Архив архитектуры

В Музее архитектуры открылась выставка «Профессия – реставратор», первая из экспозиций, приуроченных к будущему юбилею. Нетрадиционная тема позволяет показать работу не самых заметных, но очень важных для музея людей – тех, кто восстанавливает предметы и готовит их к хранению и показу.

mainImg
Выставка – большая и представительная, занимает основное на данный момент пространство музея, анфиладу дома Талызиных на Воздвиженке; должна продлиться несколько месяцев, до начала декабря. Экспозиция состоит из предметов музейного фонда, восстановленных в его двух реставрационных мастерских – отделе реставрации графических фондов, который существует с 1950-х годов и которым сейчас руководит Ольга Царева, и отделе реставрации трехмерных объектов, которым руководит Андрей Моисеев и который был заново создан в 2008 году по инициативе Давида Саркисяна, причем, по словам руководителя отдела, в тот момент в новую реставрационную мастерскую музея архитектуры «эвакуировались» специалисты из музея Прикладного искусства на Делегатской. Все реставраторы, работающие сейчас в музее, на выставке не только неоднократно названы, но и выступают с видеоинтервью на мониторах в каждом зале. 
Руководитель отдела реставрации графических фондов Ольга Царева. Выставка «Профессия – реставратор», Музей архитектуры, 08.09. – 05.12.2021
Фотография: Архи.ру
Руководитель отдела реставрации трехмерных объектов Андрей Моисеев. Выставка «Профессия – реставратор», Музей архитектуры, 08.09. – 05.12.2021
Фотография: Архи.ру
zooming
Список реставраторов, работающих в музее сейчас. Выставка «Профессия – реставратор», Музей архитектуры, 08.09. – 05.12.2021
Фотография: Архи.ру

Все эти упоминания и представления очень важны, поскольку профессия реставратора относится к разряду анти-пиаровских, главный человек на современной выставке – куратор, хорошо если еще хранитель или историк; реставраторы же как правило остаются «за кадром», так что выставку, посвященную их работе и сопровожденную их комментариями, можно счесть редкостью. По словам Ольги Царевой, в московском музее архитектуры за весь период его существования была только одна подобная выставка, посвященная работе отдела графики, и очень небольшая, в 1970-е годы. Нынешняя выставка – напротив, масштабная, эффектная, в главном здании и, по словам директора Елизаветы Лихачевой, первая из ряда экспозиций, связанных с юбилеем музея, которому в 2024 году исполняется 90 лет, а в 2034 – 100. То, что такая «стартовая юбилейная» выставка посвящена реставраторам, прочитывается как очень правильный жест – музей посвящает выставку тем, на чьих, нередко незаметных для стороннего человека, трудах держится целостность и сохранность фондов. 

С другой стороны надо заметить, что жанр выставки по-своему вписывается в, скажем так, «актуальные тренды современности», нацеленные на превращение любой закрытой сферы в аттракцион для зрителей. Как справедливо заметила на открытии глава отдела реставрации графики Ольга Царева, сейчас реставраторов принято помещать за стекло и превращать в часть музейной экспозиции. В этом смысле выставка и вписывается в модные веяния, и отчасти противостоит им: никто здесь не показывает зрителям «живых реставраторов» – «кухня» раскрыта медийными средствами, но людям не мешают работать: реставрационная мастерская присутствует в виде инсталляции, которая встречает нас на входе в первый зал. 
Инсталляция, представляющая стол реставратора за работой. Выставка «Профессия – реставратор», Музей архитектуры, 08.09. – 05.12.2021
Фотография: Архи.ру
Инсталляция, представляющая стол реставратора за работой. Выставка «Профессия – реставратор», Музей архитектуры, 08.09. – 05.12.2021
Фотография: Архи.ру
Инсталляция, представляющая стол реставратора за работой. Выставка «Профессия – реставратор», Музей архитектуры, 08.09. – 05.12.2021
Фотография: Архи.ру

Выставка современна и в смысле зрелищности, в ней много медийного: подлинники и фотографии первоначального состояния, пространные комментарии – от реставратора, хранителя, исследователя – соседствуют с видеоинтервью, где реставраторы лично рассказывают нам истории восстановления предметов, и с лайтбоксами, на которых предметы увеличены, подчас, в несколько раз, что позволяет рассматривать крупинки и детали. Все это, как и стенды из металлических решеток, предложенные авторами экспозиции, дизайн-бюро «Б&К» [и вдохновленные, как кажется, прошлогодней выставкой «Студии 44» в Эрмитаже] – создает нескучную разностороннюю обстановку, способствующую погружению в сложную, которую, при желании и достаточном запасе времени, здесь можно изучить достаточно подробно. 
Выставка «Профессия – реставратор», Музей архитектуры, 08.09. – 05.12.2021
Фотография: Архи.ру
Выставка «Профессия – реставратор», Музей архитектуры, 08.09. – 05.12.2021
Фотография: Архи.ру
Выставка «Профессия – реставратор», Музей архитектуры, 08.09. – 05.12.2021
Фотография: Архи.ру
Выставка «Профессия – реставратор», Музей архитектуры, 08.09. – 05.12.2021
Фотография: Архи.ру

В результате такого подхода предметы показаны многослойно, по нескольку раз: что было, что стало и почему, мелко, крупно. Выставка то говорит с нами на языке герметичной терминологии, когда «миколентная бумага» – еще понятно, а что-то другое уже нет, то вдруг объясняет всё «на пальцах», избавляя зрителя от понятийной растерянности, то дает возможность расслабиться и попросту полюбоваться вещами.

То – заставляет «ахнуть» от сопоставления было-стало. К примеру известная отмывка иофановского проекта Дворца Советов на своей фотографии до реставрации выглядит как почти утраченный папирус, а ведь какая эффектная – и хорошо известная – акварель. 
Отмывка проекта Дворца Советов до реставрации. Выставка «Профессия – реставратор», Музей архитектуры, 08.09. – 05.12.2021
Фотография: Архи.ру
На первом плане – макет Дворца Советов, на дальнем плане – отмывка проекта Дворца Советов после реставрации. Выставка «Профессия – реставратор», Музей архитектуры, 08.09. – 05.12.2021
Фотография: Архи.ру

Сопоставление усиливает эффект чуда, о котором много говорилось на открытии. В общем-то любая хорошая реставрация – чудо. И сложно сказать, снимает ли показ структуры и механики работы реставраторов магический эффект – или, наоборот, усиливает. Скорее второе: ведь мы по-прежнему видим «до» и «после», но всех тонкостей отмачивания, очистки, удаления вредного силикатного клея, укрепления и тонирования – так, чтобы смотрелось цельно, но не было подделкой – все-таки не понимаем. Не понимаем, насколько сложна реставрация негативов: до недавнего времени музей мог себе позволить только их консервацию, реставрация началась несколько лет назад. Да что там, не все термины знакомы.
Выставка «Профессия – реставратор», Музей архитектуры, 08.09. – 05.12.2021
Фотография: Архи.ру
Выставка «Профессия – реставратор», Музей архитектуры, 08.09. – 05.12.2021
Фотография: Архи.ру
Выставка «Профессия – реставратор», Музей архитектуры, 08.09. – 05.12.2021
Фотография: Архи.ру
Выставка «Профессия – реставратор», Музей архитектуры, 08.09. – 05.12.2021
Фотография: Архи.ру

Другой любопытный аспект состоит в том, что музей архитектуры – специфическое хранилище. Музеи живописи хранят собственно œuvres, произведения, – музей архитектуры хранит не архитектуру, а ее документацию: эскизы, тексты, чертежи, макеты, фотографии; а также элементы – черепицу, изразцы, фрагменты резьбы; а также мебель – предметы интерьера. Здание, и тем более градостроительный проект, невозможно поместить в музей или показать на выставке. В этом музей архитектуры сродни историческому или биологическому, к примеру музею эволюции имени Дарвина – предмет хранения в нем не собственно смысл, а посредник, передающий информацию. Хотя он, предмет, обладает и собственной ценностью тоже. У него есть автор, помимо автора замысла еще и автор макета или чертежа, иногда эти имена совпадают, иногда нет. И вот, есть еще и автор реставрации. Есть хранитель, есть историк. Эта многосоставность и авторства, и смысла вещей, хранимых в музее, вещей-посредников, наделенных в то же время самостоятельной ценностью – известный факт с привкусом парадокса – на выставке, благодаря ее специфике, как-то очень хорошо не осознается даже, а именно что ощущается на уровне разных чувств. 
Выставка «Профессия – реставратор», Музей архитектуры, 08.09. – 05.12.2021
Фотография: Архи.ру
Выставка «Профессия – реставратор», Музей архитектуры, 08.09. – 05.12.2021
Фотография: Архи.ру
Выставка «Профессия – реставратор», Музей архитектуры, 08.09. – 05.12.2021
Фотография: Архи.ру
Выставка «Профессия – реставратор», Музей архитектуры, 08.09. – 05.12.2021
Фотография: Архи.ру
Выставка «Профессия – реставратор», Музей архитектуры, 08.09. – 05.12.2021
Фотография: Архи.ру
Выставка «Профессия – реставратор», Музей архитектуры, 08.09. – 05.12.2021
Фотография: Архи.ру
Выставка «Профессия – реставратор», Музей архитектуры, 08.09. – 05.12.2021
Фотография: Архи.ру
Выставка «Профессия – реставратор», Музей архитектуры, 08.09. – 05.12.2021
Фотография: Архи.ру
Выставка «Профессия – реставратор», Музей архитектуры, 08.09. – 05.12.2021
Фотография: Архи.ру

С другой стороны, выставка отчасти становится учебником. Кто захочет, будет не только «ахать», но и разберется. Не зря же она начинается с пояснения трех главных «китов»: что такое консервация, реставрация, реконструкция – это ключевое, надо подчеркнуть, пояснение важно не только для понимания структуры музейной реставрации, а реставрации вообще, хотя об этом на выставке ни слова, – архитектурной в том числе. Как известно, история архитектурной реставрации за последние 30 лет пережила не лучшие времена, и до сих пор людям приходится объяснять, в чем отличие консервации от реконструкции, какая реконструкция правильная, какая варварская. В этом смысле выставку по реставрации предметов, иллюстрирующих архитектуру, можно было бы до какой-то степени интерполировать и на реставрацию архитектуры в целом, поскольку материалы, хранимые музеем, имеют к реставрации зданий самое непосредственное отношение. Как известно, любой хороший реставратор архитектуры, прежде чем начать работу, придет в музей за материалами. 
Выставка «Профессия – реставратор», Музей архитектуры, 08.09. – 05.12.2021
Фотография: Архи.ру

Понятия консервации, реставрации, реконструкции хорошо иллюстрируются историями о предметах, показанных на выставке. Взять к примеру макет конкурсного проекта Дворца Советов Моисея Гинзбурга: на момент реставрации он хранился в музее в виде колец, из которых первоначально был составлен купол здания. Остались только кольца. Реставраторы собрали из них купол – единственную подлинную часть макета, но проект был бы непонятен без остальных объемов – их воссоздали в картоне, максимально нейтрально. Пример выглядит почти хрестоматийной иллюстрацией правильного подхода к сохранению и докомпоновке. 
Выставка «Профессия – реставратор», Музей архитектуры, 08.09. – 05.12.2021
Фотография: Архи.ру
Выставка «Профессия – реставратор», Музей архитектуры, 08.09. – 05.12.2021
Фотография: Архи.ру
Выставка «Профессия – реставратор», Музей архитектуры, 08.09. – 05.12.2021
Фотография: Архи.ру

По словам директора музея архитектуры Елизаветы Лихачевой, идея выставки пришла ей после завершения реставрации макета Казанского собора, исполненного под личным руководством архитектора Воронихина. Макет очень хотелось показать зрителям, но в какую-то тематическую выставку он «не ложился» – так появилась идея сделать выставку из собственно темы реставрации музейных предметов.
Выставка «Профессия – реставратор», Музей архитектуры, 08.09. – 05.12.2021
Фотография: Архи.ру
Выставка «Профессия – реставратор», Музей архитектуры, 08.09. – 05.12.2021
Фотография: Архи.ру

Идея, признается директор, поначалу вызвала сомнения сотрудников, поскольку она не совпадает с традиционным музейным подходом к выставкам – здесь нет ни сквозной исторической персоналии, ни «большой темы». Затем, однако, идею приняли, и работали над выставкой практически всем музеем: длинный список участников можно увидеть слева перед входом. И, как мне признались давние сотрудники музея из тех, с кем удалось поговорить, результатом многие довольны. Что правильно: тема во многих отношениях удачная, но у нее есть еще два главных аспекта. 

Во-первых, необычный жанр позволяет музею показать весь спектр коллекций, которые он хранит, и хронологический, и типологический, и даже ценностный, – поскольку здесь показаны результаты реставрации как совершенно уникальных вещей, как к примеру фрагмент Кремлевского дворца Баженова, так и достаточно рядовых, как изразцы XVII века, и даже тиражных – страниц издания Мартынова и Снегирева. Сложно найти более удачный предлог для того, чтобы показать разнообразие музейных коллекций в целом, сделать «срез» от макетов и кресел до даже коллекции книжных экслибрисов, показанной в дальнем зале. 
Выставка «Профессия – реставратор», Музей архитектуры, 08.09. – 05.12.2021
Фотография: Архи.ру

Во-вторых, как уже было сказано, выставка анонсирована как начало серии «юбилейных мероприятий»: в 2024 году музею 90 лет, в 2034 году сто, в 2023 – 150 лет со дня рождения Алексея Щусева, в честь которого назван музей. Музей, заметим, был образован в 1964 году из двух: музея Академии архитектуры СССР, который располагался в Донском монастыре, и Республиканского музея русской архитектуры, созданного Щусевым в усадьбе Талызиных на Воздвиженке. Об этом говорится в исторической справке на выставке, и надо сказать, что о факте слияния, признаюсь за себя, раньше знали как-то не все. Многие знали, что у музея до 1991 года было две территории – в Донском и на Воздвиженке, но не все задумывались, почему. Год слияния – 1964 – дает еще один юбилей в 2024 году, 60 лет.

Но следовало бы, вероятно, акцентировать еще один «юбилей», прямо нынешнего года – 30 лет после экстренного переезда музея из Донского монастыря в 1991 году. Здания передали монастырю, а организовать планомерный переезд коллекции в то время не получилось. Мало того, что часть экспонатов: надгробия, в том числе Мартоса, и элементы архитектурного декора, спасенные после сноса Храма Христа Спасителя и церкви Успения на Покровке, вмонтированные в стены монастыря, остались на прежнем месте, – при переезде пострадали многие предметы, особенно объемные, макеты и скульптуры. Кроме того, именно монастырь долгое время был местом постоянной экспозиции музея, и после переезда в усадьбе Талызиных организовать постоянную экспозицию не удалось за все 30 лет; появился только ее «зачаток» в виде постоянной выставки частей модели Кремлевского дворца Баженова. Модель Казанского собора, к слову, тоже пострадала во время переезда и именно поэтому нуждалась в реставрации, которая стала для нее второй по счету; первый раз макет реставрировали в 1969 году и на выставке он представляет не только некий «стартовый объект», подсказавший и ее идею, но и пример «изменения реставрационных методик с течением времени». 
Макет Казанского собора. Выставка «Профессия – реставратор», Музей архитектуры, 08.09. – 05.12.2021
Фотография: Архи.ру

Однако сама по себе необходимость реставрации многих предметов, вызванная переездом, стала своего рода «родовой травмой» музейной жизни последних 30 лет. Каждый новый директор объявляет о решимости создать постоянную экспозицию, и каждый, будем честны, что-то делает в направлении «обживания» усадьбы Талызиных, но музей работает как пространство выставок, подчас очень хороших, показывающих интересные вещи из его фондов, а еще – как исключительной ценности архив по истории архитектуры, но не как собственно музей.

Сейчас директор музея Елизавета Лихачева вновь говорит о планах постоянной экспозиции в главном здании усадьбы Талызиных, с началом в виде ряда выставок, из которых первая посвящена реставраторам. Если говорить о символических действиях, которые, как известно, отчасти происходят из суеверий, то тема тоже выбрана правильно: выставка показывает, как реставраторы последовательно избавляются, в числе прочего, и от последствий экстренного переезда, когда-то очень плохо сказавшегося на музее; да и сам процесс реставрации вещей из фондов – своего рода зримое, поступательное возрождение отдельных предметов – выглядит как катализатор будущего возрождения музея в целом и в то же время как зримое доказательство его постоянной работы, которая происходит в недрах музея и которая должна в конечном счете привести к его новому воплощению. Пусть так и будет, тьфу-тьфу-тьфу. 
Выставка «Профессия – реставратор», Музей архитектуры, 08.09. – 05.12.2021
Фотография: Архи.ру

Ну вот, надеемся, нам удалось убедительно, на примерах, с аргументами и с иллюстрациями, показать, почему это хорошая выставка. И необычная.

13 Сентября 2021

Похожие статьи
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Музей архитекторов: локация – невесомость
Выставка Museum loci, открывшаяся в Музее архитектуры – огромная, хотя и занимает всего два этажа Флигеля-Руины. В основном специально для нее 59 архитекторов сделали объект или рисунок с размышлением о музее архитектуры, иногда очень определенным, но чаще – креативно-обобщенным. Таких больших выставок объектов от архитекторов не то что давно не было, но, кажется, не было вообще. Если тема и подходы интересны, то «залипнуть» в залах Руины можно надолго. Рассказываем подробно, в том числе о том, как правильно произносить название (спойлер: без разрешения сюда прокрался даже бог Локи).
Стеклянный потолок
Еще один проект, рассмотренный на Градостроительном совете Петербурга, – IT-кластер по проекту бюро Intercolumnium в районе Стеклянного городка. Его планируют строить на месте снесенных зданий сталинской эпохи, которые не были признаны ценными. Проект получил свою долю критики, но в целом был оценен положительно.
Такие разные исследования
Конкурс «Исследуй город», организованный в этом году Институтом Генплана Москвы, – не типичный для архитектурной среды. Зато он хорошо отвечает специфике работы градостроительной институции. Лучшим оказалось исследование современных жилых комплексов, где авторы совместили градостроительный подход с риелторским, выработав третий вариант. Также исследовали: общественные центры, мотивацию владения автомобилем и вакантность жилого фонда. Пятый участник сошел с дистанции. Рассказываем обо всех четырех работах.
За плечами Нобеля
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома от бюро «А2»: он займет участок рядом с памятниками промышленной архитектуры и повлияет на панораму Выборгской набережной. Эксперты высоко оценили рисовку фасадов, но предложили поработать с силуэтом и композицией.
Что такое китч
Новая выставка в Ruarts Foundation – про исследование китча. Сначала на него откликаются современные художники, тут собраны работы с начала 1990-х до нашего времени из порядка 15 коллекций, представительная выборка, есть известные. Затем – куратор, со своим множеством цитат, тоже китчует в некотором роде. Как-то в исследование вплелась и архитектура, и тоска по классике, и новостройки. Так что такое китч? Да проще рассказать, чем он не является.
Эволюция по плану
Бюро ASADOV презентовало павильон микрокультурного общественного Эвицентра: места для всестороннего развития, мастерклассов и гимнастики. Но еще, он же – прообраз загородного дома, наследник «Лоскутка», масштабируемый в несколько раз и изготавливаемый на заводе из CLT-панелей. Но и это еще не все. Это старт девелоперского проекта от архитектурного бюро (sic!). Архитекторы ищут партнеров для развития как маленьких эви-поселков, так и новых эви-городов, рассчитанных, по словам Андрея Асадова, на «эволюционное» развитие личностей, которые будут их населять.
Зодчество 2024: семеро
Как уже говорилось, в этом году главные награды «Зодчества» не присуждены. Рассуждаем, почему так, фантазируем на тему возможных форматов судейства – как бы было хорошо, как бы было здорово… Вместо двух наград получилось семь: их состав тоже интересен. Публикуем полный список лауреатов XXXIII фестиваля.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
В поисках клада
Бюро GAFA совместно с Tegola и Архитайл в рамках воркшопа фестиваля Москомархитектуры «Открытый город» организовало экспедицию на карельский остров Кильпола. Там, среди мхов и скал, студенты искали ответ на вопросы – что такое сакральное, где оно живет, чем питается? В этом участникам помогали ландшафтный инженер Евгений Левин и художник Николай Рерих, а также лось и отсутствие сотовой связи. Рассказываем, как всё было.
Ледокол Баумана
На прошедшей неделе Сергей Кузнецов показал журналистам кампус МГТУ имени Н.Э. Баумана. Мы хотели сделать по итогам показа репортаж – а получился репортажище, пространный в унисон с масштабом новой Технологической долины на Яузе. Рассказываем об экскурсии, структуре «долины» и особенностях ее архитектурного образа. Нам показалось, что авторы тут стремились к архетипическим формам современности. Их тут немало, и в общем, и в частностях. К примеру, все фасады стеклянные – подчиненные особенной форме, или нет... Но не только.
Земля в иллюминаторе
Здание аэропорта на Камчатке спроектировано итальянским архитектором. Одного этого факта достаточно, чтобы им заинтересоваться. Форма уподоблена кальдере вулкана, но напоминает космический корабль из старого кино. А середину аэропорта занимает 5-звездочный отель, и возможно, смотреть и на Камчатку, и на здание нового терминала надо начинать именно оттуда. Рассматриваем новый аэропорт Камчатки с разных сторон: функциональной, типологической, конструктивной, – и в контексте творчества его автора Клаудио Сильвестрина.
Время молодых
Чтобы найти нестандартный ответ на непростой вопрос нужно использовать нестандартные инструменты. Например, провести архитектурный хакатон и дать молодым архитекторам возможность предложить в рамках «Дней архитектуры» Новосибирска свои варианты решения задачи, над которой не один год бьются маститые профессионалы.
Утка, арка и трилистник
Второй проект, который обсуждался на петербургском градсовете – концепция развития территории на берегу реки Утка. Бюро Евгения Подгорнова предожило цепочку из трех разнохарактерных объемов, чем разделило мнение экспертов.
Дни и дела
Новосибирские «Дни архитектуры» были приурочены к 90-летию регионального отделения САР, но ретроспективное посвящение не помешало реализации живой, открытой и актуальной программы, переосмысливающей миссию Союза как площадки и медиатора диалога всех участников архитектурных процессов в городе. Размышляем, почему удалось устроить такой примечательно живой фестиваль, рассказываем истории главных архитекторов города, показываем преображенный кинотеатр «Победа», где всё и проходило. Завидуем, по-хорошему, Сибири.
Сити у СКА
Петербургский градсовет рассмотрел проект делового центра рядом со СКА Ареной. «Студия 44» обратилась к одному из узнаваемых приемов: восемь башен скомпонованы в «регулярную» композицию, перемежаясь с квадратами скверов и площадей. Мнения экспертов довольно ожидаемо разделились.
Наука + искусство = фестиваль
Начал работу шестой фестиваль паблик-арта «Здесь и сейчас». В этом году его объекты расположились в Инновационном центре «Сколково», чтобы продемонстрировать связь между наукой и искусством. Организаторы фестиваля из Парка «Зарядье» составили арт-маршрут, следуя которому, можно сделать собственный вывод о необходимости такого взаимодействия.
Словоформы
Архитекторы ATRIUM любят амбициозные задачи, вот и тридцатилетие бюро отмечают выставкой, смело играя со словарем в слова. Они погружают свои проекты и – важнее – многочисленные объекты, в некий собственный глоссарий, как в поток. Течешь тут, как по венам чистого искусства, то и дело касаясь, то вертикального города, то образовательных пространств, на которых архитекторы собаку съели, то идентичности места. Но больше всего подкупает то, что Вера Бутко и Антон Надточий утверждают, в том числе своей выставкой: архитектура – это прежде всего искусство, искусство работы с формой и пространством.
Прибытие на склад
Градсовет Петербурга рассмотрел терминал высокоскоростной железнодорожной магистрали, который начнут строить уже в этом году на подступах к Московскому вокзалу. Несмотря на то, что проект одобрен большинством голосов, эксперты были далеки от восторга: архитектура показалась им компромиссной, а транспортные решения – недальновидными.
Офис vs галерея
Градсовет Петербурга рассмотрел проект многоэтажной галереи на Выборгской набережной и нашел, что она скорее будет использоваться как офисное здание, которому не хватит парковочных мест. Критику также вызвала арка главного входа и отсутствие реакции на соседнее здание мануфактуры, построенное по проекту Василия Косякова.
Монастырь вместо вокзала?
В Твери много лет разрушается Речной вокзал, произведение специфического ответвления архитектуры 1930-х – легкое, градостроительно значимое здание-акцент на берегу реки. В 2017 году его центральная часть обрушилась, затем появились планы переноса вокзала для восстановления Отроча монастыря – а сейчас его собираются снять с госохраны, лишить статуса регионального ОКН. Остался один день, чтобы написать возражение. Поучаствуете?
Как-то вечером патриции
Репортаж с Архстояния 2024. Сегодня знаменитый никола-ленивецкий архитектурный фестиваль начал свою работу. Мы поискали на нем архитектуру, немного наскребли. Но музыки, тусковки и общения со зрителями заметно больше. Самая интересная новость из вчерашних: следующее Архстояние будет курировать Василий Бычков, основатель и директор Экспо-Парка, проводящего Арх Москву. Кажется, мы стали свидетелями большой коллаборации.
Митьки в арбузе
В петербургском «Манеже» открылась выставка художников «Пушкинской-10» – не заметить ее невозможно благодаря яркому дизайну, которым занималась студия «Витрувий и сыновья». Тот случай, когда архитектура перетянула на себя одеяло и встала вровень с художественным высказыванием. Хотя казалось бы – подумаешь, контейнеры и горошек.
Архитектор в городе
Прошлись по современной Москве с проектом «Прогулки с архитектором» – от ЖК LUCKY до Можайского вала. Это долго и подробно, но интересно и познавательно. Рассказываем и показываем, гуляли 4 часа.
Конкурс в Коммунарке: нюансы
Институт Генплана и группа «Самолет» провели семинар для будущих участников конкурса на концепцию района в АДЦ «Коммунарка». Выяснились некоторые детали, которые будут полезны будущим участникам. Рассказываем.
Три шоу
МАРШ опять показывает, как надо душевно и атмосферно обходиться с макетами и с материями: физическими от картона до металла – и смысловыми, от вопроса уместности в контексте до разнообразных ракурсов архитектурных философий.
Технологии и материалы
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Сейчас на главной
Пресса: Город, спрятавший свои памятники
Псков: тяжелая судьба генплана и интуиционная реставрация.

Рассказ о том, как при восстановлении Пскова столкнулось три градостроительные концепции от разных авторов, кто кого съел и почему город теперь так выглядит. Получается, Псков теперь – фентези.
Коронованный корень
К бруталистской башне в самом сердце 12-го округа Парижа бюро Maud Caubet Architectes отнеслось как к королеве и увенчало её эффектной стеклянной «короной».
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Звери в пещере
В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков открылась выставка «Анималистика. И в шутку, и всерьез». Архитектурной частью занималась мастерская «Витрувий и сыновья», которая превратила один из залов в пещеру Альтамира. А во дворе музея появилась ёлка, претендующая на звание самой оригинальной и фотогеничной в городе.
Река и форм, и смыслов
Бюро ATRIUM славится вниманием к пластичной форме, современному дизайну и даже к новым видам интеллекта. В книге-портфолио Вера Бутко и Антон Надточий представили работу компании как бурный поток: текстов, графики, образов... Это делает ее яркой феерией, хотя не в ущерб системности. Но система – другая, обновленная. Как будто фрагмент метавселенной воплотился в бумажном издании.
Лунка и сопка
Гольф-поле, построенное на окраине Красноярска по проекту местного бюро Проектдевелопмент, включает Академию – крытую часть для отработки ударов. Здание построено из клееных балок, а его форма соответствует ландшафту и очертаниям сопок.
Жизнестроительство на своей шкуре
Какая шкура у архитектора? Правильно, чаще всего черная... Неудивительно, что такого же цвета обложка новой книги издательства TATLIN, в которой – впервые для России – собраны 52 собственных дома современных архитекторов. Есть известные, даже знаменитые, есть и совершенно малоизвестные, и большие, и маленькие, и стильные, и диковинные. В какой-то мере отражает историю нашей архитектуры за 30 лет.
Квартальная изолиния
Еще один конкурсный проект жилого комплекса на берегу Волги в Нижнем Новгороде подготовила «Студия 44». Группа архитекторов под руководством Ивана Кожина пришла к выводу, что неправильно в таком месте использовать регулярно-квартальную планировку и выработала индивидуальный подход: цепочку из парцеллированных многосекционных домов, которая тянется вдоль всей набережной. Рассказываем об особенностях и преимуществах приёма.
Двенадцать модулей эффективности для Гродно
В последний день ноября в Минске подвели итоги I Белорусского конкурса на разработку эффективной среды жилого квартала в Гродно. В конкурсе приняли активное участие российские архитекторы. Победу одержал проект «12 sq», разработанный авторским коллективом архитектурного бюро «НИТИ» из Уфы. Рассказываем подробно о победителе и остальных лауреатах конкурса
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Арх подарки
Собрали десять идей для подарков, так или иначе связанных с архитектурой. Советуем книги, впечатления, функциональные и просто красивые объекты: от оправ Кенго Кума и кинетических скульптур до кирпичей Фальконье и формочек для выпечки метлахской плитки.
Воспитание преемственностью
Объект культурного наследия на территории нового жилого комплекса часто воспринимается застройщиком как обременение. Хотя вполне может стать «продающей» и привлекающей внимание особенностью. Один из таких примеров реализован в петербургском ЖК «Кантемировский 11», где по проекту НИиПИ Спецреставрация фабрику начала XX века приспособили под школу и детский сад.
Левитация памяти
CITIZENSTUDIO спроектировали и реализовали памятник жертвам Холокоста в Екатеринбуге. В него включены камни из десяти мест массовой гибели евреев во время Великой Отечественной. На каждом табличка. И еще, хотя и щемяще-мемориальный, хрупкий и открытый. К такому памятнику легко подойти.
Пресса: Как Остоженка стала образцом архитектуры и символом...
Обозреватель Павел Зельдович поговорил с теми, кто формировал современный облик Остоженки. А фотограф Михаил Розанов любезно предоставил «Снобу» свои снимки. Кроме того, в материале использованы фото старой Остоженки Бориса Томбака и одного из главных архитекторов проекта Андрея Гнездилова.
Вершины социальной экологии
Четыре бюро – ATI Project, a-fact, Weber Architects и Parcnouveau – совместными усилиями выиграли конкурс на проектирование экологичного и «социального» жилого квартала Берталия-Лазаретто на окраине Болоньи.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Радушный мицелий
Проект гостинично-оздоровительного комплекса для эко-парка «Ясно-поле» отталкивается от технологии – по условиям конкурса, его будут печатать на 3D-принтере. В поисках подходящей «слоистой» фактуры арт-группа Nonfrozenarch обратилась к царству грибов.
Археология модернизма: первая работа Нины Алешиной
Историю модернизма редко изучают так, как XVIII или XIX век – с вниманием к деталям, поиском и атрибуциями. А вот Александр Змеул, исследуя творчество архитектора Московского метро Нины Алешиной, сделал относительно небольшое, но настоящее открытие: нашел ее первую авторскую реализацию. Это вестибюль станции «Проспект Мира» радиальной линии. Интересно и то, что его фасад 1959 года просуществовал менее 20 лет. Почему так? Читайте статью.
Канон севера
Проект храмового комплекса рядом со студенческим городком СПбГУ в Петергофе включает отсылки к северному модерну и конструктивизму. Мастерская «Прохрам» не боится сочетать «плинфу» и кортен, а также использовать не самые традиционные формы. Однако первый вариант, признанный архитектурным сообществом, пришлось всё же скорректировать в соответствии с пожеланиями заказчика. Помимо культовых сооружений комплекс предложит пригороду Петербурга социальные, образовательные и общественные площадки.
Учебник рисования?
Вообще так редко бывает. Ученики Андрея Ивановича Томского, архитектора, но главное – преподавателя академического рисунка, собрались и издали его уроки и его рисунки, сопроводив целой серией воспоминаний. Получилась книга теплая и полезная для тех, кто осваивает рисунок, тоже. Заметно, что вокруг Томского, действительно, образовалось сообщество друзей.
«Джинсовый» фасад
Спортивный зал в Ниме на юге Франции по проекту бюро Ateliers A+ получил фасад, вдохновленный текстильной историей города.
Террасное построение
ЖК «Ривер Парк» оформил берег Нагатинского затона надежно и уверенно. Здесь и общественная набережная, и приподнятые над городом дворы со связывающими их пешеходными мостиками, и кирпичные фасады. Самое интересное – отыскивать в этом внушительном и респектабельном высказывании нюансы реакции на контекст, так же как и ростки мегалитического мышления.
Остов кремля, осколки метеорита
Продолжаем рассказывать о конкурсных проектах жилого района, который GloraX планирует строить на набережной Гребного канала в Нижнем Новгороде. Бюро Asadov работало над концепцией через погружение в идентичность, а сторителлинг помог найти опорную точку для образного решения: генплан и композиция решены так, словно на прото-кремль упал метеорит. Удивлены? Ищите подробности в нашем материале.
Девица в светёлке
В интерьере шоу-рума компании «Крестецкая строчка» в петербургском пассаже бюро 5:00 am соединило театральность, неорусский стиль и современные детали: сундуки с «приданым», наличники и занавес сочетаются с нержавеющей сталью и стеклом.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Где свить гнездо?
Башня Park Court Jingu Kitasando по проекту бюро Hoshino Architects в центре Токио визуализирует размышления архитекторов на тему дома как гнезда.