Москомархитектура: итоги года. Часть II

Еще шесть коротких интервью по итогам года от Москомархитектуры: с Юлием Борисовым, Азатом Ахмадуллиным, Михаилом Бейлиным, Викторией Раубо, Анастасией Клыпутенко и Алиной Черейской.

Мы уже рассказывали о том, что подводя итоги года, Москомархитектура пригласила архитекторов, девелоперов и урбанистов к участию в опросе, цель которого – оценить взгляд профессионального сообщества на новые проекты, подходы и вызовы, которые появились в Москве и регионах за этот год, выделить болевые точки и наметить пути решения возникших проблем. Итоги опроса были озвучены 17 декабря в рамках конференции «Комфортный город». Главным событием года большинство опрошенных признали реставрацию дома Наркомфина. Также представители профессионального сообщества высказались по поводу всеобщего перехода в онлайн.
Предоставлено пресс-службой конференции «Комфортный город»
Предоставлено пресс-службой конференции «Комфортный город»
Предоставлено пресс-службой конференции «Комфортный город»
Предоставлено пресс-службой конференции «Комфортный город»
Предоставлено пресс-службой конференции «Комфортный город»

Опрос проведен компанией Citymakers по заказу Москомархитектуры.

Ниже представлены некоторые из мнений. Еще шесть интервью – в предыдущей публикации.
zooming
Юлий Борисов, руководитель проектного бюро UNK project
По вашему мнению, что изменилось в рабочих процессах в этом году? Выросла ли эффективность при работе онлайн? Есть ли какие-то сложности с коммуникациями как внутри команды, так и со сторонними партнерами?

За этот год у нас в бюро было два локдауна. В первом мы сначала увидели резкий взлет производительности труда, который продолжался месяц-полтора. Потом была линия спада. Во втором – хуже. Сначала люди с энтузиазмом берутся за проект, работают больше, чем в офисе, не могут остановиться. Потом начинается выгорание. И понятно, что часть информации теряется при видеосвязи, потому что какой-то ее бит передается только с энергетическим полем, особенно в части творческих обсуждений или защиты проектов у заказчика.

Лично же для меня, популяризация видеоконференцсвязи, скорее, положительное явление. Это еще один инструмент в наш ассортимент достижения цели – такой же, как телефон, WhatsApp, чертежная доска, компьютер, файл, чертеж или BIM-модель. Удобно взаимодействовать и с клиентами, и с конечными пользователями. Например, удаленно прошли общественные обсуждения нашего проекта в Южно-Сахалинске. И, конечно, виртуально ты ближе к человеку, потому что твое лицо на экране, его лицо на экране. Общение становится более камерным, интимным. Это интересно.

Мы много работаем с крупными проектами, где только в проектирование вовлечено тысяча человек. У нас бывают совещания по 25 человек. Использование видеоконференцсвязи не снимает совсем все вопросы, но как минимум их упрощает.

Что еще? Наверное, я стал больше общаться с бОльшим количеством сотрудников, чем раньше. Скорость стала выше. Но мне, конечно, не хватает живого общения, обмена энергетикой. Стопроцентно никакая видеоконференцсвязь это не заменит.

Что в постоянно меняющихся условиях работы позволяет вам сохранить баланс и двигаться дальше? Какие в этом году у вас были точки опоры в профессиональном плане?

Я бы не сказал, что это был сложный год. У меня нет ощущения, что он был сложнее, чем предыдущий. Более того, под конец мне показалось, что он легче, чем 2019-й. За две недели до первого локдауна мы уже видели ситуацию и нормально к ней подготовились. Мы сделали систему удаленного доступа, излишне подстраховались. Мы были готовы и к намного более сложной ситуации. Чуть ли не скафандры закупили, чтобы можно было ездить на стройку. Без шуток.
Если вы задаете личный вопрос, то все мои близкие, родные и сотрудники здоровы. Кто-то переболел, конечно, но каких-то серьезных потрясений не было.

Как вы считаете, что в деятельности бюро было самым важным в этом году?

Мы каждые несколько лет производим инвентаризацию наших инструментариев работы, достижения наших целей. После этого мы ставим себе новые цели и подбираем под них новые ресурсы и инструменты. Самым важным в этом году было осмысление нашего курса движения на следующий год.
zooming
Азат Ахмадуллин, основатель бюро AHMADULLIN ARCHITECTS (Уфа)
Что, по вашему мнению, изменилось в рабочих процессах в 2020 году? Выросла ли эффективность при работе онлайн? Усложнились ли коммуникации внутри команды и со сторонними партнерами?

Рабочий ритм в этом году был как на волнах, аврал периодически сменялся спокойным неспешным проектированием. В начале пандемии мы, как и все, ушли на удаленку – в этот момент как раз эффективность просела. Но потом, когда мы всей командой вернулись в мастерскую, скорость проектирования восстановилась. Периодически члены команды уходили на удаленку, поэтому полноценно всем коллективом в этом году мы собирались не так часто. Работа онлайн не стала для нас неожиданностью так как 70% наших проектов находятся в различных регионах страны и почти всегда рабочие процессы и общение с заказчиками проходили онлайн, за малым исключением, когда в начале работы необходимо было вылетать на место проектирования. Пандемия также повлияла на наших заказчиков. Некоторые из них переболели и это сдвигало графики и сроки сдачи проектов.

Что в постоянно меняющихся условиях работы позволяет вам сохранить баланс и двигаться дальше? Какие в этом году у вас были точки опоры в профессиональном плане?

Обучение в программе архитекторы.рф позволило обрести большое количество единомышленников по всей России и включиться нетворкинг, который, скажу по своему опыту, очень хорошо работает. Мы постоянно создаем консорциумы, делимся советами, работой, идеями.

Что в деятельности бюро было, на ваш взгляд, самым важным в этом году?

Наша сплоченность и заинтересованность каждого участника команды в достижении общей цели. Желание постоянного роста, обучение, стремление узнать и понять что-то новое и сделать пространство вокруг нас лучше, пусть даже не подкрепленное большой экономической составляющей. Но мы понимаем, что молодое бюро должно создать себе имя своими качественными и доведенными до конца работами, что в свою очередь привлечет и финансовую опору.
zooming
Михаил Бейлин, партнер архитектурного бюро CITIZENSTUDIO
Что, по вашему мнению, изменилось в рабочих процессах в 2020 году? Выросла ли эффективность при работе онлайн? Усложнились ли коммуникации внутри команды и со сторонними партнерами?

У нас в бюро очень мало изменилось за этот год. Дело в том, что еще несколько лет назад, основывая бюро, мы с моим партнером Даниилом Никишиным решили, что у нас будет виртуальный офис. Поэтому наша студия оказалась очень хорошо подготовлена к шоковым для многих людей переменам.

Отличие в том, что в онлайн-формате теперь работают все. А значит меньше времени требуется на долгие очные совещания. Все обсуждается в Zoom, и это очень удобно.

Мне кажется, главная новелла 2020 года – то, что мы все стали гораздо меньше времени проводить на необязательных встречах с необязательными людьми. Перевод рабочего общения в онлайн привел к тому, что теперь мы лично встречаемся с теми, с кем действительно хотим встретиться. Я экономлю время, которое всегда было для меня самым большим дефицитом.

Личное присутствие, конечно, необходимо непосредственно на стройке. Но огромное число вопросов не требует очных встреч. Они требуют качественной коммуникации разных участников проекта. Часто это подменяется постоянным выдергиванием на встречи всех подряд. Не можешь выстроить нормальный рабочий процесс – устраивай совещания. Мне кажется, события этого года приводят к тому, что люди сегодня вынуждены настраивать эту коммуникацию.

Что в постоянно меняющихся условиях работы позволяет вам сохранить баланс и двигаться дальше? Какие в этом году у вас были точки опоры в профессиональном плане?

Так получилось, что в период локдауна у нас было много интересных творческих задач, которые позволили мне относительно спокойно, даже с удовольствием, провести это время.

Тем не менее, я всегда стараюсь придумывать себе занятия на случай, если вдруг работы не будет. Пока этого не случалось, но я понимаю, что может произойти в любой момент. Тем более что и первая, и вторая волна пандемии наносят серьезный экономический вред, а архитектор, конечно, очень зависим от общей экономической картины. Он как бабочка, которая настолько легка, нежна и беззащитна, что любые, даже небольшие изменения температуры могут ее убить.

Поэтому кроме очевидных для всех нас семьи, любимых людей и друзей меня поддерживает наличие работы, знание того, чем я буду занят сегодня и завтра. Что мне интересно.

Что в деятельности бюро было, на ваш взгляд, самым важным в этом году?

Видимо, у меня такая особенность: я гораздо ярче переживаю негативные события. Например, в этом году остановился проект, над которым мы работали, который очень любили и которым очень дорожили. Приостановка никак не связана с коронавирусом. Довольно обычная внутренняя история взаимоотношений русского архитектора и русского заказчика, но вот этот случай приходит в голову первым делом.

Но в творческом плане для нас это был хороший год с очень интересными проектами. Я уезжал на дачу в конце марта планируя, что проведу там несколько недель, а в итоге вернулся через пять или шесть месяцев. Я взял с собой бумагу, линеры, думая, что у меня наконец будет время порисовать. Но оказалось, времени не нашлось и за весь локдаун, потому что работы было очень много. Мы сделали пять или шесть проектов за эти несколько месяцев: рынок в Санкт-Петербурге, парк в Белгороде, офисный центр там же, несколько проектов для Москвы, в том числе, экспериментальный проект реновации Метрогородка. Надеюсь, они начнут реализовываться в ближайшее время. Это было бы прекрасным завершением локдауна и 2020-го года.
zooming
Виктория Раубо, директор по развитию Проектного бюро АПЕКС
Что, по вашему мнению, изменилось в рабочих процессах в 2020 году? Выросла ли эффективность при работе онлайн? Усложнились ли коммуникации внутри команды и со сторонними партнерами?

Работа в формате онлайн эффективна, но есть нюансы. В уже сложившейся команде эффективность точно выросла, так как понимание задачи происходит у всех одинаково, коллеги уже прошли через многое, сработались, настроились на одну волну и способны понимать друг друга быстро в любом формате.

В новых командах все немного иначе: первые 1-2 месяца требуется инвестировать в сотрудника свое время. Необходимо много личного общения, прежде чем ты достигнешь уровня эффективности слаженной команды. Все-таки «живая» коммуникация остается важным звеном, именно она формирует доверие, взаимопонимание, создает синергию между людьми – словом, все то, что в дальнейшем становится фундаментом для эффективной совместной деятельности.

Наша компания старается предусмотреть в рабочих процессах новые инструменты, позволяющие ускорить погружение в проекты и задачи:
  • мы создали собственную развлекательно-образовательную платформу APEX Life, где коллеги могут узнавать о процессе создания проектов и в режиме лекции задавать вопросы, общаться, знакомиться, обсуждать неформальные темы;
  • на данный момент мы интегрируем систему отслеживания процессов, что сделает рабочий процесс максимально прозрачным и понятным, как для новичков, так и для слаженных команд;
  • мы создали платформу обмена 3D-моделями объектов с нашими заказчиками, чтобы они всегда в режиме онлайн могли посмотреть на актуальную модель проекта и видеть динамику проектирования;
  • сотрудники компании всегда могут воспользоваться психологической помощью или попросить о проведении тренинга для улучшения каких-либо навыков для оптимизации рабочих процессов.
Что в постоянно меняющихся условиях работы позволяет вам сохранить баланс и двигаться дальше? Какие в этом году у вас были точки опоры в профессиональном плане?

Меня мотивирует двигаться дальше наличие интересных проектов и вдохновленных одной идеей людей вокруг меня. Не скрою, в этом году ввиду моей экстравертности я очень сложно переживаю удаленную работу. Однако, любой кризис ведет к усилению: я стала внимательнее относиться к качеству своего досуга, стараюсь соблюдать баланс 30/30/30 (сон/работа/социализация).

Что в деятельности бюро было, на ваш взгляд, самым важным в этом году?

Я думаю, что очень важным событием для нашего бюро был перевод работы офиса со штатом в 600 человек в онлайн-формат. Руководство компании предприняло все необходимое для того, чтоб обеспечить сотрудникам комфорт и удобство, осуществить безболезненный переход. Сотрудникам помогли организовать рабочие места, оплатили покупку дополнительной техники, руководство компании придумало систему безопасного коворкинга, где через систему бронирования рабочего места можно посетить офис, в котором отслеживается количество присутствующих и соблюдаются санитарные меры и меры социального дистанцирования.
zooming
Анастасия Клыпутенко, руководитель бюро URBAN SCALE
Что, по вашему мнению, изменилось в рабочих процессах в 2020 году? Выросла ли эффективность при работе онлайн? Усложнились ли коммуникации внутри команды и со сторонними партнерами?

Наши рабочие процессы принципиально не изменились, так как в бюро изначально была налажена удаленная работа. Мы не ожидали, что это внезапно станет так актуально, но оказались на 100% готовы.

Я скучаю только по офлайн-совещаниям с заказчиками, так как большая часть переговоров переместилась в Zoom. Нам везёт – нас находят застройщики, которые действительно хотят создать качественную среду. Руководители таких компаний обладают особым видением и общаться с ними очень интересно.

Но нужно отметить, что раньше совещания растягивались на несколько часов, мы печатали материалы на каждую встречу и тратили время на дорогу. Сейчас всё четко и по делу.

Что в постоянно меняющихся условиях работы позволяет вам сохранить баланс и двигаться дальше? Какие в этом году у вас были точки опоры в профессиональном плане?

Как и всегда помогает то, что мы быстро реагируем на возможности и готовы много работать. В первую волну карантина почти не ощутили изоляцию, так как работали без выходных.

В целом же этот год показал, что компетенции каждого конкретного человека важнее, чем место, где он находится и условия, в которых ему удобнее работать. Стало меньше предрассудков, на первый план вышли гибкость и профессионализм.

Что в деятельности бюро было, на ваш взгляд, самым важным в этом году?

Главными итогами года стало то, что перестроили процессы и наладили разработку проектной документации полностью в BIM-среде, нашли новых талантливых людей в команду и разработали масштабную градостроительную концепцию для территории более 40 гектар. В новом году планы не менее амбициозные. Ждём интересного 2021 года!
zooming
Алина Черейская, архитектор и партнер SA lab
Что, по вашему мнению, изменилось в рабочих процессах в 2020 году? Выросла ли эффективность при работе онлайн? Усложнились ли коммуникации внутри команды и со сторонними партнерами?

По опыту SA lab 2020 год подтолкнул всех к онлайн общению. Это позволило во многих вопросах стать более свободными, оперативными и эффективными. Мы часто коллаборируем с архитектурными бюро из Европы, США, Японии, поэтому формат онлайна был не новым, мы были к нему готовы.Из-за общей напряженности и спонтанности событий многим сначала было тяжело адаптироваться к новой реальности. Уверена, если бы переход был более плавным и спланированным, большинство оценило бы преимущество гибких офисов.

Что в постоянно меняющихся условиях работы позволяет вам сохранить баланс и двигаться дальше? Какие в этом году у вас были точки опоры в профессиональном плане?

Из-за перехода в онлайн многие конференции стали доступными. Появилась возможность познакомиться с архитекторами из разных стран и студий, узнать много нового за короткий отрезок времени. Мы приняли участие в международных мероприятиях: eCAADe 2020 в TU Berlin, DigitalFutures, Digital Cities, Live Academy. А еще придумали и провели вместе с ARCHSLON и Synthesis первый в России архитектурный онлайн фестиваль – 360FEST. Он стал площадкой для общения и объединил людей из 15 стран и 76 городов со всего мира, вопреки закрытым границам и ограничениям физического мира.

Что в деятельности бюро было, на ваш взгляд, самым важным в этом году?

За последние 10 месяцев мы много узнали о своих резервах и возможностях. Самым важным было сохранить команду. За 2 недели до официального старта удаленки мы уже работали из дома. SA lab – молодая компания, которая создает адаптивную архитектуру, легко реагирующую на меняющиеся параметры. Так и мы стали более гибкими. Например, для фестиваля Geek Picnic команда изначально проектировала общественные пространства. Когда мероприятие перешло в онлайн, мы полностью пересмотрели концепцию и придумали виртуальные павильоны, которые в первый день посетили более 5000 человек.

Помимо проектов SA lab ведет образовательную деятельность и канал в telegram. С марта он стал оазисом хороших новостей, в котором мы собирали полезные кейсы.

Прыжок в цифру стал для нас тестовой площадкой для новых идей.

25 Декабря 2020

Похожие статьи
Форма без случайностей
Креативный директор «Генпро» Елена Пучкова – о том, что такое честная современная архитектура: почему важно свести пилоны, как работать с ограниченной палитрой материалов и что делать с любимым медным цветом, который появляется в каждом проекте.
Валерий Каняшин: «Нам дали свободу»
Жилой комплекс Headliner, строительство основной части которого не так давно завершилось напротив Сити – это такой сосед ММДЦ, который не «подыгрывает» ему. Он, наоборот, решен на контрасте: как город из разноформатных строений, сложившийся естественным путем за последние 20 лет. Популярнейшая тема! Однако именно здесь – даже кажется, что только здесь – ее удалось воплотить по-настоящему убедительно. Да, преобладают высотки, но сколько стройных, хрупких в профиль, ракурсов. А главное – как все это замиксовано, скомпоновано... Беседуем с руководителем проекта Валерием Каняшиным.
Григорий Ревзин: «Что нам делать с архитектурой семидесятых»
Советский модернизм был хороший, авторский и плохой, типовой. Хороший «на периферии», плохой в центре – географическом, внимания, объема и прочего. Можно ли его сносить? «Это разрушение общественного консенсуса на ровном месте». Что же тогда делать? Сохранять, но творчески: «Привнести архитектуру туда, где ее еще нет». Относиться не как к памятникам, а как к городскому ландшафту. Читайте наше интервью с Григорием Ревзиным на актуальную тему спасения модернизма – там предложен «перпендикулярный», но интересный вариант сохранения зданий 1970-х.
Лама из тетраметилбутана
Петр Виноградов рассказал об экспериментальной серии скульптур «Тетрапэд», которая исследует принципы молекулярной архитектуры, адаптивных структур и интерактивного взаимодействия с городской средой. Конструкции реагируют на движение, собеседуют с пространством, допускают множественные сценарии использования и интерпретации. Скульптуры уже побывали на «Зодчестве» и фестивале «Дикая мята», а дальше отправятся на Forum 100+.
В преддверии Архстояния: интервью с Валерием Лизуновым,...
25 июля в Никола-Ленивце стартует очередной, юбилейный, фестиваль «Архстояние». Ему исполняется 20 лет. Тема этого года: «Мое главное». Накануне открытия поговорили с архитектором Archpoint Валерием Лизуновым, который стал автором одного из объектов фестиваля «Исправительное учреждение».
Сергей Кузнецов: «Мы не стремимся к единому стилю...
Некоторое время назад мы попросили у главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова комментарий по Архитектурной премии мэра Москвы: от схемы принятия решений до того, каким образом выбор премии отражает архитектурную политику. Публикуем полученные ответы, читайте.
Дина Боровик: хрущёвки попадают в Рай
Молодая художница из Челябинска Дина Боровик показывает в ЦСИ Винзавод выставку, где сопоставляет пятиэтажки, «паутинки» и прочие приметы немудрящей постсоветской жизни с динозаврами. И хотя кое-где ее хрущевки напоминают инсталляцию Бродского на венецианской биеннале, страшно сказать, 2006 года, лиричность подкупает.
Дюрер и бабочки
Рассматриваем одну из работ выставки «Границы видимости», которая еще открыта на Винзаводе, поближе. Объект называется актуальным для современности образом: «Сакральная геометрия», сделан из лотков для коммуникаций, которые нередко встречаются в открытом виде под потолком, с вкраплениями фрагментов гравюры Дюрера, «чтобы сбить зрителя с толку».
«Коллизии модернизма и ориентализма»
К выходу в издательской программе Музея «Гараж» книги о Ташкенте, уже 4-м справочнике-путеводителе из серии о советском модернизме, мы поговорили с его авторами, Борисом Чуховичем, Ольгой Казаковой и Ольгой Алексеенко, о проделанной ими работе, впечатлениях и размышлениях.
Александр Пузрин: как получить «Золотого Льва» венецианской...
В 2025 году главная награда XIX Венецианской архитектурной биеннале – «Золотой Лев» досталась национальному павильону Бахрейна за экспозицию Heatwave. Среди тех, кто работал над проектом, был Александр Пузрин – выпускник Московского инженерно-строительного института, докторант израильского Техниона, а ныне – профессор Швейцарской высшей технической школы Цюриха (ETH Zurich). Мы попросили его рассказать о технических аспектах Heatwave, далеко неочевидных для простых зрителей. Но разговор получился не только об инженерии.
Комментарии экспертов. Цирк
Объявлены результаты голосования: москвичи (29%) и дети (42%) проголосовали за первоначально победившее в конкурсе здание цирка в виде разноцветного шатра. Мы же собрали по разным изданиям комментарии экспертов архитектурно-строительной среды, включая авторов конкурсных проектов. Получилась внушительная подборка. Эксперты, в основном, приветствуют идею переноса в Мневники, далее – приветствуют обращение к общественному голосованию, и, наконец, кто-то отмечает уместность эксцентричной архитектуры победившего проекта для типологии цирка. Читайте мнения лучших людей отрасли.
Женская доля: что говорят архитекторы
Задали несколько вопросов женщинам-архитекторам. У нас – 27 ответов. О том, мешает ли гендер работе или, наоборот, помогает; о том, как побеждать, не сражаясь. Сила – у кого в упорстве, у кого в многозадачности, у кого в сдержанности... А в рядах идеалов бесспорно лидирует Заха Хадид. Хотя кто-то назвал и соотечественниц.
Григорий Ревзин: «Сильный жест из-под полы. Нечто победило»
Обсуждаем дискуссии вокруг конкурса на цирк и сноса СЭВ с самым известным архитектурным критиком нашего времени. В процессе проявляется парадокс: вроде бы сейчас принято ностальгировать по брежневскому времени, а знаковое здание, «ось» Варшавского договора, приговорили к сносу. Не странно ли? Еще мы выясняем, что wow-архитектура вернулась – это новый после-ковидный тренд. Однако, чтобы жест получился действительно сильным, без профессионалов все же не обойтись.
Сергей Скуратов: «Если обобщать, проект реализован...
Говорим с автором «Садовых кварталов»: вспоминаем историю и сюжеты, связанные с проектом, который развивался 18 лет и вот теперь, наконец, завершен. Самое интересное с нашей точки зрения – трансформации проекта и еще то, каким образом образовалась «необходимая пустота» городского общественного пространства, которая делает комплекс фрагментом совершенно иного типа городской ткани, не только в плоскости улиц, но и «по вертикали».
2024: что говорят архитекторы
Больше всего нам нравится рассказывать об архитектуре, то есть о_проектах, но как минимум раз в год мы даем слово архитекторам ;-) и собираем мнение многих профессионалов о том, как прошел их профессиональный год. И вот, в этом году – 53 участника, а может быть, еще и побольше... На удивление, среди замеченных лидируют книги и выставки: браво музею архитектуры, издательству Tatlin и другим площадкам и издательствам! Читаем и смотрим. Грустное событие – сносят модернизм, событие с амбивалентной оценкой – ипотечная ставка. Читаем архитекторов.
Наталья Шашкова: «Наша задача – показать и доказать,...
В Анфиладе Музея архитектуры открылась новая выставка, и у нее две миссии: выставка отмечает 90-летний юбилей и в то же время служит прообразом постоянной экспозиции, о которой музей мечтает больше 30 лет, после своего переезда и «уплотнения». Мы поговорили с директором музея: о нынешней выставке и будущей, о работе с современными архитекторами и планах хранения современной архитектуры, о несостоявшемся пока открытом хранении, но главное – о том, что музею катастрофически не хватает площадей. Не только для экспозиции, но и для реставрации крупных предметов.
Юрий Виссарионов: «Модульный дом не принадлежит земле»
Он принадлежит Космосу, воздуху... Оказывается, 3D-печать эффективнее в сочетании с модульным подходом: дом делают в цеху, а затем адаптируют к местности, в том числе и с перепадом высот. Юрий Виссарионов делится свежим опытом проектирования туристических комплексов как в средней полосе, так и на юге. Среди них хаусботы, дома для печати из легкого бетона на принтере и, конечно же, каркасные дома.
Дерево за 15 лет
Поемия АРХИWOOD опрашивает членов своего экспертного совета главной премии: что именно произошло с деревянным строительством за эти годы, какие заметные изменения происходят с этим направлением сейчас и что ждет деревянное домостроение в будущем.
Марина Егорова: «Мы привыкли мыслить не квадратными...
Карьерная траектория архитектора Марины Егоровой внушает уважение: МАРХИ, SPEECH, Москомархитектура и Институт Генплана Москвы, а затем и собственное бюро. Название Empate, которое апеллирует к словам «чертить» и «сопереживать», не должно вводить в заблуждение своей мягкостью, поскольку бюро свободно работает в разных масштабах, включая КРТ. Поговорили с Мариной о разном: градостроительном опыте, женском стиле руководства и даже любви архитекторов к яхтингу.
Андрей Чуйков: «Баланс достигается через экономику»
Екатеринбургское бюро CNTR находится в стадии зрелости: кристаллизация принципов, системность и стандартизация помогли сделать качественный скачок, нарастить компетенции и получать крупные заказы, не принося в жертву эстетику. Руководитель бюро Андрей Чуйков рассказал нам о выстраивании бизнес-модели и бонусах, которые дает архитектору дополнительное образование в сфере управления финансами.
Василий Бычков: «У меня два правила – установка на...
Арх Москва начнется 22 мая, и многие понимают ее как главное событие общественно-архитектурной жизни, готовятся месяцами. Мы поговорили с организатором и основателем выставки, Василием Бычковым, руководителем компании «Экспо-парк Выставочные проекты»: о том, как устроена выставка и почему так успешна.
Влад Савинкин: «Выставка как «маленькая жизнь»
АРХ МОСКВА все ближе. Мы поговорили с многолетним куратором выставки, архитектором, руководителем профиля «Дизайн среды» Института бизнеса и дизайна Владиславом Савинкиным о том, как участвовать в выставках, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно потраченные время и деньги.
Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать...
За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.
2023: что говорят архитекторы
Набрали мы комментариев по итогам года столько, что самим страшно. Общее суждение – в архитектурной отрасли в 2023 году было настолько все хорошо, прежде всего в смысле заказов, что, опять же, слегка страшновато: надолго ли? Особенность нашего опроса по итогам 2023 года – в нем участвуют не только, по традиции, москвичи и петербуржцы, но и архитекторы других городов: Нижний, Екатеринбург, Новосибирск, Барнаул, Красноярск.
Александра Кузьмина: «Легко работать, когда правила...
Сюжетом стенда и выступлений архитектурного ведомства Московской области на Зодчестве стало комплексное развитие территорий, или КРТ. И не зря: задача непростая и очень «живая», а МО по части работы с ней – в передовиках. Говорим с главным архитектором области: о мастер-планах и кто их делает, о том, где взять ресурсы для комфортной среды, о любимых проектах и даже о том, почему теперь мало хороших архитекторов и что делать с плохими.
Согласование намерений
Поговорили с главным архитектором Института Генплана Москвы Григорием Мустафиным и главным архитектором Южно-Сахалинска Максимом Ефановым – о том, как формируется рабочий генплан города. Залог успеха: сбор данных и моделирование, работа с горожанами, инфраструктура и презентация.
Изменчивая декорация
Члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023 продолжают рассуждать о том, какими будут общественные интерьеры будущего: важен предлагаемый пользователю опыт, гибкость, а в некоторых случаях – тотальный дизайн.
Определяющая среда
Человекоцентричные, технологичные или экологичные – какими будут общественные интерьеры будущего, рассказывают члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023.
Технологии и материалы
Тихий офис – продуктивный офис
Тихий офис – ключ к продуктивности. Миллионы компаний тратят средства на эргономику и оборудование, игнорируя главного врага эффективности: шум. В офисах open space сотрудники теряют до 66% потенциала лишь из-за разговоров коллег, что напрямую влияет на прибыль и успех бизнеса.
​Крыша в цветах
ПВХ-мембраны – один из ключевых материалов для современной кровли, сочетающий высокую гидроизоляцию, долговечность и эстетическую гибкость. В отличие от традиционных рулонных покрытий, они легче, прочнее, а благодаря разнообразной палитре – позволяют реализовать полноценный «пятый фасад».
Четыре сценария игры
Летом 2025 года АБ «МЕСТО» совместно с префектурой района Строгино завершила комплексное благоустройство на Таллиннской улице. Были реализованы четыре уникальные игровые площадки общей площадью 1500 кв. м. – многослойная среда для развития и приключений, которая учит и вдохновляет.
Цифровая печать – для архитектурных задач
Цифровая печать на алюминиевых и стальных композитных панелях выводит концепцию современных фасадов на новый уровень, предлагая архитекторам инструмент для создания сложных визуальных эффектов – от точной аналогии с натуральными материалами до перфорации и создания 3D объема на плоской металлокомпозитной кассете.
Кирпич с душой
Российская керамика «Донские зори» обновила коллекции облицовочного кирпича, объединяющие традиционные технологии с современными производственными возможностями. Их особенность – в неоднородной фактуре с нюансами оттенков, характерными для ручной формовки.
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
Сейчас на главной
Урбанистический стежок
Мост для пешеходов и велосипедистов по проекту Zaha Hadid Architects соединил две половины нового района Ханчжоу, строящегося по их же мастерплану.
Импульсный ритм
Жилой комплекс «Импульс» в Екатеринбурге – интересен выразительной формой, которая выдает нетривиальный способ мышления авторов, DIALECT Architects. Глядя на проект, можно подумать, что его идея принадлежит иностранцам, точнее даже голландцам – тут и прагматизм, и выверенность, и соответствующая эстетика.
Дальневосточный урбанизм
Лауреатами премии «УрбанВэй 2025», итоги которой подвели на одноименном международном форуме в октябре во Владивостоке, стали как новые, так и известные проекты. Например, музей Океанрыбфлота от Gikalo Kuptsov Architects, ЖК STARK от DNK ag, концепция банного комплекса от IQ Studio, проект микрорайона «Логово дракона» от ПСВ и другие. Рассказываем о победителях.
Несгибаемый
Появились детали проекта башни неназываемого бюро в ММДЦ Москва-Сити. Изучаем башню, ее соседей, форму внутри и снаружи и ставим проект в контекст работы иностранцев в России. Надо сказать, неназываемый архитектор уже сейчас занимает в этой истории особенное место. Он, как кажется, очень смелый архитектор. Так где сложная, продырявленная скульптурная форма? Вот в чем вопрос...
Ладожский ковчег
Деревянный ковчег посреди полей – так SLOI Architects увидели новое фондохранилище для Староладожского музея-заповедника. Диалог с историей здесь ведется на языке современного деревянного зодчества, где технологичность идет рука об руку с аутентичным образом.
Лечение природой, лечение искусством
Бывшая поликлиника, запланированная, но не реализованная из-за Второй мировой как большая больница с потенциалом «лечения природой» – в проекте Александра Деринга и ТМ «Классика» становится арт-кластером. Нередкое для наших времен превращение. Редким, пожалуй, стоит назвать то внимание, с которым архитекторы подошли к истории зданий и местности. Даже название проекту дали – «Дети Бурлакова». В честь автора приспособляемых строений.
Значимость малого
Словенские архитекторы Ofis сдержанным, но точным жестом вернули изначальную общественную функцию старому заброшенному колодцу в центре деревни Стара-Фужина.
«На грани»: интервью с куратором «Зодчества 2025» Тиграном...
С 4 по 6 ноября в московском Гостином дворе состоится XXXIII Международный архитектурный фестиваль «Зодчество». В этом году его приглашенным куратором стал вице-президент Союза московских архитекторов, основатель бюро STUDIO-ТА Тигран Бадалян.
Вариация фахверка
Конструкция дома, построенного в Ленинградской области по проекту бюро SOLOarch, представляет собой силовой каркас из клееной древесины. Акцентом выступила остекленная наклонная стена, которая открывает из двусветной гостиной панорамный обзор на лес. Динамику этого элемента продолжает обратный уклон кровли, а рейки разного сечения на фасадах связывают разные корпуса в единый комплекс.
Архитектура здоровья
Бюро archCLOUD подготовило проект реставрации фасадов и обновления интерьеров оздоровительного комплекса «Сосны». Ансамбль на Николиной горе у Москвы-реки включает здания 1930-х и 1960-х годов, а также вышку лифта со смотровой площадкой. Подгоняя корпуса под требования современных норм, архитекторы постарались сохранить черты нескольких советских эпох.
Символы и символы
Министерство культуры и туризма Московской области совместно с АНО «МосОблПарк» провело конкурс «Символы Подмосковья» с целью создания новых художественных форм, отражающих идентичность региона. Показываем не все победившие объекты, а почти все – те, которые нам понравились, 9 из 11. Плюс! Не попавший в число победителей (! а вот так!) объект Александра Бродского.
Традиции троглодитов
Реконструкция отеля Les Roches 5* по проекту Pietri Architectes на Лазурном берегу предлагает современную интерпретацию местных строительных и курортных традиций.
Призы Архитектона
В 2025 году жюри Архитектона рассматривало проекты финалистов в очном формате открытых защит, проходивших прямо в выставочном зале фестиваля. Это довольно увлекательный перформанс – такое редко встречается среди российских премий. Вот бы Зодчеству перенять. Показываем все победившие проекты, включая 4 спецноминации.
Курганы, вепсы и трилобиты
Выставка «Область», открытая на «Архитектоне», представляет собой сумму впечатлений об отдаленных уголках Ленинградской области, которую группы студентов открывали для себя во время трехдневных экспедиций под руководством опытных проводников-архитекторов. Здесь вы не увидите дворцов, церквей и готовых решений, зато точно почувствуете азарт первооткрывателя и подивитесь миру, лежащему по ту сторону градостроительства. Предлагаем небольшой путеводитель по экспозиции.
Следы на камне
ZROBIM architects создало интерьер кафе-пекарни «Синяя птица» в центре Минска, соединив минимализм с эко- и этноэлементами, благодаря которым компактный зал кажется древним святилищем, посвященным культу хлеба.
Сад знаний
Бюро UNK architects и UNK design создали интерьеры кампуса «Летово. Джуниор» при участии NF studio, которая отвечала за образовательную технологию, учитывающую потребности и восприятие детей младшего и среднего школьного возраста.
Такая архитектурная игра
Вчера в Петербурге открылся – второй по счету и обновленный – фестиваль Архитектон. Он рассчитан на целых 10 дней, что для архитектурного фестиваля прямо удивительно. Проходит в Манеже; его тема – Взаимодействие архитектурного цеха с простыми горожанами. Что делается довольно задорно, но в то же время по-питерски сдержанно и элегантно. Экспозиция состоит из 5 выставок, каждая их которых могла бы «потянуть» на отдельный проект. Рассказываем и показываем, что и как смотреть на Архитектоне.
Не для оборотней
Дом Casa Lua, построенный на окраине бразильского мегаполиса Белу-Оризонти по проекту мастерской Tetro, вобрал в себя не только захватывающие виды на город и горы, но и лунный свет.
Три башни под одной крышей
В панораме Заречной части Нижнего Новгорода появился свой горизонтальный небоскреб. «ГОРПРО» накрыли три корпуса ЖК «КМ Ривер Парк» – четвертым: получилась эффектная «горизонтальная балка», ставшая логичным продолжением экспериментов нижегородского застройщика с железобетонными панелями в поисках нового архитектурного языка.
Река и виадук
Новый парк площадью почти 50 га в новой части мегаполиса Чанчунь на самом северо-востоке Китая вписан в сложный участок с рекой и виадуком. Авторы проекта – шанхайское бюро SHUISHI.
Серебряные коньки
Офисный квартал STONE Калужская сопровождают два жилых дома, что делает комплекс, а это именно он, взвешенным с функциональной точки зрения. Архитекторы Kleinewelt сделали дома серебристыми под стать офисным корпусам. В чем сходство, в чем отличия и при чем тут «Серебряные коньки» – читайте в нашем материале.
Мост и модуль
По проекту Parallel architects проведена частичная реновация зданий Международного аграрного университета в Ташкенте. Точечное обновление трех разрозненных блоков сформировало современный облик университетского кампуса, которому очень идет модернизм. Лаконичный мост-переход, динамичный фасад из натурального кирпича и новый входной портал создают среду, по уровню и эстетике сравнимую с международными университетскими центрами.
Богадельня XXI века
Как лучшее здание Великобритании отмечен Премией Стерлинга социальный жилой комплекс для пожилых Appleby Blue в лондонском округе Саутуарк. Авторы проекта – Witherford Watson Mann Architects.
Форма без случайностей
Креативный директор «Генпро» Елена Пучкова – о том, что такое честная современная архитектура: почему важно свести пилоны, как работать с ограниченной палитрой материалов и что делать с любимым медным цветом, который появляется в каждом проекте.
Острова и ножки
Главный архитектор группы RBI Александр Зюзин разработал концепцию общественно-делового кластера для территории у нового морского порта Санкт-Петербурга. Традиционная палитра и отсылки к советскому авангарду сочетаются с зелеными «островами» и бионическими формами. Помимо офисов здание включает музей, спортивный блок, учебный и досуговый центры.
Speed-dating с героями 90-х и другие причины пойти на Архитектон-2025
На этой неделе в петербургском Манеже открывается Архитектон – 10-дневный фестиваль с выставкой, премией и деловой программой, которая обещает северной столице встряску: придет ОАМ, будут новые форматы, обсудят намыв, конкурсы, философское и социальное измерение архитектуры. Советуем запастись абонементом и начать составлять график. В этом материале – хайлайты, на которые мы обратили внимание.
Дан приказ ему на Сити, ей в другую сторону...
Второй по счету конкурс архитектурных идей телеграм-канала Небоскребы привлек профессиональное жюри и присудил, в главной номинации, денежный приз. Как водится, за горизонтальный небоскреб – все остальные, в основном, предложили вертикальные башни... Показываем победившие и не победившие идеи, размышляем о влиянии башни участка номер один. Где? Смотрите ближе к концу материала.
На династической тропе
Дома и таунхаусы комплекса «Царская тропа» строятся в поселке Гаспра – с запада и востока от дворцов бывшей великокняжеской резиденции «Ай-Тодор». Так что одной из главных задач разработавших проект архитекторов бюро KPLN было соответствовать значимому соседству. Как это отразилось на объемном построении, как на фасадах и каким образом авторы используют рельеф – читайте в нашей статье.
Крылья Маяковского
Проект реконструкции главного входа в парк Маяковского в Екатеринбурге, который подготовил Алексей Гуров совместно с Уральским центром реставрации и проектирования, возвращает арке исторический облик и градостроительное значение. Помимо реставрационных работ предусмотрена особая подсветка, цветник, приспособление боковых павильонов, а также восстановление утраченных чугунных торшеров и афишных стен.