От ЗИМа до -изма

В Самаре 13 сентября торжественно, в сопровождении перформанса, спонсированного Сбербанком, была презентована общественности реставрация здания фабрики-кухни, нового филиала Третьяковской галереи. Вашему вниманию – репортаж о промежуточных, но уже вполне значительных, результатах реставрации памятника авангарда.

mainImg
Архитектор:
Ирина Калугина
Анна Калугина
Виталий Стадников
Константин Африкантов
Валентин Пастушенко
Виталий Самогоров
Мастерская:
Центральные научно-реставрационные проектные мастерские (ЦНРПМ)
Robot architects / АБ «Дом»
АБ Пастушенко и Самогорова / PSAB
Проект:
Фабрика-кухня в Самаре. Реставрация
Россия, Самара

Авторский коллектив:
Программа приспособления: Стадников В., Миндлин М., Исаков А., Савченко М.

Проект реставрации, ЦНРПМ. Научный руководитель, ГАП Калугина И.; ГАП: Калугина А., Рудик Т.; РПГ Ившина Д., архитектор Савин А.; главные конструкторы: Макаров С., Дундук М., Арутюнян Л.; ГИП Разуваев А., инженер Дворянов К.

Проект приспособления, «Robot Architects» (АБ Дом); PSAB. ГАП: Стадников В., Африкантов К. РПГ Самогоров В., Пастушенко В., архитекторы Исаков А., Рыбачева О., Сластенин П.; ГИП Африкантов К., Исаков С.

Проект благоустройства: «Robot Architects» (АБ Дом). ГАП Стадников В., ГАП ГИП Африкантов К., архитекторы Скороход М., Козлова О., Иваева А., Федоров О., Герасимова А., Филатов А. Ландшафт: «Сад-парад», Руссу Е.

Авторский надзор: Африкантов К., Стадников В., Иваева А. 

2015 / 2021

Заказчик: Минкульт РФ, Государственная Третьяковская галерея
Подрядичики: Вектор XXI век, ФАРБШТАЙН. ГАП Иваева А.
Здание фабрики-кухни завода имени Масленникова реставрируется для филиала ГТГ с 2019 года; на прошедшей неделе его торжественно презентовали общественности директор Третьяковки Зельфира Трегулова, автор проекта приспособления здания для выставочного комплекса ГТГ Виталий Стадников, руководитель команды реставраторов  ЦНРПМ Ирина Калугина, бывший министр культуры Владимир Мединский и депутат Госдумы РФ Александр Хинштейн.
Фабрика-кухня в Самаре, 1932. Презентация проекта реставрации, 09.2021
Фотография: Архи.ру

Презентация факта реставрации здания сопровождалась перформансом хореографа Анны Абалихиной, художника Ксении Перетрухиной и композитора Алексея Сысоева под названием «Утопия на ужин», организованного при спонсорской поддержке Сбербанка и самарской компании по производству сельскохозяйственной техники Пегас Агро.
Фабрика-кухня в Самаре, 1932. Презентация проекта реставрации, 09.2021
Фотография: Архи.ру
Фабрика-кухня в Самаре, 1932. Презентация проекта реставрации, 09.2021
Фотография: Архи.ру

Перформанс, который на данный момент стал главным событием в жизни нового филиала ГТГ – первого из филиалов, открытых вне Москвы, – был посвящен прежней функции здания. В первой части люди в белых халатах торжественно, с индустриальной регулярностью, раздавали зрителям тарелки с лозунгами авангарда, во второй части люди в черных халатах те же тарелки били об пол. Перформанс показывали зрителям всю неделю, до 17 сентября.  
  • zooming
    1 / 9
    Перформанс на открытии фабрики-кухни в Самаре, 09.2021
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    2 / 9
    Перформанс на открытии фабрики-кухни в Самаре, 09.2021
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    3 / 9
    Перформанс на открытии фабрики-кухни в Самаре, 09.2021
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    4 / 9
    Перформанс на открытии фабрики-кухни в Самаре, 09.2021
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    5 / 9
    Перформанс на открытии фабрики-кухни в Самаре, 09.2021
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    6 / 9
    Перформанс на открытии фабрики-кухни в Самаре, 09.2021
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    7 / 9
    Перформанс на открытии фабрики-кухни в Самаре, 09.2021
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    8 / 9
    Перформанс на открытии фабрики-кухни в Самаре, 09.2021
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    9 / 9
    Перформанс на открытии фабрики-кухни в Самаре, 09.2021
    Фотография: Архи.ру

Теперь реставрационные работы планируется продолжить, поскольку они еще не завершены – зрителям показывали интерьеры части здания, вестибюль, два выставочных зала, зал арт-резиденции и эксплуатируемую кровлю среднего сектора, с которой открывается вид на двор и навесные переходы на тонких бетонных опорах и откуда можно оценить объемную композицию фабрики-кухни.

Здание смотрит отреставрированными фасадами на перекресток Ново-Садовой улицы и проспекта Масленникова, на границе центральной части города и бывших промышленных территорий. Благоустройство завершено со стороны улицы, к юго-западу от памятника авангарда открыт Сад Баланса, тоже часть нового ландшафта, окружающего фабрику-кухню. Но южная и восточная части здания пока закрыты забором и достаточно очевидно, что работы еще продолжаются – впрочем, есть все основания полагать, что они успешно завершатся в обозримое время, так как сделано уже очень много. 
Фабрика-кухня в Самаре, 1932. Презентация проекта реставрации, 09.2021
Фотография: Архи.ру
Фабрика-кухня в Самаре, 1932. Презентация проекта реставрации, 09.2021
Фотография: Архи.ру

По словам директора ГТГ Зельфиры Трегуловой, «...невзирая на то, что реставрация не закончена еще на 100%, те из вас, кто бывал здесь и видел здание раньше, будут удивлены тем, как оно выглядит сейчас», и в целом эта реставрация «при всех недоделках – настоящее чудо».

Директор также отметила, что здание достаточно сложно приспособить к нуждам современной галереи, однако в ГТГ уже очень хорошо знают, как это сделать, и – что «ни в одном из региональных центров России в ближайший год не возникнет музея такого масштаба и настолько «заточенного» на современные [экспозиционные] функции».
Зельфира Трегулова, директор ГТГ, в парке «Сад баланса» рядом с фабрикой-кухней. Презентация проекта реставрации, 09.2021
Фотография: Архи.ру

С директором Третьяковки надо согласиться – прежде всего потому, что самарская фабрика-кухня – памятник трудной судьбы, за сохранение подлинного здания боролись больше 10 лет, об истории этой борьбы можно прочесть в интервью 2015 года архитектора Виталия Стадникова – главного энтузиаста всей истории сохранения, вдохновителя проекта приспособления и одного из его ведущих авторов. 
Виталий Стадников, архитектор, один из автор проекта приспособления и, в значительной степени, вдохновитель длительной борьбы за сохранение и реставрацию подлинного здания фабрики-кухни в Самаре (в центре) и краевед Илья Сульдин (справа). Презентация проекта реставрации, 09.2021
Фотография: Архи.ру

В 2014 здание передали для филиала ГЦСИ, и архитекторы совместно с Михаилом Миндлиным разработали программу его приспособления к выставочной функции. Памятником регионального значения оно стало в 2013 году, федерального – в 2016. Позднее ГЦСИ вошел в Росизо, а реставрация так и не началась, в 2017 году фабрика-кухня вновь грозила обрушиться – тогда, после народного голосования, проведенного в городе, Минкультуры в 2019 передал фабрику-кухню Третьяковской галерее для ее филиала. Реставрация началась в конце 2019 года и продвигается достаточно быстро. Первая выставка в здании фабрики-кухни, под названием «На вкус и цвет», посвященная теме еды в изобразительном искусстве, запланирована на октябрь 2022 года. Проект реставрации разработан лучшими, без преувеличения, специалистами страны – ЦНРПМ, группой под руководством Ирины Калугиной. Реализацией проекта реставрации занимается МНРХУ.
Ирина Калугина, ЦНПРМ, глава группы, работавшей над проектом реставрации фабрики-кухни. Презентация проекта реставрации, 09.2021
Фотография: Архи.ру

Один из любопытных результатов исследования и реставрации – железобетонный каркас здания, который экспертиза 2009 года оценивала как изношенный на 98%, удалось сохранить и укрепить методом обертывания / обклеивания углеродной тканью, – что можно рассматривать как хороший пример условности ряда экспертиз, опровергаемых практикой в тех случаях, когда желание сохранить здание-памятник действительно есть.

С каркаса сняли небольшой слой внешней поверхности бетона до первых прутьев арматуры, покрыли тканью, которую оштукатурили поверх – таким образом удалось минимизировать утолщение всех конструкций. Столбы каркаса, столбики балюстрад и ребра межэтажных потолков лестничных башен в здании обладали несложной, но достаточно выразительной профилировкой, в частности, углы имели небольшие скосы – все профили реставраторы планируют восстановить поверх укрепительной ткани, сейчас работа еще не закончена, многие формы, которые кажутся простыми, получат впоследствии более сложный профиль. Важнее, что укрепление каркаса завершено в значительной части.
  • zooming
    1 / 4
    Фабрика-кухня в Самаре, 1932. Презентация проекта реставрации, 09.2021
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    2 / 4
    Фабрика-кухня в Самаре, 1932. Презентация проекта реставрации, 09.2021
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    3 / 4
    Фабрика-кухня в Самаре, 1932. Презентация проекта реставрации, 09.2021
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    4 / 4
    Фабрика-кухня в Самаре, 1932. Презентация проекта реставрации, 09.2021
    Фотография: Архи.ру

Фабрика-кухня реставрирована, в основном, на период создания – 1931 год (фабрика-кухня открылась на 50% мощности в январе 1932). Серый цвет и сдержанная конструктивистская пластика в виде рамок, группирующих крупные окна в горизонтальные композиции (ленточных окон здесь нет, но есть окна протяженных пропорций), восстановлены по фотографиям и найденному фрагменту первоначальной штукатурной «шубы». Очищены, до фактуры терраццо, ступени лестниц, в том числе от керамогранита 1990-х. Деревянные окна заказаны российскому производителю по образцам «столярки», сохранившейся в нескольких окнах двора, и выкрашены в подтвержденный исследованиями серый цвет. 
  • zooming
    1 / 6
    Фабрика-кухня в Самаре, 1932. Презентация проекта реставрации, 09.2021
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    2 / 6
    Фабрика-кухня в Самаре, 1932. Презентация проекта реставрации, 09.2021
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    3 / 6
    Фабрика-кухня в Самаре, 1932. Презентация проекта реставрации, 09.2021
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    4 / 6
    Фабрика-кухня в Самаре, 1932. Презентация проекта реставрации, 09.2021
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    5 / 6
    Фабрика-кухня в Самаре, 1932. Презентация проекта реставрации, 09.2021
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    6 / 6
    Фабрика-кухня в Самаре, 1932. Презентация проекта реставрации, 09.2021
    Фотография: Архи.ру

В 1944 году, в конце войны, здание было реконструировано: с одной стороны, с целью утепления, так как основным действием стало сужение всех оконных проемов и закладка витражей лестничных башен. С другой стороны, после реконструкции оно приобрело сходство с ампирным дворцом, получив полосатую рустовку фасадов 1 этажа, карнизы, и «сталинский» лепной декор внутри – такую реконструкцию, строго говоря, сложно назвать нацеленной только на практические утепление, так как в ее результатах зримо прослеживаются стилевые предпочтения. Фабрика-кухня, дитя утопий авангарда, стала похожа на какой-то конный двор богатой усадьбы первой половины XIX века. 

Разрушения здания между 2013 и 2018 годами (его даже поджигали, не говоря уже о решетчатой протекавшей кровле) привели к утрате почти всех наружных элементов декора 1944 года, зато открыли для обозрения закладки оконных проемов. 
  • zooming
    1 / 5
    Фабрика-кухня в Самаре. Фотография 2013 года
    Предоставлено Виталием Стадниковым
  • zooming
    2 / 5
    Фабрика-кухня в Самаре. Фотография 2013 года
    Предоставлено Виталием Стадниковым
  • zooming
    3 / 5
    Фабрика-кухня в Самаре. Фотография 2013 года
    Предоставлено Виталием Стадниковым
  • zooming
    4 / 5
    Фабрика-кухня в Самаре. Фотография 2013 года
    Предоставлено Виталием Стадниковым
  • zooming
    5 / 5
    Фабрика-кухня в Самаре. Фотография сделана между 1944 и 1998 годами
    Предоставлено Виталием Стадниковым

Так что в целом неудивительно, что здание решили восстановить на его самый ценный период – 1931/1932 год, максимально проявив авангардные черты и сверяясь с ранними фотографиями.
Северный фасад. Цветовое решение. Фабрика-кухня им. Масленникова. Архитектор Е.Н. Максимова, 1932 г. Проект реставрации
© ЦНРПМ

Во-первых, именно первоначальный замысел делает его ценным, во-вторых, добавления «сталинского» стиля были вторичными наслоениями и не представляют того же веса с точки зрения истории архитектуры. Хотя парадокс легкого превращения авангардной «фабрики» в нечто дворцовое все равно кажется любопытным.

Ценным, однако, представляется решение реставраторов, сохранивших фрагмент арочного портала, со всем его декором, во втором этаже центральной части. Специального решения об уничтожении «сталинского» декора, к счастью, принимать не пришлось, поскольку многое было уничтожено, когда здание в 1990-е служило торговым и офисным центром, было обшито сайдингом и многократно перегорожено внутри; фасады же в значительной степени были уничтожены, когда здание стояло без кровли.

Между тем у сохраненного фрагмента есть не только важное значение с точки зрения современного подхода к реставрации, тяготеющего к сохранению наслоений, но и сильный историко-культурный эффект – внезапная арка с лепниной в лаконичных залах Максимовой приобретает почти метафизическое звучание, как своего рода эмиссар классической Италии – и располагает к размышлениям. Хотя очень хочется просить ГТГ поставить перед ней впоследствии табличку с пояснениями.
  • zooming
    1 / 4
    Фабрика-кухня в Самаре, 1932. Презентация проекта реставрации, 09.2021
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    2 / 4
    Фабрика-кухня в Самаре, 1932. Презентация проекта реставрации, 09.2021
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    3 / 4
    Фабрика-кухня в Самаре, 1932. Презентация проекта реставрации, 09.2021
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    4 / 4
    Лепнина в тимпане арки 1944 года. Фабрика-кухня в Самаре, 1932. Презентация проекта реставрации, 09.2021
    Фотография © Константин Африкантов

Но что ни говори об итальянизирующей лепнине, а раскрытие стеклянных экреров лестничных башен – несомненное благо. 
  • zooming
    1 / 3
    Фабрика-кухня в Самаре, 1932. Презентация проекта реставрации, 09.2021
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    2 / 3
    Фабрика-кухня в Самаре, 1932. Презентация проекта реставрации, 09.2021
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    3 / 3
    Фабрика-кухня в Самаре, 1932. Презентация проекта реставрации, 09.2021
    Фотография: Архи.ру

Как и возможность взглянуть с эксплуатируемой кровли – пока что центрального сектора – на веерную композицию переходов объемной композиции, которая, как известно, в плане представляет собой серп и молот. В роли первого выступает дугообразный объем раздаточных, теперь выставочных залов, в роли второго протяженный объем кухонь, в будущем мастерских, детских студий и лекториев ГТГ.
  • zooming
    1 / 3
    План 1 этажа. Фабрика-кухня в Самаре, проект реставрации
    © авторов проекта
  • zooming
    2 / 3
    План 2 этажа. Фабрика-кухня в Самаре, проект реставрации
    © авторов проекта
  • zooming
    3 / 3
    План антресольного яруса и эксплуатируемой кровли. Фабрика-кухня в Самаре, проект реставрации
    © авторов проекта

Заметим, что уподобление здания символу – один из любимых приемов авангарда, они появляются большей частью именно на рубеже 1920-х – 1930-х годов – нельзя исключать того, что «идейный» подход помогал авторам не только найти эффектную геометрию, но и взаимодействовать с партийным начальством, для которого здание-символ было, вероятно, предпочтительнее просто здания. Так что здания-символы спокойно переселились в эстетику постконструктивизма, как, к примеру, это произошло в московском театре Советской Армии. 

Кольцевидная структура, однако, не в меньшей степени обоснована эффективностью распределения еды из одной центральной точки в несколько залов столовых. Согласно предположению Виталия Стадникова, идея могла возникнуть под влиянием круглых хлебозаводов инженера Георгия Марсакова. Лучи навесных переходов очень хороши при взгляде сверху.
  • zooming
    1 / 7
    Фабрика-кухня в Самаре, 1932. Презентация проекта реставрации, 09.2021
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    2 / 7
    Фабрика-кухня в Самаре, 1932. Презентация проекта реставрации, 09.2021
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    3 / 7
    Фабрика-кухня в Самаре, 1932. Презентация проекта реставрации, 09.2021
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    4 / 7
    Фабрика-кухня в Самаре, 1932. Презентация проекта реставрации, 09.2021
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    5 / 7
    Фабрика-кухня в Самаре, 1932. Презентация проекта реставрации, 09.2021
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    6 / 7
    Фабрика-кухня в Самаре, 1932. Презентация проекта реставрации, 09.2021
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    7 / 7
    Фабрика-кухня в Самаре, 1932. Презентация проекта реставрации, 09.2021
    Фотография: Архи.ру

Тонкие пропорции бетонного каркаса здания, предложенные архитектором Екатериной Максимовой, – опять же согласно предположению Виталия Стадникова – восходят к «немецкой» школе работы с железобетоном, которая отличается от чуть более поздних «российско-американских» опытов, связанных прежде всего с военными заводами Альберта Кана, легкостью и изяществом. 

Самые тонкие колонны и самые широкие пролеты перекрытий – до 16 метров, присутствуют в первых этажах и залах юго-западной части, «ручки молота», где согласно проекту планируется разместить ресторан с отдельных входом. В остальных залах толщина колонн варьируется – вероятнее всего, по мнению исследователей фабрики-кухни, в течение двух лет строительные техники менялись, где-то приходилось экономить, где-то конструкции не совпадали, как в зале будущего лектория, «бойка молота», где из-за несовпадения осей колонны во 2 этаже укреплены квадратными постаментами. При строительстве был, помимо железобетона не слишком хорошего качества, использован кирпич с клеймами XIX века: реставраторы связывают его с одним из разобранных в это время в Самаре монастырей, а может быть (но не подтверждено), и со зданием собора.
Кирпич в клеймом XIX века в стенах здания фабрики-кухни
Предоставлено Виталием Стадниковым

Потолки в залах – также разные, в некоторых случаях стены и колонны поддерживают бетон с тонкими балками, в некоторых металл, причем не исключено, что металлические перекрытия поздние. Первоначальные перекрытия были железобетонными, кое-где они сохранились в нижнем ярусе.
  • zooming
    1 / 4
    Фабрика-кухня в Самаре, 1932. Презентация проекта реставрации, 09.2021
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    2 / 4
    Фабрика-кухня в Самаре, 1932. Презентация проекта реставрации, 09.2021
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    3 / 4
    Фабрика-кухня в Самаре, 1932. Презентация проекта реставрации, 09.2021
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    4 / 4
    Фабрика-кухня в Самаре, 1932. Презентация проекта реставрации, 09.2021
    Фотография: Архи.ру

Все это, однако, совершенно не отменяет изящества круглящегося пространства светлых залов с рядами колонн и прострелами переходов – несмотря на их рассчитанно-прагматическую эффективность, вполне завораживающих. По словам представителей ГТГ, система раздачи еды по кольцу «серпа» неплохо «ложится» на логику движения посетителей в музейном пространстве, где также требуются большие «прогоны» для общения с искусством и, с другой стороны, возможность быстрых «срезающих» переходов. 
  • zooming
    1 / 7
    Центральный сегмент «серпа», 2 ярус. Фабрика-кухня в Самаре, 1932. Презентация проекта реставрации, 09.2021
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    2 / 7
    Центральный сегмент «серпа», 2 ярус. Фабрика-кухня в Самаре, 1932. Презентация проекта реставрации, 09.2021
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    3 / 7
    Центральный сегмент «серпа», 2 ярус. Фабрика-кухня в Самаре, 1932. Презентация проекта реставрации, 09.2021
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    4 / 7
    Западный сегмент «серпа», 2 ярус. Фабрика-кухня в Самаре, 1932. Презентация проекта реставрации, 09.2021
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    5 / 7
    Центральный зал, «боек молота», 2 ярус, будущее пространство лектория. Фабрика-кухня в Самаре, 1932. Презентация проекта реставрации, 09.2021
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    6 / 7
    Центральный зал, «боек молота», 2 ярус, будущее пространство лектория. Фабрика-кухня в Самаре, 1932. Презентация проекта реставрации, 09.2021
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    7 / 7
    Центральный сегмент «серпа», 2 ярус. Фабрика-кухня в Самаре, 1932. Презентация проекта реставрации, 09.2021
    Фотография © Константин Африкантов

Параллельно с защитой и реставрацией фабрики-кухни шло ее исследование – студент архитектурного факультета самарского Политеха Александр Исаков под руководством идейного лидера самарского неоконструктивизма архитектора Виталия Самогорова изучил биографию Екатерины Максимовой, нашел ее родственников и ее могилу на Ваганьковском кладбище. Магистерская диссертация Исакова опубликована в виде книги в издательстве Tatlin, изложение основных фактов можно найти в статье самарского краеведа Ильи Сульдина. 
  • zooming
    Александр Исаков, автор исследования биографии Е.Н. Максимовой
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    Так называется книга о Максимовой, вышедшая в издательстве Tatlin. Тарелка из перформанса на открытии фабрики-кухни в Самаре, 09.2021
    Фотография: Архи.ру

Отдельный сюжет – благоустройство территории вокруг фабрики-кухни. Завершены: широкий тротуар-сквер вдоль Ново-Садовой улицы со скамейками-двутаврами, под рабочим названием «Сквер Амазонок авангарда», и парк Сад Баланса к юго-западу от здания и сквер со стелой борцам революции рядом с ним. Готовится к завершению северная часть сквера Амазонок, вдоль проспекта Масленникова. 
  • zooming
    1 / 5
    Сквер Амазонок авангарда. Благоустройство территории вокруг фабрики-кухни в Самаре
    Фотография: Архи.ру, 09.2021
  • zooming
    2 / 5
    Сквер Амазонок авангарда. Благоустройство территории вокруг фабрики-кухни в Самаре
    Фотография: Архи.ру, 09.2021
  • zooming
    3 / 5
    Сквер Амазонок авангарда. Благоустройство территории вокруг фабрики-кухни в Самаре
    Фотография: Архи.ру, 09.2021
  • zooming
    4 / 5
    Сквер с памятником борцам революции. Благоустройство территории вокруг фабрики-кухни в Самаре
    Фотография: Архи.ру, 09.2021
  • zooming
    5 / 5
    Сад Баланса. Благоустройство территории вокруг фабрики-кухни в Самаре
    Фотография © Константин Африкантов

Сад Баланса, к югу от сквера Борцов революции, раньше был пустырем, заваленным, в основном, мусором. Согласно первоначальному замыслу авторов [Виталия Стадникова, Михаила Скорохода, Константина Африкантова], в саду должна была течь вода – довольно много воды, если посмотреть на эскизы; но воду пришлось заменить каменным щебнем, который, может быть, весной, будет покрываться водой. 
Фабрика-кухня в Самаре. Эскизы благоустройства прилегающей территории
© авторов / предоставлено Виталием Стадниковым

Две тропинки проложены над воображаемой водой и чуть выше земли, подчеркивая экологичную дистанцированность идущего от природной части сада. В саду уже появились некоторое количество растений, но в основном земля покрыта сосновой корой – планируется, что со временем сад зарастет и будет выглядеть более пышно и «диковато», и рваные, как в Зарядье, края мощения каменных тропинок зарастут травой. Первоначально авторы также рассматривали идею сохранить часть сорняков пустыря, но от нее пришлось отказаться. 
Сад Баланса. Благоустройство территории вокруг фабрики-кухни в Самаре
Фотография: Архи.ру, 09.2021

Ключевая затея – на каменном щебне воображаемой «реки» архитекторы разбросали фрагменты зданий разбираемого сейчас завода имени Масленникова, каменные и кирпичные подлинные «части» завода, отчего ландшафт напоминает римский форум и другие археологические музеи, в которых тропинки приподняты не столько для защиты природы от антропогенного фактора, сколько для безопасности экспонатов под открытым небом.

И кульминация – три подлинные буквы ЗИМ, заимствованные с вывески заводской проходной, расставленные под разными углами на отдельностоящих опорах. По словам Стадникова, в разных ракурсах они должны складываться то в ЗИМ, название завода, то в -ИЗМ, известный суффикс для названия направлений искусства XX (и не только) века. 
  • zooming
    1 / 12
    Сад Баланса. Благоустройство территории вокруг фабрики-кухни в Самаре
    Фотография: Архи.ру, 09.2021
  • zooming
    2 / 12
    Сад Баланса. Благоустройство территории вокруг фабрики-кухни в Самаре
    Фотография: Архи.ру, 09.2021
  • zooming
    3 / 12
    Сад Баланса. Благоустройство территории вокруг фабрики-кухни в Самаре
    Фотография: Архи.ру, 09.2021
  • zooming
    4 / 12
    Фрагмент буквы с проходной ЗИМ, использованной с Саду Баланса. Благоустройство территории вокруг фабрики-кухни в Самаре
    Фотография: Архи.ру, 09.2021
  • zooming
    5 / 12
    Сад Баланса. Благоустройство территории вокруг фабрики-кухни в Самаре
    Фотография: Архи.ру, 09.2021
  • zooming
    6 / 12
    Сад Баланса. Благоустройство территории вокруг фабрики-кухни в Самаре
    Фотография: Архи.ру, 09.2021
  • zooming
    7 / 12
    Фабрика-кухня в Самаре. Эскизы благоустройства прилегающей территории
    © авторов / предоставлено Виталием Стадниковым
  • zooming
    8 / 12
    Фабрика-кухня в Самаре. Эскизы благоустройства прилегающей территории
    © авторов / предоставлено Виталием Стадниковым
  • zooming
    9 / 12
    Фабрика-кухня в Самаре. Эскизы благоустройства прилегающей территории
    © авторов / предоставлено Виталием Стадниковым
  • zooming
    10 / 12
    Фабрика-кухня в Самаре. Эскизы благоустройства прилегающей территории
    © авторов / предоставлено Виталием Стадниковым
  • zooming
    11 / 12
    Сад Баланса. Благоустройство территории вокруг фабрики-кухни в Самаре
    Фотография © Константин Африкантов
  • zooming
    12 / 12
    Сад Баланса. Благоустройство территории вокруг фабрики-кухни в Самаре
    Фотография: Архи.ру, 09.2021

И они складываются. Опять же по словам архитекторов, жители города поначалу скептически отнеслись к «распадающимся» в ракурсе буквам названия завода – но впоследствии приняли идею, особенно после того, как в саду появилось озеленение. И даже: «...этот сад в некотором роде противоположен Крымской набережной», – утверждает Виталий Стадников, – «там парк развлечений, а у нас – тихий медитативный сад, отделенный от человека, сад для созерцания, сад Баланса». 

***


И в перформансе, показанном на открытии, и в городском и парковом ландшафте мы так или иначе сталкиваемся с сильной меланхолической нотой, с попытками осмысления смены формации – воспоминанием об исчезнувшем заводе и о неприменимой в наше время первоначальной функции фабрики-кухни. Смена назначения нередко сопровождает сохранение и реставрацию, оставляя за собой едва ощутимый шлейф размышлений о том, насколько «настоящим» будет здание, если будет работать по-другому. Музей подходит к теме деликатно: перформанс на тему кухни, запланированная выставка на тему еды, выставка фрагментов зданий завода под открытым небом...

Так или иначе, завод почти разрушен, но его самый эффектный сосед – фабрика-кухня – восстановлена, исследована и будет служить мощной культурной институции. Так что даже налет меланхолии, связанный с уходящим индустриальным прошлым, воспринимается позитивно – как победа защитников здания, как еще один штучный, но удачный пример реставрации памятника архитектуры авангарда. 
  • zooming
    1 / 12
    Западный фасад. Фабрика-кухня им. Масленникова. Архитектор Е.Н. Максимова, 1932 г. Проект реставрации
    © ЦНРПМ
  • zooming
    2 / 12
    Северный фасад. Фабрика-кухня им. Масленникова. Архитектор Е.Н. Максимова, 1932 г. Проект реставрации
    © ЦНРПМ
  • zooming
    3 / 12
    Южный фасад. Фабрика-кухня им. Масленникова. Архитектор Е.Н. Максимова, 1932 г. Проект реставрации
    © ЦНРПМ
  • zooming
    4 / 12
    Восточный фасад. Фабрика-кухня им. Масленникова. Архитектор Е.Н. Максимова, 1932 г. Проект реставрации
    © ЦНРПМ
  • zooming
    5 / 12
    Разрез 1-1. Фабрика-кухня им. Масленникова. Архитектор Е.Н. Максимова, 1932 г. Проект реставрации
    © ЦНРПМ
  • zooming
    6 / 12
    Разрез 2-2. Фабрика-кухня им. Масленникова. Архитектор Е.Н. Максимова, 1932 г. Проект реставрации
    © ЦНРПМ
  • zooming
    7 / 12
    Разрез 3-3. Фабрика-кухня им. Масленникова. Архитектор Е.Н. Максимова, 1932 г. Проект реставрации
    © ЦНРПМ
  • zooming
    8 / 12
    Разрез 4-4. Фабрика-кухня им. Масленникова. Архитектор Е.Н. Максимова, 1932 г. Проект реставрации
    © ЦНРПМ
  • zooming
    9 / 12
    Разрез 5-5. Фабрика-кухня им. Масленникова. Архитектор Е.Н. Максимова, 1932 г. Проект реставрации
    © ЦНРПМ
  • zooming
    10 / 12
    Разертка по внутреннему двору. Фабрика-кухня им. Масленникова. Архитектор Е.Н. Максимова, 1932 г. Проект реставрации
    © ЦНРПМ
  • zooming
    11 / 12
    Проект реставрации и приспособления фабрики-кухни в Самаре под Средневолжский филиал ГЦСИ
    © ЦНРПМ Минкультуры РФ / Предоставлено Виталием Стадниковым
  • zooming
    12 / 12
    Проект реставрации и приспособления фабрики-кухни в Самаре под Средневолжский филиал ГЦСИ
    © ЦНРПМ Минкультуры РФ / Предоставлено Виталием Стадниковым
Архитектор:
Ирина Калугина
Анна Калугина
Виталий Стадников
Константин Африкантов
Валентин Пастушенко
Виталий Самогоров
Мастерская:
Центральные научно-реставрационные проектные мастерские (ЦНРПМ)
Robot architects / АБ «Дом»
АБ Пастушенко и Самогорова / PSAB
Проект:
Фабрика-кухня в Самаре. Реставрация
Россия, Самара

Авторский коллектив:
Программа приспособления: Стадников В., Миндлин М., Исаков А., Савченко М.

Проект реставрации, ЦНРПМ. Научный руководитель, ГАП Калугина И.; ГАП: Калугина А., Рудик Т.; РПГ Ившина Д., архитектор Савин А.; главные конструкторы: Макаров С., Дундук М., Арутюнян Л.; ГИП Разуваев А., инженер Дворянов К.

Проект приспособления, «Robot Architects» (АБ Дом); PSAB. ГАП: Стадников В., Африкантов К. РПГ Самогоров В., Пастушенко В., архитекторы Исаков А., Рыбачева О., Сластенин П.; ГИП Африкантов К., Исаков С.

Проект благоустройства: «Robot Architects» (АБ Дом). ГАП Стадников В., ГАП ГИП Африкантов К., архитекторы Скороход М., Козлова О., Иваева А., Федоров О., Герасимова А., Филатов А. Ландшафт: «Сад-парад», Руссу Е.

Авторский надзор: Африкантов К., Стадников В., Иваева А. 

2015 / 2021

Заказчик: Минкульт РФ, Государственная Третьяковская галерея
Подрядичики: Вектор XXI век, ФАРБШТАЙН. ГАП Иваева А.

20 Сентября 2021

Похожие статьи
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Музей архитекторов: локация – невесомость
Выставка Museum loci, открывшаяся в Музее архитектуры – огромная, хотя и занимает всего два этажа Флигеля-Руины. В основном специально для нее 59 архитекторов сделали объект или рисунок с размышлением о музее архитектуры, иногда очень определенным, но чаще – креативно-обобщенным. Таких больших выставок объектов от архитекторов не то что давно не было, но, кажется, не было вообще. Если тема и подходы интересны, то «залипнуть» в залах Руины можно надолго. Рассказываем подробно, в том числе о том, как правильно произносить название (спойлер: без разрешения сюда прокрался даже бог Локи).
Стеклянный потолок
Еще один проект, рассмотренный на Градостроительном совете Петербурга, – IT-кластер по проекту бюро Intercolumnium в районе Стеклянного городка. Его планируют строить на месте снесенных зданий сталинской эпохи, которые не были признаны ценными. Проект получил свою долю критики, но в целом был оценен положительно.
Такие разные исследования
Конкурс «Исследуй город», организованный в этом году Институтом Генплана Москвы, – не типичный для архитектурной среды. Зато он хорошо отвечает специфике работы градостроительной институции. Лучшим оказалось исследование современных жилых комплексов, где авторы совместили градостроительный подход с риелторским, выработав третий вариант. Также исследовали: общественные центры, мотивацию владения автомобилем и вакантность жилого фонда. Пятый участник сошел с дистанции. Рассказываем обо всех четырех работах.
За плечами Нобеля
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома от бюро «А2»: он займет участок рядом с памятниками промышленной архитектуры и повлияет на панораму Выборгской набережной. Эксперты высоко оценили рисовку фасадов, но предложили поработать с силуэтом и композицией.
Что такое китч
Новая выставка в Ruarts Foundation – про исследование китча. Сначала на него откликаются современные художники, тут собраны работы с начала 1990-х до нашего времени из порядка 15 коллекций, представительная выборка, есть известные. Затем – куратор, со своим множеством цитат, тоже китчует в некотором роде. Как-то в исследование вплелась и архитектура, и тоска по классике, и новостройки. Так что такое китч? Да проще рассказать, чем он не является.
Эволюция по плану
Бюро ASADOV презентовало павильон микрокультурного общественного Эвицентра: места для всестороннего развития, мастерклассов и гимнастики. Но еще, он же – прообраз загородного дома, наследник «Лоскутка», масштабируемый в несколько раз и изготавливаемый на заводе из CLT-панелей. Но и это еще не все. Это старт девелоперского проекта от архитектурного бюро (sic!). Архитекторы ищут партнеров для развития как маленьких эви-поселков, так и новых эви-городов, рассчитанных, по словам Андрея Асадова, на «эволюционное» развитие личностей, которые будут их населять.
Зодчество 2024: семеро
Как уже говорилось, в этом году главные награды «Зодчества» не присуждены. Рассуждаем, почему так, фантазируем на тему возможных форматов судейства – как бы было хорошо, как бы было здорово… Вместо двух наград получилось семь: их состав тоже интересен. Публикуем полный список лауреатов XXXIII фестиваля.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
В поисках клада
Бюро GAFA совместно с Tegola и Архитайл в рамках воркшопа фестиваля Москомархитектуры «Открытый город» организовало экспедицию на карельский остров Кильпола. Там, среди мхов и скал, студенты искали ответ на вопросы – что такое сакральное, где оно живет, чем питается? В этом участникам помогали ландшафтный инженер Евгений Левин и художник Николай Рерих, а также лось и отсутствие сотовой связи. Рассказываем, как всё было.
Ледокол Баумана
На прошедшей неделе Сергей Кузнецов показал журналистам кампус МГТУ имени Н.Э. Баумана. Мы хотели сделать по итогам показа репортаж – а получился репортажище, пространный в унисон с масштабом новой Технологической долины на Яузе. Рассказываем об экскурсии, структуре «долины» и особенностях ее архитектурного образа. Нам показалось, что авторы тут стремились к архетипическим формам современности. Их тут немало, и в общем, и в частностях. К примеру, все фасады стеклянные – подчиненные особенной форме, или нет... Но не только.
Земля в иллюминаторе
Здание аэропорта на Камчатке спроектировано итальянским архитектором. Одного этого факта достаточно, чтобы им заинтересоваться. Форма уподоблена кальдере вулкана, но напоминает космический корабль из старого кино. А середину аэропорта занимает 5-звездочный отель, и возможно, смотреть и на Камчатку, и на здание нового терминала надо начинать именно оттуда. Рассматриваем новый аэропорт Камчатки с разных сторон: функциональной, типологической, конструктивной, – и в контексте творчества его автора Клаудио Сильвестрина.
Время молодых
Чтобы найти нестандартный ответ на непростой вопрос нужно использовать нестандартные инструменты. Например, провести архитектурный хакатон и дать молодым архитекторам возможность предложить в рамках «Дней архитектуры» Новосибирска свои варианты решения задачи, над которой не один год бьются маститые профессионалы.
Утка, арка и трилистник
Второй проект, который обсуждался на петербургском градсовете – концепция развития территории на берегу реки Утка. Бюро Евгения Подгорнова предожило цепочку из трех разнохарактерных объемов, чем разделило мнение экспертов.
Дни и дела
Новосибирские «Дни архитектуры» были приурочены к 90-летию регионального отделения САР, но ретроспективное посвящение не помешало реализации живой, открытой и актуальной программы, переосмысливающей миссию Союза как площадки и медиатора диалога всех участников архитектурных процессов в городе. Размышляем, почему удалось устроить такой примечательно живой фестиваль, рассказываем истории главных архитекторов города, показываем преображенный кинотеатр «Победа», где всё и проходило. Завидуем, по-хорошему, Сибири.
Сити у СКА
Петербургский градсовет рассмотрел проект делового центра рядом со СКА Ареной. «Студия 44» обратилась к одному из узнаваемых приемов: восемь башен скомпонованы в «регулярную» композицию, перемежаясь с квадратами скверов и площадей. Мнения экспертов довольно ожидаемо разделились.
Наука + искусство = фестиваль
Начал работу шестой фестиваль паблик-арта «Здесь и сейчас». В этом году его объекты расположились в Инновационном центре «Сколково», чтобы продемонстрировать связь между наукой и искусством. Организаторы фестиваля из Парка «Зарядье» составили арт-маршрут, следуя которому, можно сделать собственный вывод о необходимости такого взаимодействия.
Словоформы
Архитекторы ATRIUM любят амбициозные задачи, вот и тридцатилетие бюро отмечают выставкой, смело играя со словарем в слова. Они погружают свои проекты и – важнее – многочисленные объекты, в некий собственный глоссарий, как в поток. Течешь тут, как по венам чистого искусства, то и дело касаясь, то вертикального города, то образовательных пространств, на которых архитекторы собаку съели, то идентичности места. Но больше всего подкупает то, что Вера Бутко и Антон Надточий утверждают, в том числе своей выставкой: архитектура – это прежде всего искусство, искусство работы с формой и пространством.
Прибытие на склад
Градсовет Петербурга рассмотрел терминал высокоскоростной железнодорожной магистрали, который начнут строить уже в этом году на подступах к Московскому вокзалу. Несмотря на то, что проект одобрен большинством голосов, эксперты были далеки от восторга: архитектура показалась им компромиссной, а транспортные решения – недальновидными.
Офис vs галерея
Градсовет Петербурга рассмотрел проект многоэтажной галереи на Выборгской набережной и нашел, что она скорее будет использоваться как офисное здание, которому не хватит парковочных мест. Критику также вызвала арка главного входа и отсутствие реакции на соседнее здание мануфактуры, построенное по проекту Василия Косякова.
Монастырь вместо вокзала?
В Твери много лет разрушается Речной вокзал, произведение специфического ответвления архитектуры 1930-х – легкое, градостроительно значимое здание-акцент на берегу реки. В 2017 году его центральная часть обрушилась, затем появились планы переноса вокзала для восстановления Отроча монастыря – а сейчас его собираются снять с госохраны, лишить статуса регионального ОКН. Остался один день, чтобы написать возражение. Поучаствуете?
Как-то вечером патриции
Репортаж с Архстояния 2024. Сегодня знаменитый никола-ленивецкий архитектурный фестиваль начал свою работу. Мы поискали на нем архитектуру, немного наскребли. Но музыки, тусковки и общения со зрителями заметно больше. Самая интересная новость из вчерашних: следующее Архстояние будет курировать Василий Бычков, основатель и директор Экспо-Парка, проводящего Арх Москву. Кажется, мы стали свидетелями большой коллаборации.
Митьки в арбузе
В петербургском «Манеже» открылась выставка художников «Пушкинской-10» – не заметить ее невозможно благодаря яркому дизайну, которым занималась студия «Витрувий и сыновья». Тот случай, когда архитектура перетянула на себя одеяло и встала вровень с художественным высказыванием. Хотя казалось бы – подумаешь, контейнеры и горошек.
Архитектор в городе
Прошлись по современной Москве с проектом «Прогулки с архитектором» – от ЖК LUCKY до Можайского вала. Это долго и подробно, но интересно и познавательно. Рассказываем и показываем, гуляли 4 часа.
Конкурс в Коммунарке: нюансы
Институт Генплана и группа «Самолет» провели семинар для будущих участников конкурса на концепцию района в АДЦ «Коммунарка». Выяснились некоторые детали, которые будут полезны будущим участникам. Рассказываем.
Три шоу
МАРШ опять показывает, как надо душевно и атмосферно обходиться с макетами и с материями: физическими от картона до металла – и смысловыми, от вопроса уместности в контексте до разнообразных ракурсов архитектурных философий.
Технологии и материалы
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Сейчас на главной
Пресса: Город, спрятавший свои памятники
Псков: тяжелая судьба генплана и интуиционная реставрация.

Рассказ о том, как при восстановлении Пскова столкнулось три градостроительные концепции от разных авторов, кто кого съел и почему город теперь так выглядит. Получается, Псков теперь – фентези.
Коронованный корень
К бруталистской башне в самом сердце 12-го округа Парижа бюро Maud Caubet Architectes отнеслось как к королеве и увенчало её эффектной стеклянной «короной».
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Звери в пещере
В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков открылась выставка «Анималистика. И в шутку, и всерьез». Архитектурной частью занималась мастерская «Витрувий и сыновья», которая превратила один из залов в пещеру Альтамира. А во дворе музея появилась ёлка, претендующая на звание самой оригинальной и фотогеничной в городе.
Река и форм, и смыслов
Бюро ATRIUM славится вниманием к пластичной форме, современному дизайну и даже к новым видам интеллекта. В книге-портфолио Вера Бутко и Антон Надточий представили работу компании как бурный поток: текстов, графики, образов... Это делает ее яркой феерией, хотя не в ущерб системности. Но система – другая, обновленная. Как будто фрагмент метавселенной воплотился в бумажном издании.
Лунка и сопка
Гольф-поле, построенное на окраине Красноярска по проекту местного бюро Проектдевелопмент, включает Академию – крытую часть для отработки ударов. Здание построено из клееных балок, а его форма соответствует ландшафту и очертаниям сопок.
Жизнестроительство на своей шкуре
Какая шкура у архитектора? Правильно, чаще всего черная... Неудивительно, что такого же цвета обложка новой книги издательства TATLIN, в которой – впервые для России – собраны 52 собственных дома современных архитекторов. Есть известные, даже знаменитые, есть и совершенно малоизвестные, и большие, и маленькие, и стильные, и диковинные. В какой-то мере отражает историю нашей архитектуры за 30 лет.
Квартальная изолиния
Еще один конкурсный проект жилого комплекса на берегу Волги в Нижнем Новгороде подготовила «Студия 44». Группа архитекторов под руководством Ивана Кожина пришла к выводу, что неправильно в таком месте использовать регулярно-квартальную планировку и выработала индивидуальный подход: цепочку из парцеллированных многосекционных домов, которая тянется вдоль всей набережной. Рассказываем об особенностях и преимуществах приёма.
Двенадцать модулей эффективности для Гродно
В последний день ноября в Минске подвели итоги I Белорусского конкурса на разработку эффективной среды жилого квартала в Гродно. В конкурсе приняли активное участие российские архитекторы. Победу одержал проект «12 sq», разработанный авторским коллективом архитектурного бюро «НИТИ» из Уфы. Рассказываем подробно о победителе и остальных лауреатах конкурса
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Арх подарки
Собрали десять идей для подарков, так или иначе связанных с архитектурой. Советуем книги, впечатления, функциональные и просто красивые объекты: от оправ Кенго Кума и кинетических скульптур до кирпичей Фальконье и формочек для выпечки метлахской плитки.
Воспитание преемственностью
Объект культурного наследия на территории нового жилого комплекса часто воспринимается застройщиком как обременение. Хотя вполне может стать «продающей» и привлекающей внимание особенностью. Один из таких примеров реализован в петербургском ЖК «Кантемировский 11», где по проекту НИиПИ Спецреставрация фабрику начала XX века приспособили под школу и детский сад.
Левитация памяти
CITIZENSTUDIO спроектировали и реализовали памятник жертвам Холокоста в Екатеринбуге. В него включены камни из десяти мест массовой гибели евреев во время Великой Отечественной. На каждом табличка. И еще, хотя и щемяще-мемориальный, хрупкий и открытый. К такому памятнику легко подойти.
Пресса: Как Остоженка стала образцом архитектуры и символом...
Обозреватель Павел Зельдович поговорил с теми, кто формировал современный облик Остоженки. А фотограф Михаил Розанов любезно предоставил «Снобу» свои снимки. Кроме того, в материале использованы фото старой Остоженки Бориса Томбака и одного из главных архитекторов проекта Андрея Гнездилова.
Вершины социальной экологии
Четыре бюро – ATI Project, a-fact, Weber Architects и Parcnouveau – совместными усилиями выиграли конкурс на проектирование экологичного и «социального» жилого квартала Берталия-Лазаретто на окраине Болоньи.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Радушный мицелий
Проект гостинично-оздоровительного комплекса для эко-парка «Ясно-поле» отталкивается от технологии – по условиям конкурса, его будут печатать на 3D-принтере. В поисках подходящей «слоистой» фактуры арт-группа Nonfrozenarch обратилась к царству грибов.
Археология модернизма: первая работа Нины Алешиной
Историю модернизма редко изучают так, как XVIII или XIX век – с вниманием к деталям, поиском и атрибуциями. А вот Александр Змеул, исследуя творчество архитектора Московского метро Нины Алешиной, сделал относительно небольшое, но настоящее открытие: нашел ее первую авторскую реализацию. Это вестибюль станции «Проспект Мира» радиальной линии. Интересно и то, что его фасад 1959 года просуществовал менее 20 лет. Почему так? Читайте статью.
Канон севера
Проект храмового комплекса рядом со студенческим городком СПбГУ в Петергофе включает отсылки к северному модерну и конструктивизму. Мастерская «Прохрам» не боится сочетать «плинфу» и кортен, а также использовать не самые традиционные формы. Однако первый вариант, признанный архитектурным сообществом, пришлось всё же скорректировать в соответствии с пожеланиями заказчика. Помимо культовых сооружений комплекс предложит пригороду Петербурга социальные, образовательные и общественные площадки.
Учебник рисования?
Вообще так редко бывает. Ученики Андрея Ивановича Томского, архитектора, но главное – преподавателя академического рисунка, собрались и издали его уроки и его рисунки, сопроводив целой серией воспоминаний. Получилась книга теплая и полезная для тех, кто осваивает рисунок, тоже. Заметно, что вокруг Томского, действительно, образовалось сообщество друзей.
«Джинсовый» фасад
Спортивный зал в Ниме на юге Франции по проекту бюро Ateliers A+ получил фасад, вдохновленный текстильной историей города.
Террасное построение
ЖК «Ривер Парк» оформил берег Нагатинского затона надежно и уверенно. Здесь и общественная набережная, и приподнятые над городом дворы со связывающими их пешеходными мостиками, и кирпичные фасады. Самое интересное – отыскивать в этом внушительном и респектабельном высказывании нюансы реакции на контекст, так же как и ростки мегалитического мышления.
Остов кремля, осколки метеорита
Продолжаем рассказывать о конкурсных проектах жилого района, который GloraX планирует строить на набережной Гребного канала в Нижнем Новгороде. Бюро Asadov работало над концепцией через погружение в идентичность, а сторителлинг помог найти опорную точку для образного решения: генплан и композиция решены так, словно на прото-кремль упал метеорит. Удивлены? Ищите подробности в нашем материале.
Девица в светёлке
В интерьере шоу-рума компании «Крестецкая строчка» в петербургском пассаже бюро 5:00 am соединило театральность, неорусский стиль и современные детали: сундуки с «приданым», наличники и занавес сочетаются с нержавеющей сталью и стеклом.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Где свить гнездо?
Башня Park Court Jingu Kitasando по проекту бюро Hoshino Architects в центре Токио визуализирует размышления архитекторов на тему дома как гнезда.