Архив архитектуры

В Музее архитектуры открылась выставка «Профессия – реставратор», первая из экспозиций, приуроченных к будущему юбилею. Нетрадиционная тема позволяет показать работу не самых заметных, но очень важных для музея людей – тех, кто восстанавливает предметы и готовит их к хранению и показу.

mainImg
Выставка – большая и представительная, занимает основное на данный момент пространство музея, анфиладу дома Талызиных на Воздвиженке; должна продлиться несколько месяцев, до начала декабря. Экспозиция состоит из предметов музейного фонда, восстановленных в его двух реставрационных мастерских – отделе реставрации графических фондов, который существует с 1950-х годов и которым сейчас руководит Ольга Царева, и отделе реставрации трехмерных объектов, которым руководит Андрей Моисеев и который был заново создан в 2008 году по инициативе Давида Саркисяна, причем, по словам руководителя отдела, в тот момент в новую реставрационную мастерскую музея архитектуры «эвакуировались» специалисты из музея Прикладного искусства на Делегатской. Все реставраторы, работающие сейчас в музее, на выставке не только неоднократно названы, но и выступают с видеоинтервью на мониторах в каждом зале. 
Руководитель отдела реставрации графических фондов Ольга Царева. Выставка «Профессия – реставратор», Музей архитектуры, 08.09. – 05.12.2021
Фотография: Архи.ру
Руководитель отдела реставрации трехмерных объектов Андрей Моисеев. Выставка «Профессия – реставратор», Музей архитектуры, 08.09. – 05.12.2021
Фотография: Архи.ру
zooming
Список реставраторов, работающих в музее сейчас. Выставка «Профессия – реставратор», Музей архитектуры, 08.09. – 05.12.2021
Фотография: Архи.ру

Все эти упоминания и представления очень важны, поскольку профессия реставратора относится к разряду анти-пиаровских, главный человек на современной выставке – куратор, хорошо если еще хранитель или историк; реставраторы же как правило остаются «за кадром», так что выставку, посвященную их работе и сопровожденную их комментариями, можно счесть редкостью. По словам Ольги Царевой, в московском музее архитектуры за весь период его существования была только одна подобная выставка, посвященная работе отдела графики, и очень небольшая, в 1970-е годы. Нынешняя выставка – напротив, масштабная, эффектная, в главном здании и, по словам директора Елизаветы Лихачевой, первая из ряда экспозиций, связанных с юбилеем музея, которому в 2024 году исполняется 90 лет, а в 2034 – 100. То, что такая «стартовая юбилейная» выставка посвящена реставраторам, прочитывается как очень правильный жест – музей посвящает выставку тем, на чьих, нередко незаметных для стороннего человека, трудах держится целостность и сохранность фондов. 

С другой стороны надо заметить, что жанр выставки по-своему вписывается в, скажем так, «актуальные тренды современности», нацеленные на превращение любой закрытой сферы в аттракцион для зрителей. Как справедливо заметила на открытии глава отдела реставрации графики Ольга Царева, сейчас реставраторов принято помещать за стекло и превращать в часть музейной экспозиции. В этом смысле выставка и вписывается в модные веяния, и отчасти противостоит им: никто здесь не показывает зрителям «живых реставраторов» – «кухня» раскрыта медийными средствами, но людям не мешают работать: реставрационная мастерская присутствует в виде инсталляции, которая встречает нас на входе в первый зал. 
Инсталляция, представляющая стол реставратора за работой. Выставка «Профессия – реставратор», Музей архитектуры, 08.09. – 05.12.2021
Фотография: Архи.ру
Инсталляция, представляющая стол реставратора за работой. Выставка «Профессия – реставратор», Музей архитектуры, 08.09. – 05.12.2021
Фотография: Архи.ру
Инсталляция, представляющая стол реставратора за работой. Выставка «Профессия – реставратор», Музей архитектуры, 08.09. – 05.12.2021
Фотография: Архи.ру

Выставка современна и в смысле зрелищности, в ней много медийного: подлинники и фотографии первоначального состояния, пространные комментарии – от реставратора, хранителя, исследователя – соседствуют с видеоинтервью, где реставраторы лично рассказывают нам истории восстановления предметов, и с лайтбоксами, на которых предметы увеличены, подчас, в несколько раз, что позволяет рассматривать крупинки и детали. Все это, как и стенды из металлических решеток, предложенные авторами экспозиции, дизайн-бюро «Б&К» [и вдохновленные, как кажется, прошлогодней выставкой «Студии 44» в Эрмитаже] – создает нескучную разностороннюю обстановку, способствующую погружению в сложную, которую, при желании и достаточном запасе времени, здесь можно изучить достаточно подробно. 
Выставка «Профессия – реставратор», Музей архитектуры, 08.09. – 05.12.2021
Фотография: Архи.ру
Выставка «Профессия – реставратор», Музей архитектуры, 08.09. – 05.12.2021
Фотография: Архи.ру
Выставка «Профессия – реставратор», Музей архитектуры, 08.09. – 05.12.2021
Фотография: Архи.ру
Выставка «Профессия – реставратор», Музей архитектуры, 08.09. – 05.12.2021
Фотография: Архи.ру

В результате такого подхода предметы показаны многослойно, по нескольку раз: что было, что стало и почему, мелко, крупно. Выставка то говорит с нами на языке герметичной терминологии, когда «миколентная бумага» – еще понятно, а что-то другое уже нет, то вдруг объясняет всё «на пальцах», избавляя зрителя от понятийной растерянности, то дает возможность расслабиться и попросту полюбоваться вещами.

То – заставляет «ахнуть» от сопоставления было-стало. К примеру известная отмывка иофановского проекта Дворца Советов на своей фотографии до реставрации выглядит как почти утраченный папирус, а ведь какая эффектная – и хорошо известная – акварель. 
Отмывка проекта Дворца Советов до реставрации. Выставка «Профессия – реставратор», Музей архитектуры, 08.09. – 05.12.2021
Фотография: Архи.ру
На первом плане – макет Дворца Советов, на дальнем плане – отмывка проекта Дворца Советов после реставрации. Выставка «Профессия – реставратор», Музей архитектуры, 08.09. – 05.12.2021
Фотография: Архи.ру

Сопоставление усиливает эффект чуда, о котором много говорилось на открытии. В общем-то любая хорошая реставрация – чудо. И сложно сказать, снимает ли показ структуры и механики работы реставраторов магический эффект – или, наоборот, усиливает. Скорее второе: ведь мы по-прежнему видим «до» и «после», но всех тонкостей отмачивания, очистки, удаления вредного силикатного клея, укрепления и тонирования – так, чтобы смотрелось цельно, но не было подделкой – все-таки не понимаем. Не понимаем, насколько сложна реставрация негативов: до недавнего времени музей мог себе позволить только их консервацию, реставрация началась несколько лет назад. Да что там, не все термины знакомы.
Выставка «Профессия – реставратор», Музей архитектуры, 08.09. – 05.12.2021
Фотография: Архи.ру
Выставка «Профессия – реставратор», Музей архитектуры, 08.09. – 05.12.2021
Фотография: Архи.ру
Выставка «Профессия – реставратор», Музей архитектуры, 08.09. – 05.12.2021
Фотография: Архи.ру
Выставка «Профессия – реставратор», Музей архитектуры, 08.09. – 05.12.2021
Фотография: Архи.ру

Другой любопытный аспект состоит в том, что музей архитектуры – специфическое хранилище. Музеи живописи хранят собственно œuvres, произведения, – музей архитектуры хранит не архитектуру, а ее документацию: эскизы, тексты, чертежи, макеты, фотографии; а также элементы – черепицу, изразцы, фрагменты резьбы; а также мебель – предметы интерьера. Здание, и тем более градостроительный проект, невозможно поместить в музей или показать на выставке. В этом музей архитектуры сродни историческому или биологическому, к примеру музею эволюции имени Дарвина – предмет хранения в нем не собственно смысл, а посредник, передающий информацию. Хотя он, предмет, обладает и собственной ценностью тоже. У него есть автор, помимо автора замысла еще и автор макета или чертежа, иногда эти имена совпадают, иногда нет. И вот, есть еще и автор реставрации. Есть хранитель, есть историк. Эта многосоставность и авторства, и смысла вещей, хранимых в музее, вещей-посредников, наделенных в то же время самостоятельной ценностью – известный факт с привкусом парадокса – на выставке, благодаря ее специфике, как-то очень хорошо не осознается даже, а именно что ощущается на уровне разных чувств. 
Выставка «Профессия – реставратор», Музей архитектуры, 08.09. – 05.12.2021
Фотография: Архи.ру
Выставка «Профессия – реставратор», Музей архитектуры, 08.09. – 05.12.2021
Фотография: Архи.ру
Выставка «Профессия – реставратор», Музей архитектуры, 08.09. – 05.12.2021
Фотография: Архи.ру
Выставка «Профессия – реставратор», Музей архитектуры, 08.09. – 05.12.2021
Фотография: Архи.ру
Выставка «Профессия – реставратор», Музей архитектуры, 08.09. – 05.12.2021
Фотография: Архи.ру
Выставка «Профессия – реставратор», Музей архитектуры, 08.09. – 05.12.2021
Фотография: Архи.ру
Выставка «Профессия – реставратор», Музей архитектуры, 08.09. – 05.12.2021
Фотография: Архи.ру
Выставка «Профессия – реставратор», Музей архитектуры, 08.09. – 05.12.2021
Фотография: Архи.ру
Выставка «Профессия – реставратор», Музей архитектуры, 08.09. – 05.12.2021
Фотография: Архи.ру

С другой стороны, выставка отчасти становится учебником. Кто захочет, будет не только «ахать», но и разберется. Не зря же она начинается с пояснения трех главных «китов»: что такое консервация, реставрация, реконструкция – это ключевое, надо подчеркнуть, пояснение важно не только для понимания структуры музейной реставрации, а реставрации вообще, хотя об этом на выставке ни слова, – архитектурной в том числе. Как известно, история архитектурной реставрации за последние 30 лет пережила не лучшие времена, и до сих пор людям приходится объяснять, в чем отличие консервации от реконструкции, какая реконструкция правильная, какая варварская. В этом смысле выставку по реставрации предметов, иллюстрирующих архитектуру, можно было бы до какой-то степени интерполировать и на реставрацию архитектуры в целом, поскольку материалы, хранимые музеем, имеют к реставрации зданий самое непосредственное отношение. Как известно, любой хороший реставратор архитектуры, прежде чем начать работу, придет в музей за материалами. 
Выставка «Профессия – реставратор», Музей архитектуры, 08.09. – 05.12.2021
Фотография: Архи.ру

Понятия консервации, реставрации, реконструкции хорошо иллюстрируются историями о предметах, показанных на выставке. Взять к примеру макет конкурсного проекта Дворца Советов Моисея Гинзбурга: на момент реставрации он хранился в музее в виде колец, из которых первоначально был составлен купол здания. Остались только кольца. Реставраторы собрали из них купол – единственную подлинную часть макета, но проект был бы непонятен без остальных объемов – их воссоздали в картоне, максимально нейтрально. Пример выглядит почти хрестоматийной иллюстрацией правильного подхода к сохранению и докомпоновке. 
Выставка «Профессия – реставратор», Музей архитектуры, 08.09. – 05.12.2021
Фотография: Архи.ру
Выставка «Профессия – реставратор», Музей архитектуры, 08.09. – 05.12.2021
Фотография: Архи.ру
Выставка «Профессия – реставратор», Музей архитектуры, 08.09. – 05.12.2021
Фотография: Архи.ру

По словам директора музея архитектуры Елизаветы Лихачевой, идея выставки пришла ей после завершения реставрации макета Казанского собора, исполненного под личным руководством архитектора Воронихина. Макет очень хотелось показать зрителям, но в какую-то тематическую выставку он «не ложился» – так появилась идея сделать выставку из собственно темы реставрации музейных предметов.
Выставка «Профессия – реставратор», Музей архитектуры, 08.09. – 05.12.2021
Фотография: Архи.ру
Выставка «Профессия – реставратор», Музей архитектуры, 08.09. – 05.12.2021
Фотография: Архи.ру

Идея, признается директор, поначалу вызвала сомнения сотрудников, поскольку она не совпадает с традиционным музейным подходом к выставкам – здесь нет ни сквозной исторической персоналии, ни «большой темы». Затем, однако, идею приняли, и работали над выставкой практически всем музеем: длинный список участников можно увидеть слева перед входом. И, как мне признались давние сотрудники музея из тех, с кем удалось поговорить, результатом многие довольны. Что правильно: тема во многих отношениях удачная, но у нее есть еще два главных аспекта. 

Во-первых, необычный жанр позволяет музею показать весь спектр коллекций, которые он хранит, и хронологический, и типологический, и даже ценностный, – поскольку здесь показаны результаты реставрации как совершенно уникальных вещей, как к примеру фрагмент Кремлевского дворца Баженова, так и достаточно рядовых, как изразцы XVII века, и даже тиражных – страниц издания Мартынова и Снегирева. Сложно найти более удачный предлог для того, чтобы показать разнообразие музейных коллекций в целом, сделать «срез» от макетов и кресел до даже коллекции книжных экслибрисов, показанной в дальнем зале. 
Выставка «Профессия – реставратор», Музей архитектуры, 08.09. – 05.12.2021
Фотография: Архи.ру

Во-вторых, как уже было сказано, выставка анонсирована как начало серии «юбилейных мероприятий»: в 2024 году музею 90 лет, в 2034 году сто, в 2023 – 150 лет со дня рождения Алексея Щусева, в честь которого назван музей. Музей, заметим, был образован в 1964 году из двух: музея Академии архитектуры СССР, который располагался в Донском монастыре, и Республиканского музея русской архитектуры, созданного Щусевым в усадьбе Талызиных на Воздвиженке. Об этом говорится в исторической справке на выставке, и надо сказать, что о факте слияния, признаюсь за себя, раньше знали как-то не все. Многие знали, что у музея до 1991 года было две территории – в Донском и на Воздвиженке, но не все задумывались, почему. Год слияния – 1964 – дает еще один юбилей в 2024 году, 60 лет.

Но следовало бы, вероятно, акцентировать еще один «юбилей», прямо нынешнего года – 30 лет после экстренного переезда музея из Донского монастыря в 1991 году. Здания передали монастырю, а организовать планомерный переезд коллекции в то время не получилось. Мало того, что часть экспонатов: надгробия, в том числе Мартоса, и элементы архитектурного декора, спасенные после сноса Храма Христа Спасителя и церкви Успения на Покровке, вмонтированные в стены монастыря, остались на прежнем месте, – при переезде пострадали многие предметы, особенно объемные, макеты и скульптуры. Кроме того, именно монастырь долгое время был местом постоянной экспозиции музея, и после переезда в усадьбе Талызиных организовать постоянную экспозицию не удалось за все 30 лет; появился только ее «зачаток» в виде постоянной выставки частей модели Кремлевского дворца Баженова. Модель Казанского собора, к слову, тоже пострадала во время переезда и именно поэтому нуждалась в реставрации, которая стала для нее второй по счету; первый раз макет реставрировали в 1969 году и на выставке он представляет не только некий «стартовый объект», подсказавший и ее идею, но и пример «изменения реставрационных методик с течением времени». 
Макет Казанского собора. Выставка «Профессия – реставратор», Музей архитектуры, 08.09. – 05.12.2021
Фотография: Архи.ру

Однако сама по себе необходимость реставрации многих предметов, вызванная переездом, стала своего рода «родовой травмой» музейной жизни последних 30 лет. Каждый новый директор объявляет о решимости создать постоянную экспозицию, и каждый, будем честны, что-то делает в направлении «обживания» усадьбы Талызиных, но музей работает как пространство выставок, подчас очень хороших, показывающих интересные вещи из его фондов, а еще – как исключительной ценности архив по истории архитектуры, но не как собственно музей.

Сейчас директор музея Елизавета Лихачева вновь говорит о планах постоянной экспозиции в главном здании усадьбы Талызиных, с началом в виде ряда выставок, из которых первая посвящена реставраторам. Если говорить о символических действиях, которые, как известно, отчасти происходят из суеверий, то тема тоже выбрана правильно: выставка показывает, как реставраторы последовательно избавляются, в числе прочего, и от последствий экстренного переезда, когда-то очень плохо сказавшегося на музее; да и сам процесс реставрации вещей из фондов – своего рода зримое, поступательное возрождение отдельных предметов – выглядит как катализатор будущего возрождения музея в целом и в то же время как зримое доказательство его постоянной работы, которая происходит в недрах музея и которая должна в конечном счете привести к его новому воплощению. Пусть так и будет, тьфу-тьфу-тьфу. 
Выставка «Профессия – реставратор», Музей архитектуры, 08.09. – 05.12.2021
Фотография: Архи.ру

Ну вот, надеемся, нам удалось убедительно, на примерах, с аргументами и с иллюстрациями, показать, почему это хорошая выставка. И необычная.

13 Сентября 2021

Похожие статьи
Задел на устойчивость
Форум «Казаныш» в этом году прошел с особенным размахом: эксперты из 25 стран, «премьера» театра Камала от Wowhaus и Кэнго Кумы, полные людей лектории, анонс международных конкурсов и новых мега-проектов. Мы пробыли на фестивале два дня, а пищи для размышления получили на год. Делимся впечатлениями, услышанными практическими советами и продолжаем наблюдать – будет ли меняться архитектурный процесс после профессиональных интеграций со странами БРИКС+.
Больше стиля
Градостроительный совет во второй раз рассмотрел проект застройки бывшего Мытного двора – теперь им занимается мастерская «Евгений Герасимов и партнеры», которая для новых корпусов предложила пять трактовок исторических стилей от английской классики до а-ля рюс. Эклектика не всем пришлась по душе, однако превалировало настроение привести наконец в порядок территорию за забором.
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Музей архитекторов: локация – невесомость
Выставка Museum loci, открывшаяся в Музее архитектуры – огромная, хотя и занимает всего два этажа Флигеля-Руины. В основном специально для нее 59 архитекторов сделали объект или рисунок с размышлением о музее архитектуры, иногда очень определенным, но чаще – креативно-обобщенным. Таких больших выставок объектов от архитекторов не то что давно не было, но, кажется, не было вообще. Если тема и подходы интересны, то «залипнуть» в залах Руины можно надолго. Рассказываем подробно, в том числе о том, как правильно произносить название (спойлер: без разрешения сюда прокрался даже бог Локи).
Стеклянный потолок
Еще один проект, рассмотренный на Градостроительном совете Петербурга, – IT-кластер по проекту бюро Intercolumnium в районе Стеклянного городка. Его планируют строить на месте снесенных зданий сталинской эпохи, которые не были признаны ценными. Проект получил свою долю критики, но в целом был оценен положительно.
Такие разные исследования
Конкурс «Исследуй город», организованный в этом году Институтом Генплана Москвы, – не типичный для архитектурной среды. Зато он хорошо отвечает специфике работы градостроительной институции. Лучшим оказалось исследование современных жилых комплексов, где авторы совместили градостроительный подход с риелторским, выработав третий вариант. Также исследовали: общественные центры, мотивацию владения автомобилем и вакантность жилого фонда. Пятый участник сошел с дистанции. Рассказываем обо всех четырех работах.
За плечами Нобеля
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома от бюро «А2»: он займет участок рядом с памятниками промышленной архитектуры и повлияет на панораму Выборгской набережной. Эксперты высоко оценили рисовку фасадов, но предложили поработать с силуэтом и композицией.
Что такое китч
Новая выставка в Ruarts Foundation – про исследование китча. Сначала на него откликаются современные художники, тут собраны работы с начала 1990-х до нашего времени из порядка 15 коллекций, представительная выборка, есть известные. Затем – куратор, со своим множеством цитат, тоже китчует в некотором роде. Как-то в исследование вплелась и архитектура, и тоска по классике, и новостройки. Так что такое китч? Да проще рассказать, чем он не является.
Эволюция по плану
Бюро ASADOV презентовало павильон микрокультурного общественного Эвицентра: места для всестороннего развития, мастерклассов и гимнастики. Но еще, он же – прообраз загородного дома, наследник «Лоскутка», масштабируемый в несколько раз и изготавливаемый на заводе из CLT-панелей. Но и это еще не все. Это старт девелоперского проекта от архитектурного бюро (sic!). Архитекторы ищут партнеров для развития как маленьких эви-поселков, так и новых эви-городов, рассчитанных, по словам Андрея Асадова, на «эволюционное» развитие личностей, которые будут их населять.
Зодчество 2024: семеро
Как уже говорилось, в этом году главные награды «Зодчества» не присуждены. Рассуждаем, почему так, фантазируем на тему возможных форматов судейства – как бы было хорошо, как бы было здорово… Вместо двух наград получилось семь: их состав тоже интересен. Публикуем полный список лауреатов XXXIII фестиваля.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
В поисках клада
Бюро GAFA совместно с Tegola и Архитайл в рамках воркшопа фестиваля Москомархитектуры «Открытый город» организовало экспедицию на карельский остров Кильпола. Там, среди мхов и скал, студенты искали ответ на вопросы – что такое сакральное, где оно живет, чем питается? В этом участникам помогали ландшафтный инженер Евгений Левин и художник Николай Рерих, а также лось и отсутствие сотовой связи. Рассказываем, как всё было.
Ледокол Баумана
На прошедшей неделе Сергей Кузнецов показал журналистам кампус МГТУ имени Н.Э. Баумана. Мы хотели сделать по итогам показа репортаж – а получился репортажище, пространный в унисон с масштабом новой Технологической долины на Яузе. Рассказываем об экскурсии, структуре «долины» и особенностях ее архитектурного образа. Нам показалось, что авторы тут стремились к архетипическим формам современности. Их тут немало, и в общем, и в частностях. К примеру, все фасады стеклянные – подчиненные особенной форме, или нет... Но не только.
Земля в иллюминаторе
Здание аэропорта на Камчатке спроектировано итальянским архитектором. Одного этого факта достаточно, чтобы им заинтересоваться. Форма уподоблена кальдере вулкана, но напоминает космический корабль из старого кино. А середину аэропорта занимает 5-звездочный отель, и возможно, смотреть и на Камчатку, и на здание нового терминала надо начинать именно оттуда. Рассматриваем новый аэропорт Камчатки с разных сторон: функциональной, типологической, конструктивной, – и в контексте творчества его автора Клаудио Сильвестрина.
Время молодых
Чтобы найти нестандартный ответ на непростой вопрос нужно использовать нестандартные инструменты. Например, провести архитектурный хакатон и дать молодым архитекторам возможность предложить в рамках «Дней архитектуры» Новосибирска свои варианты решения задачи, над которой не один год бьются маститые профессионалы.
Утка, арка и трилистник
Второй проект, который обсуждался на петербургском градсовете – концепция развития территории на берегу реки Утка. Бюро Евгения Подгорнова предожило цепочку из трех разнохарактерных объемов, чем разделило мнение экспертов.
Дни и дела
Новосибирские «Дни архитектуры» были приурочены к 90-летию регионального отделения САР, но ретроспективное посвящение не помешало реализации живой, открытой и актуальной программы, переосмысливающей миссию Союза как площадки и медиатора диалога всех участников архитектурных процессов в городе. Размышляем, почему удалось устроить такой примечательно живой фестиваль, рассказываем истории главных архитекторов города, показываем преображенный кинотеатр «Победа», где всё и проходило. Завидуем, по-хорошему, Сибири.
Сити у СКА
Петербургский градсовет рассмотрел проект делового центра рядом со СКА Ареной. «Студия 44» обратилась к одному из узнаваемых приемов: восемь башен скомпонованы в «регулярную» композицию, перемежаясь с квадратами скверов и площадей. Мнения экспертов довольно ожидаемо разделились.
Наука + искусство = фестиваль
Начал работу шестой фестиваль паблик-арта «Здесь и сейчас». В этом году его объекты расположились в Инновационном центре «Сколково», чтобы продемонстрировать связь между наукой и искусством. Организаторы фестиваля из Парка «Зарядье» составили арт-маршрут, следуя которому, можно сделать собственный вывод о необходимости такого взаимодействия.
Словоформы
Архитекторы ATRIUM любят амбициозные задачи, вот и тридцатилетие бюро отмечают выставкой, смело играя со словарем в слова. Они погружают свои проекты и – важнее – многочисленные объекты, в некий собственный глоссарий, как в поток. Течешь тут, как по венам чистого искусства, то и дело касаясь, то вертикального города, то образовательных пространств, на которых архитекторы собаку съели, то идентичности места. Но больше всего подкупает то, что Вера Бутко и Антон Надточий утверждают, в том числе своей выставкой: архитектура – это прежде всего искусство, искусство работы с формой и пространством.
Прибытие на склад
Градсовет Петербурга рассмотрел терминал высокоскоростной железнодорожной магистрали, который начнут строить уже в этом году на подступах к Московскому вокзалу. Несмотря на то, что проект одобрен большинством голосов, эксперты были далеки от восторга: архитектура показалась им компромиссной, а транспортные решения – недальновидными.
Офис vs галерея
Градсовет Петербурга рассмотрел проект многоэтажной галереи на Выборгской набережной и нашел, что она скорее будет использоваться как офисное здание, которому не хватит парковочных мест. Критику также вызвала арка главного входа и отсутствие реакции на соседнее здание мануфактуры, построенное по проекту Василия Косякова.
Монастырь вместо вокзала?
В Твери много лет разрушается Речной вокзал, произведение специфического ответвления архитектуры 1930-х – легкое, градостроительно значимое здание-акцент на берегу реки. В 2017 году его центральная часть обрушилась, затем появились планы переноса вокзала для восстановления Отроча монастыря – а сейчас его собираются снять с госохраны, лишить статуса регионального ОКН. Остался один день, чтобы написать возражение. Поучаствуете?
Как-то вечером патриции
Репортаж с Архстояния 2024. Сегодня знаменитый никола-ленивецкий архитектурный фестиваль начал свою работу. Мы поискали на нем архитектуру, немного наскребли. Но музыки, тусковки и общения со зрителями заметно больше. Самая интересная новость из вчерашних: следующее Архстояние будет курировать Василий Бычков, основатель и директор Экспо-Парка, проводящего Арх Москву. Кажется, мы стали свидетелями большой коллаборации.
Технологии и материалы
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Сейчас на главной
Образ малой формы
Начинаем собирать коллекцию современных скамеек – с идеей, «месседжем», архитектурной составляющей. И, главное – либо уникальных, реализованных один раз, либо запущенных в серию, но обязательно по авторскому проекту. Из предложенных проектов редакция отберет лучшие, а из победителей этого мини-конкурса сделаем публикацию, покажем всем ваши скамейки.
А пока что...
Вино из одуванчиков
Работая над интерьером кафе в Казани, архитектурное бюро «Дюплекс» постаралось воссоздать настроение, присущее безмятежному летнему дню. Для этого авторы использовали не только теплую зеленую палитру и декор в виде растений, но и достаточно неожиданные текстуры камня и текстиля, а также световой дизайн.
Растворенный в джунглях
В проекте Canopy House Марсиу Коган и его Studio MK27 предложили человечный вариант модернистского по духу дома, сливающегося с буйной тропической природой на востоке Бразилии.
Миражи наших дней
Если вы читали книгу Даши Парамоновой «Грибы, мутанты и другие: архитектура эры Лужкова», то проект торгового центра в Казани покажется знакомым. Бюро Blank называет свой подход «миражом»: кирпичные фасады снесенного артиллерийского училища возвели заново и интегрировали в объем нового здания.
Парящая вершина
Центр продаж по проекту бюро Wutopia Lab в дельте Жемчужной реки напоминает о горных вершинах – как местных, тропической провинции Гуандун, так и тяньшаньских.
Лекарство и не только
В нижегородском баре «Травник» бюро INT2architecture создало атмосферу мастерской зельевара: пучки трав-ингредиентов свисают с потолка, штукатурка имитирует землебитные стены, а самая эффектная часть – потолок с кратерами, напоминающими гнездо птицы ремез.
Наедине с лесом
Архитектор Станислав Зыков спроектировал для небольшого лесного участка, свободного от деревьев, башню с бассейном на крыше: плавая в нем, можно рассматривать верхушки елей. Все наружные стены дома стеклянные и даже водосток находится внутри, чтобы гости могли лучше слышать шум дождя.
Любовь не горит
Последняя выставка петербургской Анненкирхе перед закрытием на реставрацию вспоминает все, что происходило в здании на протяжении трех столетий: от венчания Карла Брюллова до киносеансов Иосифа Бродского, рок-концерты и выставки экспериментального искусства, наконец – пожар, после которого приход расцвел с новой силой. Успейте запечатлеть образ одного из самых необычных мест Петербурга.
Путь в три шага
Бюро HENN и C.F. Møller выиграли конкурс на проект нового больничного комплекса Ганноверского медицинского института.
Архитектура впечатлений
Бюро Planet9 выпустило книгу «Архитектура впечатлений», посвященную значению экспозиционного дизайна в современном культурном пространстве. В ней собраны размышления о ключевых принципах выставочной архитектуры, реальные кейсы и закулисные истории масштабных проектов. Предлагаем познакомиться с фрагментом книги, где речь идет о нескольких биеннале – венецианских и уральской.
Дом хорошего самочувствия
Бюро Triptyque и Architects Office создали первый в Бразилии многоквартирный дом для здоровой жизни: их башня AGE360 в самом центре вмещает спортивные и спа-объекты.
Блеск дерзновенный
Изучаем «Новый взгляд», первую школу, построенную за последние 25 лет в Хамовниках. У здания три основные особенности: оно рассчитано на универсалии современного образования, обучение через общение и прочее; второе – фасады сочетают структурное моллированное стекло и металлизированно-поливную керамику, они дороги и технологичны. Третье – это школа «Садовых кварталов», последнее по времени приобретение знаменитого квартала Хамовников. И дорогое, и, по-своему, дерзкое приобретение: есть некий молодой задор в этом высказывании. Разбираемся, как устроена школа и где здесь контраст.
Перья на ветру
Павильон по проекту шанхайского бюро GN Architects, подчеркивая красоту пейзажа, служит для привлечения туристов на островок Чайшань в Восточно-Китайском море.
Поворот ядра
Остроумное и емкое пластическое решение – поворот каждого этажа на N градусов – дал ансамбль «танцующих» башен, подобных друг другу, но разных; простых, но сложных. Авторы тщательно продумали один узел и немало повозились с конструкцией колонн, все остальное «было просто». Да, еще стены ядра на каждом этаже развернули – для максимальной эффективности офисных пространств.
Зеленый и чистый
Водно-ландшафтный парк в Екатеринбурге, созданный компанией Urban Green для проведения фестиваля ландшафтного искусства «Атмофест», включает семь «зеленых» технологий – от посевных цветников до датчиков замера качества воздуха и очищающего воду биоплато.
Пресса: Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который...
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет.
Дом из весенней материи
За этим домом мы наблюдаем уже пару лет: вроде бы простой, не очень сложный, но как удачно вписался в микрорайонный контекст после развязок МСД. Здорово запоминается этот дом всем, кто хотя бы время о времени ездит по шоссе. На наш взгляд, тут Сергею Никешкину, миксуя популярные приемы и подходы архитектуры 2010-х, удалось простое, вроде бы, здание превратить в высказывание «на тему дома как такового». Разбираемся, как так вышло.
Что я несу?
До апреля в зале ожидания московского Северного речного вокзала можно посмотреть инсталляцию, посвященную истории грузоперевозок по Москве-реке. Используя эстетику контейнеров и кранов бюро .dpt создает скульптурный павильон, который заставляет по-новому взглянуть на пышные интерьеры вокзала, а также узнать, как менялась роль реки.
Слои и синергия
Концепция «Студии 44» для конкурса редевелопмента Ижевского оружейного завода основана на выявлении и сохранении всех исторических слоев главного корпуса, который получает функцию культурно-инновационного центра. «Программа» здания помогает соединить профессионалов из разных сфер, а эспланада, набережная Ижа и «заводской» сад – провоцировать дальнейшее изменение прилегающих территорий.
Выросший из своего окружения
Объявлены результаты конкурса по концепции Большого московского цирка, и теперь можно более полно показывать конкурсные проекты. Здесь – проект Маркс Инжиниринг, вызвавший наибольший интерес и одобрение у нашей аудитории.
Райский птичий лай
Вилла Casa Seriema, построенная в окрестностях Белу-Оризонти по проекту бюро Tetro, своими общественными пространствами обращена на горы, а частными комнатами – на густой лес.
Вода и ветер точат камень
По проекту бюро Asadov в районе Дубая, где сосредоточена инфраструктура для кино- и телепроизводства, будет построен жилой комплекс Arisha. Чтобы создать затененные пространства и интригующий силуэт, архитекторы выбрали воронкообразную композицию, а также заимствованные у природы пластические приемы – выветривания и осыпания. Пространства кровли, стилобата и подземного этажа расширяют возможности для досуга в контуре рукотворного «оазиса».
Цирк в Мневниках: сравнение разрезов
Показываем все шесть конкурсных проектов нового Большого цирка, перенесенного в Мневниковскую пойму. Как стало известно сегодня, победителем по итогам общественного голосования на «Активном гражданине» стал всё тот же проект, показанный нам, в качестве победившего, в январе. Но теперь можно посмотреть на разрезы, виды сверху... Некоторые проекты новый ракурс очень освежает.
Комментарии экспертов. Цирк
Объявлены результаты голосования: москвичи (29%) и дети (42%) проголосовали за первоначально победившее в конкурсе здание цирка в виде разноцветного шатра. Мы же собрали по разным изданиям комментарии экспертов архитектурно-строительной среды, включая авторов конкурсных проектов. Получилась внушительная подборка. Эксперты, в основном, приветствуют идею переноса в Мневники, далее – приветствуют обращение к общественному голосованию, и, наконец, кто-то отмечает уместность эксцентричной архитектуры победившего проекта для типологии цирка. Читайте мнения лучших людей отрасли.
Мосты и лестницы
Дом на берегу Волги в Саратовской области архитекторы бюро SNOU снабдили большим количеством террас, которые соединяются воздушными мостами – этот элемент присутствует также и в интерьере. Простым объемам и линейной компоновке противопоставлена скульптурная винтовая лестница, которая позволяет спуститься из спальни или кабинета в сад.