От ЗИМа до -изма

В Самаре 13 сентября торжественно, в сопровождении перформанса, спонсированного Сбербанком, была презентована общественности реставрация здания фабрики-кухни, нового филиала Третьяковской галереи. Вашему вниманию – репортаж о промежуточных, но уже вполне значительных, результатах реставрации памятника авангарда.

mainImg
Архитектор:
Ирина Калугина
Анна Калугина
Виталий Стадников
Константин Африкантов
Валентин Пастушенко
Виталий Самогоров
Мастерская:
Центральные научно-реставрационные проектные мастерские (ЦНРПМ)
Robot architects / АБ «Дом»
АБ Пастушенко и Самогорова / PSAB
Проект:
Фабрика-кухня в Самаре. Реставрация
Россия, Самара

Авторский коллектив:
Программа приспособления: Стадников В., Миндлин М., Исаков А., Савченко М.

Проект реставрации, ЦНРПМ. Научный руководитель, ГАП Калугина И.; ГАП: Калугина А., Рудик Т.; РПГ Ившина Д., архитектор Савин А.; главные конструкторы: Макаров С., Дундук М., Арутюнян Л.; ГИП Разуваев А., инженер Дворянов К.

Проект приспособления, «Robot Architects» (АБ Дом); PSAB. ГАП: Стадников В., Африкантов К. РПГ Самогоров В., Пастушенко В., архитекторы Исаков А., Рыбачева О., Сластенин П.; ГИП Африкантов К., Исаков С.

Проект благоустройства: «Robot Architects» (АБ Дом). ГАП Стадников В., ГАП ГИП Африкантов К., архитекторы Скороход М., Козлова О., Иваева А., Федоров О., Герасимова А., Филатов А. Ландшафт: «Сад-парад», Руссу Е.

Авторский надзор: Африкантов К., Стадников В., Иваева А. 

2015 / 2021

Заказчик: Минкульт РФ, Государственная Третьяковская галерея
Подрядичики: Вектор XXI век, ФАРБШТАЙН. ГАП Иваева А.
Здание фабрики-кухни завода имени Масленникова реставрируется для филиала ГТГ с 2019 года; на прошедшей неделе его торжественно презентовали общественности директор Третьяковки Зельфира Трегулова, автор проекта приспособления здания для выставочного комплекса ГТГ Виталий Стадников, руководитель команды реставраторов  ЦНРПМ Ирина Калугина, бывший министр культуры Владимир Мединский и депутат Госдумы РФ Александр Хинштейн.
Фабрика-кухня в Самаре, 1932. Презентация проекта реставрации, 09.2021
Фотография: Архи.ру

Презентация факта реставрации здания сопровождалась перформансом хореографа Анны Абалихиной, художника Ксении Перетрухиной и композитора Алексея Сысоева под названием «Утопия на ужин», организованного при спонсорской поддержке Сбербанка и самарской компании по производству сельскохозяйственной техники Пегас Агро.
Фабрика-кухня в Самаре, 1932. Презентация проекта реставрации, 09.2021
Фотография: Архи.ру
Фабрика-кухня в Самаре, 1932. Презентация проекта реставрации, 09.2021
Фотография: Архи.ру

Перформанс, который на данный момент стал главным событием в жизни нового филиала ГТГ – первого из филиалов, открытых вне Москвы, – был посвящен прежней функции здания. В первой части люди в белых халатах торжественно, с индустриальной регулярностью, раздавали зрителям тарелки с лозунгами авангарда, во второй части люди в черных халатах те же тарелки били об пол. Перформанс показывали зрителям всю неделю, до 17 сентября.  
  • zooming
    1 / 9
    Перформанс на открытии фабрики-кухни в Самаре, 09.2021
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    2 / 9
    Перформанс на открытии фабрики-кухни в Самаре, 09.2021
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    3 / 9
    Перформанс на открытии фабрики-кухни в Самаре, 09.2021
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    4 / 9
    Перформанс на открытии фабрики-кухни в Самаре, 09.2021
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    5 / 9
    Перформанс на открытии фабрики-кухни в Самаре, 09.2021
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    6 / 9
    Перформанс на открытии фабрики-кухни в Самаре, 09.2021
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    7 / 9
    Перформанс на открытии фабрики-кухни в Самаре, 09.2021
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    8 / 9
    Перформанс на открытии фабрики-кухни в Самаре, 09.2021
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    9 / 9
    Перформанс на открытии фабрики-кухни в Самаре, 09.2021
    Фотография: Архи.ру

Теперь реставрационные работы планируется продолжить, поскольку они еще не завершены – зрителям показывали интерьеры части здания, вестибюль, два выставочных зала, зал арт-резиденции и эксплуатируемую кровлю среднего сектора, с которой открывается вид на двор и навесные переходы на тонких бетонных опорах и откуда можно оценить объемную композицию фабрики-кухни.

Здание смотрит отреставрированными фасадами на перекресток Ново-Садовой улицы и проспекта Масленникова, на границе центральной части города и бывших промышленных территорий. Благоустройство завершено со стороны улицы, к юго-западу от памятника авангарда открыт Сад Баланса, тоже часть нового ландшафта, окружающего фабрику-кухню. Но южная и восточная части здания пока закрыты забором и достаточно очевидно, что работы еще продолжаются – впрочем, есть все основания полагать, что они успешно завершатся в обозримое время, так как сделано уже очень много. 
Фабрика-кухня в Самаре, 1932. Презентация проекта реставрации, 09.2021
Фотография: Архи.ру
Фабрика-кухня в Самаре, 1932. Презентация проекта реставрации, 09.2021
Фотография: Архи.ру

По словам директора ГТГ Зельфиры Трегуловой, «...невзирая на то, что реставрация не закончена еще на 100%, те из вас, кто бывал здесь и видел здание раньше, будут удивлены тем, как оно выглядит сейчас», и в целом эта реставрация «при всех недоделках – настоящее чудо».

Директор также отметила, что здание достаточно сложно приспособить к нуждам современной галереи, однако в ГТГ уже очень хорошо знают, как это сделать, и – что «ни в одном из региональных центров России в ближайший год не возникнет музея такого масштаба и настолько «заточенного» на современные [экспозиционные] функции».
Зельфира Трегулова, директор ГТГ, в парке «Сад баланса» рядом с фабрикой-кухней. Презентация проекта реставрации, 09.2021
Фотография: Архи.ру

С директором Третьяковки надо согласиться – прежде всего потому, что самарская фабрика-кухня – памятник трудной судьбы, за сохранение подлинного здания боролись больше 10 лет, об истории этой борьбы можно прочесть в интервью 2015 года архитектора Виталия Стадникова – главного энтузиаста всей истории сохранения, вдохновителя проекта приспособления и одного из его ведущих авторов. 
Виталий Стадников, архитектор, один из автор проекта приспособления и, в значительной степени, вдохновитель длительной борьбы за сохранение и реставрацию подлинного здания фабрики-кухни в Самаре (в центре) и краевед Илья Сульдин (справа). Презентация проекта реставрации, 09.2021
Фотография: Архи.ру

В 2014 здание передали для филиала ГЦСИ, и архитекторы совместно с Михаилом Миндлиным разработали программу его приспособления к выставочной функции. Памятником регионального значения оно стало в 2013 году, федерального – в 2016. Позднее ГЦСИ вошел в Росизо, а реставрация так и не началась, в 2017 году фабрика-кухня вновь грозила обрушиться – тогда, после народного голосования, проведенного в городе, Минкультуры в 2019 передал фабрику-кухню Третьяковской галерее для ее филиала. Реставрация началась в конце 2019 года и продвигается достаточно быстро. Первая выставка в здании фабрики-кухни, под названием «На вкус и цвет», посвященная теме еды в изобразительном искусстве, запланирована на октябрь 2022 года. Проект реставрации разработан лучшими, без преувеличения, специалистами страны – ЦНРПМ, группой под руководством Ирины Калугиной. Реализацией проекта реставрации занимается МНРХУ.
Ирина Калугина, ЦНПРМ, глава группы, работавшей над проектом реставрации фабрики-кухни. Презентация проекта реставрации, 09.2021
Фотография: Архи.ру

Один из любопытных результатов исследования и реставрации – железобетонный каркас здания, который экспертиза 2009 года оценивала как изношенный на 98%, удалось сохранить и укрепить методом обертывания / обклеивания углеродной тканью, – что можно рассматривать как хороший пример условности ряда экспертиз, опровергаемых практикой в тех случаях, когда желание сохранить здание-памятник действительно есть.

С каркаса сняли небольшой слой внешней поверхности бетона до первых прутьев арматуры, покрыли тканью, которую оштукатурили поверх – таким образом удалось минимизировать утолщение всех конструкций. Столбы каркаса, столбики балюстрад и ребра межэтажных потолков лестничных башен в здании обладали несложной, но достаточно выразительной профилировкой, в частности, углы имели небольшие скосы – все профили реставраторы планируют восстановить поверх укрепительной ткани, сейчас работа еще не закончена, многие формы, которые кажутся простыми, получат впоследствии более сложный профиль. Важнее, что укрепление каркаса завершено в значительной части.
  • zooming
    1 / 4
    Фабрика-кухня в Самаре, 1932. Презентация проекта реставрации, 09.2021
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    2 / 4
    Фабрика-кухня в Самаре, 1932. Презентация проекта реставрации, 09.2021
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    3 / 4
    Фабрика-кухня в Самаре, 1932. Презентация проекта реставрации, 09.2021
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    4 / 4
    Фабрика-кухня в Самаре, 1932. Презентация проекта реставрации, 09.2021
    Фотография: Архи.ру

Фабрика-кухня реставрирована, в основном, на период создания – 1931 год (фабрика-кухня открылась на 50% мощности в январе 1932). Серый цвет и сдержанная конструктивистская пластика в виде рамок, группирующих крупные окна в горизонтальные композиции (ленточных окон здесь нет, но есть окна протяженных пропорций), восстановлены по фотографиям и найденному фрагменту первоначальной штукатурной «шубы». Очищены, до фактуры терраццо, ступени лестниц, в том числе от керамогранита 1990-х. Деревянные окна заказаны российскому производителю по образцам «столярки», сохранившейся в нескольких окнах двора, и выкрашены в подтвержденный исследованиями серый цвет. 
  • zooming
    1 / 6
    Фабрика-кухня в Самаре, 1932. Презентация проекта реставрации, 09.2021
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    2 / 6
    Фабрика-кухня в Самаре, 1932. Презентация проекта реставрации, 09.2021
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    3 / 6
    Фабрика-кухня в Самаре, 1932. Презентация проекта реставрации, 09.2021
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    4 / 6
    Фабрика-кухня в Самаре, 1932. Презентация проекта реставрации, 09.2021
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    5 / 6
    Фабрика-кухня в Самаре, 1932. Презентация проекта реставрации, 09.2021
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    6 / 6
    Фабрика-кухня в Самаре, 1932. Презентация проекта реставрации, 09.2021
    Фотография: Архи.ру

В 1944 году, в конце войны, здание было реконструировано: с одной стороны, с целью утепления, так как основным действием стало сужение всех оконных проемов и закладка витражей лестничных башен. С другой стороны, после реконструкции оно приобрело сходство с ампирным дворцом, получив полосатую рустовку фасадов 1 этажа, карнизы, и «сталинский» лепной декор внутри – такую реконструкцию, строго говоря, сложно назвать нацеленной только на практические утепление, так как в ее результатах зримо прослеживаются стилевые предпочтения. Фабрика-кухня, дитя утопий авангарда, стала похожа на какой-то конный двор богатой усадьбы первой половины XIX века. 

Разрушения здания между 2013 и 2018 годами (его даже поджигали, не говоря уже о решетчатой протекавшей кровле) привели к утрате почти всех наружных элементов декора 1944 года, зато открыли для обозрения закладки оконных проемов. 
  • zooming
    1 / 5
    Фабрика-кухня в Самаре. Фотография 2013 года
    Предоставлено Виталием Стадниковым
  • zooming
    2 / 5
    Фабрика-кухня в Самаре. Фотография 2013 года
    Предоставлено Виталием Стадниковым
  • zooming
    3 / 5
    Фабрика-кухня в Самаре. Фотография 2013 года
    Предоставлено Виталием Стадниковым
  • zooming
    4 / 5
    Фабрика-кухня в Самаре. Фотография 2013 года
    Предоставлено Виталием Стадниковым
  • zooming
    5 / 5
    Фабрика-кухня в Самаре. Фотография сделана между 1944 и 1998 годами
    Предоставлено Виталием Стадниковым

Так что в целом неудивительно, что здание решили восстановить на его самый ценный период – 1931/1932 год, максимально проявив авангардные черты и сверяясь с ранними фотографиями.
Северный фасад. Цветовое решение. Фабрика-кухня им. Масленникова. Архитектор Е.Н. Максимова, 1932 г. Проект реставрации
© ЦНРПМ

Во-первых, именно первоначальный замысел делает его ценным, во-вторых, добавления «сталинского» стиля были вторичными наслоениями и не представляют того же веса с точки зрения истории архитектуры. Хотя парадокс легкого превращения авангардной «фабрики» в нечто дворцовое все равно кажется любопытным.

Ценным, однако, представляется решение реставраторов, сохранивших фрагмент арочного портала, со всем его декором, во втором этаже центральной части. Специального решения об уничтожении «сталинского» декора, к счастью, принимать не пришлось, поскольку многое было уничтожено, когда здание в 1990-е служило торговым и офисным центром, было обшито сайдингом и многократно перегорожено внутри; фасады же в значительной степени были уничтожены, когда здание стояло без кровли.

Между тем у сохраненного фрагмента есть не только важное значение с точки зрения современного подхода к реставрации, тяготеющего к сохранению наслоений, но и сильный историко-культурный эффект – внезапная арка с лепниной в лаконичных залах Максимовой приобретает почти метафизическое звучание, как своего рода эмиссар классической Италии – и располагает к размышлениям. Хотя очень хочется просить ГТГ поставить перед ней впоследствии табличку с пояснениями.
  • zooming
    1 / 4
    Фабрика-кухня в Самаре, 1932. Презентация проекта реставрации, 09.2021
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    2 / 4
    Фабрика-кухня в Самаре, 1932. Презентация проекта реставрации, 09.2021
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    3 / 4
    Фабрика-кухня в Самаре, 1932. Презентация проекта реставрации, 09.2021
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    4 / 4
    Лепнина в тимпане арки 1944 года. Фабрика-кухня в Самаре, 1932. Презентация проекта реставрации, 09.2021
    Фотография © Константин Африкантов

Но что ни говори об итальянизирующей лепнине, а раскрытие стеклянных экреров лестничных башен – несомненное благо. 
  • zooming
    1 / 3
    Фабрика-кухня в Самаре, 1932. Презентация проекта реставрации, 09.2021
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    2 / 3
    Фабрика-кухня в Самаре, 1932. Презентация проекта реставрации, 09.2021
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    3 / 3
    Фабрика-кухня в Самаре, 1932. Презентация проекта реставрации, 09.2021
    Фотография: Архи.ру

Как и возможность взглянуть с эксплуатируемой кровли – пока что центрального сектора – на веерную композицию переходов объемной композиции, которая, как известно, в плане представляет собой серп и молот. В роли первого выступает дугообразный объем раздаточных, теперь выставочных залов, в роли второго протяженный объем кухонь, в будущем мастерских, детских студий и лекториев ГТГ.
  • zooming
    1 / 3
    План 1 этажа. Фабрика-кухня в Самаре, проект реставрации
    © авторов проекта
  • zooming
    2 / 3
    План 2 этажа. Фабрика-кухня в Самаре, проект реставрации
    © авторов проекта
  • zooming
    3 / 3
    План антресольного яруса и эксплуатируемой кровли. Фабрика-кухня в Самаре, проект реставрации
    © авторов проекта

Заметим, что уподобление здания символу – один из любимых приемов авангарда, они появляются большей частью именно на рубеже 1920-х – 1930-х годов – нельзя исключать того, что «идейный» подход помогал авторам не только найти эффектную геометрию, но и взаимодействовать с партийным начальством, для которого здание-символ было, вероятно, предпочтительнее просто здания. Так что здания-символы спокойно переселились в эстетику постконструктивизма, как, к примеру, это произошло в московском театре Советской Армии. 

Кольцевидная структура, однако, не в меньшей степени обоснована эффективностью распределения еды из одной центральной точки в несколько залов столовых. Согласно предположению Виталия Стадникова, идея могла возникнуть под влиянием круглых хлебозаводов инженера Георгия Марсакова. Лучи навесных переходов очень хороши при взгляде сверху.
  • zooming
    1 / 7
    Фабрика-кухня в Самаре, 1932. Презентация проекта реставрации, 09.2021
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    2 / 7
    Фабрика-кухня в Самаре, 1932. Презентация проекта реставрации, 09.2021
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    3 / 7
    Фабрика-кухня в Самаре, 1932. Презентация проекта реставрации, 09.2021
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    4 / 7
    Фабрика-кухня в Самаре, 1932. Презентация проекта реставрации, 09.2021
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    5 / 7
    Фабрика-кухня в Самаре, 1932. Презентация проекта реставрации, 09.2021
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    6 / 7
    Фабрика-кухня в Самаре, 1932. Презентация проекта реставрации, 09.2021
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    7 / 7
    Фабрика-кухня в Самаре, 1932. Презентация проекта реставрации, 09.2021
    Фотография: Архи.ру

Тонкие пропорции бетонного каркаса здания, предложенные архитектором Екатериной Максимовой, – опять же согласно предположению Виталия Стадникова – восходят к «немецкой» школе работы с железобетоном, которая отличается от чуть более поздних «российско-американских» опытов, связанных прежде всего с военными заводами Альберта Кана, легкостью и изяществом. 

Самые тонкие колонны и самые широкие пролеты перекрытий – до 16 метров, присутствуют в первых этажах и залах юго-западной части, «ручки молота», где согласно проекту планируется разместить ресторан с отдельных входом. В остальных залах толщина колонн варьируется – вероятнее всего, по мнению исследователей фабрики-кухни, в течение двух лет строительные техники менялись, где-то приходилось экономить, где-то конструкции не совпадали, как в зале будущего лектория, «бойка молота», где из-за несовпадения осей колонны во 2 этаже укреплены квадратными постаментами. При строительстве был, помимо железобетона не слишком хорошего качества, использован кирпич с клеймами XIX века: реставраторы связывают его с одним из разобранных в это время в Самаре монастырей, а может быть (но не подтверждено), и со зданием собора.
Кирпич в клеймом XIX века в стенах здания фабрики-кухни
Предоставлено Виталием Стадниковым

Потолки в залах – также разные, в некоторых случаях стены и колонны поддерживают бетон с тонкими балками, в некоторых металл, причем не исключено, что металлические перекрытия поздние. Первоначальные перекрытия были железобетонными, кое-где они сохранились в нижнем ярусе.
  • zooming
    1 / 4
    Фабрика-кухня в Самаре, 1932. Презентация проекта реставрации, 09.2021
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    2 / 4
    Фабрика-кухня в Самаре, 1932. Презентация проекта реставрации, 09.2021
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    3 / 4
    Фабрика-кухня в Самаре, 1932. Презентация проекта реставрации, 09.2021
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    4 / 4
    Фабрика-кухня в Самаре, 1932. Презентация проекта реставрации, 09.2021
    Фотография: Архи.ру

Все это, однако, совершенно не отменяет изящества круглящегося пространства светлых залов с рядами колонн и прострелами переходов – несмотря на их рассчитанно-прагматическую эффективность, вполне завораживающих. По словам представителей ГТГ, система раздачи еды по кольцу «серпа» неплохо «ложится» на логику движения посетителей в музейном пространстве, где также требуются большие «прогоны» для общения с искусством и, с другой стороны, возможность быстрых «срезающих» переходов. 
  • zooming
    1 / 7
    Центральный сегмент «серпа», 2 ярус. Фабрика-кухня в Самаре, 1932. Презентация проекта реставрации, 09.2021
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    2 / 7
    Центральный сегмент «серпа», 2 ярус. Фабрика-кухня в Самаре, 1932. Презентация проекта реставрации, 09.2021
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    3 / 7
    Центральный сегмент «серпа», 2 ярус. Фабрика-кухня в Самаре, 1932. Презентация проекта реставрации, 09.2021
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    4 / 7
    Западный сегмент «серпа», 2 ярус. Фабрика-кухня в Самаре, 1932. Презентация проекта реставрации, 09.2021
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    5 / 7
    Центральный зал, «боек молота», 2 ярус, будущее пространство лектория. Фабрика-кухня в Самаре, 1932. Презентация проекта реставрации, 09.2021
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    6 / 7
    Центральный зал, «боек молота», 2 ярус, будущее пространство лектория. Фабрика-кухня в Самаре, 1932. Презентация проекта реставрации, 09.2021
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    7 / 7
    Центральный сегмент «серпа», 2 ярус. Фабрика-кухня в Самаре, 1932. Презентация проекта реставрации, 09.2021
    Фотография © Константин Африкантов

Параллельно с защитой и реставрацией фабрики-кухни шло ее исследование – студент архитектурного факультета самарского Политеха Александр Исаков под руководством идейного лидера самарского неоконструктивизма архитектора Виталия Самогорова изучил биографию Екатерины Максимовой, нашел ее родственников и ее могилу на Ваганьковском кладбище. Магистерская диссертация Исакова опубликована в виде книги в издательстве Tatlin, изложение основных фактов можно найти в статье самарского краеведа Ильи Сульдина. 
  • zooming
    Александр Исаков, автор исследования биографии Е.Н. Максимовой
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    Так называется книга о Максимовой, вышедшая в издательстве Tatlin. Тарелка из перформанса на открытии фабрики-кухни в Самаре, 09.2021
    Фотография: Архи.ру

Отдельный сюжет – благоустройство территории вокруг фабрики-кухни. Завершены: широкий тротуар-сквер вдоль Ново-Садовой улицы со скамейками-двутаврами, под рабочим названием «Сквер Амазонок авангарда», и парк Сад Баланса к юго-западу от здания и сквер со стелой борцам революции рядом с ним. Готовится к завершению северная часть сквера Амазонок, вдоль проспекта Масленникова. 
  • zooming
    1 / 5
    Сквер Амазонок авангарда. Благоустройство территории вокруг фабрики-кухни в Самаре
    Фотография: Архи.ру, 09.2021
  • zooming
    2 / 5
    Сквер Амазонок авангарда. Благоустройство территории вокруг фабрики-кухни в Самаре
    Фотография: Архи.ру, 09.2021
  • zooming
    3 / 5
    Сквер Амазонок авангарда. Благоустройство территории вокруг фабрики-кухни в Самаре
    Фотография: Архи.ру, 09.2021
  • zooming
    4 / 5
    Сквер с памятником борцам революции. Благоустройство территории вокруг фабрики-кухни в Самаре
    Фотография: Архи.ру, 09.2021
  • zooming
    5 / 5
    Сад Баланса. Благоустройство территории вокруг фабрики-кухни в Самаре
    Фотография © Константин Африкантов

Сад Баланса, к югу от сквера Борцов революции, раньше был пустырем, заваленным, в основном, мусором. Согласно первоначальному замыслу авторов [Виталия Стадникова, Михаила Скорохода, Константина Африкантова], в саду должна была течь вода – довольно много воды, если посмотреть на эскизы; но воду пришлось заменить каменным щебнем, который, может быть, весной, будет покрываться водой. 
Фабрика-кухня в Самаре. Эскизы благоустройства прилегающей территории
© авторов / предоставлено Виталием Стадниковым

Две тропинки проложены над воображаемой водой и чуть выше земли, подчеркивая экологичную дистанцированность идущего от природной части сада. В саду уже появились некоторое количество растений, но в основном земля покрыта сосновой корой – планируется, что со временем сад зарастет и будет выглядеть более пышно и «диковато», и рваные, как в Зарядье, края мощения каменных тропинок зарастут травой. Первоначально авторы также рассматривали идею сохранить часть сорняков пустыря, но от нее пришлось отказаться. 
Сад Баланса. Благоустройство территории вокруг фабрики-кухни в Самаре
Фотография: Архи.ру, 09.2021

Ключевая затея – на каменном щебне воображаемой «реки» архитекторы разбросали фрагменты зданий разбираемого сейчас завода имени Масленникова, каменные и кирпичные подлинные «части» завода, отчего ландшафт напоминает римский форум и другие археологические музеи, в которых тропинки приподняты не столько для защиты природы от антропогенного фактора, сколько для безопасности экспонатов под открытым небом.

И кульминация – три подлинные буквы ЗИМ, заимствованные с вывески заводской проходной, расставленные под разными углами на отдельностоящих опорах. По словам Стадникова, в разных ракурсах они должны складываться то в ЗИМ, название завода, то в -ИЗМ, известный суффикс для названия направлений искусства XX (и не только) века. 
  • zooming
    1 / 12
    Сад Баланса. Благоустройство территории вокруг фабрики-кухни в Самаре
    Фотография: Архи.ру, 09.2021
  • zooming
    2 / 12
    Сад Баланса. Благоустройство территории вокруг фабрики-кухни в Самаре
    Фотография: Архи.ру, 09.2021
  • zooming
    3 / 12
    Сад Баланса. Благоустройство территории вокруг фабрики-кухни в Самаре
    Фотография: Архи.ру, 09.2021
  • zooming
    4 / 12
    Фрагмент буквы с проходной ЗИМ, использованной с Саду Баланса. Благоустройство территории вокруг фабрики-кухни в Самаре
    Фотография: Архи.ру, 09.2021
  • zooming
    5 / 12
    Сад Баланса. Благоустройство территории вокруг фабрики-кухни в Самаре
    Фотография: Архи.ру, 09.2021
  • zooming
    6 / 12
    Сад Баланса. Благоустройство территории вокруг фабрики-кухни в Самаре
    Фотография: Архи.ру, 09.2021
  • zooming
    7 / 12
    Фабрика-кухня в Самаре. Эскизы благоустройства прилегающей территории
    © авторов / предоставлено Виталием Стадниковым
  • zooming
    8 / 12
    Фабрика-кухня в Самаре. Эскизы благоустройства прилегающей территории
    © авторов / предоставлено Виталием Стадниковым
  • zooming
    9 / 12
    Фабрика-кухня в Самаре. Эскизы благоустройства прилегающей территории
    © авторов / предоставлено Виталием Стадниковым
  • zooming
    10 / 12
    Фабрика-кухня в Самаре. Эскизы благоустройства прилегающей территории
    © авторов / предоставлено Виталием Стадниковым
  • zooming
    11 / 12
    Сад Баланса. Благоустройство территории вокруг фабрики-кухни в Самаре
    Фотография © Константин Африкантов
  • zooming
    12 / 12
    Сад Баланса. Благоустройство территории вокруг фабрики-кухни в Самаре
    Фотография: Архи.ру, 09.2021

И они складываются. Опять же по словам архитекторов, жители города поначалу скептически отнеслись к «распадающимся» в ракурсе буквам названия завода – но впоследствии приняли идею, особенно после того, как в саду появилось озеленение. И даже: «...этот сад в некотором роде противоположен Крымской набережной», – утверждает Виталий Стадников, – «там парк развлечений, а у нас – тихий медитативный сад, отделенный от человека, сад для созерцания, сад Баланса». 

***


И в перформансе, показанном на открытии, и в городском и парковом ландшафте мы так или иначе сталкиваемся с сильной меланхолической нотой, с попытками осмысления смены формации – воспоминанием об исчезнувшем заводе и о неприменимой в наше время первоначальной функции фабрики-кухни. Смена назначения нередко сопровождает сохранение и реставрацию, оставляя за собой едва ощутимый шлейф размышлений о том, насколько «настоящим» будет здание, если будет работать по-другому. Музей подходит к теме деликатно: перформанс на тему кухни, запланированная выставка на тему еды, выставка фрагментов зданий завода под открытым небом...

Так или иначе, завод почти разрушен, но его самый эффектный сосед – фабрика-кухня – восстановлена, исследована и будет служить мощной культурной институции. Так что даже налет меланхолии, связанный с уходящим индустриальным прошлым, воспринимается позитивно – как победа защитников здания, как еще один штучный, но удачный пример реставрации памятника архитектуры авангарда. 
  • zooming
    1 / 12
    Западный фасад. Фабрика-кухня им. Масленникова. Архитектор Е.Н. Максимова, 1932 г. Проект реставрации
    © ЦНРПМ
  • zooming
    2 / 12
    Северный фасад. Фабрика-кухня им. Масленникова. Архитектор Е.Н. Максимова, 1932 г. Проект реставрации
    © ЦНРПМ
  • zooming
    3 / 12
    Южный фасад. Фабрика-кухня им. Масленникова. Архитектор Е.Н. Максимова, 1932 г. Проект реставрации
    © ЦНРПМ
  • zooming
    4 / 12
    Восточный фасад. Фабрика-кухня им. Масленникова. Архитектор Е.Н. Максимова, 1932 г. Проект реставрации
    © ЦНРПМ
  • zooming
    5 / 12
    Разрез 1-1. Фабрика-кухня им. Масленникова. Архитектор Е.Н. Максимова, 1932 г. Проект реставрации
    © ЦНРПМ
  • zooming
    6 / 12
    Разрез 2-2. Фабрика-кухня им. Масленникова. Архитектор Е.Н. Максимова, 1932 г. Проект реставрации
    © ЦНРПМ
  • zooming
    7 / 12
    Разрез 3-3. Фабрика-кухня им. Масленникова. Архитектор Е.Н. Максимова, 1932 г. Проект реставрации
    © ЦНРПМ
  • zooming
    8 / 12
    Разрез 4-4. Фабрика-кухня им. Масленникова. Архитектор Е.Н. Максимова, 1932 г. Проект реставрации
    © ЦНРПМ
  • zooming
    9 / 12
    Разрез 5-5. Фабрика-кухня им. Масленникова. Архитектор Е.Н. Максимова, 1932 г. Проект реставрации
    © ЦНРПМ
  • zooming
    10 / 12
    Разертка по внутреннему двору. Фабрика-кухня им. Масленникова. Архитектор Е.Н. Максимова, 1932 г. Проект реставрации
    © ЦНРПМ
  • zooming
    11 / 12
    Проект реставрации и приспособления фабрики-кухни в Самаре под Средневолжский филиал ГЦСИ
    © ЦНРПМ Минкультуры РФ / Предоставлено Виталием Стадниковым
  • zooming
    12 / 12
    Проект реставрации и приспособления фабрики-кухни в Самаре под Средневолжский филиал ГЦСИ
    © ЦНРПМ Минкультуры РФ / Предоставлено Виталием Стадниковым
Архитектор:
Ирина Калугина
Анна Калугина
Виталий Стадников
Константин Африкантов
Валентин Пастушенко
Виталий Самогоров
Мастерская:
Центральные научно-реставрационные проектные мастерские (ЦНРПМ)
Robot architects / АБ «Дом»
АБ Пастушенко и Самогорова / PSAB
Проект:
Фабрика-кухня в Самаре. Реставрация
Россия, Самара

Авторский коллектив:
Программа приспособления: Стадников В., Миндлин М., Исаков А., Савченко М.

Проект реставрации, ЦНРПМ. Научный руководитель, ГАП Калугина И.; ГАП: Калугина А., Рудик Т.; РПГ Ившина Д., архитектор Савин А.; главные конструкторы: Макаров С., Дундук М., Арутюнян Л.; ГИП Разуваев А., инженер Дворянов К.

Проект приспособления, «Robot Architects» (АБ Дом); PSAB. ГАП: Стадников В., Африкантов К. РПГ Самогоров В., Пастушенко В., архитекторы Исаков А., Рыбачева О., Сластенин П.; ГИП Африкантов К., Исаков С.

Проект благоустройства: «Robot Architects» (АБ Дом). ГАП Стадников В., ГАП ГИП Африкантов К., архитекторы Скороход М., Козлова О., Иваева А., Федоров О., Герасимова А., Филатов А. Ландшафт: «Сад-парад», Руссу Е.

Авторский надзор: Африкантов К., Стадников В., Иваева А. 

2015 / 2021

Заказчик: Минкульт РФ, Государственная Третьяковская галерея
Подрядичики: Вектор XXI век, ФАРБШТАЙН. ГАП Иваева А.

20 Сентября 2021

Похожие статьи
Такая архитектурная игра
Вчера в Петербурге открылся – второй по счету и обновленный – фестиваль Архитектон. Он рассчитан на целых 10 дней, что для архитектурного фестиваля прямо удивительно. Проходит в Манеже; его тема – Взаимодействие архитектурного цеха с простыми горожанами. Что делается довольно задорно, но в то же время по-питерски сдержанно и элегантно. Экспозиция состоит из 5 выставок, каждая их которых могла бы «потянуть» на отдельный проект. Рассказываем и показываем, что и как смотреть на Архитектоне.
Песнь совриска и пламени
В минувшие выходные в Выксе торжественно открыли пересобранную на новом месте водонапорную башню 1930-х шуховской решетчатой конструкции, две выставки и «детский технопарк». Развиваясь с 2011 в формате фестиваля современного искусства, город в последние годы заметным образом берет «новую планку»: не забывая о совриске, строит детский образовательный центр и университет, планирует вдвое большие вложения в инфраструктуру. Попробовали суммировать все разноплановые наблюдения, от выставок до завода, в формате репортажа. Что прекрасно и чего не хватает?
Модель многоуровневой жизни
Показываем отчет о круглом столе Арх Москвы 2025, посвященном высотному строительству. Он вполне актуален: опытные градо- и башне-строители сошлись на том, что высокие дома стали нормой, и пора переходить от «гвоздиков в панораме» к целым разновысотным и разноуровневым мегаструктурам. Ну, а как иначе?
Краеугольный храм
В московском Музее архитектуры на днях открылась выставка, посвященная всего одному памятнику средневековой русской архитектуры. Зато какому: Георгиевский собор Юрьева-Польского это последний по времени храм, сохранившийся от домонгольского периода. Впрочем, как сказать сохранившийся... Это один из самых загадочных и в то же время привлекательных памятников нашего средневековья. Которому требуется внимание и грамотная реставрация. Разбираемся, почему.
У лесного пруда
Еще один санаторный комплекс, который рассмотрел Градостроительный совет Петербурга, находится недалеко от усадьбы «Пенаты». Исходя из ограничений, связанных с площадью застройки на данной территории, бюро «А.Лен» рассредоточило санаторно-курортные функции и гостиничные номера по 18 корпусам. Проект почти не обсуждался экспертами, однако коэффициент плотности все же вызвал сомнения.
Санаторий в стилях
Градсовет Петербурга рассмотрел проект реконструкции базы отдыха «Маяк», которая располагается на территории Гладышевского заповедника в окружении корабельных сосен. Для многочисленных объектов будущего оздоровительного комплекса бюро Slavyaninov Architects предложило использовать разные стили и единый материал. Мнение экспертов – в нашем репортаже.
По два, по три на ветку. Древолюция 2025
Практикум деревянной архитектуры, упорно и успешно организуемый в окрестностях Галича Николаем Белоусовым, растет и развивается. В этом году участников больше, чем в предыдущем, а тогда был рекорд; и поле тоже просторнее. Изучаем, в какую сторону движется Древолюция, публикуем все 10 объектов.
Звёздный путь
Большие архитектурные фестивали отмеряют, так или иначе, историю постсоветской действительности. Архстояние, определенно, среди них, а юбилейное – особенно. Оно получилось крупным, системным высказыванием, во многом благодаря силе воли куратора этого года Василия Бычкова. Можно его даже понять, в целом, как большой объект, сооруженный, при участии многих коллег, в том числе архитекторов-звезд, в лесу арт-парка Никола-Ленивец – авторства инициатора и бессменного организатора Арх Москвы. Изучаем слои смыслов, виды высказываний – в этот раз они лучше, чем раньше, раскладываются «по полочкам».
Со-общение
В Ruarts Foundation – выставка «Сообщение» с подзаголовском «Другая история фотографии». Она тут изложена честно, «от дагеротипов» до нейронок, – как развитие, так и разрывы исторической ленты подчеркнуты дизайном экспозиции от Константина Ларина и Арсения Бекешко. А вот акценты, как водится, расставлены так, чтобы хронологию «остранить» и превратить в выставку, которая сама по себе произведение.
МАРШоу: разложено по полочкам
Новая выставка МАРШоу превзошла все предыдущие. Она поэтична, материальна, насыщенна, разнообразна – но еще и структурирована, в буквальном смысле многослойна и красива. Сами авторы признают, что вряд ли еще лучше получится когда-нибудь. Мы же с оптимизмом смотрим в будущее и изучаем выставку.
Бродский в кубе
Посмотрели на инсталляцию Александра Бродского IDEA FISSA в выставочном зале музея Иосифа Бродского. Она развивает тему предшествующего объекта, недавно показанного в Милане: там был форум, тут канал; и апеллирует к стихотворению Иосифа Бродского о Флоренции. Хотя на вид – как есть Венеция. Если его правильно, последовательно смотреть, объект вызывает закономерную ах-кульминацию. Но еще интересны хищные птички, шагающие по промышленному городу, в коридорчике справа. Если идете туда, надо коридорчик не пропустить.
ЭКСПО-2025: архитектурный Диснейленд на рукотворном...
В середине апреля в Осаке открылась ЭКСПО-2025. Одно из самых грандиозных международных событий, конкурирующее за внимание десятков миллионов посетителей со всего мира, уже успело собрать немало полярных мнений о качестве архитектуры павильонов, экологическом следе и организации действа. Вашему вниманию – авторский обзор Анастасии Маркитан, она побывала на ЭКСПО лично, выбрала 6 павильонов-фаворитов, и, не ограничиваясь обзором выставки, предлагает лайфхаки для ее посещения.
Приморская волна
Градсовет Петербурга рассмотрел проект санаторного комплекса в Солнечном, представленный руководителем бюро «А.Лен» Сергеем Орешкиным. Экспертам понравилась архитектура, но большие сомнения вызвала среда, которая намекает на вероятность апартаментов: дисперсная застройка, небольшое количество парковочных мест и отсутствие крытого бассейна плохо сочетаются с типологией комплекса.
Вторая итерация
Градсовет Петербурга повторно рассмотрел проект дома, который повлияет на панорамы Большой Невки. Бюро «А2» прислушлось к рекомендациям и поработало с ритмом, торцами и верхним террасированным уровнем. Эксперты поддержали улучшения и признали проект удачным.
Задел на устойчивость
Форум «Казаныш» в этом году прошел с особенным размахом: эксперты из 25 стран, «премьера» театра Камала от Wowhaus и Кэнго Кумы, полные людей лектории, анонс международных конкурсов и новых мега-проектов. Мы пробыли на фестивале два дня, а пищи для размышления получили на год. Делимся впечатлениями, услышанными практическими советами и продолжаем наблюдать – будет ли меняться архитектурный процесс после профессиональных интеграций со странами БРИКС+.
Больше стиля
Градостроительный совет во второй раз рассмотрел проект застройки бывшего Мытного двора – теперь им занимается мастерская «Евгений Герасимов и партнеры», которая для новых корпусов предложила пять трактовок исторических стилей от английской классики до а-ля рюс. Эклектика не всем пришлась по душе, однако превалировало настроение привести наконец в порядок территорию за забором.
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Музей архитекторов: локация – невесомость
Выставка Museum loci, открывшаяся в Музее архитектуры – огромная, хотя и занимает всего два этажа Флигеля-Руины. В основном специально для нее 59 архитекторов сделали объект или рисунок с размышлением о музее архитектуры, иногда очень определенным, но чаще – креативно-обобщенным. Таких больших выставок объектов от архитекторов не то что давно не было, но, кажется, не было вообще. Если тема и подходы интересны, то «залипнуть» в залах Руины можно надолго. Рассказываем подробно, в том числе о том, как правильно произносить название (спойлер: без разрешения сюда прокрался даже бог Локи).
Стеклянный потолок
Еще один проект, рассмотренный на Градостроительном совете Петербурга, – IT-кластер по проекту бюро Intercolumnium в районе Стеклянного городка. Его планируют строить на месте снесенных зданий сталинской эпохи, которые не были признаны ценными. Проект получил свою долю критики, но в целом был оценен положительно.
Такие разные исследования
Конкурс «Исследуй город», организованный в этом году Институтом Генплана Москвы, – не типичный для архитектурной среды. Зато он хорошо отвечает специфике работы градостроительной институции. Лучшим оказалось исследование современных жилых комплексов, где авторы совместили градостроительный подход с риелторским, выработав третий вариант. Также исследовали: общественные центры, мотивацию владения автомобилем и вакантность жилого фонда. Пятый участник сошел с дистанции. Рассказываем обо всех четырех работах.
За плечами Нобеля
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома от бюро «А2»: он займет участок рядом с памятниками промышленной архитектуры и повлияет на панораму Выборгской набережной. Эксперты высоко оценили рисовку фасадов, но предложили поработать с силуэтом и композицией.
Что такое китч
Новая выставка в Ruarts Foundation – про исследование китча. Сначала на него откликаются современные художники, тут собраны работы с начала 1990-х до нашего времени из порядка 15 коллекций, представительная выборка, есть известные. Затем – куратор, со своим множеством цитат, тоже китчует в некотором роде. Как-то в исследование вплелась и архитектура, и тоска по классике, и новостройки. Так что такое китч? Да проще рассказать, чем он не является.
Эволюция по плану
Бюро ASADOV презентовало павильон микрокультурного общественного Эвицентра: места для всестороннего развития, мастерклассов и гимнастики. Но еще, он же – прообраз загородного дома, наследник «Лоскутка», масштабируемый в несколько раз и изготавливаемый на заводе из CLT-панелей. Но и это еще не все. Это старт девелоперского проекта от архитектурного бюро (sic!). Архитекторы ищут партнеров для развития как маленьких эви-поселков, так и новых эви-городов, рассчитанных, по словам Андрея Асадова, на «эволюционное» развитие личностей, которые будут их населять.
Зодчество 2024: семеро
Как уже говорилось, в этом году главные награды «Зодчества» не присуждены. Рассуждаем, почему так, фантазируем на тему возможных форматов судейства – как бы было хорошо, как бы было здорово… Вместо двух наград получилось семь: их состав тоже интересен. Публикуем полный список лауреатов XXXIII фестиваля.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
Технологии и материалы
Конструктор фасадов
Показываем, как устроены фасады ЖК «Европейский берег» в Новосибирске – масштабном проекте комплексного развития территории на берегу Оби, реализуемом по мастер-плану голландского бюро KCAP. Универсальным приемом для создания индивидуальной архитектуры корпусов в микрорайоне стала система НВФ с АКВАПАНЕЛЬ.
Тихий офис – продуктивный офис
Тихий офис – ключ к продуктивности. Миллионы компаний тратят средства на эргономику и оборудование, игнорируя главного врага эффективности: шум. В офисах open space сотрудники теряют до 66% потенциала лишь из-за разговоров коллег, что напрямую влияет на прибыль и успех бизнеса.
​Крыша в цветах
ПВХ-мембраны – один из ключевых материалов для современной кровли, сочетающий высокую гидроизоляцию, долговечность и эстетическую гибкость. В отличие от традиционных рулонных покрытий, они легче, прочнее, а благодаря разнообразной палитре – позволяют реализовать полноценный «пятый фасад».
Четыре сценария игры
Летом 2025 года АБ «МЕСТО» совместно с префектурой района Строгино завершила комплексное благоустройство на Таллиннской улице. Были реализованы четыре уникальные игровые площадки общей площадью 1500 кв. м. – многослойная среда для развития и приключений, которая учит и вдохновляет.
Цифровая печать – для архитектурных задач
Цифровая печать на алюминиевых и стальных композитных панелях выводит концепцию современных фасадов на новый уровень, предлагая архитекторам инструмент для создания сложных визуальных эффектов – от точной аналогии с натуральными материалами до перфорации и создания 3D объема на плоской металлокомпозитной кассете.
Кирпич с душой
Российская керамика «Донские зори» обновила коллекции облицовочного кирпича, объединяющие традиционные технологии с современными производственными возможностями. Их особенность – в неоднородной фактуре с нюансами оттенков, характерными для ручной формовки.
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
Сейчас на главной
Пики Осетии
В Северной Осетии с нуля строится новый всесезонный туристско-рекреационный кластер «Мамисон» – уже запущен первый отрезок канатной дороги и горнолыжных трасс. Проект комплексного развития этой территории подготовил Институт Генплана Москвы: в будущем здесь появятся две туристические деревни, разнообразные по сложности трассы, санаторные комплексы, а также маршруты, которые позволят лучше узнать историко-культурное наследие региона.
Шорт-лист WAF Interiors: Education
Продолжаем серию обзоров интерьеров, вышедших в финал конкурса WAF Interiors, и представляем пять объектов из номинации Education, каждый из которых демонстрирует различные подходы к образовательным пространствам для детей и взрослых.
Шорт-лист WAF Interiors: Public Buildings
В преддверии фестиваля WAF начинаем публикацию серии обзоров интерьеров, вышедших в финал конкурса WAF Interiors, и предлагаем читателям ARCHI.RU попробовать свои силы в оценке мировых интерьерных тенденций и выбрать своего победителя в каждой номинации, чтобы потом сравнить результаты с оценкой жюри.
Глубокие корни архитектурного авангарда
Выставка «...Веснины. Начало» в Музее архитектуры дает совершенно нетривиальный взгляд на историю трех братьев-авангардистов. Стартуя от города Юрьевца, где они родились, выставка показывает, преимущественно, первую, раннюю часть их работ. О которой многие не знают, а кто-то не думает. Поэтому интересно.
Кода для кода
В Стэнфордском университете в Калифорнии открылся СоDa – новый корпус вычислительных технологий и обработки данных. Проект разработан бюро LMN Architects.
​Фехтовальный жест
Белая кираса и защитная маска из перфорированного металла – в проекте Центра фехтования в Уфе эти метафоры воплотились в особенностях фасадной оболочки. Но, чтобы сосем развеять сомнения, что внутри, авторы поставили главный козырек на две перекрещенные шпаги.
Хай-Лайн деревянщика
Проект бюро Totan и Saga предполагает превращение московского монорельса – а один километр из пяти, ближе к улице Эйзенштейна, там уже разбирают – в парк на высоте 6 метров с панорамными видами и разнообразными павильонами, которые используют и сохраняют конструкции станций.
Серебряный пёс Петербург
Павильон, представлявший на Зодчестве 2025 город Санкт-Петербург, вчера отметили золотым знаком фестиваля, и совершенно справедливо. Его авторы – Сергей Падалко и архитекторы бюро «Витрувий и сыновья».
Поговорим об истине и красоте
В этом материале – калейдоскоп впечатлений одного дня, проведенного на деловой программе Архитектона. Тезисно зафиксировали содержание дискуссий о возможностях архитектурной фотографии и графики, феномене инсталляций и будущем, которое придет на смену постмодернизму. А еще – на прогулке с Сергеем Мишиным тренировали «метафизическое зрение», которое позволяет увидеть параллельный Петербург.
Между землей и водой
На берегу озера Тосканка в Нижегородской области появился Центр экологического туризма – место, где современная архитектура и природа заключили прочный союз, обойдясь без дорогих спецэффектов.
Вопрос «Каскада»
Правительство Армении одобрило инвестиционную программу, подразумевающую завершение «Каскада», ключевой постройки Еревана 1980-х, согласно новому проекту Wilmotte & Associés. О судьбе, значении и возможном будущем «Каскада» рассказали Архи.ру историки архитектуры Карен Бальян и Анна Броновицкая.
Приручение фламинго
Стенд МКА на Зодчестве 2025 посвящен муралам и объектам паблик-арта, сделанным за 8 лет в рамках программы ведомства «НетСТЕН». Где кого приручили, зачем и почему – читайте в нашей заметке.
Несколько причин прийти на «Зодчество»
В Гостином дворе открылся 33 фестиваль «Зодчество». Одновременно с ним на одной площадке пройдут еще два фестиваля: «Наша школа» и «Лучший интерьер». У каждого фестиваля есть своя деловая, выставочная и конкурсная программы. Мы посмотрели анонсы и сделали небольшую подборку событий из всех трех фестивальных программ.
Дикие травы
Для дома в Тверской области Easybureau спроектировало так называемый малоуходный сад: неприхотливые растения-«бунтари» осваивают пространство с некоторой долей непредсказуемости и создают живописный ландшафт, не требуя частого вмешательства человека. Посадки дополняют две лужайки, огород из бетонных колец-грядок, костровище, а также уголок нетронутого леса с подберезовиками.
Образ твой, IZBA
Образовательный проект #ARСHSTARTAP подвел итоги летнего воркшопа для студентов. Работали над реальными площадками для муниципий и компаний. Показываем те проекты, которые оказались лучше других представлены визуально.
От общего к частному
Бюро KRUG, работающее в смешанном стиле современного урбанромантизма, подарило Владикавказу замечательный интерьер ресторана DAN, способного конкурировать даже с модными местами двух столиц.
Прием у сыроделов
Студия Makedesign разработала концепцию комплекса для проживания сотрудников и гостей завода по производству свежих сыров, расположенного в Брянской области. Комплекс объединяет квартиры и блокированные дома, а также общие пространства для отдыха, открывающие виды на долину. Ресторан с дегустационным залом и выходом на террасу стал ядром центра гостеприимства.
Урбанистический стежок
Мост для пешеходов и велосипедистов по проекту Zaha Hadid Architects соединил две половины нового района Ханчжоу, строящегося по их же мастерплану.
Импульсный ритм
Жилой комплекс «Импульс» в Екатеринбурге – интересен выразительной формой, которая выдает нетривиальный способ мышления авторов, DIALECT Architects. Глядя на проект, можно подумать, что его идея принадлежит иностранцам, точнее даже голландцам – тут и прагматизм, и выверенность, и соответствующая эстетика.
Дальневосточный урбанизм
Лауреатами премии «УрбанВэй 2025», итоги которой подвели на одноименном международном форуме в октябре во Владивостоке, стали как новые, так и известные проекты. Например, музей Океанрыбфлота от Gikalo Kuptsov Architects, ЖК STARK от DNK ag, концепция банного комплекса от IQ Studio, проект микрорайона «Логово дракона» от ПСВ и другие. Рассказываем о победителях.
Несгибаемый
Появились детали проекта башни неназываемого бюро в ММДЦ Москва-Сити. Изучаем башню, ее соседей, форму внутри и снаружи и ставим проект в контекст работы иностранцев в России. Надо сказать, неназываемый архитектор уже сейчас занимает в этой истории особенное место. Он, как кажется, очень смелый архитектор. Так где сложная, продырявленная скульптурная форма? Вот в чем вопрос...
Ладожский ковчег
Деревянный ковчег посреди полей – так SLOI Architects увидели новое фондохранилище для Староладожского музея-заповедника. Диалог с историей здесь ведется на языке современного деревянного зодчества, где технологичность идет рука об руку с аутентичным образом.
Лечение природой, лечение искусством
Бывшая поликлиника, запланированная, но не реализованная из-за Второй мировой как большая больница с потенциалом «лечения природой» – в проекте Александра Деринга и ТМ «Классика» становится арт-кластером. Нередкое для наших времен превращение. Редким, пожалуй, стоит назвать то внимание, с которым архитекторы подошли к истории зданий и местности. Даже название проекту дали – «Дети Бурлакова». В честь автора приспособляемых строений.
Значимость малого
Словенские архитекторы Ofis сдержанным, но точным жестом вернули изначальную общественную функцию старому заброшенному колодцу в центре деревни Стара-Фужина.
«На грани»: интервью с куратором «Зодчества 2025» Тиграном...
С 4 по 6 ноября в московском Гостином дворе состоится XXXIII Международный архитектурный фестиваль «Зодчество». В этом году его приглашенным куратором стал вице-президент Союза московских архитекторов, основатель бюро STUDIO-ТА Тигран Бадалян.
Вариация фахверка
Конструкция дома, построенного в Ленинградской области по проекту бюро SOLOarch, представляет собой силовой каркас из клееной древесины. Акцентом выступила остекленная наклонная стена, которая открывает из двусветной гостиной панорамный обзор на лес. Динамику этого элемента продолжает обратный уклон кровли, а рейки разного сечения на фасадах связывают разные корпуса в единый комплекс.
Архитектура здоровья
Бюро archCLOUD подготовило проект реставрации фасадов и обновления интерьеров оздоровительного комплекса «Сосны». Ансамбль на Николиной горе у Москвы-реки включает здания 1930-х и 1960-х годов, а также вышку лифта со смотровой площадкой. Подгоняя корпуса под требования современных норм, архитекторы постарались сохранить черты нескольких советских эпох.