Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

25.12.2020

Москомархитектура: итоги года. Часть II

Еще шесть коротких интервью по итогам года от Москомархитектуры: с Юлием Борисовым, Азатом Ахмадуллиным, Михаилом Бейлиным, Викторией Раубо, Анастасией Клыпутенко и Алиной Черейской.

Мы уже рассказывали о том, что подводя итоги года, Москомархитектура пригласила архитекторов, девелоперов и урбанистов к участию в опросе, цель которого – оценить взгляд профессионального сообщества на новые проекты, подходы и вызовы, которые появились в Москве и регионах за этот год, выделить болевые точки и наметить пути решения возникших проблем. Итоги опроса были озвучены 17 декабря в рамках конференции «Комфортный город». Главным событием года большинство опрошенных признали реставрацию дома Наркомфина. Также представители профессионального сообщества высказались по поводу всеобщего перехода в онлайн.

Предоставлено пресс-службой конференции «Комфортный город»
Предоставлено пресс-службой конференции «Комфортный город»
Предоставлено пресс-службой конференции «Комфортный город»
Предоставлено пресс-службой конференции «Комфортный город»
Предоставлено пресс-службой конференции «Комфортный город»

Опрос проведен компанией Citymakers по заказу Москомархитектуры.

Ниже представлены некоторые из мнений. Еще шесть интервью – в предыдущей публикации.
Юлий Борисов, руководитель проектного бюро UNK project
Юлий Борисов, руководитель проектного бюро UNK project
По вашему мнению, что изменилось в рабочих процессах в этом году? Выросла ли эффективность при работе онлайн? Есть ли какие-то сложности с коммуникациями как внутри команды, так и со сторонними партнерами?

За этот год у нас в бюро было два локдауна. В первом мы сначала увидели резкий взлет производительности труда, который продолжался месяц-полтора. Потом была линия спада. Во втором – хуже. Сначала люди с энтузиазмом берутся за проект, работают больше, чем в офисе, не могут остановиться. Потом начинается выгорание. И понятно, что часть информации теряется при видеосвязи, потому что какой-то ее бит передается только с энергетическим полем, особенно в части творческих обсуждений или защиты проектов у заказчика.

Лично же для меня, популяризация видеоконференцсвязи, скорее, положительное явление. Это еще один инструмент в наш ассортимент достижения цели – такой же, как телефон, WhatsApp, чертежная доска, компьютер, файл, чертеж или BIM-модель. Удобно взаимодействовать и с клиентами, и с конечными пользователями. Например, удаленно прошли общественные обсуждения нашего проекта в Южно-Сахалинске. И, конечно, виртуально ты ближе к человеку, потому что твое лицо на экране, его лицо на экране. Общение становится более камерным, интимным. Это интересно.

Мы много работаем с крупными проектами, где только в проектирование вовлечено тысяча человек. У нас бывают совещания по 25 человек. Использование видеоконференцсвязи не снимает совсем все вопросы, но как минимум их упрощает.

Что еще? Наверное, я стал больше общаться с бОльшим количеством сотрудников, чем раньше. Скорость стала выше. Но мне, конечно, не хватает живого общения, обмена энергетикой. Стопроцентно никакая видеоконференцсвязь это не заменит.

Что в постоянно меняющихся условиях работы позволяет вам сохранить баланс и двигаться дальше? Какие в этом году у вас были точки опоры в профессиональном плане?

Я бы не сказал, что это был сложный год. У меня нет ощущения, что он был сложнее, чем предыдущий. Более того, под конец мне показалось, что он легче, чем 2019-й. За две недели до первого локдауна мы уже видели ситуацию и нормально к ней подготовились. Мы сделали систему удаленного доступа, излишне подстраховались. Мы были готовы и к намного более сложной ситуации. Чуть ли не скафандры закупили, чтобы можно было ездить на стройку. Без шуток.
Если вы задаете личный вопрос, то все мои близкие, родные и сотрудники здоровы. Кто-то переболел, конечно, но каких-то серьезных потрясений не было.

Как вы считаете, что в деятельности бюро было самым важным в этом году?

Мы каждые несколько лет производим инвентаризацию наших инструментариев работы, достижения наших целей. После этого мы ставим себе новые цели и подбираем под них новые ресурсы и инструменты. Самым важным в этом году было осмысление нашего курса движения на следующий год.
Азат Ахмадуллин, основатель бюро Азата Ахматулина (Уфа)
Азат Ахмадуллин, основатель бюро AHMADULLIN ARCHITECTS (Уфа)
Что, по вашему мнению, изменилось в рабочих процессах в 2020 году? Выросла ли эффективность при работе онлайн? Усложнились ли коммуникации внутри команды и со сторонними партнерами?

Рабочий ритм в этом году был как на волнах, аврал периодически сменялся спокойным неспешным проектированием. В начале пандемии мы, как и все, ушли на удаленку – в этот момент как раз эффективность просела. Но потом, когда мы всей командой вернулись в мастерскую, скорость проектирования восстановилась. Периодически члены команды уходили на удаленку, поэтому полноценно всем коллективом в этом году мы собирались не так часто. Работа онлайн не стала для нас неожиданностью так как 70% наших проектов находятся в различных регионах страны и почти всегда рабочие процессы и общение с заказчиками проходили онлайн, за малым исключением, когда в начале работы необходимо было вылетать на место проектирования. Пандемия также повлияла на наших заказчиков. Некоторые из них переболели и это сдвигало графики и сроки сдачи проектов.

Что в постоянно меняющихся условиях работы позволяет вам сохранить баланс и двигаться дальше? Какие в этом году у вас были точки опоры в профессиональном плане?

Обучение в программе архитекторы.рф позволило обрести большое количество единомышленников по всей России и включиться нетворкинг, который, скажу по своему опыту, очень хорошо работает. Мы постоянно создаем консорциумы, делимся советами, работой, идеями.

Что в деятельности бюро было, на ваш взгляд, самым важным в этом году?

Наша сплоченность и заинтересованность каждого участника команды в достижении общей цели. Желание постоянного роста, обучение, стремление узнать и понять что-то новое и сделать пространство вокруг нас лучше, пусть даже не подкрепленное большой экономической составляющей. Но мы понимаем, что молодое бюро должно создать себе имя своими качественными и доведенными до конца работами, что в свою очередь привлечет и финансовую опору.
Михаил Бейлин, партнер архитектурного бюро CITIZENSTUDIO
Михаил Бейлин, партнер архитектурного бюро CITIZENSTUDIO
Что, по вашему мнению, изменилось в рабочих процессах в 2020 году? Выросла ли эффективность при работе онлайн? Усложнились ли коммуникации внутри команды и со сторонними партнерами?

У нас в бюро очень мало изменилось за этот год. Дело в том, что еще несколько лет назад, основывая бюро, мы с моим партнером Даниилом Никишиным решили, что у нас будет виртуальный офис. Поэтому наша студия оказалась очень хорошо подготовлена к шоковым для многих людей переменам.

Отличие в том, что в онлайн-формате теперь работают все. А значит меньше времени требуется на долгие очные совещания. Все обсуждается в Zoom, и это очень удобно.

Мне кажется, главная новелла 2020 года – то, что мы все стали гораздо меньше времени проводить на необязательных встречах с необязательными людьми. Перевод рабочего общения в онлайн привел к тому, что теперь мы лично встречаемся с теми, с кем действительно хотим встретиться. Я экономлю время, которое всегда было для меня самым большим дефицитом.

Личное присутствие, конечно, необходимо непосредственно на стройке. Но огромное число вопросов не требует очных встреч. Они требуют качественной коммуникации разных участников проекта. Часто это подменяется постоянным выдергиванием на встречи всех подряд. Не можешь выстроить нормальный рабочий процесс – устраивай совещания. Мне кажется, события этого года приводят к тому, что люди сегодня вынуждены настраивать эту коммуникацию.

Что в постоянно меняющихся условиях работы позволяет вам сохранить баланс и двигаться дальше? Какие в этом году у вас были точки опоры в профессиональном плане?

Так получилось, что в период локдауна у нас было много интересных творческих задач, которые позволили мне относительно спокойно, даже с удовольствием, провести это время.

Тем не менее, я всегда стараюсь придумывать себе занятия на случай, если вдруг работы не будет. Пока этого не случалось, но я понимаю, что может произойти в любой момент. Тем более что и первая, и вторая волна пандемии наносят серьезный экономический вред, а архитектор, конечно, очень зависим от общей экономической картины. Он как бабочка, которая настолько легка, нежна и беззащитна, что любые, даже небольшие изменения температуры могут ее убить.

Поэтому кроме очевидных для всех нас семьи, любимых людей и друзей меня поддерживает наличие работы, знание того, чем я буду занят сегодня и завтра. Что мне интересно.

Что в деятельности бюро было, на ваш взгляд, самым важным в этом году?

Видимо, у меня такая особенность: я гораздо ярче переживаю негативные события. Например, в этом году остановился проект, над которым мы работали, который очень любили и которым очень дорожили. Приостановка никак не связана с коронавирусом. Довольно обычная внутренняя история взаимоотношений русского архитектора и русского заказчика, но вот этот случай приходит в голову первым делом.

Но в творческом плане для нас это был хороший год с очень интересными проектами. Я уезжал на дачу в конце марта планируя, что проведу там несколько недель, а в итоге вернулся через пять или шесть месяцев. Я взял с собой бумагу, линеры, думая, что у меня наконец будет время порисовать. Но оказалось, времени не нашлось и за весь локдаун, потому что работы было очень много. Мы сделали пять или шесть проектов за эти несколько месяцев: рынок в Санкт-Петербурге, парк в Белгороде, офисный центр там же, несколько проектов для Москвы, в том числе, экспериментальный проект реновации Метрогородка. Надеюсь, они начнут реализовываться в ближайшее время. Это было бы прекрасным завершением локдауна и 2020-го года.
Виктория Раубо, директор по развитию Проектного бюро АПЕКС
Виктория Раубо, директор по развитию Проектного бюро АПЕКС
Что, по вашему мнению, изменилось в рабочих процессах в 2020 году? Выросла ли эффективность при работе онлайн? Усложнились ли коммуникации внутри команды и со сторонними партнерами?

Работа в формате онлайн эффективна, но есть нюансы. В уже сложившейся команде эффективность точно выросла, так как понимание задачи происходит у всех одинаково, коллеги уже прошли через многое, сработались, настроились на одну волну и способны понимать друг друга быстро в любом формате.

В новых командах все немного иначе: первые 1-2 месяца требуется инвестировать в сотрудника свое время. Необходимо много личного общения, прежде чем ты достигнешь уровня эффективности слаженной команды. Все-таки «живая» коммуникация остается важным звеном, именно она формирует доверие, взаимопонимание, создает синергию между людьми – словом, все то, что в дальнейшем становится фундаментом для эффективной совместной деятельности.

Наша компания старается предусмотреть в рабочих процессах новые инструменты, позволяющие ускорить погружение в проекты и задачи:
  • мы создали собственную развлекательно-образовательную платформу APEX Life, где коллеги могут узнавать о процессе создания проектов и в режиме лекции задавать вопросы, общаться, знакомиться, обсуждать неформальные темы;
  • на данный момент мы интегрируем систему отслеживания процессов, что сделает рабочий процесс максимально прозрачным и понятным, как для новичков, так и для слаженных команд;
  • мы создали платформу обмена 3D-моделями объектов с нашими заказчиками, чтобы они всегда в режиме онлайн могли посмотреть на актуальную модель проекта и видеть динамику проектирования;
  • сотрудники компании всегда могут воспользоваться психологической помощью или попросить о проведении тренинга для улучшения каких-либо навыков для оптимизации рабочих процессов.
Что в постоянно меняющихся условиях работы позволяет вам сохранить баланс и двигаться дальше? Какие в этом году у вас были точки опоры в профессиональном плане?

Меня мотивирует двигаться дальше наличие интересных проектов и вдохновленных одной идеей людей вокруг меня. Не скрою, в этом году ввиду моей экстравертности я очень сложно переживаю удаленную работу. Однако, любой кризис ведет к усилению: я стала внимательнее относиться к качеству своего досуга, стараюсь соблюдать баланс 30/30/30 (сон/работа/социализация).

Что в деятельности бюро было, на ваш взгляд, самым важным в этом году?

Я думаю, что очень важным событием для нашего бюро был перевод работы офиса со штатом в 600 человек в онлайн-формат. Руководство компании предприняло все необходимое для того, чтоб обеспечить сотрудникам комфорт и удобство, осуществить безболезненный переход. Сотрудникам помогли организовать рабочие места, оплатили покупку дополнительной техники, руководство компании придумало систему безопасного коворкинга, где через систему бронирования рабочего места можно посетить офис, в котором отслеживается количество присутствующих и соблюдаются санитарные меры и меры социального дистанцирования.
Анастасия Клыпутенко, руководитель бюро URBAN SCALE
Анастасия Клыпутенко, руководитель бюро URBAN SCALE
Что, по вашему мнению, изменилось в рабочих процессах в 2020 году? Выросла ли эффективность при работе онлайн? Усложнились ли коммуникации внутри команды и со сторонними партнерами?

Наши рабочие процессы принципиально не изменились, так как в бюро изначально была налажена удаленная работа. Мы не ожидали, что это внезапно станет так актуально, но оказались на 100% готовы.

Я скучаю только по офлайн-совещаниям с заказчиками, так как большая часть переговоров переместилась в Zoom. Нам везёт – нас находят застройщики, которые действительно хотят создать качественную среду. Руководители таких компаний обладают особым видением и общаться с ними очень интересно.

Но нужно отметить, что раньше совещания растягивались на несколько часов, мы печатали материалы на каждую встречу и тратили время на дорогу. Сейчас всё четко и по делу.

Что в постоянно меняющихся условиях работы позволяет вам сохранить баланс и двигаться дальше? Какие в этом году у вас были точки опоры в профессиональном плане?

Как и всегда помогает то, что мы быстро реагируем на возможности и готовы много работать. В первую волну карантина почти не ощутили изоляцию, так как работали без выходных.

В целом же этот год показал, что компетенции каждого конкретного человека важнее, чем место, где он находится и условия, в которых ему удобнее работать. Стало меньше предрассудков, на первый план вышли гибкость и профессионализм.

Что в деятельности бюро было, на ваш взгляд, самым важным в этом году?

Главными итогами года стало то, что перестроили процессы и наладили разработку проектной документации полностью в BIM-среде, нашли новых талантливых людей в команду и разработали масштабную градостроительную концепцию для территории более 40 гектар. В новом году планы не менее амбициозные. Ждём интересного 2021 года!
Алина Черейская, архитектор и партнер SA lab
Алина Черейская, архитектор и партнер SA lab
Что, по вашему мнению, изменилось в рабочих процессах в 2020 году? Выросла ли эффективность при работе онлайн? Усложнились ли коммуникации внутри команды и со сторонними партнерами?

По опыту SA lab 2020 год подтолкнул всех к онлайн общению. Это позволило во многих вопросах стать более свободными, оперативными и эффективными. Мы часто коллаборируем с архитектурными бюро из Европы, США, Японии, поэтому формат онлайна был не новым, мы были к нему готовы.Из-за общей напряженности и спонтанности событий многим сначала было тяжело адаптироваться к новой реальности. Уверена, если бы переход был более плавным и спланированным, большинство оценило бы преимущество гибких офисов.

Что в постоянно меняющихся условиях работы позволяет вам сохранить баланс и двигаться дальше? Какие в этом году у вас были точки опоры в профессиональном плане?

Из-за перехода в онлайн многие конференции стали доступными. Появилась возможность познакомиться с архитекторами из разных стран и студий, узнать много нового за короткий отрезок времени. Мы приняли участие в международных мероприятиях: eCAADe 2020 в TU Berlin, DigitalFutures, Digital Cities, Live Academy. А еще придумали и провели вместе с ARCHSLON и Synthesis первый в России архитектурный онлайн фестиваль – 360FEST. Он стал площадкой для общения и объединил людей из 15 стран и 76 городов со всего мира, вопреки закрытым границам и ограничениям физического мира.

Что в деятельности бюро было, на ваш взгляд, самым важным в этом году?

За последние 10 месяцев мы много узнали о своих резервах и возможностях. Самым важным было сохранить команду. За 2 недели до официального старта удаленки мы уже работали из дома. SA lab – молодая компания, которая создает адаптивную архитектуру, легко реагирующую на меняющиеся параметры. Так и мы стали более гибкими. Например, для фестиваля Geek Picnic команда изначально проектировала общественные пространства. Когда мероприятие перешло в онлайн, мы полностью пересмотрели концепцию и придумали виртуальные павильоны, которые в первый день посетили более 5000 человек.

Помимо проектов SA lab ведет образовательную деятельность и канал в telegram. С марта он стал оазисом хороших новостей, в котором мы собирали полезные кейсы.

Прыжок в цифру стал для нас тестовой площадкой для новых идей.