проекта реставрации, 09.2021
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    2 / 7
    Фабрика-кухня в Самаре, 1932. Презентация проекта реставрации, 09.2021
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    3 / 7
    Фабрика-кухня в Самаре, 1932. Презентация проекта реставрации, 09.2021
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    4 / 7
    Фабрика-кухня в Самаре, 1932. Презентация проекта реставрации, 09.2021
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    5 / 7
    Фабрика-кухня в Самаре, 1932. Презентация проекта реставрации, 09.2021
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    6 / 7
    Фабрика-кухня в Самаре, 1932. Презентация проекта реставрации, 09.2021
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    7 / 7
    Фабрика-кухня в Самаре, 1932. Презентация проекта реставрации, 09.2021
    Фотография: Архи.ру

Тонкие пропорции бетонного каркаса здания, предложенные архитектором Екатериной Максимовой, – опять же согласно предположению Виталия Стадникова – восходят к «немецкой» школе работы с железобетоном, которая отличается от чуть более поздних «российско-американских» опытов, связанных прежде всего с военными заводами Альберта Кана, легкостью и изяществом. 

Самые тонкие колонны и самые широкие пролеты перекрытий – до 16 метров, присутствуют в первых этажах и залах юго-западной части, «ручки молота», где согласно проекту планируется разместить ресторан с отдельных входом. В остальных залах толщина колонн варьируется – вероятнее всего, по мнению исследователей фабрики-кухни, в течение двух лет строительные техники менялись, где-то приходилось экономить, где-то конструкции не совпадали, как в зале будущего лектория, «бойка молота», где из-за несовпадения осей колонны во 2 этаже укреплены квадратными постаментами. При строительстве был, помимо железобетона не слишком хорошего качества, использован кирпич с клеймами XIX века: реставраторы связывают его с одним из разобранных в это время в Самаре монастырей, а может быть (но не подтверждено), и со зданием собора.
Кирпич в клеймом XIX века в стенах здания фабрики-кухни
Предоставлено Виталием Стадниковым

Потолки в залах – также разные, в некоторых случаях стены и колонны поддерживают бетон с тонкими балками, в некоторых металл, причем не исключено, что металлические перекрытия поздние. Первоначальные перекрытия были железобетонными, кое-где они сохранились в нижнем ярусе.
  • zooming
    1 / 4
    Фабрика-кухня в Самаре, 1932. Презентация проекта реставрации, 09.2021
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    2 / 4
    Фабрика-кухня в Самаре, 1932. Презентация проекта реставрации, 09.2021
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    3 / 4
    Фабрика-кухня в Самаре, 1932. Презентация проекта реставрации, 09.2021
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    4 / 4
    Фабрика-кухня в Самаре, 1932. Презентация проекта реставрации, 09.2021
    Фотография: Архи.ру

Все это, однако, совершенно не отменяет изящества круглящегося пространства светлых залов с рядами колонн и прострелами переходов – несмотря на их рассчитанно-прагматическую эффективность, вполне завораживающих. По словам представителей ГТГ, система раздачи еды по кольцу «серпа» неплохо «ложится» на логику движения посетителей в музейном пространстве, где также требуются большие «прогоны» для общения с искусством и, с другой стороны, возможность быстрых «срезающих» переходов. 
  • zooming
    1 / 7
    Центральный сегмент «серпа», 2 ярус. Фабрика-кухня в Самаре, 1932. Презентация проекта реставрации, 09.2021
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    2 / 7
    Центральный сегмент «серпа», 2 ярус. Фабрика-кухня в Самаре, 1932. Презентация проекта реставрации, 09.2021
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    3 / 7
    Центральный сегмент «серпа», 2 ярус. Фабрика-кухня в Самаре, 1932. Презентация проекта реставрации, 09.2021
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    4 / 7
    Западный сегмент «серпа», 2 ярус. Фабрика-кухня в Самаре, 1932. Презентация проекта реставрации, 09.2021
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    5 / 7
    Центральный зал, «боек молота», 2 ярус, будущее пространство лектория. Фабрика-кухня в Самаре, 1932. Презентация проекта реставрации, 09.2021
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    6 / 7
    Центральный зал, «боек молота», 2 ярус, будущее пространство лектория. Фабрика-кухня в Самаре, 1932. Презентация проекта реставрации, 09.2021
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    7 / 7
    Центральный сегмент «серпа», 2 ярус. Фабрика-кухня в Самаре, 1932. Презентация проекта реставрации, 09.2021
    Фотография © Константин Африкантов

Параллельно с защитой и реставрацией фабрики-кухни шло ее исследование – студент архитектурного факультета самарского Политеха Александр Исаков под руководством идейного лидера самарского неоконструктивизма архитектора Виталия Самогорова изучил биографию Екатерины Максимовой, нашел ее родственников и ее могилу на Ваганьковском кладбище. Магистерская диссертация Исакова опубликована в виде книги в издательстве Tatlin, изложение основных фактов можно найти в статье самарского краеведа Ильи Сульдина. 
  • zooming
    Александр Исаков, автор исследования биографии Е.Н. Максимовой
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    Так называется книга о Максимовой, вышедшая в издательстве Tatlin. Тарелка из перформанса на открытии фабрики-кухни в Самаре, 09.2021
    Фотография: Архи.ру

Отдельный сюжет – благоустройство территории вокруг фабрики-кухни. Завершены: широкий тротуар-сквер вдоль Ново-Садовой улицы со скамейками-двутаврами, под рабочим названием «Сквер Амазонок авангарда», и парк Сад Баланса к юго-западу от здания и сквер со стелой борцам революции рядом с ним. Готовится к завершению северная часть сквера Амазонок, вдоль проспекта Масленникова. 
  • zooming
    1 / 5
    Сквер Амазонок авангарда. Благоустройство территории вокруг фабрики-кухни в Самаре
    Фотография: Архи.ру, 09.2021
  • zooming
    2 / 5
    Сквер Амазонок авангарда. Благоустройство территории вокруг фабрики-кухни в Самаре
    Фотография: Архи.ру, 09.2021
  • zooming
    3 / 5
    Сквер Амазонок авангарда. Благоустройство территории вокруг фабрики-кухни в Самаре
    Фотография: Архи.ру, 09.2021
  • zooming
    4 / 5
    Сквер с памятником борцам революции. Благоустройство территории вокруг фабрики-кухни в Самаре
    Фотография: Архи.ру, 09.2021
  • zooming
    5 / 5
    Сад Баланса. Благоустройство территории вокруг фабрики-кухни в Самаре
    Фотография © Константин Африкантов

Сад Баланса, к югу от сквера Борцов революции, раньше был пустырем, заваленным, в основном, мусором. Согласно первоначальному замыслу авторов [Виталия Стадникова, Михаила Скорохода, Константина Африкантова], в саду должна была течь вода – довольно много воды, если посмотреть на эскизы; но воду пришлось заменить каменным щебнем, который, может быть, весной, будет покрываться водой. 
Фабрика-кухня в Самаре. Эскизы благоустройства прилегающей территории
© авторов / предоставлено Виталием Стадниковым

Две тропинки проложены над воображаемой водой и чуть выше земли, подчеркивая экологичную дистанцированность идущего от природной части сада. В саду уже появились некоторое количество растений, но в основном земля покрыта сосновой корой – планируется, что со временем сад зарастет и будет выглядеть более пышно и «диковато», и рваные, как в Зарядье, края мощения каменных тропинок зарастут травой. Первоначально авторы также рассматривали идею сохранить часть сорняков пустыря, но от нее пришлось отказаться. 
Сад Баланса. Благоустройство территории вокруг фабрики-кухни в Самаре
Фотография: Архи.ру, 09.2021

Ключевая затея – на каменном щебне воображаемой «реки» архитекторы разбросали фрагменты зданий разбираемого сейчас завода имени Масленникова, каменные и кирпичные подлинные «части» завода, отчего ландшафт напоминает римский форум и другие археологические музеи, в которых тропинки приподняты не столько для защиты природы от антропогенного фактора, сколько для безопасности экспонатов под открытым небом.

И кульминация – три подлинные буквы ЗИМ, заимствованные с вывески заводской проходной, расставленные под разными углами на отдельностоящих опорах. По словам Стадникова, в разных ракурсах они должны складываться то в ЗИМ, название завода, то в -ИЗМ, известный суффикс для названия направлений искусства XX (и не только) века. 
  • zooming
    1 / 12
    Сад Баланса. Благоустройство территории вокруг фабрики-кухни в Самаре
    Фотография: Архи.ру, 09.2021
  • zooming
    2 / 12
    Сад Баланса. Благоустройство территории вокруг фабрики-кухни в Самаре
    Фотография: Архи.ру, 09.2021
  • zooming
    3 / 12
    Сад Баланса. Благоустройство территории вокруг фабрики-кухни в Самаре
    Фотография: Архи.ру, 09.2021
  • zooming
    4 / 12
    Фрагмент буквы с проходной ЗИМ, использованной с Саду Баланса. Благоустройство территории вокруг фабрики-кухни в Самаре
    Фотография: Архи.ру, 09.2021
  • zooming
    5 / 12
    Сад Баланса. Благоустройство территории вокруг фабрики-кухни в Самаре
    Фотография: Архи.ру, 09.2021
  • zooming
    6 / 12
    Сад Баланса. Благоустройство территории вокруг фабрики-кухни в Самаре
    Фотография: Архи.ру, 09.2021
  • zooming
    7 / 12
    Фабрика-кухня в Самаре. Эскизы благоустройства прилегающей территории
    © авторов / предоставлено Виталием Стадниковым
  • zooming
    8 / 12
    Фабрика-кухня в Самаре. Эскизы благоустройства прилегающей территории
    © авторов / предоставлено Виталием Стадниковым
  • zooming
    9 / 12
    Фабрика-кухня в Самаре. Эскизы благоустройства прилегающей территории
    © авторов / предоставлено Виталием Стадниковым
  • zooming
    10 / 12
    Фабрика-кухня в Самаре. Эскизы благоустройства прилегающей территории
    © авторов / предоставлено Виталием Стадниковым
  • zooming
    11 / 12
    Сад Баланса. Благоустройство территории вокруг фабрики-кухни в Самаре
    Фотография © Константин Африкантов
  • zooming
    12 / 12
    Сад Баланса. Благоустройство территории вокруг фабрики-кухни в Самаре
    Фотография: Архи.ру, 09.2021

И они складываются. Опять же по словам архитекторов, жители города поначалу скептически отнеслись к «распадающимся» в ракурсе буквам названия завода – но впоследствии приняли идею, особенно после того, как в саду появилось озеленение. И даже: «...этот сад в некотором роде противоположен Крымской набережной», – утверждает Виталий Стадников, – «там парк развлечений, а у нас – тихий медитативный сад, отделенный от человека, сад для созерцания, сад Баланса». 

***


И в перформансе, показанном на открытии, и в городском и парковом ландшафте мы так или иначе сталкиваемся с сильной меланхолической нотой, с попытками осмысления смены формации – воспоминанием об исчезнувшем заводе и о неприменимой в наше время первоначальной функции фабрики-кухни. Смена назначения нередко сопровождает сохранение и реставрацию, оставляя за собой едва ощутимый шлейф размышлений о том, насколько «настоящим» будет здание, если будет работать по-другому. Музей подходит к теме деликатно: перформанс на тему кухни, запланированная выставка на тему еды, выставка фрагментов зданий завода под открытым небом...

Так или иначе, завод почти разрушен, но его самый эффектный сосед – фабрика-кухня – восстановлена, исследована и будет служить мощной культурной институции. Так что даже налет меланхолии, связанный с уходящим индустриальным прошлым, воспринимается позитивно – как победа защитников здания, как еще один штучный, но удачный пример реставрации памятника архитектуры авангарда. 
  • zooming
    1 / 12
    Западный фасад. Фабрика-кухня им. Масленникова. Архитектор Е.Н. Максимова, 1932 г. Проект реставрации
    © ЦНРПМ
  • zooming
    2 / 12
    Северный фасад. Фабрика-кухня им. Масленникова. Архитектор Е.Н. Максимова, 1932 г. Проект реставрации
    © ЦНРПМ
  • zooming
    3 / 12
    Южный фасад. Фабрика-кухня им. Масленникова. Архитектор Е.Н. Максимова, 1932 г. Проект реставрации
    © ЦНРПМ
  • zooming
    4 / 12
    Восточный фасад. Фабрика-кухня им. Масленникова. Архитектор Е.Н. Максимова, 1932 г. Проект реставрации
    © ЦНРПМ
  • zooming
    5 / 12
    Разрез 1-1. Фабрика-кухня им. Масленникова. Архитектор Е.Н. Максимова, 1932 г. Проект реставрации
    © ЦНРПМ
  • zooming
    6 / 12
    Разрез 2-2. Фабрика-кухня им. Масленникова. Архитектор Е.Н. Максимова, 1932 г. Проект реставрации
    © ЦНРПМ
  • zooming
    7 / 12
    Разрез 3-3. Фабрика-кухня им. Масленникова. Архитектор Е.Н. Максимова, 1932 г. Проект реставрации
    © ЦНРПМ
  • zooming
    8 / 12
    Разрез 4-4. Фабрика-кухня им. Масленникова. Архитектор Е.Н. Максимова, 1932 г. Проект реставрации
    © ЦНРПМ
  • zooming
    9 / 12
    Разрез 5-5. Фабрика-кухня им. Масленникова. Архитектор Е.Н. Максимова, 1932 г. Проект реставрации
    © ЦНРПМ
  • zooming
    10 / 12
    Разертка по внутреннему двору. Фабрика-кухня им. Масленникова. Архитектор Е.Н. Максимова, 1932 г. Проект реставрации
    © ЦНРПМ
  • zooming
    11 / 12
    Проект реставрации и приспособления фабрики-кухни в Самаре под Средневолжский филиал ГЦСИ
    © ЦНРПМ Минкультуры РФ / Предоставлено Виталием Стадниковым
  • zooming
    12 / 12
    Проект реставрации и приспособления фабрики-кухни в Самаре под Средневолжский филиал ГЦСИ
    © ЦНРПМ Минкультуры РФ / Предоставлено Виталием Стадниковым
Архитектор:
Ирина Калугина
Анна Калугина
Виталий Стадников
Константин Африкантов
Валентин Пастушенко
Виталий Самогоров
Мастерская:
Центральные научно-реставрационные проектные мастерские (ЦНРПМ)
Robot architects / АБ «Дом»
АБ Пастушенко и Самогорова / PSAB
Проект:
Фабрика-кухня в Самаре. Реставрация
Россия, Самара

Авторский коллектив:
Программа приспособления: Стадников В., Миндлин М., Исаков А., Савченко М.

Проект реставрации, ЦНРПМ. Научный руководитель, ГАП Калугина И.; ГАП: Калугина А., Рудик Т.; РПГ Ившина Д., архитектор Савин А.; главные конструкторы: Макаров С., Дундук М., Арутюнян Л.; ГИП Разуваев А., инженер Дворянов К.

Проект приспособления, «Robot Architects» (АБ Дом); PSAB. ГАП: Стадников В., Африкантов К. РПГ Самогоров В., Пастушенко В., архитекторы Исаков А., Рыбачева О., Сластенин П.; ГИП Африкантов К., Исаков С.

Проект благоустройства: «Robot Architects» (АБ Дом). ГАП Стадников В., ГАП ГИП Африкантов К., архитекторы Скороход М., Козлова О., Иваева А., Федоров О., Герасимова А., Филатов А. Ландшафт: «Сад-парад», Руссу Е.

Авторский надзор: Африкантов К., Стадников В., Иваева А. 

2015 / 2021

Заказчик: Минкульт РФ, Государственная Третьяковская галерея
Подрядичики: Вектор XXI век, ФАРБШТАЙН. ГАП Иваева А.

20 Сентября 2021

Похожие статьи
Звёздный путь
Большие архитектурные фестивали отмеряют, так или иначе, историю постсоветской действительности. Архстояние, определенно, среди них, а юбилейное – особенно. Оно получилось крупным, системным высказыванием, во многом благодаря силе воли куратора этого года Василия Бычкова. Можно его даже понять, в целом, как большой объект, сооруженный, при участии многих коллег, в том числе архитекторов-звезд, в лесу арт-парка Никола-Ленивец – авторства инициатора и бессменного организатора Арх Москвы. Изучаем слои смыслов, виды высказываний – в этот раз они лучше, чем раньше, раскладываются «по полочкам».
Со-общение
В Ruarts Foundation – выставка «Сообщение» с подзаголовском «Другая история фотографии». Она тут изложена честно, «от дагеротипов» до нейронок, – как развитие, так и разрывы исторической ленты подчеркнуты дизайном экспозиции от Константина Ларина и Арсения Бекешко. А вот акценты, как водится, расставлены так, чтобы хронологию «остранить» и превратить в выставку, которая сама по себе произведение.
МАРШоу: разложено по полочкам
Новая выставка МАРШоу превзошла все предыдущие. Она поэтична, материальна, насыщенна, разнообразна – но еще и структурирована, в буквальном смысле многослойна и красива. Сами авторы признают, что вряд ли еще лучше получится когда-нибудь. Мы же с оптимизмом смотрим в будущее и изучаем выставку.
Бродский в кубе
Посмотрели на инсталляцию Александра Бродского IDEA FISSA в выставочном зале музея Иосифа Бродского. Она развивает тему предшествующего объекта, недавно показанного в Милане: там был форум, тут канал; и апеллирует к стихотворению Иосифа Бродского о Флоренции. Хотя на вид – как есть Венеция. Если его правильно, последовательно смотреть, объект вызывает закономерную ах-кульминацию. Но еще интересны хищные птички, шагающие по промышленному городу, в коридорчике справа. Если идете туда, надо коридорчик не пропустить.
ЭКСПО-2025: архитектурный Диснейленд на рукотворном...
В середине апреля в Осаке открылась ЭКСПО-2025. Одно из самых грандиозных международных событий, конкурирующее за внимание десятков миллионов посетителей со всего мира, уже успело собрать немало полярных мнений о качестве архитектуры павильонов, экологическом следе и организации действа. Вашему вниманию – авторский обзор Анастасии Маркитан, она побывала на ЭКСПО лично, выбрала 6 павильонов-фаворитов, и, не ограничиваясь обзором выставки, предлагает лайфхаки для ее посещения.
Приморская волна
Градсовет Петербурга рассмотрел проект санаторного комплекса в Солнечном, представленный руководителем бюро «А.Лен» Сергеем Орешкиным. Экспертам понравилась архитектура, но большие сомнения вызвала среда, которая намекает на вероятность апартаментов: дисперсная застройка, небольшое количество парковочных мест и отсутствие крытого бассейна плохо сочетаются с типологией комплекса.
Вторая итерация
Градсовет Петербурга повторно рассмотрел проект дома, который повлияет на панорамы Большой Невки. Бюро «А2» прислушлось к рекомендациям и поработало с ритмом, торцами и верхним террасированным уровнем. Эксперты поддержали улучшения и признали проект удачным.
Задел на устойчивость
Форум «Казаныш» в этом году прошел с особенным размахом: эксперты из 25 стран, «премьера» театра Камала от Wowhaus и Кэнго Кумы, полные людей лектории, анонс международных конкурсов и новых мега-проектов. Мы пробыли на фестивале два дня, а пищи для размышления получили на год. Делимся впечатлениями, услышанными практическими советами и продолжаем наблюдать – будет ли меняться архитектурный процесс после профессиональных интеграций со странами БРИКС+.
Больше стиля
Градостроительный совет во второй раз рассмотрел проект застройки бывшего Мытного двора – теперь им занимается мастерская «Евгений Герасимов и партнеры», которая для новых корпусов предложила пять трактовок исторических стилей от английской классики до а-ля рюс. Эклектика не всем пришлась по душе, однако превалировало настроение привести наконец в порядок территорию за забором.
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Музей архитекторов: локация – невесомость
Выставка Museum loci, открывшаяся в Музее архитектуры – огромная, хотя и занимает всего два этажа Флигеля-Руины. В основном специально для нее 59 архитекторов сделали объект или рисунок с размышлением о музее архитектуры, иногда очень определенным, но чаще – креативно-обобщенным. Таких больших выставок объектов от архитекторов не то что давно не было, но, кажется, не было вообще. Если тема и подходы интересны, то «залипнуть» в залах Руины можно надолго. Рассказываем подробно, в том числе о том, как правильно произносить название (спойлер: без разрешения сюда прокрался даже бог Локи).
Стеклянный потолок
Еще один проект, рассмотренный на Градостроительном совете Петербурга, – IT-кластер по проекту бюро Intercolumnium в районе Стеклянного городка. Его планируют строить на месте снесенных зданий сталинской эпохи, которые не были признаны ценными. Проект получил свою долю критики, но в целом был оценен положительно.
Такие разные исследования
Конкурс «Исследуй город», организованный в этом году Институтом Генплана Москвы, – не типичный для архитектурной среды. Зато он хорошо отвечает специфике работы градостроительной институции. Лучшим оказалось исследование современных жилых комплексов, где авторы совместили градостроительный подход с риелторским, выработав третий вариант. Также исследовали: общественные центры, мотивацию владения автомобилем и вакантность жилого фонда. Пятый участник сошел с дистанции. Рассказываем обо всех четырех работах.
За плечами Нобеля
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома от бюро «А2»: он займет участок рядом с памятниками промышленной архитектуры и повлияет на панораму Выборгской набережной. Эксперты высоко оценили рисовку фасадов, но предложили поработать с силуэтом и композицией.
Что такое китч
Новая выставка в Ruarts Foundation – про исследование китча. Сначала на него откликаются современные художники, тут собраны работы с начала 1990-х до нашего времени из порядка 15 коллекций, представительная выборка, есть известные. Затем – куратор, со своим множеством цитат, тоже китчует в некотором роде. Как-то в исследование вплелась и архитектура, и тоска по классике, и новостройки. Так что такое китч? Да проще рассказать, чем он не является.
Эволюция по плану
Бюро ASADOV презентовало павильон микрокультурного общественного Эвицентра: места для всестороннего развития, мастерклассов и гимнастики. Но еще, он же – прообраз загородного дома, наследник «Лоскутка», масштабируемый в несколько раз и изготавливаемый на заводе из CLT-панелей. Но и это еще не все. Это старт девелоперского проекта от архитектурного бюро (sic!). Архитекторы ищут партнеров для развития как маленьких эви-поселков, так и новых эви-городов, рассчитанных, по словам Андрея Асадова, на «эволюционное» развитие личностей, которые будут их населять.
Зодчество 2024: семеро
Как уже говорилось, в этом году главные награды «Зодчества» не присуждены. Рассуждаем, почему так, фантазируем на тему возможных форматов судейства – как бы было хорошо, как бы было здорово… Вместо двух наград получилось семь: их состав тоже интересен. Публикуем полный список лауреатов XXXIII фестиваля.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
В поисках клада
Бюро GAFA совместно с Tegola и Архитайл в рамках воркшопа фестиваля Москомархитектуры «Открытый город» организовало экспедицию на карельский остров Кильпола. Там, среди мхов и скал, студенты искали ответ на вопросы – что такое сакральное, где оно живет, чем питается? В этом участникам помогали ландшафтный инженер Евгений Левин и художник Николай Рерих, а также лось и отсутствие сотовой связи. Рассказываем, как всё было.
Ледокол Баумана
На прошедшей неделе Сергей Кузнецов показал журналистам кампус МГТУ имени Н.Э. Баумана. Мы хотели сделать по итогам показа репортаж – а получился репортажище, пространный в унисон с масштабом новой Технологической долины на Яузе. Рассказываем об экскурсии, структуре «долины» и особенностях ее архитектурного образа. Нам показалось, что авторы тут стремились к архетипическим формам современности. Их тут немало, и в общем, и в частностях. К примеру, все фасады стеклянные – подчиненные особенной форме, или нет... Но не только.
Земля в иллюминаторе
Здание аэропорта на Камчатке спроектировано итальянским архитектором. Одного этого факта достаточно, чтобы им заинтересоваться. Форма уподоблена кальдере вулкана, но напоминает космический корабль из старого кино. А середину аэропорта занимает 5-звездочный отель, и возможно, смотреть и на Камчатку, и на здание нового терминала надо начинать именно оттуда. Рассматриваем новый аэропорт Камчатки с разных сторон: функциональной, типологической, конструктивной, – и в контексте творчества его автора Клаудио Сильвестрина.
Время молодых
Чтобы найти нестандартный ответ на непростой вопрос нужно использовать нестандартные инструменты. Например, провести архитектурный хакатон и дать молодым архитекторам возможность предложить в рамках «Дней архитектуры» Новосибирска свои варианты решения задачи, над которой не один год бьются маститые профессионалы.
Утка, арка и трилистник
Второй проект, который обсуждался на петербургском градсовете – концепция развития территории на берегу реки Утка. Бюро Евгения Подгорнова предожило цепочку из трех разнохарактерных объемов, чем разделило мнение экспертов.
Дни и дела
Новосибирские «Дни архитектуры» были приурочены к 90-летию регионального отделения САР, но ретроспективное посвящение не помешало реализации живой, открытой и актуальной программы, переосмысливающей миссию Союза как площадки и медиатора диалога всех участников архитектурных процессов в городе. Размышляем, почему удалось устроить такой примечательно живой фестиваль, рассказываем истории главных архитекторов города, показываем преображенный кинотеатр «Победа», где всё и проходило. Завидуем, по-хорошему, Сибири.
Технологии и материалы
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
Сейчас на главной
Малевич и бани, природа и хайтек
Комплекс «Бани Малевича» планируется открыть осенью 2025 года на Рублёво-Успенском шоссе. Проект, разработанный DBA-GROUP под руководством Владислава Андреева – пример нетипичного подхода к образу СПА вообще и бань в частности. Намеренно уклонившись от всех видов аллюзий авторы отдали предпочтение характерным для стримлайна угловым скруглениям, сочетанию дерева с моллированным стеклом – сдержанным современным формам. Как внутри, так и снаружи. Изучаем проект.
Скорее скатерть и бокал!
Спустя много лет заброшенное Конюшенное ведомство в Петербурге наконец дождалось своего часа: по проекту «Студии 44» в этом году должны начаться первые мероприятия по восстановлению и приспособлению здания. И функция, и общий план работ предполагают минимальное изменение комплекса, который сохранил следы трехвековой истории. Все решения обратимы и направлены прежде всего на то, чтобы открыть памятник городу и погрузить его в кипучую светскую жизнь – для этого выбран сценарий культурного центра с выраженной гастрономической составляющей.
Материализация воздушных потоков
Международный аэропорт имени Николая Камова в Томске открылся в конце августа прошлого года. О проекте мы уже рассказывали – теперь рассматриваем реализованное здание. Функциональность усилена в нем символическим подтекстом: архитекторы бюро ASADOV стремились по максимуму отразить в архитектуре местную идентичность.
Смех за портьерой
В Москве открылся театр современной клоунады и стендапа, интерьеры для которого разработало бюро AQ. Сочетание необычного здания и необычной функции трансформировалось в оригинальное дизайнерское решение, главную роль в котором играют фиолетовые драпировки, создающие особую театральную атмосферу.
МГАХИ им. В.И. Сурикова 2025: часть I
Представляем шесть бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, посвященных крупным культурным центрам и научным комплексам. Все работы основаны на предпроектных исследованиях, которые проводились в рамках преддипломной практики. Два объекта спроектированы для Болгарии и Албании, еще четыре – для Палеха, Махачкалы, Москвы и Краснодара.
Внутренние ценности
Что думают о развитии интерьерного дизайна в России самые успешные и именитые архитекторы и дизайнеры? Чем они гордятся, чем восхищаются, к чему стремятся? Как выстраивают работу и как оценивают путь, проделанный отраслью за прошедшие годы? Представляем ответы 14 архитекторов из 13 бюро, и пусть вас не смущает «несчастливое» число :)
Интерьер как архитектурная задача
Запускаем новый специализированный раздел – Интерьер. Он будет служить площадкой для публикаций общественных интерьеров, включая офисы – преимущественно реализованных. А также местом для обмена мнениями, экспертизой и информацией о новых технологических решениях. Читайте анонс раздела, ищите кнопку Интерьер – она скоро появится в меню сайта.
Всё по плану
Международная премия THE PLAN Award объявила короткие списки финалистов. В пяти различных номинациях присутствуют реализованные проекты российских бюро – сейчас за них можно проголосовать, чтобы увеличить шансы на получение приза зрительских симпатий. Некоторые, как музей «Коллекция» бюро СПИЧ уже успели отметиться в других серьезных премиях, другие менее известны – предлагаем познакомиться.
Развитие и благоустройство глазами участников Летней...
В июле завершилась Летняя архитектурная школа 2.0 Санкт-Петербурга и Ленинградской области. В этом году она проводилась уже во второй раз и включала четыре проекта по развитию и благоустройству территорий деревни Низино. Знакомим с работами победителей.
Сжатие для развития
Мастер-план Воркуты, разработанный под руководством архитектурного бюро RTDA, стал ответом на резкое сокращение населения и упадок городской среды. Проект опирается на «регулируемое сжатие» – уплотнение структуры города с акцентом на благоустройство, экологию и вовлечение местных жителей.
Ностальгия – наше все
Совсем недавно московский бомонд обрел новую точку притяжения – возрожденный Дом творчества Переделкино. И вот уже популярная культурная институция начала обрастать необходимой инфраструктурой, в том числе коворкингом, чей интерьер cпроектирован бюро Blockstudio с большим уважением к памяти места.
Константин Трофимов: «Нас отсеяли по формальному...
В финал конкурса на концепцию вестибюля станции метро «Лиговский проспект-2» вышло 10 проектов, 2 самостоятельно снялись с дистанции, а еще 11 не прошли конкурс портфолио, который отсекал участие молодых или иногородних бюро. Один из таких участников – «Архитектурная мастерская Трофимовых», главный архитектор которой четыре года работал над проектом Высокоскоростной железнодорожной магистрали, но не получил шанса побороться за вестибюль станции метро. О своем опыте и концепции рассказал руководитель мастерской Константин Трофимов.
Мерцающий дизайн
Как добиться максимального впечатления, используя минимум выразительных средств? Над этой задачей трудятся многие поколения архитекторов и дизайнеров-минималистов. Но студия SERDYUK пошла своим путем, создав компактную кофейню, облик которой собирается из самого простого набора элементов, но воспринимается как волшебная шкатулка.
Чикагские лауреаты 2025
Премия International Architecture Award подвела итоги: в этом году отмечено рекордное количество проектов от российских архитекторов. Коротко рассказываем о победителях номинаций и работах, удостоенных почетного упоминания.
Полотно на веревке
Вилла Casa de Linho, построенная по проекту бюро Tetro на окраине Белу-Оризонти, романтизированно изображает профессиональную деятельность заказчицы-модельера.
Изначальная материя
В интерьерах лобби жилого комплекса FØRST бюро WALL смогло развернуть общую концепцию в неожиданном направлении: через соединение брутальных ортогональных форм с природными материалами, создав ассоциации с северной природой, скалами и сосновым лесом.
Тайга во дворе
В тюменском жилом комплексе «Сердце Сибири» по проекту АБ «Вещь!» благоустроены дворы «Южная тайга» и «Северная тайга», а также бульвар «Тропа Сибири». Малые архитектурные формы отсылают к Тунгусскому метеориту и медвежьей берлоге, активная геопластика помогает усложнить пространство и маршруты.
Пресса: В Петербурге выбрали облик вестибюля станции метро...
В конце июля в Петербурге подвели итоги архитектурного конкурса на концепцию административного корпуса вестибюля новой станции метро «Лиговский проспект — 2». Первое место заняла работа «Студии 17», второе — архитектурного бюро SLOI Architects, третье — «А.Лен». Многие петербуржцы на решение жюри отреагировали неоднозначно и требуют пересмотра результатов. Собака.ru собрала мнения экспертов о проектах участников.
Леса, санки и трансформации
В Новосибирске наградили победителей городского молодежного фестиваля «АРХ-РЕАЛИЗАЦИЯ. От идеи до результата». Идеи объектов предлагали студенты вузов города, пять победивших проектов реализовали в дереве на территории кампуса НГАСУ. Один объект установят в одном из жилых комплексов нового микрорайона «Клюквенный».
Квадраты и ромбы
В проекте дома на 51 социальную квартиру в Барселоне от бюро Cierto Estudio учтены местные климатические и общественные условия.
Магия закулисья
Интерьер ресторана «Сайар» от бюро Merilo Design, расположенного в здании театра имени Галиасгара Камала, поражает воображение феерическим разнообразием и качеством реализации различных элементов, тем и приемов, перефразирующих на современный лад мотивы татарской культуры и образы театра.
Лама из тетраметилбутана
Петр Виноградов рассказал об экспериментальной серии скульптур «Тетрапэд», которая исследует принципы молекулярной архитектуры, адаптивных структур и интерактивного взаимодействия с городской средой. Конструкции реагируют на движение, собеседуют с пространством, допускают множественные сценарии использования и интерпретации. Скульптуры уже побывали на «Зодчестве» и фестивале «Дикая мята», а дальше отправятся на Forum 100+.
Развитие ландшафта
ЖК «Альпен» спроектирован TOBE architects для вытянутого участка, выходящего к реке Охта. Архитекторы предложили террасированную форму, несколько серых оттенков, а также выступающие за плоскость стены эркеры и балконы – по замыслу все это отыгрывает образ горного массива, который естественным образом сочетается с рекой.
Времени действительно нет?
С 22 июля по 5 октября 2025 года в Аптекарском приказе в Музее архитектуры работает выставка «Времени нет» – совместный проект МУАР и сообщества ЦЕХ, куда входят архитектурные бюро Saga, ХОРА и NOWADAYS office. ЦЕХ собрал двадцать одного участника, предложил им изучить цифровой каталог Музея архитектуры, выбрать оттуда документы или произведения искусства и на основе или в диалоге с ними создать оригинальные работы.