Архив архитектуры

В Музее архитектуры открылась выставка «Профессия – реставратор», первая из экспозиций, приуроченных к будущему юбилею. Нетрадиционная тема позволяет показать работу не самых заметных, но очень важных для музея людей – тех, кто восстанавливает предметы и готовит их к хранению и показу.

mainImg
Выставка – большая и представительная, занимает основное на данный момент пространство музея, анфиладу дома Талызиных на Воздвиженке; должна продлиться несколько месяцев, до начала декабря. Экспозиция состоит из предметов музейного фонда, восстановленных в его двух реставрационных мастерских – отделе реставрации графических фондов, который существует с 1950-х годов и которым сейчас руководит Ольга Царева, и отделе реставрации трехмерных объектов, которым руководит Андрей Моисеев и который был заново создан в 2008 году по инициативе Давида Саркисяна, причем, по словам руководителя отдела, в тот момент в новую реставрационную мастерскую музея архитектуры «эвакуировались» специалисты из музея Прикладного искусства на Делегатской. Все реставраторы, работающие сейчас в музее, на выставке не только неоднократно названы, но и выступают с видеоинтервью на мониторах в каждом зале. 
Руководитель отдела реставрации графических фондов Ольга Царева. Выставка «Профессия – реставратор», Музей архитектуры, 08.09. – 05.12.2021
Фотография: Архи.ру
Руководитель отдела реставрации трехмерных объектов Андрей Моисеев. Выставка «Профессия – реставратор», Музей архитектуры, 08.09. – 05.12.2021
Фотография: Архи.ру
zooming
Список реставраторов, работающих в музее сейчас. Выставка «Профессия – реставратор», Музей архитектуры, 08.09. – 05.12.2021
Фотография: Архи.ру

Все эти упоминания и представления очень важны, поскольку профессия реставратора относится к разряду анти-пиаровских, главный человек на современной выставке – куратор, хорошо если еще хранитель или историк; реставраторы же как правило остаются «за кадром», так что выставку, посвященную их работе и сопровожденную их комментариями, можно счесть редкостью. По словам Ольги Царевой, в московском музее архитектуры за весь период его существования была только одна подобная выставка, посвященная работе отдела графики, и очень небольшая, в 1970-е годы. Нынешняя выставка – напротив, масштабная, эффектная, в главном здании и, по словам директора Елизаветы Лихачевой, первая из ряда экспозиций, связанных с юбилеем музея, которому в 2024 году исполняется 90 лет, а в 2034 – 100. То, что такая «стартовая юбилейная» выставка посвящена реставраторам, прочитывается как очень правильный жест – музей посвящает выставку тем, на чьих, нередко незаметных для стороннего человека, трудах держится целостность и сохранность фондов. 

С другой стороны надо заметить, что жанр выставки по-своему вписывается в, скажем так, «актуальные тренды современности», нацеленные на превращение любой закрытой сферы в аттракцион для зрителей. Как справедливо заметила на открытии глава отдела реставрации графики Ольга Царева, сейчас реставраторов принято помещать за стекло и превращать в часть музейной экспозиции. В этом смысле выставка и вписывается в модные веяния, и отчасти противостоит им: никто здесь не показывает зрителям «живых реставраторов» – «кухня» раскрыта медийными средствами, но людям не мешают работать: реставрационная мастерская присутствует в виде инсталляции, которая встречает нас на входе в первый зал. 
Инсталляция, представляющая стол реставратора за работой. Выставка «Профессия – реставратор», Музей архитектуры, 08.09. – 05.12.2021
Фотография: Архи.ру
Инсталляция, представляющая стол реставратора за работой. Выставка «Профессия – реставратор», Музей архитектуры, 08.09. – 05.12.2021
Фотография: Архи.ру
Инсталляция, представляющая стол реставратора за работой. Выставка «Профессия – реставратор», Музей архитектуры, 08.09. – 05.12.2021
Фотография: Архи.ру

Выставка современна и в смысле зрелищности, в ней много медийного: подлинники и фотографии первоначального состояния, пространные комментарии – от реставратора, хранителя, исследователя – соседствуют с видеоинтервью, где реставраторы лично рассказывают нам истории восстановления предметов, и с лайтбоксами, на которых предметы увеличены, подчас, в несколько раз, что позволяет рассматривать крупинки и детали. Все это, как и стенды из металлических решеток, предложенные авторами экспозиции, дизайн-бюро «Б&К» [и вдохновленные, как кажется, прошлогодней выставкой «Студии 44» в Эрмитаже] – создает нескучную разностороннюю обстановку, способствующую погружению в сложную, которую, при желании и достаточном запасе времени, здесь можно изучить достаточно подробно. 
Выставка «Профессия – реставратор», Музей архитектуры, 08.09. – 05.12.2021
Фотография: Архи.ру
Выставка «Профессия – реставратор», Музей архитектуры, 08.09. – 05.12.2021
Фотография: Архи.ру
Выставка «Профессия – реставратор», Музей архитектуры, 08.09. – 05.12.2021
Фотография: Архи.ру
Выставка «Профессия – реставратор», Музей архитектуры, 08.09. – 05.12.2021
Фотография: Архи.ру

В результате такого подхода предметы показаны многослойно, по нескольку раз: что было, что стало и почему, мелко, крупно. Выставка то говорит с нами на языке герметичной терминологии, когда «миколентная бумага» – еще понятно, а что-то другое уже нет, то вдруг объясняет всё «на пальцах», избавляя зрителя от понятийной растерянности, то дает возможность расслабиться и попросту полюбоваться вещами.

То – заставляет «ахнуть» от сопоставления было-стало. К примеру известная отмывка иофановского проекта Дворца Советов на своей фотографии до реставрации выглядит как почти утраченный папирус, а ведь какая эффектная – и хорошо известная – акварель. 
Отмывка проекта Дворца Советов до реставрации. Выставка «Профессия – реставратор», Музей архитектуры, 08.09. – 05.12.2021
Фотография: Архи.ру
На первом плане – макет Дворца Советов, на дальнем плане – отмывка проекта Дворца Советов после реставрации. Выставка «Профессия – реставратор», Музей архитектуры, 08.09. – 05.12.2021
Фотография: Архи.ру

Сопоставление усиливает эффект чуда, о котором много говорилось на открытии. В общем-то любая хорошая реставрация – чудо. И сложно сказать, снимает ли показ структуры и механики работы реставраторов магический эффект – или, наоборот, усиливает. Скорее второе: ведь мы по-прежнему видим «до» и «после», но всех тонкостей отмачивания, очистки, удаления вредного силикатного клея, укрепления и тонирования – так, чтобы смотрелось цельно, но не было подделкой – все-таки не понимаем. Не понимаем, насколько сложна реставрация негативов: до недавнего времени музей мог себе позволить только их консервацию, реставрация началась несколько лет назад. Да что там, не все термины знакомы.
Выставка «Профессия – реставратор», Музей архитектуры, 08.09. – 05.12.2021
Фотография: Архи.ру
Выставка «Профессия – реставратор», Музей архитектуры, 08.09. – 05.12.2021
Фотография: Архи.ру
Выставка «Профессия – реставратор», Музей архитектуры, 08.09. – 05.12.2021
Фотография: Архи.ру
Выставка «Профессия – реставратор», Музей архитектуры, 08.09. – 05.12.2021
Фотография: Архи.ру

Другой любопытный аспект состоит в том, что музей архитектуры – специфическое хранилище. Музеи живописи хранят собственно œuvres, произведения, – музей архитектуры хранит не архитектуру, а ее документацию: эскизы, тексты, чертежи, макеты, фотографии; а также элементы – черепицу, изразцы, фрагменты резьбы; а также мебель – предметы интерьера. Здание, и тем более градостроительный проект, невозможно поместить в музей или показать на выставке. В этом музей архитектуры сродни историческому или биологическому, к примеру музею эволюции имени Дарвина – предмет хранения в нем не собственно смысл, а посредник, передающий информацию. Хотя он, предмет, обладает и собственной ценностью тоже. У него есть автор, помимо автора замысла еще и автор макета или чертежа, иногда эти имена совпадают, иногда нет. И вот, есть еще и автор реставрации. Есть хранитель, есть историк. Эта многосоставность и авторства, и смысла вещей, хранимых в музее, вещей-посредников, наделенных в то же время самостоятельной ценностью – известный факт с привкусом парадокса – на выставке, благодаря ее специфике, как-то очень хорошо не осознается даже, а именно что ощущается на уровне разных чувств. 
Выставка «Профессия – реставратор», Музей архитектуры, 08.09. – 05.12.2021
Фотография: Архи.ру
Выставка «Профессия – реставратор», Музей архитектуры, 08.09. – 05.12.2021
Фотография: Архи.ру
Выставка «Профессия – реставратор», Музей архитектуры, 08.09. – 05.12.2021
Фотография: Архи.ру
Выставка «Профессия – реставратор», Музей архитектуры, 08.09. – 05.12.2021
Фотография: Архи.ру
Выставка «Профессия – реставратор», Музей архитектуры, 08.09. – 05.12.2021
Фотография: Архи.ру
Выставка «Профессия – реставратор», Музей архитектуры, 08.09. – 05.12.2021
Фотография: Архи.ру
Выставка «Профессия – реставратор», Музей архитектуры, 08.09. – 05.12.2021
Фотография: Архи.ру
Выставка «Профессия – реставратор», Музей архитектуры, 08.09. – 05.12.2021
Фотография: Архи.ру
Выставка «Профессия – реставратор», Музей архитектуры, 08.09. – 05.12.2021
Фотография: Архи.ру

С другой стороны, выставка отчасти становится учебником. Кто захочет, будет не только «ахать», но и разберется. Не зря же она начинается с пояснения трех главных «китов»: что такое консервация, реставрация, реконструкция – это ключевое, надо подчеркнуть, пояснение важно не только для понимания структуры музейной реставрации, а реставрации вообще, хотя об этом на выставке ни слова, – архитектурной в том числе. Как известно, история архитектурной реставрации за последние 30 лет пережила не лучшие времена, и до сих пор людям приходится объяснять, в чем отличие консервации от реконструкции, какая реконструкция правильная, какая варварская. В этом смысле выставку по реставрации предметов, иллюстрирующих архитектуру, можно было бы до какой-то степени интерполировать и на реставрацию архитектуры в целом, поскольку материалы, хранимые музеем, имеют к реставрации зданий самое непосредственное отношение. Как известно, любой хороший реставратор архитектуры, прежде чем начать работу, придет в музей за материалами. 
Выставка «Профессия – реставратор», Музей архитектуры, 08.09. – 05.12.2021
Фотография: Архи.ру

Понятия консервации, реставрации, реконструкции хорошо иллюстрируются историями о предметах, показанных на выставке. Взять к примеру макет конкурсного проекта Дворца Советов Моисея Гинзбурга: на момент реставрации он хранился в музее в виде колец, из которых первоначально был составлен купол здания. Остались только кольца. Реставраторы собрали из них купол – единственную подлинную часть макета, но проект был бы непонятен без остальных объемов – их воссоздали в картоне, максимально нейтрально. Пример выглядит почти хрестоматийной иллюстрацией правильного подхода к сохранению и докомпоновке. 
Выставка «Профессия – реставратор», Музей архитектуры, 08.09. – 05.12.2021
Фотография: Архи.ру
Выставка «Профессия – реставратор», Музей архитектуры, 08.09. – 05.12.2021
Фотография: Архи.ру
Выставка «Профессия – реставратор», Музей архитектуры, 08.09. – 05.12.2021
Фотография: Архи.ру

По словам директора музея архитектуры Елизаветы Лихачевой, идея выставки пришла ей после завершения реставрации макета Казанского собора, исполненного под личным руководством архитектора Воронихина. Макет очень хотелось показать зрителям, но в какую-то тематическую выставку он «не ложился» – так появилась идея сделать выставку из собственно темы реставрации музейных предметов.
Выставка «Профессия – реставратор», Музей архитектуры, 08.09. – 05.12.2021
Фотография: Архи.ру
Выставка «Профессия – реставратор», Музей архитектуры, 08.09. – 05.12.2021
Фотография: Архи.ру

Идея, признается директор, поначалу вызвала сомнения сотрудников, поскольку она не совпадает с традиционным музейным подходом к выставкам – здесь нет ни сквозной исторической персоналии, ни «большой темы». Затем, однако, идею приняли, и работали над выставкой практически всем музеем: длинный список участников можно увидеть слева перед входом. И, как мне признались давние сотрудники музея из тех, с кем удалось поговорить, результатом многие довольны. Что правильно: тема во многих отношениях удачная, но у нее есть еще два главных аспекта. 

Во-первых, необычный жанр позволяет музею показать весь спектр коллекций, которые он хранит, и хронологический, и типологический, и даже ценностный, – поскольку здесь показаны результаты реставрации как совершенно уникальных вещей, как к примеру фрагмент Кремлевского дворца Баженова, так и достаточно рядовых, как изразцы XVII века, и даже тиражных – страниц издания Мартынова и Снегирева. Сложно найти более удачный предлог для того, чтобы показать разнообразие музейных коллекций в целом, сделать «срез» от макетов и кресел до даже коллекции книжных экслибрисов, показанной в дальнем зале. 
Выставка «Профессия – реставратор», Музей архитектуры, 08.09. – 05.12.2021
Фотография: Архи.ру

Во-вторых, как уже было сказано, выставка анонсирована как начало серии «юбилейных мероприятий»: в 2024 году музею 90 лет, в 2034 году сто, в 2023 – 150 лет со дня рождения Алексея Щусева, в честь которого назван музей. Музей, заметим, был образован в 1964 году из двух: музея Академии архитектуры СССР, который располагался в Донском монастыре, и Республиканского музея русской архитектуры, созданного Щусевым в усадьбе Талызиных на Воздвиженке. Об этом говорится в исторической справке на выставке, и надо сказать, что о факте слияния, признаюсь за себя, раньше знали как-то не все. Многие знали, что у музея до 1991 года было две территории – в Донском и на Воздвиженке, но не все задумывались, почему. Год слияния – 1964 – дает еще один юбилей в 2024 году, 60 лет.

Но следовало бы, вероятно, акцентировать еще один «юбилей», прямо нынешнего года – 30 лет после экстренного переезда музея из Донского монастыря в 1991 году. Здания передали монастырю, а организовать планомерный переезд коллекции в то время не получилось. Мало того, что часть экспонатов: надгробия, в том числе Мартоса, и элементы архитектурного декора, спасенные после сноса Храма Христа Спасителя и церкви Успения на Покровке, вмонтированные в стены монастыря, остались на прежнем месте, – при переезде пострадали многие предметы, особенно объемные, макеты и скульптуры. Кроме того, именно монастырь долгое время был местом постоянной экспозиции музея, и после переезда в усадьбе Талызиных организовать постоянную экспозицию не удалось за все 30 лет; появился только ее «зачаток» в виде постоянной выставки частей модели Кремлевского дворца Баженова. Модель Казанского собора, к слову, тоже пострадала во время переезда и именно поэтому нуждалась в реставрации, которая стала для нее второй по счету; первый раз макет реставрировали в 1969 году и на выставке он представляет не только некий «стартовый объект», подсказавший и ее идею, но и пример «изменения реставрационных методик с течением времени». 
Макет Казанского собора. Выставка «Профессия – реставратор», Музей архитектуры, 08.09. – 05.12.2021
Фотография: Архи.ру

Однако сама по себе необходимость реставрации многих предметов, вызванная переездом, стала своего рода «родовой травмой» музейной жизни последних 30 лет. Каждый новый директор объявляет о решимости создать постоянную экспозицию, и каждый, будем честны, что-то делает в направлении «обживания» усадьбы Талызиных, но музей работает как пространство выставок, подчас очень хороших, показывающих интересные вещи из его фондов, а еще – как исключительной ценности архив по истории архитектуры, но не как собственно музей.

Сейчас директор музея Елизавета Лихачева вновь говорит о планах постоянной экспозиции в главном здании усадьбы Талызиных, с началом в виде ряда выставок, из которых первая посвящена реставраторам. Если говорить о символических действиях, которые, как известно, отчасти происходят из суеверий, то тема тоже выбрана правильно: выставка показывает, как реставраторы последовательно избавляются, в числе прочего, и от последствий экстренного переезда, когда-то очень плохо сказавшегося на музее; да и сам процесс реставрации вещей из фондов – своего рода зримое, поступательное возрождение отдельных предметов – выглядит как катализатор будущего возрождения музея в целом и в то же время как зримое доказательство его постоянной работы, которая происходит в недрах музея и которая должна в конечном счете привести к его новому воплощению. Пусть так и будет, тьфу-тьфу-тьфу. 
Выставка «Профессия – реставратор», Музей архитектуры, 08.09. – 05.12.2021
Фотография: Архи.ру

Ну вот, надеемся, нам удалось убедительно, на примерах, с аргументами и с иллюстрациями, показать, почему это хорошая выставка. И необычная.

13 Сентября 2021

Похожие статьи
Краеугольный храм
В московском Музее архитектуры на днях открылась выставка, посвященная всего одному памятнику средневековой русской архитектуры. Зато какому: Георгиевский собор Юрьева-Польского это последний по времени храм, сохранившийся от домонгольского периода. Впрочем, как сказать сохранившийся... Это один из самых загадочных и в то же время привлекательных памятников нашего средневековья. Которому требуется внимание и грамотная реставрация. Разбираемся, почему.
У лесного пруда
Еще один санаторный комплекс, который рассмотрел Градостроительный совет Петербурга, находится недалеко от усадьбы «Пенаты». Исходя из ограничений, связанных с площадью застройки на данной территории, бюро «А.Лен» рассредоточило санаторно-курортные функции и гостиничные номера по 18 корпусам. Проект почти не обсуждался экспертами, однако коэффициент плотности все же вызвал сомнения.
Санаторий в стилях
Градсовет Петербурга рассмотрел проект реконструкции базы отдыха «Маяк», которая располагается на территории Гладышевского заповедника в окружении корабельных сосен. Для многочисленных объектов будущего оздоровительного комплекса бюро Slavyaninov Architects предложило использовать разные стили и единый материал. Мнение экспертов – в нашем репортаже.
По два, по три на ветку. Древолюция 2025
Практикум деревянной архитектуры, упорно и успешно организуемый в окрестностях Галича Николаем Белоусовым, растет и развивается. В этом году участников больше, чем в предыдущем, а тогда был рекорд; и поле тоже просторнее. Изучаем, в какую сторону движется Древолюция, публикуем все 10 объектов.
Звёздный путь
Большие архитектурные фестивали отмеряют, так или иначе, историю постсоветской действительности. Архстояние, определенно, среди них, а юбилейное – особенно. Оно получилось крупным, системным высказыванием, во многом благодаря силе воли куратора этого года Василия Бычкова. Можно его даже понять, в целом, как большой объект, сооруженный, при участии многих коллег, в том числе архитекторов-звезд, в лесу арт-парка Никола-Ленивец – авторства инициатора и бессменного организатора Арх Москвы. Изучаем слои смыслов, виды высказываний – в этот раз они лучше, чем раньше, раскладываются «по полочкам».
Со-общение
В Ruarts Foundation – выставка «Сообщение» с подзаголовском «Другая история фотографии». Она тут изложена честно, «от дагеротипов» до нейронок, – как развитие, так и разрывы исторической ленты подчеркнуты дизайном экспозиции от Константина Ларина и Арсения Бекешко. А вот акценты, как водится, расставлены так, чтобы хронологию «остранить» и превратить в выставку, которая сама по себе произведение.
МАРШоу: разложено по полочкам
Новая выставка МАРШоу превзошла все предыдущие. Она поэтична, материальна, насыщенна, разнообразна – но еще и структурирована, в буквальном смысле многослойна и красива. Сами авторы признают, что вряд ли еще лучше получится когда-нибудь. Мы же с оптимизмом смотрим в будущее и изучаем выставку.
Бродский в кубе
Посмотрели на инсталляцию Александра Бродского IDEA FISSA в выставочном зале музея Иосифа Бродского. Она развивает тему предшествующего объекта, недавно показанного в Милане: там был форум, тут канал; и апеллирует к стихотворению Иосифа Бродского о Флоренции. Хотя на вид – как есть Венеция. Если его правильно, последовательно смотреть, объект вызывает закономерную ах-кульминацию. Но еще интересны хищные птички, шагающие по промышленному городу, в коридорчике справа. Если идете туда, надо коридорчик не пропустить.
ЭКСПО-2025: архитектурный Диснейленд на рукотворном...
В середине апреля в Осаке открылась ЭКСПО-2025. Одно из самых грандиозных международных событий, конкурирующее за внимание десятков миллионов посетителей со всего мира, уже успело собрать немало полярных мнений о качестве архитектуры павильонов, экологическом следе и организации действа. Вашему вниманию – авторский обзор Анастасии Маркитан, она побывала на ЭКСПО лично, выбрала 6 павильонов-фаворитов, и, не ограничиваясь обзором выставки, предлагает лайфхаки для ее посещения.
Приморская волна
Градсовет Петербурга рассмотрел проект санаторного комплекса в Солнечном, представленный руководителем бюро «А.Лен» Сергеем Орешкиным. Экспертам понравилась архитектура, но большие сомнения вызвала среда, которая намекает на вероятность апартаментов: дисперсная застройка, небольшое количество парковочных мест и отсутствие крытого бассейна плохо сочетаются с типологией комплекса.
Вторая итерация
Градсовет Петербурга повторно рассмотрел проект дома, который повлияет на панорамы Большой Невки. Бюро «А2» прислушлось к рекомендациям и поработало с ритмом, торцами и верхним террасированным уровнем. Эксперты поддержали улучшения и признали проект удачным.
Задел на устойчивость
Форум «Казаныш» в этом году прошел с особенным размахом: эксперты из 25 стран, «премьера» театра Камала от Wowhaus и Кэнго Кумы, полные людей лектории, анонс международных конкурсов и новых мега-проектов. Мы пробыли на фестивале два дня, а пищи для размышления получили на год. Делимся впечатлениями, услышанными практическими советами и продолжаем наблюдать – будет ли меняться архитектурный процесс после профессиональных интеграций со странами БРИКС+.
Больше стиля
Градостроительный совет во второй раз рассмотрел проект застройки бывшего Мытного двора – теперь им занимается мастерская «Евгений Герасимов и партнеры», которая для новых корпусов предложила пять трактовок исторических стилей от английской классики до а-ля рюс. Эклектика не всем пришлась по душе, однако превалировало настроение привести наконец в порядок территорию за забором.
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Музей архитекторов: локация – невесомость
Выставка Museum loci, открывшаяся в Музее архитектуры – огромная, хотя и занимает всего два этажа Флигеля-Руины. В основном специально для нее 59 архитекторов сделали объект или рисунок с размышлением о музее архитектуры, иногда очень определенным, но чаще – креативно-обобщенным. Таких больших выставок объектов от архитекторов не то что давно не было, но, кажется, не было вообще. Если тема и подходы интересны, то «залипнуть» в залах Руины можно надолго. Рассказываем подробно, в том числе о том, как правильно произносить название (спойлер: без разрешения сюда прокрался даже бог Локи).
Стеклянный потолок
Еще один проект, рассмотренный на Градостроительном совете Петербурга, – IT-кластер по проекту бюро Intercolumnium в районе Стеклянного городка. Его планируют строить на месте снесенных зданий сталинской эпохи, которые не были признаны ценными. Проект получил свою долю критики, но в целом был оценен положительно.
Такие разные исследования
Конкурс «Исследуй город», организованный в этом году Институтом Генплана Москвы, – не типичный для архитектурной среды. Зато он хорошо отвечает специфике работы градостроительной институции. Лучшим оказалось исследование современных жилых комплексов, где авторы совместили градостроительный подход с риелторским, выработав третий вариант. Также исследовали: общественные центры, мотивацию владения автомобилем и вакантность жилого фонда. Пятый участник сошел с дистанции. Рассказываем обо всех четырех работах.
За плечами Нобеля
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома от бюро «А2»: он займет участок рядом с памятниками промышленной архитектуры и повлияет на панораму Выборгской набережной. Эксперты высоко оценили рисовку фасадов, но предложили поработать с силуэтом и композицией.
Что такое китч
Новая выставка в Ruarts Foundation – про исследование китча. Сначала на него откликаются современные художники, тут собраны работы с начала 1990-х до нашего времени из порядка 15 коллекций, представительная выборка, есть известные. Затем – куратор, со своим множеством цитат, тоже китчует в некотором роде. Как-то в исследование вплелась и архитектура, и тоска по классике, и новостройки. Так что такое китч? Да проще рассказать, чем он не является.
Эволюция по плану
Бюро ASADOV презентовало павильон микрокультурного общественного Эвицентра: места для всестороннего развития, мастерклассов и гимнастики. Но еще, он же – прообраз загородного дома, наследник «Лоскутка», масштабируемый в несколько раз и изготавливаемый на заводе из CLT-панелей. Но и это еще не все. Это старт девелоперского проекта от архитектурного бюро (sic!). Архитекторы ищут партнеров для развития как маленьких эви-поселков, так и новых эви-городов, рассчитанных, по словам Андрея Асадова, на «эволюционное» развитие личностей, которые будут их населять.
Зодчество 2024: семеро
Как уже говорилось, в этом году главные награды «Зодчества» не присуждены. Рассуждаем, почему так, фантазируем на тему возможных форматов судейства – как бы было хорошо, как бы было здорово… Вместо двух наград получилось семь: их состав тоже интересен. Публикуем полный список лауреатов XXXIII фестиваля.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
В поисках клада
Бюро GAFA совместно с Tegola и Архитайл в рамках воркшопа фестиваля Москомархитектуры «Открытый город» организовало экспедицию на карельский остров Кильпола. Там, среди мхов и скал, студенты искали ответ на вопросы – что такое сакральное, где оно живет, чем питается? В этом участникам помогали ландшафтный инженер Евгений Левин и художник Николай Рерих, а также лось и отсутствие сотовой связи. Рассказываем, как всё было.
Технологии и материалы
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Сейчас на главной
Рай с видом на Кремль
Остров Балчуг постепенно утрачивает последние черты промышленного кластера, которым он был на протяжении полутора веков. На месте дореволюционных заводов и советских вычислительных центров сегодня вырастают современные жилые комплексы, предлагающие формат загородной жизни, тишину и приватность буквально у стен Кремля. Один из них – ЖК «Садовническая 69», новый ориентир в панораме Водоотводного канала.
Живопись и графика
Недавно построенный в Москве музей «Коллекция» интересен не только своей концепцией, архитектурой от бюро СПИЧ и впечатляющей программой выставок, но и интерьером офиса, созданного бюро .dpt, вдохновлявшегося произведениями искусства.
Осмысление фьорда
Дипломная работа Арины Андросовой, бакалавра кафедры «Дизайн архитектурной среды» МАРХИ, создавалась под влиянием проекта «Национальные туристические дороги», благодаря которому в Норвегии появились знаковые объкты от ведущих архитекторов мира. Диплом отмечен руководителем за анализ скандинавской архитектуры и эстетическую привлекательность комплекса, который включает гостевые дома, пеший маршрут, спа и музей.
Архитектура дипломатии
В историческом центре Риги, на месте бывшего советского вычислительного центра, открылось новое здание посольство Эстонии. Проект бюро Архип (United Riga Architects) бережно сохраняет память о модернистском прошлом, сочетая ее с современными архитектурными решениями и технологиями.
Сила линий
Здание в самом начале Нового Арбата – результат долгих размышлений о вариантах замены Дома Связи. Оно стало заметным акцентом как в перспективе бывшего проспекта Калинина, так и в панораме Арбатской площади. Хотя авторский замысел реализован увы, не целиком. В 2020 году архсовет поддержал проект здания с экзоскелетом: внешней несущей конструкции сродни ферме. Она превратилась в декоративную – но сила суперграфики все же «держит» здание, придает ему качество акцента иконического плана. Как сложился замысел, какие неочевидные аллюзии, вероятно, лежат в основе формы сетки и почему не реализован экзоскелет – читайте в нашей статье.
Зеленая гостиная
Дом в Переделкино, построенный по проекту мастерской АРХИВУД, представляет собой вариацию на тему современной дачи. Лаконичное по архитектуре здание вписано в пространство между соснами, соответствует классу энергоэффективности «А» и предназначено как для уединения, так и совместного досуга большой семьи.
Отзовись, Атлантида!
Платформа IDOARCH, специализирующаяся на конкурсах архитектурных идей, подвела итоги соревнования «Переосмыслить Эльбскую филармонию». На почетном втором месте – студентки МАРХИ. Показываем работы всех трех победителей
Катализатор дизайна
Новый магазин известного бренда ТРИО Интерьер, созданный бюро SINITSA, – это особое пространство, которое изначально должно было соответствовать высочайшему уровню стиля, ведь это дизайнерский магазин с дизайнерской мебелью для дизайнеров.
Собери конструктор
В старинном городе Сысерть Свердловской области строится жилой комплекс, в котором с удовольствием поселились бы и жители мегаполисов. Его особенность – сложно скомпонованная малоэтажность.
Жителям каменоломни
Архитекторы DRNH вписали жилой комплекс «Диорит» в заброшенный карьер на окраине чешского города Брно, сохранив и даже развив местную экосистему.
Туркомплекс на месте колонии
Бюро MAD FOX architects разработало мастер-план туристско-рекреационного комплекса в селе Выдрино на Байкале. Проект займет более 25 гектаров на южном берегу озера, в том числе территорию бывшей исправительной колонии №4.
Курорт на Каме
Архитектурное бюро Wowhaus разработало проект реконструкции санатория «Корабельная роща» – оздоровительного комплекса на берегу реки Кама.
Модель многоуровневой жизни
Показываем отчет о круглом столе Арх Москвы 2025, посвященном высотному строительству. Он вполне актуален: опытные градо- и башне-строители сошлись на том, что высокие дома стали нормой, и пора переходить от «гвоздиков в панораме» к целым разновысотным и разноуровневым мегаструктурам. Ну, а как иначе?
Снос Энтузиаста
В Москве снесли кинотеатр «Энтузиаст». Хороший авторский модернизм, отмеченный игрой в контраст пластического равновесия, непринужденно парящими консолями, и чем-то даже похожий на ГТГ. С ним планировали разобраться где-то с 2013 года, и вот наконец. Но поражает даже не сам снос – а то, что приходит на смену объекту, отмеченному советской госпремией.
Истина в муке
Бюро Mast разработало интерьер кафе для сети кафе-пекарен «Лицей», как будто исследуя выразительные возможности самых простых, самых сдержанных дизайнерских средств, чтобы у посетителей была возможность насладиться ароматом свежеиспеченной сдобы и хлеба.
Гнезда в Приморье
Проект эко-парка «Гнезда», разработанный Алексеем Полищуком и компанией Пауэр Технолоджис, был отмечен первой премией фестиваля Союза архитекторов Эко-Берег 2025. Для глэмпминга в Филинской бухте авторы предложили дома-птицы, дома на деревьях, смотровую площадку-гнездо и входной акцент – павильон в виде филина.
Фабрика Матти
Креативные кластеры добрались до Выборга – бюро KLAUZURA подготовило проект ревитализации бывшей мебельной фабрики Матти Пиетинена, который предполагает восстановление исторического облика корпусов на 1916 год, а также включение новых выразительных элементов: металлической арки входа, объемной кладки на месте утрат, опоясывающей двор террасы.
Руины. Второе дыхание
Международное архитектурное бюро Alvisi Kirimoto представило новый выставочный маршрут в базилике Максенция в Археологическом парке Колизея в Риме.
Новый образ Искры
ТП-РП 2820 или «Искра» – новое небольшое кафе на нижегородской Стрелке, по силе обаяния и привлекательности достойно конкурирующее с более статусными объектами. Этот осколок постконструктивизма – епархиальное кафе. Весной этот небольшой объект признан лучшим в номинации «Реконструкция и приспособление» на Мосбилд-2025.
Формула воды
По проекту ‘nefa’architects’ в центре Йошкар-Олы благоустраивается так называемая набережная Брюгге: променад между рекой Малая Кокшага и сплошным фронтом «бельгийских» домиков, построенных в начале 2000-х. Изучив опыт Амстердама и Брюгге, архитекторы закольцевали сухопутный пешеходный маршрут с помощью водного, проходящего по понтонной системе. Потенциал участка у воды раскрывает сцена с амфитеатром на воде, безопасный бассейн для купания, а также плавучие сады. Марийский образ в архитектуре и дизайне
Себя показать…
Видовой ресторан «Пижоны», расположенный на 14-м этаже башни в центре Ижевска, быстро стал популярен – и во многом благодаря не столько открывающимся видам, сколько дизайну интерьера от бюро Egodesign.studio, в котором средиземноморские мотивы причудливо переплелись с удмуртскими.
Время архитектора: премия имени Сергея Ткаченко-2025
Учрежденная Институтом Генплана Москвы и Архитектурным центром Сергея Ткаченко премия подвела итоги. Из 160 студенческих выпускных квалификационных работ экспертное жюри выбрало три: медицинский центр для больных сахарным диабетом, морской технопарк и проект градостроительной организации периферийных зон на примере Волгограда.
Главный экспонат
Написалось содержательное алаверды с картинками к тексту о выставке в центре «Зотов», посвященной архитектурным макетам. Очень плотно на ней собран материал, кажется, настолько плотно, что перестает «слушаться» куратора, создавая собственные смыслы и завихрения. Давно столько раритетов нового и старого времени из области макета не было собрано в одном месте. Пробуем разобраться, как все устроено и кто тут главный.
С открытым сердцем
Модульное здание общежития для студентов Делфтского технического университета возвели всего за 26 недель. Авторы проекта – бюро Studioninedots.