Москомархитектура: итоги года. Часть II

Еще шесть коротких интервью по итогам года от Москомархитектуры: с Юлием Борисовым, Азатом Ахмадуллиным, Михаилом Бейлиным, Викторией Раубо, Анастасией Клыпутенко и Алиной Черейской.

Мы уже рассказывали о том, что подводя итоги года, Москомархитектура пригласила архитекторов, девелоперов и урбанистов к участию в опросе, цель которого – оценить взгляд профессионального сообщества на новые проекты, подходы и вызовы, которые появились в Москве и регионах за этот год, выделить болевые точки и наметить пути решения возникших проблем. Итоги опроса были озвучены 17 декабря в рамках конференции «Комфортный город». Главным событием года большинство опрошенных признали реставрацию дома Наркомфина. Также представители профессионального сообщества высказались по поводу всеобщего перехода в онлайн.
Предоставлено пресс-службой конференции «Комфортный город»
Предоставлено пресс-службой конференции «Комфортный город»
Предоставлено пресс-службой конференции «Комфортный город»
Предоставлено пресс-службой конференции «Комфортный город»
Предоставлено пресс-службой конференции «Комфортный город»

Опрос проведен компанией Citymakers по заказу Москомархитектуры.

Ниже представлены некоторые из мнений. Еще шесть интервью – в предыдущей публикации.
zooming
Юлий Борисов, руководитель проектного бюро UNK project
По вашему мнению, что изменилось в рабочих процессах в этом году? Выросла ли эффективность при работе онлайн? Есть ли какие-то сложности с коммуникациями как внутри команды, так и со сторонними партнерами?

За этот год у нас в бюро было два локдауна. В первом мы сначала увидели резкий взлет производительности труда, который продолжался месяц-полтора. Потом была линия спада. Во втором – хуже. Сначала люди с энтузиазмом берутся за проект, работают больше, чем в офисе, не могут остановиться. Потом начинается выгорание. И понятно, что часть информации теряется при видеосвязи, потому что какой-то ее бит передается только с энергетическим полем, особенно в части творческих обсуждений или защиты проектов у заказчика.

Лично же для меня, популяризация видеоконференцсвязи, скорее, положительное явление. Это еще один инструмент в наш ассортимент достижения цели – такой же, как телефон, WhatsApp, чертежная доска, компьютер, файл, чертеж или BIM-модель. Удобно взаимодействовать и с клиентами, и с конечными пользователями. Например, удаленно прошли общественные обсуждения нашего проекта в Южно-Сахалинске. И, конечно, виртуально ты ближе к человеку, потому что твое лицо на экране, его лицо на экране. Общение становится более камерным, интимным. Это интересно.

Мы много работаем с крупными проектами, где только в проектирование вовлечено тысяча человек. У нас бывают совещания по 25 человек. Использование видеоконференцсвязи не снимает совсем все вопросы, но как минимум их упрощает.

Что еще? Наверное, я стал больше общаться с бОльшим количеством сотрудников, чем раньше. Скорость стала выше. Но мне, конечно, не хватает живого общения, обмена энергетикой. Стопроцентно никакая видеоконференцсвязь это не заменит.

Что в постоянно меняющихся условиях работы позволяет вам сохранить баланс и двигаться дальше? Какие в этом году у вас были точки опоры в профессиональном плане?

Я бы не сказал, что это был сложный год. У меня нет ощущения, что он был сложнее, чем предыдущий. Более того, под конец мне показалось, что он легче, чем 2019-й. За две недели до первого локдауна мы уже видели ситуацию и нормально к ней подготовились. Мы сделали систему удаленного доступа, излишне подстраховались. Мы были готовы и к намного более сложной ситуации. Чуть ли не скафандры закупили, чтобы можно было ездить на стройку. Без шуток.
Если вы задаете личный вопрос, то все мои близкие, родные и сотрудники здоровы. Кто-то переболел, конечно, но каких-то серьезных потрясений не было.

Как вы считаете, что в деятельности бюро было самым важным в этом году?

Мы каждые несколько лет производим инвентаризацию наших инструментариев работы, достижения наших целей. После этого мы ставим себе новые цели и подбираем под них новые ресурсы и инструменты. Самым важным в этом году было осмысление нашего курса движения на следующий год.
zooming
Азат Ахмадуллин, основатель бюро AHMADULLIN ARCHITECTS (Уфа)
Что, по вашему мнению, изменилось в рабочих процессах в 2020 году? Выросла ли эффективность при работе онлайн? Усложнились ли коммуникации внутри команды и со сторонними партнерами?

Рабочий ритм в этом году был как на волнах, аврал периодически сменялся спокойным неспешным проектированием. В начале пандемии мы, как и все, ушли на удаленку – в этот момент как раз эффективность просела. Но потом, когда мы всей командой вернулись в мастерскую, скорость проектирования восстановилась. Периодически члены команды уходили на удаленку, поэтому полноценно всем коллективом в этом году мы собирались не так часто. Работа онлайн не стала для нас неожиданностью так как 70% наших проектов находятся в различных регионах страны и почти всегда рабочие процессы и общение с заказчиками проходили онлайн, за малым исключением, когда в начале работы необходимо было вылетать на место проектирования. Пандемия также повлияла на наших заказчиков. Некоторые из них переболели и это сдвигало графики и сроки сдачи проектов.

Что в постоянно меняющихся условиях работы позволяет вам сохранить баланс и двигаться дальше? Какие в этом году у вас были точки опоры в профессиональном плане?

Обучение в программе архитекторы.рф позволило обрести большое количество единомышленников по всей России и включиться нетворкинг, который, скажу по своему опыту, очень хорошо работает. Мы постоянно создаем консорциумы, делимся советами, работой, идеями.

Что в деятельности бюро было, на ваш взгляд, самым важным в этом году?

Наша сплоченность и заинтересованность каждого участника команды в достижении общей цели. Желание постоянного роста, обучение, стремление узнать и понять что-то новое и сделать пространство вокруг нас лучше, пусть даже не подкрепленное большой экономической составляющей. Но мы понимаем, что молодое бюро должно создать себе имя своими качественными и доведенными до конца работами, что в свою очередь привлечет и финансовую опору.
zooming
Михаил Бейлин, партнер архитектурного бюро CITIZENSTUDIO
Что, по вашему мнению, изменилось в рабочих процессах в 2020 году? Выросла ли эффективность при работе онлайн? Усложнились ли коммуникации внутри команды и со сторонними партнерами?

У нас в бюро очень мало изменилось за этот год. Дело в том, что еще несколько лет назад, основывая бюро, мы с моим партнером Даниилом Никишиным решили, что у нас будет виртуальный офис. Поэтому наша студия оказалась очень хорошо подготовлена к шоковым для многих людей переменам.

Отличие в том, что в онлайн-формате теперь работают все. А значит меньше времени требуется на долгие очные совещания. Все обсуждается в Zoom, и это очень удобно.

Мне кажется, главная новелла 2020 года – то, что мы все стали гораздо меньше времени проводить на необязательных встречах с необязательными людьми. Перевод рабочего общения в онлайн привел к тому, что теперь мы лично встречаемся с теми, с кем действительно хотим встретиться. Я экономлю время, которое всегда было для меня самым большим дефицитом.

Личное присутствие, конечно, необходимо непосредственно на стройке. Но огромное число вопросов не требует очных встреч. Они требуют качественной коммуникации разных участников проекта. Часто это подменяется постоянным выдергиванием на встречи всех подряд. Не можешь выстроить нормальный рабочий процесс – устраивай совещания. Мне кажется, события этого года приводят к тому, что люди сегодня вынуждены настраивать эту коммуникацию.

Что в постоянно меняющихся условиях работы позволяет вам сохранить баланс и двигаться дальше? Какие в этом году у вас были точки опоры в профессиональном плане?

Так получилось, что в период локдауна у нас было много интересных творческих задач, которые позволили мне относительно спокойно, даже с удовольствием, провести это время.

Тем не менее, я всегда стараюсь придумывать себе занятия на случай, если вдруг работы не будет. Пока этого не случалось, но я понимаю, что может произойти в любой момент. Тем более что и первая, и вторая волна пандемии наносят серьезный экономический вред, а архитектор, конечно, очень зависим от общей экономической картины. Он как бабочка, которая настолько легка, нежна и беззащитна, что любые, даже небольшие изменения температуры могут ее убить.

Поэтому кроме очевидных для всех нас семьи, любимых людей и друзей меня поддерживает наличие работы, знание того, чем я буду занят сегодня и завтра. Что мне интересно.

Что в деятельности бюро было, на ваш взгляд, самым важным в этом году?

Видимо, у меня такая особенность: я гораздо ярче переживаю негативные события. Например, в этом году остановился проект, над которым мы работали, который очень любили и которым очень дорожили. Приостановка никак не связана с коронавирусом. Довольно обычная внутренняя история взаимоотношений русского архитектора и русского заказчика, но вот этот случай приходит в голову первым делом.

Но в творческом плане для нас это был хороший год с очень интересными проектами. Я уезжал на дачу в конце марта планируя, что проведу там несколько недель, а в итоге вернулся через пять или шесть месяцев. Я взял с собой бумагу, линеры, думая, что у меня наконец будет время порисовать. Но оказалось, времени не нашлось и за весь локдаун, потому что работы было очень много. Мы сделали пять или шесть проектов за эти несколько месяцев: рынок в Санкт-Петербурге, парк в Белгороде, офисный центр там же, несколько проектов для Москвы, в том числе, экспериментальный проект реновации Метрогородка. Надеюсь, они начнут реализовываться в ближайшее время. Это было бы прекрасным завершением локдауна и 2020-го года.
zooming
Виктория Раубо, директор по развитию Проектного бюро АПЕКС
Что, по вашему мнению, изменилось в рабочих процессах в 2020 году? Выросла ли эффективность при работе онлайн? Усложнились ли коммуникации внутри команды и со сторонними партнерами?

Работа в формате онлайн эффективна, но есть нюансы. В уже сложившейся команде эффективность точно выросла, так как понимание задачи происходит у всех одинаково, коллеги уже прошли через многое, сработались, настроились на одну волну и способны понимать друг друга быстро в любом формате.

В новых командах все немного иначе: первые 1-2 месяца требуется инвестировать в сотрудника свое время. Необходимо много личного общения, прежде чем ты достигнешь уровня эффективности слаженной команды. Все-таки «живая» коммуникация остается важным звеном, именно она формирует доверие, взаимопонимание, создает синергию между людьми – словом, все то, что в дальнейшем становится фундаментом для эффективной совместной деятельности.

Наша компания старается предусмотреть в рабочих процессах новые инструменты, позволяющие ускорить погружение в проекты и задачи:
  • мы создали собственную развлекательно-образовательную платформу APEX Life, где коллеги могут узнавать о процессе создания проектов и в режиме лекции задавать вопросы, общаться, знакомиться, обсуждать неформальные темы;
  • на данный момент мы интегрируем систему отслеживания процессов, что сделает рабочий процесс максимально прозрачным и понятным, как для новичков, так и для слаженных команд;
  • мы создали платформу обмена 3D-моделями объектов с нашими заказчиками, чтобы они всегда в режиме онлайн могли посмотреть на актуальную модель проекта и видеть динамику проектирования;
  • сотрудники компании всегда могут воспользоваться психологической помощью или попросить о проведении тренинга для улучшения каких-либо навыков для оптимизации рабочих процессов.
Что в постоянно меняющихся условиях работы позволяет вам сохранить баланс и двигаться дальше? Какие в этом году у вас были точки опоры в профессиональном плане?

Меня мотивирует двигаться дальше наличие интересных проектов и вдохновленных одной идеей людей вокруг меня. Не скрою, в этом году ввиду моей экстравертности я очень сложно переживаю удаленную работу. Однако, любой кризис ведет к усилению: я стала внимательнее относиться к качеству своего досуга, стараюсь соблюдать баланс 30/30/30 (сон/работа/социализация).

Что в деятельности бюро было, на ваш взгляд, самым важным в этом году?

Я думаю, что очень важным событием для нашего бюро был перевод работы офиса со штатом в 600 человек в онлайн-формат. Руководство компании предприняло все необходимое для того, чтоб обеспечить сотрудникам комфорт и удобство, осуществить безболезненный переход. Сотрудникам помогли организовать рабочие места, оплатили покупку дополнительной техники, руководство компании придумало систему безопасного коворкинга, где через систему бронирования рабочего места можно посетить офис, в котором отслеживается количество присутствующих и соблюдаются санитарные меры и меры социального дистанцирования.
zooming
Анастасия Клыпутенко, руководитель бюро URBAN SCALE
Что, по вашему мнению, изменилось в рабочих процессах в 2020 году? Выросла ли эффективность при работе онлайн? Усложнились ли коммуникации внутри команды и со сторонними партнерами?

Наши рабочие процессы принципиально не изменились, так как в бюро изначально была налажена удаленная работа. Мы не ожидали, что это внезапно станет так актуально, но оказались на 100% готовы.

Я скучаю только по офлайн-совещаниям с заказчиками, так как большая часть переговоров переместилась в Zoom. Нам везёт – нас находят застройщики, которые действительно хотят создать качественную среду. Руководители таких компаний обладают особым видением и общаться с ними очень интересно.

Но нужно отметить, что раньше совещания растягивались на несколько часов, мы печатали материалы на каждую встречу и тратили время на дорогу. Сейчас всё четко и по делу.

Что в постоянно меняющихся условиях работы позволяет вам сохранить баланс и двигаться дальше? Какие в этом году у вас были точки опоры в профессиональном плане?

Как и всегда помогает то, что мы быстро реагируем на возможности и готовы много работать. В первую волну карантина почти не ощутили изоляцию, так как работали без выходных.

В целом же этот год показал, что компетенции каждого конкретного человека важнее, чем место, где он находится и условия, в которых ему удобнее работать. Стало меньше предрассудков, на первый план вышли гибкость и профессионализм.

Что в деятельности бюро было, на ваш взгляд, самым важным в этом году?

Главными итогами года стало то, что перестроили процессы и наладили разработку проектной документации полностью в BIM-среде, нашли новых талантливых людей в команду и разработали масштабную градостроительную концепцию для территории более 40 гектар. В новом году планы не менее амбициозные. Ждём интересного 2021 года!
zooming
Алина Черейская, архитектор и партнер SA lab
Что, по вашему мнению, изменилось в рабочих процессах в 2020 году? Выросла ли эффективность при работе онлайн? Усложнились ли коммуникации внутри команды и со сторонними партнерами?

По опыту SA lab 2020 год подтолкнул всех к онлайн общению. Это позволило во многих вопросах стать более свободными, оперативными и эффективными. Мы часто коллаборируем с архитектурными бюро из Европы, США, Японии, поэтому формат онлайна был не новым, мы были к нему готовы.Из-за общей напряженности и спонтанности событий многим сначала было тяжело адаптироваться к новой реальности. Уверена, если бы переход был более плавным и спланированным, большинство оценило бы преимущество гибких офисов.

Что в постоянно меняющихся условиях работы позволяет вам сохранить баланс и двигаться дальше? Какие в этом году у вас были точки опоры в профессиональном плане?

Из-за перехода в онлайн многие конференции стали доступными. Появилась возможность познакомиться с архитекторами из разных стран и студий, узнать много нового за короткий отрезок времени. Мы приняли участие в международных мероприятиях: eCAADe 2020 в TU Berlin, DigitalFutures, Digital Cities, Live Academy. А еще придумали и провели вместе с ARCHSLON и Synthesis первый в России архитектурный онлайн фестиваль – 360FEST. Он стал площадкой для общения и объединил людей из 15 стран и 76 городов со всего мира, вопреки закрытым границам и ограничениям физического мира.

Что в деятельности бюро было, на ваш взгляд, самым важным в этом году?

За последние 10 месяцев мы много узнали о своих резервах и возможностях. Самым важным было сохранить команду. За 2 недели до официального старта удаленки мы уже работали из дома. SA lab – молодая компания, которая создает адаптивную архитектуру, легко реагирующую на меняющиеся параметры. Так и мы стали более гибкими. Например, для фестиваля Geek Picnic команда изначально проектировала общественные пространства. Когда мероприятие перешло в онлайн, мы полностью пересмотрели концепцию и придумали виртуальные павильоны, которые в первый день посетили более 5000 человек.

Помимо проектов SA lab ведет образовательную деятельность и канал в telegram. С марта он стал оазисом хороших новостей, в котором мы собирали полезные кейсы.

Прыжок в цифру стал для нас тестовой площадкой для новых идей.

25 Декабря 2020

Похожие статьи
Наталья Шашкова: «Наша задача – показать и доказать,...
В Анфиладе Музея архитектуры открылась новая выставка, и у нее две миссии: выставка отмечает 90-летний юбилей и в то же время служит прообразом постоянной экспозиции, о которой музей мечтает больше 30 лет, после своего переезда и «уплотнения». Мы поговорили с директором музея: о нынешней выставке и будущей, о работе с современными архитекторами и планах хранения современной архитектуры, о несостоявшемся пока открытом хранении, но главное – о том, что музею катастрофически не хватает площадей. Не только для экспозиции, но и для реставрации крупных предметов.
Юрий Виссарионов: «Модульный дом не принадлежит земле»
Он принадлежит Космосу, воздуху... Оказывается, 3D-печать эффективнее в сочетании с модульным подходом: дом делают в цеху, а затем адаптируют к местности, в том числе и с перепадом высот. Юрий Виссарионов делится свежим опытом проектирования туристических комплексов как в средней полосе, так и на юге. Среди них хаусботы, дома для печати из легкого бетона на принтере и, конечно же, каркасные дома.
Дерево за 15 лет
Поемия АРХИWOOD опрашивает членов своего экспертного совета главной премии: что именно произошло с деревянным строительством за эти годы, какие заметные изменения происходят с этим направлением сейчас и что ждет деревянное домостроение в будущем.
Марина Егорова: «Мы привыкли мыслить не квадратными...
Карьерная траектория архитектора Марины Егоровой внушает уважение: МАРХИ, SPEECH, Москомархитектура и Институт Генплана Москвы, а затем и собственное бюро. Название Empate, которое апеллирует к словам «чертить» и «сопереживать», не должно вводить в заблуждение своей мягкостью, поскольку бюро свободно работает в разных масштабах, включая КРТ. Поговорили с Мариной о разном: градостроительном опыте, женском стиле руководства и даже любви архитекторов к яхтингу.
Андрей Чуйков: «Баланс достигается через экономику»
Екатеринбургское бюро CNTR находится в стадии зрелости: кристаллизация принципов, системность и стандартизация помогли сделать качественный скачок, нарастить компетенции и получать крупные заказы, не принося в жертву эстетику. Руководитель бюро Андрей Чуйков рассказал нам о выстраивании бизнес-модели и бонусах, которые дает архитектору дополнительное образование в сфере управления финансами.
Василий Бычков: «У меня два правила – установка на...
Арх Москва начнется 22 мая, и многие понимают ее как главное событие общественно-архитектурной жизни, готовятся месяцами. Мы поговорили с организатором и основателем выставки, Василием Бычковым, руководителем компании «Экспо-парк Выставочные проекты»: о том, как устроена выставка и почему так успешна.
Влад Савинкин: «Выставка как «маленькая жизнь»
АРХ МОСКВА все ближе. Мы поговорили с многолетним куратором выставки, архитектором, руководителем профиля «Дизайн среды» Института бизнеса и дизайна Владиславом Савинкиным о том, как участвовать в выставках, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно потраченные время и деньги.
Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать...
За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.
2023: что говорят архитекторы
Набрали мы комментариев по итогам года столько, что самим страшно. Общее суждение – в архитектурной отрасли в 2023 году было настолько все хорошо, прежде всего в смысле заказов, что, опять же, слегка страшновато: надолго ли? Особенность нашего опроса по итогам 2023 года – в нем участвуют не только, по традиции, москвичи и петербуржцы, но и архитекторы других городов: Нижний, Екатеринбург, Новосибирск, Барнаул, Красноярск.
Александра Кузьмина: «Легко работать, когда правила...
Сюжетом стенда и выступлений архитектурного ведомства Московской области на Зодчестве стало комплексное развитие территорий, или КРТ. И не зря: задача непростая и очень «живая», а МО по части работы с ней – в передовиках. Говорим с главным архитектором области: о мастер-планах и кто их делает, о том, где взять ресурсы для комфортной среды, о любимых проектах и даже о том, почему теперь мало хороших архитекторов и что делать с плохими.
Согласование намерений
Поговорили с главным архитектором Института Генплана Москвы Григорием Мустафиным и главным архитектором Южно-Сахалинска Максимом Ефановым – о том, как формируется рабочий генплан города. Залог успеха: сбор данных и моделирование, работа с горожанами, инфраструктура и презентация.
Изменчивая декорация
Члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023 продолжают рассуждать о том, какими будут общественные интерьеры будущего: важен предлагаемый пользователю опыт, гибкость, а в некоторых случаях – тотальный дизайн.
Определяющая среда
Человекоцентричные, технологичные или экологичные – какими будут общественные интерьеры будущего, рассказывают члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023.
Иван Греков: «Заказчик, который может и хочет сделать...
Говорим с Иваном Грековым, главой архитектурного бюро KAMEN, автором многих знаковых объектов Москвы последних лет, об истории бюро и о принципах подхода к форме, о разном значении объема и фасада, о «слоях» в работе со средой – на примере двух объектов ГК «Основа». Это квартал МИРАПОЛИС на проспекте Мира в Ростокино, строительство которого началось в конце прошлого года, и многофункциональный комплекс во 2-м Силикатном проезде на Звенигородском шоссе, на днях он прошел экспертизу.
Резюмируя социальное
В преддверии фестиваля «Открытый город» – с очень важной темой, посвященной разным апесктам социального, опросили организаторов и будущих кураторов. Первый комментарий – главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, инициатора и вдохновителя фестиваля архитектурного образования, проводимого Москомархитектурой.
Прямая кривая
В последний день мая в Москве откроется биеннале уличного искусства Артмоссфера. Один из участников Филипп Киценко рассказывает, почему архитектору интересно участвовать в городских фестивалях, а также показывает свой арт-объект на Таможенном мосту.
Бетонные опоры
Архитектурный фотограф Ольга Алексеенко рассказывает о спецпроекте «Москва на стройке», запланированном в рамках Арх Москвы.
Юлий Борисов: «ЖК «Остров» – уникальный проект, мы...
Один из самых больших проектов жилой застройки Москвы – «Остров» компании Донстрой – сейчас активно строится в Мневниковской пойме. Планируется построить порядка 1.5 млн м2 на почти 40 га. Начинаем изучать проект – прежде всего, говорим с Юлием Борисовым, руководителем архитектурной компании UNK, которая работает с большей частью жилых кварталов, ландшафтом и даже предложила общий дизайн-код для освещения всей территории.
Валид Каркаби: «В Хайфе есть коллекция арабского Баухауса»
В 2022 году в порт города Хайфы, самый глубоководный в восточном Средиземноморье, заходило рекордное количество круизных лайнеров, а общее число туристов, которые корабли привезли, превысило 350 тысяч. При этом сама Хайфа – неприбранный город с тяжелой судьбой – меньше всего напоминает туристический центр. О том, что и когда пошло не так и возможно ли это исправить, мы поговорили с архитектором Валидом Каркаби, получившим образование в СССР и несколько десятилетий отвечавшим в Хайфе за охрану памятников архитектуры.
О сохранении владимирского вокзала: мнения экспертов
Продолжаем разговор о сохранении здания вокзала: там и проект еще не поздно изменить, и даже вопрос постановки на охрану еще не решен, насколько нам известно, окончательно. Задали вопрос экспертам, преимущественно историкам архитектуры модернизма.
Фандоринский Петербург
VFX продюсер компании CGF Роман Сердюк рассказал Архи.ру, как в сериале «Фандорин. Азазель» создавался альтернативный Петербург с блуждающими «чикагскими» небоскребами и капсульной башней Кисе Курокавы.
2022: что говорят архитекторы
Мы долго сомневались, но решили все же провести традиционный опрос архитекторов по итогам 2022 года. Год трагический, для него так и напрашивается определение «слов нет», да и ограничений много, поэтому в опросе мы тоже ввели два ограничения. Во-первых, мы попросили не докладывать об успехах бюро. Во-вторых, не говорить об общественно-политической обстановке. То и другое, как мы и предполагали, очень сложно. Так и получилось. Главный вопрос один: что из архитектурных, чисто профессиональных, событий, тенденций и впечатлений вы можете вспомнить за год.
KOSMOS: «Весь наш путь был и есть – поиск и формирование...
Говорим с сооснователями российско-швейцарско-австрийского бюро KOSMOS Леонидом Слонимским и Артемом Китаевым: об учебе у Евгения Асса, ценности конкурсов, экологической и прочей ответственности и «сообщающимися сосудами» теории и практики – по убеждению архитекторов KOSMOS, одно невозможно без другого.
КОД: «В удаленных городах, не секрет, дефицит кадров»
О пользе синего, визуальном хаосе и общих и специальных проблемах среды российских городов: говорим с авторами Дизайн-кода арктических поселений Ксенией Деевой, Анастасией Конаревой и Ириной Красноперовой, участниками вебинара Яндекс Кью, который пройдет 17 сентября.
Никита Токарев: «Искусство – ориентир в джунглях...
Следующий разговор в рамках конференции Яндекс Кью – с директором Архитектурной школы МАРШ Никитой Токаревым. Дискуссия, которая состоится 10 сентября в 16:00 оффлайн и онлайн, посвящена междисциплинарности. Говорим о том, насколько она нужна архитектурному образованию, где начинается и заканчивается.
Архитектурное образование: тренды нового сезона
МАРШ, МАРХИ, школа Сколково и руководители проектов дополнительного обучения рассказали нам о том, что меняется в образовании архитекторов. На что повлиял уход иностранных вузов, что будет с российской архитектурной школой, к каким дополнительным знаниям стремиться.
Технологии и материалы
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Сейчас на главной
2024: что говорят архитекторы
Больше всего нам нравится рассказывать об архитектуре, то есть о_проектах, но как минимум раз в год мы даем слово архитекторам ;-) и собираем мнение многих профессионалов о том, как прошел их профессиональный год. И вот, в этом году – 53 участника, а может быть, еще и побольше... На удивление, среди замеченных лидируют книги и выставки: браво музею архитектуры, издательству Tatlin и другим площадкам и издательствам! Читаем и смотрим. Грустное событие – сносят модернизм, событие с амбивалентной оценкой – ипотечная ставка. Читаем архитекторов.
Поле жизни
Новый проект от бюро ПНКБ Сергея Гнедовского и Антона Любимкина для Музея-заповедника «Куликово поле» посвящен Полю как таковому, самому по себе. Его исследование давно, тщательно и успешно ведет музей. Соответственно, снаружи форма нового музейного здания мягче, чем у предыдущего, тоже от ПНКБ, посвящённого исторической битве. Но внутри оно уверенно ведет посетителя от светового колодца по спирали – к полю, которое в данном случае трактовано не как поле битвы, а как поле жизни.
Космо-катамино
Бюро MORS ARCHITECTS придумало для компании, которая специализируется на кибербезопасности, офис-головоломку, стимулирующий креативность и азарт: с помощью насыщенных цветов и отсылок к ретрофутуризму.
Дерево и базальт
Бюро Malik Architecture соединило в своем проекте гостиницы Radisson в горах индийского штата Махараштра местные традиции и требования ресурсоэффективности.
Пресса: «Строить в центре в историческом стиле — всегда было...
В Петербурге в 2024 году похоронили проект парка «Тучков буян», на торги выставили тюрьму «Кресты». Конюшенное ведомство, наконец, дождалось начало разработки проекта реставрации, и началось строительство кампуса СПбГУ. «Фонтанка» поговорила с автором ряда ключевых для Петербурга проектов и, наверное, одним из самых известных петербургских архитекторов, главой «Студии 44» Никитой Явейном об итогах года.
Рамка кирпича
По проекту бюро Axis Project на Кубанской набережной в Краснодаре построен офис, который уже взяло в аренду другое бюро – Archivista. Перебрав несколько вариантов, авторы и заказчики остановились на лаконичной форме, сделав ставку на ясность пропорций и выразительность материала – красного кирпича ручной формовки.
Пресса: Лучшие здания, станции и мосты, построенные (или снесенные)...
Новые постройки МГТУ им. Баумана — самая масштабная и противоречивая реализация года. Немецкая слобода, в которой находится Бауманка, представляет собой наслоение самых разных эпох, при этом многие десятилетия пребывала в каком-то подвешенном состоянии, словно ожидая мощного толчка.
Для борьбы со стихией
В японском городе Курасики по проекту Кэнго Кумы создан парк, инфраструктура которого поможет жителям в случае природной катастрофы.
Конгресс и кампус
В Кирове подвели итоги конкурса на концепцию конгресс-холла и общественного пространства на территории бывшего Кировского военно авиационно-технического училища, которую планируется развивать в качестве кампуса. Победила заявка Максима Гарипова: архитектор подошел к территории через метафору потока, а здание-доминанту превратил в композиционный мост.
Пресса: Каким был 2024 год в мире архитектуры и архитекторов
«Большой Город» подводит итоги 2024 года: в массовой культуре, искусстве, музыке, гастрономии. В архитектурной среде он запомнится не только отдельными зданиями и событиями, но и новыми взглядами на то, как живут и меняются наши города. Подводя итоги уходящего года, «Большой Город» поговорил с архитекторами ведущих российских бюро о том, что стало главным в 2024-м и что интересного нам обещает следующий год.
Слоистая кладка
Шанхайская студия X+Living в своем проекте книжного магазина в Тяньцзине отвечает историческому «итальянскому» окружению и экспериментирует с кирпичом, металлом и визуальным восприятием.
Групповой портрет архитекторов Серебряного века
Новая книга Марии Нащокиной «Архитектура Москвы эпохи модерна в творческих биографиях зодчих» сочетает научную глубину и энциклопедический охват с увлекательным изложением. В ней представлены жизнь и творчество 126 мастеров модерна, неоклассицизма и поздней эклектики. Публикуем рецензию и отрывок из книги, посвященный одному из самых ярких архитекторов ХХ века Александру Таманову.
Дом прощания
Бюро DIALECT Architects спроектировало для кладбища недалеко от Екатеринбурга комплекс построек, который помогает провести ритуал прощания. Авторы стремились найти подходящий функции тон, для чего обратились к образу неугасающего пламени, использовали светлые материалы, а также силу воздействия ландшафта и зеркала воды.
Большая волна
По проекту ПИ «АРЕНА» в Южно-Сахалинске построен Центр водных видов спорта, рассчитанный как на оздоровительные тренировки обычных горожан, так и на проведение спортивных мероприятий международного класса. О кровле в виде гиперболического параболоида, системе второго дна и энергоэффективности витражных конструкций читайте в нашем материале.
Торговый городок
Консорциум APRELarchitects, «ДАЛЬ» и Деловой клуб «Наследие и экономика» разработал для рязанской ВДНХ мастер-план развития, который учитывает как сохранение 21 павильона, так и программирование территории, способное вернуть жизнь и устойчивость этому знаковому месту. Многие решения мастер-плана уже реализованы.
Французский лес
16-этажный жилой дом Wood Up на берегу Сены с гибридной конструкцией из дерева и бетона играет градостроительную роль на границе Парижа и пригородов. Авторы проекта – архитекторы LAN.
Скрепка над рекой
Говорим с Виталием Лутцем из Института Генплана о замысле и особенностях пешеходного моста, соединившего два берега Яузы в новом кластере МГТУ. Его форма и программа – прежде всего речь о включении в «линейный транспортный объект» амфитеатра, зависшего над рекой – были придуманы при работе над ППТ. Обычно так не делают, а было бы полезно, – говорят авторы, называя промежуточную стадию проекта «пред-АГР». Она позволяет определить многие параметры будущего проекта, преодолеть разрыв между градостроительным и архитектурным проектированием.
Город без города
DK architects Григория Дайнова спроектировали, в рамках ППТ благоустройства побережья Каспия, Итальянскую улицу среди парков. На ней будут действовать европейские правила и культурные традиции, улица будет фрагментом привычной общественной среды для туристов – такое принято на Ближнем Востоке. В домах, ее составляющих, – кафе, магазины, офисы и бутик-отели. Фрагмент города – без города, имплантированная на Восток сумма представлений об Италии.
Больше стиля
Градостроительный совет во второй раз рассмотрел проект застройки бывшего Мытного двора – теперь им занимается мастерская «Евгений Герасимов и партнеры», которая для новых корпусов предложила пять трактовок исторических стилей от английской классики до а-ля рюс. Эклектика не всем пришлась по душе, однако превалировало настроение привести наконец в порядок территорию за забором.
Пресса: Город, спрятавший свои памятники
Псков: тяжелая судьба генплана и интуиционная реставрация.

Рассказ о том, как при восстановлении Пскова столкнулось три градостроительные концепции от разных авторов, кто кого съел и почему город теперь так выглядит. Получается, Псков теперь – фентези.
Коронованный корень
К бруталистской башне в самом сердце 12-го округа Парижа бюро Maud Caubet Architectes отнеслось как к королеве и увенчало её эффектной стеклянной «короной».
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Звери в пещере
В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков открылась выставка «Анималистика. И в шутку, и всерьез». Архитектурной частью занималась мастерская «Витрувий и сыновья», которая превратила один из залов в пещеру Альтамира. А во дворе музея появилась ёлка, претендующая на звание самой оригинальной и фотогеничной в городе.
Река и форм, и смыслов
Бюро ATRIUM славится вниманием к пластичной форме, современному дизайну и даже к новым видам интеллекта. В книге-портфолио Вера Бутко и Антон Надточий представили работу компании как бурный поток: текстов, графики, образов... Это делает ее яркой феерией, хотя не в ущерб системности. Но система – другая, обновленная. Как будто фрагмент метавселенной воплотился в бумажном издании.
Лунка и сопка
Гольф-поле, построенное на окраине Красноярска по проекту местного бюро Проектдевелопмент, включает Академию – крытую часть для отработки ударов. Здание построено из клееных балок, а его форма соответствует ландшафту и очертаниям сопок.
Жизнестроительство на своей шкуре
Какая шкура у архитектора? Правильно, чаще всего черная... Неудивительно, что такого же цвета обложка новой книги издательства TATLIN, в которой – впервые для России – собраны 52 собственных дома современных архитекторов. Есть известные, даже знаменитые, есть и совершенно малоизвестные, и большие, и маленькие, и стильные, и диковинные. В какой-то мере отражает историю нашей архитектуры за 30 лет.
Квартальная изолиния
Еще один конкурсный проект жилого комплекса на берегу Волги в Нижнем Новгороде подготовила «Студия 44». Группа архитекторов под руководством Ивана Кожина пришла к выводу, что неправильно в таком месте использовать регулярно-квартальную планировку и выработала индивидуальный подход: цепочку из парцеллированных многосекционных домов, которая тянется вдоль всей набережной. Рассказываем об особенностях и преимуществах приёма.