English version

Львы на стекле

Архитекторы бюро СПИЧ применили прием, известный по петербургским опытам Сергея Чобана – кассеты с рисунком элементов классической архитектуры, напечатанных на стекле, – к реконструкции фасадов типового здания 4 корпуса московской больницы №23. Проект разработан бесплатно, как помощь больнице.

author pht

Автор текста:
Юлия Тарабарина

mainImg
Мастерская:
СПИЧ http://www.speech.su
Проект:
Городская клиническая больница №23 им. И.В. Давыдовского. Реконструкция корпуса 4
Россия, Москва, Яузская улица, 11/6к4

Авторский коллектив:
Сергей Чобан, Игорь Членов, Алина Гарновская, Сергей
Попов (архитектурное бюро СПИЧ)
Фотосъемка архитектурных элементов исторического корпуса: Дмитрий Чистопрудов
Адаптация цветотехнического решения: Владимир Донсков («АКМА»)

2018 — 2019 / 2019 — 2020
В начале XIX века усадьба Ивана Родионовича Баташева, владельца чугунопавильных заводов в Выксе, была самым роскошным дворцом в Заяузье, с видовыми площадками и с тонкими, нестрандартными рельефами на грани раннего и зрелого классицизма. Авторство неизвестно, но дворец приписывают то Василию Баженову, то Шарлю да Вальи (без особенных оснований), то его ученику Родиону Казакову (что уже более вероятно). За работами наблюдал Михаил Кисельников, выпускник и пансионер Академии Художеств, по одним сведениям крепостной Баташевых, по другим купеческий сын; ему же, как считается, принадлежат рельефы фасадов (о рельефах см., например, здесь).
Отреставрированный флигель усадьбы Баташева, фрагмент
Фотография: Архи.ру

Дворец хорошо сохранился, хотя в 1812 году горел. В 1870-е годы усадьбу Баташева продали городу и реконструировали для Яузской больницы; в начале XX века появилось несколько корпусов в духе неоампира серебряного века, автор одного из них – Илларион Иванов-Шиц. В советское время больницу переименовали в Медсантруд, в 1920-е она принадлежала ГПУ, затем медицинским институтам. Сейчас больница названа в честь одного из профессоров, который работал в ней в 1930-е годы, Ипполита Васильевича Давыдковского, патологоанатома, во время войны – организатора системы полевой хирургии.

Иными словами, и больница более чем известна, специализируется на хирургии и неврологии, и дворец – известнейший памятник московского классицизма. Его реставрация началась в 2019 году, вместе с комплексной реконструкцией больницы, и рассматриваемый корпус №4 – часть реконструкции. Шестиэтажное здание построено в 1972 году по типовому проекту серии 2МГ-05-5, на восточной границе территории больницы, вдоль Землянского переулка. Лаконичный панельный корпус белого цвета, функциональная постройка на бывшей дворцовой территории.
Корпус 4, вид до реконструкции. Городская клиническая больница №23 им. И.В. Давыдовского
Фотография: СПИЧ
Корпус 4, вид до реконструкции. Городская клиническая больница №23 им. И.В. Давыдовского
Фотография: СПИЧ

Реконструкция таких зданий в Москве как правило состоит, помимо инженерных и интерьерных работ, в утеплении фасадов, которые покрывают, поверх минеральной ваты, штукатуркой, керамогранитом или, в самом лучшем случае, алюминиевыми кассетами.

Архитекторы СПИЧ предложили вариант более сложный, откликающийся на соседство знаменитого дворца. В рамках благотворительного проекта они бесплатно разработали для больницы проект реконструкции фасадов, основанный на идее, реализованной Сергеем Чобаном 10-15 лет назад в Петербурге, в бизнес-центрах «Лангензипен», «Бенуа» и «Временах года», – стеклянные кассеты с фотографиями исторического декора, нанесенными на стекло с внутренней стороны кассеты.
Городская клиническая больница №23 им. И.В. Давыдовского. Реконструкция корпуса 4
Фотография © Дмитрий Чистопрудов

Главный вход в 4 корпус расположен с внутренней стороны, с территории больницы. Здесь по сторонам входной группы, к которой ведет пологий пандус, авторы поместили два уникальных отпечатка – увеличенные фотографии рельефов с главной лестницы баташевского дворца, переоформленной после пожара 1812 года под наблюдением Жилярди: «Прощание с воином» и «Возвращение Одиссея».
Прощание с воином (возможная альтернативная интерпретация – знамение Энею оставить Трою. См. дисс. С.М. Царевой). Рельеф парадной лестницы дома Ивана Баташева. Городская клиническая больница №23 им. И.В. Давыдовского
Фотография © Дмитрий Чистопрудов
Возвращение Одиссея. Рельеф парадной лестницы дома Ивана Баташева. Городская клиническая больница №23 им. И.В. Давыдовского
Фотография © Дмитрий Чистопрудов

Эти рельефы несколько более поздние, чем фасадный декор главного дома, они относятся к периоду послепожарного ампира. Именно поэтому моделировка, тонкая и детализированная включая лица и костюмы, легко выдержала увеличение. Подлинные рельефы на лестнице меньше размером, удалены от зрителя и рассчитаны на разглядывание снизу. В напечатанном рисунке они увеличены, хотя и остаются чуть меньше человеческого роста, и максимально приближены: все, кто пройдет мимо на пути ко входу, могут разглядеть детали и даже масштабно сопоставить себя этими фигурами.

Любопытна иллюзия объема: контрастная светотень фотографий подчеркивает рельеф, и в какой-то момент кажется, что фигуры лишь помещены под стекло, как на музейной витрине; но с другой стороны они – рисунок на стекле, и немного напоминают голограмму.
Городская клиническая больница №23 им. И.В. Давыдовского. Реконструкция корпуса 4
Фотография © Дмитрий Чистопрудов
Возвращение Одиссея, фрагмент шелкографии. Городская клиническая больница №23 им. И.В. Давыдовского. Реконструкция корпуса 4
Фотография: Архи.ру

Все остальные рельефы, воспроизведенные на стеклянных панелях – декоративные и относятся к внешнему убранству дворца, по всей видимости выполненному пансионером Академии Михаилом Кисельниковым до пожара. Историки отмечают оригинальность этих деталей, вероятно, вдохновленных итальянским опытом крепостного. Действительно, выражения лиц маскаронов – совершенно нетиповые и могут напомнить гримасу на колокольне Santa Maria Formosa в Венеции; не менее интересны композиции с тритонами, трезубцами и «собакой» по центру – из состава лепных украшений главного фасада дворца Баташева.
  • zooming
    1 / 8
    Дворец Ивана Баташева. Городская клиническая больница №23 им. И.В. Давыдовского. Детали фасада здания начала XIX века
    Фотография © Дмитрий Чистопрудов
  • zooming
    2 / 8
    Дворец Ивана Баташева. Городская клиническая больница №23 им. И.В. Давыдовского. Детали фасада здания начала XIX века
    Фотография © Дмитрий Чистопрудов
  • zooming
    3 / 8
    Дворец Ивана Баташева. Городская клиническая больница №23 им. И.В. Давыдовского. Детали фасада здания начала XIX века
    Фотография © Дмитрий Чистопрудов
  • zooming
    4 / 8
    Дворец Ивана Баташева. Городская клиническая больница №23 им. И.В. Давыдовского. Детали фасада здания начала XIX века
    Фотография © Дмитрий Чистопрудов
  • zooming
    5 / 8
    Дворец Ивана Баташева. Городская клиническая больница №23 им. И.В. Давыдовского. Детали фасада здания начала XIX века
    Фотография © Дмитрий Чистопрудов
  • zooming
    6 / 8
    Дворец Ивана Баташева. Городская клиническая больница №23 им. И.В. Давыдовского. Детали фасада здания начала XIX века
    Фотография © Дмитрий Чистопрудов
  • zooming
    7 / 8
    Дворец Ивана Баташева. Городская клиническая больница №23 им. И.В. Давыдовского. Детали фасада здания начала XIX века
    Фотография © Дмитрий Чистопрудов
  • zooming
    8 / 8
    Дворец Ивана Баташева. Городская клиническая больница №23 им. И.В. Давыдовского. Детали фасада здания начала XIX века
    Фотография © Дмитрий Чистопрудов

Плюс розетки, декоративные балюстрады и консоли с богатым лиственным рисунком. Все эти элементы стали основой для декора, нанесенного па стеклянные панели, все они гипертрофированы – сильно увеличены в масштабе, и, в основном, потеряли свои места в рамках логики фасада здания классицизма и получили новые.
Городская клиническая больница №23 им. И.В. Давыдовского. Реконструкция корпуса 4
Фотография © Дмитрий Чистопрудов

Общая логика размещения элементов – декоративная, сродни ковру. Хотя классическая основа в ней также есть: белый параллелепипед с окнами получил вертикали и горизонтали, верх и низ, аттик с розетками и цокольный ярус с консолями. Горизонтали балюстрад прорезают вертикали «пилястр», на всю высоту, они начинаются с консолей и завершаются «капителями»– львами. Для дельфинов с главного, обращенного к переулку, фасада дворца нашлось место на уличном фасаде корпуса.

Шаг увеличения тоже различен: миниатюрные розетки, размещенные в исходном рельефе под окнами, и фрагмент волнистого паттерна увеличены очень сильно, перевернуты относительно их базовой горизонтальной позиции и служат декором «пилястр». Но намеренного «жонглирования» элементами, фрагментирования, игры здесь нет – скорее мотивы, обоснованные соседством классицистического дворца, складываются в некий новый крупный узор со своей внутренней логикой.
Городская клиническая больница №23 им. И.В. Давыдовского. Реконструкция корпуса 4
Фотография © Дмитрий Чистопрудов

Узор этот похож на гризайль, утопленную в имитирующем травертин золотисто-бежевом тоне, апеллирующем в большей степени к камню классической архитектуры в широком смысле, чем к желтой краске фасадов классицизма. Новый фасад – не попытка превратить корпус 1972 года в подобие дворцового флигеля, он скорее становится неким напоминанием о памятнике, гигантской гравюрой на его тему, подобной оформлению выставки. Попыткой актуализировать ценные рельефы, обратить на них внимание прохожего или пациента. И, конечно же, украсить, насытить фактурой и эмоциями как собственно дом, так и окружение.

Фотографии фасадных рельефов красивы сами по себе, особенно в косом свете и в увеличении. Скульптурная поверхность, задуманная автором, в реальном рельефе сочетается с неровностями, потеками краски, городской копотью – эти два рисунка, задуманный и реальный, накладываются друг на друга и в таком сочетании наделены особенной привлекательностью. Их хочется фотографировать, рассматривать, увеличивать. Любоваться. В сущности это и предлагают нам авторы проекта фасадов корпуса 4 – любоваться рельефами в увеличении, просто проходя мимо. Удивляться, увидев за зарослями американских кленов огромную консоль, то ли рельефную, то ли «нарисованную», но похожую на часть какого-то паркового грота из Италии, где стажировался крепостной архитектор Кисельников.
  • zooming
    1 / 5
    Городская клиническая больница №23 им. И.В. Давыдовского. Реконструкция корпуса 4
    Фотография © Дмитрий Чистопрудов
  • zooming
    2 / 5
    Городская клиническая больница №23 им. И.В. Давыдовского. Реконструкция корпуса 4
    Фотография © Дмитрий Чистопрудов
  • zooming
    3 / 5
    Городская клиническая больница №23 им. И.В. Давыдовского. Реконструкция корпуса 4
    Фотография © Дмитрий Чистопрудов
  • zooming
    4 / 5
    Городская клиническая больница №23 им. И.В. Давыдовского. Реконструкция корпуса 4
    Фотография © Дмитрий Чистопрудов
  • zooming
    5 / 5
    Городская клиническая больница №23 им. И.В. Давыдовского. Реконструкция корпуса 4
    Фотография: Архи.ру

У стеклянных кассет есть еще одна особенность: кроме того, что рисунок развит, сложен и точен, – стеклянная поверхность отражает окружение. На изъятые из контекста и увеличенные картинки накладываются тени, отражения соседних зданий, к примеру дворцовых флигелей или церкви Симеона Столпника, и контуры деревьев, – что еще раз усложняет и обогащает рисунок при его непосредственном восприятии.
Городская клиническая больница №23 им. И.В. Давыдовского. Реконструкция корпуса 4
Фотография: Архи.ру
Городская клиническая больница №23 им. И.В. Давыдовского. Реконструкция корпуса 4
Фотография: Архи.ру

Конечно, реконструкция фасада ограничена в возможностях и в данном случае стеклянные кассеты помогли лишь немного «собрать» объем здания и недвусмысленно погрузить его в орнаментику. Окна сохранили свои небольшие размеры и узнаваемые пропорции, хотя откосы придали им глубину.
  • zooming
    1 / 7
    Городская клиническая больница №23 им. И.В. Давыдовского. Реконструкция корпуса 4
    Фотография © Дмитрий Чистопрудов
  • zooming
    2 / 7
    Городская клиническая больница №23 им. И.В. Давыдовского. Реконструкция корпуса 4
    Фотография © Дмитрий Чистопрудов
  • zooming
    3 / 7
    Городская клиническая больница №23 им. И.В. Давыдовского. Реконструкция корпуса 4. Фасад 1. Вид с ул. Яузская
    Проект © СПИЧ
  • zooming
    4 / 7
    Городская клиническая больница №23 им. И.В. Давыдовского. Реконструкция корпуса 4. Фасад 2. Вид по Землянскому пер.
    Проект © СПИЧ
  • zooming
    5 / 7
    Городская клиническая больница №23 им. И.В. Давыдовского. Реконструкция корпуса 4. Фасад 3 и 4. Вид с Тетеринского переулка и Николоямской улицы
    Проект © СПИЧ
  • zooming
    6 / 7
    Городская клиническая больница №23 им. И.В. Давыдовского. Реконструкция корпуса 4. Главный фасад
    Проект © СПИЧ
  • zooming
    7 / 7
    Городская клиническая больница №23 им. И.В. Давыдовского. Реконструкция корпуса 4. Фасад по Землянскому пер.
    Проект © СПИЧ

Однако не стоит забывать, что, в сущности, речь шла об утеплении фасадов – а получился новый опыт работы с рельефами, которые, будучи превращены в графику, сохранили и часть признаков скульптуры, поскольку под определенным углом зрения иллюзия объема напоминает о себе. С одной стороны, повтор и тиражирование очевидны, с другой стороны, копирования нет, поскольку мотивы перенесены на иной материал и поняты как часть другой системы, где они заняли другие места. Скорее уж это коллаж с увеличением, сродни подходу коллекционера, рассматривающего интересные ему детали под лупой – и предлагающего прохожему заняться тем же самым.

Мастерская:
СПИЧ http://www.speech.su
Проект:
Городская клиническая больница №23 им. И.В. Давыдовского. Реконструкция корпуса 4
Россия, Москва, Яузская улица, 11/6к4

Авторский коллектив:
Сергей Чобан, Игорь Членов, Алина Гарновская, Сергей
Попов (архитектурное бюро СПИЧ)
Фотосъемка архитектурных элементов исторического корпуса: Дмитрий Чистопрудов
Адаптация цветотехнического решения: Владимир Донсков («АКМА»)

2018 — 2019 / 2019 — 2020

29 Сентября 2020

author pht

Автор текста:

Юлия Тарабарина
Технологии и материалы
Светлые грани у подножия Монблана
Бюджетный, влагостойкий и удобный облицовочный материал – цементные плиты КНАУФ АКВАПАНЕЛЬ® – стал основой для создания узнаваемого образа центра водных видов спорта в курортном альпийском Салланше.
Цвет – это жизнь
Теория цвета и формы была важным учебным модулем в Баухаусе, где художники и архитекторы активно использовали теорию цвета Гёте и добились того, чтобы цвет стал неотъемлемой частью современной жизни. Шведы из Natural Colour Academy предложили палитру Color Trends 2020, собственную цветовую систему, которая задает цветовые стандарты для всех возможностей применения в новом десятилетии.
Расширить горизонты
Интерактивные игровые площадки, подключённые к интернету, и активити-парки компании «Новые Горизонты» как яркая часть городской среды.
Красное и черное
ЖК «Береговой» на береговой линии Москвы-реки, в престижном ЗАО, в историческом районе Филевский парк – часть Большого Сити, городской кластер, респектабельный образ которого создан с помощью облицовки клинкером Hagemeister
Ловушка для света
Новый Matelac Silver Crystalvision, стекло нейтрального оттенка с одной матовой и другой зеркальной стороной – удачное решение для современного минималистичного дизайна. Рассматриваем новый продукт в свете других предложений AGC для архитектуры интерьеров.
Праздничное освещение в большом городе
Каждый год с приближением праздников мы можем наблюдать, как преображаются привычные нам места: все стараются украсить пространство и создать праздничное настроение. Огромная роль при этом отводится праздничному освещению. Что это такое и каким образом создать праздничное освещение, мы разберем в этой статье.
Поверхность бархатная, характер нордический
Сочетая несочетаемое, Концерн Wienerberger разработал коллекцию инновационного кирпича Terca Klinker Nordic Line, модели которой названы в честь городов Северной Европы и намекают на скандинавскую архитектуру. Клинкер отличают бархатистые поверхности, прочность и эстетика при доступной цене.
Сейчас на главной
Традиции энергетики
В Порсгрунне на юге Норвегии по проекту архитекторов Snøhetta построено четвертое здание из их ресурсоэффективной серии Powerhouse: как и три предыдущих, оно произведет за время эксплуатации (минимум 60 лет) больше энергии, чем потратит, включая периоды строительства и демонтажа и даже процесс производства стройматериалов.
Подвижность модульного
В ЖК Discovery ADM architects предложили современную версию структурализма: форма основана на модульных ячейках, которые, плавно выдвигаясь и углубляясь, придают контурам объемов сдержанную гибкость, «дифференцированную» поэлементно. Пластично-ступенчатые фасады «прошиты» золотистыми нитями – они объединяют объемы, подчеркивая рельефность решения.
Наследники трамвая
Офисный комплекс Five в пражском районе Смихов «вырастает» из исторического здания трамвайного депо. Авторы проекта – бюро Qarta Architektura.
Бинокль архитектора
Новый собственный дом Тотана Кузембаева – удивительный деревянный катамаран, врытый в склон под углом, обратным перепаду рельефа. Сама двухчастная структура дома была выбрана ради лучшей звукоизоляции, столь необычная посадка на участке – ради лучшего вида, ну а выбор дерева как ключевого материала постройки, конечно, никого не удивил.
Забег по петле
Образовательный центр и информационный павильон нового района в окрестностях Чэнду связаны красной лентой – эксплуатируемой кровлей с беговой дорожкой по проекту Powerhouse Company.
СПбГАСУ 2020: Архитектурный факультет
Лучшие работы архитектурного факультета СПбГАСУ, созданные под руководством Владимира Линова, Владлена Лявданского и Наталии Новоходской в 2020 году: деревянный жилой комплекс, оздоровительный центр в горах, еще одна история для Кенигсберга и преображение бывшего детского лагеря.
Жизнь на биеннале
Скандинавский павильон на ближайшей венецианской биеннале превратится в экспериментальное жилье-кохаузинг по замыслу норвежских архитекторов Helen & Hard при участии восьми жильцов из их «коммунального» дома в Ставангере.
Полифония строгого стиля
Проект жилого комплекса «ID Московский» на Московском проспекте в Петербурге – работа команды Степана Липгарта минувшего 2020 года. Ансамбль из двух зданий, объединенных пилонадой, выполнен в стиле обобщенной неоклассики с элементами ар-деко.
Металлическая «улыбка»
В жилом комплексе The Smile по проекту BIG на Манхэттене 20% квартир рассчитаны на малообеспеченных жильцов, а еще 10% горожане со средним доходом могут снять по сниженной стоимости.
Кирпичный узор
Многофункциональный комплекс Theodora House на месте бывшего пивоваренного завода Carlsberg в Копенгагене: в историческом складе архитекторы Adept устроили офисы и пристроили к нему жилые корпуса, восстановив планировку начала XX века.
Архитекторы.рф 2020, часть II
Продолжаем изучать работы выпускников программы Архитекторы.рф 2020 года: стратегия для пасмурных городов, рабочие места в спальных районах, эссе о демократическом подходе к проектированию, а также концепции развития для территорий Архангельска и Воронежа.
Древесина как ценность
Спроектированный Nikken Sekkei к Олимпиаде в Токио центр гимнастики имеет двойное назначение: когда Игры, наконец, состоятся, трибуны уберут, и он станет выставочным павильоном.
В три голоса
Высотный – 41-этажный – жилой комплекс HIDE строится на берегу Сетуни недалеко от Поклонной горы. Он состоит из трех башен одной высоты, но трактованных по-разному. Одна из них, самая заметная, кажется, закручивается по спирали, складываясь из множества золотистых эркеров.
Зеленые ступени наверх
В 400-метровых парных башнях для нового бизнес-комплекса на юге Китая Zaha Hadid Architects предусмотрели террасные сады, связывающие небоскреб с окружением.
Архитекторы.рф 2020
Изучаем работы выпускников второго потока программы Архитекторы.рф. В первой подборке: уберизация школ, Верхневолжский парк руин, а также регламент для застройки Купецкой слободы и план развития реликтового бора.
Как на праздник, часть II
В продолжении подборки современных офисных интерьеров: висячие и вертикальные сады, живой уголок, капсулы для сна и офис-трансформер.
Истина в Зодчестве
Алексей Комов выбран куратором следующего фестиваля «Зодчество». Тема – «Истина». Рассматриваем выдержки из тезисов программы.
Двадцатый год, нелегкий: что говорят архитекторы
Тридцать архитекторов – о прошедшем 2020 годе, перипетиях, плюсах и минусах «удаленки», новых проектах, постройках и других профессиональных событиях, выставках и результатах конкурсов. Также говорим о перспективах закона об архитектурной деятельности.
Умерла Зоя Харитонова
Соавтор Алексея Гутнова, одна из тех архитекторов, кто стоял у истоков группы НЭР. Среди ее работ – многофункциональный жилой район в Сокольниках и превращение Старого Арбата в пешеходную улицу.
Умер Виктор Логвинов
Архитектор и юрист, увлеченный «зеленой архитектурой» и отдавший больше 30 лет защите корпоративных прав архитектурного сообщеcтва в рамках своей деятельности в Союзе архитекторов. Один из авторов закона «Об архитектурной деятельности».
Походные условия
Конгресс-центр Китайского предпринимательского форума в Ябули на северо-востоке КНР по проекту пекинского бюро MAD вдохновлен образами туристической палатки и доверительной беседы бизнесменов у костра.
Владимир Григорьев: «Панельная застройка везде одинакова,...
В Санкт-Петербурге стартовал открытый конкурс «Ресурс периферии», участникам которого предлагается разработать концепцию повышения качества среды жилых кварталов 1970-1990-х годов. Выясняем подробности у главного архитектора города.
Григориос Гавалидис: «Запрос на качественную архитектуру...
Бюро, которое очень быстро, за 5-6 лет, выросло от 3 до 50 архитекторов и теперь работает с крупными ЖК и значительными мастер-планами «городов-спутников» Подмосковья. Основано греком из города Салоники. Григориос Гавалидис считает скучной работу с частными домами на островах, говорит по-русски как москвич и мечтает сделать московскую городскую среду комфортной, разнообразной и безопасной – как в Греции.
Пост-комфортный город
С появлением в программе традиционной конференции Москомархитектуры термина «пост-комфортный» стало очевидно, что повестка «комфортности» в пандемию если и не отменяется, то значительно корректируется.
Остаточная площадь, добавленная стоимость
Выстроенный на сложном участке на юге Парижа «доступный» жилой дом соединяет экологические материалы, вертикальное озеленение, городскую ферму и помещения общего пользования вместо пентхауса. Авторы проекта – бюро Мануэль Готран.
В пространстве парка Победы
В проекте жилого комплекса, который строится сейчас рядом с парком Поклонной горы по проекту Сергея Скуратова, многофункциональный стилобат превращен в сложносочиненное городское пространство с интригующими подходами-спусками, берущими на себя роль мини-площадей. Архитектура жилых корпусов реагирует на соседство Парка Победы: с одной стороны, «растворяясь в воздухе», а с другой – поддерживая мемориальный комплекс ритмически и цветом.
Как на праздник, часть I
В первой подборке офисных интерьеров, отвечающих современному трудовому процессу – wi-fi и камины, переговорные и игровые, эффектность и функциональность.
Динамика проспекта
На Ленинградском проспекте недалеко от метро Сокол завершено строительство БЦ класса А Alcon II. ADM architects решили главный фасад как три объемные ленты: напряженный трафик проспекта как будто «всколыхнул» материю этажей крупными волнами.
Кирпич и золото
Новый кинотеатр в Каоре на юге Франции по проекту бюро Антонио Вирга восстановил историческую структуру городской площади, где при этом был создан зеленый «оазис».
Андрей Асадов: «На концептуальном этапе надо сразу...
Исследуем главный витраж саратовского аэропорта «Гагарин», составленный из стеклопакетов, наклоненных под углом и образующих «воронку» над входом. Обсуждаем особенности витражных конструкций, а также поиск технологии, которая позволит реализовать красивое архитектурное решение, не пожертвовав надежностью и стоимостью объекта.
Каменные профили
В Цюрихе завершено строительство нового корпуса Кунстхауса, крупнейшего художественного музея Швейцарии. Авторы проекта – берлинский филиал бюро Дэвида Чипперфильда.
Пароход у причала
Апарт-отель, похожий на корабль с широкими палубами, спроектирован для участка на берегу Химкинского водохранилища в Южном Тушино. Дом-пароход, ориентированный на воду и Северный речной вокзал, словно «готовится выйти в плавание».
Не кровля, а швейцарский нож
Ландшафтное бюро Landprocess из Бангкока превратило крышу одного из старейших университетов Таиланда в городской огород, совмещенный с общественным пространством и резервуарами для хранения дождевой воды.
Магия ритма, или орнамент как тема
ЖК Veren place Сергея Чобана в Петербурге – эталонный дом для встраивания в исторический город и один из примеров реализация стратегии, представленной автором несколько лет назад в совместной с Владимиром Седовым книге «30:70. Архитектура как баланс сил».
Архитектор в девелопменте
Девелоперские компании берут в команду архитекторов, а порой создают целые архитектурные подразделения внутри своей структуры: о роли, значении, возможностях архитектора в сфере девелопмента Архи.ру и Институт «Стрелка», изучающий эту непростую тему в течение года, поговорили с архитекторами, которые работают в девелопменте, и другими специалистами.
Еще одна история
Рассказ Феликса Новикова о проектировании и строительстве ДК Тракторостроителей в Чебоксарах, не вполне завершенном в девяностые годы. Теперь, когда рядом, в парке построено новое здание кадетского училища, автор предлагает вернуться в идее размещения монументальной композиции на фасадах ДК.
Виталий Лутц: «Работа над ЗИЛом была очень интересна...
Недавно Архсовет в неформальном режиме обсудил мастер-план территории ЗИЛ-Юг, разработанный на основе ППТ Института Генплана, утвержденного в 2016 году. Об истории и особенностях проектов 2011-2017 рассказывает их непосредственный участник и руководитель.
Живое дерево
Новая книга признанного специалиста по современной деревянной архитектуре России Николая Малинина, изданная музеем «Гараж», нетрадиционна по многим пареметрам, начиная с того, что не вписывается в правила жанровых определений. Как дышит автор – так и пишет. Но знает свой предмет нешуточно, так что книгу надо признать скорее приметой рождения нового жанра исследования, чем простым отступлением от норм.
Ваши бревна пахнут ладаном
По любезному разрешению издательства Garage публикуем две главы из книги Николая Малинина «Современный русский деревянный дом»: главу о девяностых и резюме типологии современного деревянного частного дома.